Зеленые святки рецепты. Зеленые святки (Духов день) - Языческие и народные праздники славян

19 июня православные отмечают Троицу. Летний праздник в народе называют зелеными святками. Этой же традиции придерживаются и в кулинарии - на столе обязательно должны быть салаты из свежей молодой капусты, листовых овощей, пряных трав. Обязательно пекли пироги и караваи. Перед Петровым постом угощались мясными и рыбными блюдами. Сегодня народные обычаи на Троицу можно модернизировать и приготовить праздничный обед не только из сезонных, но и из «заморских» свежих ингредиентов, так чтобы зеленый цвет был доминирующим на столе.

Зеленый салат

  • Сельдерей
  • Спаржа зеленая
  • Огурцы
  • Салат латук
  • Авокадо
  • Лайм (сок)
  • Йогурт
  • Натуральный мед
  • Базилик,

Спаржу очистить от кожицы, побеги сформировать в пучок, обвязать кулинарной нитью и сварить в 2 л. подсоленной воды, остудить в холодной воде со льдом и просушить. Растопить в сотейнике сливочное масло и обжарить. Спаржу сбрызнуть соком лайма. Выложить в миску. Огурцы и другие овощи порезать, листовые овощи порвать на небольшие кусочки. Авокадо размять вилкой и полить соком лайма. посолить и смешать по вкусу с медом. Добавить йогурт и мелко нашинкованный базилик.

Суп из зеленого горошка

  • Свежий зеленый горошек - 400 г;
  • Лук - 1 шт.;
  • Куриный бульон - 0,5 л;
  • Масло сливочное - 2- 3 ст.л.;
  • Сливки 20% - 150 г;-
  • Соль, перец по вкусу;
  • Укроп

Лук нашинковать и обжарить в глубоком сотейнике на сливочном масле. Добавить к нему горошек и обжарить, помешивая, еще 5 мин. Влить бульон и проварить его 10 минут. Добавить сливки и снять сотейник с огня. Вылить овощи с бульоном в блендер и довести до состояния пюре. Посолить, поперчить, добавить нашинкованный мелко укроп и остатки сливок.

Пирог «Троицкий»

  • Мука - 3,5 ст.
  • Вода - , 1,5 ст.
  • Дрожжи - 20 г.
  • Масло растительное -1 ст.л.
  • Лук обжаренный - 1 ст. л.
  • Мука - 1 с т.л.
  • Грибы (сушеные)
  • Зелень, 2 ст.

Перец, соль
Дрожжи размешать в теплой воде и дать им подойти. Смешать с мукой и водой. Когда тесто подойдет, добавить растительное масло. Вымесить тесто. Раскатать его в лепешку и положить в форму, смазанную маслом.
Грибы замочить в кипятке и сварить, добавить лук, муку по вкусу, рубленную зелень, соль и перец. Добавить воды и прокипятить до загустения. Остывшую начинку положить в середину формы с тестом, защипать края, оставив середину открытой. Поставить пирог в теплое место. Когда поднимется, поставить в разогретую до 200 градусов духовку до зарумянивания. Готовый пирог выложить на блюдо, посыпать рубленой зеленью и подавать к столу.

Курица по-троицки

  • Курица тушка - 1 шт.
  • Картофель - 8 шт.
  • Сухие белые грибы - 20 г.
  • Лук - 1 шт.
  • Сметана - 3 ст.л.
  • Мука - 1 ст.л.
  • Белки яичные - 2 шт.
  • Перец молотый
  • Соль по вкусу

Куриную тушку обработать - отделить мясо от костей. Посолить, поперчить, слегка отбить и обжарить с обеих сторон. Сварить картофель в кожуре, после приготовления снять ее. Нарезать курицу на порционные куски, обложить отварным картофелем. Залить грибным соусом. Блюдо поставить в разогретую до 200 градусов духовку и оставить на 5 мин. Белки взбить в крепкую пену, залить курицу и снова поставить в духовку на 5 мин.

Грибной соус: грибы замочить и отварить, лук пассеровать на сливочном масле, добавить поджаренную муку и заправить сметаной.

