Дионисий. Дионисий патриарх Тропарь святителю Дионисию, архиепископу Суздальскому

(† не ранее 1604),митр. Московский и всея Руси. Можно предположить, что Д. был уроженцем Новгородской земли, поскольку монашеский постриг он принял в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , где в 1577 г. стал настоятелем, в сан игумена возведен Новгородским и Псковским архиеп. Александром . Игуменство Д. отмечено упрочением связи Хутынского мон-ря с царским двором: в 1579 г. в мастерских Ирины Феодоровны был изготовлен шитый покров на раку прп. Варлаама Хутынского (Маясова Н . А . Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // ГММК: [Сб. тр.]. М., 1976. Т. 2. С. 40, 41, 57). В 1580 г. Д. в Москве участвовал в Соборе, ограничившем рост земельных владений Церкви (его подпись имеется на соборном приговоре - Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. 1986. С. 59). В описи Хутынского мон-ря 1642 г. указано неск. жалованных грамот, относящихся к времени настоятельства Д.; даже из краткого изложения ясно, что речь идет о значительных привилегиях (см.: Макарий (Миролюбов), архиеп . Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. // ЗРАО. 1857. Т. 10. С. 534).

В февр. 1581 г. вместо ушедшего на покой митр. Антония Д. «избранием царя и великого князя» был поставлен на первосвятительскую кафедру. В связи с хиротонией и возведением на митрополичий престол Д. 5 февр. 1581 г. был составлен новый чин интронизации, более детализированный и торжественный в сравнении с чином, составленным в 1564 г. в связи с поставлением митр. Афанасия (чин 1581 был использован в 1589 для разработки чинопоследования при возведении митр. св. Иова в сан патриарха). Одним из первых деяний Д. в качестве главы Церкви стало его ходатайство в 1581 г. с собором духовенства перед царем Иоанном IV Васильевичем за попавшего в опалу кн. И. Ф. Мстиславского.

В 1581 г. в Москву прибыл папский посол иезуит А. Поссевино , который должен был провести переговоры об унии Русской Церкви с Римом. Римская курия вынашивала планы привлечь польск. кор. Стефана Батория и царя Иоанна IV к союзу для борьбы с турками. Папский легат вручил царю книгу о Флорентийском Соборе и письмо папы Григория XIII . Собор Русской Церкви во главе с Д. рассмотрел предложения о соединении Церквей и ответил отрицательно. Ранее, когда Поссевино находился в Смоленске, местный еп. Сильвестр пригласил его в кафедральный собор. Узнав об этом, Д. написал послание Сильвестру с осуждением его действий. Однако из документов о приезде Поссевино следует, что Смоленский архиерей принимал рим. легата в соответствии с царскими указаниями. Согласно сообщению позднейшего летописца, папский посол, желавший осмотреть Успенский собор Московского Кремля, получил позволение государя, но «митрополит Дионисий пустить его не велел» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). По более ранним источникам, Поссевино получил приглашение царя посетить богослужение в Успенском соборе, но уклонился от этого.

По словам Поссевино, идея унии встретила сочувствие среди нек-рых рус. архиереев, ее поддержал Ростовский архиеп. Давид, из-за чего он в 1583 г. по инициативе Д. был лишен сана (Поссевино . 1983. С. 52, 241). Согласно рус. источникам, Ростовский архиерей был обличен царем в ереси. В нач. XVIII в. в архиве Приказа тайных дел хранился относящийся к делу архиеп. Давида «сыск» «о кресте и богохульных словах по доносительному писму симоновского архимандрита Исаии при великом князе Иоанне Васильевиче» (Опись делам Приказа тайных дел 1713 г. // ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 25). Ростовский владыка был «под началом» на Соловках, вернулся в Москву при митр. св. Иове в 1588 г. (Корецкий В . И . История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 119).

После окончания 5-месячной осады Пскова польск. войсками в кон. 1581 г. Д. по повелению царя служил в Москве «повседневъныя» благодарственные молебны, такие же богослужения совершались во всех епархиях Русской Церкви. С деятельностью Д. можно связывать распространение почитания чудотворного образа Божией Матери «Знамение», древней святыни Новгородской земли. В 1583 г. «государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси приговорили со отцем своим и богомольцем Деонисием, митрополитом всеа Руси, и со архиепископы и епископы, и со архимариты и игумены, и со всем Освященным Собором месяца ноября в 27 пети Знамению Пречистые Богородицы» (Горский, Невоструев . Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 367). Образ Божией Матери «Знамение» имеется на саккосе - вкладе Иоанна Грозного по царевиче Иоанне Иоанновиче 30 марта 1583 г. в Успенский собор «преосвященному Дионисию митрополиту и по нем прочим митрополитом» (Савва (Тихомиров), архиеп . Указатель для обозрения Моск. Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и б-ки. М., 18583. С. 42; Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1969. № 74). Среди утвари Успенского собора была звездица, изготовленная 8 нояб. 1584 г. повелением Д.

18 марта 1584 г. скончался Иоанн Грозный. Об участии Д. в пострижении царя перед смертью в монашество неизвестно. Очевидно, Д. оказался в царских палатах уже после кончины Иоанна IV. «И оградив его, государя, рукою крестообразно, изыде в митрополию и нача писати по всем градом, чтоб власти ехали на Собор» (ПСРЛ. Т. 34. С. 230). Митрополит отпевал царя при его погребении в диаконнике Архангельского собора Московского Кремля .

31 мая 1584 г. в Успенском соборе Д. совершил чин венчания на царство Феодора Иоанновича . В том же году под председательством митрополита в Москве прошел церковный Собор, созванный для преодоления экономических трудностей, переживаемых страной. Уложение Собора 1584 г., к к-рому Д. привесил свою печать, повторило решение Собора 1580 г. об ограничении земельных вкладов в мон-ри. Кроме того, было принято решение о временной («покаместа земля поустроитца») отмене с 1 сент. 1584 г. тарханов. Однако впосл. податные привилегии монастырям не были восстановлены. Собор 1584 г. подвел итог почти вековым усилиям гос-ва по ограничению недвижимых владений и налоговых льгот Церкви. В 1585 г. Д. во главе Освященного Собора принимал участие в предварительном обсуждении решения о военных действиях против шведов. В 1586 г. митрополит участвовал в переговорах рус. правительства с послом Речи Посполитой М. Гарабурдой об унии Московского и Польского гос-в, это предложение польск. короля не было принято.

При Д. продолжались контакты Русской Церкви с правосл. Востоком. В 1582-1583 гг. в Москве с просьбой «о милостыни» находился Вифлеемский митр. Иоаким. Прежде аудиенции у царя митр. Иоакима принял Д. Александрийский патриарх Сильвестр сообщал Д. о бедствиях, к-рые они терпят от иноверных (Муравьёв А . Н . Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 161). Деятельность Д. проходила в преддверии учреждения Патриаршества на Руси. В 1586 г. на Русь впервые прибыл в качестве просителя милостыни высший церковный иерарх - Антиохийский патриарх Иоаким V Дау. 25 июня он был принят в Москве царем, затем поклонился святыням в Успенском соборе. Здесь произошла его встреча с Московским митрополитом, причем Д. в нарушение обычая первым благословил патриарха. Во время визита Иоакима впервые рус. власти объявили о намерении учредить Патриаршество в России. Первосвятителя просили поставить этот вопрос перед вост. патриархами.

Д. возглавил ряд епископских хиротоний: в 1581 г.- св. Иова во епископа Коломенского и Каширского (в 1586 архиерей был перемещен на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, затем сменил на кафедре Д., впосл. стал первым патриархом Московским и всея Руси), в 1583 г.- Варлаама во архиепископа Сарского и Подонского, 11 окт. 1586 г.- Антония во епископа Вологодского и Великопермского. При Д. была восстановлена территория Новгородской епархии. В 1584 г. Новгородской кафедре были возвращены «Двина, Колмогоры, Каргополь, Турчасово, Вага и с уезды», изъятые после опричного разгрома Вел. Новгорода в 1570 г. и переданные Вологодской кафедре. 15 авг. 1585 г. митрополит освятил в Троице-Сергиевом мон-ре Успенский собор и 2 его придела - во имя вмч. Феодора Стратилата и мц. Ирины - в присутствии царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны. В тот же день первосвятитель переложил мощи прп. Сергия Радонежского в новую, среброкованую, украшенную жемчугом, драгоценными камнями и золотым венцом у образа преподобного раку. Известны вклады Д. в Успенский собор священных сосудов. При Д., по мнению Е. Е. Голубинского (Канонизация святых. С. 117), была совершена канонизация прп. Ефрема Новоторжского.

