Святой бенедикт в православии. Преподобный Бенедикт Нурсийский (480–547)

Медальон св. Бенедикта, именуемый также Крестом св. Бенедикта, относится к числу самых древнейших в Католической Церкви предметов частного почитания. Св. Бенедикт любил особенным образом молиться ко Кресту Христову. Он часто благословлял святым Крестом, творя при этом многие чудеса.

Папа Григорий Великий (590-604) в "Собеседованиях", в житии св. Бенедикта, напоминает об одном из событий в жизни святого. Св. Бенедикт прибыл в город Викараре и там ему тотчас дали есть. Творя молитву, Бенедикт благословил трапезу, и чаша, полная яда, лопнула. Таким образом жизнь святого была спасена. Этой благочестивый старец всю свою жизнь посвятил борьбе с сатаной и, как только мог, противостоял влиянию лукавого на людей. Он даже изгонял злых духов из одержимых.

Ученики св. Бенедикта помнили, что святой повелел им совершать молебен ко Святому Кресту. Некоторые из них, например, святые Мавр и Плацид, творили многие чудеса. Святой Бенедикт желал охранить своих сынов от искушений и сетей лукавого, и призывал их "молиться и трудиться" ("ora et labora"). Молитва соединяет душу с Богом, плоть же должна трудиться, так, чтобы не оставалось места диавольским искушениям и прельщениям мира сего. Это противостояние злу является истинным бенедиктинским наследием.

Достойное доверия предание относит первоначальное употребление медальона к одному из мгновений вдохновения с Небес, обретенного св. Бенедиктом. Молебен св. Бенедикта ко Святому Кресту получил особенное распространение в XI веке. Этому способствовало следующее событие. Молодой граф Бруно из эльзасского Эгисхайма был тяжело болен. Однажды ночью он увидел в своих покоях лестницу, ведущую на небо. По ней спускался старец в монашеском облачении. Граф узнал в старце св. Бенедикта. Старец прикоснулся к лицу графа и тот мгновенно исцелился. Спустя много лет Бруно стал папой под именем Льва IX (1049-1054) и ввел в церковную практику молитву ко Святому Кресту.

В 1647 г. в баварском аббатстве Меттен была найдена рукопись с изображением св. Бенедикта. В правой руке святой держит посох с крестом, на посохе видна надпись: "Crux Sancti Patris Benedicti. Crux Sancta Sit Mihi Lux". В левой руке святого – свиток с надписью: "Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana. Non Draco Sit Mixi Dux".

С тех пор медальоны св. Бенедикта приобрели следующий вид: на лицевой стороне изображен святой патриарх Бенедикт, держащий в правой руке крест, а в левой – книгу, Святое Правило, ведущее всех, соблюдающих его, через Крест к Вечному Свету.

На оборотной стороне медальона помещается большой Крест, а на нем – соответствующим образом расположенные буквы: начальные буквы латинских слов, раскрывающих значение самого медальона.

Итак, в четырех полях, разделенных знаком Креста, помещены следующие литеры:

C S P B (Crux Sancti Patris Benedicti – Крест святого отца Бенедикта).

На вертикальном основании Креста, сверху вниз, расположены буквы:

C S S M L (Crux Sancta Sit Mihi Lux – Светит мне пусть Крест Святой).

На перпендикулярной основанию перекладине:

N D S M D (Non Draco Sit Mixi Dux – Древний змий да сгинет злой).

Вокруг Креста расположены буквы:

V R S N S M V (Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana – Сатана пускай отыдет, суета в меня не внидет).

S M Q L I V B (Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas – Злом меня да не искусит, чашу яда сам да вкусит).

В 1747 г. папа Бенедикт XIV утвердил вышеописанный вид медальона и составил специально по этому случаю особую молитву посвящения, а также связал с ношением медальона многочисленные индульгенции.

Акт Церкви изданный в Риме в 1857 г., гласил: "Несомненно то, что посредством сего медальона обретаются многие благодати Божии".

В 1880 г. был отчеканен юбилейный медальон по случаю 1400-ой годовщины рождения св. Бенедикта. На нем были помещены дополнительные символы. Если прежде над знаком Св. Креста помещали надпись IHS (имя Иисусово), то с этого времени она была заменена на слово PAX (мир), служащие бенедиктинским девизом и, одновременно одной из первых монограмм имени Христа. XP – первые буквы греческого слова XPICTOC (Христос), Помазанник. Юбилейный медальон был дополнен надписью над изображением святого: EX S.M. Casino 1880 (Со святой горы Касино 1880) и словами вокруг: Eius In Obitu Nro Praesentia Muniamur ("Его присутствием да укрепимся при смерти нашей").

Посредством благочестивого употребления медальона св. Бенедикта за многие века его существования немалое число верных обрело дары благодати, необходимые душе и телу. В особенности он помогал уберечься от болезней, отравления ядом, и хранил во всех опасностях.

Чтобы посредством медальона обрести многие благодати и индульгенции, его надлежит освятить и носить при себе, лучше всего – на шее. Впрочем, можно укреплять его и там, где мы всего более опасаемся сил тьмы, например, на дверях наших домов, в комнатах, в автомобилях. Эти медальоны имеют особую силу, противостоят нечистым духам.

