Можно ли доказать существование Аллаха? Доказательство того, что аллах сверху семи небес Ученые доказали что аллах существует.

Бог есть? Как это доказать? В чем его проявления? Именно такими вопросами мучают атеисты и агностики своих близких и родных из числа уверовавших. Но, несмотря на то, что Ислам называется верой, основана эта религия на достаточно ясных положениях.

Но мне хотелось поговорить не столько об , сколько вообще о существовании . Ведь прежде чем размышлять о том, каков Он, нужно поверить, собственно, в Его существование.

Давайте начнём с обычных рассуждений, которые велись ещё в древности. В природе движется всё, что существует. Даже, казалось бы, застывшие горы движутся – это доказано наукой. Соответственно, ничто не может начать движение само по себе, для этого требуется внешний источник воздействия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен и невозможен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся началом всякого движения.

В этом нас убеждает и закон Ньютона, который гласит, что для сдвига физического тела к нему нужно обязательно приложить стороннюю силу. Что движет всем, что есть в мире? Природа, высший разум, небесная сила? Упрямости людей, изобретающих подобные определения, нет предела. У Творца достаточно имён, зачем придумывать новые?

Теперь попробуем рассмотреть вопрос создания Земли с точки зрения эволюционистов и материалистов. По их мнению, всё произошло само собой: планета образовалась в результате Большого взрыва, жизнь на ней появилась в процессе развития какого-то сгустка, зародившегося в воде в форме водоросли… Подобных версий десятки.

Но давайте спросим у людей, придерживающихся именной этой точки зрения: если появление чего-либо из ничего попросту невозможно, согласно законам физики, то откуда возникла та самая точка сингулярности, с расширением которой образовалась Вселенная, и откуда появился первый живой организм?

Получение живой материи из неживой невозможно – это доказано многочисленными научными изысканиями. Даже если идти методом исключения и отбросить все остальные доказательства существования Творца, мы не найдём иной причины возникновения первых живых существ, кроме могущества Бога. А кто может, пусть найдёт и предложит.

Осознаёт ли человек свою конечность, ограниченность и смертность? Думаю, только неразумный скажет, что он бессмертен. А откуда приходит осознание конечности и смертности? Бог постоянно напоминает людям об этом через свою бесконечность, безграничность и бессмертие.

То есть конечность человека сама по себе является доказательством существования бесконечного Бога. Ведь если бы Он был чем-то ограничен, то люди попросту перестали бы существовать без Его могущества. Но мы существовали, существуем и будем существовать до тех пор, пока на то есть воля Бога. А если наша жизнь зависит от Божьего промысла, значит Он есть, и Он – Создатель.

Существование Бога подтверждали такие величайшие люди, как Аристотель, Эйнштейн, Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Вольтер, Дени Дидро, Иммануил Кант, Роберт Бойль, Уильям Шекспир, Иоганн Гёте, Виктор Гюго, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин и другие.

Я намеренно не стал перечислять исламских учёных, чтобы каждый мог объективно оценить позицию и мышление людей, не имеющих никакого отношения к умме Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Даже немусульмане не могли отрицать существование высшей силы, которую мы называем Аллахом.

И последнее. Давайте задумаемся, перед каким выбором стоит не верующий в Бога человек: либо выбрать неверие, которое ему при любом варианте ничего не даёт, либо верить в Бога, который обещает за веру в Него райские блага.

Так не лучше ли уверовать, если «нечего терять»? В Священном Коране неоднократно говорится, что мирская жизнь – игра, в которой есть выигравшие и проигравшие. (6:32; 29:64; 47:36; 57:20)

Уверуй, или проиграешь!

Для верующего человека доказательства существования Бога не имеют принципиального значения, поскольку для него сам факт существования Вселенной и человека указывает на неизбежность существования Творца. Однако далеко не каждый, особенно в наше время, согласен принять на веру положения, пусть даже вполне логичные, если они не подкрепляются материальными аргументами. Научное мышление вытесняет мышление религиозное, и всё больше людей отказывается от формулы «не испытывай, но веруй».

Открытие Н.Коперником (1473-1543) вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, разработка И.Ньютоном (1643-1727) системы физических законов, в основе которых лежали понятия массы и силы, скорости и ускорения, подорвали авторитет религии в Европе. Открытие теории эволюции Ч.Дарвина (1809-1882), теории относительности А.Эйнштейна (1879-1955), квантовой теории и, наконец, теории «Большого взрыва» было расценено как окончательное торжество материализма. Пропасть между наукой и религией стала сокращаться после того, как Европа глубже познакомилась с исламом и Кораном.

Писание Аллаха, не претерпевшее на протяжении свыше четырнадцати веков никаких изменений и содержащее удивительные естественнонаучные или обществоведческие знания, ничуть не противоречащие подтверждённым наукой фактам, разрушает материалистическую идеологию и доказывает истинность религии Аллаха. Сокрушая любые сомнения относительно своего небесного происхождения, Коран выступает в качестве доказательства, которое можно услышать и ощутить, над которым можно задуматься и поразмыслить. Более того, Коран призывает мусульман быть рациональными даже в вопросах веры: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (ан-Намл, 64). Аналогичное веление ниспослано в 24-ом аяте суры «ал-Анбийа».

Но является ли рациональной сама вера в Аллаха? Нужно ли доказывать существование Творца? Как следует из Священного Корана, среди неверующих народов, к которым приходили посланники Аллаха, были такие, которые признавали Его существование, и такие, которые не признавали этого. Одним из величайших неверующих, отрицавших существование Всевышнего Творца, был египетский владыка - Фараон, возразивший пророку Мусе: «А что такое Господь миров?» (аш-Шу‘ара, 23).

Приходя к таким неверующим, посланники доказывали правдивость своей миссии не только чудесными знамениями, но и рациональными доводами. Они сокрушали сомнения неверующих неопровержимыми логическими аргументами, и поэтому в Коране сказано: «Посланники говорили им: “Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?”» (Ибрахим, 10).

Следует признать, что доказать отсутствие Аллаха невозможно. Материалисты пытаются сделать это, раскрыв природу происходящих во Вселенной явлений, однако открытие природных законов нисколько не противоречит идее о сотворении мира Аллахом. Напротив, это лишь доказывает безграничную мудрость и совершенную власть Творца.

