Знаменская церковь в усадьбе дубровицы. «Коронованный» храм: церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Недалеко от города Подольска Московской области есть усадьба Дубровицы, известная оригинальным храмом знамения Пресвятой Богородицы. Добраться от Москвы до усадьбы Дубровицы можно на электричке с Курского вокзала (или станций Текстильщики, Царицыно). Ехать до станции Подольск. От станции идёт автобус №65 до самых Дубровиц. Усадьбу пропустить трудно, да и в случае чего кондуктор подскажет где выйти. Автомобилистам - двигаться по Варшавскому шоссе до города Подольска. В Подольске - по проспекту Ленина, далее - по улице Кирова, на которой будет стоять указатель на Дубровицы. Вот карта проезда .

До середины 17 века Дубровицы принадлежали Боярину Ивану Васильевичу Морозову. Его дочь, которой усадьба досталась по наследству, Аксинья Ивановна вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Так Дубровицы стали владениями этой фамилии.

Голицынам усадьба принадлежала до 1781 года. Тогда она была продана графу Григорию Александровичу Потёмкину

Потёмкину усадьба принадлежала недолго - до 1788 года. Императрица Екатерина в 1788 году приобрела усадьбу для своего фаворита Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. Правда через несколько лет она уличила его в измене, но усадьба осталась за родом Дмитревых-Мамоновых.

В 1864 году усадьба вновь перешла в руки рода Голицыных.

После революции 1917 года Дубровицы сначала превратили в музей дворянского быта, который просуществовал до 1927 года.

В 1932 году здесь был размещён сельскохозяйственный техникум, в 1947 году - ВНИИ кормления сельскохозяйственных животных, позже объединённый с ВНИИ животноводства (ВИЖ). Часть помещений дворца ВИЖ занимает и сейчас.

Также во дворце сейчас располагается ЗАГС и ресторан

Дворец был построен в середине 17 века. Тогда он выглядел иначе чем сейчас - он был двухэтажным. Однако, перестройки последующих хозяев, в том числе и пришедших после революции существенно изменили его облик и теперь дворец имеет уже 3 этажа.

Перед дворцом сохранились флигели, расположенные по левую и правую сторону от дороги, ведущей к дворцу.

Но конечно, наибольшую славу этому месту делает церковь Знамения Пресвятой Богородицы, установленная чуть в стороне от Дворца ближе к слиянию Пахры и Десны.

Знаменская церковь - пожалуй одна из наиболее оригинальных православных церквей России.

Венчает церковь не шатёр, не шлем, и не маковка, а корона. Декоративные элементы, украшающие церковь также мало похожи на украшания православных храмов. Да и внутреннее убранство весьма нетипично.

Своим строительством церковь Знамения обязана князю Борису Алексеевичу Голицыну, воспитателю и сподвижнику Петра I.

22 июля 1690 года был заложен первый камень данной церкви. Строительство продолжалось до 1697-98 годов.

Строительство храма велось только летом, а в зимнее время года велись подготовительные работы, а также усердно работали резчики по камню, создавая детали будущего интерьера и экстерьера храма.

К сожалению, имени архитектора сего чуда не сохранилось. Учёные называют несколько имён, однако доподлино имя автора проекта церкви неизвестно.

Впрчем известно (да и видно невооружённым взглядом) что над храмом работали не только русские, но и европейские мастера из Германии Италии, Польши.

Храм украшают статуи апостолов и высеченные в камне ангелы.

формление церкви настолько нетипично для православного храма, что сразу после его создания местные священнослужители отказывались его освящать.

Патриарх Адриан, стоявший в то время во главе церкви был непримиримым противником всего католического в любых проявлениях и подобная архитектура храма не могла вызвать у него одобрения

Лишь после кончины Адриана и церковной реформы, устроенной Петром I в начале 18 века церковь была освящена. Произошло это 24 февраля 1704 года

На освящении присутствовал сам Император Пётр I и Местоблюститель Патриаршего престола Стефаний Яворский. Благоволение столь высоких лиц не могло не послужить признанию церкви Знамения Пресвятой Богородицы.

