Перед кем можно не извиняться в прощеное воскресенье. Прощеное воскресенье: как возникла уникальная традиция перед Великим постом Когда отмечается прощенное воскресенье

Самый долгий из многодневных постов Великий пост начинается с Прощеного воскресенья. Это первый шаг в Великому посту и именно в этот день у верующих есть обычай просить прощения друг у друга за все видимые и невидимые обиды и стремиться помириться с враждующими. Это прекрасный повод начать пост с доброй, чистой душой и сосредоточиться на духовной жизни. В храмах в этот день совершается чин прощения в память о древней традиции египетских монахов, которые перед наступлением Великого поста до Пасхи расходились по пустыне, чтобы полностью отдаться молитвам. А так как в пустыне было много опасностей, то встреча перед постом могла оказаться последней, и монахи просили прощение друг у друга как перед смертью. Со временем это стало традицией у всех верующих.

Прощенье нелегко просить,
Но все ж, прошу меня простить,
За слезы, грубость и печаль,
За сказанное невзначай,
За то, что сделано не так,
Серьезный грех или пустяк...
Прошу, обиды не таить,
Прошу, меня за все простить.
К чему друг друга осуждать,
Ведь Бог учил нас всех прощать!

Попрошу у всех прощенья,
Кого обидеть я могла!
Простите в это воскресенье
Все те, кому не помогла,
Кого случайно оскорбила,
Кому когда-то солгала,
О ком нечаянно забыла,
К кому на встречу не пришла.
Я попрошу у всех прощенья
За все, в чем есть вина моя,
И вас в святое воскресенье
Пусть Бог простит, прощу и я.

С Прощеным воскресеньем
Я поздравляю вас.
Прошу у вас прощения
Я в этот светлый час!

Прошу я вас сегодня
За всё меня простить
И на меня обиды
Из сердца отпустить!

Простим друг другу все обиды,
Оставим в прошлом их, друзья!
Забудьте ссоры, огорчения
Да злые, горькие слова.
Родных попросим о прощении,
А их самих в ответ простим.
Во всем сегодня повинимся,
Обиду в сердце не таим.
Красоты, любви, добра!
Радости, душевного тепла!
Успехов в честь святого дня!

Прости меня, коль согрешила,
Быть может, словом оскорбила -
Пойми, я это не со зла,
Специально сделать не могла.
Сегодня, в это воскресенье,
Хочу я попросить прощенья.

Я искренне прошу прощенья
За все обиды, что порой
В житейских буднях наносила,
Зла не имея за душой.

Я искренне прошу прощенья
За всё намеренное зло,
За всё, что ранило Вам сердце
И огорченье принесло.

Пусть не страдают наши души
Под грузом мелочных обид.
Простите мне, как я прощаю,
И пусть Господь нас всех простит.

С прощеным воскресеньем!
За все меня простите.
Ни зла, ни боли, ни обид
На сердце не держите.

Желаю процветанья вам,
Здоровья и терпения,
Чтоб улыбались чаще вы
И было настроение!

Я в Прощеное воскресенье
От всей души прошу прощения!
Не нужно в сердце сор держать,
Обиды нужно отпускать!

Души пусть каждая частица
Добром и радостью искрится,
Чтоб никогда на свете зло
В твое сердечко не пришло!

Светлый праздник наступил!
В это воскресенье
Перед Богом у тебя
Я прошу прощенья.

Позабудем всё плохое
И оставим позади,
Пусть лишь светлые моменты
Ждут на жизненном пути!

Сегодня у всех попрошу я прощения
За фразы, поступки, мое поведение.
И если в душе вы обиду храните,
Прошу вас, обиду мне эту простите!

И пусть в этот день очищаются души,
Ведь сор никому в этой жизни не нужен.
Пускай все грехи отпускает нам Бог.
Желаю, чтоб всех Он от бед уберег!

Поздравлений: 300 в стихах, 124 в прозе.

Картинка на Прощеное воскресенье

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

BB-код для вставки на форум:
http://сайт/cards/proshenoe-voskresenie/proshenoe-voskresenie-kartinka.gif

Последняя приготовительная неделя (последний день перед ) называется Неделей сыропустной . Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику начинается с покаяния, поста и молитвы.

Прощеное воскресенье. Богослужение и «чин прощения»

Прощеное воскресенье перед Великим постом - день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости! », чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений:

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15)

На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот в народе называется обыкновенно прощеным воскресением . Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, перед священником свои грехи и причаститься . Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Кор. 5, 22–23).

Но как плоды не могут расти сами по себе, без питающих их корня и дерева, так и плод духовный - результат многолетнего подвига воздержания и отсечения плотских похотений, чтобы очистить сердце и душу и сделать их достойными к восприятию Божьей благодати.

Обычно в старообрядческих храмах в Прощеное воскресенье вечером совершается служба - вечерня и павечерница. После этого совершается чин взаимного прощения , когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. Также и друг другу верующие кланяются со словами:

Прости Христа ради!

- «Бог простит, и ты меня прости Христа ради!».

Обычай этот древний. Так, француз Маржерет, находившийся на Руси на военной службе в начале XVII века, в своем сочинении «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» пишет:

На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

Известно, что «чин прощения» великих князей и царей Московских включал в себя посещение московских монастырей, иногда государь ездил и в Троице-Сергиеву Лавру, прощаясь с братией и прося благословения. Все это совершалось на , а в воскресенье совершался чин прощения в Успенском соборе. Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным.

Вся четыредесятница (время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно) и являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Вот как говорится об этом в стихере, которая поется вечером в Прощеное воскресенье:

П 0стное врeмz свётлw начнє1мъ, въ п0двиги д¦Hвныz себE подвизaюще, њчи1стимъ дyшу и3 тёло. пости1мсz ћкоже въ снёдєхъ, си1це и3 t всsкіz стрaсти, добродётельми питaющесz д¦а. въ ни1хже пребyдемъ въ любви2, да спод0бимсz вси2 ви1дэти всечестнyю стrть хrтA бGа, и3 с™yю пaсху, д¦0внw рaдующесz.

Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост - радостное время. На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами:

Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей (воздерживаясь от пищи), но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху.

Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье

Любовь и прощение взаимных обид - главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 24-25).

Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной , которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.

Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане - и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул:

Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице!

В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей.

«Велик бывает в начале подвиг и труд приступающим к Богу в безмолвии и молчании; а потом - радость неизглаголанная. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» (Митерикон).

Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость - светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий.

Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию.

«Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки - ненадмевающееся мудрование. Да соединиться с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда <бесы> стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро <души моей> возвратится (Пс. 34, 13).

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» («Лествица», слово 14).

Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати - Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника - обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21).

Истинное духовное наше сокровище - быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, т.е. чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека - дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки.

«Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечений о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» («Лествица», слово 10).

Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его (Рим. 14, 3,4).

Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это - не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить.

Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая. Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Первая половина XVIII в.

«Прости» - слово любви и утешения, когда, примирившись с братом, надеемся на прощение и своих собственных прегрешений. Ибо вся наша праведность - как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» (Никон Черногорец).

В прологе из жития святых (9-е февраля) есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре (ок. 257), пострадавшем во времена суровых языческих гонений.

В городе Антиохии жили два друга - священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба - Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели.
Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами:

- Прости меня, отец, Господа ради прости!
Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем.
В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил:

- О правитель! Мы - христиане. Наш Царь - Господь Исус Христос. Он - Единый, Истинный Бог, Творец земли и моря. Боги же ваши - бесы. Да погибнут они! Боги ваши - творения рук человеческих!
Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику:

- Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть.
Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая:

- О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою!
Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения.
Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа.

- О, брат мой возлюбленный, - воскликнул Никифор, - не делай этого! Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть.
Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал:

- Я - христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия.
Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Аминь.


Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12, 18).

Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, т.е. в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата - не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение. Слезы и покаяние - баня для души. Любовь и всепрощение - путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению.

«Подвиг добродетелем отверзеся, хотящии пострадати внидите, препоясавшеся добрым подвигом поста. Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются. И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». (Триодь Постная).

Прощеное воскресенье в народных традициях

Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. С.В. Максимов .

Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». - «Прости и ты меня», - слышится в ответ та же просьба.

Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение. А через какой-нибудь час прощаться идут уже сами хозяева, причем весь обряд, с угощением включительно, проделывается сначала.

Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися!» или: «Мокрогубая масленица, потянися!»

Что касается деревенской молодежи, то она или совсем не придерживается обычая прощаться, или же прощанье ее принимает шутливый характер. Вот что на этот счет сообщает наш орловский корреспондент: парни и девушки становятся в ряд и один из парней подходит к крайнему с правой стороны и говорит ему: «Прости меня, милый Иван (или милая Дарья), в чем я перед тобой согрешил». Тот (или та) отвечают: «Бог тебя простит и я тут же». После этого три раза целуют друг друга. Так проходит прощающийся весь ряд и становится к стороне, за первым идет прощаться второй и т. д. При прощании, конечно, не обходится без шуток.

Некоторую особенность представляет прощанье в семейном кругу. Вот как это происходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощенья у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.

Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, заметно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками. По крайней мере наши корреспонденты единодушно свидетельствуют, что такого рода прощанья сохранились повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение.

Прежде всего, православный праздник Прощеное воскресенье – является особенным днем, готовящим каждого из нас к Великому посту, кроме этого, это глубокий и ответственный день, наделенный огромным смыслом и значением. Потому каждому из нас следует знать, когда будет отмечаться в 2018 году — Прощеное воскресенье, какую историю таит в себе данное событие, а главное, как его правильно провести, чтобы войти в Великий пост с чистой душой и совестью.

Какого числа будет Прощеное воскресенье в 2018 году

Прощеное воскресенье празднуется в , потому не имеет фиксированной даты и «плавает» из года в год на различные числа, но в 2018 году Прощеное воскресенье выпадает на 18 февраля .

История и суть праздника

Следует отметить, что данный праздник, имеет очень древние корни. Считается, что впервые традицию просить прощения у всех людей заложили еще Древние греки. Их священнослужители в определенный период времени уединялись: уходили в пустыню и проводили там несколько месяцев, чтобы помолиться, закалить дух и тело, проверить себя на прочность. Естественно, что многие из них просто не возвращались. Перед уходом в пустыню священники просили прощения у своих знакомых, ведь боялись их больше никогда не увидеть. Данную традицию переняли на Руси, а с прошествием времени Прощеное воскресенье появилось и в православной культуре.

Второе название праздника «Адамово изгнание». В этот день в церквях служится особая месса, в которой священнослужители напоминают о первородном грехе человечества и о том, как важно прощать друг друга . Ведь если очиститься от порока вечных обид, после смерти небеса примут мятежную душу, очищенную от скверных плотских недугов.

Традиции празднования Прощеного воскресенья

Не существует единого рецепта для всех, как лучше всего провести этот день, ведь каждый из нас индивидуален и должен провести эту внутреннюю работу самостоятельно. Главное правило Прощёного воскресенья – осознать свои ошибки, разобраться, что именно обижает вас и чем вы могли затронуть чувства других и искренне раскаяться в этом.

С древних времен существует традиция, согласно которой принято просить прощения первым тому, кто старше: родителям у детей, наставникам у учеников, руководителям у подчиненных.
Обязательно в этот праздник, нужно попросить прощения у всех родственников, друзей, соседей и даже малознакомых людей. Раньше люди в этот день даже посещали кладбища, чтобы попросить прощения

Прощёное воскресенье – последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху – день Воскресения Христова.

Когда будет прощеное воскресенье в 2019 году, на какое число приходится праздник, традиции и история возникновения этого события, а также как правильно просить прощение и что нужно отвечать — разбираемся вместе, а наша статья вам поможет понять в чем же суть этого церковного праздника Прощеное воскресенье.

В Прощеное Воскресенье 10 марта 2019 года следует посидеть и поразмышлять о том, что не все наши поступки могут быть приятны и угодны другому человеку и Господу.

Ведь даже плохие мысли о ком-то или о чем-то – уже, по сути, грешное деяние. Если учесть, что зависть, злость, сквернословие, обжорство, тоже относятся к списку плохих чувств и эмоций, то каждому из нас стоит задуматься. За целый год таких плохих эмоций в душе человека может скопиться очень много.

А если принять во внимания тот факт, что не всегда нами руководит здравый смысл, то и наши действия не всегда правильные, особенное, те действия, что совершены под действие негативных эмоций.

Поэтому очень важно, хотя бы раз в год очищать свою душу от тяготящих грехов. Как этому поспособствовать? В прощеное Воскресенье следует просить прощения у всех, даже если кажется, что просить прощения у кого-то совершенно не за что.

Нельзя игнорировать и своих врагов и неприятелей, у них тоже следует попросить прощения. По завершению дня на душе станет гораздо легче.

Прошеное Воскресенье в 2019 году приходиться на 10 марта. Господь видит нас насквозь, и видит, что порой человек не намереваясь может причин кому-то вред, обидеть его. Поэтом и был создан такой день, как Прощеное Воскресенье.

Помимо того, что в этот день надо просить прощения, нельзя еще и не принимать прощения от других, таких же раскаявшихся. Все услышанные слова прощения следует непременно принять. Также в этот день нельзя допускать злых мыслей, ссориться и обижаться.

А учитывая, что за окном праздник Масленицы, кому хочется портить последний день гуляний и тратить время на что-то злое, вместо того, чтобы радоваться?

Прощеное воскресенье: история праздника

Последний день масленичной недели - Прощёное воскресенье. В народе его ещё называли проводы, целовальник, Прощёный день, сыропуст (в последний раз перед постом разрешается есть сыр, масло и яйца).

Прощёное воскресенье - первый шаг на пути к Великому посту. Христиане в этот день просят друг у друга прощения грехов, обид. Это день примирения враждующих сторон.

В церквях читают Евангелие и Нагорную проповедь, в которой говорится о прощении обид ближним. Во время литургии священники призывают верующих прощать и просить прощения у близких и знакомых.

После вечернего богослужения в храмах прихожане и священнослужители просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой.

Настоятель храма обращается к братии и простому народу со словами: «Благословите, отцы святые и братия, и простите ми, грешному, елика (всё, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами».

Из века в век по традиции в этот день дети кланялись родителям в ноги. Враги ехали к своим противникам и просили у них примирения. Люди ходили на кладбище, поминали умерших, оставляли на могилах блины.

Даже господа и зажиточные граждане не считали за стыд попросить прощения у своих слуг. В дореволюционной России царь объезжал войска и просил прощения у солдат, затем посещал монастыри, где просил прощения у братии и архиереев.

Это день для благих дел - благотворительных пожертвований и отпущения долгов.

Откуда пошёл обычай? В этот день верующие вспоминают об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Мы вспоминаем, что все мы - изгнанники и обрести то, что потеряли, мы можем с помощью покаяния, воздержания и молитвы.

Чин прощения ведёт свою историю от египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы, они расходились по пустыне на все сорок дней поста.

Многие уже не возвращались: погибали от голода или были растерзаны дикими зверями. Поэтому, расходясь, монахи прощали друг другу обиды, как перед смертью.

Что нужно сделать в Прощенное воскресенье

Все мы вольно или невольно совершаем разные крупные и мелкие прегрешения – ругаемся, (пусть даже вполне справедливо!) за растущие с каждым днем цены.

Бывает, скандалим в очередях, бурчим, когда в переполненном автобусе кто-то наступил нам на ногу, или когда сосед в воскресное утро, вдруг, решил вбить в стену гвоздь для вешалки.

Да мало ли когда и кого мы за прошедший год обидели делом или неосторожно оброненным словом! Вот за все это мы и должны попросить прощения, не формально, конечно, а вполне осознанно и постараться в будущем уже этих ошибок не повторять (не будем же мы каждый раз извиняться за одно и то же). Если все сделают это от чистого сердца, наша жизнь обязательно станет лучше.

  • Просить прощения у близких

Проснувшись утром, не откладывая, попросить прощения за все причинённые обиды у своих домочадцев. Просить прощение нужно искренне, сожалея о причинённой родному человеку боли.

Если трудно попросить прощения, можно перед этим представить себя на месте обиженного и ощутить самому, как ему было плохо.

Тогда вы обязательно пожалеете и раскаетесь в злом поступке. Просьба о прощении получиться как-бы сама собой. В семьях не ложились спать, не помирившись друг с другом.

  • Просить прощения у умерших

В этот день принято приходить на могилы к родным и близким, чтобы попросить прощения у тех, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.

  • Простить просящих

В Прощёное воскресенье нужно от души прощать тех, кто просит нас об этом. И даже тех, кто не может или не хочет просить у нас прощения. Просто, простить все накопившиеся обиды, задумавшись о том, что обидчики наши бывают так же неправы, как и мы сами и душа их страдает от этого.

Главное для человека в Прощёное воскресенье – искреннее раскаяние в совершённом злом поступке по отношению к другому человеку и прощение своих обидчиков.

Ведь все мы просим прощения своих грехов у Господа. Как мы прощаем других, так и Господь простит нам. Прощать других – значит с чистою душой подойти к Великому посту, подготовиться духовно.

  • Посетить храм

В храмах на Литургии читают библейское повествование об Адаме и Еве, вспоминают грехопадение наших прародителей и изгнание их из Рая. Читают в храмах и Евангельское повествование, где Иисус Христос поясняет слова молитвы Отче Наш «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим».

Господь сам показывает нам путь в Царство Божие – отказаться от злых обид, любить и прощать друг друга.

Как просить прощение и что нужно отвечать

Последний день Масленицы – последнее воскресенье перед Великим постом. А потому в этот день отмечают Прощеное воскресенье, которое, по словам священников, помогает людям очиститься перед испытанием духа. В этот день принято просить прощение и прощать своих обидчиков.

А если у вас просят прощение, принято отвечать: «Бог простит».

По традиции, в этот день нельзя ни с кем ругаться. А если и возникнет какой-то конфликт, то его сразу же нужно уладить. И уж тем более нельзя засыпать в ссоре и с тяжелыми от этого мыслями.

Кстати, на Руси даже сам царь просил прощения у своих слуг и у народа!

Просить прощение в Прощеное воскресенье принято не только у живых, но и умерших, приходя к ним на могилы. Ведь порой тяжкий груз остается на душе, когда человека нет в живых, и возможности попросить у него прощение уже никакой.

Прощёное воскресенье: короткие стихи и смс

Пусть солнышком весенним
Согреется душа,
Пусть будет ощущение,
Что жизнь вся хороша,
И станет настроение
Прекрасным у тебя!
С Прощёным воскресеньем!
Прости, прости меня!

Прошу прощенья от души
И вас в ответ прощаю,
Ведь затаённых груз обид
Душу так отягощает…
Пусть в вашей жизни никогда
Не будет огорчений!
С последним Масленицы днем —
С Прощеным воскресеньем!

Ты всей душой сегодня
За всё меня прости,
Коль удалось невольно
Обиду нанести!
И дальше с настроением
Хорошим будем жить!
С Прощёным воскресеньем!
Не будем мы грустить!

***
С Прощёным воскресеньем!
Чтоб сбросить груз с души
Сегодня, без сомнения,
Простим друг друга мы!
Пусть станет настроение
Прекрасным у тебя,
И будет вдохновение
На делание добра!

***
Любви в душе, Блинов на угощение, а я за все у Вас прошу прощенья!

***
В Прощеное Воскресенье,
Хочу попросить прощенье.
Пусть будет светлее дорога,
Простите меня ради Бога!

***
Я перед Господом у вас прошу прощенья
За все обиды, что когда-то нанесла.
И поздравляю вас с прощеным воскресеньем,
Добра и Мира, Счастья и Тепла!

В это утро воскресенья,
Я прошу у Вас прощенья — за обиды,
За сомненья и за недоразуменья!
С прощенным воскресеньем Вас!

Коль есть какой-то грех за мной,
Коль в чем-то сильно виновата,
И коль обидела когда-то,
Прости в прощальный выходной!

Прошу у всех сегодня я прощения,
В ответ я слышу, Бог простит.
И пусть прощенье в воздухе парит.

Парит, спускается на землю,
Прощенье, отпускание того,
Что за год накопить успели,
Простим всех и отпустим всех, легко.

Прощенное сегодня воскресение,
Я отпускаю всё, обиду, гнев,
Своё плохое настроение,
Нет больше никаких помех.

Обидчик завтра станет другом,
Гнев растворится в некуда.
Весенний это праздник,
В нём талая вода.

Она отмоет всё плохое,
Она разгонит тень.
С водою всё всегда уходит,
Останется лишь чистый день.

Просите все прощения сегодня,
Очистите свои сердца.
Пусть завтра чистый день настанет,
Всё унесёт весенняя вода

Обряды на Прощенное воскресенье

Если вы присутствуете на массовом сожжении чучела Масленицы, то встаньте поближе к костру, чтобы вас пот прошиб, и утирайте от пота лицо платком. Про себя говорите при этом такие слова: ,Семь потов с меня беги, голод-холод прочь уходи, огонь, подымайся, весна, зачинайся. Что горит, тому не быть, а мне в золоте ходить. Аминь.»

Молитва на Прощеное воскресенье

Надеждо всем концем зeмли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нас, грешных, на Твою бо милость уповаем: угаси горящий в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов, прими мольбы от души и сердца со воздыханием Тебе приносимым.

Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и отврати гнев Его Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Господе Владычице, утоли болезни души и телес, утеши бурю злых нападений вражеских, отъеми бремя грехов наших, и не остави нас до конца погибнути, и печалию сокрушенная сердца наши yтеши. Да славим Тя до последнего издыхания нашего.»

Ритуал избавления от курения

  1. Вечером выкурите последнюю сигарету, пустую пачку из-под сигарет положите на стол рядом с кроватью. На пачку положите записку: «Я бросил курить». Сверху - пустой коробок из-под спичек. Теперь ложитесь спать. Говорят, что утром тяги к курению не будет и в помине
  2. На площади где сжигают чучело, нужно обойти вокруг чучела три раза и бросить в костер свою пачку сигарет, сказав:«Табак сжигаю, себя для курения закрываю, новой жизни открываю.
    Жизнь без табака - дорога моя!».

Ритуалы на финансовое благополучие

В понедельник, следующий за последним днем Масленицы - Прощеным воскресеньем - отправляйтесь на место, где проходили народные гулянья. Походите, тщательно приглядываясь: вам необходимо найти любую монетку, хоть копейку. Подняв ее левой рукой, промолвите заговор:

«Шел (шла) да нашел (нашла),
Как я, (назовите свое имя), к этим деньгам шел (шла), так чтоб и деньги ко мне шли.
Как нынче много людей было здесь в честь святой Масленицы, так бы всегда много было у меня денег.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Заговоренную монетку храните в течение всего года, до следующего первого понедельника после Масленицы. Этот талисман будет притягивать к вам деньги, оберегать от финансовых неудач. По истечении указанного срока «потеряйте» отработавшее свое денежку там же, где подобрали.

Заговор на исполнение желания на Прощеное воскресение

В Прощеное воскресенье нужно лечь до захода солнца, но прежде прочесть такой заговор: «Зажгись звезда яркая на небосклоне, на радость всему крещеному миру, засветись огнем негасимым на утеху православным! Загляни звезда и в мой дом, в дом раба Божьего (ваше имя), освети своим светом негасимым мой дом, желание мое услышь (сказать желание) и исполнить помоги! Аминь!». Заговор нужно читать трижды, каждый раз крестясь.

Очистка, если ругались в прощеное воскресенье

В прощеное воскресенье нельзя ни в коем случае ругаться с кем бы то ни было. Чтобы избежать неприятностей, вначале прочитайте молитву, а потом особый заговор.

А как вы относитесь к традиции просить прощение в последнее воскресенье перед постом? И что вы про себя думаете, когда обидевшие вас просят у вас прощения?
-Бог простит! — это прощение или нет? Это вы простили или предложили Богу разбираться самому с Вашим обидчиком?

Прощеное (прощенное) воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказал Господь: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15).

Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом

Пословица "Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе - строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанья без постного масла.
Кончилась Масленица, впереди - Великий пост и Пасха.

Прощеное воскресенье, история праздника


Не все знают, что обычай просить прощение пришел к нам из Египта. Эта страна около двух тысяч лет назад приютила от преследований Ирода святую семью - Иисуса и его мать Марию. Позже здесь появились христианские монастыри.
Монахи перед Пасхой уходили на сорок дней в пустыню, чтобы в одиночестве молиться господу нашему, становясь в помыслах своих духовно еще чище, и тем самым подготовить себя ко встрече с Христом в день его воскрешения. Но в пустыне человеку одному провести сорок дней очень трудно.
Опасности подстерегают на каждом шагу. Это и голодные звери, и змеи, и ядовитые пауки. Монахи, уходя в пустыню, знали, что могут не вернуться назад, и что, возможно, больше никогда не увидят людей, с кем они прощаются. Поэтому уходя, они просили прощения у всех за все, даже за дурные мысли, которые возможно возникали у них в голове. Постепенно этот обычай распространился и закрепился. Раньше на Руси в этот день прекращались сражения, противники должны были сложить оружие и просить прощения друг у друга. Даже царь в этот день просил прощения у своих подданных. Люди до последней зари ходили по домам и просили прощения у родственников, соседей, совсем незнакомых людей. И прощать надо было с чистым сердцем, ведь бог прощает всем нам наши прегрешения, а мы что же, выше Бога? Мы тоже должны простить и дальше жить в мире и согласии, как и хотел Христос.

История Мытаря и Фарисея


Некоторые думают, что им не за что просить прощения, потому что они живут правильно, не воруют, не убивают, никому не делают ничего плохого. Тут полезно вспомнить историю фарисея и мытаря.
Фарисей жил правильно, молился, постился дважды в неделю и считал себя за это лучше других. Он просил у Бога признания своих заслуг. Мытарь собирал с людей налоги, служа захватчикам, поэтому люди по большей части его ненавидели. Он ясно осознавал свое положение и все, чего просил у Бога - прощения. Бог принял просьбу Мытаря и отказал Фарисею, потому что тот, ослепленный своей гордыней, пытался возвысить себя и стать на один уровень с Богом.

Святое воскресенье - День прощения


Все мы вольно или невольно совершаем разные крупные и мелкие прегрешения - ругаемся, (пусть даже вполне справедливо!) за растущие с каждым днем цены. Бывает, скандалим в очередях, бурчим, когда в переполненном автобусе кто-то наступил нам на ногу, или когда сосед в воскресное утро, вдруг, решил вбить в стену гвоздь для вешалки.
Да мало ли когда и кого мы за прошедший год обидели делом или неосторожно оброненным словом! Вот за все это мы и должны попросить прощения, не формально, конечно, а вполне осознанно и постараться в будущем уже этих ошибок не повторять (не будем же мы каждый раз извиняться за одно и то же). Если все сделают это от чистого сердца, наша жизнь обязательно станет лучше. Просить прощения у близких. Проснувшись утром, не откладывая, попросить прощения за все причинённые обиды у своих домочадцев. Просить прощение нужно искренне, сожалея о причинённой родному человеку боли. Если трудно попросить прощения, можно перед этим представить себя на месте обиженного и ощутить самому, как ему было плохо. Тогда вы обязательно пожалеете и раскаетесь в злом поступке. Просьба о прощении получиться как-бы сама собой. В семьях не ложились спать, не помирившись друг с другом. Просить прощения у умерших. В этот день принято приходить на могилы к родным и близким, чтобы попросить прощения у тех, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души. Простить просящих. В Прощёное воскресенье нужно от души прощать тех, кто просит нас об этом. И даже тех, кто не может или не хочет просить у нас прощения. Просто, простить все накопившиеся обиды, задумавшись о том, что обидчики наши бывают так же неправы, как и мы сами и душа их страдает от этого. Главное для человека в Прощёное воскресенье - искреннее раскаяние в совершённом злом поступке по отношению к другому человеку и прощение своих обидчиков. Ведь все мы просим прощения своих грехов у Господа. Как мы прощаем других, так и Господь простит нам. Прощать других - значит с чистою душой подойти к Великому посту, подготовиться духовно. Посетить храм. В храмах на Литургии читают библейское повествование об Адаме и Еве, вспоминают грехопадение наших прародителей и изгнание их из Рая. Читают в храмах и Евангельское повествование, где Иисус Христос поясняет слова молитвы Отче Наш "и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим". Господь сам показывает нам путь в Царство Божие - отказаться от злых обид, любить и прощать друг друга.


Прощаю всех, кого простить нельзя,

Кто клеветой мостил мои дороги.

Господь учил: “Не будьте к близким строги.

Вас все равно всех помирит земля”.

Прощаю тех, кто добрые слова

Мне говорил, не веря в них нисколько.

И все-таки, как ни было мне горько,

Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.

Но местью душу я свою не тешил.

Поскольку в битвах тоже не безгрешен.

Кого-то и моя нашла стрела.

(Андрей Дементьев)

Прошу прощения у всех
И низко кланяюсь пред вами,
Кого ввела в какой-то грех,
Кого обидела словами.
Кому я повод подала
О мне подумать с осужденьем,
Кого в соблазн тайком ввела
Своими видом иль движеньем.
Кому ответить не смогла
Взаимной дружбой иль любовью,
Кому в беде не помогла,
Чьи раны истекали кровью.
Прошу прощения у всех,
Кому помочь я не успела,
У тех, чей вызывала смех,
Когда была я неумелой.
Прошу прощенья и у вас,
Каменья кто в меня кидали,
Когда я падала не раз
И мне руки не подавали.
Прошу врагов меня простить,
Хоть вас врагами не считаю.
Я не хочу ни в чем вам мстить
И видеть в вас друзей мечтаю.
Прошу прощенья у Творца,
Что чад Его люблю я мало,
Прошу Небесного Отца,
Чтоб к ним любви мне больше дал Он!


Учись прощать... Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.

Борис Пастернак