Храм николая чудотворца в песках. Николо-Песковская церковь (Свято-Никольский храм) в Орле

Церковь Спаса Преображения на Арбате - одно из прекрасных произведений московского зодчества, с детства знакомое каждому москвичу по картине В.Д. Поленова "Московский дворик". Местность, в которой она построена, в XVII веке называлась "Пески" из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича. Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города - окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.
Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась "в Филиппове приказе Оничкова", а в 1657 году - "в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева". В 1657 году она была еще деревянной. Стрельцы в Москве обладали привилегиями - правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие "стрелецкие" храмы стали каменными уже в середине XVII века. На Песках стрельцы построили пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая.

Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным "изстари", т. е. давно. Вероятно, это произошло в конце XVII столетия, когда расселенным здесь полком командовал стольник и полковник Григорий Иванович Анненков. В начале XVIII века стрельцы его полка несли службу в Батурине, столице гетмана Малороссии Мазепы и были свидетелями связанных с ним драматических событий.
После упразднения стрелецкого войска постепенно стал уходить в прошлое и слободской уклад с однородным населением. У стрелецких дворов появились новые владельцы: дворяне, офицеры, купцы и мещане. Их благочестивым усердием стрелецкий храм восстанавливался после московского пожара 1752 года, когда на нем погорели кровли. Прихожане пожелали в 1763 году устроить в трапезной новый придел во имя Архистратига Михаила, который до наших дней не сохранился.

Трагическим этапом в истории московских храмов стал пожар 1812 года. Не миновала испытания и церковь Спаса на Песках. Обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма.
После возвращения жителей в опустевшую столицу поврежденные и оставшиеся без прихожан храмы приписали к другим, более сохранившимся. Эта судьба постигла и церковь на Песках. "За малоприходством и невозможностью служить" ее временно приписали к соседней церкви Святой Живоначальной Троицы на Арбате. Постепенно прихожане стали возвращаться на свои пепелища.

Несмотря на незначительность прихода, уже к 1814 году храм был восстановлен. Староста церкви, купец Григорий Евдокимов с другими прихожанами обратились с прошением к архиепископу Августину вернуть самостоятельность церкви Спаса на Песках. В 1815-1817 годах были заново освящены престолы храма. Приходские дворы отстроились после пожара, и число живущих в них достигло 430 человек. Разорение и последующее возрождение прихода и церкви произошло при настоятеле о. Василии Нагибине, прослужившем в храме с 1805 по 1836 год.
Окрепший приход смог уже в 1836 году произвести очередной ремонт вновь обветшавшего храма. В 1849 году при настоятеле о. Федоре Величкине была возведена каменная ограда. Напротив главного входа поставили парадные ворота. Позже в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви. Храм постоянно ремонтировали - заменялись дубовые двери и рамы. В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал стенопись храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление.
Все работы велись на пожертвования прихожан: купеческих семейств Евдокимовых, Финогеновых, а также старосты храма Сергея Петровича Тургенева, двоюродного брата великого писателя. На его средства не только был обновлен главный придел, но и выстроено двухэтажное каменное здание, в котором разместилась церковная библиотека, а также одноэтажный каменный дом церковно-приходской школы.

К концу XIX века приход значительно вырос - число прихожан достигло 816 человек. В это время в храме служил отец Сергей Васильевич Успенский (1882-1922). Его духовным попечением при храме были открыты приходская школа и богадельня. Заботясь о нравственном состоянии народа, отец Сергий Успенский создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством. По воспоминаниям прихожан в начале XX века наиболее почитаемыми иконами в храме были образы Явления Божией Матери святому Сергию Радонежскому и святому Серафиму Саровскому с частицами мощей преподобных. Храм обладал замечательным ансамблем колоколов. Неслучайно его колокольня была одной из четырех в Москве, на которых звонил знаменитый звонарь и музыкант Константин Сараджев, обладавший феноменальным слухом.


