Всё, что нужно знать постящемуся в месяц Рамадан. Чтение Корана в Рамадан В какой суре говорится о рамадане

Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именнно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал:

Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран (2:185).

Пост - одно из лучших средств для устранения человеческих привязанностей, мешающих видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может восппринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране.

Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для пониманния Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспосллан Коран» (2:185) . То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей».

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключённый в нём смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

А аль-Хасан ибн ‘Али сказал: «Поистине, те, кто жил до вас, рассматривали Коран как послания от своего Господа, старались осмыслить их ночью и изучали их днем».

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Читающий Великий Коран должен понимать, какую милость оказал Всевышний Аллах Своим творениям, донося смысл Своих Слов до их понимания, и знать: то, что он сейчас читает, - не слова человека. И при этом он должен осознавать величие Того, от Кого исходят эти Слова, и размышлять о заключённом в них смысле».

И это великое облегчение и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключёнными в ней значениями.

Ибн ас-Салях сказал: «Чтение Корана - это почёт, оказанный Всевышним человечеству. Передается, что ангелам не было оказано такого почёта, и что они стремятся услышать его от людей».

Однако Всевышний Аллах не только разрешил нам по милости Своей и Своему великодушию вести с Ним тайную беседу и смотреть на Его Слова. Он еще и даровал нам самое высокое положение за то, что мы делаем это. Всевышний сказал:

Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он - Прощающий, Благодарный (35:29–30).

Всевышний избрал для себя людей Своего Писания, которые читают его и поступают в соответствии с ним, и сделал их достойными обладателями его.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди людей есть люди Аллаха». Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Люди Корана. Они - люди Аллаха и Его приближенные».

Если вы будете внимательны к Корану в Рамадан, дорогие братья и сёстры, будете читать его и изучать - ваше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и вы сможете стать людьми Корана и, соответственно, людьми Аллаха и Его приближенными, и не быть одними из тех, кто забросил Писание и тем самым навлёк на себя гнев Аллаха и жалобу Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «Господи! Мой народ оставил и заббросил этот Коран» (25:30) .

Определите для себя тот объем, который вы можете прочитыввать ежедневно в месяц поста, и постарайтесь читать столько же каждый день, когда Рамадан закончится, чтобы быть вам «людьми поминания», а не «людьми покидания». Делить Коран на небольшие части, читаемые постоянно - Сунна, однако она давно забыта даже проповедниками Ислама и соблюдаюющими мусульманами, не говоря уже о простых людях. Наши праведные предшественники ежедневно прочитывали определенную часть Корана. Часто это была часть, позволяющая им прочитывать Коран полностью за месяц, или столько, чтобы можно было прочитать его за неделю или, например, за три дня. А на то, что это Сунна, указывают достоверные хадисы, например, слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто проспал чтение того, что он обычно читает ночью или часть этого, а потом прочитал его между утренней и полуденной молитвой, ему запишется, как будто он прочитал его ночью».

И сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) брали с Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пример в делении Корана на части. Как-то он принимал у себя несколько человек из племени Сакыф, и каждый вечер он приходил к ним после вечерней молитвы и беседовал с ними, а однажды он задержался, и когда он пришёл, они сказали ему: «Ты задержался». Он сказал: «Я начал читать часть Корана, которую читаю обычнно, и не хотел выходить до тех пор, пока не дочитаю её». Передатчик этого хадиса Аус ибн Хузейфа ас-Сакафи сказал: «Я спросил сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): как вы делите Коран? И они сказали: три, затем пять, затем семь, затем девять, затем одиннадцать, затем тринадцать, а затем часть, состоящая из коротких сур».

А ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) делила Коран так, чтобы прочитывать его полностью за семь дней. Она сказала: «Я читаю свою часть (или: седьмую часть), сидя на своей подстилке или постели». Однако в Рамадан отношение наших праведных предшесственников было иным. В этот месяц от чтения Корана из их домов доносился звук, подобный жужжанию пчёл. И хотя весь Рамадан является наиболее достойным и подходящим временем для чтения Корана и поминания Аллаха, больше всего для этого подходит ночь - ведь в это время чувства человека обостряются, и он лучше воспринимает читаемое. Возможно, именно поэтому в Рамадан Джибриль приходил к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) по ночам, чтобы повторять с ним Коран, как об этом упоминает Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими).

