В каком государстве есть папа римский. Папство — что это такое? О папизме в протестантизме

Руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый римским папой. Папство сложилось на основе римского епископата. В 5 в. римские епископы, называвшие себя папа, добились от римского императора эдикта о подчинении им других… … Большой Энциклопедический словарь

1) достоинство, сан папы. 2) приверженность к папе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАПСТВО а) Достоинство, сан папы. b) Приверженность папе. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый римским папой. Папство сложилось на основе римского епископата. В 5 в. римские епископы, называвшие себя «папа», добились от римского императора эдикта о подчинении им других… … Политология. Словарь.

Религиозно монархический центр католической церкви, возглавляемый папой римским, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. Папство сложилось на основе римского епископата, который в V в. присвоил себе название «папа». Большой толковый… … Энциклопедия культурологии

Руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый папой римским. П. сложилось на основе римского епископата. В V в. римские епископы, называвшие себя папа, добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов.… … Юридический словарь

ПАПСТВО, папства, мн. нет, ср. (книжн.). Папская власть. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- (от греч. pappas отец, глава) англ. papacity; нем. Papstu um. Религиозно полит, институт католической церкви во главе с папой римским. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Сущ., кол во синонимов: 2 папеж (2) папежство (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Папство - (papacy), руководство католич. церковью, ре лиг, центр, возглавляемый римским папой (епископом Рима). Назв. происходит от греч. papas и лат. papa, что в пер. означает «отец». В ранний период христианства мн. епископы и даже священники называли… … Всемирная история

ПАПСТВО - система отношений, связанных с руководством католической церковью и само это руководство, религиозный центр, возглавляемый папой римским. П. сложилось на основе римского епископата. В V в. римские епископы, называвшие себя «папа», добились от… … Юридическая энциклопедия

Должность и священный сан папы Римского как главы Римско католической церкви. Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Папство и крестовые походы , М. А. Заборов , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1960 года (издательство "Издательство академии наук СССР")… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель: ЁЁ Медиа ,
  • Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью , Архимандрит Владимир Гетте , В книге архимандрита Владимира (Гетте) исследуется один из центральных вопросов церковной истории о влиянии папства в деле отделения Римской церкви от Вселенскогоединства. Для всех… Категория: Общие вопросы православия Серия: Православная мысль Издатель:

Были времена, когда не существовало церковной организации, культа, догматов, не было должностных лиц. Из массы рядовых верующих выходили пророки и проповедники, учителя и апостолы. Именно они заменяли священников. Считалось, что они наделены силой и способны к учительству, пророчеству, вершат чудеса, даже исцеляют. Харизматиком назваться мог всякий приверженец христианской веры. Такой человек часто даже заправлял делами общины, если к нему присоединялось определенное число единомышленников. Лишь к середине II века епископы постепенно стали руководить всеми делами христианских общин.

Имя «Папа» (от греческого слова - отец, наставник) появилось в V веке. Тогда же, согласно эдикту императора Рима, папскому суду подчинены оказались все епископы.

Вершиной могущества папской власти стал документ, который появился в 1075 году, под названием «Диктат Папы».

Папство в разные периоды своей истории пережило зависимость от императоров, а также их наместников, от королей французских, даже от варваров, раскол церкви, навсегда поделивший всех приверженцев христианства на православных и католиков, усиление власти и возвышение папства, крестовые походы.

Кто удостоился такого высокого звания "Папа Римский"? Список этих людей представлен вашему вниманию в статье.

Светская власть Папы

До 1870 года включительно Папы являлись владыками множественных территорий Италии, которая именовалась папской областью.

Ватикан стал Резиденцией Святого Престола. Сегодня нет в мире государства меньше, и оно полностью расположилось в черте Рима.

Возглавляет Святой Престол, а следовательно, и Ватикан, Римский). Он на пожизненный срок избирается конклавом (коллегия кардиналов).

Власть Папы в Церкви

В католической церкви понтифик располагает всей полнотой власти. Он не зависит от влияния какого-либо человека.

Он вправе издавать законы, именуемые канонами, которые обязательны для церкви, толковать и изменять их, даже отменять. Они объединяются в кодексы Первый - 451-го года.

В церкви у Папы также и апостольская власть. Он контролирует чистоту вероучения, осуществляет распространение веры. Он полномочен созвать провести его заседание и утвердить принятые им решения, перенести либо распустить собор.

Понтифику в церкви принадлежит судебная власть. Он рассматривает дела в качестве первой инстанции. Обжаловать папин приговор в светском суде запрещено.

И, наконец, как высшая исполнительная власть, он вправе учредить епископства и ликвидировать их, назначить и сместить епископов. Он в святые посвящает и в блаженные.

Суверенна папская власть. И это очень важно, поскольку законность позволяет соблюсти и поддержать порядок.

Папа Римский: список

Самый древний из списков приводится в трактате Иринея Лионского «Против ересей» и оканчивается 189 годом, когда умер Папа Элевтерий. Достоверным он признан большинством исследователей.

В списке Евсевия, который доведен до 304 года, когда завершил свой земной путь Папа Марцеллин, содержится информация о времени восшествия каждого из понтификов на престол с продолжительностью их понтификатов.

Так кто же удостоился звания "Папа Римский"? Список с исправлениями в римской редакции составлен Папой Либерием и появился в его Каталоге. И здесь кроме имен каждого епископа, начиная со Святого Петра, и продолжительности понтификатов с максимально возможной точностью (до дня), имеются и иные подробности, типа, даты консульств, имя императора, что правил в эти сроки. Сам же Либерий скончался в 366 году.

Исследователи отмечают, что хронология папских правлений до 235 года получена, в большинстве своем, вычислениями, а поэтому их историческая ценность вызывает сомнения.

К более авторитетному из списков долгое время относили Книгу Пап, что содержит описания до Папы Гонория включительно, умершего в 1130 году. Но, справедливости ради, стоит отметить, что Каталог Папы Либерия стал источником информации о Папах ранних периодов.

Есть ли точный перечень людей, удостоившихся звания "Папа Римский"? Список составляли многие историки. На них свое влияние оказывала развивающаяся история, а также авторская точка зрения на каноническую легитимность того или иного избрания или низложения. Тем более, что понтификаты пап древности обычно начинали отсчет с момента, когда свершалось их рукоположение в епископы. С возникшим позднее и существовавшим до девятого века обычаем, когда Пап короновали, период правления стал исчисляться с момента коронации. А позже, с понтификата Григория VII - с избрания, то есть с момента, когда Папа получал сан. Были понтифики, что избирались, а то и провозгласили себя таковыми в пику тем, что избраны канонически.

Папы Римские - нечестивцы

В истории Ватикана, насчитывающей более 2000 лет, найдутся не только белые чистые страницы, а Папы - далеко не всегда и не все эталоны добродетели и праведники. Ватикан узнал понтификов - воров, развратников, узурпаторов, разжигателей войн.

Во все времена ни один Папа не имел права оставаться в стороне от политики европейских стран. Возможно, именно потому отдельные из них пользовались ее методами, часто довольно жестокими, и как самые нечестивые, остались в памяти своих современников.

  • Стефан VI (VII - в отдельных источниках).

Говорят, что он не просто «наследил». По его инициативе в 897 году состоялся суд, который позже был назван «трупным синодом». Он отдал приказ об эксгумации и предал суду труп Папы Формоза, который был не просто его предшественником, а и идейным противником. Обвиняемый, а точнее, труп понтифика, уже полуразложившийся, был усажен на трон и допрошен. Это было жуткое заседание суда. Папе Формозу было предъявлено обвинение в вероломстве, а также недействительным было признано его избрание. И даже этого святотатства понтифику показалось мало, и у обвиняемого отрубили пальцы, а затем тащили по городским улицам. Захоронен он был в могиле с чужеземцами.

Между прочим, в это самое время случилось землетрясение, римляне восприняли как знак к свержению Папы, данный им свыше.

  • Иоанн XII.

Список обвинений впечатляет: прелюбодеяния, продажа земель, принадлежащих церкви, и привилегий.

Факт его прелюбодейства с множеством разных женщин, среди них сожительница отца и собственная племянница, зафиксирован в хрониках Лиутпранда Кремонского. Даже жизни был лишен мужем женщины, заставшим его в постели с ней.

  • Бенедикт IX.

Оказался наиболее циничным понтификом без всякой морали, «дьявол из ада в обличье священника». В далеко не полном перечне его деяний изнасилования, содомия, организация оргий.

Известно также о попытках Папы продать престол, после которых он снова мечтал о власти и планировал вернуться к ней.

  • Урбан VI.

Он стал инициатором Раскола в Римско-католической церкви в 1378 году. Почти сорок лет враждовали те, кто боролся за престол. Жестокий он был человек, настоящий деспот.

  • Иоанн XXII.

Именно он решил, что на отпущении грехов можно хорошо заработать. Прощение за более тяжкие грехи стоило дороже.

  • Лев X.

Прямой последователь дела, начатого Иоанном XXII. «Тарифы» он посчитал низковатыми и требующими повышения. Теперь достаточно оказалось отвалить большую сумму, и с легкостью отпускались грехи убийцы или того, кто совершил инцест.

  • Александр VI.

Человек, имеющий репутацию самого безнравственного и скандального Папы. Такую славу он заслужил распутством и кумовством. Его называли отравителем и прелюбодеем, даже обвиняли в инцесте. Говорят, что даже место Папы он получил при помощи подкупа.

Справедливости ради следует отметить, что вокруг его имени хватает и необоснованных слухов.

Папы, которых жестоко убили

История церкви богата кровопролитиями. Жертвами жестоких убийств стало немало служителей католической церкви.

  • Октябрь 64 г. Святой Петр.

Святой Петр, как гласит легенда, предпочел умереть смертью мученика, как учитель его Иисус. Он выразил желание быть распятым на кресте, только головой вниз, а это, несомненно, усилило страдания. И уже после смерти он стал почитаем в качестве первого Папы Римского.

  • Святой Климент I.

(с 88 г. по 99 г.)

Существует предание, по которому он, находясь в ссылке в каменоломнях, при помощи молитвы практически сотворил чудо. Там, где заключенные страдали от нестерпимой жары и жажды, из ниоткуда появился ягненок, и из-под земли в этом самом месте забил источник. Ряды христиан пополнились теми, кто стал свидетелями чуда, среди них каторжники, местные жители. А Климентия казнили стражники, к шее привязали якорь и труп выбросили в море.

  • Святой Стефан I.

Всего 3 года он пробыл понтификом, когда ему пришлось пасть жертвой раздора, которым была охвачена католическая церковь. Прямо посреди проповеди его обезглавили солдаты, служившие императору Валериану, преследовавшему христиан. Трон, что залит был его кровью, церковь хранила до XVIII века.

  • Сикст II.

Он повторил судьбу своего предшественника, Стефана I.

  • Иоанн VII.

Кстати, он оказался первым среди Пап, рожденным в знатной семье. Его забил до смерти муж женщины, когда застал их в постели.

  • Иоанн VIII.

Его считают чуть ли не величайшим деятелем церкви в истории. Его имя историки связывают, прежде всего, с большим числом политических интриг. И не удивительно, что сам он стал их жертвой. Известно, что он был отравлен и получил молотом сильный удар по голове. Так и осталось тайной, какой была истинная причина его убийства.

  • Стефан VII.

(с мая 896 г. по август 897 г.)

Получил скандальную известность судом над Папой Формозом. «Трупный синод» явно не получил одобрения сторонников католицизма. В конце концов, он оказался заключенным в тюрьму, где позднее его казнили.

  • Иоанн XII.

Папой он стал в восемнадцать. И для большинства был лидером, вдохновляющим и благочестивым. При этом он не брезговал воровством и инцестом, был игроком. Ему приписывают даже причастность к политическим убийствам. А сам погиб от руки ревнивца-супруга, в доме своем заставшего его с женой в постели.

  • Иоанн XXI.

Этот понтифик известен миру также как ученый и философ. Из-под его пера вышли философские и медицинские трактаты. Он погиб через некоторое время после обрушения крыши в новом крыле его дворца в Италии, в собственной постели, от полученных травм.

О некоторых представителях папства

Ему пришлось возглавить церковь в годы Второй мировой войны. Им была избрана очень осторожная позиция по отношению к гитлеризму. Но по его распоряжению католические церкви укрывали евреев. А сколько представителей Ватикана помогали евреям спастись от концлагерей, выдавая им новые паспорта. Папа использовал для этих целей все возможные средства дипломатии.

Пий XII никогда не скрывал своего антисоветизма. В сердцах католиков он останется папой, провозгласившим догмат о Вознесении Богоматери.

Понтификат Пия XII завершает «эпоху Пиев».

Первый Папа Римский с двойным именем

Первый в истории Папа, выбравший для себя двойное имя, которое составил из имен двух своих предшественников. Иоанн Павел I простодушно признавал, что нет в нем образованности одного и мудрости другого. Но он хотел их дело продолжить.

Его прозвали «Веселым папой Курия», за то, что постоянно улыбался, даже раскованно смеялся, что было даже непривычно. Особенно после серьезного и хмурого предшественника.

Протокольный этикет стал практически непосильным бременем для него. Он даже в самые торжественные моменты очень просто изъяснялся. Задушевно прошла даже его интронизация. От тиатры он отказался, пешком шел к алтарю, в чесаторию не стал садиться, а пушечный грохот заменили звуки хора.

Всего 33 дня продлился его понтификат, пока его не настиг инфаркт миокарда.

Папа Римский Франциск

(с 2013 г. по сей день)

Первый понтифик из Нового Света. Эта весть была радостно принята католиками во всем мире. Приобрел известность в качестве блестящего оратора и талантливого руководителя. Папа Франциск умен и глубоко образован. Его волнуют самые разные вопросы: от возможности начала третьей мировой войны до внебрачных детей, от межнациональных отношений до секс-меньшинств. Папа Франциск - человек очень скромный. Он отказывается от роскошных апартаментов, также от личного повара, даже «папамобилем» не пользуется.

Папа-пилигрим

Папа, последний из рожденных в XIX веке, и последний, который был коронован тиарой. Позже эту традицию отменили. Им учрежден Синод епископов.

За то, что им осуждались контрацепция и искусственный контроль над рождаемостью, он был обвинен в консерватизме и ретроградстве. Именно в его правление священники получили право лицом к народу совершать мессу.

А прозван «папой-пилигримом» за то, что каждый из пяти континентов посетил лично.

Создатель движения «Католическое действие»

Папа восстановил старую традицию, когда с балкона дворца он обращался к верующим с благословением. Это стало первым деянием понтифика. Он стал создателем движения «Католическое действие», призванного приводить в жизнь принципы католицизма. Им был установлен праздник Христа-Царя и определены принципы учения о семье и браке. Он не осуждал демократию, как многие его предшественники. Именно по Латеранским соглашениям, подписанным Папой в феврале 1929 года, у Святого Престола появился суверенитет над территорией в 44 гектара, известной по сей день как Ватикан, город-государство со всеми его атрибутами: гербом и флагом, банками и валютой, телеграфом, радио, газетой, тюрьмой и т.п.

Папа не раз выступал с осуждением фашизма. Только смерть помешала ему в очередной раз выступить с гневной речью.

Консервативный понтифик

Его считают консервативным понтификом. Он категорически не приемлет гомосексуализм, контрацепцию и аборты, генетические эксперименты. Он был против рукоположения женщин в священники, гомосексуалистов и женатых мужчин. Он настроил против себя мусульман, неуважительно высказавшись о пророке Мухаммеде. И хоть позже он принес за свои слова извинения, массовых акций протеста среди мусульман избежать не удалось.

Первый Папа объединенной Италии

Человек он был разносторонний и образованный. Данте по памяти цитировал, на латыни писал стихи. Он первый открыл для тех, кто учится в католических учебных заведениях, доступ к некоторым архивам, но при этом оставил под личным контролем результаты проведенных исследований, их публикацию и содержание.

Он стал первым в объединенной Италии. Он умер в тот же год, когда отметил четверть века с момента своего избрания. Долгожитель среди пап прожил 93 года.

Григорий XVI

Ему пришлось вступить на трон, когда в Италии возникло и нарастало революционное движение, которое возглавлял Папа очень негативно отнесся к доктрине либерализма, пропагандировавшейся в то время во Франции, выступил с осуждением декабрьского восстания в Польше. Он умер от рака.

