Где крестили иисуса христа. Где крестился Иисус Христос

Православные христиане отмечают в ночь с 18 на 19 января один из самых важных и самых древних праздников - Крещение. Отмечать Крещение начали даже раньше, чем Рождество Христово, письменные упоминания о нем находят в рукописях второго века. История Крещения интересна не только для православных христиан, но и для людей, желающих расшить свой кругозор.

Какой смысл несет в себе праздник Крещение

День Крещения Иисуса считается днем познания людьми великой тайны Богопочитания. Именно в момент Крещения Христа простые смертные стали свидетелями явления Святой Троицы: Отца (Бога), Сына (Иисуса) и Духа, явившегося в виде голубя. Получается, что Крещение символизирует начало появления христианской религии, момент, с которого началось преклонение Богу, переставшему быть неведомым. В старые времена Крещение называли Святые Светы - это означало, что Господь спустился на землю и открыл миру Неприступный свет.

«Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду». Чудесные свойства воды были прописаны еще в Ветхом завете - вода смывает все плохое и дает начало хорошему. Вода может погубить или возродить. В дохристианские времена омовения использовали для нравственного очищения, а в Новом завете крещение водой стало символизировать избавление от грехов и зарождение духовной жизни.

Как крестился Иисус Христос

Согласно библейским преданиям 6 января по старому стилю на реку Иордан пришел тридцатилетний Иисус Христос. В это же время там находился Иоанн Предтеча - пророк, которого послал для совершения столь важного обряда сам Господь Бог. Иоанн знал о том, что ему предстоит крещение сына Божьего, но долго не смел приступить к таинству, считая себя недостойным исполнителем столь важного дела. Иисус настоял на исполнении воли Бога Отца и зашел в воды Иордана.

Когда Иоанн начал крестить Бога Сына, над землей раздался громкий глас Отца, а на Иисуса спустился Дух Божий в виде голубя. Так Бог Отец явился людям и указал им на своего сына, которому суждено было стать Спасителем. После Крещения Иисус начал исполнять волю Божью и нести в мир новый свет.

Как отмечают Крещение православные христиане

Великому празднику Богоявления предшествует Крещенский сочельник - строгий однодневный пост, который приходится на 18 января. В этот короткий пост разрешается есть только постные лепешки на конопляном масле, именуемые в народе сочень, и кутью. В доме накануне праздника обязательно делают генеральную уборку, выбрасывают лишний мусор и очищают углы.

Главное событие Крещение - освящение воды во всех храмах. В этот день вода приобретает чудодейственную силу, она излечивает от заболеваний тело и очищает душу. Христиане используют крещенскую воду для лечения от болезней, очищения жилища, защиты от неприятностей и злых сил. Принесенной из храма водой обязательно окропляют каждый уголок дома, ее дают пить больным и детям. Удивительно, но крещенская вода сохраняет свои свойства ровно год. Все это время она не портится и не протухает.

Крещенские купания в открытых водоемах - еще одна традиция праздника, возродившаяся в России после ухода в небытие коммунистических устоев. Считается, что во время погружения в воду смываются все земные грехи и болезни. Омовение в праздник Богоявления дает возможность грешному человеку заново родиться и предстать перед Богом в обновленном виде. Традиционно верующие совершают трехкратное погружение в воду, символизирующее смерть Христа и приобщение к его воскрешению. В водоемах, покрытых январским льдом, вырубают проруби в форме крестов, такие купальни принято называть «иорданью».

К празднику готовят много вкусных угощений из мяса, меда и круп. Главными блюдами на крещенском столе были кресты из сладкого теста, оладьи и запеченный поросенок. Перед трапезой обязательно ели печенье-крестики и запивали их освященной водой. После этого лакомились оладьями с медом, а потом дегустировали все имеющиеся блюда. Считается, что в Крещение открываются небеса, поэтому все искренние молитвы обязательно сбываются.

Дохристианские традиции

Праздник Крещения совпадает с окончанием Святок - народных гуляний, берущих свое начало с языческих времен. Вечер 18 января - последний день, когда разрешается гадать на будущее. Особым интересом гадания всегда пользовались у молодых девушек, интересующихся замужеством. В ночь на Крещение и сейчас принято заглядывать в грядущие события, но нужно знать, что церковь этого не одобряет и прямого отношения крещенские гадания к церковному празднику Богоявления не имеют.

Приближается Великий праздник Крещения Господня, который дорог и радостен каждому православному христианину! В богослужебном календаре Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Богоявление Господне) входит в число двунадесятых праздников.

По-славянски «дванадесять» означает двенадцать. Таким образом, двунадесятые праздники – это 12 величайших праздников Церкви, 12 важнейших событий из жизни Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, из истории первоапостольской Церкви, которые раскрывают наиболее значимые моменты Священной истории. Праздник Крещения празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое, величественное и душеспасительное торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все Три Лица Пресвятой Троицы. В Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3:22) и был слышен голос Бога Отца, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Сообразуясь с вышеизложенным отметим, что Крещение Господне называется:
1) Богоявлением, потому что в этот день явился Бог, во Святой Троице поклоняемый: Бог Отец — во гласе, Сын Божий во плоти и Дух Святый — в виде голубя;

2) Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир.
Наименование праздника происходит от греческого термина baptisma (в славяно-русской традиции – «крещение») означающего буквально «погружение в воду», «омовение»). Исторически он восходит к восточнохристианскому торжеству, именовавшемуся Эпифания (от греч. эпифанэйа – означает чудесное Явление, проявление божественной силы), или Теофания (Тэофанэйа – «Богоявление»). Последнее название – Святое Богоявление – сохраняется в качестве основного и в современном русском православном календаре.

Событие праздника

Согласно словам Святого Евангелия, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришел Иисус Христос (в 30-летнем возрасте - Лк. 3:23) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «…отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна Предтечи всенародно было засвидетельствовано, что Иисус Христос есть Мессия. Крещение Господа, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37).

После своего крещения Спаситель, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «…был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2).

Говоря о Крещении Спасителя, мы указываем, в первую очередь, на внешнюю сторону события. Христос приходит к Иоанну Крестителю на берега реки Иордан вместе с другими людьми, жаждущими крещения покаяния. Он приходит, крестится, сходя в иорданские воды вместе со всеми людьми, и на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и слышится голос Отца с небес. Но это, можно сказать, внешняя, видимая сторона – само Крещение Иисуса Христа, а внутренняя, смысловая сторона – это именно Богоявление.

Само название Богоявление отражает внутреннюю сторону, основное значение этого события. Богоявление – явление Бога, явление миру Пресвятой Троицы, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:33–34). Это первое ясное провозглашение Бога Троицей: свидетельствующий глас Бога-Отца, Сын, крещаемый от Иоанна Предтечи и нисходящий на крещаемого Дух Святой.

Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4:16) и спасти по благодати, явльшейся Просвещением (явлением) Спасителя (см.: 2 Тим. 1:9-10), падший человеческий род. Заметим, что в навечерие Богоявления был обычай совершать крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей (Домостроительством нашего спасения), оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Спасителя явилось фактически предизображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (см.: Мф. 28:19–20).

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в Трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Пророка Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.

Место расположения Крещения Господня

Место, в котором проповедовал и крестил Иоанн Креститель, согласно церковному преданию, называлось Вифавара (местность за Иорданом, где находилась переправа чрез реку, чем и объясняется название города – «дом переправы»). Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено. С XVI века им считается место, где сейчас находится греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 километрах восточнее Иерихона и в 5-ти километрах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось «Паломническим бродом», из-за множества паломников, стекавшихся сюда для совершения омовения в водах Иорданских.

Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Христова, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху, к слову сказать, этим же путем, ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

История и святоотеческая экзегеза праздника

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). В данных словах Господь устами апостола Павла заповедует нам очищение душ и сердец, дабы удостоиться нам жизни блаженной.

Празднование Богоявления восходит еще к апостольским временам, об этом упоминается в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II в.) о праздновании Крещения Господня и о совершаемом в преддверии праздника ночном бдении, проводимом в чтении Священного Писания.

В Апостольских постановлениях читаем: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33).

До IV века Крещение Господне и Рождество Христово праздновались совместно, 6 января по старому стилю. Одновременно отмечалось явление Бога в мире, т.е. пришествие, воплощение Второго Лица Святой Троицы Иисуса Христа и одновременно Богоявление, как откровение, явление миру тайны Святой Троицы в событии крещения Спасителя. Отделение Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря (по старому стилю) произошло лишь в IV веке. Рождество Христово как самостоятельный праздник появляется первоначально на христианском Западе в Римской Церкви, а где-то к концу IV века он уже получил известность и на христианском Востоке. Люди, которые приходят в храм в праздничные дни, могут обратить внимание, насколько близки и схожи богослужения этих праздников по своей структуре.

