Общение между верующими людьми все. Дружить ли верующим с неверующими? Не быть фарисеями

Очень важным вопросом является то, как вообще разговаривать с верующими или с теми, кто считает себя верующими.

Вообще, конечно, таких разговоров лучше избегать, но, если вас всё-таки спровоцировали на этот разговор, то надо говорить очень доброжелательно, очень ласково.

Помнить, что эти темы для них предельно болезненны, предельно сложны и что они легко приходят в состояние сильной истерики, поэтому лучше убрать спички, лучше убрать всякие острые, тяжелые предметы и действительно демонстрировать терпение, ласковость и доброжелательность.

Причём не надо заморачиваться всякими глупыми разговорами о каком-то боге - это тема пустая, и любой верующий, если ему предложить подоказывать существование бoга, через 3-4 минуты начинает чувствовать себя идиотом, и вот тогда может впасть в то самое неистовство. Не надо этого делать.

Лучше всегда предложить верующему доказать, что он является действительно верующим.

Дело в том, что коллекционирование иконок или других картинок, крестиков, каких-то маленьких сушеных булочек, участие в несложных представлениях с поеданием мяса бога или без поедания, какие-то поездки, соответствующая фразеология, соответствующие наряды - это всё не доказательство так называемой веры, это всего-навсего доказательство того, что человек играет в какую-то ролевую игру.

Их вера как раз требует от них, достаточно жестко требует, многих лишений, многих ущемлений себя самих. И всегда нужно предложить этому верующему, так называемому верующему человеку, доказать, что он является верующим непосредственно в евангельском смысле этого слова.

Выяснить, кому он подарил из бомжей квартиру, кому он отдал дублёнку, на кого он отписал из нищих машину, скольких прокаженных он поцеловал в губы, собирается ли он направиться, скажем так, куда-нибудь в Судан или на берега озера Чад и проповедовать там христианство, как это им заповедано. Обычно такие вещи ставят верующих в тупик.

Но, понимаете, они себя провозглашают верующими и, как Ослик из известной книжки про Винни-Пуха, начинают обиженно надувать губы и говорить: « Знаете, мы такие особенные, при нас нельзя говорить слово шарик ».

Но для того, чтобы при вас, как при Иа-Иа, нельзя было бы говорить слово шарик , докажите, что вы тоже Иа-Иа.

Докажите, что вы какие-то особенные, а то вы пока только декларируете о себе это.

И вот здесь, как правило, с ними случается как бы некий казус. Им очень сложно доказать, что они являются верующими. Оставьте их наедине с этими мыслями.

И можно быть уверенным, что посеяны некие зёрна сомнений, некие зёрна понимания того, что всё не так декларативно, не так просто, как это рисуется в синодальных журнальчиках, обстоят дела на этом свете с так называемой верой.

Причём не настаивайте не на какой точке зрения своей, предложите им прокомментировать несколько фактов совершенно откровенного вранья. В чём заключается откровенное враньё?

Церковь говорит, что она проповедует веру в какого-то бога, да?

Хорошо, давайте примем точку зрения церкви, но как выясняется, церковь проповедует не веру в бога, а веру в одного из богов.

Наглости всех попов не хватит на то, чтобы вычеркнуть из истории человечества всех остальных богов, которых человечество познало со времён Шумер и Вавилона. Таких богов порядка трехсот или четырёхсот.

И почему в том случае, если можно верить в одного из богов, в так называемого, Иисуса, почему вера в Зевса, вера в Озириса или в Кецалькоатля, с их точки зрения является абсурдом? Или чем один бог лучше, а чем другой бог хуже?

Вот тут для них тоже наступает момент определенных сомнений и размышлений. Затем, естественно, возникает вопрос о России и русской самоидентификации и о связи с православием, но здесь тоже лучше их попросить прокомментировать: каким образом именно та идеология, именно та идеологическая система православная, которая держалась… Кстати говоря, вся эта духовность, она держалась исключительно на четырнадцати статьях уложения Уголовного Кодекса, на множестве подзаконных актов, на страхе каторги, на страхе лишения состояния, ссылок в Сибирь, на очень многих неприятных вещах.

И это было как раз в ту пору, когда православие считалось народной религией. Каким образом именно эта идеологическая система привела к полному краху государства в 1917-м году?

Попросите их прокомментировать тезис о том, что православие - это уже прокомпостированный талончик, и пытаться второй раз прокатиться по этому талончику в «трамвайчике истории», по меньшей мере, наивно.

Как бы мы имеем исторический медицинский факт: крах государства, у которого на протяжении семисот лет ничего, кроме этой идеологии, не было. Вообще ничего. И ничего не допускалось. И сколько нужно статей Уголовного Кодекса: двадцать восемь, пятьдесят, шестьдесят? Какие нужны карательные меры и средства для того, чтобы эту всю духовность обеспечить…

Понятно, что православие может держаться только на штыках, что без соответствующей помощи госвласти оно немедленно превращается, дробится на множество маленьких сект и превращается, скажем так, в одну из этих сект.

