Большая мечеть омейядов. Мечети дамаска

Эпоха правления Омейядов (661 — 750), первой династии Арабского халифата, ознаменовалась полной победой ислама на огромной территории от до Афганистана. Земли, которые веками находились в орбите греко-римской, а затем византийской культуры, за считанные годы стали частью совсем другого мира. Это стало возможным только благодаря взвешенной политике первых халифов, которые терпимо относились к христианам и иудеям и охотно заимствовали у покоренных землях достижения местной культуры.

Кочевники-арабы не имели никакого представления о монументальную архитектуру; мусульмане молились под открытым небом, а первые мечети представляли собой просто огороженные дворы. Однако, столкнувшись с городской культурой Ближнего Востока, халифы осознали ее многочисленные прелести и пожелали утвердить победу ислама строительством впечатляющих культовых памятников. Лучшие мастера Персии, независимо от своего вероисповедания, были привлечены к увлекательному процессу создания новой архитектуры.

Ценной достопримечательностью эпохи стала мечеть Омейядов (Джам Бани Умай), построенная в новой столице империи, городе Дамаске (Сирия) в 715 году. Место, на котором возвели мечеть, считалось священным уже две тысячи лет. В I тысячелетии до н. э. здесь стоял арамейский храм бога Хадад; в римскую эпоху на его месте возвели храм Юпитера. Император Феодосий велел его разрушить и построить христианскую церковь Иоанна Крестителя. Когда Дамаск захватили мусульмане, они не уничтожили церковь и не отобрали ее у христиан, а молились в храме вместе с ними, потому что почитали Крестителя под именем пророка Яхья. Однако затем халиф аль-Валид I выкупил церковь в христианской общины, велел разобрать и возвести на ее месте мечеть.

В полном соответствии со вкусами первых мусульман мечеть Омейядов представляет собой открытый прямоугольный двор, в котором могут разместиться многие сотни верующих. Однако периметр этого двора украшен двухъярусной колоннадой, выполненной в византийских формах, а в направлении Мекки высится огромный трехнефный молитвенный зал, мало отличается от византийской базилики. Греческие мастера покрыли наружные стены и галереи зала замечательными мозаиками, которые по своей стилистике еще ​​ничем не напоминают арабское искусство. Кипарисы, цветы и птицы, пейзажи городов с куполами и колоннадами словно сошли с православной иконы, а золотой фон мозаики, меняется и мерцает под южным солнцем, заставляет вспомнить стены церквей Равенны и Константинополя.

Мусульмане очень почитают давнюю святыню. Они утверждают, что в ней хранится настоящая глава Иоанна Крестителя и именно здесь появится на землю во время второго пришествия пророк Иса, которого мы знаем под именем Иисуса Христа.

Мечеть Омейядов в Дамаске на карте

3 104

Большая мечеть Дамаска, также известная как Мечеть Омейядов, одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе Дамаска, представляет собой большую архитектурную ценность.

Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого Пророком как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием базальтовой стелы, изображающей сфинкса и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю.

Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. При Омейядском халифе Аль-Валиде I, однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на Ближнем Востоке и позже стал столицей Государства Омейядов.

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное Тамерланом после штурма Дамаска, другие считают повозку боевой колесницей времен Древнего Рима. Пол молельного зала устлан множеством ковров - их здесь более пяти тысяч.

В молельном зале стоит гробница с Главой Иоанна Крестителя, отсеченной по приказу царя Ирода. Усыпальница сделана из белого мрамора, украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, фотографию, передать в дар пророку Яхье (так мусульмане называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть «Иисус, Сын Марии». Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос. Руки Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

История с мощами Предтечи так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на Афоне, другая - во французском Амьене, третья - в Риме, в церкви Папы Сильвестра.

Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.

Мечеть Омейядов в Дамаске считается третьей по значимости в исламском мире после Каабы в Мекке и «Мечети Скалы» в Иерусалиме.

Первый каменный храм на этом месте построили арамейцы три тысячи лет назад. С тех пор храм только немного перестраивался из тех же камней и, соответственно, переименовывался. При арамейцах это был храм Хадада, при римлянах — храм Юпитера Дамасского, при византийском императоре Феодосии — базилика Св. Захарии, а затем — базилика Иоанна Крестителя. Ну а после прихода арабов в 635 г. храм был перестроен в одну из самых великолепных в мире мечетей.

На площади перед мечетью — римская колоннада и фрагмент портика Храма Юпитера.