Храм был освящён в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы

Интересная деталь - вместо традиуционных фресоки нтерьер храма украшают скульптурные изваяния сцен из Библии. Правда фотографировать внутри не благословляется, так что фотографий интерьеров в данном репортаже нет. По возможности - съездите посмотрите, оно стоит того.

Первая реставрация храма была проведена в 1848-1850 годах, более чем через 140 лет после строительства.

Ремонт храма проводил архитектор Фёдор Фёдорович Рихтер.

В годы советскоо богоборчества храм сильно пострадал. Множество деталей убранства было утрачено.

До сих пор у многих скульптур недостаёт частей.

Особо досталось скульптурам, находящимся внизу, в зоне лёгкого доступа.

Фигуры евангелистов лишились голов, рук, всего что можно было легко отломать

Однако в 1966 году всё же было принято решение о начале реставрации храма

Реставрация фасада была закончена к 1980 году. Был даже позолочен крест.

К 1990 году был восстановлен резной иконостас и интерьеры храма, и храм был передан церкви.

Сейчас церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах является действующей

Изначально церковь была построена как летняя, но в 2003 году было проведено отопление, и теперь богослужения в ней проходят круглогодично.

Сейчас реставрация потихоньку продолжается

Видно что работы ещё довольно много, так весь низ храма огорожен строительными конструкциями.

Однако в целом мы уже можем наслаждаться прекрасным видом памятника архитектуры.

До 1931 года недалеко от церкви находилась колокольня, построенная в середине 18 века.

Сейчас на месте колокольни за тонкой оградкой стоит установка с 4 колоколами.

Рядом с колоколами неоконченная статуя

От этой каменной скульптуры так и тянет историей...

Колокола подвешенные в практически свободном доступе привлекают праздно гуляющих и особенно детей.

Хотя на стойке висит объявление что не нужно самостоятельно звонить, однако периодически приходится слышать как раздаётся несколько звонких ударов - многие, особенно дети, не выдерживают соблазна ударить в колокол.

Знаменская церковь поставлена на возвышении. Так что гуляя по усадьбе постоянно обращаешь на неё внимание.

А погулять по усадьбе стоит. Спуститься к берегу Десны...

Пройти на стрелку, широкую поляну на слиянии рек.

В любом случае взгляд всё время будет останавливаться на высоком каменном столпе церкви Знамения.

Почему-то издалека здание церкви кажется похожим на шахматную фигурку.

У восточной стороны церкви поставлен крест в память о церкви, стоявшей на этом месте ранее, а также как крест в память о захороненых здесь при церкви.

Каждый приезжающий в усадьбу обязательно поднимается на курган, насыпаный около церкви.

На земле около мостика перекинутого к кургану валяется несколько замков.

Видимо их вешают молодожёны. По современной традиции надо на мост повесить замок а ключ выбросить тогда его никто не снимет и он будет скреплять брак... Но видя сколько валяется замков на земле я бы не советовал верящим в этот обычайвешать их на мостике или кургане.

Кроме архитектуры по усадьбе просто приятно погулять в погожий денёк

С другой, нежели церковь, стороны от дворца находится небольшой парк в одну аллею

Посреди аллеи находится два ступенчатых возвышения - видимо здесь была какая-то архитектурная постройка.

Думается, летом гулять здесь гораздо приятнее, хотя и весной было хорошо

Стоит упомянуть и об ещё одном архитектурном памятнике, находящимся на территории усадьбы - воротах каретного двора

Ворота выглядят очень "Готично"

Говорят раньше они были красные и смотрелись более интересно.

Вот такие они Дубровицы в развёртке. Кликните на эту фотографию и сможете

Не мог я пройти и мимо базы ФК Витязь. Не знаю как с инфраструктурой, но с местом размещения базы клубу очень повезло - на противоположном берегу красивая усадьба

И несколько кадров из жизни подсмотренных в усадьбе

и Мочалов Артём

А это просто кошка. Какой же репортаж без кошки:0))

Фото - Nikon D70S. Sigma DC 18-200mm. NEF(RAW). Перевод в JPG, постобработка - Photoshop CS3.

