Можно ли читать аяты. Получим ли мы награду за чтение Корана, если не понимаем значения слов? Чтение суры «Аль-Фатиха»"

На форуме вашего сайта разгорелась небольшая дискуссия о чтении оригинала и переводов Корана без наличия ритуальной чистоты. Прошу вас внести богословскую ясность.

Можно ли дарить перевод Корана людям самых разных воззрений, убеждений и верований?

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не дотрагивается до Корана [именно арабского оригинала], кроме как чистый » . Замечу, что достоверность хадиса сомнительна .

В Коране сказано:

«Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).

В этом аяте, в частности, говорится об ангелах, но в общем контексте Корана, проецируя смыслы Священного Писания на повседневную практику, а также с учетом некоторых упоминаний в Сунне, ученые-богословы прокомментировали это так: «На небесах до текста Священного Писания (Корана), содержащегося (наряду со всей информацией о прошлом, настоящем и будущем мира сего) в Хранимой Скрижали, могут дотрагиваться лишь чистейшие от всех форм греха и ошибок - ангелы, а на земле - те, кто имеет ритуальную чистоту» . Последнее проистекает из смысла аята не столько прямо, сколько косвенно .

Большинство мусульманских богословов придерживаются мнения, что, когда человек держит в руках оригинал Священного Корана, необходимо наличие ритуальной чистоты . Имеется также мнение некоторой части мусульманских богословов о том, что в случае отсутствия малого омовения (вуду’) не запрещено касаться обложки книжного издания Корана и свободных от коранического текста мест на листах . Ко всему прочему не исключено, что человек может быть вынужден держать Коран (книжное издание на арабском языке) и пользоваться им, когда не имеет ритуальной чистоты (даже если это касается полного омовения, например при менструации у женщин) в случае изучения его в учебном заведении .

Относительно случаев, когда отдельные аяты Корана приведены (именно в арабском оригинале) в каких-либо книгах или журналах, мнение большинства авторитетных мусульманских богословов таково: «Если в книге, например по мусульманскому богословию (фикх) или в тафсире (толковании смыслов Корана на любом языке, включая арабский) приводится часть Корана (вне зависимости от количества аятов) , то читать эту книгу и дотрагиваться до нее в случае отсутствия ритуальной чистоты канонически не запрещено» . То есть допустимо и разрешено. Дарить Коран (а тем более перевод смыслов с имеющимся в нем арабским оригиналом) немусульманину канонически позволительно, о чем говорили еще с первых веков развития мусульманского богословия, и это в том случае, когда имеется просветительская польза и возможность наставить человека на верный путь .

Что же касается чтения Корана (например, по памяти), то отсутствие полного омовения (гусль) препятствует этому, если намерение касается именно чтения Священного Писания, а не упоминания (зикр). Таково мнение большинства (джумхур) . При отсутствии же малого омовения (вуду’) чтение Корана (даже если намерение касается чтения Священного Писания) по памяти или с листа возможно и никак не возбраняется .

При отсутствии ритуальной чистоты (речь идет о полном омовении) запрет не распространяется на случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр, тальбия), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. В этих случаях чтение отдельных аятов Священного Корана дозволяется. Например, садясь в транспорт, человек читает аят: «Субхаанал-лязии саххара лянаа хааза, ва маа куннаа ляху мукриниин, ва иннаа иляя раббинаа лямункалибуун» (см. Св. Коран, 43:13); при выходе из транспорта - «Рабби анзильнии мунзалян мубааракян, ва анта хайруль-мунзилиин» (см. Св. Коран, 23:29); или когда постигает несчастье, он говорит: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (см. Св. Коран, 2:156). Также нет греха в непроизвольном чтении Священного Корана. Не запрещено говорить «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим», «аль-хамду лил-ляях», читать «аль-Фатиху», аят «аль-Курси», суру «аль-Ихляс» с целью поминания и восхваления Бога .

Чтение Священного Корана по памяти при отсутствии ритуальной чистоты возможно, если человек вкладывает в это смысл упоминания (зикр), а не непосредственного чтения самого Священного Писания .

Можно ли продавать Коран?

Если говорим о переводе, то отношение к нему – как к обычной книге. Если же об арабском оригинале, то текст Священного Писания, хранящийся одновременно на небесах, в Хранимой Скрижали, под чутким взором ангелов, не продается, а компенсируются затраты, связанные с изданием книги: стоимость бумаги, полиграфия, обложка, тиснение, переплет, транспортные расходы и т. п. Продажа книги, содержащей как полный, так и частичный текст Священного Корана, не возбраняется, а, наоборот, поощряется, если речь идет о красивых, доступных и удобных для чтения изданиях. Таково само собой проистекающее из здравой логики мнение мусульманских богословов.

Подробнее о том, что канонически может подразумеваться под словом «чистый» и какие выводы из этого можно сделать, см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 224.

Хадис от Ибн ‘Умара и др.; св. х. ат-Табарани и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 588, хадис № 9986, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 223, хадис № 262.

Риваяты данного хадиса от Хакима бну Хузама и ‘Амру бну Хазма являются недостоверными (да‘иф). Об этом говорили такие ученые, как ан-Навави, Ибн Кясир и Ибн Хазм. Иснад риваята от Ибн ‘Умара сомнителен (характеристика одного из передатчиков «мухталяфун фихь»). Подробнее о недостоверности или крайне низкой достоверности различных вариантов данного хадиса и ему подобных по смыслу см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 223, 224; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 302.

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 14. С. 302.

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 306; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 146.

Здесь имеется в виду наличие ритуальной чистоты по итогу совершения малого омовения (вуду’). Что же касается ритуальной чистоты, приобретенной в результате полного омовения (гусль), которая обычно всегда в наличии, то на этот счет мнение мусульманских богословов практически едино: в случае необходимости совершить полное омовение (гусль), человек не касается арабского оригинала Корана, пока не совершит его. Как исключение из общего числа авторитетных мнений приводится лишь мнение имама Дауда. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 224; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 453.

Упомянутое мнение высказано такими учеными, как Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, Абу Ханифа и др. Им же приписывается суждение об отсутствии обязательности в данном вопросе вообще . Напомню, мы говорим о малом омовении (вуду’). Подробнее см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 17. С. 147; Ибн аль-‘Араби (468–543 гг. по хиджре). Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.]. Т. 4. С. 1739.

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 307; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 454.

Имам аш-Шавкяни после подробных богословских разъяснений по данной теме упоминает о том, что такие ученые, как Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ад-Даххак, Зейд ибн ‘Али, Дауд и другие, допускали в случае отсутствия малого омовения (вуду’) возможность дотрагиваться до Корана (брать в руки книжное издание Священного Писания, листать его, читать). См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 225.

Можно предположить, что основная аргументация дозволяющих и не высказывающих категоричности по данному вопросу в том, что (1) степень достоверности хадисов по этой теме крайне низка, (2) слово «чистый» может подразумевать не только и не столько ритуальную чистоту, (3) в аяте первостепенно имеются в виду ангелы, а не люди.

Если же говорить о вынужденных ситуациях и возможных исключениях в случае отсутствия полного омовения (гусль), а также о степени достоверности хадисов, подчеркивающих необходимость наличия его при чтении Корана, то полезно изучить исследование имама аш-Шавкяни по этому поводу, обратив внимание на мнение Ибн ‘Аббаса, приведенное имамом аль-Бухари. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 244, 245, хадисы 298–300 и пояснения к ним; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 536, 537. Что же касается прикосновения к Писанию и канонической обоснованности исключения, то см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 224.

Есть мнение о предпочтительности того, чтобы аяты в совокупности составили меньше половины от общего числа страниц. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 450, 626.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 225.

Подробнее об этом см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 17. С. 147; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537, 538.

Относительно степени достоверности хадисов по данному вопросу (необходимость полного омовения), а также мнение имамов аль-Бухари, ат-Табари, Ибн Мунзира, Дауда и согласившихся с ними в том, что данное утверждение не имеет соответствующего обоснования, см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537, 538; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 244, 245.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 450, 1101.

Данное разделение (намеренное чтение Корана либо просто зикр с использованием аятов) относится к категории « ‘урф», то есть было принято и признано многими учеными, но не имеет прямого достоверного и однозначного аргумента. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 538.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 537, 538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 537.

Одним из наиболее часто повторяемых и известных аятов Заключительного Откровения Всевышнего является «Аятуль-Курси» (или аят «аль-Курси» - «Аят Трона»). Он приводится во второй суре Книги Аллаха - «Аль-Бакара» («Корова») под номером 255.

От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Посланник Господа Мухаммад (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Воистину, у всего есть вершина, и сура «Бакара» - вершина Корана. И в этой суре есть аят, который является господином всех аятов Корана - Аятуль-Курси» (передаётся в сборниках Хакима и ат-Тирмизи).

На арабском языке текст «Аята Трона» выглядит так:

اللّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ

Транскрипция: Аллаху ля иляха иЛляху, аль-хаййуль-Каййум. Ля та-хузуху сина-туу-уа ля наум. Ляху ма фис-самауати уа ма филь-ард. Манзаллязи йашфа-’у ‘индаху илля би-изних? Йа’ляму ма байна айдихим уа ма халфахум. Уа ля йу-хитуна би-шайим-мин ‘иль-михи илля бима ша! Уа-си-’а Курсиййухус-Самауа-ти уаль-ард; уа ля йа-уду-ху хифзу-хума уа Хууаль-’алиййуль-’азыйм.

Перевод смысла: Аллах - нет божества, кроме Него, и только Ему мы должны поклоняться. Аллах - Живой, Сущий и хранит существование всех людей. Его не объемлет ни дремота, ни сон; Он один владеет тем, что в небесах и на земле; и нет Ему равных. Кто заступится за другого перед Ним без Его дозволения? Аллах - слава Ему Всевышнему! - знает всё, что было и что будет. Никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит. Трон Аллаха, Его знания и Его власть обширнее небес и земли, и не тяготит Его охрана их. Поистине, Он - Всевышний, Единый и Великий!

Значимости и величию этого аята посвящено множество хадисов. Часть из них достоверна, но есть и слабые (другими словами, в цепочке передатчиков имеется утеря или сомнительные передатчики).

Например, передаётся, что если верующий проговорит про себя аят «аль-Курси» после завершения обязательных намазов перед произнесением тасбиха (по 33 раза «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар!»), то ему после смерти ничто не помешает попасть в Рай.

Известно также, что четвёртый праведный халиф Али (р.а.) говорил: «Я не понимаю тех, кто, ложась спать, не читает «Аят Трона». По его словам, если бы человек осознавал степень величия данного аята, он бы никогда не пренебрегал его чтением, ведь этот фрагмент Благородного Корана был ниспослан Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.) из самого Арша.

Считается, что чтение «Аят аль-Курси» помогает побороть шайтана и избавить от него жилище. Вы можете выучить это дуа, повторяя за Коран-хафизом на нашем видео, на котором приводится также транскрипция русскими буквами:

Сомнений и разногласий в важности постоянного цитирования «Аятуль-Курси» ни у кого не возникает. Причина проста: здесь очень часто упоминаются и присущие только Ему высшие качества: Хайю (Вечно живой, Тот, у кого нет ни начала, ни конца); Кайюм (Сущий, Независимый ни от кого и ни от чего, не нуждающийся ни в ком и ни в чём); Алийю (Высочайший, Высокочтимый); Азыйму (Величайший).

Кроме того, в аяте «аль-Курси» приводятся такие признаки Творца, как:

  • Вахъданият (Единство): «Аллах - нет божества, кроме Него…»;
  • Гыйльм (Обладание знанием): «…знает всё, что было и что будет. Никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит»;
  • Малик (владычество): «Он один владеет тем, что в небесах и на земле; и нет Ему равных…»;
  • Кудрат (Могущество): «Трон Аллаха, Его знания и Его власть обширнее небес и земли, и не тяготит Его охрана их»;
  • Ирада (Воля): «Его не объемлет ни дремота, ни сон», «никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит» (2:255).

Этот отрывок из суры «Бакара» имеет такое наименование из-за упомянутого в нём слова «Курси». Богословы давали ему различную трактовку. Хасан Басри считал, что здесь имеется ввиду Арш (Трон) Господа миров. Ибн Касир же уверял - «курси» не обозначает просто Арш, а это нечто большее, чем трон. Абдуллах ибн Аббас (р.а.), в свою очередь, подчёркивал: «Курси» означает гыйльм (знание) нашего Создателя.

Вопрос: Я только учусь совершать намаз, и сейчас учу суру «аль-Фатиха», но арабскую вязь я не умею читать и хочу использовать кириллицу. Можно ли писать транскрипцию Корана с целью обучения необходимым сурам и аятам, таким как «аль-Фатиха», «аль-Ихляс», «аятуль-Курси» и т. п.?

Ответ:

Относительно данного вопроса среди учёных-богословов есть полемика. Следуя большинству авторитетных учёных шафи’итского мазхаба , дозволено переводить в транскрипции, поскольку это приносит пользу при обучении чтению .

Однако необходимо, чтобы процесс обучения проходил под руководством компетентного преподавателя, умеющего читать на арабском. Тому, кто не умеет читать правильно, запрещено заниматься самообучением по транскрипции. Также запрещается прикасаться и переносить транскрипцию без омовения . Тем не менее, разрешается разделять буквы аята для обучения студентов.

Аргументация:

سئل الشهاب الرملي هل تحرم كتابة القرآن العزيز بالقلم الهندي أو غيره فأجاب بأنه لا يحرم لأنها دالة على لفظه العزيز وليس فيها تغيير له بخلاف ترجمته بغير العربية لأن فيها تغييرا

«Имама Шихабуддина ар-Рамли спросили: "Запрещено ли писать текст на письме хинди или другими буквами?" На что он ответил: "Это не запрещено, поскольку эти буквы указывают на текст , и это не является изменением Священного текста Корана , в отличие от перевода на какой-либо язык, поскольку предполагает изменение Священного текста".

Также относительно этого вопроса имам ас-Суюти в книге "Аль-Иткан" приводит слова имама Аз-Заркаши:

لم أر فيه كلاما لأحد من العلماء ويحتمل الجواز؛ لأنه قد يحسنه من يقرؤه، والأقرب المنع انتهت، والمعتمد الأول

"Я не встречал касательно данного вопроса исчерпывающего мнения какого-либо ученого. Можно допустить, что это дозволено, поскольку человек , читающий с транскрипции, предположительно будет читать его правильно. Тем не менее, более соответсвует, что это недопустимо". А первое мнение (имама ар-Рамли) является более аргументированным.

وعبارة ق ل على المحلي وتجوز كتابته لا قراءته بغير العربية وللمكتوب حكم المصحف في الحمل، والمس انتهت

Имам аль-Кальюби в своих субкомментариях на шарх аль-Махали пишет следующее: "Писать транскрипцию не на арабском языке дозволяется, однако не дозволяется чтение на другом языке. Относительно написания транскрипции решение таково, каково оно относительно его переноса и прикосновения к нему"». (См.: Хашия аль-Джамал, т. 1, с. 76).

ويجوز كتابة القرآن بغير العربية بخلاف قراءته بغير العربية فيمتنع… وفائدة كتابته بغير العربية مع حرمة القراءة بها أنه قد يحسنها من يقرؤه بالعربية أي: ويحرم مسه وحمله، والحالة ما ذكر؛ لأنه مسمياتها ودوالها إنما هو القرآن؛ لأنه لو قيل لمن كتبه بالهندي: انطق بما كتبه نطق بلفظ القرآن

«Писать не на арабском языке (т.е. транскрипцию) дозволяется в отличие от чтения не на арабском. Чтение на аджаме (не арабский) запрещено. Польза от написания на аджаме вместе с запретом его чтения не на арабском – это вероятность того, что тот, кто читает текст согласно правилам

Ассаламу Алейкум!

Слышала мнение, что нельзя женщине в период хайда читать суры и аяты по памяти. Есть ли далиль, подтверждающий или отрицающий это?

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлах.

Довольно много материала на эту тему, но постараюсь преподнести в сжатом, но понятном виде.

В этом вопросе есть ихтиляф еще со времён первых имамов.

Думаю нам нет необходимости рассматривать все 3 стороны, ибо это займёт много места и времени, а ограничимся лишь первые двумя, т.е обратим внимание на аргументацию стороны, что запрещала, и на аргументы той стороны, которая дозволяла (т.е. 1 и 2 стороны).

1. Мнение большинства учёных уммы на том, что женщины в периоды хайд и нифас запрещено чтение Курана. Аргументируя своё мнение, по поводу этого вопроса, первая сторона приводила множество хадисов, но ограничимся несколькими из них:

а)‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: "Человек в состоянии осквернения (джунуб) не читает Коран!”
Ибн Аби Шайба 1/97.
Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность иснада. См. "ат-Тальхыс” 1/1

б) ‘Али ибн Аби Талиб говорил: "Читайте Коран до тех пор, пока кто-либо из вас не будет джунубом, а если кто будет в состоянии джанабы, то пусть не читает даже одной буквы!”
‘Абдур-Раззакъ 1306, аль-Байхакъи 1/98. Имам ад-Даракъутни подтвердил достоверность.

в) Он (’Али), да будет доволен им Аллах, также рассказывал:
«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение и прочитал что-то из Куръана, после чего сказал:
«Это - для тех, кто не осквернен. Тот же, кто находится в большом осквернении, не может читать даже один аят».
Этот хадис передали Ахмад 1/110 и Абу Йа’ла и текст принадлежит последнему.

Единогласное мнение уммы в том, что женщина в период хайд или нифаас является джунуб (т.е в состоянии большого осквернения).

Все действия, запрещенные человеку, который находится в состоянии осквернения после полового акта или сна с семяизвержением, также запрещены и женщинам в этих двух состояниях, поскольку они рассматриваются как большое осквернение.

Таким образом понятно, что первая сторона рассматривает положение женщины в эти периоды как джунуб, и она входит под запрет, который указан в вышеприведённых хадисах.

2. Хотелось бы добавить, что первая сторона в этом вопросе приводила несколько хадисов, в которых указывалось то, что женщинам запрещено чтение Курана в такие периоды, но все они являются слабыми.

а) «Женщина, у которой месячные и у которой послеродовое кровотечение, не читают ничего из Корана». ад-Даракъутни 2/87.

Этот хадис также является слабым, поскольку в его иснаде Мухаммад ибн Фадль.

Имам Ахмад сказал: "Хадисы его, хадисы лжецов!” См. "аль-Камиль” 6/161.

Этот хадис также является слабым, поскольку в его иснаде Мухаммад ибн Фадль, также в этом иснаде и его отец Фадль ибн ‘Атыя, который также является слабым передатчиком, хоть в отношении него и были разногласия.
См. "аль-Камиль” 6/161, "аль-Джарх уа-тта’диль” 8/56, "Тахзиб ат-тахзиб” 11/161.

б) Ибн Умара передаёт, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина во время месячных и тот кто в состоянии джанаабах не должны читать что либо из Корана»
(передано ат-Тирмизи 131, Ибн Мааджах 595, Даарагутни 1:117, Аль Байхаки 1:89.)

Это слабый хадис, потому что передан через Исаиль ибн Аййаш из Хиджаза, и его сообщения известны как слабые, среди ученых по хадисам.
Шейх уль-Ислям ибн Теймия (21:460): «Это слабый хадис, по единодушному мнению ученых по хадисам.»
Насб аль Раййах 1:195, аль Таллис аль Хабир 1:183)

На основании всего выжеизложенного вторая сторона высказывалась в пользу того, что человек, который находится в половом осквернении, и также женщина в период хайд или нифаас являются джунуб, но они различаются по положению.

В основе лежит допустимость чтения Курана женщинам в эти периоды, прошу сделать акцент, что именно женщинам в эти периоды(!), пока нет доказательства обратного.
Нет доказательств утверждающих что женщине во время месячных нельзя читать Куран,о чём подробно изложено в:

1) http://fatwaonline.net/?view=question&id=2564

2) Также шейх аль-Альбани высказываясь на эту тему, заявил:

"Положение женщины, у которой хайд или нифас, не может приравниваться к положению человеку в большом осквернение, так как джаниб, т.е. находящийся в большом осквернение, в состояние очиститься. Он может очиститься для того, чтобы прочитать Куран или прикасаться к нему, если он способен. И лучше будет для него сделать так.
Однако женщина в состояние хайда или нифаса она не может очиститься…
И как можно сказать, при этом, проявляя благосклонность к такой женщине, чтобы она воздержалась от чтения Курана, как из памяти, так и из самого мусхафа"

В пользу этого мнения высказались такие учёные как Имам Малик, аш-Шаукани, Ибн Теймийа, также это одно из мнений имама Ахмада. Из современных учёных это мнение Постоянного Комитета, а также шейха аль-Альбани.

3. Также, по мнению большинства учёных уммы, запрещается прикасаться к Курану как без малого, так и большого омовения, и, это мнение:

Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, и это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия.
См. "аль-Бахру-рраикъ” 1/211, "Мауахиб аль-джалиль” 1/303, "аль-Хауи аль-кабир” 1/143, "аль-Кафи” 1/48, "Маджмууль-фатауа” 21/266.

Также это мнение разделяли учёные Постоянного Комитета, аль-Усеймин и Сайид Сабик.

4. Поскольку женщине хоть и дозволено, по мнению второй стороны, во время хайд или нифаас читать Куран, но ей по прежнему запрещено прикасаться к Курану, ввиду того, что она джунуб.

Что касается вопроса: «Можно ли трогать или переносить Коран через обложку», то относительно этого также есть известное разногласие. Большинство ученых запрещали это, если обложка является частью Корана, к которой пришиты страницы. Однако если Коран скажем в отдельной сумке или специальной коробке, то нет проблем к нему прикасаться.
См. "Фатауа Ибн Баз” 10/149.

Хотелось бы сделать акцент на том, что были учёные, которые дозволяли прикасаться к Курану через обложку (т.е. через саму обложку Курана), без омовения. Среди них был Абу Ханифа, но даже он говорил:

«Нельзя трогать места, где написаны аяты»”. См. "Шарху-Ссунна” 2/48.

В заключение.

Выходом в такой ситуации для неё, ин шаа Ллах, будет это купить хорошую плотную обложку для Курана или что-либо, что могло бы заменить её, например подставку для Курана.

Сказал ибн Бааз:

Если человек касается или перекладывает Куран завернутый, например в газету, то это допустимо. Но не разрешается касаться непосредственно Корана, если человек не находится в состоянии чистоты (тахир).
Fataawa al-Shaykh Ibn Baaz (да помилует его Аллах), 10/150

Также Ибн Баз советовал использовать в таком случае перчатки или что-либо другое:

Шейх Салих аль Фаузан говорил:

"Мусхаф нельзя трогать, кроме как тем, кто в состоянии омовения, как сказано в хадисе: «Нельзя трогать Коран не очистившись»»
Так как не обязательно иметь омовение при чтении Курана с мобильного, то это облегчает женщине во время месячных периодов..."

Это всё, что я смог найти и изложить в краткой форме, насколько мне позволил Аллах.

Аллаху ведомо лучше и Он источник сил.

Нет похожих записей.