Сообщение о храме спас на крови. Спас на крови – удивительная история и обзор архитектуры и убранства храма

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики. Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого - двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови , стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова. Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам. Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх. Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови , поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким. когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие. Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере , можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью. Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Особенности оформления

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ , посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец - композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ , объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.

Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.

Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота

Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.

Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.

Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.

Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.

Архитектура храма

Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия. Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.

Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.

Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.

Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.

Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:

  • красно-коричневый кирпич из Германии;
  • эстляндский мрамор;
  • итальянский серпентинит;
  • яркую орскую яшму;
  • украинский черный лабрадорит;
  • более 10 сортов итальянского мрамора.


Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

Интерьер собора

Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.

Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.

Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.

Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.

Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

Полезная информация

Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.

Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений. Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей. Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.

Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.

ИСТОРИЯ СОБОРА

Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» — это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II. Собор стоит над местом смертельного ранения Государя. Здесь на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова), император был смертельно ранен революционерами-народовольцами 1 марта 1881 года по старому стилю. Трагическое событие, потрясшее всю страну, стало толчком к созданию Храма-Памятника, Храма покаяния народа за убийство своего царя.

Александр II (1855-1881) вошел в русскую историю как царь-реформатор. Получив страну, ослабленную Крымской войной, в тяжелейшем экономическом состоянии, он был вынужден пойти на масштабные преобразования. Главным делом его жизни стала отмена крепостного права в 1861 году, давшая личную свободу и права российским крестьянам, открывшая путь экономическому развитию России. Именно за освобождение 23 миллионов крестьян Александр II получил прозвание «Царь-Освободитель». Реформы, последовавшие за отменой крепостного права: земская, судебная, военная, народного образования и многие другие затронули все стороны российской жизни. Они запоздали, проводились не всегда последовательно, встречали сопротивление «справа» и «слева», но все равно трудно переоценить их значение для истории России. Развитие промышленности, строительство железных дорог, привлечение всех слоев населения к решению местных проблем, самая прогрессивная в мире судебная система, реорганизация армии, присоединение к России огромных территорий Средней Азии и Кавказа сделали страну действительно великой державой, и во многом позволили обрести международный престиж, отчасти утраченный после поражения в Крымской войне. Освободителем император стал и для балканских народов, за свободу и независимость которых Россия воевала в Русско-турецкой войне 1877-78 гг.

Поступательное развитие страны было прервано усилением революционного движения. Воспользовавшись недовольством части населения, революционеры вступают в борьбу с самодержавием, считая его главным злом для страны и народа. Попытки поднять на борьбу крестьянство не увенчались успехом, «хождение в народ» революционеров провалилось. Организация «Народная воля», возникшая в конце 70-х годов выбирает террор как главный метод борьбы. Народовольцы всерьез полагали, что гибель царя и нескольких высших чиновников вызовет в стране смятение, на волне которого при поддержке рабочих и военных удастся свергнуть самодержавие и установить республиканское правление. Взяв на себя право вынести императору «смертный приговор», они начинают настоящую «охоту» на Александра II. Покушения следуют одно за другим; гибнут ни в чем не повинные люди; власти усиливают репрессии против революционеров, даже пытаются пойти на уступки, но ничто не останавливает цареубийц.

1 марта 1881 года произошло последнее покушение, стоившее жизни Царю-Освободителю. Террористический акт тщательно готовился. Было установлено наблюдение за всеми передвижениями императора. Во время проезда кареты самодержца по набережной Екатерининского канала революционер Н.Рысаков бросил первую бомбу. Взрывом были ранены несколько человек, в том числе смертельные раны получили конвойный казак Александр Малеичев, сопровождавший карету, и находившийся рядом с местом взрыва мальчик разносчик Николай Захаров. Повреждена была задняя стенка императорской кареты, выбиты стекла, но сам царь не пострадал. Александр II отказался сразу покинуть место трагедии. Он отдал распоряжения о помощи раненым, посмотрел на схваченного террориста, и, уже возвращаясь к своей карете, был настигнут вторым взрывом. Другой народоволец, И.Гриневицкий, сумел бросить бомбу прямо под ноги императору. Истекавшего кровью Александра II перенесли в сани и отвезли в Зимний дворец. От полученных ран Царь-Освободитель скончался в 3 часа 35 минут пополудни.

«Александр II на смертном одре». К.Е.Маковский (1881 г.)
Россия была потрясена этим трагическим событием. Надежды «Народной воли» не оправдались – выступлений народных масс не произошло. Место трагедии стало местом паломничества, где стали возноситься молитвы за душу убитого Царя. Верующие ощущали цареубийство как личную трагедию, видя в ней параллель с Евангельскими событиями. Как Царь Небесный Иисус Христос принял мученическую кончину за грехи всех людей, так и Царь земной Император был убит за грехи русского народа. Желание увековечить память о погибшем Царе-Освободителе охватило все слои населения, включая самые беднейшие. По всей России начинают возводиться многочисленные монументы в память об императоре: это и скульптурные памятники, и поминальные стелы, и часовни.

На месте смертельного ранения императора через несколько лет был заложен величественный храм Воскресения Христова на крови, продолживший давнюю традицию русского зодчества возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших.

Инициатором увековечивания памяти убитого императора Александра II выступила Санкт-Петербургская Городская дума, депутаты которой предложили установить над местом ранения Царя-Освободителя часовню.

Новый император, сын погибшего, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на создание проекта храма над местом трагедии. 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала освящается деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л.Н.Бенуа на средства купца И.Ф.Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году (потом ее перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали).

Временная часовня на Екатерининском канале
В первом конкурсе на создание проекта мемориального храма приняли участие виднейшие петербургские архитекторы: А.И.Томишко, И.С.Китнер, В.А.Шретер, И.С.Богомолов и др. Большинство проектов были созданы в «византийском стиле». Но Александр III, рассмотрев избранные варианты, не утвердил ни одного из них, так как, по его мнению, они не отвечали характеру «русского церковного зодчества». Он выразил пожелание, «чтоб храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле», и что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела». Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но и памятником российскому самодержавию вообще.

Совместный конкурсный проект архи мандрита Игнатия и А.Парланда
За первым конкурсом последовал второй. 28 апреля 1882 г. Комиссия приступила к отбору лучшей работы. Высочайшее одобрение получил совместный проект архимандрита Игнатия (И.В.Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, и архитектора А.А.Парланда. Именно этот проект удовлетворял все требованиям нового императора. Однако окончательный проект был утвержден лишь в 1887 году, после внесения А.А.Парландом ряда корректировок, значительно изменивших первоначальный облик храма.

Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил архимандрит Игнатий. Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение храма Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти, утверждалась связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Место смертельного ранения Царя-Освободителя должно было восприниматься как «Голгофа для России». Этот образ лучше всего раскрыл в своем стихотворении А.А.Фет:

День искупительного чуда,
Час освящения креста:
Голгофе передал Иуда
Окровавленного Христа.

Но сердцеведец безмятежный
Давно, смиряяся, постиг,
Что не простит любви безбрежной
Ему коварный ученик

Перед безмолвной жертвой злобы,
Завидя праведную кровь,
Померкло солнце, вскрылись гробы,
Но разгорелася любовь.

Она сияет правдой новой.
Благословив ее зарю,
Он крест и свой венец терновый
Земному передал царю.

Бессильны козни фарисейства:
Что было кровь, то стало храм,
И место страшного злодейства
Святыней вековечной нам.

Собор Воскресения Христова был торжественно заложен 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы: императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. В честь этого события была выбита медаль, которую по традиции вместе с закладной доской заложили в основание будущего престола. Церемониал освящения был составлен самим архимандритом Игнатием (Малышевым).

Первый камень положил лично император Александр III. Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади.

Хотя окончательный проект храма к 1883 году еще был не утвержден, строительство началось. Строился собор 24 года. Его смета составила 4 606 756 рублей (из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное составили пожертвования от императорской фамилии, государственных учреждений и частных лиц). Строительство осложнялось близостью канала. Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга было применено бетонное основание под фундамент, вместо традиционной забивки свай. На мощном сплошном фундаменте из путиловской плиты возводят кирпичные стены.

Одновременно идет наружная облицовка, отличающаяся повышенной декоративностью и сложностью исполнения. Стены храма облицованы красно-коричневым кирпичом из Германии, беломраморные детали выполнены из эстляндского мрамора; особую нарядность храму придают поливные изразцы и цветная черепица работы фабрики Харламова. В 1894 году сомкнули своды купола, в 1896 на Петербургском Металлическом заводе были выполнены металлоконструкции каркасов девяти глав собора. Покрытие глав четырехцветной ювелирной эмалью специальной рецептуры не имеет аналогов в русской архитектуре. Эта уникальная работа была выполнена фабрикой Постникова.