Поговорим сегодня подробнее об усадьбе Дубровицы и главном ее сокровище - церкви Знамения Пресвятой Богородицы.
Дубровицам почти 4 века, храм младше самой усадьбы почти на 100 лет. Усадьба небольшая, но вполне традиционная: церковь (1690-1704), дворец (1750), курган, конный двор, три флигеля (изначально было четыре), хозяйственные постройки, липовый регулярный парк.

Общий вид сверху на усадьбу - фото с сайта Знаменской церкви (www.dubrovitsy-hram.ru).

Усадебный дом и сейчас впечатляет - большой, красивый, очень гармоничный.

Но, конечно, главное украшение усадьбы - Знаменская церковь - белокаменная, высокая, ажурная, устремленная в небо, как будто парящая к облакам. Стоит она на высоком холме - в месте слияния двух рек - Пахры и Десны. И окружающая природа, луга рядом с ней, зеркала рек только подеркивают ее величие и стать.

История усадьбы Дубровицы ведет свой отсчет с 1627 года. В те годы это была вотчина боярина И. В. Морозова. Дочь Морозова Аксинья вышла замуж за князя Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.

Дубровицы тесно связаны с именами Петра I и Екатерины II.
Внимание к усадьбе Петра I связано с тем, что владельцем Добровиц в те годы был Борис Алексеевич Голицын (1641-1714), сподвижник и воспитатель молодого Петра I. Закладка Храма Знамения состоялась в 1690 году. К 1699 г. строительство было закончено. Несколько лет храм ждал своего освящения. Владелец хотел освящать его только в присутствии Петра I. А он в те годы почти не бывал с Москве.

Заходим на территорию храма.


Наконец 11 февраля 1704 года в присутствии Петра I и царевича Алексея храм был освящен. Празднества в честь были очень пышными и торжественными и длились целую неделю.

А вот и она - Дубровицкая красавица!

Основные здания усадьбы - усадебный дом, конный двор, четыре флигеля, хозяйственные постройки были построены в 1750-53 гг. уже при внуке Б. А. Голицына, Сергее Алексеевиче.
В 80-х годах 19 века усадьба несколько раз меняла владельцев - Григорий Потемкин (1781), Екатерина II (1787), А.М. Дмитриев-Мамонов (с 1788). Именно с этого времени активно перестраивается в модном в то время стиле классицизма усадебный дом.

Центральную часть здания с южной стороны украсили шестиколонным портиком. К главному входу пристроили широкую белокаменную лестницу, перила лестницы и лоджии оформили решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах были установлены два мраморных льва.



У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны сделали террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

Почти 80 лет усадьба принадлежала Мамоновым, пока в 1864 году не перешла во владение Сергея Михайловича Голицына. Он же владел Дубровицами уже до самой революции 1917 г.
На этом лучшие годы Дубровиц закончились. Несколько лет после революции в усадьбе располагался музей дворянского быта. Потом все ценности были вывезены и усадьбу передали детскому дому. В 1932 году здесь разместился сельскохозяйственный техникум. В 1961 году в Дубровицы был переведен из Москвы Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства, который и сейчас здесь находится. Впрочем, это не единственное учреждение в этом здании.

Вот свидетельства советских времен усадьбы.

Храм был закрыт в 1930 году, а возвращен верующим в 1990 году. После проведения отопления службы стали проводиться здесь круглый год.
Храм безусловно великолепен и сейчас, но, конечно, очень нуждается в реставрации. Воинствующий пролетариат и время сделали свое дело. Церковь разрушается. Реставрация началась в 2003 году, но воз и ныне там. Следы идущих работ хорошо заметны, их ничем не спрячешь.

Вот памятник Екатерине II, над которым хорошо "поработали" пролетарские вандалы. Он стоял около разрушенной колокольни.

В самом низу храма в углах на невысоких постаментах стоят фигуры евангелистов. Почти все без голов и символов.

