Доказательства существования аллаха. Доказательства существования аллаха Что является доказательством существования аллаха

Для верующего человека доказательства существования Бога не имеют принципиального значения, поскольку для него сам факт существования Вселенной и человека указывает на неизбежность существования Творца. Однако далеко не каждый, особенно в наше время, согласен принять на веру положения, пусть даже вполне логичные, если они не подкрепляются материальными аргументами. Научное мышление вытесняет мышление религиозное, и всё больше людей отказывается от формулы «не испытывай, но веруй».

Открытие Н.Коперником (1473-1543) вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, разработка И.Ньютоном (1643-1727) системы физических законов, в основе которых лежали понятия массы и силы, скорости и ускорения, подорвали авторитет религии в Европе. Открытие теории эволюции Ч.Дарвина (1809-1882), теории относительности А.Эйнштейна (1879-1955), квантовой теории и, наконец, теории «Большого взрыва» было расценено как окончательное торжество материализма. Пропасть между наукой и религией стала сокращаться после того, как Европа глубже познакомилась с исламом и Кораном.

Писание Аллаха, не претерпевшее на протяжении свыше четырнадцати веков никаких изменений и содержащее удивительные естественнонаучные или обществоведческие знания, ничуть не противоречащие подтверждённым наукой фактам, разрушает материалистическую идеологию и доказывает истинность религии Аллаха. Сокрушая любые сомнения относительно своего небесного происхождения, Коран выступает в качестве доказательства, которое можно услышать и ощутить, над которым можно задуматься и поразмыслить. Более того, Коран призывает мусульман быть рациональными даже в вопросах веры: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (ан-Намл, 64). Аналогичное веление ниспослано в 24-ом аяте суры «ал-Анбийа».

Но является ли рациональной сама вера в Аллаха? Нужно ли доказывать существование Творца? Как следует из Священного Корана, среди неверующих народов, к которым приходили посланники Аллаха, были такие, которые признавали Его существование, и такие, которые не признавали этого. Одним из величайших неверующих, отрицавших существование Всевышнего Творца, был египетский владыка - Фараон, возразивший пророку Мусе: «А что такое Господь миров?» (аш-Шу‘ара, 23).

Приходя к таким неверующим, посланники доказывали правдивость своей миссии не только чудесными знамениями, но и рациональными доводами. Они сокрушали сомнения неверующих неопровержимыми логическими аргументами, и поэтому в Коране сказано: «Посланники говорили им: “Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?”» (Ибрахим, 10).

Следует признать, что доказать отсутствие Аллаха невозможно. Материалисты пытаются сделать это, раскрыв природу происходящих во Вселенной явлений, однако открытие природных законов нисколько не противоречит идее о сотворении мира Аллахом. Напротив, это лишь доказывает безграничную мудрость и совершенную власть Творца.

Фактически, чтобы доказать отсутствие Творца, материалистам следовало бы исследовать все уголки Вселенной и даже выйти за её пределы. Не случайно Фараон, чтобы опровергнуть пророка Мусу, приказал своему визирю построить для него высокую башню: «О Хаман! Разожги [огонь] над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он один из лжецов» (ал-Касас, 38). Между тем существование Аллаха подтверждается множеством аргументов, которым уделялось внимание уже на раннем этапе развития исламской религиозной мысли.

Ибн Абу ал-‘Изз в комментариях к трактату имама ат-Тахави по вероучению (С. 84-85) сообщил, что некоторые последователи калама решили обсудить с Абу Ханифой вопрос признания Аллаха единственным Господом. Он сказал: «Прежде чем начать беседу по этому вопросу, скажите, что вы думаете о корабле в реке Тигр, который сам плывёт и нагружается продуктами, товарами и прочими вещами, потом сам возвращается, швартуется и разгружается, а потом уходит обратно? Он никем не управляется и всё это делает сам!» Люди сказали: «Такое невозможно!!» На это он сказал: «Если такое невозможно в отношении корабля, то как такое возможно в отношении этой Вселенной с её высшим и низшими мирами?!»

Классифицируя аргументы, указывающие на существование Творца, их можно разделить на онтологический, космологический, телеологический, практический, психологический и основанный на авторитете откровения.

Онтологический аргумент опирается на разум: никто из тех, кто понимает, что такое Аллах и какими качествами Он обладает, не может даже представить себе, что Его не существует. Аллах самодостаточен и совершенен, и Его существование есть фактическая необходимость. Человек может предположить, что Аллаха нет, но тот несуществующий объект не может обладать совершенными качествами Аллаха.

Мухаммад ибн ‘Абдаллах ас-Сухайм пишет: «Разум не может не признать того, что у этой Вселенной есть Великий Творец, потому что разум воспринимает Вселенную как творение, имеющее начало и не существующее само по себе, а у творения непременно должен быть создатель. Человек также знает, что, когда он попадает в трудное, критическое положение, когда он не способен отвратить беду человеческими усилиями, он всей душой обращается к небу и молит своего Господа об облегчении, если даже в остальные дни он отрицает Его и поклоняется идолам. Это непреложная истина, которую нельзя отвергнуть и с которой нужно согласиться. Более того, даже животные, когда с ними приключается несчастье, поднимают голову и устремляют взор к небу» [ас-Сухайм, Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Ал-Ислам усулух ва мабадиух. С. 178].

Космологический аргумент опирается на факт существования мира: всё, что имеет начало, имеет причину своего существования, и если Вселенная имеет начало, то она должна иметь причину. Эта причина и есть Аллах, ибо Вселенная не могла возникнуть из небытия. В Коране сказано: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами - творцы?» (сура 52 «Гора», аят 35). Когда же мы задаёмся вопросом, откуда возник Аллах, то приходим к пониманию Его извечности и самодостаточности.

Телеологический аргумент опирается на конкретные качества, присущие сотворённому миру: целесообразный замысел и порядок, существующий во Вселенной, доказывают существование у неё Творца. Всё сущее в природе подчиняется определённым законам и ведёт себя сообразно некоему замыслу, даже если оно лишено сознания. Тот, кто направляет всё сущее к определённой, заранее намеченной цели, и есть Аллах [Подробнее см.: Томпсон М. Философия религии].

Задумайтесь над взаимосвязью, существующей между процессами во Вселенной. Переваривание пищи зависит от работы желудка, а работа желудочно-кишечного тракта - от поступления крови. Кровообращение зависит от наличия кислорода в воздухе, что, в свою очередь, зависит от жизнедеятельности растений. Жизнь растений невозможна без тепла и света, излучаемого Солнцем, а существование Солнца зависит от других окружающих его звёзд. Всё вокруг нас находится в тесной взаимосвязи, что указывает на существование у Вселенной единого Творца.

Ибн ал-Каййим в книге «Мадаридж ас-саликин» (1/74) пишет: «Задумайся над высшим и низшим мирами со всеми их частями, и ты увидишь, что они свидетельствуют о существовании Творца, Создателя и Правителя. Для человеческого разума и естества отрицание Творца равносильно отрицанию существующего мира. Между этими отрицаниями нет никакой разницы. Более того, для людей с чистым, просветлённым и возвышенным разумом и здоровым естеством указание Творца на творения, совершающего действие на само действие и изготовителя на изделие очевиднее, чем обратное. Мудрые и проницательные люди познают деяния и творения Аллаха через Него, в то время как остальные люди познают Аллаха через Его творения и деяния. Несомненно, оба пути правильные, оба они истинные, и Коран охватывает их обоих».

Практический аргумент опирается на религиозный опыт: определённые вещи и явления вызывают переживания, которые указывают на существование и всемогущество Аллаха. Современники пророков были свидетелями чудес, на которые способен только Творец. Обычные люди ежедневно являются свидетелями того, как Аллах внимает их мольбам, удовлетворяя порой самые невероятные желания. Конечно, религиозный опыт может быть оценён неправильно. Однако следует признать, что познание Аллаха через опыт, по меньшей мере, возможно.

Психологический аргумент основан на том, что здоровое естество каждого человека признаёт существование Аллаха, пока он не попадает под влияние материалистических философий и учений. Но какими бы сильными ни были предрассудки и заблуждения, здоровое естество периодически высвобождается из их оков. Шейх ‘Умар Сулайман ал-Ашкар пишет: «Очень часто покрывало, окутывающее естество человека, приподнимается и исчезает, когда его постигают болезненные несчастья, когда он попадает в трудное положение, из которого ему не выйти с помощью людей, когда он не находит путей к спасению. Сколько безбожников познали своего Господа и вернулись к Нему, оказавшись в безвыходном положении! Сколько язычников искренне взывали к Аллаху, когда их постигали несчастья!» [ал-Ашкар, ‘Умар Сулайман. Ал-‘Акида фи-Ллах. С. 71].

Но самое убедительное доказательство существования Аллаха - Священный Коран. Его неподражаемость свидетельствует о том, что это не творение человека, а несотворённое Слово Аллаха. Ниспосланные в нём предписания учитывают интересы личности и общества, преисполнены милости и сострадания к людям. Ниспосланные в нём сведения правдивы, а глубина заложенного в них смысла изумляет разум. Размышляя над его аятами, человек постигает истины бытия и убеждается в совершенстве и могуществе своего Создателя.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Доказательства существования Аллаха

Есть два пути доказательства существования Аллаха: восходящий и нисходящий.

Восходящий путь - когда на основании Корана доказываем существование Аллаха. Но здесь необходимо доказать, что, во-первых, мы получили Коран от пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), потом мы должны доказать, что Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), получил Коран от Аллаха. И отсюда уже понятно и очевидно, что Аллах существует. Значит, трудность в том, чтобы доказать, что Коран получен от Аллаха, и об этом мы будем подробно говорить в темах «Вера в Пророков» и «Вера в Книги».

Нисходящий путь - Через доказательство существования Аллаха мы приходим к вере в то, что он послал пророков, книги и т.д. Но здесь мы не можем опираться на Коран, потому что как только скажем неверующему человеку аяты из Корана, он скажет: «А что такое Коран для меня? Я не верю, что он от Аллаха». Значит, чтобы доказать существование Аллаха этим путем, мы должны опираться на логичные аксиомы.

Прежде чем говорить непосредственно о доказательствах существования Аллаха, я хочу поговорить о подходах к проверке достоверности знаний и информации, установленных учеными-мусульманами. Дело в том, что, к сожалению, когда речь идет о религии и о вере, некоторые небрежно относятся к этим вопросам, считая, что здесь можно говорить что угодно, как будто это сказки и здесь не нужен научный подход, хотя ученые-мусульмане заложили основы очень серьезного научного подхода к проверке информации в религии. Поэтому нам запрещено говорить о чем-либо без основания, особенно в вопросах столпов веры. Аллах Тагаля сказал:

(36). И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания, ведь слух, зрение, сердце - все они будут об этом спрошены. (17:36)

Также нам запрещено делать выводы на основании сомнительных предположений. Аллах Тагаля сказал:

(36). Большинство их следует своим предположениям, но ведь предположения никак не могут заменить истину. Воистину, Аллаху известно о том, что они совершают. (10:36)

В чем же заключается научный подход ученых-мусульман?

Знания можно условно разделить на две группы:

  1. 1. Информация, которая передается (сюда можно включить историю).
  2. 2. Мировоззрения, которые нужно доказать.

Когда речь идет о передаваемой информации, нужно проверять путь передачи информации, чтобы доказать ее подлинность. В этом направлении исламскими учеными была основана целая наука, целью которой была проверка подлинности и достоверности изречений пророка, (да благословит его Аллах и да приветствует), - наука гилмул хадис. По этому поводу написано много книг, в которых указаны обязательные критерии и качества людей, от которых можно принимать информацию. Здесь учитывалась сила памяти человека. Чтобы назвать изречение достоверным (сахих), требовалась прекрасная память людей, передававших этот хадис. Хадис, переданный людьми с не очень сильной памятью, спускался ниже на одну ступень по своей достоверности и назывался уже не сахих, а хасан. Также при проверке информации учитывалась профессия передатчика хадиса, позволяющая судить о правдивости этого человека. Например, был распространен обман среди людей, выращивающих голубей, из-за чего некоторые ученые отказались брать у них изречения. В одной книге под названием «Тарих аль ислам» можно найти и другие критерии отбора достоверного хадиса. В ней перечислены имена и имеющиеся сведения о передатчиках хадисов, а если человек никому не известен, о нем написано: «Этот человек неизвестный», достоверность переданного им изречения падала. Также изучалась цепочка людей, передававших друг другу хадис, возможность их встретиться и сообщить друг другу информацию (хадис). Однозначно, мы здесь не можем подробно говорить об этой науке, но хотелось бы подчеркнуть, что ученые-мусульмане серьезно подошли к проверке информации и поэтому у нас есть разные категории достоверности хадисов.

И какой путь выбрали ученые-мусульмане, чтобы проверить истинность мировоззрения?

Мировоззрения делятся на два вида:

  1. 1. Мировоззрения, которые относятся к материальным вещам и их можно доказать нашими органами чувств при помощи эксперимента.
  2. 2. Мировоззрения, которые не относятся к материальным вещам. Последние имеют свой путь проверки.

Рассмотрим мировоззрения, которые можно доказать экспериментально. Если у тебя есть мнение, имеющее отношение к какому-то материальному вопросу, ты доказываешь правильность или ошибочность этого мнения на основе эксперимента. Это экспериментальная наука, в развитие которой ученые-мусульмане в последнее время не вносят свой вклад.

Например, если человек говорит, что море соленое, достаточно нам прийти к морю и попробовать его, здесь не требуются философские доказательства.

Коран не говорит о таких вопросах, которые доказываются экспериментальное это не потому, что Коран игнорирует эти вещи, и не потому, что Коран не хочет, чтобы мусульмане занимались этими вопросами, как будто это шарлатанская наука, от которой должны отказаться мусульмане. Нет, Коран не занимается этими вопросами, потому что Коран уважает разум человека. Если бы в Коране досконально были предписаны эти вопросы, то мы не могли бы принимать что-то новое, а раз экспериментальные доказательства связаны от времени и зависят от того, какой прибор есть у человека, значит, это вопрос времени и вопрос разума человека, и, конечно, этим вопросом Коран не стал заниматься, оставил это самому человеку. Наоборот, Коран призывает нас к тому, чтобы мы размышляли, думали, и Аллах Субха-наху ва Тагаля в Коране во многих аятах хвалил людей, обладающих разумом и использующих его для размышлений. Аллах Субханаху ва Тагаля велит нам задумываться над материальными, ощутимыми органами чувств вещами.

(190). Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня - знамения для обладающих разумом.

(191). Тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: «Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня.» (3:190-191)

Коран подробно рассматривает нематериальные вопросы, к которым относятся вопросы из области скрытого, потому что только разум (без поддержки) не может разобраться в них, ведь он не способен думать об этом.

Например, если я вам скажу: «Случилось событие нигде (или никогда)». Ни один из вас не может представить это событие. Если я вам скажу, что случилось событие в Ливане, у вас в голове возникнет картинка, представление об этом событии. Но когда я говорю «нигде» или «никогда», мы не можем это представить, потому что наш разум имеет свои границы и работает в определенных пределах. А там, где не существуют временные или пространственные границы, наш разум несостоятелен.

Большинство аспектов основ веры имеют отношение к тому, что не имеет границ пространственных или границ временных. И здесь наш разум без поддержки Аллаха не может думать, чтобы узнать о них.

Мы не можем доказать существование многих вещей на материальной основе или подтверждая это экспериментом, поэтому многие думают, когда мы пытаемся доказать существование Аллаха, не ссылаясь на какие-то эксперименты: «Неужели это правда?». Нужно подчеркнуть, что даже в медицине есть моменты, когда мы опираемся не на какие-то материальные доказательства, а на логическое рассуждение, ведь психические болезни диагностируются не с помощью определенных анализов, а логического сопоставления симптомов и синдромов.

И вопросы из области скрытого могут быть доказаны двумя путями, связанными между собой:

  1. 1. Ссылаясь только на Коран.
  2. 2. Через аксиомы.

То есть, чтобы доказать существование Аллаха, я должен полагаться на слова Аллаха или на аксиомы. Эти аксиомы базируются на одной из двух баз:

  1. 1. Однозначное сочетание вещей

Когда ты видишь одну вещь, а другую не видишь, но поскольку эти вещи однозначно должны быть вместе, ты уже можешь говорить о существовании второй, несмотря на то, что ты ее не видишь.

Например, ты увидел селение, где живут люди. Уже однозначно, что там есть вода, потому что человек не может жить без воды. Не требуется идти, чтобы проверить, есть ли там вода. И какой разумный человек будет требовать с меня доказательства того, что там есть вода. В этом случае не требуется экспериментальное доказательство, потому что разума уже достаточно.

Или, например, я приехал в город и издалека увидел минарет и не видел крестов, а вам говорю: «Там одни христиане живут!» Конечно, это нелогично, может быть, что там есть несколько христиан, но не одни христиане. Однозначно, что раз там есть минарет, значит, есть мусульмане.

Или, например, машина скорой помощи едет на большой скорости. Мой разум понимает, что там есть тяжелобольной. Не нужно мне ходить и проверять, мой разум готов воспринимать это без вещественных доказательств и без экспериментов, потому что для него однозначно сочетание этих вещей. На этой базе можно строить доказательство тех вещей, которые нам неизвестны.

Первая аксиома. Для того, чтобы произошли изменения в чем-либо, должен быть изменяющий фактор. Для того, чтобы одно состояние перешло в другое, нужен фактор, который способствует этому переходу. Без способствующего фактора ничто не может переходить из одного состояния в другое. Это однозначно.

Возьмем в качестве примера весы: если одна чаша весов начала опускаться, не может быть, чтобы на другую ничего не поставили. Чтобы упала одна чаша, нужен внешний фактор, чтобы он это равновесие нарушил. Человеческий разум не может признать, что чаша весов опустится без какого-то внешнего фактора. Переход из одного состояния в другое должен иметь способствующий фактор. Давайте перейдем к нашей Вселенной.

Любая вещь для нашего разума относится к одному из трех:

  1. 1. Она может существовать и может не существовать.
  2. 2. Вещь, которая обязательно должна существовать.
  3. 3. Вещь, существование которой нереально, она не может существовать.

Она может существовать и может не существовать. Не странно для нашего разума, чтобы этого мира не было, и не странно, чтобы он был. Но для того, чтобы произошло преобладание одного положения в другое (из положения, что она могла не существовать к существованию), чтобы произошло изменение и переход одного положения в другое, должен был быть фактор, который сделал этот мир существующим, когда он мог существовать, а мог и не существовать. Значит, для того, чтобы наш мир перешел из одного состояния в другое и утвердился в нем, должен быть фактор, способствующий этому переходу. А что здесь может быть, кроме Создателя?

Но, допустим, почему бы нам не подумать, что этот мир вечный и не имеет начала? Зачем я должен думать, что было пусто и стало полно. В этом случае нам нужно привести этому человеку второе доказательство.

Вторая аксиома. Любая цепочка должна иметь начало, до которого нет ничего. Например, вы берете в руки страницу, на которой одни нули (0000), и вас просят назвать, что это за номер. Вы тут же смотрите налево, потому что любой ноль не будет иметь значения, если слева не стоит цифра (1 или 2 и т. д.), без которой мы не можем сказать, что этот ноль относится к тысяче или к миллиону. От начальной цифры зависит значение всех нулей.

Это ответ тем, которые говорят: «А кто создал Аллаха?» Не может чего-то быть до начала.

То же самое, вы увидели у меня растение и спрашиваете, откуда оно, я скажу, что взял у соседа веточку. Вы хотите знать начало этого и пойдете к моему соседу. А ему веточку дал его друг, а другу веточка была дана от третьего, а тому от четвертого. В конце концов, должен быть тот, кто скажет: «Я посадил зернышко, и из него выросло растение, и одну веточку я дал другу». Должно быть начало. Значит, по правилам нашего разума, не может произойти цепочка без четкого начала, а этим началом может быть только Создатель.

Другой спросит: «А почему начало должно иметь характер извне? Почему оно не произошло изнутри?» Кто-то объясняет начало мира взаимодействием газов. Значит, не нужен кто-то, кто начнет мир, а он начнется с самого творения, но так, чтобы потом пошла цепочка, потом появилась жизнь. Этот человек говорит: «Я верю, что должно быть начало, оно может возникнуть из самого предмета, а не извне». Тогда мы придем к такой ситуации: кто был первым - яйцо или курица? Или другой пример: вы идете устраиваться на работу, и у вас просят диплом, а пойдете получать диплом, а без стажа его не выдают. А как стаж получить без диплома? Тот, кто думает, что начало началось из самого вещества, должен отличать, откуда взялись эти две вещи, которые начали взаимодействовать друг с другом? Должен быть переломный момент, который начал процесс. Если ты скажешь, что Вселенная началась взаимодействием двух веществ или газов, тогда ты должен ответить, откуда они взялись. Тот, который думает, что начало началось из самого вещества, он должен ответить, откуда взялись эти две вещи, которые начали взаимодействовать друг с другом. Если не будет переломный момент в истории с курицей и яйцом, который начал процесс, тогда нам не интересно, кто первый - курица или яйцо.

Иногда мы унижаем себя, когда считаем себя наивными из-за того, что мы верим в Аллаха. Наоборот, наука до сегодняшнего дня не смогла ответить на этот вопрос. Они пытаются любым способом отрицать, что Вселенную сотворил Аллах, но они не принесли ответ. Хотя если опираться на очевидные разуму человека законы, существование Аллаха становится очевидным.

  1. 2. Получение вывода с помощью сравнения

Эта база связана с первой. Значит, если у тебя есть понятная ситуация, ты, не зная подробностей о другой ситуации, можешь прийти к выводу, что там ожидается то же самое, если они схожи между собой.

Например, ты был в каком-то городе и убедился, что там вода есть. Если тебе скажут, что есть другой город, то ты путем сравнения с этим городом можешь сказать, что там тоже вода есть, потому что ты сравниваешь две вещи, очень похожие друг на друга, в которых условия одни и те же.

Например, я живу в Казани, и это город, поэтому здесь вода есть, и мне не потребуется ехать в Москву, чтобы убедиться, что там вода есть, потому что я знаю, что Москва - это тот город, в котором люди живут, и если здесь нужна вода для существования, то и там нужна, хотя я не был в Москве и не видел там воду, мне понятно, что там есть вода, после сравнения этих двух вещей. Я понимаю одну вещь своими органами чувств, но я не могу понять другую из-за какой-то преграды, но я вижу, что эти две вещи очень схожи, поэтому могу прийти к выводу.

Другой пример, если я беру в руки какой-то прибор, например, часы, вам тут же понятно, что его кто-то сделал, поскольку есть изобретение, предмет, то есть тот, кто его изобрел, кто его сотворил.

То же самое, раз мир есть, раз космос есть, значит, должен быть его создатель, несмотря на то, что я не могу экспериментально доказать его существование. Если абсолютно любая вещь должна иметь того, кто ее создал, вне зависимости от того, что это за вещь, то, когда речь пойдет о Вселенной, я на основании сходства имею право сказать, что там тоже есть производитель. Первую вещь я ощущаю своими органами чувств (создателя часов), они созданы кем-то, но я не могу ощутить создателя Вселенной, но по разуму она должна подчиняться тем же самым правилам. Но раз здесь, допустим, для появления ручки нужен создатель, то однозначно и логично, если я буду считать, что для этого мира, для этой Вселенной тоже есть Производитель и Создатель.

Доказательство существования Аллаха на основании сравнения: у меня есть одна вещь, суть которой я понимаю, ощущаю, и она дает мне определенный вывод. Почему я не могу путем сравнения с этой вещью доказать другую вещь, которую я не могу ощутить своими руками, когда они имеют сходство в своем происхождении?

Возьмем часы. Они состоят из маленьких деталей. Эти детали собраны между собой таким образом, чтобы показать время. Значит, ни одна деталь здесь не может работать без другой. И время не может быть показано без всех деталей вместе в своей совокупности, причем в той точности, в которой должны находиться эти детали. Вы можете признать, что эти часы, которые так хорошо работают со всеми деталями, могли быть без производителя, чтобы они имели такую четкость работы между собой? Мы не говорим о каждой детали отдельно, а о происхождении часов и об их задаче в будущем. Чтобы мы получили функцию часов (правильно показывать время), нужны разные детали. Разные по происхождению, по материалу, размеру, форме, массе и т.д., но они должны между собой взаимодействовать, и ни одна деталь не может работать без другой. И это доказательство того, что не может это быть случайным. Иногда может «случайно» возникнуть одна вещь, не имеющая отношения к другой. Но когда речь идет о деталях, взаимосвязанных между собой, то здесь неразумно говорить о случайности.

Давайте перейдем к нашей Вселенной, существам, которые нас окружают, человеку. Наша Вселенная, как часы, ее детали - человек, существа, Солнце, сила тяжести - взаимодействуют между собой, и ни одна не может существовать без другой. Например, человек великолепно создан. У меня легкие созданы великолепно, но, представьте, что в воздухе совсем нет кислорода. Для чего эти легкие? Значит, недостаточно совершенство одного компонента этой Вселенной при отсутствии совершенства другого.

Для разума нелогично представить, что у этого мира нет Создателя, если мы признаем, что такая продуманность в часах - дело рук производителя, не будет логично и мыслимо сказать, что это могло быть без производителя.

Также это не может быть, как некоторые говорят, случайно. Случайно «может быть», когда речь идет об одной вещи, которая не имеет отношения к жизни. Например, я могу из кармана случайно вытащить два рубля вместо пяти. Речь идет об одной вещи, которая не связана с другими. А сколько на свете вещей, которые между собой взаимосвязаны и не могут существовать, если отсутствует одна из них.

Достаточно только, чтобы ослабилась сила тяжести, - и мы все полетим на Марс. Значит, раз это все взаимосвязано, то трудно представить, что это может быть случайно.

Допустим, один ученый говорит о случайности: если мы возьмем кубики с буквами и бросим. Допустим, в первый раз мы можем получить одно слово, бросили другой раз - другое слово, третий раз - третье слово, а потом у нас стихотворение может быть, через сто лет. А через тысячу лет появится стихотворение Пушкина, а кто мешает?

Другой ученый ему ответил очень умно: кто гарантирует, что после того, как ты второй раз бросишь кубики и образуется второе слово, первое слово останется, чтобы к нему можно было присоединить второе? Значит, ты должен удержать первое слово, сохранить его, а раз речь идет о сохранении, то случайно быть не может, есть вмешательство, кто-то сохраняет его для того, чтобы получить второе слово, иначе ты никогда не получишь стихотворение, если не будешь сохранять каждое слово, которое образуется. И если ты говоришь о преднамеренном сохранении, речь не может идти о случайности.

Это схожие вещи, когда должно быть взаимодействие: не просто одна вещь должна возникать, а должны возникать миллиарды вещей, взаимодействующие между собой, и разум однозначно не может считать, что наша Вселенная создана случайно. Ни одна вещь в мире не может существовать случайно.

Это некоторые доказательства того, что, не используя эксперимент, а опираясь на однозначные для человеческого разума вещи, можно сказать, что это очень разумно верить, что есть Создатель.

Поэтому, когда спросили Али (сподвижника, который был четвертым праведным халифой), да будет Аллах доволен им: «Ты видел Аллаха?» Он ответил: «И как я Ему поклоняюсь, если я Его не вижу!» Али, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что настолько ему стало разумно существование Аллаха, что уже не требуется видеть Его глазами.

По сути, весь наш разговор ведется вокруг двух аятов. (35). Или они сотворены без ничего, или они сами - творцы? (36). Или они сотворили небеса и землю? Нет, они не знают верно! (52: 35-36)

По разуму человека невозможно верить, что все это произошло без ничего, без Создателя.

Но я еще хотел бы остановиться на вопросе случайности. Приведу в пример один популярный рассказ, который нам рассказывали в школе, и это было с имамом Абу Ханифой. Очень легко, не напрягаясь, он доказал, что верить в случайность - это бред, психическое нарушение. Во времена Абу Ханифы был такой человек, считающий, что все произошло случайно, имам Абу Ханифа назначил с ним время, чтобы дискуссировать с ним перед халифой. В назначенный день собираются люди, приходит этот человек, Абу Ханифы нет. Люди долго ждут, Абу Ханифа пришел с большим опозданием. Этот ученый говорит: «Ваш ученый непорядочный, назначили в одно время, а он опаздывает, что за ученый такой, не держит слово и т.д.» Абу Ханифа говорит: «Подожди, я тебе скажу, почему я опоздал. Для того, чтобы прийти сюда, я должен был переплыть через одну реку, а я подошел к берегу, а никакой лодки нет. А как мне переправиться? Я жду, жду, никакой лодки нет. А потом какое-то дерево случайно сломалось, из него образовалась лодка, я сел и приехал». Его оппонент говорит: «Посмотрите, ваш ученый с ума сошел». Абу Ханифа говорит: «Ты не можешь поверить в то, что лодка образовалась случайно, а хочешь сказать, что вся Вселенная появилась случайно? Кто из нас сумасшедший?» Действительно, не может быть, чтобы этот мир был без Создателя.

Многие опираются на теорию эволюции, которая «объясняет» происхождение человека. Очень коротко она звучит так: когда-то в воде была клетка, которая под внешним воздействием была вынуждена размножаться, отсюда образовалась ткань, а потом из-за каких-то других воздействий образовался какой-то орган, потом система, потом организм и т.д. А потом появилась жизнь.

Теория эволюции опирается на многие доказательства. Хотя, даже если мы не знаем о них ничего, мы можем судить о ней по определению: что такое «теория» с точки зрения науки? Это предположение, которое не имеет стопроцентных доказательств. Если ты хочешь ответить на такой важный вопрос о происхождении человека, ты должен иметь не теорию, а аксиому. Само название говорит о многом.

И нам, верующим, имея логические аксиомы, доказывающие существование Аллаха, не следует считать себя бессильными перед этой теорией, поскольку её сторонники лишь пытаются отвечать на вопрос появления человека, и никто из них не имел возможности и никогда не увидит своими глазами, как это произошло. Поэтому мы всегда вправе глубоко сомневаться в их всего лишь предположении. Аллах Тагаля сказал:

Я не сделал их свидетелями сотворения небес и земли и сотворения их самих. Я не беру в помощники тех, кто вводит других в заблуждение. (18:51)

И надо сказать, что неуместно говорить о вере, когда речь идет о вещах, ощутимых нашими органами чувств. Представьте, один вам говорит: «Я верю, что есть солнце». Я думаю, после таких высказываний, вы будете сомневаться в его здравом уме. Но если он скажет: «Я верю, что есть Бог, а вы не согласны, с ним будете с ним спорить с уважением. Ведь Аллах Тагаля хвалил именно тех, кто верует в тайное, потому что именно этими вопросами проверяется вера человека:

(1). Алиф. Лам. Мим.

(2). Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных,

(3). которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили,

(4). которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни.

(5). Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими. (2:1-5)

Из-за чего некоторые ученые не согласились с теорией эволюции?

  1. 1. Одно из доказательств основывается на раскопках. Дарвин заметил, что на каждом определенном слое земли находились определенные существа. Допустим, тысячу лет назад мы могли найти только черепа динозавров, и не были найдены черепа людей, которые имели бы такой возраст. А в другом слое земли мы находим черепа других существ, допустим, обезьян. И каждый череп имеет свой возраст, поэтому делается вывод об этапном существовании живых существ.

Во-первых, возраст этих находок постоянно меняется. Как мы можем определить возраст черепов? Мы определяем их возраст на основании существования в них каких-то радиоактивных веществ, которые теряют свою радиоактивность через какое-то время. Допустим, если вещество должно потерять свою радиоактивность через тысячу лет, но он еще не потерял, значит, однозначно этот череп не старше тысячи лет. Такие ориентиры.

Но каждый век мы обнаруживаем элементы, имеющие больший возраст. Ученые обнаружили череп человека по своему возрасту древнее, чем череп шимпанзе (это даже, если я не ошибаюсь, по Евроньюс показывали). Аллаху акбар!

И даже если допустить, что было какое-то время, когда существовали только динозавры, а потом только шимпанзе, а потом человек. Но значит ли это, что они произошли друг от друга? Ученый аз-Зандани приводит такой пример: мы будем копать и получим, что была только тележка. А потом мы найдем обломки мерседеса, а потом ракету. Значит, мы можем прийти к выводу, что ракета произошла от тележки, правильно? Эти примеры могут нам говорить о том, что до человека существовали другие существа, но необязательно доказывают, что человек произошел от них.

Ученый-материалист Остен Кларк говорит, что до сегодняшнего дня нет взаимосвязи в появлении разных живых существ, и каждое существо имеет для себя отдельную цепочку развития, не имеющую связь с другой.

Американский ученый Ойн говорит: «Дарвинизм - это научный бред».

  1. 2. Другой основой теории эволюции было то, что, по мнению Дарвина, эмбрионы всех живых существ на какой-то стадии похожи друг на друга. Ученый Эрнест показал фотографии этих эмбрионов, а через некоторое время сам признался, что они все фальшивые. Сегодня с помощью современной техники можно убедиться, что любой эмбрион отличается от другого, если посмотреть не через тот микроскоп, которым пользовался Дарвин.

Пойдем дальше. Даже если допустить, что теория Дарвина правильная, она объясняет только происхождение живого существа, но не объясняет происхождение Земли, океана и клетки, от которой началась жизнь. Тогда откуда она взялась?

Вы знаете, были многолетние попытки в Москве, в Научно-исследовательском институте, из каких-то веществ под воздействием каких-то внешних условий создавать хотя бы клетку (чтобы начался путь Дарвина из клетки). Даже если представить, что теория Дарвина правильная, то это не полный ответ на вопрос о происхождении Вселенной.

Возникает следующий вопрос: почему эта эволюция вдруг остановилась? Но, по их мнению, она не остановилась. Я помню, когда мы изучали анатомию в медицинском университете, и профессор читал нам лекцию по этой теории, он сказал, что теория эволюции Дарвина продолжает действовать, и ожидается следующее существо после нас (он даже нарисовал его на доске): это существо будет иметь очень большую голову, больше, чем его туловище, ведь человеку нужно все больше мозгов, чтобы думать. Через какое-то время появится такой человек с такими мозгами, что оперировать его не надо. И с тремя пальцами на руках. Успевайте рожать, пожалуйста. А зачем ему пять пальцев, ведь появятся новые аппараты, и ему не нужны будут остальные пальцы! И в грудной клетке будут только три ребра. Не дай Аллах, конечно. Если у кого-то такой родится, не считайте его инвалидом, это новый человек. Не знаю, что ему еще нужно будет... смотря в какой стране живет.

Вопрос существования Аллаха однозначный: Аллах существует. Если объяснял вам существование Аллаха один ученый, а не я, то для нас это стало бы еще более очевидным. Как видите, без помощи Корана, без изречений пророка, (да благословит его Аллах и да приветствует), а только на основании однозначных для разума человека вещей мы пришли к доказательству существования Аллаха.

По мнению некоторых исламских ученых, нет необходимости искать внешние доказательства существования Аллаха, приводя логические суждения и веские аргументы, поскольку вера в Аллаха является врожденным качеством – внутренним чувством, обязательно присутствующим у каждого человека. Каждый здравомыслящий человек способен обнаружить и понять, что Аллах существует и что Он - Один Единый.

Доказательства, предъявляемые на этом пути, имеют лишь цель пробудить в человеке существующие у него знания об Аллахе, о Его единственности, а также развить и углубить их. Это можно сравнить с воздействием магнита: при приближении к нему железо притягивается. Это свойство является скрытой особенностью, и пока оно не исчезнет, будет выполняться заложенное в него действие.

Так и человек, созерцающий в своем внутреннем и внешнем мире знамения, свидетельствующие о существовании Аллаха, создан Им со способностью усвоить это. Наряду с этим само создание человека, его природа, его рождение являются яркими доказательствами существования Аллаха. Таковы убеждения имама Аль-Газзали (умер в 505 г. Хиджры/1111 г.н.э.) и Аш-Шахристани (умер в 548 г. Хиджры/1153 г.н.э.).

Согласно мнению другой части исламских ученых, люди способны и в состоянии осознать существование Аллаха, опираясь на целый ряд доказательств внутреннего и внешнего мира, свидетельствующих о существовании Аллаха. Однако Всевышнего Аллаха невозможно напрямую воспринимать при помощи органов чувств. И об этом сообщается в аяте Суры "Аль-Ан"ам" 6/103:

لاَ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ

"Не постигают Его взоры, а Он все взоры постигает".

Органы чувств дают пищу нашему разуму, стремящемуся познать Аллаха. Гармония, порядок во Вселенной, окружающий мир – все они являются знамениями, доказывающими существование Аллаха. Так человек, размышляя о подобных проявлениях, начинает поиски Творца. В аяте Суры "Фуссылят" 41/53 так говорится по этому поводу:

سَنُرِيهِمْ آيَاتِنَا فِي الْآفَاقِ

وَفِي أَنفُسِهِمْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ الْحَقُّ

"Мы покажем им Наши знамения как в них самих (их внутреннем мире), так и во внешнем мире. Пока им не станет ясно, что это – истина (от Аллаха)".

1. Доказательство необходимости существования Аллаха в Коране.

В Священном Коране, темой большинства аятов, посвященных Всевышнему Аллаху, являются Его Атрибуты. В этих аятах сообщается о том, что нет подобного и равного Всевышнему Аллаху, подчеркивается Его существование, как Одного Единого Бога. В Коране говорится, что знание о существовании Аллаха – есть само собой разумеющееся естественное знание, данное человеку с рождения. Т.е. безупречный по природе своего создания человек, в сущности, знает своего Создателя. (Сура "Ар-Рум" 30/30). При изучении содержания аятов Священного Корана мысль человека должна быть направлена на следующие моменты:

  1. Постичь существование Всевышнего Аллаха, создавшего человека с совершенным телом, наделенным органами, у каждого из которых свои функции, что наглядно демонстрирует Могущество, Знание и Мудрость Творца – Всевышнего Аллаха, Одного Единого, равного которому нет.
  2. Поверить в существование Аллаха, размышляя над созданным Им животным миром, включающего в себя ходящих, летающих, ползающих, четвероногих и двуногих, демонстрирующих Могущество и Силу Господа, и над тем, что эти животные были поставлены на службу человеку.
  3. Размышлять над созданием земного шара с его совершенным, отрегулированным порядком и гармонией в природе, с его глубокими морями, пресными и солеными водоемами, величественными горами, который идеально приспособлен для жизнедеятельности живых существ и предоставляет пристанище и приют человеку. Размышлять над безукоризненным созданием Земли с ее атмосферой и небесами, гармонирующими друг с другом, над их безупречной службой, над сменой времен года и метаморфозами в природе, происходящими в результате этого и т.д. Принимая во внимание то, что все сущее на земле и на небесах поставлено на службу человеку, поверить в существование Обладателя Абсолютного Могущества и Силы – Аллаха, создавшего все это и управляющего этим.
  4. Размышлять о воде, составляющей основу всего живого, о воскрешении мертвой, высохшей земли при помощи живительной влаги, из которой затем произрастают различные травы и плоды. Размышлять о ветре – вестнике воды и погонщике облаков, о многообразии пищи, которой питается все сущее на Земле, об огне, помогающем людям. Думая об этом, обнаружить существование Великого Творца – Аллаха, который предоставил все это в распоряжение человеку, и поверить в Него.
  5. Думая о Луне, Солнце, звездах и планетах, связанных между собой точными законами и неизменным порядком, о дне, предназначенном для бодрствования и деятельности людей, о ночи, созданной для сна и отдыха от праведных трудов, об огромной пользе всего этого для человечества и для всего сущего, поверить в создавшего все это Аллаха.
  6. Думая о людях, продовольствии и других разнообразных вещах, которые перевозятся кораблями, об украшениях, которые дарят нам моря, следует во всем этом искать Создателя всех этих богатств и благ.
  7. Существуют аяты, в которых говорится о том, что когда человеку удается преодолеть барьеры своего высокомерия, упрямства, нерадивости и неведения, он непременно обращается со своими мольбами о помощи не к кому-нибудь, а именно к Аллаху.

Приведем несколько аятов, в которых Всевышний призывает людей задуматься о Своих творениях:

فَلْيَنظُرِ الْإِنسَانُ مِمَّ خُلِقَ

خُلِقَ مِن مَّاء دَافِقٍ

يَخْرُجُ مِن بَيْنِ الصُّلْبِ وَالتَّرَائِبِ

"Пусть человек подумает, из чего он был создан! Он создан из жидкости излившейся, которая вытекает из чресл и грудных костей". (Сура "Ат-Тарик" 86/5-7).

أَفَلاَ يَنظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ

وَإِلَى السَّمَاء كَيْفَ رُفِعَتْ

وَإِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ

وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ

"Неужели, они не удосужатся взглянуть на то, как был создан верблюд, как были возвышены небеса, как были воздвигнуты горы, как была распростерта земля?"

(Сура "Аль-Гашийя" 88/17-20).

يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ

إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَاباً

وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ وَإِن يَسْلُبْهُمُ الذُّبَابُ شَيْئاً

لاَ يَسْتَنقِذُوهُ مِنْهُ ضَعُفَ الطَّالِبُ وَالْمَطْلُوبُ

"О, люди! Вам приводится притча – прислушайтесь же к ней! Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались вместе для этого. А если муха что-либо похитит у них (у идолов), то они не в состоянии возвратить у нее похищенное. Бессилен как просящий, так и тот, у кого просят». (Сура "Аль-Хадж" 22/73).

Если внимательно изучить 7 групп аятов Священного Корана, свидетельствующих о существовании Аллаха, то можно заметить, что в них, в общем, использованы два метода.

  • Отталкиваясь от сущего обнаружить Создателя этого сущего, исходя от творения выявить его Творца.

Вселенная и все что мы видим вокруг, не является "обязательно существующей", а является "возможной", т.к. вероятность бытия Вселенной, и вероятность ее небытия равны. А раз этот мир все же возник и существует, следовательно, есть Тот, Кто отдал предпочтение его бытию. При этом Он не может быть созданным, подобно этой Вселенной, которая, как и природа, не является самодостаточной, и сама нуждается в том, кто ее создал. Следовательно, существует Тот, Кто ни в ком не испытывает потребности для Своего бытия, и Кто из небытия вывел Вселенную в бытие. И имя Его - Всевышний Аллах. (Доказательство возникновения возможного ).

  • В возникновении Вселенной и во всех происходящих в ней процессах царствует закон и порядок, которые невозможно отрицать. Поэтому необходимо, чтобы был Тот, Кто организует этот порядок во Вселенной в таком безупречном виде. А это и есть Один Единый, Вечный, не имеющий ни начала, ни конца своего существования Бог – имя которому Всевышний Аллах. (Доказательство гармонии ).

2. Доказательство существования Аллаха, основанное на природе человека.

Человек со здравым рассудком принимает то, что существует Всемогущий и Всесильный Создатель. Осознание существования Всевышнего Аллаха и вера в Него – это естественные чувства, присущие человеку. Это чувство, и это сознание порой могут притупляться, когда человек находится в состоянии высокомерия, упрямства и нерадивости. Но они никогда не исчезают полностью. На возникновение у человека осознания существования Аллаха не оказывают влияния ни старание человека, ни его убеждения, ни логический ход его мысли. Как только человек попадает в трудную ситуацию или начинает переживать о чем-либо, он начинает искать защиту у Бога, молиться и обращаться к Нему. Такое поведение заложено в его природе. Это – потребность человека. Вот, что говорится об этом естественном поведении человека в Суре "Юнус"10/12:

وَإِذَا مَسَّ الإِنسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنبِهِ

أَوْ قَاعِداً أَوْ قَآئِماً فَلَمَّا كَشَفْنَا

عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَن لَّمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَّسَّهُ

كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْمُسْرِفِينَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

"А когда человека коснется беда, он (чувствуя свою беспомощность) взывает к Нам, и на боку, и сидя, и стоя на ногах. Когда же Мы отводим от него беду, он отвращается от пути Аллаха, продолжая свое неповиновение, и забывая милость Аллаха к нему, будто его и не постигало горе, и он не взывал к Нам".

Этой же теме посвящены и Суры "Ан-Намль" 27/62, и "Аз-Зумар" 39/8,49. Доказательство, основанное на природе человека, носит характер убеждений, понятных всем людям.

3. Доказательство, основанное на возникновении мира.

Самый известный аргумент среди богословов, используемый в качестве доказательства необходимости существования Аллаха, так называемый "худус", можно изложить следующим образом.

Мир состоит из тел, образованных из субстанций, обладающих определенными свойствами (цвет, запах, вкус и т.д.). Невозможно себе представить, чтобы субстанции или тела могли существовать, не имея своих свойств – признаков. Но и свойства являются несамостоятельными категориями, т.е. нуждаются в каком-нибудь теле, чтобы существовать, в то же время постоянно изменяясь и обновляясь. То, что постоянно подвергается изменению, не может быть вечным. В таком случае и мир, состоящий из субстанций и их свойств, в котором происходят постоянные изменения и появление новых вещей, тоже не вечен и когда-то возник. А раз он возник, и у него есть начало, то у него было две равные вероятности – быть или не быть. То, что мир при этом все же существует, а также то, что он возник в определенное время, свидетельствует о наличии Того, Кто предпочел существование мира его небытию, и вывел его из небытия в бытие, т.е. создал.

Согласно принципу причинно-следственной связи, у каждой возникшей вещи должен быть ее Создатель. Создателем же нашего мира является существующий вечно, не имеющий начала, Всевышний Аллах. Невозможно даже представить, что Создающий Творец мог бы быть созданным и иметь начало, ибо тогда Он Сам нуждался бы в создателе, и т.д. и тогда бы такая цепочка была бы бесконечной и безрезультатной.

4. Доказательство, основанное на возникновении возможного.

Логика определяет три категории существования: возможное, необходимое и абсурд. Возможное – это такое существование, вероятность бытия которого равна вероятности его небытия, т.е. такое существование зависит от определенных причин. В противоположность этому, необходимым является такое существование, небытие которого невозможно. Необходимое существование никем не определяется, ни от чего не зависит, не нуждается в других частях. Это существование вечное без начала и конца. Абсурдом является то, существование чего невозможно.

Наш мир состоит из множества частей, каждая из которых состоит из более мелких частей. Существование каждой части зависит от существования ее составляющих, следовательно, и каждая часть, и мир в целом относятся к категории возможного.

Поскольку возможное все же существует, значит, налицо присутствие причины, оказавшей влияние на это и давшей предпочтение и возможность его существованию. Если эта причина "возможно существующая", то и у нее тоже должна быть своя причина. Таким образом, образуется непрерывная цепь причин, которая либо не приводит ни к какому результату, либо восходит к Тому, чье существование необходимо.

Таким образом, для того, чтобы мир существовал, необходим Создатель, отдавший предпочтение и осуществивший его существование, – Вечный без начала, существование которого ни от чего не зависит. И это Всевышний Аллах.

5. Доказательство, основанное на гармонии.

В природе и в процессах, проистекающих в ней, существует безошибочная согласованность и порядок, которые мы воспринимаем нашими органами чувств. Этот порядок во Вселенной – есть результат деятельности Творца, создавшего все – от первой причины до последнего следствия – и обладающего бесконечной Мудростью и Знанием. Вселенная является произведением Всевышнего Аллаха, которому принадлежат все знания, как скрытые, так и явные. Это доказательство еще называют доказательством системы и цели (т.е. мудрости скрытого смысла и безукоризненного исполнения).

В то время как доказательство возникновения возможного и доказательство возникновения мира могут быть непонятными для некоторых людей, доказательство системы и цели может удовлетворить как ученого, так и мало образованного человека. Ибо каждый может увидеть и почувствовать в творениях Великого Создателя, чьи Знания и Могущество бесконечны, присутствие мудрости и сокровенного смысла.

Глядя на Вселенную, мы видим, что это – система законов и целей. Невозможно представить, чтобы эти тончайшие законы, замыслы, расчеты были бы делом слепой случайности. Необходимо присутствие Творца, обладающего Мудростью и Знанием, упорядочивающего и регулирующего законы, поставившего их на службу всему сущему. Вот, что говорится в Суре "Аль-Фуркан" 25/61:

تَبَارَكَ الَّذِي جَعَلَ فِي السَّمَاء بُرُوجاً

وَجَعَلَ فِيهَا سِرَاجاً وَقَمَراً مُّنِير اً

"Благословен Тот, Который создал на небесах созвездия, и Солнце – сверкающий светильник, и Луну, дающую свет!"

А Сура "Али Имран" 3/191 гласит следующее:

الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَاماً وَقُعُوداً

وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ

السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ

هَذا بَاطِلاً سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

"Они поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лежа, и предаются размышлениям о сотворении небес и земли, говоря: "О, наш Господь! Ты создал все это не напрасно. Ты превыше того, что не подобает Твоему Величию и Совершенству! Защити же нас от мук пламени Ада".

6. Доказательство, основанное на истории человечества.

Как показывает история, все народы Земли, независимо от расы, места проживания, различий в религиозных убеждениях, никогда не сомневались в том, что созерцаемый ими окружающий мир является произведением Творца. Они признавали существование Создателя, обладающего Мудростью, Знаниями о явном и тайном, и поклонялись Ему. Где бы вы ни были, повсюду можно встретить, пусть даже в самой грубой и простейшей форме, наряду с мифами и небылицами, идеи о Боге и религии. И даже те из людей, кто абсолютно отрицает существование Бога, повстречавшись с бедой, предпочитают искать покровительства и защиты не у дерева, камня или земли, а у Всемогущего Творца. Следовательно, сама идея о Боге и религиозное чувство, наблюдаемые в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях, свидетельствуют о существовании Аллаха.

7. Доказательство, основанное на движении.

Мы знаем, что все во Вселенной находится в движении. У всего движущегося есть то, что побуждает их к движению, т.е. некий движитель. Если этот движитель, также находится в состоянии движения, то и у него существует движитель. Так можно продолжать эту цепочку до бесконечности. Ибо, ничто само по себе не приходит в движение. В таком случае, должен существовать Тот, Кто заставил их двигаться. Давшим же бытие и движение всей Вселенной является Всевышний Аллах – Тот, чье существование необходимо.

8. Доказательство, основанное на совершенстве.

Фараби (умер в 339 г. Хиджры/950 г. н.э.) сформулировал этот аргумент и дал ему название "Доказательство бытия Обладателя самых совершенных Атрибутов". Много позднее Декарт (1596-1650 г.г.) изложил это доказательство следующим образом:

«Во мне живет некое представление о совершенстве. В этом нет никакого сомнения. Это представление не может придти ко мне от меня самого. Ибо я несовершенен. Также эта мысль не может придти из небытия. Ибо небытие (ничто) не может быть причиной и не может ничего создавать. Поскольку мир, окружающий нас, также имеет недостатки, то представление о совершенстве он дать мне не может. В таком случае, представление о совершенстве мне может быть дано лишь Обладателем Совершенства – Господом Богом».

9. Доказательство, основанное на бесконечности.

С точки зрения способа аргументации, между доказательствами, основанными на бесконечности и на совершенстве, нет никакой разницы. Это доказательство таково: «Во мне живет идея о бесконечности. Я думаю о Том, чье бытие не закончится. Это представление не может придти ко мне от меня же. Ибо я конечен. Оно не может придти ко мне от окружающих меня вещей. Ибо они также конечны. Мысль о бесконечности мне может быть внушена только Тем, Кто не имеет конца своего существования, т.е. Всевышним Аллахом».

10. Доказательство, основанное на нравственности и добродетели.

Все существующее в мире подчиняется определенным законам. Есть законы, регулирующие бытие живой и неживой природы, а есть нравственные законы, которые устанавливают неразрывную связь между стремлением человека к счастью и совершением им добродетельных поступков, приносящих радость. Если действие законов природы происходит независимо от воли кого-либо из созданных, то следование человека нравственному закону является добровольным. То есть человек принуждает себя идти по пути трудностей и лишений в надежде на достижение счастья. Однако сила, внутренне направляющая людей на добровольное следование определенным правилам, может исходить только от Обладателя Высшей Силы и Абсолютного Авторитета. А таковым является Господь Бог.

Каждый человек в глубине души знает, что счастье обязательно наступит при совершении им нравственных поступков (т.е. он испытает чувство удовлетворения, толкающее его на совершение добра). Но он может совершать определенные действия, позволяющие обрести счастье, а желаемый результат не будет достигнут, ибо наступление счастья связано еще и с внешним миром, и с волей других людей. Поэтому для того, чтобы человек обрел счастье, необходима Высшая Воля, властвующая над всеми. Обладателем же этой Высшей Воли является Всевышний Аллах, который и внушил нам внутреннее знание о счастье и гарантирует его наступление.

11. Существование Аллаха с точки зрения тасаввуфа.

Ученые тасаввуфа считают неуместным раздумывать по поводу существования Аллаха. С их точки зрения разум способен ввести человека в заблуждение, поэтому они придают важное значение знаниям об Аллахе, полученным в результате духовного опыта, опирающегося на познании Аллаха сердцем. По их мнению, среди всего существующего, известного людям, самым очевидным является существование Аллаха. Человек не владеет более ясными, определенными, очевидными и само собой разумеющимися знаниями, чем знание о существовании Аллаха. И нет необходимости доказывать существование Всевышнего Аллаха ("исбат-и ваджиб"). Ибо стараться доказать очевидное – это напрасная, бесполезная трата сил.

Также эти ученые придерживаются мнения, что невозможно доказательство существования Того, чье существование необходимо, и чье небытие невозможно. Если же предпринять подобную попытку, то можно попасть в нелепую и лишенную логики ситуацию, доказывая существование Того, чье присутствие определено и является само собой разумеющимся. Невозможно овладеть истинными, в полном значении этого слова, знаниями о Том, Кто обладает вечными, абсолютными и совершенными Атрибутами, опираясь на размышления созданного, ограниченного и зависимого существа, имеющего недостатки.

12. Некоторые из доказательств существования Аллаха, выдвинутые в наше время.

Современная аргументация необходимости существования Аллаха сводится, в основном, к отрицанию материализма и теории случайности или же к объяснению того, какова доля воздействия эволюции на природу. Ограничимся упоминанием нескольких из подобных доказательств.

В соответствии с правилами логики можно допустить существование лишь трех вероятностей возникновения Вселенной.

Вероятность того, что Вселенная возникла сама по себе, создав саму себя из ничего (из небытия). Однако, исходя из закона о причинно-следственной связи, у каждого следствия должна быть причина, у каждого произведения свой автор, а у всякого создания Создатель. Следовательно, поскольку Вселенная существует, значит, есть Тот, Кто обеспечил ее возможное существование. Предположение, что Вселенная возникла сама - создала себя, – это такое же абсурдное и не отвечающее законам логики суждение, как, например, убеждение в возможности появления прекрасной картины без участия самого художника, или полета реактивного самолета без пилота (управления), или безаварийного плавания морского судна без капитана.

Кроме того, часть Вселенной составляют неживые создания, к примеру, земля, вода и др. Создатель же чего-либо должен обладать жизнью и могуществом. Что же касается живых существ, то и они вначале были безжизненны и не ведали ничего о себе. Создатель же чего-либо должен обладать жизнью и знанием.

Невозможно представить себе, чтобы существующие в природе вещи могли создавать друг друга, ибо они сами когда-то отсутствовали и впоследствии возникли. Если бы вещь обладала способностью создавать другие вещи, подобные себе, то она, прежде всего, создала бы саму себя. А между тем, чуть ранее мы говорили о том, что Вселенная не может создать саму себя. Следовательно, не может быть и речи о таком возникновении Вселенной.

Священный Коран доказывает, насколько необоснованна и сомнительна вероятность того, что Вселенная могла возникнуть сама по себе, не нуждаясь ни в чьем участии, чтобы стать тем, чем она сегодня является.

أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ

أَمْ خَلَقُوا السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بَل لاَ يُوقِنُونَ

"Разве они были созданы, без участия Творца? Или же они сотворили самих себя? Может быть, они сотворили небеса и землю? Нет, у них нет уверенности в этом ". (Сура "Ат-Тур" 52/35-36).

Вероятность появления Вселенной, а также порядка и гармонии, наблюдаемых в ней, в результате слепой случайности. Некоторые еще могли бы согласиться с ролью случайности в возникновении некоторых незначительных событий. Однако какой же разум и какая логика могут принять то, что создание земного шара, людей, животных, растений и неодушевленных предметов, а также вращение звезд и планет с огромной скоростью во Вселенной по своим орбитам, которые не отклоняются от них и не сталкиваются друг с другом, вот уже в течение миллионов лет, было чистой случайностью?! Несомненно, такое грандиозное устройство вещей, природы и господствующих в ней неизменных, безукоризненных и безошибочных законов, создание систем и целей, и продолжение их функционирования, ни в коем случае не могут быть связаны со слепой случайностью. Священный Коран также отрицает это:

وَمِنْ آيَاتِهِ خَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافُ أَلْسِنَتِكُمْ وَأَلْوَانِكُمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّلْعَالِمِينَ (Сура "Ар-Рад" 13/4).

Вот несколько приведенных учеными примеров, демонстрирующих, что случайность никогда не может быть достаточной причиной для объяснения возникновения природы и порядка в ней.

Протеин составляет одну из главных субстанций всех живых организмов. Как известно, это белковое вещество состоит из пяти элементов: углерода, водорода, азота, кислорода и серы. В одной клетке протеина находится около сорока тысяч молекул. На данный момент известны более ста химических элементов, которые находятся в природе в произвольном соотношении. А теперь подумаем, какова в процентном отношении вероятность создания всего лишь одной клетки протеина, соединяющего в себе вместе пять элементов? И сколько времени и вещества для этого понадобится?

Еще один пример опровержения случайности. Положим в карман 10 пронумерованных марок, и предварительно перемешав, попытаемся вытягивать их по одной согласно нумерации. При этом каждую вытянутую марку с неправильным номером снова кладем в карман и тщательно перемешиваем с другими. Согласно существующей в математике теории вероятности, вероятность вытягивания марки с номером "1" с первой попытки равна одной десятой. Вероятность вытягивания марок с порядковыми номерами "1" и "2" непосредственно следующими друг за другом равна одной из ста. Вероятность вытягивания марок с порядковыми номерами "1", "2" и "3" друг за другом равна одной из тысячи и так далее. Вероятность же вытягивания этих марок согласно их порядковым номерам от "1" до "10" будет равна одной из миллиарда, что означает нулевую вероятность.

Еще один пример. Земля вращается вокруг своей оси со скоростью 1000 миль в час. Если бы это происходило не так, а скажем, земля вращалась бы со скоростью 100 миль в час, то дни и ночи были бы гораздо длиннее, чем сейчас. А это бы означало, что каждый удлиненный день сжигал бы весь растительный мир, а удлиненные ночи уничтожали бы, замораживая, все оставшееся, конечно, при условии сохранения хоть какой-то части растительного мира.

Из всех этих и подобных им примеров становится очевидным, что жизнь на Земле не является случайностью.

Ошибочность первых двух вероятностей очевидна. И нам остается принять разумом третью вероятность, а именно: существует Творец, создавший эту Вселенную и обеспечивающий в ней порядок. И Имя этому Создателю – Всевышний Аллах. В Коране сказано:

أَفِي اللّهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ

"Разве есть сомнение в том, что существует Аллах, создавший небеса и землю?" (Сура "Ибрахим" 14/10).

Мы не отрицаем наличия процесса развития в природе и его роли. Но этот процесс происходит в определенных и ограниченных рамках и с его помощью невозможно объяснить ни появление первого существа, ни важные преобразования, происходящие в природе. Материалисты же опираются именно на эволюцию, как основной фактор всех процессов, происходящих в природе.

Однако в результате проведенных исследований выяснилось, что ни скачкообразное развитие, ни преобразования не способствуют появлению новых видов живых существ. Преобразования и метаморфозы в большинстве случаев приводят к летальному исходу, вырождению, или отрицательной мутации. Ученые придерживаются мнения, что для передачи какого-нибудь нового качества путем видоизменения от одного поколения другому требуется, чтобы это качество передавалось из поколения в поколение миллион раз. Появление на свет таких живых существ в наши дни и при таком темпе просто невозможно. Обладание живым существом способностью к развитию – есть еще одно свидетельство того, что оно было создано Творцом.

Позитивно настроенные ученые, исходной точкой которых является не голос отрицания, а объективность, признают существование Всевышнего Аллаха. В законах, раскрытых наукой, они видят созидательную Мощь Всевышнего Аллаха. Так, например, экс-президент Нью-йоркской Академии наук А. Гресси Моррисон сказал следующее: "Во всех мужских и женских клетках присутствуют хромосомы и гены. Внутри хромосомы есть крошечное ядро, заключающее в себе гены. Гены – это главный фактор, влияющий на особенности каждого живого существа, в том числе и человека. Цитоплазма же, находящаяся в клетках органов размножения является феноменальной субстанцией, состоящей из различных химических соединений и окружающей со всех сторон хромосомы и гены. Индивидуальные особенности всех людей, живущих на земном шаре, включая психологические, расовые особенности, цвет кожи зависят от этих генов, которые столь малы, что если их собрать вместе, они не заполнят даже наперстка или чашечки цветка. Прекрасно, но как же получается, что этот так называемый ген способен скрывать в себе особенности и свойства такого огромного количества людей, и как это получается, что в таком крохотном пространстве ему удается сохранять совершенно разные психофизиологические особенности людей? Построение системы из крохотных, невидимых, даже через микроскоп, нескольких миллионов атомов, образующих гены, управление этими системами может быть результатом деятельности только Всезнающего и Всемогущего Творца. Другим теориям и умозрениям не может быть места. Священный Коран так объясняет эту истину.

Каждый человек должен быть убежден в том, что Всевышний Аллах существует. Доказательством существования Аллаха является существование Его творений: Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, Земли с ее растительным и животным миром, в том числе наиболее дорогого творения Всевышнего Аллаха - человека. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, автомобиль или самолет свидетельствуют о существовании их конструктора и т.п.

Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звезды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения от мельчайших частиц до громадных тел, таких как галактика, свидетельствуют об их Создателе — Всевышнем Аллахе, устроившем такой гармоничный порядок, управляющем ими и охраняющем их. Их появление без Создателя немыслимо.

Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему. Во Вселенной всё сущее, включая мельчайшие частицы и громадные галактики, подчинено воле Аллаха, всё рождается, живёт и погибает согласно Его законам. Следовательно, вся Вселенная покорна Создателю.

Каждая вещь выполняет то, для чего она создана. Например, Луна движется вокруг Земного шара с определённой скоростью и в определённом направлении, отражает солнечный свет, а также выполняет другие функции, которые предписаны ей Аллахом. Дерево растёт, выделяет кислород, поглащает углекислый газ, приносит плоды и т.д. строго по указаниям Всевышнего Аллаха. Человек также должен исполнять все предписания Творца. Другим творениям Аллаха, кроме человека и джиннов, не дано права выбора между добром и злом, поэтому они не ослушиваются ВсевышнегоАллаха. Человеку предписано жить по нормам Ислама.

Вкратце говоря, всё сущее свидетельствует о существовании Единого Творца и Управителя - Всевышнего Аллаха, куда бы ни обратил свой взор мыслящий человек, он везде найдёт подтверждение существования и единственностиАллаха. Человек, который, видя все это, не верит в существование Аллаха, вступает в противоречие с самим собой и, соответственно, не получает никакой пользы от своего разума.

Всемирно известные учёные, поэты, писатели, политические деятели были верующими. Например, великий немецкий ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Не думаю, что настоящий ученый может не быть в то же время глубоко верующим человеком. Нельзя верить науке, лишенной веры. Религия без науки слепа, наука без религии - хрома ».

Если кто-то считает, что Аллаха нет, то он впадает в неверие (куфр) и не обретет истинного счастья в обоих мирах.

Да убережет нас Всевышний от неверия!

Аксиомой является тезис о том, что божественную информацию Писаний монотеистических религий – Тору, Библию и Коран – нельзя понимать в прямом смысле. Положения Книг Аллаха содержат такую великую истину, что их доступность неподготовленному человеку может вызвать серьезные последствия для него же самого.

Истина Всевышнего доступна только для чистой души, освобожденной от грязи нашего нафса. Причем мало пользы дает стремление понять информацию Корана чисто формальной логикой, усилением нашего сознания. Писания несут трансцендентную, то есть потустороннюю информацию, которая намного выше истин нашего материального мира. Поэтому одна из главных функций Ислама – это подготовка души личности для восприятия коранической истины посредством ее очищения с помощью намаза и поста.

Однако некоторые великие истины Корана нам открываются благодаря современной науке. Например, исследователи блестяще доказали информацию в Книге мусульман о противоположных течениях морей, о чем гласит аят:

مَرَجَ الْبَحْرَيْنِ يَلْتَقِيَانِ بَيْنَهُمَا بَرْزَخٌ لَا يَبْغِيَانِ فَبِأَيِّ آلَاءِ رَبِّكُمَا تُكَذِّبَانِ

(смысл): «Свел Он два моря (реки с пресной водой и моря с солёной водой), которые соприкасаются друг с другом, но не смешиваются. Их разделяет могущество Аллаха, и между ними есть некая преграда, через которую они [эти два моря] не переходят и не сливаются [соленая и пресная вода этих двух морей не перемешиваются]. Так какую же из милостей Господа вашего вы сочтете ложной и отвергнете? » (сура Ар-Рахман, 19-21)

Сделавший это потрясающее для мусульман открытие Жак Ив Кусто написал: «Это было для меня как гром среди ясного неба. И действительно, так оно и оказалось, когда я посмотрел переводы Корана. Тогда я воскликнул: «Клянусь, что этот Коран, от которого современная наука отстает на 1400 лет, не может быть речью человека. Это – истинная речь Всевышнего ».

Высказывание известного всему миру исследователя является существенным аргументом против тех ученых-атеистов, которые стремятся доказать, что Коран «написан мекканским купцом Мухаммадом». Выдвигая «умные научные тезисы», они «упускают» самый важный аспект Корана – изложенная информация о строении бытия, начиная от космических объектов до эволюции зародыша живых существ, в те времена никак не могла быть известной. Кто мог в те времена знать о стадиях развития живых существ внутри матери? Никто! Однако в Коране эти и великое множество феноменов изложены, что доказывает Его трансцендентное происхождение.

«Вечной загадкой» для материалистической физики выступает идея об иллюзорности нашего бытия, которая отражена в ряде аятов Священного Корана:

اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ... وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ

(смысл): «Знайте, что земная жизнь – всего лишь игра (для тел) и забава (для души)... А земная жизнь (для того, кто живет забыв о Вечной жизни) является лишь обманчивым мимолетным наслаждением ». (сура Аль-Хадид, 20)

وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا لَعِبٌ وَلَهْوٌ ۖ وَلَلدَّارُ الْآخِرَةُ خَيْرٌ لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ ۗ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

«И земная жизнь есть не что иное, как только игра и забава; а Обитель Вечности лучше для тех, которые остерегаются наказания Аллаха. Неужели вы не сообразите? » (сура Аль-Ан’ам, 32)

Открытие Макса Планка о дискретности времени, соответственно – прерывность пространства представляет доказательство истинности коранических аятов и тезиса исламской науки о том, что все есть иллюзия, «забава и игра». Это означает, что своими глазами мы видим великую иллюзию, сотворенную Всевышним для того, чтобы испытать нас в этом земном мире.

Дело в том, что время, значит, и сама жизнь, не могут течь, формируя события, так как оно состоит из очень коротких мгновений. Время делит наше бытие на такие короткие мгновения – 1 секунда минус 47 степени, что мы просто не можем замечать, что оно прерывается. Так же, как в кино, смена кадров более 24 кадров в секунду дает иллюзию движения реальности, а если замедлить смену кадров – все остановится.

Таким образом, наше бытие представляет собой удивительный феномен, смысл которого без соизволения Аллаха мы познать не можем. Что представляет собой сущность бытия, которая состоит из таких коротких мгновений, нашему сознанию не доступно. Только чистая душа верующего человека, способная проникнуть по ту сторону существования, может постичь истинную картину земного существования.

Открытия, сделанные в течение двадцатого века в области физики и квантовой физики, нанесли решительный удар по позициям атеистической науки, веками утверждавший, что «материя первична, сознание вторично». Дело в том, что согласно ядерной физике материя, как вещество, обладающее твердостью, не существует. Все, что мы ощущаем, как твердое, устойчивое и незыблемое – всего лишь иллюзия. Дело в том, что материя состоит из атомов, обладающих весом. Однако сам атом состоит из электронов, протонов, мезонов и гиперонов – не имеющих массу. Получается, что вещество состоит из невещества.

Причем открытия в квантовой физике доказывают, что электрон, основополагающая частица бытия, может быть материей, а может и не быть. Такой парадокс происходит потому, что электрон может быть частицей, то есть основой вещества, а может действовать как волна, которая не имеет вещественности. Причем изменения электрона, значит, всего бытия зависят от «наблюдателя», то есть ученого-исследователя. Таким образом, здесь необходимо усматривать доказательство бытия Всевышнего на основе современной науки. Ибо Аллах не только Творец сущего, но Он каждое мгновение контролирует Свое создание. Это происходит в те кратчайшие мгновения, когда время останавливается.

То есть Всевышний обеспечивает наше материальное (которое в действительности совсем не материальное) бытие посредством постоянного возобновления всех структурных частей Вселенной. Начиная от мезонов, гиперонов, квантов и заканчивая метагалактиками, содержащих сотни миллионов звезд и планет – всё это находится под постоянным контролем Аллаха.

Причем Коран содержит аяты о вечности бытия, что признают и представители материалистической науки:

مَا عِنْدَكُمْ يَنْفَدُ ۖ وَمَا عِنْدَ اللَّهِ بَاقٍ ۗ وَلَنَجْزِيَنَّ الَّذِينَ صَبَرُوا أَجْرَهُمْ بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«То, что есть у вас [мирские блага], иссякнет, а то, что у Аллаха, остается навсегда. И Мы непременно воздадим наградой тем, кто проявлял терпение, за лучшее из того, что они совершали, простив их плохие деяния ». (сура Ан-Нахль, 96)

Однако наука атеистов, лишенная диалектической методологии, признает вечность только материального бытия. Данный тезис атеистов противоречит учению монотеистических религий, ибо Вселенная сотворена Всевышним. Приведенный аят в полном соответствии с основами диалектики делит бытие на две части. Мир Аллаха – всегда был и будет – «то, что у Аллаха, остается навсегда», ибо у Творца есть Абсолютная Энергия. Именно она – источник всего, что было и будет, и в том числе в форме «непроявленного бытия», то есть на полевом уровне.

Наш мир – всего лишь иллюзия существования на основе божественных законов физики и второго закона термодинамики. И он уйдет в небытие – «То, что есть у вас, иссякнет». Согласно астрофизике, материальная Вселенная возникла в результате Большого взрыва и в соответствии с божественными законами в свое время уйдет в небытие.

Вывод такого понимания сотворенного Аллахом бытия, по сути, отражает смысл и предназначение Ислама: жить, готовя свою душу для вечности, относясь к материальному миру, как к иллюзии Творца.