Как бог относится к экстрасенсам. Экстрасенсорика: фактов много, знаний почти нет - Отношения с Церковью

Христианский эгрегор – один из самых крупных в мире. К нему подключены миллионы верующих. Тысячи магов используют его мощную энергию, практикуя христианскую магию и соборное колдовство.

Создать энергоинформационную структуру в одиночку невозможно. Как и любой другой, христианский эгрегор создавался группой людей. По мере развития эгрегор формирует среду под себя, воздействуя и на своих создателей. Чем больше доноров имеет в составе эгрегор, тем сильнее он становится. Противники эгрегора своей борьбой с ним так же питают его, как и верные последователи.

Религия объединяет миллионы людей по всему миру и вызывает сильные эмоции

В христианский эгрегор входят православный, католический и эгрегоры ответвлений христианства. Религиозные эгрегоры всегда были самыми мощными среди всех остальных наций, государств и народов.

Элементы структуры

Три основных элемента эгрегора христианства:

  1. Библия. Священное Писание видится как большая книга с золотым тиснением букв на чёрной обложке.
  2. Крест с распятым Иисусом Христом. В видении эгрегора крест огромен. От него исходят лучи, от которых подпитывается пирамидальная структура эгрегора.
  3. Структуры пирамидальной формы. Иногда пирамида видится как множество ромбов, сложенных в правильную пирамиду. Все они сообщаются с крестом и между собой. От их оснований вниз направлены лучи, падающие на церкви.

Церкви

Энергия эгрегора опускается на церкви сверху, обволакивая строения и впитывая вибрации богослужений. Энергия католицизма – мрачная и тяжёлая. Православный эгрегор – светлый, его вибрации звучат на высокой частоте. Попав под его действие, можно ощутить сладостный привкус. Энергии христианских таинств мягкие, полны сердечности и доброты, иногда звучат с нежностью и заботой.

Экстрасенсы обратили внимание на тот факт, что порой лучи, опускающиеся на церкви, не проходят дальше купола. А иногда один луч тянется к нескольким постройкам, наполняя их внутреннее пространство собой. Это объясняется тем, что не во всех церквях несут службу искренние священнослужители. Случается так, что их головы полны размышлений о коммерческой выгоде служб, вместо мыслей о вере и силе религии. Невольно и прихожане, оказавшиеся на службах, где молитвы читаются механически, не чувствуют религиозной энергии. Такие церкви энергетически пусты.

Церковь, которая полна энергии, привлекает новых прихожан

Иная картина наблюдается в церквях, где сердца священнослужителей и прихожан открыты навстречу Богу. Их сердца источают энергию, которая вливается в энергетический котёл церкви.

Сила, с которой лучи проникают в церковь, различна. Обычно силу эгрегора вбирает в себя самый крупный купол. По традиции на этом месте стоит алтарь и все, кто находится в нём, попадают под сильнейшее воздействие эгрегора. Эта часть алтаря доступна не всем.

По поверхности планеты рассыпано множество мест силы, откуда в небо бьёт сильный поток земной энергии. Поток усиливается в горах и скалах. В древности на таких местах строили храмы и капища, а после стали возводить христианские церкви. Если церковь построена на месте силы, то энергия, выходящая из земли, встречается с энергией эгрегора и усиливает её. Когда прихожанин заходит в такую церковь с открытым сердцем, то, находясь под воздействием двух энергий, он быстро очищается от информационного мусора в тонком теле.

Мощи

Источают ли мощи святых энергию? Мнения парапсихологов на этот счёт расходятся. Ранее считалось, что останки сами по себе лишены энергии. Энергия, питающая их, это энергия религии и места силы, если храм построен на таком месте.

Христиане поклоняются не мощам, а Духу, обитающему в них

Но опыт изучения мощей Серафима Саровского показал поразительные результаты. Когда экстрасенсы настроились на святого, оказалось, что дух святого присутствует рядом с мощами. Все, кто приходил поклониться святыне, оказывались под его благотворным воздействием. Экстрасенсы, увидевшие это, провели исследования в других храмах и церквях, порой встречая духов святых, прикованных к нетленным останкам.

Монашество

Принятие людьми монашества изменяет их тонкое тело. После пострига ток сексуальной энергии у адептов ограничивается ментальным блоком. Те, кто способен видеть тонкое тело человека, смогут заметить, что при таком блоке таз человека темнеет.

При попытке излечить таз блоки эгрегора на спинах духовенства приходили в возмущение. Оказалось, что блокировка таза входит в программу этих блоков. Это не индивидуальный выбор каждого верующего, желающего отдалиться от мирской жизни, а часть эгрегора, который сообщается с человеком в районе затылка. Вместе с сообщением эгрегор передаёт:

  • блоки на спину;
  • ошейник, настроенный на вибрации сердца и спины;
  • программы для затылка и спины.

При попытках нарушить код программы эгрегор сопротивляется. Сознание человека желает возобновить обычный ток энергии, но, следуя программе эгрегора, само же блокирует ей доступ, закрывая нижние чакры.

Элементы и подключения

Когда верующий молится, чакра на его темени начинает светиться, пропуская свет души. Молитва для прихожанина – это способ слиться с энергией эгрегора. В остальное время её блокирует персональная библия, висящая над головой.

Библия контролирует продолжительность подключения к энергии и степень открытия аджне. Христианство даёт установку блокировать третий глаз. В рамках религии третий глаз может оказать разрушительное воздействие на веру человека. Установка призвана укрепить и усилить веру, ведь через третий глаз человек способен общаться с демоническими силами.

Помимо головы, слияние может произойти на уровне почек. Подключение в этой части тела запускает программу жертвенности, что является общепринятым путём развития христианской веры. Программа способна вызвать появление камней в почках либо опухоль.

Эгрегор не только потребляет энергию, но и питает ей верующих. Распределение и потребление происходит неравномерно и порой агрессивно, ведь у каждого человека потенциал силы различен. Один способен отдать столько, сколько другой принять не в состоянии. Котёл эгрегора, куда стекается вся энергия, огромен.

Традиция

Традиция православия основана на добродетели и смертных грехах. Эта основа способна привести к результатам и достижениями на духовном пути. Грехи затемняют тонкое тело, делают его тяжёлым и плотным, а добродетель осветляет и облегчает греховную тяжесть.

Тексты священных книг порой трактуют по-разному. Каждый верующий волен сам выбирать понравившуюся ему трактовку и следовать ей, получая религиозный опыт. Порой на пути встречаются ловушки, дающие бесценный опыт тем, кто преодолевает их и следует дальше по пути веры в рамках традиции.

Кураторы

Христианский эгрегор обладает множеством кураторов. Ни одна сила не сравнится с ним в их количестве и разнообразии. Главные задачи кураторов:

  • привлекать новых последователей и новую энергию;
  • защищать эгрегор;
  • атаковать тех, кто пытается увести последователей.

Если же верующий самостоятельно разочаровался в вере и решил выйти, то его атаковать не будут. Но связь с эгрегором может остаться из-за договоров, заключённых в прошлых воплощениях.

Парапсихологи смогли наблюдать в разное время таких кураторов христианского эгрегора:

  1. Рептилоиды. Они создавали иллюзорное видение служителей веры высоких рангов. Их тонкие тела выглядели как священнослужители, облачённые в рясы.
  2. Демоны. Рогатые, большие козлы, защищающие эгрегор и атакующие его противников. Их можно наблюдать за плечами тех, кто нуждается в защите. Для этого в арсенале демонов есть пояса и ошейники. Атакуют тех, кто негативно воздействует на волю верующих.
  3. Драконы и змеи. Состоят из множества кристаллических позвонков. Часто каждый позвонок крупнее человека, длина таких созданий превышает тысячи метров. Обладают высокими частотами, не каждый экстрасенс способен их увидеть. Они агрессивны, их агрессия сдерживается только волей высших. Могут напасть на любого человека. Для жизни им требуется много энергии, обитают только у крупных эгрегоров.

Иисус

Христос вечен. Он всегда присутствует среди плотностей Земли. Любое сердце, которое искренне позовёт его, откроет канал, через который потечёт мягкая и полная любви энергия Иисуса Христа. Так говорится в учении.

Христос – это учитель, который находится в процессе перехода в 4 плотность. Его жизнь – это символ того, что чистота стремлений и вера помогут снести все преграды на пути верующего, раскрыв в человеке внутреннюю Божественность.

Плюсы работы

Пользоваться энергией христианского эгрегора могут не только верующие, но и маги. Существуют заговоры, которые не требуют подключения к эгрегору. В их текстах нет обращения к богу, ангелам или святым. Маг использует личную силу, применяя такие заговоры.

Другие тексты содержат обращения к высшим духовным силам. Прочитывая их, маг подключается к эгрегору и черпает из него бесконечную энергию. Колдовство заговоров с именами святых не сработает, если маг не подключится к энергии христианства.

Церковь негативно относится к магии и колдовству, но использование заговоров, обращённых к церковным высшим силам, попадает под определение молитвы. Поэтому эгрегор не блокирует поступающую магу энергию.

Помимо того, что христианский эгрегор наполняет верующего мага энергией для колдовства, он защищает его. При крещении каждый человек получает защитника – ангела-хранителя. И чем сильнее воля верующего, тем больше он защищён и насыщен энергией церкви.

Христианский эгрегор очень мощен. В нём скрыта колоссальная энергия. Она постоянно самообновляется, питая верующих и насыщаясь их энергией. Ритуалы, проведённые с её помощью, могут быть необычайно сильны.

Кому подчиняются

Считается, что религиозный эгрегор подчиняется тому, на кого направлена вера его последователей: Бог, ангелы, святые. Вопреки этому мнению высшие религиозные сущности не относятся к эгрегору, ведь его создали люди. У каждого эгрегора были создатели, доноры, которые сформировали его. Даже у таких больших и древних, как конфессиональные эгрегоры, были создатели, которые питали его энергией на первых порах.

Христианский эгрегор, подобно другим энергоинформационным образованиям, подчиняется эгрегору планеты, который, в свою очередь, входит в состав других высших образований. Вместе они составляют Вселенский разум. Таков порядок и он будет существовать до тех пор, пока живы люди, питающие эгрегоры энергией.

Как с ним работать

Для того чтобы быть подключённым к эгрегору, нужно выполнять правила поведения, принятые в среде его последователей. Необходимо верить в Бога, признавать силу его ангелов и святых. Без веры ни один заговор и молитва не сработают.

Христианская атрибутика поможет подключиться к энергии церкви во время молитвы

Кроме этого, каждый верующий время от времени должен:

  • посещать церковь;
  • участвовать в службах;
  • соблюдать ритуалы христианской традиции (пост);
  • читать религиозную литературу (Библию, жития святых);
  • молиться.

Вера и эмоции, которые человек испытывает, находясь в церкви, это плата эгрегору за его энергию.

Кроме эмоций, рекомендуется подавать милостыню и жертвовать деньги храму. Отдавать деньги – совершать энергообмен. Маги, которые работают с христианством, ежемесячно отдают определённую часть своих доходов церкви. Благодаря такому сотрудничеству они приобретают постоянный приток энергии христианства.

Не стоит забывать о защите, которая распространяется на всех верующих людей. Дать её может крещение и освящение дома. Энергия и деньги, которые будут потрачены на эти церковные таинства, с лихвой окупятся в виде защиты от вредоносных программ, порчи и сглаза.

Минусы

При работе с церковным энергоинформационным полем не стоит забывать о минусах. Они такие же существенные, как и плюсы:

  1. Магу, подключённому к христианскому эгрегору, невозможно накопить личную силу. Все, что он попытается сохранить сверх того, что имеет, будет отдано церкви.
  2. Конфессиональный эгрегор не любит независимых личностей. Они могут навредить ему. Христианство не признаёт белую и чёрную магию, а любой маг – личность сильная и независимая. Правилами, принятыми в среде верующих, стараются от таких людей избавиться, исключить их участие.
  3. Религиозный эгрегор сильно влияет на сознание и подсознание. Порой сложно отличить свои мысли от мыслей, посланных им. Догмы и строгие правила делают мышление верующих людей однотипным.

Как освободиться от него

Без людей любое энергоинформационное образование перестанет существовать. Поэтому подключиться к эгрегору проще, чем уйти от него. Если человек начнёт сопротивляться энергии, бороться с ней, то лишь потратит силы, которые уйдут в образование, напитав его.

Для того чтобы отключиться от энергии церкви, необходимо сменить ход мыслей и осознать, что догмы религии больше не властны над человеком. Если маг, практиковавший христианскую магию, решил перейти на белую или чёрную магию, то связь с христианским эгрегором ему будет только мешать и может даже навредить.

Для отключения необходимо убрать с глаз иконы, кресты и святые книги. Далее магу необходимо представить энергоинформационное поле, от которого он будет отключаться и нить, связывающую их. Эту нить мысленно обрезают, твёрдо и решительно. Все образы Бога, ангелов и святых, возникающих в сознании, следует позабыть. Не получая ответной энергии, эгрегор прервёт истончившуюся связь.

Эгрегор может защищаться, не желая отдавать подключённого человека. Могут появиться тревожные мысли, ухудшится самочувствие. Образы, которые будут появляться в голове, нужно также чистить. Немаловажно в период освобождения обращать внимание на сны. В них очищенное подсознание сможет подсказать ответ на мучащие вопросы и избежать ловушек при отключении. Нельзя поддаваться негативным эмоциям, они упрочат связь.

До начала чистки важно задать вопрос, к какому эгрегору подключиться после христианского? Какую традицию развивать и по какому пути пойти? Это важно для того, чтобы не метаться в поисках, тратя силы и истощая себя при новых отключениях. Ведь человек, едва родившись, уже имеет предрасположенность к определённым энергоинформационным полям, а, возможно, даже соглашение, доставшееся из прошлой жизни. Счастливые люди – это те, кто нашёл свой путь и следует ему.

Секреты эзотерики на сайт

Есть люди – ярые скептики. Или те, кто верит в Бога. Существует человек, которому все равно, он не спорит, не доказывает. Ему некогда – он работает, самосовершенствуется. А что такое эзотерика? Религия? Вера в Бога? В людей? В сверхразум? А, может быть, в себя? Многие не задумываются о таких вещах, а задумавшись, не находят ответов на свои вопросы.

Эзотерика – это тайные знания, не доступные людям, несведущим в магии, мистике, оккультизме. По крайней мере, таковыми они были раньше. Знаниями и умениями, которыми не могли обладать все. Лишь избранные.

Начитавшись разных лент в Интернете, можно получить лишь разрозненные данные и слабое представление о том, что такое эзотеризм. Лишь решившись изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону, собравшись с силами и пройдя курс видео семинаров, построенных специалистами так, что все становится по полочкам, на свои места, можно добиться успеха.

Понятие эзотерики и почему не нужно ее бояться

Эзотерика – это огромный раздел человеческой жизни, помогающий обрести себя через познание мира. Ее изучение дано далеко не каждому. Ведь это не просто религия или наука. Это та самая нить, соединяющая все нюансы и аспекты обычного мира и области непознанной магии, которая окружает нас.

Самым первым таким тайным обществом была пифагорейская школа. Она делилась на обычную и эзотерическую. Ее тайная часть давала пожизненную клятву о неразглашении того, чему учили членов общества. И какие знания они там получали, человечеству не известно до сих пор. Сейчас эзотерика не является скрытой от всех. Есть доступная информация, изложенная в видеосеминарах или мастер-классах. Почему же люди боятся или не хотят прикоснуться к неизвестному и изучить неизведанные области собственной жизни?

Рассмотрим основные критерии человеческого нежелания:

  1. Многие не хотят изучать новую религию. На самом деле, эзотерика – не только религия, хотя и тесно с ней соприкасается. Она помогает раскрыть себя и собственный скрытый внутренний потенциал. Да, здесь присутствует религия – вера в себя и окружающий мир.
  2. Неверие в возможность изменить свою жизнь. Мысль всегда материальна. А желания всегда исполнимы. Возможно все — стоит только поверить и пройти этот непростой путь к знанию.
  3. Нежелание получать новые знания, так как уже есть успех в личной жизни. Эзотеризм дает возможность получить успех не только в одной области человеческой деятельности. Он позволяет уравновесить все критерии, которые крайне важны. Добиться желаемого и самого сокровенного всесторонне.
  4. Боязливое отношение к понятию магия. Стоит отметить, что непознанное – это не только магическое. Это просто незнакомое. После прохождения семинара, становится ясно, что магическим считается часто то, что кажется невероятным, невозможным.
  5. Отсутствие свободного времени. Для прохождения обучение, естественно, нужно время и немало. Но в последствии, потраченные часы окупаются сторицей. Жизнь уравновешивается, все становится на свои места и все происходит в свой миг.

Уже утвердившаяся отрасль, наука, как психология, давно считается с эзотерическим мнением. Прибегает к ее методам. Благосклонно относится к практике тайного знания.

Что дает эзотерическое познание?

Почему считается, что эзотерическое знание дано далеко не всем? Лишь избранным? Потому, что не каждый готов проститься с прежним миром, трехмерным пространством, ощущением шаткой стабильности своей жизни. Каждый человек – кузнец своего счастья. Понимающие это стремятся к лучшему.


Что такое эзотерика — ответы на сайт

К преобразованию себя. Изнутри. Начиная с мыслей. А мысли – это то, что происходит с нами. Эзотерические практики же дает людям не только знания. Они помогают прочувствовать окружающее пространство. Начать мыслить иначе, не как раньше. Проснуться однажды и осознать происходящее. То, что нужно делать, чтобы добиться успеха в желаемых отраслях. Понять, что мир не трехмерен. Он вообще безграничен. Сознание всесильно.

Почему человек приходит к эзотерике?

Разные дороги могут привести к тому или иному знанию. События, люди, случайность? В любом случае, эзотеризм появляется в жизни человека, когда он нужен. Причины же могут быть разные:

  1. Поиск новых, небывалых ощущений. Когда становится скучно, мир теряет свою привлекательность, окружающие не приносят былой радости. Эзотерика поможет взглянуть на все в другом свете, увидеть новое и поверить в чудо.
  2. Поиск метода лечения. Когда традиционная медицина бессильна. Когда таблетки не помогли. И речь не только о привычных болезнях, но и о постоянной депрессии, о болезни самой жизни, когда, сколько бы человек ни старался, он не может достичь своих целей. Человек обращается в отчаянии. И эзотеризм, магия, ритуалы помогают вылечиться.

Эзотерика и магия – это древние науки. Это знания, накопленные множеством лет и веков. Это великая мудрость, которую постичь может каждый, действительно желающий этого. И помочь себе преодолеть трудности. Освободиться от тяжести и стать свободным. Достичь результатов и быть счастливым.

Проще сказать, что такое эзотерика, следующим образом. Это попытка объяснить сложное строение видимого и невидимого мира и процессов, которые протекают в этих мирах и влияют на человека, его поступки и даже судьбу. Почти все слышали о необыкновенном опыте видоизмененного сознания. На этом принципе построены большинство современных коммерческих практик достижения финансового успеха, практик осуществления желаний человека или формирования событий.

Эзотерические практики направлены на достижения устойчивого расширения сознания человека, которое позволило бы получить более совершенное мировосприятие. В более узком, прикладном смысле все эзотерические учения направлены на изучение внутреннего мира человека, его скрытых возможностей и выработку конкретных приемов для самореализации и духовного развития. Эзотерические течения есть во всех мировых религиях, хотя много и самостоятельных эзотерических систем.

Существуют теоретические мировоззренческие системы, рассматривающие только духовное развитие личности путем накопления специальных знаний и медитативных практик. Есть течения, направленные на достижение конечного результата при помощи обрядов, ритуалов и прочего. К ним относится оккультизм, который предполагает использование магии, обращение к непризнанным силам духов, природных сил и обитателей параллельных миров. Интересное отношение к вопросу, что такое эзотерика, у представителей религиозных систем. Например, есть мнение, что любые эзотерические практики запрещены христианством, а обращение к подобным знаниям или практикам расценивается как тяжкий грех, за который предусмотрены жесткие наказания.

Но подобное отношение церкви не останавливает тех, кто видит в эзотерике средство для решения своих жизненных проблем. Такое положение вещей, на наш взгляд, связано еще и с тем, что официальная церковь налагает жесткий запрет без объяснения реальных возможностей эзотерических практик. Вместе с тем существует огромное количество специфических обрядов, относящихся к так называемой церковной магии, которые доступны для ознакомления и широко применяются. Современному человеку полезно знать ответ на вопрос: «Эзотерика — что это?», так как это возможность больше узнать о своей внутренней структуре, природе и окружающем мире. Зная об эзотерических методах познания, человек не будет бояться совершать ошибки, а проблемы не будут казаться ему непреодолимым препятствием на пути к счастью.

Хотелось бы коснуться темы, которая на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной и в то же время весьма проблематичной, и разобраться в духовном явлении, ворвавшемся в жизнь нашего общества в девяностых годах уже прошлого, двадцатого столетья, и продолжающем смущать многих.

Это всевозможные методы псевдонетрадиционного целительства, экстрасенсорика, различные способы гадания, снятия или наведения порчи, корректировки кармы и открытия чакр, «потомственные целители», «спасители», «провидцы» и «предсказатели», колдуны и маги – все то, что можно отнести к области нецерковной и внецерковной мистики.

В конце прошлого века, когда разрушалась устоявшаяся и казавшаяся незыблемой система государственных, межличностных и духовных взаимоотношений, когда общество бросало «огня да в полымя», из одного кризиса в другой, когда государственная пропаганда официального атеизма полностью изжила себя, обезверившиеся, обнищавшие и несчастные люди с огромной энергией ринулись ко всевозможным народным целителям и провидцам, которые обещали в одно мгновение избавить от всех мыслимых и немыслимых бед, проблем и злосчастий, подарить здоровье, вернуть любимого или любимую, дать богатство и удачу. И лишенные подлинной, благодатной и, самое главное, проверенной двухтысячелетним опытом мистической жизни в Церкви, воспитанные в безверии и бездуховности и истосковавшиеся по вере люди, жившие на одной шестой части суши, бросились в объятия псевдодуховности и псевдомистики. Так в нашу жизнь ворвалось понятие «экстрасенс».

С экрана телевизора, со страниц периодических изданий, с огромных городских рекламных щитов зовут нас и предлагают свои услуги труженики невидимого фронта, стахановцы магических услуг. Наверное, на каждой книжной раскладке можно найти пособия по ворожбе или привороту, а в каждом уважающем себя городе или даже селе есть свой местный экстрасенс. В чем же суть этой внецерковной и нецерковной мистики?

Для того чтобы разобраться в этом, мы должны понять, что такое магия и из какого источника черпает она свои силы. Практикующие маги и экстрасенсы могут долго рассказывать о том, что существуют разные виды магии – черная, белая, зеленая, что силы для своих чудес они берут из неисчерпаемых источников космоса, от древних сил земли. Но важно помнить, что у всей нецерковной мистики один источник и происхождение всей этой мистической силы явно не Божественное. Не Бог, любящий Творец и Промыслитель всего существующего, действует через всевозможных целителей и экстрасенсов. Их источник – древний змий и человекоубийца искони, диавол. Почему? Потому что для того, чтобы Бог вошел в жизнь человека, чтобы его душа озарилась Божественным светом, нужен подвиг со стороны каждого из нас. Необходимо очищение души от грязи греха, требуется подвиг сораспятия себя Христу, нужно прощение, желание стать лучше – это ключи, отверзающие двери человеческого сердца для Божественного Гостя – Христа, Который Один сможет принести покой, радость о Святом Духе, прощение грехов и самое главное – подлинное счастье.

Но экстрасенсы и маги предлагают иной путь, путь духовной безответственности и детерминизма, путь пассивности. От человека требуется только одно – прийти и довериться, т. е. добровольно отдать себя в распоряжение тех сил, которые общаются с экстрасенсом, т. е. в руки диавола. Один, казалось бы, безобидный визит к магу – и ваша душа нараспашку открыта для воздействия злой всеразрушающей воли, для демонического влияния. Но, могут возразить апологеты целителей, ведь существуют многие экстрасенсы и так называемые бабки, которые своих пациентов сразу отправляют в храм, предлагая им сделать то или иное действие – поставить девять свечей, поцеловать пять икон, поисповедоваться и причаститься, и только затем приступают к совершению определенных обрядов. Но давайте задумаемся, для кого и к кому приходит в храм подобный человек – по зову сердца, повинуясь призыву Бога, или по повелению бабки, в надежде на кого теплит он свечи перед образами – на Бога или на бабушку Марию или Шуру. Таким образом, получается, что этот человек, даже приходя в храм, совершает грех – кощунство, смеясь над Богом и подобающую Ему одному славу и надежду воздавая нечестивым служителям сатаны. И посредством этого кощунства, этого греха злые силы получают еще большую власть над душою человека.

Но снова могут послышаться возражения: какое имеет значение, из какого источника получают свою силу маги и колдуны, если они помогают людям, если мы видим реальный результат их действий. Но результат результату рознь. Каждый человек, в поисках духовности забредающий в дебри псевдодуховности, в конечном итоге ищет счастья. Но именно счастья и не могут дать человеку злые адские силы, потому что вне Бога и без Бога не сможет обрести счастье тот, кто сотворен по образу и подобию Божию. Сатана способен дать лишь временную иллюзию счастья, но цена этой иллюзии совсем не иллюзорна – это вечное спасение человеческой души, это отказ от жизни в божественной любви, в конечном счете, это отказ от Бога и возможности по-настоящему любить, а счастья без любви нет и быть не может. Не способны злоба, ненависть и коварство подарить счастье. И потому обманывается и заблуждается тот, кто пытается найти спасение от неприятностей в поисках очередного мага, колдуна, экстрасенса, потому что окончание и логический итог его пути – в мрачных глубинах преисподней бездны.

Наверное, каждый духовник, принимающий исповедь, может рассказать не один десяток случаев, когда итогом, казалось бы, безобидного похода к экстрасенсу становятся искалеченное здоровье и изувеченные судьбы целых поколений.

Но Всемилостивый Господь, любящий каждого из нас, дает нам возможность исправить собственные ошибки, совершенные, может быть, по неведению или по глупости. Для этого нужно совсем немного – попросить у Бога, Которого мы оскорбляем и печалим своими обращениями к магам и сатане, прощения, покаяться в Таинстве Исповеди. Этим действием, своим покаянием, своим обращением к Богу, мы выразим свое желание и дадим Богу возможность войти в нашу жизнь, осиять нас Своею любовью, Своею благодатью, в свете которой исчезают все гнусные дела приспешников падших духов. Бог один силен даровать нам прощение и освободить от груза прошлых ошибок, и Он непременно услышит каждого и поможет! От нас требуется только сделать шаг навстречу Господу, Который ожидает нас с распростертыми объятиями.

213. Здравствуйте! Давно меня волнуют два вопроса. Подтолкнули к написанию слова Натальи Варлей из "Каравана историй". Цитирую: "Я обратилась к батюшке: - Есть ли такое понятие как порча? И как от нее защититься? - Молитва, исповедь, причастие, крест. Кроме того, есть несколько священнослужителей, благословленных церковью на отчитку для снятия порчи". Я оказалась в замешательстве.

Потому что из того, что я читала ранее - поняла, что есть насчет порчи и колдовства:

1. Что нет такого воздействия на человека и верить в это не следует.

2. Что такое воздействие возможно и здесь действительно помогают вера в Бога и молитва, исповедь, причастие и крест.

Мне, кажется, что священнослужителей, "благословленных церковью на отчитку для снятия порчи "быть не может. Эта часть ответа батюшки вообще поставила меня в тупик. Так что все-таки верно?

И второй вопрос: идет по ТНТ шоу "Битва экстрасенсов". И показывают множество подтверждений того, что эти экстрасенсы могут многие вещи, недоступные обычным людям. У всех ли людей, обладающих подобной силой, сила эта дана бесами? Или есть люди, которым способность делать подобные вещи дает Господь? И как их отличить?

И если мирской человек почувствует в себе, что обладает ясновидением, может вылечить боль, воздействовать на других, то как понять, кем это дано - Богом или дьяволом? И можно ли пользоваться таким даром? С благодарностью за Вашу помощь, Мария.

На отчитку от порчи? Что за бред? Хотя какого псевдоправославия сейчас не рождает русским ум!

Что верно? Вы или Ваш восприемник плюнули при крещении на запад в сатану, после Вы повернулись на восток к Солнцу Правды, Христу, только туда и смотрите, а назад оборачиваться и вглядываться во тьму не надо, а то вас ожидает судьба жены Лота.

И, кстати, Вы до сих пор почему не читаете книги по белой магии?

25.12.2010.

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела

213а. Максим Валериевич, по скорости и краткости Вашего ответа осмелюсь предположить, что ответы на заданные мною вопросы Вам совершенно ясны, а такие вопросы вызывают лишь раздражение. Но я-то их задаю, потому что действительно хочу знать, хочу разобраться. Отвечая на Ваш вопрос - нет, я не читаю книг ни по какой магии, и не собираюсь. Также я не состою в секте, МЛМ, не изучаю феншуй, не занимаюсь астрологией, йогой, экстрасенсорикой или магией. И я, честно, не понимаю, чем заслужила такой Ваш вопрос.

Максим Валериевич, если Вам не сложно, пожалуйста, ответьте на эти два моих вопроса. С уважением, Мария.

Спаси нас, Господи Иисусе Христе!

Ага, задело.

А зачем Вы, Мария, смотрите битву экстрасенсов?! Это равносильно, что читать книги по магии и ходить на оргии сатанистов. Это опасное искушение. К тому же вот одно из свидетельств того, что там происходит: Битвы экстрасенсов: ловкость рук или денег?

Зачем смотреть на тьму? Зачем верить обману? И тем более нашему телевидению...

И каких это пор журнал "Караван" стал авторитетным богословским изданием? :-) Ваши предыдущие вопросы именно от того, что Вы засоряли голову информационным мусором. Сейчас надо с осторожностью читать даже православную литературу, точнее, написанную формально православными людьми и лаже священниками. Читайте только те книги, которые имеют разрешение к печати Издательского совета Русской Православной Церкви.

Священник, сказавший такие слова Варлей - неправ. А может быть и Варлей его неправильно поняла, или журналист криво изложил. В первом письме Вы сами правильно ответили на свои же вопросы: вера в сглаз, порчу и силу магии - это суеверие. Действительно, священнослужителей, "благословленных церковью на отчитку для снятия порчи" быть не может. Есть т.н. "отчитка" бесноватых, но она предназначена только для того - для изгнания бесов, но не для снятия порчи и сглаза.

К тому не мало людей относиться к большим сомнением к этой практике, считаю ее больше искупительной, чем полезной. Мое мнение - значительное количество современных т.н. бесноватых - это психиатрические больные. Почему? Здравомыслящие священники замечают, что до "отчитки" эти "бесноватые" спокойно стояли на богослужениях, Причащались, прикладывались к инокам и кресту, пили Святую воду - это не мыслимо для бесноватых.

Также прочитайте книгу протодиакона Андрея Кураева, Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче , приложенную к письму.

26.12.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Текстовая версия телепрограммы

Вед.: Сегодня в Интернете, на телевидении, во многих печатных СМИ можно найти огромное количество объявлений, предлагающих услуги экстрасенсов, биоэнергетиков, магов, ясновидящих. Причем спектр проблем, которые они предлагают решить, довольно широк: от исцеления различных недугов до устройства личной жизни и даже приворота денег и удачи. Почему их так много, и чем они опасны, ― сегодня мы говорим с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игуменом Нектарием (Морозовым). Здравствуйте, отец Нектарий.

Этой «эпидемии» уже не один год и, как мы видим, она не утихает и только, кажется, набирает обороты. Почему это происходит?

Игумен Нектарий: Наверное, здесь можно выделить несколько основных причин. Одна из них заключается в том, что для человека свойственно не удовлетворяться только лишь тем, что может ему предложить материальный мир. Человек инстинктивно ищет решения своих проблем за границами этого видимого мира. Скажем так, для человека в полном смысле слова верующего, церковного совершенно естественно обращаться в молитве к Богу и просить не только о вечном спасении, но и о каких-то своих временных нуждах, потому что без этого наша жизнь обойтись не может. Для человека же, который к Богу по-настоящему не пришел, не обратился, вера еще является некой абстракцией, чем-то, не вошедшим в его жизнь. И вместе с тем его душа настойчиво напоминает ему: «ты слаб, ты ограничен, ты нуждаешься в той помощи, которую люди тебе дать не могут». И вот тут на том пути, который логически должен был бы привести человека все-таки в храм, оказываются расставлены многочисленные ловушки и силки, в которые человек, религиозно неграмотный, закономерным образом попадается. А эти силки и ловушки и есть те самые специалисты очень широкого рынка оккультных услуг. Это и маги, и экстрасенсы, и астрологи, и так называемые «бабки» и прочие, прочие, прочие, вся подобного рода публика.

Почему такой ажиотаж на сегодняшний день у нас сохраняется устойчиво в этой области? Дело в том, что практически все исследователи данной проблемы ― а проблеме этой не год, не десять лет, она периодически возникает на протяжении, наверно, всей истории человечества ― сходятся в том, что все неблагополучные периоды в истории различных государств, мира в целом, обязательно оказываются отмечены всплеском интереса к этой стороне - как раз по той причине, о которой мы говорим.

Отчего возникает, если судить с религиозной, духовной точки зрения тот или иной кризис в стране, в мире? Да от того, что люди забывают о Боге, от Него удаляются как от Источника своего бытия, и это приводит к сбою во всем — в экономике, в политике, в личной жизни конкретных людей, а из личной жизни конкретных людей складывается и жизнь того общества, которое они составляют. И от этого возникает ощущение неуверенности, паники: «Куда идти?». И вся эта масса на самом деле далеких от Бога людей устремляется туда, куда мы говорим. А в нашей стране мы можем наблюдать на протяжении, к сожалению, очень-очень многих лет крайнюю нестабильность и в политической, и в экономической сфере, а отсюда неуверенность людей не только в завтрашнем, но и в сегодняшнем дне. Поскольку, к сожалению, проблемами людей толком никто не занимается, это и толкает их в объятья потенциальных обманщиков и душегубцев.

Вед.: Но ведь мы постоянно слышим о том, что люди, которые называют себя ясновидящими, экстрасенсами, целителями истинными, очень часто обманывают своих "клиентов", оказываются на поверку аферистами. Неужели человек, обращаясь к такому «специалисту», не боится, что его обманут? Почему этот страх отсутствует, почему отсутствует здравый смысл?

Игумен Нектарий: Опять-таки тут несколько причин. Во-первых, на самом деле человек — это существо, которое с завидным упорством склонно повторять свои ошибки. Я как-то раз совершено случайно увидел, как на площадке, для этого специально предназначенной, инструктор обучает щенков немецкой овчарки недоверчивости. Есть такой необходимый навык, который должен быть у служебной собаки, и это делается очень просто: инструктор подзывает к себе щенка, пришедшего с владельцем и, когда тот весело подбегает, он его щиплет. Тому становится больно, он обижается, отбегает. И вот очень интересно, что были щенки, которые не подходили с первого раза, были те, которые подходили один раз, и пережив неприятное ощущение от щипка, больше не подходили, а были те, которые подходили два, и три, и четыре, и пять раз. И оказывалось — что с ними не делай, они все равно будут подходить. Большинство людей, к сожалению, таковы, потому что беспечны, живут, не используя тот опыт, который им предлагает сама реальность, их окружающая. Ну, и плюс, наверное, есть в этом некий элемент сознательного «делегирования ответственности». Когда человек склонен отказаться от ответственности за что-либо, от него очень трудно ожидать разумных действий. Психологи говорят о том, что существует множество различных страхов, фобий у современного человека. Но эти фобии действительно очень различны, и их можно объединить в одну — это страх жить, в принципе. А что самое страшное в жизни? Не страх голода, не страх смерти, не страх каких-то болезней, нет. Это страх отвечать за тот дар бытия, который тебе дал Бог. Конечно, не каждый человек понимает это именно таким образом, но, тем не менее, это так. Есть огромный соблазн кому-то эту ответственность «передоверить».

Когда человек приходит в храм, ему начинают объяснять: «Это действие выполняется с такой-то целью, это ― с такой-то целью…», ― и человек может понять, что он делает. Если же человек приходит к какому-то колдуну, магу, целителю, он ничего не понимает. Он говорит: «Вот у меня такая-то проблема, решите мне ее». Уже само это обращение предполагает, что человек не будет интересоваться, что с ним делают, (и действительно ни один человек не знает, что с ним там делают). Значит, это человек определенного склада: он все равно будет приходить и даже не задумываться о том, что его могут обмануть, и доверяться, и терпеть вред, ущерб, а потом снова пойдет. Причем, может быть, не к этому, а ко второму, к третьему, к четвертому. Потому что мне много приходилось видеть людей, которых передавали, как эстафету: сначала они пришли к бабке, потом к астрологу, потом к какому-то экстрасенсу из какой-то далекой страны, который даже не помнит, как она называется, и прочее, прочее, прочее. В этих блужданиях может наступить момент, который будет критическим, когда и психика человека, и его телесный состав придут в такое состояние, что он уже закономерным образом приблизится к смерти. Таких людей тоже видеть приходится.

Вед.: Но получается, что есть и люди, которые ни при каких условиях не пойдут к магам и целителям?

Игумен Нектарий: Да. Есть люди, которые просто по своему складу не пойдут, и не пойдут именно по той причине, что они считают так: «Если я не понимаю, что со мной будут делать, то я никому с собой делать ничего не дам». Вы знаете, у нас норма в советской медицине была: «Что мне сейчас будут делать?..» — «Больной, это не ваше дело, как вас будут лечить». Это ненормальный подход к процессу излечения. То же самое и здесь. Человек должен понимать. Если он не понимает, он не идет ― если у человека развито критическое мышление. В сущности, те люди, которые попадают в тоталитарные секты, те, кто идет лечиться к экстрасенсам, магам и оккультистам — это люди примерно одного склада. Это люди, не склонные критически мыслить, анализировать и желающие кому-то делегировать свою ответственность за себя и за свою судьбу. Причем потрясающая вещь — люди порой готовы на любой ущерб для себя, даже на ущерб здоровью и жизни, но только бы не отвечать ни за что.

Вед.: Батюшка, но ведь бывают такие ситуации, когда человек на самом деле адекватно их оценивать не может. Я говорю сейчас, вспоминая пример матерей Беслана, которым Григорий Грабовой обещал воскресить их детей. В таких случаях, наверно, трудно требовать от матери какого-то критического подхода. Человек доведен до отчаяния. Может быть, можно как-то себя заранее подготовить?

Игумен Нектарий: В каком бы состоянии человек ни находился, он все равно будет делать то, что ему свойственно. Конечно, Грабовой в той трагической ситуации сыграл самым страшным, самым подлым образом на человеческом горе, на том состоянии, в котором эти люди находились. Но, с другой стороны, если бы до этого страшного эпизода, до этой страшной трагедии у них не было потенциальной готовности обращения к подобного рода шарлатану, то этого бы и не произошло, когда трагедия случилась на самом деле. Поэтому здесь единственный способ не совершить такую ошибку — это иметь совершенно четкое отношение к данного рода рынку, а это именно рынок.

Это коммерция, это рынок, и на самом деле ничего более. Хотя это не всегда аферисты, не всегда шарлатаны, зачастую это люди, действительно обладающие некими возможностями. Но характер этих возможностей — это уже другой вопрос. Я даже сказал бы так: попасть к шарлатану не столь опасно, потому что шарлатан может вытянуть деньги, обмануть, заставить принять какие-то решения, которые не лучшим образом повлияют на жизнь, но он не может причинить человеку непоправимого духовного вреда. А если это не шарлатан, если это настоящий экстрасенс, то есть человек, вольно или невольно отдавшийся служению темным силам, то все будет гораздо хуже.

Вед.: Да, Православная Церковь говорит о том, что самое, наверное, страшное — это навредить своей душе через общение с миром духов или хотя бы через попытку общения с этим миром. Насколько такая опасность реальна, и в чем она заключается?

Игумен Нектарий: Она совершенно реальна. Просто большинство людей, которые обращаются за такого рода помощью, совершенно не думают ни о каком мире духов. Они слышат что-то о космических энергиях, о скрытых резервах самого человека, но не задаются вопросами ― ни что такое эта энергия, ни что такое эти скрытые возможности, а позволяют рассказать себе любую более-менее подходящую к этому случаю историю. На самом же деле мы находимся в неком постоянном пространстве, поле борьбы. Это примерно та борьба, о которой говорил Достоевский, когда говорил о том, что сердце человека — это поле, на котором Бог и диавол борются за душу человека. Но все это не столь просто, не столь однозначно. Не то, чтобы Бог и диавол боролись за душу человека, нет. Бог дает человеку все, что ему необходимо для спасения, а враг хочет его погубить ― так, наверное, было бы сказать правильнее. И когда у человека даже не возникает нравственный вопрос: «Откуда придет помощь?»,― то уже одним тем, что он не делает такого различения, он ставит себя в некую зону риска. А далее, когда оказывается, что он ищет помощи у тех людей, которые свою силу черпают у этой противной Богу, злой, страшной, разрушительной силы, он дает этой силе право в свою жизнь войти.

Почему мы убеждены в том, что подобного рода «чудотворцы» черпают свою силу из такого нечистого источника? По очень простой причине: если говорить о том, были ли истинные чудотворцы в истории Православной Церкви — да, действительно, были, и их было множество, но никто из них не занимался "практикой исцеления". Это просто были люди, которые жили в Боге, и Господь скорее слышал и исполнял их молитвы по причине чистоты их сердца, по причине их близости к Нему. Господь слышит каждого человека, и молитвы каждого человека готов исполнять, но проблема в том, что порою исполнение молитвы человека может оказаться для него опасным. И есть масса людей, молитвы которых нельзя исполнять не только потому, что они просят того, что не на пользу, а просто потому, что они возгордятся, погибнут от тщеславия, да просто даже сойдут с ума. Таких случаев в истории Церкви известно много, когда люди гибли только от того, что им начинало казаться, что они чудотворцы, что Господь все их прошения исполняет. Поэтому Господь и может исполнить просьбу либо человека, к Нему близкого, чистого сердцем, либо того человека, исполнение просьбы которого ему не нанесет вреда. Это как ребенок, которому можно дать лекарство, и оно вылечит ту болезнь, от которой хочет ребенок лечиться, но сам он может принять слишком большую дозу или неправильно его принимать, и погибнет от какой-то другой болезни или последствий приема этого лекарства.

Те же люди, которые занимаются практикой целительства сегодня, если посмотреть на их жизнь,— это не праведники, не святые, не отшельники, не безмолвники, не столпники. Это люди, которые в своей повседневной жизни совершают очень многие грехи, проступки. Дело не в том, что я их в чем-то обвиняю и говорю, что они хуже всех остальных. Да нет, они могут быть и не хуже, но и не лучше. И тогда возникает вопрос: откуда у них этот удивительный дар? Если же взять последствия такого рода обращения, то мы видим, что они оказываются очень разрушительными. Порою человек приходит к экстрасенсу с язвой, проходит какое-то количество лет после полученной «помощи» ― и он умирает от рака желудка. Бывает так, что совершенно разрушается жизнь семьи, которая сложилась благодаря каким-то приворотам и отворотам. Бывает, что в таких семьях происходят страшные события, причина которых совершенно непонятна ― например, муж вдруг взял и выбросился из окна, а жена взяла и открыла газ... И никто не может понять, что было отправной точкой того процесса, который потом полностью разрушил и семью, и личность.

Но бывает и так, что ничего столь страшного видимым образом не случается, однако происходят вещи еще более страшные: человек в своей жизни проходит мимо Бога. Потому что отчего Господь посылает нам болезни, скорби, какие-то тяжелые обстоятельства? — Оттого, что это для нас, неразумных, является поводом к Нему обратиться. И вот, как я уже говорил, человек двинулся определенной дорогой, и вдруг у него на пути появился кто-то и говорит: «Не надо туда ходить, я сейчас тебе все решу». И «решается» проблема без покаяния и без изменения сердца человека, и человек так и не приходит к Источнику бытия, счастья и спасения. Это даже еще страшнее, чем какие-то видимые последствия такого обращения.

Вед.: Тем более ведь часто, придя к какому-то экстрасенсу или ясновидящему, человек видит вокруг себя христианскую атрибутику — иконы, свечи, Распятие. Ему трудно узнать в этом целителе, к которому он пришел, шарлатана или мага, который может нанести вред его душе. В таких случаях на что он должен обратить внимание, о чем задуматься?

Игумен Нектарий: Ну, прежде всего, что касается атрибутики — это совершенно естественная вещь, потому что мы живем в стране с очень глубокими и древними православными корнями, и поэтому людям, которые занимаются оказанием подобного рода услуг, в общем-то, понятно, что на этом можно прекрасно сыграть. Хотя есть другой, скажем так, «пласт» специалистов такого рода, которые понимают, что есть огромная тяга, условно говоря, к некому Востоку, и ничего об этом Востоке не зная, они окружают себя какими-то атрибутами восточной религиозной мистики. Это могут быть курящиеся палочки, определенные звуки, определенные позы, одеяния и прочее. На что нужно смотреть для того, чтобы не обмануться? Опять-таки на то, о чем говорим мы: чего человек ищет прежде всего? Исцеления своей души, источник бедствий своей жизни? Если человек начинает его настойчиво искать, он понимает, что этот источник — его отступление от Бога, и даже непомышление о Нем. По большому счету, нужно не забывать о том, что необходимость анализировать и критически мыслить — это то, что должно быть присуще абсолютно каждому разумному, ответственному за свою жизнь человеку. И вот эти небольшие предосторожности, критическое мышление, анализ — они уже позволят избежать подобной беды.

Вед.: Батюшка, а что делать, если, например, я узнаю, что какой-то мой близкий человек собирается обратиться к такому целителю, допустим, и я пытаюсь объяснить, что «ты можешь навредить своей душе», я пытаюсь для него найти какие-то слова. а он говорит: «Нет, это не важно, самое главное, чтобы мне сейчас помогли, самое главное, чтобы у меня перестало болеть». Как быть, какое "последнее слово" для него найти?

Игумен Нектарий: Апостол говорит о том, что разумных надо спасать разумными доводами, а тех, кто очевидно неразумен, надо спасать страхом. То есть если человек не боится духовных последствий, мы можем объяснить возможность последствий чисто физических, о которых мы говорили уже раньше. Если этот человек живет в современном мире, он представляет себе, что такое заключение сделки или какого-то договора. Например, людям приходится продавать и покупать квартиру, масса бывает каких-то юридических моментов. И вот если человек не прочитал договора о предоставлении тех или иных услуг, он, как правило, его не подписывает. А здесь человек идет и подписывает договор, предметом которого является он сам, а что в этом договоре, какие последствия — он понятия не имеет. Прежде, чем пользоваться лекарством, следует прочитать прилагающуюся к нему бумажечку, аннотацию, в которой написано, каковы могут быть побочные последствия приема этого препарата. И надо человека ознакомить, если он нигде мне ознакомился, каковы могут быть последствия. А дальше остается только за него помолиться и надеяться, что он сделает правильный выбор. Хотя в конечном итоге это будет зависеть от самого человека. И каждому человеку обязательно Бог даст по его сердцу. Если человек ищет быть искушаемым, он будет искушаться и падет в этом искушении. А от нас зависит только сделать то малое, что мы можем.

Вед.: Бывает так, что человек сам в себе ощущает какой-то необычный дар: он либо предвидит какие-то события, либо чувствует, что может лечить или как-то воздействовать на других людей. Что он должен в таком случае делать, как к этому относиться, и как помочь ему разобраться, от кого этот дар — от Бога или с противоположной стороны? Существует мнение, что диавол не может подавать никаких дарований.

Игумен Нектарий: Нужно, наверное, не имея опыта самостоятельного различения подобных даров, обращаться к опыту, уже существующему. Для нас, верующих людей, таким опытом, точнее, сокровищницей опыта является огромная библиотека святоотеческих творений. И при всей разности, при всем различии тех ситуаций, которые описываются и в житиях святых, в различных Отечниках и Патериках, можно увидеть нечто общее. Когда святым давался дивный дар чудотворения, исцеления немощствующих, изгнания нечистых духов, большая часть этих святых, за редким исключением, этого дара бежали, просили, чтобы Господь у них дар отъял. И более того, были святые, у которых по их молитве Господь этот дар отнимал. Почему? Потому что они знали, насколько легко даже Божиим даром прельститься, насколько легко пасть.

Почему апостол Петр сначала идет по воде, а потом начинает тонуть? Говорят, просто потому, что он усомнился. А усомнился в чем, если копнуть поглубже? Он не усомнился вступить на бушующую воду, пошел по ней. Значит, у него хватило веры, чтобы это сделать. Но, как некоторые толковники объясняют, в какой-то момент он забыл, что идет по воде только лишь силой Божией, подумал, что он идет сам. А как только он подумал, что идет сам, в этот момент он уже усомнился и начал тонуть.

То же самое происходит, и очень легко может произойти, с любым человеком, который получил от Бога какой-то дар, поэтому святые этих даров боялись. Но что такое святой человек? Это человек, который стяжал эту святость, эту чистоту долговременным подвигом, долговременным вниманием к себе, отсечением всех гордых, тщеславных, нечистых помыслов и движений сердца. А имеем ли такой опыт мы? Имеем ли мы опыт подобного рода борьбы, подобную же сердечную чистоту? Нет, не имеем. И поэтому, если этот дар (даже не будем разбираться, откуда он) у нас появляется, конечно, он очень скоро может нас погубить.

Что касается дара, я не думаю, что его будет давать человеку, не готовому к этому, именно Господь, потому что Он заботится о человеке и не хочет для него ни погибели, ни какого-то искушения. Тогда это действительно некое искушение от врага, а враг не может творить подлинных чудес. Но, тем не менее, он имеет ту силу с отрицательным знаком, которая может создавать иллюзию чудес. Он ничего не может создать по-настоящему, он ничего не может сотворить. Но приставить к чему-то заплатку, так образно, примитивно говоря,— да, конечно же, может.

Но это могут быть и естественные способности человека. Какие? Не какие-то загадочные «резервы», о которых говорят экстрасенсы, а, скорее, это некая тень утраченного, потому что первозданный человек был прекрасен, он был совершенен. И ему были присущи очень многие возможности, которые уже не присущи нам сейчас. Наверное, самое главное изменение, которое произошло,— это утрата способностей душой человека. Вот мы читаем в Писании, что после грехопадения наших праотцев Господь сделал для них кожаные ризы, и они стали их и нашим достоянием на всю оставшуюся жизнь. Безусловно, это не кожные покровы, которые, видимо, и первоначально присутствовали у человека. Это и не шкуры диких животных, которыми человек себя покрыл, чтобы не бояться холода. Эти кожаные ризы, по толкованию многих святых отцов, - некая "отгороженность" от духовного мира. Почему? Потому что в своем падшем состоянии человек гораздо скорее вступил бы во взаимоотношения с миром падших духов, нежели с миром духов светлых. И все-таки повышенная чувствительность души у некоторых людей сохраняется. Это как какая-то очень тонкая мембрана, которая улавливает колебания происходящего, но эти колебания бывают очень неясными, нечеткими. И опять-таки - пережив, как сбывается то, что ты предчувствовал или видел во сне раз, другой, третий, очень легко этим обольститься, очень легко повредиться. А враг находится где-то рядом, и он уже готов взять человека, ему поверившего, и повести куда-то за руку. Даже не ему поверившего, а просто поверившего себе. Потому что это одинаково — что верить себе, что верить врагу — для него это одно и то же.

Бывает так, что мы чувствуем, что что-то происходит с близким нам человеком. Чувствуем почему? Душа наша это ощущает. Но лучше всегда не доверяться этому чувству, а хотя бы позвонить и спросить. И даже если это подтвердится, не считать в следующий раз, когда мы вновь что-то почувствовали, что так оно и есть. Опять-таки ведь были подвижники в истории Церкви, которые начинали видеть сны, слышать какие-то голоса, и это сбывалось, реализовывалось. А потом они вдруг в какой-то момент бросались в пропасть, накладывали на себя руки или каким-то другим способом кончали очень бедственно свою жизнь.

Вед.: Если человек все-таки мучается тем, что, отказавшись от своего дара, он не поможет кому-то другому, как его можно утешить или немножко изменить его сознание?

Игумен Нектарий: Опять-таки такой страх, такое неверие — это отсутствие надежды на Бога, потому что у Бога очень много способов человеку помочь. А считать, что именно через наши некие непонятные нам способности Он эту помощь готов оказать — на самом деле это большая гордость и большое неразумие. У нас есть руки, у нас есть ноги, у нас есть силы ― и это то, что мы реально можем положить на служение своему ближнему, и в последствиях такого служения можем быть более или менее уверены. А если это какие-то неведомые нам самим силы, откуда мы можем знать ― эти силы созидают или разрушают? Или сначала созидают, а потом разрушают? Не знаем. Поэтому не стоит, не зная самим, своим незнанием губить другого человека. Потому что если говорить о медицине, один из ее основополагающих принципов — «Не навреди». А как ты можешь быть уверен, что ты не навредишь, когда ты оперируешь тем, что даже твоему сознанию неподвластно?

Мне пришлось не так давно общаться с одним бывшим экстрасенсом. Это чудно звучит: «бывший экстрасенс», уже само по себе наводит на мысль, что это некая «профессия», которую человек приобретает, а потом может ее оставить. И это был достаточно искренний, откровенный человек, который как раз говорил о том, что он очень хорошо понимал: то, что он делает,— это просто зарабатывание денег, эксплуатация того, что он сам в себе не понимает до конца. И эта мысль все больше угнетала его и, в конце концов, настолько измучила его совесть, что он отказался от того, чем занимался. К сожалению, такая честность, искренность и готовность последовать велению совести — большая редкость. Но есть еще один момент: он ощущал опасность того, что он делал, потому что действительно не знал источника этой силы, этих зарождающихся способностей. А надо сказать, что то, что приходит от Бога, всегда мирно и спокойно, и у человека нету ни страха, ни трепета, ни дрожи. Наоборот, ощущение мира. А "сила", которая приходит от врага, и "помощь", которая от него приходит, всегда сопряжена с чувством беспокойства, немирности, возбуждения, экзальтации. Но опять-таки по-настоящему различать это могут люди с навыком к различению добра и зла, к различению духов, как говорит один из апостолов. Нам же, обычным немощным людям, лучше просто помнить, что все, что от Бога, Господь нам обязательно даст Сам, а неизученные способности человека или «космические энергии» — это то, во что рядится враг для того, чтобы нас обмануть.

Беседовала Инна Стромилова

О. Борис, скажите, есть ли верующие целители или таких не бывает? Многие из них, например, используют в своей практике православную атрибутику: иконы, молитвы, свечи. Как Церковь относится к такого рода их действиям?

Экстрасенсорные способности действительно в зачатке могут быть свойственны человеку. Но современный человек находится не в том состоянии, в каком его сотворил Бог. Природа его искажена грехом. И то, что в райском состоянии было прекрасно, в состоянии греховности идет не на пользу, а во вред.

Можно ли как-то определить, является ли человек серьезно верующим, то есть принимающим веру Христову всем сердцем и старающимся ее исполнять? Много людей, верующих лишь ритуально: они знают какие-то молитвы, могут выполнять какие-то обряды, но Христос и духовная жизнь для них - не родное, чужое. Благодатной духовной жизни у них нет, они не могут мыслить по-христиански, не могут чувствовать по-христиански, не могут жить по-христиански (я сейчас говорю не о моральной стороне, а о духовной).

Мне приходилось серьезно разговаривать с людьми, которые занимаются лечением такими методами. У них духовная жизнь всегда построена неправильно: либо полное отсутствие смирения и любви, либо высочайшее самомнение, либо что-то еще. Да, грехи есть и у тех, кто живет духовной жизнью, но христиане понимают, что грех - это плохо, и с ним борются. Вот, например, понятно, что пьянство - это грех. Есть алкоголики непросыхающие, а есть те, которые споткнулись, упали, но борются со своим алкоголизмом, стараются не пить. Один человек выпьет больше, чем нужно, и понимает, что это грех. Другой же пьет и считает это нормальным. Поэтому когда мы говорим, что человек - христианин, то это значит не то, что он непогрешим, а то, что у него есть четкие критерии: вот это по-христиански, это хорошо, а вот это грех.

В России в XIX веке такое понимание было нормой жизни - конечно, были грешники, грешили, но каялись; христианство было идеалом, и люди понимали, что нормы они не соблюдают. Сейчас то, что раньше считалось грехом, считается доблестью. И люди с таким искаженным пониманием норм от Бога очень далеки, и, по сути, им очень плохо. Они услаждают себя вином, развлечениями или всякого рода телесными удовольствиями, но делают они это именно потому, что им очень погано жить. Я помню из нашего коммунистического прошлого один пример, когда в нашу страну, в СССР, приезжала одна американка - негритянка, лидер американских комсомольцев Марина Владис. Почему я ее запомнил? Она очень здорово объяснила, почему занимается свой партийной работой: "Потому что когда я одна - мне плохо. Только когда я работаю и нахожусь рядом с людьми, мне становится хорошо. А если я этого не делаю, мне ужасно плохо". Она сказала то, что многие испытывают, но стесняются сказать. Теперь об атрибутике. Действительно, многие экстрасенсы пользуются православной атрибутикой. Спрашивается, зачем? Чтобы им больше верили: если есть иконы, святая вода, свечи, то подразумевается, что это связано с Богом; вроде бы, у них так же, как в Церкви. Но им православная атрибутика нужна только для украшения помещения, для того чтобы имитировать духовность и для создания атмосферы большего доверия. Они используют и молитвы: "Отче наш", например. Но ведь одно и то же слово можно сказать с разным смыслом: можно сказать как просьбу, а можно сказать так, что никакой просьбы не будет и в помине (как заклинание, например), обращения души к Богу не будет. Я ведь тоже могу прочитать, если мне напишут русскими буквами, что произносить - и на китайском языке, и на арабском, но я не буду понимать, что я прочитал.

- Но ведь многие экстрасенсы отправляют человека в церковь…

Если они общаются с душой человека, который находится в состоянии полнейшего духовного истощения, то они при взаимодействии с ним и сами себя истощают. Давайте вспомним такой хороший русский пример - Бабу Ягу. Когда к ней приходили люди, то, прежде чем их съесть, она их покормит, напоит, спать уложит, в баню сводит, а потом - "ням-ням". Зачем же ей кости-то глодать? Сытый и чистенький повкуснее будет. И здесь действует тот же принцип. Когда человек сходит в церковь, духовно очистится, причастится, освятится благодатью Божией, тогда с ним можно работать, можно из него уже и энергией напитаться.

- Энергия, энергетика - любимые термины людей, общающихся с экстрасенсами. Энергия как таковая существует?

Конечно, существует. Я могу говорить только о духовной стороне. Почему, например, бабушка утром идет в церковь натощак, не поевши, а обратно бежит бегом так, что всех обгоняет? Разве она уже позавтракала? Нет, она помолилась, с Богом пообщалась, и теперь сил у нее гораздо больше. Или вот старушка стоит в церкви два часа, не присядет. А молодые, стоящие в той же церкви, уже все измаялись, с ноги на ногу переминаются, сил у них нет. Так бабушка-то с Богом общается, ей интересно, а "захожане" лишь время отбывают. Есть разница? Когда православный человек заболевает, он понимает, что надо обязательно сходить к врачу, но и церковь тоже обязательно надо посетить. Если беда, то сначала к Богу забеги, с Ним побудь, а потом иди дальше. Это нормально.

Часто люди боятся всяких сглазов, порчи, косых взглядов. Однако если у меня на руках нет никаких ран, царапин, то я могу в руки брать что угодно. Если же руки в ссадинах, а я возьму, например, навоз, то в раны попадет грязь, они воспалятся и начнут болеть, и можно остаться без рук. Так и здесь. Собака в первую очередь кусает того, кто ее боится. И в духовной жизни действует подобное. Если человек боится порчи, сглаза и действия нечистой силы, то он быстрее станет мишенью для всякой нечисти. А когда человек старается жить с Богом, молится, читает Евангелие, старается волю Его исполнять, причащается, то ему наплевать на все эти козни темных сил. Когда человек принимает Крещение, то, прежде чем креститься, он плюет в сторону дьявола, отворачивается и говорит: "Я тебя не знаю и знать не хочу, ты меня не интересуешь".

На кого все это может действовать? Приведем простой пример. Если ребенок идет с папой или с мамой за ручку, то разве укусит его собака или обидят хулиганы? Наверное, нет. А если он будет капризничать, убежит вперед, то его и собака может укусить, и хулиган побить. Когда мы стараемся быть рядом с Богом, нам никто и ничто не страшны. Неужели есть кто-то сильнее Бога? Конечно же, нет! А если мы от Него ушли?

Действительно, без Божией защиты в мире греха жить опасно, но для христианина все эти козни врага опасности не представляют.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.