Учение маркиона. Маркион синопский

Введение

Одна из самых первых интерпретаций Библии, которую ранние христиане признали ересью, – так называемое маркионитство. Основатель этого учения Маркион Синопский (ок. 85-165 гг. н. э.) ясно видел различия между гневным Богом Израиля и любящим Богом, которого проповедал Иисус Христос. И он не рассматривал их как одно и тоже существо.

Бог Творец описывается в Библии как абсолютное добро и источник всего бытия, и все же он также изображается как своенравный, импульсивный, ревностный, кровожадный, нетерпимый, склонный к геноциду и психозу Бог. Эта дихотомия представляет собой настоящую теологическую и философскую проблему, которая традиционно не подлежит обсуждению и приукрашивается проповедями всех религий, основывающихся на этих текстах, слепой преданностью и превосходством веры. Появление зла в противоположность концепции добра, любящего Бога – это самый очевидный повод для конфликта, возникающий из этих текстов, также как и неразрешимая проблема неотделимости Бога от сотворенной Вселенной и его превосходства над ней.

Описание истинных начал творения в Пустоте, данное Рамтой, снисхождение Бога через семь уровней сознания и энергии и его рассказ в частности, о Боге Израиля объясняет, напротив, что информация, представленная в еврейских текстах, относится к реальности гораздо более сложной и глубокой, чем та, что кажется очевидной. Множество внесенных при издании Библии изменений, выявленных библейскими ученными посредством техники литературной и исторической критики, а также критики формы, частоуказывают на литературные и философские источники, которые значительно расходятся с традициями самого иудаизма.

Библия стала объектом настоящей критической проверки довольно недавно, с возникновением движения Ренессанса и появлением первых переводов Библии на разговорный язык. Один из основных тезисов движения протестантской реформации – это серьезное исследование Библии, которое подразумевало применение новых критических методов в исторической и литературной научной среде. Среди первых критиков Библии были философы XVII века Томас Гоббс, Барух Спиноза и Ришар Симон. Тем не менее наиболее значительное критическое исследование Библии – было в основном предпринято немецкими ученными в течение XVIII и XIX веков. Классический труд, предлагающий данную линию исследования, – книга немецкого философа, богослова, музыканта и физика Альберта Швейцера «Поиски исторического Иисуса: их критическое исследование от Реймаруса до Вреде». Их доскональный подход к изучению священных текстов выявил, что некоторые важные библейские утверждения и факты авторство находятся в противоречии с имеющимися историческими и археологическими свидетельствами и доказательствами (Юлиус Вельхаузен). Любопытно, что самые древние археологические доказательства, – в особенности, полученные из Египта, Вавилона, а также шумерского происхождения – не противоречат предложенной Рамтой последовательности описания событий, происходящих вокруг народа Израиля, и их взаимодействия с Иеговой и его грозной силой.

Маркион

Маркион из Синопа (ок. 85/100 – ок. 160)

История

В 75 г. от рождества Христова в понтийском Синопе родился человек по имени Маркион. Его отец, чье имя по всей вероятности звучало как Иосиф, сначала был главой синагоги в Афинах. Тем не менее, Синедрион Иерусалима поручил ему создать псевдо – христианские общины в понтийских странах. Благодаря финансовой поддержке ему удалось сделать это достаточно быстро, и он стал епископом Синопа.Таким образом, его сын Маркион жил среди конфликтов между истинными ранними христианскими общинами и уподобленными иудейству псевдо – христианскими общинами. Будучи юношей, он уже был хорошо обучен грамоте и вскоре понял, что что-то не так. Неизвестно, нашел ли он поддельные документы синедриона в бумагах своего отца или, наконец, благодаря здравому человеческому смыслу осознал, что Христос не имел ничего общего с Иеговой из Старого Завета.Во всяком случае, остается факт, что однажды он потребовал объяснений у своего отца и других наставников общины, что завершилось преданием Маркиона иудейской анафеме. Тогда он примкнул к одной из истинных ранних христианских общин, а позже возвысился до ее наставника.

Когда он услышал, что последний ученик Христа Иоанн живет в Эфесе, он отправился туда. Маркион нашел Иоанна в крайней нужде. Ему было уже 99 лет, и он был тяжело болен. На следующий день, словно он только и ждал прихода Маркиона, апостол умер, однако перед тем успел передать Маркиону подлинное первоевангелие и Откровение от Иоанна . Маркион похоронил евангелиста в неизвестном месте. Вооруженный важными письменами, Маркион основал свою штаб-квартиру на Кипре. Руководимые им истинные христианские общины уже спустя три года насчитывали 500 000 членов. Своим символом они избрали терновый крест.

