Особенности развития буддизма в китае. Распространение и китаизация буддизма

Каким был век распада империи?

Четыре века, следовавшие за гибелью династии Хань, проходили под знаком восстаний, военных конфликтов и набегов кочевников на северных рубежах. Срединная империя переживала период политического распада. Кочевники, пробив брешь в Великой стене, разрушали города и продвинулись к Янцзы. Население бежало от завоевателей на юг, переправляясь через Янцзы. На севере правили варвары. В 581 г. генерал Ян Цзян завоевал столицу Чаньян и основал династию Суй.

Беспокойные времена сказались на духовной жизни Китая. Неуверенность в завтрашнем дне заставляла искать выход в религии, многие прибегли к конфуцианству и даосизму. Других привлек к себе буддизм.

Откуда пришел буддизм?

Буддизм возник в V веке до н.э.

Учение основано на озарении исторического Будды, принца Гаутамы Сидхартхи, жившего в эпоху Конфуция в Индии. Под священным древом бодхи он открыл срединный путь, который ведет к пониманию внутреннего мира. Так он стал Буддой, что означает «Просветленный».

Ученики Будды сохранили заветы Учителя и позднее записали их. К новому учению о спасении обратились, прежде всего, высшие слои общества. Конфуцианство и даосизм продолжали свое существование.

В 629 г. н.э. монах Сюаньцзан отправился из тогдашней столицы Китая Чаньян в долгий и опасный путь. Он хотел изучить в стране Будды, в Индии, на реке Ганг, истинное чистое учение и привезти в Китай священные тексты. Ведь чтобы буддизм мог распространиться в Китае, необходимо было сперва перевести на китайский язык священные тексты.

Кто принес буддизм в Китай?

Почти 17 лет провел Сюаньцзан в странствиях, преодолев тысячи километров пешком и на лошадях по Шелковому пути до Индии. В Китай он вернулся не с пустыми руками.

Сюаньцзан привез с собой 657 свитков, намотанных на деревянную скалку, на которых были записаны буддийские учения на санскрите, древнем языке Индии.

Понадобилось еще долгих 17 лет, чтобы расшифровать эти тексты и перевести их на китайский язык.

Буддизм в Китае был больше чем религия. Он стал всеобъемлющей формой жизни. Китайцы видели в нем обогащение китайских традиций. Даоуди, первый император династии Северная Вэй (386-534 гг. н.э.) особенно поддерживал новое учение. Он повелел вырубить из серого песчаника в горах Ужоу пещерный храм Юньган. В нем скрыта 51 ООО (из 100 ООО уцелевших) статуй Будды, которые по внешнему облику напоминают императоров династии Вэй.

Один из колоссов достигает в высоту 17 м. Ухо сидящего Будды имеет в размере 3 м, стопа - 4,6 м, а средний палец - 2,3 м.

Почему китайские императоры поощряли буддизм?

Император Вэньчэнди, правивший государством Вэй через 50 лет после Даоуди, поручил монаху Та-ньао (Тапуао) построить императорские гроты и установить в них статуи Будды. Одна из статуй наделена по его воле сходством с императором Даоуди. В книге Вэй говорится: «Основатель династии - мудрый, доброжелательный император, идущий священным путем. Он воистину является воплощением Будды». Таким образом, император Даоуди был возвышен до высшего в почитании существа, Ш£ и все буддисты должны были отныне ему подчиняться. Так появился Будда-император; соединив свой авторитет с буддизмом, правитель достигал абсолютной Стены одной власти. Император бодхисатвам Вэньчэнди сделал буддизм государственной религией и повелел возвести многочисленные храмы.

Объявленный государственной религией буддизм требовал признания всех граждан. Однако крестьяне и ремесленники, торговцы и солдаты не были монахами, которые часами медитируют, подчинив свою жизнь строгим религиозным правилам. Им требовалась более простая вера.

Сяовэнди, шестой император Северной Вэй (годы правления с 471 по 499), был воспитан в буддийской вере и благочестии. Пятилетним ребенком он взошел на трон и как император принимал участие в буддийских храмовых ритуалах. Он воспринимал себя не воплощением Будды, а благочестивым верующим. К этому времени буддизм проник в жизнь простого народа.

Как буддизм дошел до простого китайского народа?

Особое значение обретает культ бодхисатв. Бодхисатва - это существо, стремящееся к освобождению, которое со временем станет предельно просветленным Буддой. На его лице отсвет сочувственной улыбки. Он обращен к страдающим людям, которым желает добра. От верующих требуется простое признание: «Молись Майтрейе (Бодхисатве), и когда-нибудь Майтрейя придет в этот мир и принесет освобождение». Это было доступно пониманию каждого. Никаких обременяющих вероучений, никаких требований изучать сложные буддийские тексты - достаточно было обратиться к мягкой улыбке статуи Майтрейи, внимавшей молитвам простых людей.

О чем поведали гроты Мохао?

Неподалеку от Дуньхуаня, пограничной заставы на Шелковом пути, находятся гроты Мохао. Сохранилось 492 грота разной величины, высеченных из гряды песчаных скал, простирающихся на 1600 м над долиной реки. Первый грот был высечен в 366 г., остальные достраивались вплоть до 1100 г. и использовались буддистскими монахами для жилья и свершения культовых обрядов. На площади в 45 ООО кв. м сохранились росписи и скульптуры, позволяющие заглянуть в прошлое и представить, как жили буддисты разных веков. Наряду с религиозными темами встречаются также сценки из повседневной жизни. Среди культовых предметов, таких как книги и манускрипты с буддистскими текстами на разных языках, число которых превышало 50 000, в гротах было найдено издание Ветхого Завета на еврейском языке.

Буддизм то и дело подвергался в Китае гонениям и запретам. Уже через 60 лет после воцарения династии Северная Вэй император Тайуди по наущению своего советника, уверявшего, что буддистские монахи замышляют свергнуть правительство, запретил буддизм, повелев в 446 г. разрушить все изображения Будды. И лишь император Вэнчень отменил в конце VI века направленные против буддизма законы и поддержал учение Просветленного.

Почему буддизм сохранился в Китае?

В китайской истории периоды гонения на буддизм и его возвышения постоянно сменяли друг друга, тем не менее учение Будды оставалось в сердцах людей. Вплоть до последней династии Цинь, основанной в 1644 г., императоры оказывали поддержку буддизму. Шестой император Цинь Цянлун повелел возвести множество храмов и даже пожелал быть изображенным в одеждах буддийского монаха.

Буддизм появился в Китае при императоре Мим Ди династии Хань во времена усиления связей западных земель Китая со Средней Азией, откуда и появились первые буддийские монахи и буддийские книги. Он стал распространяться в форме хинаяны, но просуществовал недолго. Вторая волна распространения буддизма в Китае имела место в начале V в. уже в виде махаяны. Впоследствии разница между этими двумя течениями экспортируемой религии исчезла в результате "китаизации" буддизма, заключалась в проникновении в буддизм конфуцианских даосских идей и в практическом слиянии культов этих трех религий.

Уже в конце IV в. буддизм приобретает статус государственной религии, но без преимуществ перед другими религиями. И для буддизма, чтобы быстро распространить свое влияние, и этого было достаточно.

V-VI в. часто присматривает золотым веком буддизма в Китае. В IV-VI вв. буддийские монастыри активно расширяют свои землевладения, особенно на севере Китая. К VI в. там насчитывалось около 30 тыс. буддийских монастырей с 2 млн монахов. На юге Китая в УИ ст. было 2 846 монастырей с 82 700 монахами.

По политическим соображениям иногда буддизм ограничивался. Так, в 842-845 гг. По императорскими указами были закрыты 4 600 монастырей, разрушено 40 тисе буддийских храмов, расстриженного 260 тыс. Монахов.

Впрочем при первой же возможности он наверстывал упущенное. В частности, возрос авторитет буддизма во Время господства монгольской династии Юань. В 1221 количество буддийских монастырей и храмов составляла более 40 тыс. Из почти 500 тыс. Монахов.

Но наряду с буддизмом не сдавало своих позиций и конфуцианство. Император Чжу Юаньчжан, несмотря на то, что сам был буддийским монахом, ограничил политическое влияние буддизма и даосизма и объявил идеологической основой своего государства конфуцианство. Когда после переворота 1402 к власти пришло правительство Чжу Ди, снова было подчеркнуто, что большие законы управления государством были открыты Конфуцием и они не могут быть изменены.

Появление буддизма в Китае не.зустрила сопротивления со стороны конфуцианства и даосизма. Уверенность китайцев в том, что Поднебесная государство является центром Вселенной делала непоколебимыми их убеждение в том, что их религии, является найистиниши в мире. И они охотно шли на сближение с "варварами". Будда быстро был включен в даосский пантеон. Буддийских представлений о душе, потусторонний мир, рай и ад не хватало даосам. Относительно моральных принципов, то во всех трех религиях они были созвучны. Состоялся процесс взаимопроникновения пантеонов.

Буддизм в Китае почувствовал на себе уважение китайцев к своему благополучию. Нищета сальника стала призрачной. Великолепие и торжественность буддийского культа нашла понимания. Буддийские монастыри были не только религиозными центрами культуры, но и заботливыми хозяевами, с минным хозяйством с большим количеством рабов и зависимых крестьян. При этом это были не пришлые люди, а те же китайцы, только изменили веру, но отнюдь не потеряли своего национального менталитета. Поэтому в условиях уже существующей терпимости двух религий друг к другу проблемы отношений с третьей почти не возникало.

Если в области догматической при решении взаимоотношений еще приходилось встречаться с теми или иными проблемами, то в области практического религиозной жизни они исчезли сразу. Вскоре верующие, не очень хорошо разбираясь в богословских тонкостях, пришли к практическому отождествление всех трех религий. В любом храме можно было обращаться к любому бога с любым обращением. Причем конфуцианство брало на себя решение этических, социальных и политических проблем верующих, буддизм предлагал религиозную утешение, даосизм удовлетворял желаемое фантастически мифологическое объяснение мира. Это повышало религиозный сервис.

И все это не мешало буддизма продолжать свое внутреннее развитие. В буддизме шел процесс образования различных сект, ответвлений, школ, направлений, течений, находили важные для себя нюансы трактовки вероучений или культовых положений, которые отличали их от других, приводили к принципиальных разногласий, но вовсе не были поводом к религиозной борьбы, а спокойно воспринимались дискутируя сторонами, не мешая их мирному сосуществованию.

Среди многочисленных буддийских сект в Китае нашла признание секта Чань, учение которой распространил в Китае в VI в. индийский монах Бодхихарма.

Суть учения чань заключается в том, что для обращения к Богу нужен не разветвленный и развит культ, а соответствующий внутренний духовный стен человека.

Поиски религиозной истины, по этому учению, заключаются не в изобретении культовых хитростей, не в молитвах, заклинаниях и обрядах. Чань считает, что истину выразить человеческим языком невозможно, слово бессильно перед глубиной истины, интеллект не может проявить себя в словах, нужно внутреннее понимание без слов. Истина - в поисках внутреннего общения с божеством. Для этого необходимо внутренняя сосредоточенность, которая приведет к внезапного озарения. Такое сосредоточение получило название медитации, Дхиан. От этого санскритского слова и пошло китайское - чань.

Чань-буддизм оперирует канонам "хитрых" вопросов, которые ставят под сомнение возможность рационального мышления. Наш разум способен точно определить предметы и явления мира, а когда у него возникают затруднения в этом, то это его не несостоятельность, а признак того, что процесс познания еще не завершился.

Но канон, по мнению чань-буддистов, свидетельствует о несостоятельности ума. Тогда его заменит внезапное озарение дау, оно может быть выражено в словах, но без соответствующего смысла, потому что этот смысл понятен только самому озаренному. Если человек верит в такие построения, то остается пожелать ей успеха в жизни без ума, потому что это очень нелегко.

Чань-буддизм предлагает различные формы Дхиан, это уже дело культовой психотехники. Необходимым фактором успешной Дхиан чень-буддизм считает соблюдение высокой нравственности, гуманизма, ответственности перед обществом, усердного труда, стремление к миру и тому подобное. Это, безусловно, положительные черты чань-буддизма.

Чань-буддизм не осуждает практическую нерелигиозную деятельность, как это делают многие буддистских школ. Напротив, он пытается использовать достижения чаньськои психотехники для чисто практических действий человека, к его непосредственного существования в реальном мире. Это и теперь вызывает интерес к чань-буддизма (и его продолжению - японском дзена) как к средству решения современных практических дел.

фо-цзяо 佛教 . Китайскую буддийскую мысль принято отделять от т.н. классической китайской философии, основанной в первую очередь на построениях конфуцианства и даосизма . Буддизм — филос.-религ. течение, зародившееся в Индии как ответвление от брахманизма или, по др. версии, в противовес ему в среде небрахманистской культуры, — на протяжении всей своей истории в Китае оставался маргинальным по отношению к осн. культурному потоку явлением. Тем не менее он не только оказал огромное влияние на развитие культуры Китая, но и, в его китайских версиях, стал одним из оснований духовных культур др. стран Вост. Азии. На уровне массового сознания он, по крайней мере с начала I тыс. н.э., стал восприниматься как одна из равноценных составляющих комплекса сань цзяо 三教 — «трех учений», наряду с конфуцианством и даосизмом, а его философская проблематика в отд. частях была интегрирована различными течениями китайской мысли. Процесс адаптации буддизма к китайской культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм философии и культовой практики.

Согласно традиции, основателем буддизма считается инд. принц Сиддхартха Гаутама (VI-V вв. до н.э.) из племени шакья (сакья), впоследствии получивший имя Будды — «Просветленного». В противоположность брахманизму буддизм декларирует равенство людей независимо от сословной и кастовой принадлежности, а также выступает против доктрины атмана — субстанциального «я», «души», всепроникающего и постоянного духовного начала. Предмет буд. философии изначально составила психология, или теория сознания. Она опосредовала онтологич. проблематику буддизма, в к-ром мир предстает как отраженный в сознании психокосм. Гл. целью буддизм полагает выход из круга сансары (кит. лунь хуй) — цепи смертей-рождений, в к-рой статус живого существа при каждом следующем рождении определяется соотношением положительной и отрицательной активности в предыдущем существовании — кармой (кит. ). «Спасение» мыслится как погружение в нирвану (кит. непань , нидань, нихуань) — «состояние будды», абс. покоя, освобождения от страстей и желаний, а потому и от имманентных им страданий. Нравств. идеал буддизма — ахимса, абс. непричинение вреда окружающему. Филос. проблематика буддизма в целом сводится к анализу психики в связи с обоснованием путей «спасения», а религ. практика — к их осуществлению.

В I-III вв. н.э. буддизм разделился на два основных направления: хинаяну и махаяну. Хинаяна (кит. сяо чэн — «малая колесница») — буддийское течение, сторонники к-рого называют его «тхеравада» («учение старейших»). Хинаяна нацеливает на индивид., монастырский путь спасения. Она рассматривает нирвану как абс. статику «непроявленного» состояния бытия, когда прекращается «волнение» реальных психофизич. элементов-дхарм (кит. фа ), череда комбинаций к-рых образует нереальные «я» и мир в «проявленном» состоянии бытия. Наибольшее распространение получили в Китае школы махаяны (да чэн — «великой колесницы»), предполагающей возможность спасения в миру с помощью божеств — будд и бодхисаттв. В учении одной из школ махаяны — мадхьямики (шуньявады) — Вселенная предстает как целостность, в к-рой наличествует только «пустота»-шунья (см. Кун ). Шуньявада утверждает в качестве сущности дхарм «пустотность»-шуньяту, к-рая выступает в роли абсолюта и отождествляется с мистич. «телом будды», или «телом Закона» (санскр. дхармакайа, кит. фа шэнь ). «Тело Закона», в свою очередь, объявляется тождественным нирване. Тезис о тождестве «проявленного» (сансара) и «непроявленного» (нирвана) бытия подкрепляет учение махаяны о необходимости положительной активности как деятельного служения, о бодхисаттвах — потенциальных буддах, отказывающихся от нирваны, чтобы помочь другим в ее обретении.

Буддийские проповедники проникли в Китай по Великому шелковому пути в I в. н.э. (по др. сведениям, еще раньше) из Кушанского царства (на стыке Сев. Индии и Средней Азии). Традиция считает первым центром буддизма монастырь Баймасы близ Лояна (пров. Хэнань). Первым переводчиком буддийских текстов на кит. яз., имя к-рого сохранила история, был Аньшигао , прибывший из Парфии в 148 г. Посвящения кит. послушников в монахи стали регулярными в III в. в монастыре Баймасы при Дхармакале — виднейшем деятеле китайского буддизма того времени. С конца III в. крупным центром буддизма стал Чанъань — резиденция Дхармаракши, выходца из Вост. Туркестана, переводчика и организатора перевода важнейших текстов махаяны. В IV — нач. V в. при индийце Кумарадживе , возглавившем работу по переводу памятников махаяны в Чанъани, столице гос-ва Поздняя Цинь, переводческая деятельность иностр. миссионеров достигла пика, и в ней уже широко участвовали буддисты-китайцы.

В условиях раздробленности страны и междоусобиц III-VI вв., уменьшения авторитета конфуцианства внимание образованных слоев об-ва в значительной степени переключилось на даосскую и буддийскую доктрины. Росту влияния буддизма в народной среде способствовала его религ. практика, включавшая экзорцистские обряды, заупокойные молебны и т.п. Кроме того, в обстановке политич. неустойчивости и смут буддийские монастыри могли обеспечить защиту как членам монашеской общины — сангхи, так и крестьянам, обрабатывавшим монастырские земли и нередко отдававшим свои наделы монастырю в обмен на его покровительство.

Расцвет буддизма в Китае приходится на VI-VIII вв., когда там насчитывалось несколько десятков тыс. монастырей, миллионы монахов и послушников. Важнейшими социальными функциями буддизма, сохранившимися в последующие столетия, стали обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, благотворительность — помощь голодающим, больным и т.п.

Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. Буддизм и даосизм выполняли сходные социальные функции (помощь в достижении идеала спасения или освобождения, ритуально-магич. «обеспечение» повседневной жизни и т.п.), ставили близкие филос. проблемы и приходили к похожим решениям (невозможность выражения и описания истинно сущего, негативная оценка привязанности к профаническим объектам и т.п.), использовали психотехнику для достижения измененных состояний сознания, определяемых традицией как «совершенные». При переводе буддийских текстов использовались гл. обр. термины даосизма. Только с нач. V в. во многом благодаря Дао-аню и Кумарадживе метод толкования буддийских доктрин через реалии китайской философии стал уступать место попыткам выражения исходного содержания санскр. терминов, данных в транскрипции или переданных в виде китайских неологизмов. Среди первых китайских буддистов получила распространение доктрина «просвещения варваров», согласно к-рой буддизм был проповедан в Индии прибывшим туда Лао-цзы . Позднее эта доктрина была заимствована даосами и стала средством критики самостоятельной ценности буддизма.

Примерно с III в. все более явным становилось расхождение ряда буддийских и присущих китайской культуре установок. Напр., общепринятое в Китае отношение к жизни как высшему благу, дарованному человеку Небом, затрудняло восприятие буддийской доктрины сансары с ее отношением к жизни как цепи страданий. Исходный акцент буддизма на улучшение личной кармы противоречил установке на процветание прежде всего семьи, рода, а также культу предков. В III-VI вв. одним из важных пунктов обвинений в адрес буддизма была проповедь им аскетизма, в к-рой конф. идеологи усматривали небрежение телом, дарованным человеку предками, и, т.о., неуважение к ним, к продолжению рода как социальному долгу. В вину буддизму ставилась также несостоятельность буд. доктрин познания, в к-рых конфуцианцы видели проповедь субъективизма и произвола, абсолютизацию роли индивид. сознания-«сердца» (синь ).

«Китаизация» буддийских доктрин привела к возникновению самобытных школ буддизма, крупнейшие из к-рых развивали традиции различных направлений махаяны. Так, школа саньлунь («школа трех трактатов»; см. Саньлунь-цзун), основанная Цзи-цзаном (VI — нач. VII в.) на базе созданной в 1512 г. Сань-ланем школы шэлин сянчуань («школа преемственности в горах Шэ»), продолжила учение мадхьямики, наиболее радикально отрицающее реальность и внеш., и внутр. мира. Школа получила название от трех трактатов-шастр. Первые два — «Мадьямика-карикас» («Чжун [гуань] лунь», «Шастра о срединном ви дении») и «Двадаша-мукхашастра» («Ши эр мэнь лунь», «Шастра о двенадцати вратах») — приписываются основоположнику махаяны Нагарджуне (II в.), к-рый считается первопатриархом школы саньлунь ; «Шата шастра» («Бай лунь», «Шастра в ста стихах») предположительно написана его учеником Арьядевой.

Согласно доктрине этой школы, отдельно взятые дхармы существуют лишь относительно друг друга, а потому сами по себе нереальны, «пустотны». В отличие от других буддийских школ учение саньлунь постулировало одновременность, а не поэтапность «устранения ложного и выявления истинного» в восприятии человеком самого себя и мира. Цзи-цзан продолжил предложенную Нагарджуной трактовку «двух истин» — «мирской» (словесно выражаемой; кит. су ди ) и «абсолютной» (кит. чжэнь ди ) — как последовательных и взаимообусловленных этапов и методов познания, соединение к-рых дает совершенное «срединное видение» (чжун гуань ). Основатель школы саньлунь выделил по три уровня каждой из «истин»: в «мирской» — утверждение наличия, утверждение наличия и отсутствия, утверждение и отрицание как наличия, так и отсутствия; в «абсолютной» — утверждение отсутствия, отрицание и наличия и отсутствия, ни утверждение, ни отрицание и наличия и отсутствия. В нек-рых трудах саньлунь добавляется четвертый уровень — в «мирской» истине это соединение двух первых уровней «мирской» и «абсолютной» истин, в «абсолютной» истине — отрицание отрицания не-наличия и не-отсутствия. Каждый из предыдущих уровней «абсолютной» истины выступает как «мирская» истина по отношению к последующему уровню. Важный элемент доктрины саньлунь — концепция «срединного пути восьми отрицаний» (ба бу чжун дао): «Тысяча вещей не рождаются и не исчезают, не постоянны и не прерываются, не едины и не различны, не приходят и не уходят». В VII в. школа саньлунь пришла в Японию (Санрон сю).

Учение школы вэйши («школа только сознания»; см. Вэйши-цзун) восходит к реформированной в VII в. Сюань-цзаном и его учеником Куй-цзи традиции виджнянавады (йогачары), к-рая в отличие от мадхьямики признает реальность внутр. мира. Основополагающими трактатами школы стали «Дасабхумика шастра» («[Ши] ди лунь» — «Шастра о ступенях [учителей йогачары]») Васубандху (V в.) и «Махаяна санграха» («Да чэн шэ лунь» — «Сводные сведения о махаяне») Асанги (V в.). Комментарий инд. мыслителя Дхармапалы (VI в.) на эти трактаты послужил основанием для построений китайских буддистов Куй-цзи и Сюань-цзана, разработавших своеобразную буддийскую «феноменологию сознания». Вся сфера опыта в вэйши трактуется как различные состояния сознания (санскр. виджняна, кит. ши [4 ]). Высший из выделяемых доктриной этой школы восьми видов сознания — алая-виджняна (кит. алайе ши , цзан ши — «сознание-сокровищница», «абс. сознание»), рассматривается как субстрат и источник пр. видов сознания. «Сознание-сокровищница» порождает комбинации дхарм, образующие вещи и явления, вследствие того, что в него заложены «отпечатки» опыта — кармические впечатления (санскр. васана, кит. сюнь си ), или «семена», к-рые актуализируются через психику, и возникающая т.о. новая кармическая активность вновь создает васаны, закладываемые в алая-виджняну. Соответственно, цель религ. практики видится в том, чтобы очистить «сознание-сокровищницу» и предотвратить поступление в нее новых впечатлений — «семян».

Другое название вэйши — фасян-цзун (школа дхарма лакшаны, т.е. «свойств дхарм»), стяжение от доктринальной формулы школы: чжу фа ши сян — «реальность свойств всех дхарм», подразумевающей, в противоположность мадхьямике, отрицание «пустотности», нереальности дхарм. Иногда школа фасян расматривается как направление, отдельное от вэйши , толковавшее преимущественно о свойствах дхарм. С VII в. школа фасян стала известна в Корее (Попсан), с VII-VIII вв. — в Японии (Хоссо сю).

Ряд школ китайского буддизма махаяны, например хуаянь , чань и тяньтай , не имеют индийских аналогов. Школа хуаянь (см. Хуаянь-цзун) свое учение основывает на инд. «Аватамсака сутре» (кит. «Хуаянь цзин», «Сутра цветочной гирлянды»). Первопатриархом хуаянь традиционно считается Ду-шунь (VI-VII вв.), автор трактата «Хуаянь фа цзе гуань» («О созерцании дхармадхату [по учению] хуаянь [цзин ]»), но в действительности основал школу и систематизировал ее учение Фа-цзан (VII — нач. VIII в.). В доктрине хуаянь сочетаются положения двух ведущих направлений классического буддизма — мадхьямики и виджнянавады. Идеи виджнянавады дополнены положением мадхьямики об «истинной реальности» — объективном внерефлективном бытии (санскр. татхата, бхутатхата, кит. чжэнь жу). Абс. и единое субстратное сознание (санскр. татхагата гарбха, кит. жулай цзан — «вместилище так-приходящего». т.е. будды) выступает источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их «сознания-сокровищницы» (к-рое, т.о., в отличие от виджнянавады не рассматривается как исходный вид сознания). Учение хуаянь о «беспрепятственном взаимопроникновении принципов и вещей/дел» (ли ши у ай ) рассматривает мир как универсум, к-рый полностью присутствует в каждом из его элементов — дхарм. Универсум уподобляется сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или образу будды, со всех сторон окруженному зеркалами и бессчетное число раз отраженному в них. Используя разработанное в классич. китайской философии понятие об универсальном структурообразующем начале ли (принцип), мыслители хуаянь описывали совершенное состояние «единого сознания» (букв. «единого сердца» — и синь ) как совокупность содержащихся друг в друге «принципов»: они пребывают в таком же единстве с «вещами/делами» эмпирич. мира, к-рые так же являются аспектами «единого сознания». Др. важнейшая доктрина хуаянь — «беспрепятственное [взаимопроникновение] вещей/дел» (ши ши у ай ) — предполагает «взаимовключенность» всех вещей и явлений. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как «единым сознанием», выходя из иллюзорного мира рождений-смертей. Доктрины всех других школ буддизма мыслители хуаянь рассматривали как ступени к постижению учения хуаянь — «единственной колесницы» — или ее частные аспекты. После IX в. начался постепенный упадок хуаянь , но она еще несколько лет продолжала оставаться одной из ведущих доктринальных школ кит. буддизма. В Корее хуаянь известна с VII в. (школа Хваом), в Японии — с VIII в. (Кэгон сю).

Хуаянь , акцентировавшая разработку филос. проблем бытия, дополняла и подкрепляла теоретич. основания школы чань (см. Чань школа ; Чань-сюэ), делавшей упор на практику постижения высшей истины посредством интуитивного озарения. Ее создание приписывается инд. миссионеру Бодхидхарме (кон. V — нач. VI в.) — личности полумифической, к-рый якобы сформулировал четыре ее основных принципа: «не опираться на слова и тексты», «особая передача вне учения», «прямое указание на сознание», «созерцая собственную природу, становиться буддой». Название школы восходит к транслитерации санскр. термина «дхьяна» (сосредоточение, медитация; кит. чань дин ). Др. ее названия — чжуань фо синь инь («передача сознания/сердца будды»), фосин-цзун (школа сознания/сердца). В VII в. школа разделилась на несколько направлений. Т.н. сев. ветвь чань , основанная Шэнь-сю, и ряд др. течений придерживались доктрины виджнянавады, течение, шедшее от Хуй-жуна, стояло на позциях мадхьямики-шуньявады. Особую роль в истории чань сыграла ее т.н. южн. ветвь, основоположником к-рой считается Хуй-нэн . Доктрина, к-рой придерживался он и его последователи, исходила из идеи «единого сознания/сердца» (и синь ). Последнее понятие подразумевает всю совокупность дхарм — как «просветленных», так и «омраченных», к-рые находятся друг с другом в отношениях «недвойственности». К нирваническому состоянию сознания ведет постижение этой «недвойственности» в результате «внезапного просветления» (дунь у).

Тезис южн. ветви чань о «внезапном просветлении», противостоящий идее «постепенного просветления» (цзянь у ), достигаемого в результате практики «постепенного очищения» (подавления «омраченных» дхарм), к-рого придерживалась сев. ветвь, стал выражением чаньской ортодоксии. Наряду с важнейшими текстами махаяны в число ее канонов вошел кит. памятник «Лю цзу тань цзин» («Сутра помоста шестого патриарха», VIII в.), включающий проповеди, записи бесед Хуй-нэна с учениками и мирянами, эпизоды из его жизни и т.п. Наиболее крупными течениями в чань были школа линьцзи — линьцзи-цзун , получившая название по прозвищу своего патриарха И-сюаня (ум. 866), проживавшего в одноименном монастыре в пров. Хэбэй, и цаодун-цзун — школа цаодун (стяжение на основе названий двух монастырей — Цаошань и Дуншань). Учение линьцзи-цзун акцентировало внезапность «просветления» «здесь и сейчас», для чего следует отбросить все внутренние преграды на пути к нему, в т.ч. привязанность к сакральным понятиям — «будда», «нирвана» и т.п., отказаться от каких-либо целенаправленных искусств. усилий к исправлению своей природы. Психопрактику линьцзи-цзун отличает использование шоковых воздействий на психику адептов (удары, внезапные окрики), парадоксальных задач (гун-ань , больше известны в япон. варианте — коан), не имеющих рационального решения, что призвано актуализировать «природу будды» в спонтанном акте «просветления». Школа цаодун разрабатывала восходящие к хуаянь теоретич. проблемы «недвойственности», для нее характерны статические методы медитации.

В VIII-IX вв. учение чань распространилось в Корее (школы Сильвансан, Тоннисан, Каджисан, Чанкульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан, Суммисан), в XIII-XIV вв. в Японии (линьцзи-цзун — Риндзай сю, цаодун-цзун — Сото сю и т.д.), позднее — во Вьетнаме. В ХХ в. японская версия чань — дзэн в адаптированной форме получила популярность среди зап. интеллектуалов, во многом благодаря усилиям популяризаторов — Судзуки Дайсэцу Тэйтаро, А.И. Уоттса и др. Идеи дзэн подкрепили утвердившиеся в значительных слоях зап. постгегелевского сознания представления о Божестве как универсуме в непроявленном состоянии, о возможности самостоятельно «раскрыть» его в себе и др. мировоззренческие тенденции, восходящие к гностич. и каббалистич. идеям, до XIX-XX вв. остававшимся на обочине магистрального потока зап. духовной культуры.

Одно из крупнейших ранних течений китайского буддизма — школа тяньтай (по названию горы в пров. Чжэцзян; см. Тяньтай-цзун), осн. доктрины к-рой разработал Чжи-и (VI в.), стремилась к синтезу учений др. направлений махаяны и настаивала на идее присутствия «природы будды» во всем сущем. Ее главный доктринальный текст — «Саддхарма пундарика сутра» («Сутра Лотоса благого закона», «Лотосовая сутра»; кит. «Мяо фа лянь хуа цзин», сокр. «Фа хуа цзин»). Доктрина тяньтай основана на учении и нянь сань цянь («одно [мгновение] мысли — три тысячи [проявлений]»). Три тысячи — число проявлений взаимопроникаемости десяти «миров дхармы» — физич. и психич. состояний, переживаемых живыми существами; просветление достигается посредством реализации в человеке мира будд. Согласно доктрине «четырех колесниц», разработанной Чжи-и, тяньтай представляет истину «единой колесницы», объединяющей три другие «колесницы» — уровни соответственно мирян-шраваков (кит. шэн вэнь ), аскетов-пратьекабудд (юань цзе фо ), самостоятельно ставших буддами, а также колесницы боддхисаттв — собственно учения махаяны. Чжи-и сформулировал также концепцию «пяти периодов — восьми учений», выделяющую в истории буддизма пять периодов, в последнем из к-рых открываются истины «Лотосовой сутры», а также подробную теорию самосовершенствования, известную как чжи гуань — «самопрекращение и самопостижение». В IX в. школа тяньтай была перенесена в Японию (Тэндай сю) и в XIII в. серьезно реформирована Нитирэном.

Три школы китайского буддизма — саньлунь , хуаянь и тяньтай — относят к «школе сущности дхарм» — фасин-цзун , поскольку они трактовали «сущность дхарм» на основе доктрины мадхьямики, постулирующей наличие у всех людей «сущности будды», или «истинной сущности», выражающей «пустотность» дхарм. Школу фасин принято в доктринальном плане противопоставлять школе фасян (см. Фасян-цзун), хотя нек-рые теоретики кит. буддизма отрицают правомерность такого противопоставления.

Интегрирующую роль в кит. буддизме играла люй-цзун («школа винаи»), восходящая к инд. миссионеру Дхармакале (сер. III в.) и окончательно доктринально оформленная в VII в. Дао-сюанем. Гл. условием спасения ее учителя объявляли скрупулезное соблюдение монашеских уставов (винаи, кит. люй ), подкрепленное медитативным постижением их внутр. смысла. Уставы школы люй поныне приняты в крупнейших буддийских монастырях Китая. В Корее она известна с VII в. (школа Юльчон), в Японии — с VIII в. (Риссю).

Проникал в Китай и тантрический буддизм ваджраяны, наиболее тесно связанный с магич. практикой и учениями о половых энергетич. началах. Он был представлен «тайной школой» — ми-цзун , уделяющей особое внимание психопрактике, в к-рой большое место занимает созерцание мандал — изображений вселенского круговорота, произнесение мантр — молитвенных формул, а также дхарани — отдельных сакральных словосочетаний. К XII-XIII вв. тантризм в чистом виде почти полностью исчезает из китайской культуры: его сексуальная символика вызывала активное неприятие властей, к тому же подозревавших в ми-цзун тайную мятежную секту, а тантристская магия уже имела в Китае более привычные даос. аналоги и не выдержала конкуренции с ними. Вместе с тем тантризм оказал глубокое влияние на культовую практику, психотехнику и иконографию даосизма и китайского буддизма, в отдельных школах к-рого активно применялось созерцание мандал, рецитация мантр и дхарани.

Особое место в китайском буддизме занимает школа цзинту (см. Цзинту-цзун), возникновение к-рой связывают с именем Хуй-юаня (кон. IV — нач. V в.). Популярная в народе идея «счастливой земли», где обитают божества и «святые-бессмертные», была сопряжена со схожими буддийскими представлениями и культом будды Запада Амитабхи (амидаизмом), нацеливавшим адептов на возрождение в «чистой земле (цзин ту ) предельной радости». Основу доктрины цзинту составляет идея спасения на основе постоянного сосредоточения на сущности будды Амитабхи и веры в силу его обета спасти от страданий все живые существа. «Думать о будде» (нянь фо ) — вызывать в сознании его образ — помогала практика постоянной рецитации имени Амитабхи. В сочетании с культом Майтрейи — будды грядущего — амидаизм лег в основание милленаристской идеологии многих народных сект буддийского толка и тайных обществ. В XII в. учение цзинту пришло в Японию (Дзёдо сю), в Корее аналогом цзинту была школа Чонтхо.

Китайский буддизм способствовал усилению проидеалистич. тенденций в китайской философии, проявившихся в проблематике и понятийном аппарате даосизма и неоконфуцианства . Напр., в даосизме появились креационистские идеи, не свойственные ни китайской традиции, ни индийскому буддизму и восходящие к философии школы вэйши , рассматривающей все сущее как порождение некоего трансцендентального сознания. В частности, в одном из самых авторитетных в ср. века даос. трактатов — «Гуань Инь-цзы» (VIII-X вв.), к-рый традиция относит к VI в. до н.э., дао творит мир так же, как спящий порождает образы сновидений, и уподобляется горшечнику, делающему кувшины. Центр. в неоконфуцианстве категории ли [1 ] (принцип) и синь [1 ] (сердце) были разработаны при участии буд. мысли: так, понятие ли [1 ] подробно рассматривалась в учении школы хуаянь как изначальная абс. субстанция, внутр. регулирующая природа всех вещей/дел (ши [3 ]), а «сердце» толковалось не только как основа всех психич. явлений, но и (в школе вэйши ) как «сознание-сокровищница», интегральная основа всех видов сознания, что дало различным течениям неоконфуцианства основания для сближения и даже отождествления понятий «сердца» и «принципа». Нек-рые даосские и конфуцианские мыслители сознательно обращались к буддийским идеям. Например, Сунь Чо, гос. деятель Вост. Цзинь, обосновывал идейное тождество буддизма с китайскими учениями, интерпретируя учение о праджне — трансцендентальной интуции — с позиций китайской философии сюань-сюэ — «учения о сокровенном». Онтологич. учение известного философа-конфуцианца Ван Тин-сяна содержит следы хуаяньской доктрины о «семенах»-васанах: по Ван Тин-сяну, универсальная мировая субстанция — «изначальная пневма» (юань ци ), существовавшая «до рождения неба и земли», содержит в себе «семена» всех преходящих и изменчивых объектов феноменального мира. Но по преимуществу воздействие буддийских доктрин на китайскую идеологию проходило опосредованно и стихийно по мере адаптации буддизма к китайской культуре. На уровне «книжной» культуры дистанция между буддизмом и его идеологич. оппонентами неизменно сохранялась.

Буддизм периодически подвергался гонениям, наиболее сильным — в середине IX в., во времена правления императора У-цзуна. Особенно пострадали школы хуаянь и тяньтай . В последующие годы, особенно в эпохи Юань (1280-1368) и Мин (1368-1644), буддизм не раз переживал полосы расцвета, однако его школы уже никогда не достигали такого мощного интеллект. подъема, как в VI-VIII вв. Развитие теоретич. наследия школ китайского буддизма имело продолжение в Японии и Корее. В Тибете и Внутренней Монголии преобладает ламаизм — тибетско-монгольская версия поздней инд. традиции махаяны.

Учение Будды (кит. фо цзяо), адаптированное к китайскому менталитету, к религии и древней китайской культуре. Учение проникло в Китай в начале н.э. Сначала о нем поведали купцы, перевозившие товары по Великому шелковому пути.

Затем появились переводы буддийских текстов, выполненные Ань Шигао, Кумарадживой, Сюаньцзаном, который, вернувшись из Индии, разработал словарь, позволяющий переводить буддийские тексты на китайский язык. В Китай прибывали из Индии проповедники-миссионеры. Некоторые основывали небольшие монастыри, кумирни, молельни. Буддийское учение не противоречило китайским представлениям, рассматривалось как передовое и быстро завоевало популярность как у образованной верхушки общества, так и среди простых людей. В отличие от индийской традиции записывать тексты на пальмовых листьях, в Китае сутры праджняпарамиты (кит. божо сюэ, божополомидо) записывались иероглифами на длинных узких пластинках из расщепленного бамбука (вертикальное письмо), которые скреплялись между собой шнуром и сворачивались в рулоны. Одно произведение занимало несколько повозок. Вначале создавались школы, служащие аналогами индийских школ, но постепенно формировались оригинальные направления китайского буддизма. Быстрому распространению учения способствовала эффективность буддийской духовной практики и боевых искусств, позволявших монахам успешно обороняться от бандитов и врагов. Буддизм стал одной из трех религиозно-философских систем в стране наряду с даосизмом и конфуцианством . В 1912 г. была создана первая Ассоциация китайских буддистов. Она прекратила свою деятельность во время китайской революции, но возродилась после 1953 г. Через Китай буддизм распространился на Корею, Японию и другие страны Дальнего Востока. В учениях (кит. цзяо) китайских школ (кит. цзун) буддизм махаяны получил дальнейшее развитие, Пути адаптации. Существует мнение, что буддизм «въехал» в Китай на даосизме. Философия буддизма, не противоречащая догматам этого учения, рассматривалась как его развитие. Сунь Чо (IV в.) назвал Будду (кит. фо) воплощением Дао . Карма (кит. е) считается проявлением Дао. Особый интерес вызывала новая психотехника, позволяющая достичь высочайшего состояния сознания. Несоответствия разрешались с легкостью. Китайцы не стали отказываться от некоторых привязанностей, чего требовали буддийские традиции, в том числе от родственных уз. Они сохранили уважение к телу, дарованному небом, причисляли к первоэлементам материи металл и дерево, которые в классическом буддизме отсутствуют. Пустота, пустотность (кит. кун, Сюй кун), соответствующая даосскому учению о наполненной пустоте, трактовалась как неоформленное бытие, предшествующее оформленному, и как то, что впереди (абсолют).

Представление о душе как небесной субстанции (кит. хунь) отождествилось с представлением о сознании (кит. синь). Кан Сэнхуэй (III в.) утверждал, что буддизм раскрывает то сокровенное, что содержится в книгах «Чжоу и» («И цзин», «Книга перемен») и «Ши цзин» («Книга песнопений). Буддизм стал господствующей идеологией и сохранял эти позиции до X в. Его этика не противоречила конфуцианской, учение признавалось гуманистическим, а единство даосизма, конфуцианства и буддизма изображалось в виде диаграмм. Лянский У-ди, правивший в VI в., принял буддизм и стал называться император-бодхисаттва Хуан (кит. Хуан-ди пуса), а императрица У-Хоу (III в.) была объявлена воплощением будды Майтрейи (кит. Милэ), призванного спасти человечество. Будды и бодхисаттвы вошли в китайский пантеон, обретя новое звучание имен и новые элементы иконографии. Буддийские монастыри, судя по сохранившимся документам, получали огромные пожертвования. Обычных людей, мирян (кит. фаньжэнь) привлекали в буддизме возможность при помощи святого (кит. пуса) получить освобождение от страданий, т.е. войти в нирвану (кит. непань), «переправиться на другой берег» (кит. би ань). Близкой китайцам оказалась и идея кармы как справедливого воздаяния за заслуги (кит. фу дэ, гун дэ), надежда достичь освобождения если не в этой, то в какой-либо следующей жизни. Наиболее почитаемы в китайском буддизме Будда Шакьямуни (кит. Шицзямуни), будды Амитабха (кит. Амитофо) и Майтрейя (кит. Милэ), бодхисаттва Авалокитешвара (кит. Гунъинь, Гуаньшиинь).

В Китае были популярны литературные жанры короткого рассказа (кит. сяошо) о жизни монахов и совершаемых ими чудесах и жанр бяньвэнь, произведения, предназначенного для чтения в виде проповеди в храме, содержащего описание событий из жизни Будды, поучения в прозе и стихотворные фрагменты. Большое значение в Китае придавалось вотивным, культовым предметам, обладающими, как считалось, магическими свойствами: статуям Будды, будд и бодхисаттв, ступам с реликвиями, рулонам о изречениями, каллиграфически выполненными на шелке, и др, Школа люй (кит. люй цзун). «Школа устава.» Другое название: «Школа Южных гор» (кит. «Наньшань цзун»). Сформировалась в III в. как аналог индийской школы устава (сс. виная). Согласно учению, освобождение может быть достигнуто при точном соблюдении предписаний, методик, обетов и т.д. Вся жизнь монаха строго регламентирована. Теоретик школы Даосюань (VI-VII вв.) создал учение о метаморфозах (кит. хуа цзяо) сознания через размышления и медитации. Основные объекты размышлений: пустотность мира и трансцендентная сущность объектов. Переход сознания на каждый уровень в процессе его преобразований, метаморфоз зависит от выполнения правил и сопровождается определенными признаками, Школа ми (кит. ми цзун). «Тайная школа». Другие названия: «Школа истинных слов», т.е. мантр (кит. чжэньянь цзун), «Тайное учение» (кит. ми цзяо). Китайская версия ваджраяны, индийской школы тантрического буддизма. Основана после V в. При гонениях на тантризм (XII-XIII вв.) практически прекратила существование. В Японии сс. аналог (яп. сингон, сингон сю) существует в настоящее время. В практике школы большое значение придается мантрам (кит. чжэньянь), дхарани (кит. толони), мандалам (кит. маньчало, маньтало) и др. В учении о бессмертии (кит. сянь сюэ) абсолют персонифицируется как будда Вайрочана (кит. Дажи), аналог Адибудды Человек (кит. жэнь) в аспекте сознания является его подобием. Объектами медитации служат пять дхьяни-будд, татхагат (кит. жулай). В практику адепта входит трансформация сексуальной энергии в творческую энергию. Школа признает модель восьмиединого сознания (сс. астаявиджняна, кит. ба ши) индийской школы виджнянавада, дополнив её девятым видом чистого сознания (кит. «цзин синь, у синь), Школа саньлунь (кит. саньлунь цзун). «Школа трех трактатов». Основана в V-VI вв. Проблема исследований: пустота, пустотность мира (кит. кун сюй, сюй кун, кун). Аналог индийской школы мадхьямика.

Учение содержит доктрины пустотности дхарм (кит. фа), взаимообусловленности их существования, наличия двух истин, относительной и абсолютной, срединного пути (кит. чжун дао). Допускается возможность быстрого, внезапного, спонтанного просветления (кит. дунь у, юань дунь) или обретения нирваны (кит. непань). Утверждается, что истина абсолютная постигается только через интуицию, Школа тяньтай (кит. тяньтай цзун). «Опора Небес». Основана Чжии в VI в. Прямого аналога в Индии не имеет. Духовным патриархом, основным авторитетом считается Нагарджуна. В учении утверждается, что нет принципиального различия между живым и неживым. Во всем присутствует дхармовость, дхармата (кит. фа син), истинная природа будды (кит. фо син), таковость (кит. чжэнь жу, ши сян). Мир дхарм, дхармадхату (кит. фа цзе), трактуется как десять миров-состояний, которые существуют одновременно и взаимопроницаемы. Подавление всех этих состояний, кроме высшего состояния будды, абсолюта, дхармакаи (кит. фа шэнь, жулай цзан) происходит при парном, одновременном совершенствовании мудрости и транса (кит. чжи гуань). В результате этой практики прекращается волнение дхарм (кит. фа) в сознании адепта, который обретает природу будды. Транс, самадхи (кит. саньмэй) может наступить в любое время и в любом месте. Он рассматривается как просветление. Чжии ввел технику «думаний о будде» (кит. нянь фо), заключающуюся в постоянной ре-Цитации, повторении имени будды Амитабхи (кит. Амитофо).

Согласно учению тяньтай, существует гармоничное триединство, «круглая гармония» трех истин: условной, мирской истины (кит. цзя ди), срединной (кит. чжун ди) и абсолютной (кит. кун ди). Мир, воспринимаемый на трех уровнях, в целом образует гармонию (кит. хэ). Всё пронизывает друг друга. За иллюзорным мирским бытием стоит единое сознание (кит. и синь), чистое сознание (кит. цзин синь). Школа предложила концепцию единого учения, интегрирующего все догматы буддизма, модель «единой колесницы», поддержанную школами чань и хуаянь?. В школе тяньтай большое значение придается способностям адепта, символике и достижению внезапного, мгновенного просветления (кит. дунь у, юань дунь). Высшим персонифицированным началом считается космический будда Вайрочана (кит. Дажи), Школа фасин (кит. фасин цзун). Под этим названием имеется в виду идеологическое содружество трех школ: саньлунь, тяньтай и хуаянь, которые одинаково трактуют сущность дхарм, дхармовость, дхармату (кит. фа син), природу будды (кит. фо син) и пустотностъ (кун, кун сюй, сюй кун, сюй) дхарм (кит. фа), Школа фасян (кит. фасян цзун). «Школа истинной сущности дхарм». Другое название - «Школа только сознания» (кит. вэйши). Аналог индийской школы виджнянавада . Допускают, что фасян и вэйши были двумя разными школами, что не доказано. Как и в случае виджнянавады (йогачара), два названия подчеркивают два аспекта деятельности школы: практику работы с сознанием, достижение высших его состояний и создание концепции, основанной на результатах этой практики. Учение виджнянавады было привнесено в китайский буддизм Сюаньцзаном в VII в. Оно содержит концепцию астаявиджняны, восьмиединого сознания (кит. ба ши), в которой высшей формой сознания служит алаявиджняна, сознание-сокровищница (кит. алие-ши, цзан-ши). Целью практики фасян считает уничтожение кармы (кит. е) через уничтожение семян впечатлений (кит. чжун цзы) и достижение состояния чистого сознания (кит. цзин синь, у синь). При этом прекращается кармическая активность и происходит переход в состояние нирваны (кит. непань). В учении отрицается пустотность дхарм. Признается существование шести необусловленных дхарм (кит. у вэй фа), не подверженных бытию в мире и не связанных с сознанием мирского уровня. Считается, что природа будды (кит. фо син) присутствует в каждом человеке и в любом живом существе. Как и виджнянавада, школа фасян занимается проблемами логики (кит. иньмин), которая призвана установить связь между результатами практики и способом их осмысления, трактовки и описания, Школа хуаянь (кит. хуа-янь цзун), «Гирлянда цветов». Основана Фацзаном в VII-VIII вв. Прямого прототипа в Индии не имеет. Сочетает элементы виджнянавады и мадхьямики. Развивает учение о подлинной, истинной реальности, таковости (кит. чжэнь жу),об абсолюте, татхагатагарбхе (кит. жулай цзан), о едином субстрате сознания. Рассматривает закон всеобщей причинности. Исследует философскую терминологию. Согласно учению хуаянь, сознание (кит. ши) одновременно служит причиной всех вещей и явлений и само зависит от них. Оно воспринимает объект, формирует его образ и проецирует этот образ вовне. Весь мир уподобляется гирлянде из драгоценных камней-зеркал. Каждый из них отражает другие и сам отражается в них. Идея восходит к «сети Индры» («Аватамсака-сутра»). Утверждается, что индивидуальное сознание связано с космическим, которое постоянно присутствует в сознании живого существа как его высшая форма, как природа будды. Сознание имеет собственную природу (кит. ти), которая определяется как субстрат, тело, носитель, субстанция. Путь к просветлению (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) содержит четыре стадии. На первой мир воспринимается адептом с позиции ложно ощущаемого «я». На второй он обретает знания, используя дискурсивный способ мышления . На третьей - постигает тождественность всего в мире истинной реальности через интуицию. На четвертой он открывает тождественность всех аспектов природе будды (кит. фо син). Адепт мгновенно переходит в состояние абсолюта (кит. чжэнь жу). В хуаянь разработано учение о шести признаках каждой вещи (целое, часть, тождество, различие, становление, разрушение). Образование пар (часть и целое и т.п.) свидетельствует о сущностном единстве, в котором одно не существует без другого. Учение хуаянь о категориях эмпирического, феноменального (ши) и абсолютного, трансцендентного (ли) соответствует представлению о сансаре и абсолюте. Ли - принцип идеального, духовного, нематериального начала. Ши - конкретное явление, событие, феномен, фактор многообразия, множественности мира. Ли соответствует единому сознанию, ши - индивидуальным сознаниям. Мир выступает как поле проявления ли и ши, которые образуют единую систему. Чэн Гуань, развивая учение о ши и ли, выделил четыре аспекта мира: эмпирический (кит. ши), абсолютный (кит. ли), дхармовый (кит. фа цзе), в котором нет преград между ши и ли, и аспект тождественности ши и ли, т.е. абсолютной и феноменальной реальности, проявленного и непроявленного. В школе хуаянь создана классификация буддийских учений. Высшей ступенью в ней признается учение хуаянь, Школа цзинту (кит. цзинту цзун). - «Школа Чистой Земли». Другое название: «Школа Лотоса» (кит. лянь цзун). Сформировалась в VII в. на основе Общества Белого Лотоса (кит. бай лянь шэ). Учение связано с культом будды Амитабхи (кит. Амитофо). Форма китайского амидаизма. Считается, что будда создал Чистую Землю (кит. Цзин Ту), аналог индийской Сукхавати, в которую может попасть каждый, кто ведет праведный образ жизни, постоянно думает о будде, созерцает его образ и призывает его, повторяя его имя, Школа чань (кит. чань цзун). «Школа медитаций». Другие названия: «Школа сознания Будды» (кит. Фо синь цзун), «Школа передачи печати сознания Будды» (кит. чжуань фо синь инь цзун). Первым патриархом считается индийский проповедник-миссионер Бодхидхарма (кит. Путидамо, Дамо), который в VI в. прибыл в Китай. Представ перед императором (Лянский У-ди), он поразил его парадоксальными ответами. Поселившись в монастыре, Бодхидхарма в течение девяти лет практиковал статическую медитацию при «созерцании стены». То, что сначала казалось странным, алогичным и даже смешным, сформировалось в высокоэффективную практику работы с сознанием. Парадоксы, «живые слова» и другие приемы, введенные Бодхидхармой, облегчают прямую передачу опыта и знаний и восприятие сложных доктрин. Они получили дальнейшее развитие как в школе чань, так и в японском буддизме дзэн. Четыре принципа этого направления: признание прямой передачи опыта « вне учения», отказ от опоры на вербальные методы, слова и знаки, непосредственное обращение к сознанию, обретение состояния будды через постижение собственной природы. Согласно учению чань, природа живых существ изначально чиста (кит. цзин), но неведение (кит. у мин) скрывает это. Практика созерцания раскрывает перед адептом истинную реальность (кит. чжэнь жу). Методологические разногласия привели к разделению школы на две ветви. Северное направление возглавил Шэньсю (606- 706). Практиковалась статическая медитация и постепенное просветление (кит. цзянь у). Южное направление возглавил Хуэйнэн (638–713), проповедующий мгновенное спонтанное просветление (кит. дунь у, юань дунь) и динамическую медитацию в комплексе с другими средствами для его достижения. Динамическая медитация восходит к даосской практике недеяния в действии, когда адепт совершает интуитивные, спонтанные поступки, находясь в медитативном состоянии. На ней основаны некоторые виды боевых искусств. Внезапному просветлению способствуют и парадоксальные диалоги (кит. вэнь да), в которых ответ на вопрос кажется бессмысленным, но образует с ним некое единство, неожиданно вызывающее в сознании сильнейшее переживание и откровение. Размышления над текстами-задачами (кит. гунъань), приводящие адепта в состояние прозрения, шоковое воздействие в виде удара палкой или восклицания в момент максимального сосредоточения также относятся к приемам, помогающим получить просветление. Наиболее последовательно такие приемы практиковались в школе Линьцзи (IX в.). В учении чань признается существование единого сознания (кит. и синь), в котором одновременно присутствуют прошлое, настоящее и будущее Просветление (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) открывает единство мирского (кит. луньхуэй) и абсолютного (кит. жулай цзан, чжэнь жу). Большое значение имеет опыт наставника, владеющего искусными средствами, уловками (кит. фаньбянь). В чаньских монастырях обязательны ежедневный труд, тренировки, дыхательные упражнения и др. Говорят: «Опрятен, как чаньский монастырь». При просветлении может наступить состояние «мнимой смерти», после чего адепт испытывает бурную радость, сопровождающуюся неудержимым «чаньским смехом». В его языке появляются «живые слова» (кит. хо цзюй), что означает возникновение в сознании новых связей, делающих язык выразительным, способным оказывать воздействие на окружающих и раскрывать перед ними высшие истины, что отличает его от «мертвых слов» (кит. сы цзюй), выполняющих функции бытового общения. Изменение личности необратимо. Чаньский юмор лишен условностей и ханжества. Большие психические нагрузки иногда приводят к срыву, к «чаньской болезни» (кит. чань бин), с чем связан литературный персонаж - сумасшедший монах, бродящий по деревням. В философском аспекте учение чань содержит элементы учений индийских школ виджнянавады и мадхьямики, но главным достижением чань считаются непревзойденные результаты духовной практики. Направление чаньбуддизма более известно как дзэнбуддизм,

Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии (территория современного Непала и северо-восточной Индии). Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни, Будда переводится буквально как "пробудившийся". Просветления Гаутама достиг в возрасте 35 лет.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За многие века буддизм широко распространился в Азии и стал одной из главных религий этого региона. Последователи буддизма широко распространены во всем мире, трудно говорить о конкретном числе сторонников этой религии, так как много азиаты исповедают больше, чем одну религию, а также трудно предположить сколько верующих в коммунистическом Китае. Чаще всего называют цифру 350 млн, что дает основание называть Буддизм четвертой религией мира.

В чем отличие буддизма от других мировых религий?

Буддизм настолько отличен от других религий, что некоторые люди задаются вопросом, является вообще ли буддизм религией. В большинстве религий, к примеру, Бог или боги являются центральным понятием. Но буддизм не выдвигает понятия Бога. Будда говорил о том, что понятие вера в богов не нужна для ищущих просветления.

Его доктрины не являются догмами или предметом веры, их не нужно принимать вслепую, заглушая голоса разума, критицизма, здравого смысла и собственного опыта. На самом деле всё обстоит прямо противоположным образом: основная цель этих доктрин заключается в том, чтобы помочь человеку самостоятельно заглянуть непосредственно в глубину истинного положения вещей. По этой причине предлагается опробовать все эти доктрины в своей повседневной жизни.

Таким образом в отличии от большинства религий, которые основаны на вере, буддизм в первую очередь обращается к практике. Основная идея буддизма заложена в учении о Восьмеричном Пути.

Основны учения

Философские тексты, написанные самим Буддой, неизвестны. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку» («Три корзины учения»)

К базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины:

  • Истина о страдании (духа)
  • Истина о причине страдания (самудая)
  • Истина о прекращении страдания (нирвана)
  • Истина о пути, ведущем к прекращению страдания (магга)

Таким образом, первый этап предполагает принятие Четырех Благородных Истин, второй этап - решимость идти указанным Буддой путем. Данные этапы являются подготовительными, необходимыми для успешной реализации третьего этапа - духовного самосовершенствования. От первого этапа к последнему человек сначала уменьшает количество ошибок, а затем направляет внимание внутрь себя.

Около 2 тыс. лет назад буддизм разделился на две основные школы: Махаяна и Тхеравада. Веками Тхеравада была доминирующей школой буддизма на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Мьянме и Лаосе. Махаяна является основным направлением в Китае, Японии, Тайване, Тибете, Непале, Монголии, Корее и Вьетнаме. Последнее время все больше сторонников Махаяны появляется в Индии. Махаяна в свою очередь делится на под школы, такие как Дзен и Буддизм Чистой Земли.

Самое первое различие, которое обращает на себя внимание, это понятие бодхисаттвы. Если в школах махаяны бодхисаттва это пробужденный человек, давший обед привести все живые существа к пробуждению и сознательно не уходящий в окончательную нирвану, то в тхераваде бодхисаттва - это человек, практикующий Дхарму, но еще не достигший просветления, никаких обетов по спасению живых существ не дает.

Второе, это статус архатов. В махаяне нирвана архатов считается не полной по сравнению с буддами, в тхераваде же нирвана архатов и будд совершено одинакова.

В связи с этим, в махаяне целью практики считается достижение состояния бодхисаттвы, а в тхераваде - архата.

Заблуждения о буддизме

Существует два основных заблуждения большинства людей: буддисты верят в реинкарнацию, и все буддисты вегетарианцы. На самом деле эти заключения не являются правдой. Буддистское учение о перерождение полностью отличается от того, что большинство привыкли вкладывать в понятие "реинкарнация". Что касается вегетарианства, то оно одобряется, но во многих школах нет строгих указаний по поводу питания, это выбор каждого.

Буддизм в Китае

Буддизм является древнейшей религией в Китае. Буддизм был объединён даосизмом и народной религией. Сегодняшние буддисты можно и считать даосами. В древнем индуистском буддизме поощряли достигнуть просветления с помощью медитацию. Но что такое медитацию и как достигнуть просветления пока поняться по-разному.

Когда древний буддийский канон был переведён на китайский язык, большое количество даосских терминологий было употреблено. В отличие от ислама и христианства на Среднем Востоке и в Европе, которые имеют свои устойчивые каноны и чёткое объяснение истории канонов, китайцы понимают и объясняют буддийский канон по-своему.

На Среднем Востоке и в Европе, обряды,обычаи и толкования Священного Писания хорошо объясняются. Хотя даосская концепция повлияет на отдельные убеждения китайских христиан и мусульман, но китайский буддизм редко извлекли концепцию из христианства и мусульманства. Буддизм имеет длинную историю в Китае, и разные местные направления буддизма приняли буддисты.

Современный буддизм в Китае

Махаяна является главной формой буддизма в Китае.Она развивалась в Кушанской империи, что китайцы назвали юэчжи.После этого разные школы буддизма начали развиваться в Китае и так же использовались популярностью в других странах, например, в Японии.Хотя тогда не было никаких религиозных опросов, но были сотни миллионов людей верили в то,что буддизм и даосизм объединялись в Китае.Одно из отличий китайского буддизма от первоначального учения буддизма состояло в том,что в китайском буддизме будда не только учитель, который учил что делать, но и бог, кому люди молятся о помощи и спасении.Буддисты часто молиться и буддам, так и даосским богам.Они также часто отдают дань уважния своим предкам, например, они жгут бумагу, которые их предки принимают как денеги.Словом, люди,которые считаюся буддистами, имеют даосские убеждения.

Говорят,что будда достиг просветления после поста. Было сказано, что будда очень худой и изможденный. В некоторых странах, будда была изображена как очень худой человек и часто размышляла под деревом. По учению Махаяны в Центральной Азии и резьбы будды вдоль Шелкового пути,пояляющаяся до конца династии Тан, будда изображена как сильный и здоровый бог, как бог греческий. В современном Китае, "Смеющаяся будда" чаще всего увидеть. Он изображен как полный и радостный бог. Основное отношение к жизни в современном Китае, как говорится, это "быть счастливым". Поэтому «Смеющаяся будда» показала это отношение и стала самым популярным изображением будды в истории Китая.

История

Буддизм появился как индуистская религия в Индии. Подробная информация о жизни Будды и оригинальных учениях, представленных в буддийских писании в первом веке до нашей эры имеет важное значение для понимания того, как китайский буддизм развивался. Будда Guatama был основателем религии. Он жил между 600 и 400 до нашей эры. Будда и его последователи оставили ни одного пмсания, но его правила для монашеской жизни и учения были устно запомнены и переданы приблизительно до второго века до н.э., когда первые буддийские писания были написаны. Устная традиция была повреждена. После этого, первые священные писания были привезены в Китай.

Говорят, что Будда Guatama был князьем маленького королевства, которое находится в современном Непале. Может быть, он не был индоевропейца. Было много легенд, например, говорят,что был мудрый человек, который предсказал, что Guatama будет либо великим святым человеком, либо великим царем. Его отец хотел, чтобы он стали великим царем и отказался от всех религий, смерти, а так же катастроф. Таким образом, когда вырос, он был стрясён, увидев старика и труп. Затем, он решил заниматься проблемами страдания и смерти.

Когда ему было 29 лет, он стал известным учителем в Индии. Он знал много о индуизме, но всё равно он не был доволен. Затем он попытался узнать правду через голодовку и абстиненцию. Он чуть не уморил себя голодом и чуть не утонул. Потом он начал кушать, медитировать и избегатьбаловства или абстиненции. Но он был худым почти как скелет. Он настаивал сидеть под деревом, пока он не узнал правды и стал просветленным.И наконец-то он успел когда ему было 35.

Затем он начал преподавать. Он считал, что каждый мог быть просветленным. Он противоречит индуистской вере, что только люди из высшей касты могли быть святыми. Потому что эта мысль угрожает иерархическому обществу. Говорят, что многие учеников стали «архатов», и он учил всех не независит от их касты. Некоторые индусы считали, что религия была ложной, и его враги пытались убить его. Его идея была бы уничтожила иерархическое общество. Он умер в преклонном возрасте, и его тело было кремировано.

Доктрины Первого века до н.э.

В первом писании буддизма, в котором описали второй век до нашей эры, говорится, что Будда учила "Четыре благородные истины:" Страдание является частью существования; источник страдания является жаждой чувственности; приобретение идентичности и уничтожения; страдание---это непостоянное; и совершение Благородной Восьмеричной Пути является средством для достижения этой цели.Благородный Восьмеричный Путь предствляет собой: правильное понимание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность и правильное сосредоточение. Он подчеркнул, этики и понимания. Он заявил, что нет никакого посредника между человеком и божеством.

Ранний китайский буддизм

Буддийские учители, возможно, прибыли в Кмтае в третьем веке до нашей эры. потому что доказательства свидетельствуют,что император Цинь приказал уничтожить религию в около 213 г. до н.э. Это было во время императора Хань, когда первое буддиское писание привезли в Китай. После этого, как император потерял его власти, там были много отдельных царств и других империй, которые имели свои собственные религии и разные степени контакта с буддистами в Центральной Азии, Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Различные виды буддизма развивались в этих странах, и их учения были изменены по-китайски, так что китайский буддизм существует всегда с различными сектами. Иногда религии и буддисты были поддержаны правителей в течение последних 2000 лет, а иногда не только храмы и священные писания были уничтожены но и буддисты были убиты. Это для того,чтобы люди не верили в буддизм.

Существовали два естественных наземных маршрутов в Китай из буддийских регионов в империи Хань (206 до н.э. - 220 г. н.э.). Одним из них был через Синьцзян и называется Шёлковый путь, и другой через Юньнань и называется путь Чайма.

Шёлковый путь буддизма

В 177 г. до н.э., Кавказская группа юэчжи, которая жила в Синьцзяне, была выгнанна в Индию хунну. Потом группа юэчжи завоевала эллинистическое царство, которое было самым сильным в Южной Азии после греческого завоевания. КультураИндийско-греко-юэчжи развивалась. в году 130 до н.э. правители династии Хань хотели торговать и заключить союз с юэчжи, и они отправили Чжан Цянь к юэчжи (тохары). Торговля и путешествия начали, и юэчжи становилось буддистами. В 2 г. до н.э., некоторые юэчжи учили буддизму, когда они прибыли В столице Хан.

Говорят, что в 68 г. н.э. во сне императора Хань появилась золотая фигура, и Цай Ин был направлен в Среднюю Азию, чтобы узнать о Будде. Он привез буддийские писания и два буддийских монахов. В это время в буддизме юэчжи Будда стала одним из пантеона среди много божеств, и буддизм Махаяны начал на этом пути. У них была большая империя и отбили часть Синьцзяна. В отличие от раннего буддизма, Будды были представлены в виде больших человеческих статуей как греческие боги. Они вырезали статуи Будды по всей Центральной Азии и в Синьцзяне Китая. Миссионеры юэчжи принесли буддизм Махаяны в Китай. Это очень отличается от Тхеравады, или тибетского буддизма. Писания Lokaksema и Dharmaraksa были переведены буддистами в Китае.

Буддизм стал популярным, и люди построили буддийские храмы, как гроты Bingling и пещеры Могао. Грот Bingling находится в городе Ланьчжоу провинции Ганьсу имеет большой комплекс буддийских храмов со множеством скульптур и фресок. Этот грот начали гравировать примерно с 420 года до династии Мин. Самые ранние статуи имеют типичные индийские жесты и позы. Гроты Bezeklik,которые находятся около Turpan, показывают кавказские, индийские буддисты и монголоидной вместе. В Центральной Азии продолжали распространять буддийское учение во время династии Тан (618-907), и это стало очень популярным и мощным. Ближе к концу империи Тан в 845, даосские правители династии Тан противоречили буддистов и уничтожили тысячи монастырей и десятки тысяч храмов.

Путь Чайма буддизма

Другой большой наземный маршрут называется Чайма, который связал восток Китая с Тибетом и Юго-Восточной Азией. В династии Тан существовал мощный император ---Nanzhao (738-902) в провинции Юньнань.Их столица находилась около Дали.Правители Nanzhao были также под влиянием религиозных учений иностранцы, которые путешествовали там.Они были буддистами и построили много буддийских храмов вокруг Дали и на горах Shibaoshan. Эти храмы стали центрами буддийского учения. В то время, когда династия Тан выступила против буддизма, королевство Nanzhaoи в Дали поддержало буддизм.Они сохранили буддизм и помогли ему распространиться.Три очень больших иизвестных буддийских пагод называют «Три пагоды» до сих пор остаютсяот свои правили

Основные школы

В связи с большим количеством иностранных монахов, которые пришли преподавать буддизм в Китае с различными текстами, разнообразные новые и независимые традиции появились. Среди этих наиболее влиятельная из них была практика Чистой Земли из буддизма, которую учит Hui Yuan. Она сосредоточилась на Будды Амитабхи. Люди в этой традиции молились Будде Амитабхи для спасения. Другой важной ранней традицией была Tiantai школа, которая была основана Zhiyi. Его основанное учение основалось на примате Лотосовой Сутры. Оба эти виды буддизма распространилась в других странах.

Во времена династии Мин (1368-1644), чань-буддизм был выдающимся типом буддизма. Говорят, что секта Чань становилась популярной, когда индийский монах Бодхидхарма пришел в Китай. Говорят, что император предпочитал его учение, и император построил для него храм. В настоящее время монастырь называется Шаолинь в провинции Хэнань. Он был построен в году 497. Подобно как даосизм, буддисты Чань не доверяли написано, но доверяли медитации и бездействию.

Другой индеец, который теперь зовут Тамо китайцами приехал в Китай в году 526 . Согласно информации, в Индии он упорно тренировался в практике Махаяны, которая требовала жесткие упражнения и боевое искусство, а также исследования и медитации. Когда он прибыл в Монастыри Шаолинь, он критиковал монахов за то, что они слабые и жили без боевого искусства. Говорят,что он ходил в пещеру, а затем он был принят другими монахами, и они начали обучить конгфу.

Храм Шаолинь был главным храмом буддизма Шаолинь в Китае. Эта секта буддизма сосредоточилась на боевой искусстве и медитации Чань. В Японии, Чан называется Цзeн. Медитация Цзен практикуется многими японцами.Они также занимаются боевым искусством как в других странах Восточной Азии. Считается, что преподаватели играют важную роль в храмах в Японии и Кореи, где монахи занимаются буддизмом и боевым искусством. Но у преподавателей не было столь же большого влияния в Китае, где были многие другие религии и философии, а так же стили боевого искусства.

Династия Цин и сегодняшний будизм

Религия в династии Цин был тибетским буддизмом. Они также препочитали конфуцианство. Во время Культурной революции в 1960 году, в попытке уничтожить все религии, правительства и многие люди напали буддийские храмы по всей стране и даже сокрушили очень древние храмы. В последние два десятилетия, буддизм стал популярным ещё раз.