Труды прокла. Философия прокла

Настоящая инструкция по охране труда при выполнении работ по монтажу кабельных сетей доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работ по монтажу кабельных сетей допускается работник не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний по электробезопасности, получивший соответствующую группу по электробезопасности и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Работник, выполняющий монтаж кабельных сетей (далее – работник), должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Работник, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Работник, допущенный к самостоятельной работе по монтажу кабельных сетей, должен знать: нормативные и методические материалы по вопросам монтажа кабельных сетей. Правила устройства электроустановок. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.5. Для того чтобы работник был допущен к самостоятельной работе, он должен пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного электромонтажника по кабельным сетям.
1.6. Работник, показавший неудовлетворительные навыки и знания по безопасности труда, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. В процессе выполнения работы на работника могут оказывать воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
— отлетающие твердые частицы (например, при пробивке отверстий);
— вылетающий дюбель (при пользовании монтажно-поршневым пистолетом);
— повышенная загазованность воздуха при работе с паяльной лампой, газовой горелкой, при работе в смотровых устройствах и шахтах;
— повышенная концентрация взрывоопасных паров и газов в воздухе рабочей зоны;
— токсичные вещества, входящие в состав кабельной массы, припоев;
— падение в открытый колодец;
— нагретые до высокой температуры кабельная масса, припои;
— повышенная пожарная опасность при использовании легковоспламеняющихся жидкостей (например, при работе с паяльной лампой);
— физические перегрузки (например, при разматывании кабеля с барабана, его прокладке);
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструментов, монтируемых узлов, механизмов, оборудования, инструмента;
— неудобная рабочая поза;
— недостаточная освещенность рабочей зоны.
1.10. Работнику следует помнить о том, что основная опасность поражения электрическим током заключается в том, что человек не способен своевременно обнаружить электрический ток до начала его воздействия и, следовательно, осознать реально имеющуюся опасность и применить защитные меры.
1.11. Для предупреждения несчастных случаев работник во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
1.13. Работник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
1.14. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.15. Работник, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.16. Для предупреждения возможности заболеваний, работнику следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.17. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции, подвергает серьезной опасности, как себя, так и окружающих, поэтому может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Прежде чем приступить к выполнению работ повышенной опасности, работник должен ознакомиться с мероприятиями, обеспечивающими безопасное производство работ.
2.2. Перед началом работы следует привести в порядок и надеть спецодежду, спецобувь и защитную каску; при необходимости, проверить наличие и подготовить другие средства индивидуальной защиты (защитные очки, диэлектрические перчатки, противошумные наушники и т.п.).
2.3. После получения задания работник обязан выполнить следующее:
— подобрать инструмент и технологическую оснастку, необходимые для выполнения работы, проверить их исправность; инструменты и материалы должны быть расположены в удобном месте с учетом технологической последовательности их применения;
— внимательно осмотреть место предстоящей работы, привести его в порядок, убрать все посторонние предметы и, при необходимости, установить защитные ограждения;
— проверить исправность оборудования, приспособлений и инструмента, а также достаточность освещения рабочего места;
— весь инструмент и приспособления для выполнения работ должны быть в исправном состоянии; обнаруженные во время проверки дефекты следует устранить; при невозможности устранения неисправностей своими силами — работы производить нельзя;
— подобрать, предварительно проверив исправность и сроки последних испытаний, средства индивидуальной защиты.
2.4. Работник не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований охраны труда:
— при неисправностях применяемого инструмента, технологической оснастки, средств защиты работ;
— при несвоевременном прохождении очередных испытаний (технического осмотра) средств коллективной и индивидуальной защиты;
— при отсутствии видимых разрывов электрических цепей, по которым может быть подано напряжение на место работы;
— при нахождении рабочего места в пределах опасной зоны;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему.
2.5. Работник не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все работы работник должен выполнять в соответствии с проектной документацией.
3.2. При выполнении электромонтажных работ должны выполняться следующие требования безопасности:
— сверление и пробивку отверстий в кирпиче и бетоне необходимо производить с использованием защитных очков с небьющимися стеклами;
— при пробивке отверстий ручным инструментом (шлямбуром, оправкой и т.п.) необходимо проверить, чтобы длина его рабочей части превышала толщину стены не менее чем на 200 мм;
— при измерении сопротивления изоляции жил проводов и кабелей мегаомметром концы кабеля с противоположной стороны должны быть ограждены или находиться под контролем специально выделенного для этих целей дежурного, аттестованного по вопросам электробезопасности;
— электромонтажнику запрещается производить какие-либо работы, относящиеся к эксплуатации кабельных сетей;
— при использовании грузоподъемных машин и строповке материалов, изделий и конструкций электромонтажник должен иметь удостоверение стропальщика (такелажника).
3.3. Прокладка кабеля кабелеукладчиком разрешается на участках, не имеющих подземных сооружений.
3.4. При прокладке кабеля вручную на каждого работающего должен приходиться участок кабеля массой не более 30 кг.
3.5. При подноске кабеля к траншее на плечах или руках все работающие должны находиться по одну сторону от кабеля.
3.6. При выполнении монтажных работ особое внимание должно быть уделено мерам безопасности при работе с паяльной лампой, газовой горелкой и монтажным пистолетом.
3.7. При пользовании газовой горелкой следует выполнять следующие правила:
— открывать вентиль следует медленно и плавно, причем работник должен находиться в стороне, противоположной направлению струи газа;
— промежуток времени между открытием вентиля и зажиганием смеси должен быть наименьшим, поэтому надо сначала поднести огонь, а затем открывать вентиль горелки;
— баллон с пропан-бутановой смесью должен быть окрашен в красный цвет с белой надписью;
— не допускается перемещение с зажженной горелкой за пределы рабочего места;
— при перерывах в работе пламя горелки должно быть потушено, а вентиль на ней — плотно закрыт.
3.8. Кабельная масса для заливки муфт должна разогреваться на жаровне без открытого огня; при этом следует пользоваться ведром с носиком и крышкой.
3.9. Клеящие составы необходимо хранить в закрывающейся посуде; нельзя допускать попадания клея на кожу или в органы дыхания.
3.10. При монтаже кабеля с помощью строительно-монтажного пистолета следует выполнять следующие требования безопасности:
— при забивке дюбеля в вертикальную плоскость пистолет следует держать на уровне груди; при этом голова и ноги должны быть на расстоянии от стены, равном длине пистолета;
— в момент выстрела ось пистолета должна находиться под прямым углом к поверхности строительного основания, а рука, поддерживающая пристреливаемую деталь, — на расстоянии не менее 150 мм от точки забивки дюбеля;
— нельзя забивать дюбель в строительное основание, прочность которого выше прочности дюбеля, а также в основание, обладающее хрупкостью.
3.11. При выполнении работы работнику следует пользоваться только исправным инструментом.
3.12. Ручной инструмент должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования.
3.13. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения.
3.14. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм; при этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого; рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев; при отвертывании и завертывании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами; при необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.
3.15. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.
3.16. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе.
3.17. Не следует использовать рукоятки, изготовленные из мягких и крупнослоистых пород дерева (ели, сосны и т.п.), а также из сырой древесины.
3.18. Рукоятки должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин; к свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться во избежание выскальзывания из рук.
3.19. Ось рукоятки должна быть строго перпендикулярна продольной оси инструмента; клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали, и иметь насечки (ерши).
3.20. Работать инструментом (например, напильником), рукоятка которого посажена на заостренный конец без металлического бандажного кольца, запрещается.
3.21. Инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце инструмента не должно быть повреждений.
3.22. Работник, работающий ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов:
I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;
II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию;
III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением.
3.23. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным шнуром со штепсельной вилкой.
3.24. Шнур в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента, и выступать из них на длину не менее пяти диаметров шнура.
3.25. Во время работы шнур электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами.
3.26. При пользовании электроинструментом, его шнур не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз; шнур по возможности нужно подвешивать.
3.27. Запрещается держать электроинструмент за провод, касаться руками вращающегося инструмента или производить замену режущего инструмента до полной его остановки, а также работать в рукавицах, а не в диэлектрических перчатках.
3.28. Недопустимо выполнение работ электроинструментом с приставных лестниц; на высоте свыше 1,0 м для работы с электроинструментом должна быть устроена специальная огражденная площадка.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, работник должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.4. До прибытия пожарной охраны нужно приступить к тушению пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы работник обязан выполнить следующие операции:
— отключить электроинструмент и другое используемое в работе оборудование;
— привести в порядок рабочее место, удалив с проходов посторонние предметы;
— ручной инструмент, приспособления очистить и убрать в отведенное для хранения место;
— привести в порядок и убрать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, умыться теплой водой с мылом и, при необходимости, принять душ.
5.2. О всех замеченных в процессе работы нарушениях и неисправностях необходимо сообщить непосредственному руководителю.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Биография

