Аспект бытия. Понятие бытия в философии


Под аспектами бытия науки понимаются сущностные признаки науки, которые являются необходимыми и достаточными для того, чтобы определить такой феномен, как наука, и отграничить ее от других явлений человеческой жизни.
Аспектами бытия науки являются следующие.
1. Наука - это особый вид познавательной деятельности, целью которой является достижение объективный информации об окружающем мире, что позволяет эффективно использовать научные знания в практической деятельности. Данный аспект бытия науки был осознан в философии одним из первых. Так, еще в античной философии выделяли науку как особый вид знания, поскольку именно научное знание приближает к подлинному бытию и несет в себе истину. В философии науки XX столетия исследование данного аспекта бытия науки вел целый ряд направлений, наиболее известными из которых можно считать позитивизм и неокантианство. Рассмотрение данного аспекта бытия науки до сих пор остается доминирующим в философии науки. Если в современной зарубежной философии науки эта область исследования получила название эпистемологии (от греч. episteme - научное знание), то в отечественной ее чаще всего называют логикой и методологией науки. Круг проблем, которые связывают с эпистемологией, достаточно широк. К ним относятся проблема критериев научности, достоверности и объективности научных знаний, а также основания для разграничения научных знаний на фундаментальные и прикладные, специфика эмпирического и теоретического уровней научного исследования и их методов (таких, напр., как эксперимент или математическое моделирование), особенности организации научных знаний в фактах, гипотезах, теориях и многое другое.
2. Наука - это особый социальный феномен. Данный аспект бытия науки имеет несколько проявлений. Прежде всего, в условиях современной цивилизации наука - это разновидность социальной деятельности, которая для большого количества людей стала профессией. В силу общественных потребностей и необходимости организовывать деятельность тех, кто так или иначе связан с наукой, возникла многоуровневая и многофункциональная система научных организаций. Эту систему называют социальным институтом науки. В каждом культурном регионе и даже в каждой отдельной стране социальный институт науки имеет свою специфику, зависящую от традиций и уровня развитости страны. Так, напр., в современgt;- ной России наука институционализирована в таких формах, как вузовская и академическая наука, научно-исследовательские институты и т. н. заводская наука. Социальный аспект бытия науки проявляется также и в том, что наука играет важную роль в жизни современного общества, поэтому вполне правомерно говорить о социальных функциях науки, напр. о влиянии науки на развитие техники: оно столь значимо, что сам процесс их взаимовлияния получил название научно-технической революции (или научно-технического прогресса).
И наконец, социальное бытие науки выражается в том, что в самом содержании научных знаний проявляется зависимость от социальных отношений и процессов, т. е.

от того, что происходит в обществе. Наука как социальный феномен стала предметом изучения социологии науки, которая возникла в 30-е гг. XX столетия. Видными представителями ее являются Р. Мертон («Наука, техника и цивилизация в Англии XVII столетия»), К. Манхейм, Дж. Бернал («Наука в истории общества», «Социальные функции науки»). В своих основополагающих вопросах социология науки смыкается с философией науки, поскольку без выяснения изложенных выше социальных проявлений науки нельзя понять саму ее суть. В то же время социология науки включает в себя большой массив прикладных исследований, описывающих конкретные социальные параметры ее существования - в этой своей части социология науки выходит за пределы философии науки. Кроме социологии науки надо назвать еще социологию знания, которая изучает социальную обусловленность научных знаний, т. е. одно из социальных проявлений науки. В качестве примера можно назвать работы М. Шелера «Социология знания» и М. Малкея «Наука и социология знания».
3. Наука не только особый вид знания и социальный феномен, она представляет собой и своеобразное явление культуры. И это третий аспект бытия науки. Признание науки явлением культуры в философии науки происходит значительно позднее двух названных выше аспектов. Причина этого в том, что современный тип науки (сформировавшийся в Новое время) в его стремлении достичь объективности знания максимально абстрагировался от всего того, что не связано собственно с самим объектом изучения. В культуре и во всем том, что создано ею, человеческое и субъективно-личностное представлено слишком ярко и очевидно. А наука, по сути дела, то единственное средство, которое способно подняться над субъективным и связанным с человеческими проявлениями, а значит и над культурой. В философии науки наука и исследовалась как некое внекультурное (или надкуль- турное) образование. Науку рассматривали как самодостаточное образование и утверждали, что в сравнении, напр., с искусством, религией, моралью она не испытывает на себе влияния культурных факторов. Подобная позиция свойственна позитивизму и, безусловно, является определенной крайностью. Умеренный подход по данному вопросу выражается в признании, но только внешних связей науки и научных идей с религиозными, художественными, правовыми и другими воззрениями. На таком соотношении науки и культуры настаивал, в частности, В. И. Вернадский. И только в 80-е гг. прошлого века в философии науки все активнее начал заявлять о себе подход, пытающийся придать науке такой же культурный статус, каким обладают все остальные формы культуры (условно такой подход можно было бы назвать культурологией науки). Главный аргумент его сторонников (среди зарубежных исследователей к ним можно отнести И. Элкану, среди отечественных - Г. Гачева, К. Свасьяна) заключается в признании культурно-исторической обусловленности самой природы науки. Они считают правомерным и корректным говорить о культурно-исторических типах науки, в т. ч. о европейской, арабской, русской и др. Вместе с тем надо признать, что достаточно обстоятельно подобная трактовка науки была развернута не собственно в философии науки, а в общефилософских рассуждениях таких, напр., мыслителей, как Н. Я. Данилевский или О. Шпенглер (по времени это относится к сер. XIX и первым десятилетиям XX столетия).
Выделив три аспекта бытия науки и указав, каким образом они разрабатываются в философии науки, мы должны все-таки иметь в виду, что отрыв данных признаков науки друг от друга - это некоторая абстракция. Наука как особый вид познавательной деятельности, как социальный феномен и как явление культуры представляет собой целостное единство. И это должна иметь в виду современная философия науки.
Н. В. Бряник

1. Все Сущее - есть ЭНЕРГИЯ. Оно находится в непрерывном движении и постоянно изменяется.

Для лучшего понимания сути этого Аспекта Божественного Бытия предлагаю рассмотреть каждый элемент схемы, изображенной на рисунке 1. Несмотря на то, что схема не является исчерпывающей, она все же помогает уяснить принцип построения Царства Относительного и порядок его взаимоотношения с ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО.

Рис. 1

1.1. ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО не имеет границ и содержит в себе все существующее и несуществующее в Царстве Относительного. Также можно сказать, что ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО безгранично, безконечно и содержит в себе ВСЕ.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО является СОЗДАТЕЛЕМ / ПРАРОДИТЕЛЕМ / ПЕРВООСНОВОЙ / ИСТОЧНИКОМ Царства Относительного и всего того, что существует в Царстве Относительного, т.е. всего Сущего. Из ЦАРСТВА АБСОЛЮТНОГО все выходит и, в итоге, в ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО все возвращается.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - ЕСТЬ ВСЕГДА. Поэтому все ТО, что пребывает в ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО - тоже ЕСТЬ ВСЕГДА. А это означает, что ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО и все ТО, что в НЕМ пребывает, прекратить СВОЕ Бытие не может НИКОГДА. Прекратить свое Бытие может только то, что создано. А ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО никем и ничем не создавалось - ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО ЕСТЬ ВСЕГДА. Используя слова и термины, привычные и более понятные для форм Жизни, проявляющих себя на планете Земля, суть словосочетания "ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - ЕСТЬ ВСЕГДА" можно выразить так: "ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - было, есть и будет ВСЕГДА".

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - вне времени. Потому что время создано ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО, является разновидностью Энергии и производной ЭНЕРГИИ.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - представляет собой ОДНО ЕДИНОЕ. Поэтому все ТО, что пребывает в ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО - ЕДИНО. Именно поэтому в ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО не существует противоречий, амбиций и борьбы.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - есть ни что иное, как ИНФОРМАЦИЯ.

Познать САМОГО СЕБЯ, являясь ОДНИМ ЕДИНЫМ и пребывая в САМОМ СЕБЕ (познать САМОГО СЕБЯ относительно САМОГО СЕБЯ), невозможно, потому что невозможно ощутить САМОМУ все ТО, что находится внутри САМОГО СЕБЯ.

Познание САМОГО СЕБЯ становится возможным только при существовании еще чего-нибудь или кого-нибудь другого. Только проявляя СЕБЯ по отношению к чему-нибудь или кому-нибудь другому, можно познать все ТО, что содержишь внутри СЕБЯ. Поэтому ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) создало другое, через которое и с помощью которого стало познавать СЕБЯ.

Для познания САМОГО СЕБЯ (т.е. познания всего ТОГО, что в НЕМ пребывает) ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) создало Царство Относительного (в котором одно может существовать только относительно другого) и формы Жизни (которые пребывают в Царстве Относительного и являются одним и другим, а также третьим, четвертым и так далее). Через формы Жизни ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) стало проявлять, познавать и вос-создавать СЕБЯ в Царстве Относительного.

Для создания Царства Относительного и форм Жизни , пребывающих в нем, ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) создало (породило) ЭНЕРГИЮ, которая является в Царстве Относительного, для Царства Относительного и для всего Сущего - Первоосновой и Источником Бытия, суть которой выражается словами ЛЮБОВЬ и ЖИЗНЬ. Именно ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ (последовательность размещения слов в данном словосочетании не имеет принципиального значения, кроме того, каждое из слов может быть применено отдельно от двух других, но оно всегда будет содержать в себе и выражать смысл двух других слов) обеспечивает Царству Относительного и всему Сущему возможность Бытия и Божественного развития. Именно через ЭНЕРГИЮ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) проявляет СЕБЯ в формах Жизни, а уже через формы Жизни ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) проявляет СЕБЯ в окружающем пространстве. Именно ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ использована ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЕЙ) для создания Божественного начала всех форм Жизни.

Для отделения одной формы Жизни от другой (а также от третьей, четвертой и так далее) и для обеспечения каждой форме Жизни возможности проявлять, познавать и вос-создавать себя в окружающем пространстве, ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) из ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ создало Энергию и Информацию. Используя Энергию и Информацию, ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО придало пространству Царства Относительного и пространству форм Жизни, пребывающих в Царстве Относительного, неоднородные, многоуровневые и многомерные характеристики.

Для обеспечения формам Жизни возможности взаимодействовать друг с другом на разных уровнях и в разных измерениях ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) создало энергии разной частоты вибраций (основой которых стала Энергия) и информацию разного характера содержания (основой которой стала Информация) и наполнило ими пространство Царства Относительного и пространство форм Жизни.

Порядок создания ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЕЙ) ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ, Энергии, Информации, энергий и информации можно отобразить в виде следующей схемы:

Рис. 2

ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ отличается от Энергии и от энергий, а также от Информации и информации степенью своей значимости для форм Жизни. Каждый из перечисленных компонентов выполняет свою функцию и оказывает свое влияние на состояние внутреннего пространства, а, следовательно, Бытие и развитие любой формы Жизни, созданной и пребывающей в Царстве Относительного. Подробнее об ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ, Энергии, Информации, энергиях и информации будет сказано при рассмотрении сути четвертого Аспекта Божественного Бытия. Теперь же продолжим наш разговор.

Прежде чем перейти к рассмотрению следующего элемента схемы, изображенной на рисунке 1, поясню суть таких терминов, используемых в процессе изложения информации, как: "пространство" , "форма Жизни" , "все Сущее" и "структурирование" .

Пространство - это ЭНЕРГИЯ (а также Энергия и энергии), структурированная ИНФОРМАЦИЕЙ (соответственно, Информацией и информацией) определенным образом (способом).

Так же можно сказать, что пространство - это ЭНЕРГИЯ, наполненная ИНФОРМАЦИЕЙ определенного содержания, принявшая под ее влиянием определенную структуру (строение).

А кто или что определяет содержание, структуру и способ структуризации?

от, КТО или ЧТО работает с ЭНЕРГИЕЙ (Энергией и энергиями) и ИНФОРМАЦИЕЙ (Информацией и информацией), создавая формы Жизни - БОГ.

А КТО такой или ЧТО такое БОГ?

Ответ на этот вопрос будет дан при рассмотрении Аспекта Божественного Бытия, имеющего формулировку: "Создатель всего Сущего, Процесса Божественного развития, Законов Божественного развития и механизмов коррекции - БОГ".

Пространство существует только в Царстве Относительного, потому что оно является порождением (созданием) ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ, а ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ, в свою очередь, является порождением (созданием) ИНФОРМАЦИИ. В ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИИ) пространства нет, потому что в ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИИ) ЕСТЬ только ИНФОРМАЦИЯ.

Пространство в Царстве Относительного разделено на части, которые существуют друг относительно друга. Каждая часть пространства обладает контуром (четко выраженной границей). Разделение пространства на части и отделение одной части от другой, а также от третьей, четвертой и так далее, способствовало появлению в Царстве Относительного внутреннего пространства и внешнего пространства.

Внутреннее пространство и внешнее пространство являются величинами относительными, и существуют они только при условии существования формы. Их значение для формы определяется самой формой относительно ее контура (границы).

Пространство, заполняющее форму изнутри (располагающееся по отношению к границе формы внутри), является для формы внутренним пространством .

Пространство, находящееся вокруг формы (располагающееся по отношению к границе формы снаружи), является для формы внешним пространством . По-другому такое пространство еще называют окружающим (окружающим форму) пространством.

Внутреннее пространство формы отличается по своему строению, характеристикам и качествам от окружающего пространства. У разных форм внутреннее пространство - разное.

Что же такое форма?

Форма - это часть пространства, обладающая контуром (четко выраженной границей) и внутренним пространством.

Форма, наполненная Жизнью, превращается в форму Жизни.

А что такое Жизнь и форма Жизни?

Жизнь - это Энергия, наполненная Информацией созидательного характера содержания, присутствующая везде и во всем, находящаяся в непрерывном движении и постоянно изменяющаяся.

Форма Жизни - это объект, структурированный из ЭНЕРГИИ при помощи ИНФОРМАЦИИ, наполненный Энергией и Информацией, обладающий четко выраженной границей, внутренним пространством, заданными свойствами и индивидуальными качествами, решающий конкретные задачи, участвующий в Процессе Божественного развития и осуществляющий движение по Пути Божественного развития.

Также можно сказать, что форма Жизни - это форма, наполненная Жизнью, через которую ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ), используя ЭНЕРГИЮ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ, проявляет (реализует), познает и вос-создает СЕБЯ в Царстве Относительного в каждый момент "Сейчас".

Внутреннее пространство формы Жизни, как и внутреннее пространство формы, отличается по своему строению, характеристикам и качествам от окружающего пространства. Но, в отличие от формы, форма Жизни способна изменять окружающее пространство путем изменения состояния своего внутреннего пространства.

Внутреннее пространство у разных форм Жизни - разное, потому что для его создания применялись разные способы структуризации Энергии.

Внутреннее пространство является для формы Жизни вместилищем ее Высшей Сути. Оно обеспечивает форме Жизни возможность Бытия и Божественного (эволюционного, естественного) развития.

Внешнее (окружающее форму Жизни) пространство является для формы Жизни средой обитания. Оно обеспечивает форме Жизни возможность самовыражения (самореализации) и самопознания (познания всего того, что находится внутри нее).

Состояние внутреннего пространства формы Жизни оказывает непосредственное влияние на ее Бытие, жизнь и Судьбу.

Состояние внешнего (окружающего форму Жизни) пространства оказывает опосредованное влияние на состояние внутреннего пространства формы Жизни, а, следовательно, на ее Бытие, жизнь и Судьбу. Это означает, что состояние внешнего (окружающего форму Жизни) пространства способно повлиять на Бытие, жизнь и Судьбу формы Жизни только в том случае, если форма Жизни приведет состояние своего внутреннего пространства в соответствие с состоянием внешнего (окружающего форму Жизни) пространства.

Состояние внутреннего пространства формы Жизни и состояние внешнего (окружающего форму Жизни) пространства взаимосвязаны и способны изменяться.

Изменение состояния внутреннего пространства формы Жизни и изменение состояния внешнего (окружающего форму Жизни) пространства ВСЕГДА происходит в соответствии с выбором, сделанным формой Жизни, решением, принятым формой Жизни, и действиями, совершаемыми формой Жизни, подтверждающими сделанный выбор и принятое решение.

Форм Жизни безчисленное множество. Они осуществляют свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие на всех уровнях, во всех измерениях и во всех пространственно-временных континуумах Царства Относительного. Все формы Жизни разные, среди них нет "плохих" и "хороших", они такие, какими их создал БОГ. Для ЦАРСТВА АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИИ) все формы Жизни являются нужными, важными и ценными. Особенность форм Жизни состоит в том, что их внутреннее пространство всегда является внешним пространством (окружающей средой) для форм Жизни, пребывающих и осуществляющих свое развитие в них.

Формами Жизни являются: Вселенные; пространственные области, именуемые Добро и Зло; Миры; уровни Бытия; измерения; пространственно-временные континуумы; формы Жизни, пребывающие и осуществляющие свое развитие в них. Формой Жизни является и само Царство Относительного. Оно, так же как и все Сущее, пребывающее в нем, осуществляет свое Бытие и Божественное развитие.

Теперь кратко о сути терминов "все Сущее" и "структурирование".

Все Сущее - это все формы Жизни, через которые ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) проявляет (реализует), познает и вос-создает СЕБЯ в Царстве Относительного, используя ЭНЕРГИЮ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ.

Несмотря на то, что Царство Относительного также является формой Жизни, оно, при рассмотрении Аспектов Божественного Бытия, умышленно выведено за рамки понятия "все Сущее". Сделано так для того, чтобы исключить возможность возникновения путаницы и облегчить процесс уяснения сути излагаемого материала.

Структурирование - это процесс формирования (создания) пространства с определенными (заданными) свойствами, характеристиками и качествами из ЭНЕРГИИ, Энергии и энергий путем наполнения их ИНФОРМАЦИЕЙ, Информацией и информацией такого содержания, которое соответствует Замыслу БОГА.

Так же можно сказать, что структурирование - это процесс наполнения ЭНЕРГИИ (и ее производных) ИНФОРМАЦИЕЙ (и ее производными) с целью придания ЭНЕРГИИ свойств, характеристик и качеств, определенных (заданных) БОГОМ.

Порядок структурирования ЭНЕРГИИ (а, следовательно, Энергии и энергий) и характер содержания ИНФОРМАЦИИ (а, следовательно, Информации и информации), участвующей в процессе структурирования, представляют собой способ структурирования .

Способов структурирования ЭНЕРГИИ, Энергии и энергий - безконечное множество. Поэтому пространств (а, следовательно, и форм Жизни), созданных из ЭНЕРГИИ, Энергии и энергий, тоже - безконечное множество.

1.2. Царство Относительного.

Царство Относительного создано (структурировано) ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЕЙ) из ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ. Оно было не ВСЕГДА.

Царство Относительного обладает четко выраженной границей и внутренним пространством. Оно представляет собой неоднородную, многоуровневую и многомерную пространственную энергоинформационную структуру, наполненную различными формами Жизни.

Царство Относительного (по-другому его еще называют Мироздание ) является средой обитания для всего Сущего, в то же время, оно является и формой Жизни.

Находится в непрерывном движении и постоянно изменяется, вместе с ним находится в непрерывном движении и постоянно изменяется все Сущее. Происходит так потому, что ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ, из которой созданы Царство Относительного и все Сущее, непрерывно движется и постоянно изменяется.

Непрерывное движение ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ обеспечивает Царству Относительного (Мирозданию) и всему Сущему возможность Бытия и осуществления процессов естественного энергоинформационного обмена, а постоянное изменение ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ обеспечивает Царству Относительного (Мирозданию) и всему Сущему возможность развития.

Царство Относительного (Мироздание) содержит в своем составе различные пространственные энергоинформационные структуры, выполняющие свое предназначение и функции, решающие вполне конкретные задачи. К числу таких структур относятся: множество Вселенных (отличающихся друг от друга степенью сложности построения и условиями Бытия пребывающих в них форм Жизни); пространственные области, называемые Добро и Зло; информационные носители, расположенные на разных уровнях и называемые информационными полями; Законы Божественного развития; механизмы коррекции.

Каждая Вселенная содержит определенное количество Миров.

Каждый Мир состоит из объектов макро- и микроскопической величины.

Пространственные области, называемые Добро и Зло, наполнены информацией и формами Жизни, осуществляющими в них свое Бытие и развитие. Добро и Зло не противостоят друг другу, а мирно сосуществуют и развиваются.

По своей сути Царство Относительного (Мироздание) является ЖИЗНЬЮ, создающей условия для Бытия и развития Жизни, и проявляющейся через формы Жизни. Также можно сказать, что Царство Относительного (Мироздание) является ЭНЕРГИЕЙ=ЛЮБОВЬЮ=ЖИЗНЬЮ, проявленной через безчисленное множество форм Жизни.

Неоднородная, многоуровневая и многомерная характеристики пространства Царства Относительного (Мироздания) достигаются за счет одновременного действия нескольких факторов, обеспечивающих необходимые и достаточные условия для устойчивого существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития форм Жизни, проявленных в нем. К числу таких факторов относятся: конкретные типы энергий и частота их вибраций; способы структуризации энергий, из которых созданы пространство, его области, уровни, измерения и пространственно-временные континуумы; интенсивность наполнения пространства энергиями; скорость перемещения энергий. Перечисленные факторы не являются исчерпывающими, но они помогают понять суть процесса формирования Царства Относительного (Мироздания).

Рассмотрим кратко каждую из характеристик пространства Царства Относительного (Мироздания).

Неоднородная характеристика (неоднородность).

Неоднородность Царства Относительного (Мироздания) проявляется через существующие в нем пространственные области и объекты, обладающие заданными свойствами и качествами, решающие конкретные задачи в интересах ОДНОГО ЕДИНОГО - ЦАРСТВА АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИИ). Также можно сказать, что неоднородность Царства Относительного (Мироздания) проявляется через формы Жизни, осуществляющие свое Бытие на разных уровнях, в разных измерениях и в разных пространственно-временных континуумах.

Неоднородность пространства обеспечивает объектам (формам Жизни) возможность воспринимать себя как некую отдельную самостоятельную целостную структуру, а также предоставляет им поле деятельности для проявления индивидуальных качеств и самопознания. Неоднородность пространства указывает на тот факт, что в одной и той же точке пространства могут существовать одновременно разные объекты (формы Жизни), обладающие разными свойствами, качествами и характеристиками.

Неоднородность Царства Относительного (Мироздания) позволяет ОДНОМУ ЕДИНОМУ (ЦАРСТВУ АБСОЛЮТНОГО) выражать СЕБЯ через множество форм Жизни, обладающих индивидуальными качествами, и познавать СЕБЯ через них. Поэтому неоднородность указывает не на разобщенность всех форм Жизни, присутствующих в Царстве Относительного (Мироздании), а на их разнообразие, индивидуальность и неповторимость.

Многоуровневая характеристика.

Многоуровневая характеристика Царства Относительного (Мироздания) указывает на разделение его пространства по уровням, на которых осуществляют свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие разные формы Жизни. Уровни Бытия качественно отличаются друг от друга. Каждый последующий из них является более высоким по отношению к предыдущему, т.к. предоставляет форме Жизни значительно больше возможностей для самореализации, самопознания и вос-создания себя в более Высшей версии. Уровень, на котором форма Жизни существует и познает себя, позволяет ей пройти полный цикл развития (состоящий из определенного количества этапов Пути Божественного развития), а именно, получить новые знания, обрести опыт их применения, развить заложенный в нее БОГОМ потенциал и проявить индивидуальные качества (а также способности и таланты), данные ей БОГОМ. По завершении цикла своего развития на текущем уровне Бытия, форма Жизни не прекращает свое Бытие, а, под руководством и при помощи БОГА, проводит подготовку к переходу и переход на новый (более высокий) уровень Бытия, после чего продолжает свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие.

Многомерная характеристика.

Многомерная характеристика Царства Относительного (Мироздания) указывает на то, что пространство каждого его уровня Бытия поделено на множество измерений, помещенных (вложенных) одно в другое по принципу "матрешки".

Мерность пространства позволяет на одном и том же участке конкретного уровня Бытия существовать и развиваться различным формам Жизни. Причем такое существование носит двоякий характер. С одной стороны, формы Жизни изолированы одна от другой мерностью пространства и не мешают эволюционному развитию соседствующей. С другой стороны, они взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга, участвуя в процессах естественного энергоинформационного обмена и используя для этого энергии и информацию.

Например, на планете Земля, помимо человека и привычных для него форм Жизни, проявляют, познают и вос-создают себя в более Высшей версии и иные формы Жизни . Таких иных форм Жизни достаточно много (некоторые из них обладают материальными телами, а некоторые - нет). Они осуществляют свое Бытие и Божественное развитие в иных измерениях и не дают о себе знать человеку до тех пор, пока тот своими деструктивными (разрушительными по характеру воздействия на окружающую среду) деяниями не принудит их к этому. Проявляясь на материальном уровне в виде необъяснимых с точки зрения современной науки явлений, такие формы Жизни стараются предупредить человека о том, что он не один на планете Земля, а поэтому он не должен относиться к окружающей среде потребительски, не должен удовлетворять свои корыстные интересы за счет интересов иных форм Жизни. И поступают они так не из стремления навредить человеческому сообществу, а лишь для того, чтобы показать, что кроме человечества на планете есть и иные представители Жизни, которые тоже осуществляют Процесс Божественного (эволюционного, естественного) развития и хотят, чтобы им в этом никто не мешал.

Пройдя весь цикл очередного этапа своего Пути Божественного (эволюционного, естественного) развития на соответствующем уровне пространства и в соответствующей мерности пространства, каждая форма Жизни переходит на более высокий уровень и продолжает свое Бытие. После перехода всех форм Жизни (пребывавших в разных измерениях текущего уровня) на более высокий уровень (также состоящий из разных измерений), освободившееся пространство сворачивается, так как оно выполнило свое предназначение и решило поставленные перед ним задачи. А на его месте разворачивается новое пространство с иными условиями обитания, обеспечивающими возможность существования и развития для иных форм Жизни. Таков процесс Божественного (эволюционного, естественного) развития Царства Относительного (Мироздания). Он управляем и безконечен.

1.3. Вселенная.

Вселенная - это пространственная энергоинформационная структура, обладающая неоднородными, многомерными и многоуровневыми характеристиками, объединяющая в своем составе Миры и специальные пространственные области, из которых осуществляются контроль и управление всеми происходящими в ней процессами.

К числу специальных пространственных областей Вселенной относятся:

Области, в которых генерируются (создаются) энергии, необходимые для существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития Вселенной, входящих в ее состав Миров и находящихся в них форм Жизни;

Области, из которых осуществляется управление Вселенной, Мирами и происходящими в них процессами (в том числе области, содержащие информационные носители, называемые информационными полями; области, содержащие Законы Божественного развития, адаптированные для Вселенной; области, содержащие механизмы коррекции);

Области, в которых формы Жизни готовятся к выходу на воплощение в конкретном Мире;

Области, в которые прибывают формы Жизни после выхода из воплощения в конкретном Мире;

Области, в которых формы Жизни проходят так называемую реабилитацию и восстановление после выхода из воплощения в конкретном Мире;

Области, в которые формы Жизни перемещаются после прохождения полного цикла развития на конкретном уровне Бытия, в которых формы Жизни проходят трансформацию и ожидают последующего перехода на более высокий уровень Бытия.

Вселенных множество. Все они отличаются друг от друга порядком построения, уровнями, на которых они пребывают, количеством уровней и измерений, которые они содержат, условиями Бытия и Божественного развития. Каждая Вселенная содержит в своем составе разное (но всегда четко определенное) количество Миров.

Предназначение любой Вселенной состоит в том, чтобы обеспечивать Миры, входящие в ее состав, всем необходимым и достаточным для их существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития.

Вселенная создает внутри Миров условия, необходимые и достаточные для существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития всех пребывающих в них форм Жизни.

В каждом Мире создаются свои условия существования. Эти условия соответствуют индивидуальным характеристикам Мира и способствуют решению поставленных перед ним задач.

К числу функций, выполняемых Вселенной относятся:

Контроль и управление процессами непрерывного наполнения Вселенной и входящих в ее состав Миров необходимыми типами энергий с целью поддержания энергетического равновесия;

Поддержание заданной степени интенсивности энергетического наполнения Вселенной и входящих в ее состав Миров;

Контроль процессов энергоинформационного обмена, т.е. фиксация фактов появления, перемещения, взаимодействия и исчезновения форм Жизни на разных уровнях, в разных измерениях и в разных пространственно-временных континуумах Вселенной и входящих в ее состав Миров;

Отслеживание Процесса Божественного (эволюционного, естественного) развития форм Жизни, присутствующих во Вселенной и входящих в ее состав Мирах;

Фиксация в информационных полях различных уровней Вселенной информации о пребывающих в ней формах Жизни и приобретенном ими опыте и передача этой информации на информационные носители Царства Относительного (Мироздания), а через них в ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО;

Активизация механизмов коррекции с целью устранения нарушения энергетического равновесия, возникшего во Вселенной и входящих в ее состав Мирах, в результате нарушения пребывающими в них формами Жизни Законов Божественного развития.

1.4. Мир.

Мир - это пространственная энергоинформационная структура, представляющая собой среду, в которой осуществляют свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие разнообразные формы Жизни.

Мир, как Вселенная и Мироздание (Царство Относительного), обладает неоднородными, многомерными и многоуровневыми характеристиками. В нем создаются и поддерживаются условия, необходимые и достаточные для существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития присущих ему форм Жизни.

Миров безчисленное множество. Все они разнообразные. Разнообразие Миров указывает на их индивидуальность, но не на разобщенность. Все Миры ЕДИНЫ, как ЕДИНО все Сущее в Мироздании (Царстве Относительного). Единение Миров достигается благодаря Энергии Божественной Любви (являющейся одним из компонентов Энергии, которая, в свою очередь, является производной ЭНЕРГИИ), поступающей от БОГА и заполняющей каждую точку пространства Мироздания (Царства Относительного).

Миры, как и Вселенные, отличаются друг от друга порядком построения, уровнями, на которых они пребывают, количеством уровней и измерений, которые они содержат, условиями Бытия и Божественного развития.

Каждый Мир создан для решения конкретных задач, сформулированных с учетом интересов форм Жизни, пребывающих в нем. Несмотря на то, что задачи у каждого Мира свои, все они согласованы и служат интересам ОДНОГО ЕДИНОГО (ЦАРСТВА АБСОЛЮТНОГО), являясь составными элементами Процесса Божественного развития.

Миры, как и все Сущее, развиваются и, по мере своего развития, переходят на новые (более высокие) уровни Бытия, а вместе с ними переходят на эти уровни Бытия и пребывающие в них формы Жизни. По выполнении Миром поставленных перед ним задач, все формы Жизни из него перемещаются в другой Мир - в тот Мир, в котором они продолжают свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие, а Мир, выполнивший свои задачи, сворачивается. На его месте создается новый Мир с иными характеристиками, в котором будут осуществлять свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие иные формы Жизни.

Если говорить о человеке, то он создан, существует и осуществляет свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие в конкретном Мире, который, в свою очередь, находится в конкретной Вселенной на четко определенном уровне. Этот Мир представляет собой пространство, структурированное определенным образом из ЭНЕРГИИ и Энергии при помощи ИНФОРМАЦИИ и Информации, разделенное по уровням, мерности и пространственно-временным континуумам, наполненное Энергией и Информацией, энергиями и информацией, а также формами Жизни, осуществляющими в нем свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие. Он имеет границы, в пределах которых развернут, существует и развивается. В Мироздании Мир занимает вполне определенное место, выполняет свое предназначение и решает задачи, возложенные на него БОГОМ. Мир участвует в процессах естественного энергоинформационного обмена и в Процессе Божественного развития всего Сущего.

1.5. Добро и Зло.

В Царстве Относительного (Мироздании) одно может существовать только относительно другого, поэтому Добро может существовать только при условии существования Зла и наоборот. Добро без Зла или Зло без Добра существовать не могут. Такова особенность Царства Относительного (Мироздания).

Что же такое Добро и Зло?

Добро - это пространственная энергоинформационная область Царства Относительного (Мироздания), имеющая четко выраженную границу (контур) и внутреннее пространство, наполненная информацией и формами Жизни, оказывающими воздействие созидательного характера на формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, и способствующими проявлению такими формами Жизни своей Божественности.

Формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие в пространственной области, именуемой Добро, являются представителями Добра.

Зло - это пространственная энергоинформационная область Царства Относительного (Мироздания), имеющая четко выраженную границу (контур) и внутреннее пространство, наполненная информацией и формами Жизни, оказывающими воздействие разрушительного характера на формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, и препятствующими проявлению такими формами Жизни своей Божественности.

Формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие в пространственной области, именуемой Зло, являются представителями Зла.

Формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, не являются представителями Добра или представителями Зла, поэтому они не способны существовать в областях, именуемых Добро и Зло.

Добро и Зло созданы БОГОМ, а поэтому они существуют, выполняют свои функции и выполняют свое предназначение в соответствии с ЕГО Замыслом.

Функции Добра состоят в созидании, восстановлении и гармонизации всех форм Жизни, принявших решение БЫТЬ и продолжать Процесс Божественного развития.

Функции Зла состоят в разрушении и последующей утилизации (полной деструктуризации) всех форм Жизни, принявших решение НЕ БЫТЬ (прекратить свое Бытие) и отказавшихся продолжать Процесс Божественного развития.

Предназначение и Добра, и Зла заключается в том, чтобы информировать формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие в конкретных Вселенных и Мирах, о возможных вариантах Бытия и последствиях, которые могут для них наступить в случае введения ими в свое внутреннее пространство информации, оказывающей созидательное или разрушительное воздействие.

Благодаря Добру и Злу, формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное развитие во Вселенных и Мирах, получили возможность осознанного использования информации созидательного и разрушительного характера в процессе самореализации, самопознания и вос-создания себя. Это означает, что:

Для осознания формой Жизни характера воздействия разрушительной информации, ей вовсе не обязательно вводить такую информацию в свое внутреннее пространство, достаточно просто посмотреть на область, именуемую Зло;

Для осознания характера воздействия созидательной информации, форме Жизни также достаточно посмотреть на область, именуемую Добро, и, в случае необходимости (например, при появлении нарушений в ее внутреннем пространстве), ввести в свое внутреннее пространство созидательную информацию (причем брать такую информацию не из области Добро, а из своего Божественного начала).

Тот факт, что Добро и Зло выполняют в Царстве Относительного (Мироздании) противоположные функции, вовсе не означает, что Добро и Зло находятся в непримиримом противоречии и противостоят друг другу. Они просто ЕСТЬ и делают то, что должны делать в соответствии с замыслом БОГА. Формы Жизни, осуществляющие свое Бытие в области, именуемой Добро, и формы Жизни, осуществляющие свое Бытие в области, именуемой Зло, отделены друг от друга пространственно и не имеют никаких непосредственных взаимных отношений (контактов). Пребывая в своих областях, они не сражаются друг с другом, а просто ЗНАЮТ о существовании своих антиподов.

Добро и Зло не являются ни "хорошими", ни "плохими". Они такие, какие ЕСТЬ, какими их создал БОГ. Они не оказывают своего воздействия на формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, до тех пор, пока те не придадут им значение (не введут их в свое внутреннее пространство). Поэтому противостоять Добру или Злу, стремясь их уничтожить, нет необходимости. Борьба с Добром, так же как и борьба со Злом - занятие безперспективное и безрезультатное, более того, противоречащее Законам Божественного развития.

Добро и Зло созданы БОГОМ, а поэтому уничтожить их невозможно.

Что же делать, если формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, приняли решение БЫТЬ, а деструктивная информация и представители Зла мешают им в реализации принятого решения, продолжая оказывать на их внутреннее пространство разрушительное воздействие?

Таким формам Жизни достаточно освободить свое внутреннее пространство от информации разрушительного характера воздействия (путем перезаписи ее на информацию созидательного характера воздействия) и от представителей Зла (путем перемещения их в пространственную область, именуемую Зло). Уничтожать ничего и никого не надо, достаточно произвести перезапись и перемещение. Подобные действия соответствуют Законам Божественного развития и способствуют восстановлению процессов естественного энергоинформационного обмена не только во внутреннем пространстве формы Жизни, принявшей решение БЫТЬ, но и в окружающем пространстве. При таком развитии событий все формы Жизни оказываются в выигрышном положении и продолжают свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие в тех пространственных областях Царства Относительного (Мироздания), в которых они должны пребывать и развиваться в соответствии с Замыслом БОГА.

Информация о том, почему в этой Вселенной присутствует насилие и ведется борьба между Силами Добра и Силами Зла, а также о том, что собой представляют эти Силы, будет изложена в разделе сайта "Статьи". Теперь же перейдем к рассмотрению следующего Аспекта Божественного Бытия: "Непрерывное движение и постоянное изменение происходят в соответствии с определенным порядком и представляют собой Процесс Божественного (эволюционного, естественного) развития".

Бытие - философское понятие, в самом широком значении фиксирующее существование вещей. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: "Что есть сущее?", то бытие вопросом: "Что значит, что сущее есть?".

Сущность - то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. Сущность обычно трактуется либо в метафизической, либо в логической плоскости. В метафизике, особенно в томистской, сущность (эссенция) есть источник или основание существования (экзистенции). Синонимами слова сущность часто являются слова идея, назначение, функция. В логике сущность (как существенный признак - лат. essentialia constitutiva) - это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.

Сущность выявляется ответом на вопрос: "Что есть сущее?", который следует отличать от вопроса о бытии: "Есть ли?" Данная постановка вопроса позволила экзистенциалистам утверждать, что человек лишён сущности или не определяем ею, поскольку он не "что", а "кто".

Субстанция - философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций - Дух и Материя.

Из другого источника.

Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, "ничего" (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: "Бытие есть, небытия - вовсе нет". Из этого тезиса следует, что бытие - одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: "Мыслить и быть есть одно и то же". Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие. Однако эта мысль оказалась неудачной. Бытие - самый первый философский термин, не отличающийся своей полнотой и глубиной, но он позволяет выражаться на философском языке. Часто бытие по значению сравнивают с житием. Бытие - не просто форма, это существование вещей в их сущности.

Виды бытия:

  • 1. материальное и идеальное
  • 2. природное и общественное
  • 3. субстанциональное и атрибутивное
  • 4. социальное и экзистенциональное
  • 5. объективное и субъективное

Материалисты настаивают на том, что бытие объективно. Философа интересует изучение человека в мире и мира в человеке.

Некоторые философы рассматривают проблему соотношения бытия и небытия как исходную философскую проблему. Центральный вопрос этой проблемы: что служит началом и основанием мира - бытие или небытие.

  • 1. бытие и небытие есть, но они разные
  • 2. бытие и небытие есть, но они одинаковые

С точки зрения материалистов: бытие есть, небытия нет.

Раскрытие разных аспектов бытия:

1)Субстанция и атрибут.

Субстанция - основа, носитель. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Первопричина происходящего.

Атрибут - обязательный носитель свойств.

  • 1. субстанцией является материя
  • 2. субстанция - сознание
  • 2)Материя.

Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

Материя для идеалистов - субстант, не основа, а материал.

Этапы развития:

1)Нефилософский подход.

Античность: материя - это то мельчайшее из чего все. Фалес - вода, Анаксимандр - апейрон - неизвестно что (известный Аксимандров вопрос: "Какого отношение понятия к объекту?"), Гераклит - огонь, Анаксагор - гомомерий, Демокрит - атом.

  • 2)17-18 века: материя - это все, что есть (Маркс, Ленин). Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности.
  • 3)Диалектические материалисты: материя - философская категория для обозначения объективной реальности. Суть мира в нем самом.

Значение материи:

  • 1)Мировоззренческое
  • 2)Методологическое

Главное: Нет ничего, кроме материи и нет никакой материи.

Атрибуты материи:

  • 1)Движение
  • 2)Пространство

Начатки науки появились еще в Древнем Китае и Древней Индии. Почти все естественные науки вышли из мифологии. Прежде чем родилась астрономия, существовала астрология, объектом изучения которой было расположение звезд. Древние астрологи обожествляли планеты и небесные тела. Уже во времена вавилонской астрологии были открыты некоторые закономерности в движении звезд, которые потом вошли в астрономию.

Не все практические знания можно назвать наукой. Магия, колдовство – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. Вся система магии состоит не из одних только позитивных предписаний. Она говорит не только о том, как надлежит поступать, но и о том, чего делать не следует. Совокупность позитивных предписаний составляет колдовство, совокупность негативных предписаний – табу. Дикарь уверен, что стоит ему поступать так-то и так-то – и в соответствии с одним из этих законов неизбежно произойдут какие-то последствия. Магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных определенной практической и ментальной техникой.

Настоящая наука, даже в се зачаточных формах, в которых она находит свое выражение в примитивных знаниях первобытных людей, базируется на повседневном и универсальном опыте человеческой жизни, на тех победах, которые человек одерживает над природой в борьбе за свое существование и безопасность, на наблюдении, результаты которого находят рациональное оформление. Магия же основывается на специфическом опыте особых эмоциональных состояний, в которых человек наблюдает не природу, а самого себя, в которых истина не постигается разумом, а раскрывается в игре чувств, охватывающих человека. Наука стоит на убеждении в универсальной значимости опыта, практических усилий и разума; магия же – на вере в то, что человеческая надежда может не сбыться, желание – не исполниться.

В теории познания центральное место отводится логике, в теории магии – ассоциации идей под воздействием желаний. Исследования показывают, что рациональное и магическое знание относятся к разным культурным традициям, к различным социальным условиям и типам деятельности, и эти различия ясно осознавались людьми первобытных обществ. Рациональное знание не доступно непосвященным, магическое входит в область сакрального, овладение им требует посвящения в таинства обряда и выполнения табу.

Каковы культурно-исторические основания процессов, стирающих методологические различия между наукой и псевдонаукой и лишающих научно-технический прогресс его культурной значимости? Здесь в условиях кризиса могут проступить контуры такой культуры, в которой объективность и рациональность вообще не являются образующими элементами.

Может ли наука обойтись без псевдонауки? Мнения разнятся. Одни полагают, что, как цветы растут из сора, так и истина рождается из квазиподлинных мнений. Без наивного здравого смысла, присущего философскому массовому творчеству, не рождаются ни Гегель, ни Хайдеггер. Но есть иное суждение. Если можно провести демаркацию между наукой и псевдонаукой, то зачем нужны отвлекающие маневры, ложные туники, вымороченные псевдоученые? Следует четче обозначить те критерии, которые присущи науке и научному знанию. Б. И. Пружинин пишет о том, что "ситуативная готовность разума переступать свои собственные границы актуализирует в современной европейской культуре совершенно иные культурные и социальные структуры, нежели те, которые в свое время породили науку и которые сделали и делают научный разум необходимым для человека этой культуры".

Б. И. Пружинин не выступает в роли гонителя псевдонауки. Он пытается понять ее эпистемологические основания и даже ставит вопрос о том, какой может быть культура, в которой наука и псевдонаука становятся неразличимыми. Мы помним увлечение позицией П. Фейерабенда, который в известной степени огорошил философскую общественность, утверждая, что противопоставление астрологии и респектабельной науки покоится на более чем сомнительных эпистемологических основаниях. Но как обозначить действительную границу между ними? Самоустранение философии из области формирования методологического сознания науки оборачивается размыванием предметных границ между философией науки, социальной историей науки, социальной психологией, когнитивной социологией науки и пр. Ориентированные на постпозитивизм исследования науки теряют статус философско-методологического сознания науки как культурного феномена.

Знание, по сути, т.е. именно как знание, есть отображение объективной, от знания не зависящей, реальности. Между тем действительно сегодня в научных исследованиях феномена знания (психологических, когнитологических и даже специальных методологических) часто используются такие понятия, как "неявное знание", "бессознательное знание". Речь идет о функционировании знания либо вообще вне рефлексии, т.е. вне осознанного различения знания и реальности, либо в контексте ослабленных вариантов рефлексивного сознания этого различения.

Понятно, что путь к знанию не является прямым, автоматически заданным, легко укладывающимся в очевидные причинно-следственные связи. Любой фрагмент знания предполагает "бахрому" более или менее явных и неявных, более или менее осознанных или вообще бессознательных допущений, предположений, уверенностей. Но не следует на этом основании ослаблять сущностные характеристики знания.

Наука родилась не сразу. Начатки науки появились еще в Древнем Китае и Индии. Почти все естественные науки, как уже отмечалось, прошли через мифологическую стадию. С идеей общих закономерностей в природе мы встречаемся уже в вавилонской астрологии, которая открыла ряд закономерностей в движении небесных светил. Математический язык сочетался в ней с чисто мифологическими концепциями.

По выражению Э. Кассирера, наука – последняя ступень в умственном развитии человека; ее можно назвать высшим и наиболее специфичным достижением человеческой культуры. Этот самый поздний и утонченный продукт мог появиться только при особых условиях.

Даже само понятие науки в этом специфическом смысле, подмечает Кассирер, существует лишь со времен великих древнегреческих мыслителей – пифагорейцев и атомистов, Платона и Аристотеля. По даже и это понятие в последующие века стало туманным и было забыто. В эпоху Возрождения его вновь открыли и восстановили в правах. А после этого нового открытия триумф науки казался более полным и несомненным. Ни одна другая сила современного мира не может, отмечает Кассирер, сравниться с силой научной мысли. И она продолжает оставаться последней главой в истории человечества и самым важным предметом философии человека. Аспекты бытия науки – генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры.

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171). Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 19-23.

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

А. Н. Лукин

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

В статье раскрывается значение нравственных ценностей в жизни человека и общества, соотношение добра и зла как пределов нравственного аспекта человеческого бытия. Автор показывает, как эти вопросы рассматривались в разных традициях в истории философской мысли. В статье обосновывается положение о том, что искоренение зла в человеческом бытии - вечная цель. Она является симулякром (то есть не может быть окончательно достигнута). Но стремление к ее осуществлению - условие успешного функционирования социальной системы.

Ключевые слова: нравственные ценности, нравственный идеал, добро и зло, человеческое бытие.

Проблема соотношения добра и зла является одной из самых сложных в философии. От ее решения зависит тип мировоззрения отдельного индивида и культуры в целом. При этом, нравственность выступает как родовое отличие человека - это форма сознания и практическое поведение, основанные на уважении других людей. Нравственный аспект можно выделить в любом виде человеческой деятельности - это оценка того, насколько результаты этой деятельности будут способствовать или препятствовать благу окружающих и всего человечества. Добро и зло - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. Добро - это что-либо полезное, хорошее, способствующее гармонизации человеческих отношений, развитию людей, достижению ими духовного и физического совершенства. Добро предполагает преодоление своих эгоистических устремлений ради блага окружающих. Добро основывается на свободе личности, совершающей поступки, сознательно соотнесенные с высшими ценностями, с идеалом. Перед животным, чье пове-

дение обусловлено врожденными инстинктами, не стоит проблема нравственного выбора. Генетические программы способствуют его выживанию.

В процессе нравственного выбора личность соотносит свой внутренний мир, свою субъективность с миром сущим. Это возможно только в мыслительном акте. Осуществляя выбор в пользу добра или зла, человек определенным образом вписывает себя в окружающий мир. А так как нравственность основывается на «автономии человеческого духа» (К. Маркс), человек свободен в этом своем самоопределении. Он сам творит свою судьбу.

Нравственность делает возможным выход людей из самих себя, из своей отдельности, она - порыв, соединяющий личность с вечным, целым. Она проявляется в мыслях и поступках, в экстазе единства. Только человек обладает великой способностью - испытывать нравственное чувство. Если люди не будут питать культуру своим нравственным вдохновением, она зачахнет и погибнет.

Формирование нравственности не может осуществляться без веры, без сложно описы-

ваемого феномена совести - «зова» (М. Хайдеггер), который во мне и, одновременно, вне меня.

В истории философии онтологический статус добра и зла трактуется по-разному. В манихействе эти начала однопорядковы и находятся в постоянном единоборстве. Согласно взглядам Августина, В. Соловьева и многих других мыслителей действительным мировым началом является божественное Добро как абсолютное Бытие, или Бог. Тогда зло -есть результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе. Если добро абсолютно в исполненности совершенства, то зло всегда относительно. Третий вариант соотнесения этих начал встречается у Л. Шестова, Н. Бердяева и др., утверждавших, что противоположность добра и зла опосредована чем-то иным (Богом, «высшей ценностью»). Тогда в выяснении природы добра тщетно искать его бытийственную основу. Природа Добра не онтологична, а аксио-логична. Логика ценностного рассуждения может быть одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» (социальное и антропологическое) происхождение1.

В широком смысле добро означает, «во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт»2. Стандарт как идеал задается культурной традицией, он принадлежит к высшей ступени иерархии духовных ценностей. При отсутствии идеала добра бессмысленно искать его проявление в поведении людей. Чтобы сохранить нравственность как одно из своих родовых качеств человечество на протяжении тысячелетий помещало идеал Добра за пределы изменчивого мира. Получив статус трансцендентного качества, оно возвысилось в культурном космосе до высшего предела, являясь человеческому разуму в виде неотъемлемого свойства Логоса (Парменид), центральной категории в мире эйдосов (Платон), атрибута Бога в иудаизме, христианстве и исламе и т. д. Нельзя избежать снижения статуса Добра, переместив его в изменчивый конечный мир природного человеческого бытия. Но это вынуждена была сделать атеистическая традиция. Верхний предел «расколдованной культуры» (М. Вебер) несоизмеримо ниже трансцендентного

Абсолюта. Соответственно этому, и восприятие библейских заповедей атеистом будет менее глубоким, чем верующим человеком. Потому что христианин будет иметь дело с сакральными ценностями, которые принадлежат неизменному совершенному миру. К этому идеалу стремится религиозный человек. В этом смысл его бытия. Приблизиться к божественному совершенству - главная цель в иерархии жизненных устремлений. Для атеиста же идеал добра будет рационально обосновываться его общественной значимостью, укорененностью в культурной традиции и т. п. При этом собственное нравственное совершенствование становится не столько целью жизни, сколько необходимым условием личной социализации, преодоления обособленности, разобщенности и отчуждения, достижения взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между людьми.

Если добро перестает занимать вершину пирамиды человеческих ценностей, то открывается возможность для возвышения зла. И. Кант утверждает, что самолюбие, которое присутствует в каждом из нас, из потенциального реальным злом становится только тогда, когда оно занимает главенствующее место в иерархии духовных ценностей, сменяя там нравственный идеал. Это видно из высказывания немецкого мыслителя: «Человек (даже и лучший) зол только потому, что он извращает порядок побуждений при восприятии их в свои максимы: он воспринимает в них моральный закон вместе с самолюбием. Но когда он узнает, что одно рядом с другим существовать не может, но что одно должно подчиняться другому, как своему высшему условию, - он ставит побуждения самолюбия и его склонности условием для исполнения морального закона, тогда как последний скорее должен быть воспринимаем, как высшее условие удовлетворения первого в общей максиме произвола, и как единственное его побуждение»3.

Если пересечение природного и божественного начал как нижнего и верхнего пределов бытия возможно в человеке, то это невозможно по отношению к нравственным пределам. Здесь не допускается высокий статус середины. Перед нами дихотомия, которая не может быть заменена трихотомией (С. Булгаков) или монодуализмом (С. Франк). В дихотомии разрыв между полюсами абсолютен, т. к. зло

жестко и однозначно противопоставлено добру. Верхний нравственный предел - это такое идеальное состояние личности, когда все мысли и поступки человека ориентированы на преумножение в мире добра. Соответственно, нижний нравственный предел предполагает интенцию сознания человека лишь на преумножение зла и соответствующие этой цели действия.

Используя термин «предел», мы подразумеваем некую грань, за которую переход практически неосуществим. Собственно, даже достичь такого состояния и постоянно пребывать в нем тоже невозможно. Однако наличие нравственных пределов предполагает, что человек морально совершенствуется, осуществляет нравственное восхождение. Стремясь жить по совести, личность формирует нравственный идеал, в соответствии с которым преобразует себя. Но это длительный процесс, во время которого человек находится в состоянии «между» (М. Бубер).

Зло порождено человеком и существует на протяжении всей человеческой истории. Следовательно, оно - закономерный феномен общественной жизни. Но все-таки, что означает наличие нижнего нравственного предела бытия человека? Ведь это, по сути, оправдание существования в мире необузданных страстей, крайнего гедонизма, эгоизма, зла в чистом виде. Получается, что сияющая высота добра должна оттеняться зияющей бездной зла, потому что «беспочвенно и бесплодно решать вопрос о зле, не имея в опыте подлинного зла»4. Если же разрушить нижний нравственный предел культуры, то не будет и верхнего предела. Человек должен оттолкнуться от нижнего предела, чтобы устремиться ввысь. Необходимо ли сначала пресытиться низменными чувствами, страстями, наслаждениями, чтобы на этом фоне в полной мере ощутить все преимущества добродетелей? Тогда не выходит ли, что мы должны, в какой-то мере, быть благодарны фашистам, террористам и прочим силам зла, способствующим, косвенным образом, сохранению милосердия, сострадания, сопереживания?

Проблема целесообразности сохранения зла как необходимого нижнего предела бытия человека волновала философов во все времена. В религиозной традиции эта проблема сводится к теодицее (Г. В. Лейбниц) - стремлении согласовать идею «благого» и «справедливого» божественного управления миром

с наличием мирового зла. Простейшая форма теодицеи - это указание на то, что справедливость будет восстановлена за пределами земного мира. Каждый получит по заслугам, будь это причинно-следственная связь между заслугами и дурными поступками предыдущей жизни и обстоятельствами последующего рождения в брахманизме и буддизме, или возмездие за гробом в христианстве и исламе. Другая форма теодицеи - это указание на то, что свобода сотворенных Богом ангелов и людей для своей полноты включает возможность выбора в пользу зла. Тогда Бог не несет ответственность за зло, порожденное ангелами и людьми. Третья форма теодицеи (Плотин, Г. Лейбниц) исходит из того, что частные недостатки мироздания, запланированные Богом, усиливают совершенство целого.

В атеистической традиции зло может быть представлено как доставшийся нам из животного прошлого рудимент, как нечто биологическое по своей природе, укорененное в глубинах человеческой психики, направленное на обеспечение самосохранения, на победу в жестокой конкуренции естественного отбора. Зло должно быть преодолено для обеспечения существования коллективного единства. Для борьбы со злом общество может персонифицироваться в виде Бога или идеологии (Э. Дюркгейм).

Отдельной гранью рассматриваемой проблемы является вопрос целесообразности наличия личных пороков для их преодоления в процессе нравственного восхождения. Вероятно, нет необходимости, а значит и оправдания зла в качестве антипода добра в индивидуальной практике личности, так как человек может встретиться и внутренне преодолеть его, обратившись к шедеврам искусства и к опыту человеческой истории. В процессе ин-культурации личность присваивает себе опыт великих предшественников, осваивает пределы культуры и становится готовой к бытию, ориентированному на верхний предел нравственности. Получается, что при правильном воспитании и обучении необходимость отождествления индивида со злом в собственной духовной практике для его преодоления отсутствует.

Важно то, что зло и добро существуют не сами по себе. В окружающей природе, вне мира человека, нет ни того, ни другого. Так, нельзя назвать ни добрым, ни злым шторм или ливень. Точно также нет нравственно-

го аспекта в поведении животных, которое обусловлено врожденными инстинктами. Но именно «человеческий душевно-духовный мир - это истинное местонахождение добра и зла»5. Чтобы культура не утратила свою иерархичность и неравновесность, ее носители должны иметь не столько внешний, сколько внутренний опыт борьбы со злом на стороне добра. Этот бесценный опыт может быть присвоен в процессе инкультурации, через приобщение к культурному наследию. Если принять этот тезис, то следует признать высочайшую ответственность искусства, средств массовой информации, всей системы воспитания за обеспечение возможности пребывания человека в социуме без сползания к низшему нравственному пределу человеческого бытия. В то же время человек должен быть готов при необходимости противостоять злу, исходящему от других людей. Речь может и должна идти о его пресечении. Оправдание жесткости и последовательности в борьбе со злом русские мыслители (И. Ильин, Н. Бердяев, П. Сорокин, С. Франк и др.) находят как раз в иерархичности духовной культуры, потому что «добро и зло не равноценны и не равноправны их живые носители и слуги. Только на иерархичности духовных ценностей строится нравственное регулирование (как, впрочем, и любое другое социальное регулирование). Именно с этих нравственных позиций И. Ильин критикует Л. Толстого за его идею «не сопротивления злу насилием». «Называть того, кто пресекает злодейство, «насильником» можно только от слепоты или от лицемерия; осуждать «наравне» казнь злодея и убиение праведного мученика можно только от лицемерия или от слепоты. Только для лицемера или слепца равноправны Георгий Победоносец и закалываемый им дракон; только лицемер или слепец могут при виде этого подвига «держать нейтралитет» и взывать к «гуманности», ограждая себя и выжидая»6.

При наличии верхнего нравственного предела, укорененного в трансцендентном, индивид ориентируется на готовый нравственный идеал, который носит абсолютный сакральный характер. В светской морали статус нравственного идеала не подкрепляется авторитетом Абсолюта. Следовательно, он более подвержен изменениям, предполагает возможность иной интерпретации, сопоставления с другими, может быть даже субъективно более значимыми ценностями.

Проблема противостояния добра и зла присутствует во всякой культурной традиции, в каждой социальной системе, во все исторические эпохи. Искусство, философия, религия и другие формы общественного сознания рассматривают ее в качестве одной из центральных. Это заставляет нас предположить то, что добро и зло - неслучайные спутники человеческого бытия. Тогда следует поставить вопрос об осмыслении функций нравственных пределов человеческого существования.

Добро, воспринимаемое в качестве высшей и абсолютной ценности в культуре, рассматривалось как атрибут вечного, неизменного Логоса, трансценденции. Это идеал порядка, справедливости, стабильности. Субъект, стремящийся к идеалу Добра, подчиняет себя общим целям, согласует свои действия с другими элементами социума, становится предельно функциональным. Но если все люди будут строго придерживаться моральных заповедей, то мы в конечном итоге получим стационарную систему, в которой никакие изменения происходить уже не будут. Это уже не становление, а окончательное завершение. Такую систему представители синергетики называют эволюционным тупиком.

Зло как антипод добра - это крайнее проявление в человеке эгоизма, игнорирование им общих целей, лишение людей права на счастливую и достойную жизнь, разрушение порядка, справедливости, причинение окружающим страданий. Это источник нарастания энтропии, хаоса внутри системы. Руководствуясь злыми помыслами, индивид ради корыстных целей ставит под сомнение возможность развития себе подобных существ и представляет угрозу самой общественной жизни. Человек, находящийся во власти зла. дисфункционален по отношению к социуму. В таком случае, социальная система при приближении к нижнему нравственному пределу, при моральной деградации масс непременно самоуничтожится. Зло не обладает возможностью созидать. Оно несет с собой разрушение.

В объективной действительности нет общества, построенного исключительно на нравственных принципах, как и не может быть социума, лишенного морали. Каждая социальная система содержит в себе определенную меру нравственности, но в ней постоянно возникают и носители аморальных ценностей. Поэтому мы и можем считать

общество сложноорганизованной диссипативной системой, в которой содержится мера порядка и локализованный хаос. В одну и ту же эпоху в одном и том же социуме уживаются величайшие подвижники и носители зла. Борьба с дисфункциональными элементами, постоянное вытеснение энтропии за пределы социума - это вечный источник общественного развития. В таком случае, идея достижения полной справедливости - это симулякр, та ценность-цель, без которой невозможно развитие, но эта цель окончательно недостижима. А если бы она осуществилась, то это как раз и означало бы появление стационарной системы, «окончание истории». Даже в религиозных текстах высокого порядка подобные идеальные типы представлены лишь как божественный проект, который может быть осуществлен только после Апокалипсиса, после «окончания» этого мира.

У индивида должна быть сформирована иерархическая система духовных ценностей, только после этого речь может идти о его нравственном выборе. Не может быть выбора без наличия сформированных нравственных пределов. Но если нижний предел может быть легко освоен под влиянием бессознательных влечений, то верхний предел - это сложный конструкт культуры, результат духовного восхождения многих поколений людей. Верхний предел осваивается личностью только в определенной культурной среде в процессе длительного целенаправленного воспитания. Передача нравственного опыта новому поколению граждан является функциональной обязанностью здорового общества, условием сохранения его стабильности и дальнейшего развития. Как отмечал С. Франк, «следование божественным заповедям - трудная работа, требующая от человека мужества и упорства, открывающая нам новый мир - сферу духовных основ жизни»7.

Совершенно очевидно, что все реформы имеют смысл только тогда, когда они базируются на прочной основе духовных традиций. При этом важно представлять то, какие именно элементы в духовной культуре ни при каких обстоятельствах не должны изыматься.

Нельзя разрушать высший нравственный предел культуры, не подвергая при этом серьезной опасности всю социальную систему.

Таким образом, нравственные пределы культуры резко противопоставлены друг другу. Даже если зло и является вечным спутником человечества, то борьба с ним - условие успешного функционирования общества. Борьба со злом может вестись только при условии формирования верхнего предела нравственной культуры и поддержания его высокого статуса. Индивид должен присваивать себе иерархию духовных ценностей в процессе своей социализации и инкультурации. В нравственной жизни личности не может быть высокого статуса середины. Человек должен стремиться подняться как можно выше к верхнему пределу нравственности. Неравнозначность добра и зла должна оставаться абсолютной. Искоренение зла в человеческом бытии - вечная цель. Она является симуля-кром (то есть не может быть окончательно достигнута). Но сам процесс ее осуществления - условие успешного функционирования социальной системы. Интенция сознания масс на торжество добра и преодоление зла формирует новую социальную реальность пусть не в идеальном недостижимом варианте, но в таком виде, который способен обеспечить относительную стабильность социума.

Примечания

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М. : Гардарики, 2004. С. 244.

2 Там же. С. 243.

3 Кант, И. Религия в пределах только разума. СПб. : Изд. В. И. Яковенко, 1908. С. 35-36.

4 Ильин, И. А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993.С. 7.

5 Там же. С. 13.

6 Там же. С. 68.

7 Философский энциклопедический словарь. С.135.