Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (872-951) – знаменитый восточный учёный и философ, теоретик музыковедения, математик. Он комментировал труды Аристотеля, откуда получил звание «Второй Учитель».
Рождение и образование
Ввиду того, что проживал великий мудрец слишком давно, достоверных сведений о его жизненном пути очень мало. Многие даты в его биографии приблизительны. Недостаточно также сведений, чтобы установить его точную этническую принадлежность.
В районе Фараба, в месте соединения реки Арысь с Сырдарьей, в 1-ом веке нашей эры располагался городок Васидж (сейчас эта территория принадлежит современному Казахстану). В этом месте в 872 году появился на свет Аль-Фараби. Он принадлежал к привилегированным слоям тюркской народности, об этом можно судить по тому, что в полном прочтении его имени присутствует слово «тархан».
Азы образования Аль-Фараби получил у себя на родине. В разное время он жил в таких среднеазиатских городах, как Ташкент (тогда он назывался Шаш), Самарканд и Бухара, в них юноша обучался и работал. Но ему хотелось видеть и познавать мир, и Аль-Фараби уехал из родных мест.
Жизнь в Багдаде
Он принял решение отправиться в Багдад, который на тот момент в Арабском халифате был столицей и считался культурным центром. Путь его был долгим, за время путешествия он посетил несколько иранских городов – Тегеран (тогда он именовался Рей), Исфахан и Хамадан. Аль-Фараби добрался в Багдад в 910 (912) году, поселился в этом городе и принялся изучать науки, языки и различные отрасли. Наибольшее предпочтение отдавал греческому языку, медицине и логике.
Основная часть его жизненного и творческого пути прошла в Арабском халифате, здесь он также много путешествовал, посетил Харран, Дамаск, Каир и Алеппо. В тот период в Багдаде у власти находился халиф ал-Муктадира, при нём все духовные течения зарождались в столице, а потом распространялись по Арабскому халифату.
Аль-Фараби в своих трудах называл Багдад счастливым и восхитительным городом, который внешне походил на яркие цветастые одежды. Его любил каждый, кто сюда стремился. Люди стекались в Багдад рекой и оседали в нём, тем самым безмерно увеличивая городские размеры. Здесь жили люди различного воспитания и происхождения, они вступали в различные браки и половые связи, в результате чего появлялись на свет различные дети. Если в город приходил иноземец, он быстро сливался с местной толпой и почти не отличался от неё. Также философ писал, что пройдёт время и Багдад станет колыбелью очень достойных людей – поэтов, мудрецов и ораторов. В то же время он называл Багдад невежественным, уж слишком сильно контрастировали в нём добро и зло.
Существуют неточные сведения, что до того, как заняться научной деятельностью, философ работал на должности судьи. Но как-то раз знакомый дал ему на временное сохранение очень много книг. Иногда Аль-Фараби проводил свой досуг за листанием и чтением этих книг, пока не наткнулся среди них на трактаты Аристотеля. Они настолько увлекли его, что он оставил работу. В его судьбе этот случай стал решающим моментом, благодаря которому из Аль-Фараби получился великий учёный.
Интересен факт, что приехав в Багдад, Аль-Фараби владел лишь тюркским языком. Но его тяга к изучению была настолько сильной, что арабский он выучил уже совсем скоро, а в конце жизненного пути знал более 70 языков.
Особенно стекались в Багдад интеллектуалы. В то время там работала школа переводчиков, где занимались переводами текстов Платона, Эвклида, Галена, Аристотеля. Один из знаменитых переводчиков Абу Бишр Матта переводил на арабский язык сочинения античных мыслителей, Аль-Фараби обучался у него и считал самым главным своим наставником.
Учитель комментировал трактаты Аристотеля, а ученик жадно и тщательно всё записывал за ним. У Абу Бишр Матты был прекрасный стиль преподавания, он давал очень тонкие комментарии к логическому наследию великого Аристотеля, умело сочетал простоту изложения с глубиной мысли. Все положительные качества и достоинства от своего наставника Аль-Фараби в точности усвоил и перенял, а спустя время намного превзошёл Абу Бишр Матту.
В Харране в то время проживал христианский мыслитель Йуханна бен-Хаилан. Прослышав об этом, Аль-Фараби отправился в Харран, чтобы просить мыслителя обучить его некоторым особым логическим приёмам.
По возвращении в Багдад Аль-Фараби занялся доскональным изучением трактатов Аристотеля. Один лишь труд «О душе» он перечитывал около двухсот раз. Ему даже задавали вопрос: «У кого больше знаний: у тебя или у Аристотеля?» На что он отвечал: «Живи я в то время и обучайся у Аристотеля, был бы лучшим его учеником» .
Аль-Фараби был очень эрудированным, в характере его присутствовало величие, он обладал недюжинной силой мысли. Всё это способствовало тому, что в Арабском халифате он в скором времени занял самое авторитетное место среди видных учёных.
Жизнь в Дамаске
В 941 году он принял решение перебраться в Дамаск, где прожил остаток жизни. Здесь он занялся научной работой и наконец-то закончил «Трактат о добродетельном городе». Сначала на новом месте ему было очень сложно, даже пришлось устроиться на работу садовым сторожем. На деньги, которые зарабатывал в дневное время, он покупал свечи, а ночью занимался наукой при этих свечах.
Но спустя пару лет ему повезло: для Аль-Фараби нашёлся покровитель. Им стал правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, он уважал передовых мыслителей своего времени, поощрял искусство с наукой, старался всячески помогать придворным учёным и поэтам. Но философ всё равно старался жить уединённо и закрыто, придворная жизнь его мало интересовала, редко он посещал светские мероприятия.
В основном день его проходил в тенистом саду или на краю бассейна, где он писал либо вёл беседы со своими учениками. Человек он был вовсе не притязательный, ежедневно из казны Сайф ад-Даула Али Хамдани выделялось четыре дирхема для философа, этих денег ему было достаточно на жизненные потребности.
В 949 году Аль-Фараби совершил путешествие в Египет, которое продолжалось больше года. В 950 году он вернулся в Дамаск и до конца жизни уже не покидал это место.
Умер философ почти в восемьдесят лет. Точных сведений о том, как это произошло, нет. Есть две версии, по одной из которых уход из жизни был естественным. Вторая гласит о том, что во время поездки в Аскалан он был убит грабителями. Философ скончался в 951 году, его похоронили у Малых Ворот за стенами Дамаска. Сам правитель читал молитву по великому учёному, которая была написана на четырёх папирусах.
Память о мыслителе
В память о великом мыслителе Аль-Фараби названы несколько казахских улиц. Его имя присвоено Педагогическому институту культуры в Шымкенте и Казахскому национальному университету в Алма-Ате, имеются памятники философу в казахских городах Алма-Ата и Туркестан.
В 1972 году с международным размахом был отмечен 1100-летний юбилей со дня рождения учёного, центром мероприятий стали Москва, Багдад и Алма-Ата.
Наследие великого философа
Труд мыслителя продолжили два его самых лучших ученика – Ибрагим ибн Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в Багдаде. Они комментировали труды наставника, а также трактаты философов Древней Греции.
Разносторонние изыскания Аль-Фараби в научной области вылились в «Трактат о классификации наук». Существовавшие на тот период науки он перечислил в строгом порядке и к тому же определил предмет, который исследует каждая из них. Такой трактат был незаменим для тех, кто занимался научной деятельностью, до Аль-Фараби никто ничего подобного не писал.
Аль-Фараби – основоположник мусульманского философского направления, которое называется восточный перипатетизм и опирается на авторитет Аристотеля. В своём изучении бытия Аль-Фараби идейно был близок к системе мышления Аристотеля (аристотелизму) и идеалистическому направлению, которое опиралось на терминологию Платона (неоплатонизму).
Мыслитель сочинил и оставил потомкам множество трудов по философии:
- слово о субстанции, о смысле разума, о сновидениях;
- книги о том, что нужно знать для изучения философии, о разуме юных, о законах, о постоянстве движения вселенной, о смысле философии;
- трактаты о взглядах жителей добродетельного города и о сущности души.
Среди его работ имеются труды, которые составляют всего 2-3 страницы, но есть и многотомные трактаты.
Много трудился философ над изучением общества и его жизни. Он утверждал, что править добродетельными городами должны предводители религиозной общины и одновременно философы. Все проживающие в добродетельных городах люди должны иметь стремление постичь истинное счастье. Зло и несправедливость должны быть осуждены, а добру и справедливости надо дать господствовать. Мыслитель говорил о том, что у добродетельных городов есть противопоставление – города невежественные. Их народ и правители не имели ни малейшего понятия об истинном счастье, у них не было стремления к счастливой жизни, а интересовало лишь богатство, здоровье тела и наслаждение.
Добродетельный город философ сравнивал с совершенным здоровым телом, все органы которого работают слаженно и помогают друг другу. Руководить таким городом должен человек, обладающий всеми добродетелями – здоровье и знания, совесть и проницательный ум. Со своими подданными глава такого города должен обращаться ласково.
Также увлекался мыслитель астрономией, математикой, филологией и естественными науками, комментировал сочинения Птолемея и Евклида. Аль-Фараби принадлежат следующие сочинения в этих областях наук:
Сочинения Аль-Фараби |
|
Математика | «Руководство по геометрическим построениям» |
Астрономия | «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд» |
Естественные науки | «Об органах человека» «Книга высоких рассуждений об элементах науки физики» «Об органах животных» «Слово о пустоте» (эта работа считается первой в истории о вакууме) «О необходимости искусства химии» |
Филология | «О словарях» «Книга о стихах и риторике» «Книга об искусстве письма» «Книга о каллиграфии» «О буквах и произношении» |
Значительным считается вклад Аль-Фараби в музыковедение. В этом направлении он создал «Большую книгу о музыке», в которой систематизировал сведения о восточной и древнегреческой музыке. В этом сочинении философ дал понятию музыки развёрнутое определение, раскрыл её категории, а также описал составляющие элементы музыкальных произведений. Также к музыковедению относятся его работы «Книга о классификации ритмов» и «Слово о музыке».
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан". Умер в 950 году.
Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.
Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков перечень его интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.
И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к "общепринятому мнению", к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал великий греческий предшественник. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии. На самом деле он проявлял исключительную независимость в своем мышлении и последовательно отстаивал свои убеждений.
Зависть и неприязнь заставили его покинуть Багдад. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.
Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки"). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате "Слово о классификации наук". Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.
Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. "Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ".
Тот, кто преследует иные цели, превращая стремление к знанию как таковому сделать подчиненным по отношению к честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, т. е. предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу. Исторический опыт тоталитаризма доказал глубокую правоту этих размышлений Учителя. Серость и посредственность XX в. утвердила себя в качестве власти только за счет физического уничтожения самостоятельно мыслящих личностей. Для продления и узаконения своей власти она нуждается в угодливой продажной интеллигенции. Действительно, ведь у нас каждые 10 лет скашивали под корень творчески и критически мыслящую интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая интеллигенцией, но лишенная всякого чувства собственного достоинства, которая своей трепотней и анафемой по поводу того, чему она поклонялась только вчера, вызывает омерзительное ощущение. "Город" станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.
Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого, ложного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии. Его рассуждения о пути к счастью и достойной человека жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя, развиваемые в "Афоризмах государственного деятеля", "Гражданской политике", в сочинении "О достижении счастья" еще требуют более глубокого изучения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество Фараби, чрезвычайно поучительна и актуальна. Счастье это - абсолютное благо. Имеется, говорит Фараби, множество вещей, о которых человек полагает, что они-то и являются основой и целью жизни. Чаще всего это приятное, полезное, деньги, слава и тому подобное. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. Способные к этому - мудрецы. Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения. Религии это как раз и есть различные способы представления счастья в образах воображения, хотя все народы и все люди верят в одно и то же счастье.
Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия Фараби. Свою лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Абу Насра. Именем Фараби названы пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур.
9-10 декабря 1994 г. в стенах Казахского Государственного Национального университета имени аль-Фараби была проведена Международная научно-теоретическая конференция "Аль-Фараби в развитии культуры и науки народов Востока".
Источник
Этика и др.
«Второй учитель»
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки , употребительное сокращение имени - аль-Фараби (в латинизированной форме - Alpharabius ; ,Фараб - между 14 декабря и 12 января , Дамаск ) - философ, математик, теоретик музыки, ученый Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии . Аль-Фараби - автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона . Его труды оказали влияние на ибн Сину , ибн Баджу , ибн Туфайля , ибн Рушда , а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки .
Биография
Сведения о жизни Фараби скудны. Часть сведений о Фараби, как и о других выдающихся исторических личностях, является легендарными. Достоверно известны только годы смерти Фараби и его переезда в Дамаск , остальные даты приблизительны. Такая ситуация вызвана тем, что доступные источники, содержащие биографические сведения о Фараби, были созданы достаточно поздно, в XII-XIII веках. Среди биографов Фараби можно указать Бейхаки , Кифти , Ибн Аби Усейбия, Ибн Хелликана. Позднейшие авторы опираются на биографические сведения, сообщенные в работах указанных авторов. Существуют упоминания более ранней биографии Фараби, приведенной в справочном труде о великих мудрецах прошлого, составленного Абу Саидом ибн Ахмадом, автором XI века, но этот труд не дошел до нашего времени, и известен только по цитатам и ссылкам в других источниках.
Считается, что Фараби родился в местности Фараб (совр. Отрар , Южный Казахстан ), там где река Арысь впадает в Сырдарью . Современник Фараби, Ибн Хаукал , указывал, что к числу городов Фарабского округа принадлежит Весидж, из которого происходит Абу-Наср аль Фараби.
Для однозначного определения этнической принадлежности Фараби имеющихся фактов недостаточно . Традиционным считается происхождение Фараби от среднеазиатских тюрков . В то же время существует и равноправная версия о персидском происхождении Фараби. С середины ХХ века некоторыми авторами также ведется не имеющая научного основания дискуссия о принадлежности Фараби к какой-либо конкретной национальности Средней Азии.
Предполагают, что первоначальное образование Фараби получил на родине. Существуют сведения о том, что до своего отъезда из Средней Азии Фараби побывал в Шаше (Ташкент), Самарканде и Бухаре , где некоторое время учился и работал.
Продолжать образование философ отправился в Багдад , столицу и культурный центр Арабского халифата . По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане , Хамадане , Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира (908-932) и приступил к изучению различных отраслей науки и языков. Относительно имён учителей Фараби не наблюдается согласия. Известно, что он изучал медицину, логику и греческий язык.
Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли несториане . Они переводили и комментировали произведения Платона , Аристотеля , Галена , Эвклида . Шёл параллельный процесс освоения культурных достижений Индии . Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность. Наставниками Аль-Фараби в Багдаде оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа, Аль-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. Но, как говорят средневековые источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Следует отметить одно обстоятельство из годов учения Аль-Фараби в Багдаде: он получил возможность ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения.
Иранская марка, 1950
Вскоре Фараби стал известным учёным. В 941 году Фараби перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. В Дамаске Фараби завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе». Очевидно, что в первые годы жизнь Фараби в Дамаске не была легкой. В литературе существуют рассказы, что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете купленной на заработанные днем деньги свечи. Однако вскоре он находит покровителя - халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамдани (943-967), который покровительствовал передовым людям своего времени, в частности поэтам из различных стран Востока, в числе которых Абу Фирас , Абул Аббас ан-Нами, Абул Фарадж ал-Вава, Абул Фатх Кушуджим, ан-Наши, ар-Раффи, Ибн Нубата, ар-Раки, Абдуллах ибн Халавейхи, Абу-т-Тайиб ал-Лугави ал-Фариса и др. Впрочем, придворным ученым Фараби не стал и не перебрался в Халеб, лишь приезжал туда из Дамаска. В 949-950 Фараби побывал в Египте .
Существуют две версии смерти Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в Дамаске, согласно второй - убит грабителями при поездке в Аскалан . Также известно, что Фараби был похоронен без участия духовенства . В то же время отдельные мусульманские авторы стремятся показать Фараби правоверным мусульманином .
Упоминаются ученики Фараби - Яхья ибн Ади в Багдаде и Ибрагим ибн Ади в Алеппо, которые после смерти учителя продолжили комментарии как его трактатов, так и работ греческих философов.
Интеллектуальное наследие и вклад в развитие науки
Философия
Аль-Фараби является основоположником арабоязычного перипатетизма . Поэтому его идеи о бытии близки идеям аристотелизма , а также - неоплатонизма .
Согласно учению Абу Насра аль-Фараби, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир.
Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины - небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.
К философским сочинениям аль-Фараби относятся:
- «Слово о субстанции»
- «Существо вопросов»
- «Книга о законах»
- «Книга о постоянстве движения вселенной»
- «О смысле разума»
- «Книга о разуме юных»
- «Большая сокращенная книга по логике»
- «Книга введения в логику»
- «Книга доказательства»
- «Книга об условиях силлогизма»
- «Трактат о сущности души»
- «Слово о сновидениях»
- «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»
- «Книга об определении и классификации наук»
- «Книга о смысле философии»
- «Книга о том, что нужно знать для изучения философии»
- «Примечания к философии»
Учение об образцовом городе-государстве
Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах»). Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля , и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.
Во главе добродетельных городов находятся правители-философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.
Музыка
Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение.
В вопросе о восприятии музыкальных звуков аль-Фараби, в противоположность пифагорейской школе , не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе Аристоксена .
Аль-Фараби написал также «Слово о музыке» и «Книгу о классификации ритмов».
Математика и астрономия
Аль-Фараби составил комментарии к сочинениям Евклида и Птолемея . Ему принадлежат «Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд».
Естественные науки
- «Слово о пустоте»
- «Книга высоких рассуждений об элементах науки физики»
- «О необходимости искусства химии»
- «Об органах животных»
- «Об органах человека»
Филология
- «Книга об искусстве письма»
- «Книга о стихе и риторике»
- «О буквах и произношении»
- «Книга о риторике»
- «Книга о каллиграфии»
- «О словарях»
Память
- Его имя носит самый крупный университет Казахстана - КазНУ им. Аль-Фараби .
- Шымкентский педагогический институт культуры им. Аль-Фараби.
- В многих городах Казахстана есть улицы, названные в его честь.
- В городах Алматы и Туркестан установлены памятники.
- В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Аль-Фараби.
Примечания
Литература
Публикации сочинений
- Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.
- Аль-Фараби. Математические трактаты. Алма-Ата, 1972.
- Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.
- Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.
- Аль-Фараби. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975.
- Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975.
- Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985
- Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты. Алма-Ата, 1987
- Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Алма-Ата, 1993.
О нём
- Нысанбаев А. Н. Развитие фарабиеведения в Казахстане: итоги, проблемы и перспективы. // Вопросы философии. № 5. 2011. С.119-129.
- Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х., Ал-Фараби в истории культуры. М., 1975.
- Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос - Казахстан, 2002. ISBN 9965-13-819-2
- Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. М.: Мысль, 1982.
- Кенисарин А. М., Нысанбаев А. Н. Становление историко-философских идей в учениях Аристотеля и аль-Фараби // Вопросы философии.-М., 2005.- № 7.- С.136-145.
- Кубесов А. Математическое наследие ал-Фараби. Алма-Ата, Наука, 1974.
- Сагадеев А. В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах ал-Фараби. В кн.: М., 1975.
- Хайруллаев М. М. Фараби, эпоха и учение. Ташкент, 1975.
- Хайруллаев М. М. Абу Наср ал-Фараби: 873-950. М., 1982.
- Шаймухамбетова Г. Б. Учение Платона об идеях и теория разума ал-Фараби. В кн.: Ал-Фараби. Научное творчество. М., 1975.
- Madkour J. La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934.
- Habib Hassan Touma. The Music of the Arabs . Trans. Laurie Schwartz. Portland (Oregon): Amadeus Press, 1996.
- Fakhry M.Al-Farabi, Founder of islamic neoplatonism: His life, works, and influence. Oxford: Oneworld Publications, 2002.
- Marcinkowski C. A Biographical note on Ibn Bajjah (Avempace) and an english translation of his Annotations to Al-Farabi’s «Isagoge». Iqbal Review, 43, p. 83-99.
- Reisman D. Al-Farabi and the Philosophical Curriculum. In Adamson P., Taylor R. The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge UP, 2005.
- Corbin, H. History of Islamic Philosophy. London: Keagan Paul Int., 1993.
Ссылки
- Статья «Фараби» в Новой философской энциклопедии (на сайте ИФ РАН).
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Родившиеся в 872 году
- Умершие 12 января
- Умершие в 950 году
- Умершие в Дамаске
- Арабские философы
- Философы средневекового Востока
- Философы X века
- Математики средневекового Востока
- Математики X века
- Музыковеды средневекового Востока
- Теоретики музыки
- Родившиеся в 873 году
- Исламские философы
Wikimedia Foundation . 2010 .
Великий ученый-философ, астроном, математик, медик средневекового Востока.
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан".
Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.
Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков перечень его интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.
И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к "общепринятому мнению", к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал великий греческий предшественник. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии. На самом деле он проявлял исключительную независимость в своем мышлении и последовательно отстаивал свои убеждений.
Зависть и неприязнь заставили его покинуть Багдад. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.
Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки"). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате "Слово о классификации наук". Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.
Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. "Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ".
Тот, кто преследует иные цели, превращая стремление к знанию как таковому сделать подчиненным по отношению к честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, т. е. предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу. Исторический опыт тоталитаризма доказал глубокую правоту этих размышлений Учителя. Серость и посредственность XX в. утвердила себя в качестве власти только за счет физического уничтожения самостоятельно мыслящих личностей. Для продления и узаконения своей власти она нуждается в угодливой продажной интеллигенции. Действительно, ведь у нас каждые 10 лет скашивали под корень творчески и критически мыслящую интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая интеллигенцией, но лишенная всякого чувства собственного достоинства, которая своей трепотней и анафемой по поводу того, чему она поклонялась только вчера, вызывает омерзительное ощущение. "Город" станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.
Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого, ложного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии. Его рассуждения о пути к счастью и достойной человека жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя, развиваемые в "Афоризмах государственного деятеля", "Гражданской политике", в сочинении "О достижении счастья" еще требуют более глубокого изучения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество Фараби, чрезвычайно поучительна и актуальна. Счастье это - абсолютное благо. Имеется, говорит Фараби, множество вещей, о которых человек полагает, что они-то и являются основой и целью жизни. Чаще всего это приятное, полезное, деньги, слава и тому подобное. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. Способные к этому - мудрецы. Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения. Религии это как раз и есть различные способы представления счастья в образах воображения, хотя все народы и все люди верят в одно и то же счастье.
Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия Фараби. Свою лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Абу Насра. Именем Фараби названы пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур.
9-10 декабря 1994 г. в стенах Казахского Государственного Национального университета имени аль-Фараби была проведена Международная научно-теоретическая конференция "Аль-Фараби в развитии культуры и науки народов Востока".