Завоевание Египта. Амр ибн ал-Ас

Амр ибн аль-Ас Амр ибн аль-Ас

Абу ’Абдуллах ’Амр ибн аль-’А́с аль-Кураши (араб. عمرو بن العاص ‎; ок. 573, Мекка , совр. Саудовская Аравия - 6 января 664 , Фустат , совр. Египет) - арабский полководец и политический деятель VII века. Первоначально один из непримиримейших врагов пророка Мухаммеда и его учения, но затем один из самых ревностных его последователей .

Биография

Его полное имя: Абу ’Абдуллах ’Амр ибн аль-’Ас ибн Ваиль ибн Хашим ибн Са’ид ибн Сахм аль-Кураши.Родился около 573 или 583 году в Мекке. Амр был одним из влиятельных курайшитских лидеров Мекки и долгое время он действовал против мусульман. Именно он был послан в Эфиопию, чтобы добиться пле­нения и выдачи эмигрировавших в эту страну мухаджиров . После переселения мусульман из Мекки в Медину он сражался против них в битвах при Бадре , Ухуде и битве у рва . После подписания в 629 году Худайбийского мирного договора Амр ибн аль-Ас принял ислам .

После завоевания Мекки пророк Мухаммад послал Амра ибн аль-Аса для разрушения идола Сува . После этого Амр поехал в Оман для передачи пись­ма пророка Мухаммада правителю этой области, и оставался там вплоть до смерти Пророка в 632 году .

В период правления халифа Али Амр поддержал правителя Сирии Муавию и стал командовать его армией . Когда халиф Али послал своего представителя в Сирию, Муавия и Амр отказались при­сяг­нуть новому халифу, обвинив его в укрывательстве убийц халифа Усмана .

Сиффинская битва

Халиф Али попытался сломить сопротивление сирийцев и выступил против них. Армия халифа сумела добиться успеха в битве при Сиффине и тогда Амр ибн аль-Ас, оказавшись в безвыходном положении, приказал своим солдатам прикрепить на кончики копий свитки Корана и призвал к Божьему суду. Халиф Али под давлением своего окружения вынужден был решить конфликт на тре­тей­ском суде . На этом суде представители обоих противоборствующих сторон должны были засвидетельствовать об отречении от власти как халифа Али, так и Муавии, а затем провести вы­бо­ры но­во­го халифа. Представитель халифа Али - Абу Муса аль-Ашари объявил о низложении как Али, так и Муавии, однако Амр ибн аль-Ас неожиданно отказался объявлять о низложении Муавии. Третейский суд не привел ни к каким результатам и гражданская война в Халифате продолжилась. После битвы при Сиффине положение Али резко осложнилось, так как его покинули не­ко­то­рые бывшие сторонники, вынудившие его пойти на перемирие в Сиффине. Их стали называть «хариджитами » .

Египет

Действия Амра ибн аль-Аса позволили армии сирийцев окрепнуть и перейти в наступление. В 659 году войска под командованием Амра вошли в Египет и установили над ним контроль. Наместник Египта Мухаммад ибн Абу Бакр , который был сыном первого Праведного халифа Абу Бакра , был убит .

В 661 году хариджиты отправили к Али, Муавии и Амру убийц, в результате чего Али был убит, Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа. Став халифом после убийства Али, Муавия назначил Амра ибн аль-Аса наместником Египта. В 664 году Амр ибн аль-Ас тяжело заболел и умер . Сообщается, что перед смертью он раскаялся в своих грехах и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али .

В Каире , на том месте, где стояла палатка командующего завоевательной армии Амра ибн аль-Аса, в 662 году была воздвигнута мечеть Амра ибн аль-Аса , которая действует по сей день.

Напишите отзыв о статье "Амр ибн аль-Ас"

Примечания

Литература

  • Али-заде, А. А. Амр ибн аль-Ас: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • / Wensinck, A. J. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
  • Bahramian A., Negahban F. // Encyclopaedia Islamica / Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary. - Brill.

Отрывок, характеризующий Амр ибн аль-Ас

– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.


Участие в войнах: Религиозные войны. Завоевание Сирии.Завоевание Египта
Участие в сражениях:

(Amr ibn al-As) Арабский полководец, дипломат и государственный деятель

На первых порах Амр был одним из непримиримейших противников Мухаммеда и его учения, но потом стал одним из самых рьяных его последователей.

Его завоевательные подвиги, неразрывно связаны с историей первых времен ислама. При халифе Абу Бакре Амр ибн аль-Ас подчинил Сирию, а при халифе Умаре захватил Египет, после чего мусульмане под его руководством захватили пограничные провинции вплоть до самого Триполиса.

На всех завоёванных территориях он организовал государственную власть, привел в порядок правительственные формирования и тем немало способствовал примирению покоренных народов с исламом. После убийства халифа Умара ибн Хаттаба он встал на сторону Муавия I . Когда же Муавия был объявлен халифом, он назначил Амра своим губернатором в Египте, где тот и оставался вплоть до самой своей кончины. Амр ибн аль-Ас умер в 664 г. в Фустате.

АМР ИБН аль-АС (Да будет доволен им Аллах) АМР ИБН аль АС - сподвижник Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и да приветствует),полководец,видный политический деятель Халифата.Влиятельный Курайшит, выступал против мусульман,был послан курайшитами в Эфиопскому негусу Наджаши,чтобы добиться пленения и выдачи эмигрировавших мусульман,но результата не достиг. После переселения (Хиджры) мусульман из Мекки в Медину сражался против них в битвах при Бадре,Ухуде и Хандаке.После подписания Худайбийского мирного договора вместе с Халидом ибн Валидом прибыл к Пророку(мир ему и благословение) в Медину и объявил о принятии Ислама Незадолго до завоевания Мекки мусульманами Пророк Мухаммад(мир ему и благословение) поставил Амра ибн аль-Аса во главе добровольческого отряда,выступившего против племени Джузам,Лахм,Кудаа,Амила и Узра.Увидев приближение мусульманских войск,язычники рассеялись и Амр ибн аль Ас,одержав бескровную победу,вернулся в Медину. После завоевания Мекки Амр ибн аль Ас был послан Пророком(да благословит его Аллах и да приветствует) для разрушения идола Сува. Затем выполнял дипломатическую миссию в Омане,где оставался до смерти Пророка (мир ему и благословение) В период правления халифа Абу Бакра успешно воевал с вероотступниками,участвовал в сражениях с Византией,отличился в битве при Ярмуке при взятии Дамаска и Аджнадейна,принял участие в завоевании Палестины.Был инициатором похода в Египет.Добившись от халифа Умара бин Хаттаба подкрепления под командованием Зубайра ибн Аввама,сломил сопротивление Византийского наместника Египта Мукавкыса и поставил Египет и часть Сев.Африки под контроль армии Халифата.Был назначен наместником Египта. В период правления халифа Усмана бин Аффана, был смещен с должности,временно отдалился от политики и находился в Палестине. После прихода к власти Халифа Али,снова занялся политической деятельностью,поддержал Му"авию ибн Абу Суфьяна и стал командовать его армией.Муавия и Амр ибн аль Ас,отказались признать власть халифа,обвинив его в укрывательстве убийц Усмана. После битвы при Сыффине на третейском суде в Думмат аль Джандале Амр ибн аль Ас,отказался объявить о низложении Муавии.В 38-году Хиджры войска под командованием Амр ибн аль Аса вошли в Египет и установили контроль над провинцией. В 40-г.х. хариджиты организовали покушения на Али,Му"авию и Амр ибн аль Аса.Али был убит,Муавия ранен,а вместо Амр ибн аль Аса был убит его приближённый Хариджа ибн Хузафа. В правлении халифа Муавии ибн Абу Суфьяна занимал должность наместника Египта.Умер после тяжелой болезни.Сообщается, что перед смертью Амр ибн аль Ас раскаивался и сожалел о судьбе Али ибн Абу Талиба(да будет доволен им Аллах).

У каждого человека есть особое предназначение в этой жизни, призвание. Причём жизненный путь, по которому идёт человек, становится легче вдвойне, если он знает, в чём же заключается суть его происхождения и какова его миссия на Земле. Недаром пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в одном из своих изречений говорил: «…каждому будет облегчено (достижение) того, ради чего он был создан ». (Муслим).

Исключением из этого правила не являются и сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Каждый из них выполнял определённую роль, возложенную на него свыше, и делал это наилучшим образом. Кто-то из них прославился передачей большого количества хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как Абу Хурайра и Анас ибн Малик, кто-то был знатоком комментариев Корана, как Абдулла ибн ‘Аббас и Абдулла ибн Мас’уд, а кто-то отличался на полях сражения, как Халид ибн аль-Валид и Са’д ибн Абу Ваккас (да будет доволен ими всеми Аллах).

Именно в список славных воинов Ислама вписал свое имя и Ка’ка’ ибн ‘Амр (да будет доволен ими всеми Аллах). Ка’ка’ был гениальным стратегом войны, отличавшимся редкой храбростью и стойкостью на полях сражений. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал способностью находить общий язык со всеми. С каждым он говорил на те темы, которые могли бы заинтересовать его собеседника. Зная, что Ка’ка’ буквально влюблён в джихад, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то раз спросил его: «Что же ты подготовил для совершения джихада?» Ка’ка’ ответил: «Покорность Всевышнему, Его Посланнику и коня». На что Пророк сказал (мир ему и благословение Аллаха): «Это и есть то, что нужно».

После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ка’ка’ продолжил дело джихада под руководством Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах). Халиф мусульман знал, что Ка’ка’ обладает особой победоносной силой и посылал его для решения самых тяжёлых военных задач. Он даже говорил: «Войско, в котором есть подобный ему (Ка’ка’у), непобедимо». По просьбе Халида ибн Аль-Валида Ка’ка’ был направлен для взятия столицы арабского царства Лахмидов, Хиры. Спустя несколько лет после упомянутого события Ка’ка’ принял участие в двух важнейших по своему значению и накалу битвах – при Ярмуке и Кадисии. В битве при Ярмуке Ка’ка’ был во главе одного из ударных кавалерийских отрядов. По стратегической задумке Халида ибн Аль-Валида каждый из таких отрядов возглавлял самый отважный воин, и Ка’ка’ был одним из них.

В битве при Кадисии против персов Ка’ка’ также проявил немалую отвагу и героизм. Мусульманам в этой схватке пришлось столкнуться с боевыми слонами, которые склоняли чашу весов на сторону персов, но они, рискуя собственной жизнью, подходили к ним на расстояние полёта копья и поражали их один за другим. Неудержимый Ка’ка’ был также в авангарде этих смельчаков, и ему удалось одолеть большого слона персов, после чего персидская армия начала отступать.

Уже по завершении этой битвы халиф мусульман Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал главнокомандующему восточным иракским фронтом Са’ду ибн Абу Ваккасу (да будет доволен им Аллах) письмо, в котором среди прочего поинтересовался у него: «Кто же из кавалеристов Кадисии выделялся больше всего?» Са’д ответил: «Мне ещё не доводилось видеть такого, как Ка’ка’. В течение одного дня он совершил тридцать атак на вражеские редуты, и каждый такой рейд завершался убийством кого-то из видных полководцев персов». Предшественник халифа Умара Абу Бакр ас-Сиддик описывал мужественность и бесстрашие Ка’ка’ короткой, но ёмкой фразой: «Голос Ка’ка’а лучше, чем тысяча воинов ». (Имелось в виду, что его голос может быть более эффективным в устрашении противника, нежели тысяча солдат).

Скончался Ка’ка’ в городе Куфа в 40-м году по хиджре.
islamdag.ru

«О Аллах, пошли ему знамение, способствующее
его добрым намерениям!»

Из мольбы Посланника Аллаха (мир ему и благословление).

Туфайл ибн Амр ад-Давси являлся одним из известных сподвижников Пророка (мир ему и благословление). Он принял Ислам до переселения Пророка (мир ему и благословление) в Медину, а затем и свой народ с помощью мольбы Пророка (мир ему и благословление) он призвал к Исламу.

Туфайл ибн Амр был вождём племени Давс в период невежества (джахилийа), одним из достойных арабов и одним из щедрых благородных людей. В его доме никогда не угасал очаг и никогда не закрывались двери для тех, кто желал войти. Он угощал голодных, успокаивал находящихся в страхе, покровительствовал просящим об этом. Вместе с этим, он был сообразительным человеком и прекрасным поэтом.

Туфайл, оставив жилища своего народа, проживавшего в местности Тухамат, направился в Мекку. В то время там язычники из курайшитов выступали против Пророка (мир ему и благословление). Они желала найти себе помощников. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) призывал народ к Единобожию, а язычники из курайшитов противостояли призыву и всевозможными способами отталкивали людей от истинного пути.

Когда Туфайл прибыл в Мекку, он осознал, что вступает в их спор без подготовки, не имея намерения, и что сам он прибыл в Мекку не для этой цели. Туфайл даже и не думал о Пророке (мир ему и благословление) и о курайшитах. В Мекке с Туфайлом произошёл удивительный, незабываемый случай.

Туфайл рассказывает

Когда я прибыл в Мекку, лидеры курайшитов хорошо меня встретили, возвеличили и сказали: «О Туфайл, ты прибыл в наш город, а в нашем городе Мухаммад (мир ему и благословление) ведет с нами спор и утверждает, будто он Пророк (мир ему и благословление) – так он наводит смуту среди нас и разделяет наш народ. Мы опасаемся, что до вас тоже он дойдет - и тогда среди вашего народа тоже будет делать то, что делает среди нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его: ведь его слова подобны колдовству, он - разлучающий отца с сыном, брата с братом, мужа с женой».

Клянусь Аллахом, они не переставали рассказывать мне удивительные вещи, и вселять страх за мой народ. После этого я твёрдо решил для себя, что не буду к нему приближаться, говорить с ним и слушать его. Утром, когда я пошёл на главную площадь для обхождения Каабы, чтобы получить благодать от идолов, которым мы поклонялись и возвеличивали, я заткнул уши ватой, боясь услышать что-нибудь от Мухаммада (мир ему и благословление). Но войдя на площадь, я увидел, как Мухаммад (мир ему и благословление), стоя возле Каабы, совершал намаз. А его намаз был не такой, который совершаем мы, поклонение его было совсем иным по сравнению с нашим - я не смог оторвать взгляд от него и меня впечатлило его поклонение. Сам того не осознавая, я обнаружил, что оказался рядом с ним. По воле Аллаха, я услышал речь Мухаммада (мир ему и благословление) - и вынув вату, я стал внимательно слушать. А послушав его, подумал про себя: «Я никогда в жизни не слышал речь прекраснее, чем его! О Туфайл, ты поэт и сообразительный человек, ты можешь отличить - что хорошо, а что плохо . Что же мешает тебе послушать его? Если в его словах есть благо, ты примешь их, ну а если нет - то оставишь» .

Я подождал, пока Посланник Аллаха (мир ему и благословление) отправится домой, пошёл вслед за ним, вошёл в его дом и сказал: «О Мухаммад (мир ему и благословление), народ твоего племени рассказывает мне про тебя такое и такое - клянусь Аллахом! - они не переставали вселять в меня страх по поводу твоего дела, я даже заткнул уши ватой, чтобы не услышать тебя. Но по воле Божьей я услышал твою речь: она была прекрасна! Расскажи мне о твоей религии».

Он рассказал мне о своей религии, прочитал суры «Аль-ихляс» и «Аль-фаляк». Клянусь Аллахом, я не услышал из его уст ничего, кроме хороших слов и понял, что это - истина. Затем я протянул ему руку и засвидетельствовал, что «нет Божества кроме Аллаха и Мухаммад (мир ему и благословление) Его Посланник».

После принятия Ислама, я остался в Мекке, изучал каноны Ислама, аяты Корана, а когда решил вернуться к своему народу, то обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха, мой народ подчиняется мне. Я решил вернуться к моим людям, и буду призывать их к Исламу. Попроси Аллаха сделать мне знамение, которое будет помогать мне в призыве!».

Тогда Пророк (мир ему и благословление) сделал дуа: «О Аллах, пошли ему знамение, способствующее реализации его добрых намерений!» . По пути на родину, когда я дошёл до горы, недалеко от жилищ моего народа, перед моими глазами появилось сияние, подобное светильной лампе.

Я попросил Всевышнего: «О Аллах, отведи сияние от моего лица - я боюсь, люди подумают, что это наказание мне из-за отхода от их религии» . Затем сияние перенеслось на кончик моей плети. Люди подумали, что это светильник, привязанный к плети. Я в это время спускался между двух гор и, когда спустился, навстречу вышел мой отец. Я сказал отцу:

Я принял Ислам и следую религии Мухаммада (мир ему и благословление).

О сын мой, твоя религия - это моя религия, - ответил отец.

Тогда иди, искупайся, одень чистую одежду.

Отец пошёл искупался, одел чистую одежду, пришёл ко мне и принял Ислам. Я научил его тому, чему научили меня, а потом и моя мать также приняла Ислам.

Затем пришла моя жена и я ей сказал:

Я стал мусульманином и следую Мухаммаду (мир ему и благословление).

Твоя религия - это и моя религия!

Иди искупайся из воды Зи аш-Шара (вода, которая стекала с горы и собиралась вокруг идола).

Неужели ты не боишься Зи аш-Шара?

Иди и искупайся там, я тебе обещаю, что этот каменный идол ничего плохого тебе не сделает!

Она искупалась, затем пришла ко мне, и я рассказал ей про Ислам - она его приняла.

Потом я стал призывать свой народ, но люди откладывали принятие Ислама, кроме Абу Хурайры, который сразу принял его. Я прибыл в Мекку и со мной был Абу Хурайра. Пророк (мир ему и благословление), меня спросил:

Какие новости, о Туфайл?

Сердца людей из моего народа покрыты пеленой, которая скрывает истину. Над ними преобладают распутство и неповиновение.

