Собор Парижской Богоматери - легенда готики (Notre Dame de Paris). Собор Парижской Богоматери во Франции: история, легенды Сообщение о соборе нотр де пари

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру, с приходом христианства храм уступил место базилике.

В 1163 году епископ Мориса де Сулли на этом месте начал строительство Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительство собора завершили в 1345 году.

В 13 - 14 века Нотр - Дам был сосредоточением духовной власти , из стен семинарии собора вышло шесть епископов , но в последствии он уступил первенство другим епархиям города с центрами в соборах Реймс и Сен-Дени.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:40


История начинается в далёкие античные времена, тогда на месте , где сейчас стоит находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру. С усилением влияния христианства античный языческий храм уступил место базилике.

В 1163 году по воле епископа Мориса де Сулли на этом месте было начато строительство . Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительные работы закончились в 1345 году.

В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент . В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя - Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:58


Когда во королём был Людовик XIV, начал терять свою значимость и влиятельность, гробницы в стенах храма были разграблены а великолепные витражи в розах разбиты и уничтожены.

Ещё более усугубила положение Собора накатившаяся Французская революция. В планах лидера якобинского движения Робеспьера значилось полное уничтожение собора. Но жители не хотели лишиться своего великолепного храма и собрали откупные в пользу революционеров.

Сам Собор был спасён, но скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули. Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.

Приход к власти Наполеона I вернуло к жизни уже порядком обветшалое и разрушающее здание Парижского собора. Наполеон выбрал этот храм для своей коронации как императора, облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии.

Время, небрежность людей, войны и попытки грабежей причинили зданию собора значительные повреждения, и в 1844 году под руководством Э.Э. Виолле - ле - Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864.


Саша Митрахович 20.12.2015 14:16


Виктор Гюго сюжетом своего популярного романа «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму

Нотр-Дам де Пари , также известный как или просто Нотр-Дам, это исторический католический собор в восточной части острова Сите в четвертом округе Парижа, Франция. Собор считается одним из лучших образцов французской готической архитектуры, является одним из крупнейших и наиболее известных церковных зданий в мире. Натурализм его скульптур и витражей отличается от более ранней романской архитектуры.

Как собор парижского архиепископа, Нотр-Дам содержит кафедру или официальный трон архиепископа Парижа, кем в настоящее время является кардинал Андре Вен-Труа . Сокровищница собора известна гробницей, в которой находятся некоторые из самых важных реликвий первоклассного католицизма, в том числе терновый венец, фрагмент истинного креста и святые гвозди.

В 1790-е годы Нотр-Дам был осквернен во время радикальной фазы французской революции, когда большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена. Обширная реставрация под руководством Виолле-ле-Дюка началась в 1845 году. А в 1991 году был начат проект дальнейшего восстановления и поддержания.

Архитектура Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари был первым зданием, в котором использовались арочные контрфорсы. Первоначально здание было разработано без контрфорсов вокруг хора и нефа, но после начала строительства более тонкие стенки становились все выше и под напряжением продвигались наружу. В ответ архитекторы собора построили поддержки вокруг внешних стен, а более поздние постройки продолжались по шаблону. Общая площадь составляет 5500 м² (внутренняя поверхность составляет 4800 м²).

Многие маленькие отдельно обработанные статуи были помещены по кругу снаружи, чтобы служить в качестве опор для колонн и отвода стоков воды. Среди них известные гаргульи, украшающие стоки для воды, и химеры. Статуи изначально были окрашены как и большая часть экстерьера. Краска стерлась. Собор был практически закончен к 1345 году. В нем узкий подъем в 387 ступенек на крышу из нескольких винтовых лестниц; во время подъема можно рассмотреть его известный колокол и гаргулий в непосредственной близости, а также вам откроется потрясающий вид на Париж, когда вы достигнете вершины.

История строительства

В 1660 году, когда церковь в Париже стала «парижской церковью царей Европы», епископ Морис де Сюлли считал предыдущий парижский собор, Сент-Этьен (святого Стефана), который был основан в 4 веке, недостойным такой высокой роли, и тот был снесен вскоре после того, как он принял титул епископа Парижа. Согласно большинству основных мифов, этот проект принимался с недоверием; археологические раскопки в 20-м веке предположили, что собор Меровингов, который был заменен Сюлли, являлся массивной конструкцией, с пятью проходами к нефу и фасадом шириной в 36 метров. Похоже поэтому епископом были преувеличены дефекты первичной конструкции, чтобы помочь оправдать реконструкцию в новом стиле. Согласно легенде, Сюлли пришло видение великолепной новой парижской церкви, и он набросал его эскиз на земле перед первоначальной церковью.

Чтобы начать строительство, епископ разрушил несколько домов и проложил новую дорогу, чтобы перевозить материалы для остальной части собора. Строительство началось в 1163 году, во время правления Людовика VII, расходились мнения в том, заложил первый камень в фундамент собора Сюлли или Папа Александр III. Тем не менее, оба были на церемонии. Епископ де Сюлли продолжал посвящать большую часть своей жизни и богатства строительству собора. Строительство хора производилось с 1163 по 1177 года, и новый Высокий Алтарь был освящен в 1182 (это нормально, что восточная часть новой церкви была завершена первой, так что в западной части хора может быть возведена временная стена, что позволяет использовать ее без перерыва, в то время как медленно формируется остальная часть здания). После смерти епископа Мориса де Сюлли в 1196 году, его преемник, Юдес де Сюлли (не родственник) курировал завершение трансептов и подгонял строительство нефа, который был близок к завершению в момент его собственной смерти в 1208 году. На этом этапе был также выложен и западный фасад, хотя он не был завершен примерно до середины 1240-х годов. За весь период строительства на участке работало большое количество архитекторов, чему свидетельствуют различные стили на разных высотах западного фронта и башен. Между 1210 и 1220 годами строительство этажа с окном-розой и большими залами под башней курировал четвертый архитектор.

Наиболее значительные изменения в конструкции произошли в середине 13-го века, когда трансепты были реконструированы в последнем стиле Районнант; в конце 1240-х годов Жан де Шель добавил остроконечный вход северного трансепта, который завершало эффектное окно-роза. Вскоре после этого (с 1258 года) Пьер де Монтрей выполнил подобную схему на южном трансепте. Оба эти входа были богато украшены скульптурой; южный портал украшали сцены из жизни святого Стефана и различных местных святых, а северный — сценами младенчества Христа и историй о Феофиле в тимпане, с весьма важной статуей Богородицы с младенцем в трюмо.

Сроки строительства собора:

  • 1160 – Морис де Сюлли (названный парижским епископом) заказывает снос оригинального здания;
  • 1163 – закладывается фундамент Нотр-Дам де Пари; начинается строительство;
  • 1182 – закончены апсида и хор;
  • 1196 – умирает епископ Морис де Сюлли ;
  • 1200 – начинаются работы на западном фасаде;
  • 1208 – умирает епископ Юдес де Сюлли . Близится к завершению возведение нефа;
  • 1225 – закончен западный фасад;
  • 1250 – закончены западные башни и северное окно-роза;
  • 1245–1260-е – трансепты перестроены в стиле Районнант Жаном де Шелем, затем Пьером де Монтрей;
  • 1250–1345 – завершены остальные элементы.

Склеп

Археологический склеп Нотр-Дам де Пари был создан в 1965 году, чтобы защитить ряд исторических руин, обнаруженных во время строительных работ и охватывающие период с самого раннего поселения в Париже до наших дней. Склеп управляется музеем Карнавале и содержит обширную экспозицию, детальные модели архитектуры разных временных периодов, которые можно рассмотреть в руинах. Главной особенностью является все еще видимое подпольное отопление, которое было установлено во время римской оккупации.

Изменения, вандализм и реставрации

В 1548 году бунтующие гугеноты повредили части Нотр-Дам, считая их идолопоклонством. Во времена правления Людовика XIV и Людовика XV Собор претерпел значительные изменения в рамках продолжающейся попытки модернизировать соборы по всей Европе. Великолепная статуя святого Кристофера , которая стояла около столба у западного входа с 1413 года, была разрушена в 1786 году. Гробницы и витражи были разрушены. Однако северное и южное окно-роза избежали этой участи.

