Какие иконы в церкви. Порядок расположения икон

В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.

Какие иконы нужно иметь дома

Важно помнить, что

  • Не количество икон определяет степень благочестия жизни человека.
  • Иконы нельзя «коллекционировать» и собирать, как предметы быта.
  • Нужно помнить о молитвенном предназначении иконы.

Где разместить домашний иконостас

Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.

Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.

При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.

Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы

  • Иконы не соседствовали с бытовой техникой, предметами декоративного убранства,
  • С книгами, содержание которых противоречит православному вероучению.
  • Изображения святых, их фотопортреты также следует поместить в другом месте.

По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.

Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.

Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.

В каком порядке расположить иконы

  1. Над всеми иконами находится православный Крест.
  2. Центральное место в иконостасе занимает икона Спасителя (поясное изображение).
  3. Над этой иконой размещают образ Святой Троицы.
  4. Справа от иконы Спасителя ставят икону Божией Матери. Чаще всего в домашнем иконостасе можно увидеть икону Богородицы и .
  5. Образы Святых размещают по бокам от икон Спасителя и Богородицы. Можно расположить их и выше.
  6. В русском православии особо почитают святителя Николая Чудотворца. Его икону можно увидеть в любом домашнем иконостасе. Часто встречаются иконы пророка Илии, первоцерковных апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика и целителя Пантелеймона.
  7. Хорошо, если в доме есть образы святых Евангелистов, Святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы церковных праздников.
  8. Выбор икон может быть индивидуальным, в домашнем иконостасе часто размещают святых покровителей семьи, имена которых носят домашние.

С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.

Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме

«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:

1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.

2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение - хорошо.

3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.

4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке

5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона - окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами - неправильная духовная практика.

6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.

7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.

8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.

9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.

10. Икона - не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство - это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.

Молитвы перед домашним иконостасом

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.

История происхождения иконостаса


Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть - проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.

Необходимо сказать, что иконостас - особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса


Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре - пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас - попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Крайний образ справа - это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева - «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» - символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат - большая икона Спасителя, слева от них - икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах - архангелы Гавриил и Михаил (иногда - святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева - икона Божией Матери. Не случайно это - «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь - Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

Строение иконостаса: четвертый ряд

Четвертый ряд - пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Строение иконостаса: пятый ряд

Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы - от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» - символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Подготовил Александр А. Соколовский

Иконостас в церкви.

Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.

Иконостас Спасо-Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века). Фото из Википедии.

Иконостас - алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

В середине нижнего яруса находятся Царские врата . Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый "праздничный" ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.

Третий ярус - иконы Деисуса. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу которое завершится на Страшном суде. В центре ряда непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери", находится икона "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это - "Заступница" -Богородица изображена в полный рост смотрящей влево и со свитком в руке. Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери "Оранта" («Знамение»), или "Молящаяся", изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Верхний, пятый ярус называется "праотеческим". Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается "Ветхозаветная Троица".

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

http://azbyka.ru/dictionary/09/ikonostas...

http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikonoctac.htm

Домашний иконостас .

Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше дома строили специально в расчёте на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещённом месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни - в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться.

Обязательное условие - иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери . Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного. Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи.

Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Е сли сотрудник работает на дому, то икона, помещённая возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли .

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера - фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него .

Домострой предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы «спустить» небо в реальный мир: «Каждый христианин должен в доме своём, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте». Нижний ряд такого иконостаса был занят иконами «местными», «на поклон». Кроме икон Христа и Богоматери, этот ряд занимали особо чтимые образа, например иконы тезоименитых святых, благословенные иконы от родителей и родственников, кресты-панагии и ковчежцы со святыми мощами, списки прославленных чудотворных образов; наконец, иконы святых — помощников, молителей и заступников в тех или иных делах .


Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике - киоте - он продаётся во всех церковных лавках. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Дом православного верующего - это своеобразная малая Церковь, в этом месте обязательно должна звучать молитвенная песнь. Восхваления и прошения совершаются перед образами икон, потому что они являются средством общения человека со Всемогущим Господом или Его верными и вечными слугами. Однако православные верующие должны помнить: обращение относится к личности, а не к полотну, на котором она изображена.

Устройство иконостаса в доме

Расположение икон в домашнем иконостасе может быть произвольным, но в христианской традиции существуют некоторые правила.

