Митрополит курганский и белозерский. Архиепископ константин передал дела по управлению курганской епархией архиепископу иосифу

16 мая 2015 года архиепископ Курганский и Белозерский Иосиф, глава Курганской митрополии, прибыл на место своего служения в Курган. В кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского Владыку Иосифа встретила паства, священнослужители новообразованной Курганской и Белозерской епархии и архиепископ Константин, служивший Управляющим ныне разделенной Курганской и Шадринской епархии почти 7 лет и назначенный Священным Синодом главой Карельской митрополии.

Архиепископ Константин горячо приветствовал архипастыря и обратился к пастве, представив нового Управляющего епархией, главу Курганской митрополии, Владыку Иосифа: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой и возлюбленный архипастырь, Владыка архиепископ Курганский и Белозерский Иосиф, глава Курганской митрополии! Дорогие отцы, братья и сестры! Наступил торжественный момент, когда паства встречает своего архипастыря, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая сего года назначен Управляющим новообразованной Курганской митрополии. Владыка Иосиф много лет потрудился в Биробиджанской епархии, в очень непростых условиях созидал, налаживал церковную жизнь.

С 5 мая зауральцы ожидали нового Владыку, и я здесь уже совершил прощальную Литургию 10 мая, так же как и вы, Владыка Иосиф, прощались со своей паствой, которая вас очень полюбила за много лет вашего самоотверженного служения в Биробиджане. Также и здесь, верующие зауральцы окружат вас, дорогой Владыка, христианской любовью, заботой и теплом», - заключил Владыка Константин.

Архиепископ Курганский и Белозерский Иосиф перед молебном на начало доброго дела обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом: “Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Константин, и у меня, и у вас начинается новый и непростой период жизни, когда придется совершать свое архиерейское служение в ином качестве и осуществлять более широкую деятельность по возрождению церковной жизни. Конечно мы привыкаем к тому месту, на котором живем и служим, и я пробыл на Дальнем Востоке двенадцать с половиной лет, начинал возрождение епархии с одного деревянного храма. На Дальнем Востоке в советское время не щадили никакие храмы и святыни, и раньше на территории, которую сегодня охватывает Биробиджанская епархия, было более тридцати храмов, когда только этот край был присоединен к России. После революции же не осталось ни одного храма, и когда я в 2002 году приехал в Биробиджан, меня ожидал один небольшой деревенный храм, и больше ничего. Когда же спустя двенадцать лет, в прошлом году Святейшим Патриарх Кирилл побывал в Биробиджанской епархии, он отметил, что это небольшая, но одна из лучших епархии в Русской Православной Церкви.

Здесь, в Зауралье, потенциал конечно больше, больше возможностей, и я уже принимаю благоустроенную епархию, где потрудился Владыка Михаил, положивший начало возрождению церковной жизни. Очень много потрудились вы, дорогой Владыка Константин, очень много сделано вашими руками, и вы вложили весь свой большой архипастырский опыт, любовь, веру, силы, чтобы возрождать церковную жизнь здесь, в Зауралье. Я ещё будучи иеродиаконом Троице-Сергиевой Лавры был знаком с Курганской и Шадринской епархией, но меня до сих пор ничего не связывало с Уралом, Зауральем, но когда меня назначили Управляющим этой епархией и я стал знакомиться в интернете с жизнью епархии, то с удивлением обнаружил, что здесь, в Кургане, построен храм Богоявления Господня, который является точной копией храма святого Иоанна Предтечи на Волге в Угличе. В 1999 году я стал епископом Угличским, викарием Ярославской епархии, и я открывал этот храм святого Иоанна Предтечи, его было очень сложно получить Русской Православной Церкви обратно, потому что это уникальный памятник федерального значения, исторический памятник, с которым связана трагическая история мученической кончины местночтимого святого мученика младенца Иоанна. Нам с большим трудом удалось отвоевать этот храм, и вдруг, сейчас я узнаю, что точная копия этого храма стоит здесь, в Кургане, для меня это удивительно.