Учение в целом

Как греческий неоплатоник, Прокл стремился обнаружить логическую и метафизическую структуру, в которой единство охватывает, но не душит разнообразие. Он предположил лежащее в основе универсума единство сущего и самого себя, Я , но стремился утверждать разнообразие мысли и существования. Это привело его к пониманию вещей как различных видов одного общего целого, каждая часть которого есть постигающая остальные, но своим собственным особенным, ограниченным способом. Есть последовательные уровни осознания, мысли и существования, которые выстраиваются от уровня обычного опыта, где мы постоянно сталкиваемся с мимолётным пониманием столь же мимолётного мира, до того последнего уровня, где мы созерцаем первоначала и полное целое неразличённым, сверхинтуицией. Рассудок, которому помогает воображение, поднимает нас к тому высшему состоянию, которое есть сразу же и основание религиозных и этических ценностей.

Прокл интересовался интегрированным пониманием природы вещей. Задающие вопросы о том, как и что именно мы знаем, наши восприятия и верования вызывают вопросы вида: каково начало познания? Какова природа ума? Вещей, которые мы мыслим и чувствуем? Сущего? Для Прокла даже вопросы о добродетели, моральном суждении и действии, Боге, вере и спасении - все разъясняются через отнесение их к вопросам об их началах и природе. Никакой предмет не избежал его внимания, включая в себя интерпретацию поэтических трудов, где Прокл рассматривал язык как посредника для более глубоких истин. Философское исследование приводит к вопрошанию, какой именно порядок сущего лежит в основании вещей, в области ли ума, ценностей, науки или литературы.

Система Прокла сложна, и он использует очень технические термины (большинство из которых имеют корни в трудах Платона , Аристотеля и Плотина). Существуют различные комплексные концепции о нашей среде и о наших я, не потому что люди необходимо имеют яркие мечты, но потому что сама по по себе реальность сложна. Наличие в нас проблеска знания означает некоторое единство между нашим умом и объектами мысли. Кроме того, единство существенно для тождества вещей, и без этого они были бы немыслимыми, и концептуально нереальными. "Единое " есть изначальный абсолют, и оно фундаментально для интеллигибельности и существования. Мыслитель, мысли и сущие есть нечто одно. Вещи не разъединены, но распределены по уровням постоянно увеличивающегося единства. Следовательно, вопросы о различных видах бытия, познании, благе и т. д., становятся вопросами об уровнях. Для неоплатоника понимание такой схемы вещей есть залог продвижения к благой жизни и достижения того, что со дней Платона восхваляли как цель человеческих стремлений, «истинное счастье» или eudaimonia .

Метафизика

Свою метафизическую позицию Прокл разделяет с неоплатониками . Он реалист в том плане, что принимает сущее, независимое от того, что мы, люди, думаем о нём. Но собственно сущее не есть физическое, потому что доступное пяти чувствам, является эпизодическим и иллюзорным. Вещи, которые существуют, доступны уму с условием, что такой ум и его идеи суть не только персональны, но и объективны, и универсальны (это можно проследить до пересмотра концепции ума у Аристотеля Александром Афродисийским).

В своём ответе на проблему единого/многого Прокл держится между постижением вещей как несоизмеримых и их неразличимого единства. Он использует правило смеси , сформулированное в теории материальных веществ у Анаксагора , но которое во времена Плотина было распространено на область ума и понятий: «Все находится во всем, используя способ, соответствующий каждому». Если вещи (мыслимые и материальные) в конечном счёте едины, то они не могут иметь чётких границ, различающих их, но должны пребывать в некотором смысле ‘все внутри всех’. Сходство и несходство заменяет строгое тождество и различие (Платоновская теология III 7 S и W, VI 347-50 Portus; утверждение Первооснов теологии 108). Это метафизическое основание объединяется с перебором логически возможных вариантов высказываний с x (то есть: x; x и не-x; не-x), и ведет к цепям "посредников", которыми знаменит Прокл.

Триадическое развитие системы Прокла обусловлено принципом: «Любые два полярные (прямо противоположные; x и не-x тоже считаются противоположными) термина имеют один или более посредника, которые более или менее подобны каждому полюсу ». Этот принцип можно представить также как частный случай более общего принципа: «термины или понятия, различающиеся в чём-то, должны быть в чём-то схожи ». Из последней формулировки видно, что для полагания противоположных терминов необходимо существование чего-то общего между ними. Этот посредник будет являться универсалией, что делает неизбежным вопрос о его онтологическом статусе, то есть выводит нас на проблему универсалий.

Итак, для Прокла чтобы мыслить, нужно различать, а чтобы было что-то различное, должно быть что-то общее. Это восходит к платоновскому положению, что мышление состоит в различении и соединении. Презумпция наличия чего-то общего между любыми мыслимыми вещами ведёт к полной немыслимости Единого - первоначала системы Прокла (см. ниже), поскольку наличие общего с чем-то другим аспекта противоречило бы его абсолютному единству. Различие в мыслимости обусловливает различие в способах существования мыслимого и Единого : первое существует постольку, поскольку определено, а второе - постольку, поскольку его существование является условием возможности любой определённости. Хотя тройственные лейтмотивы появляются в подавляющем большинстве случаев (для примеров см. ниже о причастности), в действительности же можно вставить столько посредников, сколько потребуется (см. многозначные логики).