Ибн Раджаб прокомментировал этот хадис следующим образом: «Он указывает на то, что лучше читать Коран в Рамадан по ночам, поскольку ночью кончаются дела и заботы, человек сосредоточивается, и его язык и сердце лучше настроены на углубленное чтение Корана и размышление о заключённом в нем смысле. Ведь Всевышний сказал: “Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи производят более сильное впечатление и яснее по изложению” (73:6) ».

Это что касается времени. А если говорить о месте, то лучше всего, конечно же, читать Коран в мечети, особеннно если вы совмещаете чтение с обучением.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится у Него».

«О Аллах! Сделай великий Коран весной наших сердец, светом нашей груди, удалением нашей тревоги и печали. Помоги нам вспомнить то, что мы забыли из него, и научи нас тому, чего мы не знаем из него… Амин!».

05.06.2017 Fatima_bint_Dzhabrail 💜 15 1583 1

Fatima_bint_Dzhabrail 💜 💜

Сура "Гадр" по счёту 97-я сура Корана. Как видно из названия, в этой суре говорится о ниспосланном свойстве Корана.

Предположения о том, где была ниспослана сура "Гадр" - в Мекке или Медине - расходятся. В некоторых хадисах подчёркивается, что эта сура была ниспослана в Медине (по толкованию Суюти "Дуррул-Мансур"). Однако по утверждению других толкователей, эта сура была ниспослана именно в Мекке.

О савабе, приносимом чтени ем суры "Гадр", Хазрет Пророк Мухаммед (с) изрёк: "Каждый, кто прочтёт эту суру, заработает саваб, равный савабу соблюдения оруджа в месяц рамазан и богослужению, совершённому в ночи ахья". А Хазрет Мухаммед Багир (а) говорил так: "Человек, звучно читающий суру "Гадр" зарабатывает саваб, равный савабу человека, который, обнажив меч, ведёт джихад во имя Аллаха. Человек, тихо читающий эту суру, зарабатывает саваб, равный савабу человека, истекающего кровью от ран, полученных во имя Аллаха".

1-Й СТИХ:
"ВОИСТИНУ, МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО (КОРАН) В НОЧЬ ГЯДР"

Из других сур Корана известно, что наша Священная Книга была ниспослана именно в благословенный месяц рамазан: "Месяц рамазан, в котором был ниспослан Коран..." (Сура "Багара", стих 185).

Хотя в первом стихе суры "Гядр" и не упоминается Священный Коран, ясно, что слова "Мы ниспослали его" относятся именно к Корану.

Слова "Мы ниспослали его" подчеркивают величие Корана. Всевышний Аллах связывает такое неповторимое и важнейшее действие, как ниспослание Корана только с собой, и поэтому использует множественное местоимение "Мы", выражающее почёт и величие.

В суре "Багара", цитата из которой приведена выше, говорится, что ночь Гядр, в которую был ниспослан Коран, находится в месяце рамазан. Интересно, какая из ночей месяца рамазан является ночью Гядр? Хотя в стихах Корана нет конкретной информации по этому вопросу, он широко освещается в достоверных хадисах, рассказанных святыми Ислама.

Читающий суру "Гядр", естественно, может задаться вопросом: известно, что Священный Коран по частям ниспосылался в течение 23 лет Пророку и через Пророка доводился до людей, но если так, насколько соответствуют истине стихи Корана и хадисы, говорящие о том, что Коран был ниспослан в ночь Гядр?

Учёные богословы дают такой ответ: Коран был дважды ниспослан Всевышним Аллахом. В первый раз Всевышний Аллах ниспослал Коран с Лёвхи-Мехфус, как отмечено ранее, на Землю (душе Пророка). В этот раз Коран был ниспослан целиком, единовременно.

После того, как Хазрет Мухаммед (с) стал Пророком, Всевышний Аллах изволил посылать стихи Корана частями (постоянно в течение 23-ч лет) посредством архангела по имени Джабраил (а), донесшего их Пророку.

Специалисты арабского языка находят в тексте Корана знаки, указывающие на то, что Коран был ниспослан в два этапа. В стихах Корана, говорящих о его ниспослании, используются два слова, имеющие один корень, но различные формы: "инзал" и "тензил". Например:

"Инна энзелнаху фи лейлетил-Гядр" ("Мы ниспослали его в ночь Гядр") (сура "Гядр", стих 1).
"...Вя незелнаху тензила" ("...И ниспослали его постепенно") (сура "Исра", стих 106).
"Тензилул-китаби мин-Алла-хил-эзизил-хаким" ("Книга (Коран) была ниспослана постепенно почитаемым и мудрым Аллахом")(сура "Зумре", стих 1).

