Временные границы молитв (намазов). Как совершать намаз во время болезни? Если не успел прочитать намаз

Рейтинг: / 0

Имя: kamilya
Текст вопроса: Assalamu aleykum. Propuskat" namaz iz-za raboty haram, esli net vozmojnosti sdelat" vo vremya raboty? v nemusul"manskoi strane jivem

Ответ:
По шариату у каждого намаза есть определенный промежуток времени, т.е. от и до. У утреннего намаза - начиная от утренней зари до восхода солнца, у дневного намаза - с момента, когда солнце сходит с зенита и до намаза асра, у асра время начиная от двух теней по мазхабу Абу ханифы(у некоторых намазов когда величина тени предмета равна длине самого предмета - до одной тени) до захода солнца. У Магриба(Ахшам) время от захода солнца до момента, когда исчезает на небосводе белое зарево(шафак), у последнего намаза аль-Иша время от того момента, когда заканчивается белое зарево до времени утреннего намаза. Мы это все перечисляли для того, что бы нашим читателям напомнить, что у каждого намаза есть свой промежуток. Слов нет, и это не оспоримо, что читать намаз в первое время, т.е. как только время заходит - это на много больше саваба, воздаяния. Но, если человек занят работой, дежурством то ему придется читать потом, но в указанный промежуток времени. Вполне такое наблюдаю, не только в России, но и в мусульманских странах. Например, если дежурный человек стоит у ворот мечети аль-Харам он во время намаза не может никак присоединиться к джамагату, т.к. стоит на посту, и эти люди читают намаз уже после джамагата.

Так же из данного вопроса, Камилла, если человек занят какой-либо работой, то он должен помнить, что у него есть промежуток, в которой он должен успеть прочитать. Если он даже не может сунну, хотя бы минимум аль-фард должен прочитать в любом случаи. Если вообще никак не может прочитать в указанный промежуток, ученые дают такую фетву - продолжать работать, по мере возможности читать намаз, но параллельно изыскивать пути смены работы, которая подходит под ваши условия, т.е., что бы там можно было читать намаз в нужные промежутки.

Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?

Согласно одному из хадисов, намаз - это первое, за что будет спрошено в Судный день и, если с ним всё будет хорошо, если человек исправно и своевременно совершал его, то допрос по всем остальным статьям будет лёгким и он, коли угодно Аллаху, попадёт в Рай. В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что намаз - есть отличие верующего от неверующего. В общем, хадисов, повествующих о важности и обязательности намаза, очень много, разумному человеку достаточно сказанного, чтобы осознать, сколь велика значимость обязательной молитвы. Поэтому, прежде всего, Вам необходимо взять себя в руки и не откладывать начало совершения и возмещения молитвы. Дайте себе слово, что Вы, что бы ни случилось, не оставите намаз, попробуйте исправно совершать его хотя бы 40 дней. Если в Вашем кругу есть соблюдающие друзья, договоритесь с ними о том, чтобы вместе ходить в мечеть для совершения намаза, так Вы, больше времени проводя с друзьями, укрепите с ними отношения и не пропустите молитву.

Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.

Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?

Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.

У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?

Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.

Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?

К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.

Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?

Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно - важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны - свободно исповедовать свою религию!

Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности - фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?

Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.

Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?

Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.

Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.

Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?

В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:

Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.

Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы - джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».

У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?

Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.

В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?

Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.

После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?

Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза - намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.

Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?

Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек - появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.

Можно ли делать намаз во время азана?

Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.

Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?

Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.

Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?

Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.

Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?

В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).

Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?

После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.

  • October 9th, 2014 , 03:26 am


Для любого человека независимо от его социальной и национальной принадлежности нет ничего необычного в том, что он пользуется таким испытанным «инструментом» защиты себя и своих близких, как молитва - просьба, благодарность или восхваление, адресованное Аллаху. Молитва - это то общее, что есть у верующих людей. В Коране сказано: «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер (магриб и иша) и когда наступает утро (фаджр)! Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня (аср) и в полдень! (зухр)» (сура «ар-Рум», аяты 17-18).

Однако некоторые скептически молятся и читают Коран, не ощущая в сердце сладости от его чтения, ибо не потрясает он их сердца. В чём причина этого? А в том, что читающий не вступил на путь очищения сердца, чтобы оно действительно трепетало от поминания Аллаха и чтения Корана. Чтобы поклонение Аллаху было искренним, молиться Ему нужно так, словно видишь Его, помня, что Он видит нас всегда. При этом у молящегося не должно появиться ни одной греховной мысли.

Человек, совершив ошибки или утратив надежду на спасение, начинает надеяться только на себя. Так, например, люди неверующие, сталкиваясь с болезнью, невежественно полагают, что их исцеление зависит лишь от врачей, лекарств или суперсовременных технологических возможностей медицины. Однако человеку не стоит опираться только на свои деяния. Необходимо осознать, что и здравие, и сами болезни, и лекарства, и врачи - всё это сотворено Богом по Его Милости и Высшей Воле. Всевышний напоминает в Коране об искренности в молитве: «Когда коснётся человека беда, он взывает к Нам и лёжа на боку, и сидя, и когда стоит, но когда же отводим Мы беду от него, он продолжает свой путь, словно и не взывал к Нам вовсе о помощи в постигшей беде. Так те, которые преступают пределы Господа, обольщаются деяниями своими» (сура «Юнус», аят 12). Неужели, для того чтобы ясно осознать свою немощность перед Всевышним и с предельной открытостью обратиться с просьбами о помощи к Господу, человеку нужно обязательно попасть в беду, заболеть? Наверное, стоит задуматься, что для нас болезнь служит явным назиданием Аллаха и напоминанием о преходящей сути мирской жизни, её несовершенстве. Молитва служит самым сильным духовным лекарством, имеющим воздействие на физическое тело и окружающую нас действительность, особенно когда осуществляется коллективно.

Следует знать, что всё в этом мире от Аллаха, и необходимо контролировать свои мысли, совершая поклонение, не обманываться и не возвышаться над своими братьями по вере и не считать их ниже себя, отстающими в поклонении грешниками. Подобную гордость Аллах не принимает. И говорит нам Господь:«Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но кто вознесётся в гордыне и откажется от поклонения Мне, тот согбенным войдёт в Ад, покрытый позором» (сура «Прощающий», аят 60 ).

Чаще поминайте Аллаха, а если совершите грех, то не теряйте надежду на его милость. Скорее покайтесь, поскольку, когда думаешь об Аллахе, отдаляешься от проступка и возвращаешься к поклонению, как будто не совершал греха никогда. И долгое время будешь без греха, поскольку свой свиток деяний очищаешь покаянием. Молитва одинаково необходима как тем, кто в начале пути к Аллаху, так и тем, кто далеко на горизонте.

  • July 8th, 2014 , 08:00 pm


Намазы-таравих (совершаемые после ночного намаза в месяцерамадан) являются суннатун-муаккадом, т. е. теми, на которые было особо указано. Эти намазы совершал и Пророк (мир ему и благословение), поэтому они являются желательными и для женщин, и для мужчин. Эти намазы называют таравихами, потому что после каждого намаза (двух ракаатов) останавливаются для отдыха.

Порядок совершения намаза-таравих

Общее количество ракаатов намаза-таравих равно 20, т.е. совершают 10 намазов по два ракаата. При этом по завершению каждых четырёх ракаатов делают передышку с чтением определённых молитв. По окончании совершения этих намазов исполняют намаз-витру.

Время таравиха наступает после ночного намаза, до совершения намаза-витру, т. е. его можно совершить до утра, но ценнее совершить в первой половине ночи. Витру тоже можно совершить раньше таравиха, но ценнее совершить после, т. к. намаз-витру является последней молитвой ночи.

Таравих можно совершить и индивидуально, и в коллективе (джамаатом) в мечети — последнее ценнее. В намазе желательно прочитать Коран , однако следует это сделать так, чтобы для присутствующих это не было утомительно. Желательно также, чтобы при этом присутствовало как можно большее число людей.

Молитва (тасбих), читаемая после каждого четвёртого ракаата в намазе-таравих:

سُبْحَانَ ذِي الْمُلـْكِ وَالْمَلَكـُوت، سُبْحَانَ ذِي الْعِزّةِ وَالْعَظَمَةِ وَالْقُدْرَةِ وَالْكِبْريَاءِ وَالْجَبَرُوت، سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْمَوْجُودِ، سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْمَعْبُود، سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَنَامُ وَ لاَ يَمُوت، سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّنَا وَرَبُّ الْمَلآءِكـَةِ وَالرُّوح، لآ إلهَ إلاَّ اللهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ نَسْأَلُكَ الْجَنَّة َ وَنَعُوذ ُ بِكَ مِن َ النّـَار

Субхана зиль-мульки валь-малакут, субхана зиль-"иззати валь-"азамати валь-къудрати валь-кибрияи валь-джабарут.Субханаль маликиль мауджуди, субханаль маликиль ма"буди, субханаль маликиль хаййи ллязи ля йанаму ва ля йамут, Суббухун къуддусун раббуна ва раббуль маляикати варрух,

Ля иляhа илля ллаhу настагъфиру ллаhа насалукаль джанната ва на"узу бика минан нар.

Салават, читаемый после двух ракаатов в намазе-таравих:

اللَّهُمّ َ صَلِّ عَـلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد وَعَـلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّد بـِعَـدَدِ كُلِّ دَاءٍ وَدَوَاءٍ وَ بَارِكْ وَسَلِّمْ عَـلَيْهِ وَعَلَيْهـِمْ كَثِيرًا

Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад ва ‘аля али саййидина Мухаммад би’адади кулли даин ва даваин ва барик ва саллим ‘аляйhи ва ‘аляйhим касира.

Молитва Кунут, читаемая в намазе-витр

Намаз-витру в обычное время совершается индивидуально, но в месяце рамадан в намазах-таравих его совершают в коллективе. В этом намазе читается Кунут. «Кунут» по-арабски означает мольба (дуа). Тот, кто не знает Кунут, может читать и другое дуа.

Порядок чтения Кунута

В третьем ракаате намаза-витру, после чтения суры «Аль-Фатиха», до совершения поясного поклона (руку") поднимаются руки на уровень ушей, затем произносят «Аллаhу акбар» и держат их, как и при намазе. После этого читают следующее дуа:

اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ وَنَسْتَهْدِيكَ وَنُؤْمِنُ بـِكَ وَنَتُوبُ إِلَيْكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَنُثْنِي عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ نَشْكُرُكَ وَلا نَكْفُرُكَ وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ اللَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَلَكَ نُصَلِّي وَنَسْجُدُ وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ إِنَّ عَذَابَكَ الْجِدَّ بـِالْكُفَارِ مُلْحِق وَصَلَّ اللهُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبـِهِ وَسَلِّم

Аллаhумма инна наста"инука ва настагъфирука ва настаhдика. Ва натубу иляйка ва ну’мину бика ва натаваккалу ‘аляйка ва нусни ‘аляйкаль хайра куллаhу. Нашкурука ва ля накфурука ва нахъля’у ва натруку маййяфджурука. Аллаhумма иййака на’буду ва ляка нусалли ва насджуду ва иляйка нас’a ва нахфиду нарджу рахматака ва нахша ‘aзабака инна ‘азабакаль джидда биль куффари мульхикъ ва салля ллаhу ‘аля саййидина Мухаммадин ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллим.

Если опоздавший на начало совершения коллективного намаза-витру (совершаемого после намазов-таравих) вступит в молитву после того, как прочтут Кунут и опустится на поясной поклон, то этот ракаат ему засчитывается. Если в молитве забыли прочесть Кунут до совершения поясного поклона, то в конце намаза необходимо (ваджиб) совершить дополнительно земные поклоны (суджду-сахв). После свершения поясного поклона (руку") молитву Кунут читать не нужно, если прочитают, то поясной поклон вновь не совершают, а совершают суджду-сахв.

Мольба (дуа), возносимая после намаза-таравих:

يَا حَنَّانُ يَا مَنَّانُ يَا دَيَّانُ يَا بُرْهَانُ يَا ذَا الْفـَضـْلِ وَاْلإحْسَانِ نَرْجُو الْعَفْوَ وَالْغُفْرَانَ وَاجْعَلْنَا مِنْ عُتَقَاءِ شَهْرِ رَمَضَانَ بِحُرْمَةِ الْقُرْآنِ

Йа ханнану йа маннану йа дййану йа бурhану йа заль фадли валь ихсан,

Нарджуль ‘афва валь гъуфрана ва дж’альна мин "утакъаи шаhри рамадан бирахматиль-къуран.

  • May 15th, 2014 , 02:41 am


«Слава Аллаху, который создал для богобоязненных райских сада и сделал их, богобоязненных, приближёнными и избранными. Хвала Ему, Единому Богу, который позволил рабу Своему владеть этой жизнью до следующей и создал мир. И дал в этой жизни для той жизни, чтоб верующий имел связь с Богом. Хвалю Тебя, Аллах, за этот дар, за Твою щедрость. Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, Единого, и нет Ему сотоварища. И свидетельствую, что господин наш, любимый наш, наставник наш Мухаммад - раб Аллаха и Его посланник, избранный и любимый Аллахом. Свидетельствую, что он передал послание Бога наилучшим образом. И выполнил порученное ему Богом наилучшим способом и оставил нам ясные указания. Отходящие от этих указаний - заблуждающиеся, и путь их в ад».

Советую вам, рабы Аллаха, быть богобоязненными. Мы видим эту жизнь со всеми её трудностями, проблемами, и она короткая, ничтожная. Но многие соблазнены ею, мало кто не увлечён мирской жизнью и думает о будущей, мало кто собирает добрые дела для будущей жизни. И в выигрыше из нас те, которые и в этой жизни в благословении и в следующую возьмут с собой заслуги, добрые дела. Аллах сделал эту жизнь для той. Сделал так, чтоб раб Аллаха провёл эту жизнь в связи с Господом своим. И если эта связь крепкая, то в выигрыше будет этот верующий. Добро ему от Аллаха и путь в рай, и будет на мосту Сират он вместе с победившими.

Теперь поговорим о пяти намазах, которые верующий выполняет в течение дня. Почему только пять намазов? Как видите, это самое большее, что требуется от верующего. Чтоб вспоминал о Боге, воссоединялся с Ним в молитве и был готов к встрече с Ним ещё до своей смерти. Обязан верующий молиться по крайней мере пять молитв, не считая сунны.

О, раб Аллаха, знаешь ли ты, где ты и куда идёшь, и где остановишься? Где б ты ни был - ты в руках Аллаха. Те, которые становятся на молитву со всем сердцем, с радостью, выполняя предписания Аллаха, - они из благодарных. Раб должен благодарить Бога за то, что Бог не обязал его поклоняться идолам, унижаться перед человеком, или поклоняться другим созданиям. Благодарите, что вы обязаны поклоняться и служить только Ему. Разве Аллах не заслужил благодарности рабов своих? Он избавил вас от множественных поклонений. Можно увидеть своими глазами, как человек поклоняется человеку, поклоняется идолу, сделанному собственными руками, поклоняется дереву, корове, сатане. Кому вы служите? Кто ваш Бог? Кто ваш господин? Кто ваш повелитель? Кто создал вам слух и зрение? Кто заставил ваше сердце биться, ноги - двигаться, а ум - работать? Разве может быть создатель, кроме Аллаха? Разве есть вам удел, кроме как от Него? Так служите Ему и будьте из благодарных!

Велен вам намаз. Молитва - это дело для будущей жизни. Когда верующий становится на молитву, становится перед лицом Бога, оставляет мирскую жизнь за спиной. Когда слушаем азан, каждый из вас разве не спрашивал себя хоть один раз в жизни: « Почему в начале азана произносится четыре раза «Аллаху Акбар» (Аллах Величайший), потом произносится два раза свидетельство веры, а потом уже сам призыв к молитве? Почему так? Для того, чтоб вы помнили, что всё, чем бы вы не были заняты до молитвы - Бог важнее того! Аллаху Акбар! (Аллах Величайший!) Аллаху Акбар! Аллах важнее вашего сна во время утреннего намаза, Аллах важнее вашей еды, важнее вашего имущества, важнее ваших жён и ваших семей, важнее вас самих и ваших жизней! Аллаху Акбар!

О, раб, когда приходишь в мечеть, приходишь в дом Аллаха, оставляешь свой дом. Что с твоим сердцем? Что с твоей душой, что с твоей совестью? Призывает тебя Бог: «Приди!» Так приди же на встречу со Всевышним, Господом всех миров, Царём Царств!

О, верующие, когда приходите в дом Бога, приходите совершать намаз, приходите совершать дело для жизни будущей. Когда входите в мечеть и становитесь на молитву, то возвеличивайте Аллаха с богобоязненной душой и с отречённым от мирских проблем сердцем.

Когда поднимает молящийся руки перед началом молитвы, что это значит? Когда поймает преступника стражи порядка, что он делает? Поднимает руки - сдаётся, мол, не будет сопротивляться, сдаёт себя. А так же и верующий - приходит в дом Бога сдающимся Ему, мол, я грешник, виновный, брал с наделённого мне и не покорялся Тебе, предпочитал себя и свой сон утренней молитве. Да. Это я - Твой раб, грешный, виноватый, убегающий. Я пришёл к Тебе за спасением, за лечением, за заступничеством, за милостью от Тебя. Пусть милосердие Твоё опустится на меня и защита от соблазнов шайтана, который отвлекает от Тебя.

И стали сердца предпочитать Аллаху мирскую жизнь, ходить за похотями. Но никто не даст вам удела, кроме Аллаха! То как же можно любить что-то кроме Аллаха? Подними же руки сдающимся справедливому судье, ведь Он может забрать твою душу в любой момент! И если милиция ловит руками, то Бог ловит души ангелом смерти. Значит - сдайся, пока не настигли тебя воины Аллаха. Потом не помогут тебе просьбы о прощении. Так же, как милиция связывает по рукам и ногам преступника, не помогут ему извинения. Это день, когда не позволено говорить и нет возможности просить прощения. Посылает Бог ангелов смерти и нельзя от них убежать, скрыться. Куда б ты не шёл - смерть, от которой ты бежишь, тебя найдёт. «Скажи: смерть, от которой вы убегаете, встретит вас. А потом вы будете возвращены к знающему сокровенное и явное. И Он сообщит вам то, что вы совершали».

Ты готов к этой встрече, к твоей встрече с Аллахом? Молитва готовит тебя к той встрече в День Суда. Пять раз в день ты подтверждаешь свою покорность, подчинение Единому Богу. «О, человек, ты стремишься к своему Господу устремлением, и ты встретишь Его!»

Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб. Аллах перечислил их и сосчитал всех счётом. И все придут к Нему в день воскресения поодиночке. О, Аллах, облегчи нашу встречу с Тобой.

О, молящийся, когда стоишь перед Всевышним, поднимаешь руки перед молитвой и чувствуешь грехи свои. В Его руках власть, в Его руках решение, в Его руках удел, в Его руках твоя жизнь, весь мир в Его руках, мир покойных в Его руках, следующая жизнь в Его руках, люди рая в Его руках, люди ада в Его руках, счастье и несчастье в Его руках! Он есть Аллах! Ты Его возвеличиваешь, стоя перед Ним, сидя перед Ним, ты говоришь: Аллаху Акбар (Аллах Величайший). Спросили некоторых праведных: «Есть ли что-то, о чём ты думаешь, начиная молиться?» Ответили: «О молитве. Разве есть что-то лучше молитвы, чтоб думать о нём?» Нет, не о чем думать. Разве есть что-то прекраснее этого момента? Нет. Ни сон, ни жена, ни еда, ни деньги, ни имущество, ни вся жизнь не может быть прекраснее этого момента! О, Аллах, дай нам ощутить наслаждение этим моментом! Дай нам наслаждение от верования, о Щедрейший из щедрых, о, Милосерднейший из милосердных.

Восхвали Господа своего, приди к молитве скромно, выполни молитву правильно, с душой.

Разве всех, кто приходит во время намаза в мечеть можно описать одинаково? Есть из прихожан, которые становятся на молитву тяжело, дабы избавиться от своего долга, мол, отмолился. Такой не ощутит наслаждения связи со Всевышним. Богу не нужны ваши поклоны, напоминающие клевание вороны. Аллах разрешил тебе встречу с Ним в молитве, это Его милость тебе. Ведь у каждого из нас есть множество проблем и мы не находим того, кто будет эти проблемы слушать, а тем более и помогать решить. Сейчас в интернете даже есть услуга такая, помощь, мол, ведите виртуальный дневник, выложите всё, что накипело на душе, чтоб легче стало. А как же Аллах? Ведь Он говорит: - «Прийди! Жалуйся! Выложи свои проблемы! Попроси помощи!» И учись у Пророка (мир ему и благословение), он не жаловался на недостаток денег или имущества. Жаловался на человеческую слабость, на жестокость и немилосердность: «О, Аллах, Господь обиженных, кому Ты меня оставляешь? Ты мой Создатель, Ты мой Господь. Я - твоё создание, раб твой».

Да, если хочешь жаловаться, то жалуйся на себя, на свои похоти. Скажи: « О, Аллах, очерствело моё сердце, дай мне лечение!»

Говорил имам аш-Шафии: «Когда очерствело моё сердце и сузились пути мои - сделал моё обращение лестницей к прощению Твоему. Окружал меня мой грех, но когда я сравнил его с Твоим прощением, то обнаружил Твоё прощение большим. Если накажешь меня, то я надежду не потеряю на Твою милость, даже, если войду в ад. Потому, что знаю, что если Ты и накажешь меня, то всё равно выведешь меня из ада. Потому, что Ты Прощающий, Милосердный».

О, рабы, укрепляйте свою связь с Аллахом, пока вас не похитила смерть. Ведь, первое, что будет спрошено с человека - это совершённые им намазы. Если он правильно омывался, охранял молитву свою, и была принята Богом молитва того, то всё остальное, о чём будет спрошен умерший - примется.

«Сказал Аллах: «Те, у кого принята молитва - это наилучшее, что они сделали»».

Спросили у Пророка (мир ему и благословение) какие дела наилучшие? Ответил: «Правильно омываться, молиться вовремя, охранять свою молитву от отвлечения, стоять перед Богом со всей душой и сердцем, чувствовать в молитве связь со Всевышним. Такая молитва защитит человека в День суда. И наоборот, если молился не вовремя, отвлечённо, ум занят мирскими проблемами, молился, чтоб только сказали, что он является выполняющим намазы - засчитает Бог от его молитвы только часть, который был в хузуре

Говорят алимы, что, как присутствовало сердце во время намаза, так продолжается это чувство и после намаза. То есть, выходит из мечети человек, совершивший молитву со всей душой, идёт домой или на работу и продолжает чувствовать радость от молитвы и свою зависимость от Всевышнего, в отличие от некоторых, что сразу после окончания молитвы проявляют немилосердие, злой нрав. Это значит, что они не молились, а просто «отбыли» намаз. Аллах хочет молитву твоего сердца. Сама молитва во время намаза предназначена для того, чтоб сердце смягчилось и смирилось перед Господом Миров.

Сказал сподвижник Абу Дарда:«Обратитесь к Аллаху за избавлением от лицемерного поклонения, т.е. поклонения телом с отвлечённой душой ».

О, раб Аллаха, пользуйся данной возможностью, выполняй молитву с душой, старайся понимать аяты, которые читаешь или слушаешь. Потому, что, может, только один какой-то аят станет причиной твоего становления на путь истинный. И проси прощения - просящие прощения в выигрыше. Потому, что Он Милостивый, Прощающий.

Слава Аллаху! Мы восхваляем Его и просим указать нам путь истинный. И свидетельствуем, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад - его раб и пророк. Он - пророк, которого Бог послал как милость миру. Свидетельствуем, что он выполнил свою миссию наилучшим образом. Оставил нам ясные указания. «Благослови и приветствуй, Аллах, господина нашего, твоего пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников его, его жён и всех, кто шёл по его стопам и приветствуй приветствием!»

О, рабы, советую вам бояться мощи Аллаха. О, рабы, советую вам задумываться над значением слов «Аллаху Акбар» при поднятии рук в начале молитвы. Если задумаетесь, то откроется вам дверь к познанию!

Спросили одного саляфа времён Пророка (мир ему и благословение): «Как ты опишешь своё состояние, когда идёшь на молитву? » Отвечал он: «Когда подходит время намаза - омываюсь хорошо, правильно, потому что это омовение есть ключ к встрече с Богом в молитве. И всегда помню, что это омовение может быть последним в моей жизни. Затем направляюсь в то место, где буду молиться, т.е. в мечеть. Придя в мечеть, помолюсь два ракаата (сунна приветствия дома Бога). Затем сяду, соберу свои чувства, подготовлю сердце и душу ко встрече с Богом в молитве ».

Например, если человек прибежал на намаз сразу с базара и начал в спешке молиться, то голова его будет занята тем, что он видел на базаре, ему трудно будет сосредоточиться на молитве. Поэтому нужно приходить в мечеть во время азана или даже раньше, чтоб до начала молитвы успеть совершить сунну-намаз приветствия, отвлечься от мира и немного собраться с чувствами.

О, человек, вырвись из этой жизни, подготовь свою душу ко встрече с Господом, как когда ждёшь назначенную встречу с важным чиновником - волнуешься, думаешь, ждёшь свою очередь, так и когда призывает муэдзин к молитве - это твоя очередь стояния перед лицом Аллаха. Это, как и в День суда - стоишь в очереди и ждёшь, когда позовут тебя для отчёта. «И поставьте их - они будут спрошены». Помни это, пусть это чувство сопровождает и эту твою молитву и все последующие.

Когда становлюсь на молитву, то представляю Каабу перед глазами, Сират - под ногами, рай - справа, ад - слева, а ангел смерти - за спиной. Это - моё чувство, когда начинаю молиться. Когда я говорю «Аллаху Акбар», то говорю это с чувством, что это так и есть. Аллаху Акбар! Не думаю ни о чём, кроме Аллаха. Каждый раз, когда голова моя отвлекается, повторяю «Аллаху Акбар». Поэтому мы во всех движениях, наклонах в молитве произносим «Аллаху Акбар». Всегда помню, что это может быть последний намаз в моей жизни, как будто подготавливаю себя к смерти. Сказал Пророк (мир ему и благословение): «Молитесь прощальной молитвой, как если она последняя в вашей жизни ». Это хороший совет. Всегда придерживайтесь его. Как ты будешь молиться, если знаешь, что это твоя последняя молитва?

Прошу у Бога укрепить наши молитвы, облегчить наш конец, простить наши грехи, поддержать в борьбе с неверными. «Поистине, Аллах и его ангелы благословляют Пророка! О, вы, которые уверовали! Совершайте молитву над ним и приветствуйте приветствием ».

Дуа: «О, Аллах, благослови нашего господина Мухаммада и сподвижников его, и нас с ними и приветствуй приветствием. О, Аллах, возвысь ислам и мусульман, и унизь неверье и неверных. О, Аллах, разрушь врагов Твоих и Твоей веры. О, Аллах, помилуй мусульман и дай им победу. О, Аллах, напои их жаждущего и накорми их голодного. О, Аллах, вылечи их больного. О, Аллах, избавь мусульман от кары твоей. О, Аллах, дай мусульманам победу над врагами и не пошли на них, из-за грехов их, тех, которые Тебя не боятся и мусульман не помилуют. Но, если наши грехи станут причиной этого всего, то вот мы - в Твоих руках, признаём грехи наши. К Тебе наше возвращение. О, Аллах, Всевидящий и Всеслышащий, Знаюший о нашем бессилии, слабости наших душ, нашей беспомощности и безжалостности неверующих к нам. На кого Ты нас оставляешь, о Аллах? Не оставляй нас шайтану, и нашим похотям, и несправедливым к нам, и неверующим, и самим себе, ни на миг! О, Аллах, мы рабы Твои, мы сдаёмся Тебе. Не поклоняемся никому, кроме Тебя, не служим никому, кроме Тебя, не просим никого, кроме Тебя. Не боимся никого, кроме Аллаха, знаем, что удел наш только от Него. О, Аллах, укрепи нашу веру, соедини наши сердца с Тобой. Чтоб наши сердца были наполнены только Тобой и подготовлены к встрече с Тобой, и боялись дня отчёта перед Тобой. Ведь мы верим в этот день, которого нельзя избежать. «Скажет человек в тот день: «Куда бежать?» Так нет! Нет убежища! К Господу твоему в тот день прибежище!» Мы веруем в этот день и в эту встречу, но боимся встать перед Тобой, потому, что грехи наши велики. Просим у Тебя прощения для наших грехов. О, Аллах, мы просим Твоей милости в этот час, в этой молитве. Мы в Твоих руках. Есть среди нас и праведные и очень грешные, и покорные и непокорные, и далёкие от Тебя и близкие - все собраны во время намаза здесь. Что ж Ты с нами сделаешь? О, Аллах, мы гости в доме Твоём. Прости грехи наши. Мы знаем, что никто не прощает грехов, кроме Тебя. О, Всепрощающий, просим Тебя простить грехи наши. О, Щедрейший из щедрейших, о, Милосерднейший из милосердных, прости нас, если выполнили молитву неполноценно. О, Аллах, пусть будет этот намаз самым лучшим до дня встречи с Тобой, и Ты нас благословляешь в нём. О, Аллах, мы полагаемся на Тебя, помилуй всех мусульман. И дай удачу и истинный путь правителям мусульман. И благослови строящего мечеть, и его имущество, и семью. И помилуй всех умерших мусульман. Прости нас и поддержи нас, и дай нам победу над неверными!»

«Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяния и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления, Он увещевает вас, может быть, вы опомнитесь! »

Вспомните великого Аллаха, и Он вас вспомнит. Отблагодарите Его, и Он вас отблагодарит. Ведь Он знает всё, что вы совершаете!

Стенограмма пятничной проповеди известного проповедника, потомка пророка Мухаммада (мир ему и бл​агословение Аллаха) Хабиба Хусейна Ас-Сакафа

Перевод с арабского: Уасим ибн Адам

  • April 24th, 2014 , 04:21 pm


В этой статье хочу написать об основных моментах и обязательствах молитвы, чтобы каждый новообращённый или мусульманин, который твердо решил начать совершать молитву, могли получить начальный минимум, чтобы молитва была полноценно совершенной.

Статья не носит энциклопедический характер, а всего лишь раскрывает основные составляющие части молитвы, например, условия намаза, омовение (то есть обязательные составные её) и то, что нарушает его, основные составные части самой молитвы и то, что нарушает её.

Важность молитвы мы знаем, и то, что она является вторым столпом после принятия Ислама о многом говорит. Как только человек принял Ислам, сразу нужно учиться совершению молитвы, поэтому это очень нужная статья, для таких людей особенно.

С помощью Аллаха, я постараюсь написать легкую и основательную статью одновременно, то есть буду приводить цитаты из Корана и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в необходимых местах. Итак,

Условия намаза

1) Быть в омовении, малом (частичное) и большом (ритуальное купание)

لاَ تُقْبَل صَلاَةٌ بِغَيْرِ طُهُورٍ

Смысл: «Не принимается молитва без очищения (малое и большое омовение) » (Имам Муслим).

2) Чистота тела, места совершения молитвы и одежды от наджасы (нечистоты). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

أما أحدهما؛ فكان لا يستبرئ من البول

Смысл: «Что касается одного из них (наказывают в могиле), то он не очищался от мочи (моча это нечистота) » (Имамы аль-Бухари, Муслим). Также Аллах сказал:

وَثِيَابَكَ فَطَهِّرْ

Смысл: «Одежду свою очищай (от нечистот) » (сура аль-Муддасир, аят 4).

3) Знать наступление времени данной молитвы, если человек совершил молитву, не зная время молитвы, наугад, то молитва не засчитывается.

4) Закрыть аврат (срамные части тела). У мужчин авратом является тело между пупком и коленями, а у женщин - все тело кроме кистей рук и овала лица. Аллах в Коране сказал:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ

Смысл: «О сыны Адама! Закрывайте срамные части тела при каждой молитве » (Этот смысл в «Тафсир аль-Джаляляйн»), обращение ко всем мусульманам.

5) Направление в сторону Киблы. Кибла для мусульман это священная Кааба, которая находится в священной Мекке. Аллах в Коране сказал:

فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّواْ وُجُوِهَكُمْ شَطْرَهُ

Смысл: «Откуда ты бы не вышел, обращай свое лица в сторону мечети аль-Харам. Где бы вы не оказались, обращайте свои лица в её сторону » (аль-Бакара, аят 150). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إذا قمت إلى الصلاة فأسبغ الوضوء ثم استقبل القبلة فكبر

Смысл: «Когда ты встал на молитву, то соверши омовение, потом повернись в сторону Киблы и произнеси такбир (вступительный Аллаху Акбар) » (Имам Муслим и аль-Бухари).

Арканы (обязательные составные части) омовение

Арканами омовения являются шесть вещей:

1) Намерение . Её совершают сердцем, например, «Я намереваюсь совершить обязательное омовение», одновременно начиная мытье лица.

2) Мытье лица . Само мытье лица также является арканом, то есть совершив намерение, если одновременно не помыть лицо, то омовение не будет действительным.

3) Мыть рук, включая локти . То есть омывать руки (кисти, локтевые суставы), включая локти и чуть выше них.

4) Масху . Это протирание волос головы (если нет волос, то голову) влажными руками.

5) Мытье обоих ног . Омыть ног, включая щиколотки, то есть охватить границы чуть выше щиколоток.

6) Порядок . Нужно соблюдать порядок вышеперечисленных арканов омовения, то есть сначала моют лицо, потом руки, ноги.

Примечание: Молитвы, читаемые во время мытья органов являются желательными, однако нельзя откладывать совершение омовения и молитву из-за их незнания.

Далее, как вы уже совершили омовение и другие условия молитвы, мы переходим к непосредственным арканам самой молитвы, то есть к минимуму того, что нужно соблюдать в молитве, для совершения полноценного намаза.

Арканы намаза:

1) Намерение . Посланник Аллаха сказал:

إنما الأعمال بالنيات

Смысл: «Поистине, все деяния учитываются по намерениям » (Имам аль-Бухари).

Намерение совершается стоя (тому, кто в состоянии), во время произнесения вступительного такбира (Аллаху Акбар), сердцем. В намерении нужно упомянуть, минимум: 1) какая молитва совершается (утренняя или обеденная и т.д.). 2) Обязательная молитва (фарз) или желательная (сунна). Например: «Я намереваюсь совершить обеденную обязательную молитву, ради Аллаха».

2) Вступительный такбир (Аллаху Акбар) с намерением одновременно (в сердце). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

Смысл: « » (АбуДавуд, ат-Тирмизи).

3) Стояние выпрямившись для вступительного такбира . Однажды Имран ибн Хасин (да будет доволен им Аллаха) рассказал, что у него было болезненное обострение геморроя, и он спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о совершении молитвы в таком состоянии, на что тот ответил:

صل قائما فإن لم تستطع فقاعدا فإن لم تستطع فعلى جنب

Смысл: «Совершай молитву стоя, если не можешь, то сидя, а если и так не можешь, то лёжа на боку » (Имам аль-Бухари).

Если человек из-за болезни или других объективных причин не может стоять, то совершает молитву сидя, если и так не может, то лежа (на правом боку желательно).

4) Чтение суры аль-Фатиха (альхам) . Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب

Смысл: «Нет молитвы тому, кто не прочитал «Открывающую Книги»(сура аль-Фатиха (альхам)) » (Имамы аль-Бухаи и Муслим).

Читать суру аль-Фатиха нужно, соблюдая все правила чтения Корана, то есть произнося каждую букву четко и ясно, как требует правило чтения. Правильному чтению необходимо научиться у знающего человека. Сегодня, хвала Аллаху, очень много примечетских медресе (школ) по изучению правильного чтения Корана.

5) Поясной поклон и остановка, пауза в таком положении . Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ثُمَّ ارْكَعْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ رَاكِعًا

6) Выпрямление после поясного поклона и пауза, задержка в таком положении. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ثُمَّ ارْفَعْ حَتَّى تَعْدِلَ قَائِمًا

7) Уход на двукратный земной поклон и пауза. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا، ثم ارفع حتى تعتدل جالسا، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا

8) Сидение между двумя земными поклонами и пауза в такой позе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «…а потому встань с него сидя…» (имамы аль-Бухари и Муслим)

9) Чтение последнего ташаххуда (ат-Тахияту). Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) рассказал, что они совершали молитву за Пророком (мир ему и благословение) и когда завершили её, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обернувшись сказал:

إِنَّ اللهَ هُوَ السَّلاَمُ ، فَإِذَا صَلى أَحَدُكُمْ فَليَقُلِ التَّحِيَّاتُ

Смысл: «Аллах - Миротворящий и говорите (в молитве) «ат-Тахияту…» » (аль-Бухари и Муслим). Форма ат-Тахията, пришедшая от Ибн Аббаса:

التَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّيِّبَاتُ لِلَّهِ السَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ السَّلاَمُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

«ат-Тахияту-ль-Мубаракату-с-Салявату-т-Т айибату ли-Ллягь…»

Эту форму передал Имам Муслим, её предпочел в молитве Имам аш-Шафии, и поэту Шафииты читают именно её.

10) Чтение салавата (благословение) на Пророка (мир ему и благословение) в последнем Аттахияте. Однажды, Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и балагословение):

يَا رَسُولَ اللَّهِ كَيْفَ نُصَلِّى عَلَيْكَ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم : قُولُوا اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ

Смысл: «О, Посланник Аллаха! В какой форме мы должны благословлять тебя в молитве?», на что Пророк мир ему и благословение) ответил: «Говорите: «Аллахумма салли аля Мухаммад…»» (Имамы аль-Хаким и Ибн Хабба в своей книге «ас-Сахих»)

11) Сидение для чтения последнего аттахията и салавата в нем.

12) Произнести Салям в конце молитвы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

مفتاح الصلاة هو الطهور وتحريمها التكبير وتحليلها التسليم

Смысл: «Ключ молитвы -это омовение, вступление в молитву - это такбир (Аллаху Акбар), а завершение - это приветствие (ас-Саляму аляйкум) » (АбуДавуд, ат-Тирмизи).

13) Соблюдение порядка выше перечисленных обязательных составных частей молитвы, как мы перечислили. Если совершить арканы молитвы умышленно нарушив перечисленный порядок, то молитва нарушается.

Действия, нарушающие молитву:

1) Разговор во время молитвы . В хадисе от Зайда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он рассказал:

كُنَّا نَتَكَلَّمُ فِي الصَّلَاةِ , يُكَلِّمُ الرَّجُلُ صَاحِبَهُ وَهُوَ إلَى جَنْبِهِ فِي الصَّلَاةِ حَتَّى نَزَلَتْ { وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ } فَأُمِرْنَا بِالسُّكُوتِ وَنُهِينَا عَنْ الْكَلَامِ

Смысл: «Мы разговаривали в молитве (в начале его обязательства), человек говорил со своим товарищем, пока не пришёл аят «Выстаивайте (молитву) ради Аллаха, будучи покорными», нам повелели (Аллах) молчать (т.е. не разговаривать с кем-либо, кроме как обращаться к Аллаху) » (Имамы аль-Бухари и Муслим).

Под словом разговор имеется ввиду проронить одну букву не из молитвы, которая имеет смысл или две буквы, не имеющие смысл.

2) Многократные действия в молитве , не характерные ей. Намаз нарушается при условии, чтобы эти действия совершались подряд. Три или более действий совершенных одно за одним, нарушают молитву.

3) Касание края одежды или тела нечистот (наджас ). То есть, если на одежду или тело попала нечистота (наджас) и молящийся сразу не удалил его, то намаз нарушается, потому как одним из условий молитвы является чистота тела, места и одежды от наджасы.

4) Открытие срамных мест во время молитвы . Если во время молитвы обнажилось срамное место, которое нужно было укрывать, и если молящийся сразу не прикрылся, то намаз нарушается.

5) Еда и питьё в молитве . Какое бы количество пищи и питья не проглотил молящийся, даже самое малое, его молитва нарушается.

6) Нарушение омовения . Нарушение омовения во время молитвы нарушает намаз, случайно нарушилось омовение или умышленно.

7) Харкание, смех, чихание , плач и стон нарушают молитву, если выразилась одна буква, дающая смысл или две и более не имеющие смысл.

8) Сомнение или изменение намерения . То есть, если человек засомневался в намерении совершаемой молитвы (например, если сомневается в намерении на обеденную или предвечернюю молитву) или засомневался прекратить молитву или продолжить её.

9) Отворачивание от Киблы . Отворачивание или отклонение во время молитвы от Киблы (в сторону которого совершается молитва - это Кааба), потому как поворачивание в сторону Киблы является условием молитвы.

В этой статье мы коснулись того минимума порядка совершения молитвы, руководствуясь которым человек сможет совершить обязательные и первоначальные элементы своего намаза, как только решил начать совершать молитву.

Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?

Согласно одному из хадисов, намаз – это первое, за что будет спрошено в Судный день и, если с ним всё будет хорошо, если человек исправно и своевременно совершал его, то допрос по всем остальным статьям будет лёгким и он, коли угодно Аллаху, попадёт в Рай. В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что намаз - есть отличие верующего от неверующего. В общем, хадисов, повествующих о важности и обязательности намаза, очень много, разумному человеку достаточно сказанного, чтобы осознать, сколь велика значимость обязательной молитвы. Поэтому, прежде всего, Вам необходимо взять себя в руки и не откладывать начало совершения и возмещения молитвы. Дайте себе слово, что Вы, что бы ни случилось, не оставите намаз, попробуйте исправно совершать его хотя бы 40 дней. Если в Вашем кругу есть соблюдающие друзья, договоритесь с ними о том, чтобы вместе ходить в мечеть для совершения намаза, так Вы, больше времени проводя с друзьями, укрепите с ними отношения и не пропустите молитву.

Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.

Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?

Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.

У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?

Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.

Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?

К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.

Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?

Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!

Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?

Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.

Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?

Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.

Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.

Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?

В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:

Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.

Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы – джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».

У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?

Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.

В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?

Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.

После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?

Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.

Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?

Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.

Можно ли делать намаз во время азана?

Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.

Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?

Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.

Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?

Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.

Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?

В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).

Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?

После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.

Вопрос: Если мне предстоит поездка в поезде продолжительностью более суток, то могу ли я заранее совершить все пять намазов?

Ответ: Для каждого намаза предусмотрен отрезок времени, в течение которого он должен быть совершен. Следовательно, совершение того или иного намаза в другое время не дозволяется.

От Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

سألت النبي -صلى الله عليه وسلم- أي العمل أحب إلى الله تعالى؟ قال: الصلاة على وقتها

«Я спросил у Посланника Аллаха (ﷺ): «Какое из деяний Всевышний Аллах любит больше всего?» Он ответил: «Намаз, совершаемый в установленное для него время ». (Муслим)

Сунной же является совершение всех намазов в начале отведенного для его совершения отрезка времени, как говорится в хадисе, который передаётся от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах):

الصلاة في أول الوقت رضوان الله، وفي آخره عفو الله

«Награда за намаз, совершенный в начале отведенного для его совершения отрезка времени – довольство Всевышнего Аллаха, а награда за намаз, совершённый в конце этого отрезка времени – прощение от Всевышнего Аллаха ». (Тирмизи)

Категорически запрещается совершение того или иного намаза заранее, до наступления, установленного для его совершения отрезка времени. Исключением из этого может быть только случай, когда человек уже находится в пути, в котором дозволяется сокращать и переносить намазы. Но и в таком случае разрешается совершить заранее только два намаза: послеобеденный, перенеся его к обеденному, и ночной, перенеся его к вечернему, соответственно. Совершение других намазов заранее однозначно не дозволяется.

«Первым из пяти условий действительности намаза является достоверное или предположительное знание о наступлении отведенного для совершения этого намаза отрезка времени. Намаз человека, который совершил его без соблюдения этого условия, не считается действительным, даже если намаз был совершен после наступления отрезка времени, отведенного для него (но он не знал, что время уже наступило) ». (Мугни аль-мухтадж)

Исходя из этого, получатся, что человек, совершивший один или несколько намазов до наступления отведенного для его совершения времени, должен переделать этот намаз после наступление времени. Однако если он не переделал его в своё время, предполагая, что он совершил этот намаз в соответствии со всеми условиями, по забывчивости или по другой причине, он обязан возместить этот намаз при первой возможности.

Поэтому ни при каких случаях не дозволяется совершить заранее все пять намазов. А если кто-то совершил так намазы, он обязан переделать каждый из пяти намазов в отведенный именно для его совершения отрезок времени. Если по какой-либо причине он не переделал намаз, который был совершен заранее, такой намаз следует возместить при первой возможности.

Мусульманин обязан молиться пять раз в день, и очень немногие события снимают с него эту обязанность. Работа и учеба к таким событиям не относятся. Однако, учась и работая, мусульмане зачастую сталкиваются с несколькими трудностями. Они говорят: «У нас нет на это времени, да и молиться негде. А если станешь объяснять — засмеют». Так ли это на самом деле?

Омовение и обязательный намаз, прочитанный быстро, займут у здорового человека от силы пятнадцать минут. Если омовение уже есть, полуденный намаз (зухр) занимает, к примеру, минут пять. Да, это быстро и без желательных намазов, но лучше прочитать быстро один обязательный намаз, чем не помолиться вообще. Практически с любой пары в университете можно отлучиться на несколько минут. Практически на любой работе можно найти время для молитвы. Для сравнения: пятнадцать минут (максимум) значительно меньше суммы дневных перекуров у того, кто курит. В случае, если ваша работа действительно (только будьте честны с собой!) не допускает отлучения даже на пять минут (например, если вы врач скорой помощи на вызове), вам следует связаться с исламским ученым и описать свою ситуацию. Каждый такой случай решается индивидуально.

С местом чуть сложнее, но ненамного. В университетах почти всегда есть свободные аудитории или укромные закутки в коридорах. При согласии коллег вы можете молиться прямо на месте работы, например, в уголке общего офиса. В больших зданиях, если поговорить с начальством, вам могут даже выделить комнату. Если вам запрещают молиться на работе, попробуйте выйти и помолиться на улице.

Ситуация, когда вы встречаете сопротивление коллег, однокурсников или преподавателей, к сожалению, не самая редкая. Если вы оказались в таком положении, сохраняйте стойкость. Скорее всего, увидев вашу непреклонность, люди оставят вас в покое и позволят молиться.

Если перед вами стоит выбор: намаз или работа, — выбирайте намаз. Подумайте, так ли вам нужна работа, которая грозит обернуться муками Ада. Не сдавайтесь. Обычно Аллах помогает тем, кто изо всех сил старается исполнять Его повеления.

Существует распространенное заблуждение, что на работе и учебе можно объединять намазы (например, полуденный (зухр) с послеполуденным (аср)) или вовсе переносить их на вечер. Это запрещено, и отложенный таким образом намаз считается пропущенным.

Если вы все-таки пропустили намаз, его обязательно нужно восполнить с намерением на возмещение. Совершение желательного намаза не идет в счет восполнения пропущенных молитв. Если вы раскаялись в пропуске намаза и восполнили его, есть надежда, что Аллах простил вас. Но вы не можете быть уверены в этом, поэтому нельзя на регулярной основе пропускать намазы, чтобы потом их возместить. К тому же, раскаяние не считается раскаянием, если человек не имеет намерения прекратить грешить.