Высший церковный орган при петре i. Петр первый и церковь

Впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент , составленный к году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества , Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство».

Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.

Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев (см. Синодальная область).

К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев) , а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский) . Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.

С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года . Временное правительство , как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора . В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв , получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх . 17 ноября года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января

Говоря кратко о ходе церковной реформы Петра I, важно отметить ее продуманность. По окончанию реформы, Россия, в результате, получила только одного человека, обладающего абсолютной полноправной властью.

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петр лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название - Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Итоги реформы

  • Ликвидирована должность Патриарха;
  • Увеличены налоги;
  • Ведутся рекрутские наборы из церковных крестьян;
  • Снижено число монахов и монастырей;
  • Церковь зависима от императора.

Что мы узнали?

Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел безграничную свободу действий, установив в России абсолютизм.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 261.

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору.

В 1696 г. правительство обязало белое духовенство не производить никаких неокладных расходов из своей казны без именного указа государя. Начиная с 1697 г. ряд указов запрещал возводить новые церковные постройки, строить монастыри, выдавать жалование архиреям, у которых имелись вотчины, были отменены финансовые привилегии церкви. В 1700 г. был упразднен Патриарший приказ, дела мирян передавались в другие приказы, а борьбу с ересями и расколом вменили в обязанность «местоблюстителю». Временно вместо умершего в декабре 1700 г. патриарха Адриана учреждалась новая должность «екзарха святейшего патриаршего престола, блюстителя и администратора», на которую был назначен митрополит Муромский и Рязанский Стефан Яворский, власть которого была сильно ограничена. Важнейшие вопросы церковного управления он должен был решать совместно с другими иерархами, вызывавшимися для этого в Москву «на священный собор». Указом от 24 января 1701 г. Патриарший приказ был восстановлен, во главе него Петр поставил светское лицо бывшего астраханского воеводу А.И. Мусина-Пушкина. Приказу передавалось управление недвижимым имуществом патриаршего и архиерейского домов и монастырей. В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Патриарший приказ вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений.

Церковные служащие были обложены подушной податью. Согласно «Духовному регламенту» 1721 г. учреждалась Духовная коллегия (вскоре была переименована в Синод). Согласно указу от 11 мая 1722 г., был назначен специальный светский чиновник, наблюдавший за делами и дисциплиной в Синоде. Синод стал государственным учреждением, подчиненным верховной власти царя, который становится главой церкви. Священники должны были приносить присягу на верное служение государству и тем самым превратились в государственных служащих, облаченных в особую униформу. Кроме того священникам под угрозой истязаний было вменено в обязанность нарушать тайну исповеди и доносить на свою паству.

У царя сложилось устойчиво негативное отношение к монашествующим. В указе от 30 декабря 1701 г. он ставил в пример древних монахов, которые "сами себе трудолюбными своими руками пищу промышляли и, общежительно живяше, и многих нищих от своих рук питали". Нынешние же монахи, рассуждал царь, "сами чуждые труды поедоша, и начальные монахи во многие роскоши впадоша". Спустя 23 года царь высказывал те же мысли: большая часть монахов "тунеядцы суть", ибо ведут праздную жизнь ("корень всему злу праздность"), заботятся только о себе, в то время как до пострижения они были "троеданниками: то есть дому своему, государству и помещику". Петр Великий в 1724 году издает указ, согласно которому, в монастыре количество монахов напрямую зависит от количества людей, за которыми они должны ухаживать, то есть число постригов резко сокращалось. По мысли Петра монастыри должны были превратиться в богадельни для увечных и престарелых солдат или в работные дома; монахинь планировалось обучать грамоте, прядению, шитью, плетению кружев, с тем, чтобы была «польза для общества».

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В военное время надлежало изъять ценности из монастырских хранилищ. Но Пётр все же не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.

Еще одна особенность церковной политики Петра I состояла в провозглашении манифестом 1702 г. веротерпимости, предоставлении иностранцам права беспрепятственно исповедовать свою религию и сооружать для этого храмы. Эта мера была обусловлена привлечением иностранных специалистов на русскую службу. Поэтому эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр также прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере. Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).

Все эти преобразования вызвали глухое, а порою и явное, недовольство духовенства, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены по своему невежеству. Тем не менее, Петру все же удалось обрести среди духовенства подлинного сторонника преобразований и надежного соратника в их осуществлении - Феофана Прокоповича.

Как государственный деятель, Пётр не допускал самостоятельности церкви в государстве, а как реформатор, отдавший жизнь делу обновления отечества, он не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего ближе. На духовенство Пётр смотрел так, что оно «не есть иное государство» и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам. Но человеком неверующим он не был, - Петра с детских лет обучали церковному благочестию, он усвоил порядок церковной службы, участвовал во всех церковных церемониях и оставался до конца дней своих глубоко верующим человеком, полагая, что все доброе, выражавшееся, например, в победах на театре войны, и злое, происходившее от грехопадений, как, например, трагедия на Пруте, не что иное как Божье благоволение.

Чрезвычайно болезненным для некоторых из высшего духовенства было дело Цесаревича Алексия, с которым многие духовные лица связывали надежды на восстановление былых обычаев. Бежав в 1716 за границу, Царевич поддерживал сношения с митрополитом Крутицким Игнатием (Смолой), митрополитом Киевским Иоасафом (Краковским), епископом Ростовским Досифеем и др. Во время учинённого Петром розыска главною причиною измены Пётр сам назвал «беседы с попами и чернецами». По результатам следствия на духовных лиц, уличённых в связях с Царевичем, обрушились кары: епископ Досифей был лишён сана и казнён, равно как и духовник Царевича протопоп Иаков Игнатьев и близкий к первой супруге Петра, Царице Евдокии, ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный; митрополит Иоасаф был лишён кафедры, а вызванный на допрос митрополит Иоасаф скончался по пути из Киева.

Таланты Прокоповича Петр использовал, чтобы, во-первых, оправдать свое решение о лишении сына Алексея права наследовать престол и, во-вторых, в обосновании преимуществ коллегиальной системы над единоличным управлением. Но главный вклад Прокоповича в преобразовательные начинания Петра состоял в обосновании беспочвенности теократических притязаний духовенства и несостоятельности идеи Никона преимущества духовной власти над светской.

Видный деятель эпохи Петра Первого Феофан Прокопович утверждал, что священство всего-навсего "иный чин есть в народе, а не иное государство", что у духовной и светской власти государь и патриарх представлен одним лицом - императором. С идеей примата светской власти над духовной и ненадобности патриаршества тесно перекликается система доказательств преимущества коллегиального управления над единоличным. Те отношения, которые сложились между церковью и царской властью, результатом которых стала Церковная реформа Петра 1, требовали нового оформления с юридической точки зрения. Прокопович составил в 1721 году Духовный регламент, которым было предусмотрено уничтожение патриаршего института и создание нового органа под названием «Духовная коллегия», которое вскоре было переименовано в «Святейший правительственный Синод». Этот документ обозначил сущность церковной реформы: главой церкви объявлялся монарх, а управление церковными делами поручалось таким же чиновникам, находившимся на государственной службе и получавшим жалованье, как и чиновники, заседавшие в Сенате и коллегиях.

Отличие от патриаршего института состояло в том, что в Синоде заседали облаченные в рясы чиновники. Контроль государственной власти за деятельностью Синода осуществлял обер-прокурор, светское лицо, объявленное инструкцией таким же "оком государевым", как и генерал-прокурор Сената. Полная зависимость Синода от государства выражалась не только в получаемом жалованье, но и в принимаемой его членами присяге. Члены Синода присягали на верность царствующей фамилии, обязывались блюсти государственный интерес, а самого монарха почитать высшим судьей в духовных делах. На священнослужителей возлагались и полицейские функции - разрешалось пренебрегать тайной исповеди и доносить властям в тех случаях, когда исповедовавшийся замышлял что-либо против существовавших порядков.

Именно создание Синода и стало стартом абсолютистского периода в истории России. В данный период вся власть, и церковная в том числе, находилась в руках государя - Петра Великого. Таким образом, церковь теряет свою независимость от царской власти, а также право на распоряжение церковной собственностью. Церковная реформа Петра Первого превратила священнослужителей в государственных чиновников. Ведь в этот период даже за Синодом надзирало светское лицо, так называемый обер-прокурор.

Петр I, как известно, возглавил церковную реформу. Он в действительности знал, что собой представляют церковники его времени, которые погрязли в пьянстве, разврате, и отличались в основном лишь пылким мракобесием.

Именно при Петре была буквально перенесена из Европы наука, культура и искусство. До него об этом и речи не шло, а сам уровень церковнослужителей был настолько низок, что даже на официальных церковных соборах (например, стоглав) высшие церковные иерархи призывали: не пьянствовать, не насиловать детей, животных, не заниматься ростовщичеством и проч.

Т.е. совершенно очевидные правила были вовсе не очевидны для попов. Это было связано в первую очередь с тем, что у них было свое «право», которое фактически освобождало их от ответственности за преступления. Конечно, в данном случае речь идет о преступлениях против, скажем, крестьян или даже некоторых помещиков, но ни в коем случае не против государя. Т.к. последний мог, несмотря ни на что, лично расправиться с церковниками, что бывало в истории (например, Грозный неоднократно вступал в конфликты с церковниками по разным вопросам, иногда это доходило до убийств).

Естественно, что перемены церковников в большей мере пугали, и поэтому они старались всячески лоббировать идею о том, что церковь может судить «только бог», а вовсе не власть имущие. Вновь подобное заработало после смутного времени, когда церковники получили власть, и когда власть в культурном смысле «законсервировалась» даже в большей мере, чем в период того же Бориса Годунова.

Ведь после смутного времени власть получила династия Романовых, а точнее сын патриарха Филарета. Но фактически государством правил именно Филарет. У него даже титул был - Великий Государь Святейший Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси. Мракобесие зашло в тупик, поскольку перебили уже всех возможных «еретиков». В итоге стали убивать друг друга. Т.е. образовался раскол, который разделил православных на две основные группы – старообрядцы и новообрядцы. Принципиальной разницы на самом деле никакой не было, но власть прямо поддерживала это разделение, а церковники из-за конфликта получили еще больше власти.

Деградация Руси в культурном плане вскоре отразилась и на экономике. Поскольку Русь традиционно всегда была торговой державой, то за успехами цивилизации нужно было поспевать, пускай и медленно. Именно поэтому в высших сословиях образовались люди, которые были заинтересованы в том, чтобы произвести крупную модернизацию в стране, причем не только экономическую, но и культурную. Т.е. в буквальном смысле нужно было уничтожить нынешнее положение, т.е., очевидно, что подобный переход должен был достаточно сильно затронуть и церковников, и даже высшую знать.

До Петра подобные попытки предпринимались, но они были слишком мягкие, и в итоге их последствия просто были уничтожены. Например, могли сделать царский театр, а затем его уже не было (после смерти царя), могли построить типографию, а затем ее разрушить и т.д.

Но стремительное развитие Голландии фактически не оставляло шансов прошлой модели развития, и это отразилось не только на Руси, но и вообще на всех развитых странах, где приходилось «догонять» высокие технологии, а в этой международной конкуренции и заключалось во многом развитие.

Тем более что церковь, несмотря на все свои владения, лишь добивалась больше владений и средств. Она вовсе не занималась ничем полезным для государства. Ведь не она гарантировала лояльность населения, а именно государство гарантировало лояльность населения по отношению к церкви. По соборному уложению 1649 г., к примеру, любого богохульника сжигали на костре, и все это делалось именно силами государства.

Таким образом, попы просто не нуждались даже в собственном образовании, поэтому было нормой то, что они, например, не знали ни библию, ни культовых обрядов, они могли делать что угодно, поскольку им это позволялось на высшем уровне. Как правило, знанием библии отличались в основном лишь высшие государственные и церковные чины. А это не нравилось высшей знати, поскольку на церковников были возложены определенные государственные обязанности, а справлялись они на самом деле плохо. Крестьянские бунты случались достаточно часто, и убивали там как раз таки в первую очередь священников. Нередко попы возглавляли подобные бунты, но не потому, что были за справедливое отношение к крестьянам, а потому, что если бы они не примкнули, то их бы уничтожили.

Реформы Петр начал проводить жестко, на что, естественно, была реакция, в которой приняли участие и попы. Но Петр достаточно быстро усмирил всех бунтовщиков, поскольку подавляющее большинство знати все-таки было за него, тем более что политические реформы давали много возможностей для новых людей, а старую рухлядь сместить пытались уже очень давно. Петр устроил все так, чтобы именно прагматики и технократы имели основные места, а любители «традиций» и всего прочего вписаны в вертикаль власти, но на низшие положения, чем были ранее. Таким образом, церковь стала государственным учреждением, а Петр – главой церкви, т.е. патриарх с этого периода более не избирался. Бунт церкви быстро прекратился, поскольку бунтовали в большей мере сами церковники-помещики и некоторые высшие иерархи, т.е. меньшинство. От них легко избавились и усмирили. Непокорных сослали, а лояльные подняли по карьерной лестнице.

При Петре церковь вовсе не лишалась своих полномочий. Были изменены законы, по которым карали отступников и богохульников. Их перестали сжигать, но стали ссылаться или заточать в монастырях, причем на долгие годы. Однако теперь сами церковники, если нарушали светские законы, то отвечали перед нормальным судом, а не перед церковным. Это было важное решение, чтобы окончательно поставить церковников на место.

«бесстрашии пьянствовали, проводили жизнь во всяком бесчинии, своеволии, ходили по кабакам»

Также была зачистка т.н. «юродивых» и проч. святых угодников. Их определяли в специальные дома, т.е. лечебницы.

Петр запретил любое преследование иностранцев за веру (протестантов и католиков), но все же запрещал крестьянам переходить из православия в другую веру и т.д. В общем-то, он радикально преобразил духовенство. Однако исчезли ли после подобных реформ пороки, которые были характерны для всей истории церкви?

На самом деле, конечно же, нет. В целом их стало меньше, но они никуда не делись. Например, после колоссальной чистки в 1705 году многие монахи отказывались принимать новые правила, а поэтому продолжали жить по старому. Поэтому в Крестовоздвиженском монастыре практиковали такое:

«двух иеромонахов и иеродиакона велено за пьянство и ослушание содержать при консистории в цепях и железах » (Розанов. История Московского Синодального Управления).

Впрочем, подобное практиковалось не всегда и не везде, поскольку у людей было много других дел. Теперь главное – угодить государю. А вот монахи, по мнению Петра, вообще бесполезны, если он понимал, что церковников можно использовать, то как использовать монахов? Монастыри начали закрываться, но, очевидно, что реформа в этом направлении просто не успела логически завершиться.

Характерным примером времени является определение Курского монастыря:

«Иеромонаха Паисия за то, что он пьяный волочился на монастырском дворе мимо монастыря, при братии наказать плетьми, дабы впредь другим монахам пьянствовать и в мирские домы, где не подлежит, ходить не повадно было; а когда монах где напился пьян, то б шел в монастырь, а за монастырем нигде бы не ночевал и не спал » (Русская старина, т. 73).

Это, конечно, более жестко, чем ранее, но все же для монахов достаточно терпимо. Раньше наказанием было – несколько сотен земных поклонов и пару дней поста, а теперь вот удары плетьми. Но все же вряд ли эти удары останавливали любителей пьянствовать, и, конечно, нужны были более радикальные меры.

Из официальной регламента к церкви:

"Достаточно наставлений преподал бог церковному клиру, но с течением времени клир настолько развратился, что св. отцы нашли нужным на разных соборах издать правила, клонящиеся к исправлению его. В нашей российской церкви многие немощи существуют"

Понятно, что в целом Петр склонялся именно в сторону реформы западного типа (т.е., грубо говоря, пытался сделать из православного культа нечто похожее на протестантизм государственного толка).

Митрополит ростовский Дмитрий в ту пору, дабы подлизаться к Петру, начал активно критиковать духовенство:

"Попы, по вчерашнем пьянствовании не протрезвившеся, не приготовившеся к слушанию, дерзают литургии читати, еще людям есть на соблазн, а самим таким иереям на погибель. Другие же злонравии священницы в церкви и в святом алтаре сквернословят и матерно бранящеся и творят дом божий вертепом разбойников"

К этому Дмитрий добавлял:

"Окаянное наше время, в котором так пренебрежено сияние слова, божья! и не знаю, кого прежде надобно винить, сеятелей или землю, священников или сердца человеческие, или тех и других вместе? Сеятель не сеет, а земля не принимает; иереи небрегут, а люди заблуждаются: иереи не учат, а люди невежествуют; иереи глупы, а люди не разумны " (Петр Великий: pro et contra. Сборник).

Это отражение известных реформ, которые в действительности были направлены на то, чтобы улучшить нравы духовенства. Петр настаивал на том, чтобы за духовенством строго следили, и чтобы попы в обязательном порядке знали священное писание. Добиться этого не получилось. Конечно, в некоторой мере образованных попов стало чуть больше, но пороки от этого не исчезали. Все равно ведь церковники оставались привилегированной частью общества, и если теперь они не могли влиять на высшую знать, то могли работать с крепостными крестьянами, коих стало больше, и чье положение при Петре I не улучшилось, а только ухудшилось.

Очень интересен пример, как попы желали назначения. В частности, митрополит Исайя обращался к Петру:

"Указал бы меня великий государь, меня богомольца своего взять в Москву, также и Сильвестра, прелюбодея духовного, и нового блядливого Арксакия, что был Троицы Сергиева монастыря архимандрит, и кто надлежит с ним Сильвестром прелюбодеем и новым Арксакием блюдливым, что прелюбодействует с моей духовной невестой нижегородской церковью противно закону нашему и нашей благочестивой греческой церкви" (Чистов. Феофан Пропопович).

Именно таким образом один поп пытался отнять кафедру у другого. К слову, Исайя проиграл в данном споре, т.к. его оппонент оказался хитрее, и доказал, что поп – противник реформ, и поэтому вскоре митрополит был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

Особый интерес представляют обобщения историков той поры, которые были свидетелями процессов. В данном случае можно процитировать Посошкова:

"Аще будут в духовном чину люди неученые, в писании неискусные и веры христианской… основания неверующие и воли божьей не разумеющие, к тому же аще будут пьяницы и иного всякого безумия и бесчинства наполнены, то благочестивая наша вера исказится и весьма испразднится и вместо древнего единогласного благочестия вси разыдутся в разногласные расколы и во иные еретические веры" (Посошков И.Т. Зеркало очевидное).

Именно так образованные люди своего времени воспринимали реформу, рассматривая ее скептически.

Стоит сказать, что именно высшая знать в ту пору часто придерживалась католицизма или протестантизма. Над православием часто потешались. К примеру, сам Петр I организовал т.н. «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор». Там открыто глумились над православным культом. Т.е. пародировали некоторые культовые обряды, избирали патриарха, глумились над «святым духом» и проч. Участвовали там лица из высшей знати. К слову, это не шалость молодого Петра, как отдельные люди часто говорят, собор существовал до смерти Петра. Более того, именно Петр приложил максимум усилий, чтобы исключить культ «мироточения» икон, мощей и прочего.

А вот интересное описание жизни келаря Троицкого монастыря Георгия Дашкова:

"Одной прислуги было у него человек до двадцати. Вкладов золотом и серебром не отдавал в казенный приказ, а заводил на них кареты, коляски, шоры, покупал лошадей, строил конюшенные дворы и держал до 150 конюхов. С вотчинных управителей, которых посылал без братского совету, брал взятки; а знатных людей, в которых заискивал, дарил деньгами и лошадьми; родственников своих которых у него было много, награждал хлебом и разными припасами; лошадьми и экипажами: племянниц повыдал замуж за мирских дворян, которых посылал потом в лучшие вотчины управителями. Поездки его к братиям в Алексин и в приписные монастыри для того времени были почти баснословны. Забравши с собой множество припасов он отправлялся в путь огромнейшим поездом, брал с собой до 150 человек служителей и до 100 лошадей" (Описание документов и дел архиепископа св. Синода)

Стоит отметить, что келарь – это всего лишь заведующий монастырским столом. Очевидно, что он нарушал многие правила, но в целом из-за того, что еще не все сферы успели урегулировать, то подобное случалось частенько.

Окончательно Петр хотел ударить по монастырям регламентом от 1724 г.:

"Весьма монахам праздным быти да недопускают настоятели; избирая всегда дело некое. А добре бы в монастырях завести художества, например, дело столярное"

Т.е. он хотел получить от монастырей хоть какую-то пользу. Ведь они существовали еще со времен крещения, а толку от них никакого не было, да и смысла в их существовании мало кто мог увидеть. Ведь во многих протестантских странах монастыри вообще упразднили полностью, чего, вероятно, хотел в итоге сделать и Петр.

К большому сожалению, данный регламент не стал работать. После смерти Петра о нем как-то забыли.

Понятно, что наследники Петра обещали, что сделают все, дабы воплотить в жизнь все его идеи. Однако по факту самые первые «наследники» ничего такого делать не желали, а церковники вновь распустились. Вот, к примеру, письмо архиепископа Феофилакта от 1726 г.:

"…За вашими бездельными и излишними прихотями и расходами, святая обитель во всеконечное пришла разорение, а паче в барышничестве твоем клобуковских коренных и собственных твоих лошадей" (Чистов. Феофан Пропопович).

Письмо было адресовано архимандриту епархии Решилову…

Вероятно, процесс пошел только при Петре III, который, правда, правил недолго. Но Екатерина II, которая вначале выступала против церковных реформ, затем все же пошла на эти реформы, и фактически завершила все реформы Петра I, т.е. земли были полностью секуляризованы, а церковники стали абсолютно зависимы от государства, а также контролировать лучше, т.е. пороки карались сильнее.

После смерти Екатерины Великой отношение к попам менялось постоянно. Но в целом склонялось скорее к положительной оценке. Т.е. они имели значительный авторитет, но все же имуществом не владели. И если Петр и Екатерина церковников склоняли к модернизму, то Николай I, да и второй тоже, склоняли именно к фундаментализму.

Парадокс всей «духовности» заключается в том, что, пожалуй, наиболее образованные попы были именно в СССР, которые на самом деле хорошо изучали библию и другие т.н. «писания», а в монастырях реально работали, а не бездельничали. Впрочем, идеализировать их тоже не стоит, ведь всегда нужно помнить, что как только Сталин начал им оказывать поддержку, так они тут же изменились (преобразовались). Сталин во время войны так общался с церковниками:

"Вот мне доложил т. Карпов, что Вы очень плохо живете: тесная квартира, покупаете продукты на рынке, нет у Вас никакого транспорта. Поэтому Правительство хотело бы знать, какие у Вас есть нужды и что Вы хотели бы получить от Правительства".

«церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР» (Сталин и Церковь глазами современников. Сборник).

Затем было выяснено, что Карпов, который отвечал за РПЦ, постоянно одаривал церковников за счет государства. Начальник Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Дмитрий Шепилов писал Сталину:

«Карпов ежегодно преподносил подарки высшему духовенству Русской православной церкви за счет государственных средств. В 1947 г. патриарху Алексию было преподнесено в день его рождения и именин: парчи - 15 метров, серебряный кубок и малахитовая коробка на общую сумму 14552 рубля; митрополиту Николаю - парчи 10 метров и картина на общую сумму 6585 рублей; протопресвитеру Колчицкому - парчи 12 метров стоимостью в 890 рублей. В 1948 г. на подарки указанным лицам израсходовано 11574 рубля. В 1949 г. т. Карпов для подарка патриарху Алексию в день его именин 25 февраля приобрел телевизор стоимостью в 4 тысячи рублей. В свою очередь, т. Карпов в течение 1944-1947 гг. получал в подарок от патриарха Алексия картины, шкатулку и ковёр»

Затем Карпов писал Сталину:

«Настоящим бичом в жизни церковных общин является массовое распространение хищений и растрат церковных средств, как со стороны духовенства, так и церковных сове­тов. Церковные советы и духовенство бесконтрольно рас­ходуют церковные средства, употребляют их на свои лич­ные надобности. Нередко эти суммы выражаются в десят­ках и даже сотнях тысяч рублей... Патриархией не найдено средств для борьбы с этим злом, а органы суда и прокура­туры затрудняются в решении этих новых для них вопро­сов, не имея ясных указаний... Известная часть духовен­ства ведет себя непристойно. Основные пороки этого духо­венства - пьянство, многоженство, растраты церковных денег...»

В итоге Карпова отстранили при Хрущеве за:

«Проверкой установлено, что председатель Совета т. Карпов ежегодно преподносил подарки высшему духовенству Русской православной церкви за счет государственных средств» (Шкаровский М. В. Русская православная церковь и советское государство в 1943-1964 годах).

Т.е. церковники в самый сложный для них период могут демонстрировать некую «кротость», т.е. если их заставят жить по законам. Но как только государство начинает им потакать в той или иной мере, то они тут же демонстрирует свое истинное лицо. К слову, как только при Хрущеве перестали помогать церкви и ввели несколько законов, которые обязывали церковников платить налоги с культовых предметов, и запрещали продавать свечки и иконки по сильно завышенной цене, то целые епархии РПЦ просто самоликвидировались. При деньгах оставались только высшие иерархи, которые занимали хорошие приходы, но их число было ограничено, и не рассчитано на новый приток.


В
ажную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах") . После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления.
В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.
Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии) , от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%) . Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

36.Сословная политика Петра 1.
При Петре 1 складывается новая структура общества, которая отчетливо разделяет различные сословия общества. Отсюда необходимость юридически оформить права и обязанности разных слоев общества. Были расширины права и определены обязанности дворянства, усилен крепостной гнёт крестьян.
ДВОРЯНСТВО
Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.
Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.
«Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах».Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.
КРЕСТЬЯНСТВО
Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян - лично свободных, но плативших оброк государству.Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных.Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился). Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам.Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них.

ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ составляло всего 3%.Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

37. Финансовые и экономические преобразования Петра I.
Петр придавал огромное значение писаному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.
Закон реализовывался лишь через систему бюрократических учреждений. Можно говорить о создании при Петре подлинного культа учреждения, административной инстанции.
Мысль великого реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных; во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую бы могло реализовываться законодательству.
Петр прилагал огромные усилия к налаживанию бесперебойной, эффективной работы созданных учреждений и главное внимание уделял именно разработке и усовершенствованию многочисленных регламентационных документов, которые, по мысли их создателя, должны были обеспечить эффективность работы аппарата.
Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к уставу, а к служащему - как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия - наиболее совершенная общественная структура, что она - достойная модель всего общества, а воинская дисциплина - это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.
В финансовую реформу входило несколько пунктов:создание реформы городского обложения,а также первой реформы приказов,денежной реформы,усиление налогового гнёта,монополизация,составление табелей,замена серебра медью,введение подушной подати,были разработаны проекты выхода из финансового кризиса и был создан орган "финансовое ведомство".
Основной причиной, послужившей проведению финансовой реформы, была нужда в денежных средствах для строительства флота, обустройства армии, ведения Северной войны 1700-1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Финансовая система его предшественников уже не удовлетворяла нужды государства на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введёная ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны. Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы, поэтому его первые свершения в этой сфере хоть и давали результаты, но были недолговечны

38. Преобразования Петра I в сфере культуры.
Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования. При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены. Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700-1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти). Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство. 30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству - сия то почесть свойственна царю…» Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга».

Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696-1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола». Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.