Винный узвар

  • Яблоко - 4 шт.
  • Груша - 3 шт.
  • Сушеная вишня, малина, чернослив, курага - по 0, 5 ст.
  • Гвоздика - 5 шт.
  • Белое столовое вино - 1 ст.
  • Сахар - 0, 5ст.

Сухофрукты промыть, сложить в кастрюлю, добавить гвоздику, немного корицы, залить водой и сварить до полуготовности.
Затем влить белое столовое вино, положить сахар, несколько раз довести до кипения, дать настояться, остудить и подать.

Шоколадные пряники

  • Какао - 2 ст. л.
  • Мука - 2, 5 ст
  • Яйцо - 2 шт.
  • Сахар - 1 ст.
  • Масло сливочное - 100 г.
  • Сода - 1 ч. л.
  • Корица - 1 ст. л.
  • Мед - 5 ст. л.
  • Сахарная пудра - 5 ст. л.
  • Вода - 2, 5 ст. л.

Сахар, яйца, сливочное масло, соду, корицу, мед перемешать и поставить на водяную баню на 10 минут, помешивать до образования однородной массы. Снять с огня, всыпать муку, замесить не слишком крутое, эластичное тесто.Выложить тесто в силиконовую форму.Поставить в разогретую до 180 градусов духовку на 15 мин.Сахарную пудру смешать с водой и немного подогреть до образования однородной глазури. Покрыть глазурью пряники. Подавать с мятным чаем.

День Святой Троицы - великий христианский праздник, но его традиции корнями уходят в язычество. И, как это нередко бывает, в народном сознании сплелись древняя магия и православные обряды. Так родились мощные ритуалы, гадания, заговоры. В 2017 году Троица приходится на 4 июня .

Семейное древо. Обряд на Родительскую субботу

Канун праздника - Родительская суббота: единственный день в году, когда церковь молится о душах людей, умерших некрещеными.

В Родительскую субботу посадите семейное древо: саженец на дачном участке или комнатное многолетнее растение, например фикус. На дно ямки или горшка положите вещицу, связанную с вашим родом: недорогое украшение, принадлежавшее маме или бабушке, осколок блюдца из семейного сервиза, старую пуговицу. Если ничего подобного не найдется, принесите горсть земли с места, где вы или кто-то из старшего поколения ваших родственников провел детство, юность. Внимание: ни в коем случае не кладите под дерево землю с могилки - с кладбища ничего нельзя приносить в дом или в сад!

В первый раз надо полить семейное древо заговоренной водой. Возьмите родниковую или наберите из-под крана сразу после полуночи, положите на сосуд с водой обе ладони и начинайте называть имена всех предков, которых вспомните. Назвав имя, всякий раз произнесите: «Мир тебе и вечное спасение». Обряд заговаривания воды повторяйте ежемесячно в полнолуние: души ваших ушедших получат облегчение, а вы - поддержку рода.

Зеленые святки

Задолго до принятия христианства в начале июня на Руси проходили празднества, связанные с почитанием земли-матушки. Они назывались «зелеными», или «изумрудными» днями, отсюда и народное название Троицына дня - Зеленые святки.

По поверьям, на Зеленые святки землю не следует беспокоить - сажать или пересаживать растения, копать и рыхлить, убирать сорняки. Пусть земля-именинница отдохнет, тогда будет благосклонна к человеку.

На Троицу ранним утром, на заре, произносят заговор на удачу и успех в делах: «Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремян-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь».

Приворот на Троицу

А чтобы приворожить любимого, в Троицын день женщина собирает траву, плетет из нее небольшой венок и, ложась спать, кладет под подушку с наговором: «Как эти травы в венок свивались-переплетались, так пусть раб Божий (имя) вокруг меня, рабы Божией (имя), вьется-увивается, как венок будет вянуть и сохнуть, так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя), едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет; при пире он или при беседе, в поле он или в доме - не сходила бы я с его ума-разума. Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкого копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Березовая магия на Троицу

Главным символом Троицы считается береза - всевозможные обряды связаны именно с ней. Ее листьями засыпали полы в избах, пучками березовых веточек украшали ворота, пороги, окна и иконы. Нередко к березовым добавляли ветки яблони, рябины, клена, ивы. Но ни в коем случае не брали ветки хвойных деревьев (они символизируют смерть) и осины (это дерево-вампир). Считалось, что береза, впитавшая энергию пробудившейся земли, защитит от злых сил, подарит здоровье, достаток, сбережет и приумножит новый урожай.

На праздник Троицы можно совершить ритуал на исполнение заветного желания. Нужно подойти к молодой березке, обнять ее, затем подтянуть к себе ветку и попросить березу о помощи, произнести вслух свое желание, сплетая косичку из самых тонких веточек дерева.

Через несколько дней стоит навестить «свою» березку: если косичка в целости - мечта непременно исполнится, если расплелась - увы. Кстати, если, гуляя в лесу или парке, увидите такие заплетенные ветки - не трогайте! Может быть, кто-то загадал желание, а возможно, оставил на березе беду. Кто расплетет такую косичку - перебьет другому удачу или возьмет себе чужие невзгоды.

Троицу следует проводить весело, радостно: кто в этот день печалится или работой занят - Небеса гневит.

Непременно следует испечь или купить каравай. Это традиционный свадебный хлеб, обязательно круглый - в форме солнца, высшего славянского божества. Его покровительство стремилась получить молодая семья - потому и подавали на свадьбе «солнечный» хлеб, круглый и румяный.

В старину пекли каравай особо приглашенные люди - чаще всего женщины, непременно замужние и имеющие деток, то есть счастливые в семейной жизни. Получалось, что их семьи благословил Бог, и через них благословение передается молодой семье. Замешивая тесто, женщины пели специальные обрядовые песни, произносили молитвы и наговоры, призывающие Господа спуститься с небес и помочь испечь каравай. Так что лучше всего, чтобы ваш каравай для праздника Святой Троицы пекла женщина (или купила для вас в булочной), счастливая в замужестве. Вместо каравая вполне можно подать круглый дрожжевой пирог.

Девушкам на выданье и одиноким дамам следует взять несколько кусочков каравая, завернуть в чистую тряпицу, прочитать над свертком молитву «Отче наш» и от всей души попросить Господа (или Высшие силы) о скорой встрече с суженым. Сверток положить за икону или в такое место, где его никто не увидит и не тронет. Хранить до свадьбы, чтобы растолочь и добавить крошки в свадебную выпечку - тогда семья будет крепкой.

15-20 июня (кресеня)
(точная дата вариативна)

Зеленые святки (Духов день) Троица - являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы, который потом перетекал в русалью неделю и праздник Ивана-Купалы. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
Цикл зеленых cвяток состоял из несколько обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненой силы, Как и во время зимних святок - колядок , во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок . В песнях, исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни - "Ты удайся, удайся мой лён" девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесаная и прядения. Пение песни "Мы просо сеяли" сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.
В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось что троицкие растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» – ронять слезинки на дерн или пучок цветов.
После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы.
Образ Костромы , .связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто принимали форму ритуальных похорон.
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. "Умершую Кострому" укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где "Кострому пробуждали", а празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

Троицын день можно с полным основанием назвать «зелеными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церквах обедни с букетами луговых цветов (в Яросл. г. назыв. «духами») или ветками деревьев, но и по той причине, что как улицы, так и дома украшаются березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивают и хранят за иконами для разных надобностей: их кладут под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозят на деревенские улицы целыми возами и украшают не только двери, но и косяки окон, а, в особенности, свою «матушку-церкву», пол которой усыпается свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старается захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вьют венки и кладут их в горшки при рассаживании капусты.


Таковы, в сущности, главнейшие специальные обычаи, приспособленные к троицкому празднику и благословленные церковью, выделившею их на этот день из Семика и русальных чествований. Этим объясняется та путаница, которая замечается в различных местностях при установке обрядовых приемов на определенные сроки. Иные из этих приемов предшествуют, иные совпадают с Троицыным днем (как и указано нами в надлежащих статьях) и даже опережают его все на том же основании, что эти празднества в честь весны находятся в полной зависимости от ее позднего, или раннего прихода, хотя бы и по отношении такого рода увеселений, которые представляют собою рели или качели, устраиваемые не для одних малых ребят, а вообще для всей молодежи.


В среде последней, в Новгородчине, сохранился, по-видимому, старинный обычай, приноровленный именно к Троицыну дню (точно так же, как и к масленице) и называемый «трясти порох». Состоит он в следующем. Во время гулянья, на лугу, среди хороводов и игр в «огорыши» (старозаветные «горелки»), кто-нибудь из мужчин схватывает картуз с молодого новожена, трясет им над головой и кричит во все горло и на целое поле: «Порох на губе, жена мужа не любит». На этот крик молодуха выделяется из толпы (и в том вся задача, чтобы сделать это возможно быстрее), становится перед мужем, кланяется ему в пояс, снимает тот картуз, который успевают положить ему на голову в момент ее появления, берет мужа за уши и трижды целует и снова кланяется ему и во все четыре стороны. При уходе молодой, а иногда при ее появлении, начинается вслух оценка ее качеств и разные площадные шутки, особенно над теми, которые в девушках имели грешки. Молодухи обыкновенно стесняются этим обычаем и говорят: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

Накануне праздника Троицы наступают Зеленые Святки - один из самых магически сильных периодов года. Зеленые Святки в 2016 году продолжаются с 12 по 19 июня, а значит надо не упустить это волшебное время и узнать, что нас ждет в ближайшее время.

За неделю до летнего и зимнего солнцестояния на Руси было принято гадать и проводить обряды, чтобы за- добрить духов, поскольку считалось, что переход от весны к лету и от осени к зиме сопровождается мощными магическими трансформациями во Вселенной. Именовались такие недели Святками. После принятия христианства Святки были приурочены к церковным праздни-кам. Так, зимние Святки стали отмечать сразу после Рождества и вплоть до самого Крещения. А летние, «Зеленые святки» (в обрядах приветствовали первую зелень и начало полевых работ) - в неделю перед Троицей, которая в 2016 году приходится на 19 июня. Изменилось время проведения Святок, но традиция гадать сохранилась. Не станем нарушать ее и мы.

Гадание на свече

Напишите на маленьких листочках бумаги 3 желания, исполнения которых ждете в этом году. Затем возьмите 3 свежих дубовых листа и пришейте к ним эти бумажки. Переверните листья и перетасуйте. Установите на каждом листе по тонкой восковой свече. Зажгите свечи и ждите, какая из них быстрее оплавится и потухнет. Переверните лист с догоревшей свечой и узнайте, какому из желаний суждено сбыться первым. Если же какая-то свеча вдруг погаснет, не догорев, значит, желание сбудется еще нескоро.

Гадание по птицам

Возьмите 3 большие чашки, в первую положите колечко, во вторую - монетку, а в третью не кладите ничего. Наполните чашки пшеном и поставьте их на подоконник с внешней стороны или в саду. Если птицы склюют зерно сперва из первой чаши, то год окажется удачным для личных отношений, если вы одиноки, вероятна свадьба. Первой опустела чашка с монеткой? Ожидайте повышения по службе и рост благосостояния. А вот повышенный интерес птиц к третьей чашке сулит стабильный год, в котором не произойдет серьезных перемен.

Использовать только монетку и кольцо необязательно. Вы можете написать особые пожелания на бумажках и спрятать в пшене, увеличить количество чашек, если конкретных пожеланий на год у вас больше. Но всегда оставляйте одну пустую, чтобы быть честными с судьбой.

За семью печатями Это гадание откроет тайну, сколько придется ждать исполнения желания. Возьмите 7 одинаковых листочков плотной бумаги (по числу магических дней Зеленых святок), в центре каждого напишите временной диапазон (например, 1-2 недели; 6 месяцев - 1 год, 2-3 года и так далее). Написанное запечатайте воском свечи (для этого держите зажженную свечу над цифрами, пока воск не закапает их целиком, а потом дождитесь, когда он подсохнет). Листочки сложите в тканевый мешочек, в начале святочной недели положите его в укромное место (видеть мешочек никто не должен!) и достаньте только в праздник Троицы. Выньте наугад один из листков, соскоблите воск - вот и ответ на ваш вопрос!

Гадание на листиках

Для этого гадания понадобятся 5 цветных лент одинаковой длины. Красная лента будет символизировать любовь, зеленая - состояние здоровья, белая - оношения с родственниками и друзьями, желтая - работу и деньги, синяя - путешетвия. В один из дней Зеленых святок отправляйтесь в парк или лес и привяжите ленточки к 5 разным деревьям (например, к дубу, клену, тополю, осине, березе или любому другому дереву, растущему в вашей местности), с каждого дерева сорвите по листу. Но не забудьте, к какому дереву какую ленточку привязали! Принеся листья домой, разложите их на столе и проследите, какой листок увянет последним. Если таковым окажется лист дерева, на который вы повязали красную ленточку, значит, в этом году вас ждет удача в любви; если лист дерева, где вы оставили синюю ленту, - готовьтесь к путешествию и т.д.

Гадание на воде

Хотите узнать, чего ждать от отношений со второй половинкой? Приготовьте 7 одинаковых непрозрачных стаканов. 6 из них наполните чистой водой, а седь- мой оставьте пустым. В один стакан добавьте немного сахара, в другой - соли, в третий - уксуса, в четвертый - меда, в пятый - белого вина, в у шестом оставьте простую воду, а в седьмой не добавляйте ничего. Предложите избраннику или избраннице выбрать один из стаканов и попробовать воду. Сладкий вкус будет означать, что отношения принесут вам много приятных мгновений, соленый - огорчения, которые вы будете переживать вместе; вкус уксуса сулит множество ссор, мед - расцвет отношений; вино будет означать, что партнер вам изменит, простая вода - все останется так, как прежде, ну а пустой бокал сулит скорое расставание.


До современности дошли многие обряды, проводимые на Зелёные святки. И если вглядеться в них, то обряды Зелёных святок это не беспорядочный набор ритуальных действий. Все обряды выстроены в определённом порядке в действо, или говоря современно – в мистерию, которая разворачивается в это время. Это значит, что в праздновании Зелёных святок, Русалий, Ивана Купалы, есть глубокий смысл, каждый год повторявшийся по всей Руси. Что это за смысл?

Что в действительности праздновала Русь на Зелёные святки?

Попробуем разобраться исходя из самих обрядов, во множестве описанных этнографами.

Празднование Зеленых святок в самом их начале, как правило, было насыщено обрядами, связанными с земледелием и скотоводством. Например, одним из земледельческих обрядов, совершавшихся в это время, был обряд, который назывался «хождение в жито». Исполнялся он по-разному, но значение его было везде одним – повысить урожайность того, что посажено. Считалось, что девушки-невесты, как будущие матери, могли передать свою силу земле. При этом обращение было как к самим растениям – «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется», «Рожь к овину, а трава к лесу», «Где хоровод ходит, там жито родит, а где не бывает, там жито вылегает» - так и к Земле-матушке, кормилице русского крестьянства – «Гори, залом, золой упади, а ты, Земля-матушка, урожай породи», «Земля родила, Земля наградила, Земля обогатила, Матерь Божья, сохрани. Аминь» .

Из обрядов же связанных со скотом часто описывается такой. Пастух приносил хозяйке два венка, один из которых вешал на рога корове, а другой надевал на голову хозяйке, и совершал определенные магические действия. Венки затем хранили в хлеву и использовали для лечения животных.

Д. К. Зеленин в своей книге «Восточнославянская этнография», изданной в 1927 году, пишет: «В эту ночь (на Ивана Купалу - Д.С.) и роса обладает чудесной целебной силой; в ней купаются, чтобы сохранить здоровье и красоту, поят ею коров, чтобы они давали много молока» .

Также в ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от болезней и того, что может их принести.

Очевидно, что эти и все подобные обряды Зелёных святок были направлены на сохранение жизни и увеличение плодородия. То есть их смысл сводился к тому, чтобы в мире людей было обеспечено «гобино» - достаток и сытая жизнь.