Вот это можно и нужно предложить прокомментировать, и здесь мы, опять-таки, оставим так называемого верующего наедине с его мыслями.

Ведь что такое атеизм? Атеизм - это не крики о том, что бога нет. Это даже не издевательство над той или иной догматикой, над их риторикой, отнюдь нет. Это право на мысль, это торжество свободомыслия, это умение мыслить критично, скептично и всё оценивать, прежде всего, анализируя, самостоятельно, и к любым словам, написанным или сказанным, атеизм предполагает критическое осмысление.

Это говорил и великий Ламетри, это говорил Поль Анри Гольбах. И к моим словам тоже надо относиться столь же критично, как и к какому-нибудь стиху Библии. Ко всему надо относиться критично.

И как только этот критицизм, как только этот скептицизм и умение и желание анализировать становятся нормой, вот тогда боги дохнут сами. Либо эмигрируют туда, где для них ещё осталось местечко: куда-нибудь на берега озера Чад или в Новую Гвинею.

Смотрите «УРОКИ АТЕИЗМА» на канале: http://www.youtube.com/NevzorovTV

Мир всем! Хочу рассказать свою историю, которая очень трагична, кто захочет, можете связаться со мной по скайпу.
В начале лета 2002 года я поставила жирную точку на своем послушании Богу и как следствие, сразу заболел мой единственный 11 -летный сын,заболел диабетом!
Для меня,как для матери, любящий своего сына больше жизни (и как оказалось в последствии,больше Бога), это прозвучало страшным приговором.Держа в руке ту зловещую бумажку с результатом анализа крови, самопроизвольно произнесла: Пронеси эту чашу мимо меня...но да будет Твоя, а не моя воля.
Нас положили в детскую больницу и стали лечить уже налаженной мировой системой лечения сахарного диабета-уколами инсулина.Обычного страха не было, но нас с сыном сопровождало постоянное присутствие ожидания чего то от Бога.Ожидание,что Он вмешается и не оставит.Он все контролирует.
Я к этому времени была уже посвященным христианским чадом 5-ти лет(с 1997 года) и считала себя членом Божьей семьи и любимицей Бога Отца.
В это время события в нашей церкви развивались неоднозначно. Попытаюсь вкратце описать:
Наша церковь "Костромской Христианский Центр " (КХЦ), была основала в 90-х годах усилиями американских миссионеров,которые создали ассоциацию "Глобальная Стратегия " (буду упоминать как ГС) и основывали церкви в России. КХЦ был одной из первых собраний, причем с многочисленным составом, что очень радовало всех.Американцы поставили русского пастора Андрея Данилова и уехали в Нижний Новгород, основывать дальше церкви. Руководителем, или президентом АХВЕГС был сначала пастор Ховард Бимм, потом стал Марк Леонард. Дальнейшие события печальны,ибо поставленный русский пастор расколол церковь в 2001 году и без всякого на то разрешения и благословения свыше вывел из церкви 250 человек (все собрание на тот момент насчитывало примерно 300 чел).В церкви осталось 50 чел.
Все молчали! А мне Бог повелел перед расколом,пока еще пастор не увел церковь, пойти к нему и сказать,чтобы он не разделял церковь,но он выгнал меня из дома.Раскол случился и мы стали собираться малым стадом и опять Бог велел мне пойти уже к пастору американцу, Ховарду Бимму, который приехал пасти остаток.
Послание от Бога заключалась в том, что Бог хочет пробуждение церкви и Ему хватит даже этого остатка и те,которые ушли,увидят, что пробуждение у нас и вернутся.Сначала пастор не был против, но когда во время единственной молитвы,которую он мне разрешил на молитвенном собрании, я духом произнесла намек на то,что через раскол совершен грех, за что меня отчитали и велели замолчать,ибо это не мое дело. Я замолчала и решила,что это было мое желание высказаться о грехе,хотя сегодня твердо знаю,что это был Бог,Который хотел (и хочет) пробуждение церкви и нашего города, но если в церкви есть грех, без покаяния пробуждение не увидим.Итак мне велели замолчать уже второй раз!
Возвращаясь к началу своего рассказа,повторю,что вот как раз тут я поставила жирную точку на послушании Богу и решила уехать с Костромы.Но...подобно Ионе,который направился в Фарсис и оказался в животе у рыбы, Бог удержал меня в Костроме через болезнь сына и я уже просто физически не смогла бы уехать по крайней мере какое то время,но тогда все мысли об отъезде из Костромы исчезли мгновенно.
В больнице нас учили колоть инсулин 4 раза в день (по жизни!) , учили смириться и жить под диабетом, т.е. посвятить свою жизнь не Богу, а диабету.Также предупредили, что эта болезнь не лечится и постоянно нужно находиться под наблюдением врачей и в итоге мы "неплохо" сможем прожить жизнь. Когда врач сидя напротив нам это все розьясняла,мы с сынулей под столом крепко сжимали руки друг другу в знак того, что мы не принимаем прогнозы врачей и верим Богу.
А верили мы Богу безоговорочно! Начитавшись Божьих генералов, насмотревшись до тошноты (да, да до тошноты смотрела) Бенни Хинна, и одну драгоценную кассету возлюбленной сестры Кетрин Кульман и самое главное БИБЛИИ, я имела веру в Иегову-Рафа.Также в 2000 г. я успешно закончила библейский институт при ассоциации ГС, где мне преподавали о вере в исцелении (конспекты на руках), и о том,что можно не уповать на лекарства и также видеопреподаватель, Джим Кларк никогда не ходил к врачам уповая на Бога.
Опущу некоторые подробности как проговорил Бог о доверии Ему, перейду прямо к событии, что мы с сыном возымели веру в Бога и оставив инсулин, ушли с больницы! Бог сказал:"Возьми пастель свою и иди домой".Это мы с сыном подхватили как глоток свежего воздуха, мы знали-это Он.
В церкви никто не знал о нашем решении. Однажды я вышла чтобы сказать перед этими 50-ти, но..БОГ не позволил (сейчас понимаю, у них нет такой веры и даже по сей день)! Дальше, по прошествии примерно 2х недель, ребенок ослаб. Мне нужен был христианин,который бы поддержал меня в моей вере, но никого не нашлось. В отчаянии позвонила к братьям-сестрам,которые были на репетиции муз.служения и попросила помолиться за сына. Через некоторое время, лидер прославления Алексей Топилин приехал ко мне. Он только узнал,что вообще мой сын болеет диабетом. Просто после раскола все болели и не до мелочей было! И пастора американца уже не было.Бог его переселил обратно, у него заболела жена и уехали.Брат Топилин предложил вызвать скорую,на что я не согласилась, потому, что скорая опять к инсулину бы возвратил, а от этого рабства мы бежали как раз к Богу. Топилин уехал спать домой, оставив нас с нашей проблемой.Сын ушел к Богу в полдень.А меня отлучили от церкви в сентябре 2002 года. По сей день отлучена.
Прочтите и по скайпу обсудим.Благослави вас БОГ возлюбленные. Я очень хочу общаться с верующими, с которыми церковь запретила общение.
Сестра Майя. также сестры Галина и Люба.

