О временах намазов и о возмещении пропущенных молитв. Как именно восполняются пропущенные намазы? Если пропустил намаз как его совершить

02:31 2017

بسم الله الرحمن الرحيم

На сегодняшний день одним из многочисленных не правильно обученных вещей, по поводу которых мусульманам надо проявляет беспокойство, является вопрос возмещения пропущенных намазов.

К примеру, возникает вопрос, как поступать тем, которые с детства приняли основы веры, но оставляли намазы, и только к 20 годам начали совершать их, нужно ли им возмещать эти пропущенные намазы? Если должен возмещать, то каким образом надо возмещать? Для каких категорий людей необходимо возмещение намазов?

В Энциклопедии по Фикху «Аль Кувейтийя» говорится:

مَن يجبُ عليه القضاءُ:

اتفق الفقهاءُ على وجوبِ قضاءِ الصلاةِ الفائتةِ على الناسِي والنائمِ ، كما يَرى الفقهاءُ وجوبَ قضاءِ الفَوائتِ على السَّكْرانِ بالمحرَّم .

ولا خِلافَ بيْنهم في أنه لا يَجبَ قضاءُ الصلواتِ على الحائضِ والنُّفَساءِ والكافرِ الأصْلِي إذا أسلمَ .

واختَلفوا في وجوبِ القضاءِ على تاركِ الصلاةِ عَمْدًا ، والمرتدِّ ، والمجنونِ بعْدَ الإفاقةِ ، والمُغمَى عليه ، والصَّبِيِّ إذا بلَغ في الوقْت ، ومَن أسلمَ في دارِ الحرْبِ ، وفاقِدِ الطَّهُوريْنِ .

فأما المتعمِّد في الترْك ، فيرَى جمهورُ الفقهاءِ أنه يلزَمه قضاءُ الفوائتِ ، ومما يدلُّ على وجوبِ القضاءِ حديثُ أبي هريرةَ رضي الله عنه : « أنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم أمَر المُجامِعَ في نَهارِ رمضانَ أن يصُومَ يومًا مع الكفّارةِ » أي بدَلَ اليوْمِ الذي أفسَدَه بالجِماع عَمْدًا ، ولأنه إذا وجبَ القضاءُ على التاركِ ناسيًا فالعامِدُ أوْلى

«Те, которым возмещение обязательно:

Факихи единогласны во мнении, что обязательно/ваджиб возмещать пропущенные намазы тому, кто забыл или пропустил проспав, так же, тому, кто опьянел в результате употребления запретных вещей.

И нет разногласия между ними (факихами), что нет обязательности в возмещении пропущенных намазов для женщин, у которых были месячные и послеродовые кровотечения, и для кяфира асли, когда он принимает Ислам.

И есть у них разногласие в обязательности возмещения намаза для того, кто пропустил преднамеренно, для муртада/вероотступника, для умалишенного когда к нему вернется ум, для потерявшего сознание, для подростка достигшего зрелости и для того, кто принял Ислам в даруль харбе и не нашел возможности совершить очищение ни водой, ни землей.

Что касается того, кто оставил намаз преднамеренно, то большинство факихов считают, что возмещение для него необходимо. И одним из далилов на обязательность возмещения это хадис Абу Хурайры, радийаЛлаху анх: «Повелел Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, тому, кто днем во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с каффара/искуплением за это, продержать и один день поста». То есть, взамен тому дню, который был нарушен, преднамеренно, половым сношением.

А другой далил: Если обязательно возмещать оставленный по забывчивости намаз, то преднамеренно оставленный возмещать еще важнее (первичнее)».

Источник: Аль Мавсуатуль Фикхиятуль Кувейтийя: 34/26, Кувейт: 1404-1427

Нужно ли мне возмещать ранее пропущенные Намазы, пропущенные Посты, выплаты Закята и прочее пропущенное мной и с какого момента

Ислам аннулирует всё, что было до его принятия. Также свитки принявшего Ислам, где записываются дела, чистые. А если он был иной веры, то его награда перед Аллахом удваивается.

Шейх Ибн Усеймин: «Остаются и записываются его добрые дела, и не является условием, чтоб он продолжал совершать это благодеяние после принятия Ислама. И не является условием, чтоб то совершённое благо было сделано ради Аллаха, т.к. пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ты принял Ислам и с тобой остались твои ранее совершённые благие дела». (Муслим: 194).

Нет, вам ничего возмещать не надо, т.к. вы находились в состоянии (в неверии), когда на вас не распространялись предписания Шариата. Совершение религиозных обязанностей для вас стало обязательным с момента принятия Ислама. Поэтому, если вы не зная, в начале Ислама не совершили намазы, то необходимо возместить их, т.к. с принятием Ислама, на вас стали распространяться предписания Шариата.

И Аллах об этом лучше знает!

Оставление молитвы бывет двух видов (в общем):

1. Без причины

2. С причиной, как сон, забывчивость, невозможность совершение её (например: убегая от погони и т.п.), болезнь, потеря сознания и т.д.

На счет первого есть разногласие. Кто-то говорит, что нужно возмещать, кто-то нет.

На счёт второго, возмещать необходимо, и как можно быстрее.

Что касается той группы ученых, которые сказали, что нет смысла восполнять намаз тому, кто оставил его без серьезной причины, потому что все равно он не примется, даже если он его восполнит 1000 раз, то они сказали:

Сказал ибн-Теймия, да смилуется над ним Аллах: «А то, что касается тех дел, которые делаются днем, не принимает их Аллах ночью. И те дела, которые делаются ночью, Аллах не принимает их днем, как намазы «аср» и «зухр». Запрещено человеку откладывать их до ночи. Мало того, сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто оставил намаз «аср», тот как будто лишился семьи и имущества. Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто пропустил намаз «аср», тот сделал тщетными свои дела». Сказал Аллах: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям, все они понесут убыток (или понесут наказание за невежество или встретят зло)». смысловой перевод Эльмира Кулиева. И сказали многие из саляфов то, что здесь имеется в виду откладывание намаза так, что его время вышло. Сказал Абу-Бакр ас-Сыдык в завещании Умару, да будет доволен ими Аллах: «Знай, что у Аллах права ночью, и Он не принимает их днем, и права дня не принимает Он их ночью, и Аллах не принимает молитву пока не будет сделана обязательная».». Здесь ибн-Теймия хочет сказать о том, что тот, кто оставил те дела, для которых предписано время так, что вывел их из их времени, то ему нет смысла восполнять, Аллах не примет.

Нет сомнения в том, что долг Аллаху нужно восполнять, как говориться об этом в хадисе про женщину. Но в этом хадисе имеется в виду долг, которым эта женщина сама себя обязала, дав обет Аллаху, что совершит хадж, но не совершила его, хотя у нее была возможность. А намаз этот тот долг, которым нас обязал Аллах сам и установил для него условия и границы. И выполнение намаза со всеми его условиями и таким образом как он нам предписан и есть наш долг перед Аллахом. И нельзя делать сравнение (кияс) того вида поклонения, которым нас обязал Аллах с тем видом поклонения, которым человек сам себя обязывает. Аллах приказал делать намаз в свое время - вот это наш долг, делать то, что Аллах вменил в обязанность, так как это положено делать.

Аллах сказал: «Воистину, намаз приписан верующим в определенное время» Сура Женщины 103. Аллах сделал время начала и конца для каждого обязательного намаза. Если человек сделал намаз перед его заходом, то его намаз не действителен и ему все равно нужно переделать - это единогласное мнение ученных, и какая разница, если человек специально сделал намаз раньше или оставил его так, что вышло время и сделал его потом и в том и в этом случае он сделал его умышленно не в свое время.

Если он пропустил намаз специально и сделал его не в его время, то он сделал поклонение не так как ему приказано. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сделал дело, на которое нет нашего приказа, оно будет отвергнуто». И он как раз делает тот, на что нет приказа ни Аллаха, ни Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Приказ «када» (восполнение чего-либо) - это приказ Аллаха на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тот, кто обязывает «када» чего-либо то берет на себя обязанности законодателя. И мы спросим тех, кто обязывает этот намаз: «Разве Аллах приказал в такой ситуации восполнить намаз? Или Его посланник?». И они вынуждены сказать «нет», приказано только тем, кто забыл или проспал и тому подобные уважительные причины.

Аллах определил для намазов их время (с какого момента начинать и когда прекращать) на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в этом нет ихтиляфа (разногласия) среди ученных. Получается, что если разрешить восполнить намаз после установленного Аллахом для него времени, то нет смысла вообще для этого времени, делай когда хочешь!

В конце концов эта религия закончена и Аллах ничего не оставил из законоположений кроме как разъяснил на языке Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и неужели Аллах забыл разъяснить, что тому кто оставил специально намаз тоже нужно его возмещать? И поэтому каждое постановление, которое не установил ни Аллах и ни Его Посланник должно быть отвергнуто. Аллах ничего не забыл!

Этого мнения придерживались: Абу-Бакр ас-Сыддык, Умар ибн АльХаттаб, Абдулла ибн Умар, Саад ибн Аби Ваккас, Абдулла ибн Масуд, сказал Ибн Хазм: "И мы не знаем, что бы им кто-то противоречил из сахабов”, Махаммад Ибн Сирин, Умар ибн Абд аль Азиз, Дауд, ибн Хазм, некоторые ученые шафиитского мазхаба, аль-Косим ибн Мухаммад, Ибн Теймия, Усеймин, Аль Альбани. Смотреть «мухаля» ибн Хазм 2/200, и «аль-Маджмуа фатава» шейх аль-ислям 22/27, «нейль аль Аутар» Китабу ас-Салят тема восполнение пропущенных намазов, также «шарх аль Мумти`» шейха Усаймина «шурут ас-Салят» та же тема. (

Это ни в коем случае не говорит о том, что можно пропускать намазы якобы все равно же не нужно восполнять. Нет, тот кто оставил намаз умышленно ему еще хуже может быть, потому что так бы он смог восполнить его здесь на земле, а так он будет отвечать за него в Судный день, а это проблема. Поэтому тому, кто оставляет намазы из-за лени или т.п. очень рекомендую перестать так, делать, потому что ваши намазы не принимаются после их времени, как это стало ясно. Также сюда входит пост, нет смысла его восполнять.

Для тех, кто ничего не знал о положениях Ислама, о поклонении, не требуется возмещать пропущенное поклонение. Если мусульманин не мог получить Шариатское знание и до него не дошли эти положения, то от него ничего не требуется. Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то что ей не по силам» . Сура Корова 286 аят.

Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах: «Нет разногласия между мусульманами, в том, что если кто-то, находясь на «земле неверия», принял Ислам, но при этом был неспособен совершить переселение \на «землю мусульман»\, то на него не возлагаются шариатские обязанности, которые он не может совершить. Обязанность возлагается по мере возможности. Таким же образом с тем, чьего шариатского положения он не знал. Как к примеру, если он не знал, что совершение молитвы является для него обязательным, и на протяжение какого то времени он ее не совершал, то ему не обязательно ее возмещать, что является наиболее верным из мнений Ученых. Это является мнением Абу Ханифы, Зохиритов и одно из мнений в мазхабе Имама Ахмада. Это так же относится к другим обязанностям, как пост в Рамадане месяце, выплата закята и др.

Если человек не знал о запрете вина и выпил, то его не наказывают, по единогласному мнению мусульман, лишь по поводу возмещения молитвы были разногласия…

Основой же всего этого является вопрос: Являются ли шариатские требования обязательными до того как о них узнают или они становятся обязательными после знания о них?

Верным является то, что хукм (шариатское постановление, решение) не утверждается, кроме как вместе с возможностью знания \о нем\. Следовательно, не возмещается то, об обязательности чего, было не известно. Достоверно известно из «Сахиха», что из сподвижников были те, кто принимал пищу после восхода солнца в Рамадане, пока они не стали различать белую нить от черной \положив их перед собой\, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им возмещать их пост. Из них были те, кто оставался в оскверненном состоянии определенное время и не совершал молитву, не зная, что можно ее совершать совершив «тайямум» (очищение песком), как Абу Зарр, Умар ибн аль-Хаттаб, Аммар, да будет доволен ими Аллах, и др. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им возмещать пропущенное.

И нет сомнения, что некоторые мусульмане в Мекке и в других поселениях Аравии, продолжали совершать молитву в сторону Иерусалима, пока до них не дошло, что къибла (направление для молитвы) поменялась, но им не было приказано возмещение\неверно совершенных молитв\, и таких примеров множество.

Это соответствует основе, на которой были Салафы и большинство ученных: Что Аллах не возлагает на душу то, что ей не по силам. Условием обязанности является возможность \ее совершить\. Наказание, ложится за оставление приказанного совершить или совершение запретного, после установления «худжи»-шариатского довода». Конец цитаты в сокращении. См. «Маджмуат аль-Фатава» 19\225.

В соответствии с этим вышесказанным, вам не обязательно возмещение тех поклонений, о обязательности выполнения которых вы не знали. Мы советуем вам начать изучать Шариатские знания, углубляться в них, воспитывать поколение мусульман, чтоб противостоять опасностям, которые стоят перед мусульманами по всюду и в частности в вашей стране.

И тот, у кого все-таки есть пропущенные намазы или пост, ученые сказали пусть просит прощение у Аллаха и обещает больше так не поступать, если он действительно боится Аллаха и любит Его он перестанет так поступать. И также нужно побольше делать дополнительных намазов и сожалеть в сердце о содеянном. А если его сердце мертво, то это Аллах его умертвил, и никто его не оживит кроме Аллаха никакими приказами и проповедями.

Многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе”. См. “аль-Мухалля” 2/235.

Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.

Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:

Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).

Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.

В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!

В-четвертых, вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).

В-пятых, вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.

Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.

Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!

То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.

Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него». Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

О возмещение поста месяца Рамадан

Один из учёных современности шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, отвечая на подобный вопрос, сказал: «Правильным мнением (в данном вопросе) является то, что после покаяния не надо восполнять пропущенные посты. Т.к. если человек пропустит преднамеренно без причины, обоснованной Шариатом, любое поклонение, ограниченное по времени, то Аллах не принимает такое поклонение, которое было совершено не в своё предписанное время. Поэтому нет пользы от восполнения этого поста. Однако, необходимо ему искренне покаяться перед Всевышним Аллахом, и необходимо стараться побольше совершать благие дела (как например, больше соблюдать добровольные посты). Ведь Всевышний Аллах принимает покаяние от того, кто искренне покаялся». (Сборник фетв шейха ибн Усаймина, 19/ номер вопроса 41). Этот рассматриваемый вопрос касается человека, который изначально не постился без причины в месяц Рамадан. Однако, если человек начал поститься и умышленно прервал свой пост без причины, то в таком случае необходимо возместить пропущенный пост.

По поводу случая, а именно то, что если вы пропустили пост по незнанию, есть аят, в котором говорится: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» . (Коран, 2/286). Когда эти аяты были ниспосланы, Всевышний Аллах сказал: «Я уже сделал (принял ваш дуа)» (Муслим, 126).

Поэтому, совершайте побольше благих дел, искренне просите прощения у Аллаха. Да простит нас Аллах!

Если же пропущен пост был без причины, то это положение очень серьезно, и если человек оставил пост считая его не обязательным, то такой человек неверный, а если же он оставил по халатности, лени и и т.п., то ему нужно принести покаяние.

Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: «Поистине я не смогу». Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: “Это те, которые разговлялись раньше времени”». (Приводят ан-Насаи в “Сунануль-кубра” 3273. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани).

Если такому суровому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины!

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины, не сможет возместить его (в полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не встретится с Аллахом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет”. (Приводит ибн Абу Шайба 9784. Иснад достоверный)

Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, сказал: “У верующих принято считать, что тот, кто без уважительной причины оставил пост месяца Рамадан хуже, чем прелюбодей, сборщик налогов и пьяница. Более того, они сомневаются в его Исламе и считают его еретиком”. (см. “аль-Кабаир” 78).

Как я могу возместить намазы, не совершенные мной ранее?

Намаз является обязанностью каждого мусульманина.

Как взятые в долг деньги необходимо возвращать вовремя, так же следует исполнять свой долг по отношению к намазу.

Намаз может быть пропущен умышленно, или же по уважительной причине. Умышленное невыполнение обязательного намаза вовремя считается большим грехом.

Нужно всячески сторониться этого. В случае такого проступка следует как можно скорее совершить пропущенный намаз, выполнив своё обязательство.

Потому что неизвестно, когда наступит наша смерть. Если она застигнет нас внезапно, мы будем вынуждены отправиться в потусторонний мир с невозвращённым долгом. Несмотря на то, что невыполненный вовремя намаз можно наверстать, и человек избавится от бремени его долга, необходимо отдельно покаяться в совершённом грехе и попросить у Аллаха прощения. Намаз, не сделанный по забывчивости, из-за сна или по уважительной причине, должен быть возмещён без промедлений, как только об этом вспомнили или после исчезновения препятствующих ему обстоятельств. Кроме того, есть ряд причин, по которым намаз пропускается без его возмещения, (например, в критические дни у женщин).

Шариатом требуется обязательное восполнение пропущенного обязательного намаза, а также намаза-витр, состоящего из трёх ракаатов и совершаемого после ночного намаза. Если был пропущен утренний намаз, то сунна восполняется до обеда вместе с фарзом. После обеда сунна не выполняется, возмещается только обязательный намаз. Не выполненные своевременно сунны, которые привязаны к определенному часу, также восполняются позже.

Например, если первые сунны полуденного намаза в мечети не были выполнены дабы не отстать от других верующих, то они выполняются отдельно после фарза и двух последующих ракатов сунн. Если первая сунна пятничного намаза не была сделана до хутбы - проповеди, то она выполняется как пропущенная после двух обязательных ракатов. Если первые сунны дневного и пятничного намаза были сделаны наполовину, то они возмещаются таким же образом в виде четырех ракатов. Сунны других намазов, привязанных ко времени, в случае их невыполнения своевременно не возмещаются. Например, если сунны третьего и ночного намаза не были сделаны перед фардом, то их не делают и позднее.

Пропущенные намазы делаются в том же виде, что и совершенные вовремя: утренний намаз - 2 раката, полуденный - 4, предвечерний - 4, вечерний ¬- 3, ночной - 4 и витр - 3 раката. Определенное время и место для каждого намаза не выбирается. Например, нет ограничений по поводу того, что возмещение пропущенного третьего намаза должно совершаться только в послеобеденное время. Вы можете сделать его в любой удобный для вас час. Не существует также никакого условия возмещать третий намаз до совершения вечернего, а утренний до полуденного.

Вопрос от Рамили:

Ассаляму алейкум! Скажите, пожалуйста, как правильно возместить пропущенные утренние намазы. Я слышала утренний намаз можно возместить только после восхода солнца до обеда, если это за этот день. А если утренние намазы пропущено много, тогда как правильно возместить?

Своевременное совершение намаза именуется «эда», а совершение намаза после истечения его времени называется «каза».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приказал возмещать намазы, которые человек пропустил по уважительной причине, например, проспав, или пропустил намаз, находясь в беспамятстве.

В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: إِذَا رَقَدَ أَحَدُكُمْ عَنِ الصَّلَاةِ أَوْ غَفَلَ عَنْهَا فَلْيُصَلِّهَا إَذَا ذَكَرَهَا، فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَ جَلَّ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Тот из вас кто проспит намаз, или пропустит его по забывчивости, пусть совершит его сразу же, как вспомнит о нем. Так как Аллах Всевышний говорит: «И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»» (Муслим, Салят: 108, №: 1569, стр.279; Бухари, Мавакит: 38, №: 597, стр. 124; Абу Давуд, Салят: 11, №: 442, стр. 75; Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, №: 10909, 20/255).

В риваяте, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху) сообщается, что когда у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросили о каффарате, для того, кто до восхода солнца или после захода солнца, забыл о намазе, он сказал:

عَنْ عِبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَنْ رَجُلٍ غَفَلَ عَنِ الصَّلَاةِ حَتَّى طَلَعَتِ الشَّمْسُ أَوْ غَرَبَتْ مَا كَفَّارَتُهَا؟ قَالَ: يَتَقَرَّبُ إِلَى اللَّهِ وَ يُحْسِنُ وُضُوءَهُ وَ يُصَلِّي الصَّلَاةَ وَ يَسْتَغْفِرُ اللَّهَ فَلَا كَفَّارَةَ لَهَا إِلَّا ذَلِكَ إِنَّ اللَّهَ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Он должен стараться (духовно) приблизиться к Аллаху (такими деяниями, как садака), сделать как следует малое омовение, возместить пропущенный намаз, и просить у Аллаха о прощении. Другого каффарата, кроме этого, не предусмотрено. Так как поистине, Аллах сказал: «И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»» (Таберани, аль-Муджамуль-Кабир, 18/157; Хайсеми, Маджмауз-заваид, №: 1809, 2/76).

Сунна утреннего намаза возмещается вместе с фардом, после того, как солнце поднимется над горизонтом и до наступления полудня. Сунна и фард утреннего намаза не возмещаются до полного восхода солнца и после полудня.

Если фард утреннего намаза был совершен вовремя, а сунна утреннего намаза была пропущена, то, по мнению имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа (рахимахумаллах), она не возмещается. А, по мнению имама Мухаммада (рахимахуллах) сунна утреннего намаза может быть восполнена после полного восхода солнца и до наступления полудня.

Если у человека очень много каза-намазов, то в этом случае при их возмещении нет нужды определять какой именно это намаз. Так как это представляет собой сложность. В этом случае достаточно делать, например, намерение на возмещение последнего пропущенного утреннего намаза или последнего пропущенного полуденного намаза. Каза-намазы можно совершать в любое время за исключением тех промежутков времени, которые считаются макрухом, так как они не имеют определенного времени совершения.

Воистину, вся хвала принадлежит Аллаху, мы восхваляем Его и ищем Его помощи и прощения. Мы ищем убежища у Аллаха от пороков наших душ и от зла наших поступков. Кого Аллах повел прямым путем никто собьет, а того кого сбил Аллах, никто не поведет прямым путем, мир и благословение лучшему из Творений Аллаха Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем кто последовал за ним, вплоть до Судного Дня.


А затем:


Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является нашим примером, который долгие часы тратил на ночи в молитвы и бодрствования до времени фаджра. Это достоверно известно о нем и в его учении и в его жизни, например, как он не любил спать до молитвы иша и не любил бесполезные разговоры после нее. Он советовал своим сподвижникам и всем мусульманам не делать этого. Сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, знали, какие причины, приводят к лени и, что мешало соблюдению молитвы фаджр в свое время и предупреждали людей и остерегали от этого. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если вы не в состоянии молиться ночью, то это является явным признаком того, что ваши грехи сковали вас и лишили вас добрых дел" . Хасана аль-Басри спросили: "Почему мы не можем бодрствовать ночью?" Он ответил: "Вы скованы в своих грехах".


Мотивация в настоящее время отсутствует среди мусульман. Когда от одного из них требуется из-за его работы или для собственных мирских выгод, встать рано на рассвете, он, несомненно, примет все необходимые меры предосторожности, чтобы не пропустить свое назначение. Он лишиться своего спокойствия, а так же будет беспокойным его сон, только из страха, что он может быть наказан или его зарплата от опоздания снизиться. Когда дело доходит до молитвы, они всего этого не имеют.

Проблема в лени. Такие люди не знают, то, что они теряют. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении тех, кто не соблюдает иша и фаджр молитвы: "Если бы одному из них было известно, что он найдет полезную еду или два хороших дела, он непременно бы пришел на молитву иша и фаджр" .


В целом, для того, кто искренне хочет, очистить свою душу от лицемерия, пусть держиться подальше от лени, будет активнее, использует на практике действия, изложенные в нашей религии, пусть приучает себя вставать вовремя на фаджр и помнит, что это несет великую награду от Аллаха.


Почему ты не встаешь на фаджр?


Один из жестоко кажущихся явлений и самым серьезным прецедентом предвещающим о надвигающейся опасности и наказании это намеренное оставление утренней молитвы. Имеются основания опасаться, и я призываю к рассмотрению наиболее актуальных вопросов. С нашей стороны требуется немедленное выяснение причин и лечение его симптомов.


Является фактом, что все большее число мусульман сознательно избегают утреннюю молитву в мечети и выполняют ее в другое время. Это может быть связано с тем, что человек долгое время часов в ночное время занимается развлечением в интернете, играми на компьютере и др. Праведные предшественники рано ложились, чтобы застать утреннюю молитву. Их двери закрывались сразу после молитвы иша, они делали легкий ужин, чтобы проснуться на утреннюю молитву бодрыми. Вот почему они вели счастливый, мирный и здоровый образ жизни, поэтому они действительно чувствовали настоящий вкус утренней молитвы.


Появление современной цивилизации испортили наши религиозные ценности. В результате, мы стали лениться; наши тела обросли жиром и кожа стала дряблой, мы двигаемся не так часто, готовы лечь спать в любое время и не заметить как наступило время молитвы.


В настоящей статье предприняты попытки, которые могут оказать помощь нам, чтобы мы могли проснуться на молитву фаджр и я надеюсь они нам помогут, с помощью Аллаха.


Вот несколько советов по моему мнению, которые могут облегчить выполнение утренней молитвы:


Первый: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рано ложился, и предостерегал ото сна перед выполнением иша молитвы и от разговоров после нее. Некоторые случаи были исключением, имам ан Навави, да помилует его Аллах, говорит: "Причина, почему не рекомендуется - страх, что это приводит к бодрствованию в течении долгого времени после нее, и что может вызвать сонливость и трудность соблюдения ночной молитвы или фаджра, в их разрешенное, предпочтительное и лучшее время. Тем, кто пренебрегает этими ограничениями, и не выполняют никакой полезной работы, и не имеют полезных целей, для них лучше, чтобы они оставили это и побоялись Аллаха. Однако, что касается полезной деятельности, таких как: стремление к знаниям, слушать лекции праведных людей, приступают к переговорам предназначенных для примирения людей, увещевание людей, указывание на полезные действия, им дозволены ограничения, приведенные в хадисе" .


Второй: Быть усердными в соблюдении адаба (хорошим манерам предписанных в Исламе) выполняемых перед сном, таких как: дуа (мольбы) перед сном, выполнение двух ракаатов добровольной молитвы после вуду (омовения). Также мусульманин должен попросить жену, родителей, чтобы разбудили его. Как только проснулся, ты не должен задерживаться лениво и долго в постели, чтобы не приобрести пороки лицемеров, которые приходят на молитву, показывая признаки лени и отсутствие энтузиазма.


Третий: Заполни сердце верой и добрыми делами. Как только вера поселяется в сердце, она вызывает у человека действия на совершение добрых дел и он непрерывно стремиться к благим делам, даже если трудно. Вера, как дерево, которое дает хорошие плоды, когда его орошают из ручейков хороших дел, в результате чего улучшается отношения, как в личном, так и с обществом в целом. Отсутствие таких ручейков или воды пропорциональна - вера начинает чахнуть и вянуть. Сердце очень чувствительно к внешним раздражителям, таким как избыток пищи или напитка или просмотрам или прослушиванию запрещенного. Поэтому вы должны защитить сердце от таких внешних соблазнов.


Четвертый: Нужно держаться подальше от актов неповиновения Аллаху, защищая глаза, язык, слух и все чувства от потакания желаниям, которые Аллах сделал запретными для нас. В качестве альтернативы, следует задавать себе вопросы, и выполнять действия, связанные с поклонением Аллаху, такие как: чтение Книги Аллаха, размышлять над существами, которых Аллах создал в этой Вселенной, чтение книг для приобретения знаний и т. д. Один из праведных предшественников, раннего поколения спросили о причине того, почему людям было трудно выстаивать добровольные молитвы ночью. Он ответил: "Ваши грехи сковали вас" . Без сомнения, грехи могут быть основной причиной для некоторых людей и поэтому неспособны пользоваться благами благочестия. Как Имам Ибн аль-Каййим сказал: "Грехи как раны и для некоторых, раны могут иметь летальный исход" .


Пятый: Помнить о великой награде за участие в утренней молитве в джамаате и своевременное ее выполнение. Усман ибн "Аффан рассказывал: "Я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: "Тот, кто молился иша в джамаате (коллективно), подобен тому, как, если бы он молился половину ночи. Что касается того, кто молился фаджр в джамаате, подобен тому, кто молился всю ночь" (Муслим). Также, Бухари и Ан Насаи приводят хадис от Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Про человека, который спал всю ночь до рассвета (без пробуждения на фаджр), Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это человек, в чье ухо шайтан помочился" , или же он сказал, что "в оба его уха".


Имам аль Куртуби говорит: "Шайтан мочится и имеет половое сношение, а Аллах ведает лучше. Чтобы понять для себя справедливость этого утверждения, посмотрите на лица тех, кто пришел к своей повседневной деятельности, не помолившись фаджр в свое время, посмотрите на их лица в рабочее время. Вы наверняка попросите у Аллаха убежища. Но, в конце концов, что вы ожидаете от человека, которому в сердце шайтан помочился!".

Шестой: Плохие последствия возникают, в связи с отсутствием молитвы фаджр, таких как депрессивные состояния ума и потеря многих религиозных и мирских выгод, а также хорошего эффекта можно добиться в результате его выполнения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Шайтан связывает три узла на макушке каждого из вас во время сна. Он говорит, на каждый узел, который он связывает: "Долгая ночь перед вами, поэтому вы должны спать". Но если вы просыпаетесь и поминаете Аллаха Всевышнего один узел развязывается. Если вы совершите омовение другой узел развяжется. Если вы приступите к молитве последний узел развязывается. Таким образом, вы будете чувствовать себя утром энергичными и в хорошем настроении. В противном случае вы будете чувствовать себя в презренном состоянии и ленивым" (Рассказан Маликом, приведены в сборниках Бухарии и Абу Даудом).


Время после утренней молитвы полна добра и благословения. Ат-Тирмизи передал в своем сборнике, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Аллах сделай благословенной моей общине ранее утро!". И всякий раз, когда он направлял армию в поход, он посылал их в начале дня, ранним утром. Сакр был купцом, который всегда посылал свой товар рано утром, таким образом, стал богатым. То есть, поэтому мы находим ремесленников и торговцев, использующих это время. Есть много преимуществ для здоровья, полученные от пробуждения для утренней молитвы. Например, самый высокий процент озона в атмосфере регистрируется на рассвете. Затем он постепенно исчезает, пока полностью не исчезнет до восхода солнца. Этот газ имеет очень благотворное влияние на нервную систему, это оживляет мозг и питает энергией мышцы, также человек вдыхает прекрасный ветер зари, известный как рассветный ветер, он будет испытывать удовольствие, не имеющий аналогов в любое другое время дня или ночи.


Седьмой: Не теряйте времени, очистить себя от лицемерия. В связи с тем, что трудно вставать на молитву фаджр, можно смело сказать, что человек имеет твердую веру и свободен от лицемерия. Именно поэтому в хадисе от Бухари и Муслима, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Самой трудной молитвой для лицемеров, являются иша и фаджр молитвы. Если бы только они знали, что они теряют, они скорее пришли бы на них, даже если пришлось ползти на коленях" .


Один из достойных сподвижников Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, утверждал: "Действительно, кто пропускает их (то есть иша и фаджр молитвы) является лицемером". Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Когда мы видели человека отсутствующего на иша и фаджр молитвах, мы начинали подозревать его в лицемерии".


Если вы хотите оценить степень веры и правдивости человека, следите за его соблюдением молитвы фаджр. Если он проходит испытания, которые должны быть знаком, указывающим на силу его имана. Его правдивость в том, что ему удалось достичь наибольшей победы над собой и отказаться от удовольствия спать в постели. Если вы не видите этого в нем, это является показателем его слабости веры, черствости его сердца, и он пострадал от своих прихотей. Что же тогда говорить о том, кто утопает во сне и пропускает молитвы, и при этом чувствует себя комфортно, в то время как люди радуются совершением молитвы в мечети в джамаате, слушают Коран, прислушиваясь и задумываясь над каждым аятом от Аллаха, и становятся еще счастливее. Тот, кто предпочитает удовольствие от кровати, чем от удовольствия в общении с Аллахом, является реально проигравшим и понесшим убыток.



Пусть Аллах сделает их полезными. Хвала Аллаху Всевышнему, с самыми прекрасными атрибутами и благодарность Аллаху за Его милость к нам. Воистину Он Господь всего сущего.

Вы просыпаетесь, и с ужасом осознаете, что до работы/университета/школы осталось всего 30 минут, а вы все еще не прочитали Фаджр! Что такое? Казалось, всего две минуты назад, вы всего лишь прикрыли глаза. А сейчас уже в напряжении бегаете туда и сюда по всему дому, чистите в спешке зубы, умываетесь.

Но давайте разберемся. Почему вы стали просыпать Фаджр все чаще и чаще в последние дни? Вспомните время, когда вы начали практиковать молитву: вы просыпались за час до утренней молитвы, выстаивали Кийям аль-Лейл. А сегодня, находясь здесь и сейчас, в спешке умываетесь, и до сих пор не совершили намаз? Что пошло не так?

6. Ложимся спать поздней ночью

Вопреки распространившемуся мнению, лечь спать в полночь не есть «лечь спать рано». Это серьезная проблема современного мира, полного всевозможных развлечений, пользующихся большим спросом у людей. В старые добрые времена, люди просыпались с восходом солнца, и отправлялись спать почти сразу после его захода (тогда не было других дел в это время суток, кроме как бояться темноты). Но сегодня есть интернет, ТВ, мобильные телефоны, так много отвлекающих факторов… мы радуемся тому, что вообще пошли спать!

Печальная реальность состоит в том, что большинство из нас засыпают не «сразу после полуночи», а примерно в два часа ночи. Это является причиной нашей непомерной гордости за то, что мы «рано» отправились в постель, если нам удалось сделать это в полночь.

Если мы начнем изучать жизнь благочестивых людей, то заметим их привычку отправляться спать рано, желательно сразу после Ишы, чтобы позже, молиться в Кийяме какую-то часть ночи. Хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учат нас нежелательности разговаривать после намаза Иша.

В общем, если хотите проснуться свежим на утреннюю молитву, отложите свой телефон в сторону и выпейте стакан молока.

5. Проблемы с будильником

Еще пять минут, пожалуйста… знакомо?

Вам следует научиться вставать сразу, когда звенит будильник. Да, хочется поспать еще, сон приятен, полон наслаждения, но этот способ уже не работает. Будильник поможет вам проснуться, нравится вам это или нет (хотя, обычно нет), и вся хитрость состоит в том, чтобы устанавливать его за 10 минут до необходимого времени. Не надо устанавливать таймер будильника за 40 минут до этого времени, потому что вы просыпаетесь только для того, чтобы убедить себя в том, что еще рано вставать, и сон снова овладевает вами.

4. Переедание на ночь

Я не люблю еду, она любит меня!

Многие люди не знают, что это влияет на сон - он становится глубже. Исследования показали, что люди с полным желудком спят лучше (и глубже) людей с пустым.

Мой совет заключается не в том, чтобы голодать, а в том, чтобы быть внимательнее с количеством съеденного на ночь, что поможет вам проснуться на Фаджр. И тогда, о да, никто не помешает вашим взаимоотношениям с едой.

3. Проснувшись для Кийям аль-Лейл, уснуть снова и пропустить Фаджр

На самом деле выстаивать ночную молитву - Сунна, но если вы проснулись ради ее совершения, не ложитесь спать снова. Что это, если не козни шайтана: выполнить желательное, чтобы пропустить обязательное. Такое часто случается в практике молодых людей - амбициозных, тех, которые хотят за ночь стать Абу Бакром ас-Саддыком. Но все, чего добивается в конечном итоге человек - шайтан справляет в его ухо малую нужду, и располагается в его носу, как в шестизвездочном отеле (перечитайте этот хадис).

Если вы хотите совершать тахаджуд намаз, обеспечьте все условия, чтобы не пропустить Фаджр. Не отправляйтесь спать после него - можно, к примеру, вставать за полчаса до утренней молитвы.

Главное - не ложиться спать между тахаджуд и утренним намазами.

2. Нет понимания истинной греховности поступка

Интересно, мы можем простоять заранее в ожидании самолета пару часов, когда же дело касается молитвы - откладываем ее до самого конца. Мы очень легкомысленно относимся к вопросу молитвы:

«Я помолюсь позже», «У меня сейчас нет времени!» - самые распространенные «оправдания». Но, как бы это ни было странно, если у нас перелет в 3 часа ночи, скорее всего мы совсем не ляжем спать, чтобы не опоздать в аэропорт. В этой ситуации вы ни от кого не услышите что-нибудь вроде «Я полечу другим рейсом!» или другую подобную несуразицу.

Так откуда такое лицемерие? Почему когда дело касается Ислама, мы придумываем себе отговорки и оправдания, а в вопросах мирской жизни подстраиваемся под все ее условия? Поправьте, если я не прав, но это от того, что мы не вполне осознаем степень греха. Укрепляйте свой Иман, посещая лекции, прослушивая религиозные проповеди и т.д., и только после этого вы начнете прилагать усилия для будущей жизни.

1. Совершение грехов в течение дня

Это самая главная причина, по которой мы просыпаем Фаджр. Как мы можем ждать, что нам будет дан Тауфик (способность) совершать благие дела, если мы только и делаем, что грешим? Намаз - второй столп Ислама, и без него Ислам человека находится под вопросом. Нет нужды в цитировании всего множества аятов и хадисов, чтобы понять серьезность вопроса. Это общий исламский принцип: благие деяния порождают другие благие деяние, плохие поступки порождают другие плохие поступки.

Если мы действительно хотим приблизиться к Аллаху, мы должны сделать все возможное, чтобы не грешить в течение дня. Не поймите меня неправильно, конечно, мы не ангелы. Но, если Аллах говорит, что молитва удерживает вас от грехов, а вы, при этом, усердно мешаете ей это сделать, то что это говорит о вас?