Только у евангелиста Матфея сохранилась голова и символ его - Ангел. Повезло...

Остается только молиться о том, чтоб эта неповторимая жемчужина не была утрачена, что восстановили ее и не испортили при этом.
Теперь поговорим более подробно о самом Храме.
Храм Знамения постоен в стиле барокко итальянскими и русскими мастерами. Имя архитектора этого шедевра скрыто историей. Архивы не сохранили ни его имени, ни того, почему вообще был выбран такой необычный для России проект церкви. Храм и сейчас производит неизгладимое впечатление, можно себе представить, как потрясал он своих современников. Храм богато украшен скульптурой, резьбой, лепкой. Он во всем необычен для православного храма. Даже венчает его не купол, а корона. И крест, и корона позолочены.
Высота храма с короной 42,3 м., с крестом - более 46 м.

На фотографии ниже вид Знаменского храма с восточной стороны. Над лестницей - ниша. Раньше в нише располагалось распятие. А побокам от него Богородица (слева) и Иоанн Богослов (справа).

Мне очень нравятся слова архитектора Сергея Маковского, которые он сказал о Дубровицком храме в 1910 г. : "…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!" Действительно, от созерцания храма просто невозможно оторваться, он притягивает и завораживает. Он такой один - тем и уникален!
Ну а теперь предлагаю вам мои фотографии из нашего семейного сентябрьского путешествия в Дубровицы. Просто смотрите и наслаждайтесь!





Смотровая площадка - насыпной курган. Сооружен еще при Б.А. Голицине. На вершине кургана ежегодно - до 1930 года - служили паниходы по погибшим в Отечественной войне 1812 года.
Раньше на курган поднимались по спиральной тропинке. А теперь вот сделали лесенку. Надо сказать лестница очень удобная, не опасная. Хорошо сконструирована.

Мостик, закрытые замочки, потерянные ключики - современная свадебная тема.





Фотография с замочками для нашей коллекции. Папа перелез через забор на высоком кургане. У меня упало сердце, пока он фотографировал нашу красотку.

Природа в Дубровицах хороша. За деревьями течет река Десна.



Ветер нещадно рвет листья деревьев. Все-таки осень...

В Дубровицах мы застали традиционно проводимый здесь в сентябрьские дни праздник - Цветаевский костер. 26 сентября 1892 года - день рождения Марины Цветаевой. Мы были в Дубровицах в субботу 29 сентября. Отмечался 120-летний юбилей поэтессы.
Цветаевские костры проводятся на Певческом поле. Певческое поле обрамляется с двух сторон Десной и Пахрой. Место очень поэтичное, вдохновляющее.

На заднем плане река Пахра.

Обойдя церковь снаружи вокруг, мы подошли к главному входу.

Главный вход в церковь в запада. У входа стоят две фигуры святителей - слева Иоанн Златоуст с книгой в руках, справа - Григорий Богослов. Скульптура третьего святителя - Василия Великого - стоит на крыше здания тоже с западной стороны.

У основания башни стоит 8 скульптур апостолов.




Посёлок Дубровицы знаменит тем, что там сохранилась старинная усадьба, самым интересным объектом которой является церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Хотя Дубровицы находятся не очень далеко от Москвы, но добираться туда общественным транспортом оказалось не быстро. А ведь хочется отснять всё с вечерней подсветкой и успеть вернуться домой - именно поэтому летом, когда поздно темнеет, я не поехал.

Конец сентября - начало золотой осени. Жёлтые краски здорово оживляют пейзаж, однако погода становится непредсказуемой и это заставляет понервничать во время выездов в выходные дни. Погода обещала быть хорошей и я решил таки съездить в Дубровицы.

1.

Информация из Википедии:

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы, Подольского района, Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.


Приход храма относится к Московской епархии Русской православной церкви, входит в состав Подольского благочиннического округа.

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Время постройки храма — с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.


В конце XVII века, при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, бывшем воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.


Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Б. А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.


Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого.


На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.


В конце 1840-х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего, 27 августа 1850 года он был вновь освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным.


При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания.»

В начале XX века при храме действовала 3-летняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.


В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.


В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес положительное решение по ходатайству о регистрации общины и передаче храма общине; однако, формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайский Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

2.

3.

4.

5.

6.

Один из обломов в этот раз: я расставил штатив и ждал, когда солнце спрячется за горизонт, как раз за зданием церкви. Облака были обалденные и я ждал красивого заката, но буквально за 15 минут до предполагаемого заката небо затянула туча и заката я так и не увидел:(
Сумерки получились тоже никакие.
В церкви шла служба и внутри включили свет. Со светом в окнах стало поинтереснее.

7.

Второй облом - подсветку так и не включили, хотя вокруг полным-полно фонарей. И классический вид со смотровой площадки стал совершенно не интересный. Включился только один фонарь, поэтому пришлось бегать искать ракурсы, чтобы использовать его свет.

8.

9.

Ну и третий облом в эту поездку с этим кадром (ниже). Я только поставил штатив, как в церкви выключили свет и окна погасли. Эх...

10.

Хорошо, что начавшийся было дождь быстро закончился, т.к. нам ещё 20 минут идти пешком до автобусной остановки - хоть здесь повезло.

Среди многообразия российских храмовых построек, подчас являющих собой шедевры архитектуры, есть одна, не имеющая аналогов. Это, расположенная в посёлке Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Чтобы убедиться в этом, достаточно одного взгляда на её очертания, столь нехарактерные для русской православной традиции. Прикоснувшись к её истории, нельзя не почувствовать сокрытую в ней тайну.

Воспитатель наследника престола

В те далёкие годы, когда на месте нынешней Знаменской церкви стояла ничем не примечательная деревянная церквушка во имя Илии-пророка, усадьба Дубровицы, расположенная невдалеке от Подольска, принадлежала роду князей Голицыных. Старший из них - Борис Алексеевич - был воспитателем и наставником будущего государя Петра I. Со временем, когда его питомец, утопив в крови все мятежи и бунты, завладел российским престолом, князь, как ближайший к нему человек, вошёл в большую силу.

Но переменчивы бывают порой гнев и милость сильных мира сего. Нашлись при дворе завистники, нашептавшие государю клевету на его старого учителя, и скорый на расправу Пётр в 1689 году отправил его в ссылку в родовое имение - те самые Дубровицы. Горько было старику Голицыну получить благодарность такой монетой за всё усердие, выказанное им на воспитательском поприще. Утешало, что хоть головы не лишился - у Петра Алексеевича это было в обычае.

Заступничество Царицы Небесной

Однако горяч был государь, да отходчив. Через год сменил он гнев на милость и вновь дозволил Борису Алексеевичу явиться пред царские очи. Чтобы утешить старика, жаловал ему боярское достоинство. Будучи человеком православным и глубоко верующим, князь Голицын рассудил, что такая счастливая перемена в судьбе могла произойти не иначе как по заступничеству Царицы Небесной. Исполненный благодарности, он пожелал воздвигнуть в своих владениях, среди которых была и церковь Знамения Пресвятой Богородицы - памятник счастливому избавлению от опалы.

Шедевр неизвестного гения

Строительство князь начал в 1690 году, предварительно приказав разобрать прежнюю деревянную церковь построенную в 1662 году, и перенести её в соседнее село Лемешево. Это следует из дошедших до нас документов, но дальше начинаются сплошные загадки. Дело в том, что абсолютно ничего не известно о зодчем, создавшем проект этого архитектурного чуда.

В петровские времена многие выдающиеся иностранцы трудились в России и обессмертили свои имена, создав неповторимый стиль, известный нам как но ни один из них не имеет отношения к шедевру, воздвигнутому в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, в каждой детали которой запечатлена рука гения, лишена авторства. Абсолютно исключено, чтобы кто-то из выдающихся зарубежных мастеров, находившихся в те годы в России, выполнил работу подобного уровня, и она не украсила его творческую биографию.

Не выдерживает критики и гипотеза о некоем русском гении. Не умаляя достоинств отечественных мастеров, следует всё же от неё отказаться.

Это становится очевидным при первом же взгляде на то, что являет собой постройка в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, как отмечают специалисты, это порождение итальянской творческой мысли, нашедшей своё воплощение в стиле барокко. В России строили совершенно иначе. По всей вероятности, отечественные мастера также приложили руку к её созданию, но лишь претворяя в жизнь чей-то гениальный замысел.

Торжества по случаю освящения церкви

Но, так или иначе, а церковь была воздвигнута. Для её сооружения использовался местный белый камень, часто встречающийся в Подольском крае. Его достоинствами являются лёгкость обработки и в то же время прочность, позволяющая прорабатывать мелкие детали декоративной резьбы. Завершены работы были в 1699 году, но освятили церковь пятью годами позже.

Причина такой задержки в том, что желал пригласить Петра I на торжества в Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась в память их примирения, и его желание было вполне объяснимо. Но, поскольку в те годы государь редко бывал в Москве, Борису Алексеевичу пришлось дожидаться удобного случая пять лет.

Представился он в 1704 году, и 11 февраля в присутствии Петра I, а также его сына царевича Алексея новый храм был освящён. Поскольку государь любил всё отмечать широко и с размахом, торжества продлились целую неделю, и в них по его желанию (точнее, приказанию) принимали участие все местные жители от мала до велика.

Храм, представший взорам съехавшихся гостей, был действительно прекрасен. В своём основании он представлял крест с равными концами. По всей окружности его огибала паперть, поднятая высоким фундаментом и богато декорированная резьбой. Поражало воображение и обилие скульптурных украшений, выполненных на библейские сюжеты. Но главной изюминкой была, выполненная из металла и покрытая позолотой корона, венчающая церковь и заменившая собой традиционный купол.

Церковь, не тронутая врагом

В годы наполеоновского нашествия французами был занят Подольск. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах также оказалась в руках врагов, но при этом избежала разорения. В это трудно поверить, но завоеватели, предававшие огню чуждые им православные святыни, не только не посмели её уничтожить, но даже не тронули находившуюся внутри утварь и не повредили богатые оклады икон.

Времена гонений на церковь

Относительно тихим и благополучным было для церкви последующее столетие, вплоть до тех пор, пока не грянул XX век, и власть в стране не захватил тот самый народ, который Лев Толстой так опрометчиво назвал богоносцем. Волна антирелигиозной кампании, начатая сразу после установления новой власти и поддержанная официальной пропагандой, докатилась и до посёлка Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, история которой к тому времени насчитывала уже более двух столетий, оказалась в центре трагических событий.

Очень скоро всех церковнослужителей, посчитав их чуждым элементом, вместе с семьями и малыми детьми выселили из домов, которые передали в собственность местному совхозу, а саму церковь закрыли. Её последний настоятель - протоиерей отец Михаил (Порецкий) - был отправлен в ссылку, из которой так и не вернулся.

Под властью вандалов

Новые хозяева жизни, в отличие от завоевателей-французов, не стали умиляться чуждому им буржуйскому барокко. Разрушая до основания старый мир, они не пощадили и церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Её попросту взорвали за ненадобностью. Остаётся лишь благодарить Бога, не допустившего уничтожения всего храма и оградившего его от рук отечественных вандалов.

В запустении храм пребывал до конца пятидесятых годов, пока территория усадьбы Дубровицы не была передана в распоряжение Всесоюзного института животноводства. Надо отдать должное учёным мужам, радевшим о повышении привеса скота и увеличении надоев - они не попытались переоборудовать доставшуюся им церковь в коровник. Более того, они даже приступили к её реставрации, продолжавшейся в течение сорока лет и если не улучшившей её вид, то, по крайней мере, не позволившей зданию развалиться.

Церковь, возвращённая людям

Но всему на свете, в том числе и бедам людским, приходит конец. В 1989 году верующие города Подольска, осмелев за годы перестройки, потребовали возвращения им Знаменской церкви. Поскольку к тому времени силы местных партийных и советских органов таяли на глазах, то, закоренелые в своём атеистическом упорстве, они не смогли долго упорствовать. Через год церковь была возвращена в ведение Московского патриархата и в ней возобновились богослужения.

В наши дни, отреставрированная и принявшая тот самый облик, который снискал ей славу, она вновь принимает в своих стенах тысячи верующих. Идут к ней и те, кто, ещё не найдя свой «путь к храму», желает тем не менее увидеть, созданную более трёх столетий назад в усадьбе Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Как доехать до неё?

Удобный маршрут общественным транспортом указывает, принадлежащий церкви интернет-сайт. На нём рекомендуется следовать электропоездом с «Курского» вокзала до станции Подольск, и далее, автобусом или маршрутным такси № 65 до пос. Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы является там основной достопримечательностью. Кроме неё, будет также интересно осмотреть и само здание усадьбы.

Тем, кто располагает личным транспортом, рекомендуется ехать по Варшавскому шоссе и, минуя Подольск, следовать далее до указателя: «Усадьба Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы». Карта, прилагаемая к статье, позволит без труда добраться до нужного места.

Зачастую разглядываешь «заморские» достопримечательности, восторгаешься ими и не знаешь, что в своей стране есть не менее интересные, красивые и ценные памятники архитектуры. Вот смотрите например:

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Давайте узнаем подробнее об этом памятнике архитектуры …

Фото 2.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Фото 3.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

Фото 4.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Фото 5.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Фото 6.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

Фото 8.

В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803), которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.

С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен, скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой симпатией. Мамонов — единственный среди екатерининских фаворитов, который не пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке Екатерины.

Но благоденствие длилось недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года. Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала, запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.

Вскоре супруги уехали в Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным. Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах, посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с новой модой на усадебное строительство.

Храм, занимавший ранее центральное положение, с XVIII века отступает на второй план, подчиняясь главному дому в композиционном и художественном отношении. Мода на барочное оформление уходит в прошлое. Новые дворцы строят уже в стиле классицизма. Перестроить дом полностью было трудно, поэтому решили только заменить внешнее оформление. Центральная часть здания с южной стороны была украшена шестиколонным портиком. К главному входу теперь вела широкая белокаменная лестница, перила которой и лоджии оформлены решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах установлены два мраморных льва. Неизвестным архитектором к торцам главного дома пристроены открытые (позже они были закрыты и остеклены) широкие террасы. Наиболее эффектной их частью стали торцовые белокаменные крыльца с циркульными лестницами.

У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны здание получило основное украшение — террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

В конце XVIII столетия в Дубровицах появилась еще одна композиционная ось: в западной части усадьбы разбили регулярный липовый парк, отделяющий дворцовую зону от комплекса служебных построек.

Значительные перестройки проведены также в интерьере дворца. Маленькие комнаты исчезли, вместо них появились анфилады больших комнат, ведущих к центральному залу (площадь около 200 м2), имеющему вытянутую форму. Чтобы придать вытянутому залу более овальный вид, его стены расписали от пола до потолка особым приемом — перспективной живописью пейзажно-архитектурного типа: повторяющиеся изображения многоплановой перспективы готических архитектурных мотивов (аркад, лоджий, декоративных композиций). Розовые тона глубокой перспективы переходят в коричневые, которыми окрашены колонны ближнего плана. На колоннах изображены повторяющиеся рисунки гербов, один из которых принадлежит роду графов Дмитриевых-Мамоновых. Роспись зала восстановлена в 1968-1970 годах. Сейчас это зал заседаний ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института животноводства.

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, единственный из фаворитов Екатерины II, сумел сохранить добрые отношения с цесаревичем Павлом и по восшествии последнего на престол, в день коронации 5 апреля 1797 года, получил графское достоинство Российской империи. Умер граф внезапно в 1803 году и похоронен в Донском монастыре в Москве.

Наследником Дубровиц становится сын Мамонова — Матвей (1790-1863), которому в ту пору было всего 13 лет. Воспитанием внука занимался дед, Матвей Васильевич. Вскоре молодой человек получил чин камер-юнкера, а еще некоторое время спустя при помощи дальнего родственника — поэта И. И. Дмитриева — двадцатилетний граф стал обер-прокурором одного из сенатских департаментов. Служба, впрочем, Матвея Александровича мало интересовала, и он начал заниматься историей.

С началом войны 1812 года граф вступил на военную службу, принимал участие в сражениях при Бородине, Тарутине, Малоярославце и, что самое главное, на свои средства сформировал полк, получивший официальное название «Московский казачий графа Дмитриева-Мамонова полк». В него записались добровольцами В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие известные люди.

Во время Тарутинского маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866): «В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей… охотно угощал проезжих офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось легче».

В Дубровицах побывали и французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812 года, ограбив и спалив близлежащие деревни.

Хозяин же Дубровиц Матвей Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей «За храбрость», а в марте следующего года назначен шефом своего полка и произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается «история» основанной Матвеем Александровичем тайной организации — «Ордена русских рыцарей». Граф сам писал ее устав — «Краткое наставление русским рыцарям» и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н. Новиковым.

В документе, выработанном Орловым и Мамоновым, наряду с «упразднением рабства в России» предлагалось пожаловать «наследственным пэрам», то есть «русским рыцарям», крепости («фортеции»), поместья и земли.

Идея фортеции как резиденции «пэра» занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований. Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк, хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.

Выполнявший этот необычный заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф, знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.

Желание Мамонова окружить все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента, осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле 1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев «больного», отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако Мамонова стали «лечить». Его лечение носило изуверский, принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.

Через несколько лет Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на Воробьевых горах, которое москвичи назвали «Мамоновой дачей». Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с могилами отца, матери и деда.

В период нахождения графа под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах (1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.

После реставрации «… его (храм) нельзя уже узнать, — пишет в своей книге «Обновление храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда» директор кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, — золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные изваяния обточены, очищены резцом — нет уже ни следов времени, ни порчи — храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения».

Но внутри он стал богаче. Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты, желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

Латинские надписи и стихи под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили текстом из Священного Писания.

«Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъ-ярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными», — писал А. Ф. Вельтман.

Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860), дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч посетителей. В 1886 году голицынское собрание за 800 тысяч рублей приобрС. М. Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.

Фото 13.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Фото 9.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.

В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.

Фото 10.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

Фото 11.

Особенности архитектурного убранства церкви диктовали иностранцы, что сказалось на обилии скульптуры, редко встречающейся в русском храмовом зодчестве.

Основное помещение храма — восьмерик на четверике — в соответствии с русской традицией приподнято на высоком цоколе, а на его уровне проходит открытое гульбище с четырьмя закругленными лестничными входами. Рустованный монументальный низ завершается резным карнизом, который закрывает крышу. Основания восьмигранной башни почти не видно. Оно имеет горизонтальное членение и завершается куполом, который несет золоченую корону. Весь фасад церкви, от подступеней лестниц до купола, украшен резьбой (в основном использован растительный орнамент).

Перед западным входом со стороны лестницы установлены белокаменные статуи святителей — Иоанна Богослова и Григория Златоуста, у основания восьмерика — скульптуры апостолов, во внутренних углах цокольной части — четыре евангелиста: Марк, Лука, Иоанн и Матфей.

Во внутреннем убранстве церкви выделяются лепные рельефы на евангельские темы. Высокое качество материала и профессиональная работа определили их долговечность. Хорошо сохранились двухъ-ярусные резные хоры и четырехъярусный иконостас.

Фото 12.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 21.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 34.

Фото 35.

источники

http://www.dubrovitsy-hram.ru/temple/

http://dorogimira.livejournal.com/3744.html

http://mochaloff.ru/dubrovitsi/

http://www.nkj.ru/archive/articles/719/

Еще вот вам может интересно будет посмотреть, что это за и , а вот интересная и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -