Учение о человеке в христианстве и неоязычестве. Святой дух как бог обожение в восточнохристианской традиции Заведомая несветлость источника

Этот вопрос постоянно мучил меня, ибо сказано: человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что человек изначально должен обладать всеми Его качествами, и это так. Но в человеке присутствует два начала: одно Божественное – Дух, а второе животное – тело человека. Эти два начала взаимно противоположны и по смыслу, и по содержанию. По смыслу животное начало никогда не может стать Богом, а Дух Святой уже является Божественной сутью. И это означает, что для Господа Вседержителя было важно, соединив эти два начала, получить что-то новое, Божественно, доселе неизвестное природе — Бога в человеческом обличие, то есть, в животном теле. И, видимо, Богу это удалось, ведь мы все уже перешли в новое духовное качество, просто об этом еще никто не знает потому, что в природе существует инерция, взаимопроникновение двух начал.

Господь Вседержитель сумел реализовать свою идею, и процесс стал необратимым. Мы однозначно перешли на уровень Божественного развития. Процесс перехода на новый уровень развития закончился в этом году тогда, когда по каналу связи между миром земли и миром неба, обустроенном в Молдове, в Старом Орхее, в центре Европы, на землю прибыли сонмы Божественных существ. Это: белое Святое воинство – воины Бога; стражи Божественного порядка – Божественная полиция; специальные представители информационного Центра – спецподразделения Господа; Иерархия светлых сил – войска Божественного строительства.

Все эти Божественные структуры вошли на территорию планеты согласно плану Бога по переустройству нового Божественного порядка на планете. Прежний порядок развития человека под названием Homo sapiens раз и навсегда закончен.

Зададимся вопросом: а сколько всего периодов развития человечества подразумевалось на Земле? Всего три.

Первый период — человек животный полностью контролировался Люцифером. Задача периода заключалась в создании необходимой модели физически совершенного человека. Данная модель создана для того, чтобы в последующие периоды развития мира в нее мог войти Дух Святой. Период развития человека животного был завершен тогда, когда на Землю пришел Иисус Христос. Он и объявил о новом веке развития человека. Не случайно от Рождества Христова идет отсчет нового времени.

Приход Иисуса Христа ознаменовал начало нового этапа развития человека. Была вскрыта преисподняя, и человек получил возможность взаимодействовать как с миром Бога, так и с миром дьявола. То есть человек вошел в переходный период из мира материи в мир Духа.

И наконец, третий период времени развития человека начался в этом году полным и окончательным переходом человечества на уровень Божественного развития. Структура Люцифера была отключена и выведена из потока повседневных действий, и теперь у человека есть только один выбор: или он становится Богом, или превращается в животное.

Таким образом, Бог Вседержитель запустил процесс отделения зерен от плевел.

Каким образом это происходит? Известно, что мыслительный процесс нашего животного начала осуществляется с помощью химических реакций, происходящих в головном мозге и нашей нервной системе. По сути своей человек животный — это большей компьютер, устроенный по принципу механических и химических носителей. Обладая оперативной памятью человек физический действует согласно смысловых матриц, заложенных в его ум в процессе его обучения.

Человек духовный создан и функционирует совершенно по иному принципу: путем синтеза энергоинформационных потоков любви, истины и знаний. Эти знания находятся, согласно Божественного проведения, в ведении Бога Отца и не принадлежат более никому. С помощью Святого Духа по каналам связи все необходимые качества и силы, знания и смысл передаются на землю непосредственно к каждому человеку. Таким образом Господь Вседержитель минуя всякого рода посредников осуществляет свою непосредственное управление перифериями своего проявленного мира.

В тот момент, когда связь с Богом в области Старого Орхея была восстановлена, и в суть Божественную, в чашу Грааля, в сердце нашей планеты вошла сила Бога (о чем поведал наш фильм),человечество полностью перешло на новый уровень своего развития. А Божественные структуры, которые позднее вошли на территорию планеты, должны лишь проконтролировать сам процесс перехода человечества к новой форме реальной жизни.

Наш институт Эзотерики, Психологии и Реальной жизни под руководством Бога осуществлял порядок перехода человечества к этой новой реальности. Сейчас, когда первый этап нашей работы завершен, можно сказать лишь одно: новое качество человека полностью перечеркивает его предыдущий процесс развития. Энергии добра, любви и истины взаимодействуют между собой путем синтеза, не затрагивая при этом химических процессов, происходящих в головном мозге человека, и поэтому этот процесс никак не контролируется людьми, а так же их тайными или явными структурами. И неважно, в каком качестве они функционировали до сих пор.

Новый этап развития человечества предполагает и новое качественное построение всех без исключения государственных, религиозный и иных построений на нашей планете. Реформировано будет, согласно новым условиям и процессам обучения самого человека, его религиозное и иное воспитание. И, так как новый мировой порядок осуществляется на планете с помощью воли Бога и его мощных Божественных иерархий, сообщаю всем посвященным в таинство Бога: на Земле уже с сегодняшнего дня с каждым человеком работает около двухсот Божественных сущностей. Они и определяют меру действия самого человека, ведут контроль его развития, его полезности, его агрессивности и т.д.

В течении ближайших пяти лет процесс перехода из мира Homo sapiens в мир человека Божественного будет завершен. Но сегодня все структуры, пытающиеся защитить или увековечить прежний мировой порядок и предлагающие анти божественные действия, будут зачищены и ликвидированы. У Бога есть два пути развития, которые определяют судьбу человечества, и оба они приведут к одному и тому же результату.

Первый путь эволюционный, когда человечество в целом и каждый отдельно взятый человек сам, по закону доброй воли и свободы выбора, изберет путь своего духовного развития, путь прогресса, любви, истины и справедливости.

Второй путь революционный, путь принуждения к новому Божественному мировому порядку тогда, когда некоторые люди, государства и структуры не согласятся подчиниться этому порядку. Согласно Божественной доктрине они будут изолированы в миры иные, где жизнь пока еще находится в зачаточном состоянии. В любом случае ни ядерный шантаж, ни военные угрозы не помогут тайным и явным структурам, ранее подчинявшимся Люциферу, хоть как-то повлиять на ход вещей.

Предупреждаю, что Божий суд уже действует. Все попытки изменить ход вещей бессмысленны. Все люди доброй воли, у кого разум наполнен положительной информацией, уже в ближайшем будущем смогут подключиться к новой системе действия согласно их плана развития. Как это будет происходить, я расскажу в ближайших публикациях.

Святослав Мазур, Великий Магистр Священного Ордена Наследники Византийского Престола

Вспоминаем историю культа Джона Фрума

Стать божеством в современном мире не так уж и сложно. Достаточно прихватить с собой несколько «волшебных» вещей (например, зажигалки, огнестрельное оружие, вкусную еду и тому подобное) и найти остров поглуше. Примерно этим руководствовался американский военнослужащий Джон Фрум, который сумел увековечить свое имя в культе острова Танна, входящего в государство Вануату (острова в Океании).

Джон Frum или From

Культ некого Джона Фрума появился резко и неожиданно. Произошло это в конце 30-х годах прошлого столетия. И до сих пор так и остается загадкой, кем же был этот человек, сумевший стать для аборигенов Танны божеством.

Джон Фрум сумел стать для аборигенов Танны божеством

Некоторые исследователи считают, что на самом деле фамилия человека вовсе не Фрум. По их мнению местные просто исказили «John from…», что переводится как «Джон из». И, скорее всего, из Америки. К такому выводу исследователи пришли по одной причине — фамилии Фрум просто нет. Это подтверждается данными переписи населения Великобритании за 1851 и 1901 годы.

В 30-х годах 20 века один из местных аборигенов по имени Манехиви вдруг стал вести пропаганду культа карго. Смысл его заключался в том, что от последователей требовался отказ от всех европейских «причуд» (а именно: деньги, образование, христианство) и беспрекословное следование традиционным обрядам. И тогда все белокожие люди покинули бы острова, а на аборигенов упала бы божественная благодать. И они стали бы жить еще лучше, чем европейцы.

В легендах, которые аборигены бережно хранят, Джон Фрум описывается, как невысокий, светловолосый мужчина, одетый в пальто с блестящими пуговицами. Он ходил по острову, раздавая направо и налево пророчества, которыми настраивал аборигенов простить христианских миссионеров.

Как и положено божеству, Фрум покинул остров также неожиданно, как и появился. И, конечно, он обещал вернуться. А чтобы народ его ждал, Фрум сказал, что вернется не с пустыми руками, а с неким «грузом». Во время его второго пришествия произойдет «великое событие». Все старики вдруг резко помолодеют, все болезни исчезнут, а белокожие люди уйдут с островов. Ну, а «груза» хватит для всех последователей культа.

На грани

И народ, что называется, проникся. Культ Джона Фрума начал распространяться по острову с феноменальной быстрой. Церкви и христианские школы лишись в одночасье всех своих «посетителей». И правительство, конечно, начало беспокоиться. А, кроме всего прочего, был еще один отменный повод — Фрум пообещал, что когда вернется, то принесет с собой новые деньги, где будет изображен кокосовый орех. Поэтому, аборигенам нужно было избавиться от ненужных «бумажек».


И в 1941 году аборигены «дозрели». Они стали тратить свои сбережения и перестали работать. Экономика острова серьезно пошатнулась. Администрация колонии принялась за расследование. Некоторых самых ярый последователей культа удалось даже арестовать, но никакой пользы это не принесло. Культ Фрума набирал силу с каждым днем.

Масло в огонь подлили ненароком и американцы, которые разместили на острове свою базу. Дело в том, что среди солдат были чернокожие люди. Они, в отличие от аборигенов, хорошо выглядели, у них отсутствовали проблемы с едой и деньгами. При этом, у них было полно «груза», не меньше, чем у белокожих. Аборигены воспрянули духом! Джон Фрум, по их мнению, должен был вот-вот вернутся. И чтобы облегчить ему задачу, аборигены собственноручно создали на острове муляж взлетно-посадочной полосы, макеты самолетов и вышек, где дежурили «диспетчеры». В общем, у Фрума не было шансов пролететь мимо. А жрецы культа в день по нескольку раз общались со своим богом. В роли посредника выступала женщина, обмотанная проводами. Она впадала в транс и несла разнообразную чушь, которые жрецы толковали на свой лад. Государство оказалось на грани катастрофы…

Аборигены создали муляж взлетно-посадочной полосы для возвращения Фрума

Жди меня и я вернусь…

Но Фрум тогда не прилетел и потихоньку ажиотаж вокруг его фигуры начал утихать. Но это совершенно не значит, что аборигены отказались от своей веры. Просто они стали более сдержанными.


Ближе к концу 50-х годов прошлого столетия на остров прибыл тогда еще молодой великобританский телеведущий и натуралист Дэвид Аттенборо. Цель его приезда — изучение культа Джона Фрума. С собранным материалом он пришел к главному жрецу Намбасу. А тот, едва увидев гостя, заявил, что ждал его прихода, поскольку Джон ему рассказал о белокожих незнакомцах. Причем сделал это «по радио». На само радио жрец не позволил взглянуть журналистам. Тогда Аттенборо спросил: «Ты видел Фрума?». Намбас ответил, что «моя видеть его куча раз». Затем жрец рассказал, что Джон вернется к ним 15 февраля, вот только точный год неизвестен. Поэтому ежегодно в этот день аборигены идут к взлетной полосе и ждут прилет своего бога с богатым «грузом». Кстати, под «грузом» островитяне подразумевали буквально все: начиная от каких-нибудь зубочисток и заканчивая едой.

После беседы с жрецом у Аттенборо состоялся любопытный разговор с одним из приверженцев культа по имени Сэм:

«Я посмотрел на него.

— Сэм, прошло девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придет, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждете?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет».

Карго-культы

Религии островов Океании представляют собой весьма любопытную «штуку». Дело в том, что там новая религия способна зародиться буквально на пустом месте и быть популярной. При этом можно выделить четыре особенности, которым соответствуют все культы Океании.

Во-первых, скорость возникновения и распространения новой веры. Буквально за считанные месяцы некий культ может стать чуть ли не самым популярным в стране.

Во-вторых, это изменчивость веры. С момента первого упоминания о Джоне Фруме прошло около восьмидесяти лет, однако уже неизвестно был ли на самом деле этот человек и как он точно выглядел.

С момента первого упоминания о Фруме прошло около 80-ти лет

В-третьих, это появление похожих культов на нескольких островах. Причем, что интересно, местным жителям даже не обязательно общаться друг с другом. Такое ощущение, будто культы разносятся по Океании ветром.

Ну и в-четвертых, все новые культы так или иначе похожи на более старые. Как будто аборигены вдруг вспоминают о древней вере предков и «перезапускают» ее, предварительно немного подкорректировав.

Наверняка, вам нередко приходилось слышать такую фразу: «Он (она) настоящий бог». Обычно так говорят о людях, которые достигли определенного уровня мастерства в каком-то деле или бывает так, что люди берутся за все подряд и делают это лучше других. Рассмотрим, как стать богом в реальной жизни.

Боги в реальной жизни

Известные режиссеры, спортсмены, писатели, бизнесмены и многие представители разных профессий стали в своем деле настоящими богами. Богом кинематографа и, в частности, комедийного жанра многие считают Вуди Аллена, богом изобретательства называют Леонардо да Винчи, богом прозы - Александра Сергеевича Пушкина. Этот список можно продолжать довольно долго, но суть одна: всех этих людей в обществе считают если не богами, то настоящими гениями.

Гении и Боги

Что отличает гения от простого человека? Это, конечно же, наличие таланта. Талант, как известно, дан человеку от рождения, но его необходимо развивать. Древние философы считали, что нет бездарных людей, каждый в чем-то может быть хорош. Но для того чтобы узнать, в чем именно, можно потратить всю жизнь. Помните, что способность к обучению у человека есть с рождения, и чем больше вы занимаетесь определенным делом, чем больше стремитесь узнать и улучшить свои навыки, тем большего вы сможете достигнуть в своем деле.

Божественное мастерство

Ярким тому примером являются люди, которые занимаются спортом и боевыми искусствами. При этом следует отметить, что те же боевые искусства возникли не благодаря каким-либо учителям, имена которых прославлены на весь мир, а благодаря обычным людям, которые когда-то подумали о том, что нужно уметь защищаться и защищать других без оружия. Практикуясь каждый день, эти люди сумели достичь определенного уровня мастерства и в определенный момент стали настоящими богами в своем деле. Конечно же у них не получалось все сразу. Более того, их никто не учил мастерству, но в какой-то момент они стали понимать, что их тело стало намного сильнее. У них появлялась молниеносная реакция, зачастую они переставали чувствовать боль.

Каким образом становятся богами

Однако с чего начали эти люди? С чего начинают все люди, которые достигли наивысшего уровня мастерства в своем деле? Конечно же, все начинается с мысли о том, что вы сможете достигнуть желаемого, с веры в себя. В принципе, людей, которые стали реальными богами, можно назвать великими людьми, а великих людей отличает не только их развитые навыки и способности, но и желание помогать другим людям, ведь следуя многим вероучениям, бог заботится о каждом человеке.

Потому, чтобы стать богом в реальной жизни, нужно заботиться о других людях. Уместно в этом случае сказать об Иисусе Христе, которого многие люди считают наиболее приближенным к богу. С ним связано много историй и легенд, которые для современного человека порой представляются невероятными. Например, в Библии и Ветхом Завете есть немало строк о том, как Иисус Христос умел лечить казалось бы неизлечимых людей, одарять зрением слепых. Ученые богословы считают, что эти способности Иисус Христос развивал в себе с детства, он познавал азы медицины, изучал анатомию, хотя прямых тому свидетельств, к сожалению, нет.

В то же время известно, что еще в Древнем Китае лекари могли лечить людей одними лишь руками, без использования каких-либо снадобий. То же самое касается и Индии. Изучение методик воздействия на человеческое тело с помощью прямого контакта - это вообще характерная черта для многих восточных стран и стран Азии. До сих пор современная медицина не может объяснить некоторых способностей, которыми обладают люди, в том числе и обыватели.

Также известно, что в случае опасности, человек, который не имеет должной физической подготовки, способен совершить прыжок, перепрыгнув препятствия, которые превосходят его собственный рост и скрыться от опасности.

Таким образом, некоторые удивительные и невероятные способности, которые можно назвать божественными, скрыты во многих из нас.

Все больше людей спрашивают, как можно стать Богом , кто такой Бог на самом деле и существуют ли доказательства существования Бога, о котором все постоянно говорят и верят в него. На самом деле каждый человека может стать Богом, если поймет, кто это на самом деле и начнут жить и делать все, чтобы им стать.

В статье вы узнаете, как стать Богом , что нужно делать, чтобы им статья, кто он на самом деле и где найти настоящего Бога, которого можно ощутить, а не просто верить, как делает большинство людей, не понимая, чему они верят и зачем они это делают. Верить или не верить можно всему чему угодно, поэтому лучше 1 раз увидеть и ощутить, чем сто раз услышать.

Как стать Богом – кто такой Бог на самом деле

Чтобы понять, кто такой Бог и как им стать, для начала нужно понять, что все, что существует в нашем мире – материально и способно исчезать, появляться и меняться в форме. Поэтому наш мир – это действительно ненастоящая жизнь, иллюзия, которая временная и не имеет ничего вечного.

Все, что есть вечного – это Бог, больше нет никого и ничего кроме него, а что и кто же такой Бог спросите Вы – это энергия. Нет ничего кроме энергии, Бога, просто существует исправленная, совершенная энергия – Бог, а есть люди, животные – неисправленная энергия. На самом деле Бог вечен, а значит, энергию невозможно создать, разрушить, она принимает любую форму и постоянно перемещается.

Когда вы поняли кто такой Бог, что это совершенная энергия, части которой разъедены и хранятся в каждом человеке, можно с уверенностью сказать, что когда мы придем к этапу развития человека и соединимся воедино, то данная энергия, когда она соединиться станет одним и неделимым Богом.

А сегодня Бог разъединен по частичкам энергии, и храниться в каждом человек. Нам решать развивать данную частичку Бога или дождаться когда природа, своими страданиями заставит нас и подтолкнет к развитию данной вечной частички называемую Богом.

Обретите свойство отдачи

Чтобы стать Богом , вам нужно обрести свойство отдачи, так как Бог отдает, а человек принимает из-за своих эгоистичных мотивов. Все люди эгоисты, поэтому если вы уберете, данное свойство и будете полностью отдавать все, что у вас есть, вы станете Богом.

Творите

Наполняйте

Чтобы стать Богом , нужно начать наполнять людей новыми знаниями, умениями, опытом и счастьем. Человек, который живет только ради себя, не сможет стать Богом. Не обязательно быть правильным, нужно просто наполнять людей всем, что им нужно не думая о своей выгоде. Когда вы обрететесвойство полной отдачи, вы заметите, как становитесь кем-то нечто большим и сильным, чем просто эгоистический человек.

Обретите счастье

Чтобы стать Богом, вам нужно стать счастливым и начать ценить то, что у вас есть. В этом вам поможет психолог. Так как если вы будете иметь все что вам нужно для счастья, вы успокоитесь и начнете духовное развитие. Человек тратит всю свою жизнь, чтобы обретать то, чего ему не хватает, так как люди не научились ценить и беречь то, что у них есть и поэтому добившись и реализовав одно желание, они желают другого, но так не ощущая счастье.

Когда вы станете Богом , вы обретет иное существование, не в теле, а в душе. Вам не понадобиться тело, для существования, ваша энергия будет находиться в душе и ей не понадобиться тело, чтобы проявлять себя. Каждый человек осознано или неосознанно стремиться к тому, чтобы найти и развить душу, так как это единственная цель, которая имеет вечный характер, а не временные желания, которые в любом случае исчезнут, когда ваше тело умрет. Жизни после смерти нет, есть только сегодня и нужно жить так, чтобы развить свой духовных корень, а не тело.

Современное секулярное общество сформировало мнение, подхваченное неоязычниками, что идеал христианина – это самоуничижение, пассивность и безынициативность.

В своих книгах и статьях, направленных против Православия, неоязычники очень часто эксплуатируют подобные образы, противопоставляя «смиренному христианину» «свободного язычника». В связи с этим рассмотрим, что же на самом деле говорит Православное вероучение о человеке и его предназначении, а также разберем некоторые понятия, превратно трактуемые безбожниками.

Можно ли стать богом?

Первые строки Библии повествуют нам о творении Богом нашего материального мира. Венцом Его творческого замысла явился человек: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт. 1: 26– 27).

Современный греческий богослов , комментируя данный текст, писал: «Сотворение по Своему образу было таким дарованием, которым Бог наделил только человека и больше никого из всего видимого творения, так что он стал образом Самого Бога». Этот дар включал в себя разум, совесть, свободную волю, творчество, любовь и вожделение совершенства и Бога, личное самосознание и всё, что поставляет человека над остальным видимым творением, делая его личностью. Другими словами, всё то, что делает человека личностью, даровано ему по образу Божию».

В Новом Завете апостол Петр говорит следующие слова, обращаясь к христианам: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой…» (1 Пет. 2: 9).

Православная Церковь, в отличие от многих других религиозных течений, рассматривает человека как венец Божиего творения, цель создания которого очень высока. , живший в IV веке, писал: «Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты – род избран, священен и язык свят».

В наши дни богословы имеют точно такое же суждение по этому вопросу. Миссионер и богослов митрополит Антоний Сурожский писал: «Если вы хотите узнать, что такое человек… воззрите к престолу Божию, и вы увидите там сидящего одесную Бога, одесную Славы человека Иисуса Христа… только так мы можем познать, как велик человек, если только станет свободным…»

Постоянное наблюдение за своими личными грехами, памятование о том, что человек – «раб земным страстям», предохраняет человека от тщеславия и гордости, то есть духовной слепоты. Творец поставил человека господином во Вселенной и подчинил ему всё творение. Ради человека и его спасения Бог, Творец мира видимого и невидимого, воплотился в земное, материальное тело, принял смерть и воскрес, сделав и человека способным к обожению.

Все свои способности человек должен реализовать в творчестве и любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.

«Человек есть великолепный отпечаток великолепного образа, изваянного по образу идеального Первообраза», – писал Филон Александрийский. Эти слова как нельзя лучше согласуются с мыслью святителя Григория Нисского: «Конец доблестной жизни – уподобление Божеству, а поэтому доблестные со всею тщательностию стараются преуспевать чистотою души, устранением себя от всякого стра­стного расположения, чтобы при улучшенной жизни и в них образовались некоторые черты высшего естества…»

Человек был создан Богом свободным существом, призванным подняться до божественного статуса, дарованного Богом Своей благодатью, поскольку человек призван к осуществлению в себе подобия Божия, буквально создан для того, чтобы стать богом. писал, что человек «поставлен отдельно от всего творения, будучи единственной тварью, которая способна сделаться богом».

«Человеку предустановлено стать Богом… Божественный Логос не стал Богоангелом, а Богочеловеком»

Церковный историк и богослов архимандрит Киприан Керн в исследовании о святителе Григории Паламе также указывает: «Ангелам дано быть только отражателями Света, а человеку предустановлено стать Богом… Божественный Логос не стал Богоангелом, а Богочеловеком».

По слову святителя Иринея Лионского, «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» - в этих словах заключена вся догматическая суть христианского учения о человеке. Святые отцы особо подчеркивали необходимость осознания этого. Так, святитель Григорий Богослов говорил: «Если будешь низко думать о себе, то напомню тебе: ты – созданный бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу». Исходя из вышесказанного, согласимся с выводами современного богослова отца Андрея Лоргуса, который, размышляя о христианской антропологии, написал: «Путь христианского осмысления себя лежит не через признание своего ничтожества, а через признание своего достоинства, на фоне которого заметен даже маленький грешок».

Аскеза является лишь инструментом для личностного восхождения, но никак не целью жизни.

Православный христианин, как спортсмен на тренировке, ставит себя в заведомо худшие условия, необходимые для достижения личного совершенства.

Кто кого рабом называл

Как мы видим, учение о человеческом достоинстве и предназначении в христианстве запредельно высоко. Однако нередко камнем преткновения становятся такие понятия, как «рабы Божии», «кротость», « », «страх Божий» и т.д.

Спекуляции на эту тему широко распространены в Интернете в виде многочисленных демотиваторов и обсуждений. Давайте рассмотрим, что же на самом деле христиане вкладывают в эти понятия и есть ли в них что-то обидное и унизительное.

Свобода духовная – власть личности над собой, над своим эгоизмом, своими страстями и греховными влечениями

В христианстве почитают Бога, Который является Творцом всей Вселенной, обладающим всеми положительными свойствами. Он абсолютное Добро и Любовь. Бог наделил людей свободной волей. Понятие свободы является фундаментальным в христианстве. Апостол Павел призывает: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос… К свободе призваны вы, братья» (Гал. 5: 1–13). Как пишет религиовед протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, «Православие чтит внутреннюю свободу воли человека, ибо это такой дар Божий, который есть причина самой себя. Свобода духовная – власть личности над собой, над своей природой, над своим эгоизмом, своими страстями и греховными влечениями».

Рабство буквально означает подчиненность и потерю свободы. Например, алкоголик или наркоман становится настолько плененным пагубной страстью, что не может уже самостоятельно от нее отказаться, хотя понимает, что это приведет его к гибели. «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2: 19). Вот от такого рабства и ограждает христианство.

Пример с алкогольной зависимостью очень показателен, однако страсти бывают разнообразные, но их действие одинаковое – порабощение свободы человека. Быть чьим-то рабом означает полную неподвластность от всех иных. Именно поэтому христиане и называют себя «рабами Божиими», признавая над собой власть Самого Творца Вселенной, но становясь тем самым независимыми от любых иных проявлений, ограничивающих свободу человека. В этом контексте говорит апостол Павел: «…как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная». (Рим. 6: 19–22).

В личностном смысле никакого рабства христианство не подразумевает. Христос передает всем верующим молитву, в которой каждый обращается к Богу как к Отцу – «Отче наш» (см.: Мф. 6: 9–13).

Христиане являются детьми Божиими, что много раз подтверждается на страницах Библии

Христиане являются детьми Божиими, что много раз подтверждается на страницах Библии: «Верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12); «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3: 1–2).

Христос особенно явно указывает на это в словах: «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 49–50). Ничего подобного не существует в иных религиях, тем более у неоязычников, которые, бравируя громкими фразами типа «Мой бог меня рабом не называл», логично получают ответ: «Конечно, пенек ведь не умеет разговаривать».

Аутентичное славянское язычество имело совсем иные представления о богах, которым поклонялись с рабским унижением и почтением. Современный апологет приводит несколько исторических свидетельств, подтверждающих это: «Арабский путешественник Ибн Фадлан в начале Х века так описывает почитание богов славянами: “Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему… Он не перестает обращаться с просьбой то к одному изображению, то к другому, просит у них заступничества и униженно кланяется перед ними”.

А вот как германское “Сказание об Оттоне Бамбергском” описывает реакцию западных славян-язычников XII века, когда они неожиданно увидели человека со щитом, посвященным богу войны Яровиту, который никому нельзя было трогать: “При виде священного вооружения жители в деревенской простоте своей вообразили, что это явился сам Яровит: одни в ужасе ударились в бегство, другие пали ниц на землю”».

Страх, унижение и полную зависимость испытывали славяне при виде своих идолов. Неудивительно, что христианство столь легко и свободно было воспринято нашими предками.

Также следует сказать несколько слов о рабстве как о социальном явлении. С самых древних времен было вполне обыденным то, что человек может находиться в положении бесправной собственности у другого человека. В античности рабство было распространено повсеместно. Рабовладение была в дохристианские времена и у славян, вопреки мнениям атеистических советских историков, которые ошибочно связывали появление рабовладельческого строя у славянских народов с началом христианизации.

Христианство никогда открыто не выступало против этого фундаментального явления древнего мира. Однако именно христианство уничтожило его идеологическую основу словами апостола Павла: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26–28). Буквально это означает, что раб и господин одинаковы и являются братьями во Христе. Поэтому неудивительно, что рабство с постепенной христианизацией народного сознания сходило на нет во всех странах. И вспыхивало вновь с отходом от христианской морали, как, например, произошло на Руси во времена правления Петра I и Екатерины II, когда крепостное право приняло чудовищные формы.

Воинство без страха и упрека

Теперь рассмотрим, что христианство говорит о страхе и мужестве. Такое понятие, как «страх Господень», также, как правило, вызывает недоумения. писал: «Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему». Верующий человек, любящий Бога, не боится Его Самого, но не хочет отдалиться от него, потерять богообщение. Священное Писание говорит следующее: «Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).

«Боязливость души бесы считают за признак соучастия ее в их зле»

А вот по поводу трусости и боязливости святые отцы высказывались весьма нелицеприятно: «Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед… В ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится», – писал святой Иоанн Лествичник. Блаженный Диадох Фотикийский говорил: «Нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы… оказаться непричастными никакому страху… потому что… боязливость души бесы считают за признак соучастия ее в их зле».

Святитель Феофан Затворник предостерегает: «Страхи ваши – вражия уловка. Плюйте на них. И мужественно стойте».

К мужеству призывает Евагрий Понтийский: «Дело мужества – стоять в истине и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к не сущему». А авва Пимен писал: «Бог милосерд к тем, которые носят меч в руках своих. Если мы будем мужественны, Он явит милость Свою».

Из жития святителя Василия Великого мы знаем его разговор с префектом Модестом. После многих убеждений отказаться от Православия Модест, видя непреклонность святителя, стал угрожать ему лишением имущества, изгнанием, мучением, смертью. «Все это, – отвечал святитель Василий, – для меня ничего не значит: тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме этих ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу сейчас, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет чувствителен. Смерть для меня – благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь».

Старец схиигумен Савва (Остапенко) на вопрос: «Какие страсти являются самыми губительными для современного человека?» – ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем».

Христиане призваны к тому, чтобы без страха жертвовать собой ради ближних: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников.

Среди святых Православной Церкви насчитывается огромное количество воинов, которые своими делами и подвигами показали как христиане выполняют заповедь о защите ближних. Все знают святых Димитрия Донского, Александра Невского, Илию Муромца. Но великих воинов, стяжавших святость, было великое множество.

К примеру, живший во времена монгольского нашествия святой Меркурий Смоленский по повелению Богородицы, явившейся ему, в одиночку пошел во вражеский лагерь, где истребил множество врагов, включая татарского военачальника-исполина, наводившего на всех страх своей силою. В одиночку святой Меркурий обратил в бегство весь татарский стан, но и сам был убит в неравной битве.

Святой Феодор Ушаков, лично командуя русским флотом, одержал немало побед над турками, которые на тот момент обладали на несколько порядков более сильным и многочисленным флотом. Его победоносного флота страшилась вся Европа, однако сам он оставался чужд гордыне и тщеславию, понимая, как мало может человек без помощи Бога.

Святой Михаил-воин родился в Болгарии, он нес службу в византийской армии. Во время войны с турками святой Михаил в боях воодушевлял своим мужеством всю дружину. Когда греческое войско бежало с поля сражения, он пал на землю и молился о спасении христиан. Потом он повел своих воинов на врага. Ворвавшись в середину вражеских рядов, он разметал их, жестоко поражая врагов без вреда для себя и для своего отряда. В то же время в помощь христианским воинам внезапно поднялась гроза: молнии и громы поражали и устрашали врагов, так что они все обратились в бегство.

Образы кротости

Неоязычники любят размещать на своих интернет-ресурсах фотографии православных людей, стоящих на коленях в храмах, – по их мнению, это апофеоз самоуничижения, обычно в комментариях начинаются разговоры о рабской психологии и т.п. Непонятно, почему неоязычники утверждают, что подобное почитание Бога переносится и на другие взаимоотношения.

Однако, к примеру, слово «ислам» буквально переводится как «покорность», а мусульмане во время своих молитв даже не на коленях стоят – они лежат ниц, но среди неоязычников не находится смельчаков сказать в лицо мусульманам об их «рабской психологии». И хотя мусульмане являются весьма воинственными, православная Россия побеждала мусульманские государства множество раз. Православные христиане призваны выполнять заповедь: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10). Православные почитают Всевышнего Творца, признавая Его безграничное Величие, но ни на кого иного, кроме Бога, эта заповедь не распространяется.

Современная приходская притча повествует: «В храм заходит хамоватого вида молодой человек, подходит к священнику, бьет его по щеке и, ехидно улыбаясь, говорит: “А что, отче?! Сказано ведь: ударили в правую щеку – подставь и левую”. Батюшка, бывший мастер спорта по боксу, хуком слева отправляет наглеца в угол храма и кротко произносит: “Сказано также: какой мерою меряете, такой и вам будет отмерено!” Испуганные прихожане: “Что там происходит?” Диакон важно: “Евангелие толкуют”».

Данный рассказ служит хорошей иллюстрацией того, что, не зная сути христианского учения, не стоит делать смелые обобщения. Эти слова Христа просто отменили древний закон кровной мести и напомнили, что не всегда за зло необходимо отвечать злом. Хотелось бы также особо отметить, что, хотя атеисты и неоязычники очень любят кидать православным обрывки цитат из Библии, требуя их буквального понимания, христианское учение о Священном Писании говорит совсем об ином. Понимать Священное Писание следует только в контексте толкований святых отцов. Святитель Григорий Нисский писал на этот счет: «Представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом». Поэтому надо «благоговеть перед достоверностью тех, кто свидетельствованы Святым Духом, пребывать в границах их учения и знания», а Пято-Шестой Трулльский Собор 691–692 годов своим 19-м правилом постановил: «Аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях». Поэтому неверующие толкователи Библии для православных христиан совсем не указ.

Теперь рассмотрим такие христианские добродетели, как кротость и смирение. В современном обществе эти слова вызывают пренебрежительную усмешку, хотя на самом деле ничего постыдного в этих понятиях нет, как раз наоборот. Кротость – это добродетель, противоположная безудержному гневу и ярости. Кроткий человек никогда не теряет внутреннего мира, не дает эмоциям захлестнуть свой разум, отличается самообладанием и хладнокровием. Неудивительно, что этой добродетели были причастны многие святые воины. Например, царь Давид, прославленный ветхозаветный полководец, был весьма кроткого нрава. Кротостью обладал и святой император Константин, основатель Константинополя, победивший в немалом количестве битв. А «образом кротости» Православная Церковь называет святителя Николая, который побил еретика, хулившего Бога.

Смирение – добродетель, противоположная эгоизму и гордыне: оно побеждает зацикленность на собственном “я”

Немало непониманий вызывает и понятие «смирение». На наш взгляд, весьма точное определение дал православный апологет Сергей Худиев: «Смирение – это не забитость человека, которому не остается ничего лучшего; это добровольное предпочтение воли Божией, готовность служить, жертвовать и отдавать вместо того, чтобы требовать себе служения, превозноситься и забирать. Это добродетель, противоположная эгоизму и гордыне. Смирение побеждает зацикленность на собственном “я”».

Современный патролог и апологет священник Валерий Духанин отмечает: «Подлинные смирение, кротость, беззлобие не есть слабохарактерность; напротив, это умение владеть собой, своими страстями и чувствами, что предполагает внутреннюю крепость и силу воли. С одной стороны, это умение совладать с собственным гневом, чтобы не выплескивать его без причин. А с другой – умение дать неприятелю достойный отпор, когда требуется защитить своих ближних».

Итак, мы рассмотрели христианское учение о предназначении человека, разобрали понятия христианской аскетической мысли и некоторые места Священного Писания, сознательно или неосознанно искажаемые неоязычниками. Христианство требует от человека очень многого, оно требует постоянного личностного совершенствования, но и результат этого пути несоизмеримо высок.