Однако Прокл не признаёт, что все, что можно мыслить, заслуживает места в реальности: только те мыслимые вещи, которые не зависят от единичного ума (Комментарий на Парменид Платона , строка 1054, 895-7), но могут стоять уже на своём собственном "основании" (иначе говоря, основываться на своём собственном существовании, на своей собственной ипостаси). Задача философа состоит в том, чтобы обнаружить истинные подлинно сущие термины. Чтобы извлекать смысл из разнообразия, мы группируем вещи с общими характеристиками. Но это поднимает вопрос о статусе такой характеристики и о том, каково её отношение к группе и частям. Прокл различает три смысла "целого", и признает все выводы из высказывания, что целое является суммой частей плюс причина его единства (см. также Аристотель , Метафизика 1041b, и, особенно, Платон , Теэтет 204-5). По существу целое есть монада , которая не может быть расчлененана: она есть ‘целое до частей" (утверждение Первооснов теологии 67-9). Типовой характеристикой для группы в её чистом состоянии является такое нерасчленимое целое. Она полагается как прототип , который определяет и охватывает все возможные частные формы этой группы. Много частей целого выражают прототип, но неравноценно, потому что они имеют его в различных состояниях (например, свет сам по себе, свет солнца, свет светлячка). Тогда атрибут может рассматриваться как ряд, возглавляемый своим собственным прототипом (например, монадой жизни), за которым следует множество разнообразных форм, где этот же атрибут обнаруживается (например, жизнь животного, жизнь растения). В Платоновской философии отношение "Идеи" к её материальным единичным вещам часто описывалось как причастность , потому что каждая единичная вещь не может быть объявлена обладающей всей Идеей - см., например, Парменид Платона.

Для позднего неоплатоника причастность распространяется и на отношения между концептуальными объектами, таким образом Прокл говорит в общих чертах о том, что «участвует в» и о ему «причастном». Проблема «причастности» (каким образом Идея может делиться и тем не менее поддерживать свою целостность) решается в прокловской теореме о целом и части: целое в самом себе есть на самом деле отделённая (от низшего) вещь, которая освобождена от непосредственного распространения в части: она является «непричастным» - см. Первоначала теологии . Таким образом, мы достигаем триады «не допускающее причастности себе - допускающее причастность себе - причастное». Поскольку Прокл имеет дело с метафизическим порядком, где атрибут более совершен и реален, чем его субъект-подлежащее, он далее различает между подверженным причастности атрибутом, который завершён и овеществлён в самом себе ("самогипостазирующийся"), и подверженным причастности, который должен быть всегда в пределах причастного, чтобы исполнять причастность (такие атрибуты называются образ и след). Между полностью трансцендентным ("неподверженным причастности" или "не допускающим причастности себе") атрибутом и полностью имманентным атрибутом (то есть атрибутом не только постигаемом нами, но зависящим в своём существовании от нашего мышления) находится самостоятельный имманентный атрибут. Этот посредник - основание точки зрения Прокла. Посредник указывает на объективные реальности (например, космические тела, определённые универсальные силы и свойства, духи) которые пребывают в пределах досягаемости нашего постижения, но независимы от нас.

Постоянное «истечение» от единства к множественности Прокл называет «исхождением» (эманация). Оно оставляет источник «пребывающим», неумаляемым. Вещь, которая «исходит», разбавляет характеристики источника и изменяется из-за условий, в которых она обнаруживается (например, Жизнь сама по по себе становится жизнью ума, или жизнью растений). Однако, то, что «нисходит» во множественность, никогда не разъединяет свою связь со своим первоначальным, чистым состоянием, иначе оно полностью потеряло бы своё определение (то есть, жизнь растения - все еще жизнь, а не часть растения). «Возвращение» - тенденция или движение восстановления потерянного чистого определения (которое «пребывает» неизменным). Пребывание, исхождение, возвращение не суть отдельные статические состояния, но три различимые момента единого динамического процесса; всё подвергается всем этим моментам, находясь в противоречивом положении с Единым. Эти три процесса применяются к каждой форме, свойству или объекту. Источник этой триады имеется уже у Плотина).

Уровни сущего

Вещи состоят из уровней качеств соответствующих степеней реальности. Различные степени - также модусы (состояния), потому что они изменяют любую форму, свойство или объект «способом, соответствующим каждому». (Это - философское основание для большого числа специфических обстоятельств в словаре Прокла и последующих неоплатоников). Степени связаны в широкие уровни (в дополнение к единству), типичные: реальное существование, жизнь, ум, душа, природность и тело. Каждый уровень имеет свою «неподверженную причастности монаду», за которой следует множество, которое подвергается причастности: например, Ум и умы. Движение от одного уровня к другому включает в себя «снижение» (hyphesis) или «возвышение» (anagoogee). Свойства накапливаются последовательно: реальное существование имеет единство, жизнь имеет реальное существование и единство, ум имеет жизнь, реальное существование, и единство, и т. д. Таким образом «возвышение» также является причиной некоторого аналитического возведения к первоначалам.

Прокл располагает уровни сущего по степеням совершенства (завершенности) и по степени общности (обе шкалы совпадают, так что более общее есть и более совершенное - Платоновская теология , III 20-6), по сути это инверсия Аристотелевской схемы ценностей. Душа превосходит тело, потому что она совершенствует его. Ум совершенствует душу, но также и является более общим, потому что даже животные имеют «след познания». Жизнь превосходит ум, потому что она является более общим понятием, большим по объему, и не может быть безжизненного ума. Существование , аналогично, выше, потому что даже неодушевлённые предметы имеют существование. Правило, которое выводится из теоремы целого/части Прокла: Чем ближе понятие к сущему, тем более общим оно является.

Единое, Благо и божественное

Такая крайняя трансцендентность почти обречена на провал. Как Единое = Благо вообще могут соотноситься с сущим? Прокл отверг два Единых Ямвлиха (полностью трансцендентное и то, которое является причиной иного). Тем не менее две основных проблемы-Как сущее произведено от предсущего? Как разнообразие является результатом абсолютной простоты? - все еще не были решены. Отвечая на первую проблему, Прокл подчеркивает гипостазируемые начала: Предел и Беспредельное (и Провидение). В ответе на вторую проблему он различает множественность «единых», генад . Единое, по существу, есть предел, ведь нет ничего иного, кроме него. Это означает, что Единое не имеет никакой границы, наложенной на него: оно беспредельно в потенции. Предел и Беспредельное становятся отправными точками цепи причинности , которая производит уровни сущего. Предел поставляет определение и дискретность, а Беспредельное - «переполняющуюся» способность существовать в непрерывности.

Третий фактор - провиденциальная деятельность Единого, которое достигает самого низа, индивидуальных сущих и совершенствует их благодаря единству. Кроме того, если Единое - прототип единства, то оно должно быть главой многих подверженных причастности «единых», генад . Генада тогда - единство в ядре каждого существующего, и имеется столь же много генад, как и вещей, которые существуют. Собственно генады появляются в Пределе, Беспредельном и Провидении, и поэтому приносят семена различения в корень индивидуального разнообразия вещей. Прокл выделяет далее «самогипостазирующиеся генады» (то есть те единства, которые характерны для мышления без чувственного восприятия), которые относятся к вневременным или вечным объектам, это вид, которому поклоняются как богам разнообразные религии. Простые (не самогипостазирующиеся) генады суть генады, имманентные людям, животным, растениям, минералам, и так далее.

Мыслимые сущности и душа

Самый высокий уровень, которого мысль только может достигнуть - реальное существование, или чистое существование, первая категория мыслимых сущностей. Это - объект мысли (noeeton) (Единое - вне мысли). Здесь содержание Единого приобретает свой первый уровень проявления, в том, что оно становятся на самом деле существующим и доступным для созерцания. Прокл рассматривает объект мысли как место для универсального образца, «парадигмы» (Платон, Тимей 31a) и как место для вечности. Затем он находит средний интеллигибельный уровень, соответствующий чистой Жизни, до того как она воплощена в живых существах. Жизнь означает способность умножать содержание целого.

На последнем интеллигибельном уровне, мыслящем (noeron), пребывает Ум сам по себе. Отсюда и выше мы понимаем вещи непосредственно, как бы интуитивно. Сущность Ума - «чистое мышление», содержание Ума становится различённым благодаря могуществу Ума, отождествленного с Реей (Кратил 402) и «Богиней» Халдейских Оракулов. Активное действие Ума приводит к творческой концепции вещей (poieetikon) (Платон, Тимей 28c; Аристотель, О душе 430a12).

Творческий Ум есть Бог Демиург (Платон, Тимей 29d-30c), тот, кто дает определённую форму физическому миру. Творец отличен от Единого, что явно контрастирует с христианской доктриной. Ум имеет два полярных созерцания: одно созерцает мыслимые сущности высшего и имеет интеллектуальные идеи и формы; другое вовлекается в создание времени, души и физических вещей обычного опыта.

Душа - то, что делает тело живым, и является сущностью между на самом деле существующим и становящимся (Комментарий на Тимей Платона III 254.13-17). В Платоновской традиции душа колеблется между двумя областями: одна интеллигибельна и за пределами времени; другая является физической и ограничивается телом, пространством и временем. Прокл, таким образом, определяет сущность души как вневременную, но её деятельность - как действие во времени, потому что она не может реализовать все своё содержание сразу же, но должна развернуть его на преходящее время. Он выделяет «неподверженную причастности монаду» души, которая находится «выше (физического) мира» (hyperkosmios) и не связана ни с каким телом. Традиционная платоновская мировая душа (та, что движет космос способом, измеряемым наукой), хотя и является чем-то уникальным, теперь становится подверженной причастности душой, тело которой - вся материальная вселенная.

Тело, материя и Единое

Характеристические качества тела преподносятся как его природа (physis). В живых существах природа - инстинктивный, неразумный аспект жизни, который неотделим от функций тела. Природа может отличаться от собственно души (которая является целеустремлённой и отдельной от тела) и от чистого тела (которое пассивно само по себе). Однако такие дистинкции не всегда нужны и поэтому природа часто группируется с душой или телом. «Неподверженная причастности» Природа парадоксальна (Как она может быть отдельной от тела?), что объясняет, почему Прокл явно не атрибутирует ей «генады , которые имеются выше и в (физическом) мире» (Платоновская теология VI). Природа имеет Необходимость, которая определяет физическое поведение. В самом деле, деятельность Природы создает тела непосредственно, и кажется, является монадическим источником тела; не существует неподверженного причастности тела. Тело, рассмотренное в самом себе - последнее из вещей, которые в некотором смысле существуют. Оно полностью инертно.

Живые существа двигаются из-за их витальности, а неодушевлённые - согласно их природе. Для Прокла чистое тело - количество определённой формы с трехмерной протяжённостью. Материя , с другой стороны, не есть даже определенное существо, а возможность для чего-либо быть тем, что оно есть. В низшем конце метафизической шкалы объекты становятся постепенно всё менее и менее сложными: живые существа без проблеска ума (растения), неодушевлённые, которые испытывают недостаток в жизни, и материя, которая испытывает недостаток даже в определённом сущем. То есть чем более общей и совершенной является причина, тем далее она простирает своё могущество.

На низших уровнях, вещи получают атрибуты исключительно более общего вида, не общие и особенные. Состав из свойств с максимальным их числом в ряду достигается на уровне явлений, который населяют люди. Начиная с него и вниз число частных свойств постепенно уменьшается. Таким образом, мы достигаем простоты двумя различными способами: в высшем смысле таково Единое; в низшем - материя.

По Проклу материя получает непрерывное, универсальное могущество и является непосредственным результатом распространения Единого на Беспредельное (в отличие от деления Плотином материи на интеллигибельную материю и чувственную материю). Материя обладает известной степенью блага и ценности. Как и Единое, она является самой неясной и бесформенной: Единое является первичным по отношению к интеллигибельному определению, и материя вне его досягаемости. Это не означает, что Прокл полагал материальные объекты кратчайшим расстоянием до Единого. «Возвращение» к Единому - «возвышение» через уровни сущего в максимальном смысле, с более совершенными свойствами.

Зло

Прокл полностью отвергает существование зла как чего-то абсолютного. Он не обнаруживает его на любом из уровней сущего, и даже в материи, которая «является некоторым образом благой». Всё, включая в себя материю, имеет свои корни в Едином, которое есть Благо.

Если бы был источник для зла (Плутарх обвинял в этом злую мировую душу, гностики - Демиурга, и христиане - дьявола), тогда зло должно быть «вне даже полной нехватки существования … далее, чем ничтожность несуществования» (

Развитие промышленности и современного городского хозяйства совершенно невозможно без использования трубопроводов разного назначения. Бесперебойная работа систем отопления водоснабжения, канализации, газовых, нефтяных магистралей и т. д. может быть обеспечена только при условии соблюдений положенных технологий и нормативов во время их прокладки. Способов сборки трубопроводов существует множество.

Какие технологии могут использоваться

Существуют следующие основные методы прокладки трубопроводов:

  • Открытый способ предполагает сборку магистралей по опорам, а также в непроходных и проходных коллекторах.
  • Закрытый или бестраншейный способ. Предполагает прокладку трубопроводов под землей без предварительного вскрытия грунта.
  • Скрытый способ. В этом случае трубы тянутся по вырытым траншеям.

Для сборки магистралей в зависимости от особенностей транспортируемой среды, методов монтажа и внешних условий могут использоваться трубы, изготовленные из разных материалов: бетонные, металлические, пластиковые, керамические, асбестовые. В городах прокладка трубопроводов водоснабжения может производиться в одной траншее с другими коммуникациями (магистралями отопления, кабельными системами и т. д). При этом допускается использование как траншейной, так и канальной технологии.