Анекдот из жизни — в Сирии довольно широко развит внутренний туризм, плюс еще много религиозных туристов едут в Дамаск из Ирана и прочих окрестных государств. Ну и вот — стоим на площади, щелкаем клювом — подходит дяденька приличного такого вида и просит его сфотографировать на фоне мечети. Слово за слово, дядя спрашивает, откуда мы. Мы гордо отвечаем, что из Руссии.
— О, Руссия — вери колд! А я из Ирака — ну знаете, Ирак — ПЫЩ-ПЫЩ! — размахивает руками дядя.
Тут кагбэ стоит заметить, что в Сирии больше 2 млн. иракских беженцев, пыщ-пыщ.

Мы больше привыкли к однообъемным турецким мечетям, построенным по образу Святой Софии. Арабские же мечети выглядят совсем иначе и представляют собой скорее просторный открытый двор, обнесенный стенами, у одной из которых размещается молельный зал.

В мечеть приходят не только помолиться, но и отдохнуть от городской суеты. Двор внутри мечети, по сути, является своеобразным «парком», единственным свободным местом внутри тесно застроенного города — в тени галерей можно отдохнуть и поваляться с книжечкой под визги носящихся по мраморному полу детей. В мечети, как видно на фото, нельзя находиться в обуви, а теткам — еще и без мусульманской униформы.

Часть стен мечети покрыта позолоченной мозаикой VIII-XIII вв., расчищенной из-под слоя штукатурки в начале двадцатого века. Ранний ислам не запрещал изображение пейзажей:

Один из углов двора занимает поднятая над землей сокровищница. Такие сооружения стали строить в мечетях после участившихся случаев краж общинных денег, хранившихся «под защитой Аллаха» =)).

Есть мнение, что именно Омейяды придумали строить в мечетях минареты для призыва на молитву. В дамасской мечети Омейядов наиболее знаменит минарет Исы — согласно преданию, именно по нему спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Оказывается, в Коране точно определена дата конца света — он случится примерно через 50 тысяч лет.

В молельном зале особенно хорошо заметно, что мечеть «недавно» была римским храмом:

Цитадель.

Строительство цитадели началось в 1076 году. В то время цитадель была резиденцией правителя, где находились его покои, казармы, гвардия, склады, монетный двор, тюрьма, мечеть и семейные могилы. Лишь дважды в год по великим религиозным праздникам правитель покидал крепостные степы, чтобы посетить главную святыню города - мечеть Омейядов.
Нынешний облик цитадель обрела в XIII в., когда ее укрепил султан Малик Адиль – брат Салах ад-Дина. Укрепляли и перестраивали цитадель 12 лет. Но все было разрушено во время монгольского нашествия в 1260 г.

При султане Бейбарсе крепость возродили, но в 1400 г. при нашествие Тамерлана, она опять сильно пострадала.
С тех пор ее не восстанавливали. До 1985 г. здесь располагалась тюрьма. В последние годы здесь ведутся восстановительные работы и раскопки.
Рядом с цитаделью и входом на крытый рынок расположен памятник Саладину – легендарному султану, который начал победоносную войну с крестоносцами.
Рядом с цитаделью и памятником находится вход в Старый город и знаменитый рынок Хамидия (Сук аль-Хамидия) .


Рынок Хамидия. Утро.


Рынок Хамидия. Вечер.

Когда-то здесь были городские ворота Баб ан-Наср (Ворота Победы), но в 1864 г. из разобрали. Рынок назван в честь османского султана Абдул-Хамида II, при котором в 1885 году рынок накрыли железной крышей. Место это издревле было торговым.


Bakdash Ice Cream.Дамаск. Сирия.
Не пройдите мимо Bakdash Ice Cream – это одно из самых известных мороженых в Сирии, магазин-кафе был открыт на Хамидии в 1885 году. Густое и эластичное мороженое делают из порошка высушенных клубней орхидей и смол мастикового дерева, сверху посыпают фисташками. Мороженое настолько густое, что мороженщики непрестанно вымешивают мороженое, отбивая ритм.

В конце улицы-рынка возвышаются 12-метровые колонны, поддерживающие фрагмент фронтона – это то, что осталось от древнеримского храма Юпитера , возведенного в III в.

Храм Юпитера. Дамаск. Сирия.

Мечеть Омейядов считается одной из самых знаменитых мечетей мира.


Наружные стены мечении были застроены домами, которые начали сносить еще османские власти. Однако когда турки ушли, хозяева домов вернулись и отстроились заново. В 80-е гг. мечеть опять расчислили от домов и устроили небольшую площадь.