Одна из версий тернового креста

В отличие от псевдо – христианских общин , которые многих считали недостойными крещения, маркиониты принимали в свои ряды всех, независимо от того, какой поступок они только что совершили. Когда стало ясно, что влияние маркионистских общин постоянно усиливается, Маркион решил отправиться прямо в сердце противника – Рим. До более или менее крупных демонстраций и переговоров дело не дошло: вскоре после его приезда он был убит. Оставшимся без наставника истинным христианским общинам грозило полное поражение со стороны псевдо – христианских общин.Впредь мир принадлежал сфальсифицированной христианской церкви, которая наряду со спасительным Посланием Христа вещала народам о его предположительном Отце Иегове – Всемогущем (Иегове – Шаддай ). Это был страшный триумф темных сил, поскольку без помощи сфальсифицированной церкви он вряд ли смог бы быть представлен большинству людей как Бог. Последствия достаточно известны: крестовые походы, инквизиция, сожжение ведьм, истребление индейцев…

Вопреки всему наследие Маркиона не изглажено из памяти! Разнообразные ордены и общества, например катары , смогли сохранить его до наших дней.

Еще два важных дополнения по этой теме:

1. большая часть того, что пишут о Маркионе в официальных источниках, не соответствует действительности, потому что современная наука знает о нем только из трактатов его противников;

2. приверженцев маркионитства время от времени упрекают в антисемитизме. Это обвинение совершенно несостоятельно. Маркиониты выступали против поклонения Иегове - Всемогущему, а не против иудейского народа. Более того, многие из них – и даже сам Маркион – были евреями.

Маркионитская молитва Богоматери

Текст

1

Мария, Пресвятая Богородица;

Твой взор обращается к нам,

Ты посылаешь нам Твою силу;

В Тебе сияет свет любви,

Исходя из Тебя, он озаряет мир,

Озаряет всех, кто думает о Тебе,

Всех, кто взывает к Тебе.

2

Нежно смотрят очи Твои,

Мягко усмехаются уста Твои.

Ты понимаешь сущность человеческую,

С состраданием находишь Ты

Свет, который светит из-за тени будней;

Ты обращаешь нас к Тебе.

3

Мария, Пресвятая Мать Христа;

Ты близка к Господу,

Ты близка также и к нам,

Которые путешествуют по свету;

Ухом Твоим Ты слушаешь наши мысли.

Пресвятая Богоматерь.

Маркионитская молитва Богоматери (сокращенная)

Мария,

Пресвятая Богородица;

Обрати на нас взор Твой

И пошли нам силы Твоей;

Ибо в Тебе есть любовь,

И из Тебя она исходит и освещает мир

И нас.

Аминь.

Маркионитская молитва Отче наш

1 Отче наш, сущий в Твоем небесном царстве;

2 да святится имя Твое: Христос.

3 хлеб наш насущный дай нам каждый день

4 и укрепи нас в борьбе в этой жизни.

5 избавь нас от искушения

6 и прости нам больше, чем мы сами можем простить.

7 Ты есть свет, Тебе принадлежит царство и вечность.

Аминь.

Маркион из Синопа

Евангелие Маркиона

Текст

Евангелие Маркиона в оригинале (фрагменты)

Фрагмент1

1.1 В те дни весь народпод властью Римской империи был сосчитан и переписан по приказу кесаря Августа. Приказ сей исполнил Квириний, римский наместник в Сирии.

1.2 Также Иосиф и Мария, которые были родом из Галилеи, отправились из Назарета в Вифлеем. И была Мария беременна.

1.3 И во время их путешествия пришло время, когда Мария должна была произвести на свет дитя Свое. Не было поблизости приюта для них, Иосиф и Мария отправились в хлев, который был открыт для них.

1.4 И так появился Спаситель на свет; и уложили Его в ясли.

1.5 Этой ночью пастухи охраняли скот свой недалеко от хлева. И увидели они высоко в небе яркое сияние.

1.6 Пастухи удивились, потому что они никогда прежде не видели такого света.

1.7 И они убоялись страшно; ибо Ангел Божий парил в воздухе, приближаясь к ним в сиянии этого света.

1.8 Но ангел сказал пастухам: «Не бойтесь и слушайте, я возвещаю вам и всей земле великую радость: ныне на земле родился Спаситель! Человек стал Богом.

1.9 Недалеко отсюда вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях – поклонитесь Ему, ибо Он есть Господь Бог, Спаситель всей земли».

1.10 Сказав это, ангел снова вознесся к небу, чтобы стать светом, из которого он вышел.

1.11 Пастухи очень удивились всему, что они услышали и увидели. Они поспешили найти Младенца, в чьем облике Бог пришел на землю к людям.

1.12 В пути пастухи разговаривали между собой и спрашивали друг друга: «Как такое может быть, чтобы сам Бог сошел с неба на землю в образе младенца?»

1.13 Однако они поистине видели Ангела и слышали слова его; и в этом не было сомнения у них.

1.14 Вскоре после это пастухи робко вошли в хлев, где нашли Марию с Иосифом и Младенцем, который, как и сказал Ангел, лежал в яслях.

1.15 И удивились пастухи, когда увидели сияние, окружающее Младенца;

1.16 и как велико было их удивление, когда они услышали, как новорожденный говорил к нимвнутренним голосом: «Да пребудет мир Мой с вами!» И все они услышали это приветствие в себе.

1.17 И тут упали пастухи на колени пред яслями и стали они молиться робко, ибо это было чудо, и было оно наполнено Духом Божьим.

1.18 Мария и Иосиф были спокойными рядом с Младенцем – Иисусом Христом, Спасителем, Богом на земле.

1.19 Уже давно предвещали мудрецы из Халдеи знаки, и указали они час, когда Бог станет человеком.

1.20 Мудрецы последовали этим знакам, и пришли вскоре три мудреца: из Халдеи, из Персии и из Индии. Они нашли друг друга, дабы прийти и поблагодаритьГоспода за Его пришествие.

1.21 И были в хлеву пастухи, три мудрых мужа, Иосиф, Мария и Святой Младенец.

1.22 Здесь царила блаженная тишина и наполненное счастьем молчание.

1.23 Христос, свет пришел!

Фрагмент 2

2.1. Это было время, когда Понтий Пилат был римским наместникомв Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее; Ханнан и Кайафа были первосвященниками иудеев в Иерусалиме.

2.2. В это время проходил по всей земле учитель, имя которого было Иоанн. Он говорил о приближении Бога в облике человека и так говорил он: «Глас вопиющего в пустыне! Я взываю к вам: никто не уйдет от истины Того, кто грядет. И истина эта принесет свет на землю, и ни одна тень не спрячется от света сего».

2.3. И спрашивал народ этого учителя: «Так скажи нам, что нам делать, чтобы устоять пред светом, о котором ты говоришь?»

2.4. И говорил Иоанн сим: «У кого есть избыток всего, тот дай одежду и еду неимущему».

2.5. Этот учитель крестил тех, кто хотел креститься; и крестил он чистой водой.

2.6 . И спросил его сборщик податей, которого он крестил: «Научи меня, учитель, что я должен изменить в себе, чтобы стать лучше?»И ответил ему Иоанн: «Ни от кого не требуй больше, чем положено тебе требовать. И тогда ты станешь праведным.»

2.7. И пришел также и воин, чтобы крестил его Иоанн. Также и он спрашивал Иоанна, что он должен делать. И ответил учитель ему: «Не поступай жестоко без нужды и пусть мысли твои будут праведными. Ты легко сможешь сделать это».

2.8. Много народу приходило к учителю Иоанну, чтобы он посоветовал им и крестил их.

2.9. Иоанн обратился к народу с пламенной речью: «Я крещу вас водой. Но придет другой, который тысячекратно сильнее меня, у которогоя недостоин завязывать сандалии – Он придет и будет крестить вас не водой, но огнем Его Духа Святого.

2.10. Он отделит свет от тьмы, как отделяют зерна от плевел. Хорошие зерна соберет Он в житницу Свою, а плохие зерна развеет по ветру. Ибо кто придёт к Нему, тот останется с Ним, но кто отвернется от Него, тот обратится в плевелы»

Маркион родился в Понте и около 140 г. прибыл в Рим, где был отвергнут церковью (Тертуллиан, «Предписание против ересей», 30). Впрочем, время его деятельности неясно, как не определена и степень его причастности к гностикам. К 150 г. у него было уже множество последователей, а основанная им секта просуществовала несколько веков. Вопреки распространенному мнению Маркион не отвергал Ветхий Завет, а, наоборот, считал его откровением Божиим, которое следовало понимать только буквально. Ведь в нем рассказывалось о Боге, сотворившем мир и даровавшем Закон Моисею, посылавшем пророков и совершавшем чудеса, предсказавшем немало событий и обещавшем послать Мессию, дабы уничтожить зло и воздвигнуть Царство небесное на земле. Однако Маркион не мог поверить, что Бог Ветхого Завета является Отцом благого и непорочного Христа. Иисус призывал людей быть милосердными, как милосерден Отец их на небесах (Лк. 6:36). Поведение Творца не соответствовало этим словам: Он делал зло тем, кого ненавидел, и жестоко карал нарушителей Его заповедей. Да и создания Его были несовершенны: ядовитые насекомые, хищные звери, развратные люди. Он подвержен ошибкам, в чем сам раскаивается, может изменить мнение (а все это несовместимо с греческой концепцией Бога как неподвижной сущности). Более того, Он пребывает в заблуждении, поскольку считает себя единственным Богом, а на самом деле есть еще Другой, Неизвестный. Этот–то Другой и является, по мнению Маркиона, добрым и любящим, Он позаботился о несчастных жертвах злобного Творца и послал к ним Христа. Вначале Бог Ветхого Завета по глупости принял Иисуса за своего Мессию, но позже осознал свою ошибку и договорился с Неизвестным о сделке: смерть Иисуса за души всех, преступивших Закон. Отсюда и начинается Евангелие безусловного прощения грехов, освобождения от «клятвы закона». Благую Весть принимают и язычники, а Иисус побеждает смерть и вырывается из рук Творца, открывая врата ада и выпуская узников. Однако, предупреждает Маркион, Творец не думает сдаваться. Рассерженный из–за неудачи, Он решает обмануть апостолов и подменяет Благую Весть Иисуса проповедью своего Мессии, о чем и говорит Павел Петру в Гал. 2:11–14. Таким образом, в нашем Новом Завете перепутались Евангелие Иисуса и принципы Творца. Подлинными Маркион считал только Послания апостола Павла и Евангелие от Луки. Однако и их приходилось пересматривать, чтобы очистить от внесенных иудействующими христианами поправок. Маркион удалил из Евангелия рассказ о Рождестве Иисуса, поскольку он слишком напоминал о процессах творения и любодеяния.

Все начинается со слов: «В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря…» (Лк. 3:1). Иисус, уже взрослый, пришел в Капернаум и проповедует в синагоге (Лк. 4:31).

Такая система была очень привлекательна для эмоциональных людей: безгранично любящий и бесконечно добрый Бог прощает всех и спасает от страшной кары, освобождает от строгостей Закона и трудностей нравственного порядка, связанных с Ветхим Заветом, дает уверовавшим надежду на окончание земных страданий и небесное блаженство. Поклонникам платонической философии, приверженным идее о Высшем Благе и творце–демиурге, тоже нравилась теория Маркиона. Так он собрал изрядное число сторонников, которые покорно ограничивали себя в пище, воздерживались от половой близости и с готовностью шли на смерть за убеждения, называя все это борьбой с Законом и Плотью за чистый Дух.

Другие христиане осуждали учение Маркиона. Во–первых, концепция двоебожия была совершенно неприемлема: маркиониты не могли объяснить, чья сила поддерживает вселенную и почему Добрый не вступит в борьбу со Злым. Получалось, что не было разницы - два бога или ни одного (Ириней, «Против ересей», 3.25.3; Тертуллиан, «Против Маркиона», 1.27). Маркиониты жили в этом мире, постоянно пользуясь плодами творческой деятельности злого бога, из–за чего им пришлось отказаться от идеи Воскресения плоти и спасения мира. Учение Маркиона о Христе считают близким к докетизму (от греч. dokein): Иисус лишь казался человеком, Его плотское тело было иллюзией (Тертуллиан, «Против Маркиона», 3.8). При этом в письменных текстах Маркиона подобных утверждений нет, они получались из его учения путем логических рассуждений. Возможно, сам он и не предполагал подобных выводов из своей теории. Изначально Маркион хотел просто отделить Высшего Бога от второстепенного Творца, но связь между двумя богами осталась неясной, как и вопрос о природе Христа. Вполне возможно, гностики, принявшие учение Маркиона, и добавили туда эти недостающие главы позднее.

Если последнее предположение верно, то начало деятельности Маркиона следует отнести к периоду, когда новозаветные книги еще не были закончены, а Игнатий писал свои работы против докетизма. В противном случае Маркион мог быть современником гностиков и создавать свои теории под влиянием как гностицизма, так и традиционного христианства. Если это так, то он хотел написать простое и понятное толкование Ветхого Завета и христианской истории в ответ на извращенные идеи гностиков и расплывчатые убеждения тех, кто верил в Творца, но отрицал иудейскую религию. Вопрос о принадлежности Маркиона до сих пор остается открытым.

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Карпократ Сатурнин Маркион Приложение: Мандаиты (т. называемые "христиане Иоанна Крестителя") По либертинистической тенденции особенно известна школа Карпократа (александрийца), современника Василида.Он учил, что начало всего есть?????, единица, от которой все исходит и к

Из книги О ПЛОТИ ХРИСТА автора

Маркион Как на другой замечательный образец сирийской системы можно указать на систему Маркиона, но указать можно лишь с оговоркою. В ученом мире на западе уже давно повторяется тезис, что Маркионова система не есть гностическая. В 1823 году этот тезис поставлен был в

Из книги Гностицизм. (Гностическая религия) автора Йонас Ганс

1-2. Еретики (Маркион, Валентин, Апеллес) отрицают плоть во Христе, стремясь опровергнуть воскресение; но не может быть воскресения без плоти 1.Те, которые стремятся поколебать веру в воскресение (несомненную до появления этих родичей саддукеев ), отрицая притом что

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Маркион и Священное Писание Используя свое понимание Св. Павла в качестве мерила того, что является истинно христианским, а что -- нет, Маркион подверг писания Нового Завета суровой проработке, чтобы отделить истину от того, что он относит к поздним фальсификациям. В

Из книги Учение и жизнь ранней церкви автора Холл Стюарт Дж.