Фактически, чтобы доказать отсутствие Творца, материалистам следовало бы исследовать все уголки Вселенной и даже выйти за её пределы. Не случайно Фараон, чтобы опровергнуть пророка Мусу, приказал своему визирю построить для него высокую башню: «О Хаман! Разожги [огонь] над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он один из лжецов» (ал-Касас, 38). Между тем существование Аллаха подтверждается множеством аргументов, которым уделялось внимание уже на раннем этапе развития исламской религиозной мысли.

Ибн Абу ал-‘Изз в комментариях к трактату имама ат-Тахави по вероучению (С. 84-85) сообщил, что некоторые последователи калама решили обсудить с Абу Ханифой вопрос признания Аллаха единственным Господом. Он сказал: «Прежде чем начать беседу по этому вопросу, скажите, что вы думаете о корабле в реке Тигр, который сам плывёт и нагружается продуктами, товарами и прочими вещами, потом сам возвращается, швартуется и разгружается, а потом уходит обратно? Он никем не управляется и всё это делает сам!» Люди сказали: «Такое невозможно!!» На это он сказал: «Если такое невозможно в отношении корабля, то как такое возможно в отношении этой Вселенной с её высшим и низшими мирами?!»

Классифицируя аргументы, указывающие на существование Творца, их можно разделить на онтологический, космологический, телеологический, практический, психологический и основанный на авторитете откровения.

Онтологический аргумент опирается на разум: никто из тех, кто понимает, что такое Аллах и какими качествами Он обладает, не может даже представить себе, что Его не существует. Аллах самодостаточен и совершенен, и Его существование есть фактическая необходимость. Человек может предположить, что Аллаха нет, но тот несуществующий объект не может обладать совершенными качествами Аллаха.

Мухаммад ибн ‘Абдаллах ас-Сухайм пишет: «Разум не может не признать того, что у этой Вселенной есть Великий Творец, потому что разум воспринимает Вселенную как творение, имеющее начало и не существующее само по себе, а у творения непременно должен быть создатель. Человек также знает, что, когда он попадает в трудное, критическое положение, когда он не способен отвратить беду человеческими усилиями, он всей душой обращается к небу и молит своего Господа об облегчении, если даже в остальные дни он отрицает Его и поклоняется идолам. Это непреложная истина, которую нельзя отвергнуть и с которой нужно согласиться. Более того, даже животные, когда с ними приключается несчастье, поднимают голову и устремляют взор к небу» [ас-Сухайм, Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Ал-Ислам усулух ва мабадиух. С. 178].

Космологический аргумент опирается на факт существования мира: всё, что имеет начало, имеет причину своего существования, и если Вселенная имеет начало, то она должна иметь причину. Эта причина и есть Аллах, ибо Вселенная не могла возникнуть из небытия. В Коране сказано: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами - творцы?» (сура 52 «Гора», аят 35). Когда же мы задаёмся вопросом, откуда возник Аллах, то приходим к пониманию Его извечности и самодостаточности.

Телеологический аргумент опирается на конкретные качества, присущие сотворённому миру: целесообразный замысел и порядок, существующий во Вселенной, доказывают существование у неё Творца. Всё сущее в природе подчиняется определённым законам и ведёт себя сообразно некоему замыслу, даже если оно лишено сознания. Тот, кто направляет всё сущее к определённой, заранее намеченной цели, и есть Аллах [Подробнее см.: Томпсон М. Философия религии].

Задумайтесь над взаимосвязью, существующей между процессами во Вселенной. Переваривание пищи зависит от работы желудка, а работа желудочно-кишечного тракта - от поступления крови. Кровообращение зависит от наличия кислорода в воздухе, что, в свою очередь, зависит от жизнедеятельности растений. Жизнь растений невозможна без тепла и света, излучаемого Солнцем, а существование Солнца зависит от других окружающих его звёзд. Всё вокруг нас находится в тесной взаимосвязи, что указывает на существование у Вселенной единого Творца.

Ибн ал-Каййим в книге «Мадаридж ас-саликин» (1/74) пишет: «Задумайся над высшим и низшим мирами со всеми их частями, и ты увидишь, что они свидетельствуют о существовании Творца, Создателя и Правителя. Для человеческого разума и естества отрицание Творца равносильно отрицанию существующего мира. Между этими отрицаниями нет никакой разницы. Более того, для людей с чистым, просветлённым и возвышенным разумом и здоровым естеством указание Творца на творения, совершающего действие на само действие и изготовителя на изделие очевиднее, чем обратное. Мудрые и проницательные люди познают деяния и творения Аллаха через Него, в то время как остальные люди познают Аллаха через Его творения и деяния. Несомненно, оба пути правильные, оба они истинные, и Коран охватывает их обоих».

Практический аргумент опирается на религиозный опыт: определённые вещи и явления вызывают переживания, которые указывают на существование и всемогущество Аллаха. Современники пророков были свидетелями чудес, на которые способен только Творец. Обычные люди ежедневно являются свидетелями того, как Аллах внимает их мольбам, удовлетворяя порой самые невероятные желания. Конечно, религиозный опыт может быть оценён неправильно. Однако следует признать, что познание Аллаха через опыт, по меньшей мере, возможно.

Психологический аргумент основан на том, что здоровое естество каждого человека признаёт существование Аллаха, пока он не попадает под влияние материалистических философий и учений. Но какими бы сильными ни были предрассудки и заблуждения, здоровое естество периодически высвобождается из их оков. Шейх ‘Умар Сулайман ал-Ашкар пишет: «Очень часто покрывало, окутывающее естество человека, приподнимается и исчезает, когда его постигают болезненные несчастья, когда он попадает в трудное положение, из которого ему не выйти с помощью людей, когда он не находит путей к спасению. Сколько безбожников познали своего Господа и вернулись к Нему, оказавшись в безвыходном положении! Сколько язычников искренне взывали к Аллаху, когда их постигали несчастья!» [ал-Ашкар, ‘Умар Сулайман. Ал-‘Акида фи-Ллах. С. 71].

Но самое убедительное доказательство существования Аллаха - Священный Коран. Его неподражаемость свидетельствует о том, что это не творение человека, а несотворённое Слово Аллаха. Ниспосланные в нём предписания учитывают интересы личности и общества, преисполнены милости и сострадания к людям. Ниспосланные в нём сведения правдивы, а глубина заложенного в них смысла изумляет разум. Размышляя над его аятами, человек постигает истины бытия и убеждается в совершенстве и могуществе своего Создателя.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Каждый человек должен быть убежден в том, что Всевышний Аллах существует. Доказательством существования Аллаха является существование Его творений: Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, Земли с ее растительным и животным миром, в том числе наиболее дорогого творения Всевышнего Аллаха - человека. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, автомобиль или самолет свидетельствуют о существовании их конструктора и т.п.

Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звезды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения от мельчайших частиц до громадных тел, таких как галактика, свидетельствуют об их Создателе — Всевышнем Аллахе, устроившем такой гармоничный порядок, управляющем ими и охраняющем их. Их появление без Создателя немыслимо.

Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему. Во Вселенной всё сущее, включая мельчайшие частицы и громадные галактики, подчинено воле Аллаха, всё рождается, живёт и погибает согласно Его законам. Следовательно, вся Вселенная покорна Создателю.

Каждая вещь выполняет то, для чего она создана. Например, Луна движется вокруг Земного шара с определённой скоростью и в определённом направлении, отражает солнечный свет, а также выполняет другие функции, которые предписаны ей Аллахом. Дерево растёт, выделяет кислород, поглащает углекислый газ, приносит плоды и т.д. строго по указаниям Всевышнего Аллаха. Человек также должен исполнять все предписания Творца. Другим творениям Аллаха, кроме человека и джиннов, не дано права выбора между добром и злом, поэтому они не ослушиваются ВсевышнегоАллаха. Человеку предписано жить по нормам Ислама.

Вкратце говоря, всё сущее свидетельствует о существовании Единого Творца и Управителя - Всевышнего Аллаха, куда бы ни обратил свой взор мыслящий человек, он везде найдёт подтверждение существования и единственностиАллаха. Человек, который, видя все это, не верит в существование Аллаха, вступает в противоречие с самим собой и, соответственно, не получает никакой пользы от своего разума.

Всемирно известные учёные, поэты, писатели, политические деятели были верующими. Например, великий немецкий ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Не думаю, что настоящий ученый может не быть в то же время глубоко верующим человеком. Нельзя верить науке, лишенной веры. Религия без науки слепа, наука без религии - хрома ».

Если кто-то считает, что Аллаха нет, то он впадает в неверие (куфр) и не обретет истинного счастья в обоих мирах.

Да убережет нас Всевышний от неверия!

17:49 2019

Для верующего человека доказательства существования Бога не имеют принципиального значения, поскольку для него сам факт существования Вселенной и человека указывает на неизбежность существования Творца. Однако далеко не каждый, особенно в наше время, согласен принять на веру положения, пусть даже вполне логичные, если они не подкрепляются материальными аргументами. Научное мышление вытесняет мышление религиозное, и всё больше людей отказывается от формулы «не испытывай, но веруй». Открытие Н.Коперником (1473-1543) вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, разработка И.Ньютоном (1643-1727) системы физических законов, в основе которых лежали понятия массы и силы, скорости и ускорения, подорвали авторитет религии в Европе. Открытие теории эволюции Ч.Дарвина (1809-1882), теории относительности А.Эйнштейна (1879-1955), квантовой теории и, наконец, теории «Большого взрыва» было расценено как окончательное торжество материализма. Пропасть между наукой и религией стала сокращаться после того, как Европа глубже познакомилась с исламом и Кораном.

Писание Аллаха, не претерпевшее на протяжении свыше четырнадцати веков никаких изменений и содержащее удивительные естественнонаучные или обществоведческие знания, ничуть не противоречащие подтверждённым наукой фактам, разрушает материалистическую идеологию и доказывает истинность религии Аллаха. Сокрушая любые сомнения относительно своего небесного происхождения, Коран выступает в качестве доказательства, которое можно услышать и ощутить, над которым можно задуматься и поразмыслить. Более того, Коран призывает мусульман быть рациональными даже в вопросах веры: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (сура 27 «Муравьи», аят 64) . Аналогичное веление ниспослано в 24-ом аяте суры 21 «Пророки».

Но является ли рациональной сама вера в Аллаха? Нужно ли доказывать существование Творца? Как следует из Священного Корана, среди неверующих народов, к которым приходили посланники Аллаха, были такие, которые признавали Его существование, и такие, которые не признавали этого. Одним из величайших неверующих, отрицавших существование Всевышнего Творца, был египетский владыка - Фараон, возразивший пророку Мусе: «А что такое Господь миров?» (сура 26 «Поэты», аят 23) . Приходя к таким неверующим, посланники доказывали правдивость своей миссии не только чудесными знамениями, но и рациональными доводами. Они сокрушали сомнения неверующих неопровержимыми логическими аргументами, и поэтому в Коране сказано: «Посланники говорили им: "Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?"» (сура 14 «Ибрахим», 10) .

Следует признать, что доказать отсутствие Аллаха невозможно. Материалисты пытаются сделать это, раскрыв природу происходящих во Вселенной явлений, однако открытие природных законов нисколько не противоречит идее о сотворении мира Аллахом. Напротив, это лишь доказывает безграничную мудрость и совершенную власть Творца. Фактически, чтобы доказать отсутствие Творца, материалистам следовало бы исследовать все уголки Вселенной и даже выйти за её пределы. Не случайно Фараон, чтобы опровергнуть пророка Мусу, приказал своему визирю построить для него высокую башню: «О Хаман! Разожги [огонь] над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он один из лжецов» (сура 28 «Рассказ», аят 38) . Между тем существование Аллаха подтверждается множеством аргументов, которым уделялось внимание уже на раннем этапе развития исламской религиозной мысли.

Ибн Абу ал-‘Изз в комментариях к трактату имама ат-Тахави по вероучению (С. 84-85) сообщил, что некоторые последователи калама решили обсудить с Абу Ханифой вопрос признания Аллаха единственным Господом. Он сказал: «Прежде чем начать беседу по этому вопросу, скажите, что вы думаете о корабле в реке Тигр, который сам плывёт и нагружается продуктами, товарами и прочими вещами, потом сам возвращается, швартуется и разгружается, а потом уходит обратно? Он никем не управляется и всё это делает сам!» Люди сказали: «Такое невозможно!!» На это он сказал: «Если такое невозможно в отношении корабля, то как такое возможно в отношении этой Вселенной с её высшим и низшими мирами?!»

Классифицируя аргументы, указывающие на существование Творца, их можно разделить на онтологический, космологический, телеологический, практический, психологический и основанный на авторитете откровения.

Онтологический аргумент опирается на разум: никто из тех, кто понимает, что такое Аллах и какими качествами Он обладает, не может даже представить себе, что Его не существует. Аллах самодостаточен и совершенен, и Его существование есть фактическая необходимость. Человек может предположить, что Аллаха нет, но тот несуществующий объект не может обладать совершенными качествами Аллаха.