1908-1910

После октябрьского переворота наступила эпоха новых испытаний и для храма Преображения Господня на Песках. Настоятелем в это время оставался протоиерей Сергий Васильевич Успенский. Известный в Москве своим благочестием, отец Сергий становится заместителем председателя Совета объединенных приходов Москвы и губернии А.Ф. Самарина. Это послушание открывало для отца Сергия путь исповедничества, так как Совет был создан для организации церковной жизни в условиях открытых гонений. В 1919 году от имени прихожан Спасо-Песковской церкви было составлено заявление в Совет Народных Комиссаров об оскорблении религиозных чувств русского народа, вызванное вскрытием святых мощей и глумлением над ними. Вскоре, в 1919 году отец Сергий был арестован вместе с А.Ф. Самариным и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15-ти годам тюремного заключения, но затем амнистировали. В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов - сосуды, ризы, кресты и проч. Отца Сергия вновь арестовали и судили вместе с другими клириками Пречистенского сорока, приговорив к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. По старости протоиерей Сергий был условно освобожден весной 1923 года. После ареста отца Сергия в храме служил отец Владимир Богданов. В 1923 году он также был арестован и сослан в Зырянский край. С 1925 по 1931 год в храме служил приехавший из Ялты известный проповедник о. Сергий Щукин, близкий друг А.П. Чехова. В 1917 году он был избран участником Поместного Собора Русской церкви от Таврической епархии. Отца Сергия Щукина полюбили и его московские прихожане. Когда в 1931 году он погиб, то в течение трех дней прощаться с ним шла вся православная Москва, а во время похорон Арбат был запружен народом.

19 сетября 1921 года в день празднования чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех в храме совершил Божественную Литургию святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский.

В 1929 году в церковь Спаса на Песках перевели отца Сергия Михайловича Успенского, племянника митрофорного протоиерея Сергия Васильевича Успенского. Он был настоятелем состоявшего в том же Пречистенском сороке храма Неопалимой купины в Зубове, закрытого в 1929 году.

Отец Сергий Михайлович Успенский был последним настоятелем храма. В 1933 году, после закрытия храма Спаса на Песках, отец Сергий перешел в церковь Николая Чудотворца на Щепах, но вскоре был арестован. Затем после недолгого пребывания на свободе отца Сергия вновь арестовали и приговорили к расстрелу. 19 декабря 1937 года он принял мученический венец на Бутовском полигоне вместе с другими страдальцами за Веру Христову. Отец Сергий, как и его дядя, митрофорный протоиерей Сергий Успенский, был изображен на полотнах художника Павла Корина, создавшего галерею образов многих исповедников гонимой Церкви.

священномученик Сергий Успенский

Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомученников и исповедников Российских.

Закрытый храм был опустошен и его святыни расхищены или разрушены. В 1930-е годы были уничтожены многие соседние арбатские храмы - церкви Святителя Николая в Плотниках, Николы Явленного на Арбате и др. Храм Спаса на Песках уцелел, в течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций - его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи. Изменившееся в послевоенное время отношение к отечественной культуре помогло храму. Он был объявлен памятником архитектуры.

В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма. Внутри же ничто не напоминало о Доме Божием. С 1956 года, почти сорок лет, здесь находилось кукольное отделение студии "Союзмультфильм". Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую.


1962 г.

В 1991 году решением московского правительства храм была передан Патриархии. Назначенному настоятелю протоиерею Александру Турикову, клирику церкви Филиппа Апостола, предстояло вернуть храм Православной Церкви. Началось противостояние с прежним арендатором, закончившееся лишь в 1993-м году вхождением православной общины в свой храм. Это произошло 21 декабря в канун празднования иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Первым для совершения богослужений был освобожден придел Святителя Николая, и только в 1995 году церковь Спаса на Песках была полностью избавлена от арендаторов. Началось постепенное раскрытие самого храмового пространства. Когда были разобраны перекрытия, перегородки взорам верующих открылось первоначальное устроение церкви. Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен. По милости Божией усилия общины находили поддержку у самых разных благодетелей - от простых прихожан, вносящих свою лепту, до таких государственных учреждений, как Федеральная служба безопасности, передавшая храму при посредничестве Третьяковской галереи около 100 икон. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму десять колоколов из взорванного Страстного монастыря.

По замыслу настоятеля храма, протоиерея Александра Турикова внутреннее убранство должно было соответствовать по стилю времени его построения - концу XVII века. Резные иконостасы, напольные киоты, настенные росписи создают единый ансамбль, украшающий Дом Божий. Десять лет трудились иконописцы, резчики и позолотчики. К Рождеству Господа нашего Иисуса Христа в 2004 года была закончена роспись храма.
Знаменательным этапом в истории возрожденного храма стало его посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, совершившееся 30 апреля 2005 года накануне праздника Святой Пасхи в день Великой Субботы. Осмотрев храм, Его Святейшество в своем Первосвятительском слове отметил усердие настоятеля и паствы, завершивших трудное дело восстановления поруганной святыни. Святейший Патриарх указал на великую радость служения и молитвы в обновленном храме.



Посещение храма Святейшим Патриархом Алексием II в Великую Субботу 2005 года.

24 декабря 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин великого освящения и Божественную литургию в обновленном храме Спаса Преображения на Песках. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Бронницкий Амвросий. Протоиерей Александр и прихожане храма преподнесли Его Святейшеству икону XVIII века с изображениями и частицами мощей Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа, принадлежавшую святому патриарху Тихону, находившуюся в собрании М.Губонина. Святейший Патриарх вручил награды участникам возрождения храма. Орденом святой равноапостольной Ольги III степени была награждена староста храма Н.А. Панкратова и регент храма А.А. Турикова.Патриаршими грамотами были награждены член Приходского собрания Л.Л. Шевченко и глава Управы ТУ "Арбат" А.В. Садиков. Неклюдова О.В., Домбровская М.В., Соколов А.В., Алексеев Б.А, Ланинский Ю.Б., Жилин А.В. - медалями прп. Сергия Радонежского I степени.


Великое освящение храма 2006 г.

За усердное пастырское служение и труды по возрождению храма настоятель храма пртоиерей Алексндр Туриков был удостоен высокой богослужебной награды - права ношения митры.


5 февраля 2012 года, произошло еще одно знаменательное событие в жизни храма. В неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Божественную Литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, духовенство города Москвы. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского.

Пережив пожары и войны, разорение и осквернение, Храм Преображения Господня на Песках вновь обрел свое первоначальное предназначение, став Домом Молитвы.

Его колокола вновь призывают православных москвичей к духовной радости Богообщения.

Святыни храма: чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Знамение», иконы: Преображения Господня, свт. Николая в житии, сщмч. Сергия Успенского, иконы с частицами святых мощей: свт. Тихона Задонского, свт. Митрофана Воронежского, свт. Луки архиеп.Симферопольского и Крымского и другие

Что есть что в церкви

В конце XVII века церковь перестроили в камне. Но после пожара 1812 года сильно обгоревший храм Николы на Песках приказали разобрать, а камень отдать на строительство ограды церкви Николы Явленного. По просьбе прихожан храм все-таки восстановили в 1817 году. Также на средства князя А.А. Щербатова построили трапезную и колокольню с высоким шпилем, где устроили балкон для пожарных.

В этом храме отпевали композитора А.Н. Скрябина. На его похороны в апреле 1915 года пришел простуженный С.И. Танеев. День был холодный и ветреный. Из-за этого простуда переросла в пневмонию, и через 2 месяца Танеев скончался. Отпевали его тоже в церкви Николы на Песках. А в приходе этого храма несколько лет жила старшая дочь Пушкина Мария Гартунг.

4 марта 1932 года Президиум Моссовета постановил снести церковь Николы на Песках, так как на ее месте планировали построить многоэтажный дом «Энергетик». Постановление выполнили. Так закончилась история Николопесковского храма.

Еще одна старинная церковь Святого Николая - "Николы Чудотворца на Песках" - находилась чуть в стороне от Арбата, в глубине Большого Николопесковского переулка , носившего в советское время название улицы Вахтангова.

Церковь Николы на Песках

Поначалу церковь была возведена из дерева. Это был один из самых древних московских храмов. Длительное время считалось, что именно в этой церкви в 1493 году начался пожар, от которого выгорела почти вся Москва (после чего в русском языке закрепилась поговорка "От копеечной свечи Москва сгорела"). Сейчас ряд исследователей склоняется к выводу, что пожар разгорелся в другой церкви Святого Николая - на Берсеневке - и уже оттуда охватил всю Москву. Во всяком случае, рассказывая о этом страшном событии, летописцы впервые упомянули название Арбат , почему официальный возраст улицы исчисляется с 1493 года.
Николопесковскую церковь неоднократно перестраивали - она оказалась приходской церковью стрелецкой слободы, а стрельцы очень заботились о своих храмах. В 1635 году она упоминается как деревянная стрелецкая "в приказе Гаврилы Бакина", в 1657 году она уже числится каменной. В 1691 году прихожане Каковинского полка при полковнике Алексее Парфеевиче Обухове вновь перестраивают свою церковь, о чем делается надпись по камню на церковной стене. Кроме главной церкви была выстроена трапезная с Никольским приделом и колокольня в память святителей московских Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.


Иван Айвазовский. Пожар Москвы в 1812 году

В 1812 году церковь Николы на Песках сильно пострадала в дни московского пожара. В 1817 году определением консистории ее "яко обгоревшую и прихода неимущую" велено было разобрать. Но прихожане, вернувшись в Москву на родное пепелище, воспротивились этому и добились разрешения восстановить Николопесковскую церковь. Главным жертвователем в деле восстановления был князь А.А. Щербатов , владевший усадьбой в этом приходе. Центральное церковное здание восстановили, и только почти полностью разрушенные трапезная и колокольня были окончательно разобраны. Князь выстроил новую просторную трапезную в стиле ампир (для гармонии с окружающей церковь послепожарной застройкой) и колокольню, увенчанную шпилем-обелиском, как своеобразный памятник 1812 году. Колокольня заменяла и пожарную каланчу - возле звонницы был устроен балкон для пожарной службы, на котором дежурил смотрящий.
Автор описания московских достопримечательностей И.К. Кондратьев отмечал в 1893 году, что "архитектура храма отличается древностью и оригинальностью".


Александр Скрябин

В доме напротив Николопесковской церкви (дом № 11) жил композитор А.Н. Скрябин . Здесь он скончался в 1915 году, здесь, в этой церкви, его и отпевали. Очевидцы писали, что весь переулок был забит людьми, пришедшими проститься с композитором, и даже подойти к церкви смогли не все. Когда траурная процессия вылилась на Арбат, улица оказалась забита людским потоком по всей ширине, а окончание процессии терялось где-то в дали. В людском потоке плыл гроб композитора, который несли на кладбище на руках...
Другой известный композитор, Сергей Танеев , живший неподалеку и тоже являвшийся прихожанином церкви Николы на Песках, пришел на похороны с простудой, которая усугубилась во время церемонии и перешла в воспаление легких. Через три месяца скончался и Танеев. И его тоже отпели у Николы на Песках.


Сергей Танеев

В 1920-х годах в Николопесковской церкви служил отец Николай - священник Николай Александрович Бруни. Он был удивительной личностью: художник, поэт, музыкант, знаменитый спортсмен, авиатор времен Первой мировой войны... Его предки перебрались в Россию из Швейцарии в 1809 году, и к началу ХХ века род Бруни был уже полностью обрусевшим и глубоко православным. В роду Бруни были выдающиеся художники, архитекторы и даже глава Императорской Академии художеств. Николай, как и его брат Лев (ставший художником) с детства обладал большим художественным талантом и, будучи учеником Тенишевского училища, занимался на подготовительных курсах Академии художеств. Однако любовь к музыке победила, и по окончании училища Бруни поступил в Петербургскую консерваторию. Уровень его подготовки был настолько высок, что юношу приняли сразу на выпускной курс. Одновременно он увлекся сочинением стихов и вступил в "Цех поэтов" , организованный Н.Гумилевым .
В 1913 году Николай, окончив Консерваторию, начинает музыкальную карьеру в качестве солиста Петербургской филармонии, не отказавшись и от увлечения поэзией и живописью. Но в его жизни появляется еще одна страсть - модный в Петербурге футбол. Бруни был не только ведущим игроком Петербургской команды (прародительницы "Зенита"), но и популяризатором этого вида спорта. Его интересную творческую жизнь прервала война...


Николай Бруни

Николай Бруни добровольцем уходит на фронт. Сначала его направили в санитарную службу. Он проявляет немало мужества, помогая раненым в прифронтовой полосе, и становится известным как публицист - его фронтовые записки и рассказы вызывают большой интерес. Но фронту нужны были грамотные люди для освоения техники. В 1915 году Бруни, как человека с высоким уровнем подготовки, к тому же проявившего героизм в боях, направляют в Летную школу. Он становится летчиком и в 1916-1917 годах совершает немало боевых вылетов, получив за храбрость три Георгиевских креста и офицерское звание. В сентябре 1917 года его самолет разбился. Напарник погиб, а Бруни был в таком тяжелом состоянии, что врачи сомневались - стоит ли зашивать раны и накладывать гипс, если человек с минуты на минуту покинет этот мир. Но все же из врачебной добросовестности помощь оказали. Бруни выжил, правда, всю жизнь страдал из-за последствий крушения; одна его нога так и осталась на 4 см короче другой.
Оправился он только к 1918 году, когда Россия уже была объята пламенем Гражданской войны. Поначалу Бруни принимает революцию и даже поступает в Летный отряд Красной Армии, но вскоре понимает весь ужас взаимного братоубийства, происходящий вокруг.

"Смотри, чудовищной лавиной
Грехом затоплена страна.
Теперь и силою орлиной
Она не будет спасена.

Огнем и крыльями напрасно
Мы возмущаем синеву!..
Не плачь, не говори: "Ужасно",
Дай преклонить к тебе главу..." - писал Бруни в 1919 году.

В том же году, уйдя из Красной Армии под предлогом инвалидности, он принимает сан священнослужителя. В 1921 году он с женой приезжает в Москву и начинает служить в церкви Николы на Песках.
В этот нелегкий период Бруни старался помочь прихожанам сохранить человеческое достоинство. В 1921 году отец Николай провел церковную панихиду по умершему Александру Блоку с чтением его стихов .
Однако в Москве все большую силу набирала искусственно созданная "обновленческая" церковь, пытавшаяся вызвать одобрение власти. Отец Николай из-за конфликта с обновленцами вынужден был оставить приход. Он служил еще в небольших церквях под Калугой и в Клину. Но в 1928 году ему приходится сложить с себя сан - ему не простили "бессребничества". Отец Николай не брал денег за церковную службу, а подрабатывал печником, плотником и другими ремеслами.
Чтобы содержать семью (у Бруни было шестеро детей) Николай Александрович устраивается работать переводчиком технической авиационной литературы. Вскоре у него открывается талант авиаконструктора, и к 1933 году он становится профессором Московского авиационного института . В 1934 году ему поручили работать с французским летчиком Жаном Пуатиссом, приглашенным в СССР в качестве консультанта. Это сыграло роковую роль - молодые коллеги написали на Бруни донос, в конце 1934 года он был арестован и попал в концлагерь в качестве "французского шпиона".


Н.А. Бруни в Гулаге работает над памятником Пушкину

В 1937 году, когда во всей стране отмечалось столетие со дня гибели А.С. Пушкина, Бруни в лагере создал памятник поэту, установленный в Ухте Коми Асср (в то время - поселок Чибью). Это был его первый скульптурный опыт, не считая деревянных скульптур, которые он вырезал в годы Первой мировой войны. Начальство было довольно и даже поощрило заключенного Бруни свиданием с женой. Но в том же году его дело пересмотрели, и Тройка УНКВД по Архангельской области приговорила Николая Александровича Бруни к расстрелу. Основанием прежде всего стала его вера - в "деле" Бруни было указано: «Внедрял религиозные традиции среди заключённых: происходящие в СССР события увязывал со Священным писанием».
В начале 1938 года приговор был приведен в исполнение.
К тому времени арбатской церкви Николы на Песках уже не существовало. В начале 1930-х годов при тотальном уничтожении арбатских церквей не пощадили и Николопесковскую. Президиум Мособлсовета принял решение о сносе церкви 4 марта 1932 года. Церковный участок вместе со старым кладбищем был передан под застройку кооперативу "Энергетик". Когда церковь ломали, обнаружили стены первой каменной постройки 1657 года, скрытые поздними переделками. Но это никого не остановило...

Памятник Пушкину в Ухте простоял до конца ХХ века. К тому времени скульптура, выполненная из подручных, недолговечных материалов, значительно обветшала. Но горожане так полюбили своего Пушкина, что памятник работы Н.А. Бруни был восстановлен в бронзе.


