Дворцы фараонов. Дворцы Древнего Египта

В местности, где не было и нет леса, в качестве строительного материала использовали необожженный кирпич-сырец, добываемый в долине Нила известняк, песчаник и гранит.

Какова философия архитектуры Древнего Египта?

Дворцы и жилища строились чаще всего из кирпича, а гробницы и захоронения - из камня. И этому есть своя причина.

Жизнь на земле - временна, поэтому рационально строить дома из менее прочного материала, а жизнь после смерти - вечна, следовательно и постройка должна стоять вечно.

Таково было мировосприятие древних египтян.

Из чего были сделаны здания в Египте, которые исчезли, не оставив и следа? Кирпичные дома, дворцы и городские стены рухнули, когда за ними перестали ухаживать, т.к. кирпич формировали из нильской грязи (ила) и соломы, а потом сушили на солнце.

Тайна египетской архитектуры

За исключением пирамид, египетские здания богато украшались картинами, каменной резьбой, иероглифами и объёмными статуями. Эти предметы искусства, величие и красота которых несравненны, рассказывают нам историю фараонов, богов, простых людей и природного мира: растений, птиц и животных.

Как древние египтяне смогли построить свои массивные сооружения с использованием примитивных инструментов, все еще остается загадкой не только архитектуры, но и египетской цивилизации.

Какие гробницы строили древние египтяне?

Погребения в Древнем Египте совершались на западном берегу Нила, где Солнце уходит в подземное царство.

Мастабы — архитектура Раннего царства

Архитектуру Египта в период с 3120 по 2649 годы до р.Х. представляют первые царские усыпальницы, называемые . Они были построены в Абидосе, древнем городе Верхнего Египта.

Представляют из себя усечённые пирамидальные строения, под которыми находятся мумии фараонов, членов их семей или придворных вельмож. Их форма напоминает обычную могилу огромного размера. Они отмечены стелой с начертанными именами.

В мастабах находились помещения для ритуальных предметов, необходимых в загробной жизни, посуды и сосудов для предложения еды и напитков. Здесь же хоронили слуг, наложниц, и других сопровождающих уход из этой жизни.


Мастаба Сешемнефера IV. Плато Гиза

Пирамиды — архитектура Старого Царства

Пирамиды Гиза. Архитектура Старого (или Древнего) Царства Древнего Египта

Были построены как гробницы фараонов с примерной датировкой с 2613 по 2467 до р.Х. Эти архитектурные сооружения стали первым чудом из семи чудес Света. Самая известная — Великая Пирамида в Гизе или пирамида Хеопса.

Долина царей — архитектура Нового Царства

Во время, начиная с 1500 и по 1069 гг. до р.Х. правители и вельможи устраивали свои гробницы в так называемой , предположительно, чтобы предотвратить грабеж своих усыпальниц. Это место ныне признано Юнеско объектом Всемирного Наследия.

Архитектура Древнего Египта: Долина царей. Захоронение Тутанхамона. CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Архитектура Древнего Египта: храмы

В течение долгого времени египтяне строили многочисленные храмы вдоль Нила. Два из самых известных — в Карнаке и Луксоре. Эти впечатляющие сооружения, с их огромными колонными залами и пилонными воротами, были построены в честь усопших фараонов и почитаемых местных богов. Храмы были местами, где могли находиться боги и их божественные энергии, отделенные от всего остального в мире.


Архитектура Древнего Египта: храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Арх. Сенмут. Начало XV в. до р.Х.

Согласно легенде, первый храм появился на холме, поднявшемся из первозданного океана Нун. Изначальной формой жизни на этом холме было растение, которое облюбовал сокол, Хорус. Другая версия описывает цветок Лотоса как растение, из которого появилось Солнце. Впрочем, здесь нет противоречия. Потом были созданы люди. В знак благодарности живые существа начали строить храмы для почитания богов.

Так конструкция храма была заложена богами, и каждый последующий храм был копией первого. Жрецы проводили ежедневные ритуальные службы в честь божеств и фараонов, которым были посвящены храмы. В награду боги изливали на землю божественную благодать.


Архитектура Древнего Егмпта: храм Абу Симбел (Абу Симбиль) в честь Рамсеса II. Посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху (прибл. ХI в. до н. э.)

Какие боги были в Древнем Египте?

Древнеегипетская религия была сложной системой политеистических верований и ритуалов (многобожия), которые представляли неотъемлемую часть общества. Она концентрировалась на взаимодействии египтян со многими божествами, которые, как полагают, присутствуют в силах природы и контролируют их.

Какова конструкция дворцов?

Дворцы были резиденциями фараонов и их окружения. Они состояли из комплекса зданий, предназначенных для размещения правительственной штаб-квартиры и храмов. Очень мало сохранилось до наших дней.


Зарисовка изображения на саркофаге главного жреца V-й династии Равера, (Гиза). Хорошо видны дворцовые башни, удлиненные ниши, между ними двери и окна. Ссылка

Дворец делился на две части:

  1. одна для удовлетворения потребностей фараона — жилая,
  2. а другая - служебная или административная.

Дворцы приобрели характерные архитектурные очертания в конце 4-ого тысячелетия до р.Х, которые повторялись в течение большей части 3-его тысячелетия. По существу конструкция представляла прямоугольную структуру из высоких стен, увенчанных башнями. Вершины башен часто украшались богатым карнизом или панелями.

Дворцово-храмовые комплексы

К концу 3-его тысячелетия до рождения Христа дворец превратился во дворцово-храмовый комплекс. И ко второму он стал еще более сложным, с добавлением гипостильного (греч. hypóstylos - поддерживаемый колоннами) зала с гигантскими колоннами, ведущими к тронному залу.

Архитектура Древнего Египта: храм Мединет Абу в Луксоре в честь Рамсеса III (прибл. ХII в. до р.Х.) CC BY-SA 2.5 , Ссылка

Помещения для нужд двора располагались в одной половине дворца, в другой для нужд фараона. Правительственные здания, озера и сады в этих комплексах создавали великолепные условия для жизни правителей Египта.

Самый сохранившийся из таких дворцово-храмовых комплексов находится в Мединет-Абу . Он был построен Рамсесом III в течение двадцатой династии, около 1150 г. до н.э.. Когда фараон приезжал из своей главной резиденции в дельте Нила, то располагался во дворце рядом с храмами для поклонения Рамсесу III и богу Солнца Амону. Также в комплекс входили склады и жилища для жрецов.

Сегодня хочу рассказать еще об одном древнеегипетском городе Ахетатоне . Руины этого города были найдены близ деревушки Телль-эль-Амарна на восточном берегу Нила, в 287 км к югу от Каира. Впервые раскопки были начаты в 1891 (под руководством Петри. Позже в раскопках Амарны принимали участие и другие археологи - Г. Франкфорт, Ч. Л. Вулли.

Город был построен фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном) после его разрыва со жречеством культа Амона. Сюда он перенес свою столицу и не случайно археологи называют его городом роскоши. В отличие от Кахуна, где не было места для садов, планировка Амарны включала открытые общественные пространства, где были посажены деревья, и жители зачастую имели свои собственные частные садовые участки. В городе даже нашли остатки зоопарка.

Место для поселения было тщательно продумано: город был построен между древним Мемфисом к Фивами, и эта местность прежде не была посвящена никакому божеству. Так же, как и во многих древнеегипетских городах, грандиозные постройки располагались вдоль Нила и Ахетатон протянулся на многие километры.

План раскопок древней Амарны.



Город был окружен пограничными стелами, одиннадцать из которых сохранились до наших дней на восточных склонах гор. Еще три были найдены на западном берегу Нила: фараон включил в территорию города часть плодородных земель на левом берегу реки. Весь город вместе с храмовым комплексом и царским дворцом был построен за неполных 10 лет. Город просуществовал около 17 лет (столько предположительно и правил Эхнатон), и сразу после его смерти и отмены его религиозной реформы был покинут и частично разрушен в знак ненависти последующих фараонов к утвержденной реформе.

Как и в Кахуне, городе Среднего царства, в Ахетатоне наряду с богатыми домами, дворцами и храмами были дома менее зажиточного населения и рабочий квартал. Поскольку город был возведён на месте, до того никем не заселённом, вопрос об ограниченности городской территории тогда не стоял. Вот как описывает планировку города Н.А. Ионина в своей книге .

«Для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка и богатых, и бедных домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек - однотипность их планов. Существенным отличием бедных домов от богатых было лишь то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы, помещения для рабов и слуг.

Большие и хорошо спланированные дома знати располагались у самых дорог; дома поменьше - за ними, но тоже близко к дороге, а дальше, на кривых улочках с узкими проходами, беспорядочно ютились хибарки бедноты».


План Центрального города Ахетатона: 1 – Большой храм Атона, 2 – Малый храм Атона, 3 - Центральный дворец, 4 - Дом фараона, 5 - Амарнский архив, 6 - Казармы, 7 - Южный пригород, 8 - Мастерская Тутмоса

Вдоль Нила тянулась главная Царская дорога или улица Великого жреца, засаженная пальмовыми деревьями. Это было очень необычно, так как обычно основным украшением были статуи сфинксов. Еще несколько улиц проходили параллельно ей, а другие пересекали город в направлении реки.

Условно новую столицу можно разделить на несколько районов: так называемые, Центральный город, Южный и Северный пригороды, поселок рабочих-рабов. Центральный город можно назвать официальным центром - здесь раполагались главный царский дворец, Большой и Малый храм Атона, правительственные учреждения - Амарнский архив, казармы, арсенал, площадь для парадов, налоговые органы, складские и производственные здания при дворце и храмах.

Очевидно, Центральный город был тщательно спланирован, в то время как другие жилые районы нет. Там пространства между ранее построенными большими зданиями были постепенно заполнены группами домов меньшего размера.

В новой столице было построено три дворца: северный, центральный и южный. Северный дворец фараона носил характер загородной усадьбы, он занимал прямоугольный участок земли размером 112х142м. Все помещения этого дворца группировались вокруг внутреннего двора и водного бассейна. Многочисленные залы свидетельствовали о том, что этот дворец был предназначен для царских пиров и развлечений. По мнению некоторых археологов, он принадлежал царице Нефертити.

Реконструкция Центрального дворца

Центральный дворец располагался рядом с главным святилищем Атона. Этот дворец занимал территорию 300х700 м, расположенную вдоль реки, которую пересекала главная дорога города. В приречной части дворца располагались приемные залы, в восточной -- жилые покои царя. Обе части дворца соединялись мостом, проходившим над главной улицей. Археологи обнаружили остатки росписи, которой были покрыты стены, полы и потолки некоторых дворцовых помещений. Эти росписи в основном изображали растительный и животный мир Египта и отличались высоким художественным мастерством.

Южный дворец в Ахетатоне представлял собой два обнесенных стеной участка, в центре которых располагались водоемы. Главный водоем имел размер 60х120 м. Назначение этих водоемов пока неизвестно, хотя расположенные рядом храмовые здания заставляют предположить, что они имели культовое значение.

Реконструкция храма Атона.

Главный храм Ахетатона находился в центре города. Он располагался перпендикулярно реке и занимал обширную прямоугольную территорию размером 800х300 м. Как и все египетские храмы, храм Атона представлял собою чередование пилонов, открытых дворов и колонных зальных пространств. В отличие, от фиванских храмов храм в Ахетатоне был построен из кирпича с каменной облицовкой. Что и послужило причиной его плохой сохранности.

Большой интерес представляла жилая застройка новой столицы. Насколько позволяют судить археологические находки, жилые кварталы составляли дома различных слоев населения. Наиболее зажиточные жители Ахетатона занимали обширные участки, на которых располагались службы, конюшни, помещения для рабов и слуг, склады зерна и продовольствия. Кроме того, как правило, имелись сад и небольшое святилище. Дом располагался в центре участка и его помещения группировались вокруг главной парадной комнаты. Дома возводились из кирпича-сырца, колонны и перекрытия из дерева, камень употреблялся в ограниченном количестве. Большая часть домов была побелена.

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 – 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями.

Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Во главе государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения.

В период Древнего царства , приблизительно в 2700-2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений.

В период Среднего царства (2200-1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, появляются полупещерные храмы.

В период Нового царства (1500-1100 гг. до н. э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. В позд

ний период в архитектуру Египта начинают проникать чужеродные элементы.

Временные рамки исторических периодов

  • ок. 10000 – 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 – х царств – Верхнего и Нижнего Египта
  • ок. 2630 до н.э. Построена 1 – я ступенчатая пирамида
  • ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших
  • ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство
  • ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии
  • ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства
  • 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия
  • 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества
  • 1070 до н.э. Начало упадка
  • 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским
  • 51 до н.э. Начало правления Клеопатры
  • 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Основной строительный материал в Египте - камень. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Они высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца - великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях - колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания – они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Дворцы Египта

Дворцы фараонов и знати в Древнем Египте строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Роскошь во дворце фараона

Дворец фараона

дворец фараона

Храмы Египта

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых - 20,5 сантиметров, ширина - 45 сантиметров, длина - 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит - необработанный или в виде цилиндрических печатей.


Руины храма Оcириса

Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором - 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из "Некрономикона" - египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.


Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.


Храм Монту

Храм Монту - египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.


Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды , существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.


Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина п од названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...

Начало:

Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

Род фараона поработил сынов Исраилевых, используя их труд на самых тяжелых работах. Сыны Исраилевы, уставшие от гнета коптов, не могли даже вернуться на родину своих предков, в Палестину, поскольку Фараон не давал им ни разрешения, ни возможности покинуть Египет.

Сыны Исраилевы были разделены на классы: часть из них была занята на строительстве пирамид, подобных горам; другие привлекались к строительству или сносу домов; тысячи их людей непомерно работали в каменоломнях. Это были тяжелейшие работы, в результате которых многие сыны Исраилевы были сгорбленными. Те из них, кто не работал, были обложены ежедневной данью, за невыплату которой до захода солнца, полагалось связывать и заключать в тюрьму на месяц. Женщины этого народа были заняты шитьем и прядением.

Рабовладельческий порядок подвергал сынов Исраилевых репрессиям и мучениям. Кроме того, по приказу Фараона копты убивали всех новорожденных мальчиков из числа израильтян, оставляя в живых только девочек. Однако достигнув определенного возраста, их выдавали замуж за чужих мужчин, дабы полностью истребить род израильтян.

Сон, приснившийся Фараону

Однажды во сне Фараон увидел, что огонь со стороны Палестины окружил Египет и сжег всех коптов, живших там, не тронув при этом израильтян. Этот сон очень напугал Фараона, который собрал всех предсказателей, гадалок и колдунов, чтобы те истолковали сон. Ответ был следующим:

Среди сынов Исраилевых родится мальчик, ты и твоя власть погибнет от его рук.

Решение Фараона после услышанного было чудовищным: он приказал убивать всех новорожденных мальчиков-израильтян. Повитухи в точности исполняли этот приказ. Те из них, кто проявлял сочувствие, были убиты.

По всей стране по приказу Фараона были установлены эшафоты для пыток беременных женщин. Судьба наиболее крепких здоровьем израильтянок, которым удавалось не потерять ребенка, несмотря на испытанные мучения, и родить мальчиков, была известной: их новорожденных сыновей убивали сразу после появления на свет.

Напуганные пытками многие женщины добровольно соглашались на аборты. Вот так, варварски пытался предотвратить рождение Мусы (алейхи салям) Фараон. По его приказу были убиты двенадцать тысяч мальчиков и девяносто тысяч новорожденных.

В соответствии с другим риваятом, количество детей сынов Исраилевых, которые были убиты по приказу Фараона, достигало девятисот девяноста тысяч.

Мухиддин ибн Араби в своей книге «Фусус аль-Хикам» пишет: «Всевышний Аллах даровал Мусе (алейхи салям) способности и силы всех убитых Фараоном детей. Поэтому чудеса Мусы (алейхи салям) были очень явными». Таким образом, непременно должно было наступить время, когда Муса (алейхи салям) в одиночку станет противостоять армии Фараона.

Рождение Мусы (алейхи салям)

Вместе с новорожденными детьми постепенно стали вымирать и престарелые люди из числа сынов Исраилевых. Опасаясь полного вымирания этого народа, копты обратились к Фараону:

Увеличилась смертность среди взрослого поколения сынов Исраилевых, а их детей убивают по твоему приказу. Мы боимся, что они полностью выродятся. Если так пойдет и дальше, то всю тяжелую работу придется выполнять нам самим.

Фараон принял во внимание это предупреждение и посоветовавшись со своим окружением, принял новое решение. Теперь новорожденных мальчиков было приказано убивать через год. Безусловно, Фараон и его окружение, несмотря на свои злодеяния, никак не могли изменить предопределения Всевышнего Аллаха. Случилось то, что должно было случиться: Муса (алейхи салям) появился на свет, причем в тот год, когда всех новорожденных убивали.

Всевышний Аллах делает то, что пожелает: Муса (алейхи салям) не только родился в тот год, когда новорожденных детей убивали, и остался при этом живым, но и рос во дворце самого Фараона под его же защитой. Многим такое развитие событий покажется невероятным, но именно они заставляют осознать, что все - во власти Аллаха. А как иначе мог бы Муса (алейхи салям) набраться сил и положить конец правлению Фараона-злодея?

Размышляя о наших личных повседневных проблемах или даже глобальных политических событиях, мы барахтаемся в обилии возможных предположений и ищем пути их решения, но почти всегда забываем, что Аллах – всемогущ, и если он не пожелает, то изменить что-то невозможно. Как невозможно избежать Его милости и помощи.

Мать Мусы (алейхи салям) забеременела его братом Харуном и родила в тот год, когда детей оставляли в живых. Мусу (алейхи салям) она родила на следующий несчастный год. В тот год люди Фараона рыскали везде, и если встречали беременную женщину, то сразу же записывали ее имя. Когда же наступало время родов, к этой женщине приходили повитухи из числа коптов. Если рождалась девочка, то ее оставляли в живых, а если рождался мальчик, то его отдавали специальным детоубийцам, которые безжалостно убивали ребенка острыми ножами.

Беременность матери Мусы (алейхи салям) протекала незаметно для окружающих. Очевидных признаков не смогли узреть даже женщины, которые выискивали беременных. Тем не менее, мать Мусы (алейхи салям) пребывала в постоянном страхе и волнении. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ أُمِّ مُوسَىٰ أَنْ أَرْضِعِيهِ ۖ فَإِذَا خِفْتِ عَلَيْهِ فَأَلْقِيهِ فِي الْيَمِّ وَلَاتَخَافِي وَلَا تَحْزَنِي ۖ إِنَّا رَادُّوهُ إِلَيْكِ وَجَاعِلُوهُ مِنَ الْمُرْسَلِينَ

«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же начнешь бояться за него, то брось его в реку. Не страшись и не печалься, Мы непременно вернем его тебе и сделаем одним из (Наших) посланников»» (аль-Касас 28:7).

Это откровение, которое было внушено матери Мусы (алейхи салям), не является пророческим откровением. Оно настигло ее посредством ильхама (интуиции) или сновидения. В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

...أَنِ اقْذِفِيهِ فِي التَّابُوتِ فَاقْذِفِيهِ فِي الْيَمِّ فَلْيُلْقِهِ الْيَمُّ بِالسَّاحِلِ يَأْخُذْهُ عَدُوٌّ ۚلِّي وَعَدُوٌّ لَّهُ

«Положи его в сундук и пусти его по реке (Нилу), и река выбросит его на берег. Его подберет Мой враг и его враг» (Та-Ха 20:39).

Мать Мусы (алейхи салям) в течение трех месяцев кормила его грудью, пребывая в постоянном страхе, так как если бы люди Фараона ворвались в ее дом, то непременно нашли бы ребенка и убили бы его.

С каждым днем Муса (алейхи салям) становился все более крепким и красивым, привязанность и любовь матери к сыну становилась все больше и сильнее, как и страх за его жизнь. Положившись на откровение и свою интуицию, она решается поступить так, как ей и было внушено: отпустить Мусу по течению реки Нил.

Муса (алейхи салям) во дворце Фараона

Мать Мусы (алейхи салям) заказала плотнику деревянный ящик. Внутреннюю часть ящика она застелила хлопком, снаружи обмазала смолой, чтобы он не пропускал воду. Как следует покормив сына, она положила его в ящик, и вверив его Всевышнему Аллаху, спустила ящик на воду.

По воле Всевышнего Аллаха течение реки вынесло Мусу ко дворцу Фараона и выбросило его там на берег. Когда невольницы жены Фараона пришли на берег реки за водой, то нашли там ящик, и взяв его с собой, передали жене Фараона. Открыв сундук, жена Фараона увидела в нем ребенка, излучающего свет.

В тот же миг она прониклась любовью к младенцу. Впрочем, он и сам еще не знал, что так будет всегда на протяжении всей его жизни: каждый, кто видел его, испытывал к нему добрые чувства. Не миновало это даже самого Фараона, который так же сильно привязался к ребенку. Вот что об этом сказал Всевышний Аллах в Куръане:

...وَأَلْقَيْتُ عَلَيْكَ مَحَبَّةً مِّنِّي وَلِتُصْنَعَ عَلَىٰ عَيْنِي

«Я одарил тебя Своей любовью (и поэтому тебя полюбили люди, даже Фараон), и ты вырос у Меня на глазах (под Моим контролем и защитой)» (Та-Ха 20:39).

Всевышний Аллах заронил зерно любви к Мусе (алейхи салям) в сердца всех обитателей дворца Фараона. Однако спустя некоторое время, обитателей дворца Фараона охватило волнение, и они стали задаваться вопросом: «Кто этот ребенок, откуда он появился? А вдруг он и есть тот ребенок, который положит конец власти Фараона?».

Опасаясь, что он рожден израильтянкой, приближенные Фараона собрались на совещание и приняли решение убить ребенка. Однако жена Фараона Асия бинти Музахим возразила им и сумела убедить Фараона сохранить ему жизнь. Она приложила немало сил к тому, чтобы защитить Мусу (алейхи салям) и сделать его любимым сыном Фараона. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَقَالَتِ امْرَأَتُ فِرْعَوْنَ قُرَّتُ عَيْنٍ لِّي وَلَكَ ۖ لَا تَقْتُلُوهُ عَسَىٰ أَن يَنفَعَنَاأَوْ نَتَّخِذَهُ وَلَدًا وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И жена Фараона сказала: «Вот радость очей для меня и тебя! Не убивайте его! Возможно, он будет нам полезен, или же мы усыновим его». И они ни о чем не подозревали» (аль-Касас 28:9).

Вот так, благодаря стараниям Асии бинти Музахим, Фараон и его приближенные отказались от мысли убить Мусу (алейхи салям). Они и не догадывались, как были близки к правде. В одном из риваятов сообщается, что когда Асия сказала Фараону: «Вот услада очей для меня и для тебя», он ответил ей: «Для тебя да, а я не нуждаюсь в нем».

Так и случилось впоследствии. Всевышний Аллах даровал жене Фараона истинный путь, а сам Фараон был уничтожен руками Мусы (алейхи салям). Асия бинти Музахим, увидев, как посох Мусы (алейхи салям) превратился в огромную змею, уверовала в него. Фараон, не простив жене того, что она уверовала, подверг ее жестоким пыткам.

В риваяте, переданном от Абу Хурайры (радыяллаху анху), сообщается, что Фараон приказал прибить Асию к земле четырьмя гвоздями, а затем положить на нее тяжелый камень. В этот момент Асия обратилась к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:

... إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِوَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«О, Господь! Даруй мне дом в Раю, рядом с собой, и избавь меня от Фараона и его (скверных) дел. Избавь меня от этого нечестивого народа» (ат-Тахрим 66:11).

С такой мольбой обратилась Асия бинти Музахим к Всевышнему Аллаху, попросив даровать ей дом и место вечного отдыха в Джанна аль-Маъва. Она просила избавить ее от мерзкого Фараона и его скверных дел, а также от его нечестивого народа. Испив чашу мученичества, она удостоилась вечного отдыха и высокой степени, которую она желала.

В одном из риваятов сообщается, что, когда Фараон подверг Асию пыткам, чтобы она вернулась в религию Фараона, ей было показано ее место в Раю, и она отдала свою душу, не испытывая никакой боли. Тот камень, который положили на нее, был положен уже на бездыханное тело. Асия, являющаяся примером стойкости в вере, восстала против Фараона, который хотел ввергнуть ее в огонь вечных страданий, и вознеслась к наивысшей степени Рая, став одной из самых благих женщин Рая.

Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самыми благими женщинами Рая, являются: Хадиджа, Фатима, Марьям и Асия бинти Музахим».

Мать снова обретает своего ребенка

О состоянии матери Мусы (алейхи салям) и о том, что произошло с ней позже, наш Господь говорит в Куръане:

وَأَصْبَحَ فُؤَادُ أُمِّ مُوسَىٰ فَارِغًا ۖ إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰقَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ. وَقَالَتْ لِأُخْتِهِ قُصِّيهِ ۖ فَبَصُرَتْ بِهِ عَن جُنُبٍ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И сердце матери Мусы сжалось от ужаса. Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей. Она сказала его сестре: «Следуй за ним». Она наблюдала за ним издали, и они не замечали ее» (аль-Касас 28:10-11).

Итак, мать Мусы (алейхи салям), чтобы спасти своего сына от гибели, положила его в сундук и спустила в воды Нила. Но все ее мысли были обращены к сыну, она не переставала думать о нем, и о том, что с ним случилось. Когда утром она узнала, что сундук попал в руки Фараона, она едва не лишилась рассудка. Подумав, что теперь Фараон убьет ее сына, она стала плакать и причитать. Но в это время пришла божественная помощь.

Путем внушения (ильхам) Всевышний Аллах напомнил ей о своем обещании. Она твердо уверовала в это обещание и стала с терпением и спокойствием ждать Его помощи. И если бы Всевышний Аллах не даровал ей терпение и спокойствие, то она, измученная горем и тоской, могла выдать себя, открыто заявив, что Муса (алейхи салям) ее сын. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

...إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰ قَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ

«Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей» (аль-Касас 28:10).

Всевышний Аллах наполнил ее сердце уверенностью в том, что ее сын будет возвращен ей. Когда ее сердце обрело покой, она отправила свою дочь во дворец Фараона, чтобы узнать, что происходит с ее сыном. Поскольку ее дочь прислуживала при дворе Фараона, то она имела такую возможность.

Она стала наблюдать за Мусой (алейхи салям) со стороны, не выдавая себя. Она узнала о том, что Фараон не убил Мусу (алейхи салям), а усыновил его. Так же она узнала обо всех происходящих во дворце событиях и рассказала об этом своей матери.

Поскольку Фараон и его жена очень полюбили Мусу (алейхи салям), то приняли решение растить его как собственного сына. Жена Фараона пригласила во дворец кормилиц, чтобы выбрать среди них самых лучших для кормления Мусы (алейхи салям). Однако Муса (алейхи салям) не принял ни одну из этих кормилец. Весть об этом событии очень быстро распространилась по округе. По всему Египту были разосланы глашатаи, которые объявили о том, что разыскивается кормилица для ребенка.

Всевышний Аллах говорит об этом в Куръане следующее:

وَحَرَّمْنَا عَلَيْهِ الْمَرَاضِعَ مِن قَبْلُ فَقَالَتْ هَلْ أَدُلُّكُمْ عَلَىٰ أَهْلِ بَيْتٍ يَكْفُلُونَهُلَكُمْ وَهُمْ لَهُ نَاصِحُونَ

«И Мы запретили ему брать грудь кормилиц, и она (сестра Мусы) предложила: «Не указать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и воспитает его?» (аль-Касас 28:12).

Ибн Аббас (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда сестра Мусы сказала это, ее привели во дворец и сомневаясь в ее правдивости, спросили: - Откуда тебе известно, что упомянутая тобой семья будет хорошо относиться к ребенку? Сестра Мусы (алейхи салям), стараясь не раскрыть себя, сказала:

Она хочет стать молочной матерью для королевской семьи, и не ждет от этого никакой выгоды. За кормилицей немедленно были отправлены люди. И как только мать взяла Мусу на руки, он тут же прильнул к ее груди и стал есть, перестав плакать. Все обитатели дворца, и в первую очередь Асия, очень обрадовались и одарили мать Мусы (алейхи салям) множеством подарков.

Однако Фараона, относящегося ко всему с подозрением, охватили какие-то сомнения, и он, подумав, сказал:

Кем ты приходишься этому ребенку? Он отказался ото всех других кормилиц, но тебя он принял.

Мать Мусы (алейхи салям) ответила ему:

Я приятно пахну и у меня вкусное молоко. Нет ни одного ребенка, которому бы не нравилось мое молоко.

Эти слова убедили Фараона, и Мусу передали его матери, чтобы она кормила его. Кроме того, они выделили ей материальное содержание и одарили множеством подарков. Мать Мусы (алейхи салям) была очень довольна этим, и, взяв своего ребенка, вернулась к себе домой.

Вот так Всевышний Аллах избавил ее от страха и наделил достоинством, высокой степенью и обильным уделом. После любых трудностей Всевышний Аллах дарует облегчение и путь выхода.

فَرَدَدْنَاهُ إِلَىٰ أُمِّهِ كَيْ تَقَرَّ عَيْنُهَا وَلَا تَحْزَنَ وَلِتَعْلَمَ أَنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَلَٰكِنَّأَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Так Мы вернули его матери, чтобы она радовалась, чтобы не печалилась и знала, что обещание Аллаха – истина. Но большинство (людей) не знает об этом» (аль-Касас 28/13).

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мать Мусы является примером для тех, кто, совершая какое-либо дело, преследует благие намерения и ожидает награды только от Всевышнего Аллаха. Она кормила собственного ребенка и еще получала за это вознаграждение».

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Египет - одна из тех стран, посещение которых позволяет увидеть воочию красоту древнего мира, сохраненную в великолепных произведениях архитектуры.

Древний Египет - начало зарождения современной цивилизации

Он относится к первым государствам, появившимся в мире в далеком прошлом (их было несколько - тех, сведения о которых сохранились до наших лет). Возникли они на территории Древнего Востока благодаря существовавшим там хорошим условиям для жизни (климат, наличие водоемов) в начале III тыс. до н. э. К ним относятся Двуречье, Египет, Индия и Китай.

Древний Египет (кратко рассмотрим историю этой страны) располагался в долине реки Нил. Только по его берегам и в пустынных оазисах была возможна жизнь. Всю остальную территорию древнего государства занимала пустыня. Она представала большую опасность для египтян - наступающие пески, с которыми приходилось бороться круглый год и отвоевывать земли, годные для посевов, иссушающий ветер, терзающий страну в апреле и мае... Но одновременно пустыня несла и благо: она способствовала формированию в долине реки влажного и умеренного климата, необходимого для успешного земледелия, и была естественной преградой от нападений со стороны других стран. Здесь, по берегам Нила, покрытого плодородным черноземом, и возникла великая цивилизация Египта, прекрасными произведениями искусства и величественными архитектурными сооружениями которой современный человек может любоваться и сейчас.

Великие правители - воплощение богов на земле

Они - избранники богов, посредники между небом и землей, непоколебимый центр страны. насчитывает более четырех тысяч лет, и все эти долгие века он был единым целым - государством, в котором время словно застыло.

Значение фараона выражалось в том, что с приходом к власти царя для страны начиналась новая эра и новый отсчет времени. Правитель, земное воплощение бога Хора (Гора), должен был ревностно следить за своим главным богатством, порученным ему богами - Египтом. Он искоренял насилие и зло, устанавливал справедливость, порядок и согласие.

Одной из главных обязанностей фараона было строительство домов для великих богов. Древние храмы Египта, построенные в огромном количестве, прославляли Осириса, Изиду, Ра и других божеств. Сам фараон являлся одновременно и верховным жрецом, который проводил религиозные обряды и церемонии. Считалось, что боги могут услышать только его. Поэтому древние храмы имели большое значение в жизни египтян.

Искусство

Время сохранило для нас лишь малую толику произведений искусства древних египтян. Огромное количество драгоценных предметов хоронили вместе с фараонами в пирамидах, но все найденные на сегодня усыпальницы царей были разграблены тысячелетия назад. Только открытие дало миру представление о великом мастерстве древних художников, гончаров и ювелиров.

Есть и то, с чем не смогло справиться даже время. Это древние храмы Египта и пирамиды. Конечно, прошедшие тысячелетия сильно сказались на их сохранности, и некоторые из архитектурных сооружений бесследно исчезли. Но и сохранившиеся древние храмы могут дать представление о жизни египтян и их религии. Благодаря тому, что стены сооружений покрывались фресками со сценами, прославляющими фараонов, и надписями, рассказывающими об их деяниях, мы теперь многое знаем о том времени.

Архитектура

Величественные Египта и монументальные пирамиды - основной образец зодчества строителей прошлого. Считается, что в этой стране началась история архитектуры. Из-за отсутствия лесов строительными материалами здесь были известняк, песчаник, гранит и кирпич-сырец. Камень шел на сооружение пирамид и храмовых комплексов, из кирпича возводили дворцы и крепости.

Особенность египетской архитектуры заключалась в том, что каменную кладку делали без использования сцепляющих растворов. Изнутри и снаружи стены храмов и колонн были украшены фресками, фигурками и надписями. Все они являлись символичными.

Увидеть труд древних зодчих можно воочию или на фото Египта. Храмы и пирамиды даже на изображениях поражают своей монументальностью, строгостью линий и величественным спокойствием.

Как возводились древние архитектурные сооружения

Пирамиды - одна из загадок истории, которую современный человек до сих пор не может решить. Собственно, все, что связано с ними - одна большая головоломка. Ученые до сих пор не уверены, что строились пирамиды как погребальные комплексы фараонов. Как именно они возводились, учитывая отсутствие какой-либо технологии обработки и доставки гигантских каменных блоков, - еще одна

О строительстве храмов известно намного больше. Их было три вида: скальные, полускальные и наземные. Последние возводились по определенному типу. Это были прямоугольники, окруженные высокими стенами. От Нила к храму обычно вела дорога, которую по обеим сторонам украшали статуи сфинксов. Сооружения не представляли собой законченную композицию, они возводились по принципу формосложения - здания пристраивались друг за другом.

Скальные храмы имели наружный фасад, все остальные помещения вырубались в горной породе. Полускальные комплексы частично строились на поверхности, а частично - в скалах.

Обязательным элементом храмов были колонны. В зале Карнакского храма их 134. Часто они изображали связки тростника.

Древние храмы Египта не имели окон. Они освещались за счет небольших проемов под самой кровлей.

Обязательной была облицовка стен храмового комплекса или обмазка с росписью красками.

Великая женщина-фараон и ее святилище

Одно из красивейших строений Египта - храм Хатшепсут - было возведено для великой правительницы, руководившей страной в эпоху Нового царства.

В истории этого древнего государства было всего несколько случаев, когда власть переходила в женские руки, и происходило это в кризисные моменты. Хатшепсут, чистокровная царица, дочь Тутмоса I, была верховной жрицей Амона, что в немалой степени помогло ей получить бразды правления Египтом. Она стала женой своего брата Тутмоса II и после смерти мужа от болезни руководила страной.

Царица известна как фараон-строитель. Во время ее правления (за 22 года) было возведено много храмов, обелисков, святилищ, восстановлены разрушенные завоевателями-гиксосами памятники.

Заупокойный храм Хатшепсут располагается на западе от Фив и относится к полускальному типу. В древности он носил название «Джесер Джесеру» - «Священнейший из священных», а именовать его в честь царицы Хатшепсут стали намного позже.

Строителем этого великолепного архитектурного комплекса был зодчий Сенмут, которому впоследствии великая женщина-фараон доверила воспитание своей дочери Нефруры. Храм построили в рекордно короткие сроки - за 9 лет. Он вырублен в скалах и кажется их естественным продолжением. Состоит из трех огромных террас, располагающихся одна над другой. Каждая имеет открытый двор и святилище. В древности дорога к первой террасе была обсажена мирровыми деревьями, специально завезенными для этого в Египет. Согласно традиции, дорогу украшали и ярко раскрашенные сфинксы.

Первозданная красота храма Хатшепсут утеряна. Он пострадал от времени и землетрясений. Но и сейчас великолепный памятник древности поражает своей строгостью линий и величием.

Древняя красота Луксора

Не только монументальностью и величием знаменитых пирамид может поразить Египет. Карнакский храм, посвященный богу Амону-Ра, является самым крупным архитектурным комплексом страны.

Расположен он на правом берегу Нила в небольшом селении Карнак в трех километрах от другого известного храма - Луксорского. С ним его соединяет длинная аллея, украшенная статуями сфинксов. В древности он назывался Ипет-Исут. Строился гигантский храмовый комплекс более тысячи лет.

Святилище возведено в честь но также включает храмы других египетских божеств - Хонсу, Птаха, Монту, Мут. Здесь находятся капеллы, многочисленные обелиски, статуи фараонов и священное озеро.

Центр Карнакского храма и его гордость - Большой колонный зал. Он был построен во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. В нем находятся 134 колонны, расположенные в 16 рядов. Самые большие из них имеют высоту 8-этажного дома.

Размеры храмового комплекса огромны. В нем располагаются более 30 храмов. Большая часть территории закрыта для туристов, поскольку здесь не прекращаются археологические раскопки и восстановление памятников древности. В настоящее время буквально по кусочкам воссоздается аллея сфинксов.

Святое место христианского мира на земле фараонов

Страна многих религий - так можно с полной уверенностью охарактеризовать Египет. Храм Екатерины - одна из почитаемых святынь христианского мира - находится на его территории. Строение существует уже 1600 лет. Храм был основан в IV столетии и укреплен по приказу византийского императора Юстиниана I в VI веке.

Храм Святой Екатерины в Египте построен у подножия где, по библейским преданиям, Моисей получил от бога, явившегося ему в пламени неопалимого куста, десять заповедей. Он назван по имени христианской просветительницы Екатерины, жившей в III веке, замученной и казненной за отказ от отречения от веры в Христа.

Храм Екатерины - это целый городок, включающий монастырь, храм и сотни других построек.

Абу-Симбел

На территории Египта можно увидеть множество великолепных храмов. Один из них интересен тем, что высечен в скале, и только фасад находится снаружи. Точнее, это два святилища семейной пары: фараона Рамсеса II и царицы Нефертари. Еще одно их предназначение - определять южную границу государства. Святилища знамениты своими гигантскими скульптурами, изображающих фараона и его жену.

Заключение

В древности египетские храмы были важной составляющей религиозной жизни великой страны. В наши дни их ценность состоит в том культурном наследии, которое они представляют. Памятники архитектуры дают возможность современному человеку прикоснуться к глубокой древности и позволяют узнать больше об истории Древнего Египта.