13 августа церковный. День женщины в солнечном Тунисе

Сегодня, во вторник, 13 августа 2019 года, Святая Православная Церковь вспоминает святого Евдокима Каппадокиянина – покровителя дома и семьи. Также этот день известен как заговенье перед наступающим Успенским постом. А вот в народном календаре этот день празднует Евдокимов день.

По преданию, Евдоким из города Каппадокии родился в семье христиан знатного рода и всю свою жизнь посвятил служению Богу. Дав обет безбрачия и целомудрия, из женщин он общался только с матерью. Заботясь о несчастных и обиженных, никому не хвастался, не рассказывал об этом. В 33 года Бог призвал Евдокима к себе. Перед кончиной он приказал схоронить себя в той одежде, что будет на нем во время смерти. Как только душа его отлетела, от тела стали исцеляться больные. Через полтора года его мать решила достать тело сына, чтобы переодеть в новую одежду. Открыв гроб, все увидели чистое светлое лицо, как живое, и от святого распространилось благоухание.

Этот день в народном календаре

Для начала стоит сказать о том, что 13 августа отмечают именины Антон, Арсений, Василий, Владимир, Георгий, Денис, Егор, Иван, Иосиф, Константин, Максим, Николай, Сергей, Степан, Анна и Елизавета.

13 августа по народному календарю: Евдоким, день Евдокима, Евдокимов день, Евдокимово заговенье. Следовало в этот августовский день обязательно заборонить борону на Евдокима, для чего проводили специальный обряд, который, в соответствии с приметами, делался, чтобы в поле на работе зубья бороны не ломались. Крестьяне продолжали работать в огородах. На Евдокимов день как раз поспевали огурцы, баклажаны, кабачки.

Народные приметы на Евдокимов день:

  • Сильный ветер на Евдокима – зима будет снежной
  • Следует обязательно поработать в поле 13 августа – тогда работа будет спориться.
  • Муравьи закрывают вход в муравейник – к дождю.
  • Паутина летает – жарко будет еще долго.
  • Пчелы в поле летят – будет хорошая погода.
  • После Евдокима ласточка гнезда не вьет.

Рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминается в церковном календаре.

Иулитта

По церковному календарю 13 августа поминают мученицу Иулитту, пострадавшую в царствование императора Диоклитиана (284-305).

Жила Иулитта в Кесарии Каппадокийской. Когда все ее имение отнял один из язычников, она обратилась в суд с жалобой. Противник, недолго думая, донес судье, что она христианка.

Судья пообещал восстановить справедливость и вернуть ей отнятое беззаконно имущество, если она отречется. Иулитта коварные условия решительно отвергла - ее сожгли на костре примерно в 304-305-м.

Святитель Осерский

Родился, один из родоначальников монашества в Галлиии, в богатой галло-римской семье в конце IV века. Получил хорошее образование, в том числе изучал в Риме право. Приняв христианство в зрелом возрасте, вскоре стал священником. Епископом города Осер Германа избрали в 418-м.

Святитель одним из первых начал создавать монашеские обители в Галлии - его считали одним из блестящих богословов и полемистов своего времени. В диспутах о вере, в которых он не раз участвовал, Святой отстаивал чистоту христианских догматов. Дело святителя продолжили достойно многие его ученики - они также прославлены Церковью.

За простоту и готовность помочь беднякам и страждущим, святителя очень любили в народе. По молитвам епископа Германа, однажды двери городской темницы распахнулись и все неправедно осужденные получили свободу. Когда в Осере среди детей была эпидемия дифтерии, Герман со всеми горожанами молился несколько дней, а потом освященным маслом вылечил больных.

О своей кончине Герман, по преданию, узнал заранее от ангела и в оставшиеся дни принимал всех, кто приходил к нему за утешением и благословением. Скончался епископ в 448-м.

Праведный Евдоким

По церковному календарю 13 августа поминают праведного Евдокима, жившего в царствование императора Феофила (829-842).