Оригинальная скульптура Н.А. Бруни


Реконструкция памятника 1999 года

Фотографии памятника Пушкину в Ухте с сайта "Генеалогический форум ВГД".

Продолжение следует.

В городе Орле есть уютное место, где расположена величественная Николо-Песковская церковь. Заложен храм был по благословению Кирилла, епископа Севского и Брянского. На месте церкви раньше стоял старенький вагон, монтированный в честь деревянной церкви Воскресения. Храм возводился на пожертвования прихожан.

Церковь представляет собой качественную кирпичную кладку, которая была основана в 1775-1990 годах. Великолепный двуцветный четверик, который украшен декоративной перекладиной, достойно красуется на самой видной части церкви. Храм оснащен трапезной и колокольней. Ранее строение было закрыто под швейную фабрику, а верующие люди получили его в пользование в 1995 году. Церковь была отреставрирована и приобрела новый обновленный облик с сохранением старинных частей. Храм находится на стыке южной и западной части города Орла.

Строение является архитектурным памятником и выполнено в стиле раннего классицизма. Четверик храма имеет немного вытянутую форму и отличается высотой, которая достигает двухэтажный дом. А двухъярусный декоративный элемент создает еще больший эффект величественности. Стены сооружения разделяются слегка выступающими лопатками, которые кверху завершаются рельефом орнамента в виде треугольных фигур. Окна здания плавно включаются в плоские ниши. Южные и Северные фасады здания декорированы белокаменными площадками, которые простилаются во всю ширину.

На четырехгранных постаментах располагаются пять глухих глав. Высота храма достигает двадцати метров. Особое внимание заслуживает колокольня. Ее нижние четверики с каждой стороны интересно обработаны тосканскими портиками. Нижние ярусы имеют привлекательную кубовидную массивность. Создается такое впечатление, что стены растворяются за портиками, состоящими из двух колонн. Колокольня наполнена живым ритмическим рисунком за счет выступающих по сторонам углов. Среди местного населения города храм называется именем «Николы на песках».

Такое название появилось потому, что строительство осуществлялось на месте песчаной почвы. В середине девятнадцатого века храм пострадал от сильного пожара. Больше всего во власти огня оказались трапезная и колокольня. Храм был отреставрирован впоследствии. А рядом сооружены две небольшие часовни, которые сохранились в неизменном виде до настоящего времени. Сегодня памятник полностью восстановлен и не нуждается в реставрации. При Николо-Песковском храме работает школа по воскресениям, которая преимущественно ориентирована для глухих и слабослышащих детей.

При храме находится небольшое здание, в котором проводятся занятия с использованием сурдоперевода. Дети изучают Священное Писание и православный катехизис. Церковь посещается не только прихожанами, проживающими в городе Орле. Многие туристы стараются заглянуть в храм с целью изучения исторической ценности. С колокольни храма открывается красивый вид на город.


Николо-Песковская церковь на фото

Адрес: 302026, г. Орел, ул. Нормандия-Неман, д. 73

За что славянофила Хомякова выставляли из храма, и где причащался маленький Саша Пушкин

До революции знаменитый Арбат неофициально именовался улицей святого Николая. Конечно же, не случайно: когда-то здесь возвышались целых три храма в честь святителя Николая – на Песках, в Плотниках и Никола Явленный. В 1930-х годах все они были уничтожены. Вспомним связанные с ними удивительные истории.

Никола Явленный: тут молился отец Гоголя
Храм, названный в честь чудотворной иконы святителя Николая, которая «явилась» сама собой, числился приходской церковью стрельцов и располагался в центре их слободы. Рядом находилась полковая изба – штаб, где хранились казна и знамена. Именно здесь заседало стрелецкое начальство и оглашались царские грамоты.

Михаил Гермашев. Улица Арбат (снимок 1912–1913 гг.) Хорошо видна надвратная колокольня церкви Николы Явленного, снесенной в 1931 году, и ампирный особняк Оболенских-Трубецких, разрушенный немецкой бомбой в 1941 году

Сюда любила приезжать императрица Елизавета Петровна. Она подарила приходу список иконы Богоматери Ахтырской. Сегодня эта икона находится в храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) в Филипповском переулке. В царствование Екатерины II эта церковь стала местом публичного покаяния преступников, совершивших наиболее жестокие и дикие злодеяния. Когда французы в 1812 году захватили Москву, маршал Мюрат остановил свою конницу именно здесь, возле храма, и ждал донесений лазутчиков, побежавших к Кремлю. Это место упоминает в своем романе «Война и мир» Лев Толстой. Зная, что Наполеон будет входить в Москву по Арбату, Пьер Безухов разрабатывал план покушения на «супостата», остановившись на паперти храма.

