Чудо света артемиды эфесской. Храм артемиды в турции

Шедевр архитектурного искусства, храм Артемиды прославлял всю греческую цивилизацию. Его руины напоминают о былой славе могущественного государства.

Современность храма

Четвертое чудо света, храм Артемиды в Эфесе, больше не найти в Греции. Его стоит искать в Сельчуке, турецком городе. В свое время там располагался древнегреческий Эфес. И туристам часто предлагаются экскурсии из курортного города Мармариса к руинам священного места покровительницы древней цивилизации.

От древнего чуда остались только руины, которые абсолютно не похожи на храм богини Артемиды в Эфесе.

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний - Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Создание святыни

Легенда гласит, что Артемиду решили прославить на все века амазонки. Для этого они построили ей в Эфесе чудесный дом.

Но, согласно официальным источникам, строили его по заказу Креза, царя из Лидии, два архитектора: Метаген и его отец Херсифрон. Владыке так понравилась идея, что он даже подарил двум проектировщикам по колонне.

Месторасположение было выбрано уже на существующем фундаменте древнего святилища, забытой нынче проэллинской богини. Она также покровительствовала женщинам, но была забыта с приходом культов «олимпийцев».

Первые здания из дерева постоянно сгорали, разрушались, страдали под действием землетрясений. Но в шестом веке до нашей эры, приблизительно в пятьсот шестидесятом году, Крез согласился спонсировать небывалый на то время по своим масштабам проект. Горожане также сдавали деньги, чтобы достроить самый прекрасный во всем мире храм Артемиды в Эфесе. История не сохранила даже его очертаний.

Святилище было решено делать не на жестком грунте, а в мягком болоте, дабы землетрясение не повредило его.

А чтобы масштабное сооружение не осело в болото, под ним вырыли большую яму, которую заполнили шерстью и углем на несколько метров.

Подобные необычные решения принимались и во время перевозки колон. Их пристегивали к волам, словно колеса. Это не только облегчало работу животным, но и позволяло увеличить объёмы перевозок.

Древние греки считали, что и Артемида помогает при строительстве. Архитекторы говорили, что никак не могли положить центральную балку порога на место. Они уже хотели сдаться. Но тут перед ними в облике случайного прохожего возникла богиня. Она взялась за работу, и порог встал на свое место просто идеально.

Во время жизни Херсифрона достроили лишь каркас здания и колоннаду вдоль него. Работы над храмом длились в общей сложности сто двадцать лет. После Метагена к проекту подключились Деметрий и Пеонит. Четыре архитектора на свой вкус добавляли новые детали.

Метаген закончил верх у святилища. Он придумал революционный способ аккуратно и плавно водрузить архитрав сверху капителей колонн. Для этого Метаген приказал наполнять песком сшитые мешки, класть на вершину, а сверху саму перекладину. Не выдержав веса, ткань разрывалась, и из нее потихоньку ссыпался наполнитель. В итоге архитрав становился идеально.

В пятьсот пятидесятом году до Рождества Христова храм Артемиды в Эфесе закончили строить.

Первозданный вид

Видимо, древняя богиня не благоволила к своему святилищу, поскольку оно уничтожалось несколько раз. В своем изначальном виде храм стоял всего лет двести.

Длина его достигала ста десяти метров, а ширина - пятидесяти пяти. Колонны шли вокруг здания в пару рядов. Каждая из них достигала восемнадцати метров в высоту. Еще одно сказание говорит про то, как 127 монархов со всего мира подарили в святилище по одной колонне.

Крышу выстелили плитами из мрамора.

Геростратова слава

Синонимом незаслуженной популярности стало имя одного эгоистичного грека. По преданию, Александр Македонский родился в тот день, когда произошел страшный пожар в Эфесе. Артемида была слишком занята будущим царем, чтобы спасать свой храм.

А в это время никому на то время не известный, ничем не выдающийся грек Герострат решил, что лучший способ заработать себе популярность - поджечь четвертое чудо света.

Он полез в храм Артемиды в Эфесе и поджег его. В 356 году до нашей эры самое прекрасное здание, на которое ушло более ста лет, сгорело.

Совет города осудил преступника на полное забвение. Тем не менее его имя знают и современные люди.

Реконструкция

Александр Македонский распорядился реконструировать храм Артемиды в Эфесе - чудо света Древнего мира. Пожертвования на него брались из всех уголков Греции. Отстраивал здание Александр Дейнократ. Он решил оставить тот же макет храма, при этом приподняв его еще на один уровень выше.

Император хотел, чтобы его имя оказалось на самом святилище. Он предложил горожанам полностью заплатить за реконструкцию в обмен на эту услугу. Эфесцы отказали, аргументировав тем, что бог не может строить храм себе подобным.

Взялись за восстановление прекрасной конструкции и новые художники, скульпторы. Они использовали в своей работе мрамор. Теперь колонны были длиной в двадцать метров. Их делали из больших каменных блоков, что в итоге соединялись вместе.

В середине чуда света

Внутри его украшали барельефы известных художников и работы скульптора Праксителя. Храм Артемиды в Эфесе был самым крупным среди имеющихся святынь давних цивилизаций. Парфенон Афинский оказался в несколько раз меньше.

Центральной фигурой храма стала статуя Артемиды.

Во время археологических раскопок данного места найдена многогрудая статуэтка Артемиды Полистамос, символизирующая изобилие. Некоторые ученые полагают, что это не груди богини, а ритуальные бусы, которыми она обвешана.

Храм Артемиды Эфесской стал настоящим центром культурной и деловой жизни города. Им руководили как сами жрецы богини, так и власти города.

Он выстоял пятьсот лет на таком зыбком месте. Когда пришли римляне, то они не тронули его, сделав храмом схожего культа Дианы. Разные правители устанавливали в помещении статуи из золота и серебра. Храм купался в драгоценных подношениях.

Место быстро прославилось. Его стали относить к семи чудесам света.

Когда на эфесские земли пришло христианство, по легенде, Артемида рассердилась на новую религию, и жители города прогнали приверженцев Иисуса и его апостолов. За эти действия их наказали.

Уничтожение святилища

Святое место греков подверглось варварскому разграблению готскими кочевниками в 263 году нашей эры. Однако оно уцелело.

В четырехсотых годах христианские правители решили разрушить храм Артемиды в Эфесе. На месте древней языческой церкви построили новую. Та вскоре была снесена.

Во время Византийского царства мрамор разнесли по другим церквям и зданиям. Софийский собор сооружали благодаря античным колоннам. Крышу, сделанную из этого материала, разобрали первой. После этого колонны остались без поддержки и просто падали на болотистую местность.

Хватило нескольких десятков лет, чтобы стереть все воспоминания о некогда самом масштабном храме в мире.

О том, где стояло здание, тоже забыли. Только в 1869 году ученый Вуд из Англии нашел его руины. В двадцатом веке откопали фундамент храма. Когда археологи сняли первые камни, то нашли более устаревшую версию античной святыни, которую поджег Герострат.

От гигантского древнего сооружения в сотню колонн теперь практически ничего не осталось. О том, что когда-то на том месте возвышался могущественный храм Артемиды Эфесской, напоминает стоящая в одиночестве полуразрушенная колонна. Ее высота - лишь четырнадцать метров. Время не пощадило еще четыре.

Когда в 1870 году новая английская экспедиция начала работать на указанном Вудом месте, они обнаружили куски фриза и разные небольшие остатки древнего храма. Выкопанные артефакты сейчас охраняются в Британском историческом музее, в Лондоне, а также в музее столицы Турции.

Где находится храм Артемиды в Эфесе?

Добраться до памятника истории можно благодаря многочисленным указателям. Он расположился в Артемисионе.

Туристу нужно повернуть сразу же после того, как он выехал из Сельчука на трассу в Кушадасы. Свернув на первом же повороте, можно легко добраться до места.

Вся прогулка по храму не отнимет больше пятнадцати минут от силы, с прочтением информационного стенда на месте, где раньше располагалось четвертое чудо света - храм Артемиды в Эфесе.

Пройти и посмотреть, где был храм, можно абсолютно бесплатно.

В городе Сельчук стоит зайти в музей истории Эфеса. Там хранятся некоторые находки из храма богини Артемиды.

Артемисион, храм Артемиды в Эфесе (древний город в Карии, на западном побережье Малой Азии), был одним из самых прославленных центров паломничества античного мира.

Артемида с давних времен почиталась в городах Малой Азии, как богиня плодородия. Но малоазиатская Артемида и греческая богиня охоты Артемида как бы не один персонаж истории. Древние жители малой Азии посему называли свою богиню Артемида Эфесская.

Праздник богини Артемиды был и там, и там. В Эфесе в этот месяц устраивались пышные празднества в честь рождения богини.

Кто построил храм Артемиды

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища.

Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса.

Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».

Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Затем началась закладка фундамента.

Длительное стороительство

По преданию, строительство Артемисиона продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.

Строительство верхней части храма продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных ранее приемов. Метаген также не дожил до завершения грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда, простоял он недолго, около 100 лет.

Грек сжегший храм Артемиды

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.

Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Но как видите, мы знаем это имя, Герострат увековечил свое имя!

Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться. Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.

Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.

Храму быть

Восстановленный храм поражал своими масштабами. Он занимал площадь 110 на 55 метров и был окружен двойным рядом колонн, каждая высотой 18 метров. В архитектуре нового здания соединялись черты ионийского и коринфского ордера. Внутри установили 36 колонн, украшенных рельефами.

Храм был облицован изнутри мраморными плитами, кровлю также покрывала мраморная черепица. В центре основного помещения находилась огромная (высота 15 метров) статуя Артемиды, которая была вырезана из дерева и украшена множеством драгоценностей. В отделке храма принимали участие известные скульпторы и живописцы.

Рельефы одной из колонн были выполнены знаменитым художником и скульптором Скопасом, создавшим статую царицы Артемисии в Галикарнасском мавзолее. Афинский скульптор Пракситель украшал рельефами алтарь. Известные художники того времени дарили храму свои картины, например уроженец Эфеса Апеллес.

Храм Артемиды Эфесской стал одним из знаменитых музеев древности. Множество картин и скульптур находилось как во внутреннем помещении храма, так и в каменной ограде возле него. Также там была установлена статуя женщины, изготовленная самосским мастером Ройком, который, по свидетельству древних авторов, первым изобрел способ отливки скульптур из меди.

Своеобразный банк

Артемисион был не просто музеем и картинной галереей. Как и другие греческие храмы, он был своеобразной кассой взаимопомощи и банком. Здесь хранили свои деньги и люди, и целые государства со всех концов эллинского мира. Например, известный историк Ксенофонт, ученик Сократа, перед походом в Персию оставил жрецам на хранение большую сумму денег. В период его отсутствия жрецы храма могли распоряжаться ими, как сочтут нужным.

В случае его гибели все деньги переходили храму. После возвращения Ксенофонт в знак благодарности построил на сохраненные деньги в городе Скиллунте, в Элиде, небольшой храм, точную копию эфесского. Жрецы храма Артемиды не просто берегли деньги, переданные им на хранение. Они давали их всем желающим под большие проценты и тем самым приумножали богатства храма.

Во II веке до н. э. в Малой Азии установилась власть Рима. Многие города подверглись разграблению и пришли в упадок. Но Эфес по-прежнему продолжал процветать.

Он стал резиденцией римского проконсула, и потому на его благоустройство выделялись значительные средства. Продолжал богатеть и Артемисион.

  • Во-первых, крупную сумму ему выделяли городские власти.
  • Во-вторых, храм получал часть тех денег, которые поступали в казну после конфискации имущества и взыскания штрафов.

Живший во II веке н. э. писатель Дион Хризостом писал: «У эфесян… вложено в храме Артемиды много денег частных лиц, не только эфесян, но и иностранцев и людей откуда угодно, а также деньги, принадлежащие народам и царям. Все помещающие вклады, помещают их ради безопасности, так как никто никогда не осмелится обидеть это место, хотя были бесчисленные войны и город не раз был взят. Ясно, что деньги лежат просто на счете, но обычно их дают взаймы эфесцам под заемные письма».

Храм Артемиды славился своим богатством

Богатство храма составляли не только деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары, которые преподносили богине благочестивые граждане. Многие по завещанию оставляли храму свое имущество. Благодарственные декреты с именами дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто удостоился особой благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса – Дамиан. На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.

На нескольких каменных плитах был выбит благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, который пожертвовал храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал специально назначенный жрец, а в дни больших праздников их под охраной переправляли в театр и устанавливали на постаменте.

Римляне оставили за Артемисионом и традиционно существовавшее у него право убежища – ни один государственный преступник или беглый раб не мог быть схвачен на территории храма. Считалось, что он находится под защитой самой богини Артемиды.

Захват Эфеса

В III веке н. э. былое могущество Рима сошло на нет. Государство с трудом сдерживало напор многочисленных врагов. Они неоднократно устраивали набеги, грабя и разоряя местное население. В 263 году Эфес был захвачен готами, святилище Артемиды разграблено. С утверждением христианства храм языческой богини стал подвергаться нападкам со стороны христианских проповедников, которые натравливали на него толпы верующих. Мраморные плиты Артемисиона использовали при строительстве различных сооружений. А затем на месте храма возвели христианскую церковь, которая также вскоре была разрушена.

Сильнее всего здание храма пострадало от того, что было построено на болотистой почве. Со временем остатки разрушенного храма затянула трясина. Сам город Эфес потерял свое былое значение, гавань обмелела, корабли перестали приставать к пристани. А в 1426 году он был захвачен турками, и на месте древнего города возникла небольшая турецкая деревня.

Раскопки

Лишь со второй половины XIX века началось серьезное изучение этих мест археологами. Почти семь лет работала экспедиция Британского музея во главе с английским инженером и археологом Дж. Т. Вудом, проводившая раскопки на месте Эфеса. За это время археологи сделали множество находок. Был обнаружен эфесский театр, рассчитанный на 24 тысячи зрителей, библиотека и много других величественных сооружений. А в канун 1870 года под 60-метровым слоем ила археологи обнаружили следы знаменитого храма Артемиды Эфесской, считавшегося в Древнем мире одним из чудес света.

Раскопки были продолжены под руководством австрийского ученого Антона Баммера. Удалось выяснить, что храм представлял собой прямоугольник, окруженный колоннами. Внутри его находился двор, а в центре – плита, на которой, по всей видимости, располагался либо жертвенник, либо сама статуя Артемиды. В 1903 году англичанин Дэвид Хогарт, обследуя руины храма, обнаружил брошки, заколки для волос, драгоценные серьги и множество мелких монет из сплава золота с серебром, в древности называвшегося электроном.

Археологи нашли обломки колонн с рельефами, которые хранятся теперь в Британском музее. Был полностью вскрыт фундамент храма. Тем не менее этого недостаточно, чтобы восстановить подлинный облик Артемисиона. Внешний вид статуи Артемиды реставрируют по изображениям на монетах и по найденной в середине XX века копии. Мы можем лишь предполагать, как на самом деле выглядел храм – одно из величайших чудес, созданных гением и трудом человека.

Александр - Почему поляки не любят русских или 7 польских обид

Как относились к России во времена Ивана Грозного мы знаем со слов европейских шелкоперов для которых ЛЮБОЙ народ вне Европы (и китайцы в том числе) варвары и дикари! А вот тот факт, что итальянские зодчие к нам шли потоком говорит о том, что Россия была динамично развивающимся государством и умные люди к ней тянулись! А злопыхатели воняли...как и Вы сейчас!

Игорь - Где жили евреи до Израиля?

ты почитай тору,другие произведения иудаизма. может будешь ближе к этому богатому талантами народу!

Валерий Пивоваров - Кто такие молдаване?

Герб Даков «Атакующий сокол» ныне является Гербом Украины Даки Великий римлянин Траян Слывёт, как покоритель гордых Даков Но летопись Траяна лишь обман Ему достался раб*, а славный Дак Ушёл на северо-восток к варягам А за Прутом** то римляне, то турки За чернью чернота волной вздымалась От Даков в том краю (добились «чурки»***) Ни облика, ни духа не осталось А славный Дак, кочевников сметая Осваивался в новых диких землях Возделывая их и защищая Выстраивая крепости на реках Молдове положил начало славный Дак А на востоке был заложен Киев – град За Волгу, за Урал затем ушёл мессия И веру дал всем кочевым варягам Молдова, Украина, вся Россия Великие потомки славных Даков *раб – человек, мечтающий не о свободе, а о собственных рабах. **Прут – река, до которой смог дойти Траян и практически вдоль которой обозначен «траянский вал». ***«чурки» – люди, издающие непонятные звуки, которых славяне (особенно юго-западные), обычно, чурались (на Руси таких ещё называли «немцами»). Для справки: ДАКИ (лат. Daci) - группа фракийских племен, потомков ариев, занимавших территорию к Северу от Дуная до отрогов Карпатских гор и к Востоку до Днепра (по некоторым данным – до Крыма). Известны грекам уже в 5 в. до н. э., а с 1 в. до н. э. в непосредственное соприкосновение с Даками пришли римляне. Общество Даков было высокоразвитым, хотя, по-видимому, не все племена отличал одинаковый уровень развития. Даки занимались земледелием и скотоводством; у них было развито горнорудное дело и обработка металлов, керамическое производство с использованием гончарного круга. Уже в 5 и 4 вв. до н. э. Даки вели торговлю с греческими городами, а c 1 в. до н. э. - с римскими купцами; чеканили серебряную монету. Еще в середине 1 в. до н. э. Даки под руководством своего царя и вождя Буребисты распространили свою власть на племена дунайского правобережья и некоторые из греческих западно-понтийских городов. Наибольшего расцвета Дакия достигла при Децебале, объединившем под своей властью и часть сарматских племён. Даков (греки называли их Гетами) безуспешно пытались завоевать Дарий (Персидский царь), Филипп (отец Александра Македонского) и сам Македонский. Даки били врага на своей территории. Подобные методы борьбы с захватчиками использовали затем Штефан чел Маре (Великий), Иван Грозный, Пётр Первый, Кутузов. В течение 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. римляне тоже предприняли ряд походов против Даков (при Августе, Нероне). При Домициане война с Даками окончилась для римлян неудачно. По условиям мира (в 89) римляне были обязаны выплачивать Дакам ежегодные субсидии и предоставлять им римских ремесленников и мастеров "мирных и военных специальностей". Следующий и последний этап борьбы римлян с Даками приходится на время Траяна, когда в результате войн в 101-102 и в 105-106 часть Дакии (западнее реки Прут), отделённая траянским валом, потеряла независимость и была превращена в римскую провинцию. И случилось это лишь потому, что тогда Даки впервые сами развязали захватническую войну и моральное преимущество оказалось на стороне римлян. Тех Даков, которые остались на захваченной территории западнее Прута (траянского вала), римляне превратили в рабов. А свободные или, как они сами себя называли, славные Даки укрепили свои позиции восточнее Прута и назвали этот укрепрайон Молт-дава (Молдова, ибо molta – много и dava – крепость). Территория славных Даков тогда простиралась от Прута до Днепра и даже до Крыма. Современники Траяна так описывали Даков: "...люди роста выше среднего, светлые волосы, голубые глаза, широкий нос. Занимаются скотоводством, земледелием и ремеслом. Живут в рубленных избах...". И этот народ никуда не исчез. Наоборот, двигаясь на Восток, славные Даки (впоследствии - славяне) основали на правом берегу Днепра крепость Киев для защиты от набегов варваров с Востока. И затем территория славных Даков или славян была названа Киевской Русью, а Герб Даков (атакующий сокол) до сих пор является государственным Гербом Украины (переименован в трезубец). В 5 в. Восточная часть Римской империи распалась и свободные Даки вновь сместились на правобережье Прута, потеснив римских рабов вместе с их (тогда уже немногочисленными) хозяевами на Запад. На этих территориях впоследствии были образованы Молдавское княжество (потомки славных Даков) и Валахия (потомки бывших рабов). В середине второго тысячелетия на Молдову постоянно накатывались орды османов, но Штефан чел Маре умело их сдерживал, уничтожая турок на своей территории. Как правило, вместе с турками на Молдову за добычей шли и Валахи. За это предательство Штефан дважды сжигал Бухарест. Завоёвывая Валахию, Штефан не присоединял её к Молдове, а назначал управлять Валахами своего кузена Влада Цепеша (Дракулу), затем Влада Монаха (сын Цепеша). Дальнейшие события описаны довольно подробно в официальной хронике.

Семь чудес света: Храм Артемиды Эфесской

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ – величественный храм в честь Артемиды, богини луны, покровительницы животных и молодых девушек. Построен в 560 году до н.э. царем Лидии Крезом в городе Эфесе на побережье Малой Азии, к северу от р.Меандр.
Считается одним из так называемых «семи чудес света»; был центром почитания богини Артемиды, культ которой слился с культом местной богини плодородия, изображавшейся в виде матери-кормилицы.

Храм строился на болотистой почве, фундамент был предварительно укреплен, чтобы избежать разрушений от частых в тех местах землетрясений. Архитекторы Херсифон и Метаген с о.Крит возвели прямоугольный в плане храм (55 ? 105 м), который был окружен 127 ионическими колоннами высотой 18 м. В каждом из двух рядов главного фасада стояло по 8 колонн. Строительство храма длилось 120 лет, его закончилм архитекторы Пеонит и Деметрий.

В 356 до н.э. житель г.Эфеса Герострат, решив прославиться и увековечить свое имя, поджег знаменитый храм, в пожаре были повреждены стены, рухнула крыша. Решено было вновь отстроить святилище. На собранные средства архитектор Хейрократ перестроил храм, внеся незначительные изменения: было поднято основание храма, увеличено число ступеней. Внутри находилась огромная статуя Артемиды в виде матери-кормилицы (15 м). Скульптура была выполнена из дерева, одежда и украшения – из золота. Последующие столетия принесли немало разрушений: в 263 храм был разграблен готами, во времена Византийской империи мраморные плиты храма использовались для других построек, позже на месте храма была возведена несохранившаяся ныне христианская церковь. Но наибольшее разрушение принесла болотистая почва, на которой был расположен храм. В результате раскопок сейчас найден фундамент сооружения, обломки колонн, украшенных рельефами, они находятся в Британском музее.

Храм Артемиды в Эфесе входит в число семи чудес света – наиболее знаменитых памятников скульптуры и архитектуры, описанных еще античными историками и путешественниками, в т.ч. «отцом истории» Геродотом (р. ок. 484 – ум. ок. 425 до н.э.) в его Истории. В это число наряду с храмом Артемиды (ок. 550 до н.э.) и древнеегипетскими пирамидами (3 тыс. до н.э.) входили висячие сады Семирамиды (7 век до н.э.), мавзолей в Галикарнасе (сер. 4 в. до н.э.), Колосс Родосский (статуя Гелиоса на о.Родос, ок. 292–280 до н.э.), статуя Зевса в Олимпии (Греция, ок. 430 до н.э.), маяк на о.Фарос в Александрии (Египет, 3 в. до н.э).

До наших дней дошли почти полностью только пирамиды. Близ города Хилла в Ираке находятся руины сводчатых сооружений: по-видимому, «висячие сады» разбивались на их кровле. В Британском музее в Лондоне хранятся фрагменты скульптуры галикарнасского мавзолея (скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис, Леохар). От храма Артемиды в Эфесе (ионийский диптер), отстроенного арх. Хейрократом, сохранились фундаменты. Другие «чудеса света» известны лишь по изображениям и описаниям.

Зачем Герострат сжёг храм Артемиды Эфесской?

Герострат - грек из города Эфес (Малая Азия), который в 366 г. до н.э. сжёг храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним из семи чудес света. Сделал он это только для того (как он сознался во время пытки), чтобы его имя дошло до потомства. Хотя жители Эфеса решили не произносить его имя, Герострата упомянул древнегреческий историк Феопомп (4 в. до н.э.). По преданию, храм сгорел в ту самую ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Имя Герострата приобрело нарицательное значение для людей, пытающихся снискать "геростратову славу" в ущерб культурным и природным памятникам.

Пожар в храме был явным предзнаменованием того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её. Не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Древний город Эфес. (pinterest.ru)

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) — местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света.


Вид на руины храма Артемиды. (pinterest.ru)

Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора — так проблема была решена.


Александр Македонский на фрагменте мозаики из Помпей. (pinterest.ru)

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто — и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью — и только после этого сверху начали строить фундамент.

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина — 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Однако, храм простоял недолго — около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Преступление Герострата

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.