Как правило, следом шли обряды, в которые вовлекались девицы и незамужние женщины. Они собирались кучками и отправлялись к полям, лугам собирать цветы и завивать венки. Иногда цветы собирали с разных полей, что относились к соседним деревням. Надеясь таким способом заманить к себе женихов из этих деревень. Девушки бросали в воду венки, гадая о замужестве, совершали различные магические действия (жгли борону, проводили борозду от своего дома до дома парня и др.), которые должны были приблизить сватовство.

Общие трапезы, пение песен, гулянье почти до самого утра были обрядами скрепления девичьего союза, в который включались все новые и новые вступавшие в брачный возраст девушки. Символом девичьего объединения был и обряд кумления, который проводили в Троицу или в Духов день. Девушки собирались вместе в лесу, подходили к завитому на дереве венку из ветвей самого дерева, на котором висел крестик или крашеное яйцо, целовались через него и обменивались подарками, становясь кумами. А после кумления устраивали пирушку, на которую приглашали парней. Отношения кумовства завершались обычно через неделю, в Петровское заговенье.

Смысл девических обрядов, я думаю, выражен в значении кумления – посестримство. Оно даёт то же общение и сближение между девушками, что и побратимство у парней, которое они обретают во время мужских обрядов и инициаций. И берёзка, ветки которой сплетали в венок и повязывали ленточки – становилась свидетелем сестримства. И если вспомнить что берёза связывается с душевной чистотой и светлыми помыслами, тогда сестримство при кумлении обретает смысл напоминания каждой девушке, душе-пташечке, о том мире, где души живут в такой же близости как сёстры.

Но зачем напоминать об этом? Следующие строчки из девичьей песни дают подсказку:

Кума с кумой покумимся,

Чтоб нам весь год не браниться.

Побранимся – грешны будем,

Кукушечке тошно станет.

Призывая берёзу или кукушку в свидетели, девушки, сёстры по обряду, таким образом закладывали некое основание для прощения того, что было между ними обидного, и того, что могло случиться в быту, в обычной жизни на протяжении года до следующего праздника.

Время Зелёных святок было связано и с появлением русалок. О том, кто такие русалки есть немало предположений и преданий. Часть из них говорит о том, что русалки – это души умерших незамужних девушек и детей. Русалку называли купалка, водяница, лоскотуха, мавка, навка . Например у писателя-этнографа 19 в. П. И. Мельникова-Печерского, рассказано о русалках так: «Всю семицку неделю, что слывет в народе «зелеными святками», шаловливые водяницы рыщут по полям, катаются по зеленой ржи, качаются на деревьях, залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство дедушки Водяного. Всю ночь молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегают по полям, гоняя русалок, а на солнечном восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц...»

Зеленин Д. К. пишет об обрядах связанных с русалками следующее:

«В число обрядов, связанных с русалками, входит также изгнание русалок как чего-то нечистого и вредоносного из деревни. В обрядовых народных песнях поётся о том, что русалок изгоняют из деревень в леса, чтобы они не причинили вреда человеку, посевам и скоту. Перед изгнанием русалок для них устраивают в лесу всевозможные увеселения: для того чтобы они могли качаться, что им очень нравиться, вешают на деревья особые венки, устраивают для них в лесу или у воды угощение, кумятся с ними около свитых вокруг деревьев венков и т.д.»

Эти и многие другие этнографические описания и свидетельства говорят о том, что русалки заглядывают во время Зелёных святок в мир людей. Но они показываются также и в другое время. Об этом тоже есть немало свидетельств. Но всё же время Зелёных святок для русалок особое. Поэтому люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щоб русалцы очей не зашить» ), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка» ), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною» ), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Если бы русалки были такие вредные, как передают описания этнографов, то откуда столько заботы о русалках, о которой тоже упоминается и рассказывается в этнографических свидетельствах?

Считалось, что на Зелёные святки, когда происходит солнцеворот, граница между тонким миром и миром людей истончается и как Небо становится ближе к Земле, то есть к миру людей, так и Мир Духов. Это утоньшение границ несло как чудо, так и опасность. А значит, не случайны все бытовавшие на Руси запреты на определённые действия, чтобы не навредить тем, кто может заглянуть в мир людей или чтобы ненароком самому не оказаться в ином мире до срока. К русалкам было особое отношение потому, что они – хранители переходов между мирами и проводники душ. По этой причине их так часто видели в «этом» мире на летний солнцеворот, когда Миры сближались. И поэтому их скорее уважали и заботились о них, точно так же, как русалки заботились о душах в межмирье.

Благодаря истончению границы между мирами была возможность общения между жителями разных миров.

Всё время Зеленых святок было связано с пребыванием на земле душ предков: время цветения зерновых культур считалось наиболее благоприятным для контактов «этого» и «того» мира. В некоторых деревнях юго-западной России считали, что Бог выпускает души с того света, во время цветения жита – умершие появлялись на земле в Троицкую субботу, а покидали ее в Троицу или следующий за ней Духов день. В западнорусских губерниях считалось, что они прилетали в виде птиц и усаживались на ветвях берез, специально для этого принесенных к домам. Считали, что души предков разговаривают друг с другом и эти разговоры можно услышать в домах и на улице.

Были и обряды призванные облегчить сообщение между душами предков и живущих людей. Например, в ночь устраивали поминальный костёр на плоту и отпускали его с теми помыслами, которые хотели передать душам предков. Для этого же на небольших дощечках и щепочках по воде отправляли зажженные свечи. Действенность этих обрядов связывалась с тем, что любая река становилась на время святочных обрядов Забыть-рекою, которая течёт между мирами и связывает их. И передавая весточку невоплощённым душам, ждали с «того» берега определённого знака, как совета или ответа на свой вопрос, просьбу или приглашение воплотиться.

Именно задача воплощения душ, рождения их в земных телах была нитью связывавшей большую часть обрядов. Поэтому в обрядах Зеленых святок огромное место занимала тема любви, любовных игр. Во время Зеленых святок проводили обряды инициации, посвящения, которыми отмечались переход подростков в группу молодежи брачного возраста и совершеннолетие девушек и молодых людей.

Парни и девушки проводили вместе все свободное время. Совместные гулянья учащались ближе к Иванову дню, а игры приобретали открытое любовное значение. В праздничных нарядах они собирались обычно у реки, где, разведя огонь, устраивали хороводы. Парни и девушки вместе купались в реках и озерах, что в другое время считалось непозволительным, перепрыгивали, взявшись за руки, через купальский костер, огонь которого напоминал любовное горение. Прыгание через костёр было и обрядом очищения и одновременно защиты от всех зол, болезней, горя и, главным образом, худого глаза. При этом, судя по удачному или неловкому прыжку, старались предсказать грядущее счастье или беду, раннее или позднее супружество. Устраивали также трапезы, заканчивавшиеся совместной ночевкой, били друг друга крапивой, и это было «очень» доходчивым призывом к любовной игре, поиску для себя пары, пели песни и водили хороводы, играли в поцелуйные игры.

Проводились также игровые обряды, например такие, как игра «в свадьбу». Для игры «в свадьбу» назначали «жениха» и «невесту», а затем проигрывали все этапы свадьбы – от сватовства до брачной ночи – при общем веселье присутствовавших. Свадебная тема разыгрывалась и через парные мифологические персонажи, один из которых символизировал мужское начало, другой – женское: Семик и Семичиха, Кукушка и Кукун, Русалка и Русалим, Молодец и Молодица. Во многих случаях игра «в свадьбу», особенно если ее участниками были замужние женщины, превращалась в сильное разгулье, разжигаемое крепким словцом, пением частушек и песен, которые описывали телесную любовь. Плясали под такие песни с соответствующими жестами.

В день Ивана Купалы существовал и такой обряд, как обливание водой всякого встречного.

Для этого парни одевались в старую грязную одежду и отправлялись с ведрами и кувшинами на речку. Здесь они наполняли их грязной, мутной водой, а то и просто жидкой грязью, и ходили по деревне, обливая всех и каждого, при этом делалось исключение только для стариков и малолеток. Но охотнее всего обливали девушек. Для этого парни врывались даже в дома и вытаскивали и выносили девушек на улицу силой и здесь уже с ног до головы окачивали водой и грязью. В свою очередь и девушки старались «отомстить» парням и тоже бежали на реку за своей грязью. В результате начиналась общая свалка, полная веселья, криков и смеха.

