Церковь 12 апостолов в кремле. Патриаршие палаты с церковью двенадцати апостолов

Что есть что в церкви

На первом этаже располагались хозяйственные постройки и комнаты патриарших приказов, на втором - парадные палаты и церковь, на третьем - личные покои патриарха. Четвертый этаж надстроили уже в конце XVII века. Там был «Висячий сад» и крохотная «Петровская палатка» (летняя опочивальня патриархов), где, по легенде, обучали юного Петра I.

Храм Двенадцати апостолов был домовым храмом русских патриархов и походил на соседний . При этом церковь поднята на высокие проездные арки и входит в единый архитектурный комплекс Патриарших палат. Иконостас XVII века, который сейчас можно увидеть в храме Двенадцати Апостолов, перенесли туда в 1929 из разрушенного Вознесенского монастыря Московского . «Родной» иконостас не сохранился.

Главное помещение Патриарших палат - Крестовая, или Мироваренная, палата. Там проходили заседания Священного Собора и пиры в честь царя и иностранных гостей.

Путеводитель по архитектурным стилям

Ее площадь 280 м 2 . Палата перекрыта единым сводом без опор - это было новшеством для русской архитектуры того времени. У восточной стены стоял иконостас, пол покрывали цветные изразцы, а в окна была вставлена тонкая цветная слюда. C балкона, примыкающего к Мироваренной палате, патриарх благословлял собиравшихся на площади людей.

Сейчас в Крестовой палате Патриаршего двора работает музей. Там можно увидеть огромный сосуд для церковного масла миро. Эту кадь изготовили в 1769 году по приказу Екатерины II. Варили миро только здесь, в Мироваренной палате, а потом доставляли во все храмы Руси. Так появилась поговорка «одним миром мазаны».


Состав мира включал смолы, травы и масла - около 40 ингредиентов. Это елей (оливковое масло высшего качества), белое виноградное вино (чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла), стиракс, ладан (росный, простой белый, черный), мастика, сандарак, лепестки розы, базилик, фиалковый, имбирный, ирный, кардамонный и калганный корни, мускатное, бергамотовое, розовое, лимонное, лавандуловое, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, коричное, майоранное, померанцевое и гвоздичное масло, бальзам перувианский, терпентин венецианский.

Процесс мироварения проходил по строгому ритуалу. Посреди Мироваренной палаты находился каменный очаг, на который ставили 2 котла для варки и кадь для сливания мира. Торжественный чин мироварения проходил на Страстной седмице. В Великий Понедельник патриарх полагал начало мироварению. После молебна освящали воду и окропляли все ингредиенты для мироварения. В котел добавляли святую воду, а затем вливали масло и вино. Патриарх лично зажигал огонь под ним. После этого начиналось непрерывное чтение Евангелия в течение трех дней, пока варилось миро.
В Великий Вторник в мироваренный котел добавляли виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду - виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
Освящение мира происходило в Великий Четверг за богослужением в Успенском соборе, куда миро доставляли в специальном сосуде - алавастре. По преданию, в него добавляли миро от каждого нового освящения. Патриарх трижды благословлял каждый сосуд с миром, тайно читал молитву и добавлял в каждый сосуд немного древнего мира из алавастра. Освященное миро доставляли в патриаршую ризницу и оттуда рассылали по всем епархиям. Так что православные по всей России действительно одни миром мазаны.

После упразднения патриаршества в 1721 году в палатах разместилась Синодальная контора. Она управляла церковными делами.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Здесь находилась ценная библиотека и ризница, которую разграбили после 1917 года. Во время штурма Кремля Патриаршие Палаты сильно пострадали, а церковь Двенадцати Апостолов разрушили. Через год кремлевские здания превратились в комендатуры, склады и реставрационные мастерские. Патриаршие Палаты открылись для посетителей лишь в 1967 году.

Сейчас здесь работает музей, где воссоздан интерьер богатых жилых покоев XVII века. Все предметы - подлинные. А миро варят уже в Донском монастыре.

Патриаршие палаты на фотографиях разных лет:

А что вы можете рассказать о Патриарших Палатах или церкви Двенадцати Апостолов в Московском Кремле?

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45"05.0"N 37°37"02.4"E

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля . Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь .

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения . В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов . Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора . А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма .

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений. Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично. А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I - государя Алексея Михайловича. А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I - царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым. В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья. Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат. Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России .

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.

21 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Патриарших палат в Московском Кремле, расположенных в подклете Грановитой палаты. Палаты, предоставленные в пользование Патриарху Московскому и всея Руси Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, после завершения реставрационных работ будут использоваться во время проведения официальных мероприятий с участием Предстоятеля Русской Церкви - встреч, переговоров, приемов .

От редакции . Таким образом, исторические Патриаршие палаты в Московском Кремле останутся музейными помещениями, и при Патриархе Кирилле статус Патриарших палат присвоен … подклету?!

Первыми посетителями Патриарших палат , как сообщается на официальном сайте пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, стали Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 65-летия со дня рождения Его Святейшества. Высоких гостей встречал Святейший Патриарх Кирилл:

UPD . 21 ноября 2011 г. 16:39 патриаршая пресс-служба распространила следующее сообщение: «Рассказав гостям о состоявшемся событии, Его Святейшество подчеркнул, что сей день - особый в летописи присутствия Патриарха в этом историческом месте России. Напомнив, что в прежние века местом проживания Патриархов Московских был Кремль (в историческом Патриаршем дворце в настоящее время располагается музей, кроме того, в нем время от времени проходят церковные мероприятия), Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Поскольку та резиденция не очень удобна для работы , на государственном уровне было принято решение о постоянном месте для пребывания Патриарха Московского и всея Руси на территории Кремля. И сегодня утром мы освятили эти помещения»: http:// www. patriarchia. ru/ db/ text/1749942. html

Как говаривали прежде на Руси, наверху - царь, а внизу - псарь:-)


Для справки : Нижний этаж Грановитой палаты представляет собой хозяйственный подклет из 5 помещений, изначально не имевший входов со стороны Соборной площади. В 1990-е гг. подклет Грановиой палаты уже был отреставрирован. В 2011 г. была начата новая реставрация подклета (см. фото ) с участием питерского ООО "Рестауро СПб", где впервые используется гидравлическая известь "Сент-Астье" (StA NHL3,5)

Фрагмент интерьера подклета Грановитой палаты 20 января 2005 г . именно здесь, в Патриарших покоях Грановитой палаты Московского Кремля, состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем, на которой присутствовал Президент России Владимир Путин (см. фото ).


13 июля 2011 г., после Литургии в храме Двенадцати апостолов в Патриарших палатах Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял католическую делегацию во главе с архиепископом г. Тренто Луиджи Брессаном в Мироваренной палате Патриаршего дворца: Этот дипломатический приём в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца стал первым в истории Церкви после упразднения патриаршества на Руси. Все последние 20 лет там, посреди музейной экспозиции, проходили лишь концерты и конференции с приглашением различных церковных организаций. Более того, после приёма делегации Римско-Католической Церкви Патриарх Кирилл провёл в Крестовой (Мироваренной) палате рабочее совещание с заместителем главы Администрации Президента России А.Д. Бегловым и депутатом Государственной Думы РФ от Ярославской области, первым заместителем председателя комитета по международным делам .

Для справки : Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов были построены русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым в 1653-1655 гг. для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. Особое место в дворце занимала Крестовая палата на втором этаже - парадный приемный зал Патриарха Никона, в котором проходили заседания Священного Собора. Здесь Патриарх принимал Царя и послов иностранных держав. В 1763 г. здесь стали совершать варение мира. После упразднения патриаршества во дворце разместилась Московская Синодальная контора. 13 июля 2008 г., в день праздника Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Литургию в церкви Двенадцати апостолов (см. фото ).

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов. 1653–1655

Подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов 1653–1655. Вид с юго-востока

Рядом с Успенским собором, бывшим некогда кафедральным храмом предстоятелей Русской православной церкви, располагаются построенные по заказу патриарха Никона группой каменщиков во главе с подмастерьем каменных дел Алексеем Корольковым и подмастерьем Иваном Семеновым Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов. Они стоят на территории обширного кремлевского двора, пожалованного в XIV веке великим князем Иваном Калитой митрополиту Петру. В 1450 при митрополите Ионе, как свидетельствует летописец, здесь заложили «палату камену пред дверьми Святой Богородицы (имеется в виду Успенский собор) и церковь в палате во имя Пресвятой Богородицы Положение Честной Ее Ризы». Митрополит Геронтий после пожара 1573 поставил против северо-западного угла собора «у двора своего на Москве ворота кирпичом кладены ожиганным» и палату белокаменную на четырех подклетах, а позднее, в 1484–1485, новую каменную церковь Ризположения. Сведения о том, что находилось на митрополичьем дворе, крайне скудны. В 1539 упоминается Большая, или Столовая, палата, а чуть позднее Белая, или Макарьевская, построенная, по-видимому, митрополитом Макарием после пожара 1547. Здесь в 1589 избрали первого русского патриарха Иова, который в этой же палате принимал константинопольского патриарха Иеремию. Повышение статуса главы Русской церкви повлекло за собой новое строительство. На патриаршем дворе, разделенном в XVII веке на три части (передний, задний и кормовой дворы), стояли три домовых храма и палаты Золотая, Казенная, Проходная и Крестовая, в которой в 1613 было объявлено боярам и духовенству об избрании на царство Михаила Романова. При них располагался сад и различные хозяйственные строения. Патриаршие палаты, построенные русскими мастерами в 1653–1655, отличались особым великолепием и сравнивались современниками с парадными постройками самого царя. Они были возведены единым трехэтажным блоком, почти слитым с примыкающим к нему домовым храмом на высоких проездных арках. Когда-то его окружала обходная галерея, позднее разобранная. Об этом напоминает церковный портал, выходящий на Соборную площадь. Затем здание палат несколько раз перестраивалось и было надстроено четвертым этажом, от которого сохранилась так называемая Петровская палатка. После упразднения патриаршества в здании палат располагалась Московская контора Святейшего синода. В 1918 Патриаршие палаты вошли в состав Музеев Кремля. Однако первая постоянная экспозиция была открыта на втором парадном этаже палат лишь в 1967.

Патриаршие палаты. Экспозиция музея в крестовой палате

Крестовая палата располагается в Патриаршем дворце на втором этаже, который считался парадным и предназначался для приема гостей, приглашенных патриархом. Их, поднимавшихся по внутренней лестнице (напомним, что во многих средневековых русских зданиях лестницы были наружными), встречали в парадных сенях и провожали в Крестовую палату, где проходили праздничные трапезы. Вошедших должен был восхитить ее необычный вид. Патриарх Никон, задумавший перестройку своих покоев, стремился превзойти самого царя. Палата имела внушительную площадь - 280 квадратных метров. Это, конечно, меньше царской Грановитой палаты (500 квадратных метров), зато Крестовая палата не имела внутреннего опорного столба, затеснявшего помещение. В ней было просторно и свободно. Побывавший здесь на праздничном обеде у патриарха Никона сирийский путешественник архидиакон Павел Алеппский оставил ее восторженное описание: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной; особенно удивителен свод без подпор посередине. По окружности его сделаны ступени, и пол в нем наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Он выстлан чудесными разноцветными изразцами, огромные окна выходят на собор, в них вставлены оконницы из чудесной слюды, украшенной разными цветами, как будто настоящими… словом, это здание поражает ум удивлением, так что, быть может, нет подобного ему в царском дворце…»

В 1763, когда после отмены патриаршества помещения Патриарших палат занимала Московская контора Священного синода, здесь была установлена мироваренная печь (с тех пор и палата стала называться Мироваренной). В печи путем добавления в оливковое масло различных благовонных веществ приготавливался душистый состав - миро. Затем он использовался во всех российских храмах для таинства миропомазания (вспомним выражение «Одним миром мазаны»), а также в Успенском соборе Московского Кремля во время церемонии коронации при помазании на царство.

Сегодня в Крестовой палате и других помещениях второго этажа Патриарших палат развернута экспозиция, созданная еще в 1987 (третья по счету) и посвященная быту людей, живших в XVII веке. На ней представлены различные по назначению художественные изделия того времени.

Патриаршие палаты. Интерьер «гостиной»

Среди помещений второго этажа Патриарших палат имеются две небольшие комнаты, первоначальное назначение которых неизвестно, но в них воссозданы интерьеры богатых жилых покоев XVII века. Условно помещения называются «кабинет» и «гостиная». При осмотре создается впечатление, что хозяева лишь недавно покинули их. Такое бывает лишь в мемориальных музеях, посвященных той или иной исторической личности. Созданию «эффекта присутствия» помогают и сохранившиеся старинные архитектурные формы, например сводчатый потолок и специально подобранные на основе документов подлинные вещи XVII века.

При входе, открыв тяжелую дубовую дверь, обитую сукном, нужно переступить высокий порог и постараться не удариться о низкую притолоку. Все это делалось для того, чтобы тепло не уходило из помещения. Взгляд сразу же притягивает икона в красном углу. А рядом - непривычные окна со слюдяными оконницами (сетка, образованная из нешироких металлических полос, формирует ячейки, в которые вставляются кусочки слюды). Налево от входа - изразцовая печь - непременный атрибут помещений того времени. Яркие полихромные изразцы печей в сочетании с полом, устланным цветным войлоком, стенами, обитыми окрашенным сукном, привозными драгоценными тканями и тисненной золотом кожей, расписными потолками («круг солнца, беги небесные с зодиями и планеты писаны живописью»), радужными оконницами с вызолоченными металлическими переплетами - все это придавало интерьеру пестрый, праздничный, нарядный вид.

На смену традиционным русским лавкам, скамьям и сундукам во второй половине XVII века приходили изысканные образцы европейской мебели, выполненной из драгоценных пород дерева. Стоящие в «гостиной» голландский двустворчатый шкаф из палисандра, комбинированного с черным деревом, созданный немецким мастером шкаф-буфет, украшенный ажурной резьбой с барочными причудливыми масками, и кипарисовый сундук итальянской работы - сами еще «гости» в богатом доме представителя русской знати или самого царя.

Находящиеся у окна деревянный на изогнутых ножках стол и стоящий за ним стул изготовлены русскими мастерами, но с оглядкой на европейские образцы. Стулья и кресла еще были в диковинку и рассматривались во вполне еще средневековом духе как подобие престола, трона, достойного того, чтобы на нем сидела только монаршая особа, представитель царского семейства или патриарх.

Церковь Двенадцати апостолов. Иконостас из собора Вознесенского монастыря. 1679. Фрагмент иконостаса

Поскольку своего иконостаса в домовом храме российских патриархов - церкви Двенадцати апостолов - не сохранилось, на его месте установлен иконостас из разрушенного в 1929 собора Вознесенского девичьего монастыря, располагавшегося у Спасских ворот Кремля и основанного в конце XIV века вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией. Он был спасен благодаря стараниям известного реставратора и искусствоведа Н. Н. Померанцева, сумевшего обменять его на иконостас, созданный в середине XIX века.

Великолепная рама иконостаса Вознесенского собора и большинство икон созданы около 1679, в период правления царя Федора Алексеевича. Он состоял из шести рядов: местного, праздничного, деисусного, пророческого, праотеческого и страстного и завершался резным Распятием. Отличительной особенностью алтаря являются перемещение праздничного чина под деисусный и наличие особого страстного цикла, то есть икон, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его жертвенной смерти и страданиях (страстях) на кресте. Резная рама выполнена в технике так называемой прорезной или флемской резьбы, пришедшей из Европы через посредство украинских и белорусских резчиков. Наиболее выразительным элементом являются колонки местного ряда, отделяющие иконы друг от друга. Каждая из них словно увита виноградной лозой - одним из символов, связанных с Евхаристией.

Часы «Бахус» Конец XVI века. Бронза; чеканка, литье, резьба, золочение. Длина - 63, высота - 50

Среди большого количества экспонатов, выставленных в витринах в Крестовой палате Патриаршего дворца, особый интерес представляет коллекция часов. Хорошо известно, какое повышенное внимание проявляла барочная культура к всевозможным хитрым, затейливым механизмам. Подобные вещи наполняли сокровищницы европейских государей, не отставали от них и русские цари. Неизвестный немецкий мастер из города Аугсбурга изготовил чудо-часы «Бахус». Как предполагается, они были поднесены Ивану Грозному одним из иностранных послов. Весь корпус часов вызолочен. Они выполнены в форме колесницы, в которую впряжен слон. На ней возлежит тучный бог виноделия - Бахус. Он олицетворяет пресыщенность и довольство, это обжора и пьяница, не способный подняться со своего места. На его голове шустрая птица свила себе гнездо.

Механизм часов закреплен в корпусе колесницы, в конце ее, за спиной Бахуса, возвышается фигурный навес, в средней части которого закреплены колокол и фигурка звонаря. Маленький круглый циферблат с одной часовой стрелкой и арабскими цифрами помещен на груди бога, а вместо его ног - еще один, тоже круглый и с одной стрелкой, но большой и с арабскими и римскими цифрами. Перед большим циферблатом, на бочке, на дне которой изображена веселая пирушка, сидит возница. Бронзовый позолоченный слон прикреплен к колеснице цепочками и фигурными пластинками. На его спине - башня с часами под высоким куполом, увенчанным двуглавым орлом. Вокруг купола - открытая терраса с четырьмя башенками по углам и пятью фигурками стражей с ружьями. Бока слона прикрыты чепраком, а на его шее сидит погонщик с хлыстом.

Во время боя часов Бахус подносил сосуд с вином, который держал в руке, ко рту, водил глазами, как и слон (поскольку они связаны с механизмом часов). Птица начинала клевать виноград, растущий на голове у бога виноделия, стража двигаться по кругу, погонщик хлестать слона, а звонарь бить в колокол. Такая потеха продолжалась некоторое время, а затем все вновь замирало. По свидетельству документов, часы «Бахус» находились в Грановитой палате Московского Кремля во время приемов иностранных послов.

Симон Ушаков (1626–1686) Святой Федор Стратилат 1676. Дерево, шелк; левкас, темпера. 1 56x53,5x3,4

Среди иконописцев, работавших в XVII столетии, особо выделяется знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Он был жалованным мастером вначале Серебряной (1648–1663), а затем Оружейной палаты (1663–1686), где работал в качестве знаменщика. Мастер обладал разнообразными талантами. Известно достаточно много его работ. На экспозиции представлены две подписные иконы Симона Ушакова. Одна из них, «Святой Федор Стратилат», являлась моленной иконой царя Федора Алексеевича и в период его правления находилась в иконостасе Благовещенского собора, напротив Царского места. После кончины властителя в 1682 она была перенесена в Архангельский собор и помещена в надгробный иконостас.

На иконе небесный покровитель царя представлен в молитвенной позе. Его лицо и руки написаны в светотеневой манере. Иконописец, основываясь на исповедуемом им принципе «живоподобия», словно пытается объяснить, как телесная красота может стать отражением красоты духовной. Отсюда - изящный изгиб тела святого, как бы танцующая поза. Окутывающий фигуру святого огненно-красный плащ, алые сапожки, мельчайшая разделка его доспехов и одежды, напоминающая тончайшую золотую паутинку, призваны показать, как под влиянием молитвы его тело начинает светиться, источая божественный свет.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

ИУДА ИСКАРИОТ один из двенадцати апостолов ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны. Поль Валери Всего лишь один Иуда на двенадцать апостолов? Трудно поверить! Януш Рось Иуда далеко бы пошел, не оцени он себя так низко. Ян

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ПАЛАТЫ ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ В УГЛИЧЕ В Угличском музее-заповеднике, основанном в 1892 году на территории местного кремля, ежегодно бывает около полумиллиона посетителей. Конечно, в первую очередь их влекут сюда исторические события, связанные с загадочным убиением юного

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КН) автора БСЭ

автора Беседина Мария Борисовна

Когда впервые был издан список запрещенных церковью книг? В истории христианства первопроходцем в деле уничтожения неугодных церкви письменных памятников был апостол Павел. Автор «Деяний апостолов» рассказывает (19:18–19), как во время пребывания Павла в малоазийском

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Двенадцати таблиц законы ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ (лат. Leges duodecim tabularum) - свод законов Древнего Рима. созданный, согласно традиции, особо избранными коллегиями децемвиров в 451–450 гг. до н. э. Представлял собой запись обычного права римской общины. Были записаны на 12

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Торгово-промышленные палаты РФ (ТПП) ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ РФ (ТПП) - негосударственные некоммерческие организации, объединяющие предприятия и предпринимателей РФ для оказания им различного рода услуг (информационных, консультационных, третейских и др.), а также

Из книги автора

Торговые (торгово-промышленные) палаты ТОРГОВЫЕ (торгово-промышленные) ПАЛАТЫ - специальные организации, объединяющие предпринимателей в целях содействия развитию бизнеса. Юридический статус Т. п. зарубежных стран регулируется специальным или общим законодательством

Из книги автора

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов Кроме главных соборов и фрагментов царского дворца на территории Кремля до наших дней сохранились и другие древние сооружения. Вернемся на Соборную площадь. С левой стороны Успенского собора мы видим какое-то массивное

Описание:

История

Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле сооружен на месте церкви прп. Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1566-68 гг. Церковь имела придел ап. Филиппа и находилась на территории митрополичьего (с 1589 г. — Патриаршего) двора.

В 1652 г. на Патриарший престол был возведен митрополит Новгородский Никон, и в Московском Кремле начинается обустройство нового Патриаршего двора, территория которого значительно увеличилась. Старые постройки двора, в том числе церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, разбирают и на их месте по заказу русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым возводятся новые трехэтажные каменные палаты и домовая церковь, которую в 1656 г. освятили в честь ап. Филиппа. На месте разобранной церкви были построены паперть нового храма и сени, ведущие в Патриаршие палаты. Проезд на передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

Новый храм представлял собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами и служат обрамлениями оконных проемов. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировании которого были применены изразцы. С северной стороны храм соединялся галереей с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. В Крестовой палате Патриаршего двора со второй половины XVIII в. находилась мироварня. Зал Крестовой палаты (переименованной впоследствии в Мироваренную) был перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что в то время было выдающимся техническим новшеством.

Впоследствии храм ап. Филиппа и Патриаршие палаты неоднократно перестраивались.