Храмовый синтез искусств конспект параграфа. Презентация на тему "храмовый синтез искусств "

Синтез искусствСинтез искусств - это соединение
нескольких разных видов искусства
в художественное целое, сотворение
оригинального художественного явления. Синтез
искусств можно найти
в разных сферах художественной деятельности. С
древних времен известен синтез архитектуры, дек
оративноприкладных и монументальных искусств,
скульптуры и живописи.

Синтез искусств

Возникновение, развитие и
существование искусства разных народов
мира обладает удивительным сходством. Это свидетель
ствует об общечеловеческих законах искусста,
которые находят свое воплощение в
обрядах, верованиях, религиозных
ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов, музыкал
ьном сопровождении богослужения отразилсь
представления человека о мире, мироощущение эпохи
и народа, их создавших.

Храм

Храм есть как бы
земное жилище неземного и вездесущего Бога, место
обретения Бога через
молитву, место единения с Богом через таинство, место сп
асения души. . .
Земной храм является образом
Храма вышнего, земным жилищем
Бога. Поэтому образ Храма содержит
в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею
Божественного и в то
же время вбирает все представления о мироустройстве. В
Храме человек ищет убежище от мирской суеты.
Обращаясь в молитвенном порыве
к Богу, осознает единство земного и небесного.

Храм

Храм

Архитектура, скульптура, живопись, таинство
литургического действа в православном храме
соотносятся с хоровым пением без сопровождения
(акапелла). В католическом - не только с
пением, но и со звучанием органа.

Мечеть

Мусульманский храм (мечеть
) своим великим куполом сим
волизирует
единого Бога (Аллаха) и мина
ретом
(башня около мечети) -
его пророка (Магомета). Мусу
льманская мечеть
включает в себя два соразмер
ных пространства -
открытый двор и затененный
молитвенный зал.

Мечеть

10. Мечеть

В религиозной культуре ислама из всех видов искусств
преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и
поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных
инструментов. Изображение
божества и любого живого существа считалось
святотатством. Поэтому художественный стиль ислама
- декоративный, орнаментальный.
Бесконечный по своей природе
орнамент служит способом художественного выражения
исламского мироощущения. Именно орнамент строится
на ритмическом повторении основных мотивов. А в мус
ульманстве
повторение считается одним из надежных способов пост
ижения истины и выражения преданности Аллаху.

11. Буддийский храм

Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтеса
нных камней и плит, был основой для пышного
и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватываю
щего почти всю его поверхность. Своеобразным
следствием этого является отсутствие арки и свода. В
буддийских храмах на
кровлях висят многочисленные колокольчики. Они
раскачиваются при
малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство
нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики
были защитой святилища от
проникновения злых духов, входили в состав ритуальных
предметов, которые использовались в церковных обрядах.
Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно
шествиями с театрализованными представлениями,
музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

Уроку предшествовала экскурсия в Православный храм.

Цель урока : Дать представление о синтезе искусств в Православном храме, и его роли в осмыслении храма с точки зрения православной эстетики, как средоточения всей духовной и душевной жизни человека, как учителя нравственности и источника духовного наслаждения.

Образовательные:

  1. Уяснить принципы синтеза и взаимодействия искусств.
  2. Научиться отличать и выделять компоненты различных искусств в синтетических жанрах.

Развивающие:

  1. Дать понятие о синтезе искусств в Православном храме.
  2. Познакомить с его символикой.

Воспитательные:

Помочь учащимся осознать красоту Православного храма как достижения русской национальной культуры и роль прекрасного в нравственном совершенствовании личности.

Оборудование:

Диапозитивы:

  1. Интерьер Успенского собора Московского Кремля, центральная часть с видом на иконостас.
  2. Благовещенский собор Московского Кремля, внутренний вид с иконостасом.
  3. Алтарный крест.
  4. Оклад Евангелия 1571 г.
  5. Оклад Евангелия 1678 г.
  6. Пантократор в куполе Исаакиевского собора.
  7. Паникадило Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Запись музыкальных произведений: Рахманинов С. Литургия “Благослови, душа, Господа”.

Ход урока.

1. Звучит литургия Рахманинова “Благослови, душа, господа”, проецируется диапозитив “интерьер Успенского собора Московского Кремля с видом на иконостас”.

  1. Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка и увиденное зрелище? Какими словами, эпитетами вы могли бы их выразить?
  2. Знакомо ли вам слово "Благолепие"? Как вы его понимаете? (Растолковать слово “благолепие” как сочетание добра и красоты).
  3. Какие виды искусств вы можете выделить в храме? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка).

2. Символичногсть храмовой архитектуры и живописи.

Проецируется даипозитив "Дмитровский собор во Владимире"

  1. Давайте вспомним особенности конструкции Православного храма (крестово-купольная система, ориентация храма по сторонам света, его составные части).
  2. Существуют ли отличия во внешнем и внутреннем облике храма?
  3. Как отражается во внешнем и внутреннем облике храма значение его, как воссоздание модели микро и макрокосма (человека и Вселенной)?

(Микрокосм – простота, строгость, скромность внешнего облика и богатство внутреннего убранства, как символ образа человека-христианина, внешность которого проста и аскетична, а душа богато украшена добродетелями.

Макрокосм – отражение взаимодействия двух миров во Вселенной – горнего и дольнего, божественного и человеческого).

/Вопросы составлены по материалам урока “Общая характеристика Православного храма”/.

3. Постановка задачи:

Давайте рассмотрим, как осуществляется СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ в Православном храме.

Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра – алтарь и купол . И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями . Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.

  1. Ребята, вы уже знаете, что алтарь отделен от средней части храма алтарной преградой – иконостасом (проецируется диапозитив “Благовещенский собор в Московском Кремле. Внутренний вид с иконостасом”) . Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма?
  2. Как выражена идея заступничества в структуре деисусного чина, в особенностях его образов?
    (вопросы по материалам урока “Иконостас, как явление древнерусской культуры, его космологическое значение в структуре Православного храма”).
  3. Мы с вами были в храме. Вы помните, что изображено под куполом храма?
    (проецируется диапозитив “Пантократор из купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге”).
  4. С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократом? (С небом как местообиталищем бога).
  5. Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократа, если бы оно было расположено на стене?
  6. В свою очередь купол без изображения Пантократа был бы для верующего символом места обитания небесных жителей?

Мы с вами увидели, что в соответствии с символикой пространства и ориентацией на богослужение строилась система росписей в древнерусском храме. Д.С. Лихачев писал: "Росписи храма охватывали собой всю священную историю, были посвящены прошлому, настоящему и будущему (композиции Страшного суда, деисис). Совершаемое в этом храме богослужение, включавшее в себя литературные, театральные, музыкальные и изобразительные стороны, напоминало молящимся о священной истории”.

Таким образом, мы ясно увидели, что только в неразрывном синтезе архитектуры и изобразительного искусства рождается новое символическое пространство Православного храма, как модель Вселенной, которая для верующего человека объединяет в себе два мира – горний и дольний.

4. Постановка задачи:

Теперь давайте попытаемся увидеть, как процесс богослужения, который тоже представляет собой синтез различных искусств, наполняет духовное пространство храма еще более глубоким смыслом, еще более детально конкретизирует его символическое значение.

Звучит литургия Рахманинова, последовательно проецируются диапозитивы: Алтарный крест, Оклад евангелие 1571 г., оклад евангелия 1678 г., паникадило Исаакиевского собора.

  1. Задумывались ли вы, ребята, над тем, чем отличается церковная музыка от обычной светской?
  2. Каково значение декоративно-прикладного искусства в Православном храме, каков смысл такого богатого украшения церковной утвари?
  3. Как вы думаете, почему так торжественна, так продуманна церемония проведения службы в Православном храме? (Ученики должны попытаться дать самостоятельные ответы).

Все эти вопросы очень сложны. Тот ритуал богослужения, который мы видим в храме сейчас, складывался на протяжении многих веков. Этот процесс сопровождался долгими и сложными богословскими спорами и размышлениями.

Сам процесс богослужения представляет собой некое мистериально-символическое действо, происходящее по законам зрелищных искусств, строго подчиняющееся определенному каноническому сценарию, включающему в себя хореографию (т.е. движение) священнослужителей, чередование музыки и слова, последовательное участие в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих.

Церемония проведения службы торжественна и продумана до мельчайших подробностей, много внимания уделяется всем элементам литургического действа.

Это хорошо иллюстрирует пример подробнейшего описания чина (порядка) облачения патриарха, где каждому движению, каждому жесту, слову придается особое возвышенное значение. Действия клириков (служителей) плавны, медлительны, торжественны. Они полны сознания того, что их руками вершится отнюдь не обычное дело, но некое мистико-символическое действо. Каждый элемент облачения имеет символическое значение, и поэтому, облекая в него патриарха, клирики произносят как бы заклинательные фразы, в которых объясняется глубокий смысл производимой процедуры и утверждается его реальность. Так, например, стихарь (длинная с широкими рукавами одежда для богослужения) понимается как “риза спасения” и “одежда веселия” (духовного, естественно), опоясывание рассматривалось как наделение силой, митра (позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения) осмысливается, как венец, возложенный самим Господом.

Подобной символикой обладает каждый элемент (жест, движение, персонаж, действие, предмет и т.п.) литургического действа. Постоянно употребляются такие слова, как красота, украшение, радость, веселие, благолепие, благополучие и т.п., чем утверждается неутилитарный характер действа, его ориентация исключительно на высшие духовные ценности и, главное, на возможность реального контакта с объектом, на который ориентировано действо – с божеством.

Музыка в тесной связи с поэзией составляет эмоциональную основу богослужения. Она заполняет духовное пространство, созданное синтезом архитектуры и живописи. А многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства (предметы церковного обихода, одежды священнослужителей, оклады икон, резьба иконостаса), так же, как и цветосветовая среда и даже обонятельная атмосфера в храме способствовали превращению храма в православную модель мироздания . В средоточие всей духовной и душевной жизни верующего человека.

“Здесь, – писал П.А. Флоренский, – говоря принципиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столп купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь”.

5. Вопросы для закрепления:

  1. Что вы понимаете под синтезом искусств?
  2. Какие виды искусств взаимодействуют в Православном храме?
  3. Как выражаются с помощью синтеза архитектуры и живописи в Православном храме идеи мироздания?
  4. Как вы думаете, воздействует ли красота Православного храма на душу человека?
  5. Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?

6. Вывод урока:

Таким образом, большая часть основных видов древнерусского искусства функционировала в системе храмового синтеза искусств или была так или иначе с ним связана. Поэтому культовая архитектура, иконопись, церковная музыка и поэзия может быть правильно осмыслена только с учетом места и функций этих искусств в системе храмового действа, как синтеза различных искусств.

(вывод записывается в тетрадях).

7. Домашнее задание: проанализировать, какие виды искусства взаимодействуют в кинематографе.

Литература.

  1. Бычков В.В. “Русская средневековая эстетика”.
  2. Лихачев Д.С. “Поэтика древнерусской литературы”.
  3. Флоренский П.А. “Иконостас”.
2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Факультет психологии


Реферат

Учебная дисциплина: История культуры и психология искусства

Тема: «Храм - синтез культовых искусств»


Выполнила: Милославская А.В.

Студентка 4 курса 410 группы

заочного отделения

факультета психологии

Преподаватель: Богатырева Е.Н.


Саратов 2014


Введение

Понятие «культовое искусство»

2.Храм - синтез культовых искусств

Символика крестово-купольного храма

Заключение

Список литературы


Введение

культовый искусство храм символика

«Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4)

На путь Христианства народ Древней Руси вступил далеко не первым народом из Европы, Византийская церковь уже пережила к этому времени длительный период борьбы с ересями и отступлениями. Сложилось стройное и продуманное богословское учение, выработанное Святыми Отцами в процессе преодоления заблуждений, пытавшихся размыть и затемнить Богооткровенную Истину.

Русское религиозное сознание воспринимало христианскую доктрину, как нечто завершенное и абсолютно незыблемое. Не равнодушие к философским вопросам и размышлениям о высоком, но приятие в сердце этой нераздельной целостности, неразрывно связанной с богослужением и духовным опытом, характерно для формировавшегося на протяжении веков национального сознания русского народа.

Знаменателен рассказ летописи о первом вхождении наших предков в Храм Божий. Послы князя Владимира, Крестителя Руси, были пленены дивной красотой византийского богослужения. Христианство открылось русским людям небесною красотой и посредством этого уникального дара народ наш воспринял христианскую веру как откровение спасительной Красоты и Добра, преображающих мир.

Слово - это великая могущеcтвенная сила. Но, кроме слова, есть вещи, которые тоже могут выражать наши состояния, наши переживания. Это музыка, это пластика, это живопись, изобразительное искусство.

И на протяжении ряда столетий случилось так, что христианский храм, в идеале, конечно, стал действительно синтезом искусств.


1. Понятие «культовое искусство»


Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Понятие «культ» часто встречается в научной литературе, при этом существуют различные подходы к определению сущности и содержания данного понятия.

Культ (от лат. «cultus» - почитание, поклонение, от «colo» - возделываю, почитаю) - это религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность ритуалов (обрядов), связанных с таким почитанием.

Культ - система почитания сверхъестественных сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, богослужений и т.д.), которым приписывается способность влиять на эти силы в желательном духе. Культ развивался из верований в сверхъестественные силы (духов, богов) и необходимости их умилостивления человеком (умилостивительный культ) или принуждения их (магия).

«Культ - главный вид религиозной деятельности. Его содержание, значение и символика задаются соответствующими представлениями, идеями, догматами, изложенными в воспроизводимом в ходе действа культовом тексте. Предмет культа - различные явления и силы, осознаваемые в форме религиозных образцов (материальные вещи, животные, природная среда, светила и пр.), наделяемые религиозным сознанием особыми свойствами и связями. Разновидностями культа являются: ритуальные пляски вокруг изображения животных, предметов охоты, заклинания духов, камлания, богослужения, обряды, праздники, молитвы, исповедь, пост и др.»

Исходя из выше изложенных определений можно дать понятие культовое искусство - это искусство, которое является своеобразным культом в сознании людей.

Культовое искусство в первой своей функции выступает как средство возбуждения и усиления религиозных чувств, средство, содействующее связи верующих со сверхчувственным, трансцендентным, потусторонним миром. Но искусство и в системе культа продолжает оставаться художественным творчеством, продолжает вызывать эстетические переживания.

Для примера в Православном культовом искусстве передается не только телесная внешность Христа, Богоматери, святых, но его главной задачей является постижение и выражение их божественной потусторонней сущности. Но также не стоит забывать, что в православном культовом искусстве возникло противоречие между тенденцией к условности, схематизации, деформации реальности и тенденцией к художественно правдивому изображению реальных явлений, образов и событий.

Исходя из этого можно выделить следующие функции культового искусства:

·специфически-религиозная функция, направленная на укрепление и усиление религиозных верований,

·эстетическая функция, которая вызывает и развивает эстетические чувства и переживания и формирует эстетический вкус.


Храм - синтез культовых искусств


В церковном искусстве можно, правда лишь условно, выделить 2 стороны:

·внутренную (или смыслообразующую)

·внешнюю (или смыслосоставляющую)

Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стороной заключено в видимые условные, изобразительные (архитектурные, живописные) формы.

В своей сущности церковное искусство является отражением молитвенного опыта человека.

Храмы являются внешней стороной церковного искусства. Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости целостный символ - это одновременно и образ Вселенной, и образ существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

К примеру, внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику:

·Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня;

·Голубой - в честь Пресвятой Богородицы;

·Красный - посвященный мученику (мученикам);

·Зелёный - преподобному;

·Жёлтый - святителю.

Количество куполов на храмах также символично:

·1 - символизирует Единого Бога;

·3 - Святую Троицу;

·5 - Спаситель и четыре евангелиста;

·7 - семь таинств Церкви;

·9 - по числу ангельских чинов;

·13 - Спаситель и двенадцать апостолов;

·25 - говорят о пророчестве Иоанна Богослова;

·33 - по числу лет земной жизни Спасителя.

Не стоит забывать и о символике цвета куполов:

·Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

·Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

·Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.

·Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

·В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра - алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме - с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) - воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.


Символика крестово-купольного храма


Поскольку христианское богослужение, в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое количество людей. Крестово-купольный тип храма полностью соответствовал данным требованиям.

Характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве храмовых построек. Типы византийских церквей были очень разнообразны и развивались по отдельным историческим периодам. Наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах и крестовокупольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствовал купол над амвоном, перекрывавший центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Центральная часть окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.

Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция получила название крестово-купольной.

После крещения Русь унаследовала очень многое из византийской культуры, изначально зодчие старались скопировать архитектуру церквей, с течением времени строительство храмов обретало неповторимый почерк и свой собственный сакральный смысл.

Вопрос об архитектурном символизме крестово-купольного храма был решен советским искусствоведением - от Н. И. Брунова и В. Н. Лазарева до А. Л. Якобсона и А. И. Комеча - давно и однозначно: храм - образ мира. Эта космологическая концепция, находящая удовлетворение в самом элементарном и рационалистическом объяснении смысла храма, прочно укоренилась как в академической науке, так и в массовом, просветительском искусствознании, по существу, де символизируя архитектурное пространство и закрывая путь к его живому восприятию.

Храм как человек. Антропологическая символика заложена в самом чине освящения византийского храма. «Храм... созидается во образ нашего тела, которое есть храм Божий... При освящении храма совершается подобное тому, что делается для освящения каждого верующего. Освящение храма подобно св. крещению и миропомазанию...». На материале древнерусской архитектуры антропологическую символику выразительно описывает Д. С. Лихачев: «...Храм - это своего рода человек. Не случайно поэтому основные части храма названы по подобию человека: окна-это очи человека"(корень «окна» - око), купол - глава, поставлена эта глава храма на/шее, основание храма - его подошва. Защитные от дождя выступы над окнами-очами - бровки». Хотя византийские толкователи храмовой символики предпочитали, как мы видели, не столько телесное, сколько духовное уподобление храма человеку, ставя в соответствие членение внутреннего пространства на алтарь, наос и притвор тройственному составу человека - духу, душе и телу, на следующей ступени символической иерархии - «обоженности», «шествию по пути спасения» и «началу исправления человека после грехопадения» и т. д.

Храм как покров. Этот символический образ тоже нередко исключительно наглядно воплощается в архитектуре крестово-купольного храма, центральное конструктивное звено которого - купол на четырех опорах - образует священный балдахин, осеняющий самое значимое, святое. Это как бы коллективный покров над народом, актуализирующим образ церкви. В индивидуальном восприятии купольный храм может являться символической шапкой, митрой, шлемом причастника под покровом купола. В этом случае круг под куполом становится нимбом, который в свою очередь ощущается как символ святости, т. е. покрова из нетварного света.

В куполе-шлеме просвечивает воинская символика,/присутствующая в литургическом чине и превращающая участника богослужения в «воина Христова». Эта символическая линия почти буквально была материализована в некоторых куполах древнерусских храмов.

1.Софийский Собор

Образцом византийского стиля на Руси стал храм Св. Софии в Киеве (ХI в.), построенный, как и храмы в Константинополе, из кирпича. Но увеличенный двумя рядами колонн в ширину и одним в длину, киевский храм приобрел вид грандиозного крестово-купольного массива с пятью продольными И четырьмя поперечными нефами. Ритуал cpeднeвeкoвoгo pyccкoгo двора, требующий отделить князя и eгo свиту от массы молящихся, обусловил ту же модель организации хоров, что и в Софии Константинопольской. Опоясывая с трех сторон центральное ядро храма - над северными, западными и южными нефами, хоры через тройные арки выходят в светлое пространство храма под куполом, насыщаясь Cвeтом через центральные главы, а также через световые барабаны малых глав над ними. Обилие света и приподнятый тpeмя уступами к рукавам центрального креста свод создают ощущение гигантского cвeтoвoгo столпа, на который как бы нанизывается пространство храма.

Вместе с тем отдельные детали свидетельствуют о coxpaнении славянских языческих образов. Столбы храма имеют крестчатую форму, не свойственную византийской архитектуре, и уподобл.яют интерьер Софии Киевской лесу, где ряды древесных стволов охватывают открытую поляну - пространство под куполом. При этом ярко выраженная вертикаль и пирамидальность подкупольного пространства собора coзвучны образу мифологического мирового древа. В славянской мифологии - это райское дерево Вырий с всадниками, зверями, птицами в ветвях. Они встречаются и в декоративном оформлении собора.

Также тонко выстроен пирамидальный объем собора снaружи. С трех сторон - с запада, севера и юга - к нему примыкают двухэтажные галереи-гульбища, не характерные для византийского зодчества и являющиеся скорее данью народной языческой традиции. Собор увенчан тринадцатью куполами (что также несвойственно византийской строительной традиции), растущими словно на глазах. Нарастание по высоте идет от малых, без световых барабанов главок к главам со cвeтoвыми барабанами над хорами, затем - к высоким куполам над рукавами центрального креста, завершаясь в центральной главе, взмывающей над общим объемом. Вся эта сложная конструкция, гapмонично разрастаясь вширь, ввысь, в длину, создает пирамидальный объем, напоминающий форму погребального кypгaнa - мифологического прообраза мировой горы.

Вместе с тем собор Св. Софии, сохраняя в деталях отзвук славянской языческой традиции, символизировал тот новый мир, в котором предстояло жить православному русскому человеку.

2.Внешнее устройство Храма

Если первообраз - Царство Небесное - это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их объяснениям не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.

В Откровении св. евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Небесного Града - Святого Иерусалима передан в следующих определениях:

"Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот" (Откр.21:12-13);

"Город расположен четвероугольником... длина и широта, и высота его равны" (Откр.21:16);

"Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр.21:18);

"Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).

В земных образах храмов эти характеристики могут выражаться следующим образом:

·квадратная форма плана и кубическая форма объема;

·трехчастные членения с каждой стороны;

·центричность планировочной структуры;

·иерархия ее элементов с престолом посредине;

·драгоценное убранство (золото, камни);

·белизна.

Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.

Храм - есть образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В Символе веры Церковь именуется "Единой, Святой, Соборной и Апостольской". Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают кубические объемы древнерусских храмов, увенчанных одной главой.

Святость Церкви может образно выражаться белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых.

Соборность и апостольская преемственность выражаются как в иерархическом устройстве самой Церкви, так и в центричности композиции, иерархической упорядоченности частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога.

Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма.

Неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.

Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

Средняя часть храма - чувственный мир.

В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия.

Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных на иконах небожителей.

Различные по высоте зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов: верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю.

Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

Древнерусский храм завершается главой луковичной формы.

Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католического храма выражает стремление души ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.

Иногда храм строится в плане в виде креста в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получает спасение благодаря Его искупительной Крестной Жертве.

Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, - символ вечности.

Продолговатая форма храма в виде корабля означает, что Церковь подобно кораблю спасает нас в житейском море. Мачта в центре корабля -вертикаль, идущая к куполу и кресту над храмом. Поддерживающие купол "паруса" храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, - это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.

3.Внутреннее устройство Храма

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.


Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:

·священнослужителей, совершавших богослужение,

·для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;

·для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.

Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения "святая святых", "святилище" и "двор", так и христианский храм издревле разделялся на три основные части:

·алтарь,

·средняя часть храма, или собственно "церковь",

·притвор.

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа.

"Небо на земле" - ещё одно название алтаря.

Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания - снимать оружие.

Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол, жертвенник и горнее место.Заключение


Византийская церковь использовала в качестве главной категории символ, в отличии от античности, где основами были мера, гармония, мимесис. Именно символ, образ, уподобление переняла церковь Руси от Византии. Но также зодчие внесли немало изменений в символике церкви.


Список литературы


1.Большая советская энциклопедия. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1974

2.Данилец А. статья «Православный Храм как синтез искусств», 2013

Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1984.

Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4

Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум. - М.: Гардарики, 2002.

Советская историческая энциклопедия. - М.: .: Изд-во «Советская энциклопедия», 1965. Т. 8.

Федеральное Агентство по образованию ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет - УПИ Кафедра «Строительное производство и экспертиза недвижимости» лекция «Византийская архитектура»

Щур Э.З. «Страницы истории культуры» - 1998.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Слайд 2

Цели и задачи:

  • Знакомство с храмовым синтезом искусств
  • Духовно- нравственное воспитание, православное просвещение
  • Овладение всем богатством родной культуры, характерное всесторонне развитой личности
  • Приобщение к культуре малой Родины
  • Слайд 3

    Синтез искусств - органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

    Храмовый синтез подчиняет единому замыслу элементы архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия и выступает как организующее начало.

    В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества.

    На примере Свято – Георгиевского женского монастыря, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.

    Слайд 4

    История создания Свято – Георгиевского женского монастыря

  • Слайд 5

    Вид из храма на Эльбрус

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    11 апреля 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви на Кавказских Минеральных Водах (на КМВ) был официально открыт Свято-Георгиевский женский монастырь с назначением монахини Варвары (Шурыгиной) настоятельницей монастыря.

    Слайд 9

    Архитектура и оформление храма

    Общий вид на центральный марш, ведущий к соборной площади, и на соборный ансамбль с его Георгиевским храмом, колокольней и водосвятной часовней.

    Слайд 10

    Паперть – это главный вход в собор

    Устройство купольного храма

    Основание - кубическое

    Главный купол

    • Барабан
    • Портал

    Боковые двери

    Слайд 11

    На его острие – круглое «яблочко» с которого возвышается крест.

    Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия.

    Красой он чудною сияет,

    Где жизни цель, конец пути, -

    То крест Христов; он озаряет,

    Чтоб не во мраке нам идти

    • Яблочко
    • Крест

    Главным украшением собора являются купола.

    Каждый купол стоит на барабане.

    Главную роль в композиции храма играет центральный купол.

    Слайд 12

    Слайд 13

    • Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви
    • Три главы знаменуют Святую Троицу
    • Одна глава знаменует единство Бога.
    • Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
    • Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
  • Слайд 14

    • Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
    • Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
    • Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
    • Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
  • Слайд 15

    Цвет купола тоже символичен: золотой - символ небесной славы, храм посвящен Христу

    Голубые и синие – Пресвятой Богородице

    Слайд 16

    Зеленые купола посвящались Троице и символизировали Святой Дух

    Серебряные купола - посвящались святым

    Слайд 17

    Храм в честь Святого Георгия Победоносца

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Молитва Федоровской Божией Матери

    О Пресвятая Владычице Богородице и ПриснодевоМарие, единая надежно нам грешным, к Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велиеимаши дерзновение пред родшимсяот Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молениями Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему единому во вся дни живота нашего.

    Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй, и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печалех, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злостраданиетелесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, все страны и грады, и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшном судищи Христовом стати одесную и соделай нас снаследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною.

    Слайд 21

    Молитва Георгию Победоносцу

    Святый, славный и всехвалъныйвеликомучениче Христов Георгие! Собраннииво храме твоем и перед иконою твоею святою покланяющиисялюдие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разрушит силы возстающих враг, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь; и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твоезаступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Слайд 22

    Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла)

    Слайд 23

    Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии,рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

    Посмотреть все слайды

    Храмы с древнейших времен составляли неотъемлемую часть панорамы города. Как невозможно себе представить Афины без Парфенона или древний Рим без Капитолия, так трудно было бы вообразить Париж без Нотр-Дам, Лондон без Вестминстерского аббатства, а Москву без кремлевских соборов. Храм в городе - это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздается среди шума современной цивилизации.

    Совсем иное звучание приобретает силуэт церкви где-нибудь на холме, в окружении деревень. Здесь гимн человека во славу Творца как бы сливается с гимном самого мироздания. Сельские храмы не выглядят сурово. Они овеяны той же умиротворенной красотой, что и окружающий пейзаж. Достаточно вспомнить церковь Покрова на Нерли, которая, словно сказочная невеста, смотрится в воды среди притихших полей.

    Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый характер.

    Во дни гонений христиане сходились для молитвы и Литургии в частных домах или в подземных усыпальницах - катакомбах.

    Продолговатый стол, за которым верующие тех времен возлежали за братской трапезой, постепенно был заменен гробницей мученика. Саркофаг с горящими на нем свечами стал прообразом алтаря западнохристианского стиля.

    Обычай совершать таинство "преломления хлеба" над могилой страдальца за веру как бы утверждал правоту Тертулиана, говорившего: "Кровь мучеников - семя христиан".

    В катакомбах родилось христианское искусство. Образцом для него послужила роспись иудейских молитвенных домов (синагог), поскольку христиане первого поколения были тесно связаны с ветхозаветной традицией. Синагоги и усыпальницы еврейского народа украшались в то время фресками и мозаиками, среди которых были не только орнаменты и символы, но и сцены из Священной Истории. Искусство катакомб свидетельствует о том, что Церковь всегда принимала и благословляла жизнь. На стенах первохристианских храмов мы видим изображения птиц, плодов, цветочных гирлянд. Символика этих ранних фресок навеяна образами Нового Завета (Добрый Пастырь, виноград, рыбы, агнец, корабль).

    Дохристианские храмы считались обиталищем божеств. Обычно люди молились и приносили жертвы во дворе, перед входными вратами. Внутрь же допускались только служители. Это правило было соблюдено и в ветхозаветном Иерусалимском храме.

    Но после того как "Слово стало плотью и обитало с нами" (Ин. 1:14), понятие о храме для христиан должно было измениться. Он стал местом, где вокруг вечно пребывающей Святыни собираются люди, "народ Божий," Церковь (отсюда и его русское наименование - "церковь").

    Исторический христианский храм был преемником синагоги, служившей "домом собрания," местом молитвы, проповеди и чтения Слова Божия.

    Первые христианские храмы строились по образцу римских общественных зданий - базилик. Они представляли собой прямоугольные постройки с рядами колонн, разделяющих помещение на "нефы," или "корабли." Все здание должно было символизировать корабль града Божия, плывущий по волнам истории. Наружному декору базилики уделялось мало внимания, зато внутри ее украшали мрамором и мозаикой.

    Эту же черту - художественное богатство интерьера при весьма скромном, даже суровом внешнем виде храма - сохранило и византийское искусство. Но в Византии идея "корабля", "дома собрания" дополнилась идеей космоса, которая присутствовала еще в убранстве ветхозаветного Храма. Таким образом, византийская архитектура соединила в себе два начала, в Ветхом Завете разделенные. Там параллельно существовали Храм как "Дом Божий" и синагога как "дом собрания". Церковь Нового Завета создала синтез того и другого, о чем ясно свидетельствует византийский храм. Он предназначен для народа и одновременно является своего рода "космическим ковчегом" для пребывающего в нем Творца. Храм стал символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обожения Вселенной. Купол, означающий "твердь небесную", образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты - все это соединялось в единую симфонию: Бог, царства Неба и земли, Священная история.

    В Византии сложилось искусство иконописи, целого мира образов, подчиненного собственным законам. Его истоки связаны с Малой Азией, Египтом, Парфией. Икона почти не зависит от классической античности. В отличие от натурализма греко-римской живописи она говорит на условном языке символов. Чистые краски, певучие линии, необычная перспектива и композиция рождали у созерцающего икону особое состояние. Он приобщался к вечной красоте, к реальности, открытой мистическому взору.

    Из Византии иконопись пришла в Болгарию, Румынию, Сербию, но высочайшего расцвета достигла на Руси. Правда, с 17го века это поразительное искусство пришло в упадок, и только наше столетие как бы заново открыло его художественную и духовную ценность.

    Космическая символика храма получила свое развитие и на Западе - в романском и особенно готическом искусстве. Готика одела храмы в каменные кружева, в которые вплетено все многообразие творений: люди и духи, растения и драконы, аллегория страстей и добродетелей; витражи наполняли храм радугой цветов, а устремленные ввысь линии окон, порталов и башен словно возносили всю эту мощную симфонию к небу.

    Начиная с Нового времени идея космоса уступает место старой идее "дома собрания." Но барокко и другие стили, порожденные Ренессансом, внесли в церкви тяжелую пышность, характерную для гражданской архитектуры. Во второй половине 19 века предпринимались попытки вернуться к средневековым формам. Возникли их имитации, чаще всего малоудачные. Тогда же зародилось искусство церковного модерна. В настоящее время в храмах западной культуры полностью восторжествовало понимание церкви прежде всего как места, где собирается для молитвы Община Верных.

    Древнерусский храм был развитием византийского с его центрическим купольным построением, которое имело в плане священные фигуры круга, прямоугольника и креста.

    Если киевская София была еще вполне "греческой," то с 12 века церкви Руси приобретают самобытный характер.

    Сравнительно небольшой одноглавый древнерусский храм 12-15 веков отличался изяществом и строгостью внешнего облика. Возвышаясь среди деревянных домов, словно конный витязь среди пеших дружинников, он невольно напоминал, что каждый христианин - воин духа.

    Внутри такого храма, как и в Византии, изображали все бытие, Вселенную, человека и историю его спасения. Так же глядел с вышины строгий лик Вседержителя, так же предстояли Ему сонмы святых и бесплотных сил. На четырех сторонах центрального свода писали четырех евангелистов. По стенам разворачивались картины библейских и церковных событий, а на западной стене в огромной многоплановой композиции нередко находилась фреска Страшного суда. Свою включенность в Церковь, видимую и невидимую, молящийся ощущал, едва переступив порог храм.

    По-другому выглядели многоглавые соборы 16-17 веков с их галереями, приделами, нарядной изукрашенностью. Здесь, как и в готике, идея соборности, единства мироздания была воплощена в праздничной декоративности, вынесенной наружу.

    Пережив вместе с Западом кризис барокко и ампира, русские церковные архитекторы обратились к Средним векам в поисках вдохновения. Стали сооружаться многочисленные храмы в неовизантийском и неорусском стиле. Незадолго до революции появились и церкви, которые соединяли средневековые формы с модерном.

    Еще в некоторых ветхозаветных общинах (например, у ессеев, живших в Египте) существовал обычай молиться, обратившись к востоку. Обычай этот усвоен и христианами. С очень ранних времен стало принято совершать крещение, стоя лицом к востоку. Когда же возникли первые церкви, их стали ориентировать алтарем к востоку. Такое правило сохранилось и поныне.

    Внутренний план христианского храма имеет, как мы уже говорили, два источника в Ветхом Завете. Подобно Храму иерусалимскому, который делился на Святая Святых (Дебир, или Двир), святилище и притвор, все церковные здания делятся на алтарное пространство, которое занимает полукруглую апсиду, где помещаются алтарь и "горнее место" для епископа, на сам храм, или место для молящихся, и притвор, где в древности стояли неофиты (оглашенные), ожидавшие крещения. По образцу синагог храм имеет амвон.

    В алтаре престол, имеет в православных храмах кубическую форму (библейский символ "вселенскости"). Позади него находится семисвечник. Многие века алтарное пространство оставалось открытым (как и теперь на Западе). Его отделяла лишь низкая каменная ограда. В период между 4 и 7 веками на этой ограде начали сооружать колонны, к ним крепилась "завеса," которую после службы задергивали. В эпоху победы над иконоборцами вверху и между колоннами стали помещать иконы Христа и Богоматери. Постепенно к ним прибавились другие. В древней Руси возник второй ряд икон, а с 14-15 веков появилось еще несколько рядов. Таким образом образовалась стена, именуемая иконостасом и доходящая почти до потолка. Подобные иконостасы в известной степени повторяли роспись алтарной апсиды, скрытой от молящихся.

    Царские врата, расположенные перед алтарем, первоначально представляли собой низкие створки, которые не загораживали престол и священника. Позднее они превратились в настоящие "ворота." Во многих храмах они наглухо изолируют алтарь от молящихся. Справа и слева от царских врат находятся северные и южные двери.

    Амвон, то есть возвышение для чтеца, предстоятеля, проповедника, был известен еще в синагогах. В христианских храмах он находился посредине. Впоследствии на Западе его заменила "кафедра" сбоку от алтаря, а на Востоке амвоном стала служить центральная часть солеи - возвышения, непосредственно примыкающего к иконостасу. О старых амвонах напоминают теперь лишь "кафедры," которые ставят в центре храма при служении епископа.

    Обыкновение называть церковь в честь какого-нибудь святого ведет свое начало с эпохи гонений, когда под алтарем находился саркофаг мученика. Позднее храмы строились не только во имя святого, но и во имя Христа Спасителя или в воспоминание праздников (Рождества, Воскресения, Покрова и т. д.).

    Войдя в любую церковь, легко узнать, кому она посвящена, поскольку "храмовая" икона обычно помещается в особом киоте справа.

    Когда в церкви пристраивали ("приделывали") дополнительное помещение с алтарем, его называли приделом. Необходимость в приделах возникла в связи с восточным обычаем служить на одном престоле только одну Литургию в течение суток. Дополнительные приделы позволяли совершать служение дважды и трижды.

    В 313 император Константин объявил христианство государственной религией, и перед архитекторами встала задача создания церковного здания.

    Базилики. Из всех типов сооружений римской архитектуры христиане выбрали базиликальное здание. Обычно в состав раннехристианской базилики входил атрий, в центре которого помещалась купель для крещения. Портик, расположенный на противоположной от входа стороне атрия, вел в нартекс, или вестибюль, предварявший внутреннее пространство самой церкви - наос. В нартексе во время службы находились оглашенные - люди, готовившиеся принять крещение. Наос был разделен продольными рядами колонн на нечетное число нефов - чаще всего 3 или 5. Центральный неф был, как правило, выше и просторнее боковых. В пространстве нефов собиралась паства. В восточном конце главного нефа на возвышении размещалась священническая кафедра, с которой произносились проповеди. Позади солеи находилась полукруглая апсида, в центре которой устанавливался алтарь - святое святых христианского храма.

    Базилика отличалась предельной простотой формы. Первые церковные здания имели деревянные стропильные перекрытия. Раннехристианские общины были бедны, и в церковном строительстве им приходилось довольствоваться самыми дешевыми материалами. Часто при возведении храмов использовали фрагменты старых построек, поэтому колоннада могла быть составлена из колонн, увенчанных разными капителями. Мраморные плиты пола образовывали орнаментальный рисунок. В апсиде и на стенах церкви сверкали мозаики. Когда на мозаичную декорацию не хватало средств, храм расписывали фресками. По контрасту с богато украшенным интерьером внешний облик церковных зданий был очень скромным, что отличало их от языческих храмов.

    В ранних базиликах 4-5 вв. вход находился с восточной стороны здания, а апсида с западной. Во время богослужения священник, пребывая перед алтарем, смотрел на восток, стоя лицом к пастве. Позднее характер службы изменился, священник и паства вместе обращали свой взор к востоку, и пастырь оказался стоящим спиной к собравшимся. В римской церкви Сан Лоренцо фуори ле Мура первоначальная апсида находилась с западной стороны, позже построили новую церковь, апсида которой была расположена по касательной по отношению к старой; впоследствии обе апсиды были разобраны, и старая церковь, оказавшаяся с восточной стороны стала приделом новой. В Средние века вошло в традицию устраивать вход с запада, а святая святых - алтарь - с востока.

    Помимо базиликальных христиане возводили и центрические постройки. В этом случае алтарь помещался в центральной части крестообразного или круглого в плане зала, окруженного галереей. Примером такого здания может служить римская церковь Сан Стефано Ротонда. Как и первые базилики, она перекрыта простой деревянной кровлей. Однако более органичным для центрической композиции является купольное перекрытие, которое было реализовано в мавзолее Санта Костанца в Риме; галерея этого здания перекрыта цилиндрическим сводом.

    Оба архитектурных типа распространены в восточном Средиземноморье, Сирии и Палестине. Храм Симеона Столпника в Калаат-Семане представлял собой комплекс, состоявший из четырех базилик, располагавшихся вокруг восьмиугольного в плане центрального двора, где стоял знаменитый столп. В Турманине фасад базилики был фланкирован башнями. Нехватка дерева в этих местах заставляла строителей сооружать перекрытия из каменных плит, положенных поверх конструкции из поставленных поперек главного нефа арок.