В III в. на праздник Богоявления известны беседы при богослужении святого мученика Ипполита и святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского. Тогда же, в русле споров о раздельном или синкретичном праздновании Рождества и Крещения, появляются яркие произведения, в которых на твердых богословских основаниях, но весьма эмоционально обосновывается первая точка зрения. Так, святитель Прокл Константинопольский (V в.) проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения». А Косма Индикоплов (VI в.) в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников, если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов».

Впоследствии – с IV по IX столетия – великие отцы и учители Церкви (свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Августин Иппонский, прп. Иоанн Дамаскин) создали свои праздничные гомилии, искусно сочетающие в себе догматическое содержание и символико-аллегорическую образность.

Святые отцы - Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) - составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) - многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в этот день.

Иконография праздника

Событийная усложненность праздника, его значительная догматическая составляющая повлияли на то, что изображения Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя.

В ранних христианских памятниках IV–V столетий, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетка с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос представлялся молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.

Несмотря на то, что главным источником иконографии события Богоявления являлось Евангелие, на свидетельстве которого основаны описания Крещения в апокрифах, образы праздника содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения изографы помещали персонификацию реки Иордан – седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке, вместе с олицетворением моря в виде уплывающей женщины.

Кроме того, Евангелие не сообщает о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры в разном количестве, начиная с VI–VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.

Над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» – глас с небес (роспись в монастыре Дафни под Афинами, вторая половина XI в.). Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.
С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т.д. (церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1199; монастырь святой Екатерины на Синае; псковские храмы, первая половина XIV в.).

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа, что коррелирует с Евангелием и гимнографией праздника (иконы из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора, XV в.).

В русских памятниках XVI–XVII столетий, несмотря на запрещение церковными Соборами изображать Бога Отца, в Богоявлении в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. И обычно из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух.

Чин Великого освящения воды

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды.

Совершение освящения воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример был подан Самим Господом Иисусом Христом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.

Святая вода очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, имеет силу исцеления от болезней и всяких немощей. Важно заметить, что освящение воды, совершаемое 18 января (на Крещенский сочельник), никаким образом не сказывается на благодатной силе Великого водоосвящения в этот день, по сравнению с освящением в сам день праздника 19 января.

Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV–V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах – в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже Тертуллиан и святитель Киприан Карфагенский. В Постановлениях апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения – в навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

Рассказ об особых свойствах воды, набранной в день Крещения Господня, мы можем увидеть уже в одной из проповедей свт. Иоанна Златоуста (VI в.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Необходимо помнить, чтобы святая вода приносила нам пользу — необходимо заботиться о чистоте собственной души, о светлости своих помыслов и деяний, а при каждом прикосновении к святыне возносить в уме и в сердце молитву.

Святитель Феофан Затворник о помощи святой воды писал: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Для всех нас, православных христиан, участие в молитвенном воспоминании праздника Крещения Господня, его переживание, размышление над его значением в истории спасения должно приводить к размышлению над своим местом в этом спасении. По сути, когда мы в нашем личном Крещении вступаем в Церковь, усыновляясь или удочеряясь Богу, мы соответственно вступаем в Церковь, как в Тело Христово, образуя собой его члены. Не лишним будет напомнить, что в Таинстве Крещения каждый из нас дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от сатаны и дел его и будет всегда соединяться, «сочетаваться» со Христом.

По материалам сайта: http://eparhia-kaluga.ru

В рамках экскурсии "Три в одном" мы посетили место крещения Иисуса Христа на реке Иордан. Мест этих, на самом деле два - первое хорошо оборудовано и с чистой водой, а второе - с мутной водой, но зато признанное Папой Римским. Его то мы и посетили.

Процесс купания


Папа Римский Иоан Павел Второй во время визита на это место - мозаика

Река Иордан впадает в Мёртвое море, она часто проходит по границе Иордании и Израиля, так что территория эта пограничная - на неё надо попасть. Но, если вы приезжаете с пакетной экскурсией, то задумываться не о чем. Главное - о чём нас предупредили "Не фотографируйте иорданских солдат. Им это не нравится!".


Я не удержался, и сделал одну фотографию. К счастью, отряд пограничников не заметил эту съёмку бойца.

Автобус останавливается на парковке, и гид с туристами идут к месту крещения. Если вы хотите непременно искупаться в Иордане с иорданской стороны - у вас должна быть одежда. С иорданской стороны нельзя купаться в плавках или купальнике, а желательно взять белую рубашку. В Акабе такие можно купить за 4 динара ($5,6), на месте цена уже $10 за обычную рубашку и $20 за освященную.


Единственный магазин при месте крещения. Там продают рубашки и разные освященные сувениры.

Забегая вперёд, скажу, что с израильской стороны окунаться в Иордан в купальниках и плавках можно. Таких ограничений нет.


В Израиле требования к купающимся более мягкие

Перед купанием нам показали место где на самом деле происходило крещение. Сейчас там Иордан уже не течёт - река за 2000 лет сильно сместилось. Но оригинальное место нашли. И это признал Ватикан.


Вот тут, говорят, крестили Иисуса 2000 лет назад

Так что, по словам гида, иорданская сторона - более правильная.

Описания есть на разных языках, в том числе и на русском.

Вот так выглядело это место 2000 лет назад.


Место купания с Иорданской стороны.

Поначалу большинство группы очень хотят купаться в священном месте. Но только туристы видят воду, так сразу начинается - гвал. Почему-то никто не знал о том, что вода тут очень и очень грязная.


Дно, мягко говоря, не видно.

"Какая же тут грязная вода!" говорят с первого вида очень религиозные тёти. "А как тут холодно!". И потом многие решают, что тут они купаться не будут.


Панорама места.

Инициативу у женщин берут мужчины. Они настроены более решительно, и начинают доказывать, что вода не такая холодная. Среди мужчин в группе оказываются такие, кто решил купаться в любом случае, и они подают остальным пример.


Первые смельчаки

За мужчинами начинают спускаться женщины. Всех поторапливает гид - он говорит, что у нас очень мало времени. Есть очередь из групп, желающих купаться, и за нами начинают собираться какие-то французы или немцы. Нет времени тянуть - надо плавать.


На израильской стороне сидели расслабленные люди. Наши туристы поприветствовали их по английски, но ответили им на русском языке. Оказалось, что и там "Наши люди". На израильской стороне было как-то поспокойнее. Хотя там просто зона купания пошире.


Русскоязычные туристы с израильской стороны.

Гид объяснил то, что израильская сторона для купания выглядит более благоустроенно тем, что правительство Иордании стремиться сделать всё максимально оригинальным - также, как это было 2000 лет назад. "Мы чтим историю, а они строят вместо этого красивые каменные лестницы".

Самые нерешительные женщины погружались последними. Важно было не только погрузиться в Иордан, но и сделать красивое фото. Один из туристов мужчин в нашей группе искупался в числе первых, потом посмотрел фото, которые сделала его спутница, они ему не понравились, и он залез в реку еще раз.

Важный вопрос - надо ли одевать купальник под рубашку для купания? Да, лучше его надеть. А иначе рубашка после купания будет просвечивать, а эротика не очень уместна на подобном святом месте. Купаться не обязательно в стандартных белых рубашках - можно в любых других (смотрите на фото купающихся). Можете заранее взять их с собой.


Залезть и вылезти не очень просто.

Все отмечали, что вода очень очень холодная.


Емкость с чистой водой.

Также вода из Иордана считается святой. Рекомендуется набрать её в бутылку. Муть должна осесть и исчезнуть, а бутылку со святой водой можно привезти в багаже домой. Если набирать воду из реки вам не нравится, то есть специальный кувшин с относительно чистой водой.


Селфи на фоне Иордана.

Я это не проверял, так как сам не купался. Всё-таки я не слишком ортодоксальный верующий. Но чуть позже в этот я всё-таки искупаюсь в Мёртвом море. О чём напишу отдельно.


Церковь рядом с местом купания была закрыта.

В Иордании есть еще одно место для купания в Иордане. Оно хорошо оборудовано, но исторически не так верно.


Вид на Иордан.

Иордан - очень небольшая река. Раньше она была широкой, а сейчас обмельчала. Вслед за ней осушается и Мёртвое море. Но это отдельная история.

Как известно Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. С тех пор существует традиция омовения в Иордане, которой следуют все паломники, хотя бы однажды побывавшие на Святой Земле. Благодаря туристической компании «Тайки Турз» - опытного организатора паломнических маршрутов, руководитель проекта "УНИАН-Религии" в прошлом году посетила Иорданию.

Река Иордан.

Почти две тысячи лет люди приходят к берегам библейской реки, с надеждой после омовения получить исцеление души и тела. За это время неоднократно изменялись русло реки и границы государств, по которым текут ее воды. Неизменными остались человеческая вера в Божию помощь и возможность чуда для каждого.