Прихожанами Николы Явленного были отец Николая Гоголя писатель Василий Гоголь-Яновский († 1825) и философ-славянофил Алексей Хомяков. Хомяков был настолько пламенным и увлеченным спорщиком, что иногда не мог удержаться от обсуждения богословских проблем во время богослужения, за что священник выгонял его на крыльцо. Но и там он продолжал спорить со своими друзьями о разнице католичества и Православия, а также на другие философские темы.

Колокольня храма считалась одной из самых красивых в Москве. Историк архитектуры Иван Машков называл ее «верхом изящества и вкуса», с «изумительным, скульптурным шатровым верхом, … царскою шапкою большого наряда». В 1931 году храм взорвали. От колокольни остался фундамент начала XVII века (сейчас это нижняя часть стены).

Где стоял: На Арбат выходила надвратная колокольня храма. Располагалась она между не сохранившимся домом во владении № 14 и домом № 16.

Никола в Плотниках: своды кафе «Му-му»
В документах 1625 года эта церковь упоминается как давно существующая. Украшенная классическими колоннами изящная колокольня напоминала звонницы петербургских соборов. Неподалеку, в Кривоарбатском переулке, жила семья Пушкина. Маленький Александр Сергеевич посещал этот храм вместе с родителями, исповедовался тут и причащался. В церковных исповедальных книгах сохранились записи с его именем. В этом же храме Николай Гоголь крестил сына философа Алексея Хомякова – маленького Николая. Еще один прихожанин этот храма – художник Михаил Нестеров, подаривший специально написанное для Николы в Плотниках «Распятие».

Известен последний настоятель церкви Николая в Плотниках – протоиерей Иосиф Фудель. Многие годы он издавал за собственный счет религиозно-философский журнал, который назывался очень просто: «Приходской листок». В нем публиковались как практические указания по церковной жизни, так и весьма серьезные дискуссии богословского характера.

В 1932 году храм снесли, и на его месте вырос престижный жилой дом с магазином «Диета». Селили сюда сотрудников НКВД и литераторов. Своды храма сохранились. Сегодня мы их можем увидеть в подвальном этаже кафе «Му-му».

Где стоял: На месте нынешнего жилого дома № 45/24.

Никола на Песках: откуда есть пошла копеечная свеча

Один из самых древних московских храмов. Москвовед И.К. Кондратьев писал: «Архитектура храма отличается древностью и оригинальностью» Длительное время считалось, что именно в этой церкви в 1493 году начался пожар, от которого сгорела вся Москва. С тех пор появилась пословица: «От копеечной свечи Москва сгорела». Рассказывая об этом страшном событии, летописцы впервые упомянули топоним Арбат.

В этом храме отпевали композитора Андрея Скрябина, жившего напротив в 11-м доме. В 1920-х годах здесь служил священник Николай Бруни – художник, поэт, музыкант, знаменитый спортсмен, авиатор времен Первой мировой войны.

После революции церковный участок вместе со старым кладбищем передали под застройку кооперативу «Энергетик». Когда церковь ломали, обнаружили скрытые поздними переделками стены первой каменной постройки 1657 года. Однако это не остановило разрушителей, и в 1932 году храм был уничтожен.

Где стоял : На месте современного 6-го дома по Малому Николопесковскому переулку

Кстати!
МИКОЛИНА УЛИЦА
Одним из первых воспел Арбат Андрей Белый. Во втором томе своих мемуаров «Начало века» он посвятил улице целую главу. По существу, это ностальгически-лирический гимн – чуть ли не каждому ее дому и церкви, ее насельникам и гостям: «Сам Арбат – что, коли не Миколина улица?» «Микола – патрон, потому что он видел Арбат».

Анастасия Чернова
Опубликовано: май, 2017 г.