В 1582 г. по благословению Д. митрополичий дворецкий купил для кремлевского Успенского собора имения в Московском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 66. № 55). В 1584 г. царь Феодор Иоаннович дал Д. жалованную грамоту на слободку Святославлю в Ростовском у. (АИ. Т. 1. С. 408-409. № 215; АФЗХ. Ч. 3. С. 36-37. № 18). Кроме того, Феодор Иоаннович подтверждал митрополиту жалованные грамоты, выданные прежними государями (АФЗХ. Ч. 3. С. 30. № 11; С. 31. № 12; С. 99. № 58; С. 362. № 2). Д. неоднократно выдавал жалованные грамоты мон-рям и подтверждал грамоты своих предшественников (см.: РИБ. Т. 32. Стб. 495. № 239; Стб. 500. № 242; Стб. 616-617. № 315; АФЗХ. Ч. 2. С. 458-459. № 407; Ч. 3. С. 363-364. № 3; ААЭ. Т. 1. С. 387. № 325; Акты феодального землевладения и хозяйства: Акты Моск. Симонова мон-ря (1506-1613 гг.) / Сост.: Л. И. Ивина. Л., 1983. С. 132. № 120). В 1586 г. Д. дал жалованную грамоту строителю Ипатиевского во имя Св. Троицы муж. мон-ря Гурию (Ступишину), благословляя построение в монастырских селах новых храмов (Антонов А . В . Костромские мон-ри в документах XVI - нач. XVII в. // РД. 2001. Вып. 7. С. 108. № 39).

Стремясь к прекращению вражды между фактическим правителем государства боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) и его противниками во главе с боярами Шуйскими, Д. добился формального примирения сторон. Однако в мае 1586 г., во время волнений среди посадского населения Москвы, Шуйские, заручившись поддержкой митрополита, обратились к Феодору Иоанновичу с челобитной, в к-рой просили царя развестись с бесплодной Ириной Феодоровной, сестрой Годунова, «царскаго ради чадородия» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279). Следствием стало лишь то, что сторонники Шуйских из купечества были казнены или сосланы.

13 окт. 1586 г. Д. был сведен с кафедры и выслан в Хутынский мон-рь. При этом Годунов «и прочых чинов всякых митрополичьих… аки буря зельная, размета» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279-1280), Крутицкий архиеп. Варлаам был сослан в новгородский Антония Римлянина мон-рь . По сообщению «Нового летописца» (30-е гг. XVII в.), Д. и архиеп. Варлаам протестовали против гонений Годунова по отношению к политическим противникам: «Видя изгнание бояром и видя многое убивство и кровопролитие неповинное и начаша обличати и говорити царю... Борисову неправду Годунова, многие его неправды» (ПСРЛ. Т. 14. С. 37). Впрочем, гонение на Шуйских началось уже после смещения Д.- видимо, весной 1587 г. (Зимин А . А . В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 138).

О дальнейшей судьбе Д. известно из послания Лжедмитрия I царю Борису Феодоровичу, написанного в 1604 г. из Речи Посполитой. Самозванец обвинял своего адресата, в частности, в том, что он «митрополита Дионисия сослал в монастырь, сказавши брату нашему Феодору, что он внезапно умер, а нам известно, что он и до сих пор жив и что ты облегчил его участь по смерти брата нашего» (цит. по: Соловьёв . История. Кн. 4. Т. 8. С. 401). Т. о., можно предположить, что после кончины царя Феодора в 1598 г. условия пребывания Д. в Хутынском мон-ре были смягчены и бывш. митрополит был жив в первые годы XVII в. В описи Хутынского мон-ря 1642 г. не упоминаются никакие погребения в обители, кроме раки прп. Варлаама Хутынского. Возможно, могила Д. была утрачена в Смутное время .

В Хронографе редакции 1617 г. о Д. говорится, что он был «премудрый грамотик» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279), что, видимо, указывает на его начитанность, лит. труды Д. неизвестны. В 1586 г. по благословению Д. «многогрешный Стефан» переписал кн. «Мерило праведное» (Протасьева Т . Н . Описание рукописей Синодального собр., не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. М., 1970. Ч. 1. С. 166). Позднее книга принадлежала хутынскому архим. Киприану (1612-1620) - это позволяет предположить, что Д. взял ее с собой, уезжая из Москвы. О Д. говорится в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Святый Дионисий митрополит скончася в изгнании от Москвы от Бориса Годунова в Новеграде в Хутыне Спасове монастыре в лето 7092 месяца октября в 15 день» (С. 69; ср.: Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Голубинский помещает Д. в список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена к-рых внесены в каталоги святых (Голубинский . Канонизация святых. С. 353).

Соч.: [Послание Д. Смоленскому еп. Сильвестру] // Дахнович С . Иезуит Антоний Поссевин. (ТКДА. 1865. №. 2. С. 239-240).

Ист.: СГГД. Т. 2. С. 69-71. № 50 [чин поставления Д.]; ААЭ. Т. 1. С. 386-387. № 325; Т. 3. С. 170. № 123; ПСРЛ. Т. 14; Т. 34 (по указ.); Лихачёв Н . П . Дело о приезде в Москву А. Поссевино. СПб., 1903. С. V-VIII; РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 703; 19092. Т. 13. Стб. 1279-1280; Пг., 1915. Т. 32. Ч. 1; Шпаков А . Я . Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Моск. гос-ве: Царствование Феодора Ивановича: Учреждение Патриаршества в России. Од., 1912. Ч. 2. С. 152-157 [чин поставления Д.]; Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 263, 264; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 362; Шумилов В . Н . Государственное древлехранилище хартий и рукописей: Опись докум. мат-лов фонда № 135. М., 1971. С. 120-121; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 67, 107, 330; Поссевино А . Ист. сочинения о России XVI в. М., 1983; Соборный приговор от 20 июля 1584 г. о подтверждении соборного приговора 1580 г. и об отмене тарханов // Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 61-63.

Лит.: Боголюбский М . С ., прот . Московская иерархия: Митрополиты // ЧОЛДП. 1894. Кн. 9. С. 481-482; Покровский И . М . Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1897. Т. 1. С. 67; Петров В . А . Соборное уложение 1584 г. об отмене тарханов // Сб. ст. по рус. истории, посвящ. С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 191-201; Черепнин Л . В . Земские соборы Рус. гос-ва в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 130-132; Иеремия (Соловьёв), игум . Всероссийские митрополиты Кирилл, Антоний и Дионисий: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1988. Ркп.; Павлов А . П . Государев двор и полит. борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб., 1992; Макарий . История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 175-177; Успенский Б . А . Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 501; Шапошник В . В . Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е гг. XVI в. СПб., 20062. С. 394-402.

Архим. Макарий (Веретенников)

Иконография

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. приведено описание внешнего облика Д. без указания дня памяти: «Подобием рус, брада Сергиева, власы с ушей, в шапке, во амфоре [омофоре], с Евангелием, сак бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). В рукописи 20-х гг. XIX в. под 15 окт. сказано, что Д. «рус, брада аки Сергиева, в шапке, сакос бакан, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 48 об.). Д. изображен на прориси ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение неизв.) - вверху, в правой группе, крайним справа, рядом со свт. Геронтием и др. Московскими митрополитами, оплечно, в митре и омофоре, с двуперстным сложением пальцев десницы, с вьющейся бородой средней величины, на нимбе надпись: «пр Дiонисiй» (Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341; Т. 2. С. 98, 616-617).

Кирилл (митрополит Московский)

Митрополит Кирилл (1492 - 8 февраля 1572 гг., Москва) - митрополит Московский и всея Руси, избранный 11 ноября 1568 г. Иваном IV на место низложенного Филиппа.
Родился очевидно, при князе (1505-1533 гг.).
Происходил, очевидно, из княжеского рода, о чём можно судить из записи во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря.

В ноябре 1566 г. был поставлен настоятелем Троице-Сергиевого монастыря.
При нём лютость царя Иоанна Грозного достигла крайних пределов. Кирилл не вмешивался в государственные дела и не пытался противостоять творимому произволу.
В 1571 г. крымский хан Девлет I Гирей сжёг Москву; митрополит Кирилл спасся в Московском Успенском соборе. По его ходатайству Иван IV простил князя И.Ф. Мстиславского, обвиняемого в том, что он привёл татар в Москву.
Постоянной заботой Митрополита было поставление епископов на вдовствующие кафедры. Новгородские летописи говорят о посвящении своего владыки: «Да той же зимы (1571 г.), месяца декабря в 4, вторник, Кирил Митрополит поставил в Новгород владыку Леонида, Чюдовскаго архимандрита с Москвы». После занятия в 1568 г. русскими войсками Дерпта в нём была учреждена в 1570 г. православная епархия, куда был поставлен епископ Корнилий. В Суздаль Митрополит Кирилл поставил епископа Варлаама (1570-1586 гг.) из игуменов Махрищского монастыря (1557-1570 гг.).
Благодетельствовал православному Востоку. В 1571 г. одновременно с царём Митрополит Кирилл направил Константинопольскому Патриарху Митрофану III (1565-1572 гг.) милостыню - 100 рублей. В сопроводительной грамоте он называет Патриарха «держащим правление Святой Матери Церкви, в прежнем царствующем Богозданном граде, в доме Софии, Премудрости Божией, высочайшею и священною главою вселенскаго цветущаго благочестия, учителем истиннаго Божественнаго закона, и показателем веры прежде бывшаго греческаго Православия и всея Руския Земли».

Скончался в 1572 г. в Москве. Вероятно, сообразуясь с обстоятельствами времени, на митрополию после Кирилла в мае 1572 г. был избран кандидат «тишайший и смиреннейший», каковым оказался Полоцкий архиепископ Антоний.

Антоний (митрополит Московский)

Митрополит Антоний (1501-1581 гг.) - митрополит Московский и всея Руси (1572-начало 1581 гг.).

О жизни и деятельности митрополита Антония сохранилось мало сведений. До пострижения в монашество был женат, имел сына.
Его иноческий путь начался предположительно в Новоспасском монастыре. Настоятелем монастыря был архимандрит Галактион. В 1565 г. он становится епископом Сарским, а Антоний настоятелем монастыря.
В 1568 г. Антоний - епископ Полоцкий и Великолуцкий.
В мае 1572 г. избран митрополитом Московским и всея Руси, избранию предшествовал церковный Собор, на котором царю Иоанну Грозному было разрешено вступить в 4-й брак.
В 1573 г. под председательством митрополита Антония состоялся собор, который решал вопрос о монастырских вотчинах. Собор постановил большим монастырям, имеющим много вотчин, в дальнейшем их не давать, а малым обителям, у которых земель мало, вотчины давать только с разрешения государя.
В 1577 г. Антоний послал грамоту в Соловецкий монастырь, благословляя его иноков усердно молиться о даровании победы русскому воинству в ливонском походе; сохранились также грамоты Антония монастырям, освобождавшие от уплаты пошлин. В 1580 г. был принят соборный приговор, запрещавший Церкви приобретать и брать в качестве вкладов земельные владения.
Пребывание Антония на Первосвятительской кафедре было тревожным. Согласно описи 1626 г., в Посольском приказе хранилось «Сыскное дело про митрополита Антония да про Крутицкого владыку Тарасия, 83-го и 84-го году»; во время возобновившихся осенью 1575 г. казней в Москве головы казнённых бросали на двор митрополита.
В предстоятельство Антония была причислена к лику святых преподобная .
После 1578 г. из Чернигова в Москву были перенесены мощи святых мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских, в память этого события был установлен праздник 14 февраля. Перенесению мощей предшествовало молитвенное «послание» царя и митрополита Черниговским чудотворцам с просьбой согласиться на перенос их святых останков в Москву.
В 1579 г. царевич Иоанн Иоаннович по благословению Антония написал житие преподобного Антония Сийского, канонизированного в том же году.
В 1579 г. произошло явление чудотворной .
Есть сведения, что Антоний был погребён в Успенском соборе Московского Кремля. Однако более вероятно, что в 1581 г. он ушёл на покой в Новоспасский монастырь, где и был погребён после своей кончины.

Дионисий (митрополит Московский)

Митрополит Дионисий (? - 1587 гг., Хутынский монастырь) - митрополит Московский и всея Руси. Митрополит Дионисий был умный, образованный и красноречивый человек своего времени, за что получил название «премудрого грамматика».

О митрополите Дионисии сохранилось немного сведений. Известно, что в 1577 г. он был игуменом Хутынского монастыря. В феврале 1581 г. хиротонисан во епископа и возведён в сан митрополита Московского и всея Руси.
При нём скончался царь Иван Грозный (18 марта 1584 г.) и венчался на царство .
Архипастырское служение преосвященного Дионисия проходило в напряженной обстановке, когда шла борьба за царский престол между и князьями Шуйскими. Митрополит стремился примирить враждующие стороны и на некоторое время он достиг успеха в этом.
Финансовые нужды государства были таковы, что и этот митрополит должен был поступиться на соборе 1584 г. многими льготами церковного землевладения.
В 1587 г. лишён кафедры и сослан в Хутынский монастырь за обличения царского шурина Бориса Годунова.
Скончался в 1587 г. в Хутынском монастыре. Митрополиты Киевские:

ДИОНИСИЙ имя пяти патриархов константинопольской церкви. Из них:

Дионисий I дважды занимал престол: в 1467-1472 и 1489-1491 годах. Он был родом из Пелопоннеса, в детстве прибыл в Константинополь и поступил в братство Манганского монастыря. На него обратил внимание митрополит эфесский Марк, приблизил к себе и, посвятив в сан иеромонаха, имел в числе служивших при нем клириков до самой своей смерти. Потом Дионисий был избран на митрополичью кафедру в Филиппополь, где пользовался любовью за высокие нравственные качества и архипастырскую деятельность. Вступив на патриарший престол, он также заявил себя почтенною деятельностью, заботясь главным образом об урегулировании отношений между церковью и новым мусульманским правительством и о сохранении прав церкви. Но он скоро должен был оставить престол, сделавшись предметом интриг со стороны других претендентов на патриаршество, добивавшихся его посредством золота. Дион. отказался от престола и удалился на покой в монастырь Икосифиниссы в епархии драшской. Отсюда он вторично и призван был на кафедру в 1489 г., когда в константинопольской церкви возникли затруднения в сношениях с правительством. Второе патриаршество Дионисия прошло в мире и тишине. Он опять показал себя добродетельным, ревностным иноком, усердным молитвенником. Во время бывших в Константинополе землетрясений, патриарх переходил из одной церкви в другую и совершал молебны, при этом не позволял себе сесть на коня, а ходил пешком. Оставив, вследствие глубокой старости, престол, он удалился в монастырь Икосифиниссы, где и скончался. Греческая церковь чтит местно его память. Ему составлена и особая служба.

Дионисий II также дважды занимал патриаршую кафедру - в 1537 г. (всего несколько месяцев) и в 1545-1555 г. Он был родом из Константинополя и до патриаршества состоял митрополитом Никомидии. В первое патриаршество Дион. не успел сделать ничего примечательного, а во второе долго происходили смуты по поводу избрания патриарха, коим были недовольны сторонники иных кандидатов, и по поводу посольства кесарийского митрополита Митрофана к римскому папе для испрошения милости в пользу константинопольской церкви: в этом враги патриарха увидели унижение достоинства православия. Избавив церковь от смут, патриарх Дионисий немало сделал хороших дел для благоустройства различных сторон церковно-общественной жизни.

Дионисий III патриаршествовал с 29 июня 1662 г. до 21 октября 1665 г. Он родился на острове Андросе, принадлежал к столичному банкирскому дому Вардалис. В 1652 г. он был уже митрополитом Лариссы, откуда и взошел на патриарший трон. Выдающихся событий в его патриаршество не произошло. Известно лишь, что в 1663 г. патриарх Дионисий, совместно с патриархом александрийским Паисием, антиохийским Макарием и иерусалимским Нектарием, издал «том» по поводу вопросов, предложенных клиром русской церкви (Γεδεών, Κανονικαί διατάξεις , τ . I, σ . 341-368). Отказавшись от престола, Дион. некоторое время управлял фессалоникской митрополией, после жил в Иерусалиме и на Афоне, где и скончался в лавре св. Афанасия, вероятно, около 1693 г.

Дионисий IV занимал патриаршую кафедру пять раз: в 1671-1673, 1676- 1679, 1683-1684, 1686-1687 и 1693- 1694 годах. Он был родом из знатной столичной фамилии Муселимов-Комнннов, учился в патриаршей школе в Константинополе, был очень образован, имел многочисленных и влиятельных при дворе султана родственников, некоторое время состоял чиновником при патриархии, а в 1662 г., прямо из светского звания, был избран митрополитом Лариссы. В звании патриарха он оказал церкви большие услуги, как человек строгий в речи, неутомимый в делах, твердый в своих постановлениях и в то же время скупой на расходование и траты патриаршей казны. Деятельность его, как патриарха, почтенна и разнообразна. Его неоднократное удаление с кафедры и вступление на нее объясняются вообще шаткостью патриаршего престола в Константинополе, под влиянием беспринципного турецкого режима и греческих интриг. Патриарх Дионисий скончался 23 сентября 1696 г. в Букареште, где и был погребен.

Дионисий V управлял константинопольскою церковью в 1887-1891 гг. Он был родом из Адрианополя, где и получил образование, состоял великим протосинкеллом патриархии, а в 1858 г. был назначен митрополитом острова Крита, откуда перемещен в Никею и Адрианоноль. Его патриаршество примечательно борьбою с турецким правительством из-за прав вселенской церкви. В 1888 г. Порта самовольно и без ведома патриарха лишила власти митрополитов серрского и касторийского, а кроме того, потребовала от патриархии, чтобы церковные суды впредь не рассматривали дел по завещаниям и по поводу наследств греков, чтобы греческие школы были подчинены ведению турецкого правительства, а священники принимали присягу в турецких судах. Эти требования нарушали права и привилегии церкви, дарованные ей турецкими султанами, начиная с Магомета II; поэтому патриарх Дион. отказался их исполнить и, в свою очередь, требовал от Порты отмены ее незаконных распоряжений. Порта не уступала, тогда патриарх Дионисий отказался от кафедры. Священный синод и смешанный народный совет церкви константинопольской 4 октября 1890 г. объявили ее в положении преследуемой и гонимой и распорядились закрыть храмы, не звонить в колокола и лишь ночью совершать необходимые богослужения. Этот необыкновенный интердикт вызвал весьма сильное возбуждение греческого народа и породил во многих местах демонстративные беспорядки, направленные против турецкого правительства. Порта, опасаясь народного возмущения, приказала полиции отпереть греческие храмы. Но это не помогло делу, так как духовенство, находясь под запрещением синода, отказалось совершать богослужения, а народ продолжал собираться на молитву в частных домах, и на этих собраниях все молились о спасении вселенской церкви. При таком положении дел, Порта вынуждена была уступить, и отказалась от своих требований. 25 декабря 1890 г. православные храмы были открыты, а патриарх Дион. главный виновник победы церкви над Портой, торжественно возвратился из загородного своего дома на Фанар, среди восторженных приветствий греческого народа. Заявив себя твердой устойчивостью в сохранении прав церкви, патриарх Дионисий V умел поддерживать мирные отношения с другими автокефальными церквами, отличался благородством духа, прямодушием и искренностью, глубоким смирением, неутомимыми трудами учительства, самоотверженною ревностью о славе Божией, о благоустроении церковном и интересах греческого народа. Он скончался 13 августа 1891 г., на 72 году от рождения.

* Иван Иванович Соколов,
магистр богословия, доцент
Санкт-Петербургской духовной академии

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 1088. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

Православный святой.


Святитель Дионисий перед князем Дмитрием Донским (миниатюра Лицевого летописного свода)
1383 - 1385
Предшественник Пимен
Преемник Киприан
1374 - 1383
Предшественник Алексий (Бяконт)
Преемник Евфросин
Имя при рождении Давид
Рождение ок.
  • Киев , Киевское княжество
Смерть 15 октября (1385-10-15 )
Киев
Похоронен
  • Киево-Печерская лавра
День памяти 19 июля
Митрополит Дионисий на Викискладе

Биография

Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в Киево-Печерском монастыре . Затем покинул монастырь и ушёл на Волгу , где поселился один в пещере, ископанной им самим на берегу реки недалеко от Нижнего Новгорода . В 1330 году на этом месте Дионисием была основана Печерская обитель с храмом во имя Вознесения Господня, где он был игуменом , а затем архимандритом . Эта обитель сделалась «училищем христианской веры и благочестия». В ней насчитывалось до 900 иноков .

После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию избрать на митрополичью кафедру епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника белого священника Митяя , спешно постриженного с именем Михаил и возведённого в сан Новоспасского архимандрита.

По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь . Последний озлобился на Дионисия и угрожал, что по своём возвращении из Византии не оставит Дионисия даже священником.

Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великим князем. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Византию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию .

В Константинополе Дионисий пробыл более года. За это время он прислал из Царьграда два списка с иконы Божией Матери Одигитрии , потом часть Животворящего древа и «страсти Христовы» (частицы орудий, которыми мучили Спасителя).

Константинопольский патриарх высоко оценил достоинства Дионисия, возвёл его в сан архиепископа и наградил многокрестной фелонью . В конце 1381 году Дионисий возвратился из Греции с патриаршим поручением заботиться об истреблении ереси стригольников в Новгороде и Пскове .

Убедившись в достоинствах Дионисия (после смены двух митрополитов), великий князь пожелал, видеть его на митрополичьей кафедре. В 1383 году Дионисий вместе с племянником преподобного Сергия Феодором Симоновским вторично отправился в Царьград и был возведён в сан митрополита. Соборный акт 1389 года сообщает, что русские послы привезли готовое осуждение Пимена . Одновременно на Русь для расследования деятельности Пимена отправились патриаршие послы. Возвращаясь в Москву через Киев , Дионисий был задержан литовским князем Владимиром Ольгердовичем , который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь киевский, подражая ему, задерживает Дионисия.

Из своей второй поездки в Константинополь Дионисий привёз реликвии Страстей Христовых , которые поместили в ковчег , ставшего значимой реликвией московских великих князей.

Церковное почитание

Память празднуется 26 июня (9 июля), 15 октября (28 октября) в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых , 28 сентября вместе с Собором преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих , и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех преподобных отцев Киево-Печерских .

    Дионисий, митрополит Московский и всея Руси - митрополит Московский и всея Руси. О митрополите Дионисии сохранилось немного сведений. Известно, что в 1577 году он был игуменом Хутынского монастыря. В феврале 1581 года хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита Московского и всея… …

    Дионисий, митрополит московский и всея России - (в миру Давид) архиепископ суздальский, митрополит московский и всея России, причтенный к лику святых (память его празднуется 15 октября и 26 июня), родился около 1300 г. в пределах киевских, но кто были его родители и где они жили, точно… … Большая биографическая энциклопедия

    Дионисий (митрополит Киевский) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Дионисий. Митрополит Дионисий Святитель Дионисий перед князем Дмитрием Донским (миниатюра Лицевого летописного свода) … Википедия

    Митрополит Московский и Коломенский - Московская епархия Русская Православная Церковь Кафедральный Храм Христа Спасителя Основная информация Страна … Википедия

    Митрополит Московский и всея Руси - У этого термина существуют и другие значения, см. Московская митрополия. Митрополит Московский и всея Руси предстоятель северо восточной (Московской) части Русской Церкви (а также правящий епископ Москвы) с 1461 года по 1589, то есть от… … Википедия

    Дионисий (митрополит киевский) - Митрополит Дионисий (в миру Давид; ок. 1300 15 октября 1385, Киев) митрополит Киевский и всея России в 1383 1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Биография Родился около 1300 года в на юге Руси, в Киевских пределах. Кто… … Википедия

    Антоний (митрополит Московский) - Митрополит Антоний Митрополит Московский и всея Руси май 1572 начало 1581 Предшественник … Википедия

    Макарий, Митрополит Московский - Митрополит Московский и всея России, Архипастырь, знаменитый попечениями о Церкви, обширными сведениями в Церковной Словесности, неутомимыми трудами в сочинениях и отличным даром Славянского красноречия. Кто он был родом, о том не осталось… … Большая биографическая энциклопедия

    Зосима, митрополит московский Большая биографическая энциклопедия

    Зосима митрополит московский - митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени З. был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона