Соборы перми. Спасо-преображенский кафедральный собор Пермский кафедральный спасо преображенский собор

Архиерейский дом и кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря являются самым известным и значительным комплексом зданий Перми, символом города, история которого непроста и полна казусов.

Архиерейский комплекс, символ нашего города и один из самых известных его памятников, старше самой Перми. Екатерина II одновременно с подписанием указа об основании Пермской губернии в 1781 году приказала на место будущего города перенести старинный Спасо-Преображенский мужской монастырь из села Пыскор.

Пыскорский монастырь, основанный в 1560 году братьями Строгановыми, долго был самым процветающим в Приуралье, но к XVIII веку мало что осталось от былой славы. Сначала монастырь планировалось перенести в Соликамск, но первым наместником Пермской губернии генерал-поручиком Евгением Петровичем Кашкиным было решено: Храму быть в новом губернском городе. Ему нужнее! И по распоряжению Евгения Петровича церковь была разобрана и по Каме доставлена на новое место. Произошло это в 1784 году.

Воплощение проекта в жизнь растянулось на много лет – не хватало денег, меняли место строительства. Думали строить на Егошихинской горе в районе Горок, потом нашли подходящее место на Слудской горе, на Сенькином поле.

Обитель была заложена в 1793 году. Сначала был возведен Архиерейский дом с келейной церковью . Алтарь, по ошибке архитектора, построили с севера, что является недопустимым. На исправление ушло пять лет. Окончили строительство в 1798 году, тогда же заложили собор и строили его больше двадцати лет. Стиль всех построек – элегантный русский классицизм.


Проект на расширение кафедрального собора

Колокольня собора высотой 67 метров и стала символом Перми. Заложена она в 1818 году, менялись архитекторы, не хватало денег. Колокола привезли родные из Пыскора. Их подняли наверх только в 1831 году, а крест – в 1832. Он увенчан шаром, сделали его в Москве. Весь XIX век подворье расширяли, перестраивали, получилось 7 корпусов. Территория комплекса по меркам того времени равнялась одному кварталу.

В 1850 году были построены галереи, соединившие колокольню, собор и архиерейский двор. Это была не последняя перестройка, в дальнейшем тоже проводились ремонтные работы и изменения построек. Особенно это касается советского времени, так как в зданиях располагались разные организации, а с 1933 года - картинная галерея.


Пермь. Архиерейский дом. Начало XX века

В 2008 году здания, являющиеся памятниками архитектуры федерального значения, возвращены церкви, но галерея пока не переехала, вопрос решается.

Это старинное место окутано тайнами и легендами. Помнит много имен и судеб – зодчих, простых строителей, священнослужителей, монахов, прихожан. Есть трагические страницы, дикие поступки.

Здесь был кафедральный собор Перми, дома для клира, гостиница для паломников, сад и кладбище, на котором хоронили самых заслуженных жителей города, много сделавших для пермяков. И что же? После революции кладбище разрушили и построили на этом месте … зоопарк. Говорят, после такого кощунства здесь видят призраков. Уже почти сто лет. Не замолен страшный грех. Сторожа слышат ночами странные звуки и шаги в пустых помещениях, а люди с набережной замечают блики света в окнах. Некоторые встречали там даму в черной старинной одежде.

Есть легенда, связанная с именем последнего архиепископа собора – отца Андронника, возглавлявшего Пермскую епархию до 1918 года. Комиссары похоронили его заживо, заставив собственноручно выкопать себе могилу. И по сей день работники музея временами видят призрак печального монаха. Для РПЦ это место важно как память о святом новомученике Андронике.


С вященномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (в миру Владимир Никольский)

Марина Рыжова

угол ул. Монастырская (Орджоникидзе), 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский пр-т, 4, 6)

Здания бывшего Спасо-Преображенского монастыря, прежде всего кафедральный собор и архиерейский дом, расположенные на самой высокой точке приречной горы Слудки, — наиболее значительные и монументальные сооружения старой Перми. В комплекс монастыря входили: двухэтажные каменные здания, расположенные по Набережной (Окулова), 1 2, 4, 6 до угла Кунгурской (Комсомольский пр-т); полукаменный дом на углу ул. Оханская (Газеты «Звезда»), 1 и Мона-стырская (Орджоникидзе), 8; консистория — двухэтажное ка-менное здание на углу ул. Оханская, 2 и Монастырская, 6; духовная семинария — трехэтажное каменное здание на Мона-стырской, 12; собственно здания главного архиерейского дома и кафедрального собора на углу ул. Монастырская, 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский пр-т, 4, 6).

История строительства собора такова.

Одновременно с учреждением Пермского наместничества императрица Екатерина II 31 марта 1781 года собственноруч-но подписала указ о переводе в новоучрежденный город Пермь мужского Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря.

Монастырь был основан в 1560 году братьями Строгановыми в селе Пыскор на правом берегу реки Камы. Он слыл богатейшим во всем Приуралье, но со временем пришел в упадок. Из-за ветхости зданий его не-сколько раз переводили в разные места.

Е. П. Кашкин, первый пермский наместник, посчитал, что этому знаме-нитому и древнему монастырю приличнее находиться в губернском цент-ре. Дело о переводе монастыря, начатое Кашкиным, закончил его преемник генерал-поручик А. А. Волков.

После официального упразднения монастырские постройки были разобраны и материал по Каме перевезен в Пермь. В 1789 году план нового Спасо-Преображенского монастыря был заказан в Москву. Проект стоил 151,5 тысячи рублей, а в Перми в наличии было лишь 8 тысяч рублей.

Под обитель отвели Слудскую гору, на которой, за исключением небольшого пространства, называемого Сенькиным по-лем, находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного деревьев по краю камского берега и над речкой Медведкой.

Закладка обите-ли была произведе-на 25 мая 1793 года. Прежде других зданий в 1793-1798 годах возвели юго-западный жи-лой корпус и в нем устроили келейную церковь во имя св. Стефана, просветителя Земли Перм-ской, освященную 24 ноября 1793 года (по ошибке архитекто-ра алтарь выходил на северную сторону, и только через пять лет алтарь перестроили, и он стал смотреть на восток).

Дом построен в стиле русского классицизма (предположи-тельно, архитектором Г. X. Паульсеном); в 1853 и 1901 годах здание подвергалось реконструкции: первый раз — архитекто-ром Г. П. Летучим, второй — архитектором А. Б. Турчевичем. В постройке нашли свое отражение специфические черты уральской архитектуры: мощные стены из кирпича, толщина которых доходит до 2 м, металлические решетки в окнах, чу-гунные двери, чугунные полы напоминали воеводские дома-крепости.

С начала 1930-х годов здесь, в главном здании Архиерейского дома (16 декабря 1799 г. по указу императора Павла I была учреждена самостоятельная Пермская епархия, при этом Пермский мужской Спасо-Преображенский Монастырь был обращен в Архиерейский дом), располагается областной краеведческий музей.

Однако вернемся в конец XVIII века. В 1798 году была проведена закладка Спасо-Преображенского кафедрального собора, автором проекта которого, предположительно, был М. Ф. Казаков или его ученики. Постройка его продолжалась более 30 лет и закончилась в 1832 году.

В 1810 году за строящимся кафедральным собором с ул. Набережной был возведен, как писал священник И. Шестаков в книге «Краткий исторический очерк столетия Перм-ской епархии», «двухэтажный каменный корпус для помещения монашествующих и архиерейских певчих с домовой Крестовой церковью».

Строительство собора затянулось, и только в 1819 году был закончен летний храм собора во славу Преображения Господ-ня, а в 1820-м — теплый храм во имя св. Стефана. В летнем соборе был поставлен иконостас, взятый из Пыскорского монастыря. Иконы в теплый собор были пожертвованы президен-том Императорской Академии художеств, графом А. С. Стро-гановым.