6 июня 1897 года состоялось торжественное поднятие креста высотой 4,5 метра на центральную главу храма. Совершил молебен и освятил крест митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий. Но строительство продолжалось еще 10 лет. В основном велись отделочные и мозаичные работы. Архитектура храма Воскресения относится к позднему этапу развития «русского стиля» XIX века (одного из стилистических направлений эклектики). Архитектор А.Парланд создал оригинальное сооружение, вобравшее все самое лучшее и выразительное из арсенала русского зодчества допетровской Руси. Архитектурный образ храма навевает воспоминания о московских и ярославских церквях XVI –XVII веков. В качестве прообразов «Спаса на крови» специалисты называют московские храмы Троицы в Никитниках и Троицы в Останкине, ярославские храмы: Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове и другие. В основе композиции собора – компактный четверик, увенчанный пятиглавием. Центральные главы узорами напоминают главы московского Покровского собора (больше известного как храм Василия Блаженного) – одного из символов России. Но покрытие этих глав ювелирной эмалью совершенно уникально. Высота центральной шатровой главы 81 метр (высота колокольни Ивана Великого в Москве). С востока три полукруглые алтарные апсиды завершаются золочеными главками. С запада к основному объему примыкает колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Высота главы колокольни 62,5 метра. Именно колокольня выделяет само место трагедии, находящееся внутри храма. Над луковичной главой колокольни воздвигнут высокий крест, завершающийся императорской короной. По народным поверьям на крестах православных церквей невидимо стоят Ангелы, переносящие молитву, творимую в храме, к Престолу Всевышнего и поэтому под главой колокольни были выбиты слова, взятые из молитвы св. Василия Великого: «Сам, Бессмертный Царю, прими моления наша…и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами…». С западной стороны колокольни, под золотым навесом, находится мраморное Распятие с мозаичным образом Спасителя, отмечающее снаружи храма место смертельного ранения императора. По сторонам от Распятия размещены иконы: св. Зосимы Соловецкого, в день памяти которого родился Александр II (17 апреля по ст.стилю); и св.муч. Евдокии, в день памяти которой император принял мученическую смерть (1 марта по ст. стилю). В убранстве колокольни многократно подчеркивается мемориальный характер сооружения: над полукруглым окном мозаичная икона Александра Невского, небесного покровителя Александра II; в кокошниках – небесные покровители императорской семьи. Поверхность колокольни, ниже карниза, покрыта изображениями гербов городов и губерний, представляющих всю Россию, скорбящую об убийстве Царя- Освободителя. Основные события царствования Александра II высечены на досках красного гранита в нишах ложной аркады, размещенной в нижней части стен фасада. Двадцать досок повествуют о судьбе императора и его преобразованиях.Входы представляют собой два сдвоенных крыльца под общим шатром, прикомпанованных к колокольне с севера и юга. Шатры, покрытые цветной черепицей, венчают двуглавые орлы, в тимпанах крылец — мозаичные композиции по оригиналам В.М.Васнецова «Страсти Христовы». Войдя внутрь собора, мы сразу же оказываемся рядом с местом трагедии — фрагментом набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью. Сень, вырезанная русскими мастерами камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из русской алтайской и уральской яшмы; балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре – из уральского родонита. За золоченой решеткой с императорской короной виднеются булыжная мостовая, плиты тротуара и решетка канала – место, где упал смертельно раненый император. Сюда приходили и приходят люди, чтобы помолится о душе Царя-Освободителя. Рядом с памятным местом и сейчас проводятся панихиды.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II

Интерьер собора имеет неповторимый облик – это удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства. Стены и своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром — это и священные изображения, и многочисленные орнаменты. Площадь мозаичного убранства составляет более 7 тысяч квадратных метров! В России, да и в Европе храм занимает первое место по количеству мозаик. Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.

В 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик. В нем участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», итальянские фирмы «Сальвиати» и «Societa Musiva» и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем. Представленные ее мастерами образцы устроили членов Комиссии, как по техническим, так и по художественным достоинствам, и особенно по срокам изготовления мозаик. Все монументальные мозаики на стенах и сводах собора были выполнены этой частной мозаичной мастерской. Академии художеств доверили набирать только станковые иконы для иконостаса и киотов. Немецкой фирме «Пуль и Вагнер» заказали четыре мозаики для боковых частей иконостаса.

В мастерской Фролова мозаики набирали «обратным», или «венецианским» способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты (цветного стекла). Готовую мозаику окружали рамой, и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция «добиралась» уже прямым способом набора. Основу художественного метода составляли упрощение живописного рисунка, лаконизм цветового решения и четкость светотеневых ограничений. Декоративность такой мозаики в большей степени, чем мозаики, выполненной «прямым способом», зависела от оригинала, предоставленного художником. Прототипом подобного письма служила фресковая живопись новгородских и ярославских храмов XVII века.

Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной манерой. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.

Размещение изображений строго продумано — оно отражает и мемориальный характер собора, и его посвящение Воскресению Христову. В центральной части храма на синих фонах стен – представлен земной путь Спасителя: от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, изображенных на иконах северной стены. Восточная часть выделена золотыми фонами. Над алтарем размещен образ «Спас в силах» или «Христос во славе», удивительная мозаика, по эскизу иконописца Н.Н.Харламова. Мозаика показывает Господа во всей полноте Его силы и славы, таким, каким Он явится в конце времен, чтобы судить живых и мертвых. Окружают Господа Небесные силы: Серафимы с огненными крыльями, Херувимы – с зелеными; с четырех сторон от Христа крылатые символы Евангелистов. Выразительная и лаконичная икона, прекрасно вписывается в алтарную апсиду и сразу приковывает взгляд. При парадном освещении и в солнечные дни образ излучает мощное золотое свечение. Фоны набраны золотой смальтой – канторелью, содержащей тонкие пластинки сусального золота внутри стекла.

