Даты ноября.

Преподобномученица Пелагия (Тестова) (1887 – 1944)

Преподобномученица Пелагия (в миру Пелагея Тимофеевна Тестова) родилась в 1887 году в деревне Арга Тамбовской губернии в крестьянской семье. Окончила сельскую школу.

Четырнадцати лет от роду в 1901 году она поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь. В 1919 году инокиня Пелагия несла послушание портнихи и косца.

Матушке было тридцать лет, когда начался период неслыханного ранее в России гонения на веру. С конца 1918 года стали закрываться обители. Первоначально допускалось существование монастырей при условии преобразования в трудовые артели и коммуны. 16 января 1920 года в Нижгубсовхозе был утвержден устав Дивеевского промыслового кооперативного товарищества (артели). Артель по заданиям Москомпромсоюза изготовляла полотно, чулки, носки, а также художественные вышивки, направляемые на продажу за границу. Работы сестер были так искусно исполнены, что их отметили премиями на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1925 года.

Сестры трудились в очень тяжелых условиях. Еще в феврале 1919 года уездный земельный отдел при Ардатовском совдепе предложил монастырю вязать для Красной армии чулки, варежки и фуфайки, и сестры согласились. Однако в результате того, что с 20 января 1918 года мастерские были взяты тем же земотделом на учет как собственность государства и монашествующие потеряли возможность работать в мастерских, уникальное производство остановилось. Большинство мастерских не работало, и все разворовывалось новым «хозяином» - руководством совхоза. Урожай, с таким трудом выращенный сестрами, был присвоен земотделом, а скудное пропитание - хлеб и картофель - выдавались заведующим только тем сестрам, которые на текущий день были заняты на молотилке и скотном дворе. Остальные сестры, работавшие в поле, голодали и не могли воспользоваться даже тем картофелем, который сами посадили под окнами своих келий. Матушкам приходилось покупать на свои средства зерно и картофель на посев, нанимать лошадей для пахоты. Большей частью землю они копали лопатами, а навоз возили, впрягаясь в телеги.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Монастырские запасы, особенно вино для богослужений, расхищались руководством совхоза - замки со складов снимались по распоряжению райсовхоза.

Особенно страдали больные и престарелые сестры и девочки из приюта, так как больницу, приют и богадельню должен был теперь содержать совхоз. Но пшеница из монастыря вывозилась пудами, а больных лишали и ржаного хлеба, якобы за непредоставление именного списка, хотя список всех послушниц имелся в администрации. Произвол заведующего совхозом и его покровителей был явным - в монастырь прекратили подачу воды и сестрам даже запретили брать воду на конной водокачке. Рабочим на водокачке под угрозой ареста было запрещено отпускать воду монашествующим, и сестры ходили за водой на почти пересохшую речку. Стирали глиной - мыло не выдавалось даже для больницы. Сестрам заведующий совхозом то и дело угрожал арестом, а одну послушницу жестоко избил. Он начал и разрушение только что построенного собора. Совхоз получил предписание достать для народного хозяйства 25 пудов железа, и, дабы не затруднять себя поисками, «выпотрошили» недостроенный собор.

В конце лета 1919 года монастырю было предложено послать работоспособную часть монахинь (шестьсот человек) на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран.

Приехал председатель Ардатовского исполкома и на общем собрании сестер потребовал списки монахинь, могущих принять участие в полевых работах. Инокиня Пелагия была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требование представителя власти, за что и была арестована. Сестры просили освободить ее, но идти на полевые работы так никто и не согласился. Затем были арестованы и другие члены монастырского совета. Инокиня Пелагия была приговорена к трехлетнему заключению, а монастырь как «контрреволюционное гнездо» Ардатовский уездный исполком рекомендовал распустить.

Для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия из представителей госконтроля, Нижгубисполкома и профсоюзов. После проведения расследования она установила невиновность инокинь и указала на беззаконные действия местной власти. Комиссия пришла к выводу, что сестры монастыря «должны снабжаться продовольствием на общих основаниях с остальными гражданами республики». Арестованные были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах. Заведующий совхозом за злоупотребления был отстранен от должности. Под видом артели обитель просуществовала еще восемь лет.

В 1927 году Арзамасская уездная земельная комиссия расторгла договор на аренду «госимущества» (монастырских строений) под тем предлогом, что ремонт зданий осуществлялся без согласования с властями. Началась кампания по ликвидации монастыря. Сестрам было предложено в несколько дней освободить все занимаемые помещения, начались повальные обыски и аресты по спискам ОГПУ.

В том же году ликвидация монастыря была завершена, имущество изъято, а церкви остались без служителей и монашествующих. Многие сестры разоренной обители в то время находили себе пристанище у верующих людей в Дивееве или окрестных селах и терпели нужду. Все они как «бывшие монашки» были лишены гражданских прав, что влекло за собой очередные притеснения.

В те годы среди сестер было популярно стихотворение:

Дивеев, дивная обитель,
Четвертый жребий на земле,
Земля избранная, святая.
Кому в удел досталась ты?..

Но пробил час, судьба решилась,
Слова Угодничка сбылись:
Оставить стены нам родные
И кто куда - всем разойтись.

О, Иисусе наш Сладчайший,
Тебе всех хочется спасти.
О, помоги нам, Искупитель,
Сей крест безропотно нести.

Назначен срок нам выселенья -
В семь дней очистить монастырь.
Куда идти? Где нам скитаться,
И кто нас может защитить?

Заснуло все, обитель опустела,
Затих и колокольный звон,
И пенье ангельское смолкло,
И жутко сделалось кругом.

Лежит печать на всех соборах,
Забиты окна, грязь везде.
Лишились мы земного рая,
Едва ль покой обрящем где.

Живем в мирских теперь мы избах,
В руках работа не кипит,
Спешим по-прежнему в обитель,
Чтоб горечь сердца там излить.

Мы сознаем, что мы достойны
Сие изгнание нести,
Но просим Батюшку родного
Нас вновь в обитель привести.

Мы твердо верим, что обитель
Еще сильнее процветет.
Но кто из нас достоин будет
Вновь быть в обители святой?

Мы ежедневно прибегаем
К Первоначальнице своей
И у могилки ее просим
Не позабыть своих детей.

О, Мати наша дорогая,
Прими сирот под свой покров -
Мы будем все ценить, чем прежде
Мы не умели дорожить.

В 1932 году мать Пелагия поселилась в сторожке при церкви села Воробьева около города Бор и трудилась при храме.

20 ноября 1937 года инокиня Пелагия была арестована Борским райотделом НКВД вместе со священниками местной церкви. Ее обвинили в систематическом ведении «контрреволюционной агитации пораженческого и клеветнического характера», в «устраивании сборищ в церковной сторожке, где среди верующих делались контрреволюционные выпады на соввласть», в агитации «против колхозов», в призыве «бросать работу в колхозе и в религиозные праздники посещать церковь». В свидетельских показаниях значится, что «монашка Тестова с ненавистью на соввласть высказывала, что эта антихристова власть народ приведет совершенно к гибели. Крестьян через эти колхозы замучили, запрещают посещать храмы Божий, да скоро ли всему этому будет конец? В сентябре месяце 1937 года около церкви в группе собравшихся богомолок монашка Тестова выражалась так: «Сталин дал такую свободу, что отныне весь народ мучается, народ весь настроен против власти. За нее только держатся коммунисты, так как они ею управляют. Но придет время, когда прогневается Господь Бог, тогда будет ужасный переворот, тогда пойдет брат на брата, сын на отца, отец на сына. Все мученики Христовы воскреснут, а эти антихристы-безбожники понесут великую муку за свои грехи».

Инокиня Пелагия была допрошена один раз. Свидетели показали, что в июле 1937 года в присутствии их и других верующих инокиня Пелагия «советскую власть и коммунистов называла антихристами, говорила, что при соввласти стало жить трудно, духовенство, безвинных сажают в тюрьмы, а храмы закрывают». На допросе инокиня Пелагия давала прямые и ясные ответы, виновной себя не признала.

Документ из следственного дела по обвинению монахинь Серафимо-Дивеевского монастыря

Решением Тройки при УНКВД СССР по Горьковской области от 14 декабря 1937 года священники были приговорены к расстрелу, а инокиня Пелагия (Тестова) - к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет.

Матушка отбывала наказание в Карагандинском исправительно-трудовом лагере ГУЛАГа НКВД (Карлаге). Карлаг занимал огромную территорию: 300 километров с севера на юг и 200 - с востока на запад. Он был образован на месте совхоза ОГПУ в 1931 году. Первые осужденные пришли сюда, чтобы построить для себя тюрьму в степи. Старожилы вспоминали, как прибывали на вокзал эшелоны «с попами и монашками»: шли в молчаливом угрюмом строю и вели их молчаливые же молодые конвоиры. Из первого этапа численностью в 50 тысяч человек до места дошли 28 тысяч. Вот как рассказывали о дороге выжившие: «В скотских вагонах привезли и, как скот, выкинули на землю. Как сейчас помню, будто вчера это было: лил дождь как из ведра, мы собирали дождевую воду и пили ее. Яму вырыли квадратную, поставили, как шалашик, рядны, и на земле в этой землянке мы жили до Покрова. А на Покров снег выпал сантиметров в 50. Брат утром проснулся и говорит: «Мама, дед замерз, и я от него замерз». Кинулись, а дед уже готовый, умер.

Строили мы бараки. В бараки вселяли человек по двести. Утром встанешь - там десять человек мертвые, там - пять, и мертвецов вытаскиваем. Этого я забыть не могу. С нами мордва жила - двадцать человек семья, и только двое у них убежали в Россию, а остальные все померли. Привезли 18 тысяч на пятый поселок, а к весне пять тысяч осталось».

Документ из следственного дела инокини Пелагеи (Тестовой)

3 мая 1938 года инокиня Пелагия прибыла в лагерь этапом, который формировался в Горьковской тюрьме. В скором времени общее число узников Карлага превышало 40 тысяч человек. Среди осужденных были и другие дивеевские сестры, в том числе старшая сестра матушки - Марфа Тимофеевна Тестова. В лагере сестер разделили. Обе матушки скончались в Карлаге. Вряд ли они и виделись: в карточках учета передвижения по Карлагу ни разу не совпали населенные пункты их пребывания в лагере.

Из документов личного дела инокини Пелагии (Тестовой) видно, что, несмотря на инвалидность, потерю трудоспособности, общее истощение организма и многочисленные заболевания (бруцеллез, миокардит, хроническая малярия, ревматизм, хронический катар дыхательных путей, рак поджелудочной железы), мать Пелагия использовалась на общих работах, на прополке, в качестве повара, сакманщицы (ухаживала за молодняком овец), плела маты, вязала носки.

Из воспоминаний заключенной Карлага Кучумовой О. М. про лагерную жизнь известно: «Как раскаленная белая сталь - небо, раскаленная земля, раскаленная мутная голова (не спасает громадная шляпа из камыша). Идешь, еле передвигая ноги, по бескрайнему ровному полю. Кажется, ему нет конца - оно уходит за горизонт. Идешь, наклоняешься, с силой вырываешь злой сорняк овсет; выпрямляешься, снова наклоняешься; обе руки уже порезаны, забинтовываешь их тряпками. Идешь уже несколько часов - кажется, сейчас ткнешься в горячую землю и не встанешь. Иногда, измучившись, чтобы не наклоняться, встаешь на колени и ползешь, ползешь по всему ряду и вырываешь, вырываешь сорняк: главное, чтобы вырвать с корнем, а то он оживает снова и снова загородит собой культуру - просо.

Поднимешь на минуту глаза - на горизонте белое горячее марево. В дымке его далеко над равниной, чуть-чуть приподнимаясь над линией горизонта, образуются, вытягиваются какие-то белые мавританские замки с круглыми арками, с башенками и минаретами - они дрожат в воздухе, сплетаются вновь и вновь из горячего воздуха - степные миражи. Иногда - это синее озеро вдали и деревья почему-то всегда с одной стороны озера… Подрожат в воздухе, подрожат и угаснут, чтобы через некоторое время появиться снова.

Видения эти пугают своей потусторонностью и в то же время четкостью. Снова опускаешь глаза, чтобы не видеть, снова наклоняешься, срываешь, срываешь, вырываешь с силой обеими руками, выдергиваешь неподдающийся сорняк с длинными цепкими корневищами… Двигаться, двигаться, иначе, кажется, помутнеет разум.

Наконец полдень. Я ничком сваливаюсь под тентом палатки. Привезли обед. Сердце стучит где-то в горле, голова как огненный шар - само солнце словно застряло в ней…» (Из воспоминаний заключенной Карлага Кучумовой О.М.)

Несмотря на столь изнуряющий каторжный труд при тяжких болезнях, в характеристиках заключенной Пелагии отмечалось: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет», «поведение хорошее», «в быту дисциплинирована».

В 1941 году ею было подано прошение в Президиум Верховного Совета СССР о пересмотре дела и освобождении. Помощник областного прокурора по специальным делам, рассмотрев дело, вынес заключение: «Тестова П. Т. в предъявленном ей обвинении виновной себя не признала, но достаточно изобличается показаниями допрошенных по делу свидетелей Изложенные мотивы в жалобе не заслуживают удовлетворения, т. к. контрреволюционная деятельность подтверждена показаниями соучастников и свидетелей Решение Тройки УНКВД по Горьковской области в отношении Тестовой П. Т. считать правильным, ходатайство, как неосновательное, отклонить, и ей сообщить».

3 ноября 1944 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, инокиня Пелагия умерла в лагерной больнице «от рака поджелудочной железы и кахексии» и была погребена на лагерном кладбище у поселка Жартас.

6 октября 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было принято решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских инокиню Пелагию (Тестову).

Святая преподобномученице Пелагие, моли Бога о нас.

Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». - Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.

Мы плохо помним свою историю - внуки расстрелянных за веру христиан часто и не знают, что их деды прославлены как святые. Внуки палачей тем более не знают, кого их деды сажали в тюрьмы, кого пытали на допросах. Мы до сих пор живем так, как будто не было

ни красного террора, ни сталинских репрессий - и быть не может, чтобы короткая историческая память объяснялась только недоступностью архивных данных.

Русскую Православную Церковь все чаще называют Церковью новомучеников. Никогда еще за всю историю христианства ни в одной Поместной Церкви не погибало за короткий промежуток времени столько священнослужителей и мирян, не появлялось такого количества святых. Их подвиг не должен быть забыт. Мы публикуем рассказы о новомучениках - рассказы о настоящей верности Богу перед лицом смерти.

Это не только попытка трезво взглянуть на наше прошлое. Скорее, это попытка рассказать друг другу о будущем - о том, что никогда не должно повториться, и о том, что мы еще в силах сделать ради Христа здесь и сейчас.

На кладбище бывшего Карагандинского исправительно-трудового лагеря нет ни крестов, ни имен. Нет там даже табличек с номерами. В одной из могил похоронена преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня Серафимо-Дивеевского монастыря.

Уже с 14 лет Пелагия жила в монастыре (позже вслед за ней туда придет и ее старшая сестра Марфа). Жизнь монахинь, как и везде, состояла не только из молитвы, но и из физического труда - ведь монастырь должен был кормить более восьмисот насельниц, из которых триста были больны или по возрасту уже не могли трудиться. Кроме того, Серафимо-Дивеевская обитель содержала на свои средства приют для девочек, где около ста сирот получали кров, пищу и образование.

После революции началось расхищение имущества монастыря, а сама женская обитель была превращена в "совхоз". Инокиням предложили трудиться на благо Красной армии, вязать чулки и фуфайки - но само же коммунистическое руководство "совхоза" и разворовало мастерские, в которых можно было все это производить. Как могла, Пелагия искала возможности для пропитания насельниц и сохранения жизни обители хотя бы под вывеской "совхоза". Но когда в монастырь прекратили подавать воду и обязали монахинь убирать урожай на полях красноармейцев, мать Пелагия просто отказалась посылать сестер на дополнительный каторжный труд. Так она получила первый лагерный срок - три года, и вместе с ней все поддержавшие ее решение сестры из совета монастыря. Кстати, уже после их осуждения в монастырь была послана комиссия, которая установила невиновность монахинь и даже вскрыла факты происходившего вокруг обители беззакония.

После освобождения мать Пелагия вернулась в родной монастырь, который просуществовал еще до 1927 года. В 1937 году, в разгар "ежовщины", инокиню Пелагию снова арестовали. Виновной в контрреволюционной агитации она себя не признала, отвечала следователям уверенно и прямо, за что и получила новый срок - восемь лет Карагандинского лагеря, Карлага.

Условия заключения в Казахстане были совершенно нечеловеческие. На 85% потеряв трудоспособность, заключенная Пелагия Тестова по-прежнему использовалась на общих работах. Да еще и получала положительные характеристики: "качество работы хорошее", "нормы выполняет", "взысканий не имеет".

В 1941 году пожилой больной монахине отказали в пересмотре дела и в освобождении - и вряд ли сообщили, что в этом же году ее старшая сестра преподобномученица Марфа (Тестова) скончалась в другом пункте Карлага. А 3 ноября 1944 года и сама инокиня Пелагия умерла от изнурения на нарах лагерной больницы.

Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии - 6 ноября

Викарным называется епископ, который не возглавляет отдельную епархию, а призван помогать правящему епархиальному архиерею. Но на деле епископу Лаврентию пришлось совсем одному управлять всей Нижегородской епархией - правящий архиерей Иоаким (Левицкий) летом 1917 года погиб от рук бандитов.

Под руководством владыки Лаврентия в Нижнем Новгороде было создано Спасо-Преображенское братство по возрождению церковно-общественной жизни, которое сразу же стало важным центром духовного просвещения. Члены братства устроили церковный детский сад, религиозную библиотеку, собирались издавать духовную литературу. Все это происходило при самом деятельном участии епископа Лаврентия и по его благословению.

После появления декрета об отделении Церкви от государства Спасо-Преображенское братство открыто выступило в защиту Церкви. Начались массовые аресты, в том числе среди священства. Когда же вышло постановление о том, что у Церкви следует отобрать все храмовое имущество, епископ Лаврентий, а также настоятель кафедрального собора священномученик Алексий Порфирьев и бывший губернский предводитель дворянства мученик Алексий Нейдгардт подписали обращение к пастве, в котором протестовали против этого. В одном месте обращения ими использовалась библейская цитата Облекитесь во всеоружие Божие (Еф 6:11). Эта фраза, произнесенная когда-то апостолом Павлом, была истолкована властями как призыв к вооруженному восстанию и стала поводом для ареста всех подписавших.

В тюрьме владыка Лаврентий постоянно молился, что поначалу смешило его соседей, но вскоре вызвало у них глубочайшее уважение. Власти даже разрешили епископу служить Литургию в тюремном храме. Была и надежда на освобождение по амнистии в честь годовщины Октябрьской революции... Однако 5 ноября 1918 года Владыку вместе с его "подельниками" перевели в камеру Нижегородского ЧК. Сад здания ЧК выходил в Почаинский овраг, в котором той осенью почти ежедневно раздавались выстрелы. Священнослужителям обещали помилование, если они откажутся от сана, - но при таком условии мученики, конечно, предпочли отказаться от амнистии. Тогда всех троих вывели в сад и поставили на краю вырытой заранее могилы...

Несмотря на известность подробностей убийства, место захоронения владыки Лаврентия и протоиерея Алексия все же скрыто. Спустя несколько дней из ворот здания ЧК выехала телега с двумя телами, и на вопрос прохожей извозчик ответил, что везет епископа и священника на Мочальный остров, откуда "велено сбросить их в Волгу".

28 февраля 1886 года в Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева родился пятый ребенок, названный Александром. Дом священника иногда посещал один благочестивый странник - и почему-то, обращаясь к маленькому Саше, называл его архиереем. В будущем пророчество исполнилось - Саша стал не только архиереем, но и мучеником за Христа.