Фотография Генри пятого рядом с Гаргульей, сделанная Чарльзом Негре в 1853 году

В 1793 году, во время французской революции, собор был посвящен в культ Разума, а затем — в культ Верховного Существа. За это время многие из сокровищ собора были разрушены или разграблены. Шпиль 13-го века был снесен, а статуи библейских Иудейских царей (которые ошибочно принимают за королей Франции), расположенные на выступе фасада собора, были обезглавлены. Многие головы были найдены во время раскопок 1977 года на близлежащих территориях и на выставке в музее Клюни. На какое-то время Леди Свобода заменила Деву Марию на нескольких алтарях. Большим колоколам собора удалось избежать переплавки. Собор стал использоваться как склад для хранения продуктов питания.

Спорная программа восстановления началась в 1845 году под контролем Жана-Батиста-Антуана Лассуса и Эжена Виолле-ле-Дюка. Виолле-ле-Дюк был ответственен за реставрацию нескольких десятков замков, дворцов и соборов по всей Франции. Восстановление длилось двадцать пять лет и включало более высокую и богато украшенную реконструкцию шпиля, также добавление химер на Галерее Химер. Виолле-ле-Дюк всегда подписывал свои работы летучей мышью, структура крыла которой в большинстве напоминает готический свод (см. Замок Роктайад).

Вторая мировая война нанесла больший ущерб. Некоторые из витражей на нижнем ярусе были поражены шальными пулями. Они были переделаны после войны, но сейчас это игривые и современные геометрические узоры, а не старинные сцены из Библии.

В 1991 году была начата масштабная программа по техническому обслуживанию и реставрации, которая должна была продлиться 10 лет, но все еще продолжается и с 2010 года, очистка и восстановление старых скульптур является чрезвычайно деликатным делом. Приблизительно в 2014 году, большая часть освещения была улучшена до светодиодного.
Орган и органисты

Несмотря на то, что многие органы были установлены в соборе давно, самые ранние модели не были достроены. Первый более известный орган был закончен в 18-м веке знаменитым строителем Франсуа-Анри Клико . Некоторые из органных труб Клико продолжают звучать и по сей день. Орган был почти полностью перестроен и расширен в 19-м веке Аристидом Кавайе-Колем.

Должность титулованного органиста (“глава” или “главный” органист) Нотр-Дам де Пари считается одной из самых престижных должностей органистов во Франции, наряду с титулованным органистом Сен-Сюльпис в Париже, крупнейшего инструмента Кавайе-Коля.

У органа 7374 трубы, приблизительно 900 из них классифицируются, как исторические. Он имеет 110 регистров, 5 рядов клавиатуры из 56 клавиш и 32 педали. В декабре 1992 года двухлетнее восстановление органа было завершено, он полностью компьютеризирован в рамках трех ЛВС (локальных вычислительных сетей). Реставрация также включала в себя ряд дополнений, в частности, еще две горизонтальные трубы, завершающие инструмент в стиле Кавайе-Коля. Орган Нотр-Дам де Пари является уникальным во Франции из-за пяти полностью независимых труб.

Среди наиболее известных органистов в Нотр-Дам де Пари был Луи Вьерн , занимающий эту должность с 1900 по 1937 годы. Во время его пребывания была изменена тональность органа Кавайе-Коля, особенно в 1902 и 1932 годах. Леонс де Сент-Мартин занимал эту должность между 1932 и 1954 годами. Пьер Кошеро начал дальнейшие изменения (многие из которых уже были запланированы Вьерном), включая электрификацию инструмента в период с 1959 по 1963 годы. Оригинальная консоль Кавайе-Коля (которая сейчас находится недалеко от органного хора) между 1965 и 1972 годами была заменена новой консолью в англо-американском стиле с добавлением дополнительных упоров, изменения коснулись педального отделения, была произведена реконструкция смешанных упоров, сольной клавиатуры в стиле необарокко, и наконец, добавление трех горизонтальных труб в иберийском стиле.