По мнению филологов, "инзал" - это ниспослание Корана единовременно, а "тензил" - постепенно, частями (в книге Рагиба Исфахани "Муфрадат" даётся подробная информация на эту тему).

Покойный Аламе Суюти, считающийся одним из самых известных специалистов по Корану в книге "Ал-Итган" приводит следующий хадис со слов Абдуллаха ибн Аббаса: "Коран был ниспослан в ночь Гядр на Землю сразу. Затем Аллах посылал его частями, когда считал нужным, своему Пророку".

2-Й СТИХ:
"ЗНАЕШЬ ЛИ, ЧТО ТАКОЕ НОЧЬ ГЯДР?"

Какая из ночей месяца рамазан является ночью Гядр, неизвестно. В разных хадисах говорится о том, что ночь Гядр - одна из ночей 17-й, 19-й, 21-й, 23-й, 27-й, 29-й. Табари пишет в своём толковании: "В месяце рамазан есть одна ночь, которая называется "ночь Гядр". Эта ночь является праздником всех ангелов. Они спускаются на землю. Джабраил, Микаил, Исрафил и многие другие ангелы спускаются в эту ночь на землю. Ночь Гядр - одна из ночей между 19-м и 27-м числами рамазана".

Фатхуллах Кашани в толковании "Минхаджус-Садиги" пишет:

"Наиболее правильна мысль о том, что ночь "Гядр" - одна их десяти последних ночей месяца рамазан". Хазрет Али (а) говорил, что Пророк в последние десять ночей Рамазана будил членов свой семьи со словами: "Ищите ночь Гядр в одной из последних десяти ночей".

Желательно, чтобы мусульмане во все нечётные числа между 19-м и 27-й бодрствовали (соблюдали ахья), совершали богослужения. В самых достоверных хадисах говорится о том, что наиболее вероятно ночь Гядр находится между 23-м и 27-м числами месяца рамазан. В настоящее время в Исламском мире именно в эти две ночи повсеместно проводятся богослужения.

Уместно будет отметить, что неопределенность ночи Гядр имеет вескую причину. Знаменитый мусульманский богослов Аламе Багави даёт такое объяснение: "Аллах сокрыл точное время ночи Гядр от мусульманского сообщества, дабы мусульмане в надежде встретить ночь Гядр совершали богослужения в течение всего месяца рамазан".

В одном из хадисов говорится, что Имам Джафар Садиг (а) одному из сподвижников сказал, что ночь Гядр - одна из двух ночей рамазана. Сподвижник настойчиво спросил: "Если у меня не будет возможности совершать богослужение в обе ночи, какую же из них предпочесть?" Имам вновь не дал конкретного ответа: "Разве трудно бодрствовать две ночи, посвятив их богослужению?"

Таким образом, во втором стихе суры "Гядр" Всевышний Аллах напоминает людям истину, вопрошая: "Знаешь ли, что такое ночь Гядр?".

Во-первых, человек не знает определённо, какая из ночей является ночью Гядр. Во-вторых, ночь Гядр настолько могущественна, что человек не в силах осмыслить её значение, чтобы совершить богослужения, достойные этой ночи..

СТИХ 3-Й:
"НОЧЬ ГЯДР БЛАГОСТНЕЕ ТЫСЯЧИ МЕСЯЦЕВ"

Многие думают, что слова "тысяча месяцев" используются всего лишь для гиперболизации и не имеют конкретного значения. Всевышний Аллах использует эти слова для определения величия ночи Гядр (для примера отметим, что такой способ изъяснения вполне соответствует общечеловеческой логике. Например, мы часто говорим: "Я тебе тысячу раз говорил...", или "тысячу раз быть полезным", "тысячу раз благодарить" и т.д. Ясно, что этими словами мы не стремимся определить конкретное количество. Наша цель - передать значительность обсуждаемой темы).