О том, что резиденция Папы Римского находится в Риме, знают все. Но так было не всегда. Король Франции Филипп Красивый, конфликтовавший с духовенством, предоставил в распоряжение пап в 1309 году в Авиньоне новую резиденцию. Около семидесяти лет продолжалось «Авиньонское пленение». Семеро понтификов сменилось за это время. В Рим папство возвращается лишь к 1377 году.

Папа всегда стремился к улучшению взаимоотношений христианства с исламом и известен всем своими активными действиями в этом направлении. Мечеть он посетил первым из Пап, и даже молился в ней. А завершив молитву, он поцеловал Коран. Это случилось в 2001 году в Дамаске.

На традиционных христианских иконах над головами святых изображены круглые нимбы. Но существуют полотна, на которых нимбы других форм. Как например, треугольной - у Бога-отца, символизирующий Троицу. А головы еще не умерших римских Пап украшают прямоугольными нимбами.

На телебашне в Берлине имеется шар из стали нержавеющей. В ярких лучах солнца на нем отражается крест. Этот факт послужил поводом для появления нескольких остроумных прозвищ, а «месть Папы» - одно из них.

На троне Папы Римского изображен крест, но перевернутый. Известно, что таким символом пользуются сатанисты, он встречается и у блэк-метал групп. Но католики знают его в качестве Ведь как раз на перевернутом кресте пожелал он быть распятым, посчитав недостойным для себя умереть, как Учитель его.

Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке» в России знают все, взрослые и дети. Но всем ли известно, что существует еще одна, которая называется «Рыбак и его жена» и создали ее известные сказочники братья Гримм. У русского поэта старуха вернулась к разбитому корыту, когда пожелала стать морской владычицей. А вот у Гримм она стала Папой Римским. Когда пожелала Богом стать, ни с чем осталась.

Одной из самых властных персон, наделенных исключительными полномочиями в современном суверенном международном праве, является папа римский. Уникальность этой должности заключается в ее глубоком историческом смысле и в статусе. Персона, которая занимает эту должность, является одновременно верховным католическим понтификом и Главой Святого Престола, а также выступает в качестве суверена города-государства Ватикан. Должность Верховного римского понтифика была учреждена еще во времена Римской Империи и считается на сегодняшний день самой древней политической фигурой.

В разные исторические периоды статус главы Католической церкви был неоднозначным. В первые годы своего существования папство в полной мере ощутило на себе все прелести гонений и преследований, которым подвергались последователи учения Христа. Многие понтифики из числа первых пап были жестоко замучены язычниками, другие — постоянно испытывали на себе физическое давление со стороны владетельных государей тогдашней Европы. Однако несмотря на все трудности, папство сумело пережить не только все тяготы борьбы христианства с язычеством, но и способствовало утверждению христианства в качестве основной религии на Европейском континенте.

Суть папства, права и обязанности папы римского

Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.

Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:

  • викарий Христа;
  • епископ Рима;
  • преемник князя апостолов Святого Петра;
  • раб рабов божьих;
  • Великий понтифик;
  • верховный первосвященник Вселенской Церкви;
  • Примас Италии;
  • архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • суверен города-государства Ватикан.

Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.

С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.

Папа определяет церковную дисциплину, издавая каноны, которые сведены в канонические справочники и кодифицированы. Выполняя административные функции, верховный римский понтифик занимается присвоением церковного сана, осуществляет назначения на должность, дает распоряжения в рамках системы церковного управления.

Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.

Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:

  • быть верховным пастырем для всех христиан;
  • быть верховным учителем;
  • являться Верховным первосвященником.

Золотой крест, венчающий тиару, знаменует собой владычество Господа, Иисуса Христа. Тиара возлагалась на чело понтифика в момент папской коронации — торжественного обряда, напоминающего по своей функции инаугурацию главы государства.

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Окончательное оформление папского престола в качестве суверенного владетеля произошло в VIII веке, когда король франков Пипин Короткий даровал римскому епископату римскую провинцию. Рим с прилегающей территорией становится Папской областью – государственным административным образованием с универсальным статусом. Теперь папа представлял высшую церковную власть и одновременно с этим являлся суверенным светским правителем.

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Традиция менять мирские имена пошла с раннего средневековья, когда в ходу были древнеримские и древнегреческие имена, соотносящиеся с языческим культом. Первым папой, сменившим свое мирское имя Меркурий, стал Иоанн II, занимавший Святой Престол в VI веке. Официально порядок смены имени никем никогда не регламентировался, однако это обряд с XI века становится традиционным в церемонии избрания папы. За всю последующую историю папства только два Верховных первосвященника не меняли свои имена: Адриан VI, в миру Адриан Флоренс и Марчелло Червини, ставший папой Марцеллом II.

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

В официальном реестре числятся только легитимные папы, каждый из которых имеет свой порядковый номер.

Наиболее известные личности в истории папства

Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:

  • Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
  • период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
  • Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
  • Византийский период папства (537-752 гг.);
  • Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
  • эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
  • имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
  • переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).

Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.

В доникейский период быть папой означало подвергнуть себя гонениям и преследованиям со стороны языческого культа и властей, поэтому многие верховные первосвященники погибли мученической смертью. Относительная безопасность и стабильность приходит к институту папства с воцарением на престоле Римской империи императора Константина, давшего христианству статус государственной религии.

Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.

По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.

Папство в период нестабильности

Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.

Роль папы Климента V в истории папства неоднозначна. Это с его подачи были начаты гонения на Орден тамплиеров, завершившиеся полным разгромом и запретом ордена храмовников в 1312 году. Только папа Григорий XI сумел в 1377 году вернуть папский престол обратно в Священный Город.

Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.

В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).

Одним из значимых событий этого периода является реформа календаря, осуществленная папой Григорием XIII. Этот же Верховный первосвященник впервые издал «Свод канонического права».

Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.

Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.

Новое время

Только в 1929 году после Латеранского соглашения папа римский снова становится сувереном, вернув себе статус Главы города-государства Ватикан. В новой, современной истории папства было восемь Верховных понтификов, каждый из которых сумел оставить заметный след в христианском вероучении. Папа Павел VI в 1962 году собрал II Ватиканский собор, на котором рассматривалась необходимость обновления Католической церкви в связи с новыми реалиями современности. Результатом собора, который заседал в течение 3 лет, был пересмотр Кодекса канонического права, в который были внесены существенные поправки в отношении причин для отлучения от церкви и ряда других статей.

Новый канонический кодекс был утвержден и подписан в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Этот Верховный понтифик, поляк по происхождению, в течение 27 лет оставался Главой Католической церкви. Его правление обусловлено ростом популярности папской власти в мире. При Иоанне Павле II Католическая церковь вновь обрела статус серьезной политической силы. Нынешний Верховный первосвященник Вселенской Церкви Франциск, аргентинец по происхождению, стал первым папой не европейцем. Его избрание состоялось 13 марта 2013 года после того, как его предшественник папа Бенедикт XVI отрекся от престола.

Резиденция нынешнего папы, как и его предшественников — Апостольский дворец в Ватикане. Здесь же находятся архив, библиотека Святого Престола, собор Святого Петра, Сикстинская капелла, другие культовые сооружения. Здесь же располагаются главные административные службы Католической церкви и учреждения государства-анклава.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Папством называют религиозно-политический центр католической церкви во главе с папой римским. Папская власть начала складываться в условиях кризиса Римской империи, когда церковь выступала объединяющей силой в борьбе с варварами (см. Древний Рим). С 4 в. получило широкое распространение представление о том, что римскую католическую общину основал апостол Петр и он был ее первым епископом. Этим утверждали главенствующую роль римской церкви и ее епископа в христианском мире. Римские первосвященники присвоили себе титул «папа римский» (великий понтифик). В середине 8 в., стремясь сохранить земельные богатства и влияние, папство стало искать поддержку Франкского королевства. В 756 г. Пипин Короткий за помощь в получении короны Франкского государства передал во владение папе Стефану III территорию в центре Италии. Так возникло светское государство пап - Папская область, или Вотчина святого Петра. В период своего расцвета оно включало около 1/3 итальянских земель.

Папа - глава католической церкви и светского государства избирается пожизненно. С 1274 г. папу избирает собрание кардиналов - конклав большинством в 2/3 плюс 1 голос. Конклав собирается в Риме, с 15 в., в помещении Сикстинской Капеллы через 18 дней после смерти предшественника при закрытых дверях (лат. cum clave означает «запертые на ключ»). Об избрании нового папы свидетельствует белый дым, выходящий из трубы. Триединство духовной, светской и государственной власти папы символизирует тройная корона - тиара, которую надевает вновь избранный понтифик. Однако последние два папы (Иоанн Павел I и Иоанн Павел II) не надевали тиары, заменив обряд коронации торжественным богослужением в знак того, что церковь строит свой авторитет на моральной основе («папство без тиары»). Официальный реестр включает имена 263 пап, из которых 167 - итальянцы. С 1523 по 1978 г. на папский престол избирались только итальянцы.

Папская область как монархическое светское государство пап просуществовала более 11 веков. Оно было ликвидировано в 1870 г. в процессе объединения Италии, когда Рим был включен в состав Итальянского государства и стал его столицей (см. Рисорджименто).

Папа Пий IX, лишенный светской власти, в знак протеста объявил себя «узником Ватикана». Возник так называемый «Римский вопрос» - конфликт между Ватиканом и Итальянским государством из-за владений папы. Конфликт был урегулирован лишь в 1929 г. «Латеранскими соглашениями», предусматривавшими образование на территории Рима суверенного государства Ватикан. Папа вновь становился светским правителем.

Город-государство Ватикан расположен на холме Монте-Ватикано, имеет площадь 44 га и насчитывает около 1 тыс. подданных, в основном служителей культа. Ватикан имеет свое правительство (курию), государственную символику (свой гимн и флаг), Академию наук, издательство, одну из мощнейших радиостанций мира, собственную газету «Оссерваторе Романо». Это государство обладает огромными богатствами, истинные размеры которых сохраняются в тайне. Оно имеет официальные дипломатические отношения со 100 странами мира. Его церковные здания строили и украшали Микеланджело, Рафаэль и многие другие великие архитекторы, скульпторы, художники. К числу архитектурных шедевров Ватикана относятся собор святого Петра, вмещающий 10 тыс. человек, колоннада Бернини, обрамляющая площадь святого Петра. Резиденция папы - апостолический дворец, в ансамбль которого входит Сикстинская Капелла. В библиотеке Ватикана, оснащенной самой современной техникой, хранится около 1,5 млн. книг.

Время наивысшего могущества папства и католической церкви - средневековье. Но и в ту эпоху авторитет папства не раз претерпевал взлеты и падения под воздействием внутрицерковных разногласий и политических устремлений европейских монархов. Так, в 10-11 вв., когда папа Иоанн XII в борьбе против собственных непокорных вассалов и римских аристократов обратился за помощью к германскому королю Оттону I, папство фактически попало в зависимость от Германской империи. После победоносного вступления войск Оттона I в Рим он получил от папы императорскую корону и право контроля над избранием папы, но гарантировал неприкосновенность папского государства. В 1054 г. папство потеряло власть над восточными церковными областями (епархиями) в результате раскола единой христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную).