Этот обряд интересен тем, что в нём показана суть и психологическое устройство очистительных обрядов на Ивана Купалу. Что нужно учесть сразу – на такие действия не обижались, и не осуждали – это был обряд, принятый в этот день всеми. И в этом уже есть условие для очищения – разрешены действия запретные или неуместные в другое время. Но важна не только дозволенность таких обрядовых действий. Ведь живя в одной деревне, люди, так или иначе, накапливали напряжение друг на друга, не важно, напряжение ли это от обид, или от любовного томления. А в игровых условиях обряда накопленное напряжение можно было сбросить. Поэтому, ляпая друг друга грязью, в игровом запале, игравшие были друг для друга возбудителями желания испачкать "посочнее", выпустив тем самым то, что сдерживалось какое-то время. Сам обряд разжигал охоту очищения. Грязь при этом была как знаком напряжения, так и тем веществом, что впитывало его. И когда в конце обряда приходило время и желание смыть эту грязь, то вместе с ней смывали и напряжение с души. Поэтому в этой игре работал принцип – чем сильнее замызгать другого грязью, тем будет сильнее его желание очистить как тело, так и душу.

Очищение – одна из основных задач всех обрядов Зелёных святок.

Очищение тела и сознания не просто существовало на Руси, в виде случайных находок повторяемых как обычаи на праздниках. Все обряды имеют своё значение и назначение и встроены в единую непрерывную нить любого праздника, и особенно Святок.

То, что на Зелёные святки так много уделено внимания именно девичьему и женскому участию, думаю не случайно и связано с тем, что женщина, и по культурному обычаю и по своему предназначению – хранительница и берегиня. И как хранительнице и как берегине ей требуется очищение от того, что накапливается на душе, чтобы убрав наносное обновить знание, понимание и видение того, что она призвана сохранять и что оберегать.

Мужчинам же для обновления себя необходимо было добыть то, что женщины возьмутся оберегать. Мужики и парни собирались и либо вытирали, либо высекали живой огонь – Крес. От него зажигались все купальские костры, и его разносили по избам, чтобы растопить в русских печах.

Это было видимое проявление Огня, который в Зелёные святки все должны были возжечь внутри себя. И чтобы его разжечь, чтобы обновление произошло, нужно было к этому готовиться – отдать долги Земле, кормилице, передать ей жизненную силу для плодородия. Позаботиться о здоровье скотины и о её плодородии тоже.

Затем очистить себя от грязи внешней и грязи внутренней – сдержанности и душевного напряжения. А также вспомнить о родственности и близости душ, как живущих, так и невоплощённых.

И после всего этого в высшей точке празднования припомнить свою истинную природу – Огонь и Свет.

Таким образом, получается, что обновление, которое и праздновала Русь на Зелёные святки, приходит не столько за счёт внешнего и строго закреплённого в мифологии обряда действия. Сам обряд, обрядовые действия лишь создают условия, в которых каждый человек сам творит пространство, в котором его обновление должно произойти. Обряды нужны затем, чтобы очистив себя, каждый мог вывести наружу то, что внутри – охоту жить и любить, которая являет себя в ощущении внутреннего горения и света в очах.

Народ считал, что этот свет той же природы что и солнечный, потому что он, как и солнце, тоже даёт жизнь. Но светит он из иного мира, из того мира откуда приходят души. И я думаю, что обновление, которое совершалось каждый год на Зелёные святки в день летнего солнцестояния – это обновление, которое призвано повторить Мир душ на Земле, среди людей. Можно сказать и так, что обновление на Зелёные святки творит тот Рай, в который каждый стремиться превратить среду своего обитания.

Дмитрий Стрелов.

Литература:

Д.К. Зеленин «Восточнославянская этнография», 1927;

П. И. Мельников-Печерский « В лесах», 1874.

Е. А. Банников « Славянские праздники и обряды. Православный календарь », 2008.