Родился будущий Святой в знатной и богатой семье в Каппадокии (Малая Азия). Евдоким вел праведную жизнь, направленную на угождение Господу и помощь ближним. Дав обет безбрачия и целомудрия, он избегал разговоров с женщинами и даже не смотрел на них. Беседы он вел только со своей матерью, которую глубоко чтил.

Император, за добродетельную жизнь Святого Евдокима назначил правителем Харсианской области. Праведник управлял людьми справедливо и с кротостью, заботился о бедных, о вдовах и сиротах, был защитником обижаемых, а христианские подвиги нес втайне от всех.

Скончался он в 33-летнем возрасте. Святой Евдоким, лежа на смертном одре, завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Сразу же после его кончины от гроба праведника стали совершаться чудеса.

Именины

По церковному календарю, 13 августа именины отмечают Анна, Елизавета, Антон, Арсений, Василий, Владимир, Вениамин, Георгий, Евдоким, Иосиф, Иван, Константин, Николай, Максим, Сергей, Степан и Юрий.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Сегодняшний день принес с собой очень светлый православный праздник – день памяти святого Евдокима Каппадокиянина. В народе он известен как «Евдокимов день» или просто «Евдоким». К этому святому на Руси всегда относились с особым трепетом, потому что он считался покровителем домашнего очага, любви, семьи и верности.

История праздника

13 августа православные христиане чтят память святого Евдокима Каппадокиянина. В народе он известен как хранитель брака и дарователь семейного благополучия. Согласно священным преданиям, Евдоким появился на свет в городе Каппадокии в благородной семье знатного рода. Всю свою жизнь он посвятил одной единственной цели – служить Господу и помогать ближним.

Единственной близкой женщиной для Евдокима всегда была его мать. Давший еще в юные годы обет безбрачия, святой до конца своих дней оставался девственным и целомудренным. С другими женщинами он не общался и не сближался вообще, избегая соблазна и греха.

Каждый день святой Евдоким стремился провести с любовью к ближним. Его земным подвигом стала непрестанная забота о нуждающихся, помощь несчастным и оскорбленным. Но он был очень благонравным человеком, и потому никогда никому не рассказывал своих добрых делах, совершая их очень тихо и скромно. Святой совершенно не стремился к похвалам, славе и благодарности.

В возрасте 33 лет Евдоким Каппадокиянин скончался. Он заповедал схоронить свое тело в той одежде, в которой ему и случится встретить смерть. Так и сделали. Сразу после того, как душа святого вознеслась на небеса, от его тела чудесным образом стали происходить невероятные исцеления больных и немощных.

Несмотря на волю сына, мать Евдокима через некоторое время после его кончины решила достать тело своего чада и облачить его в новые одежды. Когда открыли гроб, от удивления у всех присутствующих пропал дар речи. Казалось, что Евдоким все еще жив – таким чистым и светлым оставалось лицо святого, а его мощи издавали сильнейшее благоухание.

Приметы и традиции, связанные с «Евдокимом»

Праздник 13 августа также назывался в народе «Евдокимовым заговеньем», так как это последний день перед началом Успенского поста. Верующие доедали запасы скоромной пищи и готовились к двухнедельному периоду воздержания.

Самая известная народная примета этого праздника связана с орудиями труда, которые использовались при полевых работах. Считалось, что с самого утра нужно обязательно вслух произнести слова благодарности бороне, серпу, косе и плугу, чтобы они долго и надежно служили своему хозяину. Ведь именно от них во многом будет зависеть, какой потом соберут урожай.

Также славяне верили, что если в этот день хорошо потрудится в поле, то и другие дела будут идти как по маслу.

На столе в Евдокимов день обязательно появлялись блюда из репы. Из нее готовили кашу, пироги и даже квас, в который добавляли сок различных ягод: черники, смородины, малины.

13 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.

Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста».

С этим обычаем соединялся другой - освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды.

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции - при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции - победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:

О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего - оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату - лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедовать магометанскую веру своих победителей. 1 августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо, подобное вышеописанному - огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные отношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Народный праздник «Евдокимов день» отмечается 13 августа (по старому стилю – 31 июля). В этот день в народе почитается память святого Евдокима Каппадокиянина – покровителя дома и семьи. Другие названия праздника: «Евдоким», «Евдокимово заговенье», «Заговор бороны». 13 августа надо было обязательно заговорить борону, чтобы при полевых работах не сломались зубья, не встала она намертво посреди поля.

Евдоким родился в Каппадокии в семье христиан знатного рода и всю свою жизнь посвятил служению Богу. Дав обет безбрачия и целомудрия, из женщин он общался только с матерью. Заботясь о несчастных и обиженных, никому не хвастался, не рассказывал об этом. В 33 года Бог призвал Евдокима к себе. Перед кончиной он приказал схоронить себя в той одежде, что будет на нем во время смерти. Как только душа его отлетела, от тела стали исцеляться больные.

На Руси у этого дня было особенное значение - православные отмечали Евдокимово заговенье перед Успенским постом. Впрочем, сам пост не считался голодным, поскольку приходился на лето, и выбор блюд, которые можно было вкушать, радовал разнообразием. Люди ели новый хлеб, свежие овощи, многочисленные плоды и ягоды.

Особой популярностью пользовалась репа. Ее ели сырой (нарезав мелкими кусочками и приправив постным маслом), вяленой, пареной. Из репы на Евдокима обязательно варили кашу, пекли пироги с репной начинкой. Кроме этого, во многих деревнях специально к Евдокимову заговенью ставили репной квас. Готовый квас чаще всего разводили соком ягод - черники, клюквы, малины, смородины - и только после этого пили.

13 августа наши предки заговаривали борону, чтобы зубья при работе в поле не гнулись и не ломались, ведь данное орудие для хлебороба – один из самых важных сельскохозяйственных инструментов. Обряд заключался в благодарности, произнесенной над бороной вслух. Человек должен был наклониться над ней, поклониться, затем почистить от земли и мусора. Люди сложили несколько присказок на эту тему: «Коли не заговоришь борону - не угодишь коню»; «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится».

Вообще, к орудиям труда в народе относились с особым уважением. Косу, серп, лемех плуга, борону никогда не бросали под дождем, после завершения работ их полагалось тщательно вытереть мягкой ветошью и убрать в сухое прохладное место. Урожай часто зависел от того, в каком состоянии находятся орудия труда.

Митрополит Вениамин (в миру Василий Казанский), прошел обычный для сына священника XIX века путь: духовная семинария, духовная академия, монашеский постриг, преподавание. Необычным было то, что, став епископом, он зачастую вел себя как приходской священник – в простой рясе ходил по домам, крестил детей, соборовал умирающих.

Когда в 1917 году после Февральской революции архиереев стали избирать на епархиальных съездах клира и мирян, его в Петрограде выбрали подавляющим большинством голосов. После избрания он сказал: «Я стою за свободную церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. И теперь накладывать новые путы на церковь было бы большой ошибкой. Самая главная задача сейчас - это устроить и наладить нашу приходскую жизнь».

В 1918 году, когда по всей стране начали грабить церкви и монастыри, осквернять и уничтожать иконы и мощи, арестовывать, пытать и убивать священников и монахов, владыка Вениамин, ставший в августе 1917 года, накануне Поместного собора Российской церкви, митрополитом, 10 января обратился к Совету народных комиссаров с заявлением, предупреждавшим, что принятие Декрета об отделении церкви от государства в предложенной большевиками редакции «угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу».

А уже 13 января вооруженный отряд матросов и красногвардейцев попытался захватить Александро-Невскую лавру. 19 января попытка захвата повторилась: от митрополита потребовали «очистить помещение» и сдать все имущество, а услышав отказ, арестовали все лаврское духовенство. И тогда с лаврской колокольни раздался набат. Толпы народа стали стекаться в Лавру с криками: «Православные, спасайте церкви!» Отряд разоружили, арестованных освободили. Монахи с трудом успокоили толпу, а командира красноармейцев буквально спасли от самосуда, уведя подальше от народа через Тихвинское кладбище.

Но тут прибыл новый вооруженный отряд - разгонять толпу. Раздались выстрелы. Был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров, пишет портал Ros-Registr. Духовенству потребовалось немало усилий, чтобы удержать людей от сопротивления. После этого верующие дежурили в Лавре круглосуточно.

Летом 1918 года были арестованы и расстреляны протоиерей Философ Орнатский - знаменитый проповедник, много занимавшийся благотворительностью, устроитель детских приютов для бедноты; протоиерей Алексий Ставровский, настоятель Адмиралтейского собора, а осенью - кронштадтский протоиерей Григорий Поспелов.

В 1919 году началась кампания «полной ликвидации мощей», в 1920-м духовенство было лишено гражданских прав, в 1921-м началось насильственное изъятие церковных ценностей, хотя церковь, чтобы помочь голодающим, предлагала добровольно сдать государству все, кроме священных сосудов и реликвий.

В те годы, когда люди в рясах ежеминутно рисковали своей жизнью, все более активными становились православные миряне. В Петрограде возникло Общество объединенных петроградских православных приходов. Председателем его правления стал профессор Петроградского университета по кафедре уголовного права Юрий Новицкий.

Изъятие церковных ценностей началось в Петрограде в марте 1922 года, вызвав массовые протесты верующих. Народ охранял церкви, при появлении комиссий по изъятию били в набат. На Путиловском заводе пришлось изымать ценности из заводской церкви ночью - днем не давали рабочие. Естественно, церковь обвинили в контрреволюции, сопротивлении власти и нежелании помочь голодающим.

Одновременно власти, пока патриарх Тихон был под арестом, инициировали попытку захвата строптивой Петроградской митрополии с помощью раскольников-«обновленцев». Но митрополит Вениамин отлучил их от церкви, «пока не принесут покаяния», и даже вмешательство Петроградской ЧК не заставило его изменить решения. Вскоре его арестовали, обвинив в сопротивлении изъятию церковных ценностей.

Кроме митрополита под стражу взяли руководство Общества православных приходов, настоятелей некоторых церквей, клириков, профессоров Духовной академии, Богословского института и университета, студентов и просто мирян, участвовавших в уличных беспорядках при изъятии ценностей, - всего 86 человек.

В своей речи на суде обвинитель так и сказал: «Вы спрашиваете, где мы усматриваем преступную организацию? Да ведь она перед вами! Эта организация - сама православная церковь».

Митрополит Вениамин и на скамье подсудимых оставался таким, каким был всегда: простым, спокойным, благостным, словно ушедшим от мира и полностью погруженным в созерцание и молитву. Он был центром всего процесса.

Другой заметной личностью на суде был архимандрит Сергий (миру Василий Шеин). Он жаждал пострадать за веру, на процессе произносил вдохновенные речи, по свидетельству очевидцев, напоминая мучеников первых веков христианства, радостно торжествовавших перед лицом изумленных палачей.

Кроме них к смертной казни были приговорены Юрий Новицкий, юрист Иван Ковшаров, епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников), настоятель Казанского собора и ректор Богословского института протоиерей Николай Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий), настоятель Исаакиевского собора протоиерей Леонид Богоявленский, настоятель Троицкого Измайловского собора протоиерей Михаил Чельцов, профессор Военно-юридической академии Дмитрий Огнев и юрист Николай Елачич.

Но расстреляли только четверых, шести остальным после месяца в камере смертников заменили казнь заключением. Но уже на следующий год всех их выпустили «по амнистии» - свою пропагандистскую роль процесс выполнил, а добавлять ему веса уничтожением большого числа «статистов» власти тогда еще не считали нужным.

В 1992 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил к лику святых священномучеников митрополита Вениамина и архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна и установил их память 13 августа - в день их мученической кончины.

Новости СМИ

Новости партнеров

Празднуем Евдокимово заговенье. 13 августа за церковным календарем издавна вспоминают угодника Бога Евдокима Каппадокиянина. Прадеды относили его к заступнику и благодетелю домашнего очага и семьи, поэтому просили у святого здоровья, и хороших теплых отношений. В народе религиозный праздник назвали Евдокимов день.

Житие благочестивого Евдокима

Евдоким пришел на свет в 9 веке в Малой Азии в городе Каппадокии, когда правил византийский правитель Феофил. Родом он из набожной семьи. Его мать Евдокия и отец Василий были знатные, богомольные люди, которых знал сам правитель.


В возрасте здравомыслящем мужчина решился отдать свою короткую жизнь служению Богу, и оказывать помощь каждому, кто имел нужду. Перед Господом он принял обет целомудрия. Лишь только с матерью он мог поговорить о сокровенном.

Император в знак признательности за безгрешную и порядочную жизнь каппадокиянина назначил его на пост владыки Харсианской области. Он разумно и честно правил регионом. По справедливости судил людей, тревожился об обездоленных, поддерживал сирот и вдов. Он исполнял свои функции не только как служащий, но и как превосходный слуга Божий.

За незапятнанную жизнь и чистую веру, он угодил Господу и был приглашен в царство в 33 года. И уже на бренном ложе он заповедал своим братьям упокоить его в тех покровах, в которых и встретит его смерть. Далее праведник обратился к присутствующим и родным покинуть комнату, чтобы не увидели его мучений, как не видели даяний его при жизни. Имеются факты, что после захоронения мощи праведника стали излучали теплый свет. И как только душа покинула тело, люди стали излечиваться от болезней.


Прошло полтора года и мать святого пришла преклониться останкам любимого сына. Она очень тосковала по сыну, и вымолила снять камень, раскопать могилу и вскрыть гроб. Его вынесли на руках. Евдокиму сменили одежду.

Мать захотела увести мощи сына в Константинополь только верующие не захотели отдавать дорогую святыню. Когда гроб вскрыли, все заметили, что лицо было как живое, и от святого исходил приятный аромат.

Спустя время монах Иосиф, который был представленный у места упокоения праведника, отвез останки в столицу, как хотела мать верующего. Там они хранились в храме Богородицы, который построили отец с матерью каппадокийского церковнослужителя.

Обычаи отмечать дату на Руси


Евдокимов день предшествует началу Успенского поста. Поэтому старались очиститься перед великим постом. В этот день полагалось за все благодарить. Пост не воспринимался как голодный. Люди лакомились свежим хлебом, ягодами, фруктами. На Евдокимов день поклонялись боронам, и проводили заговор бороны.

Над орудием труда тихим голосом проговаривали признательные слова от чистого сердца, чтобы не изнашивались зубья и долго служили. Потом начинали работать.
В это время на огородах поспевал главный продукт тружеников-репа. Ее ели в сыром виде, готовили каши, жарили, пекли пироги с начинкой, делали репной квас куда добавляли ягоды черники, малины, смородины.

Придания и приметы:

  • если туман быстро развеется-наступит отличная погода;
  • на Евдокимов день порывистый ветер пророчит снежную зиму;
  • уж отогревается на солнце-будет дождь;
  • паутина летит-солнечная погода продлится еще долго;
  • пчелы не вылетают из ульев при безоблачном небе-жди ненастье;
  • на Евдокима сеяли рожь;
  • конь с места не двинется, покуда мужик не выразит благодарность бороне;
  • 13 августа нужно обязательно потрудиться в поле или огород, тогда все дела будут спориться.