На площади перед Мечетью Омейядов. Дамаск.

Стена, окружающая мечеть очень старая. С давних времен здесь строили храмы.


Стена вокруг мечети Омейядов.

Сначала арамейцы воздвигли святилище своему богу Хададу, потом римляне – храм Юпитеру Дамасскому, в IV в. византийский император Феодосий возвел базилику Св. Захария, в 635 году храм разделили на две части – христианскую и мусульманскую.
В 708 г халиф Валид, желая построить в Дамаске мечеть, достойную его династии, конфисковал собор Св. Иоанна, в котором мусульмане и христиане молились бок о бок в течение 70 лет - одни в западной половине, другие - в восточной.
Для возведения мечети были привлечены талантливые архитекторы и ремесленники со всех концов страны, использованы лучшие материалы. Мечеть Омейядов должна была олицетворять славу и могущество арабского государства, поражать роскошью и красотой убранства.


Северный минарет или минарет Невесты относится к 705 г., но его верхняя часть достроена позже. Юго-восточный минарет Исы, т.е. Иисуса возведен в 1347 году на руинах башни храма Юпитера. Согласно легенде, по этому минарету спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Юго-западный минарет Мухаммеда построен тоже на месте древней башни до XII в.
11 раз мечеть страдала от крупных пожаров, последний из которых был в 1893 г. Каждый раз мечеть восстанавливали.

Вход для туристов находится с левой стороны. Здесь же можно купить билет (50 SP), женщинам получить темные накидки (обнаженные плечи, руки и голова не допускаются). При входе в мечеть и женщинам и мужчинам надо снять обувь.

Изящное сооружение на восьми колоннах - Куббат аль-Хазна - сокровищница, в которую нет хода непосредственно с земли (787 г.) Как-то раз в одной из сокровищниц была совершена кража хранившихся там «под защитой Аллаха» казенных денег, с тех пор стали строить сокровищницы без входа с земли.


В центре двора - Куббат ан-Нофара - фонтан для омовений с бассейном (1200 г.; купол - XVIII в.).


Стены мечети украшены фаянсовыми изразцами и мозаиками (VIII-XIII вв.) В молельном зале 22 двери, два ряда коринфских колонн делят зал на три нефа.



В стене зала имеются богато украшенные ниши, называемые «михраб» . Первоначально михраб был почетным местом для халифа, позднее стал просто обозначать киблу - направление к Мекке, куда должны быть обращены лица молящихся.


Мечеть Омейядов.Михраб. Дамаск. Сирия.


Омейяды ввели в мечетях минбары - кафедры для чтения Корана и произнесения проповедей. Высокий минбар, имеющий лестницу, обычно находится слева от михраба.
В молельном зале находится рака Св. Иоанна Крестителя.


Мечеть Омейядов. Рака Св. Иоанна Крестителя.

Здесь покоится голова святого, которая, согласно легенде, была найдена в 705 г. в одном из подземных склепов при перестройке базилики в мечеть. Если верить преданию, то халиф Валид хотел убрать эту раку и даже сам стал выкапывать голову, но, коснувшись черепа, оцепенел, поверив в чудо халиф решил оставить христианскую реликвию на месте. Это место одинаково почитается как христианами, так и мусульманами. Святой Иоанн Креститель в мусульманской традиции – пророк Яхья.


Рядом находятся византийские колодец и купель.
В портике восточной стены находится святилище, где покоится голова Хусейна - сына четвёртого "праведного халифа" Али. Это место паломничества шиитов. Внутри помещения - две урны; в одной - голова Хусейна, убитого омейядскнми солдатами в 680 г. в битве при Кербеле (Ирак), во второй - прядь волос Пророка.



В том же дворе, где вход для туристов находится Мавзолей Салах ад-Дина - легендарного арабского султана, полководца, начавшего победоносную войну с рыцарями-крестоносцами, которого европейцы называли Саладином.