Мухаммад ибн ‘Абдаллах ас-Сухайм пишет: «Разум не может не признать того, что у этой Вселенной есть Великий Творец, потому что разум воспринимает Вселенную как творение, имеющее начало и не существующее само по себе, а у творения непременно должен быть создатель. Человек также знает, что, когда он попадает в трудное, критическое положение, когда он не способен отвратить беду человеческими усилиями, он всей душой обращается к небу и молит своего Господа об облегчении, если даже в остальные дни он отрицает Его и поклоняется идолам. Это непреложная истина, которую нельзя отвергнуть и с которой нужно согласиться. Более того, даже животные, когда с ними приключается несчастье, поднимают голову и устремляют взор к небу» [ас-Сухайм, Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Ал-Ислам усулух ва мабадиух. С. 178].

Космологический аргумент опирается на факт существования мира: всё, что имеет начало, имеет причину своего существования, и если Вселенная имеет начало, то она должна иметь причину. Эта причина и есть Аллах, ибо Вселенная не могла возникнуть из небытия. В Коране сказано: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами - творцы?» (сура 52 «Гора», аят 35) . Когда же мы задаёмся вопросом, откуда возник Аллах, то приходим к пониманию Его извечности и самодостаточности.

Телеологический аргумент опирается на конкретные качества, присущие сотворённому миру: целесообразный замысел и порядок, существующий во Вселенной, доказывают существование у неё Творца. Всё сущее в природе подчиняется определённым законам и ведёт себя сообразно некоему замыслу, даже если оно лишено сознания. Тот, кто направляет всё сущее к определённой, заранее намеченной цели, и есть Аллах [Подробнее см.: Томпсон М. Философия религии].

Задумайтесь над взаимосвязью, существующей между процессами во Вселенной. Переваривание пищи зависит от работы желудка, а работа желудочно-кишечного тракта - от поступления крови. Кровообращение зависит от наличия кислорода в воздухе, что, в свою очередь, зависит от жизнедеятельности растений. Жизнь растений невозможна без тепла и света, излучаемого Солнцем, а существование Солнца зависит от других окружающих его звёзд. Всё вокруг нас находится в тесной взаимосвязи, что указывает на существование у Вселенной единого Творца.

Ибн ал-Каййим в книге «Мадаридж ас-саликин» (1/74) пишет: «Задумайся над высшим и низшим мирами со всеми их частями, и ты увидишь, что они свидетельствуют о существовании Творца, Создателя и Правителя. Для человеческого разума и естества отрицание Творца равносильно отрицанию существующего мира. Между этими отрицаниями нет никакой разницы. Более того, для людей с чистым, просветлённым и возвышенным разумом и здоровым естеством указание Творца на творения, совершающего действие на само действие и изготовителя на изделие очевиднее, чем обратное. Мудрые и проницательные люди познают деяния и творения Аллаха через Него, в то время как остальные люди познают Аллаха через Его творения и деяния. Несомненно, оба пути правильные, оба они истинные, и Коран охватывает их обоих».

Практический аргумент опирается на религиозный опыт: определённые вещи и явления вызывают переживания, которые указывают на существование и всемогущество Аллаха. Современники пророков были свидетелями чудес, на которые способен только Творец. Обычные люди ежедневно являются свидетелями того, как Аллах внимает их мольбам, удовлетворяя порой самые невероятные желания. Конечно, религиозный опыт может быть оценён неправильно. Однако следует признать, что познание Аллаха через опыт, по меньшей мере, возможно.

Психологический аргумент основан на том, что здоровое естество каждого человека признаёт существование Аллаха, пока он не попадает под влияние материалистических философий и учений. Но какими бы сильными ни были предрассудки и заблуждения, здоровое естество периодически высвобождается из их оков. Шейх ‘Умар Сулайман ал-Ашкар пишет: «Очень часто покрывало, окутывающее естество человека, приподнимается и исчезает, когда его постигают болезненные несчастья, когда он попадает в трудное положение, из которого ему не выйти с помощью людей, когда он не находит путей к спасению. Сколько безбожников познали своего Господа и вернулись к Нему, оказавшись в безвыходном положении! Сколько язычников искренне взывали к Аллаху, когда их постигали несчастья!» [ал-Ашкар, ‘Умар Сулайман. Ал-‘Акида фи-Ллах. С. 71].

Но самое убедительное доказательство существования Аллаха - Священный Коран. Его неподражаемость свидетельствует о том, что это не творение человека, а несотворённое Слово Аллаха. Ниспосланные в нём предписания учитывают интересы личности и общества, преисполнены милости и сострадания к людям. Ниспосланные в нём сведения правдивы, а глубина заложенного в них смысла изумляет разум. Размышляя над его аятами, человек постигает истины бытия и убеждается в совершенстве и могуществе своего Создателя.

По мнению некоторых исламских ученых, нет необходимости искать внешние доказательства существования Аллаха, приводя логические суждения и веские аргументы, поскольку вера в Аллаха является врожденным качеством – внутренним чувством, обязательно присутствующим у каждого человека. Каждый здравомыслящий человек способен обнаружить и понять, что Аллах существует и что Он - Один Единый.

Доказательства, предъявляемые на этом пути, имеют лишь цель пробудить в человеке существующие у него знания об Аллахе, о Его единственности, а также развить и углубить их. Это можно сравнить с воздействием магнита: при приближении к нему железо притягивается. Это свойство является скрытой особенностью, и пока оно не исчезнет, будет выполняться заложенное в него действие.

Так и человек, созерцающий в своем внутреннем и внешнем мире знамения, свидетельствующие о существовании Аллаха, создан Им со способностью усвоить это. Наряду с этим само создание человека, его природа, его рождение являются яркими доказательствами существования Аллаха. Таковы убеждения имама Аль-Газзали (умер в 505 г. Хиджры/1111 г.н.э.) и Аш-Шахристани (умер в 548 г. Хиджры/1153 г.н.э.).

Согласно мнению другой части исламских ученых, люди способны и в состоянии осознать существование Аллаха, опираясь на целый ряд доказательств внутреннего и внешнего мира, свидетельствующих о существовании Аллаха. Однако Всевышнего Аллаха невозможно напрямую воспринимать при помощи органов чувств. И об этом сообщается в аяте Суры "Аль-Ан"ам" 6/103:

لاَ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ

"Не постигают Его взоры, а Он все взоры постигает".