Пророк (мир ему и благословление) совершил омовение, затем намаз, после поднял руки к небу. В этот момент, увидев, что Пророк (мир ему и благословление) делает дуа, Абу Хурайра сказал: «Я испугался, что Пророк (мир ему и благословление) просит Аллаха ниспослать беду на мой народ - и он погибнет». Но Пророк (мир ему и благословление) попросил: «О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный!».

Затем Пророк (мир ему и благословление), повернувшись к Туфайлу, сказал: «Возвращайся к своему народу и мягко обращайся с людьми, и призывай их к Исламу!».

Я призывал свой народ к Исламу, пока Пророк (мир ему и благословление) не переселился в Медину, прошли сражения при Бадре, при Ухуде, при Хандаке. После этого я пришёл к Пророку (мир ему и благословление) с восьмьюдесятью семьями из племени Давс (в другой версии передаётся, что было девяносто семей, которые приняли Ислам), и тогда Пророк (мир ему и благословление) нам очень обрадовался - и дал нам долю из добычи, распределявшуюся среди мусульман и полученную в сражении при Хайбаре. Мы попросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), сделай нас твоим правым флангом в каждом походе!».

Разрушение идола «Зу аль-Кафайни» Туфайлом

До взятия Мекки Туфайл находился с Пророком (мир ему и благословление).Как-то он обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), дай мне разрешение сжечь идола Зу аль-Кафайни, который принадлежит Умару ибн Хамаму!». Пророк (мир ему и благословление) дал ему разрешение. Затем он отправился к идолу, взяв собой пару человек из своего народа. Когда они дошли до идола и приготовились сжечь его, вокруг идола собрались мужчины женщины и дети, ожидая беды, которая настигнет их, если они нанесут вред идолу. Туфайл подошёл к идолу на глазах поклоняющихся ему людей, поджёг идола и сказал:

О Зу аль-Кафайни, я не раб тебе!

Мы родились раньше тебя.

Я поджёг тебя.

Когда пламя охватило идола, вместе с ним сгорели и все остатки многобожия, которые были ещё у племени Давс. Они все искренне уверовали в Единого Творца.

Удивительный сон Туфайла

По пути в Йамаму он увидел сон, рассказал об этом своим друзьям и попросил, чтоб они растолковали его. Но они спросили:

А что ты видел?

Я видел, как моя голова была побрита, как птица вылетела из моего рта, и какая-то женщина положила меня в свой живот, а мой сын пытался вытащить меня, но между нами была преграда.

Надеемся, что это к добру.

Я понял этот сон так, - говорит Туфайл. - Моя бритая голова означает, что она будет отрублена.Что касается птицы, которая вылетела изо рта - то это моя душа, а женщина - это земля, которая разрыта, чтобы похоронить в ней меня. Я желаю умереть шахидом. Мой сын, который пытался вытащить меня - это значит, что он ищет смерти на поле боя, которая ждёт меня, если на то будет воля Аллаха.

Смерть Туфайла

Туфайл постоянно находился рядом с Пророком (мир ему и благословление), пока он не ушёл в мир иной. После Пророка (мир ему и благословление), когда халифом назначили Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), Туфайл своим мечом, вместе со своим сыном дал слово о подчинении халифу. Когда начались войны против вероотступников, халиф Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) отправил людей против лжепророка и Туфайл вышел в бой со своим сыном Амру - они были в первых рядах войска мусульман.

В сражении Йамамского похода Туфайл ибн Амр проявил чудеса храбрости и героизма. Также он сражался в других походах, и в одном из сражений пал смертью шахида - произошло это во время правления халифа Умара (да будет доволен ими Аллах).

Амру ибн Туфайл

Что касается его сына Амру, то он сражался в боях, пока не был тяжело ранен и потерял кисть правой руки. После этого он вернулся в Медину, оставив в земле Йамамы своего отца и руку.

Во времена правления халифа Умара ибн Хатаба (да будет доволен им Аллах) к нему пришёл Амру ибн Туфайл. В то время, когда все сидели у Умара, ему принесли пищу. Умар пригласил всех к столу, но Амру не принял приглашения.

Умар спросил его:

Что с тобой? Наверное, ты не хочешь есть со всеми из-за того, что стесняешься своей руки?

Да, о Повелитель правоверных.

Халиф сказал: «Клянусь Аллахом, я не прикоснусь к еде, пока ты не перемешаешь её своею рукой! Нет среди нас никого, кто бы хоть частью тела уже находился в Раю, кроме тебя!» (то есть рука Амра).