Особенности открытого способа прокладки трубопроводов

По такой методике может производиться прокладка трубопроводов отопления, водоснабжения, канализации и т. д. Использование под магистрали непроходных каналов в сравнении с траншейным методом имеет одно неоспоримое преимущество. Проложенные в них трубы не подвергаются давлению грунта во время пучения или подвижек, а следовательно, служат дольше. Недостатком этой методики считается затрудненный доступ к магистралям при необходимости их ремонта.

Прокладка трубопровода в проходных каналах обходится дороже. Однако в этом случае специалисты обслуживающих компаний имеют возможность доступа к магистралям без необходимости проведения земляных работ.

Над поверхностью земли трубы обычно прокладывают только в неблагоустроенных районах населенных пунктов, в качестве временных магистралей и т. д. Опорами под них могут служить разного рода бетонные и металлические конструкции, эстакады, стены сооружений и т. д.

Способы прокладки трубопроводов в городах могут быть разными. Но в любом случае магистрали по населенным пунктам тянут вне зоны давления в грунте от сооружений и зданий. Это способствует сохранению фундаментов в случае прорыва. Все подземные городские разделяют на три большие группы: магистральные, транзитные и распределительные. К первой разновидности относятся все основные коммуникационные сети населенного пункта. Транзитные трубопроводы проходят по территории города, но никак в нем не используются. Распределительными называют магистрали, отходящие от основной непосредственно к зданиям.

Скрытый способ прокладки

Строительство трубопроводов по этой методике выполняется чаще всего. Основным преимуществом прокладки труб в траншеях является ее относительная дешевизна. Однако технология сборки в данном случае должна соблюдаться неукоснительно. Ведь доступ к трубам в данном случае затруднен и следует добиться того, чтобы ремонт трубопроводу требовался как можно реже.

Правила проведения работ при скрытой прокладке

Траншеи под магистрали могут использоваться мелкозаглубленные или глубокие. В первом случае закладка трубопровода производится на 50-90 см. При использовании глубокого способа траншеи выкапывают ниже промерзания грунта. Прокладка может производиться на глубине до 5 м. Правила при укладке магистралей соблюдаются такие:

  1. Если грунт плотный, трубы укладываются непосредственно на него.
  2. При прокладке на глубине свыше 4 м, либо если трубы изготовлены из не слишком прочного материала, устраивают искусственную подложку. Так же поступают при условии сборки магистралей в сложных гидрогеологических условиях.
  3. Дно траншей подготавливают таким образом, чтобы трубы соприкасались с ним на всем протяжении. Имеющиеся пустоты засыпают местными грунтами или песком.
  4. При наличии грунтовых вод в самых низких местах устраивают приямки для их откачки.

Скрытый способ прокладки: особенности технологии

Технология сборки магистралей выбирается в том числе в зависимости от того, трубы из какого материала используются. Полимерные сваривают по нескольку штук (до длины 18-24 м) непосредственно возле объекта хранения, а затем доставляют к месту прокладки. Здесь в летний период времени их собирают в непрерывную нитку, после чего помещают в траншею. Монтаж производится с помощью передвижных сварочных установок. Зимой трубы укладывают в траншею по одной и соединяют склеиванием или с помощью резиновых колец.

Строительство трубопроводов керамических по уклону производят сверху вниз. Перед началом монтажа трубы осматривают на наличие сколов. Соединяют их раструбным методом с уплотнением битумной прядью и устройством замка из цементного раствора. Примерно так же укладываются и бетонные трубы. В качестве уплотнителя в данном случае может использоваться резиновое кольцо.

Асбоцементные с давлением до 0,6 МПа собирают с применением двухбуртных асбоцементных муфт, а с давлением до 0,9 МПа — с использованием чугунных фланцевых. ведут с применением цилиндрических муфт. Стальные магистрали прокладывают с использованием сварки.

Бестраншейный метод

Прокладка трубопровода этим способом используется в основном при невозможности сборки по скрытой технологии. К примеру, именно так тянут магистрали под оживленными автотрассами, железными дорогами, наружными инженерными коммуникациями и т. д. Существуют следующие методы бестраншейной прокладки трубопроводов:

  • проколом;
  • продавливанием;
  • горизонтальным бурением;
  • щитовой проходкой.

Прокладка методом прокола

По этой технологии тянут магистральные трубопроводы на суглинистых и глинистых грунтах. При ее использовании можно прокладывать трубопроводы длиной до 60 м. Заключается эта методика в следующем:

  • на трубу надевается стальной наконечник;
  • на определенном расстоянии от препятствия выкапывают котлован и устанавливают в него гидравлический домкрат на опорах;
  • в котлован опускается труба со вставленной в нее трубой меньшего диаметра - «шомполом»;
  • производится поэтапный прокол грунта.

При использовании этой методики земля наружу не вынимается. В процессе прокола она просто уплотняется по окружности трубы.

Метод продавливания и технология щитовой проходки

Эти технологии также довольно-таки часто используются при необходимости сборки трубопроводов под препятствиями. Прокладка трубопровода методом продавливания позволяет преодолевать препятствия длиной до ста метров. Труба в данном случае открытым концом продавливается в грунт. Образующаяся при этом внутри нее земляная пробка удаляется.

Состоит из опорной, ножевой и хвостовой части. Вторая обеспечивает срезание породы и углубление конструкции в массив. Опорная часть имеет вид кольца и предназначена для придания конструкции необходимой жесткости. В хвостовой части расположен пульт управления щитом.

Направленное горизонтальное бурение

Этот метод считается наиболее затратным. Но у него есть одно безусловное преимущество. С использованием такой технологии можно проходить даже самые плотные грунты. Бурение в данном случае производится специальными штангами, соединенными шарнирами. Осуществляться проходка может со скоростью 1,5-19 м/ч. К сожалению, эту технологию нельзя использовать при наличии на участке грунтовых вод.

Таким образом, выбор методики прокладки трубопроводов зависит от особенностей грунта, материала изготовления труб, производственной необходимости. В любом случае технологии сборки магистралей должны соблюдаться в точности. Качественный трубопровод — гарантия бесперебойной работы промышленных предприятий и городских коммунальных сетей.

ПРОКЛ (412–485) – древнегреческий философ-неоплатоник, глава Афинской школы, крупнейший и влиятельнейший философ поздней античности ().

О жизниПроклаизвестно из биографии, написанной его учеником Марином (Прокл, или О счастье ), а также из фрагментов Жизни Исидора Дамаския . В возрасте 19 лет Прокл становится учеником Плутарха Афинского, после смерти Плутарха продолжает учение у Сириана, а в 437 сам становится во главе платоновской Академии в Афинах (отсюда вторая часть его имени – Прокл Диадох, то есть преемник (в данном случае – на посту схоларха)).

Сочинения Проклатесно связаны с его преподавательской деятельностью. Основу его наследия составляют комментарии к сочинениям Платона, Аристотеля и Плотина, а также собственные трактаты. Прокл составил введение к философии Аристотеля, комментарий к Введению Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (Категории , Герменевтика , Аналитики ), ко всем основным диалогам Платона, входившим в школьный курс платоновской экзегезы (т.н. «канон Ямвлиха»), из них дошли целиком или частично комментарии к Алкивиаду , Кратилу , Государству , Тимею и Пармениду . Проклнаписал также толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также Орфическую теологию и Согласие между Орфеем , Пифагором и халдейскими оракулами . Составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Свод основных понятий и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой Начала физики и Начала теологии . Одним из самых значительных собственных произведений Прокла является систематический труд Теология Платона.

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского Парменида : сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее генады – сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, синтетически объединяющее принципы предела и беспредельного. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души. Следующая ступень – внутрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела.

В эту иерархическую структуру Прокл включает традиционных олимпийских богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Низшим онтологическим уровнем, но все-таки производным от высшего, является материя.

Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук и добродетелей: физике, этике, математике, философии соответствуют теоретические добродетели, которые приобщают человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические – выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.

Философия Прокла – наиболее подробный вариант школьного платонизма – оказала громадное влияние на всю средневековую философию, а также философию Возрождения.

Сочинения: Первоосновы теологии. Гимны . М., 1993;

ПРОКЛ

ПРОКЛ

(Proklos) Диадох (412-485) - др.-греч. философ-неоплатоник. Учился в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы Академии платоновской; сочинения П. тесно связаны с его преподавательской деятельностью.
Иерархия универсума строится у П. по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее , оно же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или , понимаемое на основе платоновского «Филеба» как моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души. Следующая - демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже - «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и человека. Ниже всего - неодушевленные тела. В эту расчлененную иерархическую структуру П. включает традиционных греч. богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует « », бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная , тождественная силе рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал.
физика и этика, математика , философия - таков наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий жизни, чем научное познание: парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если (эрос) связывает с божественной красотой, открывает божественную , то соединяет с благостью богов.
Философия П. - наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европейскую, византийскую, араб. философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский , Пико делла Мирандола и др.).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПРОКЛ

Диадох (8.2.412, Константинополь,-17.4.485, Афины) , др.греч. философнеоплатоник. О жизни П. известно из биографии, написанной его учеником Марином («П., или О ») , а также из фрагментов «Жизни Исидора» Дамаския. Учился в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы платоновской Академии; соч. П. тесно связаны с его преподават. деятельностью. П. составил комм. ко всем 12 диалогам Платона, входившим в принятый начиная с Ямвлиха школьный курс платоновской экзегезы; из них дошли целиком или частично комм. к «Алкивиаду», «Кратилу», «Государству», «Тимею» и «Пармениду». Для школьного обихода П. написал толкования отд. мест из Гомера и Ге-сиода, а также «Орфич. теологию», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами» и наставление по аллегорич. толкованию мифов «О мифич. символах». П. составил комм. к Плотину, к философии Аристотеля и комм. к трактату «О пяти общих понятиях» Порфирия, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемич. трактатов П. посвящён отд. проблемам - промыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку осн. понятий, правил и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонич. метафизики представляют собой «Начала физики» и «Начала теологии» (рус. пер.- «Первоосновы теологии», 1972) . Систематич. носит «Теология Платона».

Иерархия универсума строится у П. по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее единое, оно же благо и бог ; далее сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского «Филеба» (23 с-d) как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души. Следующая ступень - демонич. «просто души»: ангелы, демоны в собств. смысле и герои. Ещё ниже - «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего - неодушевлённые тела. В эту расчленённую ие-рархич. структуру П. включает традиц. греч. богов, распределяя их по триадами разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бес-сознат. сила, тождественная с силой рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал.

Наряду с иерархией бытия П. строит иерархию наук: физика и этика, математика , философия - таков ряд наук, соответствующий теоретич. добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем науч. познание: парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божеств. озарению; если любовь (эрос) связывает с божеств. красотой, истина открывает божеств. мудрость, то вера соединяет с благостью богов. По свидетельству Марина, П. говорил, что должен быть «иереем целого мира» (см. в кн. : Диоген Лаэртский , О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1979 , с. 485) . Философия П.- наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю ср.век. философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европ. , визант. , араб. философию, а также философию Возрождения (Николай Кузанский , Пико делла Мирандола и др. ) .

In Platonis Rempublicam commentarii, ed. W. Kroll, v. 1-2, Lpz. , 1899-1901; In Platonis Timaeum Commentaria, ed. E. Diehl, t. 1-3, Lpz. , 1903-1906; Commentary on the first Alcibiades of Plato, ed. by L. G. Westerink, -Amst, 1954 ; Elementatio physica, ed. H. Bpese, В., 1958 ; Tria opuscula, ed. H. Boese, В., 1960 ; Commentarius in Platonis Parmenidem, hrsg. v. v. Cousin, Hildesheim, 1961 ; Elements of theology, transl., introd., comm. by E. R. Dodds, Oxf. , 19632; Theologie platonlcienne, livres 1-3, texte et trad, par H. D. Saffrey et L. G. Westerink, P., 1968 - 78.

Rosan L. J., The philosophy of Proclus, N. Y. , 1949 ; eutler R., Proklos der Neuplatoniker, в кн. : RE , Hlbbd 45 1957 , col. 186-247; Beierwaltes W., Proklos. Grundzuge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965 ; Trouillard J., L"un et l"ame selon Proclos, P., 1972.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПРОКЛ

(род . 410, Константинополь – ум. 485, Афины)

древнегреч. философ, глава неоплатоновской школы, «великий схоласт» античности, при котором достиг своего последнего расцвета. Прокл дал четкую разработку осн. неоплатоновского понятия эманации (истечение, объединение, возврат к единому, к Богу) и уже отличал интеллектуальное (априори) от интеллигибельного (трансцендентного). Он населил промежуточное между Богом и человеком царство ангелами, господами (архонтами) и демонами. Его требует углубления в первоединое. Осн. произв. Прокла – «Теологическое учение об элементах» – сыграло значительную роль в эпоху средневековья. Кроме того, он написал многочисленные комментарии к диалогам Платона и к Евклиду, в предисловиях к которым описывается платоновских Академий.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПРОКЛ

(Προκλῇς) (410–485)– представитель афинской школы неоплатонизма, ближайший ученик Сириана и его преемник по руководству Академией платоновской. В огромном лит. наследстве П. (неск. тысяч страниц), до сих пор монографически не исследованном, многие сочинения являются философско-теоретическими. Прежде всего сюда относятся "Элементы теологии..." (греч. , англ. пер., коммент., "The elements of theology...", Oxf., 1965), состоящие из 211 тезисов, содержащих в себе всю систему неоплатонизма, т.е. рассмотрение проблем "единого", "ума", "души" и "космоса". Сюда же относится соч. "О богословии Платона" ("Procli Successoris Platonici in Piatonis Theologiam libri sex", Hamb., 1618; Fr./M., 1960), огромное , заключающее в себе учение о методах использования Платона для философии, подробное учение об "едином", о богах мыслимых (интеллигибельных), мыслящих (интеллектуальных) и мыслимо-мыслящих (интеллигибельно-интеллектуальных). Остальные три филос.-теоретических трактата П. сохранились только в лат. переводе 13 в. Вильема из Мёрбеке: "О десяти сомнениях касательно промысла", "О промысле, судьбе и о том, что в нас", "Об ипостасях зла" ("Prodi Diadochi tria opuscula", Berolini, 1960). Дошли до нас комментарии П. к платоновским диалогам "Тимею" ("Procli Diadochi in Piatonis Timaeum commentaria, v. 1–3, Lipsiae, 1903–1906), "Пармениду" ("Procli Diadochi in Piatonis Parmenidem commentaria, Lipsiae, 1840, нов. изд. 1961) и др., содержащие систематич. изложение всех центральных вопросов неоплатонизма и массу историко-философского материала. Все эти комментарии П. являются лучшим образцом применения того метода толкования Платона, которое ввел Ямвлих. П. написал также ряд сочинений философско-научного и мистического характера.