Спас в силах или Христос во славе

В алтаре всю поверхность восточной апсиды занимает огромная мозаичная икона «Евхаристия», созданная также по эскизу Н.Н.Харламова. В центре на возвышении изображен сам Христос, торжественно подающий Святые Дары. По сторонам от него Ангелы, держащие рипиды, и апостолы, торжественно шествующие к Причастию. При открытых Царских вратах виден лишь центр композиции – Христос и принимающие Святые Дары склонившиеся первоверховные апостолы Петр и Павел.

Евхаристия
В полукружиях боковых апсид над иконостасом: справа – «Вознесение Христово», слева – «Сошествие Святого Духа» (обе иконы по эскизам В.В.Беляева).

В центре собора, в полусфере, перед алтарем излучает золотое свечение мозаика «Преображение Господне». Христос, преобразившийся перед Своими учениками, изображен в центре, в лучах блистающего света. По сторонам от Него пророки – Илия и Моисей. Внизу, закрываясь от нестерпимого сияния – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, взошедшие с Господом на гору. Набрана икона по эскизу Н.Н.Кошелева.

Преображение Христово
Изображение Благовещения — на двух столпах-пилонах перед солеей (это икона создана по эскизу архитектора А. А.Парланда). На четырех центральных подкупольных пилонах размещаются иконы святых: пророков, апостолов, праведников, мучеников, преподобных. Лики святых помещены и на выступах стен и на арках. В центральном барабане купола в круглых медальонах находятся 16 изображений небесных покровителей императорского дома. В своде главного барабана – лик Христа Пантократора, что в переводе с греческого означает Вседержитель. Господь на мозаике по эскизу Н.Н.Харламова изображен оплечно, с руками поднятыми в благословляющем жесте. Евангелие перед ним раскрыто на словах «МИР ВАМ». Обрамляют лик Спасителя образы Серафимов и Херувимов. Их сомкнутые крылья создают изящный узор. Композиция образа схематична, решена широко и декоративно. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Силуэт Спасителя выделяется на темно-синем фоне. Лик Господа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необыкновенно выразителен и напоминает византийские образцы.

Христос Пантократор
По канонам византийской иконописи созданы Харламовым мозаики для малых плафонов «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель» и «Богоматерь». Эти сравнительно небольшие по размеру работы отличаются ясным и точным рисунком мозаичного набора, особой одухотворенностью и монументальностью. Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, где находится место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и других, исполненных по оригиналам В.В.Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя. Скорбное место — сень — освещено окном на западной стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем — символом Святого Духа. Окно фланкируют изображения Ангела Хранителя погибшего императора и св. князя Александра Невского, его небесного покровителя. Два воина — небесный и земной — застыли на карауле у места смертельного ранения царя. Мозаики у места трагедии, также как и в алтарной части, набраны на золотых фонах. Вечером заходящее солнце освещает западную часть собора и отсюда исходит мягкое свечение.

Св. князь Александр Невский и Ангел Хранитель погибшего императора
В отличие от монументальных изображений на стенах и сводах собора, исполненных мастерами Фролова, мозаичные иконы иконостаса и киотов — станковые произведения. Они исполнялись мозаичистами Императорской Академии художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» и набраны так называемым «репродукционным способом», позволяющим копировать живописный оригинал с сохранением всех его цветовых нюансов. Центральные местные иконы иконостаса «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» набраны в мозаичной мастерской Академии Художеств по живописным оригиналам В.М.Васнецова. Художник, прославивший себя росписями Владимирского собора в Киеве, картинами на сказочные и былинные сюжеты, согласился создать всего несколько произведений для Спаса на крови. Образы, созданные В.М.Васнецовым, поражают величием и одновременно особой одухотворенностью. Спаситель изображен на царском троне как Царь и Судия, но взор Его преисполнен любви и сострадания к людям. Пресвятая Богородица, Царица Небесная также восседает на троне — сколько нежности, теплоты, грусти в Ее лице. Тень тревоги коснулась и лика Богомладенца. Мягкий колорит икон построен на сочетании тонов вторящих теплоте и задушевности образов. Четкие контуры и локальные цвета придают иконам монументальность.


Пресвятая Богородица Спаситель
Справа от Спасителя храмовая икона «Сошествие во ад». Иконография образа передает смысл Воскресения Христова – освобождение людей от уз греха и смерти. М.В.Нестеров, автор живописного оригинала, следует древнерусскому канону. В центре в сияющей мандорле и белых одеждах изображен Христос. Свет, окружающий его, противопоставлен темноте вокруг. Господь правую руку подает Адаму, слева от Него — Ева. По сторонам виднеются фигуры ветхозаветных царей и праведников, орнаментальный фон создают крылья бесплотных Сил Небесных, внизу – поверженные врата ада и языки пламени. Нежные тона иконы, изысканность линий и экспрессия сродни стилистике модерна. Образ набран в Академии художеств репродукционным методом, передающим все оттенки и цветовые переходы.

