Евангелие от иоанна с пояснениями глава 10. Толкование Евангелия от Иоанна

Л. Иисус – дверь овцам (10,1-10)

10,1 Эти стихи тесно связаны с последней частью главы 9. Там описана беседа Господа Иисуса с фарисеями, утверждавшими, что они – законные пастыри народа израильского. Именно к ним Господь Иисус обратился здесь. О серьезности того, о чем Он собирался говорить, свидетельствует выражение: "Истинно, истинно говорю вам..."

Двором овчим было огороженное пространство, в котором овцы укрывались на ночь. Эту территорию окружал забор, в котором имелись ворота, использовавшиеся как дверь. Здесь "двор овчий" относится к иудейскому народу.

Многие приходили к иудейскому народу, желая стать его духовными вождями и руководителями. Они провозглашали себя "мессиями". Но они не входили путем, предсказанным в ВЗ для Мессии. Они перелазили инде.

Они представали перед Израилем так, как сами считали нужным. Эти люди были не истинными пастырями, а ворами и разбойниками. Вор – это тот, кто берет то, что ему не принадлежит, разбойник при этом еще пускает в ход и насилие. Фарисеи были ворами и разбойниками. Они стремились управлять израильским народом и делали все от них зависящее, чтобы воспрепятствовать принятию истинного Мессии. Они преследовали последовавших за Иисусом и в конечном счете приговорили Иисуса к смерти.

10,2 Этот стих говорит о Самом Иисусе. Он пришел к потерянным овцам дома Израилева. Он – истинный Пастырь овец. Он вошел через дверь, то есть Его приход во всем соответствовал ветхозаветным пророчествам о Мессии. Он не был самозваным Спасителем, но пришел в совершенном повиновении воле Своего Отца. Он отвечал всем условиям.

10,3 Есть значительные разногласия в идентификации придверника в этом стихе. Одни думают, что этим словом обозначены пророки ВЗ, предсказавшие пришествие Христа. Другие полагают, что здесь говорится об Иоанне Крестителе, так как он был предтечей истинного Пастыря. Некоторые не менее уверены, что придверник в этом стихе – Святой Дух, открывающий дверь, чтобы впустить Господа Иисуса в сердца и жизни.

Они узнают его голос как голос истинного пастыря. Как обычная овца узнает голос своего пастыря, так и среди иудеев нашлись те, кто распознал Мессию, когда Он явился. Повсюду в Евангелии мы слышим Пастыря, зовущего Своих овец по имени. Он звал нескольких учеников в главе 1, и они все услышали Его голос и ответили. Он позвал слепого в главе 9. Господь Иисус все еще призывает тех, кто примет Его как Спасителя, и этот призыв звучит для каждого в отдельности, он индивидуален.

Слова "и выводит их" могут означать, что Господь Иисус вывел услышавших Его голос из овчего двора Израилева. Там они были заперты и окружены забором. Закон не давал им никакой свободы. Господь выводит Своих овец к свободе Своей благодати. В предыдущей главе иудеи отлучили человека от синагоги. При этом, сами того не ведая, они помогли делу Господа.

10,4 Когда истинный Пастырь выведет Своих овец, Он не гонит их, а идет перед ними. Он не посылает их идти туда, где Сам еще не ступал. Он всегда идет впереди овец, как их Спаситель, их Руководитель и пример для подражания. Истинные Христовы овцы идут за Ним. Они становятся овцами не потому, что следуют Его примеру, но благодаря новому рождению. Получив спасение, они желают идти туда, куда Он ведет.

10,5 Тот же самый инстинкт, который позволяет овцам узнавать голос истинного пастыря, побуждает их бежать от чужого. Чужие – это фарисеи и другие иудейские вожди, заинтересованные в овцах только ради личных выгод. Наглядный пример этому – человек, обретший зрение. Он не только услышал голос Господа Иисуса, но и узнал, что фарисеи – чужие. Поэтому он отказался повиноваться им, хотя это и повлекло за собой отлучение.

10,6 Здесь ясно отмечено, что Иисус сказал эту притчу фарисеям, но они не поняли, потому что не были истинными овцами. Если бы они были таковыми, то услышали бы Его голос и пошли за Ним.

10,7 Тогда Иисус привел еще один пример. Он больше не говорил о двери в двор овчий, как в стихе 2. Здесь Он назвал Себя дверью овцам. Теперь вопрос заключался не в том, чтобы войти в дверь овчего двора израильского, а в том, чтобы избранные овцы Израиля вышли из иудаизма и пришли к Христу – двери.

10,8 Все, кто приходил перед Христом, мечтали о власти и высоком положении. Но избранные овцы Израилевы не слышали их, потому что знали, что те притязали на не принадлежащее им по закону.

10,9 Стих 9 – один из восхитительных стихов, который достаточно легко могут понять ученики воскресной школы и который всегда будет давать пищу для размышлений познавшим многое ученым. Христос – дверь. Христианство – не вероучение или церковь. Это Личность, и эта Личность – Господь Иисус Христос. "Кто войдет Мною". Спасение можно получить только через Христа. Не посредством крещения, не участием в Вечере Господней. Мы должны войти через Христа и тем путем, который определил Он. Приглашаются все. Христос – Спаситель как иудеев, так и язычников. Но чтобы спастись, человек должен войти. Он должен принять Христа верой. Это – личный шаг, и без него нет спасения. Тот, кто войдет, спасется от наказания, от власти греха и в конечном счете от его присутствия.

Получив спасение, они и войдут и выйдут. Возможно, здесь заложена та мысль, что они верой войдут в присутствие Божье, чтобы поклоняться Ему, а затем выйдут в мир, чтобы свидетельствовать о Господе. Во всяком случае, это картина совершенной безопасности и свободы в служении Господу.

Входящие находят пажити. Христос не только спасает и дарует свободу, но Он также защищает и насыщает. Его овцы найдут пажити в Слове Божьем.

10,10 Цель вора – украсть, убить и погубить. Он приходит из чисто эгоистических соображений. Для удовлетворения личных желаний он даже убивает овец. Но Господь Иисус приходит в человеческое сердце не по эгоистичным причинам. Он приходит, чтобы дать, а не взять. Он приходит для того, чтобы люди имели жизнь и имели с избытком. Мы получаем жизнь в тот момент, когда принимаем Его как нашего Спасителя. Получив спасение, мы, тем не менее, обнаруживаем, что существуют различные степени наслаждения жизнью. Чем больше Дух Святой действует в нас, тем больше мы наслаждаемся жизнью, данной нам. Тогда мы не только имеем жизнь , но имеем с избытком.

М. Иисус, Пастырь добрый (10,11-18)

10,11 Много раз Господь Иисус использовал выражение "Я есмь", одно из имен Божества. Каждый раз Он притязал на равенство с Богом Отцом. Здесь Он представился как пастырь добрый, полагающий жизнь Свою за овец. Обычно овцы вынуждены полагать жизни свои для пастыря. Но Господь Иисус умер за стадо.

К пролитию жертвенной Крови
Этого Пастыря вела жалость.
Он добровольно умер вместо нас,
Чтобы стать между нами и врагом
.

(Томас Келли)

10,12 Наемник – это тот, кто служит за деньги. Например, пастырь мог бы платить кому-то еще, чтобы тот заботился об овцах. Фарисеи были наемниками. Их интерес к людям основывался на деньгах, которые они получали взамен. Наемнику овцы не свои. Когда подступает опасность, он убегает и оставляет овец на съедение волкам.

10,13 Наши поступки обусловлены нашей подлинной сущностью. Наемник служит ради платы. Он нерадит об овцах. Его больше интересует собственное благосостояние, нежели их сохранность. Сегодня в Церкви есть много наемников, не имеющих истинной любви к овцам Божьим, которые выбирают служение как удобное занятие.

10,14 Опять Господь говорит о Себе как о пастыре добром. Добрый (греч. kalos) означает здесь "идеальный, достойный, лучший, непревзойденный".

В Нем есть все эти качества. Затем Он говорит об очень близких отношениях между Ним и Его овцами. Он знает Своих, и Свои знают Его. Это удивительная истина!

10,15 Этот стих является продолжением предыдущего: "...и знаю Моих, и Мои знают Меня: как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца". Это действительно потрясающая истина! Свои отношения с овцами Господь сравнил с отношениями, существующими между Ним и Его Отцом. Между Пастырем и овцами существуют тот же союз, общность, близость и понимание, что и между Отцом и Сыном. "И жизнь Мою полагаю за овец", – добавил Он. Еще раз перед нами одно из многих утверждений Господа Иисуса об ожидающей Его смерти на кресте ради искупления грешников.

10,16 Стих 16 – ключ ко всей главе. Другие овцы, которых Господь упоминает здесь, – это язычники. Его приход в мир главным образом предназначался для овец Израиля, но Он также имел в виду спасение язычников. Языческие овцы не принадлежали к иудейскому двору. Но большое сердце Господа Иисуса имело сострадание и к этим овцам, и, по воле Божьей, Ему надлежало привести и их к Себе.

Он знал, что они окажутся более готовыми, чем иудеи, услышать Его голос.

В последней части стиха есть очень важный переход от двора иудаизма к стаду христианства. Этот стих позволяет нам бегло взглянуть на будущее иудеев и язычников, которые будут едины во Христе; прежние различия между этими народами исчезнут.

10,17 В стихах 17 и 18 Господь Иисус объяснил, что Он предпримет, чтобы привести избранных иудеев и язычников к Себе. Он с готовностью ожидал Своей смерти, погребения и воскресения из мертвых. Эти слова были бы совершенно неуместны, если бы Господь Иисус был простым человеком. Он говорил о том, что отдает жизнь Свою, чтобы опять принять ее по собственной воле. Только Он мог сделать это, потому что Он – Бог. Отец любил Господа Иисуса потому, что Он был готов умереть и восстать вновь, чтобы потерянные овцы могли получить спасение.

10,18 Никто не мог отнять жизнь у Господа. Он Бог и, значит, стоит над всеми убийственными заговорами Своих творений. Он имел в Себе власть отдать Свою жизнь, и Он также имел власть опять принять ее. Но разве не люди убили Господа Иисуса? Да, люди. Об этом ясно сказано в Деяниях (2,23) и в 1 Фессалоникийцам (2,15).

Господь Иисус позволил им сделать это, что и являлось проявлением Его власти отдать Свою жизнь. Кроме того, Он "предал Дух" (Ин. 19,30); это было действие Его личной силы и воли.

"Сию заповедь получил Я от Отца Моего". Отец поручил, или повелел, Господу отдать жизнь Свою и вновь восстать из мертвых. Его смерть и воскресение были необходимыми действиями в выполнении воли Отца. Поэтому Он подчинился смерти и, согласно Священному Писанию, восстал вновь на третий день.

Н. Распря среди евреев (10,19-21)

10,19 Слова Господа Иисуса стали поводом к очередной распре между иудеями. Приход Христа на землю, в дома и в сердца людей, скорее несет меч, а не мир. Только принимая Его как Господа и Спасителя, человек познает мир в Боге.

10,20-21 Господь Иисус был единственным когда-либо жившим совершенным Человеком. Он ни разу не сказал неправды и не совершил зла. И все же человеческое сердце было настолько развращено, что, когда Он пришел со словами любви и мудрости, люди говорили, что Он одержим бесом и безумствует и Его слова не заслуживают внимания. Это, конечно, не делает чести человеческой расе. Другие думали иначе. Они признали слова и дела Господа Иисуса как такие, которые может совершать хороший Человек, а не бес.

О. Своими делами Иисус доказал, что Он Христос (10,22-39)

10,22 Между стихами 21 и 22 в повествовании есть перерыв. Господь Иисус больше не говорил с фарисеями, Он обращался вообще к иудеям. Мы не знаем, сколько времени прошло между этими стихами. Кстати, здесь, единственный раз в Библии, упоминается праздник Обновления, или по-еврейски Ханукка. Считается, что этот праздник установлен Иудой Маккавеем, когда храм был повторно освящен, после того как в 165 г. до н.э. его осквернил Антиох Эпифан. Это был ежегодный праздник, установленный иудеями, а не Господом. И была зима не только по календарю, но также и духовная.

10,23-24 Общественное служение Господа было почти завершено, и Он собирался показать Свое полное посвящение Богу Отцу смертью на кресте. Притвор Соломонов был закрытым двором, смежным с храмом Ирода. Там, где ходил Господь, было много свободного пространства, что позволило иудеям собраться вокруг Него.

Иудеи обступили Его и говорили Ему: "Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо".

10,25-26 Иисус вновь напомнил им о Своих словах и делах. Он часто говорил им, что Он Мессия, а чудеса, которые Он творил, доказывали истинность Его заявлений. Еще раз Он напомнил иудеям, что Он творил чудеса властью Своего Отца и во славу Своего Отца. При этом Он показал, что Он действительно Тот, Кого Отец послал в мир. Их нежелание принять Мессию доказывало, что они не из Его овец. Если бы они были расположены принадлежать Ему, они с готовностью поверили бы Ему.

10,27 Следующие несколько стихов вполне ясно учат тому, что никакая истинная овца Христова не погибнет. Вечная безопасность верующего – великолепный факт. Истинные овцы Христовы слышат Его голос. Они слышат его, когда проповедуется Евангелие, и отвечают, принимая Его верой.

Затем они слышат Его голос день за днем и повинуются Его Слову. Господь Иисус знает Своих овец. Он знает каждую овцу по имени. Ни одна не останется без Его внимания. Никто не может потеряться по недосмотру или небрежности с Его стороны. Овцы Христовы идут за Ним сначала через спасительную веру в Него, затем следуя за Ним в повиновении.

10,28 Христос дает Своим овцам жизнь вечную. Эта жизнь будет длиться вечно. Эта жизнь не обусловлена их поведением. Это – вечная жизнь, которой нет конца. Но вечная жизнь – это также качество жизни. Это жизнь Самого Господа Иисуса. Эта жизнь способна наслаждаться всем, что Бог посылает здесь, в этой жизни, и в равной степени соответствует нашей небесной обители. Обратите особое внимание на следующие слова: "...и не погибнут вовек". греческом языке здесь двойное отрицание в целях усиления.) Если бы какая-нибудь овца Христова погибла, то Господь Иисус был бы виновен в том, что не сдержал обещания, а это невозможно. Иисус Христос Бог, и Он не может потерпеть неудачу. Он обещал в этом стихе, что никакая овца по Его воле не будет проводить вечность в аду.

Значит ли это, что человек может получить спасение и затем жить так, как ему нравится? Может ли он поучить спасение, а затем продолжать предаваться греховным наслаждениям этого мира? Нет, он больше не желает делать этого. Он хочет следовать за Пастырем. Мы не живем христианской жизнью, чтобы стать христианами или сохранить свое спасение. Мы живем христианской жизнью, потому что мы христиане. Мы желаем жить святой жизнью не потому, что опасаемся потерять свое спасение, но из благодарности Тому, Кто умер за нас. Доктрина о вечной безопасности не поощряет легкомысленную жизнь, а скорее служит мощным стимулом для святой жизни.

Никто не может похитить верующего из руки Христа. Его рука всемогуща. Она создала мир и даже теперь поддерживает его. Нет такой силы, которая может похитить овец из Его руки.

10,29 Верующий не только в руке Христа; он также находится в руке Отца. Это – гарантия двойной безопасности. Бог Отец больше всех, и никто не может похитить верующих из руки Отца.

10,30 Теперь Господь Иисус добавил еще одно притязание на равенство с Богом: "Я и Отец – одно". Вероятно, здесь подразумевается то, что Христос и Отец имеют равную власть. Иисус только что говорил о власти защищать овец Христовых. Поэтому Он объяснил, что Его власть такая же, как и власть Бога Отца. Конечно, то же самое истинно и в отношении всех других атрибутов Божества. Господь Иисус Христос – полностью Бог и равен Отцу во всем.

10,31 У иудеев не возникло ни одного вопроса о том, что Спаситель имел в виду. Они поняли, что Он открыто провозглашал Свою Божественность. Поэтому они опять схватили каменья, чтобы побить Его.

10,32 Прежде чем они смогли швырнуть каменья, Иисус напомнил им о многих добрых делах, явленных Им от Отца Его. Затем Он спросил, которое из дел привело их в бешенство, что они хотят побить Его камнями.

10,33 Иудеи отрицали, что хотят побить Его за чудеса. Скорее они хотели побить Его камнями, полагая, что Он богохульствует, когда объявляет о Своем равенстве с Богом Отцом. Они отказывались признать, что Он больше чем человек. Но из Его заявлений им было вполне очевидно, что Он делает Себя Богом. Такого они не могли допустить.

10,34 Тогда Господь Иисус процитировал иудеям из Псалма 81,6. Он назвал его частью закона. Иными словами, этот стих был взят из ВЗ, который они признавали как богодухновенное Слово. Полностью стих звучит так: "Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы". Псалом был адресован судьям Израиля. Они назывались "богами" не потому, что были действительно Божественными, а потому что представляли Бога, когда судили людей. В еврейском языке слово "боги" (элохим ) буквально означает "могущественные" и может применяться к важным особам, таким как судьи. (Из остальной части Псалма ясно, что они были всего лишь люди, а не божества, потому что судили несправедливо и в угоду знатным особам извращали правосудие.)

10,35 Господь процитировал этот стих из Псалма, показывая, что Бог использовал слово боги, чтобы описать людей, к которым было обращено слово Божье. Другими словами, эти люди были посланниками Божьими. Через них Бог говорил с израильским народом. "Они представляли Бога в Его власти и суде и были наделены определенными Богом полномочиями".

"И не может нарушиться Писание", – сказал Господь, выражая Свою веру в богодухновенность ВЗ. Он говорит о ВЗ, как о безошибочных Писаниях, которые должны исполниться и которые нельзя отрицать. Не только мысли или идеи, но и сами слова Священного Писания богодухновенны. Все Его доказательство основано на единственном слове "боги".

10,36 Господь привел аргументы "от меньшего к большему". Если несправедливые судьи назывались в ВЗ "богами", насколько же больше прав было у Него сказать, что Он Сын Божий. К ним пришло Слово Божье; Он был и есть Слово Божье. Они назывались богами; Он был и есть Бог. Они никогда не скажут о себе, что Отец освятил их и послал в мир. Они рождены подобно всем другим сыновьям падшего Адама. Но Иисус был освящен Богом Отцом от вечности, чтобы стать Спасителем мира, и Он был послан в мир с небес, где всегда обитал со Своим Отцом. Таким образом, Иисус имел полное право на равенство с Богом.

Он не богохульствовал, утверждая, что Он Сын Божий, равный с Отцом. Сами иудеи использовали термин "боги", обращаясь к коррумпированным людям, которые являлись всего лишь представителями или судьями Божьими. Сколько же еще Он может заявлять о праве на этот титул, если Он в действительности был и есть Бог? Хорошо сказал Самюэль Грин:

"Иудеи обвиняли Его в том, что Он называл Себя Богом. Он не отрицает, что называл Себя Богом. Но Он отрицает, что богохульствовал, и это то основание, которое могло полностью оправдать Его даже в притязании на Божественные почести, а именно: что Он Мессия, Сын Божий, Еммануил. То, что иудеи не надеялись, что Он откажется от Своих высоких притязаний, очевидно, наконец, из той продолжительной вражды, которая постоянно проявлялась. См. стих 39". (Samuel Green, "Scripture Testimony to the Deity of Christ", p. 7.)

10,37 Снова Спаситель сослался на чудеса, которые Он творил в доказательство Своей Божественной миссии. Но обратите внимание на выражение: "...дела Отца Моего". Сами по себе чудеса еще не являются доказательством Божественности. Мы читаем в Библии о злых существах, обладающих властью творить время от времени чудеса. Но чудеса Господа были делами Его Отца. Они служили двойным доказательством того, что Он – Мессия. Во-первых, ВЗ предсказывал, что эти чудеса будут явлены Мессией. Во-вторых, это были чудеса милосердия и сострадания, которые приносили пользу человечеству и которые не может творить ни один злой человек.

10,38 Для лучшего понимания Райл перефразировал стих 38 следующим образом:

"Если Я творю дела Отца Моего, то, если не можешь поверить тому, что Я говорю, поверь тому, что Я делаю. Если ты противишься свидетельству Моих слов, согласись со свидетельством Моих дел. Таким образом учись познавать и верить, что Я и Отец Мой – одно, что Он во Мне и Я в Нем и что в Моем заявлении о том, что Я Его Сын, нет никакого богохульства".

10,39 Иудеи поняли, что вместо отказа от Своих предыдущих притязаний Господь Иисус только усиливает их. Поэтому они предприняли очередную попытку арестовать Его, но Он вновь уклонился от них. Не долго осталось ждать, когда Он разрешит им схватить Себя, но пока что час Его не настал.

VI. ТРЕТИЙ ГОД СЛУЖЕНИЯ СЫНА БОЖЬЕГО: ПЕРЕЯ (10,40-11,57)

А. Иисус удаляется за Иордан (10,40-42)

10,40 Господь опять пошел за Иордан, на то место, где прежде начал Свое общественное служение. Подходили к концу три года удивительных слов и дел. Он заканчивал их там, где начинал: вне установленных порядков иудаизма, в местах отвержения и одиночества.

10,41 Многие из пришедших к Нему, возможно, были искренне верующими. Они желали разделить с Ним бесчестие, выйти с Ним за стан Израилев. Эти верующие отдали должное Иоанну Крестителю. Они помнили, что служение Иоанна не было захватывающим или сенсационным, но оно было истинным. Все сказанное им о Господе Иисусе исполнилось в служении Спасителя. Это должно воодушевить каждого христианина. Мы не можем творить великие чудеса или привлечь к себе общественное внимание, но, по крайней мере, мы можем нести истинное свидетельство о нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе. Это очень ценно в глазах Бога.

10,42 Приятно отметить, что хотя народ израильский в целом и не принял Господа Иисуса, все же среди него находились непритязательные, восприимчивые сердца. Многие, насколько нам известно, уверовали в Него там. И так происходит во все века: не многие желают находиться рядом с Господом Иисусом. Но несмотря на то, что мир их гонит, ненавидит и презирает, они наслаждаются приятным общением с Сыном Божьим.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;
2. а входящий дверью есть пастырь овцам.
3. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я - дверь овцам.
8. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их.
13. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец.
16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
17. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
19. От этих слов опять произошла между Иудеями распря.
20. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
21. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
22. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
23. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
24. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
25. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
26. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
27. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30. Я и Отец - одно.
31. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы - боги»?
35. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
36. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я - Сын Божий»?
37. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38. а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,
40. и пошел опять за Иордан , на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.
41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.
42. И многие там уверовали в Него.

И проходя увидел человека, слепого от рождения.

Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий;

Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать;

Доколе Я в мире, Я свет миру.

Это единственное чудо, записанное в Евангелиях, в котором о страдальце говорится, что он был рожден со своим недугом. В Деяниях святых Апостолов дважды говорится о людях, которые были немощны от рождения: хромой у Красных ворот Храма в Деян. 3,2, и калека в Листре в Деян. 14,8, но это единственный случай в Евангелиях, когда упомянут человек, страдающий от рождения. Он был, по-видимому, известной личностью, потому что ученики прекрасно знали о нем. Увидев его, они воспользовались случаем, чтобы обратиться к Иисусу с вопросом, который с незапамятных времен беспокоил иудеев и поныне еще беспокоит многих. Иудеи связывали страдание с грехом. Они всегда понимали, что там, где страдание, там должен быть грех. И поэтому ученики задали Иисусу этот вопрос: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?»

Как могла его слепота быть следствием его греха, если он родился слепым? На этот вопрос иудейские богословы давали два ответа:

1. У некоторых было странное представление о грехе до рождения. Они буквально верили, что человек может начать грешить еще в утробе матери. В воображаемой беседе между Антонием и Раввином Иудой Патриархом, Антоний, якобы, спрашивает: «С какого времени злое влияние оставляет свой след на человеке, со времени образования зародыша в утробе, или от момента рождения?» Раввин ответил сперва: «От начала формирования зародыша». Антоний возразил и переубедил Иуду своими доводами, и Иуда должен был признать, что если бы злое влияние начиналось от зародыша, ребенок бы так бился во чреве матери, что вырвался бы наружу. Иуда нашел текст для подтверждения этого взгляда. Он взял изречение из Быт. 4, 7. где говорится: «У дверей грех лежит» и придал ему значение, что грех может ожидать человека у дверей утробы, в момент его рождения. Этот спор показывает, что идея утробного греха была известна.

2. Во дни Иисуса иудеи верили в предсуществование души. Они позаимствовали эту идею у Платона и греков. Они верили, что все души существовали до создания мира в Едемском саду, или что они были на седьмом небе, или в известном месте, где они ожидали вселения в тело. Греки верили, что такие души добры, и что вселение в тело оскверняет их, но были некоторые группы иудеев, которые верили, что уже тогда души были добрыми и злыми. Автор «Книги Мудрости» говорит: «Я был добрым ребенком по природе, и добрая душа выпала мне на долю» («Мудрость» 8,19).

Во дни Иисуса некоторые иудеи верили, что недуг человека, даже если он у него от рождения, может быть у него по причине греха совершенного еще до рождения. Это странная мысль и может казаться нам даже фантастичной, но в ее основании лежит идея зараженной грехом вселенной.

Второй возможной причиной недуга этого человека был грех его родителей. Идея, что дети наследуют последствия греха родителей, вплетена в мышление всего Ветхого Завета. «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20,5; 34, 7; Чис. 14,18). О нечестивом человеке псалмопевец говорит: «Да будет вспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится» Пс. 108,14. Исаи я говорит об их беззакониях и «о беззакониях их отцов» и добавляет: «И отмерю в недра их прежние деяния» (Ис. 65,6.7). Одна из ведущих мыслей в Ветхом Завете мысль о том, что грехи родителей всегда поражают детей. Да не забудет никто, что ни один человек не живет сам для себя и не умирает сам для себя. Когда человек грешит, он пускает в ход цепь последствия, которым нет конца.

Иоанна 9,1-5 (продолжение) Свет для слепых очей

В этом отрывке есть два великих и вечных принципа.

1. Иисус не пытается выводить или объяснять связь между страданием и грехом. Он говорит, что недуг у этого человека существовал для того, чтобы на нем явились дела Божий. Это можно понять в двух смыслах.

а) В Евангелии от Иоанна чудеса всегда знак славы и силы Божией. У других евангелистов другое мнение. Они видели в них проявление сострадания Иисуса к людям. Глядя на голодную толпу, Иисус сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря (Мар. 6,34). Когда пришел к Нему прокаженный со своей жалобной просьбой об очищении, Иисус умилосердился над ним (Мар. 1,-41). Поэтому можно часто услышать, что в этом отношении четвертое Евангелие отличается от других. Конечно, здесь нет противоречия. Это просто два взгляда на одно и то же. Оба основаны на высшей истине, что слава Божия в Его сострадании, и что Он ни в чем не проявляет Своей славы так, как в сострадании.

2. Но есть еще другой смысл, в котором человеческое страдание служит к явлению славы Божией. Не дуги, скорбь, болезнь, разочарования, утраты всегда служат возможностью проявления Божественной благодати.

Во-первых, все это делает страдальца способным показать Бога в действии. Когда беда постигает неверующего, он может сломиться под нею, но когда она постигает того, кто ходит с Богом, она пробуждает в нем силу, терпение и благородство, в которых проявляет Себя Бог. Рассказывают о смерти одного верующего, который в муках и страданиях послал за близкими и сказал: «Придите и посмотрите, как умирает христианин». Только тогда, когда жизнь нас жестоко бьет, у нас появляется возможность показать миру, как живет христианин, и как, если нужно, умирает. Всякое страдание — это возможность показать славу Божию в нашей собственной жизни.

Во-вторых, помогая тем, кто страдает или находится в стесненных обстоятельствах, мы можем показать другим славу Божию. Франк Лаубах выразил мысль, что когда Христос, Который есть Путь, вселяется в нас, «мы становимся частью Пути. Божья дорога проходит прямо через нас». Когда мы расходуем себя, помогая тем, кто в беде, горе, болезни, Бог пользуется нами, как дорогой, по которой Он шлет помощь в жизнь Его детей. Помогать ближнему в нужде, значит показать славу Божию, потому что это показывает, каков Он.

Иисус далее говорит, что Он Сам и Его последователи должны делать добро, пока есть время. Бог дал человеку день для труда и ночь для отдыха. День приходит к концу и время для труда оканчивается. Иисус должен был торопиться делать дела Божий, потому что Его день близился к концу и ночь Креста приближалась. Но это верно и в отношении каждого человека. Нам дано только определенное количество времени, и все, что мы должны сделать, должно быть сделано в этот срок. В городе Глазго есть солнечные часы, на которых написано: «Думай о времени, пока оно не прошло». Мы не смеем ничего откладывать на потом, потому что потом может не придти. Долг христианина — использовать то время, которое у него есть, и ни один человек не знает, сколько у него времени для служения Богу и ближнему. Нет более трагической скорби, чем открытие, что уже поздно делать то, что должно было быть сделано. Скорбь упущения ужас на.

Но есть еще одна возможность, которую мы можем пропустить. Иисус сказал: «Доколе Я в мире, Я свет миру». Говоря это, он не имел в виду, что время Его жизни и служения ограничено, но что наша возможность принять Его ограничена. Каждому чело веку предоставляется возможность принять Иисуса Христа, как Господа и Спасителя, и если эту возможность упустить, она может никогда уже не повторится. В произведении Е. Д. Старбука «Философия религии» есть несколько интересных наблюдений относительно возраста, когда обычно происходит духовное обращение. Оно может произойти в раннем возрасте — семилетнем или восьмилетнем, чаще в возрасте десятилетнем и одиннадцатилетнем, потом частота резко возрастает до шестнадцати, но резко падает к двадцатилетнему возрасту, а после тридцати лет бывает уже весьма редко. Бог всегда говорит нам: «Время — сейчас». Не потому, что сила Христа ослабевает, или Его свет тускнеет, а потому, что откладывая величайшее в жизни решение, мы становимся все менее и менее способными принять его с годами. Трудиться и принимать решения нужно, пока есть день, и пока не наступила ночь.

Иоанна 9,6-12 Осуществление чуда

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому.

И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

Иные говорили, это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я.

Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел.

Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

Это одно из двух чудес в которых Иисус пользовался слюной для исцеления. Второе чудо произошло с глухим косноязычным (Мар. 7,33). Употребление слюны кажется нам странным, неприятным и не гигиеничным, но в древнем мире оно было весьма распространенным. Слюна, и особенно слюна выдающегося лица, считалась целебной. Тацит говорит, что во время посещения Александрии Веспасианом, к нему подошли два человека: один с больными глазами, а другой с больной рукой, и сказали, что пришли к нему по совету их бога. Больной глазами попросил Веспасиана смочить его глаза слюной, а человек с больной рукой попросил его наступить ему на руку ногой. Веспасиан вначале не соглашался исполнить такие просьбы, но был переубежден ими и согласился, наконец, сделать то, что они просили. «Рука мгновенно окрепла, а слепой смог снова видеть. Оба факта засвидетельствованы до сего дня, теми, кто присутствовал при этом случае» (Тацит «Истории» 4,81).

У Плиния, римского собирателя того, что тогда считалось научной информацией, есть целая глава об употреблении слюны. Он говорит, что это самый сильный предохранитель от укуса змеи, и что карсиномата (злокачественная опухоль) и растяжение шейных мышц могут быть успешно исцелены слюной. Слюну считали весьма полезной и в исцелении от «дурного глаза». Персии рассказывает, как тетя или бабушка, боящаяся богов и способная отвращать «дурной глаз», поднимала ребенка из колыбели и средним пальцем «мазала блестящей слюной его лобик и губы». Пользование слюной было весьма распространенным в древнем мире. Доныне, обжегши палец, мы инстинктивно суем его в рот, и многие уверены, что бородавки можно лечить обмазыванием их слюною во время поста.

Факт тот, что Иисус воспользовался методами и обычаями того времени. Он, как мудрый врач, стремился завоевать доверие пациента. Он поступил так не потому, что верил в силу Своей слюны, но потому, что хотел возбудить веру таким действием, которое пациент ожидал от врача. Ведь и до наших дней успех лечения любым методом зависит в равной мере, как от лекарства, так и от веры пациента и него.

Помазав глаза слепого слюной, Иисус послал С1 о на купальню Силоам. Эта купальня была одной из памятников Иерусалима. Она была достижением строительного искусства древнего мира. Запас воды в Иерусалиме всегда был ненадежным во время осад. Он пополнялся главным образом из Источника Девы или Геона (Гихона по-иудейски), расположенного в долине Кедрон. К нему спускалась лестница из тридцати трех каменных ступеней, и люди сходили вниз и черпали воду из каменного бассейна. Источник был совершенно открытым и в случае осады мог быть легко отрезан, последствия чего могли быть катастрофическими для города.

Когда царь Езекия узнал, что Санна Хриним задумал напасть на Палестину и захватить ее, он решил прорезать водопровод сквозь скалу и соединить город с источником (2 Пар. 32,2-8; Ис. 22,9-11; 4 Цар. 20,20). Если бы строители прорезали гору напрямик, водопровод был бы длиною в 366 ярдов, но они прорубали зигзагом, следуя за природными трещинами в камне или обходя священные места, и туннель вышел длиною в 583 ярда. Местами туннель не шире двух футов, но высота его везде в среднем шесть футов. Строители начали работу с двух концов, чтобы встретиться посредине, что было поразительным достижением в строительном деле их времени.

В 1880 г. была обнаружена памятная табличка с надписью об окончании этого строительства. Ее нашли случайно два мальчика, купавшиеся в пруду. На ней говорилось следующее: «Работа окончена. Когда еще рабочие поднимали кирки по направлению к их товарищам с обратной стороны, и когда только три локтя оставалось до встречи, каждая сторона услыхала голоса с другой стороны, кричащие к ним, потому что там была трещина в камне с правой стороны. И в день окончание туннеля каменотесы ударили в последний раз, чтобы уже увидеться со своими товарищами, кирка к кирке, и потекла вода по туннелю на тысячу двести локтей, а на сто локтей была вышина камня над головами каменотесов».

Купальня Силоам была тем местом, где Источник Девы (Геон) втекал в город. Это был водоем под открытым небом размером двадцати на тридцати футов. Вот откуда у этого водоема было название Силоам, означавшее посланный: вода в нем была послана по водопроводу в город.

Иисус послал этого человека умыться в купальне и он умылся и прозрел. Исцелившись, он никак не мог убедить народ в том, что с ним действительно произошло настоящее исцеление. Но он стойко отстаивал чудо, которое совершил Иисус. Иисус все еще творит дела, которые кажутся неверующему не вероятными, чтобы их принимать на веру.

Иоанна 9,13-16 Предубеждение и убеждение

Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

Теперь наступает неизбежное недовольство фарисеев. Иисус сделал брение и исцелил слепого в субботу. Иисус нарушил субботу и фарисеи готовы были обвинить Его во многом.

1. Сделав брение, Он оказался виновным в том, что «работал» в субботу, ибо даже самые простые занятия считались работой. Вот, к примеру, несколько вещей, которые нельзя было делать в субботу: «Нельзя наливать масло в сосуд и, поставив его рядом со светильником, окунать фитиль в масло». «Нельзя ходить в субботу в сандалиях с гвоздями». (Гвозди считались грузом, а в субботу не разрешалось носить груз.) «Нельзя в субботу срезать ногти, вырывать хотя бы один волос из головы или бороды». Очевидно, при таком строгом законе приготовление брения было трудом, нарушающим субботу.

2. В субботу запрещалось исцелять. Врачебную помощь можно было давать только в случае крайней опасности. Но и тогда можно было только помочь больному не ухудшить состояние, но не пытаться улучшить его. Например, человеку с зубной болью запрещалось всасывать уксус сквозь зубы. Вправлять кости тоже было запрещено. «Если у кого будет вывихнута рука или нога, ему нельзя лить холодную воду на них». Ясно, что слепорожденный не был под угрозой смерти, и следовательно Иисус нарушил субботу, исцелив его.

3. Ясно объяснялось и применение слюны: «Относительно слюны, незаконно употреблять ее на глазных веках».

Фарисеи было подобны многим в наши дни, которые осуждают всех, кто не практикует религии, как они. Они думали, что служить Богу можно только так, как служат они. Но были и другие, которые думали, что никто не мог сделать, что сделал Иисус и быть грешником.

Они привели исцеленного и пытали его. Когда его спросили, что он думает об Иисусе, он ответил без запинки, что Иисус пророк. В ветхозаветные времена пророка часто узнавали по знамениям и чудесам, которые он мог сотворить. Моисей доказал фараону, что он на самом деле посланник Божий тем, что творил перед ним чудеса (Исх. 4,1-17). Илия дока зал, что он пророк истинного Бога теми делами, которые пророки Ваала не могли делать (3 Цар. 18).

Несомненно этот человек вспомнил эти события, прежде чем решился назвать Иисуса пророком.

Этот человек был смелым. Он хорошо знал, что думали фарисеи в отношении Иисуса, и знал что если примет сторону Иисуса, ему будет грозить отлучение от синагоги. Но он высказал свое мнение и стоял на нем твердо. Он как бы говорил: «Я обязан верить в Него и обязан защитить Его, потому что Он так много сделал для меня». В этом он может служить нам примером.

Иоанна 9,17-34 Неповиновение фарисеям

Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел доколе не призвали родителей сего прозревшего.

И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым;

А как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем: сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе скажет.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги;

Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.

Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его ученика

Они уже укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы

Моисеевы ученики; Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не

знаем, откуда Он.

Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному;

Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

Во всем Евангелии нет более яркого описания персонажей, чем здесь. Искусными, резкими штриха ми Иоанн заставляет всех участников этого события, живо выступить перед нашим взором.

1. Первый персонаж — сам слепой. Он начинает проявлять раздражение в ответ на приставания фарисеев. «Говорите, что хотите об этом человеке, — как бы заявляет он, — но я не знаю о Нем ничего, кроме того, что Он исцелил мои глаза». Это простой христианский опыт, когда многие не могут передать словами, или выразить на богословском языке, что они думают об Иисусе, но могут всегда свидетельствовать о том, что Он сделал с их душой. Даже тогда, когда человек не понимает своим умом, он может чувствовать сердцем. Лучше любить Иисуса, чем кра сиво говорить о Нем.

2. Там были родители слепорожденного. Они явно не дружили с фарисеями, но боялись их. В руках фарисеев было сильное оружие: оружие отлучения от синагоги, после чего человек лишался общения с Божьим народом. Мы читаем, что за непослушание властям «на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев» (Ездр. 10,8).

Иисус предупреждал, что «возненавидят вас люди и… отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лук. 6,22). Он говорил им: «Изгонят вас из синагог» (Иоан. 16,2). Многие начальники в Иерусалиме верили в Иисуса, но боялись признаться в этом «чтобы не быть отлученными от синагоги» (Иоан. 12,42).

Существовало два рода отлучения. Было проклятие (херем), после которого человек отлучался от синагоги на всю жизнь. В таких случаях его публично предавали анафеме. Его проклинали в присутствии народа и он становился отрезанным от Бога и людей. Был приговор и временного отлучения, которое могло длиться месяц, или какой-нибудь другой установленный срок. Самое страшное в этом было то, что иудей в таких случаях считался себя отрезанным от Бога, а не только от общества. Поэтому родители исцеленного сказали с осторожностью, что сын их в зрелом возрасте и может сам за себя ответить. Фарисеи были настолько ядовито ожесточены против Иисуса, что готовы были прибегнуть к самому страшному, к чему иногда прибегает духовенство — воспользоваться духовной процедурой для продвижения и достижения их собственных целей.

3. Там были фарисеи. Они не поверили, что этот человек был слепым. То есть они подозревали, что это чудо было ложным. Закон признает, что ложные пророки могут творить ложные чудеса для своих целей. Втор. 13,1-5 предупреждает о лжепророках, которые являют ложные знамения, чтобы увести народ вслед ложных богов. Поэтому фарисеи начали с подозрения. Они начали с запугивания этого человека: «Воздай славу Богу, — сказали они, — мы знаем, что Человек Тот грешник». «Воздай славу Богу» — было выражение, которое употреблялось при перекрестном допросе, и которое означало «Говори правду пред лицом Бога и во имя Бога». Когда Иисус Навин допрашивал Ахана о грехе, который навлек беду на Израиль, он сказал ему: «Воздай славу Господу Богу Израилеву, сделай пред Ним исповедание, и объяви мне, что ты сделал, не скрой он меня» (Иис. Н. 7,19).

Их раздражало то, что они не могли воспротивиться доводам исцеленного, который говорил: «Иисус совершил дивное дело, и то, что Он мог сделать это, говорит о том, что Бог Его слышит». Что Бог не слушает грешника, было одной из основных мыслей Ветхого Завета. Говоря о лицемерах, Иов восклицает: «Услышит ли Бог вопль его, когда придет беда?» (Иов. 27,9). Псалмопевец говорит: «Если бы я увидел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65,18). Исаи я слышит, как Бог говорит согрешающему народу «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу. Ваши руки полны крови» (Ис. 1,5). Иезекииль говорит о непокорном народе: «И хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, — не услышу их» (Иез. 8,18). «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их» (Пс. 33,16). «Желание боящихся Его, Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их» (Пс. 144,19). «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Прит. 15,29).

Бывший слепец представил фарисеям аргумент, на который у них не было ответа. Смотрите, что они сделали, когда встретились с таким доводом: они осыпали его укорами. Затем перешли к оскорблениям и сказали ему, что он весь во грехах родился. То есть, они обвинили его в утробном грехе. Когда и это не помогло, они перешли к угрозам, и выгнали его вон.

У нас часто бывают разногласия с людьми и это не беда. Но когда укоры, оскорбления и угрозы выходят на сцену и становятся частью спора, тогда это уже не спор, а состязание в жестокости. Если вступив в спор, мы начинаем злиться и пускать в ход брань и угрозы, это значит только, что наше дело весьма слабо.

Иоанна 9,35-41 Откровение и осуждение

Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашед его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Услышавши это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

Этот отрывок начинается двумя великими духовными истинами.

1. Иисус искал этого человека. Иоанн Златоуст (Хризостом) говорит об этом случае так: «Иудеи прогнали его из Храма, но Господин Храма нашел его». Когда чье-нибудь христианское свидетельство отделяет его от ближних, оно приближает его к Иисусу Христу. Иисус всегда верен тому, кто верен Ему.2. Этому человеку было дано откровение, что Иисус Сын Божий. Верность всегда приводит к откровению. Тому, кто больше верен Ему, Господь открывается больше. Ценою верности может быть преследование от руки людей, но ее награда более близкое хождение со Христом и возрастающее познание Его дивной природы.

Иоанн оканчивает это повествование двумя мыслями.

1. Иисус пришел в этот мир на суд. Всякий раз, когда человек встречается с Иисусом, он невольно произносит суд над собою. Если он не находит в Иисусе ничего достойного стремления, восхищения, любви, он сам себя приговорил к осуждению. Если же он в Иисусе видит что-то достойное удивления, отклика, приобретения, он находится на пути к Богу. Тот, кто сознает свою собственную слепоту, и жаждет видеть лучше и знать больше, может прозреть от прикосновения Иисуса, и Он поведет его глубже и глубже в познание истины. Человек, который думает, что он уже знает все, который не понимает, что он слеп и не может видеть, воистину слеп и безнадежен. Только тот, кто сознает свою слабость может стать сильным. Только тот, кто сознает собственную слепоту, может прозреть. Только тот, кто сознает свой грех, может быть прощен.

2. Чем больше человек знает, тем больше он достоин осуждения, если, увидев добро, не узнает его. Если бы фарисеи были воспитаны в невежестве, они не подлежали бы меньшему осуждению. Их осуждение пришло от того, что они думали о себе, и говорили что они знают и видят все, но несмотря на это они не узнали Сына Божьего когда Он пришел. Закон о том, что ответственность — вторая сторона преимущества, вписан в жизнь.

Иоанна 9 Больше и больше

Прежде чем покинуть эту замечательную главу о слепорожденном, нам полезно прочитать ее еще раз от начала до конца. Если мы будем читать ее внимательно и сосредоточенно, мы заметим дивное продвижение мысли слепого в отношении Иисуса. Его рассуждения проходят через три стадии, и каждая новая стадия выше предыдущей.

1. Он начал с того, что назвал Иисуса человеком. «Человек, называемый Иисус, сделал брение (и) помазал глаза мои» (9,11). Он начал с того, что посчитал Иисуса удивительным Человеком. Он не встречал еще никогда никого, кто мог бы сделать то, что сделал с ним Иисус. Он начал с того, что подумал о Нем, как о Человеке превосходящем других.

Нам полезно иногда подумать о величии Иисуса, как Человека. В любом ряду героев мира Ему нужно уступить место. В любом сборнике знаменитых биографий Его имя должно быть первым. В любом сборнике величайшей мировой литературы должны быть Его притчи. У Шекспира Марк Антоний говорит о Юлии Цезаре:

«Он скромно жил и весь его состав Был смешан так, чтобы природа, встав, Могла сказать на весь широкий мир «Вот это человек»

Если в чем-то другом можно усомниться, то в одном нет никакого сомнения: Иисус был лучшим из людей.

2. Далее слепой называет Иисуса пророком. «Он сказал: это пророк» (9,17). Таким был его ответ, когда его спросили, что он о Нем думает после того, как Иисус отверз ему очи. Пророк — это человек, который передает слова Божий людям. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим — пророкам» (Ам. 3, 7). Пророк живет вблизи Бога и знает Его мысли. Читая слова Иисуса, мы не можем не воскликнуть: «Вот это Пророк!» Если кто когда-либо имел право называться пророком, то величайшим был Иисус.

3. Наконец, слепорожденный пришел к исповеданию Иисуса, как Сына Божьего. Он увидел, что человеческие определения не достаточны для описания Его. Рассказывают, что Наполеон, будучи однажды в гостях, услыхал как несколько скептиков обсуждало личность Иисуса. Они заключали, что Он великий человек, но не больше. «Господа, — обратился к ним Наполеон, — я знаю людей, но Иисус был больше, чем Человек».

Поразительное в Иисусе то, что чем лучше Его узнаешь, тем больше Он становится. Его величие в нашем понимании со временем возрастает все больше и больше. В отношении с людьми беда всегда в том, что чем ближе мы знакомимся с ними, тем больше видим их слабости и недостатки, но чем больше мы знакомимся с Иисусом, тем больше удивляемся, и это распространяется не только на время, но и на вечность.

Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я - дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?

Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно.

Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы - боги»? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я - Сын Божий»? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но всё, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него.

3. БЕСЕДА О ДОБРОМ ПАСТЫРЕ (10:1-21)

Беседа о добром пастыре развивается в том же смысловом контексте, что и глава 9. Уподобление людей овцам, которые следуют за своим пастырем, было очень популярно на Среднем Востоке. Так, пастырями называли себя цари и священники, именуя подданных своих овцами. Часто встречается эта аналогия в Библии.

Многие из великих мужей Ветхого Завета были пастырями в буквальном смысле слова, т. е., пастухами; это - Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид. Моисей и Давид стали, кроме того, духовными пастырями Израиля. Образ пастыря возникает в ряде наиболее известных мест Священного Писания (Пс. 22; Ис. 53:6; Лук. 15:1-7).

Иисус употребляет эту аналогию в разных случаях. Связь с предыдущей, девятой, главой видится здесь в противопоставлении Его и фарисеев отношения к слепорожденному человеку. Будучи духовно слепы, хотя они и претендовали на особое духовное видение (Иоан. 9:41), фарисеи были лжепастырями. Иисус же, как истинный Пастырь, пришел искать нуждающееся в помощи и исцелять. Его овцы слышали Его голос и отзывались на него.

Иоан. 10:1-2 . В стихах 1-5 представлена утренняя сцена из пастушьей жизни. Пастырь входит через ворота (дверью) в овечий загон (на востоке это были просторные, порой крытые, помещения, огороженные каменной стеной). (В загоне содержалось, как правило, несколько стад, принадлежавших разным хозяевам.) У ворот в овчарню находился сторож, охранявший овец от воров и диких зверей в ночное время. Всякий, кто попытался бы не "дверью" войти в загон, а перелезть через стену, явно руководствовался бы злым умыслом.

Иоан. 10:3-4 . Пастухам, которых знал, придверник (сторож) отворял ворота, и те, войдя, звали своих овец по имени (чтобы отделить их от овец другого хозяина). И овцы, слыша знакомый голос, шли к своему пастырю. Тот выводил их из загона и собирал в стадо. А затем вел на пастбище, следуя впереди стада.

Иоан. 10:5-6 . Если в загон входил посторонний, овцы, не зная его голоса, бежали от него. Это иносказание строится на знакомом иудеям образе пастуха, собирающего свое стадо. Мысль же, стоящая за ним, та, что люди устремляются к Богу, потому что Бог призывает их, и голос Его им следует отличать от чужих голосов (сравните со стихом 16, 27; Рим. 8:28,30). Но слушатели Христа и из знакомого им образа не извлекли духовного урока; они не узнали (либо притворились, будто не узнают) в Иисусе своего Господа - истинного Пастыря (Пс. 22).

Иоан. 10:7-9 . Иисус, тем не менее, продолжает это иносказание. Пастырь, отделив свое стадо от других, вел его на пастбище. Выход к нему лежал через особое огороженное пространство. В воротах его становился пастух, чтобы пропускать овец на пастбище; он таким образом как бы сам обращался в дверь для них. Духовный смысл этой аналогии состоит в том, что лишь Иисус Христос - та дверь, через которую может человек войти в Божие присутствие.

Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники. Господь говорит о тех вождях (духовных и гражданских) Израиля, которые "приходили" и действовали по собственной воле и инициативе, не будучи "посланы" Отцом Небесным, т. е. приходили "помимо Христа". Таковые заботились не о духовном благе народа, а об удовлетворении собственного честолюбия и властолюбия. Иисус же, как добрый Пастырь, обеспечивает Своим "овцам" защиту от врагов (кто войдет Мною, тот спасется, будет в безопасности).

Лжепастыри заботятся о своей выгоде, нередко отнимая у подданных имущество, а порой и жизнь. Христос же, напротив, дает Своим "подданным" жизнь и заботится об их повседневных благах и войдет и выйдет, и пажить найдет).

Иоан. 10:10 . Следует развитие мысли, высказанной в предыдущем стихе. Вор (лжепастырь, в каком бы обличий он ни явился) отнимает жизнь, а Христос дает жизнь… с избытком.

Иоан. 10:11 . Далее Иисус являет образ овцы и ее пастыря под иным углом зрения. Как только вечер опускался на пастбища Палестины, над овцами нависала опасность. В библейские времена за городскими стенами рыскали львы, волки, шакалы, пантеры, леопарды, медведи и гиены. Даже жизнь пастухов находилась под угрозой, как это видно из того, что и царю Давиду, в бытность его пастухом, приходилось сражаться со львами и медведями (1-Цар. 17:34-35,37). Многотрудную жизнь пастыря изведал и праотец Иаков (Быт. 31:38-40).

Иисус говорит о Себе (и повторяет это): Я есмь пастырь добрый (10:11 сравните с 10:14). В Ветхом Завете Пастырем Своего народа зовется Бог (Пс. 22:1; 79:2-3; Еккл. 12:11; Ис. 40:11; Иер. 31:10). И Им же является Иисус для Своего народа, для блага которого Он приходил отдать жизнь Свою (сравните Иоан. 10:14,17-18; Гал. 1:4; Еф. 5:2,25; Евр. 9:14). (В Новом Завете Иисус Христос назван также "Пастырем великим" - Евр. 13:20-21; и "Пастыреначальником" - 1-Пет. 5:4.)

Иоан. 10:12-13 . В отличие от "доброго пастыря", которому "овцы - свои", и потому Он заботится о них, питает их, оберегает и готов за них жизнь положить, наемник, работающий за деньги, равнодушен к овцам. Он заинтересован лишь в денежном вознаграждении и оберегает себя. Если волк нападает на стадо, то наемник убегает, и волк расхищает овец и разгоняет их. Немало себялюбивых царей управляло Израилем, и множество лжепророков и лжемессий приходило к нему. Много пострадало "Божие стадо" от таких "наемников" (Иер. 10:21-22; 12:10; Зах. 11:4-17).

Иоан. 10:14-15 . Но пастырь добрый лично заинтересован в Своих овцах (сравните стих 3, 27). И знаю Моих - этими словами подчеркивается, что овцы принадлежат Пастырю. В словах же и Мои знают Меня передано, что знание тут - взаимное, и близость - обоюдная. Она уподобляется Христом Его собственным отношениям с Отцом, исполненным взаимной любви и доверия. Любовь к Своим овцам Иисус подтвердил тем, что когда "пришел Его час", Он добровольно отдал за них жизнь.

Иоан. 10:16 . Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора Иисус говорит о язычниках, которые поверят в Него. Своею смертью Он и их приведет к Отцу Небесному. И они услышат (узнают) голос Мой. Все эти тысячелетия Иисус продолжает спасать людей, которые различают, узнают, слышат Его голос, говорящий им через Священное Писание. Из Деян. 18:9-11 видно, как это осуществлялось на практике по мере становления Церкви. "У Меня много людей в этом городе" (т. е. в Коринфе) - говорил Господь апостолу Павлу.

И будет одно стадо и один Пастырь - это образ Церкви, состоящей из верующих как иудейского, так и языческого "двора", соединившихся в одном теле, Глава которого - Христос (Еф. 2:11-22; 3:6).

Иоан. 10:17-18 . Снова предсказывает Иисус Свою смерть, четырежды в этой главе повторяя, что Он отдает Свою жизнь добровольно (стих 11, 15, 17-18).

Отец любит Иисуса особой любовью за Его жертвенное послушание Его воле. О воскресении Своем Иисус говорит здесь дважды (в стихах 17-18): Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее и Я… имею власть… опять принять ее; то есть Он подчеркивает, что воскресение Его - в Его власти (в силе). Он властен над Своей судьбой. Никто не отнимает ее (жизнь) у Меня. Иисус вовсе не был беспомощной пешкой на шахматной доске человеческой истории.

Иоан. 10:19-21 . В третий раз слова Иисуса вызывают распрю среди слушающих Его (7:43; 9:16). Многие в толпе были настроены к Нему враждебно и говорили, что Он одержим бесом и безумствует (сравните 7:20; 8:48,52). Но другие возражали: разве может… бес отверзать очи слепым? (сравните 9:16).

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ К НАРОДУ (10:22-42)

Иоан. 10:22-23 . Праздник обновления в наше время известен под названием Хануки. Он был учрежден в память очищения храма Иудою Маккавеем в 165 г. до Р. Х. (после того, как в 168 году храм был осквернен сирийским царем Антиохом IV (Епифаном), установившим в нем идолов). Праздник этот, который отмечался в декабре (и была зима), продолжался 8 дней. Он напоминал Израилю о его последнем великом избавлении от врагов.

Притвор Соломонов представлял собой крытую колоннаду на восточной стороне храма.

С момента предыдущего конфликта Иисуса с иудеями, происшедшего в октябре (7:1 - 10:21), во время Праздника кущей (7:2), прошло два месяца. Теперь Иисус снова возвратился в храм.

Иоан. 10:24 . Тут иудеи обступили Его. Неприязненно относившиеся к Нему "начальники" иерусалимлян все надеялись "загнать Его в угол". Его загадочные слова выводили их из себя, и вот они "обступили Его", спрашивая: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо, - требовали они.

Иоан. 10:25-26 . Иисус отвечал, что сказал им, но они не верят ни словам Его ни делам, которые Он творит во имя Отца Своего (сравните со стихом 32, 38), а ведь они свидетельствуют о том, что Он пришел от Отца (Ис. 35:3-6; Иоан. 3:2; 9:32-33). Отец действительно послал Его, но их ожиданий Он не оправдал. Ибо не был похож ни на Иуду Маккавея, ни даже (в служении Своем) - на Моисея. Они "споткнулись" о Него, и произошло это по причине их духовной ограниченности, недостаточной веры. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих - это простая констатация факта, обусловившего все их суждения и поведение. Вместе с тем слова эти - и о тайне Божьего избрания (6:37).

Иоан. 10:27 . "Овцы" Иисусова стада чутко прислушиваются к голосу Его (сравните стихи 3-5, 16) и откликаются на Его зов; и Я знаю их, повторяет Иисус (сравните с. Стих 14), и они идут за Мною (сравните стихи 4-5), т. е. следуют воле Отца Небесного по примеру Сына.

Иоан. 10:28 . Здесь одно из самых ясных в Библии заявлений о том, что те, кто уверуют спасительною верою в Иисуса Христа, обретут жизнь вечную, и не погибнут вовек. Верующие впадают в согрешения и "спотыкаются" на своем пути, однако, Иисус, как Пастырь совершенный, не допустит их до гибели (Лук. 22:31-32).

Жизнь вечная - это дар (Иоан. 3:16,36,5:24; 10:10; Рим. 6:23). Гарантия безопасности верующих - в способности Пастыря защищать и оберегать Свое стадо, а не в сомнительной способности самих "овец" "постоять за себя". И никто не похитит их из руки Моей -заключительная мысль этого стиха получает продолжение в следующем.

Иоан. 10:29 . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Тут Иисус ясно дает понять, что о стаде Его печется Сам всемогущий Отец. Вырвать спасенную душу из руки Иисуса так же невозможно, как из руки Отца. Божий план спасения "Иисусова стада" не может "сорваться".

Иоан. 10:30 . Говоря Я и Отец - одно, Иисус не имел в виду, что Он и Отец одна и та же Личность. Они представляют две самостоятельные Личности в Божественной Троице. Смысл же Его слов в этом тексте - в утверждении абсолютного единства Их цели. В вопросе спасения Его "стада" воля Иисуса идентична воле Отца. Отец и Сын - идентичны и по своей природе, ибо составляют одно Божество (29:28; сравните Фил. 2:6; Кол. 2:9).

Иоан. 10:31-32 . Теперь, когда Он говорил не намеками и притчами, а открыто, у враждебно настроенных Иудеев не осталось более сомнений относительно Его притязаний. Потому и схватили они каменья, чтобы побить Его (сравните 8:59). Горечь и мужество Иисуса отразились в Его спокойном вопросе: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Иоан. 10:33 . Иудеи возразили, что ничего не имеют против Его дел. (Однако исцеления, совершавшиеся Им в субботы, вызывали у них весьма негативную реакцию - 5:18; 9:16.) Они-де не могут согласиться, что, будучи человек, Он делает Себя Богом. Это, заявили они, богохульство. Они не сознавали, конечно, всей иронии (подчеркнутой их словами) ситуации: Иисус, будучи Богом, стал Человеком (1:1,14,18). Он не ходил по Палестине, возвещая: "Я Бог", хотя из отношения Его к субботе и из Его слов о единстве Его с Отцом Небесным следовало, что Он действительно обладает природой Божества.

Иоан. 10:34 . Если учесть ту методику дискуссий, которой держались в Его время раввины, то характер ответа Христа иудеям станет яснее. Начать, как это делает Иисус, со ссылки на Ветхий Завет: Не написано ли в законе вашем… - было естественно. Обычно под "законом" понимали первые пять книг Библии. Но тут Иисус имел в виду весь Ветхий Завет, ибо далее цитирует из Псалмов. "В законе вашем", - подчеркивает Он, подразумевая, что евреи гордились тем, что закон дан им, и, следовательно, должны были признавать незыблемость его авторитета для себя.

Конкретно Иисус ссылается здесь на Псалом 81, где говорится о Боге как об истинном Судье (Пс. 81:1,8) и о людях, поставленных судьями, которые не сумели, однако, вершить справедливый суд, угодный Богу (Пс. 81:2-7). Слово "боги" в Пс. 81:1,6 относится именно к этим судьям. Именно в этом смысле сказал Бог евреям: вы боги, не подразумевая, конечно, что они обладают Божественной природой.

Иоан. 10:35 . Итак, Свою аргументацию Иисус строит на том, что в определенном контексте (как в Пс. 81:1,6) и люди названы "богами". По-еврейски "Бог" или "боги" звучит как элогим. Кстати, в значении "судей" это слово употреблено и в Исх. 21:6; 22:8 (по-русски в последнем случае передано как "судей"). И не может нарушиться Писание, говорит далее Иисус, имея в виду, что никто не вправе ссылаться на ошибки, якобы допущенные в Писании. Эта фраза в устах Господа - важное свидетельство в пользу непогрешимости Библии.

Иоан. 10:36 . Из сказанного Им выше Он делает вывод. Поскольку в непогрешимой Библии названы "богами" судьи израильские, иудеи не имеют основания обвинять Иисуса в богохульстве за то, что Он сказал о Себе "Я Сын Божий": ведь Он исполняет указания Отца Небесного, Который с этой целью и "отделил Его" (освятил) и послал в мир.

Иоан. 10:37-38 . Словам Иисуса иудеи верили неохотно, но Отец засвидетельствовал о Нем чудесными делами, которые Он совершал через Сына. Эти знамения даны были иудеям как (выражаясь современным языком) "информация к размышлению", дабы, вдумавшись в их значение, признали, что Иисус - един с Отцом (чтобы (вам) узнать и поверить, что Отец во Мне, и Я в Нем). Никодим осознал это и потому сказал: "Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Иоан. 3:2).

Иоан. 10:39 . И снова они попытались схватить Его (сравните 7:30,32,44; 8:20), возможно, с тем, чтобы отвести к судьям. И опять попытка их была неудачной, потому что время, назначенное для Него Богом, еще не пришло. Как именно Он уклонился от рук их (сравните с 5:13; 8:59; 12:36), не расшифровывается.

Иоан. 10:40-42 . Из-за враждебности иудеев Иисус пошел опять за Иордан, в Перею. Там прежде служил Иоанн Креститель, крестивший "в Вифаваре при Иордане" (1:28). Там Христа приняли гораздо более благожелательно, вероятно, потому, что в свое время Креститель подготовил для этого людские сердца. Иоанн и после своей смерти оказывал благотворное влияние на жителей этой местности, которые помнили его свидетельство. Хотя Иоанн не сотворил никакого чуда, рассуждали они, все, что сказал он об Иисусе, оказалось верным. В отличие от них, жители Иерусалима и видели чудесные знамения, поданные Господом, и все-таки не склонились перед Ним. В Перее же многие… уверовали в Него.