Почему погиб Мцыри? (мини-сочинение на тему). Почему погиб мцыри Где умер мцыри

Поэма М. Ю. Лермонтова посвящена вечным темам: свободе, одиночеству, силе человеческой личности. Главный герой – Мцыри, молодой монах, который готовится к постригу, – совершает побег за несколько дней до этого события. Спустя какое-то время молодого беглеца приносят в монастырь в беспамятстве, на грани жизни и смерти. Почему погиб Мцыри, поможет разобраться материал нашей статьи.

Духовная гибель

Мальчик, некогда привезённый русским генералом в монастырь был тяжело болен. Монахи выхаживали его, воспитывали и готовили к дальнейшей жизни в стенах монастыря. В душе Мцыри всегда жила мечта о свободе, он, сын Кавказа, верил, что однажды вернётся на родину. Глубокая тоска по дому и свободолюбие не давало покоя молодому человеку. После неудавшейся попытки добраться на Родину, герой умирает духовно. Он смиряется с тем, что никогда не увидит родную землю, свою семью. Мцыри решает не принимать пищи, чтобы приблизить свой конец.

Физическая смерть

Физическая смерть настигла Мцыри не столько от ран барса, который встретился ему в лесу, сколько он того,что молодой человек был сломлен духовно. Неистовая тоска по дому, воспоминания из детства, встреча с красавицей у реки – всё это взбудоражило сознание молодого горца. Он совершил попытку изменить свою судьбу, но потерпел провал. Разбитые мечты и надежды, осознание того, что он никогда не вернётся домой, нежелание быть монахом – множество причин – сломили волю этого человека к жизни. Он умер духовно раньше, чем физически.

В своей поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов не дает прямого ответа на столь интересный вопрос. Поэтому читателю остается лишь, разобравшись в сути повествования и как бы «прочитав» душу главного героя, самому ответить на него.

Изначально, стоит вспомнить историю появления Мцыри в монастыре. Мальчика лишили свободы еще в детстве: сначала русский генерал увез его из родных краев, а потом монахи с благими намерениями приютили в монастыре. То есть «могучий дух» будущего мужчины, достойного воина и представителя своего народа, еще в юном возрасте обрекли блекнуть и никнуть в неволе. Несомненно, о сильном характере героя говорит его поведение в плену у русских:

Без жалоб он

Томился – даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал,

И тихо, гордо умирал.

Такая же гордость видится и в том, что монастырская жизнь изначально была чужда ему:

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок…

На мой взгляд, уже тогда в душе Мцыри зарождалась та «пламенная» страсть, которая потом за долгие годы «изгрызла» и «сожгла» его сердце. Казалось бы, герой приспособился к быту святой обители, но эти чувства, жажда свободы и желание вернуться на Родину, каждый день увеличивая свою власть, устремляя мечты юноши в «чудный мир тревог и битв», все же заставили его сбежать из монастыря.

О дальнейших событиях читатель узнает уже из уст самого героя, и это позволяет ему дать более точный ответ на поставленный вопрос, так как читатель буквально оказывается на месте Мцыри, видит мир его глазами и испытывает те же эмоции и переживания.

И тут сразу же выявляется первая причина неудачного побега: пленник был юн и неопытен, не приспособлен к жизни на воле («я мало жил, и жил в плену»). Герой сам осознает причину своей несостоятельности:

… угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах,

Душой дитя, судьбой монах.

Второй причиной стало то, что Мцыри, разрываемый сильными чувствами, в силу своего незнания реального мира и всех его опасностей не мог осознать одной простой истины: в монастыре он был в безопасности. Но он считал обитель тюрьмой, пленом, а монахов – надзирателями, лишающими его свободы, а на самом деле «в стенах хранительных» жили люди, которые «искусством дружеским» спасли ему жизнь в детстве и позже поборются за нее. Но Мцыри, не замечая этого, рвется на свободу. И суровая реальность вместе с природой готовят ему горькое разочарование. «Божий сад» сначала сулил счастье и даже помогал покинуть монастырь. Вспомните, герой бежал именно «в час ночной, ужасный час», когда гроза пугала жителей храма. Тогда он буквально воссоединился со стихией:

…О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Только вот потом начались сплошные трудности. Во-первых, «ни одна звезда не озаряла трудный путь» юноши, а с утра «злой дух», шагающий по просторам «грозящей бездны», испугал героя. Во-вторых, лес, который, по его мнению, должен был вывести его в родные края, встретил Мцыри колючим терновником, запутанным плющом и кромешной тьмой. Непроходимая чаща запутала героя и свела с могучим барсом, бой с которым обессилил его. Уже в последние минуты жизни Мцыри осознал коварность внешнего мира:

И, вновь собрав остаток сил,

Побрел я в глубине лесной…

Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

Смеялась так, что вновь привела его под стены монастыря.

А третья и самая главная причина – это невообразимая, можно сказать нереальная тяга к свободе. И вроде бы простые, понятные многим желания: произнести не в пустоту священные слова «отец» и «мать», обрести «отчизну, дом, друзей, родных» и когда-нибудь свою «пылающую грудь» прижать к другой, «хоть незнакомой, но родной». Он был готов «рай и вечность» променять на «несколько минут» другой жизни. Но Мцыри настолько идеализировал у себя в голове этот мир, что его мечты просто не могли сбыться и в итоге разбились об суровые реалии внешнего мира.

Почему погибает Мцыри. Мцыри говорит здесь, что он заслужил свой жребий. Два ярких образа – «могучего коня», который найдет краткий путь на родину, и «темничного цветка», гибнущего от первых живых лучей солнца, – помогают герою осудить свое бессилие, причем Мцыри решителен в этом осуждении. Он называет теперь свою «пламенную страсть» жаром «бессильным и пустым». В конце возникает тема судьбы, рока. Самой судьбой Мцыри был обречен на неволю; его попытка преодолеть рок окончилась неудачей: … тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!Верно ли это? Мы могли убедиться, что в характере «Мцыри» есть все необходимое для победы: воля, смелость, целеустремленность, отвага. В поединке с природой он фактически выходит победителем, но судьба его остается трагичной. Истоки трагизма – в условиях, которые с детства окружали героя. Мцыри чужд монастырской среде, в ней он осужден на гибель, в ней не могут найти осуществления его мечты. Но чтобы вырваться из нее, недостаточно личного мужества и бесстрашия: юноша одинок – и потому бессилен. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, то есть наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным» и обусловив гибель героя. Однако можно ли считать бесплодной попытку Мцыри преодолеть «судьбу»? Думается, что нет. Правда, Мцыри умрет в монастыре, так и не сумев «пройти в родимую страну».Его последние слова могут показаться словами примирения с жизнью, а не протеста. Но ведь именно перед кончиной Мцыри отвергает счастье «в святом заоблачном краю» и вновь отрицает возможность жизни в монашеской обители» Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое поражение есть в то же время победа: жизнь обрекала Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности возбуждает у читателя не стремление отказаться от попыток освобождения, а гордость за человека и ненависть к условиям, лишающим его счастья.Это и является главным идейным выводом из поэмы. Лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе; лучше три дня вольности, чем долгая жизнь в рабстве.Конечно, идейное содержание «Мцыри» гораздо шире и значительнее, чем такой вывод. Известно, что многие образы в поэме (например, образ родины, монастыря и т. п.) тяготеют к символике, «излучают дополнительные смыслы». Поэма Лермонтова ставила перед читателем большие вопросы о судьбе и правах человеческой личности, о смысле существования, о том, какой должна быть жизнь, и отвечала на них словами Мцыри, зовущими к свободе, борьбе, воспевающими радость битвы. Образ Мцыри противостоит всякому равнодушию и апатии, постыдной праздности, зовет видеть и чувствовать красоту борьбы и подвига. Выразительность и эмоциональная сила характера Мцыри сделали его любимым героем многих поколений. В Мцыри воплощены порыв к действию, неспособность к смирению, смелость, любовь к свободе и родине. Эти качества непреходящи, и образ Мцыри еще долго будет волновать читателей, пробуждая в них активность и отвагу.В стихотворении Лермонтова благородная тревога за судьбу родной литературы выражена и аллегорически и прямо: автор открыто противопоставляет современную поэзию ее предшественнице. Пусть все найдут образы, которые «молниеносно», поэтически обнажают сущность той и другой литератур. Образы эти наполнены авторским чувством и контрастны и по содержанию и по эмоциональной оценке. Для Лермонтова Мцыри – «могучий дух». Это высшая оценка героя поэтом. Те же слова произносит Белинский, говоря о самом Лермонтове.