Прошло время, и в 1913 году Александр захотел жениться на девушке Юлии. Однако при встрече странник сказал ему:

Здравствуй, Саша-архиерей.

Ну какой же я архиерей, у меня невеста, - удивился Беляев.

А все-таки архиерей! - ответил странник.

Свадьба состоялась, и у супругов родились две дочери, но семейное счастье продлилось недолго - в 1920 году Юлия умерла. С тех пор детей Александру помогала воспитывать няня. Похоронив жену, он решил полностью посвятить свою жизнь Богу и на исходе лета того же года стал священником.

В те годы его дважды арестовывали за церковную деятельность. Выйдя из тюрьмы второй раз, он вместе с детьми переехал в Иваново-Вознесенскую епархию, в город Кинешму, где вскоре завоевал глубокое уважение паствы. И когда правящий архиерей епархии уклонился в обновленческий раскол, то на свободную кафедру собрание православных общин епархии постановило избрать именно протоиерея Александра Беляева. Патриарх Тихон пошел навстречу этому пожеланию и после пострига с именем Августин рукоположил священника в епископа.

Любовь и уважение к новому архиерею были столь велики, что благодаря его служению за короткое время из раскола в Церковь вернулось несколько приходов. За это 5 февраля 1924 года владыка Августин был арестован. "Пользуясь положением духовного лица и используя религиозные предрассудки населения, старается направить последнее к сопротивлению законам советской власти", - так большевики сформулировали претензии, но, как ни странно, в этот раз отпустили епископа. Правда, долгое время после этого не давали служить в собственной епархии, а 9 октября 1926 года епископ Августин вновь был арестован и уже вскоре приговорен к трем годам ссылки в Среднюю Азию. Затем, в 1931 году, - еще раз к трем годам, но на этот раз уже лагерей.

В 1934 году освобожденный Владыка стал епископом Калужским и Боровским, в 1936 году - архиепископом, но в 1937, с началом новой волны гонений, был вновь арестован. На допросах его стремились оклеветать, но Владыка всегда отвечал:

Контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю. Если мне будут еще устроены очные ставки, я и на них буду отрицать свою виновность.

Каким репрессиям вы подвергались после революции и за что? И признавали ли себя виновным на следствии?

После революции за антисоветскую деятельность я привлекался к следствию четыре раза... Во всех случаях я виновным себя никогда и нигде не признавал.

Архиепископа Августина приговорили к расстрелу. 23 ноября 1937 года он был убит, и место его погребения неизвестно до сих пор.

http://www.foma.ru/articles/1886/

  • Дата рождения: 1887 г.
  • Место рождения: Тамбовская губ., д. Арга
  • Профессия / место работы: священник, монахиня (инокиня)
  • Дата смерти: 3 ноября 1944 г.
  • Место смерти: Казахстан, Карлаг НКВД, пос. Жарта, лагерная больница
  • Где и кем арестован: Нижегородская губ., Арзамасский у., с. Дивеево
  • Дата ареста: 1919 г.
  • Место отбывания: Нижегородская губ., тюрьма (1919-1919 гг.)
  • Где и кем арестован:
  • Дата ареста: 20 ноября 1937 г.
  • Обвинение: "к/р агитация пораженческого и клеветнического характера, к/р деятельность"
  • Осуждение: 14 декабря 1937 г.
  • Осудивший орган: тройка при НКВД СССР по Горьковской обл.
  • Приговор: 8 лет ИТЛ
  • Место отбывания: Казахстан, Карлаг НКВД (12.1937-03.11.1944 гг.)
  • Источники данных: БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»

Служение


монахиня
Должность послушание портнихи и косца
1901-1919 гг.
С 14-ти лет Пелагия жила в Серафимо-Дивеевском монастыре. Ее старшая сестра
Марфа впоследствии также туда поступила.
Инокиня Пелагия несла послушание портнихи и косца.
С 1918г. монастырь существовал под видом трудовой артели
Нижегородская губ., Арзамасский у., с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
монахиня
1919-1927 гг.
В 1927г. началась кампания по полной ликвидации монастыря и аресты по спискам ОГПУ.
Сестры Пелагия и Марфа, как и многие другие насельницы монастыря, поселились
в окрестностях монастыря
Нижегородская (Горьковская) о., Борский р., с. Воробьево
монахиня
Должность трудилась при храме
Дата окончания: 20.11.1937 г.
Проживала в церковной сторожке при местном храме

Заявители

Бутина Надежда

Документы

Публикации

http://lists. memo. ru/index19. htm (сайт Общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР).