Раз в год, 19 января, в день Крещения Господнего, когда Иерусалимский Патриарх Феофил III служит праздничный молебен на Иордане, наступает мгновение, когда воды реки поворачивают вспять и текут в обратном направлении. Так очевидно и неоспоримо Господь являет людям Свою силу и Божественную благодать.

Поворот реки Иордан вспять на Крещение ВИДЕО


В реку Иордан окунаются семь раз, погружаясь с головой. («И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божьего, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. – 4 Цар., 5:14).

Все, кому когда-либо приходилось окунаться в Иордане, помнят, какое сильное течение имеет эта река, потому списать это чудо на какое-то природное явление, которое случается из года в год 19 января именно во время молебна Патриарха, – никому в голову не приходит. Да и десятки тысяч людей, которые приезжают на праздник, тому свидетели – все они видели это необычное явление своими глазами.

Как знать, может и две тысячи лет назад, река так же потекла вспять во время Крещения Иисуса Христа, когда «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь».


На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках мира написано: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9-11).

Паломники, посещающие Святую Землю, всегда хотели окунуться, а некоторые – принять крещение в священных водах Иордана - самой известной реки на Земле, в которой соединились истории Ветхого и Нового заветов. Событие, произошедшее в этих водах, имеет важнейшее значение для христиан всего мира, поэтому людям было необходимо обрести символическое место крещения Христа.

Комплекс "Ярденит", Израиль. Место, где Иордан вытекает из Тивериадского озера.

Согласно ранней версии, принято было считать, что место крещения расположено на западном берегу реки Иордан, на территории Израиля, в окрестностях Каср-эль-Яхуд (арабск. - «иудейский дворец») на территории Палестинской автономии. Но с 1967 года, после войны, этот участок был закрыт.

Для омовения паломников в 1981 году Израиль выделил территорию в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. Там и был построен комплекс, который получил название «Ярденит». Эта территория, разумеется, не являлась историческим местом крещения Иисуса Христа, но вполне справлялась со своей символической функцией и была единственным местом, обеспечивающим свободный доступ к реке.


Старое русло реки Иордан, поселок Вади-эль-Харар, Иордания. Место крещения Иисуса Христа. По этим ступеням шел сам Спаситель.

В 1996 году, в результате археологических раскопок вдоль восточного берега реки Иордан, международная группа ученых обнаружила подлинное место крещения Спасителя. Это место находится в Иордании, неподалеку от места, где Иордан впадает в Мёртвое море - в долине Бетани, в поселке Вади-эль-Харар (араб. - «журчащая вода»). Место крещения оказалось на сорок метров восточнее нынешнего Иордана. С V века река существенно изменила русло и отступила от места крещения.

Существует древнейшее доказательство, которое указывает на место крещения Христа – это мозаичная карта древней Палестины VI века, найденная в православном храме - в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Мозаичная карта древней Палестины VI века в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Говорят, именно с помощью этой карты ученые обнаружили неоспоримое место крещения - квадратную мраморную основу греческой колонны, на вершине которой когда-то был крест – именно она упоминалась как место крещения Христа в записях паломников времен Византийской империи. Также учеными были обнаружены ступени, ведущие к воде. Исследователи полагают, что именно на этих ступенях Иисус Христос оставлял одежду перед таинством крещения.

К месту крещения ведет тропа. Кустарники когда-то росли здесь непроходимой стеной.

В зимнее время в купели старого русла реки собирается немного воды, но к лету озерцо полностью высыхает. Спуск закрыт для паломников в любое время года.

Неподалеку от места крещения находится пещера, где жил Иоанн Предтеча. Апостолы Матфей и Марк указали в Евангелиях, что Иоанн проповедовал в пустыне Иудейской, у Мертвого моря. Иоанн Богослов уточнил, что когда-то это место называлось Вифавар и находился за Иорданом. Именно сюда в 30-летнем возрасте пришёл Иисус Христос, чтобы принять крещение – об этом говорится в Евангелии от Луки.

В этих местах пророк Илия вознесся на небо.

Как известно, Иоанн жил в местах, где вознесся Илья-пророк. То есть именно отсюда ветхозаветного пророка унесла живым на небо огненная колесница. А до этого, согласно Ветхому Завету, пророки Илия и Елисей переходили реку Иордан посуху. Здесь же за 12 веков до крещения Господнего сформировались двенадцать племён Израиля, перешли Иордан и заселили Землю Обетованную. Первое чудо на реке произошло, когда израильтяне, следуя за Иисусом Навином с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан.

В эти же места уже в раннехристианские времена ушла оплакивать свои грехи Мария Египетская – известная блудница и великая раскаявшаяся грешница, которая 47 лет молила Господа о прощении и питалась лишь листвой и травой.

Ежегодно к святому месту стекается множество паломников. Сегодня в районе раскопок проложены дорожки, оборудовано место для омовения, а неподалеку построен паломнический центр.


Место для омовения в водах реки Иордан. За невидимой границей со стороны Иордании следят несколько военных с автоматами. Со стороны Израиля солдатов заметно не было – возможно, велось скрытое наблюдение.

Со стороны Иордании к месту крещения и омовения можно попасть в любое время. Но со стороны Израиля есть ограничения - в зависимости от военного положения, так как это палестинская территория. Говорят, на Крещение и Пасху Иордания открывает границу для Израиля, чтобы паломники могли поклониться святыням. От израильского берега до берега Иордании – около 10 метров, граница проходит по реке и ничем не обозначена.

Вода в реке Иордан коричневая и очень мутная из-за быстрого течения, которое размывает глину и несет ил. Но если набрать воду в бутылку и дать немного постоять, примеси оседают, и вода становится прозрачной.

Иисуса Христа крестил Иоан Креститель в водах реки Иордан. Хоть по современному её руслу и проходит граница между Иорданией и Израилем, за две тысячи лет русло сместилось и историческое место крещения Христа осталось на территории Иордании.

Православные и католические паломники по-разному относятся к этому месту. Католики в целом спокойно, а вот православные почитают особенно рьяно.

Сама река шириной метров десять. Один берег Иорданский, другой Израильский. Несмотря на то, что Иордания спокойная и безопасная страна, отношения с Израилем у них не очень. Особенно чувствуется это на реке.

По факту это приграничная зона, и запрещены все контакты с людьми на том берегу. Забавно на это смотреть в тот момент, когда с обоих сторон преимущественно русские туристы.

У православных принято залезать в воду и окунаться три раза, подражая библейским событиям. Для этого на входе продают специальные балахоны, чтобы не нырять голышом. Правда, не многие догадываются остаться в белье под балахоном. После водных процедур тонкая хлопковая ткань налипает на тело и может случится легкий конфуз...

Пропускной пункт, где проверяют и досматривают туристов. Организованные группы не сильно кошмарят, просто сверяют с гидами списки:

3.

Тропинка к месту крещения организована очень хорошо. От палящего солнца укрывает навес:

6.

Это - историческое место крещения. Сейчас тут развалины и странная лужа:

7.

Вокруг идут раскопки. На сегодняшний день здесь обнаружено пять храмов построенных с пятого по тринадцатый века. По концентрации религиозных сооружений и сделали вывод об истинном месте крещения:

8.

Ближайшее же место на изменившемся русле сейчас протекает тут. С Иорданской стороны построена деревянная платформа с навесом. У израильтян все монументальнее:

9.

Во время нашего визита с другой стороны тусовались итальянцы. Ребята вели себя очень бодро, пели песни, играли на гитаре:

10.

Вообще, со стороны Израиля туристов значительно больше. Не протолкнуться:

11.

Если с израильской стороны доступен лишь небольшой лягушатник, обнесенный буйками, то со стороны Иордании - все пространство реки открыто для водных процедур:

12.

На середине очень сильное течение. Вода чистая, но мутная из-за песка и глины:

13.

14.

Охрана правопорядка на израильской стороне:

15.

А со стороны Иордании никого из военных я не видео. При желании можно было поднырнуть под буйки и вынырнуть в Израиле. Правда, боюсь, досмотр в этом случае будет даже покруче, чем в Бен Гурионе:

16.

Рядом с местом крещения много пещер, которые, как считается, были убежищем от жары и зноя в стародавние времена:

17.

Греческая православная церковь:

18.

19.

Еще одно знаковое место для христиан - холм вознесения Пророка Илии:

20.

Отсюда, если верить преданию, пророк унесся на огненной колеснице:

21.

Неподалеку есть еще несколько церквей других конфессий:

22.

А это русский паломнический центр. Король Иордании отдал гектар земли под этот комплекс, и сегодня у наших соотечественников есть возможность посещать культовое место с комфортом:

23.

Открывал центр президент России и король Иордании:

24.

Разумеется, во главе всего - русский православный храм:

25.

26.

В ближайших постах я расскажу еще много всего об Иордании, будет интересно! Stay Tuned!

27.