Органы чувств дают пищу нашему разуму, стремящемуся познать Аллаха. Гармония, порядок во Вселенной, окружающий мир – все они являются знамениями, доказывающими существование Аллаха. Так человек, размышляя о подобных проявлениях, начинает поиски Творца. В аяте Суры "Фуссылят" 41/53 так говорится по этому поводу:

سَنُرِيهِمْ آيَاتِنَا فِي الْآفَاقِ

وَفِي أَنفُسِهِمْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ الْحَقُّ

"Мы покажем им Наши знамения как в них самих (их внутреннем мире), так и во внешнем мире. Пока им не станет ясно, что это – истина (от Аллаха)".

1. Доказательство необходимости существования Аллаха в Коране.

В Священном Коране, темой большинства аятов, посвященных Всевышнему Аллаху, являются Его Атрибуты. В этих аятах сообщается о том, что нет подобного и равного Всевышнему Аллаху, подчеркивается Его существование, как Одного Единого Бога. В Коране говорится, что знание о существовании Аллаха – есть само собой разумеющееся естественное знание, данное человеку с рождения. Т.е. безупречный по природе своего создания человек, в сущности, знает своего Создателя. (Сура "Ар-Рум" 30/30). При изучении содержания аятов Священного Корана мысль человека должна быть направлена на следующие моменты:

  1. Постичь существование Всевышнего Аллаха, создавшего человека с совершенным телом, наделенным органами, у каждого из которых свои функции, что наглядно демонстрирует Могущество, Знание и Мудрость Творца – Всевышнего Аллаха, Одного Единого, равного которому нет.
  2. Поверить в существование Аллаха, размышляя над созданным Им животным миром, включающего в себя ходящих, летающих, ползающих, четвероногих и двуногих, демонстрирующих Могущество и Силу Господа, и над тем, что эти животные были поставлены на службу человеку.
  3. Размышлять над созданием земного шара с его совершенным, отрегулированным порядком и гармонией в природе, с его глубокими морями, пресными и солеными водоемами, величественными горами, который идеально приспособлен для жизнедеятельности живых существ и предоставляет пристанище и приют человеку. Размышлять над безукоризненным созданием Земли с ее атмосферой и небесами, гармонирующими друг с другом, над их безупречной службой, над сменой времен года и метаморфозами в природе, происходящими в результате этого и т.д. Принимая во внимание то, что все сущее на земле и на небесах поставлено на службу человеку, поверить в существование Обладателя Абсолютного Могущества и Силы – Аллаха, создавшего все это и управляющего этим.
  4. Размышлять о воде, составляющей основу всего живого, о воскрешении мертвой, высохшей земли при помощи живительной влаги, из которой затем произрастают различные травы и плоды. Размышлять о ветре – вестнике воды и погонщике облаков, о многообразии пищи, которой питается все сущее на Земле, об огне, помогающем людям. Думая об этом, обнаружить существование Великого Творца – Аллаха, который предоставил все это в распоряжение человеку, и поверить в Него.
  5. Думая о Луне, Солнце, звездах и планетах, связанных между собой точными законами и неизменным порядком, о дне, предназначенном для бодрствования и деятельности людей, о ночи, созданной для сна и отдыха от праведных трудов, об огромной пользе всего этого для человечества и для всего сущего, поверить в создавшего все это Аллаха.
  6. Думая о людях, продовольствии и других разнообразных вещах, которые перевозятся кораблями, об украшениях, которые дарят нам моря, следует во всем этом искать Создателя всех этих богатств и благ.
  7. Существуют аяты, в которых говорится о том, что когда человеку удается преодолеть барьеры своего высокомерия, упрямства, нерадивости и неведения, он непременно обращается со своими мольбами о помощи не к кому-нибудь, а именно к Аллаху.

Приведем несколько аятов, в которых Всевышний призывает людей задуматься о Своих творениях:

فَلْيَنظُرِ الْإِنسَانُ مِمَّ خُلِقَ

خُلِقَ مِن مَّاء دَافِقٍ

يَخْرُجُ مِن بَيْنِ الصُّلْبِ وَالتَّرَائِبِ

"Пусть человек подумает, из чего он был создан! Он создан из жидкости излившейся, которая вытекает из чресл и грудных костей". (Сура "Ат-Тарик" 86/5-7).

أَفَلاَ يَنظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ

وَإِلَى السَّمَاء كَيْفَ رُفِعَتْ

وَإِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ

وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ

"Неужели, они не удосужатся взглянуть на то, как был создан верблюд, как были возвышены небеса, как были воздвигнуты горы, как была распростерта земля?"

(Сура "Аль-Гашийя" 88/17-20).

يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ

إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَاباً

وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ وَإِن يَسْلُبْهُمُ الذُّبَابُ شَيْئاً

لاَ يَسْتَنقِذُوهُ مِنْهُ ضَعُفَ الطَّالِبُ وَالْمَطْلُوبُ

"О, люди! Вам приводится притча – прислушайтесь же к ней! Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались вместе для этого. А если муха что-либо похитит у них (у идолов), то они не в состоянии возвратить у нее похищенное. Бессилен как просящий, так и тот, у кого просят». (Сура "Аль-Хадж" 22/73).

Если внимательно изучить 7 групп аятов Священного Корана, свидетельствующих о существовании Аллаха, то можно заметить, что в них, в общем, использованы два метода.

  • Отталкиваясь от сущего обнаружить Создателя этого сущего, исходя от творения выявить его Творца.

Вселенная и все что мы видим вокруг, не является "обязательно существующей", а является "возможной", т.к. вероятность бытия Вселенной, и вероятность ее небытия равны. А раз этот мир все же возник и существует, следовательно, есть Тот, Кто отдал предпочтение его бытию. При этом Он не может быть созданным, подобно этой Вселенной, которая, как и природа, не является самодостаточной, и сама нуждается в том, кто ее создал. Следовательно, существует Тот, Кто ни в ком не испытывает потребности для Своего бытия, и Кто из небытия вывел Вселенную в бытие. И имя Его - Всевышний Аллах. (Доказательство возникновения возможного ).

  • В возникновении Вселенной и во всех происходящих в ней процессах царствует закон и порядок, которые невозможно отрицать. Поэтому необходимо, чтобы был Тот, Кто организует этот порядок во Вселенной в таком безупречном виде. А это и есть Один Единый, Вечный, не имеющий ни начала, ни конца своего существования Бог – имя которому Всевышний Аллах. (Доказательство гармонии ).

2. Доказательство существования Аллаха, основанное на природе человека.