Дорогие отцы, братья и сестры, конечно же, всех нас связывает общая любовь ко Христу, общее почитание Матери Божией и наших российских святынь, и святых. Я очень надеюсь, что мы с вами вместе, общими усилиями, продолжим те труды, которые положил здесь для возрождения церковной жизни Владыка Константин. Я надеюсь, что Владыка в дальнейшем будет молиться за нас, также как и мы будем постоянно возносить о нем наши молитвы, молитвы любви. Я надеюсь, что вы, дорогой Владыка Константин, будете помогать мне своими братскими советами, и что мы все с вами будем добрыми соработниками, а миряне не будут лишь пассивными созерцателями того, как протекает церковная жизнь, но вместе мы будем ее активно налаживать и утверждать, и об этом сегодня вознесем молитвы к Престолу Благодати Божией и испросим Божие благословение на предстоящие труды», - заключил Правящий Владыка.

Дата рождения: 31 января 1954 г. Страна: Россия Биография:

С раннего детства посещал храм свв. Флора и Лавра г. Каширы и участвовал в пении и чтении на клиросе. По окончании средней школы проходил срочную службу в армии.

В 1975 г. поступил в Московскую духовную семинарию. В 1978 г. окончил семинарию и был принят в .

5 марта 1979 г. в Крестовой церкви во имя святого благоверного князя Даниила Московского в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского в Новодевичьем монастыре в Москве пострижен в монашество с именем Иосиф в честь святого праведного праотца Иосифа Прекрасного.

9 марта 1979 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Ювеналием рукоположен во иеродиакона. 26 июля 1979 г. определением назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря.

23 апреля 1981 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Ювеналием хиротонисан во иеромонаха.

30 сентября 1982 г. назначен в клир Ильинского храма г. Серпухова Московской обл. 13 июля 1983 г. назначен благочинным церквей Серпуховского округа . Эту должность занимал до своего отъезда в Ярославль в феврале 1999 г. 19 марта 1984 г. назначен настоятелем Ильинского храма г. Серпухова.

6-12 июня 1990 г. принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. В 1990-1993 гг. являлся депутатом Серпуховского городского совета.

Решением Священного Синода от 28 февраля 1991 г. назначен настоятелем Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова с правом совершения богослужений с жезлом. По его инициативе было возобновлено почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 1993 г. избран членом епархиального совета Московcкой епархии.

25 сентября 1995 г. во время Первосвятительского визита в Высоцкий монастырь наградил архимандрита Иосифа орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а 28 марта 1996 г. удостоил права совершения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

Постановлением Священного Синода от 28 декабря 1998 г. избран епископом Угличским, викарием . Хиротония состоялась 31 января 1999 г. в г. Москвы.

24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита.

В августе этого года в Курганскую область . 15 марта, выступая в уральском полпредстве, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф заявил, что зауральская епархия , чей визит приурочен к 200-летию архимандрита Антонина (Капустина). Сегодня в интервью митрополит Иосиф рассказал, получится ли на достойном уровне принять патриарха и что дляэтого предстоит сделать. Он уверяет, что об отмене визита речи не идет.

"Епархия получила известие о предстоящем визите святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Курганскую митрополию 25 августа сего года только в конце января. Это будет первое, историческое посещение предстоятелем Русской православной церкви Зауралья. Естественно, все строительные и реставрационные работы, которые были запланированы на более позднее время, желательно будет завершить до визита его святейшества. Для выполнения такого объема работ времени остается немного. Поэтому необходимо сосредоточиться на главном. Любой непредвзятый человек согласится, что состояние единственного из сохранившихся в Кургане храмов, Александро-Невского кафедрального собора, требует проведения целого ряда работ . Великолепный Богоявленский собор, построенный в стиле ярославской архитектуры XVIIвека, не отделан внутри, нет к нему и удобного подъезда. Здание Епархиального управления так же не завершено в некоторых деталях . Работы по реставрации Преображенского храма в с. Батурино, на родине архимандрита Антонина, пока еще в самом начале . Предстоит выполнить планировку территории, изготовить и установить мемориальный памятник отцу Антонину (Капустину). Все это возможно выполнить, только сконцентрировав общие усилия ", - рассказал митрополит Иосиф.

