Какие намазы вслух и про себя. Тот, кто совершает намазы за имамом читает суры шепотом про себя

В одном из благородных хадисов Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

صلّوا كما رأيتموني أصلّي

«Молитесь так же, как вы видели молящимся меня». (Бухари)

Этот и подобные ему хадисы являются основой, на которую опираются учёные-факихи в вынесении любых решений касательно намаза. Любое шариатское решение относительно тех или иных действий и методов совершения намаза имеет под собой основание в виде благородных хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

А других - про себя, также имеет основу - действия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Ученый шафиитского мазхаба Сулейман аль-Буджайрами (да смилуется над ним Аллах) в своем «Хашияте» пишет что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вначале пророческой миссии читал Коран вслух во всех намазах. Когда же многобожники начали издеваться и оскорблять Аллаха и Его посланника был ниспослан аят:

وَلَا تَجْهَرْ بِصَلَاتِكَ وَلَا تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَٰلِكَ سَبِيلًا

«Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом а выбери среднее между этим». (сура аль-Исра).

После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал читать Коран во время намазов дневного и предвечернего про себя, а в остальных намазах вслух.

Что мы имеем в виду под чтением намаза вслух и про себя?

Чтение намаза вслух - это чтение суры аль-Фатиха в первых двух ракаатах намаза - будь то четырёхракаатного, трёхракаатного или двухракаатного - таким образом, чтобы тот, кто стоит рядом, слышал твоё чтение.

Что касается чтения намаза про себя, то это чтение аль-Фатихи таким образом, чтобы его слышал лишь тот, кто его читает.

Какие обязательные намазы читают вслух, а какие нет

К обязательным намазам, которые желательно читать вслух, относятся:

  1. вечерний намаз (магриб),
  2. ночной намаз (иша),
  3. утренний намаз (субх),
  4. пятничный намаз (джума).

К обязательным намазам, которые желательно читать про себя, относятся:

  1. обеденный намаз (зухр),
  2. послеобеденный намаз (аср).

То есть намазы, совершаемые в дневное время суток, читают про себя, а в ночное время суток их читают вслух. Ночное время суток - это промежуток времени между заходом и восходом солнца.

Какие желательные намазы читают вслух, а какие нет

Желательные намазы также делятся на два вида: те, которые читают вслух, и те, которые читают про себя.

К желательным намазам, которые желательно читать вслух, относятся:

  1. оба пятничных намаза (ид аль-фитр и ид аль-адха),
  2. намаз просьбы о дожде,
  3. намаз затмения луны - неважно, после восхода солнца произошло затмение или ночью,
  4. таравих,
  5. витр, который совершается в месяц Рамадан.

А все остальные намазы, будь то намаз-зуха или желательные намазы, которые совершаются до или после обязательных намазов - читают про себя.

К исключению относятся желательные намазы, которые не обусловлены ничем, их называют сунна-мутлак. То есть это намазы, которые можно совершать в любое время суток, кроме в которые их нежелательно совершать. Намерение на такой намаз делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный желательный намаз». И когда эти намазы совершают в ночное время суток, то есть после захода солнца до его восхода, то желательно читать их иногда вслух, а иногда про себя.

Что касается возмещаемых намазов, то их тоже можно разделить на обязательные и желательные .

При возмещении обязательных намазов необходимо обратить внимание на время, когда их возмещают. Любой обязательный намаз, который возмещают в дневное время суток, читают про себя, а намаз, возмещаемый в вечернее время суток, читают вслух.

Например, если человек возмещает ночной намаз днём, то он читает его про себя, а если он возмещает обеденный намаз ночью, то его он читает вслух.

Что касается желательных намазов, то их можно разделить на два вида:

  1. те, которые желательно читать вслух, не принимая во внимание время их возмещения. Это оба праздничных намаза, таравих, витр в месяц Рамадан - их желательно читать вслух - как совершая своевременно, так и возмещая, в какое время суток их бы ни возмещали;
  2. те, которые желательно читать про себя, вне зависимости от того, в какое время их возмещают. Это желательные ратибат-намазы, которые совершаются до и после обязательных намазов, а также намаз-витр, совершаемый вне второй половины месяца Рамадан.

Да одарит Аллах нас пониманием религии и неуклонным следованием ей, амин!

Подготовил: Муса Багилов

Материалы

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал молитвы, совершаемые в ночное время суток вслух, а в дневное, про себя. Т.е. молитвы: фаджр, магриб и иша он читал вслух, а зухр и аср про себя. Нет в этом разницы между обязательными и добровольными молитвами, т.е. любая молитва в ночное время, читается вслух, а в дневное, про себя.
Шейх Ибн Баз говорил:
"Что касается дневных намазов, как духа намаз, или сунан рауатиб, намазы зухр и аср, то Сунной является чтение этих молитв про себя" . См. "Фатауа Ибн Баз" 11/207.
Исключение из молитв, совершаемых в дневное время, но читающихся слух : пятничная молитва, праздничные молитвы Фитр и Адха, молитва по поводу дождя (истискъа) и молитва по поводу затмения солнца или луны. См. "Асль сыфату-ссаля".
"Большинство ученых считает, что читать вслух те молитвы, которые читаются вслух и читать про себя те молитвы, которые читаются про себя, из Суны молитвы (т.е. не уаджиб)! Однако ханафиты склонились к тому, что уаджиб читать вслух те молитвы, которые читаются вслух и уаджиб читать про себя те, которые читаются про себя". См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 16/188.
Ученые Постоянного комитета говорили: “Установлено, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал вслух два рак’ата в утренней (фаджр) молитве, первые два рак’ата в вечерней (магъриб) молитве и ночной (‘иша). И чтение вслух в этих молитвах является Сунной. И это узаконено для его уммы, которые должны следовать примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха), как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (аль-Ахзаб 33: 21). А также установлено от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Совершайте молитву так, как вы видели совершающим ее меня!» Однако если человек прочитает про себя в тех местах, где читается вслух, то он является тем, кто оставил Сунну, но молитва его по этой причине не нарушена!” См. “Фатауа аль-Ляджна” 6/392.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Чтение вслух в тех местах молитвы, где читается вслух, не является обязательным (уаджиб), но это является желательным. И если человек прочитал про себя то, что должен был читать вслух, то его молитва не нарушена! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нет молитвы у того, кто не прочитал Фатиху», и он не связал это чтение с тем, чтобы это было вслух или же про себя. И если человек прочитает то, что ему уаджиб читать вслух или про себя, то он выполнил свою обязанность. Однако лучше и это является Сунной, читать вслух два первых рак’ата в молитве магъриб и ‘иша, а также утреннюю молитву, молитву джуму’а, ‘Ид, молитву истискъа (о ниспослании дождя), тарауих и тому подобные молитвы, в которых читается вслух. И если человек, будучи имамом, сознательно прочитает про себя молитву, то его намаз действительный, однако не полноценный. А что же касается того, кто молится один, то он может выбрать, как ему читать - вслух или про себя. Пусть обращает внимание на то, какое чтение для него лучше и придает ему смиренности”.
См. “Нура ‘аля ад-дарб” № 218, «ас-Саля».
Имам аль-Касани говорит: "Что касается добровольных молитв, то если это дневные, то они читаются скрыто, а если ночные, то он выбирает сам как читать: вслух или про себя. Но вслух лучше, поскольку добровольные молитвы подобны обязательным и имеют такой же хукм".
См. "Бадаи" ас-санаи"" 1/161.

Также в известной книге "Маусу"атуль-фикъхия" 25/281 в разделе "Что желательно и порицаемо в Сунан ар-рауатиб?" сказано: "Желательно читать тихо, если нафиля совершается в дневное время, и он выбирает сам между чтением вслух и про себя, если совершает в одиночку молитву в ночное время. Но вслух читать лучше, при условии, чтобы он не отвлекал других".

Когда шейха Ибн База спросили о чтении вслух молитву Духа, он сказал: "Молитва Духа читается про себя, а также зухр и аср, все эти молитвы про себя. Но если женщина или мужчина прочитают вслух молитву Духа, нет в этом проблем, поскольку чтение вслух и про себя - это Сунна и не харам, и не уаджиб. Если он прочитает вслух дневную молитву и про себя ночную, то молитва действительна, однако это противоречие Сунне. Сунной является чтение про себя Духа или зухр и аср, и слух чтение ночных молитв, как первые два рака"ата в магриб и иша, а также два рака"ата утренней молитвы. Также и пятничная молитва, молитва Ид, молитва по случаю испрашивания дождя читаются вслух, даже если и совершаются в дневное время. А что касается добровольных молитв, то они читаются тихо в дневное время, как зухр и аср, и вслух в ночное, как два первых рака"ата в магриб и иша и молитве фаджр...".
Сл. "Фатауа Нурун "аля ад-дарб".

Вопрос: Если имам в молитве, которую надо читать по себя, прочитал Фатиху вслух, например в Зухре или Асре, и ему напомнили об этом стоящие позади него, должен ли он сделать суджуд-саху после этого? И к какой категории это относится, добавлению к намазу или же к упущению в нем?
Ответ: Суджуд-саху в описанном случае необязателен, так как максимум что он сделал, так это оставил сунну, а она заключается в том, чтобы читать этот намаз про себя. Тогда как из сунны является также то, чтобы имам иногда читал вслух так, чтобы его слышали, что ясно пришло в хадисе от Абу Катады, да будет доволен им Аллах, приводимом в сборниках аль-Бухари и Муслима, то что пророк, мир ему и благословения Аллаха, иногда читал вслух аят в намазе, который читается про себя. По этой причине он не обязан совершать суджуд-саху в этом случае, однако если совершит, то не проблема. И если он совершит, то место суджуда-саху в данном случае будет после саляма, так как чтение вслух является добавлением, но если совершит до саляма, то тоже не проблема. (Маджмуъ фатауа уа расаиль 14 том, глава "Саджха-саху" №667)

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1.

Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!

Тахаджуд намаз - намаз, который совершается после Иша намаза и до появления зари. Ночной тахаджуд-намаз , который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих . Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр. Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамазан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Корана с тем, что бы полностью прочитатьКоран за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Коран самому в этот месяц.

Порядок совершения таравих намаза

Это в разных мечетях по разному. Поэтому, если вы хотите прочитать таравих намаз, спросите у имама мечети как они читают. Давайте посмотрим какие могут быть варианты.

  • Количество ракаатов. Может в сумме 8 или 20 читаться. Это зависит от масхаба. Ниже есть подробнее описание причины.
  • Количество ракаатов в каждом намазе. Намаз таравих совершается по 2 раката или по 4.

Если читатется по 2 раката, то ничем не отличается от фарда фаджр намаза. У нас на сайте есть подробная инструкция по тому, как его читать. Перейдите по ссылке . Если читатется по 4 ракаата, то читается как начальные 4 ракаата сунны обеденнего, но с джамааатом стоя за имамом. Ниже немного опишем все это. На самом деле, ничего сложного нет, т.к. все почти всух читается при совершении таравих намаза. Просто повторяете за имамом.

Между каждыми 2 или 4 ракатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Коран.

Как читать 2 раката

  1. Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.
  2. Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.
  3. Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях....
  4. Произнесите суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы — хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.
  5. По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».
  6. Поднимитесь из руку и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».
  7. Далее склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».
  8. Из саджда перейдите в сидячее положение.
  9. Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».
  10. Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.
  11. Закончив чтение Корана, склонитесь в руку. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, — вплоть до второго саджда.
  12. После второго саджда сядьте и произнесите « Аттахийату...», « Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.
  13. Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?

Можно читать 8 ракатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракатов для Таравих намазов. Хафиз Ибн Абдульбаррсказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).

В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночи Рамадана?», - ‘Аиша ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов”. аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз.

Награда за Таравих намаз

В хадисе говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 37, Муслим 759). Имам аль-Баджи сказал : “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается : “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты - посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

С чего начать женщине выполнение намаза? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понять, что такое намаз, как его читать, узнать порядок совершения намаза для женщин.

Намаз – важнейший столп исламской веры, одно из пяти понятий, определяющих саму суть религии. Каждый мусульманин и мусульманка обязаны выполнять намаз, ведь это – само поклонение Всевышнему, молитва Ему и знак того, что верующий полностью покоряется Господу, отдает себя Его воле.

Совершение намаза очищает человека от грехов, помогает осветить его сердце светом добра и правды. По сути дела, намаз – это непосредственное общение человека с Господом. Вспомним, как говорил о намазе пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха):

«Намаз – это опора религии. Кто оставляет намаз, тот разрушает свою религию».

Для мусульманки намаз – способ очистить душу от греховных мыслей, от свойственного людям стремления к порокам, от накопившегося на душе зла. Намаз необходим не только мужчинам, но и женщинам. Однажды Пророк Мухаммад (салаЛлаху-алйхи-уас-салям) обратился к своим сподвижникам: «Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете купаться в реке, что течет у вас перед домом?». Те отвечали Пророку: «О Посланник Аллаха, никакой грязи не останется». Пророк промолвил: «Это и есть обязательные намазы, которые совершает верующий, и посредством этого Аллах смывает у него грехи, как эта вода смывает грязь».

В чем состоит ключевая, даже критическая для мусульманина важность намаза? Дело в том, что по намазу в Судный день Господь будет определять ценность человека для Себя, будет рассматривать его земные поступки. И Аллах не делает различий между мужчинами и женщинами.

Известно, что многих мусульманок страшит само начало совершения намаза, потому что они не знают, как правильно его делать. Это ни в коем случае не может стать препятствием на пути женщины к исполнению ее обязательств перед Господом. Не выполняя намаз, женщина лишает свою душу покоя, умиротворения, она не получает щедрых наград от Аллаха. Ее семья не будет мирной и благополучной, и она не сможет воспитывать своих детей по нормам ислама.

Как правильно выполнять намаз женщинам?

Прежде всего, нужно узнать, что такое солят, сколько существует обязательных намазов и какое количество ракатов в них входит.

Солят – это молитва, обращение к Аллаху, намаз. Существуют фард-намазы, сунна-намазы, нафиль-намазы. Важнейшим этапом на прямом пути Аллаха является чтение фард-намаза, обязательного для каждого мусульманина.

Ракатом принято называть порядок выполнения определенных действий при намазе. В рассветный аль-Фаджр входит 2 раката, в полуденный (аз-Зухр) – 4 раката, в послеполуденный – 4 раката, в вечерний – 3 раката. На ночной намаз выделяется 4 раката.

В ракат входит один руку (так в Исламе называется поясной поклон), а также два сажда – так называют земные поклоны. Чтобы начать выполнять этот намаз для начинающих женщин важно как можно скорее заучить наизусть суры и дуа, используемые при выполнении намаза, научиться ракатам и порядку их выполнения. Нужно знать не меньше 3 коранических сур, около 5 дуа и . Кроме того, женщине предстоит научиться выполнять вуду и гусль.

Выполнению намаза начинающую женщину может обучить супруг или родственники. Можно также воспользоваться обучающими видеозаписями, которых много в Интернете. С помощью видео мусульманка наглядно увидит действия при намазе, их последовательность, узнает порядок чтения дуа и сур, научится держать руки и тело в правильном положении. Стоит помнить слова аль-Лукнави: «Многие действия женщины во время намаза отличаются от действий мужчин…» («Ас-Сиая», том 2, стр. 205).

Намаз для начинающих из двух ракатов

В рассветном намазе аль-Фаджр содержится всего лишь два раката, поэтому его нельзя назвать сложным. Кроме того, такой намаз применяют при выполнении дополнительной молитвы.

Порядок совершения рассветного намаза для женщин общий для всех мусульман. Основным различием между мужским и женским Фаджр-намазом является положение конечностей. Для правильного выполнения этой разновидности намаза, женщине нужно не просто произносить суды и дуа на арабском языке, но и обязательно понимать, какой смысл в них вложен. В этой статье мы приведем порядок совершения намаза с переводом сур. Конечно, если бы женщине удалось привлечь к заучиванию сур преподавателя арабского языка, это был бы идеальный вариант. Но, при отсутствии такового, можно воспользоваться обучающими программами. Важнейшим моментом является верное произнесение всех слов на арабском. Чтобы начинающей женщине было проще, мы привели суры и дуа в перекладе на русский язык, хотя, конечно, подобный перевод не может в полной мере отразить произношение слов.

Первый ракат намаза

Перед исполнением намаза женщина должна добиться полной ритуальной чистоты. Для этого делаются гусль и вуду – так в Исламе называют две разновидности ритуального омовения.

Тело женщины должно быть почти полностью скрытым. В открытом состоянии остаются лишь кисти рук, ступни и лицо.

Встаем лицом к Каабе.

Сообщаем Аллаху сердцем о том, какой именно намаз мы собираемся осуществить. Например, женщина может прочесть про себя: «Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 раката фарда сегодняшнего утреннего намаза».

Поднимаем обе руки, таким образом, чтобы подушечки пальцев достигли уровня плеч. Ладони должны быть повернуты к Каабе. Произносим начальный такбир: «Аллаху Акбар». При Такбире женщина должна смотреть на то места, которого коснется ее голова при осуществлении земного поклона. Руки удерживаем у груди, пальцы располагаем на уровне плеч. Ступни должны располагаться параллельно с расстоянием примерно в одну ладонь без большого пальца

Произнеся Такбир, складываем руки на груди. Правая кисть при этом должна лечь на левую кисть. Мужчины при намазе берут себя за запястье левой руки, но женщине этого делать не надо.

Достигнув вышеописанного положения и все также смотря на место саджа (земного поклона), читаем дуа «Сана»:

«Субханакя аллахумма уа бихамдикя уа табаракя-смукя уа та‘аля джаддукя уа ля иляха гайрук».

Смысловой перевод: «Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе, бесконечно присутствие Имени Твоего во всем, высоко Величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».

Вспомним Айшу, которая сообщила людям следующий хадис: «Посланник начинал молитву после вступительного такбира этим славословием: «Субханака…».

Следующий этап – чтение «Ауузу бил-ляяхи мина-шайтаани р-раджим» (Я ищу прибежища у Аллаха от сатаны, побиваемого камнями).

Читаем «БисмиЛляяхи-Ррахмани-Ррахим» (Во имя Аллаха, Милостивого Милосердного).

Не меняя положения тела, читаем важнейшую в намазе суру Фатиха:

  1. БисмиЛляхи Рахмани Рахим.
  2. АльхамдулиЛляхи Роббиль ‘аалямин.
  3. Ар-Рахмани Рахим.
  4. Мэлики яумиддин.
  5. Ийякя на’буду уа ийякя наста’ин.
  6. Ихдина ссыроаталь-мустакыим,
  7. сыроатол-лязийна ан’амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим уа ляд-долин.

Транскрипция суры Аль-Фатиха русскими буквами.

Смысловой перевод текста:

  • 1:1 Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
  • 1:2 Хвала Аллаху, Господу миров,
  • 1:3 Милостивому, Милосердному,
  • 1:4 Властелину Дня воздаяния!
  • 1:5 Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
  • 1:6 Веди нас прямым путем,
  • 1:7 путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

Сохраняя положение тела, зачитываем любую известную нам суру. Прекрасно подойдет сура «Аль-Каусар»:

Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим.

  • 108:1 Инна А`тайнакаль-Каусар.
  • 108:2 Фасалли Лираббика Уанхар.
  • 108:3 Инна Шани`ака Хуаль-Абтар.


Транскрипция для заучивания наизусть

Перевод смысла: «Мы даровали тебе аль-Каусар (бесчисленные блага, в том числе одноименную реку в Раю). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется безвестным».

В принципе, при намазе для начинающих женщин достаточно чтения суры Фатиха с последующим переходом к совершении Руки.

Рука делается следующим образом: сгибаемся в поклоне, оставляя спину параллельной полу. Произносим «Аллах Акбар». Представительницам слабого пола не обязательно достаточно просто немного наклониться вперед, ведь полностью выровнять спину достаточно тяжело и на это способна далеко не каждая женщина. При совершении Рука кисти должны упираться в коленные чашечки, но обхватывать их не нужно. Наклонившись таким образом, произносим:

«Субхаана Рабияль Азыым» — (Слава Великому Господу моему).

Данная фраза произносится от 3 до 7 раз. Обязательное условие: количество повторений должно быть нечетным.

Выход из положения «поклон» также сопровождается словами:

«Сами’аллаху лиман хамидах»

Перевод: «Аллах услышал тех, кто восхваляет его».

«Раббана уа лякаль хамд.»

Перевод: «О наш Господь, Тебе одному вся хвала!»

Выпрямившись, снова осуществляем Сажда, произнося при этом «Аллаху акбар». Разные части тела опускаются на пол постепенно: сначала мы прижимаем к полу колени, затем – руки, и, наконец, нос и лоб. Важно, чтобы голова располагалась при Сажде непосредственно между руками, разведенными таким образом, чтобы прижатые друг к другу пальцы указывали в сторону Каабы. Локти должны располагаться неподалеку от живота. Икры крепко прижимаем к бедрам, глаза закрывать нельзя. Достигнув данного положения, мусульманка произносит:

«Субхана Раббияль А’ляа.» (Слава моему Господу всевышнему).

Возвращаемся в сидячее положение, произнося при этом «Аллаху акбар». Занимаем новое сидячее положение: колени сгибаем, кисти рук размещаем на них. Это положение мы удерживаем до тех пор, пока произносится «Субханаллах». Снова говорим «Аллаху акбар» и занимаем положение Сажд. В Сажде произносим три, пять или семь раз: «Субхана Раббияль А’ляа». Важный момент: количество повторений должно быть неизменным и в Сажде и в Руке.

Первый ракат намаза завершается подъемом в стоячее положение. Разумеется, при этом мы произносим «Аллаху Акбар»: восхваление Всевышнего обязательно практически при каждом действии во время совершения намаза. Руки держим сложенными на груди.

Второй ракат намаза

Повторяем все вышеописанные действия, но с момента прочтения суры Фатихи. Прочтя суру, используем другой текст, например, «Ихлас»:

Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим

  • 112:1 Куль хуАллааху Ахад
  • 112:2 Аллаахус-Самад
  • 112:3 Лям ялид уа лям юляд
  • 112:4 Уа лям якулляху куфууан Ахад


Транскрипция суры "Аль-Ихлас"

Используем ту же схему действий, что и во время первого раката вплоть до второго Саджа. Совершив поклон, не поднимаемся, как было описано выше, а садимся. Женщина садится влево, ноги, подтянутые к внешней стороне бедер, направляет справа от себя. Важно, чтобы женщина, совершающая намаз, села на пол, а не на свои ноги. Кисти рук размещаем на коленях, плотно прижимая пальцы.

«Ат-тахияяту лиЛляяхи уас-Салауаату уат-Тайибат Ас-Саляяму алейка Аюхан-набию уа рахмату Ллаахи уа баракяятухъ. Ассаламу Алейна уа ала ибаади Ллаахи-ссалихин Ашхаду Алляя иляха иляЛлаху Уа ашхаду Анна Мухаммадан Абдуху уа Расуулюх»

Перевод смысла: «Приветствия, молитвы и все благие дела принадлежат только Всевышнему Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение Мир нам, а так же всем праведным слугам Аллаха свидетельствую, что нет бога, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад раб Его и Посланник».

Следующая часть намаза – чтение дуа «Салават», славящего Пророка Мухаммада (салаЛлаху-алейхи-уас-салям):

«Аллаахумма салли ‘аляя сайидинаа мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, Кяма салляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, Уа баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

Перевод смысла: «О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима и род его. И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и роду его во всех мирах. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».

Сразу после дуа во славу Мухаммада (мир ему и благословение), читаем обращение к Аллаху:

«Аллахумма инни золямту нафси зульман касира уа ля ягфируз зунууба илля Ант. Фагфирли магфиратам мин ‘индик уархамни иннака Анталь Гафуурур Рахиим.»

Перевод смысла: «О Аллах, поистине я был с собой чрезвычайно несправедлив, и только Ты прощаешь грехи. Так прости меня со Своей стороны и помилуй меня! Поистине, Ты - Наипрощающий, Наимилостивейший».

Дуа во славу Аллаха сменяется Приветствием. Его необходимо читать, повернув голову вправо и смотря на правое плечо. Произносим:

«Ассаляяму ’aлейкум ва раhмату-Ллаах» (мир вам и благословение Аллаха).

Поворачиваем голову налево, смотрим на левое плечо и повторяем те же слова.

На этом заканчивается двух ракаатный намаз.

При желании молящийся может расширить намаз, прочтя трижды в конце молитвенной сессии «Астагфируллах», затем «Аятуль-курси». Кроме того, можно 33 раза произнести следующие таксибы:

  • Субханаллах;
  • Альхамдулиллях;
  • Аллаху Акбар.

После этого необходимо прочесть

«Ля иляха иллялах уахдаху ля шарикалях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа аля кулли шайин кадир».

Следующей частью рекомендуемых (не обязательных) действий намаза является чтение дуа от Пророка Мухаммада (мир ему). Можно прочесть и любые другие дуа, не входящими в противоречие с Шариатом. При чтении рекомендуется (не обязательно) раскрытые ладони держать вместе перед лицом, немного наклонив их в верхнюю сторону.

Два раката сунны и нафль намазов

Сунна и нафль-намазы принято делать во время утреннего намаза сразу после его фард-ракатов. Кроме того, после фард-ракатов намаза Зухр используется по 2 раката сунна и нафль.

Также по 2 раката сунна и нафль используется после фарда (Магриб), фарда (Эша) и сразу перед Витр-намазом.

Намазы сунна и нафль практически аналогичны двухракатному фард-намазу. Ключевым отличием является намерение, так как сразу перед исполняемым намазом мусульманке необходимо прочитать намерение именно для этого намаза. Если женщина исполняет сунна намаз, то и намерение она должна читать о нем же.

Правильное чтение женщиной вечернего намаза

Как женщине правильно прочесть фард-намаз, состоящий из 3-х ракатов? Давайте разберемся. Подобный намаз можно найти лишь в вечернем намазе.

Начинается намаз с двух ракатов, аналогичных тем, что используются в двухракатном намазе. В упрощенном виде порядок следующий:

  1. Сура Фатиха.
  2. Краткая сура.
  3. Саджа.
  4. Вторая саджа.
  5. Сура Фатиха (повторное чтение).
  6. Одна из знакомых женщине сур.
  7. Руку.
  8. Саджа.
  9. Вторая саджа.

После второй саджи второго раката женщине необходимо сесть и прочесть дуа Ташахуд. Прочтя дуа, мусульманка может переходить к третьему ракату.

Третий ракат включает в себя суру Фатиха, руку, саджу и вторую саджу. Справившись со второй саджей, женщина садится для прочтения дуа. Ей предстоит произнести следующие суры:

  • Ташахуд.
  • Салават.
  • Аллахумма инни золямту.

Закончив с этой частью намаза, мусульманка произносит Приветствие, аналогичное Приветствию из двухракатной молитвенной сессии. Намаз считается завершенным.

Как делать намаз Витр

В намаз Витр входит три раката, и его исполнение значительно отличается от вышеописанных. При совершении применяют специфические правила, в других намазах не используемые.

Женщине необходимо встать лицом к Каабе, произнести Намерение, затем – классический Такбир «Аллаху Акбар». Следующий этап – произнесение дуа «Сана». Когда дуа произнесена, начинается первый ракат Витра.

В первый ракат входят: сура «Фатиха», краткая сура, рука, саджда и вторая саджа. Становимся для исполнения второго раката, в который входят «Фатиха», краткая сура, рука, саджа, вторая саджа. После второй саджи садимся и читаем дуа Ташахуд. Важно соблюдать правильность посадки. Поднимаемся для третьего раката.

В третьем ракате намаза Витра читается сура «Фатиха» и одна из известных женщине коротких сур. Отличным вариантом будет сура «Фалак»:

Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим.

  • 113:1 Куль А`узу Бираббиль-Фаляк.
  • 113:2 Мин Шарри Ма Халяк.
  • 113:3 Уа Мин Шарри Гасикыйн Иза Уакаб.
  • 113:4 Уа Мин Шаррин-Наффасати Филь-`Укад.
  • 113:5 Уа Мин Шарри Хасидин Иза Хасад.

Смысловой перевод: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла колдуний, поплевывающих на узлы, от зла завистника, когда он завидует».

Обратите внимание! При выполнении намаза Витр для начинающих допустимо прочтение одинаковых сур в разных ракаатах.

На следующем этапе следует произнести «Аллаху Акбар», вознести руки как при исполнении начального такбира и вернуть их в изначальное положение. Произносим дуа Кунут:

«Аллахумма инна настаинука уа настагьфирука уа настахдика уа ну’мину бика уа натубу иляйка уа нетауаккулю алейке уа нусни алейку-ль-хайра куллеху нешкурука уа ляа накфурука уа нахляу уа нетруку мей йафджурук. Аллахумма иййака на’буду уа лака нусалли уа насджуду уа иляйка нес’а уа нахфиду нарджу рахматика уа нахша азабака инна азабака би-ль-кюффари мульхик».

Перевод смысла: «О Аллах! Мы просим вести нас по истинному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем в Тебя и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не являемся неверными. Отвергаем и отрекаемся от того, кто не подчиняется Тебе. О Аллах! Тебе одному поклоняемся, молимся и совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на Твою Милость и страшимся наказания Твоего. Поистине, кара Твоя постигает неверующих!»

Дуа «Кунут» — весьма непростая сура, на заучивание которой женщине понадобится немало времени и сил. В том случае, если мусульманке пока не удалось справиться с этой сурой, можно использовать более простую:

«Раббана атина фи-д-Дунья хасанатан уа фи-ль-Ахирати хасанатан уа кына азабан-Нар».

Смысловой перевод: Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни хорошее, защити нас от огня Ада.

Если и это дуа женщина пока не заучила, можно троекратно произнести «Аллахумма-гфирли», что означает: «Аллах, прости меня!». Допустимо и троекратное: «Йа, Рабби!» (О мой Создатель!).

Произнеся дуа, говорим «Аллаху Акбар!», делаем руку, сажда, еще одну сажда и садимся для произнесения следующих текстов:

  • Ташахуд.
  • Салават.
  • Аллахумма инни золямту нафси.

Заключается Витр приветствием Аллаху.

Намаз из 4 ракатов для женщин

Получив определенный опыт в исполнении намаза, женщина может приступить к 4-х ракатному.

К намазам из четырех циклов относятся полуденный, ночной и послеполуденный.

Выполнение:

  • Становимся так, чтобы лицо было обращено к Каабе.
  • Выражаем намерение.
  • Артикулируем Такбир «Аллаху Акбар!».
  • Произносим дуа «Сана».
  • Становимся для выполнения первого раката.
  • Два первых раката читаются как в 2-х ракатном фадр-намазе, с тем исключением, что во втором ракате достаточно прочесть «Ташахуд» и после суры «Фатиха» ничего больше читать не нужно.
  • Выполнив два раката, читаем дуа Ташахуд. Затем – «Салават», Аллахумма инни золямту нафси. Выполняем приветствие.

Женщинам нужно помнить правила совершения намаза. Тело должно быть прикрыто, нельзя делать намаз во время месячных и после родов. Намазы, которые мусульманка пропустила в этот момент, не нужно восстанавливать.

(120)