В прошлые времена в каждой семье была сооружена полочка, куда выставлялись святые изображения. Эти божественные полотна находились на самом светлом и привлекающем внимание месте. Полка для икон устанавливалась в дальнем углу дома, на Востоке. Это место было самым освещенным, так как две стены, образующие его, были с окнами, куда проходило множество солнечного света.

Домашний иконостас

Икона есть священное изображение, которое отделено от бытовых реалий и никогда не смешивающееся с обыденностью, но предназначена исключительно для диалога с Господом. Она является окном из бесконечного мира, а также божественным откровениям в тонах и линиях кисти иконописца.

Наивно предполагать, что большое количество святых изображений делает жизнь православного верующего более благочестивой, чем она есть на самом деле.

Об иконах:

Несистематизированное собрание икон, различных репродукций, церковных календарей похоже на обыденное коллекционирование, где молитва совершенно исчезает как самоцель. Здесь происходит полное искажение термина «дом», который является продолжением монастыря.

Современное расположение иконостаса

Для семьи эта реликвия - объединяющий молитвенный фактор, который возникает после прощения всех житейских обид и достижения взаимопонимания.

  • Сегодняшние реалии жизни твердят о том, что церковь разрешает устраивать домашний иконостас в свободном месте. Однако ортодоксальные правила рекомендуют размещать его на восточной стороне. Понятие «восток» имеет важную особенность для Православия. О нем написано в Книге Бытия, у Варфоломея и Матфея.
  • Если на востоке квартиры расположены двери, разрешено использовать и другие стороны света.
  • Выбирая место под семейный алтарь, нужно избегать соседства святых образов с любой бытовой техникой, которая считается тщетным произведением модернизации и не способствует одухотворению. Необходимо избегать плотного соседства икон и декоративного убранства, а также с книгами нерелигиозного характера.
  • Для православной семьи обязательно присутствие в домашнем иконостасе образов Спасителя Христа и Девы Марии . Изображение Мессии должно оставаться всегда центральным, а все другие будут меньше по размеру. Главные иконы (Троицы , Христа и Богородицы) располагаются выше остальных, но над ними разрешено поместить Распятие.

Как правильно расположить иконы в квартире

  • Украшение для семейного иконостаса - живые цветы. Большие иконы, установленные рядом, следует обрамлять полотенцами по древней христианской традиции. Запрещено располагать рядом неканонические картины или их репродукции.
  • Домашний иконостас следует увенчать крестом, а на время молитвенных восхвалений зажигать лампаду. В праздничные дни, по церковному календарю, пламя свечей может гореть целые сутки.
Важно: перед иконостасом следует оставить достаточно пространства, чтобы верующие не испытывали чувства тесноты при семейном молебне.

Святые образы для божницы

В домашнем иконостасе обязательно должны находиться два святых образа.

Изображение Сына Божьего, свидетельствующего о воплощении Бога и спасении человеческого рода. Для молитвы чаще выбирается поясное полотно, на котором Вседержитель благословляет мир правой десницей, а в левой руке держит Божественное Писание. Господь предстает на этих изображения как Вершитель каждой судьбы, милосердный Отец, подающий Истину, к которой направляются взоры православных последователей. В связи с этим иконы Сына Божьего всегда занимают главное место на полках домашнего иконостаса.

Лик Богородицы, являющейся совершенным человеком и почитаемой превыше Серафимов и Херувимов. Чаще используются образы под названием «Умиление» или «Одигитрия».

  • Автором первого типа, списки которого чрезвычайно распространены в православном мире, традиционно считается апостол Лука. В «Умилении» происходит великолепное соприкосновение Христа в младенчестве и Божией Матери, что символизирует соединение земного и горнего, Творца и лучшего из творений Его. В образе выражена бесконечная любовь Создателя к человеческому роду, когда Бог отдал Сына в искупление греховности. К самым распространенным и знаменитым иконам типа «Умиление» относят: Владимирскую , «Достойно есть» , «Взыскание погибших» и т.д.
  • «Одигитрия» («Путеводительница») - второй распространенный тип лика Девы Марии. Изображение демонстрирует истинный путь к Богу. На иконе об этом свидетельствует конкретный жест правой десницы Божией Матери, указывающей на Младенца Христа. Наиболее известными ликами «Одигитрия» являются: Влахернская, Иверская, Тихвинская, Казанская и т.д.

Читайте о Богородичных иконах для иконостаса:

В православной традиции чрезвычайно популярен образ Николая Угодника . Он всегда занимал важное место на полках иконостаса каждого христианина. Преподобный Николай почитается как вечный слуга Бога, наделенный особенной благодатью.

Православный христианин может разместить в божнице образы знаменитого пророка Илии, великомученика Георгия Победоносца, Пантелеимона, святого евангелиста Иоанна Предтечи.

Совет! Выбор всегда индивидуален, а лучшим помощником в деле является священник. За советом обращаются к нему или другому монаху.

Иконостас в доме

Особые указания по расстановке

В домашних условиях разрешается следовать лишь основным правилам расстановки.

  • Необходимо соблюсти симметричность и систематику, продумать композиционный строй, что поможет избежать чувства внутренней неудовлетворенности, желания что-то поменять. Неправильная расстановка отвлекает от молебна, сущность которого есть концентрация на прошении и восхвалении.
  • Православный человек обязан помнить о принципе церковной иерархии: местночтимые иконы нельзя располагать над главными (Христа-Спасителя, Девы Марии и Святой Троицы).
  • Образ Мессии необходимо ставить с правой стороны от предстоящего верующего, а полотно с ликом Девы Марии - с левой. При подборе иконостаса следует ориентироваться на однородность художественного исполнения святынь. Церковь не рекомендуют допускать многообразия в стилях.
  • Православные люди должны с большой серьезностью относиться к святости, так как она является одним из свойств самого Бога. Это качество отражается в небесных угодниках и материальных предметах. Отсюда следует: почитание святых наместников и иконографий относится к одному религиозному порядку.
  • О степени воцерковления семьи судят по тому почтению, которое члены оказывают ликам Христа и Богородицы. Родовые иконы всегда колоссально почитались. Только что крещенного младенца подносили к святыне, а батюшка читал восхваляющие Бога молитвы. В давние времена посредством иконы родители благословляли своих детей на успешную учебу, путешествие в дальние края, служение обществу. Перед свадьбой или после кончины человека верующие также обращались за помощью к ликам святых.
  • Если в доме размещен иконостас, недопустимы ссоры, отвратительное поведение, скандалы на различные темы. Однако чрезмерно благоговейное отношение к святыням не следует трансформировать в идолопоклонство. Должно помнить: иконы - божественное изображение, но не сама личность Господа или Его наместников.
  • Полотно, пришедшее в состояние полной негодности и невосстанавливаемое, нельзя выбрасывать, к нему необходимо проявить должное отношение и почтение как к древней скрижали. Ранее, если краски на иконе стирались, её пускали по реке. Сегодня такой раритет относят в церковь, где она сжигается в храмовой печи.
  • Если порча лика произошла по причине небрежного хранения, следует исповедаться , так как Церковь считает такую безответственность грехом.
Важно! Спаситель, Божья Матерь, апостолы и святые, смотрящие с полотен, принадлежат вечности. Спрашивая у них о заступничестве при помощи молитвы, нам - жителям областей скорби - необходимо вечно помнить о Всемогущем Творце, призыве к добровольному покаянию, самосовершенствованию и милосердии. Глазами святых Всевышний взирает на людей и напоминает о том, что у нас есть возможность спасти свою душу.

Православный интернет-магазин Svyatsy.Org — иконостасы для дома.

Иконостас своими руками

Расположение икон в домашнем иконостасе сегодня производится так, как захочется верующему.

Однако существует определенные правила, которых лучше придерживаться, чтобы повысить качество общения с Господом и Его наместниками.

Перед обустройством следует изучить плановые рекомендации по монтажу в квартире, а после этого выбрать нужный угол. Сегодня мебельные магазины предлагают большое количество иконостасов в своем ассортименте. Есть возможность изготовить его на заказ, где учтут все особенности и предпочтения.

  1. Для самостоятельного изготовления подходят любые материалы.
  2. Первым делом нужно сделать чертежи шкафчика.
  3. Следует помнить о расстоянии между полками иконостаса, потому что они могут воспламениться от горящих свечей.
  4. Образы святых размещаются на уровне глаз, что облегчает общение.
  5. Под полками разрешено поставить стол, где будут располагаться лампады и свечи, святая вода и Писания.
Важно! Домашний иконостас является прямым продолжением алтаря в храме, - здесь совершаются те же молитвы, приближающие к горним областям. Поэтому образы необходимо хранить в чистоте и проявлять к ним большой почет.

Видео о том, как разместить иконостас в доме

Когда заходишь в любой православный храм, на переднем плане сразу можно увидеть святая святых - алтарь, который является образом Царства Небесного. В алтаре расположена главная его святыня - освященный стол, называемый Престолом, на нем священник совершает свое величайшее таинство, когда происходит превращение хлеба в Плоть и вина в Кровь Христову.

Что такое иконостас?

Алтарь отделяется от остального храма иконостасом. Разбираясь с вопросом, что такое иконостас, нужно отметить, что он представляет собой специальную отделяющую перегородку, с размещенными на ней иконами с ликами святых. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным. Если алтарь - мир горний, то иконостас - мир земной.

Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов. Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праотцы Святой Церкви от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы».

А второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона «Знамение».

Деисусным называется третий ряд иконостаса и обозначает моление всей Церкви Христу. В самом центре его помещается икона «Спас в силах», на которой изображен Христос, восседающий как грозный Судия всего созданного им мира. Слева от него находится Пресвятая Богородица, а справа - Иоанн Предтеча.

В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.

И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется "местный ряд", по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах - икона «Благовещение» (где сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат - и Богородицы.

Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны.

Успенский собор во Владимире: фото и описание

Вообще стиль, форма и высота иконостаса зависят от изучения архитектуры и истории храма, в котором он будет возведен. И он должен масштабироваться в соответствии с пропорциями самого храма, которые в древности проектировали архитекторы. Конструкции иконостасов и состав в нем икон множество раз изменялись.

Успенский собор во Владимире (фото которого представлено выше) обладает первым иконостасом с фрагментами, сохранившимися до наших дней. Он датируется 1408 годом, это работа Андрея Рублева и его современника монаха Когда-то очень давно он состоял из высоких четырех ярусов, среди которых был выполнен более крупно и выдвигался из общего плана, это показывало его особую роль. Иконостас в храме не закрывал подкупольные столбы, благодаря им он делился на части. В дальнейшем Владимирский иконостас стал образцом для иконостасов Московского Кремлевского Успенского собора (1481 г.) и Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре (1497 г.).

История собора

Этот собор был построен при правлении князя Андрея Боголюбского в середине XII века, и для совершения этого дела во Владимир были приглашены самые искусные мастера со всей земли русской и романского Запада. Его строили для хранения иконы Владимирской Божией Матери - покровительницы Руси. Предполагается, что была написана еще при жизни Самой Богородицы евангелистом Лукой. Потом в 450 году она попала в Константинополь и там пробыла до XII века, а затем была передана в дар Юрию Долгорукому - отцу Андрея Боголюбского. Потом она много раз спасала русские княжеские города от разорений и войн.

Иконостас

Вопрос о том, что такое иконостас, можно продолжить интересным фактом о самых первых сведениях отделения алтаря от всего остального пространства в храме завесой или преградой, которые относятся к IV веку. Тогда еще в византийских храмах эти алтарные преграды были совсем невысокими и делались из парапета, каменной балки (темплона) и колонок. В центре ставился крест, а по сторонам алтаря находились иконы Христа и Богоматери. Через время на темплон стали ставить иконы, или взамен на нем вырезались рельефные изображения. Крест заменили на икону Христа, а потом - Деисисом (по-другому Деисусом, молением) - композицией из трех икон: в центре - Христос Вседержитель, а к нему обращены с молитвой с левой стороны Богородица, а с правой - Иоанн Креститель. Иногда по обе стороны Деисиса добавлялись праздничные иконы или отдельные иконы святых.

Заключение

Первые древнерусские храмы полностью повторяли византийские образцы. Но не всегда это было возможно, ведь храмы в большинстве своем были деревянными, и на них не делалась настенная роспись, зато в иконостасе увеличивалось количество икон и росла алтарная преграда.

Ответ на вопрос о том, что такое иконостас, необходимо дополнить тем, что высокий пятиярусный иконостас получил распространение в России уже в середине XVII века, когда и появились местный ряд, праздников, деисис, пророческий и праотеческий ряды.