Как отметил владыка, подготовка к визиту патриарха ведется полным ходом .

"В настоящее время создана рабочая группа, определен объем работ , которые необходимо будет выполнить, обсуждается программа визита. Погодные условия пока не позволяют проводить работы на открытом воздухе, но внутри помещений они ведутся полным ходом. Завершена отделка левого придела Богоявленского собора, интенсивно ведутся работы по отделке правого придела, подсобных помещений. Предстоит отделка центральной и трапезной частей, паперти, установка иконостаса правого придела. В Александро-Невском соборе предстоит переложить центральное и левое крыльца, выполнить вычинку цоколя. Возможно, удастся переложить и укрепить осыпающийся кирпич на фасаде. В Батурино, куда поедет патриарх во второй день своего пребывания в Зауралье, предстоит выполнить целый комплекс работ. Это нас не пугает . Опыт показывает, что когда люди объединяются ради доброго дела, многое становится возможным ", - рассказал Иосиф.

Прокомментировал митрополит и слухи о расколе в епархии , которые в последнее время часто появляются на страницах некоторых СМИ региона. По мнению Иосифа, в Курганской епархии нет ни раскола, ни конфликта - "есть священник, не желающий подчиняться церковным установлениям, оценку его действиям должны дать дисциплинарная комиссия, либо Церковный суд".

"Устав не предусматривает никаких демократических процедур при назначении на должность, либо освобождении от должности настоятеля. Эти назначения являются исключительно прерогативой епархиального архиерея. В случае освобождения от должности настоятеля прихода великомученика и целителя Пантелеимона города Кургана протоиерея Владимира Дедова епархиальный архиерей имеет для этого ряд веских оснований . Их представили на мое рассмотрение ревизионная и дисциплинарная комиссии. Бороться за право попирать нормы устава, привлекая к этому СМИ, ища сторонников, вводя людей в заблуждение, не имеет смысла . Неисполнение указа епархиального архиерея влечет за собой канонические прещения в виде запрещения в священнослужении и возбуждения дела об извержении из священного сана виновного клирика", - пояснил Иосиф.

Напомним, конфликт между епархией и протоиереем Владимиром Дедовым произошел после городской думы Кургана Еленой Камшиловой. Дедов , однако сам он категорически не согласился с решением и начал через СМИ доказывать свою правоту, привлекая к решению вопроса о его восстановлении в должности высокопоставленных чиновников и силовиков.

Конфликт в епархии владыка Иосиф указывал как одну из причин, почему принимать патриарха в Зауралье будет проблематично.

Циркуляр № 27 от 27 декабря 2017 года "О крещенских купаниях" Курганская епархия Русской Православной Церкви...

В последнее время стали довольно распространенным явлением так называемые "крещенские купания". Массовое купание в крещенской проруби отнюдь не является религиозным предписанием, а всего лишь недавно с помощью СМИ вошедшим в широкий оборот народным обычаем, а поэтому не может быть названо, как выражаются светские чиновники, "культовым мероприятием". Это скорее светское развлечение.

В "Настольной книге для священно-церковно-служителей" протоиерея Сергия Булгакова (Харьков, 1900 г., стр. 17, примечание 2), переизданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Санкт-Петербурге в 2010 г., говорится следующее:

"В некоторых местах существует обычай в праздник Крещения Господня купаться в реках; купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов.

Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой, значить требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.

Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены".

Как указано в самом чине Великого освящения воды, "да вси черпающии и причащающиеся, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну". То есть церковный Устав предполагает освященную воду уносить в свои дома для употребления, но не купаться в ней.