Но в некоторых повествованиях отмечается, что слова стиха "тысяча месяцев" используются для определения конкретного периода. Однажды Пророк поведал своим сподвижникам историю одного человека из Сынов Израиля, жившего в давние времена. Этот человек в течение 80 лет вёл джихад с врагами религии, не прекращая свою борьбу ни на один день. Сподвижники, желая уподобиться ему, спросили, как же они могут достичь этого, если человек живёт менее 80 лет? Пророк ответил им: "Если вы проведёте в богослужениях ночь Гядр, то заработаете саваб, равный савабу богослужения тысячи месяцев (80 лет)".

СТИХ 4-Й:
"В ЭТУ НОЧЬ АНГЕЛЫ И ДУХ (ДЖАБРАИЛ (А)) ПО ВОЛЕ ГОСПОДА ИХ СПУСКАЮТСЯ НА ЗЕМЛЮ СО ВСЕМИ ПОВЕЛЕНИЯМИ ЕГО"

В стихе глагол "таназзалу" находится в настоящем времени и говорит о том, что действие продолжается. Из этого становится ясным, что ночь Гядр повторяется каждый год со времён Пророка и будет повторяться до конца света.

По поводу того, что Всевышний Аллах подразумевает под словом "Дух", учёные расходятся во мнениях. Некоторые толкователи говорят, что речь идёт об архангеле по имени Джабраил (а). По другому толкованию, "дух" - это откровение, ниспосланное Хазрету Пророку. Поскольку в другом стихе Корана под словом "дух" понимается откровение: "Так, чтобы доставить тебе Свои приказы как откровение, Мы послали дух" (сура "Шура", 52-й стих). По другой теории, "дух" - это не ангел, а полностью отличающеся от ангела существо. По некоторым хадисам, переданным святыми Ислама, мы узнаём, что "дух" - это существо, ещё высшее, чем ангел.

Среди этих трёх теорий наиболее распространённой является первая теория.

О том, по каким делам ангелы и дух спускаются на землю, в толкованиях даётся такая информация: в ночь Гядр определяется судьба людей на будущий год, распределяется благодать, отмеряется срок жизни. Конечно же, это не отвергает положения Ислама о свободе действий и ответственности людей.Так как Всевышний Аллах определяет судьбу каждого человека достойно его поступкам. Каждый получит заслуженное своей верой, стермлениями и действиями.

СТИХ 5-Й:
ЭТА НОЧЬ МИРНАЯ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЗАРИ!

Почему Всевышний Аллах называет ночь Гядр мирной ночью? По этому поводу выдвигаются нижеследующие теории:

А) в ночь Гядр ангелы и дух спускаются на землю, принося правоверным благословение Аллаха. Так как эта ночь полна благословения, она называенся благословенной.
Б) ночь Гядр полна милостью и милосердием Аллаха, в эту ночь человечество получило величайший дар - Коран. По некоторым повествованиям, в эту ночь шайтаны скованы цепями и не могут вредить правоверным.

Почему ночь называется "Ночью Гядр" ("Ночью Могущества"), также интересный вопрос. Известно, что определение событий, которые произойдут в будущем, называется "тегдир". Говорят, что так как в ночь Гядр определяются события будущего года, она называется словом, одноко-ренным со словом "тегдир".

По мнению некоторых учёных, слово "Гядр" означает узкость и тесноту. Потому что в эту ночь на землю спускается столько ангелов, что им становится тесно.

По мнению другой группы толкователей, так как каждый, кто провёл эту ночь в богослужениях, заслуживает пред Аллахом цену, ночь получила такое название.

Некоторые учёные говорят, что поскольку ночь Гядр имеет большое значение сама по себе она получила такое название. В одном из стихов солово "гядр" используется именно в этом смысле: "Они не знали о могуществе (гядр) Аллаха" (сура "Хадж", стих 74).

НОЧЬ ГЯДР - ДАР МУСУЛЬМАНАМ

Интересно, была ли у прошлых сообществ ночь Гядр?

Из Исламских источников становится ясно, что в доисламских религиях не былот ночи Гядр и этот дар имеют только мусульмане. В одном из хадисов о Хазрете Пророке Мухаммеде (с) говорится: "Несомненно, Аллах подарил Ночь Гядр моему сообществу, предыдущие сообщества были лишены этого богатства" (Из толкования Суюти "Дуррул-Мансур").

В исламских источниках всесторонне рассматриваются действия, которые должны быть совершены в ночь Гядр. В эти ночи совершить омовение и очиститься, надеть чистое и аккуратное одеяние считается богоугодным. Также в течение всей ночи надо читать молитвы и долго совершать намаз, читать Коран, особенно суры "Анкебут", "Рум", "Духан" и "Гядр". Так как молитвы, прочитанные в Ночь Гядр, будут услышаны, то желательно прочесть много молитв.

Дорогие мусульмане! Давайте в Ночь Гядр будем молиться о здоровье и счастье мусульман. А особенно в этот тяжёлый период жизни будем молиться Аллаху об освобождении захваченных территорий, об улучшении жизненных условий нашего народа.

Да примет Аллах наши молитвы. Аминь!

Полностью прочитать Коран

Мы все с вами прекрасно знаем, что Священный Коран был ниспослан в месяц Рамадан. Рамадан – месяц Корана, поэтому мусульмане во всём мире стараются прочитать его полностью. В Коране говорится: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» - сура «Баккара, аят185. Сподвижники пророка и ученые прекрасно понимали суть этого аята, поэтому они перечитывали Коран не просто один раз, а по нескольку!

Они знали, что главное предназначение Рамадана – уделение особого внимания Книге Аллаха! Аз-Зухри , да помилует его Аллах, спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей».

АбдуРаззак передает от имама Суфьяна ас-Саури , что с наступлением Рамадана он оставлял все необязательные виды поклонения и все свое время уделял чтению Корана! А Ибн Абдуль-Хакам передает, что имам Малик в этот месяц отдалялся от изучения наук, и читал Коран!

Не забывайте, что в Рамадан ангел Джибрииль приходил к Пророку, мир ему и благословение Всевышнего по ночам, чтобы повторять с ним Коран. Об этом упоминает Абдулла Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Выстоять молитву «Таравих»

Данная молитва является обязательной сунной - сунна муаккяда как для мужчин, так и для женщин. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой в ее значимость и ожиданием вознаграждения за нее только от Господа, тому будут прощены предшествовавшие грехи» - передает аль-Бухари .

Пророк Мухаммад в 23, 25 и 27-юночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фард). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома. Об этом передаётся от Абу Зарра , а также от Аиши в сборниках Муслима, аль-Бухари и ат-Тирмизи .

О том, что Пророк и его сподвижники читали в Таравихе до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба . Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. Абдурахман ибн Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джамаатом!» Именно так он и поступил, поставив имамом Убейю ибн Кягба» - передано аль-Аскаляни и аш-Шавкяни . Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь - Сунна и путь праведных халифов». Не стоит забывать, что Умар был одним из них - вторым праведным халифом! Имам Малик дополняет: «Во времена Умара читали двадцать ракяатов молитвы Таравих. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны».

Выплатить Закят, дать Садака и накормить нуждающегося

Традиционно мусульмане всего мира стараются выплачивать Закят именно в месяц Рамадан, а также усердствуют в раздаче милостыни нуждающимся. С чем это связано? Скорее всего они опираются на изречение пророка, мир ему и благословение Всевышнего, со слов Ибн Аббаса , в котором говорится: «Пророк был самым щедрым из людей, и он был самым щедрым в Рамадан, когда ему являлся Джибриль. Джибриль являлся ему каждую ночь Рамадана, чтобы преподавать Коран. Щедрость Пророка была сильнее ветра» - передаёт Аль-Бухари.

Также до праздника Ид аль-Фитр или Ураза-байрам мусульманам предписано давать садака аль-фитр. Считается, что благословенное время Рамадана влияет на любое праведное дело, а раздача милостыни Закята – одна из форм поклонений, которая предписана Всевышним и является столпом, на котором зиждется религия ислам.

Сделать «Итикаф»

Итикаф – это наиболее любимое для Всевышнего Аллаха из благих деяний в месяц Рамадан. Слово «итикаф» в переводе с арабского означает «пребывание». С точки зрения шариата это означает пребывание в мечети с целью приближения к Аллаху.

Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, усердствовал в этом виде поклонения, за ним следовали и сподвижники. Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Пророк усердствовал в итикафе в последние дни месяца Рамадан, пока не ушёл в мир иной» - передано аль-Бухари и Муслим .

Сообщается, что пророк не выходил из мечети в дни итикафа, кроме как для естественных надобностей. Когда подходили последние десять дней месяца Рамадан, он и его сподвижники усердствовали в поклонении, ибо на эти дни приходится «Ляйлят аль-Кадр» -Ночь Предопределения.

Найти ночь Предопределения «Ляйлят аль-Кадр»

Мы все прекрасно знаем, что «Ляйлят Уль-Кадр» - Ночь Предопределения лучше, чем тысяча месяцев». Об этом говорится в Коране. Застать её, значит убедиться в том, что просьбы твои услышаны. Это шанс изменить свою жизнь к лучшему!

От Аиши, передаётся, что Пророк сказал: «Ищите Ляйлят-Уль-Кадр среди последних десяти ночей месяца Рамадан» - передаёт аль-Бухари. В другом хадисе говорится: «Ищите Ляйлят-Уль-Кадр в нечётных числах, среди последних десяти ночей» - аль-Бухари.

Тимур Шарафиев

Соблюдение 30-дневного поста в месяце Рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран:

Тот из вас, когда застанет месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение, — пусть проводить его постясь…

По поводу поста в Коране сказано:

О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, может быть, вы будете богобоязненными на определенное количество дней; а кто из вас болеет или в пути, то следует поститься столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься, надлежит во искупление накормить бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, то это лучше для него. А чтобы вы постились, это лучше для вас, если вы знаете.

В Коране также говорится:

Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они одеяние для вас, а вы одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам, и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи. (2:187)

Слово «Такуа» (богобоязненность) означает осознание Бога, непременные элементы которого — любовь и страх по отношению к Нему и стремление Ему угодить. Поэтому нам предписано придерживаться в Рамадан ежедневного поста, от рассвета до заката, не употребляя еду и воду, а также избегая телесной близости и глупых разговоров.

Но в чем причина этой необходимости?

Пост — это доказательство себе и всему миру, что искушения и соблазны не смогут поколебать нашу твердость и веру. В обычный день каждый из нас постоянно что-то перекусывает на ходу: печенье, орехи, булку или пирожное, а это нередко ведет к ожирению. Мы пьем слишком много кофе, чая или газированной воды. Некоторые любвеобильные мужчины и женщины не могут удержаться от близости больше, чем день. В ссоре мы нередко забываем о вежливости и начинаем грубую перебранку, сопровождаемую иногда и кулаками. Когда человек соблюдает пост, он должен четко контролировать все свои импульсы.

Смотря на еду, он должен отворачиваться, подавляя в себе нарастающий голод, а также на время забыть об обеде, кофе и печенье. Те, кто курят, должны бросить курить. Физическую тягу к жене необходимо отложить до ночи. Если к вам задираются, надо сказать: «Извините, у меня пост и я не буду драться». Чтобы стать в Рамадан ближе к Богу, необходимо увеличить свои старания в молитве и чтении Корана.

Мусульмане не постятся для достижения медицинских целей, которые в этом вопросе второстепенны. В медицине пост назначается для похудения, а также, чтобы разгрузить пищеварительную систему и сократить уровень липоидов. Но у полных и медицинских диет бывают побочные эффекты. Исламская диета отличается от этого лечения, так как при ней не происходит недоедания или сокращения калорий. Потребление калорий во время Рамадана лишь немного меньше требуемой медициной нормы.

К тому же пост в Рамадан — добровольный, а не навязываемый врачами. Более того, тип пищи, принимаемой во время поста, не имеет никаких отборочных критериев подобно тем диетам, когда разрешаются только белковые продукты или фрукты. Все, что разрешено, потребляется в разумных количествах.

Как видно, согласно Корану, важная особенность мусульманского поста именно в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить разрешено.

Лучи которого не погаснут. Коран – это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня.

Рамадан – наилучший из месяцев, потому что это месяц чтения и изучения Корана, размышления над Священной Книгой и, естественно, следования ей. Ведь именно в этом месяце был ниспослан Священный Коран. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи » (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Ещё в хадисе сказано, что все небесные книги были отправлены к пророкам (мир им) в месяце Рамадан (Ахмад). Все остальные книги ниспосылались сразу полностью, а Коран сначала был ниспослан на «Байт уль-Изза», это находится на первых небесах, и это было в месяц Рамадан, в Ночь Предопределения (могущества) – Ляйлят уль-Кадр . Потом раздельно – аят за аятом, по одному, двум, пяти или десяти аятам – при возникновении определённых вопросов Книга ниспосылалась в течение двадцати трёх лет.

И мудрость такого раздельного ниспослания Всевышний объясняет нам (смысл): «Те, которые не уверовали, сказали: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё (о Мухаммад!) сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, когда Джабраил (мир ему) будет читать тебе (его) частями размеренно, не спеша (Коран, 25:32).

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель – Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы » (Коран, 73:6). Получается что дневной пост – это очищение, а ночное богослужение – намазы и чтение Корана – украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, – в это время он становился щедрее вольного ветра » (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан . Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним » (Лятаиф аль-Маариф).

А ведь Аллах призывал к размышлениям над смыслами и мудростью Корана, и это лучше всего получается сделать во время ночей Рамадана. Всевышний, обращаясь к людям, говорит (смысл): «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах то, что удерживает их от размышления? » (Коран, 47:24). Почему Аллах призывает нас к размышлению над Кораном? Потому что неправильное понимание слов Всевышнего чревато возникновением сект и радикальных настроений у молодёжи. Чтобы понять Речь Аллаха, нам следует читать тафсиры (толкования) Корана.

Наши праведные предки (саляф ас-салихин), да снизойдёт милость Аллаха на них, удивительным образом усердствовали в чтении Корана в месяце Рамадан; они оставляли другие занятия, дабы не отвлечься от Речи Аллаха.

Когда наступал Рамадан, аз-Зухайр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Воистину это месяц чтения Корана и раздачи милостыни едой». Ибн Хаким сказал: «При наступлении Рамадана имам Малик, да будет доволен им Аллах, «убегал» от чтения хадисов и сидения с богословами к чтению Корана ». Абд ар-Раззак сказал: «При наступлении Рамадана Суфьян ас-Саври, да будет доволен им Аллах, оставлял всё остальное богослужение и поворачивался к Корану ».

Наши праведные предки за месяц несколько раз успевали завершить чтение Книги Аллаха, как это нам передали доверенные имамы. Так, Асвад в месяце Рамадан в каждые две ночи завершал чтение Корана, а вне Рамадана он за шесть ночей завершал его. Катада в остальные месяцы за неделю завершал чтение Книги Аллаха, а в Рамадан – за три ночи; когда же наступали десять последних ночей Рамадана, он каждую ночь завершал чтение Корана! Раби бин Сулайман сказал, что имам аш-Шафии в месяце Рамадан шестьдесят раз читал Коран, и всё это в намазе. Имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину мне рассказал тот, который совершал намаз в Рамадане рядом с Умаром бин Хусайн, что он каждую ночь начинал заново чтение Корана (аль-Байхаки фи аш-шиб).

Имам ан-Навави сказал: «А что касается тех, которые в одном ракаате завершали чтение Корана, то их не перечесть, столь много было их. Из них: Усман бин Аффан, Тамим ад-Дари, Саид бин Джубайр, да будет доволен ими Аллах (ат-Тибьян). Имам аз-Захаби рассказал: «Воистину передали многие, что Абу Бакр бин Аяш в течение сорока лет каждые сутки завершал чтение Корана. Когда он покинул этот мир, его сестра заплакала. Ей сказали: «Что тебя заставило плакать? Загляни вон на ту молельню: воистину твой брат там 18 тысяч раз Коран прочитал» (Сияр алями ан-Нубаля).

Как мы видим из вышеприведённого, с наступлением Рамадана богословы оставляли все виды дополнительных поклонений и читали, изучали только Речь Аллаха. А мы с вами читаем ли Священный Коран, читают ли его наши домочадцы? К большому сожалению, Священный Коран сегодня во многих семьях превратился в некий атрибут, который хранят в серванте. Его уже не читают и не изучают, по его законам люди не стараются жить. А ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелел: «Читайте Священный Коран – воистину в День Судный он будет заступником для тех, кто его читал» (Муслим).

В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Пост и Коран в День суда будут заступниками раба. Пост скажет: «О мой господь! Я лишил его еды и страстей днём, так дай же мне возможность заступиться за него». Коран скажет: «О мой господь! Я лишил его сна ночью, так дай мне возможность за него заступиться». И тогда они оба заступятся за этого раба » (Ахмад).

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква » (ат-Тирмизи).

Про обучение Корану Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других » (аль-Бухари).

Да поможет Всевышний верующим, желающим изучить Коран, в изучении его и желающим читать – в чтении!

Mishari Rashid - Нашид о месяце Рамазан