Юсуф и его жены. Пророк Якуб: история, биография и дети

Лайя – тетя пророка Юсуфа, мир ему

В Коране упоминается, что, когда Юсуф, мир ему, стал правителем Египта и наступила засуха, все его братья пришли к нему с просьбой дать еды. (В то время они не знали, что это их брат, которого они бросили в колодец). Затем Юсуф, мир ему, открыл им, кто он такой на самом деле, и дал им свою рубашку, чтобы те накинули ее на глаза их отца – Я’куба, мир ему. И он велел им вернуться с семьями. Когда рубашка Юсуфа коснулась глаз их отца, к тому вернулось зрение. Затем они покинули родную страну и направились в Египет на встречу с Юсуфом, мир ему. Когда они вошли к нему, Юсуф, мир ему, усадил своего отца и тетю на свой королевский трон. Он поступил так из уважения к ним. Тогда они вдвоем и все его братья пали ниц пред Юсуфом, мир ему. В те времена земной поклон в качестве приветствия (саляма) был разрешен. Сейчас это запрещено.

Что касается того, что в Коране эта женщина названа его матерью, то – на самом деле – мать пророка Юсуфа, мир ему, умерла, а пророк Я’куб женился затем на этой женщине. Другие ученые сказали, что это относится к матери Юсуфа, мир ему, которую звали Рахиль. Когда они совершили земной поклон, Юсуф, мир ему, сказал: «Это сбылся сон, который я видел в детстве». Он видел сон, в котором солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему.

Урок:

Как должна была быть праведна эта женщина, что пророк столь уважал ее!

Мать Мусы, мир ему

Ее звали Йуханед. Когда жрецы сообщили Фараону, что в бану Исраиль родится мальчик, который восстанет против него, Фараон издал указ, в котором говорилось, что следует убить всех мальчиков, рожденных в бану Исраиль. И были убиты тысячи детей. И в это время родился Муса, мир ему. Аллах внушил его матери, что ей нужно продолжать кормить его грудью и, когда она почувствует страх за его жизнь, надо будет положить ребенка в коробку и пустить эту коробку плыть по реке. И когда Аллах пожелает, то вернет его к ней. Так она и поступила, и Аллах исполнил Свое обещание.

Урок:

О женщины! Посмотрите, как она полагалась на Аллаха и как доверилась Ему – и какие плоды это принесло.

Сестра Мусы, мир ему

Некоторые ученые говорят, что ее звали Марьям, а другие – что ее звали Кульсум. Когда мать Мусы, мир ему, отправила коробку с ребенком плыть по реке, она велела дочери следить за той коробкой – что с ней станет. Коробка плыла вниз по реке и приплыла ко дворцу Фараона. Когда ее вынули из воды, то обнаружили в ней прекрасного младенца. Фараон хотел убить этого ребенка. Но его жена, которая была праведной женщиной и верила в Аллаха, спасла ребенку жизнь. Муж (Фараон) и жена решили взять ребенка на воспитание, и им была нужна кормилица для Мусы, мир ему. Однако он отказывался от молока всех кормилиц, которые предлагали свои услуги. Никто не знал, что делать. Тогда сестра Мусы, мир ему, пришла к ним и сказала, что покажет добрую и хорошую кормилицу, чье молоко тоже очень хорошее. И она отвела их к матери Мусы, мир ему. Его мать позвали и передали ей младенца. Так Аллах исполнил Свое обещание вернуть ей его.

Урок:

Обратите внимание на ее ум. Она нашла его и рисковала своей жизнью, исполняя поведение матери, но враги ни о чем не догадались. О женщины! Покорность родителям, ум и благочестие – это великие достоинства.

Жена Мусы, мир ему

Ее звали Сафура, и она была старшей дочерью Шу’айба, мир ему. Когда Муса, мир ему, случайно убил неверующего в Египте, Фараону доложили об этом. И он сказал своим советникам, что Мусу, мир ему, нужно убить. Когда Муса, мир ему, узнал об этом, то тайно отправился в Мадьян. Когда он достиг границ этого города, то увидел, как пастухи доставали воду из колодца и поили своих овец. И еще он увидел двух женщин, сидевших в отдалении от пастухов. (Старшая из них стала его женой, а вторая – свояченицей). Увидев их, он спросил, почему они не могут напоить свое стадо. Они ответили: «У нас в доме нет мужчин. Поэтому мы работаем одни. Мы женщины и поэтому ждем, пока все эти мужчины уйдут. Когда они уходят, мы достаем воду из колодца». Он пожалел их, достал для них воду сам и напоил овец. Когда они вернулись домой, то рассказали об этом своему отцу, который уже был стар. Он послал старшую дочь, чтобы та позвала к ним этого благородного человека. Она пришла к Мусе, мир ему, и вела себя со всей скромностью, и сказала ему, что ее отец зовет его. Он пришел с ней и встретил Шу’айба, мир ему. Тот сказал, что хочет выдать за него одну из своих дочерей, однако поставил условие, что Муса, мир ему, должен смотреть за его овцами в течение восьми или десяти лет. Муса, мир ему, принял предложение и женился на старшей дочери пророка Шу’айба, мир ему. Спустя десять лет он вернулся с ней домой в Египет. Во время их путешествия было холодно, и им нужен был огонь. Муса, мир ему, заметил огонь на горе Тур и направился к ней. Когда он поднялся на нее, то увидел нур Аллаха. Именно там он получил пророческую миссию.

Урок:

Посмотрите, как ей приходилось трудно выполнять обязанности по дому. Когда же пришлось заговорить с чужим человеком, как неспокойно и скромно она говорила! О женщины! Вам тоже следует перестать искать удобства в жизни. Нужно не лениться и исполнять свои домашние дела и обязанности. Помимо это, необходимо всегда быть скромными и застенчивыми.

Свояченица Мусы, мир ему

О ней говорилось до этого. Ее звали Сафира. Она тоже работала по дому вместе с сестрой. Она слушалась отца и заботилась о нем.

Урок:

О женщины! Вам тоже нужно ухаживать за родителями и работать по дому, как заведено у бедняков. Не считайте домашние дела ниже своего достоинства. Очевидно, что вы ничем не достойнее дочерей пророка.

Из книги «Бехишти зевар» («Райские узоры») мавляны Ашрафа Али Санви

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

Пророк Якуб (мир ему), получивший прозвище Исраиль, из чистого пророческого дома, из дома Ибрахима (мир ему), чья жизнь связана с землями пророков в Палестине, Ираке и Египте. Здесь, в Палестине, в городе Эль-Халиль, Сара получила радостную весть, переданную через ангелов. Это была весть об Исхаке и последующим за ним Якубе.

Как сказано в Коране, Всевышний Аллах оповестил Ибрахима об Исхаке, а после него – о Якубе. Это была радостная весть о них обоих (мир им).

В Коране он описан как благой избранник и обладатель знаний, могучий и прозорливый. Его жизнь была чередой испытаний. Он противостоял им, терпеливо ожидая облегчения от Аллаха после осуществления божественной мудрости. Детство Якуб (мир ему) провёл в окрестностях города Халиль, затем переселился на родину предков, в Ирак, где женился на дочерях своего дяди. Позже он вернулся в Палестину, где у него родилось 12 сыновей. Всем им предстояло переселиться в Египет. Жизнеописание этого пророка, его сына, пророка Юсуфа (мир им обоим), тесно связаны.

В Священной Книге мы встречаем описание пророка Якуба (мир ему) и его возраста: в истории о Юсуфе говорится о преклонных годах его отца.

В Коране нет суры, от начала и до конца посвященной истории какого-либо пророка, кроме пророка Юсуфа (мир ему). Поэтому мы приведём истории отца и сына вместе. Семьи землепашцев традиционно бывают большими и, естественно, кто-то из детей занимает в сердце отца бòльшее место, чем другие, по причине, понятной лишь ему самому, или из-за того, что этот ребёнок отличается особыми качествами. Юсуф также был наиболее любим своим отцом. Он обладал множеством достоинств и, к тому же, был почтителен и красив внешне. При внимательном ознакомлении с жизнью многих великих людей мы обнаружим, что их величие проявлялось даже в детстве, позволяя оказывать влияние на окружающих.

Любовь Якуба к своему сыну, мир им обоим, – не просто слепое чувство. Она явилась результатом проявившихся в Юсуфе особенной почтительности, уважения и мудрости. Отец видел в нём задатки исключительности.

Кораническое повествование начинается с видения. Ещё совсем маленький Юсуф как бы со стороны увидел 11 планет, Солнце и Луну, совершающими ему суджду.

Отец попросил его не рассказывать об этом видении братьям, боясь, что те из зависти могут причинить ему вред. Ведь предпочтение, оказываемое Юсуфу, могло показаться им из ряда вон выходящим.

Видение ещё больше увеличило привязанность отца к сыну. Он видел в нём предпосылки пророчества. Видели их и братья, и со временем это заставило их задуматься. Без конца совещаясь друг с другом, они замыслили недоброе.

В конце концов, зависть породила в них мысли об убийстве Юсуфа. Рассчитывая, что это поможет им всецело завладеть любовью отца, они намеревались после этого стать праведными.

Все они были единодушны в том, чтобы бросить его в колодец. Убедив отца, ожидавшего от них плохого, отпустить с ними брата, они вывели его в место неподалёку от их города и там исполнили свой приговор. Затем, предварительно испачкав рубашку Юсуфа кровью, с плачем принесли её отцу.

Пророк Якуб (мир ему) нашёл, что рубашка не разорвана, как это должно было случиться при нападении на мальчика волка.

Юсуф (мир ему) в полном одиночестве остался в этом колодце, претерпевая мрак ночи и страшась криков диких зверей.

Колодец находился на караванном пути между Палестиной и Сирией. Появился караван. Слуга, которого отправили за водой, нашёл его и воскликнул: «Какая радость! Это мальчик!»

Представьте себе человека, родом из самой высокочтимой в мире семьи, который вдруг оказывается рабом по вине своих братьев, продавших его за несколько дирхемов. Что он должен чувствовать?

Египет в это время находился под властью гиксосов, чьё влияние распространялось от столицы Авариса – это вблизи нынешнего Порт Саида – на всю долину Нила. Затем по северному береговому пути они направились на юг, от долины Нила к Палестине.

Этим путем в Египет вошли гиксосы, отсюда приходили торговцы из Азии, отсюда же во времена фараонов на рынки Египта привозили рабов. Этой дорогой из бесплодной Азии в плодородную долину Нила перегоняли свои стада пастухи.

Юсуфу было суждено быть проданным второму после царя человеку в Египте и вырасти в его доме. Это помогло ему постичь культуру египетского народа и его обычаи.

Жена правителя была бесплодной; она обрадовалась мальчику и взяла его к себе.

Район на западной стороне Нила, сегодня известный как Азизия, получил своё название по имени этого правителя, чей дворец был там расположен.

Юсуф вырос в этом районе, в доме человека, занятого делами правления. Он взрослел на глазах его жены, превращаясь в привлекательного юношу. В её сердце появилось склонность к нему, которая однажды прорвалась наружу, но встретила его сопротивление.

Он сразу произнёс: «Упаси Аллах!» Несмотря на то, что её козни раскрылись и выявилась его чистота, она продолжала плести свои сети.

Название Азизия произошло от имени Азизу Миср. Некоторые историки утверждают, что здесь располагался дворец правителя Египта. Мы сейчас движемся туда, где находились бани Зулейхи, чья история общеизвестна.

Она приказала ему: «Выйди к ним». Заглядевшись на его красоту, женщины порезали руки ножами которыми чистили фрукты.

Недалеко от дворца было место, где хозяйка дворца отдыхала со своими подругами. Его называли банями Зулейхи, там и произошла эта история.

Это место названо именем Зулейхи, жены правителя, которая оклеветала Юсуфа. Здесь находились бани – бани её дворца и одновременно место отдыха.

Весть о красивом юноше распространилась среди женщин, приведя их в смятение. Несмотря на его категорический отказ, она предложила ему выбор: либо она, либо тюрьма. Он выбрал второе.

Это был трудный период, в течение которого Юсуф пребывал в униженном положении раба. Но затем он стал тем, кто правит и улучшает умму, народ. Тюрьма располагалась недалеко от дворца правителя, и Юсуф поменял благополучную жизнь во дворце на её тяготы, начав новый этап в своей жизни. На глубине 35 метров, он томился в заключении.

В темнице раскрылась невиновность Юсуфа и ложь его обвинителей. С ним рядом оказались двое узников: один из них был пекарем или поваром во дворце царя, а другой – виночерпием. Они были обвинены в попытке отравить царскую еду или питье.

Один из тех, кто был с пророком в темнице, увидел себя во сне выжимающим виноград, а другому приснилось, будто на его голове корзина с едой, которую клюют птицы. Юсуф, мир ему, растолковал их сны, сказав: «Ты выйдешь из темницы и станешь виночерпием, как и раньше, а тебя распнут и оставят, пока птицы не заклюют твою голову».

Так и случилось: один был казнён, а другой спасся и попал во дворец, где со временем рассказал о случившемся. Таким образом, посредством видения царя осуществилось освобождение Юсуфа (мир ему), которое очень затянулось.

Видение заключалось в том, что семь тощих коров съели семерых жирных, а семь сухих колосков – семь зелёных. Это сильно подействовало на царя, приведя его в волнение.

Видение сильно взволновало его и вселило тревогу. На свою просьбу объяснить его смысл, он услышал от толкователей: «Это лишь путаница, бессвязные сны». Таким образом, желая успокоить государя, они пытались убедить его в том, что это не видение, а лишь бессвязный сон.

Юсуф же растолковал сон царя следующим образом: семь лет вы будете усердно сеять; то, что пожнёте, оставьте в колосьях. Это был своеобразный урок экономики. Затем наступят семь тяжёлых лет. Они съедят то, что вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережёте. Вслед за этим наступит год, когда пойдут обильные дожди и созреют новые плоды.

Когда царю рассказали об этом, тот велел привести Юсуфа (мир ему). Прежде, чем выйти из темницы, пророк заставил расспросить женщин о причине своего заточения. Невиновность Юсуфа была доказана. Зулейха призналась: «Истина прояснилась; я соблазняла его, но он является одним из праведников».

Выйдя из темницы, Юсуф стал вельможей. Он использовал свои возможности для исполнения завета, призывая людей к истинной вере.

Юсуф (мир ему) осуществлял свой призыв постепенно. Он подготовил всё необходимое для встречи засухи: построил огромные амбары для хранения зерна в колосьях, расположив их в одной из самых плодородных областей Египта – историческом районе с древними пирамидами.

Мы дошли до Хавары в Эль-Файюме. Это район полупустыни, где находится очень древняя пирамида. Здесь же были и маленькие пирамиды, а за ними – местность, где, по мнению историков, в правление Юсуфа располагались амбары. Те самые амбары, где он хранил пшеницу, достаточную для семи засушливых лет.

Из-за распространившегося голода в Египет за провизией приехали братья Юсуфа. История близилась к своему завершению. Узнав Юсуфа, они выразили сожаление о случившемся. Он потребовал привезти в Египет отца, пророка Якуба (мир ему).

Якуб (мир ему) ослеп из-за слёз, пролитых по сыну. Юсуф дал им рубашку и велел накинуть её на лицо отца, чтобы вернуть тому зрение, и привести к нему всех родных. Они все прибыли и в знак почтения сделали суджду. Таким образом, видение Юсуфа сбылось, и вся семья воссоединилась в Египте. Якуб (мир ему) здесь же и умер, завещав похоронить себя рядом с отцом. Юсуф (мир ему) исполнил завещание и доставил тело Якуба (мир ему) в Палестину, где и похоронил его в пещере Эль-Халиля. Его могила находится рядом с могилой жены Рахиль, матери Юсуфа (мир ему). Там же имеется и могила Юсуфа (мир ему). Истории смерти Якуба и Юсуфа (мир им) соответствуют написанному в Коране. Когда смерть пришла к Якубу (мир ему), его завещанием сыновьям было хранить пророческую миссию, слово тавхида и покорности. Это являлось миссией всех посланников, отправленных Аллахом для спасения человечества от унижения и заблуждения и направлении его к вере и правильному пути.

У пророка Юсуфа (алейхиссалям) было одиннадцать братьев. Десять из них были старше, и только один – младше. Маленький Юсуф был очень послушным и симпатичным мальчиком, поэтому его отец, пророк Якуб (алейхиссалям) очень сильно его любил. К сожалению, это вызвало ревность у остальных одиннадцать братьев, и потому они захотели избавиться от Юсуфа.

Однажды они нашли глубокий колодец и бросили туда Юсуфа. Затем они забрали его рубашку, измазали ее кровью ягненка и показали отцу. Братья сказали: «Наш маленький Юсуф мертв. Волк напал на него и съел».

После этого пророк Якуб (алейхиссалям) обезумел от горя и долго скорбил по любимому сыну. Прошли годы, он состарился и ослеп. Однако вера в Аллаха в его сердце оставалась по-прежнему твердой и непоколебимой. Он постоянно молился Творцу и не расставался с надеждой, что Юсуф до сих пор жив, и однажды они встретятся. Пророк читал дуа: «Аллаху мустаан ва сабрун джамиль – вся мощь принадлежит лишь Аллаху, а терпение прекрасно».

Якуб (алейхиссалям) был искренне уверен, что так оно и есть. Он оказался во всем прав. Когда Юсуф обнаружил, что находися в глубоком колодце, то стал молиться Аллаху. Мимо проезжал купеческий караван. Они нашли мальчика, достали его из недр колодца и забрали с собой в Египет, где продали его на невольничьем рынке бездетной супружеской паре.

Иногда случается, что человека несправедливо обвиняют в преступлении, которого он не совершал. Так случилось с повзрослевшим Юсуфом (алейхиссалям): его посадили в тюрьму, хотя он не сделал ничего плохого. Только Аллах лучше знает, что хорошо Его рабов, и помогает тем, кто верит в Него.

Через несколько лет, пока Юсуф (алейхиссалям) еще находился в тюрьме, фараон Египта увидел сон, который чрезвычайно взволновал его. «Мне приснились семь жирных коров, которых едят тощие, а также семь зеленых и семь сухих полей кукурузы», — рассказал он своим придворным. Однако никто не мог растолковать этот сон.

Фараон узнал, что запертый в тюрьме Юсуф (алейхиссалям) может растолковать сон и велел послать за ним. Тот предстал перед повелителем Египта и сказал: «Твой сон значит, что страну ожидают семь хороших лет с прекрасным урожаем, однако последующие семь лет окажутся плохими и голодными. Поэтому нужно собрать и сохранить столько зерна, сколько сможете».

Фараон оказался признательным Юсуфу (алейхиссалям) и понял, что тот является рассудительным человеком. Он попросил его помочь в борьбе с голодом и назначил казначеем, а также инспектором хранилищ Египта.

Когда голод распространился по стране, он коснулся и земляков Юсуфа (алейхиссалям). В это время его братья прибыли в Египет, чтобы купить хлеба из обильных запасов, которые было велено хранить египтянам. Аллах планировал сделать так, что молодые люди должны были обязательно прийти к Юсуфу (алейхиссалям).

Сначала они не узнали его, так как думали, что их брат давно умер. Затем они поняли, кто стоит перед ними, и почувствовали ужасный стыд за содеянное. Молодые люди умоляли Юсуфа (алейхиссалям) о прощении, и тот смилостивился над ними. Он попросил братьев привезти к нему отца.

Когда они доставили старика в Египет, слепой человек был вне себя от счастья. Он всегда верил, что Юсуф (алейхиссалям) остался жив, и никогда не прекращал молиться Аллаху. Отец и сын обнялись после долгой разлуки. Это было прекрасное воссоединение!

Впоследствии отец и братья Юсуфа (алейхиссалям) остались в Египте. Они стали жить большой дружной семьей, и у них появилось множество детей. Пророк Юсуф (алейхиссалям) был хорошим, благородным человеком и посланником Аллаха, и потому всегда призывал поклоняться лишь Единому Творцу: «Аллах создал вас и защитил от голода. Вы должны быть благодарны Ему и совершать добрые дела».

У Йакуба было двенадцать сыновей, младшими из них были Йусуф и Бинйамин.

Йакуб любил Йусуфа больше, чем его братьев. Он демонстрировал эту любовь, а остальные братья ревновали. Как-то ночью Йусуф заснул в своей постели и увидел удивительный сон.

Проснувшись, он пошел к отцу и сказал ему:

«О отец мой, видел я во сне одиннадцать звезд, и Солнце, и Луну, и видел я, что они поклонялись мне».

Подумав над смыслом сна Йусуфа, Йакуб решил, что Аллаh сделает Йусуфа великим в этом и ином мирах. Йакуб знал, что братья Йусуфа ревнуют его, и испугался каких-либо их действий в порыве ревности и по наущению Шайтана, которые могут повредить Йусуфу. Поэтому он сказал ему:

«О сын мой возлюбленный, не рассказывай о сне своём братьям твоим, дабы не замышляли они против тебя; ибо Шайтан есть явный враг человеку».

Йакуб помолчал немного, затем сказал Йусуфу:

Аллаh показал тебе это великое видение. Если ты умолчишь о нем, то ниспошлет Аллаh тебе свою милость и научит толкованию снов. Он осуществит милость Свою тебе, а тем самым род Йакуба получит много добра.

Аллаh сделает тебя великим и даст тебе дар пророчества, как Он это осуществил для двух праотцов твоих - Ибрахима и Исхака.

Йакуб продолжал говорить Йусуфу, который внимательно слушал его и размышлял об этом поразительном сне.

Йакуб обнимался и играл с Йусуфом и братом его Бинйамином, а остальные братья видели, как он, занятый двумя, не обращает на остальных внимания. В их души вкрался гнев, поскольку вся любовь отца была отдана Йусуфу и Бинйамину.

Наш отец любит Йусуфа и его брата больше нас.

Нас много, и мы больше достойны отцовской благосклонности, чем Йусуф и его брат.

Третий сказал:

Наш отец серьезно заблуждается.

Убейте Йусуфа или выгоните его туда, откуда он никогда не вернется. Вся отцовская любовь останется нам. Затем мы покаемся за наши действия и станем праведниками.

Убьем его и избавимся от этого. Братья уже почти договорились убить Йусуфа, как вдруг один из них сказал:

Не убивайте Йусуфа, но, если вы считаете нужным сделать что-нибудь, бросьте его на дно глубокого колодца: кто-либо из проезжающих подберет его.

Один воскликнул:

Это хорошая мысль.

Братья договорились бросить Йусуфа на дно колодца, чтобы покончить с ним и вернуть себе любовь отца.

Дети пошли к отцу, который в это время обнимался и играл с Йусуфом. Один из них сказал отцу:

Отец, почему ты не отпускаешь Йусуфа пойти поиграть с нами?

Йакуб сказал:

Я не могу ни на час оставить его.

Другой попросил:

Пошли его завтра с нами поиграть и позабавиться.

Отец сказал им:

Горестно мне, что вы уведете его.

Пусть поиграет и порадуется, а то он постоянно сидит дома.

Боюсь, вы заиграетесь и оставите его без присмотра, а волк может загрызть его.

Кто-то спросил:

Как его может загрызть волк, если нас много?!

Братья окружили отца, наперебой уговаривая его:

Не бойся за Йусуфа. Пусть поиграет и повеселится с нами. Почему ты не доверяешь нам Йусуфа, ведь мы любим его?! И он сам хочет пойти с нами. Они упрашивали отца до тех пор, пока он не согласился отпустить Йусуфа с ними. Радостные, братья вышли от отца. Йусуф вышел вместе с братьями. Не успели они скрыться с глаз отца, как все начали бранить Йусуфа и издеваться над ним. Наконец, они подошли к колодцу, сорвали с Йусуфа рубашку, бросили его в колодец и удалились.

Очутившись в колодце, Йусуф испугался, но страх продолжался недолго, так как Аллаh отвел его. Он сказал ему также, что, несомненно, имеется выход из этого сложного положения, что Йусуф спасется и будет жить всеми уважаемым.

Братья остановились, чтобы обдумать то, что они скажут отцу. Договорились, что они скажут, что его съел волк. Чтобы убедить отца в том, что они говорят правду, братья взяли рубашку Йусуфа и испачкали ее кровью козы, которую зарезали.

Дети подождали заката солнца и наступления ночи. Затем, плачущие, они пришли к отцу. Когда Йакуб увидел их без Йусуфа, он сжался от отчаяния и горестно спросил:

Где Йусуф?

Они сказали:

О отец наш, стали мы бегать в перегонки друг с другом и оставили Йусуфа с вещами нашими, и волк сожрал его.

Йакуб гневно бросил:

Мы знали, что ты никогда не поверишь нам. Но вот его рубашка.

И они отдали отцу рубашку, запятнанную кровью. Но отец не обнаружил на ней следов зубов. Братья забыли изорвать рубашку. Отец понял, что они что-то сотворили со своим братом. И никакой волк на него не нападал. Йакуб сильно опечалился из-за Йусуфа. Однако он сохранил твердость в своей печали и сказал детям:

Вы что-то сделали с вашим братом. Поживем - увидим.

Караван из аш-Шама направлялся в Египет. Его путь лежал через колодец, куда был брошен Йусуф. Один из караванщиков пошел к колодцу, чтобы набрать воды. Когда он опустил ведро, Йусуф уцепился за него. Увидев его, караванщик радостно воскликнул: Это добрый знак! Это - мальчик! Он взял его и вернулся к своему каравану.

Купцы отправились дальше в путь, пока не прибыли в Египет. Караванщик с Йусуфом пришел на невольничий рынок, чтобы продать его и получить деньги. В это время на рынке был египетский вельможа, которому Йусуф очень понравился, и он за небольшую сумму купил его.

Вельможа с Йусуфом вернулся домой. Когда его жена увидела юношу, она обрадовалась, потому что была бездетна. Вельможа сказал ей:

Будь добра к нему. Быть может, будет нам от него польза, когда он вырастет. Если это добрый и умный мальчик, мы усыновим его.

Окруженный заботой и вниманием, Йусуф остался в доме вельможи.

Прошли годы, Йусуф вырос и возмужал, став очень красивым.

Жена вельможи обратила внимание на красоту и силу Йусуфа и влюбилась в него. В один из дней она надела на себя лучшие одежды, украсила себя и вышла к Йусуфу.

Закрыв за собой двери, она приблизилась к нему, желая показать ему свою любовь, и сказала:

Я - твоя и принадлежу тебе.

Йусуф увидел ее красоту, но вспомнил своего Владыку, который спас его из колодца.

Отвернувшись, он сказал:

Я ищу прибежища у Аллаhа. Твой муж - мой господин. Он уважает меня и хорошо ко мне относится. Я не хочу причинять ему зла. Я не восстану против Владыки моего, который спас меня.

Йусуф пошел к двери, чтобы открыть ее и выйти. Она бросилась за ним, пытаясь удержать его. Схватив его за рубашку, она порвала ее сзади. Йусуф открыл дверь и увидел перед собой вельможу. Когда жена заметила своего мужа, стоящего на пороге, она захотела обвинить Йусуфа в том, что он пытался посягнуть на нее. Она сказала мужу:

Йусуф пытался причинить зло твоей жене. Он заслуживает темницы или суровой кары.

Защищая себя, Йусуф сказал:

Это она сама старалась соблазнить меня.

Вельможа разгневался, но тут пришел родственник жены. Когда вельможа рассказал ему все, он сказал:

Если его рубашка порвана спереди, то она говорит правду, а если сзади, то он говорит правду, а она лжет...

Вельможа увидел, что рубашка Йусуфа разорвана сзади и, гневно глядя на жену, сказал ей:

Истинно, это твоя женская хитрость. Истинно, велика хитрость твоя.

Обернувшись к Йусуфу, он сказал ему:

Никому не рассказывай того, что произошло здесь. А жене вельможа приказал просить прощения за свой грех и покаяться.

Жены и дочери знатных людей собрались и, обсуждая жену вельможи, осудили ее за любовь к Йусуфу. Они сказали:

Жена Азиза предлагает себя Йусуфу. Истинно, она плохая женщина.

Жена Азиза узнала об этом женском осуждении за ее любовь к юноше и разгневалась. Она решила оправдаться перед ними и пригласила их всех к себе в дом. Всех гостей она угостила яблоками и каждой подала нож. Затем она обрядила Йусуфа в лучшие одежды и приказала ему выйти к ним. Когда женщины увидели перед собой красивого юношу, они не поверили своим глазам решив, что это самый прекрасный мужчина в мире. Позабыв себя, они ошеломленно взирали на него и вместо того, чтобы очищать яблоки, порезали ножами себе руки. При этом они даже не почувствовали боли и сказали:

Да прославится Аллаh! Это не человек, а преславный ангел.

Жена Азиза сказала им:

Это тот, из-за которого вы меня осуждали. Я потребовала его для себя, но он воздержался. А теперь, если он не исполнит того, что я прикажу ему, то он будет брошен в темницу.

Женщины спросили его: - Почему же ты не слушаешься своей госпожи?

Он ответил:

О Владыка мой, предпочту я темницу тому, что они предлагают мне.

Йусуф отказался повиноваться приказам своей госпожи, потому что он боялся Аллаhа.

Йусуф не послушался жены Азиза, так как не хотел предавать своего господина, который воспитал его. Тогда жена Азиза затеяла против Йусуфа интригу перед своим мужем. Она сказала ему: «Женщины на каждом углу злословят обо мне и Йусуфе и говорят мерзости. Будет лучше бросить его в темницу, чтобы все знали, что именно Йусуф хотел посягнуть на мою честь и поэтому попал в тюрьму».

Йусуф и еще двое юношей были брошены в темницу, где они познакомились и стали друзьями.

В одну из ночей оба юноши увидели непонятные сны.

Утром оба они попросили Йусуфа растолковать им их видения.

Один из них сказал:

Я видел во сне, что выжимаю виноград и делаю из него вино, а затем угощаю короля.

Другой сказал:

Я видел во сне, что нес на голове хлеб, который клевали птицы. Истолкуй нам эти сны, ибо мы видим, что ты праведен.

Йусуф сказал им:

Какие бы сны вы ни видели, я растолкую вам то, что произойдет, прежде, чем это случится. Все будет, как я скажу. Этому меня научил Аллаh, потому что я верую в него, Единственного. И я следую вере отцов моих Ибрахима, Исхака и Йакуба. Истинно, не можем мы приобщать ничего, как равное к Аллаhу.

О мои два сотоварища по тюрьме, что лучше - разные боги, которые не способны ни на что, или Аллаh, Единый, Великий, Всемогущий? Те боги, которым поклоняетесь вы, ложны. Аллаh повелел нам поклоняться Ему, так как Он сотворил нас и дал нам пропитание. Но большинство людей не ведают.

О мои два сотоварища по тюрьме, что касается одного из вас, он будет наливать вино господину своему; что же касается другого, будет он распят, и птицы будут клевать голову его.

Йусуф знал, что виночерпий короля спасется из тюрьмы. Он сказал ему:

Упомяни о моем деле своему господину. Я сижу в тюрьме без всякой вины с моей стороны.

Королевский виночерпий вышел из тюрьмы, а другой был распят, как это предсказывал Йусуф. Но виночерпий забыл напомнить королю о деле Йусуфа, и он еще несколько лет провел в тюрьме.

Как-то ночью король увидел во сне, что он сидит на берегу реки, из которой вышли семь тучных коров, а затем семь тощих. Затем семь тощих коров сожрали семерых тучных. Король в ужасе проснулся. Успокоившись, он заснул опять и увидел во сне семь зеленых колосьев, которых проглотили семь сухих колосьев. В страхе король проснулся во второй раз.

Утром король собрал своих приближенных и рассказал им то, что видел во сне. Никто из его свиты не смог растолковать ему смысла этих снов. Тогда виночерпий вспомнил, что Йусуф прекрасно объясняет сновидения. Он сказал королю:

Пошли меня к Йусуфу в тюрьму, и я растолкую вам эти сны.

Король послал его к Йусуфу. Придя в тюрьму, он сказал:

«Йусуф! О ты, праведник, разъясни нам значение семи тучных коров, которых пожрали семь тощих коров, и семи зеленых колосьев зерна и семи других высохших, дабы я мог возвратиться к народу и поведать им».

Йусуф сказал ему:

Впереди семь урожайных лет, а затем придут семь неурожайных. Вы должны будете семь лет трудиться много и непрестанно. Оставляйте все сжатое в колосьях, кроме той пшеницы, которую употребите в пищу. Когда придут неурожайные годы, вы будете есть то, что сберегли в хорошие годы.

Потом придет после этого урожайный год, когда люди будут давить виноград, сахарный тростник, кунжут. Они будут благоденствовать и радоваться.

Виночерпий вернулся к королю и передал ему все, что рассказал Йусуф. Король изумился и отослал его обратно, чтобы он привел Йусуфа. Король хотел сделать его своим приближенным. Однако Йусуф согласился пойти к королю только в том случае, если он подтвердит ему, что был заключен в тюрьму по наговору. Йусуф сказал виночерпию:

Вернись к королю и скажи ему, чтобы он собрал женщин, которые порезали руки, и спросил их о том, что же на самом деле случилось. Пусть король знает, что я невиновен в том, что мне приписывают.

Король приказал собрать женщин и спросил их о Йусуфе. Они сказали ему:

Это благородный человек. Он не сделал ничего дурного.

Жена Азиза увидела, что истина прояснилась и сказала:

Я потребовала его для себя, но он отказался. Йусуф невиновен и брошен в тюрьму несправедливо.

Когда король узнал это, он понял, что Йусуф умный и надежный человек. Ему захотелось воспользоваться его знаниями и иметь при себе верного человека. Король сказал: «Приведите его ко мне».

Когда привели Йусуфа и король поговорил с ним, то убедился, что он действительно умный, преданный и надежный человек. Король сказал ему:

Отныне ты уважаемый и почитаемый человек.

Йусуф сказал королю:

Страну ждут добрые, а затем тяжелые времена. Поэтому поставь меня над сокровищами страны, так как я надежно храню то, что в моем распоряжении, трачу средства разумно, а остальное сберегаю на трудные годы.

Йусуф стал министром у короля, имея все в своем распоряжении.

Прошли годы благоденствия, и наступили тяжелые времена. Йусуф начал распределять среди людей зерно, сбереженное от прошлых богатых урожаев. Страна пережила неурожайные годы, и люди из соседних стран приезжали в Египет за необходимыми им товарами.

В один из дней к Йусуфу пришли его братья. Он их узнал, а они его нет. Они и не могли себе представить, что Йусуф станет министром.

Йусуф спросил:

Сколько вас?

Они ответили ему:

Нас двенадцать. Одного нет, а самый младший остался с отцом.

Йусуф принял их как почетных гостей и щедро угостил их.

Затем он сказал:

Идите и приведите с вами ко мне вашего брата, и тогда я дам вам то, что вы попросили. Если же вы его не приведете, то ничего не получите.

Братья сказали:

Мы постараемся привести его с нами. Они пошли готовиться к отъезду, а Йусуф приказал своим слугам вернуть братьям все их товары, которые они привезли, чтобы обменять их на зерно.

Братья вернулись к отцу и, встретившись с ним, сказали:

Если ты не отправишь с нами нашего брата, то они ничего нам не дадут.

Отец сказал им:

Я не могу его никому доверить. Боюсь, что вы сделаете с ним то же самое, что сделали с Йусуфом.

Братья сказали ему:

О отец наш, мы говорим правду. Вот наши товары, которые мы брали с собой на обмен. Но министр вернул их нам и не принял.

Отец сказал:

Я отпущу его с вами только в том случае, если вы поклянетесь беречь его.

Братья поклялись беречь своего брата и начали готовиться к путешествию в Египет, чтобы привести оттуда зерно.

Отец сказал им:

Не входите в город через одни ворота, а через разные.

Он сказал им это, чтобы уберечь их от зла, которое может застигнуть их всех вместе сразу.

Братья благополучно прибыли к Йусуфу. Йусуф с Бинйамином отошли в сторону, и Йусуф сказал ему:

Я твой брат Йусуф, но не говори этого своим братьям.

Бинйамин очень обрадовался встрече с братом. Йусуф захотел взять Бинйамина у них и сказал слугам:

Подложите чашу, из которой пьет король в вещи Бинйамина.

Слуги исполнили это.

Братья Йусуфа собрали свою поклажу и загрузили ее на верблюдов. Затем караван отправился в путь.

Тут один из охранников крикнул:

Вы виновны в краже!

Все обернулись к нему и спросили:

А что у вас пропало?

Вы похитили чашу, из которой пьет король!

Обыщите нас. Мы приехали сюда не воровать.

Охранник спросил:

А какое наказание будет тому, у кого эта вещь будет найдена?

Братья ответили:

Наказание будет таким, что он останется вашим пленником.

Пришел Йусуф и осмотрел багаж всех, кроме вещей своего брата. Их он осмотрел в последнюю очередь и обнаружил королевскую чашу. В качестве наказания за это он взял своего брата как пленника.

Остальные братья сказали:

Если он украл, то прежде этого брат его тоже провинился в краже.

Йусуф понял, что они имели в виду, но не мог ответить из боязни, что его хитрость будет раскрыта. Он просто подумал про себя: «Вы оказываетесь в худшем положении; и Аллаh лучше знает о том, на что вы ссылаетесь». Братья вспомнили, что они клялись отцу беречь одного из них и обратились к Йусуфу:

О великий господин! У него есть престарелый отец, посему возьми одного из нас вместо него, ибо видим мы, что ты один из творящих добро.

Он ответил:

Сохрани Аллаh нас взять кого-либо, кроме того, у кого мы нашли принадлежащее нам, ибо иначе были бы мы несправедливы.

Когда попытка взять брата оказалась безуспешной, братья отошли посоветоваться, и старший из них сказал:

Мы поклялись беречь его! Я не могу вернуться к отцу без Бинйамина.

Что же делать?

Я останусь здесь, пока не выручу брата, или же пока отец не разрешит мне вернуться.

А нам что делать?

Возвращайтесь к отцу и скажите: «О отец наш, сын твой украл».

Они вернулись к отцу, и когда он спросил о Бинйамине, они рассказали ему случившееся.

Однако отец не поверил им:

Мой сын не крадет!

Тогда спроси людей, которые были с нами. Они все хорошо знают.

На это отец сказал:

Вы сделали с ним то же, что и с Йусуфом. Быть может, Аллаh приведет их всех ко мне. Опечалившись за судьбу Бинйамина, Йакуб вновь загрустил о Йусуфе. Он так разрыдался, что ослеп. Дети увидели, сколь велико горе отца и сказали ему:

Ты будешь вспоминать Йусуфа и оплакивать его, пока не одряхлеешь или умрешь. Тебе лучше не рыдать.

Йакуб сказал им:

Я не жалуюсь вам, ни кому-либо еще из людей. Я жалуюсь Аллаhу. Я знаю, что Аллаh смилостивится надо мной и избавит меня от горя. О мой любимый сын! Идите и ищите Йусуфа и брата его. И не огорчайте в милости Аллаhа, ибо никто не отчаивается в милости Аллаhа, кроме неверующих.

Братья Йусуфа вернулись в Египет, прося господина быть великодушным и простить их брата. Войдя к нему, они сказали:

О великий господин, мы оказались в очень сложном положении, и у нас только плохой товар. Дай нам что-нибудь и прояви великодушие, освободив брата нашего.

Йусуф сказал им:

Знаете ли вы, что вы сделали с Йусуфом и с братом его?

Братья пристально посмотрели на него, а затем сказали:

Ты ли Йусуф?

Да, я Йусуф, а это брат мой. Истинно, был Аллаh милостив к нам.

Братья сказали:

Истинно, предпочел Аллаh тебя над нами. Прости нас за то,что мы с тобой сделали, брат наш.

Не бойтесь, - ответил Йусуф, - я не собираюсь наказывать вас за то, что было. Да простит вас Аллаh! Он Самый Милосердный изо всех, оказывающих милость.

Затем Йусуф спросил их об отце. Они сказали:

От непрерывного оплакивания тебя он ослеп. Тогда Йусуф снял с себя рубашку и отдал тому брату, который сказал остальным, чтобы они не убивали Йусуфа, а бросили его в колодец. Он сказал ему: «Ступай с моей рубашкой и положи ее перед отцом; он узнает. И приведите ко мне все семейство ваше, чтобы они жили здесь в Египте в большом достатке». Йакуб стоял, ожидая возвращения сыновей. Когда они приблизились, он с силой вдохнул воздух и сказал окружающим:

Истинно, я чувствую запах Йусуфа.

Люди переглянулись и сказали:

Ты впадаешь в прежнее заблуждение. Йусуф умер, и его сожрал волк много лет назад.

Приблизившись, сыновья Йакуба положили перед ним рубашку Йусуфа, и у Йакуба наступило просветление. Он сказал детям:

А что я говорил вам? Я знал, что Аллаh соберет всех вместе с Йусуфом.

Они сказали:

О отец наш, моли Аллаhа простить нас.

Йакуб ответил:

Я буду молить Владыку моего о прощении за вас. Истинно, Он Всепрощающ, Милосерден. Йакуб собрал свое семейство и отправился в Египет. Еще до прибытия туда Йусуф встретил всех в пути. Он с почтением приветствовал отца, и они все вместе вступили в Египет. Тогда Йусуф сказал:

Войдите в Египет с миром, если то угодно Аллаhу. Йусуф взошел на трон, а отец, мать и братья с почтением склонились перед ним. Йусуф сказал отцу: «О отец мой, ныне исполнился прежний сон мой. Владыка мой осуществил его. Он сделал меня правителем и вывел из темницы. Он вывел вас из пустыни после того, как Шайтан посеял вражду между мною и моими братьями. Если моему Владыке угодно что-либо, то Он знает пути осуществить это».

сайт

Пророк Якуб (мир ему), получивший прозвище Исраиль, из чистого пророческого дома, из дома Ибрахима (мир ему), чья жизнь связана с землями пророков в Палестине, Ираке и Египте. Здесь, в Палестине, в городе Эль-Халиль, Сара получила радостную весть, переданную через ангелов. Это была весть об Исхаке и последующим за ним Якубе.

Как сказано в Коране, Всевышний Аллах оповестил Ибрахима об Исхаке, а после него – о Якубе. Это была радостная весть о них обоих (мир им).

В Коране он описан как благой избранник и обладатель знаний, могучий и прозорливый. Его жизнь была чередой испытаний. Он противостоял им, терпеливо ожидая облегчения от Аллаха после осуществления божественной мудрости. Детство Якуб (мир ему) провёл в окрестностях города Халиль, затем переселился на родину предков, в Ирак, где женился на дочерях своего дяди. Позже он вернулся в Палестину, где у него родилось 12 сыновей. Всем им предстояло переселиться в Египет. Жизнеописание этого пророка, его сына, пророка Юсуфа (мир им обоим), тесно связаны.

В Священной Книге мы встречаем описание пророка Якуба (мир ему) и его возраста: в истории о Юсуфе говорится о преклонных годах его отца.

В Коране нет суры, от начала и до конца посвященной истории какого-либо пророка, кроме пророка Юсуфа (мир ему). Поэтому мы приведём истории отца и сына вместе. Семьи землепашцев традиционно бывают большими и, естественно, кто-то из детей занимает в сердце отца бòльшее место, чем другие, по причине, понятной лишь ему самому, или из-за того, что этот ребёнок отличается особыми качествами. Юсуф также был наиболее любим своим отцом. Он обладал множеством достоинств и, к тому же, был почтителен и красив внешне. При внимательном ознакомлении с жизнью многих великих людей мы обнаружим, что их величие проявлялось даже в детстве, позволяя оказывать влияние на окружающих.

Любовь Якуба к своему сыну, мир им обоим, – не просто слепое чувство. Она явилась результатом проявившихся в Юсуфе особенной почтительности, уважения и мудрости. Отец видел в нём задатки исключительности.

Кораническое повествование начинается с видения. Ещё совсем маленький Юсуф как бы со стороны увидел 11 планет, Солнце и Луну, совершающими ему суджду.

Отец попросил его не рассказывать об этом видении братьям, боясь, что те из зависти могут причинить ему вред. Ведь предпочтение, оказываемое Юсуфу, могло показаться им из ряда вон выходящим.

Видение ещё больше увеличило привязанность отца к сыну. Он видел в нём предпосылки пророчества. Видели их и братья, и со временем это заставило их задуматься. Без конца совещаясь друг с другом, они замыслили недоброе.

В конце концов, зависть породила в них мысли об убийстве Юсуфа. Рассчитывая, что это поможет им всецело завладеть любовью отца, они намеревались после этого стать праведными.

Все они были единодушны в том, чтобы бросить его в колодец. Убедив отца, ожидавшего от них плохого, отпустить с ними брата, они вывели его в место неподалёку от их города и там исполнили свой приговор. Затем, предварительно испачкав рубашку Юсуфа кровью, с плачем принесли её отцу.

Пророк Якуб (мир ему) нашёл, что рубашка не разорвана, как это должно было случиться при нападении на мальчика волка.

Юсуф (мир ему) в полном одиночестве остался в этом колодце, претерпевая мрак ночи и страшась криков диких зверей.

Колодец находился на караванном пути между Палестиной и Сирией. Появился караван. Слуга, которого отправили за водой, нашёл его и воскликнул: «Какая радость! Это мальчик!»

Представьте себе человека, родом из самой высокочтимой в мире семьи, который вдруг оказывается рабом по вине своих братьев, продавших его за несколько дирхемов. Что он должен чувствовать?

Египет в это время находился под властью гиксосов, чьё влияние распространялось от столицы Авариса – это вблизи нынешнего Порт Саида – на всю долину Нила. Затем по северному береговому пути они направились на юг, от долины Нила к Палестине.

Этим путем в Египет вошли гиксосы, отсюда приходили торговцы из Азии, отсюда же во времена фараонов на рынки Египта привозили рабов. Этой дорогой из бесплодной Азии в плодородную долину Нила перегоняли свои стада пастухи.

Юсуфу было суждено быть проданным второму после царя человеку в Египте и вырасти в его доме. Это помогло ему постичь культуру египетского народа и его обычаи.

Жена правителя была бесплодной; она обрадовалась мальчику и взяла его к себе.

Район на западной стороне Нила, сегодня известный как Азизия, получил своё название по имени этого правителя, чей дворец был там расположен.

Юсуф вырос в этом районе, в доме человека, занятого делами правления. Он взрослел на глазах его жены, превращаясь в привлекательного юношу. В её сердце появилось склонность к нему, которая однажды прорвалась наружу, но встретила его сопротивление.

Он сразу произнёс: «Упаси Аллах!» Несмотря на то, что её козни раскрылись и выявилась его чистота, она продолжала плести свои сети.

Название Азизия произошло от имени Азизу Миср. Некоторые историки утверждают, что здесь располагался дворец правителя Египта. Мы сейчас движемся туда, где находились бани Зулейхи, чья история общеизвестна.

Она приказала ему: «Выйди к ним». Заглядевшись на его красоту, женщины порезали руки ножами которыми чистили фрукты.

Недалеко от дворца было место, где хозяйка дворца отдыхала со своими подругами. Его называли банями Зулейхи, там и произошла эта история.

Это место названо именем Зулейхи, жены правителя, которая оклеветала Юсуфа. Здесь находились бани – бани её дворца и одновременно место отдыха.

Весть о красивом юноше распространилась среди женщин, приведя их в смятение. Несмотря на его категорический отказ, она предложила ему выбор: либо она, либо тюрьма. Он выбрал второе.

Это был трудный период, в течение которого Юсуф пребывал в униженном положении раба. Но затем он стал тем, кто правит и улучшает умму, народ. Тюрьма располагалась недалеко от дворца правителя, и Юсуф поменял благополучную жизнь во дворце на её тяготы, начав новый этап в своей жизни. На глубине 35 метров, он томился в заключении.

В темнице раскрылась невиновность Юсуфа и ложь его обвинителей. С ним рядом оказались двое узников: один из них был пекарем или поваром во дворце царя, а другой – виночерпием. Они были обвинены в попытке отравить царскую еду или питье.

Один из тех, кто был с пророком в темнице, увидел себя во сне выжимающим виноград, а другому приснилось, будто на его голове корзина с едой, которую клюют птицы. Юсуф, мир ему, растолковал их сны, сказав: «Ты выйдешь из темницы и станешь виночерпием, как и раньше, а тебя распнут и оставят, пока птицы не заклюют твою голову».

Так и случилось: один был казнён, а другой спасся и попал во дворец, где со временем рассказал о случившемся. Таким образом, посредством видения царя осуществилось освобождение Юсуфа (мир ему), которое очень затянулось.

Видение заключалось в том, что семь тощих коров съели семерых жирных, а семь сухих колосков – семь зелёных. Это сильно подействовало на царя, приведя его в волнение.

Видение сильно взволновало его и вселило тревогу. На свою просьбу объяснить его смысл, он услышал от толкователей: «Это лишь путаница, бессвязные сны». Таким образом, желая успокоить государя, они пытались убедить его в том, что это не видение, а лишь бессвязный сон.

Юсуф же растолковал сон царя следующим образом: семь лет вы будете усердно сеять; то, что пожнёте, оставьте в колосьях. Это был своеобразный урок экономики. Затем наступят семь тяжёлых лет. Они съедят то, что вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережёте. Вслед за этим наступит год, когда пойдут обильные дожди и созреют новые плоды.

Когда царю рассказали об этом, тот велел привести Юсуфа (мир ему). Прежде, чем выйти из темницы, пророк заставил расспросить женщин о причине своего заточения. Невиновность Юсуфа была доказана. Зулейха призналась: «Истина прояснилась; я соблазняла его, но он является одним из праведников».

Выйдя из темницы, Юсуф стал вельможей. Он использовал свои возможности для исполнения завета, призывая людей к истинной вере.

Юсуф (мир ему) осуществлял свой призыв постепенно. Он подготовил всё необходимое для встречи засухи: построил огромные амбары для хранения зерна в колосьях, расположив их в одной из самых плодородных областей Египта – историческом районе с древними пирамидами.

Мы дошли до Хавары в Эль-Файюме. Это район полупустыни, где находится очень древняя пирамида. Здесь же были и маленькие пирамиды, а за ними – местность, где, по мнению историков, в правление Юсуфа располагались амбары. Те самые амбары, где он хранил пшеницу, достаточную для семи засушливых лет.

Из-за распространившегося голода в Египет за провизией приехали братья Юсуфа. История близилась к своему завершению. Узнав Юсуфа, они выразили сожаление о случившемся. Он потребовал привезти в Египет отца, пророка Якуба (мир ему).

Якуб (мир ему) ослеп из-за слёз, пролитых по сыну. Юсуф дал им рубашку и велел накинуть её на лицо отца, чтобы вернуть тому зрение, и привести к нему всех родных. Они все прибыли и в знак почтения сделали суджду. Таким образом, видение Юсуфа сбылось, и вся семья воссоединилась в Египте. Якуб (мир ему) здесь же и умер, завещав похоронить себя рядом с отцом. Юсуф (мир ему) исполнил завещание и доставил тело Якуба (мир ему) в Палестину, где и похоронил его в пещере Эль-Халиля. Его могила находится рядом с могилой жены Рахиль, матери Юсуфа (мир ему). Там же имеется и могила Юсуфа (мир ему). Истории смерти Якуба и Юсуфа (мир им) соответствуют написанному в Коране. Когда смерть пришла к Якубу (мир ему), его завещанием сыновьям было хранить пророческую миссию, слово тавхида и покорности. Это являлось миссией всех посланников, отправленных Аллахом для спасения человечества от унижения и заблуждения и направлении его к вере и правильному пути.