Маркион Ни одно из произведений Маркиона не сохранилось, поэтому он известен нам только благодаря его оппонентам, таким как Ириней и Тертуллиан. Маркион писал во II веке от P. X., и его отправным пунктом было Послание к Галатам, которое он считал направленным против иудаизма

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Маркион Маркион родился в Понте и около 140 г. прибыл в Рим, где был отвергнут церковью (Тертуллиан, «Предписание против ересей», 30). Впрочем, время его деятельности неясно, как не определена и степень его причастности к гностикам. К 150 г. у него было уже множество

Из книги Святые отцы и учители Церкви автора Карсавин Лев Платонович

МАРКИОН СИНОПСКИЙ (ок.100–ок.160), раннехрист. ересиарх. Род. на малоазийском побережье Черного моря, вСинопе Понтийском; был богатым судовладельцем. Отец М., еп.Синопский, порвал с ним, как утверждает свт.*Епифаний, из–за его аморального поведения. Но ввиду аскетич.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Сочинения автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

§127. Маркион и его школа I. Иустин Мученик: Apol. I, с. 20, 58. Он написал также специальный труд против Маркиона, который не дошел до нас. Ириней: I. 28. IV. 83 sqq. и еще несколько отрывков. Он также хотел создать специальный трактат против Маркиона (III. 12). Тертуллиан: Adv. Marcionет Libri V.

Из книги Канон Нового Завета автора Мецгер Брюс М.

1–2. Еретики (Маркион, Валентин, Апеллес) отрицают плоть во Христе, стремясь опровергнуть воскресение; но не может быть воскресения без плоти 1. Те, которые стремятся поколебать веру в воскресение (несомненную до появления этих родичей саддукеев ), отрицая притом что

Из книги Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение автора Мецгер Брюс М.

II. МАРКИОН В конце июля 144 г. по Р. X., в Риме, Маркион, богатый судовладелец, христианин, происходивший из Синопа, малоазийского порта на Черноморском побережье, предстал перед пресвитерами, чтобы изложить свое учение и завоевать ему новых сторонников. Несколько лет он был

Из книги Трактаты автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

II. МАРКИОН В конце июля 144 г. по P. X., в Риме, Маркион, богатый судовладелец, христианин, происходивший из Синопа, малоазийского порта на Черноморском побережье, предстал перед пресвитерами, чтобы изложить свое учение и завоевать ему новых сторонников. Несколько лет он был

Из книги Петр, Павел и Мария Магдалина [Последователи Иисуса в истории и легендах] автора Эрман Барт Д.

Из книги автора

Павел и Маркион Еще более влиятельным христианином, жившим в Риме во времена Валентина, примерно в 140 году, считается богослов и евангелист по имени Маркион. Маркион не был христианином-гностиком. Он не верил, например, что именно тайное знание (гнозис) приносит спасение,

Мы продолжаем серию статей, посвященных разнообразным "неправильным", то есть еретическим учениям древности и нашего времени. На небосводе древних христианских ересей учение человека по имени Маркион является, безусловно, одной из самых ярких "звездочек". При встрече с ним святитель Поликарп Смирнский сказал: "узнаю первенца сатаны". Чтобы "удостоиться" такого обращения в то время, итак богатое на ереси, что ни говори, надо было хорошо постараться.

Что же это за человек — Маркион? Родившись в конце первого века нашей эры в городе Синопе в семье христианского епископа, он всецело отдался религиозным исканиям того времени. Всю жизнь его отличал крайний аскетизм — в юности Маркион раздал свое имущество, а позже в основанных им общинах запрещался брак, любые излишества, категорически воспрещались мясная пища и алкоголь. Маркион никогда не был религиозным авантюристом, строящим свое благополучие на одурачивании людей. Он сам искренне и даже фанатично верил в то, о чем говорил. Однако с молодым христианством его отношения не сложились: родной отец отлучил его от церкви в Синопе. Маркион перебрался в Рим, но в конце концов и там был отлучен и окончательно порвал с Церковью, создав свою сеть общин.

Какое же учение, так возмутившее христианскую Церковь, нес этот пылкий проповедник и суровый аскет? С одной стороны, учение Маркиона сильно отдавало докетизмом — Христос хоть пришел и во плоти, но в "кажущейся", эфемерной плоти. В Риме Маркион впитал некоторые элементы учения гностиков, о которых речь еще впереди. Но главным было всё-таки не это. Маркион жестко и бескомпромиссно противопоставил два Завета — Ветхий и Новый, двух богов — Благого Бога, Отца Небесного, давшего Новый завет и злого демиурга, автора завета Ветхого.

Собственно, демиург, создатель материального мира и автор Ветхого Завета, считал Маркион — это не совсем Бог, а более низшее начало. Истинный Бог только один. Но Он неведом, сокрыт от мира. Открывается Он только в Своем Сыне, Иисусе Христе, который не рождался, не был человеком, а явился людям, когда начал свою проповедь. Согласно Маркиону, тот Мессия, которого ждал еврейский народ, который был предсказан пророками — это антихрист. Христос "прикидывается" им для удобства проповеди. Но злой демиург ополчил против Христа иудеев, и Христос был распят. Распятие, конечно, было только кажущимся, Христос в системе Маркиона страдать не мог.

Синопский еретик даже написал специальное произведение, "Антитезы", в которых доказывал несовместимость двух Заветов.

Нет ничего удивительного в том, что ересь Маркиона пережила его самого. Очень многие люди, впервые открывшие Ветхий Завет, поражаются его жестокости. Особенно, если они уже получили какие-то представления о Боге из Нового Завета — о Боге милосердном, прощающем, любящем… Кажется, Бог Ветхого Завета только и делает, что придумывает нелепые правила, и под страхом смерти требует строжайшего их исполнения. Слова о каре, о возмездии звучат постоянно. В Новом Завете Христос говорит, что не судит человека, который Его похулит — в Ветхом Завете Бог грозит смертью за богохульство. Когда Христа не приняли в одном селении, и апостолы предложили низвести огонь с неба, ссылаясь на ветхозаветного праведника — "как и Илия сделал", Спаситель их останавливает, говоря: не знаете, какого вы духа.

Из всего этого Маркион делает вывод, что речь идет о разных богах. Один из которых — Бог истинный и благой, а другой — ложный. Как говорил сам Маркион, "демиург зол и злы его творения". То есть — люди не духовные, не разделяющие "правильного", маркионовского вероучения.

Кстати, именно Маркион составил первый канон книг Нового Завета, которые основательно "почистил" — отверг все евангелия, кроме своего (во многом совпадает с Евангелием от Луки), все послания Апостолов, кроме Павла, и то выборочно и в своей редакции. Пожалуй, именно здесь лучше всего видно, как религиозная честность изменила Маркиону, уже ставшему фанатиком собственного учения. Если первоисточник не соответствует моему учению, значит, в него вкрались ошибки, и я их исправлю…

Неудивительно, что молодая христианская Церковь так яростно выступила против маркионитской проповеди. Маркион "не увидел" (а может быть, действительно — не увидел) очень многое в Ветхом Завете. Бог, пусть даже ценой очень жестких запретов, остановил кровавые человеческие жертвоприношения, столь обычные в те суровые эпохи. Зачем "сатане" это было нужно?

Зачем злому существу давать такие заповеди: "вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся"?

О каком "антихристе" могла идти речь в пророчествах о мессии, в котором так явно открылся образ Иисуса: "но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились"? Кстати, если по Маркиону, то не было ни мучений, ни ран…

В том-то и трагедия Нового Завета — сбылись пророчества, "Бог посетил народ Свой", но… "Пришел к Своим, и Свои не приняли Его", пишет Иоанн Богослов. Создатель осужден и распят Своим творением. Бог приговорен и казнен первосвященниками религии, которую Сам создавал.

  • Докетизм : Иисус не родился, но явился людям, чтобы избавить их от власти материи. Тело Спасителя не было вещественно, так как вещество есть зло - но, вместе с тем, оно не было и одним призраком (как учили гностики): оно было действительным телом, хотя и невидимым, и облечено было во внешнюю призрачную форму, почему было чуждо страдания физического. Спасение соделано Сыном верховного Бога не живых только, но и умерших, для чего Он сходил в ад , где были избавлены от мучений язычники и ветхозаветные грешники; но ветхозаветные святые отказались послушаться Его и остались в прежнем состоянии, считая, что Христос искушает их, как их искушал прежде Демиург-Яхве.
  • Дуализм : Бог Ветхого Завета не имеет ничего общего с истинным Богом - Отцом Небесным. Никакого предварительного откровения о явлении в мир этого истинного Мессии дано не было; истинного Мессию люди должны были узнать по учению и делам его. Этот сын всеблагого верховного Бога явился в Капернауме в 15-й год царствования Тиверия и, с целью обратить к себе иудеев , говорил, что он - тот Мессия, которого предсказывали пророки Демиурга. Демиург, не зная о том, кто этот Мессия, и завидуя его славе, возбудил вражду к нему между иудеями, а бог материи, дьявол , побудил и язычников соединиться с ними во вражде к Сыну Божию; таким образом, Спаситель мира был распят. Впоследствии должен и к ним прийти Мессия - Мессия Демиурга, который соберёт сынов Израиля со всех стран, создаст всемирную монархию иудеев и дарует им земное блаженство, а людей подвергнет мукам, кроме спасённых Сыном всеблагого Бога: души их будут освобождены от материи, то есть плоти, и, находясь в телах духовных, будут обитать с Богом и в Боге. Воскресение тел в их земном виде Маркион отрицал.
  • Аскетизм : Маркион запрещал брак и требовал обета безусловного целомудрия при крещении, отречения от всех удовольствий, воздержания в пище до наименьшей её меры, причём безусловно запрещалось мясо и вино ; особенно настаивал на непоколебимости в вере во время гонений; называл своих последователей «сотоварищами в ненависти и скорби». Маркиониты не только не избегали преследований за Христа, но нередко провоцировали их, и их община гордилась обилием своих мучеников . Кто чувствовал себя не в силах выполнять все эти требования, тот оставался в обществе маркионитов лишь на степени «оглашенного», хотя, вопреки практике церкви, и оглашенные у них допускались до всех таинств . В случае смерти оглашенного допускалась замена его для крещения другим человеком.
  • По заявлениям самого Маркиона, он ничего не заимствовал ни от греческой философии , ни из Египта или Персии , и не признавал другого источника для религиозного учения, кроме Священного Писания (хотя Ипполит в «Философуменах » указывает в его системе черты учения Эмпедокла).

Маркион и гностики

Несмотря на то, что Маркиона классифицируют как гностика, тем не менее в его учении была своя специфика :

  • Спасение верой, а не знанием
  • Буквальное, а не аллегорическое толкование Библии

Судьба идей Маркиона

Напишите отзыв о статье "Маркион"

Примечания

Ссылки

Литература

  • A.M. Иванцова-Платонова, «Ереси и расколы трёх первых веков христианства» (М., )
  • Морев М. П. 2002: : Авт. дисс… к.и.н. Саратов.

Отрывок, характеризующий Маркион

Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.
Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны.
Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера.
Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства.
– Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна.
Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по своему и его слугами – Терентием и Васькой. Они находили, что он много попростел. Терентий часто, раздев барина, с сапогами и платьем в руке, пожелав покойной ночи, медлил уходить, ожидая, не вступит ли барин в разговор. И большею частью Пьер останавливал Терентия, замечая, что ему хочется поговорить.
– Ну, так скажи мне… да как же вы доставали себе еду? – спрашивал он. И Терентий начинал рассказ о московском разорении, о покойном графе и долго стоял с платьем, рассказывая, а иногда слушая рассказы Пьера, и, с приятным сознанием близости к себе барина и дружелюбия к нему, уходил в переднюю.
Доктор, лечивший Пьера и навещавший его каждый день, несмотря на то, что, по обязанности докторов, считал своим долгом иметь вид человека, каждая минута которого драгоценна для страждущего человечества, засиживался часами у Пьера, рассказывая свои любимые истории и наблюдения над нравами больных вообще и в особенности дам.
– Да, вот с таким человеком поговорить приятно, не то, что у нас, в провинции, – говорил он.
В Орле жило несколько пленных французских офицеров, и доктор привел одного из них, молодого итальянского офицера.
Офицер этот стал ходить к Пьеру, и княжна смеялась над теми нежными чувствами, которые выражал итальянец к Пьеру.
Итальянец, видимо, был счастлив только тогда, когда он мог приходить к Пьеру и разговаривать и рассказывать ему про свое прошедшее, про свою домашнюю жизнь, про свою любовь и изливать ему свое негодование на французов, и в особенности на Наполеона.
– Ежели все русские хотя немного похожи на вас, – говорил он Пьеру, – c"est un sacrilege que de faire la guerre a un peuple comme le votre. [Это кощунство – воевать с таким народом, как вы.] Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них.
И страстную любовь итальянца Пьер теперь заслужил только тем, что он вызывал в нем лучшие стороны его души и любовался ими.
Последнее время пребывания Пьера в Орле к нему приехал его старый знакомый масон – граф Вилларский, – тот самый, который вводил его в ложу в 1807 году. Вилларский был женат на богатой русской, имевшей большие имения в Орловской губернии, и занимал в городе временное место по продовольственной части.
Узнав, что Безухов в Орле, Вилларский, хотя и никогда не был коротко знаком с ним, приехал к нему с теми заявлениями дружбы и близости, которые выражают обыкновенно друг другу люди, встречаясь в пустыне. Вилларский скучал в Орле и был счастлив, встретив человека одного с собой круга и с одинаковыми, как он полагал, интересами.

В середине II века в Церкви возникла ересь Маркиона, отвергавшего Ветхий Завет и праведность Бога. Святой Поликарп Смирнский назвал Маркиона первенцем Сатаны и отлучил от Цекрви всех последователей этой ереси. С тех пор во всяком списке осужденных ересей это учение занимало одно из почетных мест. Но самое удивительное, что сейчас эта ересь считается чуть ли не выражением аутентичного Православия. «Бог есть любовь и только любовь» — говорят ее сторонники и утверждают, что всякое упоминание о том, что Бог гневается. судит, поступает по справедливости надо отбросить как «католическое влияние» «непреодоленное язычество» и т.д.. Перед нами разворачивается страшная картина разрушения исторического христианства и подмена живого Бога тем фантастическим образом Деда Мороза, который никого ни наказывает.
Само представление о богопознании у таких еретиков совершенно дикое. Они думают, что могут конструировать свои представления о Боге, а то, что им не нравиться в Писании или у Отцов они называют «педагогическими приемами». Самое удивительное, что сторонники этой ереси называют себя активными миссионерами и утверждают, что если мы не примем их точки зрения, то оттолкнем людей от Церкви. Но при этом почему—то никто их не спрашивает — а нуждается ли Церковь в их миссионерской активности, если они проповедуют иного Бога, благовествуют иного Иисуса, и дают иного Духа? Зачем нам в лоне Церкви пусть толпы но иноверцев? Я уже не говорю о том, что реально люди услышавшие их проповедь успокоют себя, что им уже все можно и так и что спасение им обеспеченно. По моим наблюденням перед нами целая новая идеология «неохристианства», создающая целую альтернативную догматику и этику.
Давайте посмотрим по пунктам веры, что у нас остается от святоотеческого Православия. 1. Учение о Боге у неохристиан иное. Их бог не праведен, не всемогущь (ибо не он наказывает людей, а все в этом мире происходит по случаю). Он не управляет стихиями и народами, не учит Церкви (ведь все неохристиане стараются обращаться за помощью к различным светским доктринам — психоанализ, НЛП, сциентизм, культурология и т.п.). Он добрый дедушка, который всех жалеет и лишь приговаривает: «детки, так делать не хорошо, больно будет. Ой, вот вы и поранились, а я ведь говорил». Нет ничего более далеко от этого бога чем Бог Библии и Церкви — могучий и милостивый, ревнивый и прощающий, живой Владыка и Отец, Который удерживает все и правит этим миром через Свое Слово и Дух.

2. Иное учение у них и о творении. Все неохристиане — убежденные эволюционисты, сторонники или пантеизма Тейяра де Шардена, или манихейства прот. А. Меня. Смерть, по их мнению, соприродна творению. Тление нормально и произошло не через человека. Их бог — не творец мира. — Он только программист, который настолько бессилен, что позволил сатане повредить изначальное творение в самом процессе его создания.

3. Иная у них и антропология. Человек у них — преображенная обезьяна. Первородного греха у него нет Есть лиишь смертность, вкорененная в сердце. Поэтому они и утверждают, что все спасуться, кроме самых «упертых».

4. Иное у них и учение Писании. Библия для них не слово Божие, а результат «богочеловеческого действия». .Их бог оказался не способен точно передать свою волю и в Библию вкрались и ошибки. Тем более, что большинство библейских книг написано не теми авторамми, которыми они надписаны. Реально перед нами собрание апокрифов, утвержденных волюнтаристским решением церкви.

5. Иное учение у них и о Спасителе. Они утверждают, что человеческая Его природа была подверженна порочным страстям, что Он постепенно преодолевал в Себе грех и таким образом нас спас. Многие неохристиане придерживаются непсторианского отделения Ииуса от Сына Божия. Они утверждают, что в Христе Три Ипостаси — Бога Сына, Человека, и Ипостась Христа (лицо единения у Нестория) ..

6. Все без исключения неохристиане отвергают искупительную жертву Господа Иисуса Христа, Которую Он принес в умилостивление за грехи наши. Для них представление о том, что правда Божия требовала наказания ггрешников, которое добровольно взял на Себя Невинный Христос — признак «язычества».

7. Некоторые неохристиане отвергают реальность воскресшего Тела Христа. Они утверждают, что после Воскресения Тело Христа стало нематериальным и вездесущим.

8. Неохристиане отвергают, что спастись можно только в исторической Апостольской Церкви.Они убеждены, что спасение доступно для всех людей доброй воли. Даже в аду душа может покаяться и попасть в рай. Не случайно, что они отвергают применимость к Церкви канонических норм.

9. Неохристиане скептически относятся к реальности мистического общения со Христом в православной Церкви, подозревая все, что им не понятно в прелести. Реальный опыт святости для них не доступен.

10. Неохристиане отвергают или искажаютт учение о большинстве Таинств. Они не рекомендуют крестить младенцев (и утверждают, что некреещенные младенцы спасуться), и убеждены, что действительность крещения зависит от степени понимания их доктрины.

11. Они хулят величайшее Таинство Причастия, утверждая, что причащаемся мы не пресуществленного исторического Тела Христа, а хлеба и вина воипостазированного в Божество Бога Сына, таким образом они отвергают учение Халкидонского Собора о пребывании Христа в 2 (а не 4) природах. Если вдуматься, то это учение отвергает все историческое дело Христа. Ведь если мы причащаемся хлеба и вина, то зачем Богу надо было воплощаться в человека? Он мог бы явиться пророку и сказать: я воплощаюсь в хлеб и вино — вкушайте себе во исцеление. Крест Христа становиться не нужным.

12. Неохристиане отвергают священство как уникальный дар Бога. Они не верят, что у священства есть дар прощения всех грехов. Для них священник — лишь возглавитель общины. Как и Евхаристия — не общение со Христом, а участие в человеческой общине.
13. Наконец их эсхатология радикально отличается от православной. Они не верят в возможность вечной гибели для нехристиан, они убеждены, что в момент воскресения Бог восстановит не только тело, но волю человека и тому будет дано право второго выбора. Такимм образом они вообще обесценивают наши земные труды и подвиги благочестия.

14. Неохристиане отвергают Суд как день праведного воздаяния и считают неприемлимым представление о Боге как Мстителе за обиженных. Таким образом они оставляют человека в состоянии вечной несправедливости, а грешников — в вечной безнаказанности.
Мы видим, что перед нами искусная подделка под Евангелие, которое не имеет ничего общего с той верой, которую дал нам Господь, которую передали апостолы, исповедали мученики, возвещали святители и преподобные. НАм необходимо посмотреть — в вере лимы и изъять злого от среды себя. Призываю всех благочестивых православных к великому крестовому походу за истину Христа Искупителя.