Человек со здравым рассудком принимает то, что существует Всемогущий и Всесильный Создатель. Осознание существования Всевышнего Аллаха и вера в Него – это естественные чувства, присущие человеку. Это чувство, и это сознание порой могут притупляться, когда человек находится в состоянии высокомерия, упрямства и нерадивости. Но они никогда не исчезают полностью. На возникновение у человека осознания существования Аллаха не оказывают влияния ни старание человека, ни его убеждения, ни логический ход его мысли. Как только человек попадает в трудную ситуацию или начинает переживать о чем-либо, он начинает искать защиту у Бога, молиться и обращаться к Нему. Такое поведение заложено в его природе. Это – потребность человека. Вот, что говорится об этом естественном поведении человека в Суре "Юнус"10/12:

وَإِذَا مَسَّ الإِنسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنبِهِ

أَوْ قَاعِداً أَوْ قَآئِماً فَلَمَّا كَشَفْنَا

عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَن لَّمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَّسَّهُ

كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْمُسْرِفِينَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

"А когда человека коснется беда, он (чувствуя свою беспомощность) взывает к Нам, и на боку, и сидя, и стоя на ногах. Когда же Мы отводим от него беду, он отвращается от пути Аллаха, продолжая свое неповиновение, и забывая милость Аллаха к нему, будто его и не постигало горе, и он не взывал к Нам".

Этой же теме посвящены и Суры "Ан-Намль" 27/62, и "Аз-Зумар" 39/8,49. Доказательство, основанное на природе человека, носит характер убеждений, понятных всем людям.

3. Доказательство, основанное на возникновении мира.

Самый известный аргумент среди богословов, используемый в качестве доказательства необходимости существования Аллаха, так называемый "худус", можно изложить следующим образом.

Мир состоит из тел, образованных из субстанций, обладающих определенными свойствами (цвет, запах, вкус и т.д.). Невозможно себе представить, чтобы субстанции или тела могли существовать, не имея своих свойств – признаков. Но и свойства являются несамостоятельными категориями, т.е. нуждаются в каком-нибудь теле, чтобы существовать, в то же время постоянно изменяясь и обновляясь. То, что постоянно подвергается изменению, не может быть вечным. В таком случае и мир, состоящий из субстанций и их свойств, в котором происходят постоянные изменения и появление новых вещей, тоже не вечен и когда-то возник. А раз он возник, и у него есть начало, то у него было две равные вероятности – быть или не быть. То, что мир при этом все же существует, а также то, что он возник в определенное время, свидетельствует о наличии Того, Кто предпочел существование мира его небытию, и вывел его из небытия в бытие, т.е. создал.

Согласно принципу причинно-следственной связи, у каждой возникшей вещи должен быть ее Создатель. Создателем же нашего мира является существующий вечно, не имеющий начала, Всевышний Аллах. Невозможно даже представить, что Создающий Творец мог бы быть созданным и иметь начало, ибо тогда Он Сам нуждался бы в создателе, и т.д. и тогда бы такая цепочка была бы бесконечной и безрезультатной.

4. Доказательство, основанное на возникновении возможного.

Логика определяет три категории существования: возможное, необходимое и абсурд. Возможное – это такое существование, вероятность бытия которого равна вероятности его небытия, т.е. такое существование зависит от определенных причин. В противоположность этому, необходимым является такое существование, небытие которого невозможно. Необходимое существование никем не определяется, ни от чего не зависит, не нуждается в других частях. Это существование вечное без начала и конца. Абсурдом является то, существование чего невозможно.

Наш мир состоит из множества частей, каждая из которых состоит из более мелких частей. Существование каждой части зависит от существования ее составляющих, следовательно, и каждая часть, и мир в целом относятся к категории возможного.

Поскольку возможное все же существует, значит, налицо присутствие причины, оказавшей влияние на это и давшей предпочтение и возможность его существованию. Если эта причина "возможно существующая", то и у нее тоже должна быть своя причина. Таким образом, образуется непрерывная цепь причин, которая либо не приводит ни к какому результату, либо восходит к Тому, чье существование необходимо.

Таким образом, для того, чтобы мир существовал, необходим Создатель, отдавший предпочтение и осуществивший его существование, – Вечный без начала, существование которого ни от чего не зависит. И это Всевышний Аллах.

5. Доказательство, основанное на гармонии.

В природе и в процессах, проистекающих в ней, существует безошибочная согласованность и порядок, которые мы воспринимаем нашими органами чувств. Этот порядок во Вселенной – есть результат деятельности Творца, создавшего все – от первой причины до последнего следствия – и обладающего бесконечной Мудростью и Знанием. Вселенная является произведением Всевышнего Аллаха, которому принадлежат все знания, как скрытые, так и явные. Это доказательство еще называют доказательством системы и цели (т.е. мудрости скрытого смысла и безукоризненного исполнения).

В то время как доказательство возникновения возможного и доказательство возникновения мира могут быть непонятными для некоторых людей, доказательство системы и цели может удовлетворить как ученого, так и мало образованного человека. Ибо каждый может увидеть и почувствовать в творениях Великого Создателя, чьи Знания и Могущество бесконечны, присутствие мудрости и сокровенного смысла.

Глядя на Вселенную, мы видим, что это – система законов и целей. Невозможно представить, чтобы эти тончайшие законы, замыслы, расчеты были бы делом слепой случайности. Необходимо присутствие Творца, обладающего Мудростью и Знанием, упорядочивающего и регулирующего законы, поставившего их на службу всему сущему. Вот, что говорится в Суре "Аль-Фуркан" 25/61:

تَبَارَكَ الَّذِي جَعَلَ فِي السَّمَاء بُرُوجاً

وَجَعَلَ فِيهَا سِرَاجاً وَقَمَراً مُّنِير اً

"Благословен Тот, Который создал на небесах созвездия, и Солнце – сверкающий светильник, и Луну, дающую свет!"

А Сура "Али Имран" 3/191 гласит следующее:

الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَاماً وَقُعُوداً

وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ

السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ

هَذا بَاطِلاً سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

"Они поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лежа, и предаются размышлениям о сотворении небес и земли, говоря: "О, наш Господь! Ты создал все это не напрасно. Ты превыше того, что не подобает Твоему Величию и Совершенству! Защити же нас от мук пламени Ада".

6. Доказательство, основанное на истории человечества.