Разговор

– У нас такая проблема: сын с мальчиком из соседнего подъезда. Родители у него совершенно мирские люди, не ходят в храм, телевизор смотрят постоянно, ребенок у них в …

– Так ведь большинство из нас именно в таких подъездах и живут. В чем же проблема?

– Они общаются на улице, наш сын слышит и про эти игры, и про передачи разные. А если он в гости пойдет к ним, а там всё это? Стоит ли им общаться дальше?

– Что же вы предлагаете? Запретить ребенку дружить с соседом?

– Я даже не знаю… , конечно, нужны, но… Не хочется, чтобы он всё это видел и слышал… Как же быть?

– Ребенка воспитывает семья, а не друзья. Хотя бывает и наоборот. С ваш сын проводит в разы меньше времени, чем с вами. Вот и будьте для него примером христианской жизни. Тем более и ваш муж верующий, и другие родственники.

– Мы это понимаем, но всё же… Улица… Переживаю я за сына…

Мысли вслух

Примерно такой разговор произошел у меня с одной знакомой молодой мамой. Разговор был, конечно, больше, но не будем вдаваться в глубоко личные подробности. Главное – обозначена проблема: отношения детей из церковных и нецерковных семей, а если посмотреть еще глубже – отношения самих семей, а еще и еще глубже – верующая семья и… всё остальное.

Действительно, верующие родители изо всех сил стараются оградить своих детей от дурного влияния. Это и телевидение, и компьютер, и многое другое. Понятно, без компьютера и телевизора подчас не обойтись. Главное – самим взрослым как можно реже включать пресловутый «ящик» и не просиживать столь быстро пролетающие часы перед монитором компьютера. А бывает так сложно удержаться: зашел в интернет вроде бы по делу, да как на беду старый школьный оказался «он-лайн»… Вот и пролетело драгоценное время. Важно не забыть: ограждая и детей от чего-то, ограждать от того же самого и самих себя. Думаю, что эффект будет гораздо больше. Ребенок должен видеть, что именно . Простой пример: я не думаю, что многие курящие родители обрадуются, если вдруг узнают, что их дети-школьники «попробовали» сигареты. Но будет ли эффективен запрет, если дети видят отрицательный пример родителей? Поэтому разграничение «взрослым – можно, детям – нельзя» здесь не работает. Христианские же правила даны для всех – и для детей, и для взрослых. Но главное правило будет одно: воспитание детей не должно идти в разрез с личной жизнью взрослых.

Общаться / не общаться?

Все-таки, как быть? На самом деле ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Не запретишь же ребенку общаться со сверстниками! Оградить ребенка от общения со всеми нецерковными и неверующими попросту невозможно. Хотя сейчас во многих городах есть не только воскресные школы и православные гимназии, но и православные детские сады, группы дополнительного развития и даже православные спортивные секции. Во многом это помогает в воспитании, поспорить здесь очень сложно. Ребенок находится в естественной, если можно так выразиться, «среде обитания»: молитва, участие в богослужении. Только все ли дети верующих родителей и сами родители не смотрят телевизор, не играют в компьютерные игры, не страдают от вредных привычек? Это другой вопрос. Верующий, как бы нам этого ни хотелось, не означает безгрешный. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Господь не сказал: вы уже совершенны. Он дал направление. И зная направление, нужно не только не сбиться с пути, еще важнее не думать о том, что ты продвинулся по этому пути больше, чем есть на самом деле: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как прочие человецы. Телевизор не смотрю, в видеоигры не играю…»

Поэтому вопрос нужно ставить не так: общаться или не общаться верующим с неверующими? – а: как верующим утвердиться в своей вере и не отступать даже в малом?

Свет во тьме

«Вы – соль земли… Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 13–14). Как было бы хорошо укрыться от окружающего мира с его соблазнами, пороками и всеми прочими составляющими. Но Господь Иисус Христос призывает к другому. Быть светом и солью, городом на верху горы. Попросту – быть христианами и свидетельствовать об этом всем тем, кто еще не христианин. Свет необходим для того, чтобы освещать тьму, чтобы был виден путь. Можно передвигаться и в полной тьме, на ощупь. Только далеко ли так уйдешь?

Каждый из нас, христиан, может стать таким светильником для всех тех, кто еще не увидел света Христова. Поэтому нужно не опасаться того, что кто-то дурно повлияет на наших детей или на нас самих, а самим оказывать влияние.

«И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5: 15). Свечой нашей веры Господь может зажечь и сердца других людей, особенно тех, кто окружает нас. Если же мы опасаемся, что свечу кто-то может затушить (ведь не всё так спокойно в житейском море – случаются и ливни, и сильный ветер), то главное – молитва о том, чтобы Господь сохранил этот огонек. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Наверное, эти евангельские слова стоит вспоминать как можно чаще. Если свет родительской веры будет ярко освещать жизненный путь ребенка, то некоторые страхи пройдут сами собой. Ответственность за себя, за своих детей несем мы сами, а не соседский мальчик или кто-то еще. Если не воспитаем сами, то тогда, и правда, может воспитать кто-то другой. А – это и подвиг, и обязанность родителей. Ведь, по словам святителя Иоанна Златоуста, именно воспитание делает родителей – родителями: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание. Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду за их воспитание».

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:1-10).

Христианская вера даёт человеку множество благ, среди которых общение занимает важное место. Ушла в прошлое апостольская эпоха обильных чудес и знамений, а общение святых осталось. Времена изобилия и скудости богословской мысли сменяли друг друга, а общение все так же согревало сердца! В годы гонений закрывались церкви, христиан лишали свободы, нещадно эксплуатировали, морили голодом и холодом, а общение продолжалось! И даже когда небо свернётся как свиток, а земля и все дела на ней сгорят, общение святых не прекратится. Оно будет вечным уделом спасённых.

Апостол хорошо понимал ценность христианского общения и написал целое послание для его укрепления. В первой главе слово «общение» он употребил четыре раза, а в первых трёх стихах его подразумевал. Это говорит о той важности, которую придавал любимый ученик Христа этому благу.

Уже во времена апостола на этот дар благодати покушались лжеучители. Они стремились разорвать общение верующих, внедряясь в их ряды, под любым предлогом производя разделения. Иоанн дает нелицеприятную характеристику тем, кто дерзает рвать на части тело Христово: они превозносят свою безгрешность, ненавидят собратьев, отрицают либо Божественную, либо человеческую природу Христа, демонстративно покидают церковь, чтобы увлечь за собой простодушных… Их задачей было разложить церковь изнутри и похитить драгоценный дар общения. Чтобы предотвратить эту опасность, Иоанн показывает верующим ценность общения и призывает беречь его как зеницу ока.

1. Общение верующих является даром Иисуса Христа.

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

Слово «общение» в греческом языке имеет четыре главных значения, которые великолепно раскрывают его суть:

  • взаимоотношения

Речь идёт о духовных, родственных отношениях верующих, как членов Божьей семьи. Они должны цениться выше физического родства. Евангелист Марк выразительно передает эту идею: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя».

Казалось, что после этого Марк сообщит, как Иисус Христос быстро закончил проповедь и поспешил повидаться с родственниками. Но слова Христа удивили слушателей: «И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мар.3:31-35). Так Христос поставил духовное родство выше плотского.

Мы не имеем права пренебрегать нашими домашними, иначе по слову апостола Павла окажемся хуже неверных. Ближних следует любить как самих себя, но детей Божьих следует любить еще больше.

  • соучастие

Это взаимная помощь в различных нуждах. Так в апостольской церкви никто ни в чем не имел нужды, поскольку верующие заботились друг о друге.

  • общение

Под этим подразумевается совместное времяпровождение как в церкви, так и вне ее.

  • жертва

Сам Иоанн лучше всех объясняет смысл этого слова: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоан.3:16)

В первых стихах этой главы Иоанн вспоминает свою жизнь и жизнь своих друзей. У них не было никаких шансов иметь прочное и радостное общение. У них были слишком разные жизненные интересы: у одних рыбный промысел, у других — политика, у третьих — сбор налогов. У них было разное отношение к вопросам веры. Кто-то был учеником Иоанна Крестителя, кто-то простым религиозным обывателем, кто-то, как мытарь Матфей, был отступником от веры отцов.

Они различались по темпераменту: Петр был импульсивным, Фома пессимистом, Иаков и Иоанн гневливыми, Нафанаил прямолинейным… Они не были чужды тщеславия и мстительности. Они были необразованными и нередко бесцеремонными в обращении с людьми: запретили человеку не их круга изгонять бесов, добивались санкции спалить огнем негостеприимных самарян, запретили родителям и детям подходить к Иисусу. У фарисеев и книжников было больше единства между собой, чем между апостолами.

Кому было под силу объединить столь разнородных людей? Только Христу! Ради этого Он воплотился. Прожил до 30 лет в повиновении у родителей. Ради этого Он призвал апостолов от земных занятий к духовным. Он словом и делом учил их законам Божьего царства.

Он молился о них. Он позволил им интенсивно общаться с Ним. Иоанн писал, что они видели, слышали, осязали, рассматривали Иисуса.

Христос мудро и терпеливо шлифовал их характеры, чтобы они были смиренны и не ранили друг друга. Но самое главное, Иисус ввел их в общение с Богом. На тайной вечере они дерзнули просить Иисуса показать им Отца. И в ответ на это услышали: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоан.14:9,10).

Христос сформировал их характеры так, что они обрели единство между собой и после Его ухода с земли. Они в ожидании сошествия Святого Духа: «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14).

Дорогие друзья! Этой работой над нами Христос занят и поныне. Он объединяет и нас. Он дает нам одно призвание – нести евангелие людям, один Дух усыновления и одни правила жизни. Все это помогает нам сохранить общеие между собою.

2. Общение верующих между собой напрямую зависит от глубины общения с Богом

5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине

Христианское общение — это не посиделки, не совместный просмотр фильмов, не слушание музыки или игра в карты. К сожалению, представление о должном христианском общении теперь выветривается. Вне церковного собрания оно отличается от мирского тем, что на нем не пьют водку и не сквернословят. Такого христианского общения Библия не знает!

Христианское общение должно быть наполнено назиданием из Божьего Слова, поклонением, молитвами, духовной поддержкой. С какой радостью я пребывал бы в общении, которое строится по образцу первохристианской церкви: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию» (1Кор. 14:26).

Такого рода общение произрастает из общения с Богом. Бог есть его твердый фундамент: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»

Иоанн сравнивает Божью природу со светом. Удачней метафоры невозможно найти. Свет солнца освещает и цветы, и грязь, но не смешивается с ними. Он всегда чист. Так и Бог, пронзая своим светом всю беззаконность нашего мира, не заражается ею и не смешивается с ней. Он всегда свят и всегда добр. Если мы близки к Богу, то мы наполнимся Его светом, и недостатки и пороки людей не будут мешать нам дарить людям благодать общения. Наш Бог есть Бог общения, Ему никогда не бывает скучно или одиноко. Взаимоотношения внутри Троицы исполнены благословенного общения. И где есть общение с Богом, там неизменно будет и общение с Его народом.

Обратите внимание на 15 псалом. В первых стихах Давид говорит о своем тесном общении с Богом и далее о жажде иметь общение с верующими, которых он именует святыми и дивными: « Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. 2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны. 3 К святым, которые на земле, и к дивным [Твоим] — к ним все желание мое» (Пс.15:1-3).

Ю.С. Грачев в книге «В Иродовой бездне» оставил удивительное наблюдение относительно тяги истинно верующих людей к общению в суровых лагерных условиях: «Как будто невидимый магнит сближал между собой верующих в Евангелие! Как только выдавался свободный час, брат стремился повидать брата, а где двое или трое собирались во имя Его, там и четвертый тут же. И другие не проходили мимо, и росла толпа. Более осторожные, боязливые предлагали:

Братья, как бы чего не вышло! Давайте разойдемся, лучше группами: одни здесь, другие там…

Но эти уговоры были бессильны. Казалось, что некая невидимая сила притяжения рвала всякое, благоразумие, продиктованное здравым смыслом, и братья опять собирались вместе».

Конечно, мы должны избегать самообмана относительно общения с Богом: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

В контексте послания — тьма это жизнь в грехе или в ненависти к брату во Христе. Если эта тьма наполняет душу, это значит — вы далеко удалились от Бога. Если вам не дорог брат, не дорог вам и Бог. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (Иоан. 4:20).

Но, спросит кто-нибудь, как же быть, если в церкви меня кто-то обидел? Зачем мне такое общение, в котором я получаю сердечные раны? Поступите так же благородно, как Моисей. Его народ очень крепко огорчал ропотом, неверием, впадением в идолопоклонство, покушением на убийство. Но этот огорченный человек не отверг народ, а отправился на гору замаливать его грехи. Сорок дней и сорок ночей без хлеба и воды он молился Богу о милости к жестоким и непокорным. И когда Господь сказал: «Я их истреблю, а от тебя произведу другой народ», Моисей возопил: «Лучше меня истреби, а их оставь»… Так что оставление общения — неизвинительный грех!

3. В общении друг с другом особенно мощно действует очищающая Кровь Христа.

7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха .

Мы зачастую понимаем этот текст в индивидуалистическом смысле: меня лично очищает кровь Христа независимо от моего отношения к общению верующих. Некоторые говорят: «Я напрямую общаюсь с Богом, зачем мне церковь? Я в одиночку гораздо больше получу назидания через интернет-проповедников, чем на убогом собрании поместной церкви».

Возможно, от знаменитых проповедников вы получите обилие библейской информации. Но вот в чем вопрос: всегда ли хорошо очищается душа в режиме самоизоляции? Наш текст говорит, что общение с Богом – «ходим во свете» — производит общение друг с другом и в это время и в этом месте особенным образом действует освящающая кровь Христа. Глагол « очищает» стоит в настоящем времени. Это значит, во время общения верующий находится под постоянным воздействием крови Христа.

Мэтью Генри хорошо поясняет: «Кровь, действующая в нас, освобождает нас от вины греха, от совершенного нами греха и делает нас праведными в очах Его. И не только это. Его кровь производит на нас освящающее действие, посредством которого грех все более более подавляется, пока он полностью не будет уничтожен».

Такое сильное воздействие Крови Христа обусловлено тем, что в общении действеннее вскрывается грех и сильнее обнажается нужда в очищении. Согласно 14 главе 1 послания Коринфянам «когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. 25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».

Когда через проповедь Писания Бог вскрывает грех, не стоит медлить с исповеданием. Следует воздать славу Богу и попросить у Него прощения. Если грех затронул честь и достоинство людей, то нужно исповедаться и перед ними. И тут же драгоценная кровь Христа очистит исповеданный грех. Почему многие верующие имеют схожий опыт ощущения светлой легкости в душе после духовного общения? Потому что они находились под воздействия очищающей крови Христа.

Я не хочу сказать, что если вы дома или на улице молитесь об очищении, Бог посоветует вам дождаться собрания и там очиститься. Нет! Бог очищает всегда и везде, но в собрании верующих эта работа свершается глубже.

Уверовавший во Христа Симон-волхв, о котором повествует восьмая глава Деяний Апостолов, думал, что он является примерным верующим. Он ревновал о том, чтобы и через него подавался людям Святой Дух. Он принес апостолам деньги, чтобы они наделили его этой властью.

Случись это в наше время, Симон отделался бы легкой укоризной: «Дорогой брат! Это хорошо, что ты хочешь быть эффективным верующим, но ты немного перестарался - тут Бог, а не человек решает, кого наделить сей благодатью». Однако апостольская оценка сердца Симона была просто удручающей: «Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» (Деян.8:20-24).

Понятно, что при таком обнаружении греха, требуется серьезное очищение. Вот почему Кровь Христа так действенна в общении!

4. В общении открывается верность и праведность Божия.

8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

Пока мы живём во плоти и на грешной земле, грех будет нашим постоянным противником. У нас не будет покоя от его нападок. У нас язык не повернется сказать: «я безгрешен». Мы гораздо реже будем придираться к соринкам в глазах людей, помня о бревне в собственном глазу. Тот, кто не видит своих грехов, находится в самообмане и еще не соприкасался с обличительной истиной. Мы подобно святому Павлу найдем больше пользы в том, чтобы усмирять и порабощать себя, чем других.

Лютер был прав, когда утверждал, что христианская жизнь есть вседневное покаяние.

Когда мы исповедуем грех, Бог являет славу Своей верности данному обещанию простить кающегося. «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Колоссянам 2:13,14).

В одном комментарии говорится: «В то время, когда был написан этот отрывок, под «рукописанием» подразумевался список всех долговых обязательств арестованного. Этот список прибивали к двери тюрьмы. Когда долг оплачивался или заканчивался срок заключения, список снимали и писали на нем: «оплачено сполна». Такой документ позволял избежать повторного осуждения за то же самое преступление. Если мы верим во Христа и в то, что Он своей смертью заплатил за наши грехи, мы не будем судимы. Все наши грехи «оплачены сполна» — мы полностью прощены Богом. «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Псалом 102:10-12).

В отличие от нас Он прощает охотно. Неемия имел это в виду, когда молился: «Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их» (Неем. 9:16-17).

Прощение возвеличивает и другую сторону Божьего характера – праведность. Это слово означает следование закону. Бог прощает не потому, что Он стал снисходительнее относиться к греху. Нет! Он судит о нем трезво, зная всю его тяжесть и мерзость. Он знает, что прощает! Наша вина горы тяжелей! Бог не поступается своей праведностью, прощая нас. Просто Он постоянно имеет в виду искупительную жертву Своего Сына, которой Он не может пренебречь. Ради Него Он прощает грехи и вменяет нам праведность Христа.

Когда, обличаемые Словом, мы каемся, будем помнить, что в этот момент возвеличивается Бог в своей верности и праведности. Поэтому отвратим наше лице от греха и обратим его к Богу! Будем крепить общение с Ним, и тогда церковь станет для нас драгоценной, мы будем переживать в ней исцеление души и умножать славу Божию. Благовестник 20-годов прошлого века Василий Прокофьевич Степанов оставил в своем стихотворении поучительный образец отношения к церкви, которому нужно следовать и нам:

Люблю я Иисуса всем сердцем и душой,
Он Сам не забывает, всегда живет со мной.
Люблю я также Церковь, спасенную Христом,
Которую Он любит; она живет лишь в Нем.

Она мне дом желанный, там все могу сказать,
Меня там понимают и могут приласкать.
Душа моя стремится иметь общенье с ней.
Чтоб в ней мне насладиться, ее любить сильней.

В ней дорогие братья и сестры там мои;
Как для меня приятно Быть с ними во все дни.
Один Отец Небесный хранит нас навсегда,

В своем повседневном общении мы обычно сталкиваемся с разными людьми, которым присущи различные взгляды. К сожалению, в большинстве своем это бывают неверующие люди, с которыми также, хотим мы этого или нет, необходимо находить общий язык. Как православным следует вести себя в таком окружении? Об этом поговорим далее.

Не быть фарисеями

Самая большая опасность, которая существует в общении с людьми, далекими от Церкви, — возможность нашего превозношения над ними. Конечно, никакой пользы такие взаимоотношения не принесут ни нам, ни нашим собеседникам, ни нашей вере. Ни в коем случае мы не должны смотреть на нехристиан, как на людей «второго сорта», лишенных Божией благодати.

Всегда в таких случаях мы должны вспоминать, во-первых, что Христос принес Себя в жертву за всех, не отделяя праведников от грешников. Во-вторых, полезно всегда в памяти держать притчу о мытаре и фарисее, помня, чья молитва была более угодна Господу. Другое дело, конечно, что мы почему-то склонны всегда ассоциировать себя со скромным мытарем из той истории, но это уже другой разговор.

И вот здесь, безусловно, нужно не забывать об искренности. Это относится к общению в целом, всех со всеми, но тем более должно касаться православного христианина. Речь идет не о том, чтобы свою душу, по традиции, выворачивать перед каждым встречным, но, по крайней мере, мы должны избегать лукавства в общении с ближними.

Вести себя всегда нужно естественно и непринужденно, не надевая масок: ни светского человекоугодия, ни слишком набожного благочестия. Тем более, что в данной ситуации любое лицемерие будет восприниматься как камень в огород христианства. Нелишним также будет никогда не забывать, какими мы сами были до прихода в Церковь. Ведь большинство людей сегодня все же воцерковляется в зрелом, сознательном возрасте.

Часто полезным бывает вспомнить, как долго мы жили без Бога, как пришли к Нему. Тогда становится очевидно: то, что мы оказались в Церкви, — не наша заслуга, а милость Божья. Точно так же в любой момент она может излиться на любого из наших собеседников, будь он хоть самым истовым гонителем христиан.

Лучшая проповедь — делами

Другой важный вопрос: когда с неверующими людьми можно заводить разговор о вере? В нашем случае правильный ответ, наверное, будет «никогда». Почему? Потому что результат обычно бывает обратный. Людей часто отталкивает от веры навязчивое упоминание о своих религиозных взглядах. Это мы прекрасно видим на примере работы различных протестантских сект.

Практика показывает, что слова обычно действуют менее убедительно на наших собеседников, чем личный пример, выраженный в конкретном поведении. Попытайтесь максимально приблизить свою жизнь к христианским идеалам — это и будет лучшей проповедью. Как писал святитель Николай Сербский:

Не говори людям о Боге, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили

Именно такое разногласие между тем, что православный христианин обычно проповедует, и тем, как он живет, чаще всего и бывает главной причиной неубедительности такой проповеди. Другой святитель, Иоанн Златоуст, еще в IV веке говорил:

Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует

К сожалению, наши нравы с тех пор отнюдь не стали лучше. Поэтому, исходя из правильной христианской позиции, больше будем стараться исправить себя, а не окружающих. Старец Иоанн Крестьянкин советовал в такой ситуации пытаться жить по закону любви, потому что этот закон понятен и верующим, и неверующим.

«Се, стою у двери и стучу»

Как же быть, если мы искренне переживаем за душу человека, желаем ей обновления и спасения во Христе? Здесь важно не забыть, что Господь, возможно, более всего на свете уважает свободу каждого. Даже честно неверующие люди могут оказаться к Нему поэтому гораздо ближе, чем верующие по принуждению.

Вот слова Спасителя из книги «Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)»:

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20)

Если Господь Сам кротко и терпеливо стоит у двери человеческого сердца, ожидая ответа, а не врывается туда насильно, то неужели мы должны поступать как-то иначе? В этом случае большую силу будет иметь наша искренняя молитва к Богу о душе этого человека.

Духовно опытные отцы считали, что пока Господь не достучится до такого сердца изнутри, нам невозможно будет взять его «штурмом» снаружи. Поэтому разговор о вере лучше вообще не начинать, пока человек сам не спросит или не будет явно расположен к такой беседе. Иначе мы сами можем спровоцировать его на богохульство.

Когда слова становятся хулой?

Как быть, если разговор все же состоялся, и обидные слова посыпались не только в наш адрес? Если кощунственные слова из уст неверующих людей звучат в адрес Бога, Богородицы, святых, а также Церкви, Святых Таинств, священнослужителей, всего, на чем почивает Божья благодать, — это называется хулой.

Что нужно делать, если мы это слышим? Лучше всего молча, помолившись про себя за этого человека, отступить. Но не будет ли это предательством, отречением от Бога? Ведь в Евангелии говорится:

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33)

Наше исповедание в данном случае будет проявляться, прежде всего, в несогласии с хулой. Желательно, конечно, выразить свою позицию четко. Но нужно понимать, что любые возражения православного христианина могут вызвать дополнительную агрессию, еще больше спровоцировать на спор. Одним словом, нужно смотреть по ситуации.

Со временем у нас должна выработаться определенная духовная интуиция: когда и что нужно говорить. В любом случае что-то возразить можно только тогда, когда наши слова будут весомее молчания. Об этом стоит задуматься заранее.

Всегда ли нужно подставлять правую щеку?

Далее встает вопрос: как поступать, когда колкие слова звучат лично в наш адрес? Всегда ли нужно подставлять пресловутую правую щеку, когда ударяют по левой? Как ни странно, ответ будет скорее отрицательный. И в этом случае тоже нужно смотреть по ситуации.

Хотя, следуя учению Христа, главными качествами в общении с людьми мы считаем кротость и смирение, но иногда православный христианин должен уметь и постоять за себя. Исходя из той позиции, что каждый человек, в том числе и мы сами, является образом Божьим. Его тоже нужно в себе любить и нельзя позволять унижать.

Кротость и смирение не означает малодушие, они ему противоположны. Кротость и смирение — большая духовная сила, а малодушие — слабость. Главное, мы должны понять, почему мы ответили на обиду: по гордыне или из чувства глубокой внутренней правоты. Во втором случае и ответ наш действительно будет звучать кротко и смиренно, а не раздражительно. Основной показатель правоты — внутреннее спокойствие, мир в душе.

Наконец, если мы знаем, что общество, в которое мы идем, настроено к нам открыто враждебно, и пребывание в нем не принесет нам никакой пользы, то по возможности лучше избегать такой компании. Ведь и среди неверующих людей существуют разные типы отношений к религии: веротерпимое, нейтральное и открыто враждебное (так называемые «воинствующие атеисты»).

Однако специально избегать «агрессоров» из трусости не стоит. Нужно помнить, что Господь всегда нас помещает в ту ситуацию, в то общество, которые принесут нам больше пользы. К тому же нужно понимать, что иногда и явные атеисты могут вести себя гораздо нравственно чище, чем некоторые веротерпимцы. К сожалению, не всегда и христиане ведут себя вполне подобающе этому наименованию.

Очень важно в этом деле иметь тонкое душевное чутье: что для нас лучше и что хуже. Найти тему для нейтральных разговоров, кажется, в любом обществе не должно составить труда. Лучше говорить, конечно, о том, что человеку ближе, интереснее. Но если эти темы имеют негативный нравственный оттенок, могут навредить нашей душе, то лучше их избегать.

Просто удалиться от общения с такими неверующими людьми, исходя из принципа с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26-27). При этом важно с нашей стороны не впасть в гордыню и осуждение. Нам полезнее сравнивать себя не с ними, а со святыми людьми чистой жизни, осознавая свою духовную нищету.

На вопросы про общение верующих с неверующими отвечает протоиерей Андрей Ткачев:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще