Библейские имена мужские по месяцам. Красивые и редкие православные имена для русских мальчиков

В православном христианстве существует традиция, согласно которой новорождённых принято нарекать в честь святого или угодника, память о котором празднуется в день, когда родился малыш. Как вариант, православное имя для мальчика можно выбрать созвучным его, если родители назвали малыша именем, не упоминаемым в святцах . В этом случае с выбором может помочь священник перед крещением .

Традиции выбора

Выбор имени для ребенка - дело серьезное и ответственное. Во многих семьях этот вопрос решают по-своему, могут быть и определенные традиции.

Так, например, часто называют первенцев в честь деда либо отца. У некоторых есть свои семейные списки «разрешенных» и «запрещенных» по каким-либо причинам имен. Кто-то придерживается церковного календаря.

При выборе имени будущим родителям следует обращать внимание на:

Следует помнить о том, что ребёнок будет носить своё имя всю жизнь . Поэтому нужно выбрать то, которое ему тоже будет приятно слышать. Чтобы обдумать все варианты, стоит попробовать поставить себя на место ребёнка. Важно обратить внимание и на произношение имени мальчика и его отчества. Они должны звучать гармонично и быть легко произносимыми.

Православные имена для мальчиков

В последнее время все больше людей обращаются к своим истокам. В России все чаще родители выбирают православные имена для мальчиков.

В 2017 году были популярны Александр, Максим, Михаил, Иван, Даниил, Дмитрий, Матвей. Скорее всего, их популярность не станет меньше и в 2018. Все они встречаются в календаре православных имен для мальчиков.

Решение, как назвать сына, многие папы и мамы принимают еще во время беременности. Узнав примерную дату родов, они могут воспользоваться церковным календарем имен по дате рождения и выбрать подходящее по дате рождения.

Варианты для рожденных зимой

Для «зимних» мальчиков предлагается немало вариантов:

Весенние и летние имена

Весной и летом церковь отмечает память многих святых и угодников. Правда, часть имен звучит для современных людей очень необычно, поэтому родителям стоит подумать, стоит ли так называть сына:

Выбор для осенних именинников

Среди осенних имен немало популярных и только набирающих популярность:

  • 19 октября - Святой апостол Фома. Он был одним из апостолов Христа, ремесленником. Имя: Фома, Тамас, Том.
  • 31 октября - Святой апостол Лука. Он был одним из учеников Христа, имел профессию врача, но также и художника. Имя: Лука.
  • 8 ноября - Святой мученик Димитрий. Он назначен патроном пасторов. Имя: Димитрий.
  • 21 ноября - Святые Михаил и Гаврил, самые важные ангелы, которые объявили о рождении Христа и Иоанна Крестителя. Имя: Михаил.
  • 13 декабря - Святитель Андрей. Это был брат Петра, считающийся защитником моряков и рыбаков. Имя: Андрей.
  • 19 декабря - Святой Николай. Он совершил чудеса и дети любят праздновать день в его честь. Имя: Николай.

Русские церковные имена для мальчиков по месяцам можно узнать в любом храме у священника, а также посоветоваться с ним для принятия лучшего решения . Церковный список будет намного обширнее. Возьмём, к примеру, имена для мальчиков в ноябре по святцам. Он будет состоять из более чем 30 имён, как минимум, одно имя святого для каждого дня. Будут представлены как редкие, так и более часто встречаемые имена.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников

Имя – это своего рода визитная карточка человека. «Как корабль назовешь, так он и поплывет» – есть такая пословица. Психологи считают, что имя во многом предопределяет судьбу и характер человека. Помимо этого у православного христианина оно определяет небесного покровителя. Родителям мальчика, будущего мужчины, стоит хорошо обдумать, как назвать свое чадо, посмотреть святцы, где можно выбрать красивые имена по церковному календарю, почитать жития святых.

Традиция наречения

В христианстве наречение происходит, как правило, во время крещения, но может осуществляться и отдельно от него. По благочестивой русской традиции малыша называют на восьмой день.

Связано это с иудейским обрядом обрезания, происходившим в это же время. Крещение происходит, как правило, на 40 день. По преданию, именно в этом возрасте младенца Христа впервые принесли в Иерусалимский храм.

Раньше в русских деревнях было принято, чтобы новорожденного мальчика или девочку нарекал сам священник, сверяясь с церковным календарем, а родители узнавали об этом только при крещении. Люди, крестившиеся в зрелом возрасте и уже названные не по-христиански имя, получали второе. Так, князя Владимира при крещении нарекли Василием, а его мать княгиню Ольгу – Еленой.

После принятия на Руси христианства народ долго не мог отойти от языческих обычаев, и иногда они внедрялись в церковную жизнь. На Западе нашей страны долго было принято давать ребенку два имени. Одно тайно нарекалось на крещении, а другое использовалось в жизни. Первое знал только избранный круг лиц, делалось это для защиты от сглаза.

Не везде христиане выбирают имена по святцам для мальчиков и девочек. К примеру, в православной церкви Болгарии родители сами придумывают, как назвать ребенка, не ориентируясь на церковный календарь. По благочестивой традиции в церковном календаре выбирается одно из тех имен, которые идут за месяц до и после дня его рождения. Так, если мальчик родился в ноябре, то имена по святцам для него нужно смотреть с середины октября до середины декабря. Все православные имена для мальчиков по месяцам рождения написаны в церковном календаре, Прологе и Четьи Минеи.

Важно! В русской православной церкви не принято называть мужчин Иисус (по благоговению перед Спасителем), Иуда (памятуя поступок предателя) и Адам.

Многие спрашивают, зачем называть мальчика исходя из списка православных и по церковному календарю? Действительно, наречение по дате рождения не прописано ни в Евангелии, ни в Апостольских посланиях, ни даже в постановлениях Стоглава и Вселенских соборов.

Это всего лишь благочестивая традиция, принятая Византией. Все церковные имена для мужчин когда-то носили святые, мученики или бесплотные небесные силы.

Называя мальчика в честь одного из них, родитель дарит ему дополнительную защиту и сильного молитвенника на небесах.

На что обратить внимание при выборе имени для мальчика или девочки?

  1. Перевод. В церковном календаре написано его значение. Зачастую красивое по звучанию имеет совсем нелестное значение. Так, например, ветхозаветная праведница Рахиль с еврейского переводится как «овца».
  2. Житие. Жизнеописание святого должно играть главенствующую роль и служить своего рода руководством для носителя. К сожалению, судьбы некоторых угодников Божиих безвозвратно утрачены. Самые полные собрания жития святых можно прочитать у Дмитрия Ростовского и в Прологе.
  3. Звучание. Каждый язык имеет свои особенности. Слова, которые житель России произнесет с легкостью, будут не под силу индусу или африканцу. Имена для мальчиков по церковному календарю собраны из разных стран и языков. Стоит задуматься, приживется ли оно в нашей стране и насколько легко будет его произносить.
  4. Сочетание. Помимо благозвучия, следует обратить внимание на совместимость с отчеством и фамилией. Думаю, многие согласятся, что Исидор Иванов или Клеопатра Коробова звучит несколько комично и глупо.

Полезное видео: как выбрать имя по церковному календарю

Имена для мальчиков

Мальчик – это будущий мужчина, который должен стать главой семьи, мудрым и сильным. Наречение должно соответствовать этим качествам, подчеркивать их. Характер мальчика в том числе формируется и благодаря этому. Имен для мужчин в православных календарях в три-четыре раза больше, нежели женских, поэтому родителям есть из чего выбрать. Предлагаем забытые православные имена мальчиков, которые красиво звучат и несут благородный смысл.

Внифантий (Вонифантий) – в переводе с греческого «добродетельный». День памяти святого в первый день календаря – 1 января. Мальчики, рожденные в первый месяц года, обладают сильным характером, непоколебимой волей и острым умом. Внифантий был мучеником, жестоко пострадавшим за веру в Христа.

К этому святому мужчины обращаются за молитвенной просьбой об избавлении от пьянства, разврата и чревоугодия. Такие мальчики уравновешенны и спокойны. Они прямолинейны, знают свою цель и идут к ней.

Внифантиям свойственна строгость, даже некоторая жестокость в отношении врагов и обидчиков, однако в кругу семьи это заботливые и любящие мужчины. Их отличает аккуратность, даже некоторая педантичность. Хорошо подходят Внифантиям специальности архитектора, юриста, адвоката, руководителя компании.

Апеллий (Апеллес, Апелл) – в переводе с греческого «входящий в собрание». Это один из семидесяти апостолов, ученик и сподвижник Иисуса Христа. День его памяти по церковному календарю – 17 января. Мальчики и мужчины Апеллии обладают неподражаемым красноречием и умением найти подход к каждому человеку. Прекрасно им подойдет профессия врача, психолога, священника. Они веселы, немного ветрены и не обидчивы, спокойны, непривередливы и неприхотливы. Как правило, быстро женятся и хранят верность в браке.

Сатурнин – в переводе с римского «сеющий и жнущий». День памяти в церковном календаре – 5 января. Святой Сатурнин пламенно исповедовал и стойко претерпевал страдания за веру в Бога. К мученику обращаются, прося помощи в работе и других начинаниях, для избавления от лености и тунеядства. Сатурнинов отличает трудолюбие и горячность. Они – лидеры, способные организовать коллектив. Мальчики и мужчины Сатурнины общительны, коммуникабельны, легко находят общий язык со всеми.

У них много хороших знакомых, но близко к себе мужчины подпустят лишь избранных. Семейные отношения Сатурнинов складываются непросто благодаря эмоциональности и вспыльчивости мужчин, однако избранница может чувствовать себя как за каменной стеной. Муж отгонит от любимой всех врагов и никогда не предаст. Сатурнинам подойдут творческие специальности, а также руководящие должности.

Познавательно! Сильная о помощи: от чего она помогает

Феликс – в переводе с латинского «счастливый, безмятежный». Память святого празднуется в феврале. Мужчины, появившиеся на свет во второй месяц календаря, отличаются смелостью и коммуникабельностью.

Они – прирожденные лидеры, однако иногда не могут сдерживать своих чувств. Святой Феликс вел праведную жизнь, был епископом и мученически пострадал за христианскую веру.

О чудесах его слагали легенды, по сей день святому Феликсу возносят молитвы и хвалу для помощи в учебе, работе и других начинаниях. Нареченные так мужчины легкомысленны и позитивны. Мужчины Феликсы не стремятся к богатству, карьере или чему-то мирскому, гордость им не присуща. Эти люди счастливы здесь и сейчас. В семейной жизни мужчины верны и терпеливы. Не помнящие обид, они с трепетом и нежностью относятся к своей избраннице.

Андриян (Андриан) – в переводе с древнегреческого «сильный, могучий». Память святому по календарю празднуется 17 апреля. Андриан родился в семье благочестивых родителей и исповедовал христианскую веру всю свою жизнь.

Был прославлен чудесами и исцелениями. Андрианы спокойны и флегматичны. Ни одно событие не может выбить мужчину из колеи, он всегда сохраняет рассудительность и спокойность. Андрианы абсолютно честны и прямолинейны, в жизни иногда это мешает. Они ответственно выбирают себе спутницу, женятся, как правило, поздно. Андрианам подойдет профессия врача, судьи, аналитика и священника.

Никандр – в переводе с греческого «побеждающий людей». Православная церковь празднует его память 24 июля. Святой был пустынником и учеником преподобного Иоанна Лествичника. Мужчина прославился постничеством, воздержанием и молитвой. О его смирении ходили легенды, знатные люди приезжали знакомиться с ним, но со всеми святой был прост и скромен, никогда не принимал даров.

Никандры – это властолюбивые люди, умеющие организовать работу и вести за собой людей. Никандрам подойдут руководящие должности, хорошие специалисты получаются и в сфере программирования и юриспруденции. Никандры имеют огромное количество друзей, позитивны, но сдержанны. Вспыльчивы, но быстро отходят и не держат обид. Несмотря на кажущуюся суровость, эти мужчины – большие романтики, и семья для них всегда на первом месте.

Важно! Никандром звали одного из великих царей Спарты. На годы его правления пришлись самый первые в истории Древней Греции олимпийские игры.

Таврион – в переводе с греческого «восседающий на быке». Память святого празднуется 20 ноября. Таврион заступился за девушку, которую язычники собирались сделать кровавой жертвой своим идолам, за что принял мученическую смерть. Таврионы обладают острым умом и феноменальной памятью. Несколько ленивы, но умеют применять свои знания в нужной ситуации. Они свободолюбивы, предпочитают путешествовать и познавать новое. Увлекаются живописью и поэзией. В любви непостоянны и ветрены, семьей обзаводятся поздно.

Полезное видео: имена мужские

Вывод

Имена для мальчиков редкие и красивые, к счастью, вновь обрели популярность. Многие сомневаются, стоит ли называть ребенка так непривычно. Ответ очевиден – конечно, стоит! Это придает человеку статус и уникальность, врезается в память и вызывает интерес.

Многие писатели и поэты современности берут себе псевдонимы, дабы выделиться из серой толпы. Обладателя же редкого старинного имени вряд ли с кем-то спутают. А самое главное, как обрадуется небесный заступник появлению у себя нового чада! Называя так мальчика, родители обеспечивают ему путевку в светлое будущее.

Вконтакте

Родился сын – наследник, защитник, папина надежда и мамина опора. Счастливым родителям предстоит решить важную задачу: как назвать малыша? Часто этот вопрос решен заранее. Но иногда по этому поводу возникают споры и даже ссоры. Каждый понимает, что имя, данное ребенку, останется с ним на всю жизнь. Считается, что оно определяет судьбу, поэтому крайне нежелательно звать человека по-другому.

Вконтакте

Одноклассники

Критерии выбора

Чем обычно руководствуются родители, выбирая имя для новорожденного?

  • красивое звучание;
  • так зовут родственника (дедушку, папу, дядю);
  • имя значимого для семьи мужчины (скажем, доктора, спасшего жизни мамы и новорожденного);
  • православная традиция (имена для мальчика по месяцам и числам);
  • любимый футболист, общественный деятель, герой фильма, певец, всемирно известный человек.

Прежде чем выбрать сынишке имя , взрослым необходимо учесть несколько факторов:

Крещение Руси способствовало тому, что детей стали нарекать в честь святых, прославившихся своими деяниями. Родители были убеждены, что посредством имени возникнет духовная связь и православный великомученик станет покровителем их малыша, подарит ему часть своих удивительных качеств.

День ангела - дата, с которой соотносится имя человека в святцах. Иногда она совпадает с днем рождения, иногда – нет. Одно и то же имя в церковном календаре может встречаться несколько раз. На один и тот же день припадает несколько православных святых. Одно имя может праздновать День ангела несколько раз в году. Например, Афанасий может родиться как в январе, так и в ноябре.

Как правильно выбрать имя по святцам? Православная церковь предписывает называть мальчика именем, соответствующим дню рождения или крещения. Если по какой-то причине ряд имен не подходит, можно посмотреть восьмой или сороковой день с даты появления на свет малыша.

Имена по месяцам: православный календарь

Речь пойдет именно о незаслуженно забытых именах , которые сегодня только и прочтешь в исторической или церковной литературе, описывающей деяния православных святых. И вот они, позабытые, но все же благозвучные и красивые, потихоньку вплывают в наш обиход.

И хотя многие родители по-прежнему называют своих малюток традиционно, но все чаще встречаются детки с ретроименами.

В святцах много подзабытых имен . Некоторые встречаются в отчествах людей постарше. Еще и сейчас можно услышать: Никанорович, Антипович, Прокофьевич или Афанасьевич. А вот такие, как Влас, Силуан или Фаддей, давно вышли из обихода. И все же многие старинные имена имеют право на жизнь.

Январь

Есть среди многочисленных именинников января красивое имя Серафим (с еврейского «огненный ангел»). День ангела – 15.01.

В православии эти ангелы ближе всего к Богу. Они призваны зажигать в сердцах людей искру веры и любви к Всевышнему.

Серафимы - очень активные и жизнерадостные люди. Эрудиты, которым легко даются новые знания. Но иногда бывают легкомысленными.

Ласковые производные: Сима, Фима, Симуля.

Другие редкие именинники января: Тимофей, Евтихий, Игнат, Нифонт, Феоген, Леонтий, Силуан, Прокл.

Февраль

Мальчика, рожденного в феврале, хорошо наречь Владимиром, Захаром, Федором. Привычное звучание этих имен не принесет неудобства ребенку в детском саду или школе.

Поклонникам старины можно рассмотреть такие варианты: Арсений, Ипполит, Иннокентий, Всеволод.

В последнее время все больше набирает популярность старинное имя Марк . Прогнозируют, что распространенность будет возрастать и дальше.

Марк с латинского обозначает «молоток». Церковь же связывает его с личностью святого проповедника, ученика Петра и автора «Евангелия».

Мальчик Марк – шумный ребенок, проказник и затейник, а все потому, что привык быть в центре внимания. Во взрослой жизни он очень осмотрителен: «в гору не пойдет, лучше гору обойдет». Умеет договариваться и убеждать.

Ласково Марка называют Мариком или Маркушей.

Февральских мальчиков еще можно именовать Федором, Януарием, Лаврентием, Макаром, Климентом, Серафимом, Палладием.

Март

Первый весенний месяц – пора именин у Ильи, Михаила, Льва, Василия, Богдана, Афанасия, Владимира.

Панкратий Тавроменийский – ученик апостола Павла – умер смертью мученика во имя православных идей.

Панкратий имеет сильный характер . Бывает вспыльчивым и резким, часто конфликтует, но способен на жертвы и бескорыстие во имя идеи. Презирает консервативность, часто критикует существующий порядок.

Ласково его называют Панкрашей, Паней.

Другие (неупотребляемые) имена: Иеремий, Исайя, Пимен, Тит, Нил, Никандр.

Апрель

Касаемо апрельских именин, стоит раскрыть тайну имени Лазарь (с еврейского «Бог помог»). Отмечается 7 апреля.

Церковь связывает это имя с личностью Лазаря Сербского, который погиб от руки неверных в 1389 году. Князь был известен как просветитель, несущий идеи христианства своему народу.

Самая яркая черта Лазаря – гордость . Он очень самолюбив и осторожен. «Не доверяйся никому», - по этому принципу живет этот мужчина. Он способен ради достижения общей цели принести в жертву соратников. Лазари долгожители, причем с возрастом не теряют ясности ума.

Ласкательные прозвища: Заря, Лазарка.

Другие именинники апреля: Никита, Яков, Владимир, Вениамин, Савва, Севастьян, Гаврила.

Май

5 мая отмечает день ангела Климент (с латинского «милостивый»).

В православии известен Климент Анкирский, который более 20 лет принимал муки за веру христову, а в конце жизненного пути был казнен.

Имя предопределяет Клименту такие черты, как уравновешенность и спокойный нрав . Мужчина очень добрый, к нему тянутся и люди, и животные. Ведет здоровый образ жизни и часто свою деятельность связывает со спортом и тренерской работой.

Другие варианты имени: Клим, Климушка, Климуша.

Также в мае день ангела у Исаака, Всеволода, Платона, Леонтия, Филимона, Тараса, Касьяна.

Июнь

Июньские ребята могут быть названы в честь Тимофея, Ипполита, Никиты, Георгия, Луки.

Православные почитают Иллариона Великого, известного учреждением монастырей в Палестинской пустыне.

Нрав у Иллариона легкий . Он скромный и непритязательный, слишком впечатлительный, если дело касается чужих бед, хотя свои всегда держит при себе. В характере может присутствовать толика упрямства и честолюбия.

Ласковые прозвища: Ларик, Ларюша, Ларюшка.

Июль

Мефодий, Василий, Николай, Юлиан, Геннадий, Гавриил, Семен, Мартин, Филипп - так можно назвать мальчиков, появившихся на свет в июле.

3 июля именины у Глеба (слово скандинавского происхождения, означающее «любимец богов»).

В православии имя связано с личностью князя Глеба (братья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть).

Мужчина, названный Глебом, имеет твердый характер. Он уверен в себе и целенаправлен. Отличается отсутствием тщеславия, надежностью и хозяйственностью. Глеб может быть упрямым и медлительным, страдать отсутствием чувства юмора.

Варианты имени: Глебушка, Глебка.

Август

Тех мальчиков, которые родились в августе, можно назвать Тихоном, Иваном, Кузьмой, Ефимом, Трофимом, Николаем, Макаром, Родионом, Моисеем, Прохором, Пахомом, Серафимом, Семеном.