Укреплению авторитета католической церкви и папства послужили реформы Григория VII (1073-1085). Ему пришлось вести упорную борьбу с германским императором Генрихом IV за независимость церкви от светской власти и доходы с церковных земель. Наиболее драматическим моментом их противоборства стало свидание в Каноссе (замок в Северной Италии) в 1077 г., когда низложенный, отлученный от церкви и униженный император смирился перед папой. Григорий VII выдвинул программу папской теократии («Папский диктат» 1075 г.), согласно которой власть папы выше власти светских королей и церковных соборов. По его словам, «не настолько золото ценнее свинца, насколько священническая власть выше царской».

Самым деятельным поборником этой идеи стал папа Иннокентий III (1198-1216). Ему принадлежит новая трактовка титула папы - «наместник Иисуса Христа на земле». Короли Англии, Арагона, Португалии признали себя его вассалами. Он был инициатором 4-го крестового похода на Восток (см. Крестовые походы), крестового похода немецких рыцарей против пруссов и северофранцузских рыцарей против альбигойцев, санкционировал создание ордена Меченосцев (1202) для завоевания Ливонии. В борьбе за искоренение церковного инакомыслия оружием папства стала инквизиция - ордены нищенствующих монахов - францисканцев и доминиканцев.

В 14 в. первый серьезный урон авторитету папства был нанесен королем Филиппом IV Красивым, когда сама резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон («Авиньонское пленение пап», 1309-1377). Затем последовал «великий раскол», когда в течение 40 лет (1378-1418) не было единого церковного центра и одновременно действовали 2, а то и 3 папы. После преодоления раскола Святой престол окончательно возвратился в Рим, но авторитет папства продолжал падать, сталкиваясь с интересами сильных феодальных монархов централизованных государств Европы и подвергаясь решительной критике со стороны народных еретических движений и нарождавшегося класса буржуазии, что в итоге привело в 16 в. к Реформации и появлению третьего, главного направления христианства - протестантизма. В борьбе против Реформации (Контрреформация) папство широко использовало инквизиционные трибуны, его оружием стал орден Иезуитов («Общество Иисуса»), созданный в 1540 г. Игнатием Лойолой. Тридентский собор (1545-1563) утвердил непререкаемость авторитета папы, была введена строжайшая папская цензура («Индекс запрещенных книг»). Религиозные войны этого периода (см. Религиозные войны во Франции) привели к массовому уничтожению как протестантов, так и католиков, к разрушению городов.

Со 2-й половины 19 в. папство включилось в активную борьбу с революционным рабочим движением. После второй мировой войны оно обращается к социальным проблемам современности, выступает против гонки вооружения, за запрещение атомного оружия (см. Разоружение). Важнейшим этапом на пути обновления политики папства стал Второй Ватиканский собор (1962-1965), в решениях которого отражено новое отношение церкви к рабочему и национально-освободительному движению, научно-техническому прогрессу, другим религиям, намечены пути обновления церковной догматики, организации, политики. Изменив практике папского затворничества в Ватикане, Павел VI (1963-1978) посетил многие страны с миссией мира, провозгласил 1 мая Международным днем мира. Ватикан подписал международный договор о нераспространении ядерного оружия, Заключительный акт совещания в Хельсинки, осудил войну во Вьетнаме и израильскую агрессию, высказался в защиту прав палестинского народа (см. Хельсинкский процесс).

В октябре 1978 г. вопреки многовековой традиции замещения Святого престола итальянцами папой был избран польский кардинал, архиепископ Кракова Кароль Войтыла, принявший имя Иоанна Павла II. За первые 10 лет своего понтификата он побывал в 78 странах мира, совершил 75 поездок по Италии. Во внешнеполитической деятельности Ватикана основное внимание уделяется правам человека и народов, отношениям стран развитого Севера и развивающегося Юга, миру между Востоком и Западом.

Римский Папа номер один - святой апостол Пётр. Мы знаем про него много, мы знаем про него мало.

Симон, сын Ионы (или Иоанна), происходил из Вифсаиды, города на берегу Галилейского моря (Ин 1,44). Вместе с братом своим Андреем он переселился в Капернаум, где вступил в брак и жил в доме тёщи (Мк 1,29-31; ср. 1 Кор 9,5). Его жена, возможно, сопровождала его позднее в его миссионерских поездках (1 Кор 9,5).

По профессии он был рыбаком (Мк 1,16). В Капернауме Симон сблизился с семьёй рыбака Зеведея, особенно с его сыновьями Иаковом и Иоанном (Мф 4,21; Лк 5,7-10), которые из-за крутого нрава носили также данное Христом прозвище Воанергес - сыновья грома. Все четверо отправились на Иордан слушать проповедь Иоанна Крестителя (Ин 1,28 сл), где впервые встретили Иисуса. По иной версии, они уже были учениками последнего пророка Ветхого Завета.

У евангелистов Матфея (4,18-22) и Марка (1,16-20) говорится, что Иисус проходил мимо моря Галилейского, увидел рыбаков и призвал их идти за Собой - Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Оба апостола подчёркивают, что сыновья Зеведеевы оставили отца в лодке и беспрекословно пошли за Иисусом.

У евангелиста Луки история призвания рыбаков показана несколько иначе: Иисус проповедует на берегу Геннисаретского озера (того же самого Галилейского моря), и не все Его слышат, тогда Он садится в лодку и говорит из неё. А после проповеди велит Симону отплыть на глубину и забросить сети. Симон, наверняка уставший после ночной безуспешной работы, выражает сомнение, но закидывает сети. И ловит столько рыбы, что рвутся сети, а лодки зачерпывают бортами воду. Испугался Симон и пал к ногам Иисуса, и страшно было не только ему, но и брату его и друзьям их, Иакову с Иоанном. После этого чуда они следуют за Христом (Лк 5,1-11). Но, что интересно, по версии Луки Христос уже знаком с Симоном - Он недавно исцелял его тёщу от сильной горячки (Лк 4,38-39); у других евангелистов рассказ об этом чуде следует позже (Мф 8,16-17; Мк 1,32-34).

Апостол Иоанн Богослов тоже описывает призвание рыбаков по-другому (Ин 1,35-42): Иоанн Креститель стоит с двумя учениками (один из них Андрей, а другой, возможно, сам Иоанн Богослов), мимо проходит Христос, Креститель произносит «Вот Агнец Божий», и его ученики идут за Иисусом, заговаривают с Ним и проводят около Него весь день, после чего Андрей спешит рассказать Симону о том, что явился Мессия, и приводит брата к Нему.

Вот тут-то Христос и называет Симона Петром: Кифа или Кефа по-арамейски значит "скала", по-гречески же это звучит как "Пётр" (петрос - камень). Вероятно, чудесный улов рыбы случился несколько позже, а до того Симон-Пётр был учеником Христа и рыболовом одновременно.

Господь поселился в доме Петра, пользовался его лодкой, в списках 12 апостолов Пётр всюду назван первым. Ему действительно принадлежало некое старшинство: он говорил от лица апостолов, принимал за них решения. После отказа Христа от царского звания и после проповеди о Хлебе Небесном многие покинули Его. Иисус спросил Двенадцать: не хотят ли и они отойти от Него? В ответ Симон-Пётр засвидетельствовал верность учеников и их готовность следовать за Ним (Ин 6,68-69). Близ Кесарии Филипповой Пётр исповедовал веру в Иисуса как в Христа, Сына Бога Живого (Мф 16,16 сл), а Господь, раскрывая смысл имени Пётр, сказал, что на этом камне созиждет Церковь Свою. Но когда апостол узнал, что Иисуса ждут страдания и смерть, он не смог примириться с этим, за что и получил суровый упрёк Учителя (Мф 16,22-23). Вместе с двумя другими ближайшими учениками Господа Иоанном и Иаковом Пётр был свидетелем Преображения Христа и воскрешения дочери Иаира (Мф 17,1 сл; Мк 5,22 сл).

На Тайной Вечери Пётр пытался воспротивиться тому, чтобы Учитель омыл его ноги (Ин 13,6-9), и через Иоанна узнал, кто из Двенадцати предатель (Ин 13,23 сл). Он заверял Господа, что не оставит Его даже в смертельной опасности, но услышал предсказание о своём отречении. Впрочем, он был утешен повелением в будущем "утвердить братьев своих" (Лк 22,31-34). Пётр был рядом с Иисусом во время Его Гефсиманской молитвы (снова вместе с сыновьями Зеведеевыми, Мф 26,37), но не нашёл в себе сил бодрствовать в эту ночь (Мк 14,37). Он был единственным учеником, пытавшимся защитить Учителя в момент взятия Его под стражу (Ин 18,10). Только Пётр и Иоанн последовали за Христом в дом первосвященника, где Пётр, узнанный слугами, в страхе отрёкся от Иисуса. Совершив этот проступок, он горько плакал и каялся, вспоминая слова Спасителя (Мф 26,69 сл; Мк 14,66 сл; Лк 22,54 сл; Ин 18,15 сл).

Пётр - единственный из Двенадцати, кому явился Воскресший (1 Кор 15,5). На Галилейском море Господь дал Симону-Петру повеление пасти Его овец и предсказал ему мученическую кончину (Ин 21).

По предложению Петра был избран апостол на место Иуды (Деян 1,15 сл); Пётр говорил к народу от лица учеников в день Пятидесятницы (Деян 2,14 сл), исцелял именем Иисуса (Деян 3,1 сл), испытал первые преследования за веру (Деян 4,1 сл; 5,17 сл), обличал недостойных членов Церкви (Деян 5,1 сл; 8,20 сл). После гибели св. Стефана апостол начал проповедь среди самарян (Деян 8,14 сл) и крестил первого язычника (Деян 10,1 сл).

В 44 г. Пётр был арестован в Иерусалиме по приказу царя Агриппы I, но спасся чудесным образом (Деян 12). После этого апостол покинул город и стал странствующим проповедником. В 49 г. он был в Иерусалиме на «апостольском соборе» (Деян 15), где поддержал апостола Павла, с которым познакомился в первые годы после его обращения (Гал 1,18). В Антиохии Пётр проявил некоторые колебания, уступив консерваторам, в чём его упрекал апостол Павел (Гал 2,11 сл; Деян 11,2 сл). Пётр проповедовал главным образом в Малой Азии, Антиохии и, быть может, в Коринфе (ср 1 Кор 1,12).

По общецерковному преданию, засвидетельствованному древними источниками (Климент Римский, Папий, Гаий, Евсевий), к концу жизни Пётр прибыл в Рим, где был распят на кресте вниз головой (он не посчитал себя достойным такой же смерти, как Спаситель). Его прибытие можно отнести к 63 году, а казнь к 64 или 67 году, когда безумный император Нерон замучил много христиан.

Существует легенда о том, что христиане Рима уговорили апостола покинуть город, спастись ради будущего Церкви; и на Аппиевой дороге Петру встретился Христос, после чего Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть. Эта легенда очень подробно и красиво описана в романе Генрика Сенкевича «Quo vadis» и оригинально показана в последней экранизации романа (прикреплённый видеофайл); на предполагаемом месте легендарной встречи выстроена небольшая церковь.

Апостол Пётр был погребён на Ватиканском холме близ места его распятия. Остатки его древней гробницы (II век) были найдены археологами под алтарём базилики святого Петра в Ватикане.

Подробнее о раскопках под собором святого Петра:

Любопытные дополнения можно почерпнуть из Католической энциклопедии:

«...Даже служители храма обращаются к нему по поводу дани Иисуса на храм (Мт ф. 17, 24). Он отличался практичностью, поэтому Иисус посылает его вместе с Иоанном на поиски помещения для пасхальной трапезы и для подготовки к ней. В его спонтанной натуре заключались также черты неустойчивости и опрометчивости. Когда он по воде хотел подойти к Иисусу, то испугался и начал утопать (Мт ф. 14, 28). Однажды он вынудил Иисуса даже обругать его сатаной (Мк 8, 32). Еще по дороге в Гефсиманский сад он собирался самоуверенно отдать жизнь за Иисуса (Мк 14, 31), а во время ареста Иисуса вслепую ударил Малха (Ин 18, 10). Однако немного позднее он вследствие своего трехкратного отречения от Иисуса пережил глубочайшие, им лично болезненно пережитое унижение (Мт ф. 26, 29-75). Его неустойчивый темперамент проявился также позднее, в Антиохии, где Павел имел с ним серьезный спор из-за его уступчивой позиции в отношении язычников, обращенных им в христианство (Гал 2, 11). Иисус знал эти слабости Петра, однако также знал, что он к нему расположен и испытывает к нему сердечную и страстную привязанность. Поэтому он сделал его главой коллегии апостолов. Многие места в Библии имеют в этом плане основополагающее значение:. а) В Кесарии Филипповой Иисус сделал ему предсказание: "и Я говорю тебе, ты - Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи царства Небесного, и что будет связано тобою на земле, то будет связано и на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небесах" (Мт 16, 18). Кто владеет ключами, тот имеет высшую власть над всем зданием, "связывать" и "разрешать" было также у раввинов привычной метафорой обладания высшей властью. Когда Иисус Симона нарек впервые Kepha - Кифа (Петр, камень), однозначно не явствует из Библии. У Иоанна он называет его так уже при первой встрече (Ин 1, 42), у Марка в связи с избранием 12 (Мк 3, 16), у Матфея в Кесарии Филипповой, когда его публичная жизнь уже приближалась к концу (Мт 16, 18). б) После Воскресения Христос облекает Петра после троекратного признания в любви торжественным образом верховной пастырской властью посредством троекрактного "паси агнцев моих - паси овец моих" (Ин 21, 15-17). Согласно тогдашнему правовому обычаю, заявление, трижды при свидетелях сделанное, имело юридическую силу договора или поручения. Поразительно то, что Иисус оба раза, в Кесарии Филипповой и также здесь снова, ожидает от Петра личного признания и предсказывает ему после этого "должность камня", а также официально ее ему предлагает».

Апостол Пётр оставил два соборных послания. По всей вероятности, они были записаны по-гречески Силуаном/Силой (Деян 5,22 сл; 18,5; 2 Кор 1,19; 1 Фес 1,1).

Церковь очень рано признала 1 послание Петра боговдохновенным писанием. Первые ссылки на него встречались во II в. у Поликарпа Смирнского и у Иринея Лионского (Против ересей, IV, 9, 2). Климент Александрийский, Ориген, св. Киприан, св. Афанасий Великий и другие Отцы и Учители цитируют 1 Петр как каноническую книгу.

2-е же послание Петра может быть записью проповедей апостола, сделанной в конце I века, уже после его смерти, с использованием текстов из послания апостола Иуды (Фаддея). Ещё Ориген (III в.), Евсевий (IV в.), св. Кирилл (IV в.) и блаж. Иероним (IV в.) ставили под сомнение авторство Петра, ведь в этом послании отражено время, когда мысль о скором конце мира перестала быть общей для всех христиан; по-видимому, на эту перемену повлияло разрушение Иерусалима (70 г.), с которым связывали сроки последнего Суда.

Будучи старшим среди апостолов и наречённый камнем, на котором будет основана Церковь, несомненно принявший мученическую смерть в Риме, святой Пётр признан первым Папой Римским.

Перстень рыбака, непременный атрибут римского Понтифика с XIII века, назван так именно в честь апостола Петра. Этот перстень новоизбранный Папа получает во время коронации (до Иоанна Павла I) или инаугурации (после Иоанна Павла I), на нём изображён святой и указано имя владельца перстня. Прежде перстнем рыбака Папы пользовались как печатью, сейчас это по своему функционалу просто епископский перстень, означающий обручение с епархией (в данном случае - со всей Католической Церковью) - как печать используется второй специальный экземпляр (). Приветствуя Папу, католики преклоняют колено и целуют перстень рыбака. Непосредственно после смерти Папы кардинал-камерленго в присутствии своего заместителя и помощников разбивает перстень (этот момент довольно неплохо показан в фильме «Ангелы и демоны» по содержащему массу ошибок роману Дэна Брауна), чтобы никто не смог незаконно воспользоваться им в период Sede Vacante.