Абу ханифа биография. Имам абу ханифа и хадисы

Настоящее имя Абу Ханифы, Нугман бин Сабит бин Зута. «Абу Ханифа» является его куньей, т.е. прозвищем. Он был муджтахидом, ученым фикха, основателем ханафитского мазхаба. Среди тюркоязычных мусульман он больше известен под прозвищем «Имам Аꞌзам», что в переводе значит «величайший имам».

Абу Ханифа (رحمه الله) родился в Куфе, в 80 году хиджры. Живя в исламской среде, Нугман бин Сабит (رحمه الله) уже в детстве выучил наизусть Коран. С юношества Нугман (رحمه الله) занимался торговлей, но при этом осваивал мудрость исламских наук под руководством имама Хаммада ибн Абу Сулеймана (رحمه الله) - муфтия Куфы. Помимо религиозных знаний, будущий ученый также интересовался арабской литературой, поэзией и грамматикой. На тот момент Куфа, как и весь Ирак, была центром слияния множества религиозных наук. Именно в Куфе зародилась наука, известная как «калам». Сторонники данной науки наряду с Кораном и сунной, использовали логику и аналитику в толковании религиозно-правовых вопросов. На центральных площадях Куфы разгорались бурные дискуссии между сторонниками калама и людьми, называвшими себя «ахлюльхадис». «Ахлюльхадис» призывали мусульман руководствоваться только Кораном и сунной пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم) в решении религиозно-правовых вопросов. Абу Ханифа (رحمه الله), воспитывавшийся в религиозной семье, временами принимал участие в данных дебатах.

Во времена Абу Ханифы (رحمه الله), количество религиозных сект на территории Ирака становилось все больше. Среди этих сект возникали идеологические группы с особо крайними учениями. В тоже время со стороны правящей династии омейадов, не прекращались политические репрессии против потомков пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم). Нугман бин Сабит (رحمه الله), обладавший сильным логическим мышлением, предпочитал не вступать ни в одну из действовавших на тот момент в Ираке групп или сект, вместо этого, он выбрал путь получения знаний, а методом получения знаний он выбрал калам.

Посвятивший наукам свои молодые годы, будущий великий имам прилежно учился у своего наставника и после смерти имама Хаммада (رحمه الله), он возглавил его школу и продолжил его дело. Абу Ханифа (رحمه الله) начал преподавать исламские науки. Обучая молодежь, имам Аꞌзам (رحمه الله) не прерывал своих связей с миром торговли. Занимаясь торговлей, он имел определенный доход, дозволенный с точки зрения шариата. Имея источник дохода, у него была возможность вести свою независимую просветительскую деятельность. Часть прибыли от торговли, Абу Ханифа (رحمه الله) тратил на нужды тех своих учеников, которые попадали в затруднительное финансовое положение. Как известно из источников, имам Аꞌзам (رحمه الله) оказывал финансовую поддержку ученикам, не имевшим возможность жениться (Захаби, стр.39).

В делах торговли он походил на Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), потому что и тот, и другой, будучи умелыми торговцами, не нарушали порядка, установленного шариатом относительно торговли: менее хороший товар они клали сверху, а более качественный снизу, таким образом, не вводя в заблуждение покупателя.

Однажды, одна женщина принесла Абу Ханифе (رحمه الله) шелковое платье, с целью его продажи. Он спросил о стоимости этого платья. Женщина запросила за него сто дирхамов. В ответ она услышала, что это платье стоит больше ста дирхамов и имам попросил ее назвать истинную цену этого платья. Тогда женщина добавила к названной цене еще сотню, получилось двести дирхамов, но и с этой ценой Абу Ханифа (رحمه الله) не согласился. Когда цена достигла трехсот дирхамов, праведный торговец отказался покупать платье, ссылаясь на то, что эта цена слишком мала. Когда же необычный торг возвысил цену товара до четырехсот, и когда Абу Ханифа (رحمه الله) отказавшись покупать платье за такую цену, попросил женщину назвать истинную стоимость товара, женщина, возмутившись, сказала: «Неужто ты издеваешься надо мной?!». Имам Аꞌзам (رحمه الله) сказал: «Приведи, кого-нибудь, и мы попросим постороннего человека определить цену этого платья». Пришел человек, который определил стоимость платья в пятьсот дирхамов. Так, платье было куплено за пятьсот дирхамов, хотя изначально запрашиваемая цена была лишь сто дирхамов. Этот случай до сих пор широко известен в мусульманских странах, и он является назидательным примером для людей, занимающихся торговлей.

Абу Ханифа (رحمه الله) обладал высокой нравственностью. Он был очень мудрым ученым. Он много размышлял, мало говорил, сторонился грехов и людей, преданных мирским развлечениям, он не любил праздные речи, на задаваемые вопросы отвечал очень точно и объемно.

Он первым систематизировал основы исламского права, рассматривая различные правовые вопросы, возникавшие среди мусульман. Помимо этого, он также разработал доктрину исламского вероучения. Его уроки в разное время посещали тысячи учеников, из них сорок достигли степени ученых (муджтахидов) (Аль-Кардари, Мунакибуль имам Абу Ханифа, стр. 212).

Самыми известными из учеников великого имама, ставшими учеными являются, Абу Юсуф и Мухаммад бин Хасан аш-Шайбани. Правовая школа Абу Ханифы (رحمه الله) образовалась от двух источников: уроков, которые имам давал своим ученикам и фетв (религиозных решений по какому-либо вопросу), которые он выносил, давая ответ на задаваемые вопросы граждан. Метод преподавания был схож с методом древних философов, использовавших при преподавании диалектический метод. На суд собравшихся выносился какой-либо вопрос, или проблема, ученики начинали дискуссию касаемо данного вопроса или проблемы, каждый из них высказывал свое мнение по данной теме, и только в конце, выслушав мнения учеников, ученый основываясь на канонические тексты Корана и сунны, выводил решение по обсуждаемой проблеме. Все подобные решения вместе с каноническими доказательствами фиксировались в письменном виде. Позже, слова имама, записанные на уроках, были возведены в ранг правовых правил ханафитского мазхаба. Данная работа была проведена самыми близкими учениками имама, достигших степени ученых. Собрания, которые имам Абу Ханифа (رحمه الله) проводил, обучая людей, были своего рода центром для диалога. Отсутствие диктаторства со стороны имама и возможность свободно высказывать свои мысли участниками этих собраний, сделали школу Абу Ханифы (رحمه الله) и его самого, очень известными среди населения Куфы и в целом Ирака.

Простой народ Ирака очень сильно любил Нугмана бин Сабита

(رحمه الله) за его фетвы, которые помогали людям решить многие вопросы, за то, что имам был противником всех бунтов и смут, которые, как и сейчас сотрясали землю Ирака. Люди любили его за его богобоязненность, что является важным качеством для каждого мусульманина. Одними из важных пунктов его наставлений, данных им своим ученикам, было то, что имам советовал своим единомышленникам всегда стремиться к получению знаний и сторониться невежд и фанатиков.

Абу Ханифа (رحمه الله) никогда никому не говорил, что лишь его мнение является самым правильным. Если кто-то мог привести более правильное мнение, основанное на достоверных доводах, тогда ученый оставлял свое мнение и брал мнение своего оппонента. Часто он советовал своим ученикам не записывать все его слова говоря: «Не пишите каждое произнесенное мною слово, ведь может оказаться так, что завтра я поменяю свое мнение». Абу Ханифа (رحمه الله) никогда не призывал своих последователей к фанатизму.

Абу Ханифа (رحمه الله), будучи сторонником калама, часто участвовал в дискуссиях с противниками этого научного подхода, но отстаивая свою точку зрения, он не навязывал свое мнение оппонентам. Занимаясь научными изысканиями, он говорил: «Это то к чему, мы пришли своим разумом. Никто не обязан принимать наше мнение, мы никому не навязываем свою точку зрения. Наших сил хватило на то, чтобы вывести те фетвы, которые мы смогли разработать, по нашему мнению, это самое лучшее из всего имеющегося. Если кто-либо найдет, что-либо лучше этого, пусть предоставит, мы примем то, что лучше» (Захаби).

Несмотря на то, что Абу Ханифа (رحمه الله) полностью предавался преподаванию, он активно отстаивал свою гражданскую позицию, в отношении политических процессов, происходивших на тот момент в стране. Часть его жизни прошла во время правления династии омейадов, другая часть жизни прошла, когда страной правили аббасиды. Политику обоих правящих домов имам подвергал критике. Он обладал безграничной любовью к семейству пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). Он всегда был на их стороне. Изначально Нугман бин Сабит (رحمه الله) поддерживал приход к власти аббасидов, так как они объявили о полной амнистии членов семьи пророка, а также о том, что они будут всячески способствовать восстановлению их прав, но спустя некоторое время после обретения власти, они также, как и их предшественники продолжили вести гонения на святое семейство. Видя это, Абу Ханифа (رحمه الله) выступил против такой политики, ведущейся кланом аббасидов. Антиправительственная агитация проводилась и на его уроках. «Как во время омейадов, так и во время аббасидов, личность Абу Ханифы (رحمه الله) была крайне неудобной для правителей мусульманского халифата. И омейады, а потом и аббасиды пытались укрепить свой авторитет среди населения своей страны. С этой целью, зная какое влияние на людей имеет великий имам, они пытались привлечь его на свою сторону предлагая должность верховного судьи. Во всех случаях Абу Ханифа (رحمه الله) отказывался от их предложений. В итоге из-за своей непокорности он был арестован и помещен в тюрьму» (Ибнуль Асир, аль-Камиль фиттарих, стр. 559).

Люди уважали его за смелость и бескорыстие. Он не принимал никаких наград и подарков, даруемых аббасидскими правителями. Он жил на то, что зарабатывал своим трудом. Потеряв терпение от творимого аббасидами нечестия, он дал присягу верности Зайду бин Али – правнуку четвертого халифа Али бин Абу Талиба. Зайд бин Али возглавил антиомейадское восстание в Куфе в 739 году.

Над потомками пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم) все больше сгущались темные тучи политических репрессий, данное обстоятельство вынудило Мухаммада ан-Нафсу аз-Заки потомка Али бин Абу Талиба по линии Хасана выступить против правительства. Восстание было жестоко подавлено, руководитель восстания был уничтожен. Абу Ханифа (رحمه الله) в Ираке, имам Малик (رحمه الله) в Медине, резко осудили действия властей в отношении восставших. Из-за этих акций оба были арестованы. За призыв Абу Ханифы (رحمه الله) оказать поддержку притесняемому роду пророка, с которым он обращался к народу, тюремная стража ежедневно подвергала его зверским пыткам. Находясь в тюрьме, он принял мученическую смерть в возрасте 70 лет. Есть версия, что он был отравлен (ан-Намари, аль-интика, стр.170). Имам был похоронен на кладбище Хайрузан в Багдаде. Проститься с имамом пришли тысячи горожан.

Великий имам Нугман бин Сабит Абу Ханифа (رحمه الله) оставил своим последователям такое наставление: «Ни для кого не является дозволенным выводить фетвы от нашего имени, не зная на какое доказательство оно основано». Абу Ханифа (رحمه الله) понимал, что ислам не может быть ограничен мнением лишь одного человека, или учением одного мазхаба. Ни Абу Ханифа (رحمه الله), ни другие имамы, не стремились к достижению идеологической монополии в исламском мире. Они призывали своих учеников и последователей принимать за основу сунну пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم), и следовать его путем.

Именем Всемилостивого и Милостивого Аллаха!

Вся хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение благороднейшему из посланников и печати пророков, нашему наставнику и господину Мухаммаду, благородному и не обученному грамоте пророку, а также его семье и всем сподвижникам!

Исламская умма объединена на том факте, что великий имам Абу Ханифа Нугман ибн Сабит (милость ему Аллаха) – один из четырех имамов (Малик, Шафии, Ахмад и Абу Ханифа, милость им Аллаха, и да будет доволен ими Аллах), за которыми следуют люди.

Все алимы ранней и более поздней эпохи сходятся на том, что эти четыре имама, а также те подобные им муджтахиды, последователи которых со временем вымерли, лишь извлекали нормы исламского права и правила шариата из Книги Всевышнего Аллаха и Сунны Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также того, на что эти два источники указали: консенсуса (иджмы), правовой аналогии (кыяс шараи) и др.

Знание Корана и Сунны – основа иджтихада и процесса извлечения норм. Поэтому муджтахиды были лидерами в знании Священного Корана и чистой Сунны, ведь без этих двух ключевых наук они просто бы не смогли осуществить иджтихад и извлечь нормы и правила.

Если б у них не было знаний о Священном Коране и чистой Сунне, как бы они тогда смогли осуществить иджтихад? Как бы они тогда извлекали правила шариата? Откуда бы им тогда взять эти религиозные решения? Без знания Книги и Сунны не может быть представлена ни религия, ни шариат, ни его правила и решения.

Поэтому, когда того или иного человека определяют как муджтахида, все понимают: он обладает столь колоссальными знаниями о Коране и Сунне, что способен на иджтихад и на то, чтобы быть определенным в качестве муджтахида.

Но несмотря на все это, мы видим, что находятся люди, говорящие плохо об имаме факихов и муджтахидов – имаме и великом табиине Абу Ханифе Нугмане (милость ему Аллаха). Они ложно и лживо заявляют:

– Не было у него никаких знаний чистой Сунны и хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха). А если и было, то очень мало.

Таких людей, хотя их в прежние времена было крайне мало, каждый раз в каждую эпоху опровергали имамы хадисов и Сунны, а также великие и известные специалисты в данной области. Но в последнее время группа, известная своими крайностями и называнием окружающих еретиками и нововведенцами, возросла в своем количестве. В различных регионах мы видим некоторых людей, отпускающих уничижительные высказывания об этом великом имаме, распространяющих необоснованные материалы, беспочвенные мнения и злонамеренную ложь, согласно которой он будто бы был невежественным в области хадисов и Сунны (да убережет нас от этого Аллах). Себя же они при этом называют «ансарами Сунны», «ахль хадис», «салафитами» и «мухаммадитами» в зависимости от ситуации. Но настоящие люди Сунны и хадисов, праведные предшественники и любимцы нашего господина Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) непричастны к тем порочным действиям, которые они осуществляют своими словами и поступками.

Известные имамы хадисов, а также известные ученые данной науки в каждую эпоху опровергали такие лживые, позорные высказывания, приводя хадисы с комментариями. И таких людей было немало.

Многие из них из-за подобных высказываний посвящали книги и специальные трактаты, разъясняя достоинства имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха). Среди них:

– имам Ибн Аби Аввам Саади (1) ,
– имам, хафиз Ибн Абдулбарр Малики,
– хадисовед, имам Юсуф ибн Абдулхади Ханбали,
– имам, хафиз Захаби,
– имам, хафиз Зейляи,
– имам, хафиз Али Кари,
– имам, хафиз Кирмани,
– имам Кардари,
– имам Хаджар Макки,
– имам, хафиз Суюти,
– имам Мухаммад ибн Юсуф Салихи,
– имам Мауфак ибн Ахмад Макки
– и др.

В этой короткой статье мы ограничимся тем, что было приведено имамом Шамсуддином Мухаммадом Захаби в «Тазкират хуффаз» – прекрасной книге, посвященной лишь имамам и известным хафизам (2) хадисов. Сам Захаби во введении писал о своей книге так:

«Тазкират» – это имена доверенных носителей пророческих наук и тех, кто ссылается на собственный иджтихад в определении повествований в качестве надежных, слабых, верных или ложных. Аллаха я придерживаюсь, на Него полагаюсь и к Нему обращаюсь.

В своей прекрасной и чудесной книге «Тазкират хуффаз» имам, хафиз Захаби называет имама Абу Ханифу среди главных хафизов хадисов пятого уровня (табакат хамиса):

Великий имам и правовед Ирака Абу Ханифа Нугман ибн Сабит ибн Зута Тейми Куфи родился в 80 г. х. Он не раз видел Анаса ибн Малика, когда тот приехал в Куфу. Ибн Саад рассказывал об этом от Сайфа ибн Джабира, слышавшего это от самого Абу Ханифы.

Он передавал повествования от Ато, Нафи, Абдурахмана ибн Хурмуза Араджа, Ади ибн Сабита, Салямы ибн Кухейля, Абу Джафара Мухаммада ибн Али, Катады, Амра ибн Динара, Абу Исхака и многих других.

У него обучались фикху Зуфар ибн Хузейль, Дауд Таи, судья Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Асад ибн Амр, Хасан ибн Зияд Люлюи, Нух Джами, Абу Мути Балхи и др.

Сам он обучался фикху у Хаммада ибн Абу Сулеймана и др.

От него передавали повествования Ваки, Язид ибн Харун, Саад ибн Сульт, Абу Асим, Абдураззак, Убайдулла ибн Муса, Абу Наим, Абу Абдурахман Мукри и др.

Он был имамом, праведным, знающим, практикующим, помногу совершающим богослужения, личностью великого ранга, тем, кто не принимал подарки от султана, а лично занимался торговлей и добывал себе пропитание.

Как рассказывал Дирар ибн Сард, однажды Язида ибн Харуна спросили:

– Кто более великий факих: Саури или Абу Ханифа?

Язид ответил:

Абу Ханифа – более великий факих, а Суфьян более велик в запоминании хадисов.

Ибн Мубарак говорил:

А Шафии утверждал:

Язид говорил:

Я никогда не видел более богобоязненного и умного человека, чем Абу Ханифа.

Ахмад ибн Мухаммад ибн Касим Михраз приводил слова Яхьи ибн Маина:

Он ни в чем не повинен, и нет на нем никаких обвинений. Язид ибн Умар ибн Хубейра вменил ему пост верховного судьи, но он отказался принять этот пост.

Абу Дауд (милость ему Аллаха) говорил:

Имам Абу Ханифа был имамом.

Бишр ибн Валид приводил слова Абу Юсуфа:

– Клянусь Аллахом, – сказал имам Абу Ханифа, – люди не говорят обо мне того, что я не делаю.

Я (говорит имам Захаби) посвятил главу достоинствам этого имама. Он умер в раджабе 150 г. х. Да будет доволен им Аллах!

Имам, хафиз Захаби в книге «Сияр аглям нубаля» в биографии имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха) писал:

И он проявил интерес к поиску хадисов и отправлялся ради этого в поездки. Он был на высоте в отношении фикха и точности представления мнения со всеми его тонкостями. И в этом отношении люди являются его детьми…

Со своей цепочкой рассказчиков он пишет:

Исмаил ибн Хаммад ибн Абу Ханифа рассказывал нам:

Нугман ибн Сабит ибн Марзабан был из числа свободных людей Персии. Клянусь Аллахом, никогда не был он рабом. Мой дедушка родился в 80 г. х. Сабит в малом возрасте был у Али, и тот помолился о баракате для него и его детей. Надеемся увидеть, что мольба Али (да будет доволен им Аллах) за нас принята Аллахом…

Мухаммад ибн Саад Увфи говорил, что слышал слова Яхьи ибн Маина:

Абу Ханифа был надежным. Он передавал хадис, лишь если запомнил его. Незаученные хадисы он не передавал.

Салих ибн Мухаммад приводил высказывание Яхьи ибн Маина:

Абу Ханифа был надежен в хадисах.

Ахмад ибн Мухаммад ибн Касим ибн Михраз передавал от Ибн Маина:

Нет ничего плохого в отношении Абу Ханифы.

И он однажды сказал:

Мы считаем его одним из людей истины. Его никогда не обвиняли во лжи. Ибн Хубейра вменил ему пост верховного судьи, но он отказался занять этот пост.

Шуайб ибн Аюб Сарифини передавал рассказ Абу Яхьи Химмани:

Я слышал слова Абу Ханифы:

– Я видел сон, испугавший меня. В нем я копал могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха). После этого сна я поехал в Басру и велел человеку спросить об этом Мухаммада ибн Сирина, и тот сказал: «Этот человек раскроет хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

Хадисовед Махмуд ибн Мухаммад Марвази передавал рассказ Хамида ибн Адама об услышанных словах Абу Вахба Мухаммада ибн Музахима:

Я слышал, как Абдулла ибн Мубарак сказал:

– Если б Аллах не помог мне Абу Ханифой и Суфьяном, я бы оказался таким же, как остальные люди.

Ахмад ибн Зухейр передавал слова Сулеймана ибн Абу Шейха о рассказе Худжра ибн Абдулджаббара, согласно которому Касима ибн Маана спросили:

– Вам нравится быть слугами Абу Ханифы?

Он ответил:

Нет никого более полезного, чем Абу Ханифа, с кем бы сидели люди.

Касим сказал спросившему, чтобы тот пошел с ним. И он пошел, побыл с Абу Ханифой и сам же сказал:

Я не видел никого такого, как он.

Мухаммад ибн Аюб Дурис приводил рассказ Ахмада ибн Сабы об услышанных им словах Шафии:

Малика спросили:

– Ты видел Абу Ханифу?

– Да, – ответил он. – Я увидел человека, который, скажи он вам, что сделает этот столб золотым, так бы и сделал посредством своих доводов.

Асад ибн Амр рассказывал:

В течение сорока лет Абу Ханифе (милость ему Аллаха) было достаточно одного омовения на иша-намаз и утреннюю молитву.

Бишр ибн Валид приводил слова судьи Абу Юсуфа:

Я шел с Абу Ханифой, когда один человек сказал другому:

– Это Абу Ханифа, который проводит ночи в бодрствовании.

– Клянусь Аллахом, – сказал имам Абу Ханифа, – обо мне не говорят того, что я не делаю.

Он проводил ночи в молитвах и мольбах.

Через две цепочки рассказчиков сообщалось, что Абу Ханифа за один ракаат прочитывал весь Коран.

Ибн Мубарак говорил:

Никогда не видел человека, который бы вызывал такое уважение на своих собраниях, и кто бы был прекраснее в своих манерах и доброжелательности, чем Абу Ханифа.

Шарик рассказывал:

Абу Ханифа был тем, кто мог долго пребывать в молчании. Он был человеком великого ума.

Абу Асим Набиль говорил:

Абу Ханифу называли «шестом» из-за совершения столь большого количества намазов.

Ибн Исхак Самарканди приводил слова судьи Абу Юсуфа:

Каждую ночь Абу Ханифа полностью прочитывал Коран в одном ракаате.

Яхья ибн Абдулхамид Химмани рассказывал, что его отец оставался с Абу Ханифой в течение шести месяцев и говорил:

Каждый раз я видел, что он совершает утреннюю молитву с неиспорченным омовением от иша-намаза. Каждую ночь он завершал чтение Корана на рассвете…

Нух Джами приводил слова Абу Ханифы:

Исходящему от пророка (мир ему и благословение Аллаха) бесспорно отдается предпочтение (аляр-ра-с валь-айн). Исходящее от сподвижников избираем мы. А что касается остального, то они – люди, и мы – люди.

Ваки говорил, что слышал высказывание Абу Ханифы:

Некоторые аналогии таковы, что хуже справления малой нужды в мечети.

Абу Юсуф приводил слова Абу Ханифы:

Не подобает человеку рассказывать то, что он не запомнил, когда услышал.

Абу Муавия Зарир утверждал:

Любовь к Абу Ханифе – из Сунны.

Исхак ибн Ибрахим Зухри приводил слова Бишра ибн Валида:

Мансур позвал за Абу Ханифой и хотел, чтобы тот стал верховным судьей, и поклялся, что тот точно станет им. Но имам Абу Ханифа клятвенно заверил, что не будет им. Раби Хаджиб сказал ему:

– Ты видишь, что повелитель правоверных дает клятву, а сам даешь клятву о противоположном?!

– У повелителя правоверных больше, чем у меня, возможностей для выплаты компенсации за ее нарушение, – ответил Абу Ханифа.

Его заточили в тюрьму, и он умер там в Багдаде…

Правовед Абу Абдулла Саймари говорил:

Он не принял пост верховного судьи, за что был избит, арестован и в итоге умер в тюрьме.

Хаян ибн Муса Марвази рассказывал, что Ибн Мубарака спросили:

– Кто более великий правовед: Малик или Абу Ханифа?

Абу Ханифа, – ответил он.

Хурейби утверждал:

Лишь завистники и невежды плохо отзываются об Абу Ханифе.

Яхья ибн Саид Каттан говорил:

Мы не лжем перед Аллахом. Мы не слышали мнения лучше, чем мнение Абу Ханифы. Мы приняли большинство его мнений.

Али ибн Асим заявлял:

Если взвесить знания имама Абу Ханифы и знания людей его времени, его знания перевесят.

Хафс ибн Гияс говорил:

Речь Абу Ханифы в отношении фикха утонченнее волоса, и лишь глупец может считать ее дефектной.

От Агмаша приводится рассказ о том, как его спросили об определенном вопросе, а он ответил:

Лишь Нугман ибн Сабит Хаззаз может со знанием дела ответить на него. Я считаю, он благословлен в своих знаниях.

Джарир рассказывал, что Мугейра сказал ему:

Посиди с Абу Ханифой – и обретешь понимание фикха. Если б Ибрахим Нахаи был жив, он бы сидел рядом с ним.

Ибн Мубарак говорил:

Абу Ханифа – самый великий факих среди людей.

Шафии утверждал:

В отношении фикха люди являются детьми Абу Ханифы.

А я (имам Захаби) говорю: имамат (лидерство) в фикхе и его тонкости покорились этому имаму. И в этом нет никаких сомнений…

Его биографию можно разделить на два тома. Милость ему Аллаха, и да будет доволен им Аллаха! Он умер шахидом: его отравили ядом в 150 г. х. Ему на тот момент было 70 лет. Над его прекрасной могилой в Багдаде раскинут большой купол. И Аллах – Самый Знающий.

Наш учитель хадисов, имам хадисоведов, арифулла, хафиз и исследователь Мухаммад Закария Кандехлеви Мадани (милость ему Аллаха) писал во введении к своей книге «Ауджаз-уль масалик иля "Муватта" Малик»:

Четвертый полезный урок касается высокого статуса имама Абу Ханифы в хадисах, и в данном уроке нет надобности, ведь имам (да будет доволен им Аллах) был, согласно консенсусу, муджтахидом. Более того, он был среди высших муджтахидов, и никто в раннюю и более позднюю эпоху не отрицал это. А человек может быть муджтахидом, лишь если является экспертом в Священном Коране, благородных хадисах, асарах (3) , истории, лексикографии и аналогии, как было разъяснялось прежними и современными имамами принципов (усуль) фикха. С учетом всего этого отрицание имамата имама в хадисах – не более чем скепсис.

Но, несмотря на это, считаю уместным привести некоторые утверждения специалистов в данной области.

Ибн Мубарак говорил:

Клянусь Аллахом, он (да будет доволен им Аллах) был тем, кто крепко схватывал знания, не совершал запретного, следовал алимам своего города (Куфы), позволял брать лишь то, что было верно передано от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и чрезвычайно хорошо отличал насих-хадисы от мансух-хадисов (4) . Он искал надежные хадисы и те, что показывали поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он придерживался того, на чем нашел алимов Куфы, в следовании истины и делал это своей религией. Одна группа лиц клеветала на него, а мы не отвечали, прося о милости для него у Всевышнего Аллаха.

Макки ибн Ибрахим рассказывал:

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) – самый знающий человек своего времени [под знанием у хадисоведов подразумевается знание наизусть цепочек рассказчиков и текстов (мутун)]. Мансур спросил его:

– Откуда ты брал знания?

– От тех, кто знал Умара и брал у него знания, и от тех, кто знал Али и брал у него знания, и от тех, кто знал Ибн Масуда и брал у него знания (да будет доволен ими Аллах).

– Ты уверен, – сказал Мансур.

Суюти тоже приводил данную историю, добавляя слова:

– …и тех, кто знал Абдуллу и брал знания от него. Во времена Ибн Аббаса не было никого более знающего, чем он.

– Ты уверен в себе.

Ибн Хаджар говорил:

Не поддавайтесь заблуждению, будто Абу Ханифа не имел полных знаний, за исключением фикха. Упаси Аллах! В науках шариата – таких, как тафсир и хадисы, – в дополнительных науках, связанных с литературой и т. д., а также в правовой интуиции он был океаном, который не переплыть, имамом, которого не оспорить. Некоторые из его врагов говорили иные слова о нем, но корень этому – зависть. Доказательство их лживости – в его превосходстве над его современниками и их обвинениями.

Абу Юсуф утверждал:

Я не видел никого более знающего в разъяснении хадисов, чем он. Он был более проницателен в достоверных хадисах, чем я.

Тирмизи цитировал слова Абу Ханифы:

Никогда не видел большего лжеца, чем Джабир Джафи, и более превосходную личность, чем Ато ибн Абу Рабах.

Байхаки тоже приводил его слова: Абу Ханифу спросили о получении знаний от Суфьяна Саури, и он ответил:

Записывайте от него, за исключением тех хадисов от Абу Исхака, что переданы от Джабира Джафи.

Хатиб передавал слова Суфьяна ибн Уяйны:

Первым, кто усадил меня для хадисов в Куфе, был Абу Ханифа.

Суфьян говорил:

Он – самый знающий из людей в отношении хадисов Амра ибн Динара.

Отсюда виден его высокий уровень в отношении хадисов. А как иначе? Это с ним консультировались в отношении личности Саури. Это он усаживал Ибн Уяйну.

От Хасана ибн Салиха передается:

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) тщательно исследовал, отличая насих от мансух. Он знал хадисы алимов Куфы и строго следовал тому, что делали алимы. Он хорошо знал то, что достигло его посредством алимов его города.

Яхья ибн Адам говорил:

Нугман собрал всех хадисы своего города. Он даже видел последние хадисы о смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Хатиб приводил от некоторых имамов зухда (аскетизма) следующие слова:

Людям в своих молитвах следует молить Аллаха за Абу Ханифу за то, что тот уберег для них Сунну и фикх.

Он также говорил:

Люди завистливы и невежественны по отношению к нему. А я считаю, что он лучше их всех.

Муаммар утверждал:

Я не видел человека, который бы говорил о фикхе так хорошо, имея такую широту в приобретении знаний, разъясняя хадисы с большей проницательностью, чем Абу Ханифа. И я не видел никого, кто бы был столь же осмотрительным, как Абу Ханифа, в отношении того, чтобы ничего сомнительного не вошло в религию Аллаха.

Яхью ибн Маина спросили:

– Передавал ли от него сообщения Суфьян?

Да, – ответил он, – он был надежным и правдивым в фикхе и хадисах. Он заслуживал доверия в религии Аллаха.

Когда ему задали еще раз тот же вопрос, он ответил:

Он надежен. Я никогда не слышал, чтобы кто-то считал его малонадежным. Смотрите: Шугба писал ему, чтобы он передавал хадисы.

Хаммад ибн Зейд говорил:

Мы ходили к Амру ибн Динару. Когда приходил Абу Ханифа, Амр поворачивался к нему, и мы начинали спрашивать Абу Ханифу. Мы обращались к нему, а он рассказывал нам.

Исраил ибн Юнус говорил:

Сколь велик Нугман! Не было человека, который бы в большей, чем он, степени сохранял каждый хадис, в котором есть фикх, исследовал его и был бы более знающим в фикхе среди нас, чем он.

Абу Юсуф рассказывал:

Если я и расходился с ним во мнениях, то в итоге, поразмыслив, обнаруживал, что он следовал более безопасному пути в плане того света. Иногда я склонялся к одному хадису, а он был проницательнее меня в достоверных хадисах…

Когда он решался на определенное мнение, я шел к шейхам Куфы на поиски хадисов и асаров в его поддержку. Иногда, найдя несколько хадисов, я приносил их ему, но на некоторые из них он говорил:

– Это не сахих и не магруф.

– Что вам известно об этом? Это же согласуется с вашим мнением.

– Мне известны знания алимов Куфы, – отвечал он.

Когда Агмашу задали правовые вопросы в присутствии Абу Ханифы, Агмаш обратился к Абу Ханифе:

– Что скажешь по этому поводу?

Абу Ханифа ответил, и Абу Агмаш спросил:

– Откуда ты это взял?

– Из ваших же хадисов, которые я передал от вас, – ответил Абу Ханифа и привел ряд хадисов с указанием цепочек их передачи.

Тогда Агмаш сказал:

Достаточно. Что я передавал тебе за сто дней, ты передал мне за час. Я и не знал, что ты действуешь сообразно этим хадисам. О, факихи! Вы – врачи, а мы – фармацевты. А ты соединил в себе и то, и другое.

Хафиз извлек (тахридж) из его хадисов немало муснад-хадисов (5) , и многие из них, что достигли нас, приводятся в муснад-сборниках наших шейхов.

Абу Махасин Димашки Шафии установил, что имам помнил наизусть огромное количество хадисов и был одним из выдающихся хафизов. Абу Махасин написал по этим двум вопросам отдельные главы в книге «Укуд джуман».

Суюти рассказывал, что, разъясняя хадис «Судный День не настанет, пока не появится знание», Хасан ибн Сулейман говорил:

Это – знание Абу Ханифы и его разъяснение хадисов.

Суюти также приводил прочтенный Ибн Мубараком стих, в котором Абу Ханифа назывался имамом мусульман, украсившим земли и их обитателей пониманием хадисов, не имеющим равных ни в Куфе, ни на Западе, ни на Востоке; а люди, принижающие его статус, названы глупцами, противостоящими истине слабыми аргументами. Это стихотворение – часть длинной поэмы, приводимой историками от Ибн Мубарака.

Шаарани говорил:

Всевышний Аллах благословил меня изучением муснадов Абу Ханифы из верной рукописи, содержащей труды хафизов хадисов, последним из которых был хафиз Димьяти. Я видел его, только передающим хадисы от лучших из табиинов, тех, кто правдив и надежен, и от «хайр-уль-курун», как засвидетельствовано пророком (мир ему и благословение Аллаха), – таких, как Асвад, Алькама, Ато, Икрама, Муджахид, Макхуль, Хасан Басри и их группа (да будет доволен ими Аллах). Все передатчики между ним и пророком (мир ему и благословение Аллаха) были правдивыми, надежными и выдающимися личностями. Среди них не было никого, кто был бы неправдив или обвинялся во лжи.

В работах Ибн Хальдуна имеются его слова:

Это доказательство того, что он был среди главных муджтахидов в хадисоведении, и что его мазхаб почитался среди них.

Мухаммад ибн Хусейн Мусали в конце «Китаб дуафа» писал:

Яхья ибн Маин говорил:

Я не видел никого, кого бы я мог предпочесть Ваки. Он издавал фетвы в соответствии с мнением Абу Ханифы, заучил все хадисы и слышал многие хадисы от Абу Ханифы. Когда тот или иной хадисовед прибывал в Куфу, он (да будет доволен им Аллах) стремился к хадисам, которыми тот обладал.

Мауфак передавал хадисы по своей цепочке вплоть до Абдульазиза ибн Абу Размы, указывал на познания Абу Ханифы в хадисах и говорил:

Хадисовед прибывал в Куфу, а Абу Ханифа говорил своим сподвижникам:

– Посмотрите, нет ли у него хадисов, которых нет у нас?

Когда к ним прибывал другой хадисовед, Абу Ханифа снова говорил то же самое.

В «Джами усуль фи аулия», в совете имама своему сыну Хаммаду он выбрал пять хадисов из пяти тысяч: четыре из них – те известные хадисы, которые были затем выбраны и Абу Даудом, а пятый – «Мусульманином является тот, от языка и руки которого другие мусульмане находятся в безопасности».

Мауфак говорил:

Он (да будет доволен им Аллах) выбрал хадисы из сорока тысяч хадисов.

От Яхьи ибн Насра приводили следующее сообщение:

Я слышал, как Абу Ханифа сказал:

У меня сундуки хадисов. Я взял лишь некоторые из них, из которых может быть извлечена польза.

Хасан ибн Зияд говорил:

Абу Ханифа приводил четыре тысячи хадисов: две тысячи – от Хаммада, две тысячи – от других своих шейхов.

Абу Юсуф рассказывал:

Когда к Абу Ханифе поступал вопрос, он говорил:

– Какой асар у вас имеется по этому поводу?

Мы приводили асары, а он приводил то, что было у него, и проверял. Если асаров в поддержку одного из двух мнений было больше, он брал то, что больше. Если же было примерно равное количество, то он делал выбор, за исключением случая, когда он считал аналогию неверной – тогда он оставлял это в пользу правового предпочтения (истихсана).

Ваки говорил:

Того уровня предосторожности в отношении хадисов, который был у Абу Ханифы, бесспорно не было ни у кого.

Мауфак сообщал о Макки ибн Ибрахиме Балхи, имаме Балха и учителе имама Бухари, следующее:

Он заехал в Куфу и оставался в обществе Абу Ханифы, слушал хадисы и фикх от него. Он многое передавал от него и любил его так, что Исмаил ибн Бишр говорил:

Мы были на собрании Макки, когда он сказал:

– Абу Ханифа рассказывал нам…

Какой-то незнакомец выкрикнул:

– Расскажи от Ибн Джурейджа, а не от Абу Ханифы!

Макки ответил:

– Мы не рассказываем глупцам. Я запрещаю тебе писать мне. Уходи с моего собрания.

И он не рассказывал ничего, пока того человека не увели. Затем сказал:

– Абу Ханифа рассказывал нам… – и продолжил рассказ.

Есть также другое повествование, согласно которому тот человек сказал: «Я раскаиваюсь, я ошибся», – но Макки отказался рассказывать им.

Ибн Мубарак говорил:

У Абу Ханифы было превосходство в его способности запоминать (хифз), понимать, быть тщательным и чрезвычайно осторожным.

Хальф ибн Аюб говорил:

Я часто посещал собрания алимов. Временами я слышал что-то, значение чего я не понимал, и это доставляло мне беспокойство. Когда я приходил на собрание Абу Ханифы, я спрашивал его о том, что не знал, и он разъяснял мне. От его пояснений в мое сердце входил свет.

Хафс ибн Гияс рассказывал:

Я слышал от Абу Ханифы его книги и хадисы. Никогда не видел никого с более умным пером, чем он, и никого более знающего о недостоверном и верном в отношении правил.

Мухаммад ибн Саад говорил:

Я слышал тех, кто посещал Язида ибн Харуна, – а с ним были Яхья ибн Маин, Али ибн Мадини, Ахмад ибн Ханбаль, Зухейр ибн Харб и др., – когда пришел человек и задал вопрос.

– Иди к людям знания, – сказал Язид.

– А есть ли, кроме вас, люди знаний и хадисов? – спросил Ибн Мадини.

– Люди знания – это сподвижники Абу Ханифы, а вы – алхимики.

Эрудированный хадисовед и исследователь, шейх Латифурахман Бахрейчи Касми (да хранит его Аллах благом и благодатью) сейчас работает над энциклопедией хадисов пророка, переданных великим имамом Абу Ханифой Нугманом (милость ему Аллаха, и да будет доволен им Аллах), которая, даст Аллах, будет состоять из всех повествований имама, имеющихся во всех напечатанных и рукописных муснад-сборниках, а также всех его повествований, содержащихся в различных собраниях чистых хадисов, книг о людях (риджаль), рангах (табакат), биографиях (тараджим), истории, жизнеописании (сияр) и т. д. Так вот, во время работы над этим трудом мы обнаружили три короткие рукописи, связанные с повествованиями имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха):

1) «Китаб арбаин мухтарах мин хадис имам Аби Ханифа рахим Аллах» («Книга сорока избранных повествований из хадисов имама Абу Ханифы, милость ему Аллаха») имама, хадисоведа и факиха Юсуфа ибн Хасана ибн Ахмада ибн Абдулхади Салихи Ханбали, известного как Ибн Мабрад и умершего в 909 г. х. (милость ему Аллаха);

2) «Авалий имам Аби Ханифа» («Авалий (6) имама Абу Ханифы») имама, хафиза Шамсуддина Абу Хаджаджа Юсуфа ибн Халиля ибн Абдуллы Димашки Ханбали, умершего в 648 г. х. (милость ему Аллаха);

3) «Ахадис сабгах ан сабгах мин сахабах аллязина рава анхум имам Абу Ханифа рахим Аллах» («Семь хадисов от семи сподвижников, да будет доволен ими Аллах, от которых передавал имам Абу Ханифа, милость ему Аллаха») имама, шейха Насирусунны Абу Макарима Абдуллы ибн Хусейна Нисапури Ханафи.

Поскольку данные рукописи никогда не издавались в печатной форме, и к тому же о них большинство алимов и не слышало, мы решили опубликовать их отдельно еще до включения в энциклопедию хадисов для распространения пользы от них и получения награды за пропаганду чистой Сунны, служа благородным хадисам и защищая одну из самых выдающихся личностей из уммы пророка – имама имамов, факихов и муджтахидов Абу Ханифу Нугмана ибн Сабита (милость ему Аллаха, и да будет доволен им Аллах). Мы объединили их в одну книгу из-за их небольшого размера и того факта, что все они связаны с имамом Абу Ханифой (милость ему Аллаха), ведь все они являются его хадисами.

Надеемся, что Совершенный Творец примет это благое старание от авторов, исследователя, издателя и всех читателей, распространит пользу и благо и сделает его сокровищем для того света, источником награды и средством приближения к Всевышнему и Его приятия.

Мир и благословение Всевышнего Аллаха лучшему из Его творений, печати Его пророков, господину Его посланников, нашему наставнику, господину, образцу и любимцу Мухаммаду, а также его семье, всем сподвижникам, женам и последователям!

И вся хвала Аллаху, Господу миров!

Написано нуждающимся в своем великом Господе,
Абдулхафиз Малик Абдулхакк
13 мухаррама 1425 г.
г. Почтенная Мекка

Примечания:

(1) Недавно мекканским издательством «Имдадия» была опубликована книга «Фадаиль Аби Ханифа ва ахбаруху ва манакибуху» Ибн Аби Аввама с комментариями шейха Латифурахмана Бахрейчи.

(2) Как писал муфтий Хусейн Кадодия на SunniForum, хафиз – это хадисовед, запомнивший множество хадисов и принятый своими современниками в качестве хафиза (Каваид фи улум аль-хадис. – Стр. 28)

(3) Асар – утверждение или действие, приписываемое сподвижникам.

(4) Иными словами, тот хадис, что отменил другой. Отменяющий хадис называют насих, а отмененный – мансух.

(5) Хадис, прослеженный, приписываемый или относимый к автору посредством беспрерывного восходящего упоминания лиц, через которых он был передан вплоть до пророка (мир ему и благословение Аллаха).

(6) Цитируя различных хадисоведов, шейх Латифурахман Бахрейчи писал на стр. 132 этой книги, что в терминологии хадисоведов «авалий» (мн. ч. от «алиях») – те хадисы, которые имеют высокую цепочку передачи с немногочисленными ссылками.

Основано на англоязычном переводе Исмаила Нахуды (deoband.org) введения к трем сборникам хадисов, переданных имамом Абу Ханифой.

Ну‘ман ибн Сабит Абу Ханифа (699–767 гг.; по хиджре 80–150 гг.) - выдающийся факых и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов. Некоторые относят его к первому поколению после Пророка (ат-таби‘ун). Другие считают, что он относится ко второму поколению (атба‘у ат-таби‘ин) . Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада. Отвергнув предложение халифа Мансура занять должность главного судьи Багдада, был заключен в тюрьму, где и скончался. Первый систематизатор фикха. Автор трактатов «Аль-фикх аль-акбар», «Муснад аби ханифа» и др.

Абу Ханифа сыграл в развитии мусульманского богословия и права роль, которую трудно переоценить. Он вошел в историю Ислама с титулом аль-имам аль-а‘зам (величайший имам). Абу Ханифа родился во время правления омеййадского халифа Абдуль-Малика ибн Марвана в семье богатого торговца шелком, происходившего из среды иранских мавали - людей, получивших покровительство того или иного арабского племени. Абу Ханифа относился к племени Теймуллы ибн Са‘лаба ибн Бакра ибн Ваиля.

По сообщению его современников, в возрасте 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил паломничество в Мекку (хадж), во время которого ему удалось увидеть последних оставшихся в живых асхабов - сподвижников Пророка, в частности, Абдуллаха ибн Хариса. От них будущий богослов мог услышать рассказы о том, как поступал или что говорил Пророк в той или иной ситуации. Также он встретил великого сподвижника Анаса ибн Малика, который с раннего возраста на протяжении десяти лет находился рядом с Пророком, помогая ему в повседневных делах.

В юности Абу Ханифа получил блестящее общее и богословское образование на своей родине в Куфе. Среди его учителей были авторитетные ученые того времени - ‘Ата ибн Рабах, Хишам ибн ‘Урва, Нафи‘. В возрасте 22 лет он становится учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Сулеймана аль-Аш‘ари. В его кружке Абу Ханифа провел восемнадцать лет, вплоть до смерти наставника. А затем на протяжении десяти лет сам возглавлял этот кружок, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. У него обучались и получили знания по мусульманскому праву такие известные ученые, как Абу Юсуф аль-Кады, Мухаммад ибн аль-Хасан, Зуфар ибн аль-Хузайл, Нух аль-Джами‘а и другие.

Многие сообщают о том, что Абу Ханифа был богобоязненным, щедрым, молчаливым, постоянно углубленным в раздумья, сторонящимся пустого, бесполезного общения. Мухаммад ибн Джабир сказал: «Абу Ханифа был немногословным, редко смеющимся, размышляющим, угрюмым подобно тому, кого недавно постигла беда (неприятность)». Также Ибрахим ибн Саид аль-Джавхарий передает, что Абу Ханифа обязал себя давать один динар как милостыню при клятве Всевышним во время разговора . На благодеяния он выделял сумму, равную семейным затратам.

Ночи великий имам проводил в молитвах и ду‘а. Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа каждую ночь в одном ракяате полностью прочитывал Коран, порой совершал ночной и утренний намазы с одним омовением.

Яхья аль-Хаманий передает со слов своего отца следующее: «Я сопровождал Абу Ханифу на протяжении 6 месяцев и ни разу не видел его совершающим утреннюю молитву, кроме как с омовением ночной».

Супруга Абу Ханифы сказала: «Я не помню ночи, которую бы он провел во сне. Абу Ханифа летом спал между полуденной молитвой Зухр и послеполуденной ‘Аср и в первую часть ночи зимой».

Чтение всего Корана в одном ракяате

Муса‘ар вспоминал: «Однажды я зашел в мечеть и увидел человека, совершающего намаз. Мне понравилось его чтение. Я стоял, пока он не прочитал седьмую часть Корана, и подумал, что сейчас уже сделает поясной поклон, но этого не случилось. Потом он достиг трети, и я опять ожидал совершения поясного поклона. Затем он прочитал половину. Далее чтение молитвы шло в том же порядке, пока не был прочитан весь Коран в одном ракяате. Я посмотрел на него и узнал в этом человеке Абу Ханифу».

Хариджа ибн Муса сообщил, что Коран в одном ракяате был полностью прочитан четырьмя людьми: ‘Усманом ибн ‘Аффаном, Тамимом ад-Дарий, Са‘идом ибн Джубейром и Абу Ханифой. Асад ибн ‘Амр сообщал: «Абу Ханифа совершал утреннюю молитву с омовением ночной на протяжении 40 лет. По ночам в одном ракяате он прочитывал весь Коран. И его плач был слышен настолько явственно, что соседи чувствовали в своих душах сострадание к нему».

Этот человек вобрал в себя ту мораль, к которой нас призывает Ислам. Примером тому являются нижеприведенные случаи.

Однажды некий человек сказал имаму: «Побойся Бога!» Имам вздрогнул, побледнел и, опустив голову, ответил: «Да вознаградит тебя Всевышний Аллах! Насколько сильно нуждаются люди в тех, кто говорил бы им это».

Также, когда имама сильно бранил один человек, тот произнес следующие слова: «Да простит тебя Господь! Он знает во мне противоположное тому, что ты сказал».

Абу Ханифа был одним из самых авторитетных богословов своего времени. Шаддад ибн Хаким сказал: «Я не видел более знающего, чем Абу Ханифа в его время». Великий имам аш-Шафи‘и произнес следующие слова: «Люди черпают знания по мусульманскому праву у Абу Ханифы» или «люди в мусульманском праве подобны детям при сравнении с Абу Ханифой».

Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа увидел себя во сне раскапывающим могилу заключительного Божьего посланника и собирающим его кости. Сон очень сильно напугал его, и он попросил у Ибн Сирина, являвшегося одним из его друзей, растолковать увиденное. Ибн Сирин сказал: «Ты тот, кто соберет Сунну Пророка и воскресит ее».

Абу Ханифа четко придерживался Корана и Сунны Пророка в своем учении и при отсутствии решения того или иного вопроса в этих основных источниках прибегал к высказываниям сподвижников. Но если и среди них не было однозначного ответа, то Абу Ханифа следовал «иджтихадур-ра’й», то есть он давал заключение посредством развития мнения, проистекающего из Корана и Сунны. Данное утверждение основано на следующем высказывании имама Абу Ханифы, услышанном Абу ‘Исматом: «То, что передано от посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), бесспорно принимаемо (используемо). То, что передано от его сподвижников, мы применяем и не выходим за рамки сказанного ими. Что же касается того, что вне этого, то они - мужчины и мы - мужчины», то есть каждому Бог дал право думать, анализировать и высказывать свое мнение. Ибн Хазм сказал: «Все приверженцы Абу Ханифы пришли к единому мнению о том, что в его мазхабе слабый по своей достоверности хадис (да‘иф) стоит выше (наиболее первостепенен), чем проведение сравнительной аналогии (кыяс) и мнение, основанное на религиозных положениях (ра’й)». Да, Абу Ханифа в своих трудах в первую очередь опирался на Священный Коран и хадисы, высказывания сподвижников, а затем - кыяс и мнение. Но в нормах шариата, основанных на двух последних критериях, не было принуждения. В доказательство этому есть следующее изречение имама, переданное Исма‘илом ибн Хаммадом: «То, что мы смогли извлечь, лишь мнение. Мы никого не принуждаем придерживаться его и не говорим о необходимости принятия его каждым. Тот, у кого есть лучше, пусть принесет». Также Абу Ханифа сказал: «Мы знаем, что это - мнение. И оно - лучшее, чего мы смогли достичь. А если кто придет с наилучшим, то мы примем у него».

Абу Ханифа уделял большое внимание хадисам и ученым, занимавшимся их изучением. Абу Юсуф передает следующие слова имама: «Мужчине допускается передавать только тот хадис, который он выучил наизусть с того момента, как его услышал». Кайс ибн Раби‘ сказал: «Абу Ханифа отправлял товар в Багдад. Там на него закупались вещи, которые привозились в Куфу. Из года в год он собирал прибыль, на которую покупал одежду, еду и все необходимое для ученых, изучавших Сунну. Передавая им это, он говорил: «Благодарите только Господа. Я не дал вам ничего из своего имущества, но дал лишь то, чем наделил меня Всевышний посредством вас».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наилучшие из моих последователей - это те, из числа которых я был избран, затем те, кто следует за ними [ат-таби‘ун], а затем - следующие [атба‘у ат-таби‘ин]. После этих [трех поколений] появятся те, кто любит полноту (тучность) [малоподвижны, инертны; много и беспорядочно едят] и свидетельствуют до того, как у них попросят об этом [говорят много пустого, бесполезного, болтают, наговаривают]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1024, хадис № 213–(2534); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 247, хадис № 4053, «сахих».

«За пустословные клятвы [когда нет серьезного намерения клясться] Всевышний не накажет вас [нет в этом ни греха, ни наказания, ни искупления], а отвечать вам за то, когда было намерение в сердце [когда клятва Всевышним серьезна и прочувствована]» (см. Св. Коран, 2:225).

«Будьте обязательны в тех договорах, которые заключаете между собой [также и в выполнении обещаний], и не нарушайте клятвы, которые даете осознанно и убежденно, ведь вы [клянясь Богом в подтверждение своей правдивости и обязательности] ставите Всевышнего в положение гаранта (поручителя) [поднимая ваши земные взаимоотношении на качественно иной уровень]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) знает все, что вы делаете [о чем вам следует припоминать, когда даете обещание или берете на себя ответственность]» (Св. Коран, 16:91).

Слово «имам» переводится как «предстоятель на молитве, религиозно грамотный и уважаемый человек». Но раньше этим словом называли именно крупных религиозных ученых и богословов. То есть «Имам» с большой буквы. Они были наставниками людей, душой общества, обладали глубокими познаниями в Божественных предписаниях, мудростью и являлись носителями высокой морали. Когда слово «имам» применяется в сочетании с именами великих богословов прошлого, таких, например, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбаль, то подразумевается именно последнее.

Биографии четырех имамов . Абу Ханифа , да будет доволен им Аллах

В одном из своих хадисов Пророк (мир ему) сказал: «Моя община никогда не сойдется на заблуждении». То есть, большинство нашей общины всегда будет на истине. Этим мы отличаемся от остальных общин, от христиан, от иудеев, большинство которых как раз сбилось с истины. Поэтому, если мусульманин хочет узнать, какое течение в Исламе стоит на истине, пусть изучает свою историю и смотрит – за кем, за какими учеными, всегда следовало большинство мусульман. И он увидит, что это были такие ученые как имам Абу Ханифа, имам Шафии, имамы Ашари и Матуриди (да будет доволен ими Аллах). Последующие ученые, даже такие великие люди, как имам Навави или Ибн Хаджар Аскаляни, были как дети по сравнению с этими великими имамами. Поэтому ученые Ислама единогласно сошлись на том, что верующие должны следовать прежде всего четырем имамам мазхабов. Остальные мазхабы исчезли и до нас их непрерывная цепочка не дошла.

Известно, что великий ученый-саляф Абдулла ибн Мубарак сказал «Иснад мин ад-дин» - «Иснад (то есть цепочка людей, которые передают знания по тем или иным вопросам от самого Пророка, мир ему, и его сподвижников) – из религии». Живая традиция является основой религии. Если такой преемственности знаний не было бы у нас в Исламе, тогда любой мог бы говорить все, что хочет, и мы не имели бы возможности проверить – соответствует ли это тому, с чем пришел Пророк (мир ему). Любой человек мог прийти и сказать: «Пророк (мир ему) сказал так и так», а проверить его слова никто не смог бы. Таким образом, мы можем отличить подлинных ученых от самозванцев. Если человек может назвать такой иснад у своих учителей, тогда ему можно верить. Если же он сам что-то где-то прочитал и выдумал из головы или на основе собственного разума толкует Коран и хадисы, не следуя традиции толкования Корана от великих ученых, ему верить нельзя. Это очень важный вопрос – религия это не философия или научная школа, где есть много разных мнений и все они равнозначны. Всевышний от нас требует, чтобы мы следовали тому, что принес Пророк Мухаммад (мир ему). Но мы сами его или его сподвижников не видели, поэтому мы должны брать знания у тех ученых, о которых вся умма свидетельствует, что они на истине. А самой высшей степенью доверия, в которой нет и тени сомнений, как раз и обладают имамы четырех мазхабов – Абу Ханифа, Шафии, Малик и Ахмад Ибн Ханбаль. Мусульмане на протяжении всех 14 веков своей истории всегда следовали за ними. И только в последние лет 50-100 появилась такая бредовая идея, что можно отказаться от мазхабов и следовать своим собственным толкованиям Корана и Сунны или тем толкованиям, которые принесли выскочки, которые неизвестно у кого учились. Идея, что можно отбросить мазхабы, взять переводы Корана или переводы хадисов Бухари или Муслима и самим оттуда что-то выводить, появилась совсем недавно, хотя некоторые и пытаются доказать, что мусульмане мазхабам следовали только потому, что так им приказывала государственная власть, что это им было навязано, что это влияние правителей, режимов, которые это насаждали искусственно. Однако этих правителей уже давно нет, а мусульмане как следовали мазхабам, так и следуют. Если какую-то идею людям навязывать силой, она исчезнет, как только этот режим падет. Коммунистические идеи людям навязывали силой, но как только советская власть пала, эти идеи исчезли, им почти никто не следует. Если люди чему-то следуют искренне, то они будут следовать этому при любой власти.

В наше время многие люди говорят, что они ханафиты или шафииты, но ничего про своих имамов не знают. Поэтому причиной безмазхабности и является невежество, когда люди не понимают – кто были эти люди, не представляют себе уровень их богобоязненности, их знаний. Что мы не только не знаем эти науки, которые они изучали, мы даже названий их толком не знаем, не то чтобы в них разбираться. Изучение биографий этих ученых увеличит нашу любовь к ним. В хадисе сказано – "в будущей жизни вы будете с теми, кого вы любите". И инша Аллах, Аллах нас воскресит с этими людьми, если наша любовь к ним будет искренней.

Первый имам мазхаба – это имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах. Ханафитский мазхаб на сегодняшний день – самый распространенный в мире, большинство мусульман мира следуют именно за Абу Ханифой.

Нуман ибн Сабит (которого впоследствии стали называть Абу Ханифа), родился в 80 году по хиджре. По происхождению он был персом, родом из Ирана. Когда при халифе Умаре, да будет доволен им Аллах, Персидское государство было присоединено к исламскому халифату, многие жители Ирана стали принимать Ислам. Кто-то из жителей Ирана в результате войн оказывался в рабстве, потом принимал Ислам, и его освобождали. По одной версии, отец, по другой – дед Абу Ханифы и был таким человеком, который получил свободу после принятия Ислама.

По одной версии Абу Ханифа был из числа табиинов (то есть, второго поколения после сподвижников), по другой – из табиут-табиинов (третьего поколения). Известно, что наш Пророк (мир ему) сказал: «Самое лучшее поколение – это мое, потом те, кто будет за ними, затем те, кто будет за ними, а затем начнется фитна». Первое поколение – это сахабы, второе – табиины, которые брали у них знания, третье – табиут-табиины. Имам Абу Ханифа как раз относился к этим поколениям, которым было засвидетельствовано благом.

Известно, что во время Абу Ханифы были живы четыре сподвижника. По одним сообщениям, он с ними встречался, по другой – не встречался. Этими сподвижниками были Анас ибн Малик, который жил с Басре, Абдулла ибн Абу Ауфа, который жил в Куфе, Сахль ибн Саад, который жил в Медине и Абу Туфейль Амир ибн Василь, который жил в Мекке. По одной версии Абу Ханифа ни с кем из них не встретился, по другой – он встречался с Анасом ибн Маликом и слышал от него хадис «стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина». Также есть история о том, что в 91 году по хиджре, еще мальчиком, он совершал со своим отцом хадж и видел в Масджид аль-Харам сподвижника Абдуллу ибн аль-Харриса и слышал от него хадис «тот, кто стремится изучать религию, получит ризк (пропитание) оттуда, откуда не ожидает» (Правда, другие ученые подвергают этот рассказ критике, так как считается, что этот сподвижник скончался еще в 86 г. хиджры, поэтому в 91 году Абу Ханифа его видеть никак не мог). Следовательно, по этому мнению, Абу Ханифа был из табиинов.

Известно, что Абу Ханифа учился у многих известных ученых своего времени. Так, знания по хадису он брал у Ата и от Нафиа, это были известные передатчики хадисов своего времени. Нафиа был вольноотпущенным рабом Абдуллы ибн Умара, сына халифа Умара, да будет ими доволен Аллах. Он находился рядом с ним и получал от них знания по хадису. Также от него брал знания по хадису и имам Малик. Ученые по хадису говорят, что самый сильный иснад, который есть в религии – это те знания, которые передает имам Малик от Нафиа, от Ибн Умара. Также он брал хадисы от Катады и Хаммада ибн Абу Сулеймана. У последнего он учился порядка 18 лет (!) Не три или четыре года каких-то непонятных институтов, после чего человек начинает отвергать половину исламского наследия, а 18 лет человек находился рядом с учителем, который сам видел сподвижников. Мы даже не можем вообразить себе знания этих людей, тем более, как мы можем говорить, что в таком-то вопросе Абу Ханифа ошибся, он не знал достоверных хадисов и т.д. По фикху он брал знания от Ибрахима Нахии, от Алькамы, и Асвада ибн Язида, который брал знания от сахаба Абдуллы ибн Масуда. Основные ученики Абу Ханифы – это Абу Юсуф и Мухаммад, а также Зуфар. Последний – менее известный ученик Абу Ханифы, он рано умер, но говорят, что он превышал по знаниям двух первых. От самого Абу Ханифы хадисы передают Вакиа ибн Джарах и Абдулла ибн Мубарак. Первый ученый был учителем имама Бухари, известного собирателя хадисов. Поэтому странно слышать, когда кто-то пытается опровергать Абу Ханифу хадисами, которые собрал имам Бухари, хотя его учителем был ученик Абу Ханифы.

О знаниях Абу Ханифы свидетельствуют его многочисленные современники. Как говорил тот же Абдулла ибн Мубарак: «я не видел людей, более знающих фикх, чем Абу Ханифа». Также имам Шафии, который учился у шейха Мухаммада, ученика Абу Ханифы, говорил, что ученые фикха подобны детям по сравнению с Абу Ханифой, все факихи ему обязаны. Назр ибн Абу Шамиль говорил, что до Абу Ханифы люди в плане фикха были подобны спящим, а он пришел и разбудил их. Вот так саляфу-с-салих, наши праведные предки оценивали этого человека.

Он не был просто знатоком фикха, который выносил фетвы, он также был величайшим абидом, аскетом, который проводил ночи в поклонении. Рассказывают, что Абу Ханифа шел с кем-то по рынку и услышал, как один человек говорит другому – «смотри, вот идет сам Абу Ханифа, он проводит всю ночь в поклонении». После этого он не оставлял ни одной ночи без поклонения, он говорил, что не хочет, чтобы про него говорили то, чего он не делает.

Также про него рассказывают такую историю. По роду занятий имам был довольно богатым торговцем шелком, он унаследовал это занятие от своего отца. Он всю жизнь тратил свое имущество на своих друзей и учеников – поддерживал их, помогал им, благодаря собственному заработку он не нуждался в чьей-то помощи. Так, однажды он отправил своего ученика на рынок продать какую-то дорогую вещь. Ученик принес ему большую сумму денег. В это же время в мечеть, где был имам, зашел человек, просящий милостыню. Имам взял у своего ученика деньги и не глядя на них, отдал просящему. Ученик удивился: «ты же даже не посмотрел – сколько тут денег». Имам ответил: «это неважно, пусть забирает». Такой аскетизм и богобоязненность были у этого человека. Разве кто-то из современных людей способен отдать первому встречному большие деньги, не зная, кто он и почему просит денег, не требуя у него документов, подтверждающих его нужду?

Тогдашние правители долгое время пытались заставить имама занять пост судьи халифата. Он знал, что правители будут давить на него, вынуждая его принимать выгодные им решения, поэтому, боясь гнева Всевышнего за несправедливый суд, отказывался от этого поста, несмотря на тюремное заключение и неоднократные избиения. В конце концов, он умер в тюрьме, считается, что тоже не без чьего-то участия. Однако он предпочел наказание в этой жизни, боясь наказания в будущей жизни.

Часто приходится слышать от современников, что Абу Ханифа не знал хадисов, он знал только 18 хадисов (некоторые вообще говорят про три хадиса). На самом деле от него передается множество хадисов, из них 215 хадисов, которые передает только он, и 118 хадисов, которые он передает вместе с другими шейхами. Наряду с другими великими имамами, он составил целый сборник хадисов - «Муснад» Абу Ханифы. Муснад – это такой сборник хадисов, который составлен по алфавиту по именам сподвижников, которые эти хадисы передают. Также о нем многие говорили, что он был имамом не только в фикхе, но и в хадисе.

Также многие невежды пытаются доказать, что ханафитский мазхаб – это некая философия, где все основано на доводах разума, у него нет основания в Коране и Сунне. В частности, муджасимиты, которые буквально понимают Коран и Сунну, особенно ненавидят ханафитский мазхаб. Хотя в своем усуле (основах) ханафитский мазхаб не противоречит источникам шариата, которых, как известно, четыре: Коран, хадисы, иджма (единогласное согласие муджтахидов своего времени о каком-то решении) и кыяс (суждение по аналогии. К примеру, в Коране и хадисах ничего не сказано про наркотики, но есть правило, что все опьяняющее запретно, поэтому ученые запрещают наркотики). Абу Ханифа брал решения из всех этих источников. Если решения не было ни в Коране, ни в Сунне, ни в иджме ученых, то в этом вопросе Абу Ханифа брал мнение какого-то сподвижника, если и этого не было, он делал кыяс. Так что те, кто говорит, что он следовал только своему мнению, создал собственную философию, ничего не смыслят в шариате и усуле.

Также известно, что имам Абу Ханифа создал такую отрасль фикха как «аль-фикх ат-такдири». Это такая часть фикха, где ученый пытается смоделировать какие-то ситуации, которые еще не произошли, пытается ответить на вопросы, которых в данное время еще никто не ставил. Имам Абу Ханифа был первым в этом разделе фикха, поэтому ханафитский фикх - самый проработанный, самый детализированный и самый сложный. Этот подход очень помог мусульманским ученым в будущем, когда им пришлось решать какие-то новые вопросы.

Его ученик Ибн Мубарак говорил про его мазхаб: "не говори, «это мнение Абу Ханифы», говори «Это понимание Абу Ханифы»", имея в виду, что он не высказывал частное мнение, это не его личное мнение а это его понимание источников.

Кто-то может спросить – разве может человек, следуя за хадисом, ошибаться? Сам хадис, разумеется, правилен, но наше понимание может быть неправильным. Разумеется, лучшим будет предпочесть понимание великих имамов, а не свое собственное понимание. Если же человек считает, что он знает больше, чем они, то уже тут, конечно, сказать нечего. Если собрать знания всех ученых нашей уммы, то, наверное, они не перевесят знания каждого из четырех великих имамов.

Известно, что однажды Пророк, мир ему, сказал Абдулле ибн Умару: «Твоя религия – это твоя плоть и кровь, поэтому смотри, у кого берешь знания по религии». Изучая биографии великих ученых, иншаАллах, мы будем знать – у кого мы берем знания. И для нас не будет вопроса – за кем следовать.

Однажды группа женщин спросила у великого имама: « Почему женщина не может иметь более одного мужа, тогда как мужчине позволено иметь четырёх жён? ». Имам не смог ответить сразу и пообещал вернуться с ответом позже.

Он вошёл в дом в глубокой задумчивости. Видя отца озадаченным, его дочь Ханифа спросила: «В чём дело? ». И имам рассказал, что не может ответить на вопрос, заданный женщинами. «Я знаю ответ! воскликнула Ханифа. Но я скажу его только при условии, что ты будешь называть свое имя вместе с моим ». Имам согласился.

Ханифа позвала всех тех женщин к себе домой и дала каждой из них по чаше. Она попросила сцедить немного грудного молока в эти чаши. Затем взяла миску и попросила вылить молоко из чаш в нее.

Когда просьба была исполнена, Ханифа сказала, чтобы каждая из них взяла из миски свое молоко обратно. «Но это невозможно! »воскликнули они. «Таковы же последствия брака более чем с одним мужчиной , объяснила Ханифа. Как вы сможете отличить ребенка от одного мужа или от другого? »

Ошеломленные безупречным ответом Ханифы, женщины ушли… С тех пор Ан-Ну’ман ибн Сабит стал называть себя Абу Ханифой.

Справочно

Абу Хани́фа ан-Нума́н ибн Са́бит аль-Куфи (8 сентября 699, Эль-Куфа ‒ 18 июня 767, Багдад) ‒ выдающийся исламский богослов, факих и мухаддис , основатель и эпоним одной из четырёх суннитских правоведческих школ ‒ ханафитского мазхаба .

Имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) родился в 80 году по хиджре в городе Куфа. Его отец Сабит, встретившись в Куфе с ‘Али ибн Абу Талибом (мир ему и благословение), получил для себя и своего ребёнка благословение.

Уже в одиннадцать лет к нему приходили люди узнать его мнение по тем или иным мусульманским вопросам.

В течение сорока лет он совершал утренний намаз, не возобновляя омовение, совершённое перед вечерним намазом, тем самым проводя ночи без сна в поклонении Аллаху.

Нуман ибн Сабит (Абу Ханифа) за свою жизнь пятьдесят пять раз совершил паломничество в Мекку. Во время совершения им последнего хаджа он вошёл в Каабу и совершил двухракаатную молитву, в первом ракаате которой он прочитал пол-Корана, а во втором (ракаате) ‒ вторую половину. В месяце Рамадан Абу Ханифа полностью прочитывал Коран два раза. Всего же за свою жизнь он прочитал Коран семьдесят тысяч раз.

Великий имам учился у четырёх тысяч учёных. Больше всего у шейха Хаммада. Восемнадцать лет Абу Ханифа находился рядом с шейхом. Абу Ханифа настолько уважал и любил своего учителя, что, будучи даже дома, не протягивал ноги в сторону дома шейха Хаммада, хотя расстояние между их домами было семь улиц.

Когда он давал уроки в мечети Куфы, на каждом уроке присутствовало не менее тысячи человек. Из них сорок были муджтахидами (людьми, дошедшими до такого уровня, что могут извлекать те или иные решения из Корана и Сунны).

Великий имам Абу Ханифа, совершив утреннюю молитву, отвечал на вопросы учеников до обеда. После обеденного намаза до ночного обучал их исламским наукам (ильму), а потом шёл в мечеть и до утреннего намаза совершал ибадат (поклонение) Всевышнему.

Однажды на Куфу напали разбойники и украли овец. Думая, что овец зарезали в городе и продали народу, он не ел с того самого дня овечье мясо в течение семи лет, узнав, что овцы живут самое большее семь лет.

Абу Ханифа активно занимался торговой деятельностью. Однажды Абу Ханифа послал несколько рулонов шёлка, которые имели брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абдуррахману на продажу и строго-настрого наказал ему осведомлять покупателей о браке. Несмотря на это, Хафс ибн Абдуррахман забыл о наказе Абу Ханифы и продал ткань людям, не сказав о браке. Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю вырученную сумму от проданного шёлка бедным и неимущим. Весь доход от торговли он расходовал на содержание своих учеников, на оказание материальной помощи своим близким, учителям и т.д.

Как-то раз Абу Ханифа проходил по дороге и некий человек, указав на него, сказал другому: «Этот человек оживляет (проводит в поклонении) всю ночь», в то время как Абу Ханифа оживлял лишь пол-ночи, и с того момента Абу Ханифа начал оживлять всю ночь поклонением и сказал: «Я стыжусь Аллаха, так как мне приписывали то, чего я не совершаю».

В 150 году по хиджре (767г.) из-за невыполнения приказа халифа Абу Джафара Мансура возглавить суд Абу Ханифа попал в тюрьму и был наказан ударами плети. Каждый день количество ударов увеличивалось на десять. В день, когда количество ударов достигло ста, он умер. На его присутствовало около пятидесяти тысяч мусульман.

Абу Ханифа

Имам Абу Ханифа ‒ единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов).

Статья подготовлена по материалам открытых источников.