Идея о том что знание есть припоминание. Платон

философский учение платон государство

… Знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом… Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. ("Федон")

… если, узнав однажды, мы уже не забываем, то всякий раз мы должны рождаться, владея этим знанием, и хранить его до конца жизни. Ведь что такое знать? Приобрести знание и уже не терять его. А под забвением… мы понимаем утрату знания… Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда… "познавать" означает восстанавливать знание, уже тебе принадлежавшее. И, называя это "припоминанием", мы бы, пожалуй, употребили правильное слово. ("Федон")

Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше. Мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память. Они всякий раз, как увидят что-нибудь, подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой, а что это за состояние, они не знают, потому что недостаточно в нем разбираются. ("Федр")

Жил Платон в древнегреческом обществе. Он был философом и ученым и даже писателем. Жизнь Платона была посвящена учению, и познанию нового …… Философия Платона - объективный идеализм. У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и об языке, и об искусстве

Поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы "пробных систем" философии, то Платон создал "пробную систему" идеализма.

Философию Платон понимает как учение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи материальных предметов. Вечна человеческая душа и она вспоминает, в течение жизни, что с ней было ранее. Знание- припоминание(того что было раньше).

Учения о государстве…..Идеальным государством по мнению Платона является, когда тот, кто обладает знаниями должны править (философы). Дальнейшему отбору помогала система образования,благодаря новой системе образуется три социальных класса, составляющие основу государства. Этими классами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Идеи Платон называет “сущностями”; греческое слово сущность (ousia) образовано от глагола “быть” (eniai) (так же, кстати, как и аналогичные понятия русского языка “существовать”, “сущее”, “сущность”).

Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону, составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте.

Основа теории идей - гипостазирование, т.е. превращение в обособленную и самостоятельную реальность тех общих понятий, которыми оперирует человек, и тех грамматических форм - парадигм - которыми пользуется он, высказываясь об общем. “Наивная” теория идей строится по принципу: отдельные вещи постигаются с помощью чувств; значит и, для разумного познания должны существовать объекты, созерцаемые умом, точно так же, как мы здесь, на земле, воспринимаем вещи чувствами.

Основной тезис - источник прекрасного - “прекрасное как таковое”.

Но верен ли сам тезис? Нет! В окружающих нас вещах и процессах чувственного мира неразрывно связано единичное, особенное и всеобщее, и лишь посредством абстракции мы можем отделить их друг от друга. Нет прекрасного без прекрасной девушки, прекрасной кобылицы, прекрасного горшка, статуи и т.д. Но прекрасное не сводится ни к одному из этих предметов, и ни к одному особому - золоту, слоновой кости и прочему. “ ... Отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть(частичка, или сторона, или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д.” Вырванное из этой диалектической связи общее и становится “идеей”, существующей в особом “умном месте”.

Поэтому и познание можно объяснить, по Платону, лишь апеллируя к идее как “всеобщему”. На деле же, познание усматривает всеобщее в единичном и отдельном, устойчивое в текучем и нестабильном, закон- в многообразии явлений. Они связаны в человеческом уме с деятельностью абстрагирования, отвлечения от частного и особенного.

5.Почему познание есть припоминание?

Учение о том, что идеи суть специфические объекты усмотрения ума, пребывающие в особом, запредельном мире, дает ответ на вопрос о сущности познания. Оно представляет собой в идеале, не что иное как созерцание умом идей в этом особом “умном “ мире. А это подразумевает бессмертие души и ее способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела “там”. Правда, Платон знает, что познание как воспоминание (анамнесис) не так уж просто. Душа охотно “забывает” виденное в потустороннем мире, и для того, чтобы “вспомнить”, нужны подсказки знающего мудреца, либо достаточно сложные логические операции. Платон выводит утверждение, что “ поскольку и в то время, когда он уже человек, и тогда, когда он им еще не был, в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями, - не все ли время будет сведущей его душа?.. А если он приобрел их не в нынешней жизни, то разве не ясно, что они появились у него в какие-то иные времена, когда он выучился [всему] ?”(Менон, 86а)

Конечно, мы не согласимся с этим утверждением. Даже самый невежественный человек обладает теми элементарными знаниями и навыками мышления, которые и позволили бы ему сформулировать математические и иные научные положения, подсказываемые наводящими вопросами ученого собеседника. Таким образом, перед нами искусство педагога, с одной стороны, способности ученика как человека определенной культуры - с другой, но никак не “воспоминание”.

Онтология Платона.

Введя в онтологию понятие идеи, Платон разделил сущее на идеальное и материальное и, соответственно, сформулировал две точки зрения в философии: идеалистическую и материалистическую.

Онтология Платона:

Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.

Учение о двойственности мира:

Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек».

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного.

Предметы - это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна. (Вещь=идея + материя. Когда душа была в мире идей она всё знала, но когда попала в мир вещей она всё забыла, и задача её вспомнить)

Познание как припоминание.

Учение о припоминании (теория припоминания) - учение Платона в области эпистемологии (теории познания).

Платон считал, что истинное познание - это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание

Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к припоминанию.

Учение о государстве.

Создал проект идеального государства:

1. Государство основывается на разделение труда. Государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества.

2. Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили.

3. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем.

В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам. Форма правления- Аристократическая Республика.

(страница 2)

5.Почему познание есть припоминание?

Учение о том, что идеи суть специфические объекты усмотрения ума, пребывающие в особом, запредельном мире, дает ответ на вопрос о сущности познания. Оно представляет собой в идеале, не что иное как созерцание умом идей в этом особом “умном “ мире. А это подразумевает бессмертие души и ее способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела “там”. Правда, Платон знает, что познание как воспоминание (анамнесис) не так уж просто. Душа охотно “забывает” виденное в потустороннем мире, и для того, чтобы “вспомнить”, нужны подсказки знающего мудреца, либо достаточно сложные логические операции. Платон выводит утверждение, что “ поскольку и в то время, когда он уже человек, и тогда, когда он им еще не был, в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями, - не все ли время будет сведущей его душа? А если он приобрел их не в нынешней жизни, то разве не ясно, что они появились у него в какие-то иные времена, когда он выучился [всему] ?”(Менон, 86а)

Конечно, мы не согласимся с этим утверждением. Даже самый невежественный человек обладает теми элементарными знаниями и навыками мышления, которые и позволили бы ему сформулировать математические и иные научные положения, подсказываемые наводящими вопросами ученого собеседника. Таким образом, перед нами искусство педагога, с одной стороны, способности ученика как человека определенной культуры - с другой, но никак не “воспоминание”.

6.Что есть бытие и почему?

Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие у Платона предстает как множественное. Платон рассматривает бытие как идеальное, бестелесное образование - идею, выступая тем самым как родоначальник идеалистической линии в философии. Ведь, все что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественное себе, а следовательно, - в платоновском смысле не существуют (таковыми является тело и пространство, в котором все тела существуют). Существует же не только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру (существование у Платона - характеристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность, бессмертие). Мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто “бытие”, противостоит изменчивая и переходящая сфера чувственных вещей (“мир становления”) : здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не “есть”. “ .Нужно отвратиться всей душой от всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия.” Критикуя тех, кто “признает тела и бытие за одно и то же” Платон утверждает, что истинное бытие - “это некие умопостигаемые и бестелесные идеи”.

7.Что является предметом науки диалектики?

Исследование понятий- “идей”- приводит Платона к разработке методологии рационального мышления, получившей название “диалектики”, т.е. попросту логики, диалектику Платон понимал двояко. Во-первых, диалектиком он называет человека, который “умеет ставить вопросы и давать ответы”. Во-вторых диалектика понимается как умение обращаться с понятиями, различая их по видам и виды соединяя в родовые понятия. Эти две противоположно направленные логические операции и получили название, соответственно, “разделения” и “соединения”. Первая обеспечивает разъяснение понятия, позволяет выявить внутреннее членение его содержания и представляет, собственно, основание классификации. Вторая - средство восхождения к “идее”. т.е. образования понятий. По определению Платона, это “способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненное, чтобы давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения.

В этом смысле диалектика - это деятельность мышления. Но Платон понимает диалектику и шире, включая в нее кроме познания и рассуждения также и веру, и уподобление (аналогию). Два последних вида “вместе взятые, составляют мнение, оба первых - науку (подлинное знание).

ПЛАТОН (428/427-348/347 до н. э.)

I. Биография

В 428 г. до н.э. в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

В 408 г. до н.э. произошла встреча Сократа и Платона. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего

самосовершенствования.

В 399 - 389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э.

Платон посещает Сицилию, где знакомится с тираном Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.

Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее. В 367 - 353 гг. до н.э. Платон дважды посещает

Сицилию, находящуюся во власти "просвещенного" тирана Дионисия Младшего.

В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения, в день рождения Аполлона умирает Платон.

II. Основные работы

Мы являемся обладателями 23 подлинных диалогов Платона, одной речи под названием "Апология Сократа", 22 приписываемых Платону диалогов, 13 писем, многие из которых считаются подлинными.

К раннему периоду, начиная со смерти Сократа и заканчивая первой поездкой Платона в Сицилию, то есть с 399 года до 389-387 годов до н.э., относят: защитительную речь Сократа на суде, так называемую "Апологию Сократа",

"Критона", "Протагора", 1-ю книгу "Государства", "Лахета", "Лисия", "Парменида".

К переходному периоду, относят, написанные в 80-е годы, диалоги: "Ион", "Гиппий больший", "Гиппий меньший", "Горгий", "Менон", "Кратил", "Евтидем", "Менексен".

К зрелому период творчества, то есть к 70-60 годам IV века до н.э., диалоги: "Федон", "Пир", "Федр", "Теэтет", "Тимей", "Критий", "Парменид", "Софист", "Политик", "Филеб", "Государство" (2-10 книги).

Наконец к 50-ым годам относятся, написанные только в черновом виде и переписанные набело одним из ближайших учеников Платона, Филиппом Опунтским, - "Законы".

Основные философские принципы:

* Идея вещи есть смысл вещи.

* Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.

* Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичности, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.

* Идея вещи невещественна.

* Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным вкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализм как мировоззрение.

Общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единичного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения.

Гносеология Платона основана на его объективно-идеалистической онтологии и идеалистической психологии. В своей теории познания он выступает против материализма и сенсуализма.

Выступая против материалистического сенсуализма Демокрита, Протагора и других античных мыслителей, Платон отрицает роль чувственного познания как источника знания и противопоставляет теоретическое мышление чувственному восприятию. Идеалистически восприняв рационализм элеатов, противопоставлявших чувства , дающих лишь мнения, и разум , постигающий истинное знание неизменного бытия, Платон, всячески принижая роль чувственного восприятия, абсолютизировал рациональную ступень познания.

На основе различия двух миров - мира идей и мира чувственных вещей - Платон проводит различение родов знания. Противопоставляя друг другу чувственное восприятие и теоретическое мышление, он обосновывает положение о том, что ощущения не могут быть источником истинного знания, их область лишь мнение, истинное же знание - это сфера ума. Истинное познание есть постижение идей, оно доступно лишь разуму и совершается посредством понятий.

Согласно Платону, знание имеет своим предметом общие и подлинные сущности (идеи), мнение - чувственные вещи. К сфере теоретического мышления относятся идеи как предмет знания и числа как предмет размышления, а к области мнения - природные чувственные вещи и подражания им (произведения ремесел и искусства).

В диалоге «Теэтет» устами Сократа утверждается, что чувства не могут быть источником знания. Поэтому знание не есть ни ощущение, ни чувственное восприятие, ни правильное мнение.