Филос. концепции П. основаны на триадич. методе. Триадич. расчленение предмета господствует у П. повсюду – во всех отделах философии, мифологии, мантики и т.д. Триадич. сводится к утверждению трех моментов: 1) пребывание в себе (), неделимое единство, наличие (ὕπαρξις), отец, отчее начало, ; 2) выступление () из себя, или за свои пределы, причинение или на иное в виде причины, переход их единства во , начало делимости, мать, материнское начало, ; 3) возвращение из инобытия обратно в себя (ἐπιστροφή), возведение расторгнутого множества опять в неделимое единство, расчлененное единство, или единораздельная (т.е. структурная) . Универсальная Плотина – "единое", "ум" и "душа" – остается в полной мере и у П., но только каждый из ее членов обработан у него уже при помощи этой триадич. схемы.

От первого момента триады абсолютно непознаваемого "единого" П. отделял другое "единое", к-рое уже содержит в себе нек-рую множественность, но эта едино-множественность еще не содержит никаких качеств и есть только энергия самого различения и членения, и потому она предшествует "уму", поскольку этот последний есть не только расчлененность, но и то, что расчленяется. Указанная едино-множественность образует у П. совершенно специфич. ступень эманации "единого", существующую между абсолютным "единым" и "умом"; и эту ступень П. называл числом, или областью чисел, или "надбытийными единицами". Т.о., "надбытийных чисел" впервые введено в неоплатонизм в качестве самостоятельной эманационной ступени именно П., хотя в принципиальной форме соответствующее учение о числах дано Платоном и Плотином.

П. дал триадич. членение и второго момента триады, т.е. "ума": 1) "ум" как пребывание в себе, к-рый характеризуется как " " (νοητός – мыслимый), т.е. как то, что в "уме" является предметом для него самого, терминологически у П. это есть "бытие", или ; 2) "ум" как выхождение из себя, как "интеллектуальный" (νοηρός – мыслящий), как "умом" самого себя, – "ум" в собственном смысле слова, или ; 3) "ум" как возвращение к самому себе, как бытия и мышления, объекта и субъекта; "ум" как " " или "вечность", "жизнь – в себе" (αὐτοζῷον) – "интеллигибельно-интеллек-туальный" .

Триада П. резко отличается от новоевроп. триадич. . Новая триада отражает прогрессирующий ход мыслей (так что в ней богаче и тезиса, и антитезиса), триада П. имеет регрессивное , поскольку синтеза он помещает между первым и вторым моментом, так что наиболее полным и богатым "умом" является "ум интеллигибельный", менее богатым – "ум интеллигибельно-интеллек-туальный", а еще менее богатым "ум интеллектуальный". Здесь, т.о., мы имеем дело с эманацией, к-рая, чем дальше, тем больше ослабевает.

В связи с триадич. учением об "уме" стоит и мифологии П. Здесь П. устанавливал три триады. Последняя триада, ввиду триадич. деления двух первых ее членов, превращается в седмирицу (гебдомаду) с повторением этой гебдомады в каждом из составляющих ее моментов, так что в последней триаде – 49 богов-умов. На основе того же триадич. учения интерпретирует П. и "души", включающий в себя божеств., демонич. и человеч. "души".

Историч. значение П. определяется не столько интерпретацией мифологии, сколько тонким логич. анализом, непосредственно не связанным ни с какой мифологией, ни с какой метафизикой и представляющим огромный материал для изучения истории диалектики. Большое значение имела диалектика космоса П. Крупнейшими последователями П. явились на Западе Николай Кузанский, на Востоке – И. Петрици.

Философия П., сочетавшая магию, чудотворение, мантику, теургию с систематич. духом, аналитич. проницательностью, виртуозностью детальнейших выкладок, доходящих до своеобразного пафоса и экстаза рассудочности, отражала катастрофу всей рабовладельческой античности и полную безвыходность для реальной ориентации в жизни.

Соч.: Procli philosophi platonici opera, ed. V. Cousin, Parisiis, 1864.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940 (по имен. указат.); Berger Α., Proclus. Exposition de sa doctrine, P., 1840; Kirchner H., De Procli neoplatonica metaphysica, В., 1846; Lindsay J., Le système de Proclus, "Rev. de Metaphysique et de Morale", 1921; Rоsan L. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1949; Trouillard J., La monadologie de Proclus, "Rev. philosophique de Louvain", 1959, v. 57, No 55; Beierwaltes W., Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik. Fr./M., 1965; Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd. 1, Fr./M., 1964, S. 346–48.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ПРОКЛ

ПРОКЛ (Πρόκλος) Диадох (8 февраля 412, Константинополь - 17 апреля 485, Афины) - греческий философ-неоплатоник. О жизни его известно из биографии, написанной его учеником Маринам (“Прокл, или О счастье”), а также из фрагментов “Жизни Исидора” Дамаския. Учился у грамматиста в родном городе его родителей, Ксанфе Ликийском, риторике и римскому праву - в Александрии, но после путешествия в Константинополь решил посвятить себя философии. Вернувшись в Александрию, Прокл занимается философией Аристотеля и математикой, а затем в конце 430 или в начале 431, в возрасте 19 лет, отправляется в Афины. Здесь он обращается к Сириану, преподававшему платоновскую философию, который сводит его с Плутархом, официальным главой Академии, Прокл читает с Плутархом “О душе” Аристотеля и “Федона” Платона. После смерти Плутарха под руководством Сириана читает Аристотеля, Платона и намеревается прослушать курс по “Халдейским оракулам”. Однако в 437 Сириан умирает, и Прокл замещает его в качестве главы платоновской Академии. Как наследник Плутарха и Сириана, оставивших приличное , Прокл и руководимая им школа были материально независимы. Будучи практикующим язычником (по свидетельству Марина, Прокл говорил, чтофилософ должен быть “иереем целого мира”, - см.: Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 485), Прокл проявлял лояльность по отношению к городским властям, в т. ч. к христианам. Однако однажды из-за угрозы преследования со стороны христиан ему пришлось покинуть Афины и провести год в Лидии. Ок. 482 практически перестает писать и преподавать. Через три года он умирает, оставив своим преемником Марина.

Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Он составил введение к философии Аристотеля, комментарии к “Введению” Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (“Категории”, “Герменевтика”, “Аналитики”), ко всем 12 диалогам Платона (см. Афинская школа), входившим в принятый, начиная с Ямвлиха, школьный куре платоновской экзегезы; из них дошли целиком или частично комментарии к “Алкивиаду”, “Кратилу”, “Государству”, “Тимею” и “Пармениду”. Для школьного обихода Прокл написал толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также “Орфическую теологию”, “Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами” и наставление по аллегорическому толкованию мифов “О мифических символах”. Он составил к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемических трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам - промыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку основных понятий, правил и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой “Начала физики” и “Начала теологии” (рус. пер.: Первоосновы теологии, 1972). Систематический характер носит “Теология Платона”.

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского “Парменида”: сверхсущее Единое, оно же благо и бог ; далее сверхсущие единицы-боги (предложенное Сирианом, принятое и развитое Проклом второй гипотезы “Парменида”, позволяющее поместить на высшей ступени универсума наряду с единым богом множество языческих богов), которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского “Филеба” (23 c-d) как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мысляшие души. Следующая ступень - внутрикосмические боги, универсальные души, демонические “просто души”: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже - “частичные души”, одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего - неодушевленные тела.

В эту расчлененную иерархическую структуру Прокл включает традиционных греческих богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует “природа”, бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал. Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук: физика и этика, математика , философия - таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов. Философия Прокла - наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европейскую, византийскую, арабскую философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский , Пико делла Мирандола и др.).

Соч. (тексты, переводы и комментарии): In Platonis Rempublicam commentarii, ed. W. Kroll, t. 1-2. Lpz., 1899-1901; Proclus, Commentaire sur la “République”, trad. et notes par A. J. Festugière avec le concours de A. Ph. Segonds, vol. 1-3. P., 1970; In Platonis Tnnaeum Commentaria, éd. E. Diehl, t. 1-3. Lpz., 1903-1906; Commentaire sur la “Timée”, trad. et notes par A. J. Festugière avec le concours de Ch. Mugler et de A. Ph. Segonds, vol. 1-5. P., 1966-68; Commentary on the first Alcibiades of Plato, ed. by L; G. Westerink. Amst., 1954; Sur le “Premier Alcibiade” de Platon, texte et. et trad. par A. Segonds, vol. l- 2. R, 1985-1986; Proeli Diadochi Lycii, Elementatio physica, rec. A; Ritzenfeld. Lpz., 1912; Tria opuscula, ed. H. Boese. B., 1960; Trois études sur la Providence, texte et. et trad. par D. Isaac, vol. 1-3. P., 1977-1982; Conunentarius in Platonis Pannenidem, hrsg. v. V. Cousin. Hildesheim, 1961; Commentaire sur le “Parménides” de Platon, trad. de Guillaume de Moerbeke, édition critique par C. Steel, vol. 1-2. Leuven, 1983-1985; Commentary on Plato"s “Parménide”, transi, by G. R. Morrow, with introd. and notes by J. M. Dillon. Princeton, 1987; Scholia vetera in Hesiodi “Opera et dies”, ed. A. Pertusi, Mil., 1955; Procli Diadochi, In primum Euclidis “Elementorum” librum commentarii, ed. G, Friedlein. Lpz., 1873 (repr. Hildesheim, 1967]; A Commentary on the first Book of Euclid"s “Elements”, with introd. and notes by R. G. Morrow. Princeton, 1970; Hymnes et Prières, texte grec et trad. de H. D. Saffrey. P., 1994; Anawafi G. C. Un fragment perdu du “Aeternitate mundi” de Proclus.- Mélanges de Philos, grecque offerte à Monseigneur A. Dies. P., 1956, p. 21-25; Procli Diadochi, Hypotyposes astronomicaruni positionum, éd. C. Manitius. Lpz., 1909; Aujac G. Une source de la pensée scientifique de Proclus: Geminos de Rhodes.- “Diotima”, 1976, 4, p. 47-52; WesterinkL.G, Exzerpte aus Proklos" “Enneaden”-kommentar bei Psellus.- “Byzantinische Zeitschrift”, 1959, 52, S. l-10. Рус. пер.: Комментарий к первой книге “Начал” Евклида. Введение, ред. греч. текста, пер. и комм. Ю.А. Шичалина. М., 1994; Элементы физики, пер. С. В. Месяц.- В сб.: Философия природы в античности и средние века, ч. 2. M., 1999, с. 204-232.

Лит.: Rosàn L. J. The philosophy of Proclus. N. Y, 1949; Beienvalfes W. Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik. Fr./M., 1965; TrouillardJ. L"un et l"âme selon Proclos. P., 1972; Gersh S. E. Kinesis akinetos. A study of spiritual Motion in the Philosophy of Proclus. Leiden, 1973; Martano G. Procio di Atene. L"ultima voce speculativa del genio ellenico. Napoli, 1974; Proclus et son influence. Actes du Colloque de Neuchâtel , éd. par G. Boss et G. Seel, avec une introd. de F. Brunner. Z., 1987; Proclus, Lecteur et interprète des Anciens, Actes du Colloque international du CNRS , publié par J. Pépin et H. D. Saffrey. P., 1987; On Proclus and his Influence in Medieval Philosophy, ed. by E. P. Bos and P. A. Meier. Leiden, 1992; Scotti Muth N. Procio negli Ultimi quarant"anni. Termi metansici e problemi del pensier antico.- “Studi e testi” 27, Mil., 1993. См. также лит. к ст. “Начала теологии” и *Теояогия Платона”.

Ю. А. Шшалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :
  • Словарь личных имен
  • Прокл - Прокл: последний самобытный голос языческой античности Прокл родился в Константинополе в 410 году, а умер в 485. Из его богатого наследия немало дошло до нас. Укажем на комментарии к платоновским диалогам и, особенно, на Платоническую… … Западная философия от истоков до наших дней

    Слава его опережает Словарь русских синонимов. прокл сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (412 485), древнегреческий философ. Осуществил универсальную диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода; ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из инобытия обратно в … Современная энциклопедия

    - (412 485) древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРОКЛ, по прозванию Диадох, т.е. «преемник» (410 485) греческий философ неоплатоник. Родился в Константинополе, в 20 лет переехал в Афины. Учился в Александрии у грамматика Ориона, потомка египетского жреческого рода; математике у Герона; ученик… … Новейший философский словарь

    - (412 485), древнегреческий философ, с 437 глава платоновской Академии в Афинах. Осуществил универсальную конструктивно диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе,… … Энциклопедический словарь

    Прокл, по прозванию Диадох, т. е. преемник (в управлении афинскойшколой) главный представитель позднейшего неоплатонизма и последнийзначительный философ древнего мира (410 485); происходил из богатогосемейства ликийского города Ксанфы, родился в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Прокл - (Пр оклович, Пр окловна) … Русский орфографический словарь