Уже само по себе целование медальона, соответственное к нему отношение и призвание помощи св. Бенедикта достаточны для обретения различных благодатей. При этом, следует время от времени творить молитву от охраняющую нас от искусов лукавого. Полный текст этой молитвы звучит так:

Эти слова исходят из уст самого св. Бенедикта. Он произнес их, будучи в пустыни, в гроте вблизи Субиако, когда был искушаем и, сотворив знак Святого Креста, превозмог ими сатану. Вторая же часть была им произнесена тогда, когда ему подали чашу с ядом.

Действенность медальона св. Бенедикта многократно подтверждалась в истории Церкви чудесами и благодатными дарами, обретенными предстательством святого.

Подводя итог, можно утверждать, что верные обычно обретали эти благодатные дары в тех случаях, когда требовалось:

  1. Сокрушить суеверия и дела дьявола.
  2. Уберечься от искушений, изгнать нечистого духа.
  3. Обезопасить себя от яда, подаваемого человеческой злобой.
  4. Спастись от всякого рода эпидемий.
  5. Обрести помощь в различных недугах.
  6. Избегнуть удара молнии при грозе.
  7. Соблюсти целомудрие и превозмочь искушения.
  8. Обрести утешение в страданиях, и особенно - в смертный час.
Медальон св. Бенедикта следует носить с собой, лучше всего на шее. Во время эпидемий его укрепляют на стенах и дверях домов.

При падеже скота его помещают на стенах хлевов, конюшен и скотников, в которых содержатся домашние животные.

При строительстве домов, церквей и пр., медальон кладут в основание постройки.

Чтобы противостоять краже или повреждению урожая, медальон закапывают на поле.

В тех хозяйствах, где есть колодец, медальон бросают в воду.

Молитва св. Бенедикта о ниспослании благой кончины:

Боже, множество даров пославший св. Бенедикту при славной его кончине, сподоби и нас, грешных, сих благодатей, дабы он сам присутствовал при смерти нашей и избавил нас от козней дьявольских. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Источники:

  1. "Odpusty" Podrecznik dla duchowienstwa i wiernych". Ks. Augustyn Arndt TJ. Krakow 1890.
  2. "Odpusty". Ks. Wojciech Szmyd TJ. Krakow 1930.
  3. "Koronka Kamedulska". Nakladem Ojcow Kamedulow z Bielan. Krakow 1938.
В Петербурге вы можете получить Медальон св. Бенедикта в храме св. Станислава. Жители других городов могут получить медальон по почте.

Слава Иисусу Христу!

О жизни и служении Святого Бенедикта Нурсийского нам могут рассказать два главных источника: «Диалоги» Святого Папы Григория Великого (написанные около 597г.) и Святой Устав, написанный самим Бенедиктом для созданных им монашеских общин.

Первые изображения Святого Бенедикта датируются VIII веком. Его изображают в чёрном монашеском облачении с такими символами как: устав, жезл аббата, пучок розог, треснувший кубок или кубок со змеёй (как указание на попытку отравления), ворон с куском хлеба в клюве.

Детство и юность Святого Бенедикта Нурсийского

Святая Схоластика

Бенедикт Нурсийский (лат. Benedictus de Nursia) родился в знатной семье из Нурсии (современная Норча), городке в Сабинских горах в Умбрии (центральная Италия), около 480г. (по некоторым данным 490г.).

В 14-летнем возрасте Бенедикт для завершения образования был послан в Рим в сопровождении его кормилицы Кириллы, как полагалось в знатных семьях. Но не закончив обучение, он покинул Рим вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и присоединился к общине христиан за городом поселившись в городе Эффиде (ныне Аффила), и потом жил как отшельник в горной пещере в долине Анио, неподалеку от Субьяко. Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу. В своей пещере Бенедикт провел в полном уединении три года, ведя суровую аскетическую жизнь, образцом для которой служили подвиги египетских отцов-пустынножителей. Пещера была скрыта в горах, а её местоположение было известно только одному человеку, который тайно приносил ему еду, спуская её по верёвке с вершины горы.

Однако его уединение было нарушено – сперва неким пресвитером, который в праздник Пасхи принес ему обед, а затем множеством людей, которые искали у него душеспасительных наставлений и даже «спешили поступить под его начало». Уступая просьбам, он согласился стать на время настоятелем монастыря Виковаро, где монахи выбрали его своим настоятелем. Однако его строгость и упрёки в лености заставили их искать способ избавиться от него, они даже пытались его отравить, так что он был рад снова удалиться в горы и покинуть монастырь.

Основание монастыря

В Субьяко Бенедикт положил начало новой организации монашеской жизни, основными чертами которой были совместное осуществление суточного цикла богослужений с общим пением, чтение и научные занятия, а также физический труд. Однако теперь он не мог оставаться в одиночестве, его окружали ученики. Это были люди всех сословий, и его пещера перестала быть удобной для встреч. Здесь же к нему присоединились два самых прославленных из его учеников, Мавр и Плакидий, впоследствии канонизированные.

В конце концов, из-за притеснений со стороны местного священника Флоренция Бенедикт вынужден был покинуть основанные им в Субьяко 12 небольших монашеских общин и отправился в Монте-Кассино (85 миль к юго-востоку от Рима, на огромной скале, где стоял алтарь Аполлону) в 527г. Земельный надел на вершине ставшей теперь знаменитой Кассинской горы был подарен Бенедикту каким-то знатным вельможей. Тут он разрушил языческое капище и основал один из величайших и самых известных монастырей, который стал домом бенедиктинского ордена — монастырь Монте-Кассино. Само место было символично. Здесь Святой Бенедикт обосновался на всю оставшуюся жизнь.

Создание Устава

Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.

В Монте-Кассино Бенедикт написал свой Устав. Он во многом базировался на восточных уставах Пахомия Великого и Василия Великого, однако содержал ряд специфических черт. Этот замечательный документ, состоящий из 72 коротких главок и вступления, оставался непререкаемой нормой монашеской жизни в Западной Европе на протяжении почти 5 веков.

Главный акцент в нём делается на принципах монашеского общежития как главного средства достижения святости жизни, и на добродетелях смирения и послушания. В уставе строго проводится принцип единоначалия: аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Детально расписано, каким образом должен осуществляться суточный круг богослужений вместе с монастырским чтением Часов, в котором отводится время для занятий и для физического труда. Содержатся предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей. Особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Досконально изложена система подчинения старшим. Если община очень велика, аббат может делегировать часть своей власти приору или деканам; по всем серьезным вопросам аббат должен советоваться со старейшими монахами.

Вид на Монте-Кассино

Он верил в моральную ценность труда, потому что лень, говорил он, враждебна душе, а ручной труд — часть истинного образа жизни. Так труд и учение радостно переплелись, и каждый монастырь стал колонией Бога, миссионерским центром, освещающим тёмную ночь северной Европы. На землях, завоёванных мечом, он и его последователи действовали крестом, принося людям добродетели мира и искусство. «Хаос империи был противоположностью Церкви». Развалины Фонтена, Рьево, Тентерна (Fountains, Rievaulx, Tintern) и других аббатств показывали размер тех христианских поселений, а Кентерберийский собор, как и много других, был основан бенедектинцами. Когда он умер, было 14 бенедиктинских общин, а к XIV веку их стало более 30 000.

Задачей Бенедикта, как он сам об этом говорил, было создать «школу служения Господу». Этой «школе» предстояло сыграть важную роль в сохранении христианской культуры на протяжении раннего Средневековья и в определении характера последующего развития средневекового общества.

В монастыре Монте-Кассино

Святого Бенедикта считали чудотворцем, так как по легенде, Бенедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю.

Правила Святого Бенедикта

Главное правило Святого Бенедикта: «Ora ete labora» — «Молись и трудись». Широко известны 72 правила из Устава Святого Бенедикта:

  1. Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.
  2. Любить ближнего, как самого себя.
  3. Не убивать.
  4. Не предаваться блуду.
  5. Не красть.
  6. Не завидовать.
  7. Не лжесвидетельствовать.
  8. Уважать всех людей.
  9. Не делать другим того, чего бы мы не желали себе.
  10. Отвергаться самого себя.
  11. Умерщвлять свою плоть.
  12. Не привязываться к тому, что приятно чувствам.
  13. Любить пост.
  14. Облегчать участь бедных.
  15. Одевать нагих.
  16. Посещать больных.
  17. Хоронить мертвых.
  18. Поддерживать находящихся в испытании.
  19. Утешать печальных.
  20. Чуждаться мирских нравов.
  21. Не предпочитать ничего любви Христовой.
  22. Не предаваться гневу.
  23. Не помышлять о мщении.
  24. Не хранить в сердце лукавства.
  25. Не давать ложного мира.
  26. Не оставлять милосердия.
  27. Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником.
  28. Быть правдивым сердцем, также как и устами.
  29. Не воздавать злом за зло.
  30. Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, что будет сделана нам.
  31. Любить своих врагов.
  32. Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением.
  33. Терпеть гонение за правду.
  34. Не быть надменным.
  35. Не быть пристрастным к вину.
  36. Не быть жадным к еде.
  37. Не быть любителем поспать.
  38. Не быть ленивым.
  39. Не роптать.
  40. Не клеветать.
  41. Полагать надежду на Бога.
  42. Считайте всё доброе, что в вас, Божиим, а не вашим.
  43. В зле всегда обвинять самого себя.
  44. Помнить о судном дне.
  45. Страшиться ада.
  46. Всеми силами души стремиться к жизни вечной.
  47. Всегда помнить о смерти.
  48. Всегда следить за своими поступками.
  49. Быть уверенным, что Бог видит нас везде.
  50. Разбивать о Христа все недобрые мысли, как только они возникают в сердце и открывать их старцу, опытному в делах духовных.
  51. Хранить уста от всякого злого слова.
  52. Не любить многословия.
  53. Не говорить праздных слов.
  54. Не любить слишком часто и громко смеяться.
  55. С охотой слушайте Святое Писание.
  56. Часто предаваться молитве.
  57. Каждый день в молитве со слезами исповедовать Богу прошедшие прегрешения, а в будущем исправляйте их.
  58. Не исполнять пожеланий плоти.
  59. Ненавидеть свою волю.
  60. Всегда выполняйте приказания аббата, даже если, Боже упаси, он заблудится в своих путях, помня, что говорил Господь: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3)
  61. Не пытайтесь выдать себя за святого, не став им на самом деле, так что про вас истинно не скажут, что вы святой.
  62. Каждый день исполнять жизнью заветы Господа.
  63. Любить чистоту.
  64. Избегать ненависти.
  65. Не ревновать и не поддаваться зависти.
  66. Не любить споров.
  67. Избегать почестей.
  68. Почитать старших.
  69. Любить младших.
  70. Молиться за врагов, в любви Христовой.
  71. До захода солнца мириться с теми, с кем разделила нас ссора.
  72. Никогда не отчаиваться в милосердии Божием.
Почитание Святого Бенедикта

Умер Святой Бенедикт в Монте-Кассино 21 марта 547 года. Его похоронили в одной могиле с его сестрой-близнецом Схоластикой.

День памяти Святого Бенедикта в католической церкви - 11 июля, а в православной церкви (под именем св. Венедикта) - 27 марта.

В 1964 году папа Павел VI провозгласил Святого Бенедикта покровителем Европы. Его также считают покровителем исследователей пещер, медников, учителей, школьников, а также умирающих.

Сегодня по всему миру разбросаны монастыри бенедиктинцев, живущих по этому милосердному и упорядоченному чину. Доныне слова «бенедиктинский труд» означают труд сосредоточенный, разумный и тщательный.

11.07.2014 года.

Все права защищены © 2014-2017 Толстая Л. Ф.

1. Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.
2. Любить ближнего, как самого себя.
3. Не убивать.
4. Не предаваться блуду.
5. Не красть.
6. Не завидовать.
7. Не лжесвидетельствовать.
8. Уважать всех людей.
9. Не делать другим того, чего бы мы не желали себе.
10. Отвергаться самого себя.
11. Умерщвлять свою плоть.
12. Не привязываться к тому, что приятно чувствам.
13. Любить пост.
14. Облегчать участь бедных.
15. Одевать нагих.
16. Посещать больных.
17. Хоронить мертвых.
18. Поддерживать находящихся в испытании.
19. Утешать печальных.
20. Чуждаться мирских нравов.
21. Не предпочитать ничего любви Христовой.
22. Не предаваться гневу.
23. Не помышлять о мщении.
24. Не хранить в сердце лукавства.
25. Не давать ложного мира.
26. Не оставлять милосердия.
27. Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником.
28. Быть правдивым сердцем, также как и устами.
29. Не воздавать злом за зло.
30. Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, что будет сделана нам.
31. Любить своих врагов.
32. Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением.
33. Терпеть гонение за правду.
34. Не быть надменным.
35. Не быть пристрастным к вину.
36. Не быть жадным к еде.
37. Не быть любителем поспать.
38. Не быть ленивым.
39. Не роптать.
40. Не клеветать.
41. Полагать надежду на Бога.
42. Приписывать Богу то доброе, что найдешь в себе.
43. В зле всегда обвинять самого себя.
44. Помнить о судном дне.
45. Страшиться ада.
46. Всеми силами души стремиться к жизни вечной.
47. Всегда помнить о смерти.
48. Всегда следить за своими поступками.
49. Быть уверенным, что Бог видит нас везде.
50. Разбивать о Христа все недобрые мысли, как только они возникают в сердце.
51. И открывать их старцу, опытному в делах духовных.
52. Хранить уста от всякого злого слова.
53. Не любить многословия.
54. Не говорить праздных слов.
55. Не любить слишком часто и громко смеяться.
56. Охотно внимать духовному чтению.
57. Часто предаваться молитве.
58. Каждый день в молитве со слезами исповедовать Богу прошедшие прегрешения и впредь от них исправляться.
59. Не исполнять пожеланий плоти.
60. Ненавидеть свою волю. Во всем повиноваться наставлениям игумена, даже если - избави Бог - он противоречит себе делами, помня завет Господень: «Что они говорят, то делайте, по делам же их не поступайте».
61. Не стараться прослыть святым, прежде чем станешь им.
62. Каждый день исполнять жизнью заветы Господа.
63. Любить чистоту.
64. Избегать ненависти.
65. Не ревновать и не поддаваться зависти.
66. Не любить споров.
67. Избегать почестей.
68. Почитать старших.
69. Любить младших.
70. Молиться за врагов, в любви Христовой.
71. До захода солнца мириться с теми, с кем разделила нас распря.
72. Никогда не отчаиваться в милосердии Божием.

Бенеди́кт Нурси́йский (Венеди́кт Нурси́йский ; лат. Benedictus Nursiae ; Святой Бенедикт ; ок. , Нурсия (совр. Норча), Италия - 21 марта , Монтекассино , Италия) - реформатор западноевропейского монашества , основатель первого в Европе монастырского ордена (на горе Кассино ; 529 год) со строгим уставом , скоро получившим широкое распространение в Западной Европе (монахи-бенедиктинцы), святой католической и православной церквей (в православной традиции имеет степень преподобного ). Небесный покровитель Европы .

Практически единственным источником сведений о жизни св. Бенедикта является книга «Диалоги» св. Григория Великого , папы Римского.

Жизнеописание

Медальон Св. Бенедикта

Медальон Св. Бенедикта (оборотная сторона)

Бенедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии . Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиде (совр. Аффиле), местечке в горах, расположенном неподалеку от Субиако . Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу .

По прошествии некоторого времени Бенедикт понял, что хочет стать отшельником . Случайная встреча с монахом Романом из монашеской общины, расположенной рядом с Субьяко , помогла ему. Монах показал Бенедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Бенедикт прожил в пещере, он закалился и физически и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро , одного из окрестных монашеских поселений, после смерти настоятеля уговорили Бенедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть это место и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.

Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.

Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орденом бенедиктинцев , Бенедикт около 540 года составил свой знаменитый «Устав Святого Бенедикта », который стал фундаментом не только для бенедиктинцев, но и для всего западного монашества. Устав во многом базировался на восточных уставах Пахомия Великого и Василия Великого , однако содержал ряд специфических черт.

Устав св. Бенедикта

Уставу св. Бенедикта до сегодняшнего времени следуют бенедиктинцы , цистерцианцы , трапписты , Оливетанцы и, в основных чертах и духе, также картезианцы , имеющие при этом свои особые правила.

Широко известны 72 правила из Устава.

Иконография

Св. Бенедикт изображается в чёрном монашеском облачении. Иконографические символы: устав, жезл аббата, пучок розг, треснувший кубок или кубок со змеёй (указание на попытку отравления), ворон с куском хлеба в клюве. Первые изображения св. Бенедикта датируются VIII веком .

Богослужебное почитание

Православная церковь

В Православной церкви память преподобного Венедикта совершается 14 марта (27 марта) и выпадает всегда на период Великого поста , поэтому служба Венедикту совмещается со службой из Постной Триоди . Память Венедикта относится к числу вседневных праздников . Сама служба непосредственно Венедикту состоит из трёх

Род. в конце 5 в. (традиционный год - 480) в Нурсии в умбрских Апеннинах, умер в 543. Происходя из знатного рода (по преданию, Анициев), Бенедикт Нурсийский получил обычное по тому времени риторически-литературное образование, но скоро, “презрев научные занятия”, “зная незнающий и мудро неученый”, бежал от мирских соблазнов в сабинские горы около Субиако, сначала в Эффиде (Аффиде), потом в еще большее уединение – в пещеру около Аньо, чтобы по образцу восточных и западных анахоретов аскезой и бичеванием смирить плоть и обрести путь к Богу.

Его первыми шагами руководил монах соседнего монастыря Роман, давший ему монашескую одежду и доставлявший скудную пищу в почти неприступную пещеру.

“Три года новый анахорет оставался неизвестным людям, за исключением Романа”, но на четвертый его случайно открыли окрестные пастухи. Вскоре за этим слава о строгости и святости его жизни распространилась настолько, что монахи соседнего монастыря Виковаро по смерти своего аббата выбрали ему преемником Бенедикта Нурсийского и сумели сломить его сопротивление.

Впрочем, скоро между новым аббатом и его монахами, не желавшими той суровости жизни, к которой стремился Бенедикт Нурсийский, возникли разногласия, приведшие к попыткам монахов отравить его и к уходу Бенедикта Нурсийского, отечески “с мирным лицом и спокойной душою” упрекнувшего оставляемых им братьев.

Бенедикт Нурсийский вернулся в свою пещеру, но около него начинают собираться уже многочисленные ученики, из которых только немногих он оставил под своим личным руководством, остальных же поселил вокруг в маленьких общежитиях по 12 человек, каждое под руководством “отца”. Благодаря интригам местного священника Бенедикт Нурсийский был принужден с немногими учениками покинуть Субиако.

Он основал новый монастырь в Кампании, на полпути между Римом и Неаполем, в Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона Бенедикт Нурсийский построил сначала две церковки, посвященные Иоанну Крестителю и святому Мартину, а вслед за ними высокими стенами отгороженный от мира монастырь. Война Византии с готами только способствовала расцвету нового аббатства, из которого скоро начали выделяться другие.

Монастырь сделался убежищем, и многие, прибегавшие к его защите, не выходили назад из-за его стен, делаясь монахами. Еще ранее в Субиако знатные римляне отдавали в аббатство Бенедикта Нурсийского на воспитание своих детей; теперь слава святого возросла настолько, что даже готский король Тотила посетил Монте-Кассино. Рост монастыря делал необходимым и создание точного и ясного правила жизни, и к этому периоду, вероятно, и относится написание сыгравшего столь важную роль в истории западного монашества “Устава Бенедикта”.

Не отрицая анахоретства как формы жизни, испытанной им же самим и прославленной восточными аскетами, Бенедикт Нурсийский наиболее удобной, доступной большинству и менее опасной для спасающегося считает ту форму жизни, которая возникла на Востоке в виде лавр и существовала задолго до него на Западе - монашеское общежитие. Целью монашеской жизни является “бегство от казней геенны в жизнь вечную”.

Монах трудами послушания стремится “вернуться к тому, кого покинул, благодаря непослушанию”, терпением сделаться сопричастным Христу, следовать по Его стопам, живя “как отцы наши и апостолы”, чтобы сделаться участниками царствия Божия. “Отказываясь от личных желаний, - говорит Бенедикт Нурсийский, - прими могущественнейшее и прекрасное оружие послушания на службу истинному Царю Господу Христу”. И общежитие монахов - dominici schola servitii [школа служения Господу] - рисуется как воинский отряд, подчиненный “уставу-наставнику” и строгой дисциплине. Устав Бенедикта Нурсийского, и в этом его автор идет далее главных своих источников - уставов Василия Великого и Кассиана,- по возможности обособляет монастырь от мира, прикрепляя монаха к месту.

За стенами монастыря монах всецело должен отдаться Богу, из любви к Которому вытекают все его добрые дела. Полная нищета (даже пользование необходимыми для бенедиктинца письменными принадлежностями зависит от аббата), целомудрие, молчание, осуждающее на “вечное заключение болтовню, праздные или вызывающие смех слова”, вместе со строгим соблюдением постов и долгими молитвами характеризуют совершенного монаха. Главными средствами к достижению этого идеала являются смирение, двенадцатиступенная лествица которого подробно описана в уставе, и послушание - отказ от своей воли - не только уставу, но и аббату. Аббат ничем и никем не ограничен в своих действиях: голос капитула имеет лишь совещательное значение; он - заместитель Христа в монастыре, снисходительный и вместе с тем строгий отец семьи, пастырь, ответственный за порученных ему овец только перед Богом.

Составляя свой устав, Бенедикт Нурсийский до известной степени только подводил итоги предшествующему развитию, выдвигая на первое место общежитие как наиболее пригодную для спасающегося форму служения Богу и в применении к этому общежитию обобщая и систематизируя идеалы и предписания, рассеянные у Иеронима, Августина, Пахомия, уже подвергнутые обработке у Василия Великого и Кассиана.

Бенедикт Нурсийский стремился дать общую форму - схему монашеской жизни, в которую легко могли бы быть вносимы особенности, диктуемые местными условиями. И он действительно сумел своим уставом охватить главные формы жизни уже существовавшего монашества Запада и систематичностью и гибкостью его обеспечить успех и быстрый рост бенедиктинской семьи, вытеснившей или вобравшей в себя большинство самостоятельно возникших ранее общежитий. Немалую роль в успехе бенедиктинцев сыграли и большое культурное значение имели их ученые занятия, параллельно (и значительнее) развившиеся в монастыре Кассиодора, потом примкнувшем к бенедиктинцам. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями.

Ежедневно 1-2 часа посвящаются чтению, и самый круг этого чтения находится в некоторой зависимости от аббата.

С другой стороны, связь новой монастырской культуры со школьною культурой позднего Рима поддерживается воспитательской деятельностью бенедиктинцев, о чем говорит житие Бенедикта Нурсийского. Именно благодаря месту, отведенному науке бенедиктинским уставом, западное монашество могло воспринять римскую культуру и сделаться для дальнейших эпох одним из источников просвещения.

Ср.: “Vita Benedicti”, написанная Григорием Великим: Migne PL, t. 6; Устав издан Wölflin, Benedicti Regula Monachorum, Lpz., 1895 (изд. Teubner)

Л. П. Карсавин

***Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 194-195

Устав святого Бенедикта Нурсийского(в сокращении)

Гл.1. Роды жизни монашеской

Известно, что монахи бывают четырех родов. Первый - киновиты, живущие в одном монастыре и воинствующие по общему уставу, под управлением одного аввы.

Второй - анахореты, т.е. пустынники, которые удаляются в пустынь не в первоначальном жару по обращении, но по долговременном испытании себя в монастыре, научившись бороться с дьяволом при молитве и совете многих среди братского воинства, и будучи уверены, что с Божией помощью могут уже вступать в единоборство с врагом, низлагать его, отревая его внушения в воле плоти и помышлений.

Третий, весьма нехороший род монахов - сарабаиты, которые, не обучившись под руководством опытного наставника и не будучи искушены, подобно злату в горниле, еще рабствуя делами века и мягкие как свинец для приятия от впечатлений греховных, принимают постриг, думая, что могут обмануть и Бога, а не одних людей…

Четвертый род монахов - гироваги (шатайки), которые всю жизнь блуждают туда и сюда, по три и четыре дня, гостя по разным кельям; все шатаются и никогда не сидят на одном месте, - это самоугодливые рабы чрева; они гораздо хуже сарабаитов…

Мы же… приступим к начертанию законов жизни киновитов - рода иночествования самого благонадежного.

Гл.2. Каков должен быть авва?

Авва, достойный главенства в монастыре, всегда... должен… имя наибольшего оправдывать делами. Он в монастыре представляет... лицо Христа, почему ничего, кроме заповедей Господних… не должен он ни внушать, ни учреждать, ни повелевать...

Да памятует авва, что как об его учении, так и о послушании учеников... на страшном суде Божием будет произведено строгое рассмотрение, и да ведает, что на пастыря падает вина, если Домовладыка менее, чем должно, найдет пользы в овцах...

Когда кто принимает имя (и бремя) аввы, то двояким руководством должен предшествовать ученикам своим, т.е. не словом только... но делом показывать все доброе и святое... Не должно ему иметь на лица зрения; ни одного любить более чем другого, разве только найдет кого лучшим в добрых делах и послушании; не знатного предпочитать обращающемуся из рабства... Если по требованию справедливости найдет это нужным авва, пусть сделает, а если нет, пусть всякий держит свое место, потому что… все мы едино во Христе... Итак, да будет у аввы одинаковая ко всем любовь, - и одинаковая ко всем дисциплина, смотря по делам их… Пусть не пропускает без внимания погрешностей и опущений, но... с корнем да отсекает их… Паче же всего да опасается он...более заботиться о вещах преходящих, земных и тленных, но всегда да помышляет о том, что он души взялся управить в царстве...

Гл. 3. О том, что надобно братий приглашать на совещания

Коль скоро надобно делать по монастырю что-либо особенное, авва пусть соберет все братство и скажет ему, в чем дело. Выслушав мнения братий, он обсудит все сам собою и сделает, что найдет полезным... Братия же пусть предлагает свои мнения со всякою смиренною подчиненностью, не дерзая с настойчивостью защищать, что им придумалось... в воле аввы состоит постановить, что почтет он более спасительным, и все должны ему повиноваться.

Гл.4. Виды добрых дел

1. Во-первых, Господа Бога любить от всего сердца, всею душою и всею силою (Лк.10).

2. Потом-ближнего, как самого себя.

4. Не прелюбодействовать (Лев. 19).

5. Не красть (Исх.20).

6. Не похотствовать (Втор.5).

7. Не лжесвидетельствовать (2 Петр.2).

9. Чего себе не желаешь, не делать того и другому (Тов.4).

10. Отвергаться себя самого, чтобы следовать Христу (Мф.17).

11. Тело свое умерщвлять и порабощать (I Кор.9).

12. Не искать утех (2 Петр 2).

13. Любить пост (Дан.1).

14. Кормить бедных (Тов.4).

15. Одевать нагих (Ис.58).

16. Посещать больных (Мф.25).

17. Погребать мертвых (Тов.1).

18. Помогать в беде (Эккл.6).

19. Утешать в скорби (Эккл.7).

20. Быть чужду делам века (2 Тим.2).

27. Не клясться, чтобы не нарушить клятвы (Мф.5).

29. Не воздавать злом за зло (I Сол.5).

33. Переносить гонения за правду (Мф.5).

42. Увидев какое в себе добро, Богу то приписывать, а не себе (Иак.1).

44. Бояться дня судного (Иов.31).

47. Смерть каждодневно иметь пред очами своими (Втор.4).

53. Не любить многословия (Прит.10).

55. Не любить разражаться смехом (Эккл.7).

59. Похотей плотских не совершать и волю свою ненавидеть (Гал.5).

60. Заповедям аввы во всем повиноваться (Евр.13), хотя бы сам он (чего да не будет) поступал иначе…

62. Заповеди Божьи каждодневно делом исполнять (Сир.6).

Гл.7. О смирении

Первая степень смирения есть, когда кто страх Божий всегда полагая себе пред очи, всячески бегает забвения; но всегда помнит все, что заповедал Бог, равно как и то, что презирающие Бога пойдут за грехи свои в геенну; …всякий час блюдет себя от грехов и прегрешений, мыслию, словом, очами, руками и ногами, отсекая свои хотения, наипаче же похотения плоти.

Вторая степень смирения есть, если кто, не любя своей воли, не находит удовольствия в том, чтобы исполнять свои пожелания, но делами подражает Господу.

Третья степень смирения есть - чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться набольшему...

Четвертая степень смирения есть - чтобы в самом послушании на дела трудные и сердцу своему противные… хранить молчаливое, но благодушное... терпение и... не отступать назад...

Пятая степень смирения есть - чтобы худых помышлений… или дел худых... не утаивать от аввы своего…

Шестая степень смирения есть - чтобы монах довольствовался всякой скудостию… и при всем… считал себя худым и нестоящим работником...

Седьмая степень смирения есть, когда кто считает себя низшим и худшим из всех…

Восьмая степень смирения есть, когда монах ничего не делает, кроме того, к чему обязывает общий монастырский устав и к чему побуждают примеры набольших.

Девятая степень смирения есть, когда монах удерживает язык свой от говорения, и храня молчание не говорит, пока не спросят...

Десятая степень смирения есть, если неохоч и не скор бывает на смех...

Одиннадцатая степень смирения есть, если монах, когда говорит, говорит кротко и без смеха, смиренно, но с верностию, немного, но разумно, и не возвышая до громкости голоса своего...

Двенадцатая степень смирения есть, когда монах… всегда и перед всеми показывает себя смиренным: то есть …. всюду, склонив голову, взор вперяет в землю...

Гл.8. О ночном богослужении

Во время зимы, т.е. от ноябрьских календ до Пасхи, вставать надобно в восьмом часу ночи... От Пасхи же до сказанных календ ноября время бдения определять по расчету такому, чтобы по окончании их... тотчас следовала Утреня, которая обыкновенно начинается с рассветом.

Гл.16. Сколько каждый день совершать богослужений?

Пророк говорит: “Седмерицею днем хвалих Тя” (Пс.118,164). Это священное седмеричное число мы исполним, совершая утреню, первый, третий, шестой и девятый часы, вечерню и повечерие.

Если братство велико, надо избрать из самих братий таких, которые имеют доброе свидетельство и живут свято, и поставить их деканами, чтобы они несли попечение о своем десятке во всем... Выбор надо делать по успехам в жизни и способности назидать словом учения.

Гл.22. Как спать монахам?

Каждый пусть спит на особой кровати. Если можно - пусть все спят в одном месте… Лампада в спальне пусть горит до самого утра.

Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих... пусть не имеют... чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове, и как только дан знак, без промедления вставши, спешить... на дело Божие… Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми.

Гл.24. Какого рода должны быть эпитимии?

Эпитимия должна быть соразмеряема с виной, и определение это зависит от суда аввы. Кто в легком в чем провинится, того лишать участия с братьями в столе… и в церкви не должен ни петь псалма, или антифона, ни совершать чтения, пока исполнит эпитимию. Пищу принимать ему одному, после стола братьев…

Гл.25. О важных погрешностях

Провинившийся в важном каком деле… вместе с отлучением от стола отлучается и от молитвы вместе с братиями. Никто из братий не должен входить с ним в... общение, даже в разговор... И приветствовать никто не должен его, проходя, ни давать ему что съестное.

Гл.26. О тех, кто без повеления аввы вступает в общение с подъэпитимийными

Если какой брат позволит себе без разрешения аввы вступать в какое-либо общение с подъэпитимийным братом, или говорить с ним, или приказать ему что, - пусть равное с ним разделит наказание.

Гл.31. Каков должен быть монастырский келарь?

В монастырские келари избирать надобно из братства человека мудрого, зрелых нравов, трезвого… не расточительного... О больных, о детях, о странниках и бедных пусть печется со всем усердием… На все монастырские вещи и на все имущество пусть смотрит как на священные церковные принадлежности. Ни к чему пусть небрежно не относится… Что положено выдавать братиям - пусть выдает без промедления...

Гл.33. Могут ли монахи иметь какую-либо собственность?

Особенно надо с корнем исторгнуть из монастыря страсть любоимания, чтобы никто не смел ничего дать, ни взять без позволения аввы, ни иметь что собственное, никакой вещи, ни книги, ни доски, ни грифеля, совершенно ничего: так как никто из братий не имеет уже в своей власти ни тела своего, ни воли своей. Всего необходимого всякий пусть ожидает от аввы; и никому не позволительно иметь что-нибудь, кроме того, что даст или определит авва.

Гл. 36. О больных братиях

… Авве надобно всячески заботиться, чтобы о больных не была допускаема никакая небрежность: келью для них назначить особую, и для хождения за ними назначить брата… Бани для больных готовить сколько нужно; а для здоровых, особенно молодых, пореже дозволять ее. Разрешать больным и вкушение мяса… Но коль скоро оправятся -пусть по обычаю воздерживаются от мяса.

Гл.39. О количестве и мере яств

Полагаю, что достаточно будет... предлагать два варева на всех трапезах, в шестом или девятом будут они часу... если достанутся откуда плоды или овощи, то прибавить и это третье кушание… От мяса же четвероногих решительно все должны воздерживаться, кроме… больных.

Гл.40. О мере пития

Так, относительно вина… полагаем, что для каждого достаточно будет на день стакана вина...

Гл.48. О каждодневном рукоделии

Праздность - враг души. Потому в известные времена братья должны заниматься и рукоделием, в известные же опять часы - божественным чтением. Оба эти занятия… распределить так: от Пасхи до октябрьских календ братия… работают… от первого часа до четвертого; от четвертого же до шестого-занимаются чтением... В воскресенье пусть все занимаются чтением, исключая тех, которые отряжены на разные послушания. Если кто не хочет или не может читать и рассуждать, заставлять такого работать, чтобы не был в праздности...

Гл.58. Об образе принятия братий в монастырь

Если пришедший прибудет.. и наносимые ему нарочно оскорбления, и намеренное недопущение внутрь обители в продолжение четырех или пяти дней вынесет терпеливо… то дозволить ему наконец войти… поместить его в кельи новоначальных, где пусть изучают, что прикажут: там ему принимать пищу и спать... Надобно рассказать ему все трудности... какие встречаются на пути к Богу. Если пообещает он твердость, то спустя два месяца прочитать ему настоящий Устав... Спустя шесть месяцев еще прочитать ему Устав, чтобы хорошо понял, к чему приступает. Если будет стоять в своем намерении, через четыре месяца еще прочитать ему тот же Устав... Принимать же должно в церкви в присутствии всех: причем он дает публично обещание не отступать от своего намерения, быть всегда исправну в поведении, нраве и в послушании... Обещание свое должен он изложить письменно... и написать его своею рукою... Если он имеет что, то или раздает это прежде бедным, или при всех жертвует в монастырь...

Гл.63. О месте, какое каждый брат занимать должен, и о взаимных отношениях

Места в монастыре братия пусть всегда держат те, какие им следуют по времени вступления в обитель и по достоинству жизни, и как определит авва... В том порядке, какой установил он, или какой имеют братия, пусть приступают они к целованию мира, и к причащению, держат череду в пении псалмов и стоят в хоре.

Где бы ни встретились братья - младший у старшего просит благословения. Когда подходит старший, младший должен встать и дать ему место. Младший не должен садиться, пока не прикажет ему старец...

Гл. 64. О поставлении аввы

… Поставлять того, кого изберет согласно все братство в страхе Божьем, по здравому совету. Во внимание при сем иметь достоинство жизни и степень умственного образования... Если братия... изберет... себе в аввы, который не чужд... пороков... но об этом узнает какой-нибудь епископ, в епархии которого находится тот монастырь, или аввы других монастырей, или соседние христиане, то пусть все позаботятся воспрепятствовать исполнению совета злых...

Гл.66. О привратнике монастыря

В привратники монастыря надо поставлять старца мудрого, который умел бы принимать и давать ответы... Этот привратник должен иметь келью вне монастыря, чтобы приходящие всегда находили его готовым дать ответ.

Монастырь же… надо устроить так, чтобы все нужное, как то: вода, мельница, сад, хлебня, разные мастерские находились внутри монастыря, чтобы монахам не было необходимости выходить за ограду и блуждать, ибо это совсем неполезно для душ их.

Гл.69. В монастыре никто другого защищать не должен

Всячески надобно остерегаться, чтобы ни в каком случае один другого монаха не защищал в монастыре, хотя бы они связаны были узами родства. Ни под каким видом не должно дерзать на это монахам...

Гл.70. Чтобы никто не смел наказывать другого
Воспрещается в монастыре всякое присвоение себе власти. Постановляем, чтобы никто не дерзал кого-нибудь из братий отлучать или наказывать, кроме тех, кому власть сия дана аввою. Согрешающие же пусть перед всеми обличаются, чтобы и прочие страх имели. Детей до пятнадцатилетнего возраста можно наказывать телесно, но и это с благоразумною мерою.

Библиотека Халкидон

Древние иноческие уставы, собранные епископом Феофаном. М., 1892, с. 591-653.

***Текст приводится по изданию: Устав святого Бенедикта // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М.: Юристъ, 1996. С. 291-297.
ПО материалам блога