Священномученика иерея Алексия

(Москвин Алексей Алексеевич, +03.11.1937)

Священномученик Алексий – Алексей Алексеевич Москвин родился 17 марта 1891 года в городе Бежецке Тверской губернии и происходил из семьи военного. Он окончил Тверскую Духовную Семинарию в 1912 году, после чего принял священнический сан и был определен к церкви села Савцыно Тверской губернии, где прослужил почти 18 лет.

6 февраля 1930 года отец Алексий и еще 10 человек из окрестных деревень были арестованы по ложному обвинению в участии «в кулацкой антисоветской группировке», батюшка был осужден на ссылку в Северный край. В 1933 году будущий священномученик вернулся в Калининскую область и был определен к храму села Борисково Кесовогорского района Тверской области.

8 октября 1937 года иерей Алексий Москвин был снова арестован, заключен в кашинскую тюрьму и обвинен в контрреволюционной деятельности, направленной на развал колхозов. Отец Алексий виновным себя не признал и был расстрелян 3 ноября 1937 года по приговору от 1 ноября. Реабилитирован 10 сентября 1989 года. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 года.

По материалам: Православная Энциклопедия Т.1, С.651

Священномученика протодиакона Сергия

(Казанский Сергей Алексеевич, +03.11.1937)

Сложный путь проходит иногда человек, прежде чем остановится в своем окончательном выборе – служении Богу, чтобы, сделав этот выбор, остаться ему верным до конца.

Священномученик Сергий родился 23 сентября 1879 года в селе Ивановском Ярославской губернии в семье священника Алексея Казанского. Окончил два курса Ярославского духовного училища, но, не пожелав служить на церковном поприще, уехал в Санкт-Петербург, окончил военное училище и получил звание офицера. Имея прекрасные певческие данные, он получил приглашение в императорскую капеллу. Здесь он был представлен императорской семье, которая иногда приглашала его в Ливадию. По-видимому в это время он был рукоположен в сан диакона и возведен в сан протодиакона, в котором прослужил до своей мученической кончины.

В 1932 году протодиакон Сергий был арестован и приговорен к пяти годам ссылки и так, будучи высланным из пределов Санкт-Петербургской епархии, оказался в городе Ржеве Тверской области. В июле 1937 года он переехал в Торжок и здесь служил в Николо-Пустынском храме.

17 августа помощник уполномоченного районного отделения Управления Государственной Безопасности вызвал своего штатного осведомителя, человека, хотя и не осведомленного ни в чем, но зато готового подписать все, что будет подсказано уполномоченным.

21 августа протодиакон Сергий был арестован и заключен в Тверскую тюрьму. Сразу же после его ареста были опрошены "дежурные" свидетели, которые показали все, что следователь счел нужным. Говорили о близости отца протодиакона к царской семье, о том, что он пел до революции в Аничковом дворце, что хвалил жизнь при царе, говорил, что при советской власти жизнь стала тяжела, что народ при этой власти замучился, что мужика заставляют работать день и ночь, а все заработанное у него отбирают, что Церкви не дают покоя, облагая храмы огромными налогами, и тому подобное. На следующий день после всех этих "показаний" следователь вызвал на допрос о. Сергия.

– Дайте подробные показания о вашей антисоветской контрреволюционной агитации, которую вы вели среди населения.
– Никакой антисоветской контрреволюционной агитации я не вел.
– Вы следствию говорите неправду, следствие настаивает, чтобы вы дали правдивые показания.
– Вторично говорю, что никакой антисоветской контрреволюционной агитации я не вел.
– Вы следствию говорите неправду. 5 августа 1937 года вы вели антисоветский разговор о плохой жизни трудящихся при советской власти, одновременно восхваляли жизнь при царизме. Дайте подробные показания.
– Никакого я антисоветского разговора не вел.
– Вы в начале августа вели явно фашистско-повстанческий разговор в пользу фашистских стран Германии, Испании и Японии. Признаете вы себя виновным в этом?
– Виновным себя не признаю, так как такового разговора я не вел.

1 ноября Тройка НКВД приговорила протодиакона Сергия к расстрелу. Он был расстрелян 3 ноября 1937 года.

Использован материал книги: «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 330-331


Преподобномученицы монахини Пелагии

(Тестова Пелагея Тимофеевна, +03.11.1944)

Преподобномученица Пелагия родилась в крестьянской семье в деревне Арга Тамбовской губернии. С четырнадцати лет почти три десятилетия она подвизалась в Серафимо-Дивеевском монастыре, несла послушание портнихи и косца.

После революции монастырь стал существовать как трудовая артель. В конце лета 1919 года власти предложили послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требование представителя власти, за что и была арестована в первый раз и приговорена к трехлетнему заключению. Для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах. Под видом артели обитель просуществовала восемь лет. В 1927 году началась кампания по ликвидации монастыря, повальные обыски и аресты по спискам ОГПУ.

Как и другие дивеевские сестры, которые находили пристанище у верующих людей, инокиня Пелагия и ее старшая сестра инокиня Марфа стали жить при храмах: мать Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района, а мать Пелагия - при церкви села Воробьево Арзамасского района. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя по архивным делам можно заключить, что они больше не встречались.

20 ноября 1937 года инокиню Пелагию вновь арестовали и обвинили в ведении «контрреволюционной агитации пораженческого и клеветнического характера». Решением тройки НКВД от 14 декабря 1937 года она была приговорена к заключению в Карагандинском исправительно-трудовом лагере сроком на восемь лет. Из документов ее личного дела следует, что при потере трудоспособности на 85% мать Пелагия использовалась на общих работах.

Несмотря на изнуряющий каторжный труд при тяжких болезнях, в характеристиках заключенной Пелагии Тестовой отмечается: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет».

3 ноября 1944 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, инокиня Пелагия умерла в лагерной больнице и была погребена на лагерном кладбище у поселка Жартас.

6 октября 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских XX века преподобноисповедницу Пелагию (Тестову).

Использован материал официального

Преподобномученица Пелагия родилась в крестьянской семье в деревне Арга Тамбовской губернии. С четырнадцати лет почти три десятилетия она подвизалась в Серафимо-Дивеевском монастыре, несла послушание портнихи и косца.
После революции монастырь стал существовать как трудовая артель. В конце лета 1919 года власти предложили послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требование представителя власти, за что и была арестована в первый раз и приговорена к трехлетнему заключению. Для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах. Под видом артели обитель просуществовала восемь лет. В 1927 году началась кампания по ликвидации монастыря, повальные обыски и аресты по спискам ОГПУ.
Как и другие дивеевские сестры, которые находили пристанище у верующих людей, инокиня Пелагия и ее старшая сестра инокиня Марфа стали жить при храмах: мать Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района, а мать Пелагия - при церкви села Воробьево Арзамасского района. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя по архивным делам можно заключить, что они больше не встречались.
20 ноября 1937 года инокиню Пелагию вновь арестовали и обвинили в ведении «контрреволюционной агитации пораженческого и клеветнического характера». Решением тройки НКВД от 14 декабря 1937 года она была приговорена к заключению в Карагандинском исправительно-трудовом лагере сроком на восемь лет. Из документов ее личного дела следует, что при потере трудоспособности на 85% мать Пелагия использовалась на общих работах.
Несмотря на изнуряющий каторжный труд при тяжких болезнях, в характеристиках заключенной Пелагии Тестовой отмечается: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет».
3 ноября 1944 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, инокиня Пелагия умерла в лагерной больнице и была погребена на лагерном кладбище у поселка Жартас.
6 октября 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских XX века преподобноисповедницу Пелагию (Тестову).