В 1818 году на паперти собора заложена массивная коло-кольня, которая проектировалась архитекторами Л. Руска и П. Т. Васильевым. Окончательный вариант колокольни выпол-нен архитектором И. И. Свиязевым. Строили колокольню ар-тели подрядчиков Р. С. Белоногова и А. П. Гусева на деньги, занятые у Верхотурского монастыря и собранные от частных пожертвований, но все же этих денег не хватило на последний ярус колокольни, и проект не был завершен до конца. Работы по возведению 67-метровой колокольни велись более 14 лет.

К 1850 году собор уже обветшал, и губернский архитектор Г. П. Летучий предложил проект его реконструкции. При по-мощи крытых переходных галерей он соединил в единый ком-плекс колокольню, собор и архиерейский дом.

24 февраля 1891 года был освящен вновь устроенный при-дел в честь Покрова Божией Матери. В 1892 году приступили к расширению кафедрального собора боковыми пристроями. Обширная паперть соединилась с зимним собором, составив его западную часть. В пристроях было два придела — правый, в честь Иоанна Предтечи, левый — во имя св. Дмитрия Ростовского, освящен-ные в 1895 году. Первый строился на деньги купца И. Г. Кондрашина, второй — на средства, оставленные по заве-щанию ключаря собора протоиерея Д. Г. Коровина.

В 1892 году была капитально отреставрирована домовая Крес-товая церковь, ко-торая с 1896 года именовалась в честь угодника Божия Митрофана Воронежского. Иконостас из верхнего этажа спустили в нижний, при этом пол между верхним и нижним этажами уничтожили, так что церковь стала двусветной и высокой.

Спасо-Преображенский собор: прошлое и будущее

Широкая чугунная лестница, ведущая из Крестово-Митрофаневской церкви в кафедральный собор, была убрана за нена-добностью. Вместо нее построено теплое помещение: вверху — для квартир священнослужителей, внизу — для паперти Крестово-Митрофановской церкви. После реставрации 13 октября 1896 года церковь была освящена.

В свое время кафедральный собор расписывали художники Угрюмов, Егоров, Шебуев, Боровиковский, Базилевский, профессора живописи Орлов и Верещагин, лучшие местные крепост-ные живописцы Казаков и Лодейщиков.

В 1931 году, в связи с передачей здания бывшего кафед-рального собора Пермскому музею для размещения там худо-жественной галереи, был составлен проект его перепланиров-ки архитектором Н. А. Шваревым. В конце 50-х годов здание пережило еще одну реконструкцию (архитектор Д. Я. Руд-ник). Летняя часть собора получила трехэтажное деление, были отремонтированы фасад и крыша, восстановлена первоначальная окраска, проведено центральное отопление, устроены элек-трическая подстанция, внутренняя телефонная сеть и т. д.

Несмотря на большое количество переделок, собор отличается целостностью, монолитностью и одновременно изяществом силуэта, оставаясь до сих пор одним из самых значительных и красивых сооружений города.

Владимирская церковь г. Пермь 2008г.

Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Пермь 2008г. Усыпальница купцов Каменских. В 1905г. на территории женского монастыря на месте старой деревянной Каменские за три года строят новую каменную церковь. Освящена во имя Казанской иконы Божией Матери 12 окт. 1908г. Построена в древне русском стиле. Небольшая каменная церковь имеет с наружи на северной стороне громадное изображение Нерукотворного Спаса лепной работы. На восточной стороне такая же икона Божией Матери, в углу церкви большая печь в древне русском вкусе из зелёных изразцов, в верхней части, которой имеются изображения двух павлинов, пьющих из чаши воду. Одноярусный деревянный иконостас был написан Н. К. Рерихом, в храме имелось восемь больших деревянных икон, приобретённых Каменскими. Среди них две Казанские иконы Божией Матери начала 17в. В 1920г. Успенский женский монастырь был закрыт, в здании церкви располагались автомастерские, склады детского питания. Ныне действующий храм. (кн. В. Ю. Шахов "Усыпальница Каменских поиск и находки кинолюбителя" г. Пермь)

Храм-часовня Стефана Пермского г.

Пермь 2008г. Святой Стефан – христианский просветитель коренного населения Перми Великой. На праздновании 35-летия своей священнической службы 12 марта 1879г. Е. Попов предложил устроить в Перми часовню в память 500-летия проповеди Святого Стефана. Представители всех сословий поддержали это начинание. Началась подписка на пожертвование в фонд будущей часовни. Была организована комиссия по постройке часовни, в которую были включены Благочинный Пермских городских церквей протоиерей Пётр Черпаков и протоиерей Пермской Воскресенской церкви Евгений Попов. Было приобретено место, на котором сначала была построена деревянная часовня, а в 1882г. была заменена каменной при ней устроили каменное здание с просторным залом затраты на здание составляли 19164 руб. 91коп. Для устройства церковно-приходской школы обществом была куплена за 3000 руб. соседняя с часовней усадьба мещанина Денисова. После 1917г. часовню занимали курсы эсперанто, курсы высшей партийной школы, музыкальная школа. (Монастыри, церкви, часовни г. Перми. Гос. архив Пермской обл.)

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Пермь 2008г. В августе 1842г. Пермское городское общество по предложению купца 2-й гильдии Егора Ивановича Шавкунова пожелало воздвигнуть новый 3-х престольный храм с двумя приделами. Основные расходы брал на себя Е. И. Шавкунов. Объявили сбор добровольных пожертвований среди городских жителей, решено использовать доходы, получаемые от каменной часовни во имя Святого Илии стоявшей на Сенном рынке. После смерти Е. И. Шавкунова строительство церкви завершил его сын Пётр Егорович Шавкунов. В 1849г. был освящён один из приделов храма во имя Святого пророка Илии. 20 октября 1857г. освящён главный престол во имя Святой животворящей Троицы. С освящением церкви юго-западная часть города составила Слудский приход. До 1917г. церковь была 3-х штатной, имела свою церковно-приходскую школу. В годы гражданской войны у церкви были отобраны принадлежащие ей здания, церковные ценности. В 30-е годы храм был закрыт, а священники репрессированы. В настоящее время Свято-Троицкая церковь на горе Слудка является кафедральным собором Пермской епархии. (Гос. архив Перм. обл.)

Спасо-Преображенский собор г. Пермь 2008г. Перевести в Пермь древний Спасо-Преображенский монастырь, основанный Строгоновыми в селе Пыскоре в 1560г. решил первый наместник города Е. П. Кашкин в 1781г. Этот же монастырь предназначался для проживания Пермского епископа в связи с основанием самостоятельной Пермской епархии в 1799г. Однако перевод задержался на 12 лет из-за недостатка средств. В начале возвели юго-западный жилой корпус монастыря, в котором располагалась келейная церковь во имя Стефана. По ошибке архитекторов алтарь храма вывели на северную сторону. Через 5 лет в 1798г. заметив ошибку, алтарь храма перестраивают на восток. В 1820г. окончена постройка зимнего собора, освящён во имя Святого Стефана, а келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую. В 1798г. заложен большой летний кафедральный собор во имя Преображения Господня. Установлен старинный иконостас Пыскорского Преображенского храма. Храм был освящён в 1819г. В 1931г. храм закрыт, отдан под художественную галерею. (гос. архив Пермской обл.)

Вознесено-Феодосьевская церковь г. Пермь 2008г. Церковь получила народное название – купеческая. 10 апреля 1902г. из Пермской духовной Консистории была выдана книга записи прихода и расхода денежных сумм комитету на постройку нового храма, жертвовались значительные суммы. 13 мая 1903г. была выдана грамота на закладку храма с двумя приделами. Место для постройки храма было частично продано и частично подарено епархии купцом Александром Павловичем Бабаловым. В 1904г. был освящён в нижнем этаже храма престол во имя Серафима Саровского. В верхнем этаже храма главный средний придел освящён в честь Вознесения Господня 12 декабря 1910г., а правый, во имя Феодосия Черниговского Чудотворца, освящён 26 октября 1914г. Левый – во имя Первосвятителей Пермских Св. Питирима, Герасима, Ионы. С 1904 по 1918г. настоятель церкви Стефан Михайлович Богословский. В 1918г кружечный доход церкви составлял 8140 руб. 40 коп. В 30-е годы здание перестроено под хлебозавод. В 1991г. церковь возвращена верующим. (гос. архив Пермской обл.)

Храм Петра и Павла г. Пермь 2008 г. В 1724г. священником Алексием Евстигнеевым была заложена деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла. 2 ноября храм был освящён. В 1757г. заложена каменная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла с приделом Св. Великомученицы Екатерины, он был освящён 22 ноября 1762г., а 23 ноября 1764г. освящён храм Св.Апостолов Петра и Павла. 29 января 1781г. церковь переименована в собор. 16 марта 1800г. в Петропавловском соборе открыта Пермская епархия, первоустроителем кафедры стал епископ Иоанн (Островский). После Октябрьского переворота собор не избежал участи большинства православных храмов. 6 января 1991г. после 70 лет забвения была совершена первая Божественная литургия, которую совершили протоиерей Василий Абакшин, Николай Тетерин, протодиакон Василий Тетерин. Начались тяжёлые будни по восстановлению собора. 12 февраля 1996г. архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий с духовенством города Перми совершил Великое освящение Петропавловского собора.

Спасо-Преображенский кафедральный собор Пермь

(архив Петропавловского собора)

Свято-Троицкий Стефанов монастырь г. Пермь 2008г.

Свято-Никольский храм г. Пермь 2008г.

Богоявленский мужской монастырь г. Пермь 2008г.

Храм Успения Божией Матери г. Пермь 2008г. В конце 19 века начинается сбор средств для строительства новой каменной церкви на месте старой деревянной. 25 июня 1900г. епископ Пермский и Соликамский совершил закладку храма. Церковь была построена благодаря усердным трудам ктитора, пермского купца Василия Ивановича Королёва и освящена 21 ноября 1905г. епископом Никанором. Автор проекта пермский архитектор А. И. Ожегов. Небольшая нарядная церковь, украшенная арками, была выкрашена масляной краской и покрыта железом. По штату церкви полагался 1 священник и псаломщик. В конце 1930-х гг. церковь была закрыта, имущество конфисковано, развёрнуты репрессии против священнослужителей, начались преследования верующих. В 1940г. здание было передано Молотовскому управлению кинофикации. Без надлежащего присмотра здание церкви медленно разрушалось. Возрождение храма началось в 1989г. когда решением Горисполкома Успенская церковь на старом кладбище была передана верующим. (гос. архив Пермской обл.)

Храм Всех Святых г. Пермь 2008г. В 1823г. обозревая местные церкви, епископ Пермский и Екатеринбургский Дионисий заметил, что старая деревянная Всесвятская церковь пришла в ветхое состояние. На заседании городской Думы 1 ноября 1823г. с речью о необходимости строительства новой церкви выступил городской голова купец Дмитрий Емельянович Смышляев, он обязался внести на строительство 5 тыс. рублей, купцы обязались внести по 100-200 тыс. руб. каждый. По мирскому приговору мещанского общества на каждую ревизскую душу возлагалась обязанность внести по 2 руб. на строительство церкви. Городской Думе пришлось также заниматься заготовкой кирпичей. Для соблюдения правильности строения приглашён архитектор И. И. Свизяев. В 1832г. состоялась закладка каменной церкви, в 1837г. была освящена во имя Всех Святых. В храме было 2 престола: главный во имя Всех Святых, а в приделе на хорах – во имя Сретения Господня. По штату церкви полагалось 2 священника, диакон, 2 псаломщика. В феврале 1941г. храм закрыт, в 1943г. церковь возобновила свою деятельность. В настоящее время церковь является действующим храмом Пермской епархии. (гос. архив Пермской обл.)

Спасо-Преображенский кафедральный собор - бывший крупнейший собор г. Перми. Его здание расположено в начале Комсомольского проспекта. В настоящее время здесь размещена Пермская художественная галерея. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

В 1560 годуСтрогановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в г. Пыскоре. В 1781 году первый наместник Перми решил перевести монастырь в Пермь. Монастырь разобрали и по Каме сплавили в Пермь. Сначала собор хотели поставить на Егошихинской горе, но потом остановились на менее высокой лесной опушке возле Сенькино, вокруг которой вырубили не все деревья. Перевод затянулся на 12 лет из-за нехватки средств и других причин. Пришлось даже заложить пыскорскую церковную утварь Вятскому кафедральному собору, выдавшему под залог 6 тысяч рублей.

В 1793 году внутри жилого корпуса монастыря была устроена келейная церковь во имя Святителя Стефана Пермского. По ошибке архитекторов алтарь был обращён на север. Через 5 лет ошибку исправили - перестроили алтарь на восток. В 1793-1798 гг. был достроен братский корпус.

Крестный ход в день 500-летия св. Стефана Пермского. Выход крестного хода из соборного храма (26 апреля 1896 г.)

В соответствии с указом императора Павла I от 12 (23) декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» Пермское и Тобольское генерал-губернаторство было разделено на Пермскую и Тобольскую губернии. В новообразованной Пермской губернии ожидали учреждения самостоятельной Пермской епархии, что и произошло с указом императораПавла I в 1799 году. Поэтому, уже с 1798 года в (единственном Пермском) мужском монастыре началось строительство грандиозного кафедрального собора также во имя Преображения Господня (освящён в 1818).

Спасо-Преображенский кафедральный собор (Пермь)

Сюда был помещен громадный иконостас Пыскорского Преображенского храма. Постройка окончена в 1820 г.

В связи с этим, Спасо-Преображенский монастырь был обращён в Архиерейский дом - место жительства епископа, резиденция, духовное имение, комплекс зданий при епископских покоях, и все хозяйство. Сейчас - в начале XXI века - это двухэтажное здание, примыкающее к собору на углу улицы Орджоникидзе и Комсомольского проспекта. Келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую.

Колокольня собора построена в стиле русского классицизма. Предположительно, автор - Г. Х. Паульсен. Реставрировался собор в 1853 году губернским архитектором Г. П. Летучим и в 1901, Р. И. Карвовским. Расположенная в глубине квартала часовня имеет несколько иной стиль, в её облике просматриваются черты барокко. Особенно характерно смотрится купол. Колокола были также взяты с бывшего Пыскорского монастыря и подняты на колокольню собора в 1831 году.

С восточной стороны к Собору примыкало Архиерейское кладбище - сейчас на этой территории временно располагается Пермский зоопарк, для которого в микрорайоне Нагорный обустраивается новое место. К западу от Собора располагалась Пермская духовная семинария, большое здание которой позже было занято Пермским военным институтом ракетных войск.

Для РПЦ это здание Собора важно как место, где жил и служил Священномученик российский Андроник (Никольский). Он возглавлял Пермскую епархию до 1918 года.

В 1922 году Архиерейский дом был отдан областному музею. Соборный некрополь был снесен в 1931 году под размещение зоосада. В 1933 годусобор был закрыт и переоборудован под галерею. В годы Великой отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы, а во время празднования Дня Победы в 1946 году собор чуть не сгорел: в шпиль попала осветительная ракета из праздничного салюта.

В 2008 году часть архиерейского дома было отдано под церковные нужды. Теперь здесь в южной части здания находится храм святого Митрофана Воронежского с самым большим в Пермской митрополии магазином икон, православных книг и другой церковной утвари.

В 2010 году была освящена колокольня собора, и на неё водрузили крест. По взаимной договорённости, Пермская государственная художественная галерея обещала до 2016 года полностью освободить здание собора, переместив все свои музейные экспонаты в здание бывшего ракетного училища.

Пермская государственная художественная галерея с 1931 года помещается в самом крупном здании старой Перми - кафедральном соборе, выстроенном в стиле русского классицизма. Собор входил в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

В 1775 году Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен, а после открытия в 1781 году Пермского наместничества по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е.П. Кашкина "высочайше повелено монастырь сей перевесть во вновь устроенный город Пермь с наименованием вместо Пыскорского Пермским Преображенский же" Для строительства монастыря было выбрано место на Егошихинской горе (д. Горки). Однако в 1789 году генерал-поручик А.А. Волков, занявший место Кашкина, решает строить монастырь на высокой горе Слудке. "Здесь, за исключением небольшого пространства, слывшего "Сенькиным полем", находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного дерев".

Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско - Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке.

В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое.

На проект колокольни был объявлен конкурс. В нем принимали участие губернский архитектор П.Т. Васильев и известный зодчий Луиджи Руска. Из экономических соображений местные власти предпочли проект П.Т. Васильева. Но при возведении колокольни выявились дефекты проекта: в стенах первого яруса появились трещины. В результате проект колокольни пришлось переделывать. Окончательный вариант выполнил архитектор И.И. Свиязев.

Отдельно стоящую 67 - метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян.

В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и храмовый интерьер. Мраморный иконостас был "поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.

В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и колокольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями. Расширение соборного храма было связано с быстро возросшим во второй половине XIX века городским населением.

В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для "братствующих". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора.

Построенный в начале XIX века и лишь незначительно расширенный в 1853-1854 гг. к концу столетия он уже не отвечал своему назначению как главный городской собор. После того как были сделаны каменные пристройки к зимнему Стефаньевскому храму, полезная площадь его значительно увеличилась. Длина теплого придела составила 19 сажен, ширина в восточной части 6,5 сажен, в западной 11 сажен, высота 4,5 сажен. Во всю ширину западной стены храма были устроены хоры. Паперть, находящаяся ранее в переходной галерее, перенесена было под колокольню (длина 5 сажен, ширина 2,4 сажен). После произведенного в эти годы расширения собор стал пятипрестольным. "В летнем храме во имя Преображения Господня, в зимнем - во имя св. Стефана Пермского. За правым клиросом - во имя Покрова пресвятая Богородицы. В пристрое к теплому храму находились два придела: с правой стороны - в честь собора св. Иоанна Предтечи...; с левой - во имя святителя Димитрия Ростовского Чудотворца."

В новых приделах были установлены иконостасы, небольшие, двухъярусные, с одинаковым числом икон в каждом. Иконостасы были резаны из елового и липового деревьев и позолочены. "В приделе во имя пророка и Предтечи Господня Иоанна иконостас из елового и липового дерева в два яруса, позолочен, украшен резьбою. В первом ярусе икон - шесть: ... Спасителя, Божьей матери и Господня Предтечи в сребропозлощенных ризах. Во втором ярусе икон шесть и меньшего размера - две. Все иконы писаны на дереве. На царских вратах икон деревянных - шесть. В приделе Святителя Димитрия иконостас такой же, как и предыдущий, и помещается в нем столько же икон и такого же размера..." Иконостасы, очевидно, были выполнены в специальном иконостасном заведении г. Перми, открытом во второй половине XIX века Алексеем Николаевичем Мамаевым. Внутри северного и южного приделов стены и своды были выкрашены масляной краской. Больших сюжетных композиций, подобных росписи летнего Спасо-Преображенского собора, здесь не было. На сводах, колоннах и в простенках между окнами были даны изображения отдельных святых. Стены и свод Стефаниевского храма были "украшены живописными изображениями разных событий из священной и церковной истории, святых угодников, а также орнаментами". В июне 1899 года стены паперти расписываются сценами из жизни св. Стефана Пермского.

В 1901 году строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича возвращается к начатой в 1892 году реконструкции собора. В эти годы были проведены следующие работы: увеличено левое крыло колокольни (помещение ризницы), по длине оно стало равно правой переходной галерее, ведущей в архиерейский дом. Оба крыла получили одинаковое одноэтажное оконное членение. Два крыльца, находящиеся с фасадной стороны архиерейского дома, были убраны, а вход перенесен в угловую часть.

Последующие реконструкции здания касались только внутренней части самого помещения, которое приспосабливалось для музейного дела.

В 1931 году, после передачи здания собора Пермской художественной галерее, архитектором Н.А. Шваревым был выполнен проект реконструкции интерьера. Базиликальный план собора позволил перейти к анфиладному решению пространства за счет установки продольных и поперечных (частично) перегородок.

9 мая 1946 года шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты во время праздничного салюта. В 1946 - 1947 гг. шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

В 1957-1958 годах летняя часть собора получила трехэтажное деление (проект архитектора Д.Я. Рудника). В эти же годы в здании выполнены все виды внутреннего благоустройства. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.

В 2001 г. к капитальному ремонту здания приступила фирма "Яшин и партнёры", известная в Перми как работающая преимущественно по ремонту и реставрации зданий - памятников истории и культуры. Уже на первом этапе работ в "Шишкинском" зале галереи реставраторы обнаружили древние росписи стен, которые было решено более не скрывать от посетителей. Для исследования и экспертизы росписей в Пермь был приглашён московский художник-реставратор А.С. Чепурной.

Здание кафедрального собора и примыкающее к нему здание архиерейского дома составляют единый ансамбль, дошедший до наших дней почти без изменений. Он является памятником архитектуры федерального значения и находится под охраной государства по Постановлению Совета Министров РСФСР №624 от 4.12.1974 г. (В 1940 году по приказу Управления по делам искусств при СНК СССР здание было принято на государственную охрану. (Решением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. за № 1327, приложение № 2, оно было снято с государственного учета и поставлено на местную охрану.).

В настоящее время Пермская художественная галерея размещается в самом крупном здании старой Перми - в Кафедральном Спасо-Преображенском соборе, построенном в стиле русского классицизма. В 20-х годах ушедшего столетия в обширных помещениях собора разместилась Пермская государственная художественная галерея, для нужд которой в основном объеме и трапезной с приделами в 1957-58 годах были устроены перекрытия, разделившие указанные части храма соответственно на 3 и 2 этажа, а стены храма повсеместно покрыты масляной краской. В начале сентября начался ремонт. Все экспонаты бережно поместили в специальные хранилища.

В ходе проводящегося в настоящее время ремонта в экспозиционных залах музея на некоторых участках южной стены южного придела храма были раскрыты небольшие по размерам фрагменты монументальной росписи. В частности, на верхней части простенков между окнами придела выявились две композиции с изображениями стоящего лицом к зрителю митрополита Михаила Киевского и коленопреклоненного перед иконой митрополита Ионы Московского. Ближе к алтарю придела в верхней части той же стены раскрыт фрагмент еще одной композиции с нижней частью фигуры неизвестного персонажа. Все три фрагмента росписи выполнены масляными красками, манера живописи академическая, характерная для конца XIX - начала XX веков, качество исполнения вполне профессиональное. Поле всех трех композиций окружено орнаментом в технике гризайль (имитация лепного рельефа) довольно простого рисунка в розовых, белых и бежевых тонах. Композиция с изображением митрополита Ионы Московского и окружающий ее орнамент под верхним красочным слоем имеет другой, более ранний, что видно на поле композиции в мелких утратах и на изображении орнамента в пределах более крупных утрат. Сюжет и качество более раннего изображения определить трудно, однако, ранний орнамент отличается весьма приятной гаммой зеленых оттенков и тщательностью проработки довольно мелкого растительного рисунка, видимо, также выполненного в гризайли. Орнамент, окружающий фрагмент композиции, с неизвестным персонажем тоже переписан с изменением цвета и рисунка. Оба слоя живописи возникли между 90-ми годами XIX века и концом первого десятилетия XX века.

Предполагалось, что росписи могли сохраниться и в других местах. 14 ноября 2001 г. губернатор Пермской области осмотрел обнаруженные росписи и принял решение о раскрытии и восстановлении ценных росписей и в других местах. Было решено пригласить для консультации и экспертизы московских реставраторов.

По приглашению Пермской художественной галереи, с 22 по 27 ноября 2001 г. в Перми находился Александр Семёнович Чепурной, московский художник-реставратор из Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, установивший, что два обнаруженных фрагмента росписи являются поздними подновлениями и под собой скрывают более ранние живописные слои. Им написано следующее заключение: "Раскрытые в ходе ремонта фрагменты в южном приделе следуете сохранить, завершив и оформив раскрытие в пределах упомянутых композиций и прилегающего к ним орнамента, поскольку они являются образцами росписи кафедрального собора, самостоятельными произведениями живописи и неотъемлемой частью памятника архитектуры. Утраты живописи необходимо восполнить, провести другие реставрационные операции, чтобы придать композициям экспозиционный вид. Совмещение фрагментов храмовой росписи и музейных экспонатов (произведения светского искусства) не представляется недопустимым ввиду специфики здания музея, которое и само является памятником, к тому же композиции стенописи находятся в верхней части стены и таким образом будут отделены от развешенных и расставленных в залах экспонатов. Возможно, следует пересмотреть характер экспонатов вблизи росписи. Раскрытые фрагменты следует сопроводить пояснительными текстами".

В зале Пермской деревянной скульптуры были установлены леса и московский реставратор провёл исследование по выявлению росписи сводов. В верхней части стен основного объема храма, в местах, оказавшихся доступными для натурного обследования (юго-западной и северо-западной углы четверика) из-под малярных масляных покрасок раскрыты небольшие фрагменты масляной росписи, представляющие собой фрагменты орнаментальных и сюжетньк композиций. Красочный слой весьма тонок, лежит на хорошо подготовленной и крепкой (за исключением некоторых фрагментов по всем стенам и своду) штукатурке, по технике и манере исполнения отличаются от обнаруженного в южном приделе. Прослеживаемые характерные технические и художественные особенности данной живописи позволяют отнести ее к первой половине XIX века, т.е. ко времени возникновения первой росписи в соборе. Поновления и поздние записи на поверхности данной живописи отсутствуют. Фрагменты отличаются профессиональным мастерством, выдержанной гаммой цветов, легкостью и динамичностью изображения, тщательной живописной проработкой деталей, удаленных от зрителя на значительное расстояние. В ходе раскрытия фрагментов на них обнаружено некоторое количество мелких утрат, произошедших уже давно, до покрытия живописи масляной малярной краской, что, однако, может быть восполнено во время реставрации. По результатам визуального исследования поверхности стен и купола основного объема храма можно ожидать достаточную сохранность первоначального штукатурного покрытия и живописи под 2-3 слоями поздних малярных наслоений.

По результатам исследований росписи в этой части храма, А.С. Чепурной также написал заключение: " Возможны и даже желательны с художественной точки зрения раскрытие и реставрация по меньшей мере нескольких композиций стенописи в западной части храма. Выявление и показ образцов ранней стенописи в соборе дадут более полное представление о памятнике. Стенопись начала - 1-ой половины XIX века, дошедшая до настоящего времени без поздних искажений и обширных утрат, достаточно редко встречается в храмах и отличается рядом интересных художественных особенностей, характеризующихся чертами живописи предшествующей эпохи барокко и утверждавшегося в то время академизма. Необходимо упомянуть, что в создании росписи в интерьере летнего храма принимали участие лучшие мастера-живописцы пермской земли, воспитанники Императорской Академии художеств, творившие в первой половине - середине XIX века. Они создали оригинальное и высокохудожественное живописное убранство стен и сводов храма и его иконостаса: композиции с изображением Страшного Суда, Воскресения Христова, Поучения Моисеем народа Израильского, Видения пророка Ильи, а также фигуры апостолов и пророков. В иконостасе же изображения ссошествия Святого Духа на апостолов, проповеди апостолов Павла и Петра, жертвоприношение праотца Ноя и другие живописные композиции. В украшении летнего храма Преображения принимал участие тогда еще молодой В.П. Верещагин, также уроженец Перми, в будущем один из виднейших храмовых живописцев XIX века, академик Императорской Академии художеств, прославившийся участием в руководстве росписью и собственным исполнением ряда важнейших композиций живописи в храме Христа Спасителя в Москве. В собрании художественной галереи имеется икона с изображением Стефана Пермского кисти В.П. Верещагина, ранее принадлежавшая кафедральному храму. Шесть чудом сохранившихся огромных образов из цикла Страстей Господних, написанных живописцем для алтаря храма Христа Спасителя и в последние годы отреставрированных в МНРХУ, сейчас находятся в возрожденном храме... Приведенные здесь описания, факты и имена убедительно говорят о ценности сохранившихся важнейших элементов художественного оформления интерьерного декора главного храма Перми. Необходимость выявления, реставрации и бережного сохранения этих неотъемлемых составляющих уникального памятника, думается, никаких сомнений вызывать не может. Конечно же, лучшим из возможных вариантов на сегодняшний день следовало бы признать полное раскрытие и реставрацию живописи на стенах и своде верхней части основного объёма собора.

По историческим источникам, сразу после завершения строительства собора началась отделка интерьеров. Стены и подкупольное пространство были выкрашены краской, а стены между окон первого и второго этажей расписаны артелью под руководством Ивана Бабина. "По резолюции его преосвященства выдана подрядчику пермскому мещанину Ивану Бабину, учиненному с ним в 1818 году условию о написании святых образов в холодном кафедральном храме... ценою за 600 рублей". В этом же документе говориться, что он свою работу закончил и получил "сполна". То, что работа была длительной и, надо полагать, большой, говорят сроки найма: в 1818 году "подрядился", а что работа была выполнена и он за нее получил "сполна", идет в "расходе" за 1821 год. Следует отметить, что в Перми в начале XIX века были свои мастера иконописи. Это подтверждают некоторые подписные иконы, находящиеся в собрании Пермской художественной галереи, поступившие в 1930-е годы из закрывающихся церквей города. (П. Некрасов "Богоматерь с младенцем". Инв. И-238; Е. Утятников "Скорбящая Богоматерь". Инв. И-239 и др.)

Позднее, в 1846-1848 гг., купол и стены летнего храма были "украшены живописью, произведенною мастерами Димитриевым и Орловым. Помимо Орлова и Димитриева, в росписи соборного храма принимали участие Н.В. Казаков и П.В. Ладейщиков - крепостные мастера уральского заводовладельца Х.Е. Лазарева, а в написании отдельных храмовых икон - В.П. Верещагин и др.

Все пространство летнего храма делилось условно как бы на две части - первый и второй ярусы и подкупольное пространство, разделенное алебастровым рельефным карнизом. Роспись первого яруса размещалась в простенках между окон, выше, на уровне второго яруса, шли изображения, заключенные в полукруг. Подкупольное пространство храма занимала сцена, изображающая второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель изображался восседающим на облаках в окружении архангелов и ангелов. "Под куполом, на восточной стене, по ту и другую сторону иконы "Воскресение Христово", в иконостасе живописью изображены: с правой стороны - три апостола, слева - три Мироносицы. На южной - царь-пророк Давид и апостол Петр; на другой стороне той же стены - Захария и Малахия; над святыми в облаках херувимы и ангелы, держащие раскрытую книгу На южной стене, ниже карниза, в трех полукружиях гора Синай и пред нею Моисей, поучающий израильтян, в другом - пророк Иезекиил, стоящий среди поля, покрытого человеческими костями, и в третьем - святой пророк Илья с видениями на горе Хоривгь".

"В алтаре на потолке изображено сошествие Св. Духа на апостолов. На южной стене, между окнами, изображены проповедь ап. Павла в Афинском арсенале и прибытие того же апостола на остров Мелит, где из разведенного огня выпрыгнула на его руку ехидна. На северной стене... проповедь ап. Петра пред народом по сошествии Св. Духа и освобождение... апостола ангелом из темницы. На западной стене, над царскими вратами изображено... жертвоприношение Ноя..."

Во всю ширину западной стены были устроены хоры "с перилами из толстых точеных балясин, поддерживаемых шестью колоннами с алебастровыми украшениями". Над хорами, на пространстве всей средней части западной стены, находилась композиция "Нагорной проповеди". Все стены храма были расписаны сюжетами из ветхозаветной и новозаветной церкви, фигурами святых, а также орнаментами.

В источниках о росписи кафедрального собора есть упоминание, что "огромный купол и стены в холодном и теплом приделе украшены произведениями разных художников, воспитавшихся в императорской Академии Художеств и проживающих в помещичьих имениях". Таким образом, строительство кафедрального собора и работы по художественному решению его интерьеров велись как иногородними, так и преимущественно местными архитекторами, живописцами, резчиками.

Пермская художественная галерея, расположенная в здании Спасо-Преображенского собора, для жителей Перми является символом города, предметом гордости. Это сокровищница, хранящая тайны многовековой истории. Часть из них мы постараемся раскрыть.

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь

Наверное, каждый житель города знает, что здание галереи первоначально принадлежало епархии Русской православной церкви, но мало кто ответит на вопрос, откуда это архитектурное сооружение берёт начало. А между тем его корни уходят в село Пыскор Соликамского района, где некогда существовал один из древнейших и богатейших монастырей на Урале. В 1781 году монастырь был переведён в Пермь из Пыскора, оттуда же был привезён барочный иконостас.

Основание и строительство

Строительство Спасо-Преображенского собора осуществлялось за счёт продажи имущества Пыскорского монастыря - колоколов, иконостасов, церковной утвари. Церкви монастыря были разобраны, их кирпич сплавляли на барках по Каме, чтобы заложить стены для нового собора.

Весь период строительства и реконструкции Спасо-Преображенского кафедрального собора охватывает период с конца XVIII до начала XX века.

Период постройки собора пришёлся на расцвет классицизма, что и продиктовало архитектурный стиль здания. Также в его облике нашли отражение специфические черты уральской архитектуры: мощные стены из кирпича, толщина которых доходит до 2 метров, металлические решётки в окнах, чугунные двери, чугунные полы. На протяжении всего времени строительства храма от жителей Пермской губернии поступали деньги, предоставлялись дерево и прочие материалы.

ФФ.13п.Оп.13п.Д.280. Здание Пермской государственной художественной галереи, 1986, Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Из истории иконостаса и колокольни

Иконостас, который и по сей день является достоянием Пермской художественной галереи, изготовлен в 1780-х - начале 1790-х годов на Горнощитском заводе Екатеринбурга. Поскольку потолки зимнего придела храма были относительно невысокими, пришлось убрать верхний, четвёртый ярус иконостаса.

Строительство 67-метровой колокольни - неотъемлемой части культурного комплекса Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора - получило начало в 1818 году и продолжалось в течение 14 лет. Всего на колокольне было установлено 11 колоколов.

Реконструкция и перестройка

Жизнь здания, как и жизнь человека, протекает этапами и подвержена переменам. В XIX веке собор впервые подлежал реконструкции. Колокольня, собор и архиерейский дом (ныне краеведческий музей) стали единым комплексом, у алтаря летней части собора были устроены два придела.

Кафедральный собор - это сердце города, готовое впустить всех верующих. Когда число жителей города существенно увеличилось, храму пришлось расширяться. Во второй половине XIX века между собором и колокольней были построены два придела. В них были установлены двухъярусные иконостасы. Благодаря проведённой реконструкции кафедральный собор стал пятипрестольным.

ФФ.Оп.24п.Д.073.Л.1. Панорама города в районе Спасо-Преображенского кафедрального собора. Начало XX века. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Облик собора отражает деятельность и потребности трудящихся в нём людей. По мере своего развития собор рос (увеличилось левое крыло его колокольни), претерпевал перемены (по фасаду дома снесли два крыльца, а вход перенесли в угловую часть), обретал новые элементы (в крытом переходе между колокольней и архиерейским домом устроили ворота).

Судьба собора протекала не автономно, а в единстве целостного архитектурного ансамбля, куда входили также монастырский сад и кладбище (на месте которого в настоящее время находится зоопарк).

Переломный момент

В 1931 году произошло событие, разделившее судьбу собора на «до» и «после»: Пермский Спасо-Преображенский кафедральный собор был закрыт, а его здание передано Пермской художественной галерее. Это повлекло за собой изменения в интерьере здания с целью приспособления его для нужд музея. Зимний храм Стефана Пермского разделили перекрытием на два этажа.

ФФ.Оп.61п.Д.05480.Пермская художественная галерея, Пермь,1960г. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Впустив в свои стены галерею, Спасо-Преображенский собор отчасти терял черты своей прежней возвышенности. Так, например, в годы Великой Отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы. А позже, в 1946 году, здание галереи пострадало от праздничного салюта в честь Дня Победы - шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты. Вскоре шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

Галерея диктовала зданию условия для своего гармоничного существования: музейная коллекция требовала большей площади - интерьер здания разделили на три этажа. Было проведено центральное отопление, устроена электрическая подстанция, появилась внутренняя телефонная сеть. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.

Возвращение к истокам

В 1996 г. администрация Пермской области приняла решение о передаче кафедрального собора Пермской епархии. Это дало начало новому этапу в жизни собора - возвращению к облику святыни. На колокольне Спасо-Преображенского собора установили шпиль с крестом, восстановленный по сохранившимся документам, и началась работа над реконструкцией центрального купола и установке основного креста.

ФФ.Оп.24п.Д.018.Л.1. Часть Комсомольского проспекта. Здание художественной галереи. 1960. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

В связи с переездом в новое здание галерея передаёт епархии иконостас из Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря, который многие десятилетия являлся частью экспозиции деревянной скульптуры. Однако вопрос переезда Пермской государственной художественной галереи, который поднимается уже не одно десятилетие, на данный момент остаётся открытым. Одним из последних вариантов нового дома для галереи выступило здание ВКИУ (Военного института ракетных войск), но данное архитектурное сооружение не удовлетворяет требованиям галереи: в нём не учтены климат-контроль (для сохранности живописи влажность помещения имеет очень большое значение) и электрические параметры (кондиционирование, вентиляция). Кроме того, параметры данного здания не позволяют располагать картины таким образом, чтобы посетитель мог воспринять каждую из них как произведение искусства (картины нельзя размещать вертикально, одну над другой, каждая из них требует отдельного пространства). По словам искусствоведа Пермской государственной художественной галереи Александры Пестовой, в настоящее время администрацией галереи рассматривается вариант постройки нового здания на месте ДК «Телта». Площадь данного здания не позволяет вместить все экспонаты галереи, и помещение нуждается в существенном ремонте. На строительство нового здания вновь объявлен конкурс.

Ниже представлены проекты нового здания для галереи архитектора И.В. Лугового

1993 год

2005 год

Мнение экспертов

Своим видением проблемы переезда Пермской государственной художественной галереи с редакцией BERLOGOS поделился архитектор Игорь Луговой :

Сегодня, в 2017 году, вопрос о новом здании Пермской государственной художественной галереи настолько же актуален, как и в 1993 году, когда я принимал участие в первом, всесоюзном конкурсе на Галерею в квартале 33 (где находится Соборная мечеть). И также актуален, как в 2008 году, когда был проведён международный конкурс Perm MUSEUM XXI в квартале 19, где располагается ДК «Телта». Как и в 2012 году, когда решили строить на склоне между железной дорогой и улицей Окулова (такое «оригинальное» решение предложил мэтр Петер Цумтор). Как в 2013 году, когда решили реконструировать под галерею Речной вокзал, который расположен в зоне катастрофического затопления, а строительство в этой зоне запрещают и федеральные нормы, и генплан Перми, - я сразу выступил против этого варианта. Как и в 2014, когда решили реконструировать под галерею бывшую казарму ВКИУ, - я объяснял, что казарма тоже не место для галереи. Наконец, в 2017 году признают опять ошибочность решения о казарме. Но самое удивительное, что тут же, без всякого открытого профессионального обсуждения вариантов размещения, принимается решение о строительстве нового здания галереи опять в квартале 19 со сносом ДК «Телта». И это несмотря на то, что в 2008 году уже признано: это место не подходит по многим критериям для галереи. Несмотря на то, что в 2014 году рабочая группа при губернаторе, рассмотрев 28 вариантов размещения галереи, опять забраковала место ДК «Телта» и выбрала в качестве основного варианта размещения галереи городскую эспланаду! Итак, поздравляю Пермь с тем, что пермские деревянные боги никогда не переедут в казарму! Считаю, что моя миссия в судьбе Пермской галереи уже выполнена: я обосновал, что её нельзя переносить в Речной вокзал. Сегодня это поняли все! Правда, после решения нового губернатора Пермского края в 2017 году Пермь вернулась ровно на 10 лет назад, к моменту, когда для галереи было выбрано место ДК «Телта». Тогда был проведён международный конкурс Perm MUSEUM XXI и после этого, в 2008 году, губернатор Пермского края заявил, что место выбрано неудачное, а концепция недоработана.

До тех пор, пока не будет решена проблема отсутствия чёткого открытого профессионального механизма принятия решения по важнейшим градостроительным объектам Перми и Пермского края, Пермь обречена перебирать варианты вслепую на основании дилетантских кулуарных решений и закрытых лоббистских предпочтений, тратя бесценное время и бюджетные средства в надежде на «авось получится». Нет, не получится, и это в лучшем случае. А в худшем случае получится построить такое, что будет обидно и за саму галерею, и за её коллекции, и за бессмысленно, необоснованно, бездарно потраченные бюджетные средства.

Пермский краевед Владимир Фёдорович Гладышев признаёт решение администрации города и края о возвращении здания кафедрального собора православной епархии правильным, но при этом подчёркивает: «Разумеется, основную часть экспозиции следует переместить, но деревянные боги должны остаться. На мой взгляд, епархии стоит не только оставить скульптуры святых в стенах собора, но и расширить их коллекцию. Что касается варианта нового здания для галереи, я нахожусь в растерянности. Прошлым летом мы с сотрудниками галереи проводили экскурсию по потенциальным местам для переезда, уже тогда все понимали, что здание ВКИУ - не лучший вариант, но его рассматривали, поскольку он был доступным материально. Из всех предложенных за всё время решения вопроса о переезде галереи вариантов мне казался наиболее рациональным проект пермского архитектора Менделя Футлика о строительстве нового здания для галереи на эспланаде за зданием Пермского академического «Театра-Театра».

Кафедральный собор представляет собой ценность не только как памятник архитектуры, хранящий настенные росписи и уникальный иконостас, но и как воплощённая история интерьерного искусства XVIII - начала XX века. Несмотря на множество реконструкций и трансформаций, здание кафедрального собора и по сей день остаётся одним из самых величественных и красивых архитектурных сооружений Перми, а потому с переездом художественной галереи в новое здание город не утратит свой символ.

В середине октября в здании Спасо-Преображенского собора, где сейчас располагается Пермская государственная художественная галерея (ПГХГ), открылась выставка «Храм-галерея: соборное единение 85 лет».

ПГХГ представила выставку нового музейного формата, когда объектом выставки стало само здание Спасо-Преображенского собора г. Перми, которое является памятником архитектуры и церковного убранства ХVIII вв.

​По словам организаторов, эта выставка проходит в канун переезда Пермской государственной художественной галереи в новое здание. Организаторы также отметили, что данная выставка, кроме смыслового характера, выполняет еще одну важную функцию - она показывает, что между ПГХГ и Пермской митрополией Русской Православной Церкви существует тесная связь и здоровые взаимоотношения.

Прощаясь со зданием Спасо-Преображенского собора, научные сотрудники галереи оставляют нематериальное наследие - результаты многолетних исследований по истории архитектуры и интерьерного убранства Спасо-
Преображенского собора, впервые представленные широкому кругу посетителей. При этом точка в изучении архитектурного комплекса кафедрального собора не поставлена, научные исследования сотрудников ПГХГ продолжатся и после переезда галереи.

Темой нашей беседы стал иконостас Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, некогда принадлежавший Спасо-Преображенскому Пыскорскому Ставропигиальному мужскому монастырю.

- Александра Ивановна, расскажите, как иконостас Пыскорского монастыря оказался в Пермском Спасо-Преображенском соборе?

Иконостас оказался в Перми вместе с переводом сюда Пыскорского Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря. История Пыскорского монастыря достаточно длинная, насчитывает несколько столетий. Во второй половине XVIII века произошли коренные изменения в жизни обители - ее перевели в Пермь. Причиной этому стало несколько важных событий. Это и реформа императрицы Екатерины II, о секуляризации всех церковных земель, когда монастырь потерял все свои былые полномочия. Это и учреждение в 1781 году наместничества в Перми. Много проблем возникло и в самом монастыре, в связи с его первым переводом на берег реки Лысьвы, по причине обрушения купола главного монастырского храма.

Во второй половине XVIII века стал вопрос о том, будет ли существовать этот монастырь или его упразднят. После учреждения в Перми наместничества был издан указ императрицы Екатерины II о переводе Пыскорского монастыря в Пермь с сохранением прежнего названия - Спасо-Преображенский. Штат Пыскорского монастыря был переведен в Соликамский монастырь.

Долго решался вопрос о том, как технически осуществить перенос монастырского имущества. В итоге утварь и части монастырских строений сплавили на барках по Каме. Первым делом была перевезена ризница монастыря. Затем стали переправлять имущество и кирпичи, которые были получены от разобранных монастырских зданий. На протяжении двенадцати лет осуществлялся перевод монастыря в Пермь. Конечно, не надо думать, что в Пермь перевезли все имущество богатейшего на тот момент монастыря России. Кое-что из имущества Пыскорского монастыря было передано в другие монастыри и храмы Прикамья. Но большая часть все-таки была перевезена в Пермь.

В Перми сначала были построены архиерейский дом и братский корпус. К 1794 году весь монастырский комплекс уже был построен. Стала необходимость постройки монастырского собора. В 1795 году был заложен первый храм, строительство которого закончилось лишь через двадцать четыре года. В 1819 году было завершено строительство холодного Спасо-Преображенского собора. Через год был освящен теплый Свято-Стефаниевский храм. Таким образом, было построено два монастырских храма.

С образованием Пермской епархии в 1799 году, собор стал иметь статус кафедрального. Строящийся монастырь был преобразован в архиерейский дом. Так закончилась история Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря. История длинная, интересная и многообразная.

Вместе со строительным материалом из Пыскора был привезен замечательный иконостас. Его разобрали и сплавили по реке. Иконостас двадцати двух метров в высоту и двенадцати с половиной метров в ширину невозможно было транспортировать целиком. Поэтому его пришлось разбирать и переправлять в разобранном виде.

Известно, что при установке в Перми, иконостас подновляли. В этом процессе, согласно архивным материалам, принимали участие кунгурские резчики по дереву. Перевозка иконостаса по реке отразилась на его состоянии. Необходимо было заменить его поврежденные части. В Перми иконостас заново покрыли золотом. Сейчас многие детали иконостаса сильно потерты, во многих местах утрачено золотое покрытие.

- Когда иконостас переправляли в Пермь, какие его элементы были утрачены?

Письменно нигде не было зафиксировано, что при транспортировке иконостаса в Пермь его элементы были утрачены. Но мы можем заметить повреждения на иконостасе. Известно, что были проведены поновления после его установки в Перми.

- Расскажите, пожалуйста, где был изготовлен иконостас, и какой материал использовался при его изготовлении?

По стилистическим аналогиям и по уровню художественной резьбы элементов иконостаса можно предположить, что он был выполнен пыскорскими мастерами. В архиве удалось найти разрозненные данные, указывающие на это. В Пыскоре существовали мастерские, где обучали иконописи и резьбе по дереву. Вероятно и в самом Пыскорском монастыре, с его огромным штатом насельников, существовали собственные мастерские.

Иконостас изготовлен в стиле барокко середины XVIII века. Блестяще выполнена резьба иконостаса, иконографические образы, прекрасно выполнено золочение. Золочением занимались мастера особой привилегии, которые умели наносить ценный металл на поверхность. Иконостас претерпел влияние и московской школы искусства. Известно, что архимандрит Иуст, в свое время назначенный наместником Пыскорского монастыря, многое изменил в устроении обители. Изменениям подверглась ризница монастыря, были внесены изменения в иконостас и в архитектуру. Архимандрит Иуст пытался все преобразовать в «духе» своей эпохи.

В исполнении иконостаса Спасо-Преображенского собора присутствуют технологии, которые применялись при изготовлении иконостасов для столичных храмов. Здесь же присутствуют особенности, которые можно было найти в исполнении иконостасов храмов Поволжья. У Пыскорского монастыря были свои подворья в центральной России. Архимандриты, которые поставлялись в Пыскорский монастырь, были уроженцами разных областей и стран, например архимандрит Иуст, имел польские корни, все это оказывало определенное влияние.

Очень сложно определить, из какого дерева изготовлен иконостас. Есть версия, что при изготовлении были использованы следующие материалы: сосна, липа, ель и кедр. Некоторые узорчатые элементы, по словам реставраторов, выполнены из липы, потому что это наиболее «податливый» материал. Для изготовления основы иконостаса, скорее всего, использовали кедр и сосну. В иконостасе есть своя особенность: вся резьба выполнена наложением, за исключением верхнего яруса.


- Александра Ивановна, что именно изменилось в иконостасе после его установки в пермском Спасо-Преображенском соборе?

Например, местный ряд икон был украшен дорогими ризами. Они были установлены в 30-е годы XIX века. Согласно архивным материалам, изготовлены эти ризы были в Москве. До настоящего времени из всех риз сохранилась только одна. Сейчас она находится в запасниках ПГХГ. Это риза с иконы Ветхозаветной Троицы («Гостеприимство Авраамово»). Риза изготовлена из серебра. Она выполнена первоклассными мастерами ювелирного дела - очень тонкая и высокоискуссная работа. Ранее риза была украшена драгоценными камнями. В связи с активной антирелигиозной волной 20-30-х и 50-х гг. XX века из иконостаса были демонтированы все серебряные ризы. Каким образом удалось спасти одну из них - не известно. Сам иконостас Спасо-Преображенского собора сохранился чудом. Это заслуга Николая Николаевича Серебрянникова, искусствоведа, первого собирателя пермской деревянной скульптуры.

Когда стали делать перепланировку помещения кафедрального собора под нужды галереи, в частности устанавливать перекрытия между этажами, то стал вопрос о ликвидации иконостаса. Тогда Н. Н. Серебрянников его отстоял. Сейчас специалисты говорят о том, что иконостас Спасо-Преображенского собора - уникальный памятник интерьерного убранства храма не только в масштабах Западного Урала, но и в масштабах всей России, потому что подобных памятников - единицы. Надо отметить, что он достаточно хорошо сохранился. Даже если в нем имеются какие-либо повреждения, то все они поправимы.

- Александра Ивановна, расскажите пожалуйста о иконах, которые находятся в иконостасе.

Особенность икон, входящих в состав иконостаса Спасо-Преображенского собора заключается в том, что они написаны на манер итальянской живописи. Безусловно, период петровской эпохи был ориентирован на Запад. Во второй половине XVIII века уже была открыта Петербургская Академия художеств, которая также ориентировалась на западное искусство. Для провинции такое письмо было достаточно ново. В эту эпоху, как правило, в удаленных от столицы городах в иконописи присутствовало мало отступлений от церковных канонов. Здесь же мы видим много подобных отступлений. Образы выполнены в традиции академического итальянского письма - многофигурные, многоплановые композиции, используется свето-теневая моделировка. Такое исполнение сложно для любого мастера. Для провинции второй половины XVIII века это было новшеством. Мы знаем, что во второй половине XVII века русский иконописец Симеон Ушаков уже вводил свето-теневые приемы в иконописи. Его письмо было запрещено Стоглавым собором.

До передачи здания Спасо-Преображенского собора под нужды галереи иконы вряд ли могли поновляться, но какие-то работы связанные с укреплением икон в иконостасе могли производиться. В XX веке Пермской художественной галереей было проведено две реставрации: в 1961 и в 1966 гг. Во время реставрационных работ некоторые иконы были укреплены, а некоторые были прописаны. Отдельные иконы подверглись тщательной реставрации. Одна из таких икон - Вознесение Господне, из местного ряда иконостаса. Со слов реставратора, работы проходили с учетом всех требований, которые предъявляются к реставрации памятника древнерусского искусства.

После реставрации 1966 г. в Пермь приезжали специалисты из Москвы, которые занимались деревянными элементами иконостаса. Ими, с помощью алебастра, были восстановлены утраченные фрагменты ажурной резьбы. Надо сказать, что восстановленные элементы имеют достаточно грубую форму.

Надеюсь, что в будущем, грубые элементы будут заменены более изящными, выполненными из оригинального материала. Некоторые элементы, изначально принадлежащие иконостасу, были демонтированы в целях безопасности, например фигурные образы херувимов и серафимов, в том числе композиция над Царскими вратами. Сейчас они хранятся в коллекции деревянной скульптуры ПГХГ. Были сняты с петель северные и южные врата. Сейчас они также хранятся в запасниках.

Что касается самих икон, на некоторых из них можно увидеть латинские инициалы. Проведя исследовательские работы, я склоняюсь к тому, что они принадлежат известному столичному мастеру иконописи и живописи Василию Василевскому, который работал по заказу Церкви и императорского двора. Он был достаточно известным мастером в России. Вероятно, Василевскому принадлежит и разработка макета иконостаса. Достоверно это не известно. Очень часто иконописцы сами создавали макеты иконостаса, в который вписывались ими написанные образы.

По стилистики написания все образы иконостаса можно разделить на три группы. Не все иконы принадлежат письму одного мастера. Остаются неизвестными авторы отдельных икон местного чина, икон, украшающих Царские врата. Совершенно иная стилистика икон присутствует на северных и южных вратах. Необходимо продолжать работу по изучению иконостаса.

Иконостас Спасо-Преображенского собора хранит еще много тайн.

Спасибо, Александра Ивановна, за очень познавательную беседу.

Подготовила Ольга Троицкая