С другой стороны иконостаса, слева от образа Богородицы, размещена икона «Вознесение Господне» по оригиналу М.В.Нестерова. В основе также лежит древняя иконография, выполненная в современной для художника манере. Нестеров создает эскизы и для изображений в кокошниках иконостаса: «Ветхозаветная Троица» и «Христос по дороге в Эммаус».


Вознесение Христа Сошествие во ад
Невысокий одноярусный иконостас храма Воскресения является шедевром камнерезного искусства. Он выполнен по эскизу архитектора А.А.Парланда из итальянского мрамора генуэзской фирмой Нуови. Мрамор тонко подобран по цвету, темные тона нижней части переходят в светлые наверху. Создается ощущение легкости и возвышения. Ажурная резьба иконостаса напоминает резьбу по дереву и поражает виртуозностью и разнообразием. Орнаментика архитектурных деталей пронизана символами, рожденными представлениями о вечном Эдеме, растительные узоры напоминают о райском саде. Три больших кокошника венчают иконостас, над ними пока не установлены кресты, утраченные в советское время. Кресты украшали граненые кристаллы хрусталя и сейчас планируется их воссоздание. Пострадал и уникальный итальянский мрамор иконостаса. В левом нижнем углу, рядом с табличкой, можно увидеть, в каком состоянии он был до начала реставрации.

В центре иконостаса находятся царские врата, недавно заново созданные и возвращенные на свое место. Их краткое описание представлено Парландом в Отчете о строительстве храма: «Царские врата – из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону и с эмалевыми же изображениями 4 Евангелистов и Благовещения (исполнены по рисункам архитектора строителя) — дар Петербургской Купеческой Управы». В советское время их великолепное убранство было полностью утрачено. Воссоздание царских врат произведено петербургскими мастерами на средства выделенные музеем. Л.А.Соломникова — автор уникальной рецептуры современной эмали и ее палитры. В.Ю.Никольский руководил реставрационными работами по металлу. Почти восемь лет ушло на эту сложную и кропотливую работу.

13 марта 2012 года Царские врата храма Воскресения Христова были установлены на историческое место и 14 марта торжественно освящены епископом Гатчинским Амвросием.

Фланкирующие столбики Царских врат украшают 12 мозаичных икон «Афонских святых», изготовленых в 1861 году в мозаичных мастерских Академии художеств. Это уникальные иконы из мелких столбиков «тянутой смальты» по рисункам с оригиналов, находящихся в одном из монастырей на горе Афон (отсюда и название – «афонские святые»). Изначально их собирались разместить в убранстве ковчега-дарохранительницы в будущем храме Христа Спасителя. Но в 1884 году Александр III передал иконы в строящийся храм Воскресения в Санкт-Петербурге. Из 12 икон сохранились только 4 – св.Прокопий, св.Димитрий, св.Евграф, св.Диомид. Они сильно пострадали в советское время и были в ужасающем состоянии. 8 из 12 икон были утрачены, и их пришлось воссоздавать: это иконы свв.Леонтия, Меркурия, Иакова Персидского, Пантелеймона, Георгия, Никиты, Феодора и Мины Египетского. Автор уникальной реставрационной методики – Игорь Лаврененко. Почти двадцать лет кропотливой работы по реставрации и воссозданию икон завершились в 2013 году и сейчас мы имеем возможность любоваться этими дивными образами.

Боковые нефы собора завершаются двумя большими каменными киотами, отделяющими клиросы от основного объема здания. В Спасе на крови киоты представляют собой сплошную стенку, выполненную из резного камня. В настоящее время в киотах сохранились лишь 2 иконы, по одной с каждой стороны.

В левом северном киоте — икона Святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра II, набранная по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Художник создал проникновенный образ молящегося князя, склонившегося перед иконой Богоматери, над которой выложены слова из Писания «Не в силе Бог, а в правде». Святой князь изображен в латах, но на доспехи накинут плащ, щит и меч положены к подножию Богородичной иконы. Александр Невский погружен в молитву, в руке его — горящая красная свеча. Икона поразительно подобрана по цвету, передан и блеск доспехов князя, и горение свечи. Это одна из самых филигранных по технике набора икон, набранная в мозаичной мастерской Академии художеств «прямым» или «римским» способом. В этом случае изображение набиралось из небольших кубиков смальты, обладающих богатой палитрой цветовых оттенков.

Лицевая поверхность мозаики шлифовалась, полировалась, и в итоге готовое изображение почти не отличается от живописного оригинала. В правом южном киоте – икона Воскресения Христова, также по оригиналу М.В.Нестерова. На этой иконе Господь изображен воскресшим, выходящим из гроба в светлом одеянии, в одной руке Крест – символ крестных страданий, другая – поднята в благословляющем жесте.


Св. князь Александр Невский Воскресение Христово
Над гробницей надпись: «Где Ты Смерти Жало, где Ты Ада Победа». Создана икона по эскизу Михаила Нестерова и представляет собой западный вариант иконографии Воскресения Христова, пришедший на Русь из Европы в 17 веке. Подобно образу св. князя Александра Невского, она была исполнена в мозаичной мастерской Академии Художеств «прямым» способом набора. Ее нежные светлые краски, потрясают изысканными тональными переходами, создают полное впечатление имитации масляной живописи и созвучны стилистике модерна.

К сожалению, не сохранились остальные 14 икон, заполнявших ниши киотов. Эти иконы, преподнесенные в дар собору во время строительства, не были мозаичными. Их оклады были выполнены из серебра, украшены эмалью, позолотой и жемчугом. Иконы были изъяты в 1920-е гг. и судьба их сегодня, к сожалению, не известна. Пока эти ниши пустуют.

Киоты являются образцами прекрасной работы русских камнерезов Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик. Выбор камней, из которых создавали киоты, не случаен. Эти же камни — зеленая ревневская яшма и розовый родонит — были использованы для создания надгробий над могилами императора Александра II и его жены Марии Александровны в Петропавловском соборе.

Для украшения киотов применялась яшма и других сортов — палевая аушкульская – для креста и ажурного орнамента наверху, яркая пестроцветная орская яшма — для узорчатых колонок и пластинок в центре киота. Выполненные с необыкновенным мастерством узоры киотов перекликаются с мозаичными орнаментами храма.

Орнаментика храма проникнута христианской символикой. Стебли и листья, цветы и бутоны создают ощущение светлой радости и надежды на Воскресение, что как нельзя лучше соответствует названию храма. Эскизы более 80 неповторяющихся орнаментов исполнены архитектором А.А.Парландом и художником А.П.Рябушкиным.

Каменное убранство собора поражает разнообразием. В интерьере Спаса на крови широко применялись не только камни российских месторождений, но и привезенные из Италии. Цокольная часть стен облицована итальянским серпентинитом или змеевиком, названным так за схожесть его рисунка с узорчатой змеиной кожей.

Пол храма, площадью свыше 600 кв.м выложен из разноцветного итальянского мрамора более чем 10 сортов. Он был выполнен по рисунку А.А.Парланда в генуэзской мастерской Джузеппе Нови, а собран на месте российскими мастерами. Толщина пластинок цветного мрамора – около 5 мм.

Нижняя часть пилонов храма облицована украинским камнем – черным лабрадоритом. Он обладает уникальным свойством иризации — радужного свечения, идущего словно бы из глубины камня. Каменное и мозаичное убранство взаимно дополняют друг друга и создают уникальный ансамбль храма, проникнутого идеей преодоления смерти Воскресением.

Спас на крови, возведенный на месте убийства императора Александра II, был торжественно освящен 19 августа 1907 года по старому стилю. Чин освящения проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). На освящении присутствовал последний российский император Николай II и императрица Александра Федоровна, ныне причисленные к лику святых. Сразу же после освящения, в полдень, была отслужена первая торжественная литургия.

Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.

В отличие от приходских церквей, в этом храме до 1918 года не исполнялись требы, как не соответствующие его статусу. Службы же велись ежедневно, с обязательной заупокойной литией.

Первоначально причт Спаса на крови состоял из восьми человек: настоятеля, ключаря, священника, дьякона и четырех псаломщиков. Первым настоятелем собора с 1907 по 1923 год являлся профессор Духовной Академии протоиерей П.И.Лепорский. Его сменил протоиерей В.М.Верюжский (1923-1929). Последним же настоятелем стал протоиерей А.Е.Советов (1929-1930).

Построенный на месте смертельного ранения императора Александра II, в послереволюционный период Спас на крови в определенной мере повторил судьбу царя-мученика. В 1917 году прекратилось поступление казенных денежных средств на содержание храма, в связи с чем, настоятель, Петр Лепорский, обратился к жителям Петрограда с предложением объединиться вокруг храма и по мере сил и возможностей разделить заботу о поддержании в нем благолепия.

По указу Народного комиссариата в марте 1918 года храм Воскресения и его сокровища перешли под управление и охрану Комиссариата народных имуществ Республики. В конце мая 1918 года комиссариат устанавливает свой штат служащих в храме, а в январе 1920 года передает его на условиях полного содержания церковной двадцатке, сделавшей Спас на крови обычной приходской церковью.

К сожалению, в это время весьма скудные пожертвования прихожан не могли покрыть эксплуатационные нужды здания. В здании не было отопления даже в зимний период.

В 1920-е годы Спас на крови, как и почти все русские храмы подвергся разграблению, лишившись большей части своих богослужебных предметов. С 1921 по 1923 год комиссия по изъятию церковных ценностей неоднократно проводит конфискацию церковного имущества в соборе и его ризнице (оклады, лампады, подсвечники, ризы, дискосы, ковчеги для святых даров, три напрестольных Евангелия, отличавшихся необычайным богатством оформления).

В 1922 году под давлением новой власти эксперты Академии истории материальной культуры объявили храм типичным памятником упадка русской архитектуры конца 19 века, не представляющим ни художественной, ни исторической ценности. Таким образом, его можно было беспрепятственно грабить.

В 1920-е годы храм неоднократно менял подчиненность. С июля 1922 по июль 1923 года, храм, будучи приходским, относился к Петроградской автокефалии. Затем, с 5 июля по 9 августа 1923 года им завладели «обновленцы» — просоветски настроенное духовенство. С августа 1923 по декабрь 1927 года храм Воскресения Христова являлся кафедральным городским собором. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на крови был центром «Истинно-Православной Церкви» или «иосифлянства» – течения в Русской Церкви, возглавлявшегося митрополитом Иосифом (Петровых), непримиримо относившимся к вмешательству советских властей в церковные дела и разорвавшим каноническое общение с патриаршей церковью. Советские власти рассматривали деятельность иосифлян как контрреволюционную, хотя изначально «иосифлянский раскол» не имел никакой антиправительственной или антигосударственной окраски.

В итоге лидеры иосифлян, в том числе настоятель Спаса на крови Василий Верюжский и многие прихожане были арестованы. В декабре 1930 года организован судебный процесс для обезвреживания «монархической контрреволюционной церковной организации, направленной на свержение советской власти». Число осужденных составило 132 человека. Судьба их трагична, почти все они, как и митрополит Ленинградский Иосиф были или расстреляны или приговорены к большим срокам концлагерей.

30 ноября 1930 года президиум ВЦИК выносит постановление о закрытии Спаса на крови. Здание храма снимают с учета в Главнауке, а в январе 1931 года все его 14 колоколов отправлены в переплавку. Предполагалось, что здание храма будет снесено, поэтому собор временно использовался как склад.

Еще в конце 1930 года здание Спаса на крови было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев для культурно-просветительских нужд, и в 1934 году Общество организует здесь экспозицию, посвященную событиям 1 марта и истории народовольческого движения. Правда, эта выставка просуществовала всего несколько месяцев.

В это же время Комитет по охране памятников революции и культуры дал свое согласие на уничтожение Спаса на крови. Активная подготовка к ликвидации здания началась в 1941 году и была приостановлена только в связи с началом войны.

Во время блокады Ленинграда, в Спасе на крови размещался один из моргов нашего города. Собор пострадал из-за обстрелов, и следы повреждений сохранены на одной из мемориальных досок южного фасада. Большой артиллерийский снаряд попал в главный купол храма, не разорвался и пролежал между сводами почти двадцать лет. Рискуя жизнью, его обезвредил сапер Виктор Демидов в 1961 году. После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться — после войны к «непрофильной» эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага. Еще один критический момент в судьбе храма — 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Начиналась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.

Мемориальная доска южного фасада
Только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение №535 «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови». Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.

Началось многолетнее восстановление храма. Собор строили 24 года, а реставрационные работы продолжались 27 лет – их основной этап завершился только в 1997 году. Собор реставрировали и снаружи и внутри. Пришлось делать новую систему гидроизоляции, прокладывать новые коммуникации.

Поврежденные кресты, эмалевые купола, черепицу, облицовку фасадов реставрировали ленинградские мастера. Мозаику, на загрязненной поверхности которой были сколы, повреждения, частичные выпадения смальты, возрождала бригада талантливого реставратора Виктора Шершнева. Работа продолжалась 14 лет. Вся мозаика площадью 7000 кв.м промывалась, налет грязи счищался щетками, скальпелями и ластиками, места осыпания добирались.

Значительно пострадало каменное убранство храма. Больше всего был поврежден итальянский мрамор и серпентинит. Необходимо было не только вернуть камню первоначальный внешний вид, но и воссоздать утраченные детали. Все трещины и сколы тщательно заделывались мастикой в цвет камня, а затем мрамор вновь подвергался шлифовке и полировке. С этой работой замечательно справились ленинградские и уральские специалисты.

19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт как музей. В настоящее время он имеет статус государственного музея в составе ГБУК ГМП «Исаакиевский собор».

Возрождается духовная жизнь храма-памятника. 23 мая 2004 года храм заново освящен, и в нем состоялась первая Литургия, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). 19 сентября 2010 года в храме начались регулярные богослужения, которые возглавлял игумен Мстислав (Дячина), нынешний епископ Тихвинский и Ладожский. Теперь Литургии совершаются каждое воскресенье, по великим и двунадесятым праздникам. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Сергий (Куксевич), секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления, благочинный Центрального округа.

Глубоко почитается в соборе память императора Александра II. В день его трагической кончины 14 марта (1 марта по старому стилю) совершается архиерейское богослужение с особым поминовением убитого Государя. После каждой божественной литургии, как правило, служится поминальная лития по императору.

Список использованной литературы

1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Петербурга // Т.1. СПб, 1994г.
2. Бутиков Г.П. Храм-памятник «Спас на крови» // СПб, 1996г.
3. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи // М., 1953г.
4. Второе рождение «Спаса на крови». Художественный альбом // СПб, 2007г.
5. Заметка о мозаике. Первая частная мозаичная мастерская Фролова: 1890-1900гг. // СПб, 1900г.
6. Зеленченко В.А. Научная реставрация сени музея-памятника «Спас на крови». Музеи России: поиски, исследования, опыт работы // СПб, 1996г., с. 30-33.
7. Кириков Б.М. Архитерктура Петербурга конца XIX – начала ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм // СПб, 2006г.
8. Корольков Н.Ф. Храм Воскресения Христова (что на крови) на месте смертельного поранения императора Александра II // СПб, 1910г.
9. Лебедева Е.А. Петроград и его святыни // СПб, 1993г.
10. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России // М.: Совпадение, 2000г.
11. О конкурсе на составление проекта храма, предназначенного к сооружению на месте, где был смертельно ранен в Бозе почивший император Александр II // Неделя строителя, 1882г., №14-17.
12. Нагорский Н.В. «Спас на крови». Храм Воскресения Христова // СПб, 2004г.
13. Парланд А.А. Храм Воскресения Христова, сооруженный на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II на Екатерининском канале в С.-Петербурге // СПб, 1907г.
14. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга // СПб, 1995г.
15. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II. Сост. В.Е.Кельнер // Л.: Лениздат, 1991г.
16. Покровский Н. Выставка эскизов и картонов для мозаик Храма Воскресения Христова в С.-Петербурге // Церковный вестник 1900г., №18, с. 578-580.
17. Санкт-Петербургская панорама // 1993г., № 5, с. 20-35 (статьи о храме Воскресения Христова).
18. Сборник конкурсных проектов Храма на месте покушения на жизнь Императора Александра II // Зодчий, 1884г. (выпуск не нумерован).
19. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование // М., 1996г.
20. Толмачев Е.П. Александр II и его время // М., 1998г.
21. Трагедия реформатора: Александр II в воспоминаниях современников // СПб, 2006г.
22. Царские врата Спаса на крови. Руководитель проекта Н.Буров // СПб, 2013г.
23. Черепнина Н.Ю., Шкаровский М.В. Справочник по истории православных монастырей и соборов Санкт-Петербурга 1917 – 1945 гг. // СПб, 1996г.
24. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской православной церкви // СПб, 1999г.
25. Флайер Майкл С. Церковь «Спаса на крови». Замысел – воплощение – осмысление // Иерусалим в русской культуре. М., 1993г.
26. Фокина Л.В. Орнамент // Ростов-на-Дону, 2006г.
27. Храмы Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель // СПб, 1992г.
28. Царское слово о сооружении церкви на месте злодейского преступления 1 марта // Странник 1881г., март, с. 577-578.

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Цветные купола Спаса

Почему же они его убили?

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать. Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку. В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения. Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль. В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры. Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Храм в лесах

Сень над местом убийства

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города. За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь. За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови. У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Господь Вседержитель

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Православный храм в , возведенный в память об императоре Александре II. Именно на месте, где сегодня возвышается этот живописный храм, в марте 1881 года пролилась кровь царя. Храм возвели по указу наследного сына царя - Александра III. Спас-на-Крови принято считать музеем-памятником, так как в нем крупнейшее собрание мозаики в России и в Европе. Он вошел в по версии нашего сайта.

Решение возвести храм на месте гибели царя, было общенародным. Уже на следующий день после покушения на Александра II появился указ о строительстве небольшой часовни. Часовня простояла до 1883 года, затем по проекту А. Парланда и архимандрита Игнатия был построен нынешний храм.

Высота здания составляет 81 метр, соответствуя году убийства царя. Вместительность храма - более 1500 человек. По архитектурному стилю он относится к позднему этапу «русского стиля». Первое, что бросается в глаза при входе в храм, это удивительная мозаика из икон и орнаментов. Это единственный православный собор, в котором мозаичное убранство покрывает более 7000 кв. метров. Помимо мозаики в интерьере использован итальянский цветной мрамор, уральские и алтайские поделочные камни.

Над местом ранения царя возвышается специальная сень. Под ней хранится часть мостовой, окропленная кровью. Территориально достопримечательность расположена рядом с Грибоедовским каналом. Ближайшее метро - «Невский проспект».

Фото достопримечательности: Храм Спаса-на-Крови

Вид на храм со стороны Невского проспекта

Вид на храм в сторону Невского проспекта