Виталий крюков феофан научные труды. «Когда разум извращен

Православный священник, которого пригласили поучаствовать в проекте по созданию искусственного человека, ответил отказом. Представители Церкви неоднозначно отнеслись к такому решению, а авторы проекта уверены, что необходимо «разработать новую философскую и научную парадигму, способную объединить религиозные ценности и научные теории».

Участники общественного движения, которое ставит своей целью , решили привлечь к своей работе религиозных деятелей.

Об этом было заявлено на первой встрече рабочей группы по разработке «тела А» - проекту «Аватар» . На встрече инициатор создания движения Дмитрий Ицков рассказал, что проект уже получил поддержку за рубежом. В частности, известный киноактер Стивен Сигал предложил свою помощь в продвижении идей «России2045» в США. К движению присоединился и знаменитый британский «ученый-киборг» Кевин Уорвик.

Поддержка Сигала, пропагандирующего духовные практики и признанного реинкарнацией одного из учителей тибетского буддизма, натолкнула «Россию2045» на мысль, что и в родном отечестве было бы неплохо получить помощь духовного сословия. Возникла кандидатура кандидата физико-математических наук иеромонаха Феофана (Крюкова), который, являясь представителем РПЦ, одновременно занимается исследованиями мозга.

Однако насельник Свято-Данилова монастыря Москвы игумен Феофан практически сразу заявил «Интерфаксу» , что не считает возможным сотрудничать с движением, стремящимся с помощью создания искусственных тел достичь бессмертия для человечества: «Я не хотел бы иметь с этим дело. Вообще непонятно, что авторы имеют в виду под искусственным телом», - заметил он.

Позицию Феофана поддержал известный богослов профессор Московских духовных школ Алексей Осипов. «Если исходить из принципов, на которых построены основы социальной концепции Русской церкви, то сразу можно увидеть, что постановка подобного вопроса (создание искусственных тел), конечно же, никак не может быть одобрена христианским сознанием», - заявил он, добавив, что создание киборгов является «радикальным вмешательством в природу человека».

«Попытка создать искусственное тело, в котором бы потом могло помещаться человеческое сознание, душа, - это, думаю, и невозможно, и, главное, принципиально противоречит христианскому взгляду на человека. По христианскому учению, душа - это субстанция, которая после смерти отделяется от тела, но не прекращает своего существования, и не мы властны отделять душу от тела и помещать эту душу туда, куда нам хочется», - заключил профессор Московских духовных школ.

Правда, не все коллеги Осипова разделяют его позицию. В частности, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов убежден, что Русская церковь ни в коем случае не должна отказываться от диалога с учеными, задействованными в разработке новейших технологий: «Мы не можем и не должны общаться только с единомышленниками. Надо говорить и с рисковыми учеными, биомедиками, биофизиками, разработчиками информационных технологий», - убежден он. Если люди думают о смерти и бессмертии, «значит, с ними есть о чем говорить», полагает Фролов. Тем более что «именно Церкви есть что сказать ученым о бессмертии, именно Церковь знает, кто и как победил смерть».

Стремление участников движения «Россия2045» подумать о духе, душе и теле, «пусть неправильно», по мнению главы Ассоциации православных экспертов, - уже повод вступить с ними в диалог, цель которого - убедить их «в безальтернативости православной антропологии и повернуть их исследования в приемлемую форму».

Он особо подчеркнул, что в любом случае священники должны сотрудничать с учеными: «Всем будет лучше, если они будут это делать (проводить исследования) в диалоге с Церковью: нельзя допустить, чтобы наука стала антихристианской. Церковь должна сама возглавить научно-технический прогресс. Я сознательно утрирую этот тезис, но в этой шутке есть только доля шутки. Осмыслить и дать прогрессу нравственное измерение православные обязаны», - резюмировал Кирилл Фролов.

Между тем секретарь Церковно-общественного совета по биоэтике священник Максим Обухов в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что высказывания духовных лиц и православных экспертов по поводу проекта «Россия2045» в любом случае не могут считаться окончательным мнением РПЦ: «Мнение церкви в целом отражает только Архиерейский собор или Священный синод», - заметил он.

Сам Обухов считает, что идея бессмертия вряд ли осуществима. «Это скорее мечта, но если кто-то проводит исследования в этой области, то пусть проводит, - заметил он. - В конце концов, на основе теорий, которые они разработают, могут быть созданы какие-то , которые облегчат жизнь больных людей. Это можно только приветствовать».

Что же касается опасений священников, которые уже высказаны и могут быть озвучены в дальнейшем, секретарь Совета по биоэтике посоветовал участникам «России2045» предупредить возражения и протесты, распространяя более подробную информацию о своей деятельности. «Часто священник думает не только о том, что хорошего сейчас может сделать, но и рассчитывает наперед: в частности, как то или иное открытие, исследование будут использоваться - во благо или во зло», - пояснил он.

Судя по всему, совет Обухова совпадает с позицией «России2045».

«Открытость является одной из главных ценностей движения «Россия2045», поэтому мы публикуем протоколы своих рабочих встреч, в одном из которых со стороны наших экспертов прозвучало предположение о том, что их коллега, одновременно являющийся представителем РПЦ, игумен Феофан (Крюков) может быть заинтересован в серьезном разговоре на интересующие нас темы, - заявил лидер «России2045»Дмитрий Ицков. - Тем не менее мы не ожидали, что дискуссия по поводу взаимоотношений науки и религии, дискуссия, которую планировалось серьезно продумать и подготовить, начнется столь внезапным образом».

«К обсуждению таких понятий, как «душа», «сознание», «бессмертие», «эволюция», мы собирались привлечь представителей всех существующих конфессий и, конечно же, представителей мировой науки, многие из которых являются атеистами, - заверил Ицков. - Совместно мы должны разработать новую философскую и научную парадигму, способную объединить религиозные ценности и научные теории в одно гармоничное целостное мировоззрение для будущего человечества».

Ицков добавил, что «религия не должна противостоять научно-техническому прогрессу - наука и религия должны взаимно дополнять друг друга, и развитие передовых технологий обязательно требует появления уравновешивающих их этических норм».

Напомним, в манифесте движения «Россия2045», в которое входят ученые-физики, химики, биологи, записано, что его участники намерены «ликвидировать старение и даже смерть, преодолеть фундаментальные пределы физических и психических возможностей, заданные ограничениями биологического тела». По их мнению, «не позднее 2045 года искусственное тело не только значительно превзойдет по своим функциональным возможностям существующее, но и достигнет совершенства формы и сможет выглядеть не хуже человеческого. Люди самостоятельно будут принимать решение о продолжении жизни и развития в новом теле после того, как все ресурсы биологического тела будут исчерпаны.

«Мы предлагаем реализовать не просто механистический проект по созданию искусственного тела, а целую систему взглядов, ценностей и технологий, которые помогут человеку развиваться интеллектуально, нравственно, физически, психически и духовно», - отмечают активисты «России2045».

«Проект по созданию искусственного тела привлечет внимание ведущих мировых специалистов. Наша страна объединит ученых разных стран в решении глобальной задачи, - заверял инициатор создания общественного движения «Россия2045» Дмитрий Ицков в газете ВЗГЛЯД. - Идея настолько явно витает в воздухе, что если сегодня мы ее упустим, через три-пять лет наш замысел воплотит другая сверхдержава».

На прошлой неделе телеканал «Культура» в рамках проекта «Больше, чем любовь» показал документальный фильм, посвященный истории игумена Феофана, насельника Свято-Данилова монастыря в Москве. Феофан, несмотря на свое духовное звание, известен в международных научных кругах как специалист по кибернетике. В фильме о судьбе этого ученого-затворника несколько раз промелькнуло и название нашего города.

Имя «Феофан» советский ученый Виталий Крюков получил после ухода в монастырь. До ухода от мира он жил в подмосковном Пущине Фильм об игумене Феофане был снят по инициативе его сына, священника отца Дионисия. Участие в съемках принимали его семья, а также бывшая жена ученого Инна Рогачева.

История отношений с Богом и наукой героя фильма сложилась непросто. Успешно занимаясь наукой и имея признание среди коллег, в том числе и за рубежом, он в какой-то момент пришел к вере. Пытался подтолкнуть к ней и супругу. Но жена, по удивительному совпадению, вела семинары научного атеизма. Посещения храма, пение в церковном хоре в советские времена не могли не повлиять на восприятие ученого властями. И в какой-то момент жизнь, казалось, начала рушиться. Разлады возникли и в работе, и в церкви, и в семье.

Поэтому ученый и решил уйти от мирского. Десять лет в монастыре он не касался науки и, казалось, ушел из нее. Но, по благословению своего духовника, через десять лет вернулся к научным изысканиям. Работа его теперь ведется в монастырской келье и даже в лесном скиту, и этот режим игумен считает оптимальным. Возвращаясь в мир, следований, а в монастыре анализирует их и осмысляет. «Только в монастыре можно работу эту сделать, и я думаю, что этим буду славить Бога», — говорит он в фильме.

Занимается Крюков важнейшей темой — механизмом работы мозга. Научные труды отца Феофана известны не только в России, но и за рубежом. Но сейчас его это мало волнует. «Если раньше был очень сильный элемент тщеславия, что надо что-то сказать на даже желания никуда ехать нет», — отмечает он.

И журналистов игумен Феофан вряд ли бы когда-то принял, если бы с идеей фильма не выступил его сын и, конечно, благословение на съемки не дал бы духовник главного героя. Члены семьи отца Дионисия, как и бывшая жена Виталия Крюкова, также стали героями фильма.

Именно супруга героя Инна Рогачева в нескольких эпизодах упоминает Ульяновск. Судя по ним, она достаточно долгое время прожила в нашем городе. Так, она вспоминает, что однажды уезжала в Ульяновск, а Виталий не успевал проводить ее на поезд. Но хотел увидеть, во что бы то ни стало. И решил сам ехать в наш город на поезде. Правда, добираться пришлось не пассажиром, а помощником кочегара, так как денег на билет у него уже не было.

Кроме того, они жили в Ульяновске и работали вместе на одном из военных заводов. Каком именно, к сожалению, в фильме не уточняется. Инна Рогачева лишь упоминает, что занимались они радиолокацией. «Выбрасывал огромные механические блоки, заменял их маленькими электронными коробочками», — поясняет она про работу мужа. И добавляет, что на работе тот пропадал — домой приходил вымотанный и, не различая завод й дом, на входе предъявлял ей пропуск.

К сожалению, отыскать подробную биографию игумена Феофана нам не удалось. А очень бы хотелось получить еще какую-либо информацию о его жизни в нашем городе. Судя по фильму, с супругой он жил тут в 1960-е годы или чуть позже. Возможно, кто-то из читателей и был знаком с будущим игуменом и его семьей.

Протоиерей Дионисий Крюков — настоятель храма

Захарова Л. А. — директор Воскресной школы «Вертоград»

Московская область, Серпуховский район, город Пущино

Сельцо Пущино на реке Оке впервые упоминается в писцовых книгах 1570-х гг. в качестве имения двух разных помещиков из рода Пущиных. В1765 г., на средства нового владельца села Якова Ивановича Арцибашева была построена каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Трёх Святителей. Этот храм находился при западном въезде в пущинскую усадьбу. В1798 г. в местном приходе числилось 10 дворов, в1798 г. – 16 дворов или 83 души мужского пола, в1812 г. – 18 дворов, 89 душ мужского пола и 109 женского, около1895 г. – 129 прихожан и 133 прихожанки. В1890 г. Успенский храм в Пущино был возобновлён тщанием известного московского чаеторговца и мецената Сергея Васильевича Перлова, которому в то время принадлежала усадьба, им же пожертвован капитал в 800 руб. на содержание храма. Новые иконы для пущинского храма написал тогда монах Даниил, руководивший иконописными мастерскими при Оптиной пустыни и Шамординском монастыре, строителем которого был С.В. Перлов. Храм с. Пущина закрыт в 1930-е гг., здание его было занято зерноскладом. В1958 г., при ликвидации пущинского колхоза, Успенская церковь, по распоряжению колхозного начальства, разрушена до основания.

С 1823 г. церковь с Пущина, по малоприходству, была приписана к Спасо-Преображенскому храму с. Тешилова, отстоявшему от него всего на полверсты (ок. 800 м) к западу, у впадения р. Любожихи в Оку. Тешилов достопамятен как один из первых городов в Северо-Восточной Руси, он впервые упоминается в Никоновской летописи под 1147 г. одновременно с Москвою. Оборонительные вал и ров вокруг городища сохраняются до сих пор; археологи выявили здесь отчётливые следы славянского городского поселения XII-XVI вв. Сыном тешиловского священника Иоанна был духовник великого князя Димитрия будущего Донского – поп Митяй (в монашестве Михаил) – выдвигавшийся князем на престол митрополита Московского. В 1379 г. он внезапно умер по пути в Константинополь, где его ждало возведение в сан главы Русской Церкви. С XVII в., в связи с продвижением границ Московии к югу, Тешилов утратил статус города-крепости, сделался селом. По местным преданиям, какое-то время здесь существовал Георгиевский монастырь. В Спасо-Преображенском храме вплоть до 1890-х гг. сохранялось священническое облачение из серебряной парчи, пожертвованной неким вельможей, получившим её в дар от Петра I. Вероятно, этим вкладчиком был петровский канцлер граф Гавриил Иванович Головкин, владевший Тешиловом с нач. XVIII в. Деревянный Преображенский храм с приделом во имя святого великомученика Георгия был построен в Тешилово в 1779 г. генерал-майором Даниилом Стефановичем Журавлёвым. К приходу также относились сельцо Шипилово, где с 1868 г. открылась церковно-приходская школа; деревни Присады, Мещериново, Семёновское, Зайцево и Глазово; приписное с. Пущино с деревней Салоново. В 1781 г. в тешиловском приходе состояло 200 дворов, в 1798 г. – 111 дворов и 667 душ мужского пола; в 1819 г. – 553 души мужского пола и 670 – женского; около 1895 г. – 686 прихожан и 738 прихожанок. В 1920-х гг. религиозное общество при храме с. Тешилово составляли 93 прихожанина обоего пола, в т. ч. 13 жителей с. Пущина. С 1930-х гг. здание Преображенского храма занято клубом пионерлагеря серпуховских текстильщиков, прилегавшее к нему кладбище подвергается поруганию и разорению; в 1978 г., при реконструкции пионерского лагеря «Космос» — была окончательно снесена и церковь.

Нынешнему пущинскому храму чуть больше 20 лет. По сравнению с храмами, чей возраст измеряется столетиями, это конечно не срок, но, если учесть, что город, в котором расположен Михаило-Архангельский храм, отметил свое 45-летие, то можно смело говорить о том, что вторую половину своей жизни наукоград существует под невидимым, но ощутимым покровом Небесного воинства.

История создания православного прихода в академгородке тесно связана с именем ученого-математика Виталия Ивановича Крюкова, ныне игумена Свято-Данилова монастыря Феофана (Крюкова). Научный работник, материалист, однажды очарованный церковным пением, в начале 80-х стал посещать богослужения в Ильинской церкви. Вскоре сам начал там петь. Но, находясь на клиросе, Виталий Иванович думал о том, что поющие рядом с ним богаче, поскольку их переполняют религиозные чувства, ему пока еще незнакомые.

На службы в «Ильинку» ездили из Пущина и другие верующие. Встречаясь каждое воскресенье на автобусной остановке, эти люди постепенно объединились и стали «первой двадцаткой», которая в 1988 г. зарегистрирует православную общину в родном городе. «Двадцатку» составили в основном бабушки, что было естественно для социалистической еще России. Но было среди них и двое ученых: выпускник мехмата МГУ Владимир Седов (ныне настоятель Успенской Церкви в с. Кузьменки) и В. И. Крюков, которого выбрали старостой общины, тем самым доверив ему сложную миссию организатора прихода и ходатая перед советскими властями.

Когда встал вопрос, кто будет небесным покровителем молодой общины, несколько пущинцев - духовных чад протоиерея Димитрия Дудко, среди которых был Владимир Седов, обратились за советом к своему духовнику. Имя этого священника хорошо известно тем, кто был знаком с религиозной жизнью в советское время. В тот момент, когда верующих притесняли, и в приходской жизни незакрытых храмов ощущался бдительный контроль государства, отец Димитрий вел активную проповедь Православия и не только с церковного амвона. За свою деятельность батюшка подвергался репрессиям, но его горячая вера не могла не зажечь всех, кто с ним соприкасался. Отцу Димитрию пущинцыобязаны выбором небесного покровителя. Почему именно предводитель небесных воинств был им избран? Святой Архистратиг сражается с духовной нечистью, столь расплодившейся в период распада советского государства в среде образованных людей. Мало кто из интеллигенции не был увлечен астрологией, гаданием, экстрасенсорикой, восточными культами, что остается печальным фактом не только ушедшей эпохи, но и нашего времени. Имело место и соображение необходимости особого небесного окормления в молодом городе без глубоких духовных корней, имеющих жителей в основной массе настроенных атеистически. Об¬щественная жизнь небольшой группы верующих носила характер противостояния унаследованному от прошлой эпохи атеизму, по-рой даже вызова, их не¬редко считали отчасти «душевнобольными», «впавшими в религию». И знание, что за малой горсткой людей стоит все небесное воинство Ангелов и Архангелов, сильно укрепляло и поддерживало первых прихожан.

После регистрации с декабря 1988 г. члены общины каждую среду собираются на квартирах, читают акафисты, Евангелие, Псалтирь, каноны. В 1989 г. в Пущино присылают первого священника - отца Петра, который отслужил всего несколько служб, и 29 апреля 1989 г. в Пущино направляют архимандрита Иакова (Максимова)
(1933-2002 гг., в схиме – Иоанн), который стал первым настоятелем Пущинского храма. Событием для Пущина стало первое освящение пасхальных куличей в здании ЖЭКа.

Остро встает вопрос о помещении для молитвенных собраний. К переговорам с городской администрацией подключился Лев Андреевич Козлович, сотрудник Специального конструкторского бюро, депутат горсовета, очень много сделавший для Пущина и для храма в частности. После долгих переговоров и телеграмм в Совет министров верующим выделили деревянный домик – бывшую дачу Строительно-монтажного управления. В этом домике, к слову сказать, в 60-е годы жил десант первых строителей г. Пущино, приплывших по Оке.

В этом пристанище пущинских христиан начались регулярные богослужения. Отец Иаков, ревностный молитвенник, в 6.00 начинал служить Литургию, затем обязательно следовал молебен с акафистом и панихида. Ко Кресту прихожане подходили ближе к 12.30. А в 17.00 начиналась вечерняя служба. Домик находился на спуске к Оке, и не было еще ни дороги, ни фонарей. Зимой молитвенники пробирались к своему первому храму сквозь сугробы в полной темноте. Но в избушке всегда было жарко натоплено, и слышалось не очень стройное, но очень старательное пение. Виталий Иванович был первым регентом. Несмотря на опыт пения в Ильинской Церкви, осваивать управление хором было непростым для него делом. Если в Ильинке пели в основном по нотам, то теперь нужно было учить обиход, гласы. Сослужил отцу Иакову протоиерей Михаил Степанов, прибывший в Пущино из Троице-Сергиевой лавры.

Наладились богослужения, и началось строительство Пущинской Церкви. Стены нового храма начали возводить вокруг деревянного домика, и в какой-то момент избушка оказалась внутри строящегося храма. Верующие, приходя на богослужение, могли наблюдать, глядя в окно, как с каждым днем растет высота кирпичной кладки. После вечерней службы прихожане выстраивались в цепочку и разгружали кирпич.

Лев Андреевич Козлович в сложные 90-е годы находил средства для строительства, хотя в городе в этот период не строился ни один объект. Он нашел группу хороших конструкторов во главе с Ю. К. Шевченко, которые сделали расчет свода храма по проекту В. В. Варламова. Только такой энтузиаст смог в те годы найти шесть миллионов рублей на приобретение церковного колокола. Он лелеял мечту -
работать звонарем на Пущинской колокольне. К сожалению, мечте не суждено было сбыться. Лев Андреевич отошел ко Господу в 2001 г. в Германии, так и не увидев благолепия храма, возводившегося и его стараниями. Накануне отъезда в Германию Лев Андреевич принял святое Крещение. Крещальной купелью для этого неординарного человека стала река Ока, а последним пристанищем - Пущинская земля. Благодарные пущинцы присвоили ему звание почетного гражданина города.

К моменту начала строительства храма должность главного архитектора города занимал Виктор Варламов, впоследствии посвятивший свою жизнь возведению православных храмов. Его причастность к жизни прихода не завершилась созданием проекта, а скорее только началась, поскольку воплощение проекта происходило при его непосредственном участии. Он был и архитектором, и инженером, и прорабом, и плотником, и каменщиком, и певчим и чтецом на клиросе. Пущинский храм строил поэт. И это не аллегория. Размышления зодчего, сопровождавшие творческий процесс храмоздательства, выливались в стихи и исполнялись под гитару. Прихожане этого периода помнят частые концерты в Доме ученых трио певчих, в составе которого помимо Виктора была и его супруга - регент пущинского клироса Мария Варламова.

Виктор Варламов замыслил новый храм как экскурс в историю церковной архитектуры. Небольшой византийский храм угадывается в четверике, черты допетровского теремного зодчества прослеживаются в трапезной части, колокольня, возведенная в барочной традиции, завершает этот экскурс. Разнообразие стилей в облике храма-новостройки, от византийского до классицизма при доминировании форм русского церковного зодчества есть олицетворение 2000-летней христианской культуры и христианства в целом, к юбилею которого и был построен храм.

Первое богослужение в новом храме состоялось на Пасху 2000 г.

Но этому предшествовал период богослужений в Доме причта. При архимандрите Иакове были в основном возведены стены нового храма, предстояли работы по внутренней отделке. К этому времени отца Иакова переводят на новое место служения, а настоятелем Пущинского храма становится молодой священник Дионисий Крюков - сын первого старосты Виталия Ивановича Крюкова, к тому времени принявшего монашеский постриг в Свято-Даниловом монастыре с именем Феофан.

В 1995 г. храм из деревянного домика перемещается в построенный Дом причта. На первом этаже устраивается алтарь, в вестибюле - притвор, а на втором этаже располагаются трапезная, начинают работать библиотека и воскресная школа. Количество прихожан в воскресные дни заметно возрастает, так что молящиеся не умещаются даже в притворе и вынуждены стоять на лестнице. А на Рождество и Пасху храм уже не вмещает всех желающих, так что люди стоят на улице и слушают трансляцию службы.

В 2000 г. храм-новостройка обретает благодетеля - Константина Малофеева, основателя Благотворительного фонда святителя Василия Великого. Появляется возможность приглашать для украшения Дома Божьего высококлассных специалистов. Временный иконостас сменяется иконостасом белокаменным. Его проект рождается у Виктора Варламова под впечатлением, которое произвел на него знаменитый храм Покрова на Нерли. Растительные орнаменты, львы и птицы, вырезанные из камня, действительно очень напоминают декор белокаменных соборов Владимирской земли. Изготовлен был иконостас из владимирского камня владимирскими резчиками, так что можно сказать, что главный иконостас в Пущино - это частичка древней белокаменной Руси в современном храме.

В трапезной части устраиваются два деревянных придела. Один - Успенский в память о том, что когда-то на территории Пущинской усадьбы стоял Успенский храм. Первые жители Пущина помнят еще остатки фундамента этого храма. Второй придел - в честь равноапостольного царя Константина - небесного покровителя главного ктитора храма.

Иконы для иконостаса были написаны признанными иконописцами современности Александром Лавданским, Андреем Бубновым-Петросяном, Анатолием Этенейером, Алексеем Лукашиным, Марией Фофановой, Людмилой Мининой. Стены храма украшают иконы святителей, выполненные Александром Чашкиным.

В 2004 г. для росписи храма была приглашена Монументальная мастерская ПСТГУ под руководством Самолыго И. Ю.

За основу программы росписей художники взяли каноны Византийского искусства: в куполе - образ Христа Пантократора, в барабане - Архангелы, в парусах - Херувимы, в подкупольном пространстве, образующем в плане крест -
евангелисты. Следующая ступень - арки - раскрывают нам тайну сотворения человека и его Искупления – «Пресвятая Троица», «Не рыдай Мене, Мати», «Спас Недреманное Око», Ангел Великого Совета на иконе «София — Премудрость Божия». От наивысших горних сфер взор спускается к событиям Евангельской истории, событиям, происходящим как бы на границе Небесного и земного. В лепестках сводов - композиции двунадесятых праздников. И уже ближе к земле -
события из истории Церкви земной. Ряд медальонов с изображениями святых первых веков христианства отделяет композиции нижнего яруса, где изображены святые в рост. Как стены держат своды храма, так святые угодники своим подвигом держат Церковь, являются Её «столпами», в духовной брани они стоят на страже Церкви. В алтаре - поясной образ Богородицы Оранты, композиция «Причащение апостолов» и святители. Росписи ориентированы на Византийское и Сербское искусство XIV века.

Осенью 2006 г. росписи четверика были полностью завершены. И вскоре те же мастера приступили к росписи трапезной части. Если для четверика был выбран колорит небесно-голубой, прозрачный, хорошо сочетающийся с белым камнем иконостаса, то росписи трапезной части заметно более насыщенных цветов - синего, темно-красного, их задача - гармонировать с красным деревом приделов. Деисус, расположенный над аркой, ведущей в четверик, - как бы продолжение невысокого иконостаса. Присоединяются к молитве Богородицы, Предтечи и Ангелов святые, изображенные по периметру трапезной. Здесь в отличие от медальонов четверика представлены преимущественно русские святые более поздних веков, в том числе новомученики и исповедники Российские, святые Серпуховской земли и Серпуховские новомученики. Но главная тема росписи трапезной -
«Архангел Михаил в деяниях». Икона из иконостаса Архангельского Собора Московского Кремля послужила основой для росписи Архангельского храма в небольшом подмосковном городке.

Помимо бригады молодых иконописцев - выпускников ПСТГУ, к росписи Пущинского храма был привлечен хорошо известный современный иконописец Александр Соколов. Многим верующим он известен, прежде всего, по образу «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре. А для Пущинского храма им написана икона Архангела Михаила, а также выполнены росписи притвора и западной стены храма.

Так, на месте ветхой деревянной избушки в лесной глуши, куда в начале перестройки поместили верующих «подальше от глаз», вырос великолепный красавец -
Архангельский храм в обрамлении березовой рощи, архитектурная доминанта наукограда.

Трудно возводились стены храма, но еще труднее шел процесс возрождения душ ученых-атеистов, которых в городе биологов было большинство. Если человек простой принимает веру всем сердцем, интуицией, то у людей, наделенных суммой научных знаний, приход к вере сопровождается длительным осмыслением. Вопрос взаимоотношения веры и науки в 90-е годы был особенно актуален в Пущине. Отец Феофан, уйдя в монастырь, не оставляет попечения о земляках. Он регулярно приезжает в Пущино и в течение нескольких лет читает лекции в Доме ученых и актовых залах институтов для своих коллег. Пройдя сам путь от изучения процессов работы мозга до умного монашеского делания, он имеет, что рассказать научным работникам. За циклом лекций «Вера и наука» следует цикл «О борьбе со страстями». Получив в монашестве имя Феофан, батюшка внимательно изучает труды своего святого покровителя - святителя Феофана Затворника. «Что есть духовная жизнь, и как на неё настроиться» - этот вопрос волновал не только святого подвижника, но и отца Феофана и пущинских неофитов, постепенно начинавших воцерковляться. Благодаря лекциям отца Феофана, пущинцы имели возможность постигать азы православной аскетики и православной антропологии. Взгляд на человека как на образ Божий, осознание истинного предназначения человека, понимание причин греховности и узнавание способов борьбы со страстями - эти темы находили отклик в умах научной интеллигенции.

Молодел пущинский приход. Помимо бабушек, в храм стали приходить и молодые семьи с детьми. Недавно воцерковленные родители были еще не в состоянии полноценно рассказать своим детям о Боге. Воскресную школу отец Дионисий организовал еще до своего назначения настоятелем. Воспитанники Гнесинской академии музыки - молодой батюшка и матушка Татьяна за неимением другого помещения рассказывали детям о православии в стенах музыкальной школы с любезного разрешения её директора. Параллельно они вели уроки «Духовная музыка» в музыкальном лицее. Не всем это нравилось в те времена, и в отдел культуры Администрации г. Пущино приходит жалоба на то, что священник преподает в школе. Для разъяснения ситуации в музыкальную школу направляют Владимира Александровича Кирпичева - выпускника Хабаровского института культуры, недавно переехавшего с семьей в Пущино. Так состоялась первая встреча о. Дионисия с будущим о. Владимиром. Узнав, что супруги Кирпичевы вели на Камчатке активную церковную жизнь, о. Дионисий, предлагает Елене Карловне возглавить воскресную школу, а Владимиру Александровичу принять священство, что вскоре и произошло.

Специалист по народной культуре по образованию и педагог по призванию, матушка Елена Кирпичева сплотила вокруг себя не только детей, но и их родителей, из которых потом сложился дружный педагогический коллектив воскресной школы. Занятия стали проходить в Доме причта, где приходская жизнь к тому времени уже кипела. Субботним вечером первые пущинские прихожане молились за всенощным бдением, дети постигали азы православия в маленькой комнатке на втором этаже, рисовали, плели из бисера, а, когда наступал момент полиелея, дружно стекались со второго этажа на помазание. Только начинавшие свое знакомство с Евангелием, воспитанники воскресной школы щедро делились радостной вестью со своими сверстниками. Впервые в детских учреждениях г. Пущино воскресная школа дает рождественские и пасхальные представления.

В 2000 г. отец Владимир становится настоятелем Флоро-Лаврского храма с. Игумново, и матушка Елена начинает заниматься с игумновскими детьми. А в Пущино вторым священником назначают о. Сергия Свирепова. Он же становится новым директором воскресной школы. Стиль школы девиче-рукодельный меняется на мальчишеско-походный. Грандиозные снежные крепости, длительные велопоходы, первые православные лагеря – такой останется воскресная школа в памяти воспитанников того периода. Отец Сергий считал, что изучение православия должно выходить за пределы школьного класса и продолжаться в совместном проживании учеников и наставников в экстремальных условиях. В это же время Воскресная школа обретает чудесное имя. С той поры это не просто воскресная школа при храме Михаила Архангела - это Вертоград - цветущий сад в городе биологов. Преподаватели – виноградари, —
а все вместе - ветви Виноградной Лозы - Христа. Благодаря матушке Ольге на принципиально новый уровень ставится преподавание церковнославянского языка и литургики. На смену обычным ученическим тетрадкам приходят папки с рабочими листами. Эту методику подхватывает и начинает разрабатывать дальше новый руководитель воскресной школы Захарова Лариса Александровна. Обобщив наработки своих предшественников и дополнив их своими, она создает цикл учебных пособий на весь курс обучения в воскресной школе. Учебно-методический комплект «Вертоград» в 2011 г. становится победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». На юбилейных XX Рождественских образовательных чтениях Святейший Патриарх Кирилл вручает диплом директору Пущинской воскресной школы, благословляя педагогический коллектив «Вертограда» на дальнейшие труды.

В то время как развивается воскресная школа, настоятель постоянно ищет новые формы катехизации взрослых. На смену лекций отца Феофана, которого через несколько лет пребывания в монастыре благословили продолжить научную работу, пришли воскресные Евангельские Чтения. Отец Феофан теперь часть времени несет свое послушание в Свято-Даниловом монастыре, а большую часть проводит всвоей «келии» на берегу Оки - в землянке, где ничто не отвлекает его от молитвы и научных размышлений. Его новые статьи публикуются в научных журналах, но теперь автор обозначен там как игумен Феофан (Крюков). Священник Дионисий продолжает дело отца, призывая пущинцев чаще читать Слово Божие и размышлять над прочитанным. Несколько лет воскресными вечерами собирались прихожане в Доме общины, читали отрывок из Евангелия, толкования на него святых отцов и затем обсуждали. Обсуждения часто бывали довольно бурными, но заканчивались дружеским чаепитием. Катехизические курсы, организованные при храме в 2009 г., – это помощь христианину на первом этапе духовного возрастания – получение элементарных знаний о вере.

Общение со священником, читающим лекции и отвечающим на вопросы, это передача духовного опыта в личном общении. Сюда же можно отнести и общение слушателей между собой, ведь здесь собираются люди в разной степени воцерковленные, и более опытные в духовной жизни могут помочь тем, кто лишь недавно задумался о своем спасении.

В 2011 г. состоялся первый выпуск слушателей курсов. Два года подряд каждую среду после работы слушатели спешили на встречу с преподавателями и сокурсниками. С интересом погружались в тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета, разбирали главные догматы Православия, знакомились с историей древней и Русской Церкви. Осваивали грамматику церковнославянского языка, для того, чтобы лучше понимать богослужебные тексты, изучали строй православного богослужения, закрепляли навыки на учебных молебнах, впитывали богатство православной культуры, прослушивая на занятиях примеры церковного пения разных хоров, разбирая символику икон. Среди выпускников были как представители самых первых прихожан, начинавших строительство Пущинского храма, так и молодые аспиранты, недавно приехавшие в Пущино.

Имеющийся в храме баптистерий позволяет совершать Таинство Крещения над взрослыми людьми через погружение. Трепетное отношение к древне-церковным традициям прослеживается не только в обрядовой стороне. Крещению в Пущинском храме предшествуют огласительные беседы о Боге, о Спасении, о Церкви и о самом таинстве Крещения. Благодаря тому, что каждую беседу ведет один из священников, готовящийся ко Крещению катехумен(оглашаемый) имеет возможность познакомиться со всем клиром своего прихода и быстрее влиться в церковную жизнь.

Церковное пение сравнивают с влагой, орошающей засохшую «почву» наших сердец, подготавливающей её к принятию «семени» Слова Божия, к принятию Самого Господа в Святых Тайнах и к принесению добрых плодов. Поэтому невозможно представить православное богослужение без пения. Много лет пущинским клиросом руководит Мария Варламова. В храме, убранство которого выдержано в древневизантийских и древнерусских традициях, чаще всего звучат всевозможные гармонизации знаменного распева. Любимые церковные композиторы пущинских певчих — архимандрит Матфей (Мормыль), С. Трубачев, Н. Озеров, игумен Силуан (Туманов). Не считая нескольких старейших певчих, таких как Лидия Васильевна Антонова, (которая пела еще в советские времена в Ильинском храме г. Серпухов), большую часть хора, как, впрочем, и пономарей, составляют аспиранты и молодые ученые из институтов наукограда Пущино. В перерывах между научными экспериментами овладевают они искусством церковного пения и служения.

На праздничных службах правому клиросу вторят звонкие голоса детского хора, которым руководят матушка Татьяна Крюкова и Александр Касарский. Помимо богослужебных песнопений хористы разучивают и исполняют на концертах народные песни, произведения русской и зарубежной классики. Спевки молодежной группы проходят на уютной мансарде Дома общины, а занятия детской группы - в Детской музыкальной школе имени А. А. Алябьева.

Несколько лет подряд отец Дионисий читает лекции для магистрантов Пущинского университета. Случается, что именно эти встречи со священником приводят молодых людей в храм. Юноши и девушки не только становятся прихожанами, но со свойственным этому возрасту энтузиазмом, активно включаются в приходскую жизнь. Так, не довольствуясь слышанием Слова Божия только на богослужении, ребята по инициативе алтарника Антона Кабанова, студента ПСТГУ, стали собираться воскресными вечерами в молодежном библейском клубе «Девятый час». «Мы выбрали это название для постоянного напоминания себе об этом великом событии в истории человечества. В Писании – это время смерти на кресте Иисуса Христа, центр трагедии и славы. Мы встречаемся для совместной молитвы, чтения Слова Божьего и братского общения. Мы читаем Священное Писание и обсуждаем любые вопросы - от самых «неудобных» до самых философских. Мы предлагаем взглянуть на мир и наше время спокойно и пристально, не отводя глаз от тёмных или трудных мест и ситуаций, и не боясь взять в руки древние книги».

Магистрантка Наталья Ивличева организовала при храме Школу вожатых. Подготовка вожатых из выпускников воскресной школы и всех заинтересованных пущинцев - дело крайне необходимое, потому как, начиная с 2001 г. каждое лето при храме организуется летний лагерь. Православный лагерь - хороший итоговый экзамен по Закону Божию, ведь совместное проживание, совместная молитва и трапеза, коллективное трудовое послушание -
идеальная возможность проверить, как усвоено «золотое правило общения с ближними». География лагерей обширна - Приокско-Террасный заповедник, село Богословское, Чиркино, Прилуки. Последние же 2 года усилия молодежи были сосредоточены на помощи восстанавливающимся храмам, находящимся на попечении пущинских священников, - Преображенскому храму в
с. Жерновка и храму Рождества Богородицы в с. Подмоклово - памятнику архитектуры XVIII века.

Исполнением пятой заповеди Закона Божия о почитании родителей можно считать социальную работу, к которой также подключается молодежь. Ведь заповедь эта подразумевает не только заботу о своих родителях, но и об одиноких немощных людях. Стараниями предпринимателя Дмитрия Киселева много лет в Пущине существовала благотворительная столовая, которая служила не только местом трапезы, но и местом общения пожилых людей. Помощь же молодых прихожан была неоценима для тех, кто не в силах был дойти до столовой и получал обед на дом.

Дружит приходская молодежь и с пациентами неврологического интерната в с. Данки, большинство из которых страдают тяжелой формой ДЦП. Господь попускает нам соседство с нашими немощными ближними для того, чтобы мы не замкнулись в собственном эгоизме, чтобы, глядя на тех, чья жизнь – ежедневный подвиг, мы устыдились своего роптания по поводу мелких неприятностей, своей неблагодарности Творцу за то, что можем самостоятельно ходить и трудиться. И, когда молодые прихожане привозят на праздничные богослужения тех, кто сам никогда бы не добрался до храма, помогают им причаститься, испытывают радость и те и другие.

За 20 с небольшим лет Дом Божий в березовой роще на берегу Оки стал вторым домом (а может и первым) уже для трех поколений пущинских христиан. Заканчивают обучение в воскресной школе внуки основателей храма из первой двадцатки, некоторые уже венчаются и приходят крестить первенцев. Каждый приходил в этот Дом своим путем, порой извилистым, но здесь обретал братьев и сестер во Христе, вместе с которыми вставал на путь к Отцу Небесному. Из историй обретения Бога отдельнымипущинцами складывается история Пущинской общины. В свою очередь история Пущинского прихода - это маленькая деталь в мозаике, название которой «Церковь Христова».

Престольные праздники:

Игумен Феофан (Крюков)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, сегодня, в Троицкую родительскую субботу, Святая Церковь, готовя нас к празднику, вспоминает всех своих чад и нам заповедала молиться в эти дни особенной молитвой, потому что Бог есть любовь, и Бог не есть Бог мертвых, но [Бог] живых. У Бога все живы?
Смерть разлучает душу от тела, и они по воскресении соединяются, и вместе вечно блаженствуют или вечно страдают, судя по тому, кто как прожил жизнь на земле. Но всем нам после смерти предстоит предварительный суд, так называемые мытарства. И мы не просто ожидаем Страшного Суда в неведении, а уже после мытарств явно получаем то, что предварительно заслужили нашей жизнью. Но предварительный суд – не окончательный, и по молитвам близких людей, молитвам святых всей Церкви, участь грешника, его мучительная жизнь, которая определена на этом предварительном суде, может быть изменена, облегчена. По молитвам Церкви грешник может даже вообще избавиться от вечных мук. Об этом свидетельствуют нам события из жизни святых.

Вспомним, почему мы молимся за наших близких, усопших родных и братьев? Молитва за близких нам усопших людей – это наше ходатайство пред Богом, и эта молитва прямо действует на души усопших, воодушевляя, согревая и укрепляя их. Эта молитва и нам помогает сохранить память о них, и есть надежда на то, что и нас будут поминать. А полное дело поминовения усопших – это наша сердечная память о них, а со стороны Церкви – это бескровная жертва на Литургии. «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих», – читает священник на каждой Литургии.

Мы поминаем наших близких потому, что, как было сказано, отшедшие живы пред Богом. И как о живых мы молимся за них, не отличая, шел ли кто путем праведным или кто распорядился своей жизнью недостойно. Мы не допытываемся, куда они причислены – к праведным или грешным. Молиться за них – это наш долг братской любви. Пока верующие не разделены последним Судом, не определена их участь, все они, живые и умершие, составляют единую Церковь Христову, единое Тело. И мы все – члены одного Тела, должны относиться друг к другу со взаимной любовью.

Поскольку участь всех людей считается нерешенной до всеобщего Суда, до тех пор мы не можем никого считать осужденными окончательно, и на этом основании молимся о их помиловании, утверждаясь надеждой на безмерное милосердие Божие.

Мы молимся за наших близких, усопших родных и братьев, еще и потому, что время их покаяния ушло. Когда тело разлучилось от души, то оно уже не может, приняв страдания, помочь душе очиститься от грехов, которые были совершены. Усопшие просят наших молитв, и мы тоже будем нуждаться в таких же молитвах, когда умрем.

И, наконец, мы молимся за наших близких, следуя заповеди Божией: возлюби ближнего твоего как самого себя. Бог не сказал – любите ближних пока они живы, но хочет, чтобы наша любовь перешла и в загробную жизнь. Особенность этой службы Троицкой родительской субботы заключается в том, что в каноне, который читается на утрене, говорится о самых различных случаях смерти, когда люди не получают узаконенных псалмопений и заупокойных молитв.

Святая Церковь молится об усопших почти в каждой песни этого канона (их девять – есть вторая песнь, в отличие от обычных канонов, где их восемь), подчеркивая особенную важность этого канона и этого поминовения умерших близких. Церковь молится о тех, кому Господь попустил умереть внезапной кончиной, от неожиданной печали или радости; о тех, кто погиб в море, на реках, источниках, озерах; при добыче зверей и птиц; о тех, кто сожжены молнией; замерзли на морозе, в снегу; погребены под обвалами или под стенами, или, как говорится, «прибиты плинфой»; убиты через отравления, удавления, повешения; от ближних, или погибли от других многочисленных смертей. И все они – верные православные, не получившие узаконенных песнопений церковных молитв. То есть те, кто ушел из жизни без священнического напутствия, без разрешительной молитвы и отпевания.
Сегодня, накануне великого праздника, молясь вместе со всей Церковью, мы веруем, что Божественная литургия, молитвы, приносимые живыми за усопших, милосердные подаяния, которые мы должны оказывать за усопших близких людей, освобождают души их от ада и содействуют им в достижении блаженного упокоения. Аминь.

Назвать этот сборник некорректным по отношению к Святителю Феофану Затворнику — значит очень мягко выразиться. Содержанием его являются отнюдь не взгляды великого Святителя,но взгляды «православного психотерапевта» Авдеева, психиатра академика А. А. Ухтомского с его «доминантой», наиболее одиозные взгляды нравственного мониста архимандрита Сергия Страгородского и других известных современных и прошлых модернистов. К ним приспособлены тексты Святителя. Они являются «иллюстрацией» к ним. Эти комментарии занимают в книге огромный объем, приковывают внимание читателя и берут на себя смелость «доносить» мысль Святителя до него. Но «толковники» совершенно неадекватны предмету. Никакой связи с текстами Святителя по существу нет (несмотря на обильные многоточия в цитатах). Есть обширные модернисткие тексты, напечатанные, по-видимому ради того, чтобы высказаться на данные темы под прикрытием авторитета Святителя.
Приведу три примера.
1. С. 401. Слова Святителя Феофана: «Что же на том свете будет, того и вообразить мы не в состоянии». Зачем-то эта ясная мысль снабжается огромной сноской, начинающейся словами «люди бредят идеей бессмертия…» В ней проводится мысль, противоположная мысли Феофана Затворника, а именно: в самом понятии человеческой души никакого основания для бессмертия нет; обосновать бессмертие души логически есть бессмыслица (!), придуманная схоластиками; человек сам по себе смертен! «Лишь по мере приобщения Божеству я становлюсь бессмертным». Но грешники во аде, оставаясь бессмертными, не будут приобщены Божеству. Наоборот. Их муки будут вечными именно в силу того, что человек — бессмертное по природе своей существо. И к этому можно и должно придти логически, в силу данного от Бога разума и совести. Вся эта гностическая «апологетика» «относительного бессмертия» человека приведена из работы А. А. Ухтомского «Интуиция совести». Зачем? Якобы для «усиления» и «раскрытия» мысли Святителя Феофана. Раскрыли? Усилили? Наоборот. Святитель говорит о вере, которою одною постигается и усваивается непостижимое. Автор же сборника апеллирует к тому, что «понял» Ухтомский, «вчитываясь в церковные книги», то есть не к вере, а к опыту. Не к уверенности в невидимом и принятии без доказательств, а к собственным переживаниям. Правильно это?
2. С. 402. На слова Святителя Феофана Затворника: «А если будешь прилениваться, то может случиться, что и совсем ничего не получишь. Ибо даемая себе льгота после трудов вменится в награду за них, — и дать тебе что-либо не за что». Речь о награде и мздовоздаянии на том свете. Ясная мысль, четкие слова. Но составителю не нравится мысль о награде и мздовоздаянии, о наказании и объективном, независимом от нас Суде Божием, о котором говорит Евангелие. Поэтому эти слова снабжаются тенденциознейшей цитатой о том, что вечная жизнь — не есть потусторонняя жизнь, она есть только раскрытие здешней жизни; что воздаяние — это условность(!) («слово «воздаяние» может быть употреблено только в смысле условном и с большими ограничениями») и т. п. имманентизм. Только как вывод из здешней жизни. Из здешнего состояния. Непонятно тогда, почему безумные девы стремятся к Господу и не попадают? «За дела человек получает воздаяние, но это воздаяние в самих же делах, в том отпечатке, который они кладут на душу человека». Вот так! То есть воздаяние — не от Бога, а от «отпечатка» своих собственных дел в тебе самом. По-моему, это атеизм и ничего больше.
3. На с. 453. На ясные слова святителя Феофана: «человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственность» дается сноска — огромнейший текст из «Основ православной психиатрии» известного Д. А. Авдеева. Текст возмутительный. «Грех как корень зла, влечет за собой невротические расстройства… глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья» и т. д, и т. п. бред. Это бредовый текст, я настаиваю. Невроз — не показатель нравственного нездоровья. Невроз и даже психоз — болезнь. То есть крест человека. Не надо путать болезнь с грехом, который есть, по писанию, беззаконие. Болезнь невинна. Виновен грех. Грех не влечет за собой «сам по себе», не имеет никакого органического детерминизма. Грех наказывается Богом. Одних грешников Бог наказывает на этом свете, а других — нет. Это судьбы Божии. Одних Бог наказывает болезнью, а других — цветущим психическим здоровьем. Никто так сладко не спит по ночам, ни у кого нет такой уравновешенной, спокойной и невозмутимой психики как у прожженных негодяев, полных циников. Надо совершенно не знать жизни, чтобы утверждать обратное. И наоборот. Именно нравственно высокие люди, духовно чистые и чуткие часто впадают в депрессии, боримы унынием, не могут справиться с наплывом эмоций. Почитайте дневник Иоанна Кронштадского. Ознакомьтесь с письмами Святителя Игнатия Брянчанинова.
Словом сказать, комментарии к творениям Святителя во-первых нескромны (читатель был бы благодарен, если бы ему дали прочесть текст Святителя без столь настырной и навязчивой «адаптации» к нему, убогому современному читателю). И во-вторых тенденциозны. Тенденция заключается в том, чтобы «подтянуть» тексты Святителя к современному массовому сознанию, каким его мыслят современные «миссионеры».
Надеюсь, я ответил на ваш вопрос. Или, все-таки, нет?