Разработка урока по опк на тему "библия и евангелие". Библия и евангелие Урок по опк библия и евангелие

Класс: 4

Цели и задачи:

  • познакомить с описанием основных составляющих священных книг Библии;
  • установить связь между религиозной(православной) культурой и культурой людей;
  • показать благотворное влияние чтения Библии на духовное состояние человека;
  • познакомить с понятиями Библия, Евангелие, Новый Завет, Веткий Завет, христиане.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (приложение 1 ), 2 сосуда с чистой водой, краска, пустые сосуды, шарики красные и чёрные, карточки для индивидуальной работы и работы в парах (приложение 2 ), Библия.

Ход урока

I . Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Кому вы читали текст дома?

– Что их заинтересовало в твоём рассказе?

– Чем они дополнили твой рассказ?

III. Введение в тему.

Я, в своей жизни, встречала очень много разных людей.

Одни очень доброжелательные, готовые придти на помощь. Другие – наоборот, всем недовольны, могут ругаться с любым встретившимся человеком из-за пустяков.

– Как вы думаете, от чего это может зависеть?

Может это зависит от роста, веса, национальности, профессии, места жительства человека?

– Очевидно, всё дело в том, какая у человека душа. Каждый человек рождается с чистой, светлой душой. Маленькие дети свсем не помнят зла, они готовы любить всех близких людей, всему радуются. Но проходит время и многое меняется.

При общение с окружающим миром детская душа постепенно наполняется.

– Чем может заполниться детская душа, давйте рассмотрим на примере.

Проведём опыт.

Представим душу в виде сосуда. Смотрите, сосуды наполнены водой.

– Она имеет запах? (нет)

– Имеет цвет? (нет)

– Сейчас в каждый сосуд добавим вещества которые изменят цвет и запах.

Цвет может быть красивым, запах – приятным. Попробуем.

(добавляем в один сосуд тёмную краску и нашатырный спирт, в другой розовую краску и духи)

– Посмотрите и понюхайте что у нас получилось.

Так бывает и с душой человека. С детства наполяется душа впечатлениями, как эти сосуды и может быть красивой и благоухающей, либо наоборот, тёмной и смрадной.

– Как вы думаете, какие поступки делают душу светлой и красивой, а какие тёмной и неприглядной? Выберите правильный ответ. (на доске)

  • Доброе дело
  • Чтение хороших книг
  • Фильмы-боевики с убийствами
  • Увлечение компьторными играми, особенно с насилием
  • Прощение обид
  • Желание отомстить обидчику.

– Таким образом, чтобы наша душа была светлой и прекрасной, мы должны совершать хорошие поступки,делать добро людям, не допускать сквернословия.

– Мы с вами говорили, что чтение хороших книг возвышает душу. А какая из всех этих книг в этом отношении имеет особенную силу?

Составьте слово из рассыпавшихся букв. (ИБЯБИЛ – БИБЛИЯ)

– А почему? Об этом мы пооворим на уроке.

IV. Работа по теме урока.

Приложение 1.

1 СЛАЙД

Тема урока «Библия и Евангелие»,запишите в тетрадь.

– Кто из вас знаком с Библией, Евангелием?

– Кто читал Библию?

– Что запомнилось из прочитанного?

Каждый православный христианин должен быть знаком с Библией. Почему?

– В ходе урока мы постараемся ответить на этот и другие вопросы.

А еще что бы вы хотели узнать о Библии?

2 СЛАЙД

Прочитайте, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке.

  • Что такое библия?
  • Кто ЕЁ написал?
  • Когда появилась первая печатная Библия?
  • О чём говорится в Библии?
  • В чём её уникальность и ценность?

Что обозначают слова Евангелие, Новый Завет, Священое Писание?

– Кто знает, когда появилась первая Библия?

Библия одна из Древнерусских книг.

Просмотр видеофрагмента «Древнерусские книги.»

3 СЛАЙД

А вы знаете как называлась первая БИБЛИЯ?

Первую славянскую Библию называли Геннадьевская Библия, т.к. работа над ней проводилась по инициативе Архиепископа Новгородского Геннадия.

– Кто знает, когда появилась первая печатная Библия?

4 СЛАЙД

Первая печатная Библия появилась более 1000 лет назад, в связи с распространением на Руси христианства.

– Что такое христианство? Кто такой христианин?От какого слова произошло?

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник.

Самостоятельная работа .

Приложение 2

Карточка 1

Прочитайте и найдите в учебнике, что обозначают эти слова. Запишите на карточке. Вклейте в тетрадь.

  • Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.
  • Христианство – это учение Иисуса Христа.
  • Иисус жил более 2000 лет назад.

Посмотрите как красиво оформлена Библия.

Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей называется Библия.

5 СЛАЙД

А что же ещё такое Библия? Почему написана с большой буквы?

Слово Библия всегда пишется с большой буквы, так как означает Священную Книгу для Христиан.

  • Библия (др.греч.) книга
  • Библия – Священное Писание.
  • Библия – Книга книг.
  • Библия – откровение Бога.
  • Библия – собрание нескольких книг.

Так говорят, потому что сам БОГ обращается к людям.Он рассказывает о себе, о человеке, сотворении мира. Эта книга очень важная и ценная, в ней прошлое и будущее.

– Как вы думаете, кто написал Библию?

Библия – это собрание книг, которые объединены в одну книгу. Писались книги долгое время людми разных поколений в течении целой тысячи лет и вразных местах. Христиане верят, что каждый из авторов книги, писал то, что внушал Сам Господь. Через тексты Библии, написанные пророками и апостолами, Сам Бог обращается ко всем людям.

– Кто такие пророки?

Это люди, которые имели особый дар слышать, что им говорит Бог, этот дар называется пророчеством. И в наши дни есть люди, которые могут предвидеть и предсказать те или иные события.

– Кто такие апостолы?

Это первые ученики Христа. Апостолы дословно – посланники.

Библию часто, называют Священным Писанием. Почему?

Потому что Сам Бог обращается к людям, через пророков и апостолов.

– Из чего состоит Библия?

Библия состоит из 77 священных книг. Разделяется она на два отдела Ветхий Завет и Новый завет.

– Что такое Завет?

Завет – это союз Бога с людьми.

Работа с учебником. (в парах)

Прочитай предложения и продолжи их словами из текста. Стр. 16-17.

1 группа Ветхий Завет, 2 группа – Новый Завет.

Приложение 2

Карточка 2

Закончи предложения:

  1. __________________Завет включает в себя ________книг.
  2. Книги_______________Завета писали _____________________.
  3. __________________Завет по другому называют_______________________,
  4. Время___________________Завета – это________________________________________.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода спасителя Христа.

Новый Завет (Евангелие) – это жизнь и дела Иисуса Христа. В новый Завет входят Евангелия от 4 апостолов.

– Итак, давайте составим схему из чего состоит Библия и кто её писал.

Составление схемы .

8 СЛАЙД

Как вы думаете, о чём эта книга?

В Библии Сам Бог открывает людям тайны о самом себе, о человеке, о правилах жизни, о духовных законах, о происхождении мира, ангелах, святых и о многом другом, чтобы нам жилось хорошо. Библия считается у христиан откровением Божьим.

9 СЛАЙД.

В чём ценность Библии?

Библия – кладезь мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не подозревавем, что произносим библейские сказания.

Работа в парах.

Приложение 2.

Карточка 3

Соотнесите слова из нашей жизни с выдержкой из Библии.

Эти слова к нам пришли из Библии.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же: Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт, только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»

– В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего сои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

– Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

– Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлимой частью нашей культуры и истории.

Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникныть в смысл написанного.

10 СЛАЙД

Наш великий замечательный поэт А.С. Пушкин говорил о Священном Писании: «Вот единственная книга в мире: в ней есть всё»

«Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!» Ф.М. Достоевский.

Ответим на последний вопрос. Где хранится Библия?

11 СЛАЙД

Библией очень дорожат, она источник мудрости и утешения. Особенно чтится в Церкви. Верующие стараются внимательно читать её каждый день.

Например: великий русский святой преподобный Серафим Саровский каждую неделю полностью прочитывал Новый Завет. В Храме она хранится в самом святом месте – в алтаре.

Во время богослужения читают выдержки из Библии при полной тишине.

Библия переведена на многие языки народов мира.

V. Итог урока .

– Запишите ассоциацию, когда слышите слово Библия. (1 слово)

Подготовка к беседе дома.

Что можете рассказать о Библии, Священном Писании, Евангелии членам своей семьи и друзьям.

VI. Домашнее задание.

VII. Рефлексия.

Давайте заполним сосуд.

Какие впечатления остались от сегодняшнего урока. Выберите шарик черный или красный и опусите в сосуд.

Тема 5. БИБЛИЯ И ЕВАНГЕЛИЕ

План.

1. Христианство как учение Иисуса Хрис­та

2. Библия - священная Книга христиан

3. Ветхий Завет как часть Библии .

4. Кто такие пророки?

5. Евангелие.

Словарь.

Христианин

Библия - священн ая Книг а христиан

Завет - «союз», «договор»

Пророк - человек, имеющий этот дар от Бога, - пророком.

Апостолы – первые ученики Христа

Откровение - это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для человека очевидным.

Вопрос 1.

Православные люди - это христиане. Христианин - это человек, который принял учение Иисуса Христа.

Христианство - это учение Иисуса Хрис­та. Иисус жил две тысячи лет назад... Точ­нее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рож­дества Христова оно произошло.

Вопрос 2.

Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он ро­дился, жил и чему учил людей. Эта книга называется Библия.

«Библия» в древнем греческом языке - это обычное слово, и означает оно «книги» (от него произошло слово «библиотека»). Но если в современных языках это слово пишется с большой буквы, то оно означает одну, священную Книгу христиан. Правда, сама эта книга состоит из 77 книг.

Вопрос 3.

Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение целой тысячи лет.

Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Все вместе они называются Священное Писание Ветхого Завета. Слово завет означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог - его союзник, и словно чувствует самую сильную помощь.

Вопрос 4.

Книги Ветхого Завета написали пророки. Считалось, что это люди, которые имели особый дар - слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется пророчеством, а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророком.

Пророчество открывает людям взгляд Бо­га на прошлое, настоящее и будущее.

Завет Бога с пророками называется Вет­хим, то есть древним или старым. Через несколько столетий после жизни тех проро­ков, которым был дан Ветхий Завет, появил­ся Новый Завет.

Время Ветхого Завета - это время ожида­ния прихода Христа. Именование «Христос» означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью (помазанием)».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В состав Библии входят четыре Евангелия. Их авторы - апосто­лы Матфей, Марк, Лука, Ио­анн, у каждого из которых есть свой знак:

у евангелиста Луки - телец (в его книге подчёркивается жерт­венность Христа, а телец - это образ жертвы);

у Иоанна - орёл (символ высо­ты мысли);

у Матфея - человек (в его кни­ге особо подчёркиваются челове­ческие страдания Христа); у Марка - лев (в этом Еванге­лии много говорится о чудесах Христа, то есть о Его высшей царской власти над миром).

В библейской древности пророки возлива­ли масло на голову царя при его восшествии на трон. Это считалось знаком Божьего бла­гословения. Но во времена Ветхого Завета люди ожидали особого Помазанника (Хрис­та). Правда, одни люди полагали, что Хрис­тос просто будет великим правителем, а дру­гие надеялись, что Христос приблизит лю­дей к Богу. Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был заключён Новый Завет всех людей с Богом.

Из Библии

Суд царя Соломона К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном являет­ся принесённый ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: «Пусть меч рассечёт дитя надвое, и тог­да каждой из женщин достанет­ся равная половина того, о чём они спорят...» Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не бу­дет ни мне, ни тебе, рубите мла­денца!» Вторая же с болью за­кричала: «Отдайте ей этого ре­бёнка живого, но только не уби­вайте его!»

Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, которая готова была расстаться с ребён­ком, лишь бы сохранить ему жизнь.

Вопрос 5.

ЕВАНГЕЛИЕ

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа опи­саны в тех библейских книгах, которые на­зываются Евангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «добрая весть».

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют Священное Писание Нового Заве­та. Это 27 книг, написанных первыми учени­ками Иисуса Христа - апостолами (букваль­ное значение слова «апостол» - посланник).

Книги Ветхого Завета написаны на древне­еврейском языке, а книги Нового Завета - на древнегреческом.

Библию христиане читают и в храме, и до­ма. Многое в ней поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять святые слова, и само­му надо быть хоть немного святым (есть древ­нее правило: «Подобное познаётся подоб­ным»). Кроме того, для всестороннего понима­ния библейских текстов надо хорошо знать историю древних народов, а также их языки.

В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти очень важный для человека нравственный урок.

Все библейские книги у христиан счита­ются священными: в них видят послание Бо­га к людям. Бог и человек вместе создали текст Библии. От человека - вопросы, осо­бенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога - вдохновение, мыс­ли, содержание Писания. В тексте есть да­же прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.

Откровение - это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда красота природы открывается людям. Иног­да люди открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога.

Бог может открываться людям через со­весть. Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или от чего-то предостерегли.

Бог может открываться через красоту ми­ра: если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.

Бог может открываться через обстоятель­ства жизни. Если желаемая цель ускользает, говорят: «Значит, не судьба» или «Нет на то воли Божией».

Но было и такое откровение Бога к лю­дям, которое через одного человека было об­ращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано. Таким откровением Божиим у христиан считается Библия.

Повествование в Библии разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества {то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.

Христиане считают Христа не просто про­роком, но тем Богом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название - «Молитва Гос­подня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.

Вопросы и задания.

1. Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

2. К ак переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

3. Выберите правильный ответ;
а) Евангелие - это часть Библии;
б) Евангелие не входит в Библию.

4. Что означает слово «завет»?

5. Как бы понимаете, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения, то есть откровения Бога?

6. Кто такие христиане?

Тема: Библия и евангелие.

Цель урока:

Осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета как величайшего памятника истории и культуры

Задачи урока:

    Обучающая: познакомиться со структурой Библии; узнать значение слов Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, откровение.

    Развивающая: понять, что священное отношение верующих людей к текстам Библии обусловлено тем, что они видят в Библии обращение Бога к человечеству; развивать навыки логического мышления, умения вести диалог; излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

    Воспитывающая: усвоить, в чем состоит сходство и в чем отличие уважительного и священного отношения к чему-либо; формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия

Виды деятельности:

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Пророк. Апостол. Христос.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ты можешь вспомнить случаи, когда ты молился?

Какие чувства ты испытывал до и после молитвы?

III. Введение в тему.

–Я в своей жизни встречала много разных людей.

Одни очень доброжелательны, готовые прийти на помощь. Другие – наоборот, всем недовольны, могут ругаться с любым встретившимся человеком из-за пустяков.

– Как вы думаете, от чего это может зависеть?

Может это зависит от роста, веса, национальности, профессии, места жительства человека?

– Очевидно, всё дело в том, какая у человека душа. Каждый человек рождается с чистой, светлой душой. Маленькие дети совсем не помнят зла, они готовы любить всех близких людей, всему радуются. Но проходит время и многое меняется.

При общение с окружающим миром детская душа постепенно наполняется впечатлениями.

– Чем может заполниться детская душа?

– Как вы думаете, какие поступки делают душу светлой и красивой?

1слайд.

    Доброе дело

    Чтение хороших книг

    Фильмы-боевики с убийствами

    Увлечение компьютерными играми, особенно с насилием

    Прощение обид

    Желание отомстить обидчику.

– Таким образом, чтобы наша душа была светлой и прекрасной, мы должны совершать хорошие поступки,делать добро людям, не допускать сквернословия.

– Мы с вами говорили, что чтение хороших книг возвышает душу.

А какая из всех этих книг в этом отношении самая главная -узнаем на уроке.

2слайд

Бgиfбsлwиnя

У кого дома есть Библия?

Знаете ли вы, что обозначает слово Библия?

    Библия – (др.греч.) – книга

    Библия – Священное Писание.

    Библия – Книга книг.

    Библия – откровение Бога.

    Библия – собрание нескольких книг.

3слайд.

Тема урока. Презентация.

4слайд.

Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа .

Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад…

От дня Его Рождества начался новый отсчет земного времени, новое летоисчисление. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло. А когда мы говорим - «до нашей эры», это означает – «до Рождества Христова».

Почему событие рождения Иисуса Христасмогло перевернуть весь мир и разделить его на «до» и «после»?

5слайд. Потому что в мир пришел Спаситель (Имя Иисус означает Спаситель).

От чего нужно спасать человека и зачем?

От власти зла (греха) внутри человека, чтобы он встретился и воссоединился с Богом. Путь спасения (избавления от греха) должен был показать Мессия, посланный Богом. Поэтому люди в древности очень ждали рождения Мессии – Христа.

6слайд

Слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием»

7слайд.

Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека )

8слайд.

Но когда это слово пишется с большой буквы, то в современных языках оно означает одну, священную книгу христиан.

Правда, сама эта Книга состоит из 77 книг

77 библейских книг были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

9слайд.

Первая и бóльшая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».

10слайд.

Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и не сходит с пути добра.

11слайд.

Книги Ветхого Завета написали пророки . Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Завет Бога с пророками называется Ветхим , то есть «древним» или «старым».

Спустя несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, появился Новый Завет.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. Слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием». В библейской древности пророки возливали масло на голову царя при его возведении на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но в конце истории люди Ветхого Завета ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни люди полагали, что Христос просто будет великим правителем. А другие надеялись, что Христос приблизит людей к Богу.

12слайд.

Через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет.

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие . В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

13слайд.

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета» и состоит из 27 книг.

14слайд.

Новый Завет написан первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).

15слайд.

Работа с учебником. Чтение.

16слайд.

1.Пользуясь текстом учебника, закончи предложения:

Христианин – это

_____________________________________________________

Библия – это _________________________________________

_____________________________________________________

Библия состоит из _____ книг.

Притча –это

17слайд.

В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.

18слайд.

Просмотр мультфильма.

Как вы думаете, почему Соломон осудил женщину, которая согласилась с предложением царя и отдал ребенка другой?

Работа группами (причти)

Обсудить в группе

Выбрать мораль притчи.

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи . Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

По пыльной дороге шел путник. За поворотом, на самом солнцепеке, он увидел человека, который тесал камень и горько плакал. Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный, у него самая тяжелая работа. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на еду. Путник дал ему монетку и пошел дальше.

За следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, сосредоточенно тесавшего огромный камень. На вопрос путника что он делает, каменотес ответил: «Работаю». Это тяжелая работа, но он ей рад, а грошей, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше.

За следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!» - спросил он. Человек поднял счастливое лицо: «Разве ты не видишь? Я строю храм».

Притча «Гвозди»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: - Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

19слайд. V. Итог урока.

А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

    На уроке я узнал, что …

● Оказывается, что …

● Родителям я хотел бы рассказать о том, как…

VI. Домашнее задание.

Дополнительный материал.

На доске написано: Ветхий Завет – прошлое, Новый Завет – настоящее и будущее.

(Обратить внимание на то, что для христиан Ветхий Завет – это обращение Бога к человечеству о том, что на землю должен прийти Христос (это уже состоялось); В Новом Завете описано, как следует жить христианину. И эти правила актуальны уже 2000 лет для всех христиан. В книгах Нового Завета содержатся также пророчества о грядущем Царствии Божием. Поэтому Новый Завет для христиан – это Книга о настоящем и будущем.)

Работа в парах.

Соотнесите слова из нашей жизни с выдержкой из Библии.

– Эти слова к нам пришли из Библии.

4­А 24.09.2019 Урок 4. Библия и Евангелие Цели: ознакомить учащихся с Библией как самой важной, главной книгой всего человечества, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность; развивать познавательную активность, способность удивляться грандиозности замысла Божьего, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками; воспитывать уважение к духовным ценностям православной культуры, показать значимость Библии для собственного развития и духовного роста. Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Священное писание, пророк. Средства наглядности: Библия, Евангелие, «лента времени». ХОД УРОКА 1. Организация деятельности учащихся. 2. Актуализация знаний. Введение в тему, создание проблемной ситуации. – На нашей «ленте времени» нет промежутка до Рождества Христова. Это время называется временем до нашей эры. (Обратиться к «ленте времени».) – Как вы думаете, где на этой «ленте времени» точка появления первого человека? Когда и как появился на Земле первый человек? – Обычный человек даже о бабушке и о дедушке не все знает, не говоря уж о прабабушке и прадедушке. Например, что вы знаете о своих предках? (Обсудить.) – Может, и сведения о происхождении человека потерялись во времени, и невозможно знать, как появился человек и что было дальше? Но люди о себе хотят знать, думают, размышляют, ищут ответ. Всё человечество во все времена его искало! А ответ есть! – Где он может храниться, ответ на самый главный вопрос – откуда мы все родом? Конечно, ответ на этот вопрос можно найти в книге. Какой должна быть эта книга? (Дети высказывают свои предположения.) – Да, это совершенно особенная книга. Люди считают ее самой главной книгой из всех книг. Это Библия – слово Божие. Почему это самая главная книга? Что она рассказывает людям? О чем она? (Обсудить.) (cid:252) Библия объясняет происхождение человека. Вывод.

(cid:252) Описывает законы, по которым нужно жить людям. (cid:252) Что бывает, если люди нарушают эти законы. (cid:252) Это книга пророчеств (предсказаний). (cid:252) Учит, как воспитывать детей. (cid:252) Рассказывает историю человечества. 3. Работа по теме урока. Рассказ о Библии (Работа с учебником с. 14­15.) Информация о Библии. – Библия писалась 1600 лет 40 авторами в течение 60 поколений на трех континентах. Ее больше всего издают. Она состоит из 77 книг разных авторов, которые удивительным образом соединяются в одну большую книгу об истории человечества. Среди авторов: цари (Соломон, Давид), пастух Амос, врач Лука, рыбаки Петр и Иоанн, пророки Моисей, Исаия, Даниил, полководец Иисус Навин и другие. Их писания не только не противоречат, а чудесным образом дополняют друг друга. Как такое возможно? (Обсудить.) – Дело в том, что все авторы были необычными людьми. Они обладали даром – слышать слово Бога, а услышанное записывали. Это не сочинения людей, это откровения Бога, когда Господь через одного человека обращается ко всем людям и открывает какую­то истину. Вывод. Библия – это целостный сборник, библиотека. – Кто­то из вас видел эту книгу? Читал ее? (Обсудить.) Работа в тетради – Удивительно, что не только вы, маленькие, но очень много взрослых людей не читали эту книгу. Но живут по тем правилам честного человека, которые записаны в Библии. Вся наша жизнь пронизана Библией. Есть в этой священной книге некая тайна. Открывается она не всем, а только тому, кто очень хочет постичь эту тайну. Вот уже много столетий подряд десятки, сотни тысяч людей обращаются к Библии, вчитываются в каждую строчку, задумываются над ее смыслом. И тогда книга дает вам то, в чем вы нуждаетесь. Возможно, вы не прочь дознаться до глубокой древности? А может быть, вам по душе описание богатырских подвигов и ошеломляющих чудес? Или вы хотите побольше узнать о заповедях пророков, заветах Христа. Поверьте, ваше желание исполнится, каким бы оно ни было. Библия продиктована Самим Богом для человека, значит, для нас с вами! Однако не будем спешить. Мы с вами делаем лишь первый шаг навстречу великой тайне. Придет время, и вы прочтете саму Библию. Только тогда вы окончательно поймете, что это священная книга, помогающая поверить в Бога и научить нас добру. А пока у меня в руках детская Библия, пересказ Книги Книг специально для детей. Давайте ее откроем и начнем чтение.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию, чтобы владычествовал он над рыбами морскими и птицами небесными, над животными и над всей землей. И создал Бог человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым. И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному, найдем ему верного помощника. Всех животных полевых, птиц небесных, все создания Бог привел к человеку, чтобы дал им человек имена. Нарек человек имена всем животным, и птицам небесным, и всем зверям полевым, но помощника не нашлось человеку. Навел Бог на человека крепкий сон и взял у спящего одно из ребер. Из этого ребра сделал Бог жену человеку. Так сотворил Бог человека по образу Своему, мужчину и женщину сотворил». 4. Итог урока. ­ Что больше всего вас удивило на этом уроке. 5. Личностная рефлексия. Расскажи членам семьи и друзьям о Священном писании. Подумай над вопросом: «Для чего Бог создал человека?»

Библия объясняет происхождение человека Описывает законы, по которым нужно жить людям Что бывает, если люди нарушают эти законы  Это книга пророчеств (предсказаний) Учит, как воспитывать детей  Рассказывает историю человечества

Основы православной культуры

Тема урока: «Библия и Евангелие».

Цели урока:

    познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

    развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

    воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

    актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

    рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

    регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

    познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, комментированное чтение, участие в учебном диалоге, групповая работа, самостоятельная работа с источниками информации.

Оборудование: компьютер, монитор, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, учебник для общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры». В 2 ч. Ч.1 /Сост. Е.В. Чорная, Е.В. Мальцева, Л.Н. Бурдачева, В.В.Нестерова; Под общ. ред. Е.В. Чорной. – Луганск: ООО «Пресс –экспресс». 2017. – 62с.: ил.

Ход урока

I Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята.

В начале нашего урока прозвучит отрывок из стихотворения Николая Гумилёва «Слово».

(Музыкальное сопровождение Л.В. Бетховен «Лунная соната»)

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Пускай эти красивые и торжественные строчки настроят вас на серьёзный и возвышенный лад, на встречу с необыкновенно важным, интересным, для кого – то новым…

II Проверка домашнего задания.

Какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества?

Какую землю называют Святой Землей и почему?

Помнят ли ваши родители об обряде вашего Крещения? Поделитесь тем, что вам удалось узнать о том, как проходил этот обряд.

- Посмотрите на соответствия. Восстановите правильные соответствия.

Кто составил самую обширную русскую летопись? (Святой Нестор Летописец)

В какой земле, по словам Нестора Летописца, русские люди почувствовали и осознали, что такое Церковь? (В Греческой земле, куда были посланы князем Владимиром искать веру истинную)

За что народ называл князя Владимира «Красно Солнышко»?

III Мотивация к учебной деятельности.

Не случайно наш урок мы начинали с чтения стихотворения Н. Гумилева «Слово». Слово имеет огромную силу. Силу добра и злую силу, оно может созидать и разрушать, поддерживать и низвергать во тьму горя и отчаяния. Слово открывает горизонты мудрости и познания Мира. М Ломоносов писал: «Создатель(Бог) дал роду человеческому две книги. В одной он показал Свое величие, в другой – свою волю. Первая – видимый мир. Вторая книга – Священное писание (Библия)». Ф.М. Достоевский восклицал: « Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!».

(Демонстрация иллюстраций Приложение 1)

IV Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Библии – Священной книге христиан, о Священном Писании.

Введение в тему, создание проблемной ситуации.

Учитель: В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но книга, о которой мы говорим сегодня, стала важной частью человеческой культуры, ее изучение очень важно как для христиан всего мира, так и для православных христиан. Православная вера традиционна для нашего Отечества. Вместе с вами попробуем ответить на вопросы:

О чем рассказывает Библия людям?

Из каких частей она состоит?

Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

V Объяснение нового материала

Знаете ли вы значение слов, определяющих тему сегодняшнего урока?

Кто может называться «христианином»? (Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа).

Игра «Жизненный марафон» - кто такой истинный христианин (мнение учащихся): его мысли, поступки. Выполнение золотого правила нравственности, которое неоднократно повторялось Спасителем. В Евангелии от Матфея написано: « И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Кто знает, о чем говорится в Библии? (Как люди ждали Христа, как он родился, как жил, чему учил людей).

2. Работа в группах

Рассмотрите Библию.

Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть? (2части: Ветхий Завет (50кн.), Новый Завет(27кн.).

Как вы думаете, что обозначает слово Завет? (Это союз человека с Богом.)

Физминутка для глаз

3. Работа с учебником

Прочитаем текст учебника на с. 14 – 17.

- Первичное осмысление прочитанного.

Игра « Шапка вопросов» (реквизит: вопросы написаны на карточках, ученики выбирают вопрос, читают, отвечают)

Что значит «Ветхий Завет»? Из скольких книг он состоит? (Из 50книг)

Что же такое время Ветхого Завета? (Это время ожидания прихода Христа).

Кто написал Ветхий Завет? (Пророки. Они имели особый дар – умение слышать то, что говорит им Бог).

Кто такие пророки? (Пророки – люди, через которых говорил Господь Бог, избранники Божьи для возвещения людям воли Господа).

С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет (союз) всех людей с Богом.

Сколько книг включает в себя Новый Завет?(27книг)

О чем повествует Новый Завет? (О том, как родился Иисус Христос, как он жил, чему учил людей)

Где читают Библию? (В храме и дома).

Всегда ли все понятно для нас в библейских текстах?

Нравственный закон, содержащийся в Новом завете более строгий, чем в Ветхом Завете, так как он призывает христиан не только отказаться от греховных поступков, но и от мыслей греховных. Обратите внимание, ведь Иисус Христос обращается к каждому: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Мудрость религии заключается в том, что она помогает человеку совершенствоваться, стать лучше. Это требует большой внутренней духовной работы над собой. Ведь цель каждого христианина – победить зло в себе, исправлять себя, а не других, тем самым победить саму смерть.

Игра «Добрый экран» (проецируем на словесный воображаемый экран цепочку: мысли – слова – дела)

Тема игры: «Победа добра над злом».

Рассмотрите иллюстрации на с. 15,16. Что здесь изображено? (Евангелие в драгоценном окладе, Евангелие в Храме).

4. Закрепление изученного материала (класс объединяется в 3группы)

Две - «Знатоки» и одна группа -«Эксперты» («Знатоки» рассказывают о Библии, эксперты дополняют, корректируют ответы)

Знаете ли вы?

В переводе «Евангелие» - это «добрая весть». Радостью проникнуты новозаветные тексты. Христос Воскрес, победил смерть и открыл путь к спасению и вечной жизни для всех людей.

Евангелие написано учениками Иисуса Христа – апостолами, т.е. посланниками. Апостолами-евангелистами являются: Лука, Иоанн, Марк, Матфей. У каждого из них есть свой знак: у евангелиста Луки – телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец – это образ жертвы); Иоанна – орел (символ высоты мысли); Матфея – человек (в книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (много говорится о чудесах Христа, о его высшей царской власти над миром).

Евангелие - четыре главные книги, согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну –мы знаем о событиях, связанных с воплощением Сына Божьего –Господа Иисуса Христа.

Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке.

Новый Завет – на древнегреческом.

Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Все библейские книги у христиан считаются священными.

5. Что такое откровение? (Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным.)

Бог может открываться людям через:

1.Совесть (незримая нить, связывающая нас с Господом) .

2.Других людей (которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли).

3.Красоту мира (если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец).

4.Обстоятельства жизни (жизненный опыт).

Динамическая пауза . Учитель читает стихотворение, показывая движения, дети стоя выполняют описанные движения:

«Солнечная зарядка», стихотворение Галины Дядиной

Солнце делает зарядку: (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Село-встало, село-встало. (Полуприсед – руки на поясе)

Приседает по порядку

И нисколько не устало!

Подаёт пример атлетам, (сгибание – разгибание рук в локтях)

Упражняясь то и дело.

Каждый день – зимой и летом –

Встало-село, встало-село! (Полуприсед – руки на поясе)

Поднимает всех с постели, (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Не даёт валяться вяло. (Наклоны вправо-влево)

Село-встало, село-встало! (Полуприсед – руки на поясе)

Я надеюсь, физкультура

Зарядит и вас весельем!

Это кто там смотрит хмуро?

Встали-сели, встали-сели!

6. Духовное чтение

Словарь. Притча - поучительный рассказ. По сюжету- это бытовые, житейские истории, но в каждой из них можно найти нравственный урок. Для того, чтобы легче было понять и запомнить его учение, Иисус говорил притчами. В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо.

На с.16 учебника есть коротенький рассказ из Библии, который и называется притча.

Послушайте. (Чтение притчи «Суд Царя Соломона» учителем)

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?

Которая же из них была матерью?

Какой вывод сделаем из всего сказанного? (Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.)

В чём ценность Библии?

Библия – источник мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не догадываемся, что произносим библейские сказания.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же:

- Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт, только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»

В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего свои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

Вывод. Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлемой частью нашей культуры и истории.

Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникнуть в смысл написанного.

VI Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

1.Закончите предложения:

Сегодня для меня было самым интересным…

Я понял на уроке, что…

2.Самостоятельная работа .

Карточка 1

Найдите в учебнике ответы и закончите предложения.

    Завет Бога с пророками называется __________________.

    С приходом в мир Иисуса Христа появился __________________.

    Главное в христианском вероучении – это ___________________.

    В Библии много _________.

    Молитву «Отче наш» называют - _____________________.

Карточка 2

Закончи предложения:

1.Ветхий Завет включает в себя ________книг.

2.Книги Ветхого Завета писали _____________________.

3__________________Завет по- другому называют_______________________,

4. Время ___________________Завета

это________________________________________.

5.Новый Завет включает в себя _______книг.

6.Книги Нового Завета писали __________________.

3.Игра «Машина времени»

В какую эпоху Ветхозаветную или Новозаветную вы бы хотели перенестись во времени и почему?

Кого и о чем вы бы спросили?

Вывод: Завет - союз, договор Бога и человека. Ветхий Завет писали пророки, они слышали, что им говорил Бог. Ветхий Завет - завет Бога с пророками на древнееврейском языке. Священное Писание Нового Завета написано учениками Христа - апостолами. На древнегреческом языке. Откровение Божие – Библия для христиан. Христиане благоговейно относятся к Библии как к святыне православия. Библия – это исторически сложившийся сборник текстов, который состоит из 77книг и охватывает временной период около пяти с половиной тысячи лет.

4. Обратим внимание на доску:

Родителям, я хотел бы рассказать…