Как показывает история, все народы Земли, независимо от расы, места проживания, различий в религиозных убеждениях, никогда не сомневались в том, что созерцаемый ими окружающий мир является произведением Творца. Они признавали существование Создателя, обладающего Мудростью, Знаниями о явном и тайном, и поклонялись Ему. Где бы вы ни были, повсюду можно встретить, пусть даже в самой грубой и простейшей форме, наряду с мифами и небылицами, идеи о Боге и религии. И даже те из людей, кто абсолютно отрицает существование Бога, повстречавшись с бедой, предпочитают искать покровительства и защиты не у дерева, камня или земли, а у Всемогущего Творца. Следовательно, сама идея о Боге и религиозное чувство, наблюдаемые в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях, свидетельствуют о существовании Аллаха.

7. Доказательство, основанное на движении.

Мы знаем, что все во Вселенной находится в движении. У всего движущегося есть то, что побуждает их к движению, т.е. некий движитель. Если этот движитель, также находится в состоянии движения, то и у него существует движитель. Так можно продолжать эту цепочку до бесконечности. Ибо, ничто само по себе не приходит в движение. В таком случае, должен существовать Тот, Кто заставил их двигаться. Давшим же бытие и движение всей Вселенной является Всевышний Аллах – Тот, чье существование необходимо.

8. Доказательство, основанное на совершенстве.

Фараби (умер в 339 г. Хиджры/950 г. н.э.) сформулировал этот аргумент и дал ему название "Доказательство бытия Обладателя самых совершенных Атрибутов". Много позднее Декарт (1596-1650 г.г.) изложил это доказательство следующим образом:

«Во мне живет некое представление о совершенстве. В этом нет никакого сомнения. Это представление не может придти ко мне от меня самого. Ибо я несовершенен. Также эта мысль не может придти из небытия. Ибо небытие (ничто) не может быть причиной и не может ничего создавать. Поскольку мир, окружающий нас, также имеет недостатки, то представление о совершенстве он дать мне не может. В таком случае, представление о совершенстве мне может быть дано лишь Обладателем Совершенства – Господом Богом».

9. Доказательство, основанное на бесконечности.

С точки зрения способа аргументации, между доказательствами, основанными на бесконечности и на совершенстве, нет никакой разницы. Это доказательство таково: «Во мне живет идея о бесконечности. Я думаю о Том, чье бытие не закончится. Это представление не может придти ко мне от меня же. Ибо я конечен. Оно не может придти ко мне от окружающих меня вещей. Ибо они также конечны. Мысль о бесконечности мне может быть внушена только Тем, Кто не имеет конца своего существования, т.е. Всевышним Аллахом».

10. Доказательство, основанное на нравственности и добродетели.

Все существующее в мире подчиняется определенным законам. Есть законы, регулирующие бытие живой и неживой природы, а есть нравственные законы, которые устанавливают неразрывную связь между стремлением человека к счастью и совершением им добродетельных поступков, приносящих радость. Если действие законов природы происходит независимо от воли кого-либо из созданных, то следование человека нравственному закону является добровольным. То есть человек принуждает себя идти по пути трудностей и лишений в надежде на достижение счастья. Однако сила, внутренне направляющая людей на добровольное следование определенным правилам, может исходить только от Обладателя Высшей Силы и Абсолютного Авторитета. А таковым является Господь Бог.

Каждый человек в глубине души знает, что счастье обязательно наступит при совершении им нравственных поступков (т.е. он испытает чувство удовлетворения, толкающее его на совершение добра). Но он может совершать определенные действия, позволяющие обрести счастье, а желаемый результат не будет достигнут, ибо наступление счастья связано еще и с внешним миром, и с волей других людей. Поэтому для того, чтобы человек обрел счастье, необходима Высшая Воля, властвующая над всеми. Обладателем же этой Высшей Воли является Всевышний Аллах, который и внушил нам внутреннее знание о счастье и гарантирует его наступление.

11. Существование Аллаха с точки зрения тасаввуфа.

Ученые тасаввуфа считают неуместным раздумывать по поводу существования Аллаха. С их точки зрения разум способен ввести человека в заблуждение, поэтому они придают важное значение знаниям об Аллахе, полученным в результате духовного опыта, опирающегося на познании Аллаха сердцем. По их мнению, среди всего существующего, известного людям, самым очевидным является существование Аллаха. Человек не владеет более ясными, определенными, очевидными и само собой разумеющимися знаниями, чем знание о существовании Аллаха. И нет необходимости доказывать существование Всевышнего Аллаха ("исбат-и ваджиб"). Ибо стараться доказать очевидное – это напрасная, бесполезная трата сил.

Также эти ученые придерживаются мнения, что невозможно доказательство существования Того, чье существование необходимо, и чье небытие невозможно. Если же предпринять подобную попытку, то можно попасть в нелепую и лишенную логики ситуацию, доказывая существование Того, чье присутствие определено и является само собой разумеющимся. Невозможно овладеть истинными, в полном значении этого слова, знаниями о Том, Кто обладает вечными, абсолютными и совершенными Атрибутами, опираясь на размышления созданного, ограниченного и зависимого существа, имеющего недостатки.

12. Некоторые из доказательств существования Аллаха, выдвинутые в наше время.

Современная аргументация необходимости существования Аллаха сводится, в основном, к отрицанию материализма и теории случайности или же к объяснению того, какова доля воздействия эволюции на природу. Ограничимся упоминанием нескольких из подобных доказательств.

В соответствии с правилами логики можно допустить существование лишь трех вероятностей возникновения Вселенной.

Вероятность того, что Вселенная возникла сама по себе, создав саму себя из ничего (из небытия). Однако, исходя из закона о причинно-следственной связи, у каждого следствия должна быть причина, у каждого произведения свой автор, а у всякого создания Создатель. Следовательно, поскольку Вселенная существует, значит, есть Тот, Кто обеспечил ее возможное существование. Предположение, что Вселенная возникла сама - создала себя, – это такое же абсурдное и не отвечающее законам логики суждение, как, например, убеждение в возможности появления прекрасной картины без участия самого художника, или полета реактивного самолета без пилота (управления), или безаварийного плавания морского судна без капитана.

Кроме того, часть Вселенной составляют неживые создания, к примеру, земля, вода и др. Создатель же чего-либо должен обладать жизнью и могуществом. Что же касается живых существ, то и они вначале были безжизненны и не ведали ничего о себе. Создатель же чего-либо должен обладать жизнью и знанием.

Невозможно представить себе, чтобы существующие в природе вещи могли создавать друг друга, ибо они сами когда-то отсутствовали и впоследствии возникли. Если бы вещь обладала способностью создавать другие вещи, подобные себе, то она, прежде всего, создала бы саму себя. А между тем, чуть ранее мы говорили о том, что Вселенная не может создать саму себя. Следовательно, не может быть и речи о таком возникновении Вселенной.

Священный Коран доказывает, насколько необоснованна и сомнительна вероятность того, что Вселенная могла возникнуть сама по себе, не нуждаясь ни в чьем участии, чтобы стать тем, чем она сегодня является.

أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ

أَمْ خَلَقُوا السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بَل لاَ يُوقِنُونَ

"Разве они были созданы, без участия Творца? Или же они сотворили самих себя? Может быть, они сотворили небеса и землю? Нет, у них нет уверенности в этом ". (Сура "Ат-Тур" 52/35-36).

Вероятность появления Вселенной, а также порядка и гармонии, наблюдаемых в ней, в результате слепой случайности. Некоторые еще могли бы согласиться с ролью случайности в возникновении некоторых незначительных событий. Однако какой же разум и какая логика могут принять то, что создание земного шара, людей, животных, растений и неодушевленных предметов, а также вращение звезд и планет с огромной скоростью во Вселенной по своим орбитам, которые не отклоняются от них и не сталкиваются друг с другом, вот уже в течение миллионов лет, было чистой случайностью?! Несомненно, такое грандиозное устройство вещей, природы и господствующих в ней неизменных, безукоризненных и безошибочных законов, создание систем и целей, и продолжение их функционирования, ни в коем случае не могут быть связаны со слепой случайностью. Священный Коран также отрицает это:

وَمِنْ آيَاتِهِ خَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافُ أَلْسِنَتِكُمْ وَأَلْوَانِكُمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّلْعَالِمِينَ (Сура "Ар-Рад" 13/4).

Вот несколько приведенных учеными примеров, демонстрирующих, что случайность никогда не может быть достаточной причиной для объяснения возникновения природы и порядка в ней.

Протеин составляет одну из главных субстанций всех живых организмов. Как известно, это белковое вещество состоит из пяти элементов: углерода, водорода, азота, кислорода и серы. В одной клетке протеина находится около сорока тысяч молекул. На данный момент известны более ста химических элементов, которые находятся в природе в произвольном соотношении. А теперь подумаем, какова в процентном отношении вероятность создания всего лишь одной клетки протеина, соединяющего в себе вместе пять элементов? И сколько времени и вещества для этого понадобится?

Еще один пример опровержения случайности. Положим в карман 10 пронумерованных марок, и предварительно перемешав, попытаемся вытягивать их по одной согласно нумерации. При этом каждую вытянутую марку с неправильным номером снова кладем в карман и тщательно перемешиваем с другими. Согласно существующей в математике теории вероятности, вероятность вытягивания марки с номером "1" с первой попытки равна одной десятой. Вероятность вытягивания марок с порядковыми номерами "1" и "2" непосредственно следующими друг за другом равна одной из ста. Вероятность вытягивания марок с порядковыми номерами "1", "2" и "3" друг за другом равна одной из тысячи и так далее. Вероятность же вытягивания этих марок согласно их порядковым номерам от "1" до "10" будет равна одной из миллиарда, что означает нулевую вероятность.

Еще один пример. Земля вращается вокруг своей оси со скоростью 1000 миль в час. Если бы это происходило не так, а скажем, земля вращалась бы со скоростью 100 миль в час, то дни и ночи были бы гораздо длиннее, чем сейчас. А это бы означало, что каждый удлиненный день сжигал бы весь растительный мир, а удлиненные ночи уничтожали бы, замораживая, все оставшееся, конечно, при условии сохранения хоть какой-то части растительного мира.

Из всех этих и подобных им примеров становится очевидным, что жизнь на Земле не является случайностью.

Ошибочность первых двух вероятностей очевидна. И нам остается принять разумом третью вероятность, а именно: существует Творец, создавший эту Вселенную и обеспечивающий в ней порядок. И Имя этому Создателю – Всевышний Аллах. В Коране сказано:

أَفِي اللّهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ

"Разве есть сомнение в том, что существует Аллах, создавший небеса и землю?" (Сура "Ибрахим" 14/10).

Мы не отрицаем наличия процесса развития в природе и его роли. Но этот процесс происходит в определенных и ограниченных рамках и с его помощью невозможно объяснить ни появление первого существа, ни важные преобразования, происходящие в природе. Материалисты же опираются именно на эволюцию, как основной фактор всех процессов, происходящих в природе.

Однако в результате проведенных исследований выяснилось, что ни скачкообразное развитие, ни преобразования не способствуют появлению новых видов живых существ. Преобразования и метаморфозы в большинстве случаев приводят к летальному исходу, вырождению, или отрицательной мутации. Ученые придерживаются мнения, что для передачи какого-нибудь нового качества путем видоизменения от одного поколения другому требуется, чтобы это качество передавалось из поколения в поколение миллион раз. Появление на свет таких живых существ в наши дни и при таком темпе просто невозможно. Обладание живым существом способностью к развитию – есть еще одно свидетельство того, что оно было создано Творцом.

Позитивно настроенные ученые, исходной точкой которых является не голос отрицания, а объективность, признают существование Всевышнего Аллаха. В законах, раскрытых наукой, они видят созидательную Мощь Всевышнего Аллаха. Так, например, экс-президент Нью-йоркской Академии наук А. Гресси Моррисон сказал следующее: "Во всех мужских и женских клетках присутствуют хромосомы и гены. Внутри хромосомы есть крошечное ядро, заключающее в себе гены. Гены – это главный фактор, влияющий на особенности каждого живого существа, в том числе и человека. Цитоплазма же, находящаяся в клетках органов размножения является феноменальной субстанцией, состоящей из различных химических соединений и окружающей со всех сторон хромосомы и гены. Индивидуальные особенности всех людей, живущих на земном шаре, включая психологические, расовые особенности, цвет кожи зависят от этих генов, которые столь малы, что если их собрать вместе, они не заполнят даже наперстка или чашечки цветка. Прекрасно, но как же получается, что этот так называемый ген способен скрывать в себе особенности и свойства такого огромного количества людей, и как это получается, что в таком крохотном пространстве ему удается сохранять совершенно разные психофизиологические особенности людей? Построение системы из крохотных, невидимых, даже через микроскоп, нескольких миллионов атомов, образующих гены, управление этими системами может быть результатом деятельности только Всезнающего и Всемогущего Творца. Другим теориям и умозрениям не может быть места. Священный Коран так объясняет эту истину.