Очевидно, что Платон - последовательный противник сенсуализма. Отрицая возможность апостериорного (послеопытного) знания, он допускает лишь априорное (доопытное) знание. Это возможно, потому что некогда, по мнению мыслителя, душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее, т.е. понятия, идеи, общее как таковое. Поэтому душа видела все, и вся реальность для нее доступна как по эту сторону мира, так и по другую. Она содержит знания в самой себе. Но эти знания требуют припоминания, так как, соединившись с телом, душа забывает то, что знала до того, как снизошла на Землю.

Теория припоминания составляет суть гносеологического учения Платона, основанного на тезисе «знание - это припоминание» . Познание - это «анамнез», т.е. некая форма воспоминания того, что душа некогда знала, а впоследствии забыла.

В диалоге «Менон» даны два пути припоминания: мифорелигиозный и диалектический.

Мифорелигиозный предполагает орфико-пифагорейскую направленность, высвечивающую путь пробуждения в душе забытого знания, нахождения его в ней: «ведь найти знания в самом себе - это и значит припомнить» 1 . Если это так, то всякий человек «найдет знания в самом себе» , в своей душе, которая познает и понимает, ибо «правда [истина] обо всем сущем живет у нас в душе» . Душа извлекает из своих глубин истину, которой владеет как своей сутью. Такое извлечение из себя и есть метод анамнеза (греч. anamnesis - припоминание, воспоминание).

Диалогический путь - это использование сократовской майевтики , помогающей рождению истины. В диалоге «Менон» мальчик-раб, не сведущий в геометрии, в результате наводящих вопросов Сократа, как бы припоминая, решает одну из теорем Пифагора. Пример с мальчиком-рабом, не знающим геометрии и справившимся с задачей, решение которой ему не было подсказано никем, еще раз подтверждает положение о том, что источник знания - душа человека. Тем самым посредством логического мышления, далекого от какого бы то ни было мифа, любой человек на основе аргументации способен извлечь из своей души истину, которой до сего времени не знал и которой его никто не учил.

Итак, рациональная ступень познания предшествует чувственной. Платон не согласен с положением о том, что понятия возникают из данных чувственного опыта путем обобщения этих данных. Его гносеология является одним из первых вариантов априорного знания, утверждающем тезис о том, что человеку свойственны до- опытные формы знания. В этом случае со всей определенностью можно констатировать факт открытия «априорного» в западной философии.

Учение о знании как о припоминании явилось исходным пунктом идеалистического априоризма в более поздних формах западноевропейской философии, в частности в учении немецкого философа И. Канта. Однако если термин «априори», означающий знание, изначально присущее сознанию, у Канта используется в субъективно-идеалистическом смысле, то у Платона - в объективноидеалистическом. Платоновский мир идей - абсолютная объективная реальность, которая посредством припоминания (анамнеза) становится предметом ума.

Идеи познаются посредством интуиции разума, независимой от чувственного восприятия окружающего мира. Вещи чувственного мира отражаются во мнениях, которые не дают достоверного знания. Математические феномены занимают промежуточное положение между знанием и мнением. На основе этого строится классификация познавательных способностей человека и различных видов знания.

В учении Платона можно различить четыре вида знаний.

  • (1) Знание идей, полученное душой до соединения с телом на Земле. Это истинное знание постижимо посредством припоминания (анамнезии).
  • (2) Знание числа, которое в определенной мере соотносится с истинным знанием. Это знание является предваряющим более глубокое постижение диалектики и знание идей.
  • (3) Знание вещественного мира, которое опирается на чувственное восприятие и воображение. Это мнимое знание, содержащее как истину, так и заблуждение.
  • (4) Знание материи, которое основано на некотором искусственном или ложном суждении (высказывании). Это знание непостижимо ни чувственным восприятием (материя неконкретна), ни разумом (материя - не идея).

Каждый вид знания соотносится с определенной формой бытия и реальности. Чувственному восприятию соответствуют две ступени познания: (1) прообразы и образы вещей (знание материи), (2) конкретные вещи (знание вещей). Рациональное осмысление соответствующих форм бытия предполагает также соотнесенные с ними две ступени познания: (1) математическое «размышление» (знание чисел), (2) постижение диалектики идей (знание идей).