Пророк Елисей, как учит православная церковь, всю жизнь нес израильтянам слово об истинном Боге.

Человек, носящий это имя, умен и энергичен. И хотя у него очень тонко развита интуиция, но он хороший аналитик. Также Елисей обаятелен, благороден, способен на сильные, возвышенные чувства. Он иногда бывает эгоистичным и амбициозным.

Варианты имени: Лесейка, Елеся, Елисейка, Леся.

Сентябрь

Первый осенний месяц среди прочих имеет таких именинников: Федор, Виктор, Карл, Иосиф, Самуил, Исаак, Игнат.

Церковью почитается Евфимий Солунский, который в раннем возрасте отрекся от мирской жизни, все свои деяния посвятил упрочению идей христианства.

Мальчик, получивший это имя, растет творческой личностью . Он фантазер, эмоционален и артистичен. Мужчина Ефим любит готовить и очень ценит семью и дом, часто бывает мнительным и ревнивым.

Ласкательные прозвища: Фима, Ефимка, Ефимчик, Ефима.

Октябрь

Октябрьских малышей можно назвать Вениамином, Валентином, Матвеем, Константином, Германом, Ипатием, Дионисием, Иосифом.

Малыша, родившегося 10 октября, нареките Аристархом . Имя происходит с греческого и переводится как «предводитель лучших».

Православные почитают великомученика Аристарха – единомышленника . Был епископом, принял смерть в Риме, оставшись верным христианским постулатам.

Аристарх – человек мужественный и прямой , нетерпим к лукавству, хороший лидер. За друзей кинется в огонь и воду, умеет отстаивать свое мнение, может быть активным участником и организатором всевозможных митингов, маршей и забастовок. Остро реагирует на несправедливость, готов искоренять зло.

Ласково Аристарха называют Сташа, Аристя, а коротко – Рис.

Ноябрь

Этот хмурый осенний месяц как бы компенсирует своим сыновьям неприглядность будней, награждая их яркими, «солнечными» чертами характера. Дети ноября – легко увлекающиеся мечтатели, очень добрые, отзывчивые и влюбчивые.

Именно таким незлобивым и легким характером одаривает ноябрь Степана . Причем день ангела отмечается и 10, и 12 ноября. С греческого Степан переводится как «венок».

Обычно маленькие Степы – шаловливые и шумные дети. Очень любознательные, они подвержены травмам. В школе – непоседы и балагуры, смешно копируют окружающих. Взрослые Степаны – искусные манипуляторы. Могут легко навязать свое мнение, повести за собой, искренни и щедры в любви и дружбе.

Ласково можно называть Степушкой, Степанчиком, Степашей, Степой.

Декабрь

В декабре празднуют именины Варлаам, Прокл, Филарет, Парамон, Афанасий, Геннадий, Нил, Галактион, Кирилл, Фаддей.

Великомученик Платон, христианский проповедник, отказался принести жертву римским богам, за что был подвержен пыткам и обезглавлен.

Маленькому Платону интересно среди взрослых. Он очень любознателен и развит не по годам, а знания впитывает, как губка.

Взрослый Платон не любит работать по указке, очень независим. Он трудоголик, но часто спорит с начальством, поэтому редко достигает высот в карьере. Иногда им можно манипулировать, если использовать исключительно метод «пряника». Платон добрый, щедрый и гостеприимный хозяин.

«Как вы яхту назовете…»

Перевернут последний лист календаря. Перед глазами промелькнуло множество имен – красивых, старинных, испытанных временем. И совсем неважно, солнечный май за окном или дождливый ноябрь. Нет плохой погоды, и нет нехороших имен. Важно лишь то, как человек все воспринимает.

Что значит имя для ребенка:

  • способ самоидентификации (на вопрос: «Ты кто?» ребенок, скорее всего, ответит: «Я — Дима»;
  • связь с семьей и Родиной;
  • идентификация в обществе;
  • оказывает влияние на характер.

И если уж папа с мамой выбрали для сынишки необычное имя, нужно сделать все, чтобы ребенок, а в будущем и взрослый мужчина, не стеснялся его произносить. Расскажите о знаменитых тезках, поведайте о замечательных качествах, которые заложены в имени, подчеркните его уникальность. И пусть ваш ребенок будет счастлив!