В праздник Крещения Господня церковный Устав предписывает только совершение Великого освящения воды в храмах, и там, где это возможно по нормам санитарно-эпидемиологических правил, на водоемах (реках, озерах, прудах, источниках, колодцах), чтобы в память о Крещении Господа освятить естество воды, но, как мы видели выше, Церковь не призывает к "крещенским купаниям" и относиться к ним неодобрительно.

***

Томские городские крещенские купания в 2014 году на Белом озере

***

Тем не менее, во многих местах уже установился обычай таких народных купаний. Епархиальный Совет Курганской епархии обсудил сложившуюся ситуацию и принял решение, что в случае, если местные органы власти готовы взять на себя заботу по организации и проведению данного народного обычая, приходы епархии могут оказать в этом необходимую помощь. Самим же приходам и духовенству не следует выступать инициаторами и организаторами подобных, не имеющих основания в церковном Уставе мероприятий.

С приездом в 2014 году митрополита Иосифа в Зауралье обострились конфликты внутри православной епархии. После недавнего визита патриарха Кирилла скандал разгорелся с новой силой. Священники обратились к предстоятелю церкви с письмом, в котором обвиняют ближайших сподвижников митрополита в педофилии и распространении наркотиков. Кроме того, они утверждают, что настоятель Богоявленского храма в Кургане архимандрит Иннокентий (Косарихин), который скончался весной 2017 года, жив и скрывается от правосудия.

По словам инсайдера, письмо от 1 сентября подписало более 60 священников (в редакции имеется только его текст — служители отказываются предоставлять подписи, якобы опасаясь раскрывать свои имена). В обращении патриарха просят навести порядок в курганской епархии. Повторяются уже звучавшие ранее обвинения в адрес митрополита в том, что он распоряжается церковными ценностями на свое усмотрение, приближает к себе сомнительных священнослужителей в ущерб тем, которые пользуются популярностью у паствы, ведет себя грубо, чем распугивает прихожан.

Неожиданностью стало новое обвинение — в содействии в распространении наркотиков и связях с педофилами. Как удалось выяснить «URA.RU», основывается оно на том, что два служителя епархии были замешаны в уголовных делах. В мае 2016 года был осужден студент Иван Лян, который работал при храме Александра Невского в Кургане. Его признали виновным в незаконном хранении наркотиков в крупном размере и грабеже. В феврале 2017 года за решеткой оказался администратор прихода Богоявленского собора Борис Орлов. Ранее он был судим за вымогательство и изнасилование несовершеннолетнего. В 2014 году Ленинский районный суд Еврейской автономной области назначил Орлову три года лишения свободы условно за хранение наркотиков в крупном размере. Осужденный не соблюдал условия наказания, а в ноябре 2016 года стал фигурантом нового уголовного дела, поэтому суд принял решение о замене условного наказания реальным.

Борис Орлов приехал в Курган вслед за митрополитом Иосифом и архимандритом Иннокентием (был настоятелем Богоявленского храма, секретарем епархии). Последний принимал деятельное участие в судьбе Орлова и даже выступал в его защиту в суде. Архимандрит Иннокентий внезапно скончался на 40-м году жизни, в этот момент он находился за пределами Курганской области в Серпухове. Однако источники, знакомые с ситуацией, утверждают — священник спешно покинул Курган после того, как узнал, что к нему появились вопросы у правоохранительных органов. По данным собеседников агентства, сразу несколько свидетелей заявило, что смерть архимандрита Иннокентия была инсценирована. Распространяются слухи, что могилу священника хотят эксгумировать.

«Навряд ли найдутся верующие, которые захотели бы довериться таким духовным лицам», — говорится в письме к патриарху. Кроме того, зауральские священники отмечают, что боятся преследований и мести со стороны митрополита Иосифа. «Имеются случаи, когда после обращений прихожан в пользу священнослужителей митрополит своим единоличным решением отстранял от служения либо отправлял в ссылку в заброшенный и практически непосещаемый храм», — пишут священники-анонимы.