Проповеди Иоанна Крестителя, его свидетельства об Иисусе Христе. О проповеди покаяния христа и иоанна крестителя Грех в проповеди иоанна крестителя

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. (Мк. 1, 1-8)

(Синодальный перевод)

Слово «Евангелие» значит «Благая весть». Эта весть – рассказ о Спасителе и эта весть – учение Спасителя. В Евангелии Господь Иисус Христос открывается нам через опыт четырех евангелистов. Каждое из четырех изложений единого Христова Евангелия имеет свои особенности. Каждый из евангелистов начинает излагать Благую весть по-разному: Иоанн Богослов – с указания на Превечное бытие Сына Божьего, Лука – с рассказа о Благовещении, Матфей – с родословия и Рождества Христова. А «начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия» апостол Марк ведет с Крещения, потому что именно с Крещения Господь выходит на Служение, начинает учить и совершать чудеса.

Но прежде чем Господь примет Крещение, на берегах Иордана появляется Его пророк и Предтеча – тот, кто будет предшествовать Господу в служении, проповеди и даже в смерти. Явление Иоанна Крестителя евангелисты сопровождают пророчествами Ветхого Завета: «Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим» – так сказанно у Малахии. А у Исаии говорится, и сам Иоанн этими словами обозначает свою миссию: «Глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его». Конечно, пустыня, в которой раздается голос пророка, – это не только та выжженная солнцем каменистая земля, которая лежит за Иорданом; пустыней может быть человеческое сердце, в котором нет Божьей Благодати, пустыней может стать и целый мир если в нем нельзя встретить Бога. И для того, чтобы каждый человек мог встретить в своей жизни Бога и для того что бы Бог вошел в человеческое сердце, приходит Иоанн – «приготовить путь Господу».

Сейчас праздник Крещения – один из самых многолюдных в наших храмах. И тогда, две тысячи лет назад, к Иоанну «стекалась вся страна Иудейская». Многие хотели увидеть облаченного в грубую одежду из верблюжьего волоса пустынника, в котором возродилось древнее пророческое служение и который крестил «крещением покаяния».

В русском и церковно-славянском языках слово «крещение» созвучно со словами «Христос» и «Крест», но на оригинальном языке Нового Завета – греческом – крещение (баптизмо) означает «погружение». И во времена Ветхого Завета обряд погружения в воду (омовения или окропления водой) был знаком очищения человека от грехов. Но ведь понятно, что прощать нарушение Заповедей может только Тот, Кто дал их человеку, – один Господь Бог. Поэтому апостол Павел проповедовал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян.19, 4). То есть крещение Иоанново было приготовлением к пришествию Господа, Единого имеющего власть прощать людям их согрешения. Принимая крещение от Иоанна, люди исповедовали свои грехи и сходили в Иордан, чтобы там символически смыть их с себя. И вот в один из дней к Иоанну пришел Иисус из Назарета. «Я не знал Его» – говорил об этом Иоанн, но он был пророком и сразу понял, что перед ним Тот, Кто больше него: «Идущий за мною стал передо мною, потому что был прежде меня» – так скажет потом Иоанн о превечном бытии Господа. Иоанн говорил Господу, говорил что это Он должен крестить его. Тем не менее Господь сошел в Иордан, в ту воду, в которой люди оставили свои грехи, и Он – Единственный Святой и безгрешный, наоборот, взял их на Себя. И поэтому Иоанн Креститель, указывая на Христа произнес: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира».

Агнец приносился в жертву за грехи людей. И после Крещения Господь уйдет в пустыню на сорок дней. Затем Он изберет Себе учеников, будет учить и через три года Его осудят на смерть. И на Кресте Господь принесет Себя в жертву за грехи всего мира.

Проповедь Христа Спасителя предваряет Иоанн Предтеча, который взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Царство Божие приблизилось, потому что в мир пришел Господь Иисус Христос, потому что в день Пятидесятницы на учеников Христовых снизойдет Дух Святой – Царь Небесный.

Стать причастником вечного Божьего Царства человек призван уже сейчас и уже здесь. Человек и приходит в этот мир для того, чтобы встретить Бога, научиться Его любить и научиться быть Ему верным. А начинается путь к Богу с покаяния, обращения и изменения. Евангельское слово «метанойя» которое у нас переведено как «покаяние» буквально и означает «изменение». Если в проповеди Иоанна Крестителя призыв к покаянию был прежде всего призывом к обращению – повороту к вере отцов, то в устах Спасителя «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (кстати, единожды зафиксированное в Евангелии) это означает уже нечто большое, полное изменение жизни – следование за Ним.

Покаяние стало одним из важнейших понятий в практике духовной жизни. Человек должен изменить свой образ жизни и мысли, для того чтобы жить не по законам мира, «лежащего во грехе», но для того, чтобы среди этого мира жить с Богом. И вхождение в Царство Божие, начало жизни в Церкви начинается для нас с Таинства Крещения. И начало ему положил Господь, когда пришел на Иордан к Своему пророку.

Диакон Владимир Василик
Примечания переводчика

Продолжается празднование Крещения Господня. В эти светлые дни вниманию читателей портала предлагается фрагмент из древнесаксонской поэмы IX века «Гелианд» (Спаситель), посвященный проповеди св. Иоанна Крестителя на Иордане и его ответу посольству из Иерусалима от фарисеев. Поэма посвящена жизни Христа и основана на латинском переводе Диатессарона - гармонии из четырех Евангелий, составленной во II в. Татианом Сирийцем. «Гелианд» состоит из 5983 аллитерированных строк. Аллитерация подразумевает одинаковое начало слов на один и тот же звук или букву (например: «Никто из народа сему не был сходен»). Гелианд связан с именем франкского императора Людовика Благочестивого (814–840), который стремился сделать евангельские тексты доступными в той или иной форме всем подданным германского происхождения. По преданию, Людовик поручил некоему известному в то время саксонскому поэту пересказать в стихах содержание Ветхого и Нового Заветов. Согласно другой, более поздней версии предания, это был простой крестьянин, который во сне получил приказание свыше сочинить поэму. Отметим, что во сне получает откровение и преподобный Роман Сладкопевец и англосаксонский певец Кэдмон.

В поэме прослеживается влияние древнегерманской народной поэзии: одна и та же мысль повторяется в различных вариациях, повторяются эпические формулы и т.п. При выборе эпизодов для пересказа автор учитывает вкусы публики. Евангельская история рассказывается с помощью образов, понятных местным жителям: пастухи, слушающие благую весть ангелов, превратились в тексте «Гелианда» в конюхов; искушение Христа происходит не в пустыне, а в лесу; а Нагорная проповедь представлена как совещание князя с дружиной. Действующие лица евангельского рассказа типологически схожи с героями эпосов, чьи титулы, поведение, образ мышления соответствовали нормам, принятым в высших кругах германского общества раннего средневековья. Христос выступает здесь как «Правитель», «Сын Правителя», «Государь народов», «Хранитель земли», «Небесный конунг», Богородица - как «Женщина из знатного рода», «лучшая Жена», апостолы - как «свободные мужи», «верноподданнейшие люди на земле», «витязи верные крепкие», которые должны сражаться за своего Господина. Ирод представлен как «вассал императора», «кольцедаритель», пирующий с дружинниками, «друзьями кольца», послы от фарисеев - герои, мужи мудрые, а Иуда - неверный воин, неверный вассал.

«Гелианд» является уникальным для столь раннего периода образцом религиозной поэзии на народном языке. К сожалению, эта линия не получила продолжения. Вместе с тем это пример проповеди на доступном и понятном простому народу языке. Парадоксально, но тем, кто читал Толкина или смотрел фильмы по его произведениям, эти образы и слова, такие как «средиземье, друг кольца», тоже могут показаться родными и знакомыми.

В эпизоде проповеди Предтечи особое внимание уделяется проблеме загробного наказания - ада. Сам Предтеча предстоит воином, подвижником, ради Бога оставившим «любезную общность людскую». Его миссия осмысляется как некое «посольство» для возвещения Божьего мира людям. Цель Божественного воплощения - сделать людей чадами Бога по благодати.

Гелианд. Глава 12. Строки 859-948

Там был Иоанн от своей юности
воспитан в пустыне. Никто из народа
сему не был сходен. Всевладыке всевластному
свершал он служенье. Оставил общность
людей любезную. Пришло могучее
в сей пустыне слово с небес,
Иоанну послание. Христа пришествие
и силу велию в сем средиземье
должен поведать, что Царь Небесный –
герой воистину - сынам человеческим
по всей земле приблизит благо,
любви исполненное, добро дарует.
Была велия воля: о богатом блаженстве
проповедать он должен. Пойти походом
к Иордану потоку пожелали народы по той земле.
Затем узнали люди, что знатные
злодейства залечивать должны через пост они.
Он рек им: «Очиститесь! Оплачьте ныне
от всего сердца согрешения ваши,
злобы, что в свете сем сотворили.
Ныне услышьте мои ученья,
моим словам следуйте ныне.
Должен в воде я в этой крестить вас.
Но невозможно грех вам оставить,
чрез возложенье рук моих сделать
всех вас чистыми от зол содеянных.
На свет явился в мужах Могучий,
стоит в средине всех вас, хоть видеть
Его не хотите. Он будет крестить вас
во имя Господне Духом Святым. Он ведь
Владыка над всеми. Он может любого
мужа от мысленных злоб избавить.
Блажен Он и может явиться в мире,
и волю имеет, и так творит он,
что людям велит он стать чадами Бога.
Пришел я посольством в сей мир и обязан
отправиться в путь свой, дабы наставить
людей, что должны хранить воленье
мысли светлой, не след им попасть в пекло,
во ад огнистый. Для духа столь радость,
для мужа со многой заботой, что люди
оставят охотно врага обиталище,
чтоб Богу работать и благость найти
Небесного Конунга. Столь мир пречистый
стяжает всякий во Всесильном Боге».
Мужи многие из Иерусалима,
людей иудейских, посольство из града,
они спросили: «Не Сын ли он Божий?
Ведь издревле изрекали люди,
воистину воины, к тому, что Владыка
Христос сам он есть. Ведь истин изрек он
немало верных с вниманьем, что должен
Он в мир сей прийти». Иоанн изрек
и пред ними поведал, пред посольством премудрым:
«Я не есмь сей Сын Божий, мощный Мессия.
Должен пред ним я путь приготовить,
моему Господу». Герои спросили
того посольства, где мужи были,
граждане града: «Коль ты не Сын Божий,
ты - Илия, что древле был под этим народом?
Он ожидаем в сем средиземьи.
Нам возвести, что ты за муж?
Верно, ты тот, кто истинно есть
мудрый пророк. Что мы должны
сказать народу? Ведь не был блаженный
в сем средиземье такой, что свершил бы
столько чудес? Почему же ты крестишь
сии народы, раз ты не провидец?»
Тогда им ответил Иоанн блаженный:
«Я - Предтеча моего Господа,
Владыки возлюбленного должен я землю
эту управить, должен наставить
людей в Его воле. Храню от Его Слова
странные гласы, хотя не желают
постигнуть многое в пустыне народы.
Я с ним несходен, с моим Господом.
В делах Он столь дивен, чудесен и мощен,
Что это познают лишь после кончины
многие этого мира. И я недостоин
Его нести обувь, Владыке всесильному,
ремень развязать Ему. Столь много
меня Он лучше. Нет такого посланца
на земле нашей. И после не будет
в этом мире. Люди, следуйте
воле вышней Его. И вы долго должны
радостну мысль хранить, чтобы вы адских сил
злобных забыли сон, свет же Божий взыскали,
Вышний дом и вечное царство, небесное
Вышнее пастбище. Не сомневайтесь в сем!»


Деятельность святого пророка уже давно стала частью исторического христианства. Почему же личность Иоанна вызывает такой неподдельный интерес в сознании людей? Отчего личность именно этого пророка становится частью нашего личностного становления как христиан? Что побуждает уже две тысячи лет христианский мир возносить молитвы к пророку, о котором Господь сказал: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» [Мф. 11:11]. Причина, видимо, кроется в деятельности и личности Святого Иоанна.
Он родился необычным образом от родителей, уважаемых в израильском мире. Его отец, первосвященник Захария, пользовался заслуженным уважением в иудейской среде, мать Елисавета, отличалась богоугодными и праведными делами. Однако их семейную жизнь омрачала проблема, от решения которой зависело и семейное благополучие, и уважение окружающего их мира.
Дело в том, что в Израиле господствовало мнение, что если в семье не происходит рождение ребенка, то данная семья сильно прогневала Бога, и потому Господь не дарует радость грешникам. Кроме того, рождение ребенка, особенно мальчика, было связано с мессианскими ожиданиями израильского народа. Каждая семья из колена Давидова ожидала прихода Мессии.
Таким образом, отсутствие детей в семье первосвященника Захарии воспринималось как поношение, как Божественное правосудие за неведомые народу грехи. Но, как известно, то, что видится поношением в среде людей, иначе мыслится Провидением.
Бог совершенно противоположно людскому мнению смотрел на жизнь родителей будущего пророка. Св. евангелист Лука повествует: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
а всё множество народа молилось вне во время каждения, -
тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» [Лк. 1: 6-17].
То есть Господь уже при рождении показал путь, который предстоит пройти Его верному служителю. Причем эта избрание начинает сопровождать жизнь Крестителя, когда он находился еще в чреве матери, о чем также повествует Св. евангелист Лука: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» [Лк. 1:41-42].
Можно сказать, что Иоанн, будучи в чреве матери, приветствовал своего Господа, который также находился в материнской утробе. Эта была символичная встреча. Встречался закон и пророки с Боговоплощенной Благодатью. И голосами Ветхого и Нового Заветов выступали благочестивые жены и матери.
Надо сказать, что родители Иоанна изначально знали о высоком предназначении сына. «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» [Лк.1:15]. Такое избрание налагало огромную ответственность не только на Иоанна, но и на его родителей.
Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Спасителя. Как и его будущая проповедь началась раньше проповеди Христа. Святой Креститель во всем шел перед своим Творцом, предуготавливая путь спасителю.
Однако деятельность свою Св. Предтеча естественно начинает не сразу. Известно, что для того, чтобы начинать проповедь израильскому мужу своему народу, необходимо было достичь тридцатилетнего возраста. Чем же занимался Иоанн до своей проповеднической деятельности? С ранней юности, видимо, зная о своем предназначении, будущий пророк уходил в пустыни, где предавался молитвенным размышлениям и аскетическим подвигам. Возможно, там состоялись его встречи с ессеями, которые считали себя глашатаями Правды Божией. Эта идея не могла не отразиться на дальнейшем жизненном пути Иоанна. Однако обитатели Кумрана не могли привлечь Предтечу Господня своей исключительностью, нежеланием общаться с народом, который они считали сынами тьмы. Отец Александр Мень писал: «История мира, по мнению ессеев, не удалась, и все, кроме них, обречены».
Иоанн же явно стремился рассказать миру об ожидаемом спасении, стать «гласом вопиющего». Избранность, аскетический образ жизни способствовали тому, что свою проповедь Иоанн начинал при благоприятном к себе отношении со стороны народа, давно ожидавшего прихода великого пророка.
Однако время, когда начиналась проповедь Иоанна, было крайне тревожное. Иудея находилась под властью римского цезаря. Народ волновался и бурлил в мессианских ожиданиях. Израиль жаждал не только религиозного освобождения, но и национального, которое многими понималось и как религиозное. В этой тревожной атмосфере и явился из пустыни пророк. Он пришел в долину реки Иордан. И буквально сразу завевал сердца слушателей. Он обращался к людям с жестким требованием очистить свою душу покаянием. . Его проповедь отличалась особой силой и краткостью: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф.3:2]. Он без снисхождения обличал грехи [Лк.3:7]. И проповедовал покаяние для прощения грехов. «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:3). И говорил об Иисусе Христе: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» [Лк.3:16].
Впечатление от проповеди пророка, его огненного облика вызывало в сознании людей огромное впечатление. Это было вызвано в первую очередь тем, что он говорил о Суде над миром. Все вокруг Иоанна дышало близостью великих и грозных событий. Народ узнавал в нем одного из древних пророков, которые своими огненными речами призывали к покаянию и исправлению греховной жизни.
Символом вступления в мессианскую эпоху Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана, реки, которая издревле считалась границей Святой земли. Подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Кстати, обряд омовения присутствовал в ветхозаветной церкви, когда язычники, становясь ее членами, должны были совершать омовения. Можно сказать, что Иоанн продолжил ветхозаветную традицию, что было свойственно, кстати, и первым христианам. Омовение символизировало начало новой жизни. Именно к этому и призывал пророк. Вне покаяния невозможно становление новой жизни, невозможно строить дом, фундаментом которого и есть покаяние. Поэтому Предтеча требовал не просто произвести обряд омовения, но искреннего раскаяния, исповедания своих грехов. «Сотворите, - говорил пророк, - достойный плод покаяния!...Уже топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь» [Мф. 3:8,10].
Что же добивался своей проповедью Св. Иоанн? Безусловно, он не призывал людей к тому же аскетическому пути, по которому шел сам. Свою задачу он видел в том, чтобы в народе израильском возродился Святой Остаток, как во времена пророка Илии. А для этого необходимо было разбудить сознание, обратить его к памяти, в которой творилась иная реальность, где Бог и человек сосуществовали на перекрестках мироздания.
По свидетельству Иосифа Флавия, Предтеча учил народ «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному» («Иудейская война»). Его проповедь носила нравственный характер: «У кого две рубашки, - говорил он, - пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть также поступает» .
Особо интересно подчеркнуть его отношение к воинам, которые приходили к нему за советом. Пророк не предлагал бросать им службу, но требовал, чтобы они вели ее честно, избегали насилия и наушничества. Известно, что именно в результате доносов, много людей страдало от воинов. Особенно это получило распространение в эпоху императора Тиберия, когда и происходила знаменитая деятельность Крестителя.
Первоначально проповедь Иоанна привлекала к себе всеобщее внимание не только простых людей, но и знати. Поэтому синедрион посылал к нему посольство. «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» [Ин.1:19]. Вначале деятельности пророка Ирод с удовольствием слушал Иоанна и придерживался его советов. «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» [Мрк. 6:20].
Можно сказать, что даже в душе Ирода Антипы иной раз просыпалось стремление к Богу. А, может быть, это был обыкновенный страх? Ответить на этот вопрос трудно. Как говорится, чужая душа - потемки. Но именно этот царь прервет проповедническую деятельность Святого, который пред своим арестом, совершит неожиданное для многих событие: акт крещения пришедшего Мессии, Который пришел принять из рук пророка великое таинство.
«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» [Мф. 3:14-15]. Иоанн указал народу на Иисуса Христа, как на Агнца Божьего вземлющего на Себя грехи мира. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» [Ин.1:29]. Затем Иоанн перед всем народом заявил, сказав, что Иисус Христос истинный Сын Божий и Спаситель мира. «Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня... Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» [Ин.1:15-18]. То же самое он повторил перед священниками и левитами [Ин. 1:19-28]. Повторил это Иоанн и перед своими учениками. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» [Ин.1:35-36]. Иоанн говорит Мессии, что он, Иоанн, не достоин развязать ремня на обуви Его. «И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» [Мрк.1:7]. Иоанн говорит, что Христу надлежит расти, а ему, Иоанну, умаляться.
«Это была символическая встреча. Отшельник во власянице, с почерневшим от солнца, изможденным лицом, с львиной гривой волос, воплощал собой тернистый путь дохристианской религии, а новое откровение приносил Человек, Который, внешне, казалось, ничем не отличался от любого простолюдина из Галилеи» (Прот. Александр Мень «Сын Человеческий» с. 63).
Иоанн, подобно древнему Илии, обличал пороки людей не щадя вельмож и власть имущих. Как бесстрашный проповедник Истины, Иоанн не побоялся громогласно обличать и нечестивого царя Ирода, за греховную связь с Иродиадой, женой брата, которая к тому же доводилась Ироду племянницей. Смелые обличения Иоанна не нравились Ироду, который хотел убить его, но боялся волнения народа. «И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» [Мф.14:5]. Чтобы закрыть обличающие уста Иоанна, Ирод заключает его в темницу в городе Махероне.
Находясь в темнице, Иоанн посылает посольство из двух учеников к Иисусу Христу. «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» [Лк.7:19]. Это был вопрос, который, видимо, предполагал размышление не только о судьбах мира, но и своей собственной судьбе. Предтеча понимал, что наступление нового мира неизбежно ведет к уходу старого, а значит, и его жизненный путь подходил к концу, и он исполнил свой долг перед Богом, возложенный на него изначально.
Иродиада за то, что он осмелился обличить её беззакония, возненавидела Предтечу больше чем Ирод, и искала случая погубить его. На дне рождения Ирода во время пира Саломея, дочь Иродиады, своей пляской вызвала сильный восторг у Ирода и его вельмож. И Ирод в награду за это пообещал выполнить любое её желание. По совету Иродиады Саломея потребовала, чтобы ей принесли на блюде голову Иоанна Крестителя. Пьяный Ирод, показывая гостям, что он держит свое слово, приказывает оруженосцу (секулатору) отрубить голову Иоанну Крестителю, и таким образом исполнил эту жестокую просьбу. Узнав о происшедшем, ученики произвели погребение Иоанна, и затем рассказали обо всём Иисусу Христу [Мф. 14:12].
Так завершилась деятельность великого пророка Иоанна Предтечи. Вся его жизнь – это исполнение Божественной воли, Которая заключалось в том, чтобы подготовить избранный народ к встрече со Спасителем. Дальнейшая история показала, что Израиль не был готов принять Богочеловека, не был в состоянии понять, что Господь пришел не нарушить, но исполнить Святой Закон. Удивительно, но это осознал человек, который тщательно следовал предписаниям Закона, понимая, в отличие от фарисеев, его духовную сущность, тем самым, отрицая слепую приверженность букве.
Начиная с деятельности великого пророка, мы стали понимать глубину аскетического восприятия жизни, увидели спасительность этого пути, как и то, что истинное служение в семье, - это служение Богу, как и засвидетельствовали родители Святого пророка.
Память о великом пророке, Предтече и Крестителе Иоанне Православной Церковью празднуется семь раз в году: 23 сентября в честь его зачатия; 24 июня день его рождения; 29 августа день усекновения его главы; 7 января на другой день Крещения Господнего; 24 февраля в память первого и второго обретения его главы; 25 мая в память третьего обретения его главы; 12 октября перенесение из Мальты в Гатчину в 1799 году десной (то есть правой) его руки.
Список литературы:
1. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Изд-во «Свет на Востоке» Корнталь 1983.
2. Прот. Александр Мень. Сын Человеческий. Москва «P.S.» 1991.
3. Иосиф Флавий « Иудейская война». Изд-во « Эксмо» 2010.

Иоанн Предтеча и Креститель Господень

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святой Креститель Иоанн и Спаситель Христос вышли на первую проповедь с теми же самыми словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие…

Царство Божие это гармония любви, это то царство, то общество, которое соединяет Бога и людей под законом совершенной, открытой любви. И для того чтобы войти в это Царство, нам действительно надо покаяться.

Слово “покаяние” не значит только “сокрушение”; в слове “покаяние” заложена мысль о том, чтобы оторваться от одного и стремиться к другому. И нам есть от чего оторваться, если мы хотим зажить вместе с Богом и с другими людьми в Царстве, где всё есть любовь.

Мы должны оторваться от себялюбия, от той исключительной, жадной, жестокой и эгоистической любви, которую мы имеем к себе самим в ущерб другим. Нам нужно оторваться от ложных представлений о себе, будто мы стоим в центре всего и всё должно служить нам. Евангелие же нас учит, что если мы находимся в центре всего, то лишь для того, чтобы служить всем.

Мы должны оторваться от того по сути земного, к чему прилипло наше сердце, от тех привязанностей, которые являются не любовью, а порабощением. Надо пересмотреть все свои человеческие отношения, чтобы остался только дух свободы и дух любви; свобода — которую мы даем другим и от них получаем; любовь — которая есть благоговейное и самозабвенное служение другим людям.

Нам надо оторваться от всего этого плена для того, чтобы войти в свободу, и только тогда мы можем вступить в Царство любви. Ведь рабов в царстве любви быть не может, в царстве любви могут быть только люди свободные: освободившиеся и освобожденные Богом.

Нам есть от чего оторваться, но есть тоже и куда идти: к тому Богу, Который есть наше примирение друг с другом, примирение с Ним, Который есть освободитель, Который хочет, чтобы каждый из нас вырос в полную меру своего роста, стал самим собой, ни к чему нее применялся бы, кроме внутреннего закона жизни - и жизни с избытком.

Вот о чем говорит проповедь Спасителя и проповедь Иоанна Крестителя: Перемените направление, оторвитесь взором, слухом, сердцем, чувствами, мыслями, плотью - всем, от того, что есть порабощенность, плен, и выйдите на свободу.

Где Дух Господень, там свобода, и Христос этот Дух нам дает. Иоанн пришел крестить людей, Спаситель Христос пришел низвести Дух на землю и нам Его даровать.

Подумаем над тем, к чему мы призваны. Мы сейчас как бы в самом начале проповеди Христа и Иоанна; мы можем вот-вот, сейчас начать так, как начинали люди, которые встречались с Предтечей и со Христом.

Теперь самое время вместе с ними начать путь, услышать первую проповедь и начать ее исполнять. А затем изо дня в день следовать за евангельской проповедью, за словом Христа, которое будет нас вести, как детей за руку, от одного к другому, пока мы не вырастем в полную меру нашей свободы, нашего достоинства, пока Царство Божие не водворится в нас, и из наших сердец, ставших Царством Божиим, оно не изольется вокруг, как море, и не охватит всех. Аминь.