После внезапной смерти Кошеро в 1984 году, 4 новых титулованных органиста были назначены в Нотр-Дам де Пари в 1985 году: Жан-Пьер Леге, Оливье Латри, Ив Деверн (который умер в 1990) и Филипп Лефевр. Это напоминало практику собора 18-го века, когда каждый из четырех органистов играет по три месяца в году.

Колокола Собора Парижской Богоматери

Новые колокола собора Нотр-Дам де пари на публичной выставке в нефе в феврале 2013 года

В соборе 10 колоколов. Самый большой, Эммануэль, 1681 года, расположен в южной башне и весит чуть более 13 тонн, он отбивает время, а еще оповещает о различных событиях и мероприятиях. Этот колокол всегда начинает звонить первым, как минимум за пять минут до остальных. До недавнего времени было еще 4 дополнительных колокола 19-го века на колесах в северной башне. Эти колокола должны были заменить девять, которые были удалены из собора во время Революции и звонили во время различных фестивалей и событий. Когда-то колоколами звонили вручную, до того, как электромоторы позволили им работать без ручного труда. Когда было обнаружено, что размер колокола вызывает вибрацию всего здания, угрожая его структурной целостности, они были изъяты из использования. Колокола также имели внешние молотки для мелодии с небольшого клавира.

В ночь на 24 августа 1944 года, когда Сите был взят передовой колонной французских и союзных танковых войск и частью Сопротивления, звон Эммануила оповестил город о полном освобождении.

В начале 2012 года, в рамках проекта стоимостью в 2 млн. евро, 4 старых колокола в северной башне были признаны неудовлетворительными и были удалены. Первоначальный план состоял в том, что их растопят и из этого материала сделают новые колокола. Тем не менее, юридические проблемы привели к тому, что колокола оставили на литейном заводе на крайний случай. К началу 2013 года они все еще оставались на заводе, пока их судьба не была решена. Набор из 8 новых колоколов был отлит на том же заводе в Нормандии, где были отлиты старые 4 колокола в 1856 году. В то же время в Нидерландах был отлит намного больший колокол, который висит вместе с Эммануилом в южной башне. 9 новых колоколов, которые были доставлены в собор в то же время (31 января 2013 года), предназначены для копирования качества и тона оригинальных колоколов храма.

Название Масса Диаметр Нота
Emmanuel 13271 кг 261 см E♭ 2
Marie 6023 кг 206.5 см G♯ 2
Gabriel 4162 кг 182.8 см A♯ 2
Anne Geneviève 3477 кг 172.5 см B 2
Denis 2502 кг 153.6 см C♯ 3
Marcel 1925 кг 139.3 см D♯ 3
Étienne 1494 кг 126.7 см E♯ 3
Benoît-Joseph 1309 кг 120.7 см F♯ 3
Maurice 1011 кг 109.7 см G♯ 3
Jean-Marie 782 кг 99.7 см A♯ 3

Собственность

Согласно закону 1905 года, Нотр-Дам де Пари является одной из семидесяти церквей Парижа , построенных до этого года, которые являются собственностью французского государства. В то время как само здание находится в собственности государства, католическая церковь является назначенным бенефициаром, имеющее исключительное право на использование его для религиозных целей без срока. Епархия епископа несет ответственность за зарплату сотрудников, безопасность, отопление и очистку, а также обеспечение того, что собор открыт для посетителей бесплатно. Епархия не получает субсидии от французского государства.

Монументальный и величавый Собор Парижской Богоматери возвышается на острове Сите в центре Парижа. Его удивительная история насыщена событиями страшными, кровавыми, дерзкими и эпическими.


Он был очевидцем революций и войн, разрушений и реконструкций, увековечен в искусстве, продолжая удивлять строгой и насыщенной готической архитектурой, вплетенной в литое единство романского стиля.

Забронируйте посещение крыши Собора

Храму быть! – решил король

Людовик VII

В 1163 году царствовал Людовик VII. Изначально он собиравшийся стать монахом, но волею судьбы был вынужден принять трон, когда его старший брат Филипп – главный наследник, погиб, упав с лошади. Став королем, Людовик всю жизнь оставался верен церкви, и именно при нем началось возведение Нотр-Дам де Пари, а краеугольный камень в основание имел честь заложить папа Александр III.

Этот величественный храм занял территорию, на которой высшими силами предназначено строить божьи дома. По исследованиям археологов в разные эпохи тут стояли четыре церкви.

Самой первой, в IV веке, осветила землю раннехристианская церковь, за ней следовала базилика Меровингов, далее каролингский собор, затем романский кафедральный собор, который впоследствии полностью разрушили, а камни пустили на фундамент ныне действующему святилищу.

В 1177 г. выросли стены, а главный алтарь водрузили и осветили в 1182 г. Это событие знаменовало завершение обустройства восточной части трансепта. С этого момента в здании уже можно было вести богослужения, хотя кропотливой работе еще предстояло длиться не одно десятилетие. В 1186 г. на территории появилась первая могила – герцога Бретани Жоффрея, а в 1190 – королевы Изабеллы де Эно.


Подходило к завершению строительство нефа, и в 1200 г. приступили к сооружению западного фасада, который сейчас легко узнать по двум отличительным башням у центрального входа. Места грандиозному строению было мало, и в 1208 г. пришлось снести несколько близстоящих домов. Читайте также, если вы собираетесь поехать в Стамбул, тогда вам следует ознакомиться с городом заранее на сайте Mystanbul-life.info

Южная колокольня стала функционировать в 1240 г., а северная башня через 10 лет. Это принято считать завершением первого этапа возведения знаменитого собора.

Завершающие работы длиною в век

К 1257 г. были построены вначале северный, а затем южный фасады для трансепта (крестообразного карниза на плане). В этом же году на свинцовой крыше водрузили шпиль, который был разрушен в 1789 г. во время революционных волнений, и сейчас на его месте копия, установленная в процессе реставрации 1840 г. Энженом Виолле-де-Дюком.


Боковые часовни продолжали строиться до XIV столетия, но последним штрихом считается завершение установки ограждения вокруг литургического хора с роскошными откидными креслами, в которых располагались каноники. Мелкие работы еще некоторое время проводились, но формально Собор Парижской Богоматери был завершен в 1351 г., и оставался в нетронутом виде до XVIII столетия.

События и лица в истории

На протяжении двух веков над архитектурным ансамблем работало много зодчих, но наиболее известными стали имена Жан де Шеля и Пьер де Монтрея. Жан приступил к работе в 1258 г., и его детище, это примыкающие к нефу фасады и ворота с южной и северной стороны, о чем сообщает табличка на южном боковом фасаде.

После смерти Жана, в 1265 г. на смену пришел Пьер, известный человек времен «лучистой готики», которого называли доктором каменных дел.

Периодически внутренний интерьер менялся, дополнялся или реставрировался.

В годы 1708 – 1725 дизайнер и архитектор времен раннего рококо – Роберт де Кот, изменил внешний вид пространства перед основным алтарем – соборным хором. В 1711 г. он извлек из-под престола элементы колонны Столпа корабельщиков, которую некогда поставила корабельная корпорация из Лютеции. На это место были установлены новый главный алтарь и скульптуры.

На краю гибели

Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».


Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.


Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Возрождение былого величия

Виктор Гюго

До начала XIX века Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Величественный собор дряхлел, осыпался, превращался в руины, и у власти уже возникла мысль о его сносе.

В 1802 г. Наполеон возвращает здание в лоно церкви, которая поспешила его вновь освятить. Но чтобы пробудить в парижанах желание спасти храм, пробудить любовь к своей истории и архитектуре, нужен был толчок. Им стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где на страницах разворачиваются любовные страсти, опубликованный в 1831 г.

Благодаря архитектору-реставратору Виолле-де-Дюку, храм не просто получил новую жизнь, а обрел свежее лицо.

Прежде всего, он позаботился об устранении серьезных повреждений, чтобы остановить дальнейшую разруху. Далее принялся за восстановление разрушенных статуй, скульптурных композиций, не забыл про шпиль, который тоже был снесен во время революции.

Новая игла имеет 96 м, выполнена из дуба и оббита свинцом. У основания ее с четырех боков окружают фигуры апостолов, а перед ними крылатые тетраморфы: бык – символ Луки, лев – Марка, ангел – Матфея, орел – Иоанна. Примечательно, что все изваяния обратили свой взор на Париж, и только святой Фома, покровительствующий архитекторам, полуобернулся, и рассматривает шпиль.


На все работы ушло 23 года, что говорит о катастрофическом состоянии храма до начала реставрации.

Виолле также предложил снести строения, которые в те времена находились в непосредственной близости к собору, и теперь на их месте перед фасадом раскинулась современная площадь.


С тех пор здание оставалось в относительно постоянном состоянии, лишь иногда подвергаясь вынужденным косметическим работам. Оно даже не пострадало во время последних войн. В конце ХХ столетия было решено провести генеральную работу, чтобы освежить его и восстановить первоначальный золотистый оттенок песчанику фасада.

И родились диковинные звери

Очень удачной стала идея посадить у подножия башен химер. Они стали не только экзотическим украшением, но и маскировкой системы сточных труб, которые не дают влаге скапливаться на крыше, провоцируя возникновение плесени и постепенно подтачивая кладку.


Тут можно различить животных, драконов, горгулий, демонов, других фантастических существ и людей. Все горгульи внимательно всматриваются вдаль, повернув головы на запад в ожидании, когда солнце спрячется за горизонтом, наступит время детей ночи, и тогда они оживут.


А пока звери застыли в выжидательной позе с выражением нетерпения на мордах, словно неумолимые стражи нравственности в поисках проявления греха. Эти потусторонние обитатели Нотр-Дам де Пари наделяют знаменитый храм особой харизмой. Если захотите взглянуть им в глаза, за отдельную плату наверх вас поднимут подъемником.

Внешнее убранство собора

Находясь рядом, хочется рассмотреть его во всех деталях, не уставая удивляться мастерству зодчих, сумевших добиться потрясающего результата в гармонии образов и законченности форм.


Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия. Центральный рассказывает историю Страшного суда с главным судьей – Иисусом Христом. По бокам арки выстроились по семь изваяний, внизу – восставшие из своих усыпальниц мертвецы, разбуженные горнами ангелов.

Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.


Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону.

Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй – тех самых королей, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.


Выше расцвела большая западная роза ветров. Она единственная, сохранившая частичную аутентичность. В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом – 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей.

Впервые соборная роза была украшена витражами в 1230 г., а рассказывают они о вечной борьбе между пороками и добродетелью. Еще в нее включены символы зодиака и сцены работы крестьян, а в центре расположена фигура Богоматери с младенцем.
Помимо центральной розы, диаметром 9,5 м, другие две по 13 м украшают фасады с юга и севера, считаясь самыми большими в Европе.


Присмотревшись к башням у главного входа, вы заметите, что северная, которая стоит ближе к Сене, выглядит массивнее своей южной соседки. Это потому, что только на ней до XV столетия звонили колокола. Если главный набат подает голос в редких случаях, то остальные оповещают время в 8 и 19 часов.

Каждый колокол имеет индивидуальность, отличаясь собственным именем, тональностью и весом. «Анжелик Франсуаза» – дама тяжеловесная, в 1765 кг и голоском до-диез. Менее фактурная, но тоже внушающая уважение – «Антуанетта Шарлотта» в 1158 кг, звучащая в ре-диез. За ней идет «Гиацинт Жанна», вес которой всего 813 кг, а поет она нотой фа. И, наконец, самый миниатюрный колокол – «Дэнис David», не превышающий вес 670 кг и подпевающий в перезвоне, как фа-диез.

Внутри святая святых

О роскошном внутреннем убранстве храма можно говорить часами, но куда приятнее окунуться в это великолепие лично. Предвкушая осмотр достопримечательности, взгляните на Собор Парижской Богоматери фото, и ощутите его торжественность атмосферы.


Нельзя не упомянуть о впечатлении, когда зал купается в дневных лучах солнца, преломленных сквозь многочисленные витражи, отчего освещение выглядит футуристическим, волшебным, неземным и таинственным, играющим разноцветными бликами.

Всего в соборе 110 окон, и все застеклены витражами с темой на библейские темы. Правда далеко не многие уцелели, поскольку беспощадное время и люди большинство из них уничтожили в разное время, и на их место были установлены копии еще в середине XIX столетия.


Однако некоторым стеклянным панно удалось дожить до наших дней. Они уникальны тем, что из-за несовершенства технологии изготовления стекла того времени выглядят более массивными, неравномерными, и в них присутствуют случайные вкрапления и шарики воздуха. Но даже эти изъяны прежние мастера сумели превратить в достоинства, заставив картины в этих местах искриться, играть переливами света и краски.

Внутри храма розы ветров смотрятся еще удивительней, и даже таинственно, благодаря проникающему сквозь их витражи свету. Нижнюю часть центрального цветка перекрывает внушительный по размерам орган, а вот боковые видны во всем великолепии.


Орган всегда присутствовал в Нотр-Даме, но впервые в 1402 г. он стал действительно большим. Вначале сделали просто – старый инструмент поместили в более новую готическую оболочку. Чтобы поддерживать звучание и вид на должном уровне, его на протяжении истории множество раз настраивали и перестраивали. Не обошла его вниманием и современная цивилизация – в 1992 г. медный кабель сменили на оптический, а принцип управления сделали компьютеризированным.


В храме вы проведете не один час, уделяя внимание картинам, скульптурам, барельефам, орнаментам, витражам, люстрам, колоннам. Ни одну деталь невозможно проигнорировать, ведь каждая, это неотъемлемая часть уникального ансамбля, часть библейской и светской истории.

Фотогалерея витражи Нотр-Дам-де-Пари

1 of 12

Внутри время словно течет по-другому. Будто проходишь сквозь временную петлю, и окунаешься в совершенно иную реальность. Присядьте на скамью, позвольте себе удивиться уникальному, роскошному интерьеру, а затем закройте глаза и впитайте торжественные звуки органа, насладитесь ароматом свечей.

Но особенно ярко вы ощутите грань веков, когда покинете стены собора, и не сможете устоять перед искушением, вновь вернуться в умиротворяющую атмосферу.


Также вам стоит спуститься в сокровищницу, которая хранит уникальные вещи, а расположена под площадью перед собором. Особую гордость представляет священный артефакт – терновый венец Спасителя, который в 1239 г. передал храму монарх Людовик IX, выкупив у византийского императора.

Яркий след в жизни и культуре

Многие века Собор Парижской Богоматери вдохновлял, объединял и собирал под своими сводами людей разных эпох. Сюда приходили рыцари, чтобы помолиться перед Крестовым походом; тут короновали, венчали и отпевали королей; в его стенах собирались члены первого парламента Франции; тут отмечали победу над фашистскими войсками.


За сохранение и воскрешение столь прекрасного памятника архитектуры надо благодарить, в том числе, и Виктора Гюго, ведь своим великим произведением он смог достучаться до парижан. Сегодня это величественное строение вдохновляет писателей современников, кинематографистов и авторов компьютерных игр на свои вариации событий, с вероломными врагами и отважными героями, раскрывающими вековые тайны и загадки.

Собор Парижской Богоматери на карте

В архитектуре сочетаются два стиля: романский и готический. Отголоски романского стиля мы видим, прежде всего, в трёх порталах со скульптурными изображениями эпизодов из Евангелия. Готическая же лёгкость, устремление вверх, к небу олицетворяет идею монархии и в то же время делает собор потрясающе красивым. Как и положено, собор вытянут с запада на восток на длину 130 метров, его высота 35 метров, а высота колоколен - 69 метров.

Знаменитый западный фасад здания делится на три яруса: Нижний ярус представлен тремя порталами: сценой Страшного суда (с изображением Христа по центру), Мадонны с младенцем и святой Анны. Средний ярус - это галерея королей с 28 статуями (разрушенными во время Французской революции) и ажурным окном - розой XIII века, поражающей зрителя своим сиянием в центре яруса над стрельчатыми арками углублённых порталов. Верхний ярус - башни, высотой 69 метров. Верхняя часть собора украшена изображениями химер, которых не было в период Средневековья. Этих ночных демонов считают стражами собора. Долгое время считалось, что по ночам они оживают и обходят охраняемый объект. А вот по замыслу создателей, химеры связаны с человеческими характерами. Существует легенда, что если долго смотреть на чудовищ в полумраке - они «оживут». Но если сделать фотографию рядом с химерой - человек будет казаться статуей. Самой известной из этих чудовищ считается полуженщина-полуптица Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), которая, по мифам, похищала младенцев и питалась их кровью. Гаргульи, имеющиеся в соборе, предназначены для отвода дождевой воды (водосточные трубы). И они являлись скульптурным украшением собора и в Среденевековье.

Каждый колокол на башнях имеет имя. Самый древний из них - Белль (1631 г.), самый большой - Эммануэль. Он весит 13 тонн, а его «язык» - 500 кг. Он настроен на звук фа диез. Эти колокола используют в особо торжественных церемониях, а остальные - звонят ежедневно. На вершину одной из башен ведут 387 ступеней.

Скульптура левого портала «Слава Пресвятой Девы», где Мадонна с Младенцем сидит на троне, по бокам - два ангела, епископ с помощником и царь, достойна особого внимания. В верхней части работы вы увидите сцены Благовещения, Рождества, Поклонения волхвов, а нижняя часть изображения посвящена историям из жизни Анны и Иосифа.

Строение представляет собой пятинефную базилику. Нефы, пересекаясь, образуют крест, как и положено в плане христианского собора. Необыкновенную красоту придают собору витражи, благодаря которым серые стены здания окрашиваются при попадании солнечных лучей, во все цвета радуги. Три круглых окна-розы находятся на западном, южном и северном фасадах, на них вы увидите сцены из Ветхого завета. Главный витраж, расположенный на западном портале, имеет диаметр 9,6 метра. В центре - изображение Богоматери, а вокруг неё - сцены работ на земле, знаки зодиака, достоинства и грехи. Боковые розы, северная и южная, имеют в диаметре по 13 метров.

Часовни, расположенные в правой части собора, привлекают внимание картинами, скульптурами, являющимися дарами собору, приносимыми, по традиции, в первый день мая.

Паникадило собора изготовлено из посеребрённой бронзы по эскизам Виолле-ле-Дюка.

В сокровищнице собора хранится терновый венец Иисуса Христа, привезенный из Иерусалима в Константинополь, заложенный в Венеции и выкупленный Людовиком IX.

Собор расчленен на три части пилястрами вертикально и на три полосы горизонтально. В нижней части открываются три грандиозных портала: портал Пресвятой Девы, портал Страшного Суда, портала Св. Анны.

Слева расположен портал Пресвятой Девы, изображающий ковчег со скрижалями и коронацию Девы Марии. На разделяющем пилястре современное изображение Мадонны с Младенцем. В люнетах в верхней части сюжеты смерти, приобщения к небесному блаженству и Вознесение Богоматери. Нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни.

В центре находится портал Страшного Суда. Разделяющий его пилястр изображает Христа, а на своде арки скульптор с большим мастерством изваял изображения Небесных Судей, Рая и Ада. Люнет украшен фигурами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.

Ниже с одной стороны стоят праведники, заслужившие спасение, с другой - грешники, которых уносят на вечные муки. На разделяющем пилястре третьего портала Св. Анны расположена статуя парижского епископа V века Св. Марчелло. Люнет занимает Мадонна между двумя ангелами, а по бокам находятся изображения Мориса де Сулли и короля Людовика VII. Ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.

Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.

Над главным входом помещается огромное круглое кружевное окно - роза 1220-25 гг. диаметром около десяти метров и статуи Мадонны с Младенцем и ангелов. По обе стороны розы открываются окна, разделенные колонкой. Верхняя часть представляет собой галерею из арок, соединяющей две башни, снабженные, в свою очередь, высокими окнами с колонками. Галерею коронуют статуи, изображающие фантастических птиц, чудовищ и демонов, выполненных по рисункам Виолле-ле-Дюка. Поднявшись до колокольной башни по 387 ступенькам, можно полюбоваться прекрасной панорамой раскинувшегося внизу города.

Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
Собор Парижской Богоматери ночью

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века, статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в «Храм Разума», а позднее он использовался как винный склад.

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Паломнические поездки к Собору Парижскому Богоматери