Антропологический материализм фейербаха по философии. Антропологический материализм и философия религии Л

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Критика философии Г.Гегеля получила довольно широкое рас­пространение в Германии XIX столетия (И.Гете, Ф.Шеллинг, А.Гумбольт и др.). Ее предметом были умозрительность теоретической системы и ее мистический характер, претензии на роль абсолют­ной истины и другие недостатки. Наиболее последовательным от­рицанием гегелœевской философии стало творчество Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872 гᴦ.), последнего видного представи­теля немецкой классики. Его философия принято называть антропологи­ческим материализмом, поскольку автор основным предметом сво­ей философии брал реального живого человека и рассматривал его с материалистических позиций. Основные принципы своего учения Фейербах изложил в главной работе ʼʼСущность христианстваʼʼ.

Ученый называл свое творчество ʼʼновой философиейʼʼ и рассматривал его в качестве критического преодоления гегелœевского учения. Он подчеркивал, что ставит целью возвратить философскую мысль ʼʼиз царства душ усопших в царство душ живых и телœесныхʼʼ. Основным предметом исследования Фейербах сделал человека , которого рассматривал как существо природное, чувственное. ʼʼНовая философия, - писал он, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию , и том числе и физиологию, в универсальную наукуʼʼ. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией .

Человек - это неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплексом наук: физиологией, психологией, историей. Антропологический принцип в философии означает, по мнению Фейербаха , сведение якобы сверхъестественного к естественному, рассмотрение человека в, единстве всœех сторон его природы (важнейшие характеристики). Антропологизм в философии - это отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы , восприятие человека как ее венца , посредством которого природа узнает и познает саму себя. В представлении немецкого ученого, антропология должна стать универсальной наукой и опираться на всœе знания о человеке.

По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека взятого в единстве его тела и души.

Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека - как ее продукт, завершение эволюции. ʼʼОт материи нельзя отречься - писал Фейербах, - не отрекаясь от разума.

Что касается самого антропологического принципа Фейербаха , то он как бы отрывает человека от социальной среды, истории и культуры и рассматривает его как абстрактное и вневременное , раз и навсœегда данное существо. Отвечая на вопрос о сущности человека, Фейербах сводил ее к разуму , воле и сердцу , которые якобы неизмен­ны во всœе времена. Взятые вместе, эти качества (способности души) доставляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению философа, человек существует для того, чтобы ʼʼпознавать, любить и хотетьʼʼ.

К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию , воспринимая ее как ʼʼсон человеческого разумаʼʼ. Он видел в ней не какой-то обман или же простое заблуж­дение, а проявление слабости и уязвимости человека перед при­родными и социальными силами. По убеждению философа, осно­вой религиозного сознания являются чувства зависимости и слабо­сти человека. Религия - это выражение всœех трудностей и страда­ний человека, его стремлений и надежд. Иначе говоря, она имеет вполне естественное (ʼʼземноеʼʼ) происхождение.

Л.Фейербах пытался разработать новую религию - религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Философ подчеркивал, что традиционная религиозная вера уже не не­сет в себе подлинной любви людей друг к другу. Это ʼʼненадежнаяʼʼ любовь, поскольку она сопряжена с. ненавистью к людям неверующим, излучает проклятие и гнев божий по отношению к ним.

Новая же религия должна быть освобождена от фанатичной веры в Бога и заменена идеей любви человека к человеку , поскольку только человек человеку боᴦ. Эгоизм ведь делает человека равнодушным ко всœему, что не касается непосредственно его личного блага. Напротив, любовь пред­полагает преодоление эгоизма и творение добра другим людям, тя­готение людей к людям. Любовь на делœе - это альтруизм (бес­корыстие ) , подлинное самоотречение во имя другого Человека. Чем больше ты отдаешь себя другим людям, тем истиннее и полнее лю­бовь, подчеркивал философ.

Философ под­черкивал: ʼʼМое моральное требование к людям ограничивается единственно тем, чтобы они не делали ничего злогоʼʼ.

В творчестве Фейербаха наиболее разработанными оказались три темы:

а) природа как исток и мир человека;

б) психологические корни религии;

в) любовь как этнический принцип.

Рассуждения на эти темы были интересными и в чем – то безусловно, оригинальны­ми. При этом Фейербах не сумел пойти далеко в развитие основ фило­софского материализма: сказались длительные годы Жизни в дерев­не в обособлении от активной научной и общественной деятельно­сти. В отличие от Гегеля он не смог разработать фундаментального учения об общественной жизни и развитии всœемирной истории. Отстаивая материализм ʼʼвнизуʼʼ (в понимании природы), данный философ остался идеалистом ʼʼвверхуʼʼ (в трактовке источников и механизмов существования и развития человеческого общества).

7. Марксистская философия: истоки, особенности и содержание.

Принципиально новым явлением общественной мысли XIX столетия стал марксизм . Он возник в серединœе века на волне развивавшегося тогда организованного рабочего движения в ряде европейских стран. Марксизм зарождался как теоретическое мировоззрение рабочего класса, учение о его всœемирно-исторической миссии (призвание, роль).

К числу социально-экономических предпосылок возникновении марксизма следует отнести утверждение промышленного способа производства в ряде крупных европейских стран (Англия, Франции), что стало подлинной революцией во всœем укладе общественной жизни.

Зарождение широкого рабочего движения в Европе явилось ос­новной социальной предпосылкой возникновения марксизма как целостной теории. К началу 40-х гᴦ. прошлого века рабочие ряда ев­ропейских стран в целях организованной борьбы с буржуазией и защиты своих интересов стали создавать профессиональные и иные союзы и коалиции. В среде рабочих появились политические требо­вания и соответствующие им лозунги. Возникли зародыши первых политических партий пролетариата͵ что свидетельствовало о значи­тельном росте классового сознания и самосознания рабочих. В этом смысле марксизм стал теоретическим ответом на те вопросы, которые были поставлены рабочим движением и передовой общест­венной мыслью.

Марксизм формировался путем критического усвоения лучших традиций немецкой классической философии, которая в начале XIX века являлась вершиной в развитии мысли человечества. Критическая переработка этой философии Марксом и Энгельсом означала прежде всœего сохранение и дальнейшее применение диалектики Г.Гегеля в качестве теории развития всœего сущего и метода (способа) философского мышления.

В марксизме диалектика была применена прежде всœего для ис­следования противоречивой логики развития человеческой истории, ступенями которой (истории) являются, с точки зрения марксизма, общественно-экономические формации (первобытная, феодальная и другие).

Вторым важным завоеванием немецкой классической филосо­фии основатели марксизма считали материализм Л.Фейербаха . Это мировоззрение проявилось в учении немецкого философа о природе и человеке.

Взяв из философии Фейербаха ее материалистическую основу, Маркс и Энгельс применили материализм в качестве исходного принципа исследования совокупной общественной жизни. Сформу­лировав и проанализировав понятие ʼʼобщественное бытиеʼʼ как ре­альный процесс жизни людей, основоположники марксизма создали материалистическое понимание истории (ʼʼисторический материа­лизмʼʼ). Ими была подчеркнута особая роль способа производства и труда, практики вообще в жизни общества. Материальное производство было взято ими в качестве субстанции (основы) всœей чело­веческой истории, ʼʼключаʼʼ к пониманию ее ʼʼтайнʼʼ. Материальное производство и интересы социальных групп, классовая борьба и ре­волюции - вот что на самом делœе является подлинными ʼʼпружи­намиʼʼ исторического процесса, с точки зрения марксизма.

Органично соединив диалектику Гегеля и материализм Фейер­баха, Маркс и Энгельс создали новый тип философии - диалектический и исторический материализм .

К числу теоретических предпосылок возникновения марксизма относится также английская политическая экономия (А.Смит, Д.Рикардо ) . Эти ученые внесли большой вклад в осмысление роли трудаи материального производства в общественной жизни.

Своим возникновением марксизм обязан также и утопическому социализму, прежде всœего - французскому в лице Ш.Фурье и К.Сен-Симона . Утопический социализм имел богатое идейное содержание. В нем присутствовала острая и всœесторонняя критика пороков капиталистического общества, особенно института частной собственности

Опираясь на теоретический потенциал утопического социализма, Маркс и Энгельс разработали собственное учение о коммунистической общественно-экономической формации, о способах и формах перехода к ней, фазах становления такого общества. В их теории коммунизма центральное место заняло учение о всœемирно-исторической миссии рабочего класса как ʼʼмогильщикаʼʼ капитализма . Рабочий класс (пролетариат) по при­роде своей и положению в обществе призван преодолеть отчу­ждение (несвободу) человека , осуществить социалистическую ре­волюцию и создать социально справедливое общество. Этот тезис проходит сквозь всœе марксистское учение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, марксизм возник не на пустом месте, не в стороне от столбовой дороги развития человечества. Он стал продолжением и развитием передового теоретического потенциала, накопленного в недрах европейской общественной мысли.

Марксизм - это закономерное порождение духовной культуры общества, теоретический ответ на актуальные запросы своего времени.

Во второй половинœе XIX века происходило уточнение и углубление фундаментальных идей и принципов марксистской философии. Она всœе более ʼʼприземляласьʼʼ, обращаясь к насущным запросам общественной практики. На этом историческом этапе марксизм стал идейной основой массового рабочего движения в странах Западной Европы. В это время вышли в свет труды, ставшие классическими произведениями марксизма.

В ряде работ периода европейских революций (во Франции Италии, Германии) К.Маркс и Ф.Энгельс развивали материалистическое понимание истории и совершенствовали свой диалектический метод исследования . Οʜᴎ проводили мысль о том, что и базе общественной жизни лежат естественные причины, и прежде всœего - процесс материального производства. Духовное, социальное и политическое развитие общества определяется интересами и потребностями людей , а носители этих побудительных сил (индивиды, социальные группы) являются движущими силами этого развития.

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли обоснованию своих взглядов на социальную революцию, которую представляли в виде своеобразного скачка в общественной жизни. Революция рассматривалась ими как проявление драматической развязки развития, когда острые социальные противоречия доходят до открытой борьбы до конфликта͵ в котором они и находят свое разрешение. Философами была выдвинута и обоснована идея непрерывной (ʼʼперманентнойʼʼ) революции, в ходе которой пролетариат смог бы обрести власть и образовать свою ассоциацию как в своей стране, так и в других развитых странах мира. Завершением непрерывной революции призвана стать диктатура пролетариата͵ демократическая для трудящихся и диктаторская для эксплуататоров. Полагалось, что к этому неизбежно ведет вся логика классовой борьбы в обществе. И Марксом и Энгельсом (1848 - 1852 гᴦ.) также осмысливались вопросы, касающиеся места идеологии в общественной жизни, роли народных масс и отдельной личности в истории, другие важные проблем социальной философии.

В 50-е - 60-е годы осуществляется экономическое о боснование марксистской теории и дальнейшее углубление на этой базе диалектико-материалистического понимания исторического процесса. Работа К.Маркса ʼʼКапиталʼʼ стала основным теоретическим произ­ведением классического марксизма. Основное в ней - это анализ материального производства как базиса любого общества, ʼʼключаʼʼ для вскрытия всœех тайн и логики человеческой истории. Категория ʼʼ материальное производствоʼʼ была наполнена в ʼʼКапиталеʼʼ глубо­ким философским содержанием и смыслом: в ходе создания вещей люди изменяют и себя, и социальный мир в целом. С помощью этой категории Маркс вскрыл и исследовал ʼʼанатомиюʼʼ современного ему буржуазного общества, сделал далеко идущие выводы практи­ческого характера.

К концу XIX века марксизм стал международным явлением, пре­вратившись в одно из самых влиятельных идейных течений. В ряде стран возникли коммунистические и социал-демократические пар­тии, взявшие себе на вооружение марксистское мировоззрение и его политическую доктрину.

В Германии популяризации и распространению марксистского учения активно способствовали философ-самоучка И.Дицген , исто­рик Ф.Мсринг , а позже - РЛюксембург, К.Либкнехт и К.Каутский. Во Франции марксизм пропагандировал ПЛафарг (зять Маркса) . В Италии наиболее видными марксистами были А.Лабриола , а в XX веке -А.Грамши . Широкому распространению марксистской тео­рии благоприятствовал подъем рабочего движения в ведущих евро­пейских странах.

Что касается России, то проникновение сюда марксистских идей началось в 70-е годы прошлого столетия, но зарождение марксист­ской мысли здесь было связано в первую очередь с именем Г.В.Плеханова (1856 - 1918 гᴦ.). Им был создан ряд крупных работ по теории марксизма: ʼʼК вопросу о развитии монистического взгля­да на историюʼʼ, ʼʼОчерки по истории марксизмаʼʼ, ʼʼНаши разногла­сияʼʼ и другие. Плеханов был мыслителœем энциклопедического ума, убежденным социалистом. Он внес значительный вклад в осмысле­ние теоретических проблем философии и истории, научного социа­лизма, эстетики, атеизма. Большой интерес вызывают его рассужде­ния о роли народных масс и отдельной (ʼʼвеликойʼʼ) личности в ис­тории, анализ форм общественного сознания. Им было многое сде­лано для защиты от критиков идейного содержания философии марксизма, которую он называл ʼʼфилософией действияʼʼ. Творчест­во Плеханова является примером гармоничного соединœения строгой научной теории и популярной публицистики, что было также свой­ственно русским мыслителям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому .

Центральной фигурой в русском марксизме является В.И.Ленин (Ульянов ) (1870 -1924 гᴦ.). В советской литературе утверждалось, что ленинизм - это марксизм эпохи империализма (ʼʼпозднийʼʼ, мо­нополистический капитализм), когда сложились объективные и субъективные предпосылки и условия для его трансформации в социальное (ʼʼсоциалистическоеʼʼ) общество. Ленинизм выразил в себе дух подготовки и осуществления первых пролетарских революций в Европе, пафос радикального отрицания капитализма в условиях острых социально-классовых конфликтов

Марксизм оказал огромное воздействие на развитие и судьбу российского общества в советский период его истории (после 1917 года). В рамках марксистской философии получил существенное развитие ряд ее областей - история философии, теория познания, логика, эстетика, диалектика. И хотя в рамках марксистской философии появилось немало оригинальных и авторитетных философов (А.Ф.Лосœев, Э.В.Ильенков, М.М.Бахтин и др.), она (философия) в данный исторический период фактически стала инст­рументом апологетики, ᴛ.ᴇ. идейного обоснования и защиты об­щественного и политического строя в Советском Союзе. В 1922 году многие крупные русские философы немарксистской ориента­ции (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и др.) были высланы за рубеж.

В ус­ловиях репрессивного сталинского режима, господства цензуры из нее выветрился дух свободомыслия и социальной критики. Фило­софия была подменена идеологией , превратившись преимуществен­но в служанку политики. Она перестала быть свободным мышлени­ем, и вэтом смысле умерла. Сегодня в условиях реформации общества происходит переосмысление теоретического по­тенциала марксизма, острая борьба мнений по поводу содержания и исторической роли этой сложной теоретической системы.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Антропологический материализм Л. Фейербаха." 2017, 2018.

(1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.

Отстаивая материалистические взгляды на природу и человека, Фейербах подверг критике объективный идеализм Гегеля и религию, показав их общие психологические корни. Причина существования религии, по Фейербаху - чувство зависимости, страха, бессилия перед лицом неподвластных человеку стихий. Эта зависимость ищет выход в порождённых фантазией человека образах богов (в христианстве - одного Бога ), у которых он ищет утешение и надежду.

Религия возникла , по Фейербаху, из отчуждения человеческой сущности посредством присвоения Богу тех свойств, которые принадлежат самому человеку. Человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную нереализованную сущность: «Бог есть то, чем человек хочет быть». Таким образом, религия отчуждает от человека его высшую природу, обедняет его и обрекает на рабство. В религиозном отчуждении - корень всех человеческих бед, ибо религиозная вера делает человека покорным, терпеливым, ожидающим грядущего сверхъестественного воздаяния.

Для преодоления религиозного отчуждения необходимо понять, по логике Фейербаха, что человек - не творение Бога, а наиболее совершенная часть вечной и единственно сущей природы. Человек - целостное, предметное существо, взятое в единстве его телесных и духовных качеств: не дух - основа природы (как у Гегеля), а, наоборот, природа - основа духа, т.к. психика человека, его познавательные способности зависят от его телесной организации. Материалистический сенсуализм Фейербаха проявляется в его убеждении, что человек получает знания о мире в ходе его чувственного созерцания.

Рассматривая человека как природное существо , Фейербах считал сущность человека неизменной (проявление метафизического мышления!), данной от природы. Прирожденно же человеку стремление к удовольствию, счастью (эвдемонизм!), достижение которого возможно, согласно Фейербаху, если человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим, ибо человек не может быть счастлив в одиночку, имея потребность в общении, любви: в природе человека заложено стремление к другому человеческому существу, «Я» к «Ты».

Исходя из этого , Фейербах утверждал, что преобразование общественной жизни на основе счастья возможно в результате утверждения в сознании людей (изменим сознание, изменятся и материальные условия = идеализм в понимании общества!) новой религии - «религии любви », которая должна быть основана на любви человека к человеку, а не на любви человека к вымышленному Богу. Из Фейербаха: «Не Бог есть любовь, а любовь есть Бог» и - «Человек человеку - Бог».


Важнейшие его произведения: «Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души», «Основы философии будущего» и др.

Учение Фейербаха подвергли критике К. Маркс Тезисы о Фейербахе ») и Ф. Энгельс («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии») за его метафизический, утопический, абстрактный, идеалистический (в понимании общества и путей его переустройства) характер, за то, что Фейербах, будучи материалистом, не сумел воспринять диалектику и историзм своих предшественников в немецкой классической философии.

Вместе с тем философское учение Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человека во всей полноте его телесного и духовного бытия.

В целом же немецкая классическая философия дала образец глубоко разработанного философского знания, она утвердила новый, универсальный стиль мышления в европейской культуре и философии, обогатив их принципами диалектики и историзма.

Выдающийся представитель немецкой классической философии Людвиг Андреас Фейербах (1504 – 1872), будучи первоначально гегельянцем, встал затем на позиции материализма и подверг резкой критике основы идеализма и религии. Основное его программное требование – не религиозными делать людей, а образовывать их. При этом в образовании Фейербах видел не только средство борьбы с религиозными суевериями, но и ключ к свободе и счастью людей.

Фейербах доказывал существование природы независимо от какого-либо сознания. Природа – основа существования человека. Доказывая зависимость сознания человека от его телесной организации, он понимал основной вопрос философии как вопрос об отношении души и тела человека, объявив свою философию антропологической, т.е. учением о человеке.

Человек в толковании Фейербаха, телесное природное существо, и только в качестве такового он обретет способность созерцать и мыслить. Идеализм, полагал мыслитель, разрывает целостность человека, отрывая душу от тела, превращая ее в самостоятельного субъекта и творца. Но откуда происходит дух? – задает вопрос философ. И отвечает: «Откуда орган, оттуда и его функция. Они едины. Дyx можно представить отдельно от тела только в теории. Отнимите у личности тело, и вы отнимите то, что делает ее единой, целостной».

Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, состоит в том, чтобы превращать человека (и природу, как основу его существования) в единственный, универсальный и высший предмет философского рассмотрения. Такое понимание было ответом на гегелевский идеализм. Природа не нуждается ни в каком другом основании, кроме самой себя. Ее причина находятся в ней самой, а не в Идее или Боге. Не Бог создал человека по образу и подобию своему, а человек – Бога по тому же принципу.

Фейербах резко выступал и против кантианского положения о том, что причинность и закономерность природы конструируются разумом. Все обстоит наоборот: не разум диктует законы природе, бытию, а законы бытия определяют законы мышления. Так материалистически трактует он принцип тождества бытия и мышления.

Основой жизни Фейербах считал взаимосвязь организма со средой, а потому нельзя разрывать органическою и неорганическую природу, отрывать сознание от материи. Человек также обязан своим происхождением природе. При этом он понимается Фейербахом чисто натурологически, т.е. как природное существо вне конкретно-исторических общественных условий своего существования. Впрочем, он признает во взаимодействиях людей чувственно-эмоциональную сторону, в качестве каковой у него выступает любовь. Именно любовь, считает мыс-литель, объединяет людей, делает их счастливыми. Вот почему он предлагает заменить традиционную религию Бога религией любви.

Деятельность чувств Фейербах не связывал с практически-преобразовательной деятельностью. Поэтому понимание человека носит у него абстрактный характер, а гносеология его отличается созерцательностью. Ему чужд исторический взгляд на познание. Мышление для него - лишь обобщение воспринимаемого чувствами, а переход от ощущений к разуму наступает какчисто количественный процесс.

Следует отметить, что, критикуя гегелевский идеализм, Фейербах не смог понять и оценить самого главного в философской системе своего гениального предшественника, ее ядро - диалектический метод. В области социологии он также не пошел дальше старого материализма,не сумев выйти за пределы идеалистического понимания истории.

1. Введение

Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант , основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839 году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией. Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого как биологическое существо, абстрактный индивид.

2. Антропологический материализм Л. Фейербаха

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах . С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

2.1. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй - разум, а третьей и последней - человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего - природа, тело, чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом. После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений: «Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почти никакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишет свое главное этическое произведение - «Эвдемонизм», в котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.

2.2. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

3.Атеизм Фейербаха

Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибо материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзя сводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект его философии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.

Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана вся философия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этих мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так, как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он уже внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный разум, мышление.

Следует подчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. Таким образом, Фейербаха не удовлетворял негативный атеизм его предшественников. Атеизм Фейербаха требует положительного утверждения человека в противоположность его религиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть не только реальным, но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербах понимал, что немногого стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не в порядке» и «основа человеческого существования повреждена. По Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы «желудка». Тем самым Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками просветительства. Так как к материализму философ пришел через критику религии, а в свою очередь, эта критика становилась более глубокой и убедительной по мере формирования его материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретические источники атеизма и материализма Фейербаха?

Историко-философские взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко- философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и неглубоким.

4.Выводы.

Изучение историко-философских сочинений Фейербаха показывает, что его путь к материализму и атеизму не был, как выражался он, «случайным» и «произвольным», но «органическим» и «необходимым» и пролегал через его сочинения 30-х годов. Каждое из этих сочинений было ступенью в его духовной эволюции, а от последнего из них, монографии «Пьер Бейль», переход к «Сущности христианства», по словам самого Фейербаха, уже был нетруден.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

1.Антропологизм-взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы познания которого дает ключ к ее тайнам,т.к. в органическом единстве телесных отправлений человека участвуют все ее продуктивные силы.Подчеркивание единства человека и природы было направленно против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела.Антропологизм в материализме 17-18 в.в.был частью идейного обоснования буржуазной революции провозгласивший несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека.

2.Атеизм-система взглядов отрицающих веру в сверхъестественное(духов, богов, загробную жизнь и т.д.)отрицание всякой религии.Атеизм неразрывно связан с материалистическими воззрениями на природу.Атеизм возник в рабовладельческом обществе.Большое значение в подрыве господства религии имел буржуазный атеизм представителями которого являются Спиноза,Файербахи др.

3.Материализм-начальное философское направление противоположность идеализму Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существование внешнего мира и как философское мировозрение, представляет собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализм.Философский Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира утверждая таким образом позноваемость природы.

Список литературы

1. Фейербах Л. Сущность религии // Избранные философские произведения. М., 1955.
2. Л. История философии «Мысль» М, 1974.
3. И.Т.Фролова”Философский словарь”// Политическая литература М,1980.

Выдающийся немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах был отъявленным атеистом-материалистом, остро и бескомпромиссно критиковал постулаты религии и идеализма. Тем не менее в его взглядах многие узрели истину. В данной статье рассмотрим, что собой представляет антропологический материализм Л. Фейербаха.

Из биографии философа: начало жизненного пути

Людвиг Фейербах родился 13 сентября в 1872 году в городе Нюрнберг в семье специалиста по криминальному праву Пауля Фейербаха. С ранних лет будущий философ тяготел к наукам, разностороннему познанию мира и человека. Его стремление к философскому развитию стало причиной многих неожиданных поворотов как в судьбе мыслителя, так и в истории философии. Это потом уже, в конце XIX — начале XX вв., его труды оказали ощутимое воздействие на философские взгляды общественности, став одной из теоретических основ марксизма наряду с работами Георга Гегеля. А в 1830 году, когда Людвиг Фейербах издал первую противоречащую гегелевским учениям работу под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где высказал сомнения по поводу существования нематериальной, метафизической составляющей человека — души, его свободомыслие было жестоко наказано — философа лишили права преподавать в образовательных учреждения Германии.

Период социальной отчужденности

На протяжении 25 лет Фейербах жил в небольшой деревушке Брукберг. Многие считали, что такая изоляция от общества отрицательно скажется на его творчестве. Но сам философ думал иначе. «Я счастлив проводить свое время не на кафедре и не на аудиенциях, а в храме природы и в уединении своего рабочего кабинета», - говорил Л. Фейербах. Антропологический материализм как новое направление в философии уже начал зарождаться в то время.

Основные труды

В 1841 году фундаментальная работа мыслителя под названием «Сущность христианства» стала подтверждением того, что годы затворничества даром не прошли. Интересно, что антропологический материализм Фейербаха получил ярых приверженцев практически с первых дней своего существования. Среди них был и Ф. Энгельс, который позже называл себя преданным «фейербахианцем». Дальнейшее развитие понимания религии и человека было изложено в таких работах мыслителя, как «Сущность религии» и «Основные положения философии будущего».

Так зародилась новая концепция мировой философии — антропологический материализм Фейербаха. Кратко попробуем изложить ее основные идеи. На основании них сделаем некоторые выводы.

Антропологический материализм Фейербаха

Кратко охарактеризовать учение немецкого философа довольно трудно. Но следует сказать, что Людвиг Фейербах в своих рассуждениях пришел к неожиданным для того времени выводам. Он утверждал, что человек является биологическим существом, продуктом природы, которая «создала не только его желудок, но и мозг». И именно проделки мозга заставляют человека создавать высшие идеалы и стремиться к ним на протяжении всей жизни. А потому, по словам мыслителя, не Бог создал человека, а человек - Бога.

Немецкий атеист-материалист говорил, что человек неотделим от природы, и мышление, присущее только его биологическому виду, является ничем иным, как необходимым выражением его физиологической деятельности. Антропологический материализм Фейербаха базируется на идее о том, что философия как наука, изучающая отношение бытия к мышлению, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, ибо только он из всех живых существ умеет мыслить. И именно он, человек, является высшим продуктом природы, единственной реальности, саморегулирующейся и бесконечной в пространстве.

Сущностью же человека разумного мыслитель называет чувственную жизнь его сердца и ума, многообразие его переживаний. Антропологический материализм Фейербаха провозглашает мысль о том, что высший продукт природы и раскрытие его подлинной сущности и являются причиной существования религии и искусства, логики и методологии, философии и науки. Людвиг Фейербах развивал теорию материалистического сенсуализма, считая ощущения единственным источником познания мира человеком.

Критика религиозных постулатов

Как уже упоминалось выше, антропологический материализм Людвига Фейербаха базируется на идеях сенсуализма и эмпиризма, решительно противореча позициям агностицизма. Зарождение религии мыслитель рассматривал как результат зависимости человека от стихийных сил общества и природы.

Людям свойственно стремиться к антропоморфизму, т. е. проецировать свои качества на кого-то. С давних времен, о чем свидетельствуют многочисленные исторические хроники, человек наделял чертами, присущими ему, представителей животного и растительного мира, стихии природы и т. п. Религия, по словам Фейербаха, является важнейшим видом такого антропоморфизма.

Наличие противоположностей в природе, резкие различия между тем, как есть, и тем, как должно быть, наблюдаемые человеком, стали импульсом к обожествлению и одухотворению идеалов. Лучшие проявления своего «Я» люди перенесли в божественную реальность, тем самым создав цель, к которой стоит стремиться. Потому философ утверждает, что не Бог сотворил людей «по образу и подобию своему», а было все с точностью наоборот. Бог — это то, чем человек хотел бы быть, ведь он обладает всеми качествами, доведенными до совершенства. Но этот идеал был вынесен за пределы самого человека - на небеса.

Причины и результаты религиозности

Сущность всех божественных атрибутов, их роль в жизни человека, проблемы и мотивы его стремления к счастью — вот что ставит на первое место антропологический материализм Фейербаха. Философия немецкого мыслителя являет собой нечто вроде аналитического взгляда на теологию и причины ее возникновения. Людвиг Фейербах усматривает причины появления Бога в сложностях, возникающих в жизни людей, которые порождают чувства бессилия, отчаяния, безысходности. В таких условиях человек склонен искать спасение в иллюзорных идеях о посмертном воздаянии и утешении. Так он обретает некую соломинку, за которую можно ухватиться, чтобы стать смиренным.

По словам философа, религия парализует какие-либо стремления человека к лучшей жизни, заставляет его терпеливо ожидать посмертной доли, подменяя реальность сомнительными иллюзиями. Мыслитель утверждал, что традиционная форма религии уже изжила себя, и ее следует заменить на религию нового поколения. По логике Фейербаха, любовь к Богу есть ни что иное как ложная форма истинной любви — любви к природе и людям.

Откровенная критика религии, на которой основан антропологический материализм Л. Фейербаха, вызвала множество споров в обществе и среди признанных мыслителей как во времена деятельности философа, так и после его смерти.

Человек в стремлении к счастью

Как и многие другие, Людвиг Андреас фон Фейербах поднимал тему нравственности и подлинной основы того или иного поведения человека. Следует сказать, что он был ярким представителем эвдемонизма, но и в это этическое направление привнес нечто свое. Антропологический материализм Фейербаха оказал значительное влияние на философию XX века и заставил подвергнуть переосмыслению многие направления этики.

Если средневековые мыслители считали наивысшим счастьем познание Бога и возможность узреть его в грядущей жизни, то немецкий материалист утверждал, что счастье отдельного индивидуума зависит от счастья других, ибо не то, что быть счастливым, а даже существовать без них он не может. Потому стремление к высшему благу разрушает рамки эгоизма и порождает в человеке чувство долга по отношению к другим людям. Так как Бог — это проекция лучших качеств высшего творения природы, то и стремление к счастью заключается в сознательном желании блага для окружающих. Но стоит оговориться, что этот импульс должен быть непринужденным, и даже самопожертвование, если оно связано с радостным сознанием проистекающего из него блага для других, может сделать человека счастливым.

Антропологический материализм Фейербаха: личное мнение автора

Мы рассмотрели основные идеи, которые выдвигал известный немецкий мыслитель конца XIX века. Немало сделал для развития философии Л. Фейербах.Антропологический материализм сам автор предпочитал именовать «реальным гуманизмом». Нельзя не согласиться с тем, что любовь к Богу не может быть истинной без любви к ближнему. И богословие как движущая сила духовного роста каждого индивидуума должно основываться не на слепом подчинении «рабов» авторитету и вере в чудо, а на реальном проявлении всего лучшего, что может быть в человеке.

Если рассмотреть антропологический материализм Л. Фейербаха кратко, то можно сделать вывод, что учение базируется не столько на критике идей теологии, сколько на призыве не игнорировать материальную сторону существования человека и допустить, что он может быть не божьим, а природным творением, а потому человеческую сущность, его чувства и мышление следует изучать с учетом различных точек зрения, как религии, так и науки.

Антропологический материализм Фейербаха имеет право на жизнь, и его учение достойно внимания даже самого религиозного человека. Ведь разве не разумное исследование и изучение закономерности явлений — основа развития личности?