Каким может быть путь познания самого себя?⁠. Путь к себе

Итак, начнем с самого начала, а точнее с философских размышлений о мире. Зачастую, прожив жизнь человек так и не получает от нее удовольствия, ведь его постоянно мучают какие-то бытовые проблемы.

При чем это продолжается на протяжении всей жизни. Также человека постоянно окружают два типа людей: те, кого не устраивает текущее положение дел и им постоянно приходится тяжело и те, у кого дела всегда идут отлично и они постоянно достигают поставленной цели.

Если же задуматься, что отличает первых от вторых, то можно понять что единственным различием являются то, что успешные люди могут точно, правильно и корректно ставить перед собой цели. И не стоит думать что такие цели как: пойти на работу, покушать, сходить в магазин и прочее влияют на ваше формирование мира.

Нет, речь идет совсем о других целях, о тех целях которые формируют сознание и мирровозрение каждого человека. Стоит понять и запомнить, что формирование четких целей является основой в любом начинании. Но что же все таки мешает нам поставить такие цели?

Первой такой причиной неправильной постановки является то, что человека изначально не учат, что следует уделять большое значение именно постановке целей. Вся эта система, образование, работа и прочее ставит человека в определенные рамки социума.

Именно эта система заставляет и внушает человеку подчиняться именно тем целям, которые ставят нам вышестоящие сотрудники, а не те, которые человек сам себе ставит. Вывод из этого это то, что если человек не умеет ставить сам себе цели, это за него сделают другие люди и начнут управлять им.

Также стоит напомнить что постановка целей это одно из качеств лидера, а путь становления лидером является схожим с путем самосовершенствования и данный путь предполагает постоянную работу над собой. Следующий этап, который будет рассматриваться в данной теме, это то, что человек трусливый, ведь он всю жизнь боится неудач и поражения.

Однако не стоит забывать, что лучше уж попробовать и попытаться достигнуть цель, чем не попробовать и потерпеть поражение изначально. Можно сформулировать это по другому, тот, кто никогда ничего не пробовал, соответственно ничего не добьется и не получит результата.

И наконец последней причиной неправильной постановки цели лежит внутри человека. То есть человек изначально думает что у него может не получиться или он не сможет добиться поставленной цели. Хочется напомнить, что все ограничения существуют лишь в сознании человека.

В реальном мире границ у человека нету, он родился свободным и может делать все то, что захочет. Научитесь разрушать эти границы у себя в голове и вам откроются новые возможности. Советую задуматься над этой статьей и начать что-то делать, ведь тот кто ищет обязательно находит.

В последние годы в обществе наблюдается одна очень важная, но для большинства не отмеченная значимостью, тенденция: повышенная чувствительность во взаимоотношениях между людьми в социальной жизни, в профессиональной сфере, в семье и т.д. Люди стали тоньше чувствовать энергии, как свои, так и чужие, и, к сожалению, не всегда знают, как на это реагировать. Обычно человек мгновенно подмечает у себя любую физиологическую перемену, потому что имеет опыт хорошего самочувствия. Такое же реагирование на собственные внутренние процессы, связанные с жизнью души и духа, намного труднее, потому что отсутствует эталон духовно здоровой человеческой жизни.

В современном обществе людьми, которых пытаются представлять примерами для подражания, являются “звезды” шоу-бизнеса, кино, бизнесмены и политики. В ранние эпохи наиболее ценимым в обществе был человек выдающихся духовных качеств. Учитель был не только источником информации, но и примером того, по каким человеческим нормам надо жить.

22 года назад, создавая в Крыму Ассоциацию по биоэнергообмену в природе, врач С.Г. Бинат поставил именно эту цель: помочь наполнить духовным содержанием жизнь общества. Нам, его ученикам, посчастливилось вместе с ним делать первые шаги на этом пути. Эти шаги начинались с изменения мировоззрения. И главной, может быть, самой сложной, была задача: заглянуть в себя, почувствовать в себе внутреннюю силу и жить для её реализации. Эта работа имеет начало, но никогда не может быть завершена. С.Г. Бинат, обладая сам многими феноменальными способностями, не поощрял в нас повышенного интереса к феноменам. Важнее было другое: какие энергии стоят за той или иной информацией, что она принесёт в конечном итоге человеку, будет ли способствовать раскрытию его духовного потенциала? Ответы на эти вопросы позволили ему, опираясь на накопленный человечеством опыт, создать систему знаний, которая преподаётся в Крымском научно-практическом институте инеологии (г. Симферополь), создателем и директором которого он и является. В основе системы лежит язык вибраний, или чувствознание, позволяющее человеку проникать в суть событий. Мы все обладаем способностью чувствовать, но сами эту же способность ограничиваем, опираясь в жизни только на логику и анализ. Научить чувствознанию невозможно, как невозможно научить любить, потому что чувствознание - это личный опыт, который каждый может пережить только сам и в себе. Путь к этой цели можно пройти только самому. Но есть условия, только выполнив которые можно сделать первые шаги. Это прежде всего наличие истинного мировоззрения и устремление к духовному развитию. Сосредоточенность - второе необходимое условие. Это качество стало редким явлением в нашей жизни. Мы одновременно делаем много дел: читаем, разговариваем, пьём, едим, находимся перед телевизором или у компьютера. Отсутствие сосредоточенности ярко проявляется в том, что нам трудно оставаться наедине с самим собой. Большинство людей не в состоянии сидеть спокойно и при этом не пить, не курить. Не разговаривать. Умение сосредоточиться - обязательно для развития чувствознания. Особенно труднодостижимым кажется сосредоточение на самом себе, своём внутреннем состоянии. Многие наши студенты, пытаясь сделать это впервые, убеждаются, как это трудно. Они чувствуют беспокойство, напряжённость, даже тревогу. В голову приходят всевозможные мысли: о работе, планах на завтра и т.п. Вместо пустоты и просветления.

Помогает настроиться на себя следующее упражнение:

Нужно сесть, приняв свободную позу, закрыть глаза и попытаться отпустить из сознания все образы и мысли. Быть полностью в настоящем, здесь и сейчас, следить за своим дыханием - не думать о нем, не управлять им, а чувствовать его. Затем попробовать ощутить своё “я”. Далее перейти к ощущению энергетических состояний в центрах сознания. Начать можно с трёх центров: вишудхи, анахаты и манипуры. Почувствовав в них напряжение или утяжеление энергии, спросите себя: “В чем дело? Что меня так беспокоит?” Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, не торопите его (будьте честны с собой): он подскажет - очень тихо, - в чем причина. Вы сразу почувствуете облегчение на душе. Если этого не произошло, значит в работу включился ум со своими догадками. Начинайте упражнение сначала.

Кроме этого упражнения, учитесь концентрировать внимание на всем, что вы делаете: разговоре с человеком, рассматривании чего-либо и так далее. Если вы сосредоточитесь, то не будет иметь значения, чем вы занимаетесь. Как “важные”, так и “неважные” вещи получат новое измерение, потому что на них сфокусируется вся ваша энергия, не расплёскиваясь по многим направлениям, как это обычно бывает. Вместо опустошённости и усталости вы почувствуете прилив сил и внутреннюю наполненность. В конечном итоге нужно прийти к такому чувствованию себя, какое есть у водителя по отношению к своему автомобилю. Например, хороший водитель легко замечает малейшие изменения при включении двигателя. Его сознание фиксирует изменение поверхности дороги, движение других машин. Однако же он не думает обо всех этих факторах: его ум находится в состоянии релаксированной бдительности.

Точно также нужно учиться воспринимать и другого человека, в первую очередь умея слушать его в состоянии бдительного равновесия. Тренировать сосредоточенность трудно. Поэтому запаситесь терпением - это третье важное условие для развития чувствознания.

Навык чувствования энергетических состояний прежде всего помогает видеть людей и события такими, какие они есть, учит отделять объективную картину от иллюзии, созданной собственными желаниями или страхами. А это позволяет каждому из нас относиться к жизни с живым интересом, как наблюдателю, который наблюдает процесс, принимает его и старается использовать все, что входит теперь в поле его зрения.

Так мы, чувствуя себя, другого человека рядом с собой, получаем возможность раскрывать в себе и приводить в движение все новые и новые силы, которые ничем не остановить.

Громыко Александра Николаевна – психолог, консультант-инеолог

В избранное

Можно ставить себе громкие цели на жизнь: зарабатывать за счет киберспорта, купить спорткар и остров в придачу, поучаствовать в оргии на 20 человек, покорить Эверест. Это круто, что ты ставишь такие большие цели. Еще круче, если действительно делаешь что-то для того, чтобы воплотить эти цели в реальность. Однако всё это не имеет никакого значения, если ты не воплотил в реальность главную цель жизни каждого человека - не познал себя.

Мы доверяем своим глазам - но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце - но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
— Конфуций —

1. Понимание ценностей

И мы не имеем в виду золото, деньги, недвижимость. Нет, мы говорим о ценностях смысловых и духовных, которые фактически являются своеобразным руководством по жизни, мотивации, достижении целей. Если у тебя есть устоявшиеся ценности (без разницы, какие), то тебе гораздо легче предпринимать конкретные действия, которые требуют сверхзадачи. Не возникает вопроса: «А зачем я это делаю?». Поэтому важно определить для себя эти ценности, и это можно сделать легко - нужно просто подумать о глобальных и бытовых вещах, своем отношении к ним, идеале «правильного человека», а также о соответствии твоей личности этому идеалу. Не будет лишним записать то, как ты относишься к политике, истории, экономике, финансам, творчеству, работе, любви, дружбе, патриотизму, свободе. Распиши всё хорошо, чтобы составить цельную картину ценностей. После того, как эта мозаика будет собрана, ты сможешь опираться на нее на протяжении всей жизни.

2. Твои интересы

Не бывает людей, которым ничего не интересно, и если есть люди, которые тебе будут доказывать обратное, то знай - они просто слишком ленивы, чтобы приложить усилие к самопознанию. Интересы всегда играли большую роль для достижения того или иного положения в обществе. Хобби, увлечения, страсть - это то, что характеризует личность, формирует ее облик. Разумеется, что сегодня очень сложно выбрать что-то определенное - рынок интересов слишком велик, и всегда найдется что-то, что круче другого. Но мы рекомендуем проявить благоразумие и задать себе ряд вопросов: «На что я чаще всего обращаю внимание?», «Какие вещи вызывают у меня любопытство?», «Что нужно, чтобы заняться тем, что мне нравится?».

Многие люди построили свою карьеру на основе глубокого .

3. Понимание темперамента

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
— Публий Сир —

Темперамент описывают как врожденные эмоциональные характеристики человека. Его нужно знать, чтобы ты понимал свои слабые и сильные стороны. Можно начать с простого: если любишь общаться с людьми - значит, ты экстраверт; если предпочитаешь одиночество, то интроверт. Дальше обязательно определи для себя, насколько ты склонен планировать, как быстро принимаешь решения, на основе чего эти решения были приняты (чувства или логика). Важно понимать то, как сильно ты зависишь от своего темперамента. Также рекомендуем пройти общедоступные тесты на темперамент. Всё это даст тебе возможность хорошо подготовить свою психику к стрессовым ситуациям. Однако против своей личности лучше не идти - ты такой, какой есть.

4. Твой биоритм

Человеческая жизнь - это хоть и неопределенное, но всё же время, которое надо использовать по максимуму. Кто ты: ? В какие часы ты наблюдаешь пик своей активности? Почему твой биоритм сложился так, а не иначе? Каким образом ты можешь приспособить свой биоритм к работе? На эти вопросы ты должен ответить с умом и обязательно с мыслью о том, что твоя убежденность в «совиности» своей натуры может заключаться в банальном отсутствии здорового режима сна. Наладишь режим - и жизнь сразу станет проще.

Кстати, простой совет: девушку лучше искать такую, которая живет с тобой в едином биоритме. Это привносит гармонию в совместную жизнь.

5. Понимание сильных и слабых сторон

Включают в себя не только способности, навыки и таланты, но и особенности характера - такие, как преданность, уважение к другим, любовь к учебе, честность, порядочность и тому подобное. Если ты знаешь свои сильные стороны, то ты будешь гораздо увереннее других. Если ты не можешь признать свои лучшие качества, то, скорее всего, в твоей жизни будет полно ситуаций с низкой самооценкой.

Разумеется, что и слабые стороны ты тоже должен знать, но с ними всё сложнее - их очень трудно признать, но в этом тебе легко помогут друзья, подруга, родственники. Всегда можно спровоцировать разговор с подругой на эту тему - пусть она выскажет всё тебе, и ты узнаешь о себе много нового. Только сохраняй хладнокровие, не будь истеричкой - тебе может быть обидно, но это важный этап понимания себя. Глаза близких людей - это зеркало, которое отражает истинного тебя.

Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни в голову приходили вопросы “А кто я?”, “Что я делаю в жизни?”, “Зачем я пришел в этот мир?”, “Что и почему видят во мне окружающие?” Список таких вопросов можно было бы продолжать бесконечно, но все они имеют между собой связь - они возникают тогда, когда мы стремимся “подарить” себя окружающему миру, ощутить внутреннее глубокое понимание, взаимное приятие между нами самими и другими людьми или обстоятельствами.
Это состояние внутреннего поиска иначе можно определить как путь к собственной свободе, но свободе не от себя и не от других людей, друзей, родителей, учителей и т.п., а для себя, для других.
Такое состояние может длиться очень долго. Есть много людей (и так было во все времена и у всех народов), которые, испытав неудачу в попытках “подарить” себя миру, никогда больше не пытаются это сделать и живут по правилам, навязанным внешними обстоятельствами. Между тем шанс, возможность добиться взаимопонимания с окружающим миром у каждого человека всегда остается. Эта возможность дана ему от рождения, от Бога, хотя она и бывает скрыта - например, у детей до определенного возраста.
Лишь в юности к человеку приходит наконец то внутреннее состояние, которое начинает определять его будущую сущность, пробуждая ум и сердце. У растущего человека лавиной возникают те самые вопросы, о которых мы говорили вначале. Далее, когда он взрослеет, ему, конечно, приходится задавать себе и другие вопросы. Но эти, главные - о предназначении, о смысле жизни - сопровождают его до глубокой старости, как некий мотор заставляя его искать и находить в себе и окружающих людях, обстоятельствах, условиях ответы на них, искать и находить условия и возможности для успешного завершения этого внутреннего поиска.
Есть ли у людей способы прояснить для себя (а тем самым и для других) свою сущность, эти вопросы о собственном предназначении и смысле жизни? Конечно, есть. Мало того: они существовали всегда, и все культуры мира так или иначе стремились раскрыть их в самом человеке, помочь ему обратиться к собственной сущности.
Астрогомеопатия - один из таких способов. Он основан на том, что человек - это творение Бога и Природы; что у каждого человека есть “искра Божия”, некий идеальный внутренний образ, своеобразный превосходный портрет, краски которого подобраны самой Природой. Чтобы приблизиться к пониманию этого портрета, к его интерпретации в доступных человеку линиях и формах, астрогомеопатия использует, во-первых, гороскоп рождения, а во-вторых, сверхмалые дозы тех природных веществ-красок, из которых состоят и Природа, и человек.
Эти вещества принадлежат к трем мирам - миру растений, миру животных и миру минералов. Сверхмалые дозы этих веществ называют гомеопатическими, потому что они основаны на принципе подобия этих трех миров и человека, точнее, его реакции на них (от греч. homoios - подобный).
Иными словами, гомеопатические дозы препаратов отражают процесс взаимной настройки, обмена сигналами между человеком и окружающим его миром. Однако, для того, чтобы эта взаимная настройка была максимально точной, приближенной к идеальному портрету индивида, от него требуется огромная собственная “работа” с этим портретом, с этим своим прекрасным “двойником”. Знание особенностей этого портрета, его описание-интерпретация в доступных терминах (в том числе и в первую очередь - астрологических) открывает перед человеком такую возможность, но это - лишь первый толчок, всю остальную работу человек должен проделать сам.
Когда человек, изучив свой астрогомеопатический портрет, начинает интуитивно (а лучше, конечно, сознательно) принимать гомеопатические дозы “своих” препаратов - или просто носить их с собой, держать возле себя и т.п., - в нем начинает происходить постепенная трансформация.
Во-первых, человек начинает познавать самого себя: увеличивается его вера в себя и в Бога, возрастает доверие к другим, вообще открытость. Во-вторых, улучшаются самочувствие, сон, аппетит, настроение; человек все реже болеет, испытывает все меньше негативных эмоций.
При этом он испытывает все большую потребность в продолжении трансформации и начинает изменять также окружающий его мир: у него появляются новые пути учебы, работы, он ищет и находит новых друзей. Постепенно трансформируются и его мысли, в том числе о самом себе, о своем предназначении и роли в жизни. Часто это проявляется в желании открыть для себя другие страны и города, побывать в них.
Далее человек начинает учиться и познавать - через книги ли, через других людей или собственный опыт. Он учится смотреть на себя со стороны, оценивать и исправлять свои слова и поступки, контролировать свои поступки, наконец, волю. Он начинает непосредственно ощущать в себе то, что принято называть совестью.
Конечно, подобная (как и любая) перемена, а тем более такая глубокая, время от времени порождает кризисы. Это - совершенно необходимая фаза. В ходе такого кризиса к человеку, как правило, приходят необычайные открытия и прозрения, он максимально раскрывается навстречу Богу и людям, он максимально способен творить.
Однако для творчества необходим и определенный самоконтроль; и вот для этого астрогомеопатия незаменима, так как работа со своим гомеопатическим “портретом” помогает человеку понять, что следует делать, чтобы контролировать свои эмоционально неуравновешенные состояния, к каким средствам и способам прибегнуть (а их существует много - гимнастика, спорт, танцы, дыхательные техники, диеты, психотренинг и т.п.), как помочь самому себе, а тем самым - или через это - и окружающим.
Из того, что мы рассказали, уже ясно, что астрогомеопатия, как и другие способы раскрытия внутреннего потенциала человека - не панацея, не лекарство от всех возможных бед и не единственный путь к познанию самого себя, а тем паче к Спасению. Это всего лишь одна из возможностей, хотя и немаловажная, очередной шанс, предоставляемый человеку; он может воспользоваться им или отказаться от него, избрав другой. Это зависит от выбора самого человека и его готовности самому преодолеть собственные проблемы, самому понять - кто он и в чем его предназначение. Это трудный путь, но польза от него неоценима.

Почему время называют лучшим лекарем?

Многие знают, что для того чтобы зажила рана, не хватит пары часов – нужно подождать несколько дней, месяцев, а иногда и лет, и этот факт неоспорим. Безусловно, существует множество так называемых «заживляющих средств», но так ли они эффективны? И можно ли посмотреть на подобную ситуацию через призму человеческих чувств? Другими словами, может ли сам по себе длительный период излечить душевные раны лучше любых других средств? И почему же время именуют лучшим лекарем?

В романе АС. Пушкина «Евгений Онегин» мы можем наблюдать за жизнью сразу нескольких персонажей, переживших немало различного вида бед. Жизненные передряги вставали и на пути Евгения, и на пути всей семьи Лариных, и даже Владимир Ленский за столь короткий период жизни не избежал душеных страданий. Но ярче и примечательнее всего судьба Татьяны – главной героини произведения. Сам роман разворачивается на фоне любовного конфликта, который был настолько ярким, что не мог не остаться шрамом на душе у обоих возлюбленных – и у Евгения, и у Татьяны, однако совершенно по-разному и в разное время. Любовь к Онегину оставила огромную рану в душе девушки: мало того, что это было первое столь сильное чувство в её жизни, оно сопровождалось и первым отказом. К сожалению, Евгений не был тем, кого видела в нем Татьяна, и он, возможно, осознавая это, а, возможно, и просто из собственных убеждений, но отказал героине в чувствах, оставив огромную рану в её душе. Долгое время Татьяна продолжала любить Евгения и испытывать душевные страдания. Не помогали ни книги, ни советы няни - справиться с этим смогло лишь время. Только через года, когда Татьяна превратилась уже в светскую даму, она смогла забыть о боли и о былых чувствах и воспринять это как важный для становления характера опыт. И даже вернувшийся вскоре Евгений не смог образовать на месте старого рубца новый – время оказалось сильнее.

Рана, нанесенная герою романа Харуки Мураками «Норвежский лес», была пронизана болью от утраты любимого человека. Наоко, одна из героинь произведения, обладала очень хрупкой душой, и поэтому, после множества жизненных передряг, ей пришлось находиться на лечении в клинике. Это было не обычное, рядовое расстройство – то, что происходило с этой девушкой, казалось, невозможно было излечит, и даже она сама не могла объяснить, что с ней происходит. Ватанабэ и Наоко были связаны почти незримым, но прочным, внеземным чувством и, конечно, герой, искренне любивший эту девушку, не мог не переживать за неё, а позже узнав, что она совершила самоубийство, с трудом смог сохранить рассудок. Эта новость была сравнима для героя с ударом ножа: на протяжении месяцев он скитался по городам в надежде обрести спокойствие, но ничего не помогало. Лишь через долгое время, с трудом вновь войдя в привычную ему жизненную колею, Ватанабэ смог подавить в себе невыносимую боль, оставив от прежней раны лишь теплые ностальгические воспоминания о Наоко.

Безусловно, время является лучшим лекарем, ведь зачастую ничего, кроме него, не способно подавить человеческую боль: как душевную, так и физическую. Любые другие средства являются лишь суррогатом: рана, сколь глубокой она бы не была, может зарасти лишь пройдя сквозь время.

«Мой дом – моя крепость»?

«Мой дом – моя крепость» - гласит известная поговорка, и, исходя из определения слова «крепость», дом в этом понимании является неким оборонительным пунктом. Но от чего нужно обороняться любому из нас в мирное время? И чего вообще хочет обычный человек от своего жилища, что попросту быть счастливым?

Для счастья человеку, безусловно, нужно многое, и все рассуждения на эту тему расплывчивы, как и само понятие «счастье». Однако всем нам для гармонии время от времени, между обычными встрясками жизни, нужно место, в котором можно отдохнуть душой и телом, проникнуться атмосферой тепла и уюта, почувствовать себя в безопасности. Другими словами, отгородиться, «оборониться» от проблем, передряг, невзгод и суровых реалий и сделать вдох спокойствия и постоянства. Возможно, именно наличие такой «крепости» является показателем зрелой, состоявшейся, гармоничной и счастливой личности.

Например, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой, Григорий Печорин, не нуждался в доме, и даже больше: он нуждался в постоянной встряске. Мы сталкиваемся с тем периодом жизни героя, когда он ищет в путешествиях по Кавказу себя, свое пристанище. У Печорина нет отчего дома: в его воспоминаниях из детства отсутствует ощущение тепла и желание вернуться. Григорий молод, но уже успел понять, что в его жизни нет смысла, а найти его в постоянном поиске, передвижениях, играх с чужими судьбами не так просто, и даже, как выяснилось позже, невозможно. Для Печорина поговорка про дом и крепость не имеет смысла, но только потому, что сам герой молод и находится в поиске себя, и вместе с тем уже понял, что никогда не будет нуждаться в семейном уюте, в спокойствии, в постоянстве - это, как оказалось, не было способно сделать его счастливым. Именно отрицание Печориным вечных ценностей, его потребность в постоянной встряске и дефолтная неспособность быть счастливым не оставляет герою никакого шанса на свою «крепость», ему не нужен был дом.

Совсем иная ситуация в жизни героев из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Из судьбы Мастера мы узнаем, что он, поимев достаточно большую сумму денег, не торопится тратить её на простой гедонизм. Герой снял крохотный подвал и завалил его книгами, полностью отгородившись от суеты внешнего мира и подготовив себе идеальное место для написания романа. Мастер, прожив определенный срок, понял, что для счастья ему нужна лишь атмосфера спокойствия, место, в котором ему будет по-настоящему уютно жить и работать, и поэтому он приобрел себе свою «крепость», в которую позже из огромного, богатого особняка перебралась и Маргарита.

Дом в понимании как вечной ценности, действительно, является крепостью: в нем можно защититься от невзгод суровой реальности и обрести спокойствие и постоянство. Однако это может быть актуально лишь с теми, кто, действительно, нуждается доме и созрел для такого счастья.

Помогает ли любовь понять себя?

Всю свою жизнь человек ищет себя, и помогает ему в этом множество факторов. К таким может относиться и среда, в которой он живет, и книги, которые с самого становления попадают к нему в руки, а также музыка и кино, собственные умозаключения, чувства – и многое, многое другое. Но, если рассуждать о чувствах, то сильнейшим и поистине прекраснейшим из них является любовь. Но способна ли именно она помочь человеку понять себя?

Каждый воспринимает любовь по-своему: кто-то считает, что это дар свыше, кто-то придерживается утверждения, что любовь основывается на процессах, происходящих в мозге – но все версии сходятся в том, что сам человек не властен над таким глубоким, и зачастую почти всевластным чувством.

Пример постоянного самоанализа мы можем наблюдать в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой, Григорий Печорин, является человеком с незаурядным мышлением и мировоззрением. Его отношение к людям может вызывать одновременно и презрение, и восхищение, а сам его образ отреченного, родившегося не в свое век человека двойственен и неоднозначен. Григорий Александрович отрицал собственную привязанность к людям, к чувствам, к эмоциям: он предпочитал иметь амплуа циника и не зацикливаться не на чем, однако в некоторых моментах романа можно заметить, что Печорин буквально подавляет в себе любые чувства. На самом деле Григорий не жесток и циничен: он умеет любить, и именно через эту любовь к миру, к людям – ко всему живому он с самого детства начал понимать и анализировать все, что его окружает, и, что важно, себя. Григорий Александрович понял, что на самом деле любовь делает его слабее и уязвимее, и поэтому предпочел бороться с ней, выкраивая в себе совершенно другую, новую личность. Печорин понимал, что это чувство меняет его, что именно благодаря любви он может совершить совершенно необдуманный поступок: сорваться с места и пуститься догонять возлюбленную на коне, но, к сожалению Григорий предпочел подавлять в себе любое проявление такой привязанности, боясь вновь оказаться пострадавшим.

Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» только с помочью любви смог раскрыть свой потенциал и сделать множество важных для своей жизни поступков и открытий. Петр Гринев поступил на службу в Белогорскую крепость будучи совсем юным, неокрепшим, импульсивным, совершенно неготовым для серьезных действий и решений парнем и был способен даже идти на опасную для жизни дуэль с Швабриным, который, как оказалось позже, не был достоин даже презрения. И лишь вместе с тем как в герое начало зарождаться и развиваться сильное, по-настоящему искренне и глубокое чувство к Марии, Петр начал правильно расставлять приоритеты, с нужной стороны подходить к решению проблем и героически бороться с любыми препятствиями. Любовь раскрыла в Гриневе честного, достойного бойца, способного защитить честь своей дамы сердца, и сам Петр, лишь полюбив, осознал, на какие по-настоящему рискованные, но обдуманные действия он способен ради защиты своего Отечества, своей семьи, и, конечно, своей любимой.

Безусловно, любовь помогает понять себя как личность: она может выступать и в качестве лакмусовой бумажки, и в качестве хорошего толчка к действию, и, конечно, в качестве мудрого учителя.

Каким может быть путь к познанию самого себя?

Если человек все же решил вылезти из рамок обывательского существования и познать всю суть себя, ему, безусловно, нужно приложить к этому множество усилий. И если не в конце, то в середине этого долгого анализа он поймет, что тернист и тяжек путь к познанию самого себя, но зато неимоверно интересен.

Путь познания себя можно также олицетворить с поиском правды всей жизни, коим занимались многие герои бессмертной русской классики.

Ярким примером может послужить герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелихов на протяжении всего романа находится в постоянном поиске, в постоянном метании, он ошибается, страдает, снова ошибается, но все равно движется навстречу истине. Григорий часто находится на распутье двух дорого, стоит перед двумя вариантами выбора: тут и понятие нравственного выбора, и любовь, и мировоззренческая позиция. Будучи казаком, герой движим буйной страстью, однако зачастую потребность нарушать общепринятые правила и нормы борется с умом и нравственностью Григория. Он придерживается этого принципа и в любви, и поэтому долго не может сделать выбор между Аксиньей и Наташей – между страстью и семейными ценностями. Находясь на поле сражений, казак тянется к дому, к родным степям, к родной земле, однако не торопится возвращаться к мирной жизни, потому что понимает, что и на этом поприще осталось множество вопросов. Григорий быстро меняется: из храброго и рискованного казака в доброго семьянина, из сепаратиста в предшественника народной власти, из былого в красного и наоборот - но в итоге выбирает путь самостоятельного поиска правды, движимый лишь искренним желанием обрести нравственный покой. Мелихов долго искал правду, долго шел по пути поиска самого себя, и путь этот был поистине сложен и интересен. В каждом своем действии герой подчинялся зову собственного сердца, шел по направлению к гармонии с самим с собой и к душевному покою, его целью было самоопределение сквозь самобичевание и самоосуждение - и именно поэтому Григорий Мелихов с помощью скитаний, обретений, ошибок и потерь в итоге добился своего.

Также сложным, долгим и, безусловно, очень многогранным был путь к познанию себя у героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов, подобно Григорию Мелихову, изначально был движим желанием с помощью чувства нравственности и духовной гармонии обрести истину. Он шел через мешающие ему робость, мягкость и податливость, бесполезные кутежи и бесчинства, несчастливый и неискренний брак, потери, ошибки, заблуждения, искания, религиозную принадлежность, все же не способную удовлетворить всех потребностей, пришел к декабризму и в итоге обрел семейное счастье. На протяжении всего своего сложного и интересного пути Пьер попробовал совершенно разные направления своей деятельности, и во всем руководствовался постоянным желанием совершать добро, работать над собой и над благоустройством окружающего его мира.

Путь к познанию самого себя может быть разным: коротким, если лень и страх становятся сильнее желания понять правду, и долгим, если желание обрести истину достаточно сильное и направлено в нужную сторону. И в любом случае, какой бы длины не был путь, будут встречаться сложности и, казалось бы, непреодолимые обстоятельства, переборов которые, можно обрести счастье.

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин).

Поистине прекрасным является время, проведенное за хорошей книгой или же серией книг, за научными статьями, эссе и лекциями интересных, великих личностей, заслуживших мировую славу своими трудами. Занимательнее этого может быть только изучение биографии этих личностей, анализ самых ярких их произведений, с помощью которого можно проследить путь от зарождения и до полного процветания величайших мыслей.

Одним из первых мотивы печали, отречения, грустного отчаяния, постоянной рефлексии, циничного отношения к жизни и к чувствам ввел в русскую литературу М.Ю. Лермонтов. Этот писатель и поэт был застрелен на дуэли в совсем юном возрасте, и, безусловно, любой человек, хотя бы немного изучивший творчество М.Ю. Лермонтова, с тяжестью на сердце понимает, что в 1841 году мир потерял великого писателя и новатора. Однако мотив смерти витал между строками стихотворений поэта задолго до роковой дуэли: М.Ю. Лермонтов не просто предчувствовал конец своей жизни - он понимал, что это необходимая закономерность, следствие его образа жизни. От стихотворений «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Мой дом» и до самого значимого прозаического произведения «Герой нашего времени» мы можем проследить философию автора: он был человеком, родившимся не в своей век, имевшим отличное от всех мнение и мировоззрение, человеком, жизненным предназначением которого было оставить после себя след «мысли плодовитой». В «Герое нашего времени» прослеживается параллель между Печориным и самим М.Ю. Лермонтовым: оба в юном возрасте находятся в поиске смысла жизни, оба чувствуют себя неуютно в мире простых людей, оба на протяжении детства и юности терпят душевные страдания и боль - и оттого еще интереснее следить как за действием романа, так и за всей жизнью писателя, ведь в каждом произведении его мысль обретает все новые формы.

Подобные мотивы присутствуют и в творчестве А.С. Пушкина, однако эта личность совсем по-другому воспринимает окружающий мир и роль одной человеческой жизни в рамках всего когда-либо существовавшего на земле. В творчестве А.С. Пушкина на протяжении всей его жизни присутствует мотив жизнеутверждения и свободолюбия, любви и дружбы, а также женской красоты – как душевной, так и физической. Первый в своем роде роман в стихах «Евгений Онегин» поэт написал в совсем юном возрасте, и уже тогда взяла свое начало мысль о бесценности человеческой жизни, о важности чистоты и искренности в характере человека, о силы и немереной власти чувств над личностью и понеслась красной нитью по всем романам рассказам, стихотворениям, поэмам, повестям. И с каждым стихотворением, с каждым новым произведением все масштабнее разворачивается философия А.С. Пушкина, и это не может не захватывать.

Умение проследить философию одной личности от самого её зарождения и до полного процветания, умение прослеживать самые главные её мотивы и наиболее важные и интересные мысли является не столь распространенным, однако оно дает своему хозяину, часы, месяца и годы занимательного времяпрепровождения.