Первый в истории человечества храм единобожия. Единобожие в истории христианства

Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма - это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.

Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение - начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя - всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг - Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие - это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, - в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества - Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога - Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов - сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания - третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах - всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог - это понимание». Аллах - единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти - способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

Сегодня в мире существует огромнейшее количество различных религий, традиций, мистических и философских школ, учений, культов, организаций. И даже человек далекий от всего этого так или иначе слышал термин «монотеизм». Что интересно, прямым синонимом данного слова является «единобожие». Но как понять этот термин? Что он в себе заключает? Что такое единобожие?

Необходимо отметить, что монотеизм — понятие философское, богословское (теологическое) и религиоведческое. Что такое единобожие? Это вера в одного единственного Бога-Творца и принципиальное исключение веры в любых других богов. Также поклонение возможно только одному Богу, если же человек молится двум или более — он уже становится политеистом (язычником).

Монотеизм в религиоведческом понимании

Что такое единобожие? Как уже было сказано, это синоним слова «монотеизм». В мире существуют множественные формы религии. Наиболее ярко вера в одного единого Бога-Творца представлена в авраамических религиях (иудаизме, христианстве, исламе), отчетливо можно найти подобные же нотки и в иранском зороастризме. Что любопытно, в некоторых направлениях индуизма тоже есть монотеистические моменты. Религии, признающие только одного Бога, всегда имеют своих отцов-основателей. Для таких традиций принципиальным является вера в то, что основаны они на данном свыше божественном и священном откровении.

История монотеизма

Что такое единобожие и когда оно появилось? Впервые определенные элементы были обнаружены при изучении истории Древнего Китая (культ Шан-ди — верховного бога), Индии (учение о едином Боге-Творце Брахме), Древнего Египта (особенно после реформы царя Эхнатона Аменхотепа, который ввел почитание единого бога — Солнца), Древнего Вавилона (множество богов рассматривалось только как проявления верховного божества Мардука). У древних евреев также был их национальный племенной бог — Саваоф (Яхве), который изначально почитался наряду с другими, однако в конечном итоге превратился в Единого. Христианство же, усвоив и приняв культ Бога-Отца (верховного и единого Творца), дополнило его верой в «богочеловека» Иисуса Христа, Бога-Сына. Можно уверенно сказать, что христианская вера — религия единобожия, однако необходимо принять во внимание учение о Святой Троице. Еврейский монотеизм в конце шестого — начале седьмого веков был воспринят некоторыми арабами из секты так называемых ханифитов, где и зародился ислам. Основателем его считается пророк Мухаммед. Единобожие в исламе проявляется более отчетливо, чем во всех других религиях. Многие теории полагались на тезис о том, что монотеизм (как вера в единого высшего Бога-Творца) является первоначальной формой религии, а также однозначным источником всех остальных традиций и учений. Эта концепция получила название «прамонотеизм». Некоторые другие теории называли единобожие завершением эволюции философской и религиозной мысли человечества, полагая, что монотеистические учения вытеснят со временем полностью все другие формы религии.

Монотеизм как философское и теологическое (богословское) понятие

В философии и теологии данный термин близок слову «теизм». Впервые его можно встретить у платоника Мора из Кембриджа. Теизм означал нечто равнозначное термину «деизм» и противоположное понятию «атеизм». Только постепенно, во многом благодаря стараниям и работам Иммануила Канта, сложились понятийные различия между деизмом и теизмом. Новаторскую точку зрения выразил Гегель, который противопоставлял монотеизму пантеизм, а не политеизм. В таком понятии, как теизм, термин «Бог» означает «абсолютную, трансцендентную по отношению к материальному физическому миру духовную реальность, которая выступает в качестве творящего единого источника, сохраняет при этом присутствие в мире и обладает безграничной степенью воздействия и влияния на него».

Аргументы в пользу монотеизма

Что такое единобожие и почему оно так распространено? Есть много аргументов в пользу данного учения.

  1. Если было бы более одного Бога, то во Вселенной был бы беспорядок из-за множества органов власти и творческих работников. Так как беспорядка нет, значит, Бог един.
  2. Так как Творец является совершенной личностью, обладающей абсолютным сознанием, то не может быть другого Бога, так как он по определению был бы менее совершенен.
  3. Так как Господь бесконечен в своем существовании, то это значит, что он не может иметь каких-либо частей. Если же будет существовать вторая бесконечная личность, то она будет отличается от первой, а единственное полное отличие от бесконечности — отсутствие. Следовательно, второй Бог должен был бы не существовать вовсе.
  4. Теория эволюции не может знать реальное положение вещей, так как описываемый ею вид развития не встречается в природе. На самом деле можно наблюдать исторически прогресс в сторону монотеизма.

Слово «монотеизм» означает признание только одного Бога, единобожие. Монотеизм был основным посланием, которое несли людям все пророки и посланники от Бога. Но спустя какое-то время люди вновь отклонялись от этой простой истины. Так происходило вновь и вновь, пока к людям не был направлен последний пророк – Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он возродил единобожие среди людей и заповедовал всегда быть единобожниками. В этой статье вы найдете разъяснение сути монотеизма согласно Исламу.

Монотеизм (единобожие) согласно Исламу

Принцип единобожия – без преувеличения можно назвать самым главным правилом в Исламе. (По-арабски единобожие значит «таухид», от слова «один, единственный»). Всё в Исламе строится на утверждении единобожия и так или иначе связано с этим основным принципом. Более того, никакой обряд Ислама не будет правильным, если в нём будет что-то, что противоречит единобожию.

Монотеизм, как он есть в Исламе, можно рассмотреть с трёх разных сторон:

1. Признание единственности Бога как Господа.

2. Обращение со всеми обрядами поклонения только к Богу.

3. Признание особых имён и качеств Бога, которыми обладает единственно Он и никто, кроме него.

О каждом из этих пунктов расскажем подробнее.

Единственность Бога как Господа

Это правило означает, что один лишь Бог обладает господством над всем нашим мирозданием. Именно Бог сотворил всё из небытия. Именно Бог создал причины для всего, что происходило и произойдет. Никто и ничто не может стать соучастником с Богом в господстве над миром. Всё так или иначе зависит лишь от Него, и никто не может воспрепятствовать воле Всевышнего.

Вера в Господа – Создателя, Властелина – присуща многим людям на Земле. Все мы согласны с тем, что у нашего сотворенного мира есть Творец, и он один.

Обращение со всеми обрядами поклонения только к Богу

Второе правило означает, что поклоняться можно и нужно только одному Богу. Вообще, никто не заслуживает того, чтобы ему поклонялись и его обожествляли, и только Аллах действительно имеет право на это. Именно такой принцип был главной темой в миссии всех пророков и посланников, когда-либо приходивших к людям за всю историю. И в Исламе это правило – самое важное из всего, чему учит Ислам. Наша религия призвана отвлечь людей от поклонения сотворенному и направить их поклоняться Творцу.

Вот в этом правиле и происходит главное отличие Ислама от прочих религий и культов. Остальные религии хоть и учат, что у нашего мироздания существует Создатель, сотворивший саму жизнь, но когда доходит до поклонения и обожествления, эти религии допускают поклонение не только Богу, но и ещё кому-то или чему-то наряду с Ним. В таких религиях люди воспринимают Создателя (истинного Бога) как Высшее существо, а тех, к кому они обращаются с молитвами и поклонением, считают или посредниками между собой и Богом или самостоятельными божествами, но статус которых ниже статуса Бога. И в том, и в другом случае происходит поклонение не только Богу одному, но и ещё другим объектам, а это уже многобожие.

Все пророки и посланники, начиная с Адама и заканчивая Мухаммадом (мир им всем и благословение Аллаха) призывали людей поклоняться только Богу и обожествлять лишь Его одного. Это настолько простой, понятный и естественный принцип! Ислам не согласен с утверждением антропологов, что в древние времена все люди исповедовали политеистические культы, а затем постепенно эволюционировали и стали монотеистами.

Истина заключается в том, что изначальной религией человечества было поклонение только Богу. Со временем люди исказили эту религию, введя в нее поклонение другим существам. Люди, как это легко заметить, склонны связывать свои вероубеждения с чем-нибудь материальным, что можно себе представить, даже если они имеют инстинктивное знание о том, что Создатель Вселенной находится далеко за пределами их воображения. На протяжении всей истории человечества Бог посылал пророков и посланников, чтобы призвать людей вернуться к обожествлению одного Истинного Бога, но сами люди неоднократно возвращались к обожествлению созданных существ.

Господь создал человека, чтобы тот поклонялся лишь Ему одному. Поэтому самое ошибочное из возможных действий – это поклоняться кому-то другому вместо Бога (Аллаха). Точно так же если человек намерен приблизиться к Богу, но при этом обращается с поклонением к неким «посредникам» между собой и Богом – это тоже ошибка. Бог не нуждается в посредниках. Он слышит все наши молитвы и имеет полное знание обо всем, что происходит.

В то же время Бог не нуждается в нашем поклонении. Он является полностью самостоятельным и независимым от всех вещей. Если бы все люди в мире смогли собраться вместе, чтобы поклониться Богу, это ничего не добавило бы Ему и никак не изменило бы Его, даже на вес пылинки не увеличилось бы Его владычество. И наоборот, если бы все творения отказались от поклонения Богу, то это не уменьшило бы Его владычество ни в малейшей степени. Поклоняясь Богу, мы выигрываем наши собственные души и выполняем цель, ради которой мы были созданы. Мы не выполняем никакой нужды или потребности Бога. Он не нуждается ни в чем.

Признание особых имён и качеств Бога, которыми обладает единственно Он

Единственность Бога в своих именах и качествах означает, что Ему присущи такие качества и такие имена, которых нет и не может быть у сотворенных существ. Эти имена и качества подчеркивают уникальность Бога, его абсолютное превосходство над созданным миром. Все имена и качества Бога, упомянутые в Коране или разъясненные Пророком Мухаммадом, принимаются мусульманами и становятся предметом нашей веры.

Все качества Бога – это атрибуты совершенства и полноценности. Богу не присущи человеческие недостатки. Господь вообще не имеет никаких недостатков или слабостей.

Представлять Бога с человеческими атрибутами – значит отойти от единобожия и попасть в многобожие. Точно так же будет многобожием, если человека или созданные существа представлять с божественными атрибутами. Если человек верит, например, что кто-то помимо Бога может знать всё (то есть является Всезнающим) или может сделать всё (то есть является Всемогущим), тот попадает в большой грех, называемый многобожием. А многобожие – это самый серьезный грех с точки зрения Ислама.

Наблюдение - это способ изучения вещей, процессов, при ко­тором исследователь не вмешивается в ход их движения и изме­нения.

Натурфилософия – совокупность философских концепций, объясняющих природу либо непосредственно, либо с помощью основных знаний из области естественных наук.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

Нигилизм (от nihil – ничто) - принцип, выражающий отрицание ценностей.

Ноосфера (греч.nous- разум иspfaira- сфера, область) - сфера разума, область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Образ художественный – выражение человеческого восприятия явлений действительности, связанных с ними переживаний и эмоционально-ценностного отношения к ним средствами искусства.

Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Объект (от лат. objectum - предмет) - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.

Онтогенез - индивидуальное развитие объекта, охватывающее все изменения, претерпеваемым им от момента возникновения, до исчезновения.

Онтология - теория бытия; раздел философского знания, исследующий основные принципы бытия, определяющие устройство мира.

Отражение - это свойство материальных систем или объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами или объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики

Отрицание – момент развития, переход системы в противоположное состояние.

Пантеизм - (греч.pan- все иtheos- Бог) - философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.

Парадигма (от греч, paradeigma - пример, образец) – совокупность принципов, обеспечивающий канон постановки и решения проблемной ситуации или исследовательской задачи; способ видения бытия в мире.

Парадокс (от греч. paradoxes - неожиданный, странный) - неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике - противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.

Патристика (от лат.patre- отец) – этап развития средневековой философии (IV-VIIIвв.), связанный с деятельностью Святых Отцов церкви; эпоха разработки и систематизации христианского вероучения.

Перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) – философский принцип, согласно которому в основании мира существует множество начал.

Познание - процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

Понятие абстрактное – одна из логических форм мышления, образ реальности ее замещающий.

Потребность – это состояние организма, личности, социальной группы людей, общества в целом, выражающее их зависимость от условий существования и выступающее побудительной силой определенным образом направленной жизненной активности.

Прагматизм - (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.

Предвидение – это знание о будущем, то есть о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем, в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Провиденциализм (лат. providentia- провидение) - религиозно-философское воззрение, согласно которому ход истории определяется внешними по отношению к историческому процессу силами (Фатум, Рок, Провидение Божье).

Прогресс – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от несовершенного к совершенному.

Производительные силы – совокупность вещественных и личных элементов производства, необходимых для того, чтобы производить из предметов природы вещи, способные удовлетворять человеческие потребности.

Производственные отношения – это отношения, которые складываются между людьми в процессе производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ.

Производство – это процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств преобразуют природу с целью создания необходимых материальных условий, для своего существования.

Пространство ивремя – общие формы существования материи, а именно формы координации материальных объектов и явлений. Отличие этих форм друг от друга состоит в том, что пространство есть всеобщая форма сосуществования тел, время – всеобщая форма смены явлений.

Противоположности – это взаимно отрицающие друг друга моменты, стороны, тенденции развития явлений.

Противоречие – это крайняя степень различия.

Развитие - необратимое, направленное и закономерное изменение.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рациональное - соответствующее законам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам.

Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, т. е. от более организованного к менее организованному.

Религия – особый общественный институт, верования и культовые действия, осуществляющие связь человека с высшей реальностью.

Релятивизм - методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.

Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Сакральный - (от латинского sacralis - священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость, отсутствие дифференциации.

Смысл - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо. (Смысл жизни, Смысл истории и т. д.).

Сознание - человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Спиритуализм – учение, признающее сущностью мира духовное начало, материальные же объекты представляются творением духовных.

Субстанция (лат. substantia - сущность; то - что лежит в основе)сущность, нечто, лежащее в основе. То, что является причинной самого себя и существует без связи с другим.

Субъект - (от лат. subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Схоластика – этап развития средневековой философии, состоящей в поиске рациональных путей познания Бога.

Сциентизм (от лат. scientia - наука) - абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Телеология – учение о целях, аргументация в терминах цели.

Теодицея – оправдание Бога, попытка ответить на вопрос, почему Бог допускает зло в мире.

Технократизм – отношение к техническому прогрессу, сторонники которого уверены в благотворности его результатов.

Тотемизм – древнейшая форма религиозности, основанная на вере в сверхъестественное родство данной родовой группы с «тотемом» - (животным или растением).

Трансцендентальный (от лат. transcendens - род. п. transcendents - выходящий за пределы) – всеобщий.

Трансцендентный - запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом.

Утилитаризм (латutilitas- польза) - этическая теория, признающая критерием нравственности поступка его пользу.

Фальсификация (позднелат. falsificatio - от falsifico - подделываю) - преднамеренное искажение каких-либо данных.

Фатализм (лат. fatalis - роковой) - философская концепция, полностью отрицающая способность человека изменить предначертанный высшей волей, роком, судьбой ход событий.

Филогенез – историческое развитие организмов, эволюция органического мира.

Футурология – это совокупность представлений о будущем человечества.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Цивилизация (лат.Civilis– гражданский, общественный, государственный) – 1) исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах); 2) образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Морган); 3) материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Зиммель и др.); 4) последняя, завершающая фаза эволюции какого-то типа культуры, эпоха смерти этой культуры (Шпенглер); 5) любой отдельный социокультурный мир (Тойнби).

Экзистенциализм (лат.existentia) – течение в западной философии, раскрывающее внутреннее состояние человека под названием «экзистенция».

Экзистенция - подлинное существование.

Сегодня в мире существует огромнейшее количество различных религий, традиций, мистических и философских школ, учений, культов, организаций. И даже человек далекий от всего этого так или иначе слышал термин «монотеизм». Что интересно, прямым синонимом данного слова является «единобожие». Но как понять этот термин? Что он в себе заключает? Что такое единобожие?

Определение

Необходимо отметить, что монотеизм - понятие философское, богословское (теологическое) и религиоведческое. Что такое единобожие? Это вера в одного единственного Бога-Творца и принципиальное исключение веры в любых других богов. Также поклонение возможно только одному Богу, если же человек молится двум или более - он уже становится политеистом (язычником).

Монотеизм в религиоведческом понимании

Что такое единобожие? Как уже было сказано, это синоним слова «монотеизм». В мире существуют множественные формы религии. Наиболее ярко вера в одного единого Бога-Творца представлена в (иудаизме, христианстве, исламе), отчетливо можно найти подобные же нотки и в иранском зороастризме. Что любопытно, в некоторых направлениях индуизма тоже есть монотеистические моменты. Религии, признающие только одного Бога, всегда имеют своих отцов-основателей. Для таких традиций принципиальным является вера в то, что основаны они на данном свыше божественном и священном откровении.

История монотеизма

Что такое единобожие и когда оно появилось? Впервые определенные элементы были обнаружены при изучении истории Древнего Китая (культ Шан-ди - верховного (учение о едином Древнего Египта (особенно после реформы царя Эхнатона Аменхотепа, который ввел почитание единого бога - Солнца), Древнего Вавилона (множество богов рассматривалось только как проявления верховного божества Мардука). У древних евреев также был их национальный племенной бог - Саваоф (Яхве), который изначально почитался наряду с другими, однако в конечном итоге превратился в Единого. Христианство же, усвоив и приняв культ Бога-Отца (верховного и единого Творца), дополнило его верой в «богочеловека» Иисуса Христа, Бога-Сына. Можно уверенно сказать, что христианская вера - религия единобожия, однако необходимо принять во внимание учение о Еврейский монотеизм в конце шестого - начале седьмого веков был воспринят некоторыми арабами из секты так называемых ханифитов, где и зародился ислам. Основателем его считается пророк Мухаммед. Единобожие в исламе проявляется более отчетливо, чем во всех других религиях. Многие теории полагались на тезис о том, что монотеизм (как вера в единого высшего Бога-Творца) является первоначальной формой религии, а также однозначным источником всех остальных традиций и учений. Эта концепция получила название «прамонотеизм». Некоторые другие теории называли единобожие завершением эволюции философской и религиозной мысли человечества, полагая, что монотеистические учения вытеснят со временем полностью все другие формы религии.

Монотеизм как философское и теологическое (богословское) понятие

В философии и теологии данный термин близок слову «теизм». Впервые его можно встретить у платоника Мора из Кембриджа. Теизм означал нечто равнозначное термину «деизм» и противоположное понятию «атеизм». Только постепенно, во многом благодаря стараниям и работам сложились понятийные различия между деизмом и теизмом. Новаторскую точку зрения выразил Гегель, который противопоставлял монотеизму пантеизм, а не политеизм. В таком понятии, как теизм, термин «Бог» означает «абсолютную, трансцендентную по отношению к материальному физическому миру духовную реальность, которая выступает в качестве творящего единого источника, сохраняет при этом присутствие в мире и обладает безграничной степенью воздействия и влияния на него».

Аргументы в пользу монотеизма

Что такое единобожие и почему оно так распространено? Есть много аргументов в пользу данного учения.

  1. Если было бы более одного Бога, то во Вселенной был бы беспорядок из-за множества органов власти и творческих работников. Так как беспорядка нет, значит, Бог един.
  2. Так как Творец является совершенной личностью, обладающей абсолютным сознанием, то не может быть другого Бога, так как он по определению был бы менее совершенен.
  3. Так как Господь бесконечен в своем существовании, то это значит, что он не может иметь каких-либо частей. Если же будет существовать вторая бесконечная личность, то она будет отличается от первой, а единственное полное отличие от бесконечности - отсутствие. Следовательно, второй Бог должен был бы не существовать вовсе.
  4. Теория эволюции не может знать реальное положение вещей, так как описываемый ею вид развития не встречается в природе. На самом деле можно наблюдать исторически прогресс в сторону монотеизма.