Античный мыслитель признавший первичность мира идей. Тесты по истории философии - файл n1.doc

Иоганнес Брамс (1833 - 1897)

Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса — эта музыка, будет жить.

Г. Галь



В творчестве Иоганнеса Брамса сочетаются эмоциональная порывистость романтизма и стройность классицизма, обогащенные философской глубиной барокко и старинной полифонией строгого письма — «обобщается музыкальный опыт половины тысячелетия» (по Гейрингеру - венский исследователь творчества Брамса.


Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в музыкальной семье. Его отец прошел трудный путь от бродячего музыканта-ремесленника до контрабасиста филармонического оркестра Гамбурга . Он дал сыну первоначальные навыки игры на различных струнных и духовых инструментах, однако Иоганнеса больше привлекало фортепиано. Успехи в занятиях с Косселем (позднее — с известным педагогом Марксеном) позволили ему в 10 лет принять участие в камерном ансамбле, а в 15 — дать сольный концерт. С ранних лет Иоганнес помогал отцу содержать семью, играя на фортепиано в портовых кабачках, делая аранжировки для издателя Кранца, работая пианистом в оперном театре. До отъезда из Гамбурга (1853) в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Ременьи он был уже автором многочисленных сочинений в различных жанрах, большей частью уничтоженных. Из исполнявшихся в концертах народных напевов родились впоследствии знаменитые «Венгерские танцы» для фортепиано.


В четырнадцать лет Иоганнес окончил частное реальное училище. После окончания школы, наряду с продолжением музыкального образования, отец стал его привлекать для вечерней работы. Иоганнес Брамс был хрупким, часто страдал от головных болей. Долгое пребывание в душных, прокуренных помещениях и постоянное недосыпание из-за работы по ночам сказалось на его здоровье.





По рекомендации скрипача Иозефа Иоахи ма, Брамсу предоставилась возможность познакомиться 30 сентября 1853 с Робертом Шуманом. Шуман уговорил Иоганнеса Брамса исполнить что-либо из его сочинений и уже после нескольких тактов вскочил со словами: «Это должна слышать Клара! » Уже на следующий день среди записей в расходной книге Шумана появляется фраза: «В гостях был Брамс — гений ».


Клара Шуман так отметила первую встречу с Брамсом в своем дневнике: «Этот месяц принёс нам чудесное явление в лице двадцатилетнего композитора Брамса из Гамбурга. Это — истинный посланец Божий! По-настоящему трогательно видеть этого человека за фортепиано, наблюдать за его привлекательным юным лицом, которое озаряется во время игры, видеть его прекрасную руку, с большой легкостью справляющуюся с самыми трудными пассажами, и при этом слышать эти необыкновенные сочинения...»


Иоганнес Брамс был принят семьёй Шумана не только как ученик, но и как сын и жил у них до самой смерти Роберта Шумана в июле 1856. Брамс постоянно был рядом с Кларой Шуман и находился в плену обаяния выдающейся женщины. Он видел в Кларе - с упруге знаменитого Шумана , которого он безмерно уважал , матери шестерых детей, именитой пианистке, к тому же красивой и утончённой женщине - нечто возвышенное , вызывающее почтение .


После смерти Роберта Шума на Брамс перестал встречаться с Кларой Шуман. С 1857 по 1859 он был учителем музыки и хоровым дирижёром при дворе Детмольда, в котором смог найти желанный покой после отмеченных тревогой и беспокойством лет в Дюссельдорфе . Этому светлому, беззаботному настрою души Брамса мы обязаны оркестровыми серенадами Ре-мажор и Си-мажор.


«Гамбургский период» жизни Брамса начался триумфальным исполнением его фортепианного концерта ре-минор в марте 1859 . Годы, проведённые в Гамбурге, дали мощный толчок творчеству Брамса, во многом из-за того, что стало возможным при участии женского хора исполнить вещи, сочиненные в Детмольде. Уезжая позднее в Австрию, он вёз с собой большой музыкальный багаж: квартеты, трио Си-мажор, три фортепианные сонаты, а также множество скрипичных пьес. В сентябре 1862 Иоганнес Брамс впервые приехал в Вену. Его восторгу не было предела. Он писал: «...Я живу в десяти шагах от Пратера и могу выпить стаканчик вина в кабачке, где часто сиживал Бетховен». Сначала он показал знаменитому в то время пианисту Юлиусу Эпштайну квартет соль-минор . Восхищение было столь велико, что скрипач Йозеф Хельмесбергер, присутствовавший при первом исполнении, тотчас включил это произведение «наследника Бетховена» в программу своих концертов и 16 ноября исполнил его в концертном зале «Общества друзей музыки». Брамс с восторгом сообщал родителям, как тепло он был встречен в Вене.


Осенью 1863 Иоганнес Брамс получил место хормейстера Венской вокальной академии, которое он занимал всего один сезон, частично из-за интриг, частично из-за того, что Брамс предпочитал не связывать себя никакими обязательствами и быть свободным для творчества.





В июне 1864 Брамс снова уехал в Гамбург. Вскоре ему пришлось пережить её кончину мати. В трио Ми-мажор для валторн Иоганнес Брамс попытался выразить тоску и горечь утраты. В это же время он начинает «Немецкий реквием». Об истории его создания известно только, что «Немецкого реквиема» занимал композитора больше десяти лет и что Брамс, потрясённый трагической судьбой Шумана, вскоре после его смерти хотел сочинить траурную кантату. Смерть матери могла стать последним толчком к продолжению и завершению реквиема. Брамс закончил шестую часть реквиема в 1868 и написал на титульном листе: «В память о матери».


Первое исполнение ещё не завершённого сочинения 10 апреля 1868 состоялось в Бремене и потрясло слушателей. «Новая евангелистская церковная газета» после исполнения произведения 18 февраля 1869 в Лейпциге писала: «И если мы ожидали гения... то после этого реквиема Брамс действительно заслужил этот титул» .


Одной из величайших удач Иоганнеса Брамса явилось знакомство со знаменитым хирургом Теодором Биллротом, приглашённым в 1867 в Венский университет . Большой любитель музыки Биллрот стал Брамсу другом, критиком и покровителем.





В январе 1871 Иоганнес Брамс получил известие о тяжелой болезни отца . В начале февраля 1872 приехал он в Гамбург, а на следующий день отец скончался.


Осенью 1872 Брамс стал артистическим директором «Общества друзей музыки» в Вене. Работа в «Обществе» тяготила, он выдержал лишь три сезона. Затем Брамс снова переселился в Баварские горы, в Тутцинге под Мюнхеном появились оба скрипичные квартета до-минор, которые он посвятил Биллроту.


Финансовое положение Иоганнеса Брамса настолько укрепилось, что в 1875 он мог большую часть времени посвятить творчеству. Он завершил работу над квартетом до-минор, начатым ещё в доме Шумана. Кроме того, была закончена двадцатилетняя работа над Первой симфонией .


Летом 1877 в Пёртшахе на озере Вёртер Брамс написал Вторую симфонию. За симфонией в 1878 году последовали скрипичный концерт Ре-мажор и соната для скрипки Соль-мажор, которая получила название «Сонаты дождя». В этом же году Брамс стал почётным доктором университета в Бреслау, по случаю чего отпустил роскошную бороду, которая придавала ему солидность.





В 1880 Брамс отправился в Бад Ишл, думая, что там его меньше будут беспокоить туристы и охотники за автографами. Место было спокойным, что способствовало укреплению его здоровья. Тогда же началась дружба с Иоганном Штраусом. Брамс был очарован личностью и музыкой Штрауса. Летом следующего года Иоганнес переселился в Прессбаум, где завершил Второй фортепианный концерт, радостный характер которого напоминает о живописном ландшафте Венского леса.


Лето 1883 привело Иоганнеса Брамса на берега Рейна, в места, связанные с его юностью. В Висбадене он нашел уют и комфортную атмосферу, вдохновившую его на созданию Третьей симфонии.


Посл еднюю, Четвёртую симфонию Брамс сочинял в 1884-1885. Первое её исполнение 25 октября в Майнингене вызвало единодушное восхищение.


Четыре симфонии Иоганнеса Брамса отражают разные аспекты его мироощущения.


В Первой - прямой наследнице бетховенского симфонизма - острота вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном гимническом финале.


Вторую симфонию, истинно венскую (у ее истоков - Гайдн и Шуберт), можно было бы назвать "симфонией радости".





Третья - самая романтичная из всего цикла - проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед "вечной красой" природы, светлого и ясного утра.


Четвертая симфония - венец крупнейшего симфониста второй половины XIX века Иоганнеса Брамса - развивается "от элегии к трагедии" (по Соллертинскому) . Величие создаваемых Брамсом симфоний не исключает их глубокой лиричности.


Очень требовательный к себе, Брамс, боялся истощения творческой фантазии, думал о прекращении композиторской деятельности. Однако встреча весной 1891 с кларнетистом Мейнингенского оркестра Мюльфельдом побудила его к созданию Трио, Квинтета (1891), а затем и двух сонат (1894) с участием кларнета. Параллельно Брамс пишет 20 фортепианных пьес (ор. 116-119), ставших вместе с кларнетовыми ансамблями итогом творческих исканий композитора. Особенно это относится к Квинтету и к фортепианным интермеццо - "сердца горестным заметам", соединившим строгость и доверительность лирического высказывания, из ысканность и простоту письма, всепроникающую напевность интонаций.





Изданный в 1894 сборник "49 немецких народных песен" (для голоса с фортепиано) явился свидетельством постоянного внимания Иоганнеса Брамса к народной песне - его этичес кому и эстетическому идеалу. Обработками немецких народных песен Бр амс занимался в течение всей жизни, интересовался он и славянскими (чешскими, словацкими, сербскими) напевами, воссоздавал их характер в своих песнях на народные тексты. "Четыре строгих напева" для голоса с фортепиано (род сольной кантаты на тексты из Библии, 1895) и 11 хоральных органных прелюдий (1896) дополнили "духовное завещание" композитора обращением к жанрам и художественным средствам баховск

Современники Брамса, как, впрочем, и более поздние критики, считали композитора одновременно новатором и традиционалистом. Его музыка по своей структуре и композиционным приемам обнаруживала преемственность с произведениями Баха и Бетховена. Хотя современники находили произведения немецкого романтика слишком академичными, его мастерство и тот вклад, который он сделал в развитие музыкального искусства, вызывали восторг многих выдающихся композиторов последующих поколений. Тщательно продуманные и безупречно структурированные, работы Брамса стали отправной точкой и вдохновением для целого поколения композиторов. Однако за этой внешней щепетильностью и бескомпромиссностью скрывалась поистине романтическая натура великого композитора и музыканта.

Краткую биографию Иоганнеса Брамса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Брамса

Внешне биография Иоганнеса Брамса ничем не примечательна. Будущий гений музыкального искусства родился 7 мая 1833 года в одном из самых бедных кварталов Гамбурга в семье музыканта Иоганна Якоба Брамса и экономки доходного дома Кристианы Ниссен.


Отец семейства в свое время стал профессиональным музыкантом по классу струнных и духовых инструментов вопреки воле своих родителей. Возможно, именно опыт родительского непонимания заставил его внимательно отнестись к музыкальным способностям собственных сыновей – Фрица и Иоганнеса.

Несказанно радуясь таланту к музыке, рано проявившемуся в младшем сыне, отец представил Иоганнеса своему другу, пианисту Отто Фридриху Косселю, когда мальчику исполнилось всего лишь 7 лет. Обучая Иоганнеса технике игры на фортепиано, Коссель привил ему стремление познавать в музыке ее сущность.

Уже через три года обучения Иоганнес впервые в жизни сыграет на публике, исполнив квинтет Бетховена и фортепьянный концерт Моцарта . Заботясь о здоровье и таланте своего ученика, Коссель выступает против предложенных мальчику гастролей по Америке. Он представляет юного Иоганнеса лучшему учителю музыки в Гамбурге Эдварду Марксену. Услышав талантливую игру будущего композитора, Марксен предложил бесплатно заниматься его обучением. Это вполне удовлетворило оправданный в их бедственном положении денежный интерес родителей Иоганнеса и побудило отказаться от идеи с Америкой. Новый учитель Иоганнеса занимался с ним по классу фортепиано, особое внимание уделяя изучению музыки Баха и Бетховена, и был единственным, кто сразу поддержал его наклонности к сочинительству.


Вынужденный, как и его отец, зарабатывать на корку хлеба вечерней игрой в прокуренных помещениях портовых баров и таверн, Брамс в дневное время занимался с Эдвардом Марксеном. Такая нагрузка на незрелый организм Иоганнеса плохо отразилась на его и без того слабом здоровье.


Творческие знакомства

Его манера держаться выделяла Брамса среди сверстников. Он отличался не той вольностью поведения, присущей многим творческим натурам, напротив, юноша казался отстраненным от всего происходящего вокруг и всецело поглощенным внутренним созерцанием. Увлечение философией и литературой делало его еще более одиноким в кругу гамбургских знакомых. Брамс принимает решение уехать из родного города.

В последующие годы он знакомится со множеством выдающихся личностей в музыкальном мире того времени. Венгерский скрипач Эдуард Ременьи, 22-летний скрипач и личный концертмейстер короля Ганновера Иозеф Иоахим, Ференц Лист и, наконец, Роберт Шуман – эти люди один за другим появились в жизни молодого Иоганнеса всего лишь в течение одного года, и каждый из них сыграл важную роль в становлении композитора.

Иоахим стал близким другом Брамса до конца жизни. Именно по его рекомендации в 1853 году Иоганнес побывал в Дюссельдорфе, у Шумана . Услышав игру последнего, восторженный Брамс, не дожидаясь приглашения, исполнил перед ним несколько своих сочинений. Иоганнес стал желанным гостем в доме Роберта и Клары Шуманов, потрясенных Брамсом и как музыкантом, и как человеком. Две недели общения с творческой четой стали поворотным моментом в жизни молодого композитора. Шуман всячески старался поддержать друга, популяризируя его творчество в высших музыкальных кругах того времени.

Через несколько месяцев Иоганнес вернулся с Дюссельдорфа в Гамбург, помогая родителям и расширяя круг своих знакомств в доме Иоахима. Здесь он познакомился с Хансом фон Бюловом, известным пианистом и дирижером того времени. 1 марта 1854 года тот публично исполнил сочинение Брамса.

В июле 1856 года Шуман, долгое время страдавший от психического расстройства, умер. Переживание утраты глубоко уважаемого друга породило в душе Брамса желание высказаться в музыке: он начинает работу над знаменитым «Немецким реквиемом».

Нет пророка в своем отечестве

Брамс мечтал получить хорошее место в Гамбурге, чтобы жить и работать в родном городе, однако ему ничего не предлагали. Тогда, в 1862 году, он решил отправиться в Вену, надеясь своими успехами в музыкальной столице мира произвести впечатление на гамбургскую общественность и завоевать благосклонность к себе. В Вене он быстро получил всеобщее признание и был весьма доволен этим. Но о своей гамбургской мечте он не забывал никогда.

Позже он осознал, что не создан для долгой рутинной работы на административной должности, которая отвлекала его от творчества. И действительно, дольше трех лет он нигде не задерживался, будь то место руководителя Хоровой капеллы или главы Общества любителей музыки.


На склоне лет

В 1865 году к нему в Вену пришла весть о смерти матери, Брамс очень тяжело переживал утрату. Как истинно творческая натура он каждое эмоциональное потрясение переводил на язык нот. Смерть матери подтолкнула его к продолжению и завершению «Немецкого реквиема», ставшего впоследствии особым явлением европейской классики. На Пасху 1868 года он впервые представил свое творение в главном соборе Бремена, успех был ошеломителен.

В 1871 году Брамс снял квартиру в Вене, ставшую его относительно постоянным местом проживания до конца жизни. Нужно признать, что, ввиду своей возрастающей с годами эгоцентричности, Иоганнес Брамс обладал редким талантом отталкивать людей. В последние годы жизни он испортил отношения со многими новыми знакомыми, отдалился от старых. Даже близкий друг Иоахим разорвал было с ним все отношения. Брамс вступился за его жену, которую тот подозревал в измене, и это очень оскорбило ревнивого супруга.


Лето композитор любил проводить в курортных городах, находя там не только целебный воздух, но и вдохновение для новых произведений. Зимой же он давал концерты в Вене как исполнитель или как дирижер.

В последние годы Брамс все больше углублялся в себя, становился угрюм и мрачен. Он не писал теперь больших произведений, а как бы подводил итог своего творчества. Последний раз он появился на публике, исполняя свою Четвертую симфонию. Весной 1897 года Брамс умер, оставив миру бессмертные партитуры и Общество любителей музыки. В день похорон флаги на всех кораблях в Гамбургском порту были приспущены.


«…Поглотило стремленье безбрежное роковой беззаветной любви»

«Я мыслю только музыкой, и если так пойдет дальше,
превращусь в аккорд и исчезну в небесах».

Из письма И. Брамса Кларе Шуман.

В биографии Брамса есть тот факт, что летом 1847 года 14-летний Иоганнес отправляется на юго-восток Гамбурга поправить здоровье. Здесь он обучает игре на фортепьяно дочь Адольфа Гизманна. Именно с Лизхен начнется череда романтических увлечений в жизни композитора.

Клара Шуман занимала особое место в жизни Брамса. Впервые встретившись с этой удивительной женщиной в 1853 году, он пронес через всю жизнь светлые чувства к ней и глубокое почитание ее мужа. Дневники четы Шуманов были полны упоминаний о Брамсе.

Клара, мать шестерых детей, была старше Иоганнеса на 14 лет, но это не помешало ему влюбиться. Иоганнес восхищался ее мужем Робертом и обожал его детей, поэтому не могло быть и речи о романе между ними. Буря чувств и колебание между страстью к замужней женщине и уважением к ее мужу вылились в музыку к старинной шотландской балладе «Эдвард». Пройдя через множество испытаний, любовь Иоганнеса и Клары так и осталась платонической.

Перед смертью Шуман сильно страдал от психического расстройства. То, как Брамс в этот непростой для Клары период опекал ее и по-отцовски заботился о ее детях, было высшим проявлением Любви, на которую способен только человек с благородной душой. Он писал Кларе:

«Мне всегда хочется говорить Вам только о любви. Каждое слово, которое я Вам пишу, и которое не говорит о любви, заставляет меня раскаиваться. Вы научили меня и продолжаете ежедневно учить восхищаться и узнавать, что такое любовь, привязанность и преданность. Мне всегда хочется писать Вам как можно более трогательно о том, как искренне Вас люблю. Я могу только просить Вас поверить мне на слово…»

Чтобы утешить Клару, в 1854 он пишет для нее Вариации на тему Шумана.

Смерть Роберта, вопреки ожиданиям окружающих, не привела к новой стадии отношений Клары и Брамса. Он многие годы вел с ней переписку, всячески помогал ее детям и внукам. Позже дети Клары назовут Брамса одним из их числа.

Иоганнес пережил Клару ровно на год, как будто в подтверждение того, что эта женщина была для него источником жизни. Смерть любимой так потрясла композитора, что он сочинил Четвертую симфонию, одно из своих самых значительных произведений.

Впрочем, будучи самым сильным, это сердечное увлечение было не последним в жизни Брамса. Друзья пригласили маэстро провести лето 1858 года в Гёттингене. Там он встретился с очаровательной обладательницей редкого сопрано Агатой фон Сибольд. Будучи страстно влюбленным в эту женщину, Брамс с удовольствием писал для нее. Все были уверены в их скором браке, однако помолвка вскоре была расторгнута. После этого он писал Агате: «Я люблю Вас! Я должен увидеть Вас снова, но я неспособен носить оковы. Пожалуйста, напишите мне… могу ли я… приехать снова, чтобы заключить Вас в своих объятиях, поцеловать и сказать, что люблю Вас». Они больше никогда не виделись, и Брамс позже сознался, что Агата была его «последней любовью».

Через 6 лет, в 1864 году в Вене Брамс будет преподавать музыку баронессе Элизабет фон Штокхаузен. Красивая и одаренная девушка станет очередной страстью композитора, и снова эти отношения не дадут ростка.

В 50-летнем возрасте Брамс встретил Гермину Шпитц. Она обладала красивейшим сопрано и стала впоследствии главной исполнительницей его песен, особенно рапсодий. Вдохновившись новой увлеченностью, Брамс создал многие произведения, но роман с Герминой тоже длился недолго.

Уже в зрелом возрасте Брамс признает, что его сердце нераздельно принадлежало и всегда будет принадлежать его единственной Госпоже – Музыке. Творчество было для него организующим стержнем, вокруг которого вращалась его жизнь, и все, что отвлекало этого человека от создания музыкальных произведений, должно было быть исторгнуто из мыслей и сердца: будь то солидная должность или любимая женщина.



Интересные факты

  • Брамс превзошел сам себя в искусном владении приемами контрапункта. Самые сложные его формы становились естественными средствами выражения эмоций композитора.
  • Его первая симфония стала поистине эпическим произведением. Начав писать ее в 1854, он впервые исполнил произведение 22 года спустя, все это время занимаясь суровой правкой.
  • Так называемая Война романтиков была большей частью музыкальным спором между представителями радикального направления в музыке Вагнером и Листом с одной стороны и консерваторами Брамсом и Кларой Шуман с другой. Как следствие, современники воспринимали Брамса как безнадежно устаревшего, а между тем, он весьма популярен сегодня.
  • Ни одно другое произведение Брамс не писал так долго, как «Немецкий реквием». Он также стал самым длинным произведением композитора. Для его текста Брамс сам лично выбирал цитаты из лютеранской Библии. Надо отметить, что канонический реквием должен быть составлен из отрывков литургической мессы, но не в этом главная особенность текстовой составляющей произведения Брамса. Ни одна из выбранных цитат не содержит имени Иисуса Христа, что было сделано намеренно: в ответ на возражения Брамс говорил, что для большей универсальности и всеохватности текста может даже переименовать его в «Человеческий реквием».

  • Большинство произведений Брамса – краткие сочинения прикладного характера. Влиятельный американский критик Б. Хеггин утверждал, что Брамс особенно хорош в малых жанрах, к которым он отнес бы Венгерские танцы, Вальс для фортепьянного дуэта и Вальсы любви для вокального квартета и фортепьяно, а также некоторые из его многочисленных песен, особенно «Wiegenlied».
  • Основная тема в финале Первой симфонии является реминисценцией основной темы финала Девятой симфонии Бетховена. Когда один из критиков, заметив это, похвалился Брамсу своей наблюдательностью, тот ответил, что каждый осел мог бы это заметить.
  • В биографии Брамса отмечается, что в 57 лет композитор объявил о конце своей творческой карьеры. Однако после этого, будучи просто не в состоянии прекратить сочинять, он дал миру некоторые поистине неимоверно красивые сочинения: Сонату для кларнета, Трио и Квинтет.
  • В 1889 была сделана аудиозапись исполнения Брамсом одного из своих Венгерских танцев. Существует много споров по поводу того, чей голос слышен на пластинке, но то, что громоподобное исполнение принадлежит все-таки самому Брамсу, несомненно.


  • В 1868 Брамс написал широко известную, основанную на народном тексте «Колыбельную» («Wiegenlied»). Он сочинил ее специально ко дню рождения сына Берты Фабер, своей доброй знакомой.
  • Брамс был учителем музыки известного кинокомпозитора Макса Штайнера в его раннем детстве.
  • Его дом в небольшом городке Лихтенталь, Австрия, где Брамс работал над камерными произведениями среднего периода и многими из своих главных сочинений, включая «Немецкий реквием», сохранен и по сей день, являясь музеем.

Тяжелый характер

Иоганнес Брамс прославился своей мрачностью, пренебрежением всеми светскими нормами поведения и условностями. Он был довольно резок даже с близкими друзьями, утверждают, что однажды, покидая какое-то общество, он извинился, что не всех обидел.

Когда Брамс и его друг, скрипач Ременьи, заручившись рекомендательным письмом, приехали в Веймар к Ференцу Листу , королю музыкального мира Германии, Брамс остался равнодушен и к Листу, и к его творчеству. Маэстро был в негодовании.


Шуман стремился привлечь к Брамсу внимание музыкальной общественности. Он отправил композитора с рекомендательным письмом к издателям в Лейпциг, где тот исполнил две сонаты. Одну из них Брамс посвятил Кларе Шуман, вторую – Иоахиму. О своем покровителе он не написал на титульных листах …ни слова.

В 1869 году прибывшего в Вену Брамса с подачи завистливого Вагнера встретил шквал газетной критики. Именно плохими отношениями с Вагнером исследователи объясняют отсутствие в наследии Брамса опер: он не желал вторгаться на территорию коллеги. Согласно многим источникам, сам Брамс глубоко восхищался музыкой Вагнера, обнаруживая двойственное отношение только к Вагнеровской теории драматургических принципов.

Будучи крайне требовательным к себе и своему творчеству, Брамс уничтожил многие из своих ранних произведений, к числу которых принадлежали и сочинения, исполненные в свое время перед Шуманом. Усердие великого перфекциониста дошло до того, что по прошествии многих лет, в 1880 он обращается в письме к Элизе Гизманн с просьбой прислать рукописи его музыки для хора, чтобы он мог сжечь их.

Однажды композитор Германн Леви выразил мнение, что оперы Вагнера были лучше, чем Глюка. Брамс вышел из себя, заявив, что нельзя даже произносить этих двух имен вместе, и немедленно покинул собрание, даже не попрощавшись с хозяевами дома.

Все когда-нибудь случается впервые…

  • В 1847 Брамс впервые солировал, играя на фортепьяно «Фантазию» Сигизмунда Тальберга.
  • Его первый полный сольный концерт в 1848 состоял из исполнения Фуги Баха, а также работ Марксена и его современника, виртуоза Якоба Розенштайна. Состоявшийся концерт никак не выделил 16-летнего юношу среди местных и зарубежных исполнителей. Это утвердило Иоганнеса в мысли, что роль исполнителя – не его призвание, и побудило целеустремленно заняться сочинением музыкальных произведений.
  • Первое произведение Брамса – Соната fis-moll (опус 2) – было написано в 1852.
  • Впервые он издал свои сочинения под собственным именем в Лейпциге в 1853.
  • Схожесть произведений Брамса с поздним Бетховеном была замечена еще в 1853 году Альбертом Дьетрихом, о чем тот упомянул в письме Эрнсту Науманну.
  • Первая высокая должность в жизни Брамса: в 1857 году он был приглашен в Детмольдское королевство преподавать принцессе Фредерике игру на фортепиано, руководить придворным хором и, как пианист, выступать с концертами.
  • Премьера первого концерта для фортепьяно, состоявшаяся в Гамбурге 22 января 1859, была воспринята весьма холодно. А на втором концерте он был освистан. Брамс писал Иоахиму, что его игра была блестящим и решительным… провалом.
  • Осенью 1862 Брамс впервые посетил Вену, ставшую для него впоследствии второй Родиной.
  • Первая симфония Брамса увидела свет в 1876, однако начал он ее писать в начале 1860-х. Когда это произведение было впервые представлено в Вене, его тут же нарекли «Десятой симфонией Бетховена».

Источники вдохновения

Ременьи познакомил Брамса с цыганской народной музыкой в стиле чардаш. Ее мотивы позже легли в основу его самых популярных произведений, в том числе «Венгерских танцев ».

Совместное с Иоахимом творчество в Готтингене, где он записывал студенческие песенки, отобразилось и стало основой для его «Академической увертюры». В тот же период времени он написал свою амбициозную Первую сонату для фортепьяно.


Когда Брамсу стало известно о нервном срыве Шумана, он поспешил в Дюссельдорф, чтобы поддержать его семью. В это время он напишет свои ранние шедевры, включая Первое фортепианное трио.

Работая при дворе Детмольда, великий композитор отдыхал душой после тревожных лет, проведенных в Дюссельдорфе. Именно этот светлый душевный настрой передался написанным в Детмольде оркестровым серенадам Си-мажор и Ре-мажор.

Представленный перечень далеко не полный, а содержит лишь наиболее известные фильмы, в которых звучат отрывки из указанных произведений композитора.


Музыкальное произведение И. Брамса

Фильм

Год выпуска

Концерт для скрипки с оркестром в ре-мажор;

Квинтет для кларнета;

Первый концерт для фортепьяно;

Первая симфония

Абсолютная власть

2016

Четвертая симфония

Сотня

2016

Венгерский танец № 5;

Колыбельная

Кукла

2016

Третья симфония

Одиссея

Ликвидация

2016

2007

Колыбельная

Собачья жизнь

Я вижу, я вижу

Воровка книг

Гадкий я 2

Мой парень - псих

Хостел

Охотники за разумом

Шоу Трумана

2017

2014

2013

2013

2012

2005

2001

1998

Венгерский танец № 5

Сегодня я пойду домой один

Бумажный человек

2014

2009

2006

Первая симфония

Особо опасны

Гамлет

Бетмен

2012

2000

1992

Венгерский танец № 8

Бункер

2011

Реквием

Король говорит!

Когда Ницше плакал

2010

2007

Рапсодия для альта

Серая зона

2001

Трио в до-мажор

Пища любви

2002

Квартет для фортепьяно и струнного трио

Неверная

2000

Концерт для скрипки в ре-мажор

И будет кровь

2007

Фильмы о Брамсе и его творчестве


Среди фильмов, повествующих о жизни и творчестве И. Брамса, наиболее значимыми можно назвать:

  • Документальный фильм «Кто есть кто. Знаменитые композиторы: Брамс» (2014), США. Автор сценария, продюсер и режиссер М. Хоссик. Фильм продолжительностью в 25 минут расскажет о жизненном и творческом пути великого композитора, познакомит зрителей с местами, где он вырос, жил и работал.
  • Авторский цикл передач А. Варгафтика «Партитуры не горят» (2002-2010), Россия. Это история о «бородатом дядьке», его произведениях и малоизвестных подробностях личной жизни. Автор передач живо и интересно рассказывает о Брамсе, минуя академические штампы. В фильме звучит музыка композитора, показаны места, связанные с его жизнью.
  • Уникальный музыкально-документальный фильм «Шуман. Клара. Брамс» (2006), Германия. Авторы фильма больше внимания уделили судьбе и творческому пути Роберта и Клары Шуманов. Поскольку же на протяжении долгих лет их жизнь была тесно связана с Брамсом, фильм повествует и о нем. Это не просто рассказ о выдающемся трио, здесь присутствуют эпизоды великолепного исполнения их музыки Элен Гримо, Альбрехтом Майером, Трульсом Мерком и Анной Софи фон Оттер, кроме того, представленные музыканты делятся своим опытом познания Шуманов и Брамса, своим видением их непростых судеб.

Видео: смотреть фильм о Иоганнесе Брамсе

Сообщение о Иоганнес Брамс кратко расскажет много полезной информации о биографии немецкого композитора.

Иоганнес Брамс краткая биография

Иоганнес Брамс появился на свет в Гамбурге 7 мая 1833 года в семье контрабасиста. У мальчика очень рано проявился талант. Им занимался отец, а после известный композитор и пианист Э. Марксен.

Брамс в 1853 году вместе с Э. Ременьи (венгерским скрипачом) совершил концертное турне, в результате которого познакомился с композитором, педагогом и скрипачом Листом и Иоахимом. В этом же году он повстречался с Шуманом, который в журнале «Новый музыкальный журнал» назвал Брамса талантливым молодым музыкантом.

В 1862 году он переезжает в Вену и начинает руководить певческой Венской академией. Позже его пригласили на должность дирижера в Общество друзей музыки. Начиная с 70-х годов XIX века, композитор полностью посвятил себя творчеству, выступал как дирижер и пианист, много путешествовал. За это время Брамс написал «Немецкий реквием», «Венгерские танцы».

После смерти композитора Вагнера в 1883 году Иоганнес Брамс стал величайшим композитором своего времени, которого осыпали наградами и почестями. С 45 до 60 лет маэстро написал 4 симфонии, Второй фортепианный концерт, скрипичный концерт, больше 200 сольных песен, сделал 100 обработок народных песен, окончил «Четыре строгих напева».

Иоганнес Брамс долго болел. В конце жизни он работал над последним произведением – 11 хоральными прелюдиями для органа. Последний цикл имел название «Я мир покинуть должен». Его не стало 3 апреля 1897 года.

Иоганнес Брамс интересные факты

  • Немецкий композитор обожал чистить свою обувь. Он уверял, что в данный момент в его голове рождаются самые прерасные мелодии.
  • Родители Брамса — довольно странные, но вместе с тем счастливые муж и жена. На момент бракосочетания отцу композитора было 24 года, а вот матери Хенрике Христиане Ниссен было 40 лет. Она страдала хромотой, так как одна нога была немного короче другой и имела весьма болезненный вид. Несмотря на это родители Иоганнеса были счастливыми людьми. Они прожили вместе 40 лет в согласии и любви до самой смерти.
  • Любимая игрушка маленького композитора — оловянные солдатики. В детстве он часами выстраивал оловянную армию. Когда он стал взрослым, детское увлечение не перерос. Брамс продолжал играть в солдатиков.
  • Еще одна страсть Брамса – чтение. А читал он довольно много . Это было его отдыхом, развлечением и потребностью.
  • Лето любил проводить на курортах, не только поправляя свое здоровье, но и вдохновляясь для написания новых произведений. А зиму любил проводить в Вене, давая концерты в качестве дирижера или исполнителя.
  • В 57 лет композитор решил уйти из творческой карьеры.

В завершении работы над модулем по истории философии -1 Вы проходите модульное промежуточное тестирование. Материалы теста по модулям смотрите в приложении №4

Вопросы теста:

(древний мир и средние века).

1. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ»:

1) Пифагор

2) Демокрит

3) Аристотель

2. Последователи философской школы античности, утверждающие, что важнейшее умение философа – доказать то, что он считает выгодным и правильным:

2) пифагорейцы

3) перипатетики

4) софисты

3. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

1) Парменид

2) Гераклит

4. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

5. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы:

1) буддизм

2) брахманизм

4) даосизм

6. Первая философская школа Древней Греции:

1) платоновская

2) клиническая

3) милетская

4) элейская

7. Философ-софист:

1) Протагор

1) Демокрит

3) Протагор

4) Аристотель

9. Представитель средневековой философии:

1) Диоген Синопский

2) Марк Аврелий

3) Парменид

4) Фома Аквинский

10. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

1) человека

2) природы

11. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической системой доказательств:

1) схоластика

2) номинализм

3) патристика

4) мистика

12. Представитель номинализма в средневековой философии:

1) Фома Аквинский

3) П. Абеляр

4) Тертуллиан

13. «Сколько людей, столько и мнений» считали:

1) милетцы

2) софисты

14. Положение «Все течет и ничто не останавливается» принадлежит:

1) Пармениду

2) Пифагору

3) Гераклиту

4) Платону

15. Естественный путь вещей в древнекитайской философии называется:

16. Что считал первоначалом мира Пифагор?

2) материю

17. Какой философ отрицал наличие движения в мире:

1) Аристотель

2) Парменид

18. Философия Сократа является по преимуществу:

1) космологией

2) гносеологией

3) эсхатологией



4) антропологией

19. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума» - это позиция:

1) номинализма

2) реализма

3) материализма

4) софистики

20. Фома Аквинский во многом заимствовал воззрения античного мыслителя:

1) Сократа

2) Эпикура

3) Парменида

4) Аристотеля

21. Утверждение, что универсалии существуют до вещей, а все вещи производные от них сущности, принадлежит:

1) номинализму

2) материализму

3) реализму

4) марксизму

22. Кому принадлежит мысль, что высший и невидимый мир идей порождает низший и воспринимаемый нами мир вещей?

1) Аристотель

2) Платону

3) Гераклиту

4) Демокриту

23. Кому принадлежит мысль, что все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами?

1) Платону

2) Пармениду

3) Гераклиту

4) Аристотелю

24. Кто из античных философов стал непререкаемым авторитетом в духовной жизни средневековья?

2) Аристотель

4) Пифагор

25. Когда впервые появляется линейное понимание истории?

1) в середине века

2) в античную эпоху

3) в эпоху Просвещения

4) в XIХ веке

26. Кому из античных философов принадлежит мысль, что познание – это припоминание душой высшего, невидимого мира идей?

1) Аристотелю

2) Пармениду

3) Платону

4) Гераклиту

27. Кому принадлежит высказывание «Я знаю, что ничего не знаю»?

1) Аристотелю

2) Платону

3) Гераклиту

4) Сократу

28. Кто из античных философов первым разработал модель идеального государства?

1) Аристотель

2) Демокрит

29. В какой период всемирной истории помещает К. Ясперс так называемое осевое время:

1) первое тысячелетие до н.э.

2) Средние века

3) Новое время

4) эпохи первобытности

30. В философии какой страны в древности было особенно распространено учение о непричинении зла живому существу?

31. Как называется древнекитайское философское учение, выступавшее за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы?

1) конфуцианство

3) джайнизм

32. Кто из древневосточных мыслителей разработал концепцию «благородного мужа»?

2) Лао-цзы

3) Конфуций

4) Экклезиаст

33. Как называется в древнекитайской философии универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира?

34. Как называется в древнеиндийской философии учение о вечности и неуничтожимости души?

3) сансара

35. Эпоха Возрождения – это эпоха:

а) борьбы со Средневековьем

б) возобновления и продолжения развития идей Античности +

в) исторического движения к созданию идеалов

г) неизбежности соперничества художественной деятельности

36. Возрождение несет в себе следующие черты:

а) психологизм

б) скептицизм

в) гедонизм

г) гуманизм

37. К центральным идеям Возрождения относят:

а) антропоценризм

б) космоцентризм

в) силу права

г) плюрализм

38. Возрождение включает в себя разные направления (исключить один):

а) натуралистический

б) художественно-гуманистический

в) социально-политический

г) умозрительный

39. Центральной идеей философии Возрождения становится:

а) природа

б) познавательная деятельность

в) политическое устройство

г) человек

40. Для Возрождения характерно развитие (одно исключить) :

а) естественных наук

б) гуманитарных наук

в) искусств

г) политической деятельности

41. К известным деятелям эпохи Возрождения относят (два выбора):

а) Декарта

б) Коперника

в) Макиавелли

42. Эпоха философии Нового времени – это:

43. К классическим направлениям философии Нового времени относят:

а) скептицизм-догматизм

б) эмпиризм-рационализм

в) интуитивизм-онтологизм

г) гносеологизм-агностицизм

44. Высказывание « мыслю - следовательно существую» принадлежит:

а) Л.да Винчи

б) Аристотелю

в) Декарту

г) Спинозе

а) ясность, полнота, сомнение, деление вопросов на части +

б) очевидность, точность, доступность, правильность

в) сомнение, вера, проблемность, четкость

г) доверие, ясность, проблемность, деление до простых вопросов

46. По своему философскому мировоззрению Р.Декарт:

а) монист

б) дуалист

в) идеалист

г) материалист

а) рационализма

б) агностицизма

в) эмпиризма

г) интуитивизма

48. Ф.Бэкон опирается на следующий метод познания:

а) дедукцию

б) синтез

в) индукцию

г) экстраполяцию

49. Ф.Бэкон говорит о разных препятствиях познания:

а) идолах рода, пещеры, рынка, театра

б) идолах доверия, коммуникации, власти, Я-человека

в) идолах стереотипов, незнания, упрощения, страхе неполноты

г) идолах разума, чувства, отношений, впечатлений

50. Ф.Бэкон – сторонник следующей познавательной традиции:

а) рационализма

б) эмпиризма

в) сенсуализма

г) скептицизма

51. Ф.Бэкон говорит о трех путях познания (один исключить):

б) муравья

г) червяка

52. Рационализм не представлен в идеях (учениях):

б) Спинозы

в) Лейбница

г) Декарта

53. Спиноза в своем труде «Этика» развивает идеи:

а) свободы воли

б) свободы и необходимости

в) причины и следствия

г) самоуверенности и принуждения

54. Эмпиризм развивают (одно исключить):

а) Аристотель

б) Ф.Бэкон

в) Т.Гоббс

г) Дж.Локк

55. В философии 17-18 веков появляется «идея общественного договора»:

а) общество подчиняется всем

б) общество создает разные социальные структуры

в) общество разделено по деятельности

г) общество на базе согласия создает институты власти, управления

56. Идеи эпохи Просвещения связаны с:

а) накоплением знания

б) распространением знания

в) организацией трансляции знания

г) пониманием роли знания в прогрессе общества

57. Эпоха Просвещения складывается под влиянием таких философов как:

а) Т.Кампанелла

б) Ж.Руссо

в) Вольтер

г) Гердер

58. В 18 веке складывается школа философов-энциклопедистов к ним отно

в) Гольбах

г) Сен-Симон

59. И.Кант пишет известные работы – это (сделать три выбора):

а) Критика чистого разума

б) Критика практического разума

в) Критика способности суждений

г) Критика человеческих заблуждений

60. И.Кант исследует (сделать два выбора):

а) природу эмпирического познания

б) природу рационального познания

в) природу единичного познания

г) природу вероятностного познания

61. Для Канта важными границами познания являются (сделать два выбора):

а) единичное

б) обобщенное

в) априорное

г) апостериорное

62. Человек, по Канту, живет подчиняясь нравственным законам (максимам) (два выбора):

а) поступай разумно

б) поступай честно

в) поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

г) поступай так, чтобы человек был только целью, но не средством

63. Кант утверждает, что явления можно:

а) познавать

б) помыслить

в) назвать

г) почувствовать

64.Условия и возможности человеческого познания по Канту определяются:

а) чувствами

б) разумом

в) желаниями

65. «Вещи в себе» у Канта не познаваемы так как:

а) они материальны

б) они идеальны

в) они есть данность явлений

г) они есть граница наших способностей познавать

66. Кант придерживается позиции:

а) скептицизма

б) агностицизма

в) логицизма

г) познаваемости

67.Гегель считается основателем:

а) метафизики

б) идеализма

в) диалектики

г) историзма

68. В основе философской системы Гегеля лежит:

а) развитие человека

б) развитие природы

в) развитие идеи

г) развитие общества

69. Фейербах создает свою философскую концепцию, которая характеризуется как:

а) развитый материализм

б) сенсуалистический материализм

в) критический материализм

г) антропологический материализм

70.Фейербах критикует философию:

а) Платона

б) Гегеля

в) Лейбница

г) Аристотеля

71. Философия Фейербаха носит (два выбора):

а) антирелигиозный характер

б) антисенсуалистический характер

в) антинатуралистический характер

г) антисоциальный характер

72. Основные идеи диалектического материализма разрабатывают:

а) Платон-Аристотель

б) Декарт-Гоббс

в) Дидро-Гольбах

г) Маркс-Энгельс

73. Сознание в философии марксизма – это результат (три выбора) :

а) развития мозга

б) развития форм деятельности

в) развития индивидуального отношения к миру

г) развития социального отношения к миру

74. В философии марксизма разрабатываются законы (три выбора):

а) единства и борьбы противоположностей

б) перехода количества в качество

в) отрицания отрицания

г) движения явлений, объектов

75. Социальная часть философии марксизма есть:

а) социальный позитивизм

б) социальный динамизм

в) исторический материализм

г) историческая механика

76. В философии 19 века развиваются следующие направления (два выбора) :

а) атомизм

б) иррационализм

в) объективизм

г) волюнтаризм

77. Русская философия тесно связана с чертами менталитета:

а) рациональностью

б) эмоциональностью

в) повседневностью

г) ценностями

а) географическое положение

б) экономика

в) политика

г) религия

79. К славянофилам относятся такие отечественные философы (два выбора):

а) Киреев

б) Ломоносов

в) Аксаков

г) Бакунин

80. Русская философия 19-20 века несла в себе идеи (два выбора):

а) космизма

б) биологизма

в) атеизма

г) религиозности

81. К представителям западников относят (два выбора):

а) Кропоткина

б) Чаадаева

в) Соловьева

г) Чернышевского

82. В.Соловьев в своем философском учении развивает идеи:

а) антропологизма

б) атеизма

в) всеединства

г) духовности

83. В.Соловьев в своем учении опирается на принципы:

а) прагматизма

б) разумности

в) триадности

г) критичности

84. В.Соловьев использует триаду в виде объединения (два выбора):

а) фактов, обобщений, истины

б) эмпирии, разумности, веры

в) чувственности, рациональности, сверхчувственности

г) аскетизма, альтруизма, высшего добра

85. Ф.Достоевский и Л.Толстой в своих работах обращают внимание на проблемы:

а) чувства

б) разума

в) совести

г) общественного прогресса

86. Ф.Достоевский поднимает вопросы (два выбора):

а) совести и долга

б) свободы и ответственности

в) разумности и безверия

г) честности и лжи

87. Отечественная философия ориентирована на:

а) идею разумности

б) идею соборности

г) идею благополучия

д) идею неотвратимости

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 5

Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к

реальному бытию вещей:


b. Аристотель

d. Демокрит

e. Гераклит


2. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:


a. Пифагора

c. Сократа

d. Аристотеля

e. Анаксимандра


3. Платоновское "кажущееся бытие" означает:


d. Мировую душу

e. Чувственно воспринимаемые вещи


a. Сократа

b. Пифагора

c. Платона

d. Аристотель

e. Эпикура


5. Вера противопоставлялась в средневековье …


a. Желанию

c. Чувству

d. Эмоциям


6. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …


a. Человека

b. Природы

c. Космоса


7. Основой агностицизма Юма является: … скептицизм

8. Самый совершенный путь познания, по мнению Ф. Бэкона:


a. «Путь паука»

b. «Путь пчелы»

c. «Путь муравья»

d. Божественный путь

e. Путь самопознания


9. Создатель и систематизатор диалектики как философского метода:


d. Спиноза


a. Врожденные идеи,

b. продукты разума,

c. доопытные знания,

d. чувственные восприятия.


11. Способ существования материи:


a. Движение.

b. Пространство.

d. Взаимообусловленность.

e. Причинность.


12. Классификацию основных форм движения произвел:


b. Декарт.

c. Лейбниц.

d. Фейербах.

e. Энгельс.


13. К рациональному познанию относятся:


a. Понятие;

b. восприятие;

c. суждение;

d. умозаключение;

e. Представление.


14. Недостаток сенсуализма и рационализма состоит в:


a. метафизичности.

b. диалектичности.

c. односторонности;

d. неадекватности отражения;


15. Язык является:

a. Самостоятельным по отношению к мысли;

b. Определяющим мысль и ее содержание;

c. формой выражения идеального.

16. Гилозоизм – это…

a. Признание человеческого сознания,

b. наделение всей природы сознанием,

c. признание одухотворенности живой природы.


c. Дж. Гэбрейт;

d. Масуда;

e. Тоффлер.


18. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:


a. мироощущение

b. мировосприятие

c. миропонимание

d. моральные установки

e. религиозные позиции


19. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:


a. пантеизм

b. деизм

c. дуализм

d. атеизм

e. монотеизм


20. Атрибутами материи считаются:


a. вкус

b. пространство

c. цвет

d. форма

e. время

Проблемные вопросы

Человек и общество в философии Просвещения.

С одной стороны, человек предстает, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, философы предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ. Носителем разумного и правового начала является не отдельный индивид, а именно "человек вообще", идеальный представитель рода, впоследствии получивший у Канта имя "трансцендентального субъекта".

Т. Гоббс («Левиафан») делит философию государства на две части: этику (учение о человеке) и политику (учение о гражданине). Человека от животных отличает ум и жизнь в государстве. До возникновения государства, в «естественном состоянии» люди и жили в одиночку. Поэтому здесь не было нравственных норм, у всех были равные права на все. При равенстве прав все одинаково претендовали на источники существования, и поэтому возникает «война всех против всех ». У людей возникает страх смерти, и тогда они решают отказаться от части своих естественных прав ради мира и передать их отдельному лицу или собранию лиц. Так возникает государство . Его власть является абсолютной, а повиновение граждан должно быть безусловным. Выделяются три формы правления : монархия, республика (представители всех сословий), аристократия (одного сословия). Наилучшей формой государства, по мнению философа, является монархия, ибо только она способна устранить все беспорядки в обществе. Правитель-монарх обязан постоянно заботиться о духовном и материальном возвышении поданных, о развитии экономики, поднятии уровня морали.

Спиноза считает, что для общества нужно государство. Оно ограничивает агрессию людей, еще не способных руководствоваться разумом, и создает условия для просвещения всех. Поскольку люди станут жить под руководством разума, они будут делать лишь то, что хорошо для человеческой природы в целом. Таким образом, они будут подниматься к благоденствию каждого и всех.

Локк разработал принципы естественного права . К неотчуждаемым правам человека принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Локк убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Учение Д. Локка о природе общества и государства разработана в контексте теории происхождения государства и власти. Государство возникает из естественного состояния по договору людей. В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны. Поэтому законом природы является требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни другого. Отсюда для каждого равные права на два вида власти: делать все необходимое для сохранения себя и других, наказывать за преступление против этого закона. В естественном состоянии в одиночку выполнять свои обязанности и реализовывать власть трудно. И люди объединяются в общество. Это значит, что все решаются подчиняться воле большинства. Эту волю представляет законодательная власть, которая должна быть высшей в обществе. Законодательная власть назначает исполнительную власть и беспристрастных судей. Все ветви власти подчиняются законам. Цель правительства – защита естественных прав гражданина. Народ имеет право сменить правительство => конституционная парламентская монархия.