Открыт 9.00-16.00 без выходных


Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите в 1138 году (современный Ирак). По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб ибн Шади и дядя Асад ад-Дин Ширкух, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги.
В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, поддержал второго сына Зенги, будущего объединителя Сирии Нур ад-Дина и помог ему завоевать Алеппо. Таким образом, Саладин воспитывался при алеппском дворе, он получил образование в лучших традициях мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).
Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга и являлся оплотом халифов-еретиков.
В 1164 году Нур ад-Дин решает послать в Египет корпус, чтобы помочь Фатимидскому государству отразить вторжение крестоносцев. Корпус возглавил Ширкух, вместе с которым отправились его брат Айюб и его сын Салах ад-Дин. После нескольких лет, проведенных в битвах, Ширкух стал визирем при халифе Фатимидов, но в 1169 году он скоропостижно умер. Ему наследовал Саладин.
После того, как умер фатимидский халиф Адид в 1171 году и Нур ад-Дин в 1174 году, власть над Египтом и Сирией сосредоточилась в руках Салах ад-Дина.
Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. А в 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Алеппо.
Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), состоящей из конных лучников и конных копейщиков.
Следующим шагом стало достижение политической независимости.

Салах ад-Дин непрестанно воевал с крестоносцами. В 1187 г. состоялась решающая битва под Хиттином между христианами и мусульман. Саладин долго избегал боя, обстреливая крестоносцев из луков. Под палящими лучами солнца рыцари жарились в своих тяжелых доспехах. Когда они дошли до предела, Салах ад-Дин сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Мало кому из крестоносцев удалось уцелеть или избежать плена. Даже король Иерусалимского королевства Гвидо Лузиньян попал в плен, но был с почестями отпущен под клятву никогда больше не поднимать меч против мусульман (которую тот впоследствии нарушил). Также в плен был взят великий магистр ордена тамплиеров – Рейнальд Шатильонский, которого Саладин собственноручно казнил.
После сражения под Хиттином победы Салах ад-Дина следовали одна за другой, в том числе Саладин захватил Иерусалим и провел ритуал его очищения, при этом проявив великодушие к христианам. Горожане были отпущены за выкуп, кто не смог заплатить выкуп были обращены в рабство.
Такой поворот событий озадачил христианскую Европу.
Состоялся очередной крестовый поход, одним из предводителей которого был король Англии Ричард I Львиное Сердце. В походе участвовали также король Франции Филипп II Август и германский император Фридрих I. Ричард Львиное Сердце отвоевал часть городов и крепостей у Саладина. Среди них была Акра, когда мусульманский гарнизон капитулировал без разрешения Саладина. Ричард I предал смерти 2000 заложников. Салах ад-Дин был огорчен суровостью противника, он сам в таких случаях отдавал пленников в рабство.
Но это не помешало ему устроить брак своего младшего брата и сестры Ричарда I, после чего в ноябре 1192 г. был заключен мир, по условиям которого внутренняя территория Сирии признавалась мусульманской с правом беспрепятственного прохода христиан-паломников, а Палестина делилась приблизительно поровну.
История подтвердила, что со стороны Салах ад-Дина это был мудрый шаг, позволивший арабам закрепиться на отвоеванных территориях и подготовиться к дальнейшему наступлению на владения крестоносцев.
Салах ад-Дин умер в марте 1193 г. от лихорадки в возрасте 55 лет. Он был похоронен в Дамаске и оплакан на всем Востоке.
Его могила - одно из почитаемых мусульманами мест. Он прославился как выдающийся полководец и защитник ислама, как покровитель просвещения, основавший в Египте и Сирии школы и семинарии.


Улицы Старого Дамаска.


Улицы Старого Дамаска.

Мечеть Омейядов, также известная как Большая мечеть Дамаска, - одна из самых крупных и старейших мечетей во всём мире. Она расположена в историческом центре сирийского города Дамаск и представляет собой огромную историко-архитектурную ценность.

Мечеть Омейядов была построена в начале восьмого века на месте бывшего христианского храма Иоанна Крестителя. Мечеть названа в честь халифа Валида I из династии Омейядов, который и дал приказ о строительстве. Для постройки здания были приглашены лучшие архитекторы из Рима, Константинополя, Персии, Индии. В архитектурном плане мечеть напоминает византийский дворец. Строили ее более десяти лет, в отделке широко использовались золото, жемчуг, перламутр и мрамор. Двор мечети со всех сторон окружает арочная галерея, а пол вымощен полированными плитами.

Для мусульман мечеть Омейядов имеет статус культовой святыни, к ней совершаются религиозные паломничества. В мечети хранится голова и мощи Иоанна Крестителя, который почитаем великим пророком как в исламе, так и в христианстве. Также на территории мечети расположена усыпальница Салах-ад-Дина, знаменитого мусульманского султана и религиозного лидера.

Мечеть Омейядов - удивительное и возвышенное место, куда пускают представителей любого вероисповедания. Красота и масштабы здания захватывают дух, и мечеть пользуется огромным успехом у туристов.

Координаты : 33.51165200,36.30655800